Бог дал, бог и взял. Бог дал, бог взял

Председатель правления «Знание-народу», председатель ученого совета МИЮФА,

писатель-публицист, доктор философских наук, профессор

Некрасов С.Н.

К дню науки

Вера Афанасьева в размещаемой нами статье, а точнее, в душевном крике, ставит очень острую для ученых РФ проблему. Она имеет прямое отношение к безопасности страны - ведь если ученые под видом научных публикаций под одобрение Минобраза и ФАНО «гонят пургу», государственный суверенитет страны под угрозой. Мало того, что юные чиновники от науки и образования не различают специфику гуманитарных, общественных и естественных наук, так они еще и предписывают все выше вздымать вал публикаций, с тем, чтобы, как писали сатирики, «волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом». Этот вал халтуры домкратом падает на всех нас. А поскольку домкрат не может падать, ситуация становится в целом абсурдной. Ладно бы эти незримые авторы циркуляров и предписаний по ФГОС 3+ и далее требовали хорошие и разные публикации, так им важно чистое количество, импакт-факторы журналов и отражение в базах РИНЦ, Скопус и ВОС.

Когда я на прошедший Новый год зашел в гости к своему товарищу, физику, члену-корреспонденту РАН, занес вышедшие новые свои книги, он был в шоке. Зачем столько? Но главное - как? Одна статья как результат экспериментальных исследований в год - этого вполне достаточно для любого серьезного естествоиспытателя. О том же и пишет физик и философ Вера Афанасьева. А когда я сообщил о своих так сказать научных результатах за 2017 г. - 68 статей, глав монографий и книг, физик сразу принялся считать сколько же дней у меня ушло на каждую работу - ее обдумывание, оформление и размещение. Получилось, что я должен каждые пять дней писать и издавать статью прямо как сказочный Дед Мороз, который должен посетить на своей оленьей упряжке каждого мальчика и каждую девочку. Говорят, он с упряжкой уменьшается в размерах и проскальзывает в трубу домика.

Подсчитано, что этому Деду Морозу хватает на одно посещение сотой доли секунды, а, сколько нужно реальному живому ученому на обдумывание замысла статьи, ее написание и публикацию? В моем случае, на единицу публикации требуется пять дней, включая выходные и двухмесячный отпуск. Вот это конвейер, вот так тейлоризм в науке или выжимание пота по-научному за то же вознаграждение! Впрочем, почему за вознаграждение? Речь идет об оплате за тяжелый ненормированный круглогодичный умственный труд с возрастающим объемом производства с прежними расценками стоимости рабочей силы. А, как известно, заработная плата есть денежное выражение стоимости рабочей силы и не более того. На рынке труда платят столько, чтобы ты смог приехать на работу и не откинуть копыта до окончания годового научного отчета. Если прежде сатирики соревновались в вопросе как наиболее точно описать смерть того или иного человека: сыграл в ящик - это для простого человечка, дуба дал - это для начальства, богу душу отдал - годится для уважаемого духовного лица, ласты склеил - для уголовного элемента и их жертв хорошо подходит. Для ученого же подходит как для загнанной клячи - копыта откинул, а загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

Но если мифическому Деду Морозу еще помогают Санта Клаус и финский сервелат (извините, ученому в России всегда кушать хочется) финский дед Мороз Йоулупукки, а кроме него: Санта Николаус, Вайнахтсман, Пер Ноэль, Батюшка Рождество, Юль Томтен, Одзи-Сан, Хо Шин, Микулаш и Ежишек, Ноэль Баба, Увлин Увгун, Баббо Натапэ и фея Бефана, то они всей командой успевают к спящим деткам. Успевают, тем более, что подарки подкладывают под елку сами родители. А вот ученый одинок. Я, к примеру, совсем одинок.

Мне даже нельзя цитировать самого себя - это будет грех самоцитирования и такую статью снимут из рецензируемого журнала. Нельзя мне и использовать фрагменты и идеи своих ранее опубликованных статей - это уже грех самоплагиата. И никакая церковь эти грехи не отпускает, никакая молитва, и покаянные поклоны от них не спасают.

Самый страшный смертный грех, который карается непроведением по конкурсу и сокращением срока трудового договора - нельзя по подписанному ученым и преподавателем эффективному контракту печатать мало работ. Их надо больше, значительно больше, чем прежде. Надо издавать статьи в журналах ВАК и в журналах с высоким импакт-фактором, издавать в журналах Скопус и ВОС (что, кстати, расшифровывается как «паутина науки»). Всюду, где только можно следует размещать главы монографий, учебники и методические пособия с грифом, монографии в издательствах из одобренного и рекомендованного списка. В результате должен подниматься не просто Индекс Хирша, но укрепляется ядро Индекса Хирша. А ядреные, извините, ядровые публикации не могут быть размещены в журналах из «мусорного списка». Публикации ядра могут быть только в элитных рецензированных журналах. И вот за этим списком следит бдительно ВАК, а еще в помощь ему возникло вольное общество «Диссернет», которое разоблачает всяческие «диссеродельческие фабрики».

Учитывая все эти обступившие бедного ученого угрозы и вызовы, я как честный ученый на седьмом десятке жизни должен выжимать из себя каждый раз новые мысли в новом оформлении, полемизировать с новыми авторами, составлять список ключевых слов, писать резюме и все это переводить на английский язык. И затем дрожащими руками отправлять в журнал. А в иностранный журнал надо отправлять все то же, но на английском языке, причем в стиле, написанном носителем этого проклятого языка. Куда податься бедному ученому из этой тотальной облавы?

Меня жалеют даже внучки - они готовы во второй и третий раз слушать рассказанные мною сказки, а вот суровый мир вузовского и министерского начальства не размешают мне повторяться. Но не разрешают они и инициативных работ, отсебятины, или как выражаются работ не по теме. Как же творить и писать в этих условиях бедному, в том числе, и в прямом смысле, ученому? Действительно, мы бедны не только в сравнении с уважаемыми депутатами и государственными служащими, которые по отдельному законодательству, получают чрезмерно повышенные пенсии. Но мы бедны и относительно футболистов и прочих замечательных спортсменов, и жаловаться на это не приходится - произошла смена общественной формации и последовала переоценка ценностей.

Б. Окуджава накануне этой формационной смены в 1986 г. пророчески пел как бы про наших чиновников от науки и образования и про бедных ученых, за которых (а не за бедных гусар) надо замолвить слово: «Антон Палыч Чехов однажды заметил»:

Антон Палыч Чехов однажды заметил,
что умный любит учиться, а дурак - учить .
Скольких дураков в своей жизни я встретил -
мне давно пора уже орден получить.

Дураки обожают собираться в стаю.

Впереди их главный во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
а дураков нету - улетели все.

Ах, детские сны мои - какая ошибка,
в каких облаках я по глупости витал.
У природы на устах коварная улыбка...
Видимо, чего-то я не рассчитал.

А умный в одиночестве гуляет кругами,
он ценит одиночество превыше всего.
И его так просто взять голыми руками,
скоро их повыловят всех до одного.

Когда ж их всех повыловят - наступит эпоха,
которую не выдумать и не описать...
С умным - хлопотно, с дураком - плохо.
Нужно что-то среднее. Да где ж его взять?

Дураком быть выгодно, да очень не хочется,
умным - очень хочется, да кончится битьем...
У природы на устах коварные пророчества.
Но, может быть, когда-нибудь к среднему придем.

К среднему не пришли. Стало значительно хуже, «хужее», как говорят в уральских деревнях. Чудеса иссякли. На остановках транспорта в Екатеринбурге отчаявшиеся люди пишут: «не отчаивайтесь, люди, жизнь становится все чудесатее и чудесатее». Наверху же продолжают верить в чудеса, в чудеса обескровленной науки и чудеса манипулятивного управления наукой, обществом и остатками образования. Бесноватый фюрер единственный в Рейхе в 1945 верил в победу и «чудо-оружие». Кто верит в 2018 году, что Россия поднимется с колен?

Все это мы знаем и без «светлого ума» Веры Афанасьевой, это знают и об этом пишут многие и многие. Что она предложила, какой выход? Давайте сами уважать себя! А разве мы не уважаем себя? В философии это называется «открытый вопрос». Вопрос поставлен и он открыт. Поэтому мы посвящаем эту публикацию прошедшему Дню науки. Случайно или нет, но А. Вознесенский пророчески писал: «на художнике надпись «сука», у собаки кличка «Наука». Увы, ничтожность научных результатов может быть сопоставлена с ничтожностью юридических последствий некоего процесса. Впрочем, если говорить о ничтожности последствий от противозаконной ликвидации СССР, то здесь ничтожность в хорошем смысле позволит очнувшемуся народу восстановить СССР.

«Научная ничтожность

Автор Вера Владимировна Афанасьева — доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор Саратовского госуниверситета. В разные годы работала старшим научным сотрудником ГНПП «Алмаз», доцентом кафедры математики, а сейчас профессором кафедры философии и методологии науки СГУ.

Вал российских научных публикаций растёт куда быстрее, чем мировое научное знание. По сотне публикаций есть почти у каждого отечественного профессора, у некоторых — много больше. Для сравнения: фонтанирующий идеями Ландау за всю жизнь написал около 90 работ, про Ньютона с Эйнштейном даже говорить не буду — количественно они просто двоечники.

Преимущественно — интеллектуальный мусор. Подавляющее большинство нынешних российских научных трудов не содержит ничего нового. Это тиражирование собственных результатов, полученных давно, когда ещё были время и силы подумать; обсуждение того, что сделали доцент Кошкин и профессор Мошкин; тексты, не имеющие никакого отношения к истине, зато имеющие отношение к пользе — но только сиюминутной, крохотной и исключительно для пишущего.

Почему так происходит?

Причин несколько. Первая — нужда, необходимость следовать заведённому порядку. В российских науке и образовании культивируется, нет — насаждается сверху погоня за рейтингами и надбавками к жалованию, которые напрямую зависят от количества написанного. Надбавки порой смешные: в СГУ, например, за среднюю статью добавляют в рейтинг преподавателя лишь несколько баллов, балл эквивалентен в этом году одному рублю. И чем меньше ценится написанное, тем больше следует его произвести в надежде свести концы с концами. Но главное — стабильная работа. Те, у кого рейтинг низкий, кто не исписал свой килограмм бумаги за год, рискует остаться без нее или продлить ее при переизбрании лишь на незначительный срок. При этом порядок таков, что качество, да и просто содержание научных трудов никого не интересуют, только количество. Иначе и быть не может — качества не табулировать, не сосчитать, его очень сложнооценивать. Да и кто его оценивать будет: девочки-делопроизводители, клерки из управлений, министерские чиновники? Написать же много умного и важного за короткий срок мало кому дано — научные изыскания помимо желания и способностей требуют времени, требуют досуга, требуют неспешной вдумчивости. Вдохновения они требуют, не меньше, чем сочинение «Лунных сонат» и рисование «Лунных ночей на Днепре». Ну, в самом деле, сколько можно написать хороших научных работ в год? Одну, в крайнем случае, две; но, может, и половину, а то и одну пятую. А для повышения рейтинга неплохо бы пять. Вот и пишут научные работники всякую лабуду на скорость и для баллов, строчат, словно перевыполняющие план швеи-мотористки.

Издают горы макулатуры, замечу, за свой счёт. Участвуют в липовых конференциях. Пишут поддельные монографии.

Труды эти мартышкины — они никому не нужны, их никто и никогда не прочитает, чему некоторые авторы очень рады. Штуки-страницы вытесняют результаты-смыслы, скромная истина уступает место бесстыдной чепухе. Все российское научное сообщество работает на гигантскую научную помойку, куда выбрасываются не только горы бумаги, но и силы, способности, время, жизни. Включившись в этом изнуряющий бег, мы все устаём и отстаём — от мировой науки. И это опасно. Для каждого — тупеем, мельчаем. Для страны — она теряет наши умы, недополучает знания, отстаёт в технологиях, в итоге утрачивает даже обороноспособность.

Вторая причина научной ничтожности — интеллектуальное вырождение. Последнее есть прямое следствие долговременного разрушения отечественного образования. Уже четверть века образование в нашей стране не уважают; его старательно корёжат-ломают; его лишают самого необходимого. Всю страну учат кое-как, начиная со школ и заканчивая аспирантурами. В науку уже пришло новое поколение недостаточно обученных, несамостоятельных, неодаренных, не слишком успешных. Нищета, зависимость от невежд делает науку последним прибежищем скудных умов, получивших классическое образование; местом прозябания тех, кто больше нигде не сгодился. Прежняя же гвардия ученых, тех, кто знал-дерзал-умел, стареет и уходит.

Третья причина — это тотальная российская безнравственность. Учёные, как и все в нашей стране, привыкли лгать, считают ложь нормой. Надо издать как можно больше статей, а возможности человеческого ума и время не позволяют это сделать? Будем врать — списывать у себя, переделывать других, публиковать сырое, недодуманное-непроверенное-недоделанное, никому не интересное. Не преступление? Преступление, да ещё какое — против истины и против себя.

Самое печальное, что многие, давно уже не видя в реальности образцов, не осознают мизерности своих так называемых достижений, ничтожности сделанного. Они уверены, что их опусы и есть подлинное научное творчество. Некоторые даже всерьез опасаются, что произведённую ими чушь своруют, и бдительно вчитываются в чужие тексты — нет ли там их собственного скудного словца; закрывают письменные столы на ключ; при письме загораживаются локотком от соседа по кафедре.

Количество, количество и ещё раз количество. Сто докторских в стране по Пушкину — бедный Пушкин! Но хотя бы Пушкин. А сотня работ, посвящённых исследованию духовности, да у одного человека? Да помножьте на тысячи исследователей сего эфемерного предмета. И дух утяжелится томами, раздробится на тезисы, растечется по сборникам трудов, заземлится в диссертациях — прекратит быть духом и станет черт-те чем. Все сказанное касается просто ученых, а ведь есть ещё самые важные из всех ученых — учёные чиновники. Эти, как правило, не знают даже написанного под их фамилиями, как, впрочем, и вообще ничего не знают из того, что принято называть наукой. Но про них говорить сейчас не буду, напишу отдельно, это особое явление. Конечно, в науке есть и настоящие исследователи, как ни быть.

Любя науку, а не рейтинги и должности, они в позорной гонке за цифрами и подачками не участвуют, а со вкусом решают любимые задачи — столько, сколько нужно и пока те не решатся; пишут настоящие, умные и полезные книги, которые кто-то да прочтёт; радостно узнают истину, которая только таким людям и открывается. Спасибо им!

А давайте-ка мы все начнём равняться на этих умниц, они этого заслуживают. Вспомним, что десять, сто, тысяча дурных работ не стоят одной хорошей. Что писать нужно только тогда, когда невозможно не писать, когда результат просто рвётся наружу. И проведём эксперимент — прекратим производить хренотень, множить дребедень, наводить тень на плетень и пополнять научную свалку испачканной бумагой. Выкинем лучше на неё свои страхи и жадность. Будем людьми, а не научными ничтожествами. Может у нас это получиться? Давайте проверим, мы же учёные».

Бог дал. Бог взял

Бог дал. Бог взял
Из Библии. В Ветхом Завете (Книга Иова) сказано об испытаниях, которые послал ему Бог, - погибло все имущество Иова, его дом, и его дети (гл. 1, ст. 19): «И вот большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли...» Иов сказал на это (гл. 1, ст. 21): «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
Все испытания, посланные Богом, Иов снес безропотно, не теряя веры.
Иносказательно:
1. Выражение безропотного смирения при большой потере.
2. Слова утешения при утрате того, что было получено без собственных усилий, дано как бы свыше, и так же, «божьим промыслом», отнято.
Выражение «страдания Иова» также стало крылатым, означая всякого рода беды, обрушившиеся на невинного человека Иова многострадального.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Бог дал. Бог взял" в других словарях:

    Бог отымет, Бог и подаст. Бог дал, Бог и взял. См. БОГ ВЕРА Бог дал, Бог и взял. См. ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА …

    - (иноск.) о покорности Св. Промыслу Ср. У меня умрет сын, отец, жена, сгорит дом, пропадет именье, я обнищаю и у меня, вслед за бедою, родится смирение: Бог дал, Бог взял, говорю я... поплачу... погрущу... и приступаю вновь к смиренной жизни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Богъ далъ, Богъ и взялъ (иноск.) о покорности Св. Промыслу. Ср. У меня умретъ сынъ, отецъ, жена, сгоритъ домъ, пропадетъ имѣнье, я обнищаю и у меня, вслѣдъ за бѣдою, родится смиреніе: Богъ далъ, Богъ взялъ, говорю я... поплачу... погрущу... и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Народн. Говорится как утешение или выражение смирения при чьей л. смерти или утрате чего л. Жук. 1991, 44 …

    Бог отымет, Бог и подаст. Бог дал, Бог и взял. См. БОГ ВЕРА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах 1. Богом называют Создателя,… … Толковый словарь Дмитриева

    Благословил кого чем. Народн. У кого л. всё благополучно складывается в какой то области, сфере жизни. ДП, 36. Бог [в, на] помочь (помощь)! кому. Разг. Устар.; Башк., Пск. Приветствие работающим, пожелание успеха в работе. ФСРЯ, 39; СРГБ 1, 47,… … Большой словарь русских поговорок

    - [бох], а, зват. Боже; мн. боги, богов; м. 1. [с прописной буквы] только ед. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творец,… … Энциклопедический словарь

    Бог - (бох) а, зват.; бо/же; мн., бо/ги, бого/в; м. см. тж. бог в помощь, бог мой!, бог с тобой, дай бог, не дай бог … Словарь многих выражений

    Жить Богу служить. Кто велик, яко Бог наш (Владимир Мономах). Не нам, не нам, но имени твоему (т. е. слава). Велико имя господне на земли. В мале Бог, и в велике Бог. Разумейте, языцы, яко с нами Бог. Сильна Божья рука. Божья рука владыка. Бог не … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Книги

  • Бог дал - Бог взял. Жизнь как притча. Николаева О. , Николаева О.. Бог дал - Бог взял. Жизнь как притча. Николаева О. ISBN:978-5-93288-013-5…
  • Хозяйка Дара-3. Страшная сила родовых программ , Лиана Димитрошкина. Донара Зурабовна продолжает распутывать семейные переплетения и корректировать свою судьбу и судьбы своих клиенток. Из книги вы узнаете: – как причудливо поступки родственников из далёкого…

Очень часто мы употребляем в разговоре пословицы, известные и понятные всем, однако далеко не все догадываются, что многие из знакомых нам «крылатых» выражений являются ни чем иным, как мудрыми мыслями, позаимствованными из Священного Писания.

Наш сайт рravoclavie.info хочет познакомить читателей с некоторыми из них.

Пословица - "Бог дал, Бог взял" .

В оригинале она звучит так: "Господь дал. Господь и взял" (Иов. 1,21). Чтоже обозначает это выражение, и как его толкуют святые отцы?

Иов. Глава 1

Предисловие (с толкованием святителя Иоанна Златоуста)

1. Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
Каждое из этих наименований Иова в отдельности способно показать красоту его души. Как влюбленный с великой обстоятельностью повествует о красоте возлюбленного им, так и здесь. Он был непорочен, говорит [Писание], то есть всецело добродетелен, и то же означает справедлив, и истинен, и богобоязнен, и удалялся от всякого злого дела. Причем сказано: от всякого, а не просто от одного [удалялся], а от другого нет. Где говорящие, что [человеческая] природа склонна скорее ко злу? Какой страх, какие суды, какие законы сделали его таким?

2. И родились у него семь сыновей и три дочери.
Посмотри, как [Писание] сначала говорит о его добродетели, а затем о [дарованном] от Бога. Заметь и его благочадие в том, что касается мужского и женского пола, причем в той соразмерности, которая наиболее всего вожделенна и доставляет наибольший плод. Сначала [Писание] говорит о том, за что следует ублажать этого человека: за его великую добродетель и красоту души. Ведь именно добродетель была прежде источником этих благ, то есть благочадия и многочадия. Не будет, сказано, у тебя не рождающей и бесплодной. Авраам же не имел детей потому, чтобы ты узнал, что не эти блага [даруются] в награду за добродетель, но другие. Поэтому Бог обещал тебе эти блага по снисхождению.

3. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.
[Писание] называет Иова жителем Востока. Он был славнее, говорит оно, и знаменитее всех, и мог перечесть выдающихся и славных предков. Почему же его не подвигла к гордыне его душевная добродетель, всеобщее благополучие и [сознание] того, что только он богат и добродетелен и происходит от дивных предков? А о том, что бывает с нечестивыми, когда им случается [получить] эти блага, послушай слова пророка: Оттого гордость объяла их до конца, и они облеклись в неправедность и нечестие свое (Пс 72:6). С другой стороны, Иов говорит: Почему нечестивые живут и стареют в богатстве? (Иов 21:7). Он же был не такой. Значит, не природа богатства - причина этих [пороков], но воля тех, кто недолжным образом пользуется им.

4. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.

5. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
Великое единомыслие - величайшее из благ! Они были научены вкушать пищу сообща, иметь общую трапезу. Ибо это немало способствует согласию. Ты видишь, возлюбленный, безопасное веселье? Ты видишь братскую трапезу? Ты видишь согласный сонм? Ибо это происходило от великой любви.

6. И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

7. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

8. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

9. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10. Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
Ты видишь, что богатство даровано ему Богом? Ты видишь, что оно не от беззакония? Сколько должен был пострадать Иов, чтобы убедить людей, что его богатство не от беззакония. И вот это засвидетельствовал о нем дьявол, причем он не знал того, что прославляет его, потому что он стяжал это богатство не торговлей и не притеснением других, но по благословению Божьему он стяжал его и вкусил вышней защиты. И он не вкусил бы ее, если бы не был добродетелен, так что даже этим он неосознанно прославил и увенчал его.

11. но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?

12. И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
Дьявол хотел и вожделел сам получить эту власть, но не осмелился произнести этого. Он говорит: Но Ты простри руку Твою. Затем, чтобы дьявол не говорил: «Ты, поражая, щадил Его, потому что он Твой слуга», Бог не сделал того, о чем тот просил. Впрочем, Он мог, даже сделав это, ответить ему: «Я сделал то, что ты хотел. Ты сказал, чтобы Я коснулся его». Но Он делает нечто большее.

13. И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

14. И вот, приходит вестник к Иову и говорит:

15. волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

16. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

17. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Итак, не следует полагать, что эти бедствия от Бога. Разнообразием этих донесений [дьявол] увеличивает трагедию Иова. Он, как богобоязненный муж, ответил: Бог поражает, поэтому необходимо переносить это. Но вот и люди, говорит дьявол, поражают тебя, не только Бог враждует с тобой. Посмотри, какова сила дьявола, как он подвиг столькие народы или придал видимый облик бесам. Помысли о его ловкости, даже если ты не веришь в реальность огня (ибо он не может создать его), он так решил и все спалил.

18. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;

19. и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

20. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

21. и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

22. Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

Бог дал. Бог взял
Из Библии. В Ветхом Завете (Книга Иова) сказано об испытаниях, которые послал ему Бог, - погибло все имущество Иова, его дом, и его дети (гл. 1, ст. 19): «И вот большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли...» Иов сказал на это (гл. 1, ст. 21): «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
Все испытания, посланные Богом, Иов снес безропотно, не теряя веры.
Иносказательно:
1. Выражение безропотного смирения при большой потере.
2. Слова утешения при утрате того, что было получено без собственных усилий, дано как бы свыше, и так же, «божьим промыслом», отнято.
Выражение «страдания Иова» также стало крылатым, означая всякого рода беды, обрушившиеся на невинного человека Иова многострадального.

  • - о покорности Св. Промыслу Ср. У меня умрет сын, отец, жена, сгорит дом, пропадет именье, я обнищаю - и у меня, вслед за бедою, родится смирение: Бог дал, Бог взял, говорю я... поплачу... погрущу.....
  • - окончательный прием после решения Ср. "Взял да и помер" . Ср. Хозяин был он хороший, жил себе так ничего, да и помер. Даль. Червонорусские предания. 10...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Где надо // - Места знать надо // - Там уже нет - вопрос о том, откуда у ч-ка появилась какая-л. вещь; ответ не по существу...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Богъ далъ, Богъ и взялъ о покорности Св. Промыслу. Ср. У меня умретъ сынъ, отецъ, жена, сгоритъ домъ, пропадетъ имѣнье, я обнищаю - и у меня, вслѣдъ за бѣдою, родится смиреніе: Богъ далъ, Богъ взялъ, говорю я.....
  • - ъ окончательный пріемъ - послѣ рѣшенія. Ср. «ъ да и померъ» . Ср. Хозяинъ былъ онъ хорошій, жилъ себѣ такъ ничего, взялъ да и померъ. Даль. Червонорусскія преданія. 10...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ВЗЯЛ ДА И… Прост. Экспрес. Неожиданно, непредвиденно. Лекарь ни с того, ни с сего, как говорится, взял да и рассказал мне довольно замечательный случай...
  • - Прост. Презр. Выражение чувства злорадства, торжества над чьей-либо неудачной попыткой сделать, предпринять что-либо. - ! Вот буду так валяться на земле, покуда хозяева не увидят...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Бог отымет, Бог и подаст...
  • - см. Лег, зевнул, да и ножки протянул...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Не что возьмешь...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кого, что. Арх. О чём-л. исчезнувшем, о ком-л. ушедшем в неизвестном направлении. АОС 4, 83...
  • - кого. Арх., Пск. Кто-л. умер. АОС 4, 38; ПОС, 7, 149...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Народн. Говорится как утешение или выражение смирения при чьей-л. смерти или утрате чего-л. Жук. 1991, 44...

    Большой словарь русских поговорок

  • - кого. Перм. Об отсутствия согласия, лада. Подюков 1989, 114...

    Большой словарь русских поговорок

"Бог дал. Бог взял" в книгах

Кто палку взял, тот и капрал

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Кто палку взял, тот и капрал Иерархическое построение людских группировок неизбежно для нас. Всякий раз, когда мы хотим навести порядок в группе людей, мы берем за основу принцип соподчинения. Человек, стихийно получивший руководящее положение в группе, если он не только

Взял

Из книги Суворовец Соболев, встать в строй! автора Маляренко Феликс Васильевич

Взял Вот вторник после уроков капитан Баташов подозвал Саньку к себе:- Скоро конец четверти, а ты до сих пор не можешь через козла перепрыгнуть. Что говорит майор Иванов?- Говорит, чтобы я мысленно перед сном тренировался и делал это каждый день.- И получается? – капитан

Где взял?

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Где взял? Ходил в павильон один пожилой перворазрядник, по фамилии Чернышев. Был он пенсионер, по специальности юрист, проработал всю жизнь то ли адвокатом, то ли следователем, сейчас и не вспомню. Любил поговорить, повспоминать былое. Один запомнившийся монолог

Кто же взял их деньги?

Из книги Богатый инвестор – быстрый инвестор автора Кийосаки Роберт Тору

Кто же взял их деньги? Есть масса причин, почему люди теряют так много денег. Вот некоторые из них: Они не обращают внимания на рыночные тенденции. Они оставляют свои деньги на игорном столе. Они инвестируют в планы, которые, словно наручниками, приковывают их

Кто взял Москву?

Из книги Загадки поля Куликова автора Звягин Юрий Юрьевич

Кто взял Москву?

Чем я взял Маму

Из книги Распутин. Жизнь. Смерть. Тайна автора Коцюбинский Александр Петрович

Чем я взял Маму О чем бы ни писал, все к одному вернуться надо. Как удержать власть над Мамой… Потому ей – замест Папы хоча. Бывает, найдет на яво такое. Хошу, мол, штоб по мояму было. Тогда он, как бык сорвавшись, делов понаделает? А все же нам всем хорошо известно, что большие

Кто же взял Киев?

Из книги Просчет Антона Деникина и Симона Петлюры, или что произошло в Киеве 31 августа 1919 года автора Кравцевич-Рожнецкий Владимир

Кто же взял Киев? Командир 2-го ударного батальона Осип Станимир получил приказ: в 5.00 следующего дня быть на площади перед Киевским вокзалом, где будет базироваться сводная бригада галичан для торжественной встречи Головного атамана и последующего участия в параде.В 7.00

Кто взял Бастилию?

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Кто взял Бастилию? Кто же этого не знает? Бастилию взял французский народ штурмом. Случилось это 14 июля 1789 года. Так началась Великая французская революция.С одной стороны, вряд ли мрачную каменную тюрьму можно причислить к чудесам света. Но, с другой стороны, это, может

Он взял имя друга

Из книги Разведка и шпионаж автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Он взял имя друга 10 февраля 1962 года к мосту Глиникер–брюкке, соединяющему Восточный и Западный Берлин, с двух сторон подъехало несколько машин."Из автомобиля Вооруженных сил США вышел Рудольф Абель, окруженный здоровенными охранниками, изможденный и выглядевший старше

Бог дал. Бог взял

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Бог дал. Бог взял Из Библии. В Ветхом Завете (Книга Иова) сказано об испытаниях, которые послал ему Бог, - погибло все имущество Иова, его дом, и его дети (гл. 1, ст. 19): «И вот большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли...» Иов

Бог дал - бог взял

Из книги 4.51 стратагемы для Путина автора Вассерман Анатолий Александрович

Бог дал - бог взял Увы, после Первой Мировой пошло шагреневое сжатие территории страны.Первая его стадия оказалась обратимой: в ходе Гражданской войны значительную часть страны удалось вернуть. Перед Второй Мировой вернулось и вовсе почти всё - включая некоторые

Он взял Париж…

Из книги Литературная Газета 6488 (№ 47 2014) автора Литературная Газета

Он взял Париж… Есть фильмы, которые надо показывать в самое смотрибельное время, а не поздно вечером, когда дети уже спят. Оказывается, в русской истории был великий политик, дипломат и военачальник, о котором мы раньше не знали. Александр I не только "взял Париж и основал

Он взял Париж

Из книги Литературная Газета 6382 (№ 35 2012) автора Литературная Газета

Он взял Париж Он взял Париж На мой взгляд, роль Александра I - великого человека русской истории - не только недооценивается, но и незаслуженно принижается и искажается. Приписывались несвойственные ему черты характера: непоследовательность, скрытность и

7. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели

автора Лопухин Александр

7. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели По поводу тех мелких подробностей, которыми

6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе "и возложил на Исаака, сына своего..." Любопытная подробность, еще более усиливающая преобразовательное сходство жертвоприношения Исаака с великой

Loading...Loading...