Три особенности достижения мокши — освобождения. Мокша – это высшая цель существования в философии индуизма

Я хотел бы провести четкую грань: этика не имеет ничего общего с духовностью. Этика, мораль действуют на психику и на тело, но оперируют полярными понятиями. Мокша, напротив, относится к тому, что находится «по ту сторону добра и зла», по ту сторону любой двойственности‚ - к антиматерии, или пуруше. На этом уровне несущественно, какие дела совершает человек - хорошие или плохие. В первом случае вы примете новое тело для того, чтобы наслаждаться плодами своих поступков, во втором - чтобы страдать. Но цель мокши заключается в том, чтобы вообще не возвращаться в этот мир и достичь окончательного освобождения. Разумеется, на путь, ведущий к мокше, легче выйти, если вы ведете саттвический образ жизни. Но путь через ад в итоге тоже приведет к этой цели.

Мокшу можно также охарактеризовать как тенденцию к бессмертию, которая присуща всем живым существам. Она возникает потому, что в нас живет душа, которая представляет собой крохотную искорку антиматерии и обладает тремя совершенно особыми свойствами:
1) сат: она не имеет ни начала, ни конца, то есть вечна;
2) чит: в ней заключено все знание;
3) ананда: ей присущ безграничный потенциал радости.

Поэтому то, что внутренне мы никогда не чувствуем себя старыми, вполне естественно. Бремя страданий возникает из-за того, что мы ошибочно отождествляем свое «Я» с телом. Это тело стареет с каждым днем, так что мы пугаемся своего отражения в зеркале. Процесс, исцеляющий нас от этого нездорового подхода к жизни, и есть мокша, и он представляет собой сущность человеческой жизни. У животных и растений тоже есть чувства и даже душа, но нет развитого сознания, позволяющего исследовать, в чем заключается смысл жизни.

Давайте еще раз, уже с другой стороны посмотрим на то, почему необходимо следовать правилам духовной жизни. Раньше я упоминал, что, по словам Чараки и других ведических мыслителей, полное счастье в этом материальном мире невозможно. даже к самому большому счастью всегда подмешано немного страдания. «Бхагавад Гита» называет рождение, старость, болезнь и смерть четырьмя великими несчастьями материального существования. Это плохие карты, с которыми невозможно выиграть партию. Путь к достижению вечного материального счастья заблокирован; эта попытка изначально бесперспективна. Но это еще не причина немедленно впадать в депрессию. Совсем наоборот, это означает, что страдание - часть нашего существования, мы не должны всю свою жизненную энергию неистово бросать в погоню за материальным счастьем, а следует вспомнить о духовных правилах жизни. Ведь у нас внутри есть душа, которая просто переполнена радостью, знанием и энергией.

Существуют бесчисленные пути, идя по которым человек может найти себя. Как врач, я должен учитывать, каков характер того или иного пациента, каковы религиозные убеждения и жизненный опыт. Один человек может вступить на путь любящей преданности божеству (бхакти), другого влекут ритуалы (яджна) или знание (джнана). Кто-то предпочитает совершать добрые дела (карма-йога) или медитировать (йога). Это только некоторые из известных ныне методов духовного освобождения, которые описаны в Ведах. Проблемы возникают, лишь когда терапевт сосредоточивается на каком-то одном методе и начинает навязывать его пациенту. Иногда ради блага больного приходится отодвинуть на задний план собственные убеждения.

Каждый человек испытывает эмоции, каждый хочет любить и быть любимым. Поэтому бхакти‚ то есть любящее служение, лучше всего подходит большинству людей. Недаром учение Иисуса Христа - любовь к Богу - существует уже два тысячелетия. И в Индии большинство верующих индуистов тоже исповедуют преданное почитание Кришны и Рамы.

Х.Х. Ринер "Новая энциклопедия аюрведы"

МОКША

МОКША

(санскр. moksa - освобождение, избавление) - основное инд. «практической философии», высшая из целей человеческого существования, означающая избавление индивида от всех страданий, будущих перевоплощений (сансара) и механизмов действия «закона кармы», включая не только «вызревшие» и «вызревающие» семена прошлых действий, но и латентные потенции их «плодоношения». Понятие «М.» восходит уже к древним Упанишадам, развивается в «Бхагавадгите» и ряде др. разделов «Махабхараты» и обстоятельно разрабатывается брахманистскими и джайнской филос. школами, полемизировавшими по определению ее природы, возможности обретения при жизни адепта, а также средств ее реализации (в буддизме основной коррелят М. - ). В течениях вишнуизма, шиваизма и шактизма достижение М. мыслится через освоение практик (культовых и йогических), реализующих адепта с божеством.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МОКША

(санскр.- освобождение) , в инд. религ.-фи-лос. освобождение как высшая . Понятие М. широко употребляется в индуизме и буддизме. Учение о М. формируется уже в упанишадах: преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей достигается при условии познания тождества «Я», атмана, с чистой реальностью бытия - брахманом. «Как реки текут и исчезают в море, теряя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному пуруше» («Мундака-унанишада» III 2, 8) . С освобождением связано высшего блаженства (ананда) , радости, расширения души, полной слитности с творцом и творением, причём сами творец, и тварь становятся неразличимыми. Достигшие М. освобождаются от желаний, полностью постигают ат-ман и «проникают во всё»; «Я» неотделимо от бога и - от объекта.

Согласно учению веданты, М. может быть достигнута и при жизни, когда связана с телом, но уже не зависит от него в том отношении, что она никогда не отождествляет себя с ним и не привязывается к твар-ному миру, хотя ещё продолжает являться душе. Это учение об освобождении при жизни (дживанмук-ти) веданта разделяла наряду с санкхьей, буддизмом и джайнизмом. Как только, познав своё единство с вечным и единым брахманом, достигает М., он выходит из-под действия закона кармы, цепи рождений и смертей и выступает как существо, преодолевшее авидъю и связанные с нею иллюзии. М. связана не с уничтожением «Я», а с обретением своего истинного «Я», с реализацией его бесконечности. По Шанкаре, М. настолько превосходит все опыта, что не поддаётся описанию в терминах нашего познания и. характеризуется обычно через отрицат. определения (состояние сарватмабхавы, букв. «всё-я-бы-тие» - отсутствие к.-л. форм и качеств) . Душа выходит из колеса сансары, достигает озарения, утрачивает желания и стремления (на уровне почитания сагуна-брахмана, или ишвары, человек может ещё стремиться к высшему миру брахмана - брахмалоке, но, достигнув М., он становится выше и этого стремления) . Согласно Раманудже, М. связана с освобождением «Я» от ограничений: после исчерпания кармы и избавления от физич. тела наступает единение с богом (Рамануджа не принимает учения об освобождении при жизни) . Теистич. «Бхагавадгиты» связывает М. с не-посредств. знанием (джняна) , ведущим к соединению с высшим «Я», и даёт классификацию М.: мукти - избавление; брахмистхити -· в брахмане; найшкар-мья - недействие; нистрайгунья - отсутствие трёх качеств; - освобождение через уединение; брахмабхава - бытие брахмана.

Несмотря на крайний санкхьи и особенно адвайта-веданты в их подходе к мокше, именно эти два учения разделяют идею, касающуюся практической реализации освобождения. В отличие от прочих ортодоксальных школ индийской философии, они допускают т. н. освобождения при жизни (дживанмукти). Согласно этому представлению, мокша отменяет всей кармы, связывающей данного индивида, за исключением той, что уже начала “приносить плод” (прарабдха-карма), иначе говоря, той кармы, которой уже действует. В этом случае , достигший освобождения, сохраняет свое

– «освобождение», «избавление»), основное понятие индийской сотериологии, означающее высшую из целей человеческого существования (пурушартха), избавление индивида от всех страданий (духкха), серии безначальных перевоплощений (сансара) и механизмов «закона кармы», включая не только «вызревшие» и «вызревающие» семена прошлых действий, но и потенции их «плодоношения».

Брахманизм и индуизм.

Впервые понятие мокши (в виде глаголов, производных от корня «муч» и синонимических терминов «мукти», «атимукти», «вимукти», «атимокша» и т.д.) намечено в ранних Упанишадах. В Брихадараньке речь идет об освобождении от власти смерти, а также временн х условий бытия, в Чхандогье – об избавлении от неведения с помощью наставника – таким же образом, как потерявший дорогу обретает ее с помощью того, кто эту дорогу знает. Тайттирия описывает состояние того, кто постиг «блаженство Брахмана»: его тогда уже не мучают мысли: «Почему я не совершил добро?», «Почему я совершил зло?». В Катхе прямо говорится о тех, кто не возвращается в мир сансары: они должны обладать способностью распознавания, рассудительностью и «чистотой»; необходимым признаком «освобожденного» является способность управлять «городом» своего тела. Мундака-упанишада сообщает, что «освобождаются» аскеты, постигшие мудрость веданты (подразумеваются эзотерические наставления риши об Атмане и Брахмане) и очистившие себя отречением от всего. В Шветашватаре божественное начало мира называется причиной и закабаления, и сансары, и «устойчивости» мира, и «освобождения». Согласно Майтри-упанишаде , достигнув Атмана посредством разумения, человек уже не возвращается в мир сансары; использование психотехнических упражнений йоги (надавливание кончиком языка на нёбо, сдерживание речи, мысли и дыхания, созерцание Брахмана) ведет к экстатическому самозабвению, и эта «лишенность собственного существа» является знаком мокши. «Освобожденный» взирает на круговорот жизни как на вращающееся колесо повозки; мокша наступает с устранением человеческих решений, а также всех представлений (типа «это – мое»), коренящихся в индивидуальном самосознании, которые связывают его, как тенета птицу; условием «освобождения» является прежде всего победа над мыслью, которую следует направлять к Брахману, отрывая от предметов этого мира. В успокоенном состоянии такая мысль уничтожает плоды как злых, так и добрых дел, а все остальное, кроме знания и «освобождения», – распростершиеся узы. В тех же поздних Упанишадах становится популярным понятие «кайвалья», означающее «обособление», «изоляцию», в котором акцентируется во всей полноте «отрицательное» ядро «освобождения». Термин произведен от интерпретации Атмана как по своей сущности «изолированного» (кевала, кевалин – «одинокий», «уединенный») и от внешнего мира, и от психо-физического агрегата индивида. Поэтому тот, кто, согласно Майтри , достиг вершины экстатического состояния в непричастности как радости, так и страданию, достигает и «изолированности» (кевалатва). Кайвалья-упанишада посвящена достижению истинного знания, завершающегося осознанием единства адепта с Брахманом через уединение как «отречение».

На этой стадии индуистское понимание мокши можно считать уже вполне сформированным, и дидактические тексты Махабхараты вносят лишь дополнительные штрихи. Единственное существенное добавление в Бхагавадгите – это учение о трех равноправных путях достижения высшей человеческой цели: можно избрать, исходя из личных склонностей, метод совершения «чистого действия» без привязанности к его «плодам» (кармамарга), трудоемкий путь познания Брахмана (джнянамарга) и, наконец, полное предание себя Кришне через безусловную «преданность» ему (бхактимарга). Последний метод рекомендуется как наиболее эффективный: «Те, кто подвизается в освобождении от старости и смерти, опираясь на меня [т.е. Кришну], полностью познают Брахмана, Атмана и действие». Нормативный набор признаков того, кто уверенно продвигается к мокше и «разрешает узы», предлагает эпическая Анугита . Этот подвижник держится одного пути, молчалив и замкнут, дружествен ко всем живым существам, изживает аффекты страха, гордости, гнева, равнодушен к счастью и несчастью, а наряду с этим также к добру и злу, лишен приязни и неприязни, погасил все желания, одиноко странствует и размышляет о непостижимом абсолютном начале мира.

Буддизм.

Термин, соответствующий мокше, «вимутти», был популярен в палийской литературе. В дидактических стихах Сутта-нипаты задается риторический вопрос: чем может быть истинная свобода, кроме избавления от чувственных желаний, стремлений и сомнений? Отбросивший три корневых аффекта – вожделения, ненависти и заблуждения – и преодолевающий все узы земного существования должен странствовать одиноко подобно носорогу, стремясь подражать рыбе, избавившейся от сети, или огню, уже не возвращающемуся к сожженному им топливу. Освободиться – значит разрубить 10 «узлов» (ср. бандха) и пройти четыре стадии: 1) преодолевающего поток сансары, 2) возвращающегося в сансару лишь один раз, 3) не возвращающегося никогда, 4) совершенного-архата. «Освобождение» завершает ряд основных буддийских достижений, следуя в их списке непосредственно за нравственным поведением (шила), медитативным сосредоточением и «мудростью». Наряду с чисто индивидуалистической трактовкой мокши в «ортодоксальном» буддизме обнаруживается и более альтруистическая: например, говорится об освобождении сердца посредством любви к живым существам. Некоторые тексты позволяют считать, что буддийская нирвана мыслилась как высшая стадия рассматриваемого «освобождения». Вместе с тем нирвана интерпретировалась и как более широкое понятие, включающее, наряду с «чистотой» и истинным знанием, «освобождение».

Философские школы.

Несмотря на принципиальное единство в понимании основных характеристик «освобождения», индийские философы существенно расходились в интерпретации многих конкретных аспектов природы мокши, стадий ее достижения, стратегии ее реализации.

Большинство философских школ склонялись к ее пониманию как радикального прекращения эмоциональности, полагая, что любая эмоциональность чревата возвращением в сансарное состояние. Такова позиция школ классического буддизма, вайшешики, отчасти ньяи, санкхьи, йоги, мимансы. Этому учению противостояли трактовки некоторых вишнуитских и шиваитских школ (так, пашупаты считали, что в «освобождении» достигается обладание совершенствами Шивы) и более всего адвайта-ведантистов, у которых мокша понимается как осознание индивидом своего тождества с Абсолютом, который есть блаженство (ананда). Между сторонниками этих двух основных воззрений велись упорные дискуссии, нашедшие отражение во многих средневековых философских памятниках.

На вопрос о том, сохраняется ли в «освобождении» индивидуальное сознание, санкхьяики, йогины, вайшешики, а также адвайта-ведантисты отвечали отрицательно, хотя и по разным основаниям. Ведантисты, в частности, настаивали на том, что мокша есть слияние индивида с Абсолютом подобно тому, как пространство, занимаемое горшком, по образному сравнению Шанкары (7–8 вв.), сливается с пространством комнаты после того, как он разбит. Напротив, вишнуитские и шиваитские течения положительно рассматривали возможность понимания мокши как особого соприсутствия «освобожденных» душ и Божества (без их слияния), а также джайны, у которых каждая «освобожденная» душа восстанавливает изначально присущие ей качества всеведения и могущества.

По вопросу о том, можно ли надеяться на полное «освобождение» еще при жизни, были выдвинуты три основные точки зрения. Большинство наяиков и вайшешиков, в том числе Ватсьяяна (4–5 вв.) и Прашастапада (6 в.), полагали, что освобождение наступает лишь с разрушением телесной оболочки того, кто достиг истинного знания. Однако Уддьотакара (7 в.), составитель комментария к Ньяя-сутрам , и санкхьяики различали первое освобождение и второе: предварительное освобождение осуществимо в последнем воплощении того, кто достиг знания, окончательное – уже после его физической смерти (Уддьотакара считал, что на первой стадии «плоды» накопленной в прошлом кармы еще не исчерпаны). Ведантисты наиболее последовательно отстаивали идеал «освобождения при жизни» (дживанмукти): простое наличие тела как остаточного плода кармических семян не препятствует «освобождению» носителя этой «пустой оболочки». По приписываемой Шанкаре Атмабодхе , мокша наступает уже тогда, когда «знающий» ощущает блаженство Атмана и свою непричастность телу и прочим «ограничительным факторам», а в Вивекачудамани утверждается, что для этого достаточно полностью устраниться от всего преходящего, медитируя над ведантийскими текстами.

Три позиции выявились и в спорах о том, каковы соотносительные «пропорции» выполнения обрядовых предписаний и дисциплины познания в качестве средств достижения мокши. К джайнам и буддистам, отрицавшим брахманистскую обрядовую практику, фактически присоединились также санкхьяики и йогины, которые видели в следовании этим предписаниям условия не столько «освобождения», сколько, напротив, «закабаления» в мире сансарности. Шанкара, Мандана Мишра, Сурешвара и другие ранние ведантисты занимали промежуточную позицию: «освобождает» только знание, но правильное выполнение обрядовых предписаний «очищает» адепта для мокши на предварительных стадиях его продвижения к ней. Мимансаки как идеологи ритуализма, а также некоторые наяики в большей мере настаивали на необходимости и «пути действия».

Расхождения были связаны и с тем, достаточно ли для достижения мокши собственных усилий адепта или для этого требуется помошь извне. Полное «самоосвобождение» отстаивали джайны, «ортодоксальные» буддисты, санкхьяики и мимансаки. Школы буддизма махаяны, йогины, вишнуитские и шиваитские школы, представители «теистической веданты» (школы Рамануджи, Мадхвы, Валлабхи, Чайтаньи), а также и некоторые наяики (Бхасарваджня и его последователи) в разной мере принимали необходимость поддержки со стороны пантеона.

Наконец, имелись два ответа на вопрос о том, можно ли вообще «заработать» мокшу, приложив какие-либо усилия. Ведантисты, в отличие от мимансаков, считавших, что «освобождение» зарабатывается, помимо знания, точным исполнением священных предписаний, считали, не отвергая предписанных действий, что оно достигается совершенно спонтанно через обнаружение ее вечно-присутствия.

одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара).

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОКША

санскр. moksa, от глагольного корня «тис» - оставлять, покидать, освобождаться, через дезидератив «мокш» - желать освобождения) - в индийской религиозно-философской традиции - окончательное освобождение от сансары, т. е. дурной бесконечности все новых и новых рождений. Мокша как одна из четырех целей человеческой жизни (см. Пурушартха) превосходит три остальные (артху, или материальное благополучие, каму, т. е. чувственные радости, и дхарму, или морально-религиозный закон) и тем самым отменяет их; она предполагает выход из-под власти кармы. Представление о мокше сложилось уже в Упанишадах, а затем было окончательно оформлено в философских даршанах.

С точки зрения ньяя-вшшешики мокша, называемая также «апаварга», представляет собой отказ от каких бы то ни было свойств или характеристик опыта; душа при этом освобождается от всяких уз, связывающих ее с телом, т. е. от любых ощущений и переживаний. К мокше можно прийти через постижение сущности категорий и следование этическим нормам, вместе с тем мокша здесь отнюдь не означает полного разрушения индивидуального «Я». Дня пурва-мимаясы мокша - это «высшее благо» (нихшреяса), обычно отождествляемое с достижением «неба» (сварга); обретение такого блага зависит от неуклонного следования предписаниям Вед (видхи), более того, движение к мокше уже заранее определено внутренней энергией становления (бхавана), проявляющейся в императивных командах ведического откровения. В учении санкхьи мокша понимается как разделение сознания (см. Пуруша) и первоматерии (см. Пракрита); это возвращение Атмана, или Пуруши, в свое изначальное чистое (кайвалья) состояние, когда он перестает ложно отождествлять себя с образованиями Пракрити, вт. ч. и с эмоционально-психическими особенностями личности.

Наиболее последовательно трактует мокшу в духе учения Упанишад адвайта-веданта Шанкары. Мокша здесь - это реализация истинной сущности Атмана, иначе говоря, внезапное постижение адептом абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана. Подобно пурва-мимансе, адвайта также считает опору на Веды принципиально важной для освобождения, однако в учении Шанкары акцент смещается с непреложных команд и ритуальных предписаний на т. н. «великие речения» (маха-вакья): «Ты еси То» (Брихадаранъяка-уп. III.9; Чхандогья-уп. VI.8.7), «Этот Атман есть Брахман» (Брихадараньяка-уп., 2.5.19) идр.; эти речения лишены прагматической ценности, они никуда не ведут и никого не воспитывают, они лишь помогают сменить угол зрения, подводя адепта к моменту, когда для него окажется возможным внезапный переворот и прорыв к истинной реальности. С точки зрения адвайты накопление «благой заслуги» (пунья) - это всего лишь предварительное условие, необходимое, но отнюдь не достаточное для достижения мокши. Тот, кто платит аскезой, благочестием или любовью, получает всего лишь «благую долю» (бхага) в новом рождении, это не более чем способ ориентации в мире кармы, не выводящий за ее пределы. По словам Шанкары, «все эти обряды и средства, ношение священного шнура и тому подобное, полностью отделены от постижения единства с высшим Атманом» («Упадеша-сахасри», 1.30). Если в вшишита-адвайте Рамануджи душа постепенно продвигается к освобождению, накапливая знания, опираясь на собственные благие поступки и помыслы, а также на любовь и помощь персонифицированного Бога-творца Ишвары, то в адвайте любые вспомогательные средства оказываются недостаточными и ущербными, ничем не помогая адепту в достижении мокши. Потому-то, с точки зрения Рамануджи, даже после выхода из сансарного круга перерождений душа преображается, но сохраняет свою индивидуальность - своего рода сжатую историю своих прежних рождений, между тем как для Шанкары мокша, тождественная высшему Брахману, абсолютно противопоставлена эмпирическому миру, а реализация освобождения предполагает снятие индивидуальных особенностей личности. Мокша в адвайте определяется лишь апофатически, через снятие всех свойств и характеристик; она «не-двойственна» (адвайта) и «лишена качеств» (ниргуна). Вместе с тем, в отличие от буддийской нирваны, обретение мокши в адвайте - это «достижение уже достигнутого» (праптасья прапти), иными словами, освобождение не просто задано как «цель человека» (пурушартха), к которой следует стремиться; мокша, тождественная высшему Брахману и чистому Атману, «пред-шествует» эмпирическому миру и предполагает его. В отличие от относительной реальности вселенной, освобождение реально абсолютно, и потому оно существует до и помимо всей иллюзорной игры творения (см. Лила, Майя).

Несмотря на крайний радикализм санкхьи и особенно адвайта-веданты в их подходе к мокше, именно эти два учения разделяют идею, касающуюся практической реализации освобождения. В отличие от прочих ортодоксальных школ индийской философии, они допускают возможность т. н. освобождения при жизни (дживанмукти). Согласно этому представлению, мокша отменяет действие всей кармы, связывающей данного индивида, за исключением той, что уже начала «приносить плод» (прарабдха-карма), иначе говоря, той кармы, инерция которой уже действует. В этом случае адепт, достигший освобождения, сохраняет свое тело вплоть до естественной смерти, вместе с тем уже не чувствуя себя связанным этим телом. На этой стадии атман уже осознает себя как сакшин, т. е. внутренний свидетель актов восприятия и действия, отличающий себя от соответствующих ментальных функций. Ему больше не приходится заботиться о сообразовании своего поведения с моральными и религиозными нормами: те не имеют над ним никакой власти, но теперь чистота и благо сопровождают его без каких-либо специальных усилий. Прочие ортодоксальные школы полагали, что полное освобождение возможно лишь при «сбрасывании тела» после смерти (концепция видеха-мукти - освобождение без тела).

Лит.: PanikkarR. The Vedic Experience. Poona, 1958; Ramachanclra Rao S. K. Jivanmukti in Advaita. Candinagar, 1979; Oberhammer G. La Delivrance, des cette vie (jivanmukii). P., 1994.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Антарикша повествует о природе Иллюзии и разрушении вселенной. Прабуддха подчеркивает важность принятия духовного наставника и необходимость нахождения в обществе преданных слуг Господа. Пиппалаяна описывает свойства Высшего Существа и природу сознания. Авирхотра повествует о практике поклонения Божеству как пути освобождения.

Градация учителей

Абсолютный интерес. Прогресс подразумевает отказ от худшего и выбор лучшего. Почему гуру низшего уровня не может инициировать в присутствии высшего гуру? Шридхар Махарадж - шикша-гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады. Принимать учеников значит принимать ответственность. Количество учеников определяется способностями учителя. Типы Гуру. Освобождение двух типов. Стадии предания. Природа Баладева. Природа Вриндавана.

Долг и достижение высшей цели

Истинный смысл дхармы, артхи, камы и мокшы. О физической и духовной близости. Шрипад Джаятиртха (Бхакти Виджай Тиртха) Махарадж цитирует шлоку «Прабхупадаштакам». Шрипад Джаятиртха Махарадж рассказывает о планах опубликовать брошюру, посвящённую отношениям Шрилы Шридхара Махараджа со Свами Махараджем и ИСККОН. Преданность редко достижима: «паспорт и виза».

Как выйти из матрицы?

Иллюзия нашей жизни. Город материальных наслаждений. В чём смысл нашего существования? Нужно ли думать об иллюзиях? Способ выхода из иллюзии. История об «уходе». Какими могут быть отношения с Богом. Наставник гуру в ваших отношениях с Богом. Ответы на вопросы.

Глава 10. Освобождение Налакувары и Манигривы

Сыновья Куверы, хранителя райских сокровищ, деградируют в плену пьянства и разврата. Мудрец Нарада решает освободить братьев. Нарада обрекает братьев родиться деревьями во дворе Нанды. Кришна ломает деревья из которых появляются Налакувара и Манигрива. Молитва полубогов обращенная к Кришне. Кришна дарует братьям окончательное освобождение.

Кали Юга – период эпидемий

Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 19 декабря 1982 года. Темы лекции: Служение ачарьи. Об оскорблениях Вайшнава и прощении. О стадии, на которой человек избавляется от кармы. Крипа-сиддха. Рассказ о нескольких женщинах-преданных. «Семейная жизнь с Богом». Стадии заблуждения.

Преодоление препятствий на духовном пути

Четыре жизненных уклада. Четыре вида препятствий на духовном пути. Четыре вида оскорбления. Четыре типа материальных желаний. Четыре вида слабости сердца. Четыре вида непонимания духовного знания. Шесть врагов. Шесть волн страдания. Виды освобождения (мокша). Признаки духовного прогресса. Пуруша и пракрити. Свобода выбора и ум. Привязанности.

Семья как высшая школа отношений

Сознательное обучение: нужно прибыть в настоящее. Мы берем больше, чем нам нужно. Какие образы формируют сознание? У каждого из нас должны быть исцеляющие фразы. Эмоциональная скупость ведет к проблемам во взаимоотношениях. С чего начинается женская измена. Ответственность мужчины. Почему незамужние женщины беззащитны? На уровне мыслей жадность - мы не даем пространство другим людям. Бхагавад Гита - Песнь Бога. Жизнь – это великий тестер. Мы должны найти людей, которые бесконечно влюблены в Бога. Дхарма. Дхарма человека. Мы вечные слуги Бога. Миллиарды бесполезных людей. Принять свою судьбу и быть благодарным. У нас каждый раз есть выбор внутри. Женщина только для одного мужчины женщина, а для всех остальных сестра или мать. Чем больше мы сосредоточены на себе, тем меньше у нас возможностей. Высшая цель человека - освобождение.

Амритабинду упанишада

Чистый и нечистый ум. Связанность и освобождение. Успокой ум в сердце. Ощущение духа. Когда человек освобождается от пристрастий – он достигает Брахмана. Качества Брахмана. Высшая истина. Превзойди три состояния. «Отражение луны в разных сосудах». Притча о горшке и пространстве. Брахман-слово и Высший Брахман. «Смотри на знания – как на молоко, а на различные учения – как на коров». Господь – обитель всех существ, и Он - в каждом существе.

Подлинная свобода

Описание Сатья Юги. Трета Юга. Двапара Юга. Кали Юга - век деградации и варварства. Преимущество Кали юги над другими югами. Величайший дар Махапрабху. Для чего нужны негативные обстоятельства? Как мы можем помочь страдающим людям? Материальный мир - мир страданий и боли. Истинная благотворительность. Определение мукти (освобождения) с точки зрения вайшнавов. Духовное богатство преданного. Единство - это высочайшая концепция. Все ли пути ведут к истине? Что значит подлинный вайшнав?

Йога

Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги - бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.

Шримад Бхагаватам. Книга 7. Глава 13 - Глава 14.

Поведение отрешенного. Долг имеет смысле только в случае наличия цели. Как определить отрешенного человека. Среди двух спорящих прав тот, у кого больше смирения. Прахлада отправляется встретить отрешенного человека. Царь обращается к отшельнику. Нищий молвит в ответ. Трое врат при рождении человека: страдание, счастье, освобождение. Всякое действие сопряжено с беспокойствами. У кого нет ничего - тот свободен и счастлив. Пчела и удав. Жизнь в благочестии. Обязанности домохозяина. Отношение к труду и общественным обязанностям. Отношение к богатству. Отношение к животным. Отношения с людьми. Все имущество – остатки жертвоприношений Господу. Жертвенные подношения. Храм живого существа – храм божий. Самое прилежное соблюдение обрядов не принесет блага, если человек не уважает живых существ.

Причина материального рабства, в котором находится каждый из нас. Как описывается зависть в Шримад Бхагаватам. Что мы знаем о зависти? Различные толкования понятия заваисть. Зависть и Критика всегда вместе. Вторая стадия зависти - желание чтобы нам завидовали. Хвастовство. Причина тройственных страданий. Зависть - двигатель материального и тормоз духовного прогрессов. Как зависть делает человека злонравным и непорядочным? Зависть причина критики. Зависть причина вожделения. Зависть причина злорадства. Зависть причина лицемерия. Зависть причина ложного отречение. Благая зависть. Библейская история зависти. Почему дурной пример заразителен? Индра завидует Брихаспати. Дакша завидует Шиве. Самоедство. Как связаны злость и зависть? Подражание.

Loading...Loading...