Батюшка амвросий оптинский. Святой амвросий оптинский

Покоится рака с мощами святого, который стал великим духовником России XIX века. Он не имел сана епископа или архимандрита и не был даже игуменом. Преподобный Амвросий Оптинский - обычный иеромонах. Будучи смертельно больным, он поднялся на высшую ступень священного монашества. Духовник стал иеросхимонахом. Так в этом чине он и отошел к Господу. Сегодня, как и много лет назад, люди просят его о заступничестве и молитвенной помощи. Возле его святых мощей больные исцеляются от неизлечимых недугов.

Преподобный Амвросий Оптинский: житие

Святого Амвросия в миру звали Александром Гренковым. Родился он 23 ноября 1812 года в Тамбовской губернии, в селе Большая Липовица. Его дед был священником, отец - Гренков Михаил Федорович - служил при храме пономарем. Мать звали Марфой Николаевной. Она занималась воспитанием своих восьмерых детей. Кстати, сын Александр у нее был шестым. Отец мальчика очень рано умер. Дети жили в семье деда.

В двенадцать лет Александра, названного в честь Александра Невского, отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании в 1830 году его, как лучшего выпускника, отправили в Тамбовскую духовную семинарию. Там он сильно заболел и дал обет: если Господь пошлет ему исцеление, то он пострижется в монахи. Но, получив желаемое и окончив в 1836 году семинарию, он не торопился с монашеством. Сначала Александр стал домашним учителем детей зажиточного купца. Потом занялся преподаванием греческого языка в Липецком духовном училище.

Тяга к монашеству

Но коварная болезнь вторично дала о себе знать. Со своим хорошим товарищем Павлом Покровским он посетил Троице-Сергиеву лавру и затворника старца Иллариона из деревни Троекурово. Он и посоветовал ему идти в Оптину пустынь, потому что он был там нужен. Осенью 1839 году Александр тайно уходит в указанную святым старцем обитель. По благословению преподобного Оптинского старца, отца Льва, он стал жить в гостинице и заниматься переводами трудов «Грешных спасение» греческого монаха Агапита Ланда. Зимой 1840 года он переходит жить в обитель. А весной, после урегулирования конфликта насчет тайного исчезновения из Липецкого училища, его принимают послушником. Сначала он служил келейником, а затем и чтецом у старца Льва. Потом работал на хлебне. Далее его перевели на кухню помощником.

Еще когда старец Лев был жив, в 1841 году он проходил послушание и у старца отца Макария. Именно по его воле летом сначала его постригли в рясофор, а осенью 1842-го он облачился в мантию с именем в честь святого Амвросия Медиоланского. Еще через год он получил сан иеродиакона, а в начале зимы 1845 года его рукоположили в сан иеромонаха в Калуге. Во время этой поездки он сильно простудился, что дало осложнение на внутренние органы. Поэтому служить он уже больше не мог.

Помощник старца

В конце лета 1846 года иеромонаха назначили помощником в духовничестве старца Макария. Но слабое здоровье в один момент стало угрожающим фактором для жизни святого Амвросия. Именно в это время он принимает великую схиму, не изменяя своего имени. Его выводят за штат. И он живет на иждивении монастыря. Постепенно здоровье немного улучшилось. После того как отошел к Господу Макарий, отец Амвросий принимает на себя труд старчества. Преподобный постоянно страдал от какого-нибудь недуга: то у него гастрит обострялся, то начиналась рвота, то нервная болезнь, то простуда с ознобом или лихорадкой. В 1862 году он получил вывих руки. Лечение еще сильнее подорвало его здоровье. Он перестал ходить в храм на богослужения, а потом и вовсе не мог выходить из своей кельи.

Болезни

В 1868 году ко всем болячкам добавляется и геморроидальное кровотечение. Тогда игумен монастыря Исаакий просит привести из села чудотворную В келье старца отслужили молебен с акафистом Богородице, после чего отцу Амвросию значительно полегчало. Однако болезнь не исчезла насовсем. Она периодически рецедивировала вплоть до самой кончины.

Наградой старца Амвросия стал золотой наперстный крест - очень редкое на то время поощрение. Преподобный Амвросий в 1884 году стал основателем женской обители, находящейся недалеко от Оптины, в селе Шамордино. Он благословил схимонахиню Софию возглавить женскую общину. Уже позже она получила статус монастыря (1 октября 1884 г.), когда была освящена первая церковь, создававшаяся в трудах по молитвам отца Амвросия. В 1912-м одной из насельниц этой обители была Мария Николаевна Толстая - сестра Льва Толстого, русской православной церковью в 1901 году. Там она и скончалась через год, приняв за три дня до смерти

Литературный сюжет

Святой Амвросий скончался в Шамординской обители. Это случилось 10 октября 1891 года. Его похоронили в рядом с могилой отца Макария. На отпевание со всех концов приехало огромное количество людей. И вот он - сюжет о старце Зосиме из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Правда, к этому времени писатель уже давно умер. Несколько дней лета 1878 года Ф. М. Достоевский вместе со своим другом и коллегой Владимиром Соловьевым провели в Оптиной пустыни. Встречи с иноками натолкнули писателя на создание образа старца Зосимы. Достоевский, как и Лев Толстой, имел тесное духовное общение со святым старцем Амвросием, которое, конечно же, оставило светлый след в сердцах великих русских классиков.

Но вернемся к погребению старца. В начале всей похоронной процессии вдруг от тела стал распространяться тяжелый неприятный запах. Об этом сам старец Амвросий предупреждал еще при жизни, что это ему предначертано за то, что он получил необычайно много незаслуженной чести. Стояла нестерпимая жара. Однако постепенно запах тления исчез. И стало распространяться необыкновенное благоухание, как от цветов и свежего меда.

Служение людям

Преподобный Амвросий Оптинский всю свою жизнь посвятил служению ближним. Народ чувствовал его любовь и заботу, поэтому отвечал глубоким почитанием и уважением. В 1988 году его на Поместном Соборе РПЦ причислили к лику святых. Преподобный старец Амвросий Оптинский говорил с каждым просто и понятно, метко и с добрым юмором. И при этом мог дать ответы на вопросы самым образованным и известным людям того времени. Он также мог успокоить взволнованную неграмотную крестьянку, которая жаловалась на то, что у нее гибнут индюшки, и что барыня за это может даже выгнать ее со двора.

Преподобный Амвросий Оптинский: поучения

Амросий учил, что люди должны жить так, как вертится колесо, которое одной точкой касается поверхности земли, а все остальное стремится вверх. Он постоянно говорил такие истины:

  1. Мы в основном, как заляжем, так и не можем встать.
  2. Где просто, там и сто ангелов, а где мудрено, там нет ни одного.
  3. Человек бывает плох от того, что забывает, что над ним есть Бог.
  4. Если кто-то сильно мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет.

По мнению святого Амвросия, жить надо проще, так как это лучше всего. Не нужно ломать голову, главное - молиться Богу, Он все устроит, поэтому не надо мучить себя обдумыванием, что и как все сделать. Все должно идти так, как должно случиться - это и обозначает жить проще. Если хочешь ощутить любовь, твори дела любви, хоть даже поначалу и не чувствуя ее. Однажды отцу Амвросию сказали, что он слишком просто говорит. На это он ответил, что простоты сам просил у Бога целых двадцать лет. Преподобный Амвросий Оптинский стал третьим старцем после преподобных Льва и Макария. Он их ученик, ставший самым известным и прославленным среди всех старцев Оптиной пустыни.

Служба

Святой Василий Великий дал свое определение человеку. Он назвал его существом невидимым. В наивысшей степени это относится к таким духовным людям, как старец Амвросий. Окружающим видна только так называемая канва его внешней жизни, а о внутреннем мире можно только догадываться. В ее основе лежит самоотверженный молитвенный подвиг и постоянное незримое человеческому оку предстояние перед Господом.

В дни памяти святого часто проводится служба. Преподобному Амвросию Оптинскому она посвящена. Собирается много людей. Всегда читается акафист преподобному Амвросию Оптинскому. Кончина святого старца не прервала его связи с людьми, которые и до сих пор по молитве своей получают чудесную помощь исцеления. Величание преподобному Амвросию Оптинскому начинается со слов: «Ублажаем тя, преподобне отче Амвросие…». Церковь вспоминает имя преподобного 10 октября - в день, когда он представился перед Господом, 27 июня - в день обретения его мощей и 11 октября в Соборе Оптинских старцев. Молитва преподобному Амвросию Оптинскому начинается со слов: «О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие…».

Верующие люди, стремящиеся приложиться к святым мощам и помолиться преподобному Амвросию, с глубокой верой обязательно получат исцеление. Старец вымолит его у Господа. Зная это, люди всегда спешат в Оптину пустынь за помощью и покровительством.

Молитвенные правила преподобного старца

Существует молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского. Оно следует из одного его письма своему духовному чаду. Он пишет, что надо всегда верить и надеяться на милость Господа, который избавит от любых козней человеческих и вражеских. И тут же он указывает на псалмы Давида, которыми молился в час гонений от его преследователей. Это 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Дальше он пишет о том, чтобы тот выбрал для себя соответствующие его настроению слова и часто их прочитывал, постоянно обращаясь к Богу со смирением и верой. А когда будет нападать уныние и наполнять душу безотчетная скорбь, то советовал читать 101-й псалом.

Режим

Преподобный принимал у себя в келье огромное количество народа. Люди съезжались к нему со всех концов России. Он вставал очень рано - в четыре часа утра. К пяти уже звал келейников. И тогда начиналось утреннее правило. Затем он молился в полном одиночестве. С девяти часов начинался прием - сначала монашествующих, а за ними - мирян. Завершал он свой день в 11 часов, когда читалось длинное вечернее правило. К полуночи старец, наконец-то, оставался один. Такой распорядок был у него около тридцати лет. И так каждый день он совершал свой великий подвиг. До преподобного Амвросия старцы не принимали женщин у себя в келье. Он же с ними встречался, являясь для них духовиком. Поэтому и стал чуть позже наставником и основателем женской обители в Шамордино.

Чудеса

Старец, благодаря своей умной молитве, обладал даром от Бога - чудотворением и прозорливостью. Известно очень много случаев, записанных со слов людей. Однажды женщина из Воронежа заблудилась в лесу, который находился в семи верстах от монастыря. И вдруг она увидела старца, клюка которого указала ей дорогу. По ней она вышла к монастырскому домику старца Амвросия. Когда она подошла ближе, вдруг вышедший келейник спросил ее: где тут Авдотья из города Воронежа? Через пятнадцать минут она вышла от старца вся в слезах и рыданиях. И сказала, что Амвросий - это тот самый человек, который вывел ее на правильный путь в лесу.

Был еще один удивительный случай, когда один мастеровой приехал в Оптину пустынь за заказом и деньгами на изготовление иконостаса. Перед отъездом он решил попросить благословения у старца. Но тот сказал, что необходимо ждать три дня. Мастер подумал, что «просвистит» он так свой заработок, но все же послушал старого монаха. Позже он узнал, что, не давая благословения столько времени, старец буквально спас его от смерти. Ведь все эти три дня его подмастерья стерегли его под мостом, чтоб ограбить и убить. Только когда они ушли, духовник принял мастера и отпустил его.

А однажды преподобный Амвросий Оптинский оживил мертвую лошадь бедного крестьянина, который плакал над ней. Святой на расстоянии мог, как Николай Чудотворец, помогать людям в разных бедствиях. Очень много чудесных историй связано с именем святого Амвросия. Поистине, не зря святой Макарий предрекал ему, что он станет великим человеком.

Заключение

Когда наступили в стране времена тяжелых потрясений, Оптина пустынь была разорена и закрыта. Часовня на могиле старца разрушена. Но тропа к могиле святого не зарастала. Осенью 1987 года Оптина пустынь опять была возвращена Церкви. В годовщину возрождения монастыря замироточила икона Казанской Божией Матери. Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского произошло в 1998 году. Теперь его нетленные телеса почивают в Оптиной пустыни, во Введенском храме.

- (в миру Александр Михайлович Гренков) (1812 91) иеросхимонах, старец, духовный писатель. В Сборнике писем и статей... (ч. 1 2, 1894 97), Собрании писем... к мирским особам (1906) проникнутое атмосферой непосредственного общения с собеседником… … Большой Энциклопедический словарь

Амвросий Оптинский - в миру Александр Михайлович Гренков (1812 1891), иеросхимонах, старец, духовный писатель. В «Сборнике писем и статей...» (ч. 1 2, 1894 1897), «Собрании писем... к мирским особам» (1906) проникнутое атмосферой непосредственного общения с… … Энциклопедический словарь

Амвросий Оптинский - (в миру Ал. Мих. Гренков) (1812 91) религ. деятель и писатель. Учился в Тамбовской семинарии (1830 36), в 1838 39 преподавал в Липецком духовном уч ще, с 1839 в Оптиной пустыни, в 1842 принял монашество, с 1845 иеромонах. В 1860 ст. духовник… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ - преподобный (21.11.1812 10.10.1891). Св. Амвросий родился в с. Большие Липовицы Тамбовской губернии. Его мирское имя было Александр Михайлович Гренков. По окончании Тамбовской семинарии Александр был назначен учителем в Липецкое духовное училище … Русская история

Амвросий Оптинский - АМВРÓСИЙ Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) (1812–91), иеросхимонах, старец, духовный писатель. В Сборнике писем и статей... (ч. 1–2, 1894–97), Собрании писем... к мирским особам (1906) – проникнутое атмосферой… … Биографический словарь

Амвросий Оптинский - (Гренков) (1812 1891) святой преподобный (память 3/16 октября и 10/23 октября). Великий старец Оптиной пустыни. Множество людей всех сословий, званий и положений обращались к нему за духовной помощью. Обладал высочайшей духовностью, всеобъемлющей … Православный энциклопедический словарь

Амвросий - (Ἀμβρόσιος) греческое Род: муж. Этимологическое значение: «неумирающий» Отчество: Амвросиевич Амвросиевна Иноязычные аналоги: англ. Ambrose … Википедия

АМВРОСИЙ - 1. АМВРОСИЙ (ок. 1430 ок. 1494), резчик и ювелир московской школы. Произведения Амвросия (резная икона складень, 1456) отражают влияние Андрея Рублёва. 2. АМВРОСИЙ Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) (1812 91), иеросхимонах, старец,… … Русская история

Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) - Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков), иеромонах (1812 91), старец Козельской Введенской Оптиной пустыни, Калужской губернии. Получив образование в тамбовской семинарии, А. поступил в Оптину пустынь, где приобрел большое уважение своим… … Биографический словарь

Амвросий Гренков - (до пострижения Александр Михайлович) иеромонах, старец Козельской Введенской Оптиной пустыни, Калужской губ., сын сельского причетника, род. 21 го ноября 1812 г., в селе Больших Липовицах, Тамбовского уезда, ум. 10 го октября 1891 г. Образование … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Амвросий Оптинский , Т. Петрова. Оптина Пустынь - этот монастырь занимает особое место в истории Русской Церкви. Здесь в XIX веке подвизались великие русские старцы. К ним съезжались за советом и утешением со всей России. И… Купить за 373 руб
  • Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Слова утешительные преподобного старца Амвросия Оптинского , Амвросий Оптинский. Книга составлена из душеполезных наставлений великого святого преподобного оптинского старца Амвросия. Слова подвижника исполнены духовной радости, молитвенного состояния и благодарения…

Преподобный АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (†1891)

Преподобный Амвросий был третьим по счету самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Он не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. О смирении святых как-то очень хорошо сказал митрополит Московский Филарет перед мощами отца нашего Сергия Радонежского: «Вот всё вокруг слышу Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие, один ты, отче, просто преподобный».

Вот таким и был Амвросий, старец Оптинский. Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России.

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года , в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии, дед - священник, отец, Михаил Фёдорович, - пономарь. Перед рождением ребёнка к деду - священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского, и она в этой суматохе запамятовала, в какое именно число он родился. Позднее, Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

Александр был шестым из восьмерых детей в семье. В 12 лет поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. Затем учился в Тамбовской семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но четыре года откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...».

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу» . Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен».

После слёз и молитв в Лавре мирская жизнь, развлекательные вечера в гостях показались Александру такими ненужными, лишними, что он решил срочно и тайно уехать в Оптину. Возможно, он не хотел, чтобы уговоры друзей и родных поколебали его решимость исполнить обет посвятить свою жизнь Богу.


Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь


Оптина Пустынь. Введенский собор

Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Это было пять лет трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы.

Когда известный духовный писатель Е. Поселянин потерял любимую жену, и друзья посоветовали ему оставить мир и уйти в монастырь, ответил: «Я рад бы оставить мир, но в монастыре меня пошлют работать на конюшню» . Неизвестно, какое послушание дали бы ему, но он верно почувствовал, что в монастыре постараются смирить его дух, чтобы из духовного писателя превратить в духовного делателя.

Так и Александру пришлось работать в пекарне, печь хлеб, варить хмелины (дрожжи), помогать повару. С его блестящими способностями, знанием пяти языков, ему, наверное, нелегко было стать просто помощником повара. Эти послушания воспитывали в нём смирение, терпение, умение отсекать свою волю.

Некоторое время он был келейником и чтецом старца Льва, который особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.

Преподобный Лев Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

Скоро после своего рукоположения, изнуренный постом, он сильно простудился. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва бы хватило трёхлетнему ребёнку.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» .

Пожалуй, никто из Оптинских старцев не нёс такого тяжёлого креста болезни, как прп. Амвросий. На нём сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Несмотря на болезнь, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца Макария, даже в малейшей вещи давал отчет ему. По благословению старца он занимался переводом святоотеческих книг, в частности, им была подготовлена к печати «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайского, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.


Кроме того он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к о. Амвросию для откровения помыслов. Так старец Макарий постепенно готовил себе достойного преемника, шутя по этому поводу: «Посмот-рите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает». Когда же старец Макарий преставился, обстоятельства сложились так, что о. Амвросий постепенно занял его место.

Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. Несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим:

"Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем".

"Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного".

"Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь".

"Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог".

"Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет".

"Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет - как случится, - это и есть жить проще".

"Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение".

"Жить - не тужить - всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего".

"Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви".

Как-то ему сказали: «Вы, батюшка, очень просто говорите» , старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил» .

Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь - Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин.
Шамординская обитель прежде всего удовлетворяла ту горячую жажду милосердия к страждущем, которой всегда был полон о. Амвросий. Сюда он посылал многих беспомощных. Старец принимал самое живое участие в устройстве новой обители. Принесут, бывало, грязного, полунагого, покрытого лохмотьями и сыпью от нечистоты и истощения ребенка. «Возьмите его в Шамордино», — распоряжается старец (там приют для беднейших девочек). Здесь, в Шамордино, не спрашивали, способен ли человек принести пользу и доставить выгоду монастырю а просто всех принимали, упокоевали. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигло 500 человек.


О. Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Как-то раз читали молебный канон Богородице, и один из скитских иеромонахов решился в это время подойти к батюшке. Глаза о. Амвросия были устремлены на небо, лицо сияло радостью, яркое сияние почило на нем, так что священноинок не мог его вынести.

С утра и до вечера удрученный недугом старец принимал посетителей. К нему приходили люди с самыми жгучими вопросами, которые он усваивал себе, которыми в минуту беседы жил. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. Для него не существовало тайн: он видел все. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь, и его обстоятельства, и зачем он сюда пришел. От целодневных докладов келейники, то и дело приводившие к старцу и выводившие посетителей, едва держались на ногах. Сам старец временами лежал без чувств. Иногда, чтобы сколько-нибудь облегчить отуманенную голову, старец приказывал прочесть себе одну или две басни Крылова.

Что касается исцелений, то им не было числа и перечислить их невозможно. Эти исцеления старец всячески прикрывал. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Случилось, чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».


Со всех концов России стекались к хибарке старца бедные и богатые, интеллигенция и простолюдины. И он принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев (монах Климент), А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, М.П. Погодин и многие другие. В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Духовная сила старца проявлялась иногда в совершенно исключительных случаях. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно ее обходить. Потом взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» — и лошадь послушно поднялась на ноги.

Час своей кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. 10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался . И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Преосвященному советовали вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».


Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. От тела покойного вскоре стал ощущаться тяжелый мертвенный запах.

Впрочем, об этом обстоятельстве давно еще он прямо говорил своему келейнику о. Иосифу. На вопрос же последнего, почему так, смиренный старец сказал: «Это мне за то, что в жизни я принял слишком много незаслуженной чести» . Но то дивно, что чем долее стояло в церкви тело почившего, тем менее стал ощущаться мертвенный запах. И это несмотря на то, что от множества народа, в продолжении нескольких суток почти не отходившего от гроба, в церкви была нестерпимая жара. В последний день отпевания старца от тела его уже стал ощущаться приятный запах, как бы от свежего меда.


Под моросившим осенним дождем ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла. Погребли старца 15 октября, в тот день, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9:22).


Икона над ракой святого старца Амвросия - мироточит.

В июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом. Ему слава вовеки, Аминь.

Тропарь, глас 5:
Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу Усердную спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:
Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе, темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Амвросию, старцу Оптинскому
О, великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. А минь.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ (2010)

Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился, как принято считать, в день памяти святого Александра Невского 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был священник. «В какое число было мое рожде-ние, — вспоминал впоследствии старец, — не помнила и сама матушка, потому что в тот самый день, как я родился, к деду в дом, где тогда жила моя мать, съехалось много гостей (дед мой был благочинным), так что мать мою должны были выпроводить вон, и она в этой суматохе и запамятовала, в какое именно число я родился. Должно полагать, что это было около 23 ноября». И, говоря об обстоятельствах своего рожде-ния, отец Амвросий любил пошутить: «Как на людях родился, так все на людях и живу». При крещении новорожденному дано было имя Александр в честь святого благоверного князя.

В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видал и не слышал ничего худого, так как воспиты-вался в строго цер-ковной и религиозной среде.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он по-ступил в Тамбовскую духовную семинарию. И в училище, и в семинарии, благодаря своем богатым способностям, Александр Гренков учился очень хо-рошо. «Гренков мало занимается, — говорил его товарищ по семинарии, — а при-дет в класс, станет отвечать, точно как по писанному, лучше всех». Об-ла-дая от при-роды веселым и живым нравом, он всегда был душой общества молодых людей. В семинарии любимым занятием Александра было изучение Св. Писания, богословских, исторических и словесных наук. И поэтому ему никог-да и в голову не приходила мысль о монастыре, хотя некоторые и предрек-ли ему об этом. За год до окончания он тяжко заболел. Надежды на поправление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь.

Целый год семинарской жизни, проведенной им в кругу веселого общества молодых товарищей, не мог не ослабить его ревности к монашеству, так что и по окончании семинарского курса он не сразу решился поступить в мо-нас-тырь. Полтора года пробыл Александр Михайлович в помещичьем доме. А в 1838 году освободилось место наставника духовного училища в г. Липецке, и он занял эту должность.

Но, часто вспоминая о данном обете идти в монастырь, он всегда чувствовал угрызение совести. Вот как сам старец рассказывал об этом периоде своей жизни: «После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не остав-лять своей словоохотливости... Придешь домой — на душе неспокойно; и думаешь: ну, теперь уже все кончено навсегда — совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости и опять наболтаешь. И так я мучился целых четыре года». Для облегчения душевного он стал по ночам уединяться и молиться, но это вызвало насмешки товарищей. Тогда он стал уходить молиться на чер-дак, а потом за город в лес. Так приближалась его развязка с миром.

Летом 1839 года по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру Александр Михайлович вместе с другом своим П. С. Покровским заехали в Троекурово к известному затворнику о. Илариону. Святой подвижник принял молодых лю-дей отечески и дал Александру Михайловичу вполне определенное указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». У гробницы преподобного Сергия, в горячей молитве испрашивая благословения на новую жизнь, он в своем решении оста-вить мир ощутил предчувствие какого-то громадного захватывающего счастья. Но, вернувшись в Липецк, Александр Михайлович продолжал, по его словам, еще «жаться». Случилось же, что после одного вечера в гостях, на котором он особенно смешил всех присутствующих, его воображению представился его обет, данный Богу, вспомнилось ему горение духа в Троицкой лавре, прежние долгие молитвы, воздыхания и слезы, определение Божие, переданное через о. Илариона, и наряду с этим он почувствовал несостоятельность и шаткость всех намерений. Наутро решимость на этот раз твердо созрела. Опасаясь же, что уговоры родных и знакомых поколеблют его, решил бежать в Оптину тай-но от всех, не испросив даже разрешения епархиального начальства. Будучи уже в Оптиной, он доложил о своем намерении Тамбовскому архиерею.

8 октября 1839 года, прибыв в Оптину, Александр Михайлович застал при жиз-ни самый цвет ее монашества — таких ее столпов, как игумена Моисея, старцев Льва (Леонида) и Макария. Начальником скита был равный им по ду-хов-ной высоте иеросхимонах Антоний, брат о. Моисея, подвижник и прозор-ливец. Вообще все иночество под руководством старцев носило на себе отпечаток духовных добродетелей; простота (нелукавство), кротость и смирение были отличительными признаками Оптинского монашества. Младшая братия старалась всячески сми-ряться, не только перед старшими, но и перед равными, даже боясь взглядом оскорбить другого и при малейшем поводе немедленно просили друг у друга прощения. В такой высокого духовного уровня монашеской среде оказался новоприбывший молодой Гренков.

Александр Михайлович имел такие черты характера, как чрезмерную жи-вость, сметливость, остроумие, общительность, обладал способностью все схва-тывать на лету. Это была сильная, творческая, богатая натура. Впоследствии все эти качества, составлявшие его сущность, не исчезли в нем, но по мере его духовного возрастания преображались, одухотворялись, проникались Божией благодатью, давая ему возможность, подобно апостолу, стать «всем вся», чтобы приобрести многих.

Духовный руководитель Оптинской братии старец схиархимандрит Лев с лю-бовью принял Александра Михайловича и благословил предварительно пожить на монастырском гостином дворе. Живя в гостинице, он ежедневно посещал старца, слушал его наставления, а в свободное время, по его поручению, переводил рукопись «Грешных спасение» с новогреческого языка.

Полгода шла канцелярская переписка с епархиальными властями по поводу его исчезновения. Только 2 апреля 1840 г. последовал указ Калужской духовной консистории об определении Александра Михайловича Гренкова в число брат-ства, и вскоре за тем он был одет в монашеское платье.

В монастыре он был некоторое время келейником старца Льва и чтецом (т. е. вычитывал в положенное время для старца молитвенные правила, так как старец, по слабости сил телесных, не мог ходить в храм Божий). Отношения его к старцу были самые искренние. Почему и старец со своей стороны относился к послушнику Александру с особенной, нежно отеческой любовью, называя его Сашей.

В ноябре 1840 года Александра Гренкова перевели из монастыря в скит, где он был под ближайшим руководством старца Макария. Но и оттуда но-воначальный послушник не переставал ходить к старцу Льву в монастырь для назидания.

В скиту он был помощником повара целый год. Ему часто приходилось по службе приходить к старцу Макарию: то благословляться относительно ку-ша-ний, то ударять к трапезе, то по иным поводам. При этом он имел воз-можность сказать старцу о своем душевном состоянии и получить мудрые со-веты, как поступить в искусительных случаях. Цель была: чтобы не искушение побеждало человека, а чтобы человек побеждал искушение.

На закате дней своей труднической богоугодной жизни старец о. Лев, прозревая в своем любимом послушнике Александре будущего преемника по старчеству, поручил его особенному попечению своего сотрудника старца о. Макария, сказав: «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень стал слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу — владей им, как знаешь». Думается, что эти полы великих старцев были для близкого к ним ученика подобием милоти Илииной, брошенной на Елисея.

После смерти старца Льва брат Александр стал келейником старца Макария. Послушание это он проходил четыре года (с осени 1841 г. по 2 января 1846 г.).

В следующем, 1842, году, 29 ноября, был он пострижен в мантию и наречен Амвросием, во имя свт. Амвросия, епископа Медиоланского, память которого 7/20 декабря. Затем последовало иеродиаконство (1843 г.), в сане которого Амв-росий служил всегда с великим благоговением. Пробывши почти три года иеро-диаконом, о. Амвросий в конце 1845 года представлен был к посвящению в иеромонаха.

Для этой цели (посвящения) о. Амвросий поехал в Калугу. Был сильный хо-лод. О. Амвросий, изнуренный постом, схватил сильную простуду, отразившуюся на внутренних органах. С этих пор уже никогда не мог поправиться по-нас-тоящему.

Вначале, когда о. Амвросий еще как-то держался, приезжал в Оптину пре-ос-вященный Николай Калужский. Он сказал ему: «А ты помогай о. Макарию в духовничестве. Он уже стар становится. Ведь это тоже наука, только не се--ми-нарская, а монашеская». А о. Амвросию било тогда 34 года. Ему часто прихо-дилось иметь дело с посетителями, передавать старцу их вопросы и давать от старца ответы. Так было до 1846 года, когда после нового приступа своего недуга о. Амвросий был вынужден по болезни выйти за штат, будучи признан неспособным к послушаниям, и стал числиться на иждивении обители. Он с тех пор уже не мог совершать литургии; еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки. Не выносил холода и сквозняков. Пищу употреблял жидкую, перетирал теркой, вкушал очень мало.

Несмотря на это, он не только не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимыми для своего духовного преуспеяния. Веруя вполне и уразумевая собственным опытом, что «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4, 16), он никогда не желал себе совершенного выздоровления. И другим поэтому всегда говорил: «Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться», для того, конечно, чтобы не лежать в постели и не быть в тягость другим. Так и сам он постоянно подлечивался. Зная из учения святых отцов-подвижников, что телесная болезнь выше и крепче поста, трудов и подвигов телесных, он в напоминание себе, в назидание и утешение ученикам своим недужным имел обыкновение говорить: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смире-нием и благодарения».

Послушание его к своему старцу, батюшке о. Макарию, как и всегда, было бес-прекословное, даже в малейшей вещи давал отчет. Теперь на него была возложена переводческая работа, приготовление к изданию святоотеческих книг. Им была переведена на легкий общепонятный славянский язык «Лествица» Иоанна, игумена Синайского.

Этот период жизни о. Амвросия являлся самым благоприятным для про-хождения им искусства из искусств — умной молитвы. Однажды старец Макарий спросил своего любимого ученика о. Амвросия: «Угадай, кто получил свое спа-се-ние без бед и скорбей?» Сам старец Амвросий приписывал такое спасение своему руководителю старцу Макарию. Но в жизнеописании этого старца сказано, что «прохождение им умной молитвы, по степени тогдашнего духовного возраста, было преждевременным и едва не повредило ему». Главной причиной сего было то, что о. Макарий не имел при себе постоянного руководителя в этом высоком духовном делании. Отец же Амвросий имел в лице о. Макария опытнейшего духовного наставника, восшедшего на высоту духовной жизни. Поэтому он мог обучаться умной молитве, действительно, «без бед», т. е. минуя козни вражии, вводящие подвижника в прелесть, и «без скорбей», приключаю-щихся вследствие наших ложно-благовидных желаний. Внешние же скорби (как болезнь) счита-ются подвижниками полезными и душеспасительными. Да и вся с самого начала иноческая жизнь о. Амвросия под окормлением мудрых старцев шла ровно, без особых преткновений, направляемая к большему и большему совершенствованию духовному.

И что слова о. Макария относились к о. Амвросию, можно видеть еще из того, что о. Амвросий в последние годы жизни своего старца достиг уже вы-сокого совершенствования в духовной жизни. Ибо, как в свое время старец Лев называл о. Макария святым, так же теперь и старец Макарий относился к о. Амвросию. Но это не мешало ему подвергать его ударам по самолюбию, воспитывая в нем строгого подвижника нищеты, смирения, терпения и других иноческих добродетелей. Когда однажды за о. Амвросия заступились: «Батюшка, он человек больной», старец ответил: «А я разве хуже тебя знаю? Но ведь вы-говоры и замечания монаху — это щеточки, которыми стирается греховная пыль с его души, а без сего монах заржавеет». Так под опытным руководством великого старца незаметно вырабатывалась у о. Амвросия та высота духа, та сила любви, которая потребовалась ему, когда он принял на себя высокий и многотрудный подвиг старчества.

Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к о. Амвросию для откровения помыслов. Так старец Макарий пос-тепенно готовил себе достойного преемника. А потому, видя своего предан-нейшего ученика и сына духовного окруженным толпой и беседующим с по-се-тителями на пользу душевную, проходя мимо, шутливо промолвит: «Посмот-рите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает». А иногда среди разговора с близкими к случаю скажет: «Отец Амвросий вас не бросит».

В это время духовному окормлению о. Амвросия уже поручены были отно-сившиеся к Оптинским старцам монахини Борисовой пустыни Курской губернии. И потому, когда они приезжали в Оптину, он по обязанности немед-лен-но отправлялся к ним в гостиницу. Ходил он по благословению о. Макария и к мир-ским посетителям.

Когда же старец Макарий преставился (7 сентября 1860 г.), хотя он не был прямо назначен, но постепенно обстоятельства так складывались, что о. Амвросий стал на его место. Ибо по прошествии 12 лет старчествования его в зависимости от старца Макария он уже настолько был подготовлен к сему служению, что вполне мог быть и заместителем своего предшественника.

После смерти архимандрита о. Моисея настоятелем был избран о. Исаакий, который относился к о. Амвросию как к своему старцу до самой его смерти. Таким образом в Оптиной пустыни не существовало никаких трений между начальственными лицами.

Старец перешел на жительство в другой корпус, вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни. На западной стороне этого корпуса была сделана пристройка, называемая «хибаркой» для приема женщин. И целых 30 лет он простоял на Божественной страже, предавшись служению ближним.

Старец был уже тайно пострижен в схиму, очевидно, в тот момент, когда во время болезни жизнь его была в опасности. При нем было два келейника: о. Михаил и о. Иосиф (будущий старец). Главным письмоводителем был о. Кли-мент (Зедергольм), сын протестантского пастора, перешедший в Пра-вославие, ученейший человек, магистр греческой словесности.

Повседневная жизнь старца Амвросия начиналась с келейного правила. Для слушания утреннего правила поначалу он вставал в 4 часа утра, звонил в звонок, на который являлись к нему келейники и прочитывали: утренние молитвы, 12 избранных псалмов и первый час, после чего он наедине пребывал в умной молитве. Затем, после краткого отдыха, старец слушал часы третий, шестой с изобразительными и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери, которые он выслушивал стоя.

О. Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Как-то раз читали молебный канон Богородице, и один из скитских иеромонахов решился в это время подойти к батюшке. Глаза о. Амвросия были устремлены на небо, лицо сияло радостью, яркое сияние почило на нем, так что священноинок не мог его вынести. Такие случаи, когда исполненное дивной доброты лицо старца чудесно преображалось, озаряясь благодатным светом, почти всегда происходили в утренние часы во время или после его молитвенного правила.

После молитвы и чаепития начинался трудовой день с небольшим перерывом в обеденную пору. За едой келейники продолжали задавать вопросы по пору-чению посетителей. Но иногда, чтобы сколько-нибудь облегчить отуманенную голову, старец приказывал прочесть себе одну или две басни Крылова. После некоторого отдыха напряженный труд возобновлялся — и так до глубокого вечера. Несмотря на крайнее обессиление и болезненность старца, день всегда заканчи-вался вечерними молитвенными правилами, состоявшими из малого повечерия, канона Ангелу Хранителю и вечерних молитв. От целодневных докладов келейники, то и дело приводившие к старцу и выводившие посе-тителей, едва держались на ногах. Сам старец временами лежал без чувств. После правила старец испрашивал прощения, елика согреши делом, словом, помышлением. Келейни-ки принимали благословение и направлялись к выходу.

Через два года старца постигла новая болезнь. Здоровье его, и без того сла-бое, совсем ослабело. С тех пор он уже не мог ходить в храм Божий и дол-жен был причащаться в келлии. И такие тяжелые ухудшения повторялись не раз.

Трудно представить себе, как он мог, будучи пригвожденным к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова: Сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Не будь он избранным сосудом Божиим, через который Сам Бог вещал и действовал, такой подвиг, такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами. Животворящая Божественная благодать явно присутствовала и содействовала.

«Совершенно соединивший чувства свои с Богом, — говорит Лествичник, — тайно научается от него словесам Его». Это живое общение с Богом и есть дар пророческий, та необыкновенная прозорливость, которой обладал о. Амвросий. Об этом свидетельствовали тысячи его духовных чад.

Приведем слова о старце одной его духовной дочери: «Как легко на душе, когда сидишь в этой тесной и душной хибарке, и как светло кажется при ее таинствен-ном полусвете. Сколько людей перебывало здесь! Приходили сюда, обливаясь слезами скорби, а выходили со слезами радости; отчаявшиеся — утешенными и ободренными; неверующие и сомневающиеся — верными чадами Церкви. Здесь жил батюшка — источник стольких благодеяний и утешений. Ни звание человека, ни состояние не имели никакого значения в его глазах. Ему нужна была только душа человека, которая настолько была дорога для него, что он, забывая себя, всеми силами старался спасти ее, поставить на ис-тинный путь».

С утра и до вечера удрученный недугом старец принимал посетителей. К нему приходили люди с самыми жгучими вопросами, которые он усваивал себе, которыми в минуту беседы жил. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. Для него не существовало тайн: он видел все. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь, и его обстоятельства, и зачем он сюда пришел. Слова его при-нимались с верой, потому что были с властью, основанной на близости к Богу, давшему ему всезнание. Чтобы понять хоть сколько-нибудь подвиж-ничество о. Амвросия, надо себе представить, какой труд — говорить более 12 часов в день!

Любил также старец побеседовать и с мирскими благочестивыми, в особен-ности образованными, людьми, каковых бывало у него немало. Вследствие общей любви и уважения к старцу приезжали в Оптину лица католического и других неправославных вероисповеданий, которые по его благословению принимали тут же Православие.

По любви к Богу о. Амвросий покинул мир и стал на путь нравственного совершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывно связана с подвигом любви к ближнему, так и подвиг усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от его подвига служения людям.

Нищета духовная, или смирение, было основой всей подвижнической жизни старца Амвросия. Смирение же заставляло старца все свои труды и подвиги, сколько было возможно, укрывать от любопытных или самоукорением, или шутливой речью, или иногда даже не совсем благовидными поступками, или просто молчанием и сдержанностью, так что и самые близкие к нему люди временами смотрели на него как на человека самого обыкновенного. Во все времена дня и ночи келейные входили к нему по звонку, и не иначе как с молитвой, и потому никогда не могли заметить в нем каких-либо выдающихся особенностей.

Живя сам в смирении, без которою невозможно спасение, старец и в от-но-сившихся к нему всегда желал видать эту необходимейшую добродетель, и к смиренным относился весьма благосклонно, как, наоборот, терпеть не мог горделивых.

Когда его спрашивали: «Можно ли желать совершенствования в жизни ду-ховной?», старец отвечал: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т. е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари». «Лишь только смирится че-ловек, — говорил старец, — как тотчас же смирение поставляет его в преддверии Царства Небесного, которое не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение». «Когда человек понуждает себя смиряться, — поучал он одну монахиню, — то Господь утешает его внутренне, и это-то и есть та благодать, которую Бог дает смиренным».

«Имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и пос-туп-ках, более же всего смиряйтесь. Тогда несомненно получите великую милость Божию».

При глубоком же смирении, несмотря на свой веселый характер и свою сдержанность, старец Амвросий нередко и против своей воли проливал слезы. Он плакал среди служб и молитвословий, отправлявшихся по какому-либо случаю в его келлии, в особенности, если был по желанию просителей отслужен молебен с акафистом пред особенно чтимой келейной иконой Царицы Небесной «Достойно есть». Во время чтения акафиста он стоял около двери, неподалеку от святой иконы, и умиленно взирал на благодатный лик Всепетой Богоматери. Всем и каждому можно было видеть, как слезы струились по его исхудалым ланитам. Он всегда скорбел и болезновал, иногда до пролития слез, о некоторых из духовных чад своих, страдавших душевными недугами. Плакал о себе, плакал о частных лицах, скорбел и болезновал душой и о всем дорогом ему отечестве, и о благочестивых царях русских. В свое время появились у старца и слезы радости духовной, в особенности при слушании им стройного нотного пения некоторых церковных песнопений.

Старец, опытом познавший цену милосердия и сострадании к ближним, поощрял и детей своих духовных к этой добродетели, обнадеживая их в по-лу-чении милости от Милостивого Бога за милость, оказываемую ими ближним.

Советы и наставления, которыми старец Амвросий врачевал души прихо-дивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его, в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи был его характерной чертой, что вызывало часто улыбку на устах легкомыс-ленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Как жить?» — слышался со всех сторон общий и весьма важный вопрос. И по своему обыкновению старец отвечал: «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а ина-че выйдет скверно». Или так: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». Но и эти наставления старца клонились к приобретению смирения.

Кроме словесных, лично преподаваемых старцем Амвросием советов, мно-жество рассылалось им писем к тем, которые не имели возможности приехать. И своими ответами направлял он волю человека к добру: «Насильно никого не приведешь ко спасению... Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многим способами и вразумляет». «Вся жизнь христианина, а тем более инока, должна проходить в покаянии, ибо с прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека. Евангелие тем и начинается, и оканчивается: “Покайтесь”. Смиренное покаяние изглаживает все грехи, оно привлекает милость Божию к кающемуся грешнику».

Большое место в письмах уделяется и рассуждению о молитве. «Нет большего утешения для христианина, как ощущать близость Небесного Отца и беседовать с Ним в своей молитве. Молитва имеет великую силу: она вливает в нас новую духовную жизнь, утешает в скорбях, поддерживает и подкрепляет в унынии и отчаянии. Бог слышит каждый вздох нашей души. Он Всемогущ и Любвеоби-лен — какой мир и тишина водворяется в такой душе, и из глубины ее хочется сказать: «Да будет во всем, Господи, воля Твоя». Молитву Иисусову старец Амв-росий ставит на первое место. Он пишет, что в молитве Иисусовой мы долж-ны пребывать постоянно, не ограничиваясь ни местом, ни временем. Во время молитвы должны стараться отвергать всякие помыслы и, не обращая внимания на них, продолжать молитву.

Молитва, произносимая в смирении сердца, по мысли старца Амвросия, дает человеку распознать все искушения, наносимые диаволом, и помогает молящемуся одержать победу над ними. Для руководства к разумному молению молитвой Иисусовой старец раздавал брошюры под заглавием «Толкование на “Господи, помилуй”».

Следует также отметить, что по благословению старца и под его непосред-ственным наблюдением и руководством некоторые Оптинские монахи зани-мались переводом отеческих книг с греческого и латинского языка на русский и составлением душеполезных книг.

Милость Божия изливается на всех ищущих спасения, но особенно она изли-вается на тех избранников Божиих, которые отреклись от мирской жизни и день и ночь многими подвигами и слезами стараются очиститься от всякой скверны и плотских мудрований. Старец высказывает мысль, что сущность монашеской жизни заключается в отсечении страстей и достижении бесстрастия. Образ монашества называется ангельским. «Монашество есть тайна». «О мона-ше-стве можно разуметь, что оно есть таинство, покрывающее прежние грехи, по-добно крещению». «Схима есть втрое крещение, очищающее и прощаю-щее грехи».

Монашеский путь — это отрешение от всего земного и взятие на себя ига Хрис-това. Вступившие на путь монашества, желающие всецело последовать Христу должны прежде всего жить по заповедям евангельским. В другом месте старец пишет: «Мудрые и опытно-духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа». Поэтому можно сказать, что об-щее содержание писем о. Амвросия к монашествующим слдующее: безро-потность, смирение, самоукорение, терпение находящих скорбей и предание себя в волю Божию.

В письмах к мирским людям старец разрешал некоторые недоумения касательно веры православной и церкви католической; обличал еретиков и сектантов; растолковывал некоторые знаменательные сны; подсказывал, как поступить. Старец пишет, что нужно обращать особое внимание на воспитание детей в страхе Божием. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай, ничто не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жиз-ни.

Старец Амвросий обладал всеобъемлющей опытностью, широким кругозо-ром и мог дать совет по любому вопросу не только в области духовной, но и жи-тейской. Многим мирским людям в их хозяйственных делах старец давал замечательные практические советы. И случаи прозорливости были многочис-ленны и нередко поразительны.

Немало обращалось к старцу Амвросию с прошением его святых молитв об исцелении от тяжких болезней и большей частью в крайних случаях, когда врачебное искусство оказывалось бессильным. В таких случаях старец чаще все-го советовал воспользоваться таинством елеосвящения, через которое боля-щие нередко исцелялись. Во всех же вообще болезнях старец назначал служить молебен пред местными чудотворными иконами или посылал в Тихонову пус-тынь (верстах в 18 от Калуги) помолиться угоднику Божию Тихону Калужскому и покупаться в его целебном колодце, и случаи исцелений по святым молитвам угодника Божия были многочисленны.

Впрочем, не всегда так прикровенно действовал старец Амвросий. По данной ему благодати Божией исцелял он и непосредственно, и таких примеров, можно сказать, было множество...

Многими подвигами старец предочистил свою душу, соделав ее избранным со-судом Святого Духа, Который обильно действовал через него. Эта духовность о. Амвросия была настолько велика, что его заметила, оценила и потянулась к не-му даже интеллигенция XIX века, которая в это время нередко была слаба в вере, мучилась сомнениями, а иногда была и враждебна к Церкви и всему церковному.

Старец по возможности склонял некоторых благочестивых состоятельных лиц к устроению женских общин, и сам, сколько мог, содействовал этому. Его попечением устроена женская община в г. Кромах Орловской губернии. Особенно много забот он употреблял на благоустройство Гусевской женской обители в Саратовской губернии. По его благословению устроилась благотворителями Козельщанская община в Полтавской губернии и Пятницкая в Воронежской. Старцу приходилось не только рассматривать планы, давать советы в благо-словлять людей на дело, но и защищать как благотворителей, так и насельниц от различных злоключений и препинаний со стороны некоторых недоброже-лательных мирян. По этому случаю он входил даже в переписку с епархиальными архиереями и членами Св. Синода.

Последняя женская обитель, над которой старец Амвросий особенно по-трудился, была Шамординская Казанская община.

В 1871 году усадьба Шамордино в 200 десятин земли была куплена послуш-ницей старца, вдовой помещицей Ключаревой (в иночестве Амвросия).

Шамординская обитель прежде всего удовлетворяла ту горячую жажду мило-сер-дия к страждущем, которой всегда был полон о. Амвросий. Сюда он посылал многих беспомощных. Старец принимал самое живое участие в устройстве но-вой обители. Еще до ее официального открытия стали строиться один корпус за другим. Но желавших поступить в общину было так много, что этих помеще-ний не хватало для вдов и сирот, находившихся в крайней бедности, а также всех страдающих какой-либо болезнью и не могущих найти в жизни ни уте-шения, ни пристанища. Но приходили сюда также и молодые курсистки, искав-шие и нахо-дившие у старца смысл жизни. Но более всего просились в общину простые крестьянки. Все они составили одну тесную семью, объединен-ную любовью к своему старцу, который собрал их и который так же горячо и оте-чески любил их.

Кто приезжал в Шамордино, тот прежде всего поражался необыкновен-ным стро-ем обители. Здесь не было ни начальствующих, ни подчиненных — все от Батюш-ки. Спрашивал: «Отчего так охотно, свободно готовы все выполнять его волю?» И от разных лиц получал один и тот же ответ: «Только то хорошо бывает, на что Батюшка благословит».

Принесут, бывало, грязного, полунагого, покрытого лохмотьями и сыпью от нечистоты и истощения ребенка. «Возьмите его в Шамордино», — распо-ряжается старец (там приют для беднейших девочек). Здесь, в Шамордино, не спрашива-ли, способен ли человек принести пользу и доставить выгоду мо-нас-тырю. Здесь видели, что человеческая душа страдала, что иному голову некуда приклонить, — и всех принимали, упокоевали.

Каждый раз, как старец посещал в общине приют, дети пели сочиненный в честь него стих: «Отец родной, отец святой! Как благодарить тебя, не знаем. Ты нас призрел, ты нас одел. Ты нас от бедности избавил. Быть может мы те-перь бы все скитались по миру с сумой, не знали б крова мы нигде и враж-довали бы с судьбой. А здесь мы молим лишь Творца и за тебя Его мы славим. Мы молим Господа Отца, чтоб нас, сироток, не оставил» — или пели тропарь Казанской иконе, которой посвя-щена обитель. Серьезно и задумчиво слушал о. Амвросий эти детские моления и часто крупные слезы катились по его впалым щекам.

Число сестер старцевой обители под конец превысило пять сотен.

Уже в начале 1891 года старец знал, что ему предстоит скоро умереть... Предчув-ствуя это, он особенно поспешно старался устроить монастырь. Между тем недо-вольный архиерей собирался лично явиться в Шамордино и в своей карете вывезти старца. К нему обращались сестры с вопросами: «Батюшка! Как нам встречать Владыку?» Старец отвечал: «Не мы его, а он нас встречать будет!» «Что для владыки петь?» Старец сказал: «Мы ему “Аллилуиа” пропоем». И действитель-но, архиерей застал старца уже в гробу и вошел в церковь под пение «Аллилуиа».

Промыслительно и последние дни своей жизни старец провел в Шамор-динской обители. В последнее время он был очень слаб, но никому не верилось, что он может умереть, так он всем был нужен. «Батюшка ослабел. Батюшка за-хворал», — слышалось во всех концах монастыря. У старца сильно заболели уши и ослаб голос. «Это последнее испытание», — сказал он. Болезнь постепенно прогрессировала, к боли в ушах прибавилась еще боль в голове и во всем теле, но старец письменно отвечал на вопросы и понемногу принимал посетителей. Вскоре всем стало ясно, что старец умирает.

Видя, что старец совсем приблизился к исходу, о. Иосиф поспешил отпра-виться в скит, чтобы взять оттуда хранившиеся в келлии старца для его по-гре-бения вещи: мухояровую старую мантию, в которую он некогда был облачен при пострижении, и власяницу, да еще холщовую рубашку старца Макария, к которому батюшка о. Амвросий, как выше сказано, во всю свою жизнь пи-тал глубокую предан-ность и уважение. В этой рубашке была собственноруч-ная надпись старца Амв-росия: «По смерти моей надеть на меня неотменно».

Как только кончили отходную, и старец начал кончаться. Лицо стало по-крывать-ся мертвенной бледностью. Дыхание становилось все короче и короче. Наконец, он сильно потянул в себя воздух. Минуты через две это повторилось. Затем Батюшка поднял правую руку, сложил ее для крестного знамения, донес ее до лба, потом на грудь, на правое плечо и, донеся до левого, сильно стукнул об левое плечо, видно потому, что это ему стояло страшного усилия, дыхание прекрати-лось. Потом он еще вздохнул в третий и последний раз. Было ровно половина 12-го часа дня 10 октября 1891 года.

Долго еще стояли окружающие одр мирно почившего старца, боясь нару-шить торжественную минуту разлучения праведной души с телом. Все нахо-дились как бы в оцепенении, не веря себе и не понимая: что это — сон или правда. Но святая душа его уже отлетела в иной мер, дабы предстоять Престолу Всевышнего в сиянии той любви, которой он полон был на земле. Светел и покоен был его старческий лик. Неземная улыбка озаряла его. Сбылись слова прозорливого старца: «Вот, целый век свой я все на народе — так и умру».

От тела покойного вскоре стал ощущаться тяжелый мертвенный запах. Впрочем, об этом обстоятельстве давно еще он прямо говорил своему келейнику о. Иосифу. На вопрос же последнего, почему так, смиренный старец сказал: «Это мне за то, что в жизни я принял слишком много незаслуженной чести».

Но то дивно, что чем долее стояло в церкви тело почившего, тем менее стал ощущаться мертвенный запах. От множества народа, в продолжении нескольких суток почти не отходившего от гроба, в церкви была нестерпимая жара, которая должна была бы способствовать быстрому и сильному разложению тела, а вышло наоборот. В последний день отпевания старца от тела его уже стал ощущаться приятный запах, как бы от свежего меда.

Смерть старца была всероссийским горем, но для Оптиной и Шамордина и для всех духовных чад оно было безмерно.

Ко дню погребения скопилось в Шамордино до восьми тысяч народу. После литургии епископ Виталий в сослужении тридцати священнослужителей со-вершил чин отпевания. Семь часов продолжалось перенесение тела почившего старца. В течение всего этого времени свечи у гроба ни разу не погасли и даже не слышно было обычного треска, который бывает, когда капельки воды по-па-дают на фитиль горящей свечи (шел сильный дождь). При жизни своей ста-рец Амвросий был светильником, который в любых жизненных условиях ярко светил светом своих добродетелей истомившемуся от греховной жизни человечеству, и вот теперь, когда его не стало, Господь горением свечей в ненастную дождливую погоду засвидетельст-вовал всем еще раз о святости его жизни.

14 октября вечером гроб с телом почавшего старца был внесен в Оптинский монастырь, 15 октября по совершении литургии и панихиды гроб был поднят на руки священнослужителями и в преднесении святых икон и хоругвей погребальное шествие направилось к приготовленной могиле. Погребен был старец Амвросий рядом со своими предшественниками по старчеству о. Лео-нидом и о. Макарием. К лику святых угодников Божиих старец Амвросий был причислен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.

Живет старец Амвросия вечной жизнью, как получивший велие дерзновение ко Господу, и никогда не угаснет в народном сознании память об этом великом молитвеннике земли Русской.

Его святость издавна освящает не только российскую землю, но весь мир.

Прп. Амвросий Оптинский

Житие Амвросия Оптинского богато чудотворениями. Именно на этом святом человеке сбывалось пророчество: «Сила Господня в немощи человеческой совершается».

Детство будущего святого

Мальчик Саша Гренков родился в 1812 году в одном из сел Тамбовской губернии. В младенчестве принял Святое Крещение с именем Александр, в честь благоверного князя Александра Невского (именно в день рождения младенца - 23 ноября - совершается его память).

Отец Саши служил дьяконом в местной церкви, а мать занималась воспитанием восьмерых детей.

Резвый и веселый Александр любил шумные игры, он постоянно выдумывал детские забавы для себя и друзей, ему никак не сиделось дома. Случалось, что получив работу или поручение, он, едва начавши, бросал дело и убегал гулять с многочисленными друзьями во двор.

Родители Александра, в том числе и дед с бабушкой, были глубоко верующими людьми, и их благочестие внесло особую атмосферу в уклад семейства.

К шалостям мальчика, даже незначительным, домочадцы относились как к значительным проступкам. В результате неуемной энергии парнишки, отношение семейства к нему было достаточно холодным - его братьев и сестер, имеющих спокойный нрав, любили больше и относились к ним с особой теплотой.

Однажды, раздосадовавшись, Саша решил отомстить своему брату и специально раздразнил его, чтобы тот попал под тяжелую руку отца и деда. Но в результате по макушке досталось им обоим.

Читайте о святом:

Отрочество. Начало пути

Отроку родители пытались привить любовь к чтению Слова Божия, воспитывали в религиозном направлении . Каждый церковный праздник семья направлялась в Храм Божий, мальчику там очень нравилось петь на клиросе.

В возрасте 12 лет мальчик поступил на обучение в духовное училище города Тамбова, а по его окончании стал студентом духовной семинарии. Одаренный от природы, семинарист успешно изучал науки, ему легко давалась учеба. В то время, когда его сверстники корпели над учебниками, Гренков, единожды и наспех прочитав изучаемый материал, отвечал в классе без запинки, как по писанному.

Более всего ему полюбилось Священное Писание , история, богословские и словесные науки.

Среди семинаристских друзей он славился веселым и добрым нравом, был отзывчивым и веселым товарищем, душой общества. Он увлекался музыкой и пением, любил поэзию и даже сам пытался писать стихи, уединившись на лоне природы. Поэта из юноши не вышло, но будучи старцем, он очень любил переиначивать в рифму свои поучения.

Будучи остроумным весельчаком, Александр сохранил глубокие религиозные чувства, которые с детства ему п

Икона с изображением Амвросия Оптинского

ривили родители. Обладавший живым характером, юноша помышлял о поступлении на военную службу и даже не догадывался, что ему уготована Свыше судьба инока - ангела небесного.

Жизнь в Оптинской пустыне

По окончании семинарии Александр понял, что мирская жизнь с ее веселостью и развлечениями ему чужда и принял решение в тайне от родных и друзей, которые, возможно, будут уговаривать его остаться в миру, уехать в Оптину Пустынь , что и произошло в 1839 году. Его ласково принял старец Лев.

Вскоре юноша принял монашеский постриг и был наречен именем Амвросий. Позднее он был рукоположен в иеродиакона, и через 5 лет он был удостоен иеромонашеского чина.

В монастырских стенах будущий Святитель выпекал хлеба в пекарне, помогал поварам, занимался строительством, варил дрожжи. Несмотря на блестящие способности в науках, Амвросий не гнушался никаким трудом, что воспитывало в нем смирение, терпимость и способность отсекать собственную волю.

Духовные деяния святого Амвросия Оптинского

В делах духовных Амвросий Оптинский постепенно приобрел славу опытного наставника. Случалось, что по благословению отца Макария, некоторые монахи приходили к святому для откровения помыслов. Старец предвещал молодому монаху великое будущее.

Однажды, изнуренный постом и тяжелой физической работой, Амвросий сильно простудился. Недуг протекал очень тяжело и сильно подорвал здоровье инока, надолго приковав его к постели. Как следствие - у Амвросия теперь не было физических сил для участия в длительных монастырских богослужениях и совершения Литургии. Он очень тяжело передвигался, страдал одышкой и геморроидальными истечениями, был очень чувствителен к перемене погоды, из пищи мог принимать только мизерную ее часть.

В келье преподобного находилось очень много икон и портреты выдающихся лиц его эпохи.

Старец Амвросий не отказывался от медицинской помощи. В его келье к стене была приколочена полочка, которая была заставлена различными лекарствами. Регулярно принимая их, старец все же более надеялся на помощь Бога и Его Пресвятой Матери.

В его келье находилось очень много икон и портреты выдающихся лиц его эпохи. Кроме кровати стоял маленький аналой, за которым старец вычитывал правила, и стол, за которым послушник писал письма под диктовку святителя. Помимо них у стены стоял шкаф, полки которого были наполнены святоотеческой литературой, пара кресел для гостей и несколько стульев.

Целыми днями дверь кельи Амвросия была открыта для многочисленных посетителей. В келью было запрещено входить женщинам, и специально для их приема было выделено помещение. Прихожане обители получали от доброго старца утешение в скорбях, советы в разрешении житейских вопросов, вразумление, прощение грехов, молитвенную помощь.

Завершение земного пути

В последние годы жизни старца по его благословению в Шамордино была возведена женская обитель - Казанская Пустынь. В ее стенах проживали бедные и больные женщины. Именно здесь отец Амвросий встретил свой смертный час, будучи совершенно больным и недвижимым человеком. 10 октября 1891 года в 11 часов 30 минут старец трижды вздохнул, наложил на себя Крестное Знамение и скончался. Как и завещал Святитель, его тело было перенесено в Оптину Пустынь.

Икона Амвросия Оптинского

Тело усопшего совершенно не источало мертвенный запах, а в день похорон от него стал исходить приятный медовый аромат. Примечательно, что во время похорон ни одна из больших свечей, окружавших его гроб, не погасла, хотя в этот день постоянно моросил дождь.

Гроб, который мужчины бережно несли на плечах, возвышался над огромной толпой людей, пришедших проводить любимого старца в вечность.

Тело Амвросия Оптинского было захоронено неподалеку от монастырской церкви, рядом с могилкой его наставника, старца Макария.

Чудеса и исцеления

От мощей старца совершалось множество чудес , коими Амвросий дает знать, что не оставляет нас своим предстательством перед Отцом Небесным.

На беседу к Святителю приезжали К.Романов, Ф.Достоевский, А.Толстой, М.Погодин.

Читайте о христианских чудесах:

Вот только несколько чудесных исцелений от старца:

  • Бывало, что как-бы невзначай стукнет старец по макушке пришедшего к нему в келью гостя - а у того зубная боль тут же пройдет. Случалось, что некоторые женщины подойдут к нему и просят: стукни, батюшка, меня по голове, а то дюже как разболелась.
  • Обратился к старцу мужчина, страдающий сильнейшей болью в ногах. Лекарства ему не помогали, а Амвросий ему указал ехать в Задонск и там отслужить панихиду по подвижнику Пахомию, а затем взять горсточку земли с его могилки и отереть ею ноги. Болящий выполнил указания и недуг тут же отступил.
  • Отчаявшаяся мать подростка, страдающего неизлечимым заболеванием ушей и горла, прибыла к старцу. Она выслушала его наставления и научилась молиться. По окончанию беседы святой дал ей кресты и пояски с молитвами Тихону Задонскому и Николаю Мирликийскому. Вернувшись домой, дверь ей открыл совершенно здоровый ребенок.

Преподобный Амвросий Оптинский

  • Молодая дама долгое время страдала от сильных болей в боку. Прибыв к преподобному, он велел ей принимать отвар лекарственной травы. Больная вскоре выздоровела. А ее супруг страдал заболеванием желудка. Помолившись, женщина просила помощи для мужа. А старец посоветовал пить ему простой укроп. Вскоре мужчина избавился от болей.
  • Женщина долго болела язвой желудка и врачи посчитали необходимым сделать ей операцию. Святой Амвросий дал ей травяной сбор и с его помощью болезнь полностью прошла.
  • Многие женщины, потерявшие надежду стать матерями, по молитвам Святителя беременели и рожали здоровых ребятишек.
  • Крестьянин долгое время страдал алкоголизмом. Ему было очень тяжело и он уже был готов к суициду. Преподобный рассказал о причине его беспробудного пьянства и дал травяной сбор, который полностью и навсегда избавил мужчину от недуга.
  • Обращались к святому и курильщики, неспособные бросить вредную привычку. Они исповедовались, причащались, а потом и на дух не могли переносить запах и дым табака.
Важно! Святые мощи Преподобного Амвросия Оптинского были обретены 10 июля 1998 года. Они почивают во Введенском соборе Оптиной Пустыни в приделе в честь прп. Амвросия.

Посмотрите видео о жизни Преподобного Амвросия Оптинского.

Loading...Loading...