Церковь владимирской иконы в куркино. Сретение владимирской иконы божией матери

Рубан Ю. И.
  • свящ. Алексий Хотеев
  • Настольная книга священнослужителя
  • прот.
  • митр.
  • Глеб Чистяков
  • Вода́ свята́я – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого , свойства освящать и исцелять (по вере благочестиво использующих её людей); 2) (иногда, в некотором понимании) вода из святого источника.
    Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески, ἁγίασμα – святыня).
    Мы впервые окунаемся в нее в , когда при принятии этого трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во .
    Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в , при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

    «Освященная вода , – писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею ». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

    Можно ли кропить святой водой нечистые места?

    Есть крестная сила как нечто ограждающее, как экзорцизм. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни.

    Можно ли пить святую воду не натощак?

    По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
    «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи ».

    Село Куркино возникло свыше пятисот лет назад и упоминается в летописях великого князя Ивана Калиты в начале 15го века. Местными селами владел боярин Иван Квашня, который во время Куликовской битвы был одним из воевод Дмитрия Донского и командовал Коломенским полком.

    Ранее село называлось «Константиновское, Курицыно тож, на речке Всходне». Возможно, что название «Курицыно» (позднее Куркино) село получило от своего владельца, думного дьяка Федора Васильевича Курицына, жившего во второй половине XV в. Это был видный политический деятель, широко образованный, выдающийся дипломат, оказавший большое влияние на внешнюю политику Русского государства при Иване III. В списке думных чинов, составленном в 1497 г., Ф. В. Курицын назван третьим среди дьяков, но с 1500 г. сведения о нем исчезают. Возможно, он подвергся преследованию и наказанию за создание московского кружка «еретиков», как и его брат, Иван Волк Курицын, который в 1504 г. как еретик был сожжен в клетке.

    В первой половине XVII в. село Куркино принадлежало двум владельцам. Одна половина сельца с прилегавшими к ней землями составляла вотчину князя Ивана Ивановича Одоевского, который купил ее в 1617 г. у своей невестки. Другая половина сельца, сначала числившаяся за Плакидой Мякининым, в 1622 г. была продана им Тимофею Боборыкину. В 1639-1641 гг. село Куркино купил князь Алексей Иванович Воротынский, боярин и воевода, оказавшийся в родстве с царем Михаилом Романовым благодаря своей женитьбе на Марии Стрешневой, родной сестре царицы Евдокии. После боярина в 1642 г. Куркино и деревня Барашки (ранее пустошь на ручье Меленке) перешли во владение его сына князя Ивана Алексеевича Воротынского, который приходился двоюродным братом царю Алексею Михайловичу, участвовал во всех его походах и занимал высокую должность боярина и дворецкого.

    Около 1672-1678 гг. на средства И. А. Воротынского в Куркине была построена каменная церковь во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На чертеже этого времени рядом с каменной церковью показана обширная усадьба с трехэтажным домом боярина, людскими и служебными постройками вдоль изгороди. В 1678 г. в селе насчитывалось 22 двора конюхов, псарей, сокольников, истопников и 14 крестьянских дворов, в которых жило 48 человек.

    После смерти И. А. Воротынского пресекся княжеский род по мужской линии, и вотчина досталась его вдове, княгине Настасье Львовне. Н.Л. Воротынская в 1691 г. променяла село Куркино и деревню Барашки патриарху Адриану, Последний послал в благодарность княгине «образ Пречистой Богородицы Владимирская, оклад и венец» за то, что она «поступилась селом и деревней в дом Пречистыя Богородицы и святейшему патриарху».

    Однако очень скоро село утратило прежнее значение. Царь Петр I, не терпевший сопротивления своим реформам со стороны Церкви, после смерти Адриана в 1700 г. не допустил избрания нового патриарха, назначив своей волей «местоблюстителя патриаршего престола». Он поставил во главе Церкви государственный орган – Святейший синод, а все имения патриарха были переданы в Синодальное ведомство, под управление государственных чиновников. Исчезла богатая усадьба, прежде служившая местом отдыха и развлечений именитого владельца, не стало ни псарей, ни сокольников. В 1704 г. в Куркине и Барашках записаны 36 крестьянских дворов, в которых жили 115 крестьян. Сократился и церковный причт – у церкви отмечены только дворы священника Ивана Дмитриева и дьячка Федора Иванова.

    В середине XVIII в. куркинская церковь пришла в ветхость. Местные священники Григорий Григорьев и Иван Федоров (с 1757 г.) много раз обращались с просьбами о ее ремонте в Синодальное экономическое правление. Средства для этого были отпущены в 1760 г., и в последующее время проводится «возобновление и починка» церкви. В результате этих работ сохранился основной объем храма, но паперти и крыльцо были утрачены. Первоначальная архитектурная обработка сохранилась только на восточной стене, со стороны абсид, и на световом барабане церкви. Внутреннее убранство храма также относится к XVIII в. Колокольня при куркинской церкви была возведена в 1840-х гг. В приход Владимирской церкви входили кроме Куркина селения Барашки, Кобылья Лужа, Машкино, Филино и Юрово.

    В сентябре 1872 г. общество крестьян села Куркина продало 30 десятин земли из своего надела Григорию Анатольевичу Захарьину. Выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, профессор и директор терапевтической клиники Московского университета, Г. А. Захарьин был почетным членом Петербургской Академии наук (с 1885 г.). Он часто приезжал в свою усадьбу, построенную около Куркина в долине реки Сходни, подолгу здесь жил, общался с местными крестьянами, помогал бедным хлебом и деньгами, делал взносы в пользу куркинской церкви.

    Захарьины участвовали в ремонте 1892 года, на их средства была построена каменная ограда. В 1898 г., было открыто Общество трезвости, в 1899 - церковноприходская школа.

    По инициативе дочери Г. А. Захарьина П. Г. Подгорецкой в 1899 г. в Куркине у Владимирской церкви по проекту известного архитектора Ф. О. Шехтеля была построена фамильная часовня. Мозаичное панно внутри часовни выложено по рисунку В. М. Васнецова. В этой часовне были захоронены Г. А. Захарьин, а затем его жена Е. П. Захарьина и сын С. Г. Захарьин.

    В годы революции и гражданской войны храм не закрывался, но церковные ценности были изъяты. Богослужение в храме совершалось до 1938 года, когда храм был закрыт и превращен в склад. Официального постановления властей о закрытии не было, и церковная община сберегла внутреннее убранство храма. Верующие каждый год, начиная с 1943, обращались к властям с просьбой об открытии прихода, и в 1946 году просьба была удовлетворена. В 1947 г. церковь вновь открыли.

    К 1000-летию Крещения Руси в 1988 году во Владимирской церкви были оштукатурены снаружи стены, внутри промыта живопись на стенах и сводах, покрашен иконостас, восстановлены утраченные элементы резьбы.

    3 июня 1992 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, в храме, как и 300 лет назад, состоялось Патриаршее богослужение. После этого Святейший Патриарх Алексий II ежегодно совершал Литургию в храме 6-го июля, в день храмового праздника, в период с 93-го по 95-й год.

    С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божья Матерь считается покровительницей нашей страны. И это не голословно, поскольку от икон Пресвятой Богородицы наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей. Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери.

    8 сентября - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395)

    История иконы

    По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.

    Долгое время икона эта пребывала в Иерусалиме (примерно до середины V века н.э.). Позже она была перенесена из Иерусалима сначала в Константинополь, а в начале XII века из Византии попала в Россию, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

    Покинув Вышгород, князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростов. В 11 верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Ночью во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.


    Храм Рождества Богородицы и остатки замка Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни) в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области

    Ко всеобщей радости жителей князь Андрей возвратился во Владимир вместе с чудотворной иконой. Образ Божией Матери занял почетное место в Успенском соборе. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской .


    История праздника 8 сентября - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

    Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату - 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святого образа Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.

    В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.


    Тамерлан

    Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.


    Войско Тамерлана

    Великий князь Василий Димитриевич молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.


    Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю).


    Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

    В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

    В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь , а на 26 августа (по новому стилю - 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

    После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском Успенском Соборе Московского Кремля. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.

    Успенский Собор Московского Кремля

    В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею. Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.«Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9).


    Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери . Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

    8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) - в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

    6 июля (23 июня) - в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

    3 июня (21 мая) - в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

    Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

    Иконография

    Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

    Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».


    На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

    Престол уготованный . Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

    Престол уготованный (греч. Этимасия ) — богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

    • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
    • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова — Откр.5:1);
    • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
    • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

    Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

    Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

    Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

    для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

    Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
    К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. А минь.

    Молитва 2-я Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
    О, Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. А минь.

    Тропарь, глас 4
    Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

    Кондак, глас 8
    Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

    Владимирской иконы Божией Матери в Куркине был построен на средства хозяина села, князя Ивана Алексеевича Воротынского, в 70-е годы XVII века. Недалеко от Московского дома Воротынских в Китай-городе стояла на Никольской улице также в честь Владимирской иконы Богородицы. Возможно, именно это и послужило посвящению Куркинского храма.

    Построенная имела 3 главы и состояла из двусветного четверика на высоком подклейте с 3 столбами, примыкающей трапезной и небольшой колокольни. Крытый переход соединял с княжеским домом.

    В 1691 г. вдова Воротынского передала село Куркино вместе с церковью Московскому архиерейскому дому, точнее – Патриарху Адриану, после смерти которого Петр I передал в ведение Святейшего Синода.

    Вид с реки

    В 1760 г. ветхая церковь была отреставрирована и частично перестроена. В процессе работ были убраны 2 главы и старый декор заменили новым. Однако последующий ремонт 1840-ых годов изменил облик храма еще сильнее. Была разобрана старая колокольня и установлена новая – 3-х ярусная в духе ампир. Небольшой переход соединял ее с трапезной. В подклете был устроен придел Николая Чудотворца. Внешняя отделка храма в стиле позднего классицизма дошла до наших дней.

    Часовня-усыпальница Захарьиных

    1872 г. стал новой вехой в истории села Куркина. Именно тогда, земельный надел приобрел здесь известный профессор медицины Григорий Анатольевич Захарьин. Этот строгий своеобразный человек, ставший основателем терапевтической московской школы, был не только состоятелен, но и щедро занимался благотворительностью. На его средства 1892 г. был снова отремонтирован, окружен каменной оградой, а в 1898-1899 г. при церкви было открыто Общество трезвости и церковно-приходская школа. После смерти мецената семья постаралась увековечить его память сооружением каменной усыпальницы, проект которой создал архитектор Ф. Шехтель. Это была не просто усыпальница, а довольно просторная с мозаичным панно внутри.

    Мозаика «Распятие» в часовне-усыпальнице Захарьиных

    Итальянская мозаика «Распятие» была собрана по эскизу великого русского художника В. Васнецова. Строительство часовни-усыпальницы закончили к 1907 г. В ней были захоронены останки самого Г. А. Захарьина, а впоследствии и жены, и сына.

    Советская власть отнеслась к Владимирскому храму в первое время довольно сдержанно и не мешала в совершении богослужений вплоть до 1938 г., когда без всякого постановления храм был тихонько закрыт. Прихожане разобрали церковное имущество по домам, бережно храня долгие годы. После войны, в 1946 г., когда для верующих наступило время некой оттепели, храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине был снова открыт. Тогда-то и пригодились сохраненные прихожанами предметы церковной утвари и иконы. С той послевоенной поры храм больше никогда не закрывался, в нем постоянно возносилась молитва Богу.

    В 1985 г. при изменении границ Москвы село Куркино вошло в городскую черту. В связи с этим к 1000-летию Крещения Руси в 1988 г. храм реставрировался и украшался.

    На сегодняшний день отреставрированный храм с благоустроенной территорией радует прихожан и гостей столицы, ведь он является одной из достопримечательностей природного парка «Долина реки Сходни в Куркино».

    6 июля Церковь чтит Владимирскую икону Божией Матери. Как известно, одна из величайших святынь Руси уже давно передана Церкви, перед ней совершаются молебны и зажигаются свечи. Как может быть организована жизнь древней святыни в храме и когда можно перед ней помолиться, узнала корреспондент "НС".


    В храме-музее свт.Николая в Толмачах, в особом пуленепробиваемом киоте, хранится Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Внутри киота поддерживается необходимая температура

    Напомним, что святыня была перенесена в храм свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в 1999 году, на праздник Сретения Владимирской иконы. Тогда же храму был официально присвоен статус храма-музея, со своим особым музейным режимом. С тех пор войти в церковь можно только через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка, рядом с колокольней. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено оставить в гардеробе верхнюю одежду и одеть бахилы.

    Оборудованный как музейный зал с искусственно созданным климатом, температурным режимом и сигнализацией, он в то же время остается самостоятельным храмом, где по праздникам и выходным дням проходят богослужения и даже горят свечи (правда, разрешается использовать только свечи из натурального воска). В рабочие дни с 10 до 12 утра -- это храм, а с 12 до 16 -- музей.


    В помещении храма поддерживается постоянный температурный режим, за ним следят приборы установленные по всему периметру храма. Прибор, который следит за влажностью в храме

    Специально для Владимирской иконы на заводе Минатома РФ изготовили особый пуленепробиваемый киот. Внутри киота поддерживается температура +18 градусов и относительная влажность около 60 процентов. Это климатические стандарты, признанные оптимальными для сохранения произведений темперной живописи, написанных на деревянной основе. Сохранность иконы, работоспособность климатической установки внутри киота и систем безопасности ежедневно проверяют инженеры -- сотрудники Третьяковской Галереи.


    Крепление иконы. Впереди оно украшено декоративной облицовкой


    Деревянный, резной киот Владимирской иконы с тыльной стороны больше похож на холодильник - каждый день инженеры, сотрудники музея приходят проверять температурный режим внутри капсулы, где хранится икона и активность системы сигнализации


    Пуленепробиваемое стекло установлено и с тыльной стороны иконы, где изображены Орудия Страстей Господних. Киот стоит таким образом, что можно обойти икону сзади и посмотреть на изображение с обеих сторон

    Второй точно такой же киот находится у правого придела храма. Он приготовлен для иконы «Троица», созданной преподобным Андреем Рублевым. На праздник Троицы, на несколько дней, икону выставляют в этом киоте для поклонения верующим. Все остальное время там хранится ее копия. Но настоятель храма прот.Николай Соколов надеется, что когда-нибудь и эта святыня будет доступна для верующих в домовом храме галереи, тем более что для этого уже созданы все необходимые условия.


    Справа от входа в центральный придел находится второй пуленепробиваемый киот, с возможностью поддержания особых климатических улсловий - он приготовлен для иконы прп.Андрея Рублева - Троица. Сейчас, пока вопрос о переносе этой иконы еще не решен, в киоте хранится ее копия. Но на Праздник Троицы, летом, в этот киот на время устанавливают оригинальную икону
    История иконы:
    На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование), где она хранилась в Успенском соборе. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. Икона стояла в Успенском соборе Московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас она в Оружейной палате). В 1918 году икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

    Дни памяти Владимирской иконы Пресвятой Богородицы:
    Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (8 сентября) в память чудесного спасения Москвы в 1395 году, 23 июня (6 июля) в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480-м году и 21 мая (3 июня) в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521-м году.

    Когда можно помолиться перед иконой:
    Каждую пятницу в 17 часов совершается пение акафиста.
    По средам в 10 часов утра совершается водосвятный молебен.
    Каждый день с 10 до 12.00 перед иконой можно помолиться и зажечь свечу. В «музейном режиме» -- с 12.00 до 16.00, когда храм работает, как один из музейных залов Третьяковской галереи, вход в храм осуществляется только через центральный подъезд Третьяковской галереи. Перед иконой тож еможно помолиться и оставить свечу, которую зажгут сотрудники храма во время богослужения.

    Loading...Loading...