Взаимодействие русской православной церкви и сми на региональном и федеральном уровне. Мне это совершенно не интересно

КСЕНИЯ ЛУЧЕНКО о церковном понимании задач журналистики и о том, как устроены .

Благостная корпоративность

Православную журналистику типологически можно отнести к тематическим нишевым СМИ: есть издания спортивные, есть экономические, а есть и религиозные. С другой стороны, о православной журналистике можно говорить как о журналистике корпоративной. Так же, как у корпоративных СМИ, целевая аудитория православных изданий делится на внутреннюю (члены корпорации) и внешнюю. Все православные медиа (будь то официальные сайты, телеканалы, приходские листки или независимые порталы) страдают от этой двойственности, ищут баланс между двумя целевыми аудиториями… и чаще всего его не находят.

Бывший заместитель главного редактора «Вечерней Москвы» Евгений Стрельчик, который в 1993 году запускал как вкладку к «ВМ» первую неподцензурную православную газету «Церковный вестник», небольшую целевую аудиторию - то есть это, по сути дела, многотиражка». Однако эта «многотиражка» имеет широкую сеть распространения, которая тоже делится на внутреннюю (по церковным лавкам и специализированным магазинам) и внешнюю (как у всех - подписка, киоски, супермаркеты).

Одна из главных проблем православных медиа последних лет - подчиненное положение журналистики по отношению к пиару. Советник председателя Синодального информационного отдела (сокращенно Синфо - церковное учреждение, которое выполняет функции министерства печати и пресс-службы одновременно) Елена Жосул в интервью «Комсомольской правде» сказала, что «в классическом варианте журналистика и пиар - это две сферы деятельности, которые должны быть разделены. Но у нас ситуация сейчас такова, что очень часто эти функции в православной медиасреде взаимосвязаны». И сам председатель Синфо Владимир Легойда, и некоторые другие церковные чиновники и священники не раз говорили, что одна из основных задач православной журналистики - «донесение мнения Церкви», то есть - пиар.

Конечно, Церковь как общественный институт не может обойтись без пиара, но Церковь как Тело Христово, сообщество верных, занимается проповедью Слова Божия, миссией. Однако сегодня уже слышны голоса, что пиар и миссия - одно и то же, и в вульгарном смысле так и есть. Ведь именно «методология» апостолов и христианских проповедников лежит в основе современных public relations . Термин «миссия» широко используется в корпоративных коммуникациях, а во многих крупных компаниях есть должность «евангелиста» - продвинутого совершенного пиарщика. Церковь в некотором смысле пытается вернуть себе технологии, выросшие когда-то из ее практик. Но это уже крайне обмирщенные, светские технологии, не только лишенные первоначального содержания, но и пользующиеся весьма сомнительными с точки зрения христианской этики средствами. Корпоративность православных изданий влечет за собой явное преобладание пиара над журналистикой.

Церковное понимание задач журналистики входит в противоречие с классической теорией журналистики, преподаваемой студентам журфаков и медиашкол по всему миру. В классическом понимании СМИ не поучает читателя, не транслирует ему единственно верную точку зрения, а заставляет думать, самостоятельно делать выводы, излагая факты и мнения. Но существует и другая журналистика, типологически близкая к партийной печати советского времени, - это пропаганда, маскирующаяся под журналистику. Здесь отменяются профессиональные стандарты качества и возникают такие критерии, как лояльность, «как бы чего не вышло». Современная российская журналистика в целом этим испорчена, особенно - региональные СМИ, целое поколение журналистов выросло в нулевые и не представляет, что может быть иначе. Самоцензура превалирует над профессиональной этикой. В православных изданиях эта ситуация гиперболизируется: нехватка денег и профессионализма, искреннее отношение к пропагандируемой организации доводит жанр до абсурда.

В итоге православные СМИ в совокупности создают виртуальную картину церковной жизни, из которой сложно судить о том, что реально волнует церковных людей: пишут о выдающемся, благостном, положительном, а о проблемах и конфликтах в лучшем случае упоминают, если высказана официальная точка зрения. При этом журналисты, интересующиеся православной тематикой, но работающие в светских СМИ, нащупывают эти проблемные точки, но не всегда могут их адекватно описать. Например, в прошлом году заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич написал репортаж «Очень маленькая вера», который вскрыл целый пласт противоречий церковной жизни, в том числе между простым духовенством и мирянами с одной стороны и административным церковным аппаратом с другой. При этом обида героев репортажа на «православного журналиста Соколова-Митрича» была такова, что обсуждение реальных проблем, поднятых в тексте, осталось на периферии дискуссии, а в центре стояло «личное дело» автора. В церковных изданиях поднялся шквал публикаций, созывались круглые столы и виртуальные обсуждения, главной целью которых было перебить эффект от публикации Митрича, доказать, что он в своих выводах заблуждается. Сам Соколов-Митрич .

Ликбез для вечного неофита

Собственно, качественных журналистских материалов - аналитики, расследований, неудобных вопросов - сегодня от православных СМИ мало кто ждет. Ждут преимущественно материалов для аудитории, которую можно условно назвать «вечный неофит». Именно на эту многочисленную и неоднородную по социальному положению, возрасту и степени вовлеченности в церковную жизнь аудиторию работают сегодня почти все православные медийные ресурсы.

В интервью интернет-изданию «Татьянин день» главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов (на «Эхе» уже второй сезон выходит православная передача с протоиереем Максимом Козловым) на вопрос, чего не хватает, на его взгляд, православным СМИ, ответил: «Первое, о чем я хотел бы прочитать, - это жития святых, написанные современным языком. Каждый день, делая программу «Метеоскоп», мы говорим о народных приметах, а также говорим: сегодня день святого Антония. А кто это? Где это найти на человеческом языке - story , как Библия для маленьких. Не забывайте, что религиозность у нас во многом наносная, потому что традиции 70 лет не было. Кто такой святой Фома, кто такая святая Христина в православной традиции? Почему именно в этот день? Я хотел бы нормальную историю бедной пастушки, которую я мог бы прочитать и пересказать сыну или из которой я бы понял, почему именно этот святой - покровитель интернета или еще чего-нибудь».

Парадокс в том, что на самом деле значительная часть православных изданий как раз об этом. На церковном языке такой христианский ликбез называется катехизацией. Православные СМИ дают справки и отвечают на вопрос «Как жить?» (в девяностые даже выходила газета с таким названием). Жития святых, описание смысла таинств и молитв, исторические рассказы, рецепты постных блюд, советы священников по житейским вопросам - основной контент православных изданий. Это глянцевый формат, так называемый лайфстайл. Но в православных изданиях он, как правило, перемешан с официальными новостями и серьезными «установочными» публикациями, «доносящими мнение Церкви». Целевая аудитория таких изданий получается размытой: пишут как бы для нецерковных людей, а читают те самые «вечные неофиты», которым постоянно нужны подсказки для построения собственной идеальной православной жизни.

Одобрено самоцензурой

Бытует мнение, что в Церкви сильна цензура. На самом деле официально, разумеется, цензуры нет, иначе бы это нарушало российское законодательство. Единственная форма контроля за СМИ, которые продаются в церковной системе распространения, - гриф Синодального информационного отдела, который, согласно опубликованному регламенту, выдается изданиям «лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской православной церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений». Так же, как и свидетельство о государственной регистрации Роскомнадзора, гриф Синфо выдается на неопределенный срок и может быть отозван в случае установленных нарушений. В отличие от госрегистрации церковный гриф выдается бесплатно: и «ультралиберальные» издания вроде газеты «Кифа» (выпускается общиной протоиерея Георгия Кочеткова), и консервативно-монархические получили гриф без проблем. За два года, прошедших с момента введения грифа, был лишь один скандал, связанный с его получением, - в грифе было отказано журналу «Благодатный огонь», который выходит приложением к журналу «Москва», но об этом издании ниже.

Что касается неформальной цензуры, то существует множество негласных и полугласных нюансов, в каждой епархии они свои. Но в целом, если не наступать на мозоли правящему архиерею и не излагать сомнительные богословские взгляды (ереси), шансов испытать на себе цензуру довольно мало. Даже политические взгляды декларируются вполне свободно, если это не официальное издание епархии. Другое дело, что на местах, как и в любых региональных СМИ, возникает специфика, связанная со взаимодействием с местной властью. Как правило, у православных журналистов очень развита самоцензура. Из опасений навлечь на себя гнев священноначалия, а чаще - из искреннего желания сделать как лучше острых тем стараются избегать.

Частные проекты для разных субкультур

Православная журналистика бурно развивалась все двадцать постсоветских лет. Если с 1931 по 1989 год существовал один-единственный «Журнал Московской патриархии», которым более четверти века руководил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев, ум. 2003), бывший покровителем интеллигенции и интеллектуального церковного творчества в годы застоя, то на протяжении 90-х - «нулевых» возникли тысячи православных изданий, радиостанций, сайтов и даже несколько телеканалов. Большая часть из них канула в небытие, но некоторые современные проекты имеют уже двадцатилетнюю историю. Не раз велись разговоры о создании единого медиахолдинга Русской православной церкви, но все они были утопичны, потому что на самом деле все наиболее значимые церковные информационные проекты - это частные инициативы отдельных людей или сообществ.

Если официальные церковные СМИ (сайт «Патриархия.ру», «Журнал Московской патриархии», выходящий тиражом 20 000 - 25 000 экземпляров, епархиальные газеты и журналы) можно причислять к корпоративной журналистике, которая выполняет прежде всего интегративные функции - внутреннее информирование, создание единого информационного пространства Русской церкви, то множество частных проектов, более популярных и живых, работает на разные внутрицерковные субкультуры.

Норман Больц в книге «Азбука медиа» пишет, что общих медиа больше нет: «Разные ценностные системы обслуживают разные медиа. Разные информационные миры отделяют друг от друга демографические, политические и культурные границы». Бесконечное дробление на ниши по интересам, по идеологическим установкам и образу жизни происходит и внутри православных СМИ.

Самая активная субкультура, которая была особенно заметна в 90-е годы, но и сейчас собирает стабильную, прежде всего провинциальную, аудиторию, - так называемые православные фундаменталисты. Они, в свою очередь, делятся на радикальных и умеренных. Радикальное крыло, если не считать «боевых листков» некоторых монастырей, исторически базируется в Петербурге. Отчасти это наследие умершего в 1995 году митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), которого называет своим учителем даже ни разу в глаза его не видевший Иван Охлобыстин. Константин Душенов, выдававший себя за пресс-секретаря покойного митрополита (есть большая вероятность, что он и написал большую часть книг и статей, публикующихся под именем митрополита Иоанна), был главным редактором газеты «Русь православная», расходившейся большими тиражами, а теперь осужден на три года колонии-поселения по 282-й статье за распространение антисемитских фильмов. Газета «Православный Санкт-Петербург», которая, несмотря на название, не имеет никакого отношения к официальным епархиальным СМИ, выходит с 1993-го с несколькими приложениями и, судя по всему, на протяжении всех этих лет является маленьким бизнесом ее главного редактора и издателя Александра Ракова. В Петербурге же расположены редакции сайтов «Русская линия» и «Русская народная линия». До 2010 года это была единая редакция одного сайта, проводившего ультрафундаменталистскую политику и находившегося в жесткой оппозиции значительной части епископата Русской церкви. Но затем часть сотрудников и авторов во главе с Сергеем Григорьевым пошли на сближение с патриархией в лице Синфо и, заняв основной домен сайта rusk.ru , демонстрировали лояльную, хотя и крайне правую позицию. А другая часть во главе с Анатолием Степановым ушла на новый домен ruskline.ru и продолжает линию независимой оппозиции с полным набором соответствующих идеологем. Естественно, посещаемость у более радикальной «Народной линии» превосходит относительно умеренную «Русскую линию». Эти сайты активно используются для внутренних разборок с «модернистами» и «либерастами» в церковной среде, а «Народная линия» наделала шуму, опубликовав колонку священника московского храма Николы в Хамовниках Александра Шумского о том, что землетрясение в Японии - Божия кара за отношение японцев к России и сожжение российского флага. В Москве в той же нише находится газета «Русский вестник» Алексея Сенина и журнал «Благодатный огонь» Сергея Носенко. «Благодатный огонь» - одно из немногих изданий, у которого был отозван гриф Синфо за систематическое хамство в адрес духовенства и епископата. Комплекс воззрений фундаменталистских изданий примерно одинаков - алармизм, пафосный патриотизм, воинственное неприятие других религий и конфессий, а также - любых перемен и реформ в Церкви, обвинение священноначалия в «экуменизме» и «модернизме», антизападничество, сталинизм, перемежающийся причудливым антикоммунизмом. Иногда добавляются требования канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Эти издания воевали против введения ИНН и паспортов нового образца, сегодня выступают против самых разных электронных карт и других средств идентификации граждан, ювенальной юстиции. Их аудитория стабильна, и авторы, в том числе священнослужители, перекочевывают из одного издания в другое.

Другая субкультура и целевая аудитория - то, что в церковной среде одно время называлось «православием лайт». Это СМИ для читателей успешных, довольных жизнью, но ищущих культурный бэкграунд в христианской традиции. Таким изданием долгое время был журнал «Фома». Вокруг журнала, который начали издавать в середине 90-х обратившиеся к вере студенты МГИМО, сформировался круг читателей и «друзей “Фомы”» - своеобразный полузакрытый клуб без формального членства, похожий на то, что делает сейчас журнал «Сноб». В этот клуб входили как выпускники МГИМО и их партнеры по бизнесу и политике, так и священнослужители, и люди культуры, регулярно появлявшиеся на обложках журнала. Среди членов этого неформального круга - главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская. «Фома» первым из православных изданий стал публиковать интервью со звездами и крупные портреты публичных людей на обложке. Основные темы - все тот же лайфстайл с большим налетом глянца: рассказы узнаваемых персон о своей вере, обзоры книг, фильмов, исторические и культурологические познавательные тексты, фоторепортажи о «красоте Православия». После назначения три года назад главного редактора «Фомы» Владимира Легойды председателем Синодального информационного отдела, куда за ним перекочевали некоторые сотрудники, у «Фомы» возник кризис позиционирования, который не преодолен и по сей день. С одной стороны, формально журнал остается независимым. С другой, де-факто это официальное издание, не обязанное при этом, в отличие от ЖМП, публиковать хронику и официальные церковные документы. В последние месяцы из-за обострившейся борьбы за читателя «Фома», в котором с момента основания была принципиальная установка не писать о политической и общественной жизни, все же стал публиковать крайне аккуратные и осторожные комментарии на актуальные явления и процессы. Та же тенденция наметилась и во втором по тиражам глянцевом православном журнале «Нескучный сад».

С «Фомой» «Нескучный сад» объединяет не только формат, но и полуофициальный статус. Журнал начинал выходить при храме св. Царевича Димитрия в Первой Градской больнице как «журнал о делах милосердия». Туда пришла команда профессиональных журналистов, главный редактор Юлия Данилова работала в 90-е в «Коммерсанте». Постепенно духовник журнала протоиерей Аркадий Шатов из просто настоятеля храма стал руководителем Епархиальной комиссии Москвы по благотворительности, а при патриархе Кирилле - епископом Пантелеимоном, председателем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению (именно этот отдел в 2010 году стал координационным центром помощи погорельцам, где работали сотни волонтеров - как церковных, так и совсем нет).

Журнал «Нескучный сад» все эти годы существовал при нем, трансформируясь из катехизического журнала о добрых делах в церковно-общественный ежемесячник. Пожалуй, это единственный православный журнал, который выдерживает профессиональные стандарты качества и форматы (разве что еще ЖМП, где тоже почти все сотрудники раньше работали в «больших СМИ»). В последнее время «Нескучный сад» балансирует на грани: оставаясь при официальной церковной структуре, журнал публикует довольно резкие тексты, в том числе - репортажи с митингов оппозиции, антипутинские авторские колонки (можно упомянуть среди авторов священника Федора Людоговского, библеиста Андрея Десницкого и других), контрвью по горячим темам - «Пусси Райот» и выставка Гельмана в Краснодаре.

Провинция пишет о человеке

Основная народная аудитория - прихожане и «захожане» храмов по всей стране - в основном имеет дело с местными изданиями, преимущественно газетами. Региональные православные СМИ - как печатные, так и интернет-издания - обычно состоят из официальной хроники (выступлений архиерея, епархиальных новостей, документов), катехизических и краеведческих материалов. Иногда прилагается детская страничка и даже кроссворд.

Но бывают и редкие исключения: обычно это независимые, хотя и близкие к епархии издания. С 1991 года в Сыктывкаре два раза в месяц на 32 полосах выходит газета «Вера-Эском» («эском» - «вера» на языке коми). Она почти целиком состоит из очерков о жизни Русского Севера - о людях, храмах, краеведческих изысканиях. Все тексты - литературные, с авторской интонацией, как будто и нет в мире никакого «официоза», форматов, трендов, несмотря на то что половина редакции - выпускники журфака СПбГУ. Конечно, качество этих текстов неровное, но удивительно, что даже в рассказах об официальных общецерковных событиях редакция «Веры» умудряется найти заход «через человека».

Другой пример неожиданного регионального издания - якутская газета «Логос». Она выходит с 2003 года и, как и многие православные СМИ, является авторским проектом одного человека, главного редактора Ирины Дмитриевой. Газета позиционируется как молодежная и, как пишет Дмитриева, «ставит цель говорить с молодым человеком о самом важном: жизни и смерти, смысле бытия». Задача, как и у многих катехизических изданий, скорее пригодная для книги или серии брошюр, чем для СМИ. Но «Логос», как и «Вера-Эском», полна материалами о людях. В отличие от сыктывкарской газеты, в Якутии пишут в довольно жестких журналистских форматах и в основном об остросоциальном: аборты, дети-сироты, вызовы язычества в Якутии. Все это с комментариями разных сторон, с заостренными формулировками проблемы и, как правило, без специфически «православненькой» интонации.

Гайд-парк в интернете

Печатные православные СМИ в целом выходят средними по российским показателям тиражами. Как и в большинстве других тематических сегментов, информационные поводы они черпают из интернета. Сегодня именно интернет-публикации и интернет-полемика определяют как содержание большинства внутрицерковных дискуссий, так и ход диалога (или развитие конфликта) с обществом. У Церкви есть официальные сайты, самый главный из которых - «Патриархия.ру» - сайт пресс-службы патриарха Кирилла, публикующий огромный массив официальной информации. Но внимание широкой читательской аудитории принадлежит независимым или полузависимым проектам.

Долгие годы самым посещаемым был сайт московского Сретенского монастыря «Православие.ру». На этом сайте в основном печатаются катехизические и культурологические материалы, а также публикации умеренно консервативного характера. Здесь некоторое время публиковались Наталья Нарочницкая, православные активистки Татьяна Шишова и Ирина Медведева - известные борцы с компьютерными играми, западными мультфильмами, ювенальной юстицией и прочими проявлениями современной культуры. «Православие.ру» уделяет много внимания связям с другими православными церквами, прежде всего Сербской. Посещаемость сайта складывается из трех составляющих: интерес читателей к личности наместника монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), автора бестселлера «Несвятые святые», выпущенного «ОЛМА-Пресс» миллионным тиражом, священника, которого называют «духовником Путина»; живая интерактивная рубрика «вопросы священнику», на которые отвечают насельники Сретенского монастыря; несколько лет назад на «Православие.ру» переехал с сайта Days.ru православный календарь на каждый день, который автоматически выпадает в первых строчках Яндекса на запрос о праздниках и святых конкретного дня, календарь существует и в виде встраиваемого модуля для любых сайтов: «Православие.ру» - практически монопольный держатель самой популярной православной услуги. В 2012 году «Православие.ру» выпустил в AppStore первый молитвослов для iPhone и iPad .

Но самый цитируемый и «народный» проект православного Рунета - сайт «Православие и мир». В 2004 году он был создан как приходская страничка храма Всемилостивого Спаса при бывшем Скорбященском монастыре. Сегодня это полноценное интернет-СМИ со средней посещаемостью около 60 000 уникальных посетителей в день. Сайт независимый, его учредитель - АНО «Православие и мир», существует на средства частных жертвователей. Уникальная ситуация: портал не имеет одного или двух крупных спонсоров, которые могли бы влиять на его редакционную политику, фактически создана ситуация, близкая к идее общественного телевидения в его европейском варианте. «Правмир» и его главного редактора Анну Данилову критикуют все: либералы считают сайт пропатриархийным и пропагандистским, «православные фундаменталисты» - «оранжистским, болотным сайтом», действующим в интересах Америки. Однако Данилова всего лишь старается проводить политику независимого СМИ, и в какой-то момент бурной зимой 2011-2012 годов оказалось, что такой православный сайт - один-единственный. Успех Даниловой связан не только с невероятным количеством востребованного читательской аудиторией уникального контента, но и с тем, что она дважды попала в тренд - технологический и смысловой.

Джефф Джарвис в книге «Что сделал бы Гугл?» советует интернет-ресурсам становиться платформами. С поправкой на то, что Джарвис имел в виду бизнес, можно считать, что Данилова в той степени, в которой это возможно для гуманитарного проекта, сделала из «Правмира» такую платформу. Дело не только в использовании пользовательского контента (его как раз на сайте немного). Но в том, что Анна Данилова сообразила: привлечь авторов при небольших гонорарах можно, только создав им максимально комфортные условия публикации, сформировав среду, в которой политика редакции будет направлена на поддержку авторов и тем. Фактически «Правмир» - коллективный управляемый блог, православный онлайн-Гайд-парк, авторы которого придерживаются порой диаметрально противоположных взглядов. Это никак не похоже на «традиционные СМИ», это не ежедневная газета, перенесенная в интернет, но изначально медиаплатформа, построенная исходя из современных пользовательских потребностей. Помимо авторских текстов и журналистских репортажей на «Правмире» много видео (видеоколонки, опросы, репортажи, полные записи разных семинаров и круглых столов). У «Правмира» несколько дочерних проектов: православный женский сайт, построенный преимущественно на пользовательском контенте, «Матроны.ру », сайт «Неинвалид.ру » о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями, еженедельно в формате PDF и размере А4 на «Правмире» можно скачать (в любом храме на территории любой страны эту газету можно распечатать и повесить на стенд в притворе).

Смысловой тренд, в который попал «Правмир», - осмысление текущих общественных процессов с христианской точки зрения. Именно на «Правмире» был опубликован

4 декабря 2011 года и пытался помешать фальсификациям. Репортаж был прочитан десятки тысяч раз и опубликован в сборнике «Разгневанные наблюдатели». С тех пор там появилось немало текстов, как весьма консервативных, так и достаточно свободных, как идеологически заточенных, так и абсолютно взвешенных. Значительная часть из них написана священниками - Алексием Уминским, Федором Людоговским, надиктована Димитрием Смирновым и Всеволодом Чаплиным, но пишут на «Правмир» и светские люди с именами, такие, как, например, поэт и богослов Ольга Седакова. Все это перемежается материалами для «вечных неофитов», репортажами на социальные темы.

Лубок на спутнике

Телевидение православные осваивают очень давно, но все хронически не складывается. На федеральных каналах, правда, успешно выходят две программы - «Слово Пастыря» с патриархом Кириллом (Первый, суббота, 9:45) и «Православная энциклопедия» с протоиереем Алексием Уминским (ТВЦ, суббота, 8:30). Кроме того, на «Вестях-24» ведет передачу «Церковь и мир» митрополит Иларион (Алфеев).

На «Культуре» регулярно выходят авторские циклы Дмитрия Менделеева о библейских и христианских мотивах в мировой культуре. К этому можно добавить, что с 1991 года на федеральных каналах ведутся трансляции рождественской и пасхальной ночных литургий (сначала это был Елоховский собор, затем - храм Христа Спасителя) и наиболее значимых событий церковной жизни (похороны патриарха Алексия, избрание и интронизация патриарха Кирилла, последнее такое мероприятие - массовый молебен 22 апреля у храма Христа Спасителя). Телевизионное руководство делает эти трансляции не только как часть сложившейся системы церковно-государственных отношений, но и потому, что рейтинги этих трансляций стабильно сопоставимы с футбольными матчами.

Попыток создать отдельный нишевый православный канал было много. Сегодня есть два таких канала - «Спас» и «Союз». Оба транслируются через спутники, опущены в некоторых городах в кабельные сети, распространяются интернет-провайдерами.

Канал «Спас» был создан в 2005 году ныне покойным бизнесменом Александром Батановым. Главным редактором был назначен Иван Демидов, композитором - Александр Шульгин. На «Спасе» вели свои программы протоиерей Димитрий Смирнов, философ Александр Дугин, политик Наталья Нарочницкая, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. Этот период продолжался недолго: Демидова перевели работать в администрацию президента, Батанов смертельно заболел, Дугин был обвинен в ереси, начались перебои с финансированием. Однако на повторах и небольшом объеме собственного производства (передача на «Спасе» была одно время даже у Дмитрия Диброва) канал просуществовал до сих пор. Некоторое время он находился под контролем Синодального информационного отдела, сегодня он подчинен финансово-хозяйственному управлению Московской патриархии. На канале выходят новости патриаршего служения и несколько собственных программ - «Прямая речь» с поэтом Олесей Николаевой, «Правда жизни» с протоиереем Димитрием Смирновым, передачи о благотворительности и советы православного психолога. Остальной эфир заполнен повторами и документальными фильмами, которые в избытке производят мелкие православные студии и демонстрируют на православных теле- и кинофестивалях.

Но по-настоящему народный канал - это «Союз». Вещательная частота и производственная база были переданы Екатеринбургской епархии РПЦ в 2005 году. До этого он был городским каналом города Первоуральска. «Союз» стал самым амбициозным проектом медиахолдинга Екатеринбургской епархии, которым многие годы руководит игумен Димитрий (Байбаков). Сотрудниц тут же обязали надеть платки и юбки, вскоре канал переехал в Екатеринбург и открыл корпункт в Москве. Сегодня эфирное вещание идет в 51 населенном пункте Урала, через кабель подключено несколько стран бывшего СССР, включая Латвию и Эстонию, сигнал идет также через спутники НТВ+, «Триколор», HotBird . «Союз» производит несколько десятков своих передач - от чтения Евангелия в эфире до культурологических и социальных проектов, делает информационные программы. Выглядит это все для московского зрителя несколько дико: батюшки под пафосную классическую музыку на фоне вечнозеленых комнатных растений или ковров произносят проповеди, в закадровых текстах в репортажах могут звучать разнообразные перлы типа «верующие прошли мимо гроба владыки, выражая тем самым непоправимость утраты». Сочетание стилистики районного кабельного телевидения и специфического православного сленга производит порой комический эффект. Но тем не менее именно «Союз» действительно востребован широкой аудиторией православных прихожан и в целом соответствует тому, как они сами видят себя и церковную жизнь. Кроме того, он формирует единую картину жизни Русской православной церкви по всей стране и даже в странах бывшего СССР, потому что транслирует передачи, которые производят десятки небольших православных студий от Одессы до Сибири. Если смотреть эфир долго, насладишься всеми оттенками говоров русского языка - от крымского фрикативного «г» до вологодского оканья.

А для интеллигентов - радио

Общецерковного православного радио сегодня не существует. Если все 90-е годы ту роль, которую сейчас играют сайт «Правмир» и телеканал «Союз», выполняла одна радиостанция «Радонеж», которая была самым мощным источником внутрицерковной информации, формировала тренды и активно использовалась в войне «православных консерваторов» с «православными либералами», то сегодня радио утеряло свое значение. В разных городах существуют православные радиостанции. Самая заметная на сегодня - радиостанция Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров». Она была создана при поддержке французского эмигрантского радио «Голос православия» (La Voix de l’Orthodoxie ). В некотором смысле его стилистика противоположна стилистике «народных» православных СМИ. Здесь звучат классическая музыка, лекции профессоров Санкт-Петербургского университета и Духовной академии, беседы с историками, филологами, круглые столы по актуальным проблемам. В программе «Пастырский час» разбирают не сколько кому и когда поститься, а вопросы, связанные с местом человека в мире, христианский взгляд на современные проблемы. Частый гость студии - протоиерей Георгий Митрофанов, один из выдающихся церковных историков, специалист по XX веку. Множество программ посвящено исторической памяти, увековечиванию жертв репрессий. Радиостанция в тесном контакте с градозащитными организациями Петербурга («Живой город» и т.п.), поддерживает инициативы по переименованию советских топонимов. Вещание через интернет позволяет слушать эти передачи за пределами Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Независимость vs. неповоротливость

Сегодня православные СМИ, с одной стороны, стоят перед теми же вызовами, что и вся медиаотрасль: какими будут СМИ в эпоху тотальной цифровизации контента? В конце 2011 года главная официальная газета Русской церкви «Церковный вестник» полностью перешла в интернет, выпуск печатной версии прекращен. Ряд журналов готовит версии для iPad . Уже очевидно, что проекты, руководители которых благодаря своей интуиции на шаг вперед предугадывают, в каких форматах и какими путями надо доносить до читателей информацию, как сайт «Православие и мир», лидируют в формировании мнений. Но с другой стороны, здесь тут же встает вопрос о том, что в новых условиях только СМИ с большой свободой маневра, независимые, смогут удовлетворять информационные и коммуникационные потребности аудитории, а те, что замкнуты «наверх», сосредоточены на «донесении мнения», заведомо будут уступать. Сегодня сложилась ситуация, когда СМИ, созданные как полностью или относительно независимые, - телеканал «Спас», журналы «Фома» и «Нескучный сад» и многие издания помельче оказались очень плотно аффилированы с официальными церковными структурами. Думается, этот процесс поглощения не был жестко спланирован, но является следствием общего курса на централизацию церковной власти. Смогут ли свободно существовать независимые православные СМИ? От ответа на этот вопрос зависит и то, насколько широкой будет аудитория православных масс-медиа. ​

Последние десять лет стали периодом становления и развития православной прессы . Печатные издания ныне являются значимым фактором внутренней миссии Церкви и формируют ее облик в обществе. Радостно отметить, что почти каждая епархия имеет сейчас один или несколько печатных органов, которые ориентированы на самые различные слои общества. Так, епархиальные ведомости представляют официальную информацию и имеют общую катехизаторскую направленность; студенческий журнал «Ступени» адресован молодежной аудитории; брестский журнал «Христианское время» ставит перед собой миссионерскую задачу в среде интеллигенции; газета «Лампада» освещает вопросы созидания и укрепления малой церкви-семьи; газета «Царкоўнае слова» проводит широкую просветительскую деятельность.

Вместе с тем необходимо отметить определенные проблемы развития церковной периодики, связанные с недостаточным профессиональным уровнем православных журналистов, неопределенным статусом редакций в структуре Церкви, непониманием части клира важности церковных изданий в духовном просвещении. Печально то, что православные журналисты разобщены между собой. Качество их работы не контролируется епархиальными властями, поэтому часто личное мнение редактора компрометирует Церковь в глазах общества.

1. Газета «Царкоўнае слова » Бадай, галоўнае праваслаўнае выданьне ў краіне, якое выпускае экзархат БПЦ, – гэта газэта “Царкоўнае слова”. Яна выходзіць на расейскай і беларускай мовах і мае наклад каля 10 тысячаў асобнікаў.

2. Газета «Воскресение». Это православная духовно-просветительская газета для учителей, родителей и детей и молодежи. Издается по благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси с июня 1999 г. Это единственная, на сегодняшний день, газета для семейного чтения и для всех, кто отдает силы нелегкому делу православного просвещения. На ее страницах можно встретить материалы о важнейших событиях церковной и культурной жизни Беларуси, статьи об истории Православия на Беларуси, методические разработки для учителей воскресных и светских школ. Газета "Воскресение" ориентирует педагогов и родителей на христианские ценности, знакомит с программами по духовно-нравственному воспитанию и методическими разработками, помогает увидеть многообразие мира, понять смысл жизни.

В каждом номере публикуется православный календарь, рассказы о жизни святых, выдержки из поучений святых отцов. Среди прочих православных изданий "Воскресение" выделяется вниманием к острым социальным проблемам жизни общества, таким как пьянство, наркомания, социальное сиротство и пр. Мы пытаемся рассматривать эти проблемы с духовной точки зрения, разбираться в их причинах и искать средство для избавления от пагубных страстей.


Газета "Воскресение" распространяется по подписке, а также через храмы и православные книжные магазины. Позвонив в редакцию, всегда можно заказать необходимое количество номеров газеты. Однако самый надежный способ своевременно получать каждый номер "Воскресения" - это все же подписка.

3. «Ступени» - православный студенческий журнал . Издаем его мы – студенты и выпускники Минской Духовной Академии и Семинарии. Но нашу редакцию по праву можно назвать открытой для всех. В работе над журналом принимают активное участие все, кто того желает. За несколько лет существования «Ступени» накрепко сдружили многих. И те, с которыми мы недавно были на «вы», сегодня стали нашими близкими друзьями. Одним словом, присоединяйтесь, будем рады перейти на «ты»! А если Вам еще не приходилось держать наш журнал в руках, даем его краткое описание с тем, чтобы заинтересовать нашей работой еще одного хорошего человека.

«Ступени» - серьезный и интересный журнал с оригинальными иллюстрациями и хорошим профессиональным дизайном. Студенчество, как правило, народ бедный. К сожалению или к счастью, наш студенческий журнал не исключение из этого правила. Тем не менее, «Ступени» выглядят очень прилично. (Кто знаком с журналом, подтвердит). Бывает, что печатаемся за последние деньги или в долг, но на глянцевой бумаге.

Журнал является богословско-публицистическим изданием. «Ступени» - своеобразный форум, где обсуждается круг наиболее актуальных вопросов о Боге, человеке, музыке, взаимоотношении людей, литературе, Церкви, любви, святости… Рассказываем мы и о себе, о жизни интересных людей и нашей alma mater - Семинарии, Жировичского монастыря, Белорусской Церкви и вообще Вселенского Православия...

Журнал "Ступени" издается с июня 2000 года и распространяется в Беларуси, России, на Украине, Литве, Польше. Периодичность издания - 4 раз в год. Тираж - 3 000 экземпляров.

КАТОЛИЧЕСКИЕ СМИ:

1. “Ave Maria” - ежемесячный религиозный журнал

Материалы, посвященные жизни Католической Церкви в Беларуси, новости со всех епархий и из-за рубежа, статьи о главных католических праздниках, размышления о вопросах веры, интервью со священниками, рассказы о интересных людях.Основатель – Минско-Могилевская архиепархия. Адрес редакции: пл. Свободы 9, 220030 г. Минск, Сайт: media.catholic.by/ave

2. “Наша вера”- ежеквартальный религиозно-культурный журнал Теологические статьи, исследования по истории Беларуси, статьи ученых - искусствоведов, филологов, историков, поэзия и проза белорусских и зарубежных авторов и др. Основатель – Минско-Могилевская архиепархия. Адрес редакции: пл. Свободы 9, 220030 г. Минск, Сайт: media.catholic.by/nv

3. “Каталіцкія навіны” - информационный бюллетень Официальные документы Католической Церкви в Беларуси, Пастырские послания, послания Святого Отца, информация со Святого Престола, главные новости католического мира. Основатель – Минско-Могилевская архиепархия. Адрес редакции: пл. Свободы 9, 220030 г. Минск,

4. “Маленькі рыцар Беззаганнай” - журнал для детей Выходит четыре раза в год, полноцветный. Рассказы для детей, катехитические материалы в доступной форме, интересная информация про праздники и молитвы, конкурсы, разрисовки, кроссворды и др. Основатель – Минско-Могилевская архиепархия. Готовится редакцией журнала "Ave Maria".

5. “Любите друг друга” - журнал для молодежи Дайджест журнала "Miłujcie się". Adres Redakcji: Redakcja "Miłujcie się" Towarzystwo Chrystusowe, ul. Panny Marii 4, 60-962 Poznań: www.tchr.org/milujcie/ В Беларуси: адрес редакции - пл. Свободы 9, 220030 г. Минск, Сайт: media.catholic.by/lubite

6. “Дыялог” - журнал Основатель – приход Фатимской Божией Матери /г. Барановичи/ Адрес редакции: ул. Шевченко 6, 225320 г. Барановичи, Сайт: svd.catholic.by/dialog

7. “Слова жыцця” - газета Гродненской епархии Основатель – Гродненская епархия Адрес редакции: пл. Советская 4, 230025 г. Гродно, Сайт: slowo.grodnensis.by

Прочие религиозные СМИ: газета «Берега» (иудеи), журнал «Благодать» (христиане веры евангельской), «Крыніца жыцця” (баптисты).

Interaction Between the Russian Orthodox Church and the Media at Regional and Federal Level

Большакова Зоя Григорьевна
аспирантка кафедры журналистики филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, [email protected]

Zoya G. Bolshakova
PhD student at the chair of journalism, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, [email protected]

Аннотация
В статье рассматривается процесс взаимодействия Русской православной церкви и средств массовой информации. Описывается роль и влияние РПЦ на жизнь российского общества, изучаются виды православной прессы и этапы развития отношений между РПЦ, СМИ и обществом. В процессе исследования были изучены собственные информационные ресурсы Русской православной церкви и светские СМИ.

Ключевые слова: Русская православная церковь, СМИ, православная пресса, российское общество, освещение деятельности Русской православной церкви в СМИ, медиадискурс.

Abstracts
This article examines the interaction of the Russian Orthodox Church and the mass media. The author describes the role and influence of the Russian Orthodox Church in Russian society, the types and stages of relations between the Russian Orthodox Church, the media and society. In the process of analysis the Orthodox press and the secular media were examined.

Key words: Russian Orthodox Church, mass media, the Orthodox press, Russian society, coverage of the Russian Orthodox Church in the mass media, media discourse.

Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) активно участвует в социально-культурной жизни российского общества. Это стало возможным благодаря коренным изменениям в стране и новым тенденциям в государственно-церковных отношениях.

Если на протяжении всего существования СССР в обществе доминировала точка зрения на религию и церковь как на временный феномен, обреченный на постепенное исчезновение, то со сменой политического режима взгляд на церковь в российском обществе постепенно изменился, стала более понятна роль церкви и ее значимость в социальной и духовной жизни общества.

В процессе возрождения взаимоотношений РПЦ и общества особое место занимают средства массовой информации. Важную роль играют как собственные информационные ресурсы РПЦ, так и светские СМИ, которым интересна жизнь церкви.

На данный момент РПЦ пытается вести диалог с обществом по актуальным социальным проблемам. Проблемы демографии, укрепления семьи, вопросы наркомании среди подростков, духовная помощь находящимся в местах лишения свободы, подготовка юношества к браку, воспитание детей на основах добродетели, попечение сирот и стариков и многое другое – все находится в сфере внимания РПЦ.

Русская православная церковь всегда уделяла большое внимание взаимодействию с населением через печатное слово. В 1821 г. Санкт-Петербургская Духовная академия первой начала издавать журнал «Христианское чтение». Это был научный, богословский журнал, первым популярным, общедоступным изданием стал еженедельник «Воскресное чтение», который вышел в свет в 1837 г. в Киевской Духовной академии.

Во второй половине XIX в. помимо академических появилось и много других духовных журналов, которые могут быть названы богословско-публицистическими. В них наряду с богословскими статьями публиковались проповеди, обозрения текущих событий в Православии и инославном мире, критика и библиография текущих книжных и журнальных публикаций, очерки о церковных деятелях, жизнеописания подвижников благочестия, рассказы из церковного быта и стихи духовного содержания.

Однако все эти православные периодические издания прекратили свое существование в течение первых пяти лет советской власти. На протяжении многих десятилетий единственным периодическим изданием Русской православной церкви был «Журнал Московской Патриархии» .

С началом перестройки в 1989 г. в Издательском отделе Московского Патриархата возникла одна из первых церковных газет – «Московский Церковный вестник». В 2000-х гг. наступил расцвет православной прессы, стали появляться епархиальные газеты, православные журналы для молодежи, женщин, детей.

Сейчас все СМИ, освещающие деятельность РПЦ, можно разделить на три категории, учитывая региональный и федеральный уровень: светская пресса, интересующаяся жизнью РПЦ, частные православные издания и собственные информационные ресурсы РПЦ, получившие гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской православной церкви». На данный момент существует 150 православных СМИ с этим грифом.

Наиболее известные СМИ из этого списка: журнал «Альфа и Омега», журнал «Московские епархиальные ведомости», журнал «Фома», газета «Церковный вестник», «Журнал Московской Патриархии».

Особого упоминания заслуживает журнал «Фома». Впервые журнал вышел в свет в 1995 г. и успешно издается более 15 лет. «Фома» – ежемесячное культурно-просветительское и информационно-аналитическое религиоведческое некоммерческое издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся». Основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. Журнал не ставит перед собой цели навязывать ту или иную точку зрения. Авторы проекта – позитивно относящиеся к православию общественные деятели и журналисты, которых волнует и интересует смысл и значение церковности в жизни современного человека, решение острых мировых и национальных проблем, развитие культуры и искусства. Журнал не является официальным органом Русской православной церкви. Вместе с тем деятельность «Фомы» одобрена Московским Патриархатом. В своих публикациях журнал принципиально избегает обсуждения текущей ситуации в светской политике, отдавая предпочтение культурным и общественным процессам. Издание адресовано всем заинтересованным читателям, независимо от их вероисповедания, отношения к вере и политических взглядов .

Список официальных телевизионных СМИ, освещающих жизнь РПЦ, значительно меньше (видеопрограмма «Православное Подмосковье» (Москва), телепрограмма «Вестник Православия» (Санкт-Петербург), видеопрограмма «Время истины» (Ростов-на-Дону), телепередача «Свет миру» (Липецк), видеоальманах «Лики» (Смоленск).

Интерактивный формат общения РПЦ с населением используется пока крайне мало. Возможно, в силу того, что в РПЦ пока нет большого количества специалистов, способных выпускать качественные, а главное, интересные для населения, телевизионные и радийные продукты. На радиоволнах РПЦ представлена голосами радио «Радонеж», которое работает с 1991 г. Охват его аудитории – Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Европа, Северная и Южная Америка. С 2000 г. «Радонеж» можно слушать и в интернете. В основном эфир заполнен лекциями и проповедями известных священнослужителей, рассказами о православных праздниках и святынях, новостями и музыкой.

С июля 2005 г. в пакете НТВ+ работает православный спутниковый телеканал «Спас», проект известного телепродюсера Ивана Демидова, созданный при поддержке группы православных бизнесменов. Существует также ряд епархиальных телеканалов (как правило, кабельных) и радиостанций. Наиболее заметные среди них – дециметровый телеканал «Союз», принадлежащий Екатеринбургской епархии, и Санкт-Петербургская епархиальная радиостанция «Град Петров». Необходимо отметить телевизионную студию «Неофит», созданную при московском Свято-Даниловом монастыре несколько лет назад, которая ведет миссионерскую деятельность на всех центральных каналах российского телевидения как через документальные фильмы, например «Лето Господне», так и через циклы передач культурно-просветительской направленности: «Православная энциклопедия», «Дело житейское», «Спешите делать добро», «Святыни христианского мира», «Библейский сюжет» и др. Цикл фильмов православной программы на видеокассетах «Тесные врата» рекомендован Министерством образования для использования в качестве учебного пособия в общеобразовательных школах. Все передачи телестудии «Неофит» насыщены богатыми историческими материалами, которые наполняют телезрителя знаниями о православной культуре, о православных обычаях, обрядах.

Большинство официальных церковных СМИ, как печатных, так и аудиовизуальных, очень похожи друг на друга, особенно по кругу тем и манере подачи информации. Почти все они информируют читателей о Патриархе, его служениях либо местных архиерейских богослужениях и визитах, о реконструкции и строительстве новых храмов, дают хронику с православных семинаров, конференций, выставок.

Отдельно хочется упомянуть о выбивающихся из общего ряда церковных СМИ газету «Победа, победившая мир», одноименное приложение к газете «Красная звезда», газету «Мир всем» и журнал «Вестник военного и морского духовенства». Эти издания, в отличие от большинства церковных СМИ, узкоспециализированы и направлены на определенную категорию, на военнослужащих и на лиц, отбывающих тюремное наказание. Отличаются они тем, что затрагивают очень злободневные темы, такие как межрасовые, религиозные и военные конфликты. Обычно для церковных СМИ нехарактерно поднимать провокационные темы.

В связи с тем что в последнее время РПЦ усилила свою работу с молодежью, отдельно стоит отметить православные СМИ, направленные на молодежь и на процесс социализации подрастающего поколения. Здесь следует указать студенческую газету Московского университета «Татьянин день», журнал студентов Московской Духовной академии «Встреча», журнал для сомневающихся «Фома», православные детские журналы «Пчелка», «Купель», «Божий мир», «Воскресная школа».

В целом для светского читателя церковные СМИ в силу своей узкой тематики и специфики подачи материала представляют мало интереса. Основная аудитория подобных СМИ – это приходское духовенство и воцерковленные миряне, которым интересно узнать новости своего прихода, почитать заметки о местных священниках и затем обсудить это при встрече в церкви. Распространяются такие газеты и журналы в храмах или через подписку на почте. В связи с небольшим спросом у широкого круга читателей данные СМИ имеют маленькие тиражи и часто распространяются бесплатно.

Частные православные издания, напротив, значительно отличаются от официальных церковных СМИ. К подобным СМИ можно отнести такие газеты и журналы, как «Православная беседа», «Русь державная», «Русский дом», «Десятина», «Православная Москва», «Татьянин день», «Православный Санкт-Петербург» и многие другие. Обычно издателями частных православных СМИ выступают инициативные группы православных мирян, благотворительные и общественные фонды, приходские общины. Эти СМИ борются за читателей, привлекая их интересными злободневными темами. На их страницах можно найти материалы о сектах, наркомании, игромании, алкоголизме, венерических заболеваниях, а также рассуждения о виртуальной любви и раннем материнстве, современном искусстве и кино, интервью со знаменитостями, яркие и интересные фотографии (например, журнал «Православная беседа» наполнен крупными цветными фотографиями). Связывает эти материалы то, что в них отражается православная точка зрения на затрагиваемые вопросы. Невоцерковленными людьми, далекими от церкви, эти СМИ не востребованы, так как в текстах данных изданий постоянно проскальзывают нотки нравоучений и призывы к изменению своего образа жизни, что раздражает современного человека, который в свою очередь сам видит огромное количество недостатков у РПЦ. В этих СМИ, так же как и в официальных церковных изданиях, никогда не встретишь критики РПЦ в свой собственный адрес. Частную православную прессу можно купить в обычных газетных ларьках. Тиражи ее в среднем от 5 до 25 тыс. экз. в зависимости от территории распространения. Журналы для привлечения большей аудитории часто печатаются на глянцевой бумаге и в полном цвете.

Светская пресса менее выдержанная и довольно часто на своих страницах упоминает РПЦ в негативном ключе. Отношение к РПЦ и ее деятельности в обществе неоднозначно, и в прессе регулярно появляются материалы самого разного характера. Чаще всего РПЦ нейтрально упоминается в федеральных газетах и на главных телеканалах страны в новостях о крупных церковных праздниках и богослужениях на Рождество и Пасху, в репортажах о благотворительных акциях. Но наибольший интерес читателей привлекают материалы, в которых РПЦ является участником неприятного инцидента или скандала.

Иногда общественность через СМИ сама выражает свое отношение к деятельности РПЦ. Резонансное письмо десяти академиков стало одним из таких моментов. В июле 2007 г. было опубликовано открытое письмо десяти академиков РАН президенту В.В. Путину, в котором были высказаны опасения по поводу проникновения РПЦ в институты государства и государственного образования. После этого в «Новой газете» вышла статья с заголовком «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?» . Интернет буквально взорвался после публикации этого письма. На форумах и в комментариях к статьям на эту тему велись острые дискуссии об активной клерикализации страны.

Кстати, именно в интернете РПЦ представлена больше всего. «Яндекс» выдает 53 млн ответов на запрос «православный сайт» и 23 млн ответов на запрос «Русская православная церковь». РПЦ активно использует все наработки и технологические возможности всемирной Сети, чтобы общаться с населением. В интернете есть как официальные сайты Московского Патриархата, так и сайты, созданные обычными православными пользователями. В Сети можно встретить интернет-проекты синодальных учреждений, епархий и епархиальных отделов, монастырей, благочиний, приходов и других церковных структур.

Из крупных и посещаемых православных сайтов можно назвать сайт «Православие. Ru» (http://www.pravoslavie.ru/). Сайт создан и поддерживается с 1 января 2000 г. редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основные разделы портала: новости о православии со всего мира, аналитическое обозрение, интернет-журнал, гость сайта. Посещаемость сайта около полумиллиона уникальных адресов в месяц. По статистике «Рамблера» «Православие.Ru» сейчас остается самым читаемым религиозным ресурсом рунета . По статистике каталога «Яндекса» этот сайт входит в пятерку наиболее цитируемых ресурсов раздела «Общество»

Самые свежие новости о жизни РПЦ можно найти на официальном сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (www.mospat.ru) и на сайте пресс-службы Московского Патриархата (www.patriarchia.ru). На этих сайтах находятся подробные отчеты о ежедневной деятельности Патриарха, международные новости, связанные с РПЦ, а также значимые для церкви документы, такие как «Устав РПЦ», «Основы социальной концепции РПЦ», «Основные принципы отношения к инославию РПЦ», «Концепция миссионерской деятельности РПЦ», «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и др.

Активные новостные ленты также демонстрируют портал церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица.ру» (www.sedmitza.ru) и Санкт-Петербургское информационное агентство «Русская линия» (www.rusk.ru).

Стоит упомянуть и сайт «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/), который является мультимедийным интернет-порталом о православии и жизни общества. Он был создан в 2004 г. как приходской сайт храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Вскоре стал популярным интернет-ресурсом с аудиторией, включающей как воцерковленных православных христиан, так и неверующих и сомневающихся. Портал два раза входил в «народную десятку» самых популярных сайтов рунета – главного российского конкурса сайтов «Премия Рунета». По состоянию на август 2011 г. суммарная аудитория портала – около 400 тыс. посетителей в месяц. Посещаемость сайта превышает 20 тыс. хостов в день .

Благотворительность и социальное служение РПЦ представлены в Сети ресурсом «Милосердие.ру» (www.miloserdie.ru). Этот сайт тесно связан с журналом «Нескучный сад». На сайте размещаются новости о благотворительных акциях, позитивные истории о людях, переживших тяжелые болезни, но не впавших в уныние, информация о центрах поддержки и телефоны «горячих линий».

Почти все крупные православные сайты имеют свои странички в популярных социальных сетях, таких как «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. В этих соцсетях можно найти отдельные странички священнослужителей, открытые и закрытые группы при приходах, общественных православных объединениях или отдельно взятых храмах, где православные участники общаются, читают новости РПЦ, рассказывают о себе, делятся фотографиями. Такие странички всегда сопровождаются подпиской на новости и обновления, а иногда и sms -рассылкой цитат из Библии или кратких новостей. Например, тот же сайт «Милосердие.Ру» имеет свою официальную группу в «ВКонтакте», где регулярно обновляет новости, рассылает информацию о будущих и уже проведенных благотворительных акциях, о сборе средств или выкладывает интересное для пользователей видео с мероприятий.

Журнал «Фома», как и другие православные печатные издания, помимо своего сайта также имеет и страничку в «ВКонтакте», которую читают почти 8 тыс. 500 подписчиков. Есть также сайт http://predanie.ru/, где собран большой архив видеозаписей православных передач, репортажей о церкви, а также аудиоверсии книг о духовной жизни.

Интересен и сайт, принадлежащий Синодальному Отделу Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, http://www.pobeda.ru. На сайте можно найти информацию о тюремном служении, тексты об истории военного духовенства и ссылки на другие сайты РПЦ.

А в октябре 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил открытие собственного канала Русской православной церкви на видеохостинге YouTube. «Мы делаем это только для того, чтобы приблизить к жизни современного, особенно молодого, человека слово Божие, божественную мудрость, божественный закон, который является законом жизни», – сказал Патриарх. Он также выразил надежду, что те, кто посмотрит видеоматериалы на канале РПЦ, «почувствуют интерес к жизни церкви» .

Также и в интернете многие крупные информационные сайты создают специальные рубрики, в которых освещается жизнь церкви. Например, на новостном интернет-канале «Вести.ру» есть рубрика «Церковь и мир», где содержится архив видеозаписей совместного проекта телеканала «Россия-24» и Московского Патриархата. Программа «Церковь и мир» строится на основе вопросов, которые поступают через интернет. Ведущий – митрополит Волоколамский Илларион и соведущий программы – обозреватель ВГТРК Иван Семенов обсуждают злободневные вопросы, касающиеся жизни церкви, и отвечают на вопросы зрителей.

Вообще РПЦ и ее деятельность является довольно популярной темой для интернет-сообщества. Пользователи интернета выражают как позитивные, так и негативные точки зрения на активность РПЦ.

Большинство православных сайтов, благодаря жесткой модерации сообщений от пользователей, выглядят крайне «прилизанными», что создает эффект однобокости общения. Пользователь вроде бы может комментировать новости, но любая критика будет удаляться. В связи с этим вспоминается 18 января 2011 г., когда глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил ввести «общероссийский дресс-код», который «регулировал бы нормы внешнего вида мужчин и женщин в общественных местах» . Эта новость шокировала рунет. Сотни негативных комментариев под новостями на эту тему наглядно показали, что часть россиян недовольна слишком активной позицией РПЦ во всех сферах жизни. Церковь же, предпочитая игнорировать критику в свой адрес, наоборот, ищет новые пути сближения с населением.

Еще в конце 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел в Храме Христа Спасителя встречу с генеральными директорами и главными редакторами ряда российских СМИ. Он отметил очевидный прогресс в отношениях РПЦ и светских СМИ, наблюдаемый в последние годы, и подчеркнул целый ряд проблем, имеющих резонанс в медиасреде и влияющих на мировоззрение россиян. Он отметил также необходимость диалога церкви и журналистского сообщества о возможных сценариях развития России, цивилизационных вызовов, стоящих перед страной .

О желании церкви вести диалог на профессиональной основе свидетельствует еще один документ, разработанный Управлением делами Московской Патриархии при содействии Синодального информационного отдела, – «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы» . Это своеобразный учебник по связям с общественностью для церковных пресс-секретарей.

На региональном уровне РПЦ также представлена в СМИ и интернете. В упомянутом выше списке с грифом «одобрено» есть ведомственные газеты, издаваемые практически каждой епархией. Например, газета «Нижегородские епархиальные ведомости» (Нижний Новгород), газета «Новосибирский епархиальный вестник» (Новосибирск), «Приходская газета храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине» (Москва). Представлены в «одобренном» перечне и журналы: «Восток свыше» (Ташкент), «Мироносицкий вестник» (Йошкар-Ола).

Подробнее остановимся на региональной православной прессе на примере Нижегородской области. В Нижегородской епархии есть ряд православных газет, которые очень похожи друг на друга и на главную епархиальную газету «Нижегородские епархиальные ведомости». В маленьких городах Нижегородской области регулярно выходят печатные издания благочинных округов, монастырей, приходов: газеты «Балахна православная», «Благовест», «Благое слово», «Ветлужский благовест», «Воскресенский православный вестник», «Воскресные вести», «Иверский листок», «Свеча», «Семеновский благовест». В силу скудости бюджета эти газеты имеют маленький тираж и привлекают внимание лишь воцерковленных людей. Подача новостей в таких газетах отличается сухим, официальным стилем. Часто в епархиальных СМИ можно найти исторические справки о приходах, старинных церквях или жизнеописания выдающихся священников. Практически в каждом издании публикуется православный календарь постов и праздников с поясняющей информацией. Так как многие газеты имеют статус официальных епархиальных СМИ, то в них публикуется официальная информация о новых должностных назначениях и расписания архиерейских служб. В Нижегородской Епархии также издаются иллюстрированный журнал для детей «Саша и Даша» и иллюстрированный журнал для молодых женщин «Моя надежда».

В Нижегородской области есть очень похожие на «Радонеж» православные радиостанции «Образ» и «Преображение». В Нижегородском телеэфире ежедневно на местном канале ННТВ выходит православная передача «Источник жизни», а на телеканале «Культура» еженедельно транслируется передача «Свете Тихий». Эти передачи знакомят зрителей с жизнью церкви, страницами ее истории, в студии на вопросы телезрителей отвечают священнослужители, известные религиоведы и общественные деятели, представители молодежи, затрагиваются как вопросы православного учения, так и злободневные проблемы.

В Нижегородской области есть официальный сайт Нижегородской епархии (http://www.nne.ru/), сайт имеет даже англоязычную версию. На сайте размещена информация о епархии и деятельности архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, публикуются новости о социальной жизни области, о крупных православных праздниках и мероприятиях. Известный Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород) также представлен в интернете на сайте (http://www.pecherskiy.nne.ru). Для паломников особый интерес может представлять сайт Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря (http://www.diveevo.ru/), на котором есть вся необходимая информация для совершения паломничества в село Дивеево. Практически каждая относительно крупная церковь в Нижегородской области имеет свой сайт. В интернете можно даже найти сайты церквей, находящихся в очень маленьких городах. Например, в городе Балахна Нижегородской области есть Спасская (Никитская) церковь, которая также имеет свой сайт на бесплатном хостинге (http://spcb.narod.ru/). Схожий сайт есть и в городе Пильна (http://pilna-tcerkov.narod.ru) при храме Святителя Николая Чудотворца. Обычно православные сайты, созданные при маленьких церквях, имеют крайне простую структуру и примитивный дизайн. На таких сайтах можно найти минимум информации о церкви или приходе, несколько исторических фактов и карту с указанием, как добраться до церкви. Еще часто на таких сайтах можно встретить мини-библиотеки с богословскими книгами и небольшой раздел новостей о жизни РПЦ в целом, где размещаются новости, взятые с крупных православных интернет-порталов.

Стоит отметить, что как на федеральном, так и региональном уровне РПЦ представлена различными видами СМИ, которые направлены на определенные слои населения. На данный момент общество замечает желание РПЦ найти контакт с населением, заметны и изменения в РПЦ. Но нельзя сказать, что все попытки церкви построить диалог увенчались успехом. Появившееся недавно понятие «имидж» церкви воспринимается крайне неоднозначно. На протяжении всей истории у Русской православной церкви был тот или иной образ (имидж) в глазах общества. До образования СССР церковь воспринималась как духовная опора государства и русского народа, после революции 1917 г. большевики начали процесс по искусственной смене образа церкви, приписывая ей негативные черты, внушая верующим сомнения и разрушая представления народа о церкви и ее служителях.

За последние 20 лет новейшей истории России РПЦ смогла вернуть себе положительный образ, но современные условия жизни требуют постоянных изменений и соответствия запросам современного человека. А светские люди, имеющие в своем распоряжении огромное количество разнообразных источников информации, кроме положительных моментов в деятельности церкви видят и обратную сторону, отмечая тот факт, что в последнее время церковь выходит за рамки своей пасторской миссии, вмешиваясь в дела государства и навязывая свою точку зрения. До сих пор не умолкают в СМИ споры вокруг введения в школах изучения основ православной культуры.

Уникальность современной ситуации заключается еще и в том, что сейчас существует информационное поле, формируемое огромным количеством СМИ. Церковь в свою очередь не может игнорировать то, как она представлена в медийном пространстве. Но вступать в открытый диалог с оппонентами также не считает возможным. И поэтому для донесения «правильной» информации о своей деятельности церковь вынуждена активно заниматься собственным позиционированием в информационном поле.

В данный момент исследование информационно-коммуникационных технологий процесса позиционирования РПЦ как социального института в современном обществе является актуальным и перспективным.

В декабре 2010 г. в городе Сарове Нижегородской области автором данной статьи при поддержке Волго-Вятской академии государственной службы (Нижний Новгород) с помощью анкетирования проводилось социологическое исследование с целью выявления отношения представителей разных профессии к деятельности Русской православной церкви.

В ходе исследования были опрошены учителя, муниципальные служащие и представители научной интеллигенции, ученые-специалисты Федерального ядерного центра. Целью данного исследования стал поиск ответа на вопросы о том, какое место занимает вера в жизни жителей города Сарова и как жители города относятся к деятельности Русской православной церкви. Было опрошено 399 человек. На данный момент город Саров является закрытым административно-территориальным образованием и входит в список моногородов России. Саров является одним из ведущих научных центров в России. В то же время Саров – это один из духовных центров православия, связанный с земной жизнью и монашеским подвигом преподобного Серафима Саровского. Удивительное сочетание богатой православной истории саровской земли и успешное функционирование научно-исследовательского центра, открытого ровно 65 лет назад, делает изучение отношения саровчан к церкви еще более интересным.

По результатам исследования в Сарове 87,7% опрошенных указали, что они считают себя православными, причем истинно верующими себя смогли назвать 3,2% и только 2,6% отметили, что регулярно посещают храмы для участия в службах.

Несмотря на относительно высокий уровень считающих себя православными, число истинно верующих остается незначительным.

Почти половина опрошенных (51, 2%) ответили, что мало интересуются жизнью Русской православной церкви, но при этом 8,7% принимали участие в мероприятиях, проводимых Нижегородской Епархией в Сарове за последний год, и 16,5% опрошенных признали эти мероприятия важными и интересными для себя. А 12,3% уточнили, что они испытывают нехватку информации о деятельности Нижегородской Епархии в Сарове и 16,5% – о деятельности РПЦ в целом (см. табл. 1).

Таблица 1. Наличие потребности в информации о деятельности РПЦ

Испытываете ли вы нехватку информации о деятельности РПЦ?

Испытываете ли вы нехватку информации о мероприятиях, проводимых Нижегородской епархией в Сарове?

Нет ответа

Нет ответа

Да, мне это интересно

Скорее да

Пожалуй, да

Скорее нет

Скорее нет

Мне это совершенно не интересно

Определенно нет

Не думал об этом

Не думал об этом

Относительно высокий процент людей, испытывающих нехватку информации, говорит о том, что в обществе есть информационный вакуум по отношению к деятельности РПЦ. Но при этом население само не идет первым на контакт, так как деятельность церкви не является значимой и очень заметной.

Как уже говорилось, в последнее время в РПЦ произошел ряд существенных изменений, которые отразились на отношении к ней как к социальному институту.

В связи с этим интересными оказались вопросы об имидже церкви и об уместности употребления самого термина «имидж» (см. табл. 2).

Таблица 2. Наличие собственного имиджа у РПЦ и отношение респондентов к понятию «имидж церкви»

Как вы считаете, есть ли у РПЦ собственный имидж

Уместно ли говорить об имидже церкви

Нет ответа

Нет ответа

Пожалуй, да

Почему бы и нет

Скорее нет

Скорее нет

Определенно нет

Определенно нет

Не думал об этом

Затрудняюсь ответить

Лишь 8,7% опрошенных ответили, что уместно говорить о таком понятии, как «имидж» по отношению к РПЦ, при этом 39,2% сказали, что у РПЦ уже существует сложившийся имидж. Общество еще не готово к тому, что у церкви появляется имидж, над которым работают профессионалы в сфере коммуникативных отношений.

Интересными представляются и ответы респондентов на вопросы об отношении к новому Патриарху Кириллу. 1 февраля 2009 г. РПЦ возглавил Патриарх Кирилл, взявший курс на более активное общение церкви со всеми слоями общества, в том числе и на построение конструктивного диалога с представителями власти и научной интеллигенции. Представители РПЦ участвуют в научных форумах, круглых столах на злободневные политические темы, активно комментируют происходящие в стране политические процессы.

В связи с этим 7,97 % опрошенных отметили, что, на их взгляд, с приходом нового Патриарха церковь стала более активной, а 26,5% уточнили, что РПЦ стала еще и более политизированной.

Но при этом почти треть опрошенных отмечают положительную тенденцию в том, что Патриарх стал налаживать более тесный контакт с разными слоями общества, в целом используя различные средства коммуникации.

Как уже было сказано, основным связующим звеном между РПЦ и обществом на данный момент стали средства массовой информации, в большей степени собственные информационные ресурсы РПЦ. РПЦ активно использует информационное пространство для трансляции своих идей. 47,3% опрошенных отметили, что черпают информацию исключительно «из телевизора». И только 1,1% указали, что читают православные печатные газеты. 6,9% смотрят православные телепередачи, 9,3% ищут информацию о церкви в интернете (см. табл. 3).

Таблица 3. Источники информации о деятельности РПЦ

Источник

Общероссийские газеты

Телевидение

Радио

Православные печатные издания

Православные телепередачи

Православное радио

Интернет

Православные сайты

Подводя итог, можно отметить, что на данный момент усиление активности РПЦ, в том числе и через СМИ, обществом замечается.

Интересно посмотреть данные Фонда «Общественное мнение» в рамках опроса о доверии к РПЦ в январе 2010 г. Было опрошено 2 000 респондентов в 100 населенных пунктах, 44 субъектах РФ (см. рис. 1–3).


Рисунок 1. Доверие населения к РПЦ



Рисунок 2. Изменение доверия к РПЦ в период с 1997 по 2010 гг.



Рисунок 3. Изменение уровня доверия к РПЦ

Большинство людей воспринимают возрастающую активность РПЦ в зависимости от степени своей воцерковленности. При этом большинство населения продолжает доверять церкви. Воцерковленные люди воспринимают подобную активность положительно, радуясь, что «слово Божье идет в массы». Продвинутые читатели газет и пользователи интернета, далекие от церкви, либо вообще игнорируют все попытки РПЦ сблизиться с ними, либо испытывают давление на себя и в связи с этим раздражение.

Но нельзя не упомянуть о том, что некоторые моменты в активной деятельности РПЦ вызывают негатив и неприятие, которые чаще всего выливаются в критические статьи или обсуждения в интернете.

Несмотря на то, что церковь сама активно генерирует интересный для СМИ контент, идет на контакт с журналистским сообществом, старается быть максимально открытой для любых вопросов и самых разных слоев населения, общество пока еще не видит для себя положительных сторон в подобной активности.

    Средства массовой информации РПЦ на пороге третьего тысячелетия. Доклад на Конгрессе православной прессы Председателя Издательского совета Московского Патриархата, архиепископа Бронницкого Тихона. // http ://www .pravoslavie .ru /sobytia /cpp /smirpc . Святейший Патриарх Кирилл встретился с руководителями и главными редакторами российских СМИ // http://www.patriarchia.ru/db/text/1370601.html Вышли в свет «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы» // http://www.bogoslov.ru/text/1336682/index.html Фонд «Общественное мнение». Опрос населения «Доверие Русской православной церкви» // http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom1001/d100110

На статью Ксении Лученко «Что такое православные СМИ?» отвечает священник Алексий Волчков, директор по развитию журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».

На отвечает священник Алексий Волчков, директор по развитию журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».

Статья Ксении Лученко «Что такое православные СМИ» не могла не вызвать значительного отклика в среде всех тех, кто связывает свою деятельность с «православными медиа».

Этот текст, появившийся в интернет-издании OpenSpace уже две недели назад, до сих пор остается предметом не только моих размышлений, но и многочисленных дискуссий в среде многих людей, работающих в православных СМИ Петербурга. Наверное, в этом главная ценность любого журналистского материала - вызвать интерес и заинтриговать.

Лично у меня вызывает радость тот факт, что за последние несколько лет в нашей Церкви появились не только те, кто умеет делать классные православные медиа-проекты, но и те, кто может работу этих профессионалов критически анализировать, указывать на сильные и слабые стороны сделанного.

Собственно, первые не могут полноценно существовать без вторых: работая над тем, что тебе нравится, что тебя увлекает, оказывается смыслом твоей жизни, ты невольно впадаешь в столь знакомое всем нам состояние обольщения своим детищем. Но тут появляется не менее профессиональный аналитик и указывает на слабые стороны проекта.

Безусловно, от небольшой статьи для сайта наивно ожидать достаточно подробного и обстоятельного ответа на поднятый автором вопрос – что же такое православные СМИ. В связи с этим я сразу прошу прощения за поразившее меня, наивного человека из Санкт-Петербурга, недоумение.

Это недоумение возникло ко второй трети статьи, где Ксения переходит непосредственно к анализу современного медиа-пространства нашей Церкви. При чтении этот анализ часто создавал неприятное ощущение бриколажа. В мозаике суждений удачное наблюдение соседствовало с выводом поверхностным и небрежным, а потом опять сменялось чем-то дельным.

Прежде всего, меня искренне смутил тот «анализ» медиа-среды моего родного города, который дает Ксения. Читатель статьи вынесет из этого анализа то, что Санкт-Петербург – это столица православного фундаментализма. Ведь именно здесь нашли применение своим талантам господа К. Душенов, С. Григорьев, А. Степанов и прочие. Ведь именно в Петербурге располагаются редакции разных там русских народных и ненародных линий! Из статьи мы узнаем, что помимо фундаменатлистских медиа в Петербурге еще имеется православное радио «для интеллигентов», радиостанция «Град Петров».

Мне хочется узнать, а какой смысл в подобном «анализе»? На самом деле народными линиями и уважаемой радиостанцией «Град Петров» далеко не исчерпывается медиа-жизнь православных петербуржцев.

В настоящий момент у нас представлены все типы православных СМИ. В Петербурге имеется две радиостанции (для православной аудитории также успешно вещает «Радио Мария»), несколько газет (помимо «народной» газеты «Православный Санкт-Петербург» есть газета «Вечный зов»). В 2011 году общероссийский православный телеканал «Союз» учредил в Петербурге корпункт. Журналисты «Союза» ежедневно снимают несколько видеосюжетов о жизни верующих Петербурга (батюшек «на фоне ковров» замечено не было). Силами учащихся СПбПДА издается журнал «Невский Богослов».

Пожалуй, озвучу важный (что не мешает ему быть совершенно банальным) тезис: анализ должен всегда опираться на максимально точное описание многообразной реальности. В противном случае то что считается «анализом», следует назвать «очерком» или «впечатлениями». Такой жанр, впрочем, тоже имеет право на существование.

Второе замечание, которое хочется сделать, состоит в том, что Ксения, кажется, неверно представляет взаимоотношения на рынке православных медиа «московских» и «региональных» медиа.

Например, «провинциальные» печатные СМИ Ксения описывает следующим образом: они «обычно состоят из официальной хроники (выступлений архиерея, епархиальных новостей, документов), катехизических и краеведческих материалов. Иногда прилагается детская страничка и даже кроссворд».

Я даже могу согласиться с Ксенией, что часто оказывается именно так. Но ведь подобный расклад есть еще один, второй на страницах статьи, приговор всей отечественной православной журналистике. Оказывается, достойные медиа-продукты могут появляться лишь в нашей прекрасной столице («Правмир», «Православие.ру», «Фома», «Нескучный сад», «Татьянин день» и проч.). Провинция способна лишь на народные линии и создание неплохих середнячков вроде упомянутых газеты «Веры-Эском» (Сыктывкар) или якутского журнала «Логос».

Давайте же задумаемся, почему расклад именно такой? Наверное, православные жители наших многомиллионников (Петербург, Казань, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Казань и проч.) недостаточно креативны, тяжелы на подъем или попросту глупы? Как кажется, эта оценка справедлива и для наших не-православных сограждан. Ведь не случайно же все (что мягко говоря нехарактерно для развитых обществ) федеральные телеканалы России располагаются исключительно в столице!

Столица, безусловно, находится в привилегированном положении. Здесь располагается епископская кафедра Святейшего Патриарха, главы нашей Церкви. В Москве находятся крупнейшие православные образовательные центры. А еще, признаемся, столица обладает невероятной концентрацией денежных и трудовых ресурсов.

Всех этих конкурентных преимуществ полностью лишены регионы. Это создает предпосылки для той ситуации, когда информационная жизнь Русской Православной Церкви обретает некие колониально-империалистические черты. В этом раскладе Москва оказывается своего рода информационной метрополией, а епархии – колониями с наивными аборигенами. Печально, что подобный информационный империализм не оказывается у Ксении предметом критического анализа.

В действительности регионы способны к созданию качественных и инновационных медиа-проектов. Трудность состоит в том, что этим инициативам крайне тяжело выйти на федеральный уровень, а иногда и попросту быть замеченными из Москвы. Подъем региональных православных СМИ на федеральный уровень, безусловно, зависит не только от самим региональных СМИ. Очень важную роль в их развитии играет информационная политика Церкви в целом (справедливая система распределения грантов, организация фестивалей СМИ, курсы повышения квалификации и проч.).

Возможно, медиа-пространство Русской Православной Церкви станет более богатым, развитым, состоявшимся профессионально и более уважаемым светским журналистским сообществом, если мы будем иметь дело не с одним, а несколькими центрами медиа-творчества православных христиан.

К сожалению, Ксения не упоминает еще одной крайне трагической черты современной православной журналистики. Речь идет об оценке самой её востребованности православными людом!

Посещают ли православные люди сайты, которые делаются для них? Покупают ли они православные журналы? К сожалению, осознание важности нашего, журналистского, служения еще не совсем характерно для нашей Церкви.

Например, посещаемость самого популярного православного сайта (конечно же, речь идет о ресурсе «Православие и мир») составляет порядка 35 000 посетителей в день. Эта цифра примерно соответствует совокупному месячному тиражу двух самых известных православных журналов («Журнал Московской Патриархии» и «Фома»).

По моим подсчетам, в Санкт-Петербурге (население нашего города — 4,8 млн.чел.) продается ежемесячно всего 10 000 – 13 000 единиц православных журналов.

Только мне одному кажется, что православными СМИ пользуется ничтожное количество членов нашей Церкви? Подавляющее большинство православных христиан отказываются быть участниками информационных потоков по той грустной причине, что вера этих людей не всегда затрагивает ту сферу нашего существования, которая называется сознанием, разумом, не является инструментом критического осмысления окружающей действительности.

Будем надеяться, что осознание этих проблем поможет нам в их преодолении.

Я еще раз благодарю Ксению за прекрасный материал и желаю ей дальнейших творческих успехов.

Loading...Loading...