Спасутся ли все.

Начиная следующую беседу, невозможно не сказать о вопросе, который задают очень часто: почему в мире существует много разных религий? Всем как будто понятно, что Бог один, но почему же религии по содержанию такие разные? Хотя многим, напротив, кажется, что эти религии имеют много общего, и заповеди у них примерно одни и те же. Наконец, почему Господь попустил существование на земле разных религий?

Первая причина очень проста, и в то же время печальна. Если спросить рядового мусульманина, иудея, католика, или даже православного, почему вы исповедуете именно эту религию, то в подавляющем большинстве случаев услышим в ответе аргументы, ничего общего не имеющие с критериями Истины. Например, в современной Индии 90% её жителей исповедуют индуизм – религию языческую (10% мусульмане). В главной книге индуизма Ведах названы имена более трех тысяч богов. Индусы верят, что вся наша планета населена таким количеством богов и богинь. В каждой общеобразовательной индийской школе день учащихся и учителей начинается с общей молитвы. И так было веками. Даже в XXI веке в этом отношении ничего для индийцев не изменилось, и это не мешает им учиться на отличных программистов, инженеров, а многие студенты вузов признаются в своей любви к серьезной науке, и свое будущее связывают с ней. Индия сегодня имеет статус ядерной державы и начинает реализовывать далекоидущую программу по освоению космоса. Из всего этого очевидно, что в Индии живут отнюдь не темные люди, но почти весь их интеллектуал нацелен на решение чисто земных проблем, а не на поиск Истины. Они, не рассуждая, верят в то, во что верили в Индии и две и три тысячи лет назад. Верят в тех богов, в которых верят их родители, в которых верили все их предки. С этой религией очень тесно связаны их традиции, образ жизни, культура. Им не интересно западноевропейское кино, у них очень популярны только индийские фильмы: ценности иного мира для них чужды. В этом есть положительная сторона, но есть и отрицательная. Последняя состоит в том, что такая жизнь по традициям предков давно стала для рядового индийца жизнью по привычке, основанной лишь на аргументе, что так было всегда.



В России дела обстоят не лучше. Представьте, что ваши родители были бы не православными (если они вообще верующие), а мусульманами. Очевидно, что дети мусульман посещают с родителями мечети и обычно становятся мусульманами. Как часто можно услышать от русских людей аргументы, что мы живем в православной стране, родители или бабушки нас крестили в веру православную... Простите, а если бы мы родились в Афганистане, или той же Индии?

Очевидно, что первая причина существования множества религий состоит в нежелании людей искать правду, Истину, Бога. В большинстве случаев выбор их религии в действительности никаким выбором не является, а слепым, часто случайным подражанием тем, кто когда-то за них сделал свой личный выбор. Живешь, допустим, с детства среди мусульман, и все родственники твои мусульмане, или среди индусов, и тебе кажется, что это единственный мир, единственно правильный. Как младенец находится в утробе своей матери, ему там тепло, хорошо, и это и есть для него весь мир, другого ему не надо, так часто и взрослые духовно не превосходят младенцев.

Если человек совершает осознанный выбор, размышляет над содержанием религии, пытается осмыслить его, то это еще не значит, что он действительно ищет Истину. Всем известно как, например, князь Владимир Святославович, крестивший впоследствии Русь, выбирал себе новую веру, будучи ещё язычником. К нему приезжали послы из разных стран и рассказывали ему о содержании своей религии. Были у него мусульмане, и, между прочим, сказали, что разрешено у них мужчине иметь несколько жен. Нестор-летописец пишет о том, как эта идея понравилась князю, ибо у него было много жен, но когда он услышал от послов о запрете любого спиртного для мусульман, заявил о неприятии такой веры: мол, какой праздник на Руси без вина?

Как ни забавен эпизод из жизни святого князя Владимира (святым он стал, конечно, после осмысления православной веры), тем не менее, здесь есть о чем подумать. Едва ли не все в жизни мы выбираем себе по душе, чтобы душе нашей было приятно: выбираем по душе себе квартиру, машину, цвет обоев, музыку, друзей, любимого, и наконец, можем осуществить для себя по душе выбор религии. Нужно ли напоминать, что душа наша больна греховными страстями? В вещах, в предметах, в своих возлюбленных очень часто хотим мы реализовать свои греховные страсти, и даже в собственных детях, что же говорить о религии, если она выбирается по душе верующего? Откуда в ней возьмется Истина?

Как не странно, но чаще всего человек боится Истину, она его пугает своей бескомпромиссностью, она осуществляет беспристрастный суд над грехами человека, которые так приятны его душе, а потому он отворачивается от Истины и создает в своем воображении карикатуру на неё. В дохристианскую эпоху человечество со времен Адама быстро постаралось позабыть истинного Бога, и наводнилась земля языческими религиями именно потому, что Истина большинству не нужна, человеческое себялюбие, тщеславие и гордыня не терпят Истины, её постепенно выдавливали из своей жизни, пока полностью не заменили более приятным душе многобожием. Вовсе отвергнуть свою религиозность они не могли, им необходимо было хоть какое-то объяснение своего земного существования, а веру в науку тогда еще не придумали, которой можно было бы заменить религию. Так были выдуманы людьми боги, по своим качествам ничем не лучше людей, кроме умения творить чудеса и знания будущего (вспомните мифы древней Греции о богах, или мифы древних египтян). А если боги не лучше людей, враждуют, завидуют друг другу, тогда и человеку духовно стремиться не к чему, и осуждать себя не за что, он всегда доволен собой. И сегодня в нас живет неистребимое желание всякий раз сравнивать себя не с теми, кто лучше нас, не со святыми и героями, а с теми, кто нам кажется хуже нас, чтобы быть довольными собой и иметь право осуждать других.

Почти все свое мировоззрение, увы, мы чаще всего формируем с юности, слепо копируя чужие мысли, идеи, опыт, добавляя к нему то, что нам больше всего по душе: правильным для себя считаем то, что нравится. Отчего столько разногласий между людьми? Любой факт мы тут же готовы смешать с личными пристрастиями, а их так же много, как много в каждом из нас греховных страстей. Не Истину мы ищем, а чаще всего во всем себе ищем душевный комфорт: стремимся реализовать потребности свои душевные, а не духовные. Религия, выбираемая лишь согласно семейным традициям, традициям народным, или выбираемая по душе, не содержит в сознании верующего ничего реально духовного, иначе говоря, не содержит в себе правильной духовной жизни. Именно за это осуждал набожных фарисеев Христос, называя их «гробами окрашенными» за бездуховность их веры. Или, например, многие считающие себя православными на деле таковыми не являются: им приятна мысль, что, по их мнению, они попадут в рай за исполнение норм морали и регулярное посещение храма, а рай представляют как сказочную страну, в которую пропускной билет надо вымолить у Бога. Обычно разговоры таких верующих о религии ограничиваются темами о чудесах и пророчествах, что есть и что пить во время поста, и какой следующий праздник намечается по церковному календарю. Такая религиозность является душевной, а не духовной, удовлетворяющая лишь душевные потребности человека.

Лишь очень немногие люди ищут Истину в своей жизни и жаждут её. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» - говорит Господь. Бог есть дух, и только дух человека откликается на Истину и способен соединяться с ней через любовь к ней. Истина и правда не есть равнозначные по смыслу слова: Истина без смирения и любви перестает быть правдой. (Гордый, отрицающий Бога ученый никогда не познает окружающий мир: любые открытые им законы природы будут являться истинами относительными, т.е. неполными)

Но ведь бывают и объективные причины у человека, в силу которых он при всем желании не может знать ни о Христе, ни о правильной, истинной религии. Любая информация сегодня как никогда доступна для большинства людей. А если человек, допустим, родился в эпоху Средневековья, где-нибудь в Центральной Африке, или в Малайзии, как быть ему? А люди, жившие в дохристианскую эпоху, просто в принципе ничего не могли знать о христианстве. Отцы Церкви считали, что спасает душу не мировоззрение человека, не образование, не рациональное богословие, каким бы правильным оно не было, а прежде всего спасает правильное внутреннее состояние человека, при котором ничего даже не зная о Христе, об истинной религии, он готов принять её, принять Истину, к познанию которой стремится его дух. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» - говорит Господь. Дух человека должен стать по своему состоянию родственным Духу Божьему – вот главный закон спасения. Ветхозаветные пророки, святые и люди праведные, жившие задолго до Рождества Христова, по своему внутреннему состоянию были христианами, не знавшими Христа, готовыми принять Его с радостью. Что же касается правильного образования, то оно может способствовать улучшению духовного состояния человека, а может и погубить его, сделав тщеславным и гордым, или не изменить вовсе. Вся жизнь на земле устроена Богом так, что мудрым Своим Промыслом Господь через разные обстоятельства жизни людей располагает их (всех нас) к наиболее правильному внутреннему состоянию насколько это возможно, и в первую очередь тех, кого еще можно спасти.

Господь не желает быть истиной навязанной человечеству, а потому попускает существование разных религий: это имеет и духовное значение, т.к. в процессе её поиска в человеке зарождается любовь к Богу.

Теперь, когда мы поговорили о причинах существования разных религий, можно вернуться к первоначальному вопросу этой главы и ответить на него по существу: так все-таки, спасутся ли не православные? Чем именно, кроме общего мировоззрения, отличается Православие от других конфессий?

Многие наверное сталкивались в своей жизни с миссионерами христианских сект, которые на улицах городов подходят порой к прохожим с Библией в руках, и вскоре начинают уверять своих слушателей, что только их учение спасительно, что они уже спасены Христом, а те, кто не станет их явным сторонником, обречены погибнуть навсегда. Примерно такую же позицию по отношению к инакомыслящим и к любым инославным всегда занимали иудеи, мусульмане, католики. Порой так рассуждают и те, кто уверенно считает себя православным. За принадлежность к их религии и выполнение заповедей обещают спасение души, а всем остальным пророчат ад. Такой взгляд не раз порождал (и продолжает порождать) религиозный фанатизм и желание «осчастливить» все человечество. Мусульмане огнем и мечом распространили ислам на огромное количество народов, уничтожая «неверных». Католики-христиане с неменьшим упорством и жестокостью с крестами шли уничтожать мусульман ради «освобождения» Иерусалима. Да и наши русские старообрядцы и иные раскольники дня сегодняшнего отзываются об остальных православных едва ли не как о духовно погибших.

В отличие от всех других конфессий, Православие ставит перед человеком принципиально более глубокую цель и качественно иную. А потому у людей действительно православных не может быть фанатизма и нетерпимости. Давайте посмотрим внимательно, кого из верующих ставил в пример для остальных Христос, и вспомним, каким именно примером стал Он Сам.

Однажды Господь рассказал притчу о мытаре и фарисее. Фарисеями называли себя те, кто строго выполнял все религиозные предписания, считал себя благочестивым человеком: эти люди уверенно воспринимали себя как лучшую часть своего народа. Мытари выполняли роль сборщиков податей, нередко злоупотребляли своими должностными обязанностями, беря с малограмотных людей больше положенного, за что их профессия презиралась в обществе. В этой притче говорится как один фарисей, молясь в храме, благодарил Бога за свою вполне благополучную жизнь, а увидев среди молящихся знакомого ему мытаря, добавил про себя: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив будь ко мне грешному!» Заканчивая притчу, Христос сказал: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Как-то раз, Христа пригласил к себе в дом фарисей по имени Симон. Многие тогда считали за честь увидеть своим гостем самого Иисуса и отобедать с Ним, ведь в народе одни говорили, что Он великий пророк, а некоторые даже видели в Нем Мессию, Сына Божьего. И вот, после трапезы, Христос, сидя во дворе дома Симона, продолжал с ним беседу, как вдруг ко Христу подошла местная женщина: она села на колени и начала молча плакать, и своими волосами, мокрыми от слез, стала вытирать Иисусу ноги и целовать их. Более того, эта женщина принесла с собой сосуд с очень дорогим маслом – миром и начала им мазать Ему ноги. Господь же, ничего не говоря женщине, продолжал сидеть рядом с хозяином дома. Того, в свою очередь, шокировала эта картина, ведь местные жители знали, что эта женщина блудница. Симон подумал про себя: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Этот фарисей не только не верил, что рядом с ним Спаситель, Сын Божий, но даже засомневался, пророк ли Он? По мнению добропорядочного и верующего человека, каким считал себя Симон, истинный пророк сразу должен определить с кем он имеет дело, а поняв это, с негодованием отвергнуть эту женщину, сказав ей что-нибудь подобное: «Отойди от меня! Как смеешь ты прикасаться ко мне!» Если бы Христос произнес такие слова, тогда бы Симон убедился, что перед ним великий пророк – вот менталитет казалось бы глубоко верующего человека, и так думали практически все фарисеи. А что изменилось с тех пор? И сегодня, если по каким-либо причинам нам кажутся окружающие люди хуже нас самих, мы считаем себя вправе презирать их, или как минимум высокомерно осуждать.

Зная мысли любого человека, Господь обратился к хозяину дома и сказал: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». Он говорит: «Скажи, Учитель». Иисус сказал: «У одного богатого человека было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?» Симон отвечал: «Думаю, тот, которому более простил». Он сказал ему: «Правильно ты рассудил». И обратившись к женщине, сказал Симону: «Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит».

Очевидно, что в притче о мытаре и фарисее, и в разговоре с Симоном, Господь указывает на необходимость смирения, которое драгоценнее внешней праведности, внешней нравственности и религиозности, легко делающих человека надменным и гордым, неспособным никого любить по-настоящему, ни Бога, ни людей. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Не сочувствие к нашей праведности и к нашим достоинствам привлекает к нам Господа, но Его милосердие к нашей греховности и немощи, нами сознаваемой и оплакиваемой». Практически все Евангелие состоит из подобных по содержанию примеров, хотя и разных по форме: примеров искреннего покаяния, глубокого смирения, и чистосердечной веры, такой, какая бывает, к примеру, у детей. Как-то раз, апостолы хотели отогнать детей от Христа, потому как Его постоянно окружали толпы людей с бесконечными просьбами и вопросами: они не хотели, чтобы лишний раз, по всяким пустякам беспокоили их Учителя. Однако Господь «вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царство Божия, как дитя, тот не войдет в него». И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10,14-16). Мы все знаем из жизни, что дети не лицемерные, как взрослые, более бесхитростные, не алчные и не коварные, доверчивые. Дети более легко забывают обиды и быстрее прощают. Осознавая свое неведение, они безоговорочно доверяют родителям, учителям, взрослым, и послушны им. Господь поставил нам взрослым в пример маленьких детей, указав на две главные особенности в них: с одной стороны это чистота сердца, смирение, послушание («ибо таковых есть Царство Божие»), и с другой – доверие Богу, такое, как у детей к их родителям («кто не примет Царство Божия, как дитя, тот не войдет в него»). Доверие же к Богу строится на вере в Его заповеди, заповеди евангельские, вере, что все, о чем просит нас Господь выполнить, есть великое благо для человека, а реализация Его заповедей является единственной дорогой к подлинному счастью.

А однажды ученики спросили Христа: «Кто больше в Царстве Небесном?» В ответ Господь подозвал дитя и поставил его среди слушателей, и сказал: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мат.18,1-4). Почему Господь ни разу не похвалил кого-нибудь за мудрость, за ум, или за какие-либо способности? Потому что не умом своим, не внешней мудростью (образованностью) спасается человек, и не великими делами, а Божьей благодатью, которая входит в его душу по мере его смирения. Христос говорит нам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мат.11,29). Ум – это умение нравственно оценивать свои поступки, правильно анализировать свои мысли, желания, чувства, это стремление в себе искать истину. Умом своим человек осуществляет процесс самопознания: познает свойства своей души и осознает слабость своего духа и недостаточность духовных сил (или силы духа) для победы над своим себялюбием, над своим самомнением. Умом мы познаем себя, и начинаем все больше понимать, что и дня не можем прожить и не тщеславиться, не осуждать и не раздражаться, не обижаться и не завидовать... Умом человек познает свою духовную немощь – невозможность справиться со страстями своей души самостоятельно, без Бога, что располагает его к смирению. По мере смирения, человек становится способным к восприятию Божьей благодати, которая связывает действия страстей, ограничивает их, ограждает от бесовских напастей, и тем самым открывает возможность для развития духа человека, силы любви в нем. Если же страсти погасить без смирения, тогда вместо любви появится еще больше самомнения, тщеславия и гордыни: человек со временем будет неизбежно убежден, что он всего достиг сам (бесы ради этого даже перестанут искушать его), начнет осуждать других, потеряет остатки любви и окончательно духовно погибнет, став родственным по духу дьяволу. Можно быть нравственно безупречным, совершать много важных дел, а внутри быть сущим сатаной.

Только смирение и любовь делают человека по-настоящему мудрым. Мудрость же это не умение лишь рассуждать, а умение смирять дух свой. Поэтому Господь указал не на ум, не на мудрость, и тем более не на способности как цель жизни, а на смирение и любовь, которые в свою очередь и рождают чистый ум, глубокую мудрость и возможность наиболее полно раскрыть свои таланты.

Наконец, невозможно не вспомнить еще об одном евангельском примере. Как известно, Христос был распят между двумя настоящими разбойниками. Из толпы людей, собравшихся на эту публичную казнь, раздавались крики: «Сойди со креста, покажи нам чудо, и мы все уверуем в Тебя!» Только некоторые женщины искренне плакали. И действительно, не легко было не утратить веру во Христа как в Спасителя человечества, как в Сына Божьего, видя Его униженным, избитым, осмеянным и распятым между разбойниками. Это теперь нам легко все принять, а вы представьте себя две тысячи лет назад в этой толпе, и задайте себе вопрос: неужели этот измученный, весь в крови человек есть Бог, могущий спасти меня?

Один из распятых разбойников хотя и сам страдал, но поддержал выкрикивающих из толпы, обращаясь к висящему рядом Христу: мол, действительно, сойди со креста и нас спаси. Сам же продолжал злословить Христа. «Другой же напротив унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю» (Лук.23,39-43).

Те, кто раньше искали исцелений и чудес во Христе, надеялись скоро увидеть Его земным царем, теперь разочаровались в Нем, видя Его распятым и поруганным, а те, кто находили Истину в Его проповедях, остались верны Спасителю, хотя многие не без колебаний. На этом фоне пример покаявшегося разбойника особенно удивителен. Видимо он еще раньше слышал об Иисусе (уверенно говорит о Христе, что «Он ничего худого не сделал»), но лишь со слов других людей, ведь весь Иерусалим в те дни обсуждал приход Мессии – и этого для него было достаточным, чтобы уверовать, но уверовал, как ему показалось слишком поздно: жизнь уже прожита и приговор ей вынесен («достойное приняли по делам нашим»). Он посчитал дерзостью даже просить прощения у Господа, хотя раскаяние его очевидно. Что может заслужить «на том свете» разбойник, грабивший людей на дорогах? – ясно, вечного осуждения, и в этом он не сомневается, как видно из его слов. Этот бывший разбойник еще не подозревал в тот момент, что покаяние, смирение и искреннее доверие Богу, которое у него уместилось всего в три слова («помяни, меня Господи») есть самое драгоценное в людях, потому что только на этой основе зарождается настоящая в человеке любовь. Выпросить прощение невозможно, можно получить прощение, изменившись внутренне, а для этого нужно всем сердцем полюбить Истину. Первым вошел в рай не праведник, не священник и даже не пророк, а до глубины души покаявшийся и уверовавший в Истину разбойник.

Так спасутся ли неправославные? Если в нашем сознании еще возникает такой вопрос, значит мы еще далеки от истинного православия, или лучше сказать, далеки от православного состояния, потому что стать православным, значит расположить себя к особому состоянию души и духа. Если мы далеки по чистоте сердца от дитя, поставленного в пример Христом, тогда нам более подходит то внутреннее состояние, которое имел кающийся мытарь, блудница и разбойник. Благочестивые по виду фарисеи, но себялюбивые, тщеславные и завистливые, разговаривая со Христом у входа в храм, услышали от Него то, чего никогда и ни от кого не ожидали услышать: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мат.21,31). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мат.23,27-28).

Слово «православие» означает «правильно славить Бога», но славить Бога не словами лишь, а сердцем, для чего необходимо изменить внутреннее состояние, чтобы не сказал о нас Господь: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мат.15,8).

В храме, в заключительной части Литургии, священник выходит из алтаря, держа в руках потир для причащения тех, кто накануне исповедался, и произносит слова святителя Иоанна Златоуста, которые должны быть «внутренним символом веры» каждого верующего, его духовным исповеданием, и которое надо бы помнить каждому наизусть: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз . Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Вот главная идея православного исповедания: «...но как разбойник исповедую Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Апостол Павел пишет: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1,15). Теперь не помешает задуматься, и как говорится «положа руку на сердце» спросить: кто из нас считает всерьез себя первым грешником, нуждающимся более других в лечении и спасении? Кто из нас принимает любые удары судьбы и говорит про себя, как кающийся разбойник: «Достойное приняли по делам нашим». Наверное мы скажем в ответ: но я же не разбойник! Тогда ясно, что мы за верующие, мы скорее похожи на того фарисея из евангельской притчи: «Благодарю Тебя Господи, что я не таков как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи...»

Фарисеи считали, что они спасутся, а остальные погибнут, а кающийся мытарь и разбойник и подумать так не могли, видя себя достойными осуждения, других же не смели осуждать. Ответим на поставленный вопрос этой главы словами преподобного Амвросия Оптинского: «Думай, что все спасутся, а ты один не спасешься, (не оставляя, тем не менее, надежду на спасение)».

Глава 18. Вечен ли ад?

Все чаще приходится слышать мнение людей, считающих, что если ад и существует, то он не может быть вечным, и этим весьма утешают себя: мол, можно не только не стремиться к духовной жизни, но и даже нравственно не исправлять себя. Попробуем немного порассуждать на эту тему.

Бог ад не создавал, ад – это всего лишь пустота, некое параллельное измерение, в котором нет буквального присутствия Бога. Слово «ад» означает «место, лишенное света», мрак, безобразный мир, в котором отсутствует Божественная красота. Существует две реальности: Божественный мир, в котором все живые существа в той или иной степени причастны к Богу (Царство Небесное), и пустота, «параллельный мир», в котором нет ничего, кроме мрака (ад). Денница, перестав быть ангелом света, по своей воле отпав от Бога, оказался в мрачной пустоте. Господь никому не мстит и никого не наказывает, а лишь жалеет неразумных: душа дьявола сама мучается от страстной зависти и ненависти к своему Творцу. Бог не отвращается иногда говорить с дьяволом, причем также благожелательно, как и с ангелами света, о чем говорят тексты Священного Писания (например, в книге Иова, глава 1). Очевидно, что для дьявола невыносимо длительное присутствие Бога (достаточно вспомнить, как бесы трепетали перед Христом), и князь тьмы возвращается в мир духовной пустоты, где может чувствовать себя хозяином. Дьявола вполне устраивает его извращенное духовное состояние, ведь он жаждал самому стать богом, но без Бога, и желание его осуществилось: он оказался там, где Бога нет, и правит миром мрака и тьмы, а все находящиеся там, волей-неволей поклоняются ему. На земле дьявол ищет себе все новых и новых поклонников и упивается властью над ними. Бесы имеют свою иерархию, выполняя роль наместников князя тьмы, деля власть над людьми и наслаждаясь ею, в зависимости от способности радоваться злу: чем больше развито это умение, тем выше положение демона в преисподне. Авва Дорофей писал, что самая трудная и вместе с тем самая высокая добродетель – это умение радоваться за успех других. Отсюда можно сделать предположение, что высшей «добродетелью» у бесов является способность радоваться злу и как можно коварнее творить его.

После грехопадения, между людьми и Богом образовалась пропасть, человеческое естество утратило свое единство с Творцом, а их души, после смерти тела, неизбежно стали как бы «проваливаться» в пустоту, т.е. в то, что принято называть адом. Понадобилась спасительная жертва Христа, жертва Самого Бога, чтобы избавить человечество от этой страшной закономерности. Земная жизнь людей это не третья реальность. Жизнь на земле создал Господь и изначально это был мир Божественный. После грехопадения, мы отпали от этой реальности, но и не породили новую. Реально то, что вечно, а земная жизнь каждого из нас – искра, всего лишь подготовка к вечности. Вопрос лишь в том, в какой из двух реальностей окажется наша душа. Вся история человечества, как известно, так же имеет свой предел.

Пораженное грехом наше тело, не только перестало быть абсолютно здоровым, но и в значительной степени утратило свой потенциал, утратило многие свои первоначальные свойства. Ум и наши глаза не могут теперь видеть реальность такой, какой она есть: много не понимаем в происходящих процессах природы, в жизни самого человека, а глаза не видят ангелов, бесов, души людей, хотя иногда, кое-что из утраченных способностей возвращается к очень редким людям. Например, несколько лет назад всю страну облетела весть о российской девочке, обладающей способностью концентрировать свое внимание и видеть внутренние органы человека и места их поражения болезнью. С ней проводили исследования ученые, хирурги провели операцию пациенту в присутствии этой девочки, выполнявшей роль «рентгена» и консультанта врачей. Подобные способности «детей-индиго» могут и легко исчезать, потому как они крайне неполезны для самого их обладателя, ведь это реальная перспектива впасть в самомнение, тщеславие и гордыню. У некоторых святых открывались способности чудотворений, прозорливости, дар видеть ангелов и бесов, но они никогда не радовались этому, наоборот, даже оплакивали свои способности, как грехи, боясь утратить смирение.

Душа затворена в больном нашем теле, и когда человек умирает, душа его начинает видеть настоящую реальность: в первые сорок дней видит и ад и рай, после чего окончательно определяется загробная её участь. Церковь советует нам особенно в эти сорок дней усердно молиться за своего покойного родственника, но не забывать это делать и потом. Наши молитвы за них – это продолжение деятельной любви к тем близким, которых нет уже с нами, это полезно и нам и необходимо им. При всеобщем воскресении, многие из тех, что оказались в аду, получат избавление, благодаря молитвам и добродетельной жизни их родных.

Почему для человека, чья душа попала в ад, практически невозможно самостоятельное покаяние без помощи других? Главное условие для покаяния, по словам Христа, это духовное рождение (Ин.3,3-6), а оно начинается с любви и стремления к Истине: «Кто имеет заповеди Мои (евангельские) и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14,21). «Я есть путь и истина и жизнь» - говорит Господь (Ин.14,6).

Искренняя любовь по расчету не бывает, по принуждению – тем более, а человек, находящийся в аду, буквально подавлен страхом мучений и перспективой остаться там навсегда, у него имеется только одно жгучее желание – любой ценой (и не важно какой) выкарабкаться оттуда. Покаяние и желание быть прощеным это далеко не одно и то же. Истинное покаяние является качественным изменением состояния духа, а желание быть прощеным, даже со слезной просьбой, есть ничто иное, как стремление души избежать наказания. В первом случае это потребность духовная, во втором потребность душевная. Мы нередко просим прощение друг у друга, увы, часто лишь для того, чтобы не лишить себя каких-то выгод (что вызвано себялюбием), а не по причине реального сочувствия и любви к человеку. Духовная потребность может возникать только в условиях непринуждения и отсутствия выгоды. Можно ли вынудить человека по-настоящему любить другого? – нет. Можно ли кого-либо заставить покаяться, а не умолять о помиловании? – нет. Более того, духовные потребности человека перерастают в его духовное рождение только в реализуемой готовности жертвовать своими силами, временем, выгодой, а главное самомнением и гордыней, ради любви к людям, ради любви к Богу.

Можно и в земной жизни периодически совершать исповедь в храме, но при этом иметь такой же смысл жизни «как у всех» - в удовлетворении житейских своих прихотей: в таком случае это уже не покаяние, не духовная жизнь, а душевная потребность заблаговременно «выторговать» себе прощение. У христианина не может быть смысл жизни в земном благополучии.

Покаяние – это духовное рождение, воспламеняющееся любовью к Истине. Изложение законов истины и Иоанн Креститель и Господь начали в своей первой проповеди с призыва к покаянию (Мат.4,17).

В основе подлинного покаяния всегда лежит любовь к добру, к правде, бесстрастная любовь к человеку, бескорыстная любовь к Богу. Истинное покаяние содержит в себе победу духа человеческого над эгоистичными желаниями своей души, над тщеславием и гордыней, победу не только локальную и эпизодическую, а идейную, в борьбе за цель и смысл своей жизни.

И тем не менее, многие считают, что если человек попадет в ад, он в конце концов все осознает, все поймет, и даже сам ад можно будет упразднить, потому как покаются все. Но разве проблема в нашем невежестве, или в неведении? Если бы было все так просто, тогда Бог всегда присутствовал бы явно в нашей жизни, чтобы никто не сомневался в Его существовании и Его правосудии. Разве Адам не знал, что есть Бог? Разве не был предупрежден об ожидающей его смерти в случае непослушания? И будучи безгрешным, не склонным ко греху, духовно пал. Разве его сын, Каин, сомневался в бытии Бога? И убил своего брата Авеля. Оказывается, что явное Богоприсутствие, в котором жили первые люди, не только не останавливает человека в совершении греха, но и может побежденного собственною гордыней еще более озлоблять, и усугублять степень его вины, углублять его духовную рану. Господь вовсе перестал говорить с человечеством (за очень редкими исключениями), чтобы не увеличивать последствия их грехов, а люди стали жить так, как будто Бога вовсе нет.

Господь так устроил наш земной мир, что хотя Его явного присутствия нет для людей, но Бог присутствует в нашем мире объективно, в законах всего бытия, и материального и духовного, совокупность которых является Истиной. Тем самым не нарушается принцип свободы, духовной непринужденности для людей. Кроме того, Бог вездесущ, Он незримо присутствует среди нас, Его нет (или почти нет) только в душах людей, потому как все мы отравлены грехом и гордыней. Но многие святые имели реальный опыт богообщения, и не столько словесный, сколько именно духовный, благодаря чему, например, написаны тексты Священного Писания, тексты богооткровенные. К тому же в каждом из нас сохраняется образ Божий, в нашей совести, разуме, любви, в стремлении к добру, миру, красоте, подлинному счастью. Одним словом, Господь всегда рядом с человеком, но захочет ли он открыть свое сердце для Бога? – вот главный вопрос всей нашей жизни.

Ад ничего изменить не может, ад это не наказание, а естественное продолжение земной жизни, только в более неприятных условиях. Человек для которого были чуждыми смирение, покаяние, законы добра и любви, в жизни загробной Бог остается чисто внешним объектом, чуждым его сердцу. Бог, в таком случае, воспринимается как средство внешнего благополучия человека (желание попасть в рай), либо как средство избавления от страданий в аду (животный страх перед мучениями). Разве богач, попавший в ад (о котором рассказывал Христос), сказал как покаявшийся разбойник («достойное приняли по делам нашим»)? Напротив, судя по его словам, он ничего так и не осознав, лишь стал пытаться хлопотать за себя и за своих таких же как он братьев, живущих еще на земле.

Проблема вовсе не в том, что человек не знает, или не видит подлинной реальности, подлинной картины мира, а в том, что, как сказал Сам Господь, «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин.3,19), т.е. больше всего на свете любят свои прихоти, капризы, греховные страсти, свою гордыню, делая внутреннее свое состояние родственным бесам.


Спасутся ли неправославные.

Насколько я понял из православного учения – православная церковь – единственно правильная религия, и только православные, при условии соблюдения всех канонов, могут обрести Царство Небесное. Но как же быть с остальными людьми: католиками, мусульманами, буддистами, язычниками из племени Мумба-Юмба, которые даже слыхать не слыхивали про Православие? Неужели их всех ждет ад?

Аркадий, 33 года, инженер


Споры представителей различных религий о том, что спасутся, т. е. достигнут Царства Божия, только представители их религий, походят на споры детворы в песочнике. Найдет кто-нибудь из ребят жука, например, и показывает его всем остальным. А остальным завидно и они тоже пытаются найти себе жуков. Кто-то нашел и кричит радостно: «и у меня тоже жук», а другой не может найти, спрячет у себя тогда в ладошке обыкновенный камень и говорит всем, что и у меня тоже есть жук, только он сейчас спит, и я вам, поэтому, его не покажу.

Говорить о том, что спасутся представители только одной религии, а все остальные погибнуть, это детский лепет. При этом здесь нет никакого экуменизма, утверждающими, что все религии истинные, что все религии почитают истинного бога, но только разными способами. Есть истинная религия, религия которая учит о Боге и о спасении человека так, как Сам Господь открыл это людям. Есть религии, в которых люди сами себе выдумали бога, плод человеческой фантазии и не больше. А есть и такие религии, в которых Истину Божию смешали с человеческими фантазиями.

Православие, по высказыванию отца Павла Флоренского, «есть столп и утверждение Истины». В других же религиях тоже может присутствовать Истина Божия, в одних больше, в других меньше, но она уже смешана с человеческими измышлениями, отводящими от Истины.

Говорить о том, что спасутся представители только одной религии нельзя потому, что Бог – это не жучок, которого можно спрятать в своей ладошке и показывать только тому, кому захотел. Не человек, все-таки, создал Бога, а Бог – человека. Бог есть такой, какой Он есть, и мы люди не можем вмешаться в Его жизнь и изменить Его, не можем сделать таким, как нам бы хотелось, чтобы Он был. Бог есть Истина.

Религия же есть не хранительница Бога, а, как бы, путь к Нему. Православие – это прямой и ровный путь к Богу, став на который не собьешься с пути. Пути религий из человеческих фантазий могут быть очень заманчивы, но никогда не приведут к Богу. Другие же пути, религии, где Истина Божия смешана с человеческими фантазиями, извилисты и ухабисты. Идти по ним очень сложно и легко сбиться.

Но одно дело только встать на путь Истины, надо же еще пройти по нему. Человек может стоять на истинном пути, но если он не пойдет по нему к Богу, толку никакого не будет. Сама по себе принадлежность человека к истинной религии, не спасает автоматически его душу. Достаточно вспомнить Евангелие: книжники и фарисеи обладали истинным богопочитанием, как Сам Господь научил людей почитать Его, однако это оказалось им не в спасение души, а в погибель, т. к. они возгордились собой и вместо того, чтобы жить по закону Божию, только хвалились приверженностью к нему, и в итоге вместо того, чтобы встретить Сына Божия, распяли Его и убили. Сама по себе принадлежность к истинной религии, поэтому, еще не спасает человека от вечной смерти.

Кроме истинной дороги к Богу, которую не все могут найти, у человека имеется внутренний компас, по которому он сможет найти своего Отца Небесного. Этот компас называется совесть или естественный нравственный закон. Этот закон совести есть у каждого человека. И те люди, которые не познали Православия, будут судиться Богом по этому закону. В своих посланиях к римлянам апостол Павел как раз обличает тех, кто хвалится тем, что имеет закон от Бога, но не исполняет его. Он сравнивает их с теми, кто не имея закона от Бога, живет по закону совести и бывает более оправдан у Бога: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:13-15).

Итак, Царство Божие наследует тот, кто живет по Истине, по заповедям Божиим, по заповедям любви, а не просто является приверженцем той или иной религии. При этом православным, конечно же, легче, чем остальным достичь вечного спасения, потому что в этой религии Истина сохраняется в чистоте и в неизменности. Представители других религий спасутся не по своему учению, а жизнью своей по совести, по делам любви и добра, делам божиим.

Священник Петр Машковцев,

настоятель Феодоровского храма.

Вопрос: Разрешите спросить? Поскольку, насколько я понял у Церкви нет однозначного ответа - всех вывел Христос из ада или не всех, можно ли в связи с этим провести параллель с вопросом о всеобщем спасении? Если у Церкви четкий ответ-"да спасутся не все",или такого четкого ответа нет? Спасибо. Антон.И еще нас учат, что на том свете нет времени. Можно ли в связи с этим сделать вывод, что Христос, спустившись в ад, проповедовал там людям не тольку попавшим туда до распятия Христа, но и предположим, после этого распятия, наших современникам, и будущим людям. Понимаю,звучит несколько фантастично, но ведь отсутствие времени - это отсутствие и прошлого и будущего? Есть ли какая-нибудь информация по этому поводу? Ответ: вы задали интересующий многих вопрос: «Поскольку, насколько я понял у Церкви нет однозначного ответа - всех вывел Христос из ада или не всех, можно ли в связи с этим провести параллель с вопросом о всеобщем спасении? Если у Церкви четкий ответ-"да спасутся не все",или такого четкого ответа нет?». Как вы знаете, Истинная Церковь не изобрела учение о спасении, а почерпнула его из Священного Писания и Священного Предания. Следовательно, для того, чтобы ответить на ваш вопрос, уместно и обратиться к названным источникам. Предлагаю именно так и поступить.Скажем, Евангелие от Матфея, предрекая будущие события Страшного Суда, свидетельствует: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 34, 41). Что в этой цитате неясного?Некоторым людям кажется, что поскольку Бог милосерден, постольку Он всех и помилует. Помилует даже нераскаявшихся насильников, разбойников, убийц. Такие богословы опасаются назвать Бога немилосердным, однако же не опасаются назвать Его лживым. Но здесь можно задать им встречный вопрос: а милосердно ли, чтобы нераскаявшиеся насильники, грабители, убийцы находились в будущем Царствии совместно с изнасилованными, ограбленными, убиенными ими жертвами? Если милосердно, то для кого? Для измученных несчастных, для самих злодеев, у которых, как считается, откроется совесть? Кому из них будет приятно такое взаимообщение? Первым или вторым? Согласно же учению Церкви, праведники будут находиться в общении с праведниками (в Царствии Небесном), а грешники будут мучиться с грешниками (в аду).Одним из главных аргументов мыслителей, стремящихся отстаивать учение о спасении всех, без исключения, людей, считается следующий вопрос: справедливо ли за злодеяния, имевшие конец, мучить бесконечно? На подобные аргументы отцы отвечали, что Богу не неизвестно, что нечестие беззаконников потому имеет конец, что они живут не вечно. Если бы они жили вечно, то и восхотели бы злодействовать вечно. Те же, кто спрашивает так, нередко выказывают этим собственное желание жить во грехах.Теперь предлагаю перейти ко второй части вашего вопроса. Вы пишете: «И еще нас учат, что на том свете нет времени. Можно ли в связи с этим сделать вывод, что Христос, спустившись в ад, проповедовал там людям не тольку попавшим туда до распятия Христа, но и предположим, после этого распятия, наших современникам, и будущим людям». Сошествие Христа во ад, Антон, совершилось в конкретное историческое время, а не в вечности. Церковь не учит и никогда не учила тому, что вы предположили в своей гипотезе. Наше вероучение основано не на домыслах, а на догматах, которые, в свою очередь, основаны на Божественном Откровении. Богооткровенное учение содержится в Священном Писании и Священном Предании, как уже и было отмечено ранее. Впрочем, вы, кажется, и сами понимаете неосновательность вашей версии: «Понимаю, - пишете вы, - звучит несколько фантастично». Советую вам взять на вооружение нижеследующую цитату из Послания к Галатам... Вот она: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, .В заключение хочется отметить, что, конечно же, Бог милосерд, но как и в какой степени это милосердие прольется на каждого из нас, знает Он Сам. Перетолковывать же Евангельское учение не стоит ни на этом, ни на каком-либо ином основании. А иначе можно подпасть и под вышеприведенную анафему апостола Павла. Рекомендую вам совершать меньше грехов, больше каяться и совершать больше добрых делВ принципе все понятно. Нам не известно - вывел Христос из ада всех или не всех, но нам известно, что спасутся не все, - я правильно понял?...Антон, Евангелие однозначно и ясно свидетельствует: овцы будут отделены от козлищ, пшеница - от плевел. И я этот вопрос подробно разъяснил. У меня нет оснований утверждать, что и ветхозаветные овцы не были отделены от ветхозаветных козлищ, а ветхозаветная пшеница - от ветхозаветных плевел.Многострадальный Иов (а он жил во времена Ветхого Завета, то есть до Пришествия Христа и до сошествия Его во ад) недвусмысленно свидетельствовал: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет» (Иов. 7, 9). У меня нет оснований не доверять этому угоднику Божию, тем более, что книга, в которой об этом повествуется, признана Церковью богодухновенной. Советую и вам смиренно прислушаться к голосу Церкви и не задирать Правосудие Господне! Храни вас Бог!

Все ли христиане спасутся?

    ВОПРОС ОТ ВЕРЫ
    В ответах на вопросы о том, кто войдёт в Царствие Божие Вы часто ссылаетесь на нагорную проповедь Господа, но 5-ю главу от Матфея Господь заканчивает очень конкретным выводом из всего Им сказанного: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”. Дух Святой через Иакова утверждает, что только тот, кто не согрешает в слове, тот человек совершенный и что язык никто из людей обуздать не может. Сопоставив оба места, невольно возникает уже заданный учениками вопрос: Кто же может спастись? И приходит на память ответ Господа: “Человекам это невозможно, Богу же всё возможно”. И ещё: “Ибо Он (Христос) одним приношением Своего Тела НАВСЕГДА сделал совершенными освящаемых”, т.е. всех, так как Христос за вех умер и есть Спаситель всех человеков, таково было в своё время свидетельство. Нет воли Божией чтобы кто погиб... Кто верит, что не все спасутся во Христе и благодаря Христу, тот осуществляет своей верой (уверенностью, убеждённостью) чью-то погибель. Слава Христу, что Он сделал всех людей новой тварью, сынами Божьими во Христе, которые верят всему сказанному Отцом Небесным о Христе. Если ответите, буду рада.

Вы наверное принадлежите к церкви, которая проповедует исключительно спасение по благодати, что следует из уверенности во спасении всех христиан. Но Библия этому не учит. То есть, так не говорили ни Иисус ни апостолы.

Действительно во Христе, по благодати Божьей, могут обрести спасение все люди, то есть спасение предложено всем и за всех умер Иисус. Людям остается только принять это спасение. Но принятие спасения подразумевает не только веру во Христа и принятие Его заместительной жертвы за свои грехи. Человек должен покаяться и обратиться, то есть захотеть измениться, избавиться от своих грехов. Вспомните, что говорил Иисус прощенной им женщине:

Иоан.8:11 иди и впредь не греши .

Иначе получается, что христианин отличается от язычника лишь верой во Христа, но не образом своей жизни.

Вы затронули Нагорную проповедь, но заканчивается она не в 5, а в 7 главе Евангелия от Матфея. Посмотрите, что там написано:

Матф. 7:21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие .

Из слов Христа четко видно, что не все верующие в Него спасутся, а только те, кто исполнял волю Бога Отца. Чуть далее Он поясняет, что не спасутся делающие беззаконие , то есть те, кто не исполняет Закон Божий.

Кстати, стоит отметить, что грех согласно Библии - это и есть несоблюдение закона Божьего:

1Иоан.3:4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие .

А теперь посмотрите на начало Нагорной проповеди - там Иисус четко говорит, что нужно исполнять заповеди закона , и что Он пришел не изменить закон, а исполнить его (речь в частности идет о том, что Он пришел исполнить - воплотить прообразы жертвенных животных, которые симолизировали Христа и по Закону Божьему должны были приноситься в жертву верующими за свои грехи).

Матф. 5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 .... доколе не прейдет небо и земля , ни одна иота или ни одна черта (это маленькие знаки и буквы в тексте закона) не прейдет из закона , пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших (то есть несложных) ... тот малейшим наречется в Царстве Небесном.

Как видите, Иисус, пояснял, что не одна заповедь из закона не пропадет пока не прекратятся Земля и небо , если только она не будет исполнена, то есть когда воплотятся заложенные в нее Богом цели и смысл.

Действительно, Иисус в Нагорной проповеди призывал учеников стать совершенными:

Матф.5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

О такой воле Божьей относительно людей говорили и апостолы:

Петр призывал христиан стать святыми, то есть отдаляться от греха (о понятии святости, читайте главу в книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения" ).

1 Пет. 1:15 по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.

Павел четко говорил, что воля Божья о людях, чтобы они становились чище и лучше:

1 Фес. 4:3 ВОЛЯ Божия есть ОСВЯЩЕНИЕ ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; ... 6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно

Внимание! Здесь апостолы цитировали закон Божий из Ветхого Завета:

Лев. 11:44 Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы , ибо Я свят

Христиане не просто должны становиться лучше, но у них есть ориентир, c котором они должны сравнивть свою жизнь - это закон Божий. Внимательно посмотрите на все приведенные выше цитаты, там везде четко видна ссылка на закон. В частности, Павел, призывая христиан воздерживаться от блуда, тем самым призывал у исполнению заповеди закона Божьего:

Втор.23:17 Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых.

А в конце приведенного отрывка послания к Фессалоникийцам Павел прямо говорит, чтобы христиане не поступали с людьми противозаконно ! О каком законе говорил Павел? Конечно о том же, что и Иисус и все другие апостолы и пророки - о законе Божьем!

Сегодня многие христиане говорят что закон не нужен. Но одновременно, они правильно считают, что делать дурное христиане не должны. Но как определить что в глазах Бога хорошо, а что плохо? Если речь идет о законах государств проживания, то они могут быть различны и даже содержать нормы, которые противоречат библейским принципам. В частности, Ветхий и Новый завет четко говорят, что гомосексуализм это не нормальное явление, но есть страны где однополые браки разрешены законом. Также в современном обществе распространена традиция жить гражданским браком до свадьбы и менять партнеров, чтобы выбрать лучшего, но как было показано выше Ветхий и Новый завет, то есть пророки и апостолы, будучи вдохновлены Духом Святым, выступли категорично против этого, ведь это было нарушением закона Божьего! И таких примеров можно привести массу, есть даже откровенно глупые и несправедливые мирские законы.

Понимая это, и зная Библию, в которой Бог не раз заявлял, что Он не изменен и Его закон не изменяется (читайте главу ), можно сделать только один вывод - во всех случаях, где говориться в Новом завете о беззаконии , речь идет о нарушении закона Божьего, изложенного в Ветхом завете.

Многих христиан смущает то, что Закон Божий, по их мнению, содержит лишь обрядовые заповеди, но это не так. В законе очень много морально-этических наставлений - не воровать, не убивать, не завидовать, почитать старших, не внимать слухам, не обманывать, возмещать причиненный ущерб, помогать неимущим, близким и даже врагам и т.д. Все эти заповеди есть в Ветхом Завете.

Также многих христиан смущает, что в Новом Завете есть тексты, которые говорят якобы о ненужности закона. Все это слова Павла, который был очень образован и в своих посланиях рассуждал об отмене исполненных обрядовых заповедей закона и законничестве иудеев. При этом, сам Павел много раз восхвалял закон.

В Новом Завете имеется множество текстов, восхваляющих закон Божий. Все спорные слова Павла и положительные стихи о законе рассмотрены в книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения"

Вот небольшой отрывок их книги (который полностью можно прочитать перейдя по ссылке ):

"Давайте посмотрим на некоторые, как иногда кажется, диаметрально противоположные высказывания апостола Павла о законе: С одной стороны: «Конец закона - Христос» (Рим. 10:4), с другой - «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12), «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7:19), «В Моисеевом законе написано … для нас это написано» (1 Кор. 9:9,10); «Я … не … чужд закона пред Богом» (1 Кор. 9:20,21), «Закон духовен,… добр,… по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:14,16,22), «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются» (Рим. 8:7).

С одной стороны: «Законом никто не оправдывается пред Богом, … потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11), с другой – «Мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31).

С одной стороны: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6), с другой - «Cлово Божие живо и действенно … оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Также в Новом Завете имеются противоречивые на первый взгляд высказывания о законе и других апостолов. Например, Иаков говорил: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак. 2:12). А чуть выше этот же закон он называет «царским» и призывает соблюдать все его заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого,… не прелюбодейсвтуй, … не убей. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:8,11,10). Далее Иаков возвещает: «Кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия» (Иак. 4:11,12)."

В принципе, вполне понятны опасения некоторых христиан относительно закона, ведь иудеи превратили его в законничество. Конечно в этом их перебор, но и полностью отменять закон - это не меньший перебор. Главное в этом вопросе - золотая середина - правильно понимать задачу закона. Сам закон Божий не сделает нас лучше - изменить нас может только благодать Христа, Его влияние на наше сердце. А закон для нас - это ориентир, по которому мы можем сверять насколько наша сегодняшняя жизнь соответствует воле Божьей. Апостол Иаков называл закон зеркалом, в котором мы можем увидеть какие мы на самом деле, а не какими мы представляем себя в своих глазах.

Что касается слов Иакова относительно языка, то из контекста понятно, что этой фразой апостол не хотел сказать, что лишь немые могут наследовать спасение... Иаков указывал на распространенную и опасную проблему злоречия. Об этом же говорил Иисус:

Матф.12: 36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

О том же говорил и Павел:

1 Кор. 6:9 Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 9 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют .

Речь конечно не идет о тех, кто сгоряча сказал дурные слова, а о том, что есть люди, включая верующих, исторгающие из себя словесную желчь, что показывает на их внутренний духовный мир, очень далекий от идеалов, проповедуемых Христом и апостолами.

Что касается цитаты из послания к Евреям, что Иисус "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых " , то из контекста понятно, что речь не идет о том, что люди стали совершенными во Христе, а о том, что заместительная жертва Христа в глазах Бога делает нас совершенными. Но здесь опять же нужно обратить внимание на то, что речь идет о тех людях, кто освящается , то есть тех, кто старается стать лучше, тех, кто ищет в своей жизни воли Божьей , ведь "воля Божья, это освящение" наше (1 Фесс. 4:3).

В Новом Завете есть много текстов, которые говорят, что не все христиане спасутся. Некоторые из них были приведены выше, но есть и другие.

Можно вспомнить притчу Иисуса о десяти девах (см. Матф. 25:1-13), из которой яственно следует, что будут люди знающие Христа и даже ожидающие Его, но из-за своей духовной дремоты неподготовившиеся ко встрече с Ним.

Через апостола Иоанна Иисус прямо возвещал, что судится будет человек по его делам :

Откр.2:23 И... уразумеют все церкви , что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим .

Христианам из Каринфа, Галатии и Ефеса апостол Павел однозначно говорил:

2 Кор. 5:10 всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле , доброе или худое.

Гал. 5:19 прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю (предупреждаю) вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют .

Еф.5:5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

Примечательно, что заканчивается Библия подобнымb предупреждениями:

Откр. 14:12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии

Откр. 21:7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. 8 Боязливых же и неверных , и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и ВСЕХ лжецов участь в озере, горящем огнем и серою

Откр. 22:14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его , чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город (Небесный Иерусалим) воротами. 15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и ВСЯКИЙ любящий и делающий неправду .

Конечно же Иисус умер не для того, чтобы христиане могли безнаказанно грешить, зная, что за их грехи умер Иисус. Нужно четко понимать, что делами мы не спасаемся, потому что спасение происходит через благодать заместительной жертвы Христа. Но делами мы можем погибнуть, если будем цинично грешить не желая каяться и изменяться - избавляться от греха. Слово Божие четко говорит, что если мы будем грешить не раскаиваясь и не пытаясь справиться с грехом, то на такой нераскаянный грех смерть Иисуса не будет распространяться:

Евр.10:26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно (охотно, не желая измениться) грешим , то не остается более жертвы за грехи

Евр. 12:4 Вы еще не до крови сражались , подвизаясь против греха

1Иоан.1:9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Так что новым творением мы не делаемся автоматически, приняв крещение и сразу получив билет в Царствие Божие, а становимся постепенно освящаясь , со временем все больше и больше своим характером становимся похожи на Иисуса. Конечно Бог "хочет , чтобы все люди спаслись" (1 Тим. 2:4), но и насильно Господь не будет затаскивать человека в Свое Царствие, если этот человек любит свои грехи и под разными предлогами не желает с ними расставаться. Господь сделал все что от Него зависело, пошел ради нас на крест, и дал нам в помощь Духа Святого. Выбор остается за нами - захотим ли мы изменяться, чтобы своею жизнью отражать характер Божий или только будем носить имя Христа, но жить, как беззаконники язычники.


Валерий Татаркин



Здесь = > другие

ВСЕ ЛИ СПАСУТСЯ?

Размышление над одиннадцатой главой послания Римлянам.

Речь пойдет о главе на которую почему то всегда не хватает времени. Хотя она содержит в себе одну из главнейших основ и тайн Промысла Божия. Писалась она в период 50 годов от Р.Х., когда Иудейская страна в своем большинстве не приняла учения Иисуса Христа и была как бы отвергнута Богом.

Но вот что пишет Апостол: « Не отверг Бог народа Своего, который наперед знал » Рим.11;2
Сразу же вносим два пояснения:
1. Для Бога нет ничего тайного и сокрытого.
2. Бог предсказывал через пророков отступничество и падение Израиля.

« Бог дал им дух усыпления, глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат, даже до сего дня » Рим. 11;8
1. Израильский народ безнадежно уходил от Бога все дальше и дальше. На что Создатель создает критическую ситуацию, ведущую Израиль к полной катастрофе.
2. Для одних это время будет испытанием, для других наказанием, а для третьих « временным ожесточением ».

К 66 году от Р.Х. Израиль достигает пика обещанной катастрофы, но Бог сохраняет святой «остаток», который возбуждает в язычниках веру в Христа. А у Израиля ненависть и ревность, к язычникам, принявшим христианский путь. Это противостояние и ожесточение продолжается до сего дня. Рим.11;11

Далее Апостол пишет: « Ибо не хочу оставить вас братия, в неведении о тайне сей – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников » Рим.11;25. И еще об ожесточившихся:
« В отношении к благовестию, они враги ради вас, а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
« Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их. Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы » Рим.11;30-31.

НО ЧТО ПРОИСХОДИТ?...
Чтобы быть помилованными, надо стать противником Бога? Воскликнут наиболее «ортодоксальные» толкователи Писания. Святых и праведников уравнивают с преступниками и злодеями? И награда одна и та же, райская жизнь!
Но вот на память приходит один пример; с разбойником, распятым рядом с Христом, которому было сказано; «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со мной в раю ». Да, выходит, что так! И подтверждение этому: « Ибо всех (ВСЕХ!?) заключил Бог в непослушание, чтобы всех (ВСЕХ?!) помиловать » Рим.11; 32
1. Отсюда возникает новое мировоззрение и внимательное, можно сказать более пристальное отношение к заповеди Христа:
« Любите врагов ваших…»
2. Также мы получаем возможность рассмотреть некоторые библейские события, с другой точки зрения, например как, предательство Иуды, которого Христос называет другом в момент Своего ареста. Мат.26;50
3. Также становится понятным отступничество народа Израиля от Христа на Голгофе, кричащего: Распни.., кровь Его на нас!

Да, чтобы все это переосмыслить и разобраться в этой невероятно сложной ситуации и понять истинный ее смысл, необходимо вернуться к прошедшим временам, временам Ветхого завета, где пишется:
« Сокроешь лицо Твое – мятутся; отнимешь дух их – умирают…Пошлешь дух Твой – созидаются…» Пс.103;29,30. Это относится ко всему роду человеческому, как злым, так и добрым. Вот только пока не ясно; как это относится к небесным духам, падшим ангелам, бывшим некогда сынами Божими. И которым также предстоит суд, в « месте наказания ». Хотя в Евангелии есть слова о Христе, которые немного приоткрывают мысль о том, что Спасителю должно преклониться всякое колено, НЕБЕСНЫХ, земных и преисподних Фил.2;10. Эта небесная война ведется с начала основания мира и заключительная ее часть отражена к книге Откровения в 12 главе.
Но начать необходимо прояснения с одиночных (частных) случаев:
« …напал злой дух от Бога на Саула. И он бесновался…».
« А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа » 1-Цар.16;14, 18;10.
В этих стихах мы видим, что Бог руководит и направляет духов на человека и эти духи находятся в подчинении у Бога, они служат как для наказания, так и для исправления людей. А также и для испытания, как на примере с многострадальным Иове, где Господь на прямую говорит сатане; « Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги » Иов.2;6.
Подобные наказания и испытания проходят не только отдельные личности, но и многие народы, о чем постоянно упоминается в Ветхом завете.
Но предварительно Бог уведомляет или предупреждает через пророков тех царей или народы над которыми нависают несчастия. Яркий пример тому книга Ионы с его миссией в Ниневию. Но иногда Богом используются определенные условия, договоренности или заключение заветов, как с темными силами, так и светлыми, как с небесными, так и земными созданиями.
В книге Юбилеев, параграфе 9 говорится о временах Потопа, где один из высших духов Мастема обращается к Богу с такими словами:
« Господи, нельзя ли некоторым из них (духов) остаться у меня, чтобы они слушали моего голоса? Ибо если ни одного из них не останется у меня, то я не смогу являть могущества своей воли над сынами человеческими.
И он сказал: « Десятая часть пусть останется у меня, а девять частей пусть сойдут в место суда! ».
Господь принимает эту просьбу и поручает ее исполнить Своим Ангелам: « И мы сделали по Его повелению, всех злых, лютых духов мы связали в месте наказания, и десятую часть из них мы оставили перед сатаною на земле ».
Далее след Мастемы прослеживается уже в Египте, во времена Исхода израильского народа, где он со своими духами непосредственно участвует в «египетских казнях», уничтожении всех первенцев во время праздника Пасхи и в истреблении войск фараона по воле Господа в море.
« И вы ели Пасху в Египте, в то время как силы Мастемы были освобождены, чтобы умертвить всякого первенца в стране Египетской… », параграф 48-49.
Некоторые возможно скажут; что книги Еноха и Юбилеев не входит в канон Святого Писания и им нельзя доверяться. Но это было не всегда так, а с определенных времен. Более того, некоторые цитаты из этих книг приводятся в канонических Библиях, к примеру в послании Иуды, о споре Архангела Михаила с дьяволом, а также в Псалме:
« Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов ». Пс. 77;49
Эти стихи только дополняет написанное ранее, а тексты многократно использовались Апостолами и Святыми Нового завета. Можно еще приводить дополнительные свидетельства, рассеянные по всему Писанию, умножая страницы данного текста.
Тем более что основное уже выделено и записано. Из чего следует:
1. Что существует Общий план спасения всех людей, о конечных судах, как небесных так и земных. « Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать. Доколе низложит всех врагов под ноги Свои ». 1-Кор.15;22-25.
2. Этому плану спасения способствуют определенные условия, договора и заветы, как с темными так и со светлыми силами. Думается, что если бы для падших ангелов существовал приговор только с одним решением, то этих договоров вообще не существовало. Ведь не зря существуют ад, гиена огненная, где «переплавляются» и содержатся в вечных узах, под мраком, на суд великого дня непокорные духи. Иуд;6. Так что для духов остается еще надежда.
3. Служащие сатане выполняют сложную (неблагоприятную) работу, поддерживая равновесие сил. Через это противостояние проявляются свойства и качества людей, это и называется «переплавкой» душ. В Откровении Спаситель говорит: « Знаю твои дела; ты не холоден и не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Отк.2;15.
В этих словах звучит некая нота, говорящая, что лучше быть холодным, то есть ошибаться и не всегда идти правильным (ошибочным) путем, но главное, не быть равнодушным и успокоиным, думая, что ты спасен. Об этом говорится и в Пс. 14;4: «…но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет ». Даже к таким Бог благоволит.
Говоря о поддержании на земле равновесия сил зла и добра Богом, можно отметить, что Он никогда не допускает окончательной победы ни тех, ни других и находится как бы над этим противостоянием. Но всегда во время исправляет зашедшую далеко ту или иную ситуацию. Это подтверждает Апостол Марк:
« Ибо в те дни будет такая скорбь…
И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни »
И еще:
« …и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх меры, но и при искушении даст и облегчение, так- чтобы вы могли перенести ». 1-Кор. 10;13.

P.S.
ОГОНЬ И ГРАД, ГОЛОД И СМЕРТЬ - ВСЁ ЭТО СОЗДАНО ДЛЯ ОТМЩЕНИЯ; ЗУБЫ ЗВЕРЕЙ И СКОРПИОНЫ, И ЗМЕИ, И МЕЧ, МСТЯЩИЙ НЕЧЕСТИВЫМ ПОГИБЕЛЬЮ, - ОБРАДУЮТСЯ ПОВЕЛЕНИЮ ЕГО И ГОТОВЫ БУДУТ НА ЗЕМЛЕ, КОГДА ПОТРЕБУЮТСЯ, И В СВОЁ ВРЕМЯ НЕ ПРЕСТУПЯТ СЛОВА ЕГО. ПОСЕМУ Я С САМОГО НАЧАЛА РЕШИЛ, ОБДУМАЛ И ОСТАВИЛ В ПИСАНИИ, ЧТО ВСЕ ДЕЛА ГОСПОДА ПРЕКРАСНЫ, И ОН ДАРУЕТ ВСЁ ПОТРЕБНОЕ В СВОЁ ВРЕМЯ, И НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ: "ЭТО ХУЖЕ ТОГО", ИБО ВСЁ В СВОЁ ВРЕМЯ ПРИЗНАННО БУДЕТ ХОРОШИМ(Сир39:36-41).

" 10. Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не жизнь, и смерть - не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира, - неразорванные, вечные "...

" 71. Когда Ева была в Адаме, не было смерти. После того, как она отделилась [от него], появилась смерть. Если она снова войдет в него и он ее примет, смерти больше не будет "... (Евангелие от Филиппа).

ЭТО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ И ТЕКСТАМИ ЕВАНГЕЛИЯ:
" КАК И ВЫ НЕКОГДА БЫЛИ НЕ ПОСЛУШНЫ БОГУ, А НЫНЕ ПОМИЛОВАНЫ, ПО НЕПОСЛУШАНИЮ ИХ.
" ИБО ВСЕХ ЗАКЛЮЧИЛ БОГ В НЕПОСЛУШАНИЕ, ЧТОБЫ ВСЕХ ПОМИЛОВАТЬ. Рим.11;27-36.

Здравствуйте, Николай!
Я пишу в основном замечания, заметки и добавления не ради дискуссий, на которые вы почти не отвечаете, а в ответ выдвигаете свои версии.
В Астрологии я придерживаюсь взгляда И.Христа, рассказанного Им в Евангелии от Лук.22;7-18.

7. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Лук.22;7-20.

За эрой Рыб следует эра Водолея (Водоноса), которая по тексту представляется как Царство Божие (тысячелетнее Царство Иисуса Христа), которое должно совершится в начале этой эры, ибо эра Рыб продолжалась около 2160 лет, в начале которой пришел Христос.

О Водоносе и водоносах упоминается у Иоанна 2;1-11.
« На третий день был… Было же тут шесть каменных водоносов, стоящих по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры ».
« … и в третий день воскреснет ». Мат.20;19, Мар.10;34.

В ТРЕТИЙ день, то есть образно в ТРЕТЬЕ тысячелетие (два тысячелетия от Р.Х. прошло), а в начале эры Водолея должен прийти Спаситель, как " Жених ", обрученный со Своей Церковью Отк.19;7-9.
Число шесть (условно) указывает на шесть библейских дней от сотворения мира.

Loading...Loading...