Что нельзя делать в дни Великого поста? Что нельзя во время поста: самые важные и главные запреты.

Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях. Сейчас мы разберем пользу поста для верующего человека, что можно и что нельзя делать в Великий Пост.

И зачем он вообще нужен этот пресловутый пост, без которого и так «нормально» живется?

Вспомним святого Апостола Павла , который пишет «Воздержание на все полезно». То есть, воздерживаться от пресыщения полезно человеку во всех отношениях. Это подтверждает, например, медицина и здравый смысл .

В наше время рынок переполнен. Все доступно — и продукты питания и предметы быта и информация. Современный человек живет в полном достатке и полагает, что это нормально. Но на самом деле — вредно. Давайте немного поразмышляем на эту тему!

Нормальное состояние человека, это когда он безусловно выполняет свою земную миссию, возложенную на него Господом Богом от рождения, занимает свое место в жизни, трудится «в поте лица» как сказано в Ветхом Завете, планомерно и разумно себя загружает таким образом, чтобы быть максимально производительным и одновременно довольным жизнью.

В случае потери трудоспособности из-за чрезмерного ослабления наступает апатия и уныние. А это уже грех. А саму трудоспособность надо поддерживать — пищей, сном, разумным отдыхом, чистотой и теплом.

Никто не говорит, что нужно ограничивать себя в пост беспредельно. Человек должен быть здоров и работоспособен. Поэтому — забота о теле, как носителе души человеческой, никогда не перестанет быть актуальной. Но забота о теле в пост — это забота и о его (тела) очищении и своего рода — перестроении тела на нормальный жизненный лад.

Пища в пост

Тот, кто ни в чем себе не отказывает — обязательно разленится. Девиз — брать от жизни все, пока можно — заведомо обречен на фиаско. Пресыщение в пище, например, ведет к ожирению, болезням сердца, диабету. Пресыщение в выпивке ведет к деградации всего организма, к циррозу и к смерти в конечном итоге.

Но раньше всего умирает душа, не получающая своей, духовной подпитки. Душу тоже надо кормить. Если тело не забываем насытить трижды в день, то и душа хочет своей пищи — молитвы.

Мы молимся о Вас!

Кто лакомит себя и привык есть все, что захочется, как правило, забывает о молитве. Наполненное пищей тело требует дополнительного сна. И уже на ум никак не придет желание позаботиться о душе.

Напротив, если немного ослабить тело пищевым постом, то легче будет голова соображать, возникнет желание активнее продумать свою жизненную позицию, просмотреть свои проекты заново, просчитать шаги достижения целей, попросить помощи Свыше и благодарить Бога.

Кто уже научился хоть мало-мальски молиться, тот знает, какое благодатное состояние наступает в душе, если хорошо и умиленно почитать молитвы, настроиться внимательно в храме, почитать Священное Писание и поразмышлять над прочитанным!

Это тот самый мир в душе, который достигается молитвой и постом. И этот мир — самое главное для человека. Он и создает желаемое и так трудно достижимое человеческое счастье. Данное благодатное и умиленное состояние души, когда оно приходит, надо беречь как можно дольше. Не осквернять себя пустословием, осуждением, пресыщением пищей и информацией.

Вот мы и подошли к теме духовного поста, который превыше телесного. На самом деле, телесный пост дан нам Самим Богом в поддержку духовного поста. А сам духовный пост выражается в воздержании чувств:

— глаз, зрения — не смотри на грех, не читай греховных книг, исключи зомбоящик — тв;

— ушей, слуха — не слушай греховные речи, сплетни, рассказы, осуждение, кривотолки;

— вкуса и обоняния — не стремись к лакомству, довольствуйся поддержкой тела простой пищей;

— рук — не твори грех;

— ног, чтобы не вели на грех. Также половое воздержание. И так далее.

Многие бы возразили, а как жить тогда? Что же тогда можно в пост?

Все очень просто.

Надо осознать тебе, человече, что ты настолько пал, что не можешь выбраться из ямы страстей самостоятельно. Ты пресыщен всеми соблазнами мира, ты живешь не своей жизнью, смотря телепередачи и сериалы, ты и помыслить не можешь, что такое чистота христианская и свобода от греха! Так вот упражнение поста и дает тебе возможность вернуться к Богу, очистить душу и тело и навыкнуть в молитве.

Вместо грязной теле-информации, например о политике, кровавости и разврате, ты посмотри канал СОЮЗ, проникнись духовностью, СДЕЛАЙ УСИЛИЕ! Господь судит по намерению. И дает силы любому старающемуся. Помни, что Царство Божие силой берется, как учит Господь. Пустоту и тоску, которые могут образоваться при потере привычного образа жизни, можно заполнить добродетелью и полезным общением, а также чтением душеспасительной литературы.

Твоя молитва может быть слабой и недостаточной. Соборная молитва имеет бОльшую силу. Духовное общение с единомышленниками и более опытными людьми в духовном плане помогут тебе на этом пути своей поддержкой. Правда, в наше время желает быть лучше. Но выбирать свой путь и нести ответ пред Господом в свое время предстоит ТЕБЕ и только тебе.

Вместо скоромной мясо-сальной привычной пищи научись употреблять растительную — овощи, фрукты, крупы и их производные. На самом деле постные блюда еще лучше и вкуснее мясных. Следует помнить, что с мясом мы поглощаем трупный яд. И еще. Слон такой большой и сильный, а питается травой!

Нарушение поста не карается Церковью. Наверно только Боженька смотрит на нас как на чад неразумных.Человек сам себя наказывает, когда отказывается от поста.

Первая Заповедь в раю была — не ешь от древа познания добра и зла. А поскольку человек нарушил волю Божью, то пал. Последствия грехопадения испытываем все мы через века и тысячелетия. И, всместо того, чтобы истреблять грех, мы его почему-то только приумножаем. Поэтому не стоит удивляться, что с годами становится все труднее жить.

И вот, чтобы этого не было, навыкай в посте и молитве! Пост по силам любому. Но и сам пост должен быть посильным. Иным путем постится ребенок, иным — полноценный взрослый, иным постом постятся больные, немощные и престарелые. Подходить к посту надо разумно.

Мы не изверги. Не должны издеваться над собой. Свыше сил — это уже не пост. И вообще, пост ради поста — не спасителен. Пост нужен для христианского совершенства и спасения души.

ПОСТ — ЭТО ДУХОВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Постите, обязательно постите! Возродится и усовершенствуется душа Ваша.

И проживете дольше во здравии, чем думали.

Текст: Евгения Багма

Пост - это всегда ограничение. Причем, не только в еде, но и в привычках и даже развлечениях. Впрочем, в подобном воздержании нет ничего сверх - люди веками соблюдают Великий пост и то, что что-то нельзя будет есть или что-то нельзя будет делать, их не пугает.

Что нельзя во время поста из еды?

Великий пост состоит из множества запретов, множества самых различных «нельзя», что вполне логично. Что нельзя во время поста употреблять в пищу? Вам следует отказать себе в следующих продуктах:

  • продукты животного происхождения (мясо, рыба, курица, молоко, яйца);

  • белый хлеб, булочки;

  • конфеты;

  • майонез.

Также большую часть поста вам нельзя будет готовить и есть пищу с маслом. Впрочем, существуют и послабления - в двунадесятые праздники (Благовещение и Вербное воскресенье,) разрешено употреблять рыбу, в Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) рыбную икру. Вообще, пост может быть как строгий, так и нестрогий. Во втором случае светским людям позволяется есть рыбу или добавлять в еду масло.

Что нельзя делать в пост?

Нельзя сказать, что диетическая составляющая является основой поста, наоборот, основа поста - его духовная часть. Так, смыслом Великого поста является покаяние, что требует ограничений в привычках и образе жизни. Поэтому существуют определенные рекомендации относительно того, что нельзя делать в пост:

  • нельзя курить и употреблять алкогольные напитки (кроме вина в разрешенные дни и в допустимых объемах);

  • желательно ограничить светское общение и внешние впечатления, например, нельзя ходить в кино, не стоит посещать концерты, лучше уменьшить просмотр телевизора и т. д.;

  • на время поста рекомендуется супружеское воздержание.

Великий пост - это время, когда христианин освобождает свои тело и душу от различных земных потребностей, порабощающих его дух. Поэтому важно помнить не только о том, что нельзя во время поста употреблять в пищу, но и также - что нельзя делать в пост. Недостаточно просто «сидеть на диете», так как истинно православный пост - это и телесное, и духовное воздержание.

В Великий пост нельзя жить так, как будто бы никакого поста нет.

Этот период в сорок восемь дней дан православным в память о пути Христа на Голгофу. Четыредесятница (сорок дней поста) напоминает о Его сорокадневном уединении в пустыне перед выходом на Проповедь, два праздника, и , говорят о событиях, происходивших незадолго до Распятия, и шесть дней рассказывают о Его Страданиях и Крестной смерти. Воздержание – это та крохотная жертва, которую может дать человек в память об этих великих событиях.

Согласно монастырскому уставу, на котором основываются традиции поста Русской Православной Церкви, в нельзя есть пищу животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца, рыбу – кроме двух дней) и употреблять алкогольные напитки (разрешается немного вина в определенные дни), не во все дни Великого поста можно даже растительное масло. Для мирянина (не монаха) монастырские правила могут оказаться непосильными, поэтому стоит вместе со священником определить степень своего пищевого поста в соответствии с состоянием здоровья, обстоятельствами и образом жизни.

В Великий пост нельзя венчаться , так как в этом время супругам рекомендовано воздерживаться от близости. Верующим мужу и жене полезно и в это время ограничивать свою супружескую близость ради усиленной молитвы и поста. Ведь пост не сводится только к гастрономическим ограничениям. По слову святителя Иоанна Златоуста, поститься должны не только уста, но «и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Телесный пост – это лишь первая, вспомогательная ступень в постном делании. Важнее, как постится душа.

Верующему человеку нужно ограничить развлечения и увеселения , а свое внимание направить на молитву, борьбу со своими грехами, стремление следовать заповедям Христа. В Великий пост нельзя тратить много времени на бесцельное чтение новостей в интернете и дискуссии в социальных сетях, увлекаться просмотром телевизора и чтением легкой литературы. Душа в великопостный период должна трудиться, а время не должно тратиться попусту.

Освободившееся время стоит использовать на то, на что его часто не хватает в обычной жизни, например, на чтение Евангелия. Нужно постараться чаще посещать храм, причащаться и побывать на самых главных великопостных службах. Церковь призывает уделить во время поста особое внимания делам милосердия.

Основа Великого поста – это его духовная составляющая. Этот период церковного года, называемый также «весна духовная», – время обновления, очищения души, приближения к Богу через молитву и покаяние. На пути к Господу нельзя быть злыми и раздражительными, обижать и осуждать близких, превозноситься над ними, гордиться своими «постными успехами» . Все это обесценивает усилия и лишь отдаляет от Христа.

И еще одно важное правило Великого поста – нехорошо унывать . Далекому от Церкви человеку может показаться, что пытаясь ограничить себя в еде, развлечениях и исполнении своих желаний, человек заживет серой и тоскливой жизнью. Но, наоборот, в период Великого поста можно увидеть, как много в жизни есть пустых вещей, только кажущихся необходимыми. И когда они, пусть и на время, уходят на второй план, на первый план выходит главное – Христос и жизнь с Ним. И этот период в сорок восемь дней, за которым следует Пасха, оказывается вдруг очень коротким и светлым.

С понедельника, 4 июня 2018 года, начался один из самых длинных постов года - Петров пост . Длинный он, потому что многодневный, длится этот пост вплоть до дня Петра и Павла, который выпадает на 12 июля.

Основная задача поста - подготовить христианина морально и физически к празднику, посвященному фактическим основателям христианской церкви. Поэтому его значение лишь чуточку меньше, чем у Великого поста.

У Петров поста, который еще называют апостольским, есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Петров пост считается первым летним постом . Он подготавливает всех православных к важному празднику. Пост был установлен в честь святых апостолов Петра и Павла и был назван Петропавловским , но из-за неудобного произношения, его упростили до «Петров пост», так как имя Петра фигурирует в названии праздника первым.

Петров пост считается нестрогим. Верующие в этот период отказываются от приема молочной и мясной пищи, однако, в отличие от Великого поста, можно вкушать рыбу.

Кроме того, многие видят в этом некий символизм, ведь сами апостолы, с которыми связывают установление поста, были рыбаками, а Петр к тому же является их покровителем.

Во время поста можно и даже нужно много молиться. Святые апостолы Петр и Павел усердно молились изо дня в день, и, дабы уподобиться им, почитая их память, церковь призывает верующих также усиленно читать молитвы. Также следует читать Священное Писание, которое способствует укреплению веры и нахождению ответов на важные вопросы в жизни.

Не маловажное значение имеет помощь окружающим. Конечно, этого делать не обязательно, но, чтобы оградить себя и свою душу от терзаний, лучше быть добрее к людям. В период Петрова поста важно держать свою душу в состоянии кротости и смирения.

Однако очень важно знать не только о том, что можно и нужно делать в Петров пост, но и понимать, что делать категорически не следует.

Редакция «Так Просто!» предлагает тебе узнать, что категорически запрещено делать во время этого летнего поста.

Что нельзя делать во время поста


Стоит упомянуть и о приметах и народных поверьях . Одна из самых распространенных примет, связанных с Петровым постом, говорит, что браки, заключенные в это время, бывают непрочными. Это, конечно, полная ерунда!

Другое дело, что, если ты верующий человек, ты попросту не будешь отмечать такое событие в это время. Ведь Петров пост предполагает ограничения и в смысле увеселений, и в смысле стола. Так что куда проще радостное событие сдвинуть на какое-нибудь время после поста.

Помимо этого, согласно народным обычаям, нежелательно: заниматься рукоделием, давать деньги в долг, стричься (волосы будут редкими), а также проводить обряды, читать заговоры, ворожить и гадать (хотя последнее и так запрещено делать верующему православному человеку).

Не только глубоко верующие, но и мирские люди часто задаются вопросом: можно ли заниматься уборкой в воскресенье? Ведь зачастую в течение недели многим хозяйкам не удается поддерживать идеальную чистоту, поэтому часть хлопот - стирка, уборка и глажка - откладывается на выходные.

Краткая инструкция пользователя Великого поста от протоиерея Игоря Рябко.

Каким-то пятым чувством я научился понимать, что кроется за тем или иным вопросом. Вот за этим, например, стоит: «Что Тебе, Господи, надо, чтобы Ты мне этот пост засчитал и поставил галочку «выполнено» в нормо-контроле моей зачетки личной праведности?» Как часто мы похожи на тех иудеев, для которых главное – это суметь соблюсти 613 предписаний Торы, где 248 (число костей и органов в теле человека) обязывающих, а 365 (количество дней в году) запрещающих. И не меньше мы похожи на них, когда пытаемся это все как–то «правильно» и по закону «обойти» – всякие котлеты из сои, постный шоколад и другие лакомства придумывать.

Особенно это комично у людей зажиточных. Изначально пост возник, в том числе, из побуждений благотворительности. Мясо всегда стоило дорого. Экономя на нем, христианская семья могла собрать средства для помощи людям нуждающимся. А сегодня богатые люди могут так «строго поститься» на деликатесах и дорогостоящих постных продуктах, что тратят на один обед столько, что на эти средства могла бы кормиться целый месяц бедная многодетная семья.

Но, я начну свой разговор о Великом посте с главного. Не с того, что «можно» или «нельзя», а с того, что «нужно».

«Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче Христе»

В пост мы часто говорим о «покаянии», о «весеннем духовном обновлении» и прочь. Но что это «покаяние» означает?

Из своего, уже более чем двадцатилетнего опыта служения в Церкви, я вижу, что многие прихожане понимают покаяние, как подробный отчет о проделанной греховной работе. По их мысли, если, придя на исповедь, сдать батюшке аккуратно заархивированные грехи, то Бог взмахом священнической разрешительной молитвы сможет их утилизировать. Потом можно с чистой душой жить дальше, главное – продолжать педантично вести протокол новых греховных дел, которые собираются для очередного утилизационного проекта. В понимании таких прихожан, самое страшное что-то пропустить в протоколе, а Великий пост – это такая себе генеральная ревизия греховного производства души.

Боюсь, что иллюзия покаяния называется «прелестью», т.е. духовным самообольщением. Само слово «покаяние» (греч. Μετάνοια), означает «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление». В нем заложен иной принцип. Представим, что GPS-навигатор нашей души привык ехать по одной и той же дороге: мимо рынка, банка, гламурных магазинов, лавочек, болтовни и осуждения. Но вдруг приходит понимание, что маршрут проложен неправильно, ведет в болото, а в конце его очень гадкое, темное и ужасное место. Водитель срочно перепрограммирует маршрут. Он дает другие промежуточные точки. Теперь там заложены иные ценностные ориентиры. Духовные упражнения, молитва, доброделание, внимание к себе. Казалось бы, чего проще, решил и езжай, но не тут-то было.

Из дисплея навигатора начинает высовываться противная рогатая морда и возмущаться: «ты че, совсем оборзел, а ну давай езжай по старому маршруту». И машину начинает водить и бросать по дороге. Если водитель не уступает и продолжает бороться за то, чтобы следовать по новому пути, то это называется «духовной бранью», а сам процесс следования новому маршруту и его удержание называется «покаянием». И дело ведь не в том, сколько ты грехов исповедовал, а в том, что грешить надо переставать.

«Горе имеем сердца»

В этом процессе происходит глобальная переоценка жизненных ценностей, устремлений, желаний и прочь. Мы учимся жить не так, «как все», а как «Богу угодно», как «для души спасительно». Тут человек обязательно столкнется с непониманием окружающих, может быть, даже с осуждением или презрением. Будет борьба старых греховных привычек с новыми, еще не укоренившимися, благочестивыми желаниями и стремлениями.

В чем же специфика Великого поста во всем этом? Разве не так мы должны жить все время, спросите вы? Да, это правда, но специфика Великого поста в том, что это период духовного техосмотра. «Горе (в вышине) имеем сердца» становится содержанием каждого мгновения жизни. На какой максимум мы способны в области духовного делания, какую скорость можем набрать?

В заданном вопросе прозвучало, а можно там сходить в кино, театр и прочь. Что я могу сказать? Только посоветовать. Если вы в Прощеное воскресенье подняли глаза в Горний мир, то попробуйте не опускать их хотя бы до Антипасхи. Попытайтесь прожить это время так, чтобы в вашей душе отражалось только Небо и ничего другого. Только вы и Бог.

Я специально не буду касаться в этой статье вопроса кулинарии. У меня сложилось впечатление, что Великий пост для некоторых знатоков Православия только из того и состоит, чтобы вникнуть и понять, а есть ли в этой булке хоть какая–то молекула молока, а не затаился ли белок животного происхождения вот в этом салате? Главный вопрос не в том, что вы положите в желудок, а в том, что вы положите в сердце, ум и волю. Кулинарный постный календарь вы прочтете на любом сайте православных диетологов.

Я лишь хочу предложить один древний рецепт, написанный еще в IV веке одним из глубоких знатоков духовной кулинарии: «Возлюби Бога и делай, что хочешь».

Протоиерей Игорь Рябко
Православная Жизнь

Просмотрено (6643) раз

Loading...Loading...