Значение раввин акиба в словаре указателе теософских понятий к тайной доктрине, теософском словаре. История акивы

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Китайская эзотерика + русский немец = + SOS?

21 октября 1832 г. Павел Львович Шиллинг продемонстрировал первый в мире электромагнитный телеграф. Пятикомнатная квартира оказалась мала для демонстрации, и ученый нанял весь этаж. Передатчик был установлен в одном конце здания, где собрались приглашенные, а приемник - в другом, в кабинете Шиллинга. Расстояние между аппаратами составило свыше 100 м.

Барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт (1786-1837)

Интерес к изобретению оказался настолько велик, что демонстрация длилась до рождественских праздников. Среди посетителей были академик Борис Семенович Якоби (см. PC Week/RE, № 40/2001, с. 17), граф Бенкендорф, Император Николай I, Великий князь Михаил Павлович.

Сегодня и мы можем оценить схему пионера электросвязи. Шесть пар основных, пара вызывных и пара общих клавиш. Каждая пара соединена с приемной станцией одним проводом. Провода основных и вызывной клавиш на станции подключены к обмоткам соответствующих мультипликаторов, другие концы которых соединяются с общим обратным проводом. Клавиши каждой пары внешне различаются цветом. При нажатии основной или вызывной клавиши одного цвета линейный провод подключается к одному полюсу батареи, а при нажатии клавиши другого цвета - к другому. Общая пара клавиш включена в схему таким образом, что нажатие клавиши общей пары того же цвета, что и цвет основной или вызывной клавиши, всегда подключает общий линейный провод к противоположному полюсу батареи. Для того чтобы послать ток одного направления через определенный мультипликатор, необходимо одновременно нажать соответствующую основную и общую клавиши, причем обе они должны быть одного цвета.

Телеграфный аппарат П. Л. Шиллинга (1832)

Чрезвычайно интересна предыстория создания этого телеграфа. Ведь сведения о телеграфе как о вполне законченном изобретении встречаются еще до 1830 г. Так, например, сослуживец Шиллинга Ф. П. Фонтон в мае 1829-го писал:

“Весьма мало известно, что Шиллинг изобрел новый образ телеграфа. Посредством электрического тока, проводимого по проволокам, растянутым между двумя пунктами, он проводит знаки, коих комбинации составляют алфавит, слова, речения и так далее. Это кажется маловажным, но со временем и усовершенствованием оно заменит наши теперешние телеграфы, которые при туманной неясной погоде или когда сон нападает на телеграфщиков, что так же часто, как туманы, делаются немыми”.

Условную азбуку уже применяли в семафорном телеграфе. Здесь не было необходимости в минимальном числе рабочих знаков. У Ивана Кулибина для каждой буквы или слога применялись два знака, что требовало наличия более 100 сигналов. Азбука Клода Шаппа содержала 250 сигналов для 8464 слов, расписанных на 92 страницах, по 92 слова на каждой.

Задача, поставленная П. Л. Шил- лингом, состояла в том, чтобы создать телеграфный код, который позволил бы осуществлять единовременную передачу каждой буквы при минимальном числе проводов, т. е. при наименьшем количестве рабочих знаков, обозначающих данную букву. И решение этой задачи, определившее успех, было найдено в Китае (!).

Выбор Шиллингом для аппарата именно шести рабочих мультипликаторов и основных линейных проводов не случаен. В 1828 г. он получает чин действительного статского советника и с этого момента становится членом-корреспондентом Академии наук по литературе и древностям Востока.

В мае 1830-го П. Л. Шиллинг отправляется по особым поручениям правительства к границам Китая. Помимо поиска редких рукописей исследователь занимается изучением китайского языка, знакомится с бытом и философией этой страны. Его потрясло умение китайских предсказателей угадывать будущее с помощью нехитрой системы из 64 фигур. Каждая такая фигура (гексаграмма) состояла из шести линий двух типов - непрерывной и прерывистой. Сегодня эта система - И-Цзин - широко известна в мире.

По возвращении в марте 1832 г. в Петербург Шиллинг с новой силой принялся за реализацию своего проекта. “Если с помощью комбинации из шести линий возможно поведать всю судьбу человека, то уж для передачи алфавита ее тем более хватит!” - так, вероятно, рассуждал он. О результатах “скрещивания” восточной мудрости, немецкой практичности и русской смекалки мы уже знаем.

Современник Пушкина и Гоголя, Шиллинг первым в мире доказал возможность практического применения электромагнитных явлений для нужд связи и открыл путь для работ Морзе, Кука и Уитстона. Он отвергал многочисленные выгодные предложения продать свой телеграф в Англию или США, считал своим долгом поставить электросвязь именно в России.

Плоды творчества Павла Львовича Шиллинга представлены в экспозициях московского Политехнического музея и Центрального музея связи в Санкт-Петербурге.

Павел Львович Шиллинг. ШИЛЛИНГ Павел Львович (1786 1837), российский изобретатель, востоковед. Изобрел (1812) электрическую мину, создал (1832) первый практически пригодный электромагнитный телеграф. Исследовал историю и языки народов Азии,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русский учёный, электротехник и востоковед. По окончании в 1802 1 го Кадетского корпуса служил в Генеральном штабе русской армии; в 1803‒12 работал в русском посольстве в Мюнхене; участвовал (и … Большая советская энциклопедия

Шиллинг Павел Львович - (1786—1837), изобретатель и востоковед, член корреспондент Петербургской АН (1828). В 1802 окончил 1 й кадетский корпус в Петербурге. В 1802—12 служил в русской миссии в Мюнхене; участник Отечественной войны 1812, затем служил в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (1786 1837) российский изобретатель и востоковед, член корреспондент Петербургской АН (1828). Изобрел (1812) электрическую мину, создал (1832) первый практически пригодный электромагнитный телеграф. Исследования по истории и языкам народов Азии;… … Большой Энциклопедический словарь

- (1786 1837), изобретатель и востоковед, член корреспондент Петербургской АН (1828). В 1802 окончил 1 й кадетский корпус в Петербурге. В 1802 12 служил в русской миссии в Мюнхене; участник Отечественной войны 1812, затем служил в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (1786 1837), изобретатель и востоковед, член корреспондент Петербургской АН (1828). Изобрёл (1812) электрическую мину, создал (1832) первый практически пригодный электромагнитный телеграф. Исследования по истории и языкам народов Азии; собрал… … Энциклопедический словарь

Рус. электротехник и востоковед. Род. в Ревеле (ныне Таллин) в семье офицера. По окончании в 1802 1 го кадетского корпуса служил в ген. штабе рус. армии. С 1803 работал переводчиком рус. посольства в Мюнхене. С 1813… … Большая биографическая энциклопедия

Шиллинг фон Капштат (барон Павел Львович, 1786 1837) изобретатель электромагнитного телеграфа и ориенталист. Состоял на военной службе, в 1814 г. перешел в Министерство иностранных дел. В 1827 г. был назначен председателем комитета по изданию… … Биографический словарь

Почтовая марка СССР, посвящённая П. Л. Шиллингу, 1982, 6 копеек (ЦФА 5318, Скотт 5069) Павел Львович Шиллинг (Шиллинг Канштадт, von Schilling Canstadt) (5 (16) апреля 1786, Таллин 25 июля (6 августа) 1837, Петербург) русский учёный электротехник… … Википедия

Рабби Акива - выдающийся танай, один из величайших законоучителей и основоположников раввинистического иудаизма, систематизатор .

Биография

Бедный и незнатного происхождения, Акива был, по преданию, потомок языческого рода, перешедшего в иудаизм. До 40 лет был безграмотным и во время падения Иерусалима (70 г.) служил пастухом у богатого иерусалимского землевладельца Калба-Савуа.

Дочь хозяина влюбилась в него, но её условием для брака была учёба Акивы в иешиве. Отец, услышав о выборе своей дочери, лишил её наследства, но она осталась верна своему слову Акиве.

Акива согласился и, прожив с Рахелью недолгое время в глубокой нищете, на 24 года ушёл от жены в рабби Иоханана бен Заккая, которой в это время руководили рабби Элиэзер и рабби Иехошуа в .

За годы учёбы достиг высшей степени раввинской учёности и вернулся домой в сопровождении тысяч своих учеников. Узнав его, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве.

В дальнейшем рабби Акива стал главой академии в , а в конце жизни в , в центральной части . Число его учеников доходило до 24 тыс.

Рабби Акива первый сделал попытку к составлению свода Мишны, и по его программе окончательная редакция этого свода впоследствии была сделана рабби .

Акива принимал активное участие в , которого объявил мессией, против императора Адриана, совершал дальние путешествия к еврейским колониям вне Палестины и дошёл даже до Галлии, очевидно, собирая деньги и вербуя воинов для восстания.

По подавлении восстания и взятии крепости Бейтар (в 135 г. н. э.) Акива был казнён римлянами мучительной смертью, по ряду сказаний - на 120 году от роду.

Похоронен в Тиверии (современная ).

(ок. 50 – 135)

В 70 году, когда римляне разрушили Храм, Акиве было 20.

Чем он был занят, когда ломали стены и штурмовали город? Воевал ли? Нельзя сказать точно. По некоторым сведениям, пас чей-то скот. Интересно, где он укрывал хозяйскую отару, когда шли бои?

Через много десятилетий прославленный мудрец, рабби Акива бен Йосеф, бродил по Храмовой горе среди развалин. Вдруг среди камней, в том самом месте, где раньше была Святая Святых, промелькнула лисица. В Талмуде говорится, что спутники рабби разразились плачем, а он, напротив, выглядел совершенно счастливым и, стоя на руинах Храма, смеялся от души.

Сбывается сказанное пророком Михеем о том, что «вспахан будет Сион и Иерусалим превратится в руины». А это значит, что сбудется и обещанное пророком Захарией, и заново будет отстроен город и вернет свою славу. Так объяснил он свой смех.

«Постановления Творца всегда к лучшему», – добавил мудрец. Возможно, что это подлинные слова бывшего пастуха.

Великий каббалист XX века, рав Авраам Кук, говорит, что история – это ни что иное, как диалог человека с Творцом.

В этом диалоге множество драматических поворотов. Однако мало что сравнится с тем, что произошло в конце первого и начале второго веков – разрушение Храма и всё, что последовало за ним: разорение страны, утрата государственности и, в конце всего, изгнание длиною в две тысячи лет.

Но очевидно, что не разрушение даже самого важного и красивого здания изменило ход истории на века. Очевидно, что причины гораздо глубже.

Об этих причинах нужно немного подробней.

Как учит каббала, пружиной любого развития является рост человеческих желаний, их силы, глубины или «авиюта», как принято это называть.

Его рост всегда имеет одинаковые последствия. Там, где была дружба, возникает вражда. Распадаются связи. Исчезают народы. Вместо контакта с природой возникает стремление ей овладеть.

Все, что мы читаем в учебнике истории, это только последствия.

Римский легион берет штурмом город, защитники которого враждуют между собой. Разрушен Храм, в котором, как говорят, должность Первосвященника можно было купить за деньги. Иудейское царство пало. Счет убитых идет на сотни тысяч. Благоустроенная когда-то страна лежит в руинах.

В эти дни тот, кому предстояло стать духовным вождем своего поколения, еще не знал букв.

Говорили, что он ведет свой род от Сисры, ханаанейского полководца, ненавистника евреев. Родители – нищие прозелиты. Неотесанный парень, неуч, деревенщина родом с Израэльской равнины – таким рисуют начало пути рабби Акивы все биографии.

Пишут, что больше всего он ненавидел «тальмидей хахамим» – учеников мудрецов. Так называли тогда каббалистов.

До нас дошли его слова. Акива говорит, что искусал бы любого из них, как осёл, который, кусая, рвет мясо и ломает кости. И на это у него были основания.

Известно твердое правило каббалистов той эпохи – «не обучать простолюдина». Сегодня нам известны причины. В частности, об этом много писал Бааль Сулам – величайший каббалист ХХ века. Но это сегодня, а тогда, согласно Талмуду, ненависть народа к «тальмидей хахамим» была даже сильней, чем ненависть народов мира к Израилю.

И можно легко понять Акиву, который чувствовал свой дар и тягу к познанию Высшего мира, и при этом был обречен влачить жизнь темного неуча, пастуха.

В будущем, уже прославленный мудрец и член Санедрина, рабби Акива, будет принимать активное участие в общественной жизни и даже станет идейным вождем восстания против власти Рима.

Перелом в его судьбе случился, когда его, уже почти сорокалетнего, нанял на работу один иерусалимец, знаменитый богач и филантроп. Имя этого человека – Калба Савуа. Собственно, это не имя, а прозвище, причем – почетное. На иврите оно обозначает «сытая собака». Всякий, кто приходил к нему голодным, как собака, уходил сытым.

У него была дочь Рахель.

Социальная лестница, которая разделяла ее и Акиву, насчитывала много ступеней. Он был наемный работник ее отца – далеко не юный, не обеспеченный, не образованный, с ухватками человека, привыкшего ночевать вне дома, там, где застанет ночь, и, к тому же, не еврей но крови. Она – дочь одного из четырех самых богатых людей Иерусалима.

Но, как говорит Вавилонский Талмуд, Рахель увидела, что он «скромный и возвышенный». И это было главным. Их брак был совершен втайне.

Рахель, выходя замуж, поставила всего одно условие – ее будущий муж должен стать ученым. В данном случае это означало, что она готова оставить дом, где росла, порвать отношения с отцом, жить впроголодь, непонятно, на какие деньги, месяцами не видеть мужа, – и все это ради того, чтобы он, не разгибаясь, сидел над книгами в доме учения.

Странное условие?

Если подумать, оно не покажется таким уж странным. Рахель, как и всякая женщина, просто отсылала мужа из дома со словами «иди и раздобудь для нас пищу». Просто пища, в которой она нуждалась, была другой.

Узнав о случившемся, богач и филантроп Кальба Савуа прогнал новобрачных из дома. Мало того, свою дочь Рахель он клятвенно обещал лишить своей помощи. Эту клятву он сдержит, и этим обречет семью Акивы на долгие десятилетия полуголодной нищеты.

Между тем, еще задолго до этого, в Израиле произошло одно событие. Оно было такого гигантского масштаба, что вблизи его мало кто разглядел. И, как всегда в таких случаях, все прошло относительно тихо. Просто римский полководец Веспасиан разрешил, как он выразился, «сущую мелочь» – собрать оставшихся в живых еврейских ученых и открыть в Ямнии школу.

Несколько поколений великих учителей вышло из стен этой школы.

Вся мудрость, которая хранилась в устной традиции, все законы Высшего мира, вся методика постижения – все, что мы называем одним словом «каббала», – было записано ими в книгах, тщательно и подробно. Духовная мощь этих страниц не убывает с годами. В течение двух тысяч лет только они сохраняли свет и надежду вернуться к связи с Творцом.

Теперь Ямния называется Явне. Тихий буржуазный городок. Единственная достопримечательность: вместо школы по изучению тайн Творения – институт исследования ядерной энергии. Похоже, что упорство, с которой история пытается что-то нам сообщить, сравнима только с нашей глухотой.

Мидраш рассказывает, что буквы Акива учил вместе со своим маленьким сыном. Значит, какое-то время после свадьбы он еще оставался дома.

Собственно, домом служил амбар. Днем Акива собирал хворост. Часть отдавал на продажу жене, часть жег по ночам, изучая Тору. Они еще и грелись у этого огня, и спали на этом хворосте, не имея постели.

Рассказывают, что убирая с волос Рахель кусочки коры, Акива обещал украсить эти волосы золотым украшением. Так и будет. Через годы он подарит Рахель золотой убор. Но еще раньше она сострижет свои прекрасные волосы, чтобы выручить деньги ему на учебу.

Учеба заняла по одним источникам 12, по другим – 13 лет. Дом учения располагался в Лоде. После Ямнии в Иудее открывались все новые центры образования, и Лод был одним из них.

До нас дошли имена его учителей – рабби Элиэзер бен Гиркан и рабби Иеошуа бен Хананья.

Вот что о первом из них, прозванном «Элиэзер Великий», рассказывает Талмуд. Это был человек настолько нетерпимый, что, бывало, вступал в спор в одиночку со всем Санедрином. Однажды, когда доводы его были отвергнуты, он якобы воскликнул: «Если правота на моей стороне, пускай подтвердит ее это дерево!» – и дерево было отброшено со своего места на сто локтей.

Талмуд – это труд по каббале, а не сборник волшебных историй, и нельзя воспринимать этот случай буквально. Однако он передает ту атмосферу кипящей научной мысли, в которую окунулся бывший пастух Акива.

Учился он жадно. Был упорен. Изводил вопросами своих учителей. «Акива, про тебя сказано: вещи, скрытые от людей, вытащишь ты на свет», – говорит про него Талмуд.

И там же, в трактате «Пиркей авот де рабби Натан», мы читаем: «На что рабби Акива похож? На работника, который берет свой короб и выходит из дома. Нашел пшеницу – положил в него; нашел овес – положил в него; гречу – положил в него; бобы – положил в него. А когда вернулся в дом, то разобрал и разложил: пшеницу – отдельно, овес – отдельно, гречу – отдельно, бобы – отдельно. Так упорядочил рабби Акива всю Тору, разобрав ее по ячеям».

Устная Тора в этом «коробе рабби Акивы» превратилась в стройную систему, подлинную науку каббала.

До нас не дошло ни одной написанной им строки. Однако, как говорит РАШИ: «Все, что он собрал, рабби Акива разделил между учениками».

В будущем эти ученики и напишут книги, в которых изложат полученную от учителя каббалу.

По окончании учебы Акива вернулся в дом, который оставил много лет назад. Годы прошли не зря. Он был уже признан как равный среди мудрецов, учился и сам учил в собственной школе в Бней Браке.

Однако, как утверждает мидраш, порог своего дома в этот раз он так и не переступил. Его остановил диалог между Рахель и их соседкой. Он стоял и слушал возле проема двери, как соседка спросила, не трудно ли Рахель так долго обходиться без мужа? На что Рахель ответила, что готова ждать еще 12 лет, лишь бы Акива стал действительно великим ученым.

Рабби развернулся и ушел.

Когда он вернулся снова – если не преувеличивают источники, минуло новые 12 лет – его возвращение было триумфальным. К Рахель вернулся учитель Торы, имя которого знала вся Иудея.

Встречать его вышел весь город.

Тогда произошел эпизод, который в источниках описан несколько мелодраматично. Из толпы к нему вышел Кальба Савуа. Он не узнал в знаменитости своего бывшего пастуха, неуча и нежеланного зятя. Он просил, чтобы рабби освободил его от давнишней клятвы – позволил завещать свое состояние дочери и внукам. Что было делать? Мудрец простил раскаявшегося филантропа.

«Все, что ни делает Творец, все к лучшему», – любил повторять рабби Акива.

И учил, учил…

В домах учения, расположенных от севера и до юга, он вырастил 24 тысячи учеников – цвет нации, надежду мира. После эпидемии, которая длилась всего-то несколько недель, от Песаха до Шавуота, в живых из них осталось пятеро.

Нам не известно, нашел ли он силы, чтобы произнести в эти дни свое «и это тоже к лучшему». «Мидраш раба» приводит другие его слова: «Сыновья мои, ваши предшественники умерли лишь потому, что глядели друг на друга неприязненно».

Итак, там, где раньше царила братская любовь, теперь была ненависть. На языке каббалы это означало: желание получать снова увеличилось и требовало новой пищи.

На арене истории это новое желание появилось в одеждах «культурного просвещения».

В 117 году на троне Рима на смену вояке Траяну появился образованный Адриан. Он обожал все греческое, первым из римских императоров, в подражание афинским философам, носил бороду, слагал чувствительные вирши:

«Трепетная душа, нежная странница.

Гость и друг в человеческом теле.

Где ты сейчас скитаешься, ослабленная, продрогшая, беззащитная, неспособная играть, как прежде?..»

Как видно, решив «осчастливить» Иудею, он распорядился отстроить в Иерусалиме цирк с ареной и капищем языческих богов. Кроме того, он ввел ограничения на изучение Торы, издал законы, которые ломали вековую систему обрядов и норм, и отменил обрезание. Более того, прибыл сам, чтобы лично наблюдать, как хорошо проходят реформы.

Едва он уехал, Иудея восстала.

Войну против Рима возглавил Шимон Бар-Козиба. Это был молодой смельчак, обладавший обаянием и волей, оратор и патриот. Чтобы попасть в его отряды, кандидат должен был сам откусить себе палец, и, как пишут историки, – «от желающих превратиться в девятипалого не было отбоя».

После долгих сомнений члены Санедрина выступили на стороне восставших, правда, при условии, что Бар-Козиба изменит критерий набора войска – «перестанет калечить сынов Израиля».

Рабби Акива, почти единственный из мудрецов, безоговорочно и сразу поддержал сопротивление. Он дал Шимону прозвище Бар-Кохба – «Сын Звезды», сопровождал его в поездках и даже «был его оруженосцем», по выражению РАМБАМа.

Но, самое главное, во время одного из своих уроков он объявил Шимона Бар-Кохбу – машиахом, и, как пишет Талмуд, громко добавил «Дин!», что означает – закон.

Война была поначалу очень успешной. Однако героизм иудеев был недостаточным доводом против военной мощи Рима. Через несколько лет восстание было жестоко подавлено. Бар-Кохба погиб от укуса змеи. Надежды рухнули. Приход машиаха, какой бы смысл ни вкладывали в эти слова, не состоялся.

Рабби Акива публично сам отменил объявленный им закон. Он даже переименовал «Сына Звезды» в «Сына Лжи». Один из величайших каббалистов истории, человек, видящий причины, корни вещей и явлений – ошибся.

Как это понять? И в чем, собственно, состояла эта ошибка?

Ответ, наверняка, есть, и наверняка не лежит в плоскости простых объяснений.

Например, может быть, мудрец, как и в эпизоде с лисицей, увидел не зримые факты, а неотвратимую логику духовных явлений? То, что было разрушено, будет восстановлено. Вслед за ростом эгоистических желаний неизбежно придет их исправленье, машиах. И не важно, случится это через 60 или 2000 лет, если в духовном мире нет понятия «время».

Впрочем, это тоже не ответ, просто версия.

9 ава 135 года, то есть спустя 65 лет (ровно день в день) после взятия Иерусалима, пал Бейтар, последний оплот восставших. Легионеры поэта-императора разрывали на части детей, заживо сжигали младенцев, обернув их свитками Торы.

Рабби Акива в эти дни находился в Тверии, в доме учения. Изучать Тору было запрещено римским законом. Рабби Акива делал это, не скрываясь.

Мудреца схватили, привезли в Кейсарию, в переполненный зрителями римский амфитеатр, привязали на сцене и, на глазах у всех, содрали со старика кожу крючьями.

«Возлюби ближнего как самого себя, в этом все Тора», учит рабби Акива. Это формула выражает высочайшую ступень духовного постижения. Но заслуга мудреца не только в том, что он ее вывел. Еще важнее, что он вырастил учеников, которые сохранили ее и донесли нам ее смысл.

Вот эпизод, о котором рассказывает Вавилонский Талмуд.

Между арестом в Тверии и казнью в Кейсарии в тюрьму, в которой содержался рабби Акива, тайно пробрался его ученик.

«Рабби, учи меня Торе», – потребовал он…

В ближайшие полтора десятка лет ему предстояло голодать и скрываться в пещере. Его учителя ждала зверская мучительная казнь. Возможно, оба догадывались об этом. Возможно, они об этом вообще не задумывались.

О чем говорили эти двое, величие которых нам не измерить?

После бесконечных часов учебы, в эти считанные минуты, что нового мог передать один другому? Стоило ли это новое того, чтобы рисковать жизнью ученика?

Сегодня нам известно, что они стояли на пороге тьмы, длиной в две тысячи лет.

Возможно, именно в тот день они нашли способ, как через бездну ненависти, лжи и пустых ритуалов передать свет, заключенный в книгах каббалы. Из поколения в поколение, из уст в уста, от одного к другому, должен быть передан этот свет – в то будущее, когда, по пророчеству пророка Захарии, снова отстроят Иерусалим, и тысячи сядут за парты, чтобы познавать древнюю мудрость.

И, конечно, ученику было очень страшно. Но боялся он не римской стражи, – он боялся не выполнить то, что возлагал на него учитель.

Ученика звали рабби Шимон Бар Йохай, или РАШБИ. В будущем он напишет главную книгу по каббале, Книгу Книг – «Зоар».

«Тот, кто думает о Творце, уже не одинок. Это значит, что и Творец думает о нем».

Народу иудейскому, упавшему с духовной высоты Первого Храма, разбитому и порабощенному, нужен был предводитель. И пришел рабби Акива.

Вся жизнь рабби Акивы окружена ореолом славы и наполнена легендами. Колоссальный каббалист и великолепный учитель. Через него народу была передана вся Тора. Как открытая, так и тайная.

Основной принцип учения, который он внес в мир – «Возлюби ближнего, как самого себя – это самое общее правило Торы», кардинально обновил направление развития человечества. Образно говоря, рабби Акива принес нам Любовь.

Разрешение на жизнь

Аромат мирры и запах горящих витал в воздухе, помогая молитве и придавая ей особое значение. Вздрагивающие от потока воздуха всполохи огня заполняли комнату таинственными тенями, освещая фигуру молящегося. Покрыв голову и прикрыв глаза, рабби Акива тихо читал, перемежая слова с молчанием, плавно покачиваясь в такт:

«Ответь мне, услышь мою молитву и помилуй меня! Дай мне понять тебя. Но и без этого уповаю на мудрость Твою, справедливость высшую. Почему ты стоишь далеко, скрываешься во время бедствий народа Твоего? Выпрями предо мной путь твой! Утверди сердце каждого, дай милость угнетенному, изгони чужеземцев из страны Твоей!

Представляю Тебя пред собою всегда, если ты справа от меня – не упаду! Радуется сердце мое, ибо не оставишь ты душу мою, укажешь путь жизни. Спасешь от рук врагов моих!

Тора твоя совершенна, оживляет душу, ибо она дело рук Твоих, данное мне для исправления. Пусть угодны станут слова Твои, запечатленные в Торе, народу Твоему, избавитель Ты наш.

Ты – твердыня моя, на тебя полагаюсь и все исходит от тебя. Все, что ни делаешь Ты – к лучшему нам, детям Твоим!»

Он знал, что над действительностью властвует только Творец, и порядок вещей изменить невозможно. И при всем этом, рабби Акива не желал ждать, — отдал всего себя организации и стал его «идейным» вдохновителем.

Только один закон

Он стоял и смотрел с радостью, как люди с суровыми лицами заходили в зал, брали оружие и молча удалялись. Каждый из них сознательно лишил себя одного пальца руки в знак преданности великому делу освобождения народа от власти Рима. Ощущение возвышенности момента, стремления присутствующих к самопожертвованию ради великой цели, наполняли сердце рабби Акивы надеждой и радостью.

Рабби так надеялся, так верил, что Машиах вот-вот должен прийти. Он просто жил этим мгновением! Его народ, наконец-то, дождался своего часа, милости сверху – Машиаха!

И рабби видел в Бар Кохбе именно его.

Узнав о поражении восстания, рабби Акива словно окаменел. По его исхудавшему лицу текли неощущаемые, неосознаваемые слезы. Останавливались в бороде, запутавшись в волосах.

Ему казалось, что крушение надежд подведет черту под его земною жизнью. Но не это волновало великого мудреца. Народ потерял лучших сынов своих, но свободным и единым так и не стал. Рабби почувствовал на губах привкус соли, облизнул их: «Что ж, еще не время, наверное…».

Он лег, натянул на голову одеяло, но и сквозь его толщу он слышал стоны раненных, плач приговоренных к смертной казни, жалобы всех, кто искал истину. И тех, кто разочаровался в поисках.

Его мозг отказывался принимать случившееся. Он, величайший каббалист того времени и, может быть, всех времен, ошибся, назвав Бар Кохбу Машиахом! Он, видящий корни вещей и явлений, возможно, забыл на время свое же постижение «Все, что не делается – к лучшему»?

Впрочем, это лишь домыслы. Оставим их.

Постепенно мысль рабби перешла к Творцу, к тому, кто всегда был для него вместилищем смысла его жизни. Рабби вскочил с постели, облил себя водой и поспешил засесть за изучение Торы. Он хотел открыть в ней то, что вернуло бы его веру, казалось, поколебленную от поражения и гибели героев. В ней все было его, и каждое слово, и каждая точка.

Только к Торе было влечение рабби, только к ней его направила необыкновенная жена Рахель! «Все, мое и ваше, принадлежат этой » — объяснял своим многочисленным ученикам рабби Акива.

Рабби Акива быстро проговаривал слова молитвы, словно боясь, что его прервут. Он, будто в бреду, широко раскрыв глаза, не видящие от горя, дрожащим шепотом говорил с Ним: «Ты верен нам и нет неправды в Тебе. Это только я, ничтожный смертный, иногда в этом сомневаюсь… Прости меня»!

Так взывало его сердце, разрываясь на части между горем от гибели лучших сынов Израиля и неистовой верой, что Он добр и творит добро. «Лишь бы моя любовь к Нему не кончилась, только не это…»

Лисица и… Третий Храм

Достаточно известная история. Однажды рабби Акива со спутниками пришли к Храмовой горе. Им предстала тягостная, рвущая сердце картина: руины некогда величественного Храма, разоренная земля. И лишь рыжей искрой промелькнула лисица. Товарищи рабби Акива глотали слезы, а сам он громко засмеялся.

В ответ на недоуменные взгляды рабби произнес: «Сказано, что после разрушения Второго Храма наступит изгнание , а затем они вернутся и приступят к строительству Третьего Храма. И настанет полное избавление. Теперь я уверен, что будет Третий Храм».

Рабби Акива смеялся, потому что считал, что добро возобладает. Для него, величайшего знатока законов развития человечества, разрушенное святилище и тяжкие скитания были признаками необходимых этапов, через которые обязан был пройти народ, прежде чем он достигнет понимания объединения.

Давайте поверим великому каббалисту! Просветлеем лицом и, хотя бы, улыбнемся!

Шма Исраэль

О чем мы еще не упомянули в связи с рабби Акивой? O многом. Но нельзя не сказать о его учениках. Конечно!

Представьте себе! Двадцать четыре тысячи преданных, голодных до духовных знаний молодых людей, гордости и надежде народа Израиля. Они оставили тщету и суету этого мира ради того, чтобы познать тайны Торы от человека, знавшего их как никто другой.

Они были и все умерли в одно время между и . Наверное, есть нечто в нашей жизни, что мы должны признать, даже если постигнуть не в состоянии.

Но почему они умерли? Говорят, от эпидемии. Возможно, но истинная причина в том, что не смогли реализовать то, чему учил их рабби Акива. Они не почувствовали, что все их различия – это часть единого целого. Их ненависть друг к другу вышла из того, что ученики не увидели и не поняли трагедии в разобщении народа, и не изменили отношения между собой таким образом, чтобы они соответствовали закону любви.

Эти, без преувеличения, великие люди умерли, будучи не в силах исправить себя, привести в консонанс с законом. Как это сделал их Учитель. Мир опустел без любви, которую они обязаны были распространить в мире. Распространять саму Тору.

Наступили годы запустения…

В живых остались только пятеро, которым это удалось. Их собрал рабби Акива и научил всему, что мог передать. А они, будучи сами великими мудрецами, трактовали услышанное разными языками: языком Мишны, ТАНАХА, каббалы.

Рабби Акива был схвачен римлянами и казнен в 3896 году. Могила его находится в Тверии, где он и родился в 3775 году.

Талмуд рассказывает, что молился он во время казни и вышла его душа на слове «един»: «Слушай, Израиль! Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – един»!

«Возлюби ближнего как себя» — это максимальное выражение готовности к единству. Достигни его – и придет Машиах. А если упал с высоты объединения — вернись сейчас же обратно.

Не существует другого закона.

Loading...Loading...