Что такое абстрактное понятие. Чем отличается абстракционизм от сходных направлений живописи? Почему абстракционизм так популярен

что такое абстракция?

  1. Абстра#769;кция или абстра#769;кт (от лат. abstractio отвлечение) 1) Отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование. 2) Теоретическое обобщение как результат абстрагирования - вытекает из процесса осмысления, одного из его моментов абстрагирования целого, дифференциации отдельных его сторон, присущих свойств, в самостоятельные объекты, в отношении определенных предметов познания. Абстракция есть процесс мысленной изоляции, хирургического вмешательства в целое, отделение частного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, свойств и отношений. Абстракция разрывает, расчленяет, омертвляет, огрубляет или сводит к примитиву при этом, формируя целостную, схематизированную (двухмерную) реальность, в отдельно взятой А. , субъект которой отличается от реального целого. Абстракция как результат процесса абстрагирования понятий (истина, гипотеза, теория) , категорий (качество, количество) , является проникновением человеческой мысли вглубь предмета, от явления до сути. Являясь способом перехода обработанных наблюдений, от общих представлений в понятия, она таким способом обеспечивает изучение отдельных сторон целого, в чистом виде, таким образом, проникая в их суть. Односторонность абстракции, снимается развитием познания в целом, где она представляет собой момент познания, который исчезает в процессе отображения конкретной реальности, в общей взаимосвязи и развитии целого. Материалистическая диалектика рассматривает абстракцию в неразрывной взаимосвязи с анализом и синтезом, обобщением и т. п. категории абстрактного, являются отображением конкретного в мышлении. Метафизическая абсолютизация абстракций, с объективным превращением ее в реальную сущность, является одним из гносеологических корней идеализма. Правомерность тех или иных абстракций, их истинность в конечном результате, проверяется на практике. Логика рассматривает конкретные виды и способы абстракций: изолирующая, обобщающая, ассоциативная абстракция, абстракция бесконечности и т. д. 3) Что-л. , утратившее определенность, конкретность, реальность. 4) разг. Произведение абстрактного искусства.

    Слово Абстракция используется в двух смыслах:

    Абстракция процесс, то же что и абстрагирование;
    Абстракция абстрактное понятие, абстракт, результат абстрагирования.
    Абстракция зарождается в плане действия. Абстракция в действии возникает в практике, поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека.

  2. Короче говоря это упрощение
  3. АБСТРАКЦИЯ мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними; понятие, образуемое в результате отвлечения.
  4. Абстракция лично для меня, уход от действительной реальности, отвлечение мысли, чувтсва. Отключение от объективной реальности, утрачивание определенности, конкретной реальности. Своеобразная невесомость в сознании позволяющая извлекать из подсознания на уровне интуиции совершенно непохожие субъективные мысли, чувства.
  5. Что вы головы морочите! Абстракция, это значит - наводить тень на плетень в разъяснении чего-то реалистичного. В основном е применяют те, кто мало понимает предмет, не но хочет, что бы его раскусили.
    Источник - Я.
  6. Абстракция

    Как на то указывает само слово - есть извлечение или отвлечение какого-нибудь содержания (какого-нибудь значения, общего признака и т. д.) из связного контекста, содержащего еще и другие элементы, комбинация которых, как нечто целое, является чем-то неповторимым или индивидуальным и потому не поддающимся сравнению. Единоразность, своеобразие и несравнимость мешают познанию; следовательно, другие элементы, ассоциируемые с каким-то содержанием, воспринятым в качестве существенного, будут рассматриваться как иррелевантные, "не относящиеся к делу".

    Поэтому абстракция, или абстрагирование, есть та форма умственной деятельности, которая освобождает это содержание от своих ассоциаций с иррелевантными элементами с помощью отличения его от них, или, другими словами, путем дифференциации (см.). В широком смысле абстрактно все то, что извлечено из своей ассоциации с теми элементами, которые рассматриваются в качестве иррелевантных, несопринадлежащих представленному значению.

    Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям (см.) вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция (см.). Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально иррелевантной среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками; это относится и к ощущению, и к интуиции. Существуют, следовательно, не только отвлеченные мысли, но и отвлеченные чувства, которые Sully (Сулли) обозначает как интеллектуальные, эстетические и моральные. /93- V.II, ch.16/ Nahlowsky (Наловский) добавляет сюда все религиозные чувства. /94- S.48/ Абстрактные чувства содействовали бы, в моем понимании, "высшим" или "идеальным" чувствам Наловского. Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному (см.), а абстрактную интуицию - как интуицию символическую в противоположность фантастической интуиции (см. фантазия и интуиция).

    В данной работе я связываю понятие абстракции с рассмотрением связанного с ним психоэнергетического процесса. Принимая по отношению к объекту абстрагирующую установку, я не позволяю объекту, как целому, воздействовать на меня; я концентрирую внимание на одной его части, исключая все прочие иррелевантные. Моя задача состоит в том, чтобы освободиться от объекта как единого и неповторимого целого и извлечь лишь одну из частей этого целого. Хотя осознание целого мне и дано, я тем не менее не углубляюсь в это осознание, поскольку мой интерес не вливается в целое как таковое, а отступает от него, прихватывая с собой выделенную из него часть и доставляя ее в мир моих понятий, мир, который уже готов или сконстеллирован для абстрагирования данной части объекта. (Я не могу абстрагироваться от объекта иначе, как при помощи субъективного установления понятий.) "Интерес" я понимаю как энергию, или либидо (см.), которой я наделяю объект как ценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания. Поэтому я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо (см. интроверсия).

    Я называю установку (см.) абстрагирующей тогда, когда она, с одной стороны, имеет интровертный характер, а с другой - ассимилирует часть объекта, воспринятую в качестве существенной, абстрактными содержания-ми, имеющимися в распоряжении субъекта. Чем абстрактнее содержание, тем более оно непредставимо. Я примыкаю к кантовскому пониманию, согласно которому понятие тем абстрактнее, чем "больше в нем опущено отличий, присущих вещам" /95- Bd.8, 6/, в том смысле что абстракция на ее высшей ступени

Что такое Абстракция? Значение и толкование слова abstraktsija, определение термина

1) Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлекаясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в данном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмотрения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напечатана, ее формат и т. п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее содержание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее внимание обращаете на ее внешний вид. В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагироваться от разных характеристик и благодаря этому получать разные абстрактные предметы.

2) Абстракция - - процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств, их рассмотрения "в чистом виде" по ходу решения теоретических и практических задач, осмысления духовных проблем. А. - это также и результат процесса абстрагирования, выступающий, например, в форме общего понятия. Так, понятие " природа " является результатом А., в которой человеческое мышление обобщило все противостоящие человеческой практике предметы. А. возникает в ситуации, когда достаточно четко осознается различие в характере задачи и конкретном бытии объекта. Тогда озеро может рассматриваться по химическому составу его воды, холм как геометрическая форма, бегун как система рычагов. В европейской философии и логике А. трактуется в основном как способ мысленного расчленения объекта, продуцирующий абстрактные понятия, которые, в свою очередь, выстраиваются во все более общие картины реальности. Но в принципе А. предполагает и возможность выделения специфических связей и формы существования объекта, т. е. такая А. указывает на тип задач, тесно связывающих цели человека с особенностями осваиваемых объектов. Подобного рода задачи стали реальностью в экологии и по сути во всех случаях взаимодействия человека с самоорганизующимися системами. До середины XIX в. А. в философии рассматривалась как логическая операция, входящая в состав абстрактного мышления, обеспечивающая его воспроизводство, пополняющая его новыми понятиями. Но, трактуемая более широко, А. может быть представлена как человеческая способность, сопряженная с расчленением и синтезированием объектов в разных формах человеческой деятельности и их кооперациях. В. Е. Кемеров

3) Абстракция - - (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция существует только в сознании человека, его воображении. В результате абстрагирования разум человека создал категории - слова. Наиболее общие категории, например: Вселенная, материя, время, движение, закон, пространство, развитие и т.п. - являются предметом рассмотрения такой науки, как философия. Ассоциативный блок. Кроме абстракций возможны и суперабстракции - иллюзорный мир не отражающий никаких свойств, никаких вещей и их отношений - фантазии, музыкальные аккорды (слова), повторяющиеся в различных произведениях литературы, живописи и музыки сюжеты и сценарии, то есть неформализованная информация, ошибки мышления, а также псевдофилософские измышления и словоблудие, которые не так то просто выделить из мира слов.

4) Абстракция - (от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления о предмете, используются в ходе дальнейших мыслительных операций. Используя абстракцию, исследователь отвлекается от случайного, неглавного в предмете и выделяет его сущностные характеристики. При помощи абстракций образуются понятия. В понятиях отражаются сущностные характеристики мира. Так, для определения понятия «человек» нужно абстрагироваться от несущественных его признаков (например, от цвета кожи, волос, роста, наличия конечностей, умения разговаривать на различных языках и т. д.). Необходимо выделить сущность человека, то, что делает человека человеком и отличает от животных – его разум, его духовность.

5) Абстракция - - формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

6) Абстракция - (лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некоей совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и т.д. порядков, а также о возможностях их редукции). В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них "посторонними" - по сути главный вопрос оперирования с А). Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект). А.А.Грицанов

7) Абстракция - (от лат. abstractio отвлечение) - в широком смысле - одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

8) Абстракция - (от лат термина abstractio - отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “ атом ”, “натуральное число ”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рым они в действительности неразрывно связаны (“ красота ”, “ нравственность ”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “ Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное...- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.- понятий, идей - в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).

Абстракция

(от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлекаясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в данном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмотрения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напечатана, ее формат и т. п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее содержание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее внимание обращаете на ее внешний вид. В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагироваться от разных характеристик и благодаря этому получать разные абстрактные предметы.

Процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств, их рассмотрения "в чистом виде" по ходу решения теоретических и практических задач, осмысления духовных проблем. А. - это также и результат процесса абстрагирования, выступающий, например, в форме общего понятия. Так, понятие " природа " является результатом А., в которой человеческое мышление обобщило все противостоящие человеческой практике предметы. А. возникает в ситуации, когда достаточно четко осознается различие в характере задачи и конкретном бытии объекта. Тогда озеро может рассматриваться по химическому составу его воды, холм как геометрическая форма, бегун как система рычагов. В европейской философии и логике А. трактуется в основном как способ мысленного расчленения объекта, продуцирующий абстрактные понятия, которые, в свою очередь, выстраиваются во все более общие картины реальности. Но в принципе А. предполагает и возможность выделения специфических связей и формы существования объекта, т. е. такая А. указывает на тип задач, тесно связывающих цели человека с особенностями осваиваемых объектов. Подобного рода задачи стали реальностью в экологии и по сути во всех случаях взаимодействия человека с самоорганизующимися системами. До середины XIX в. А. в философии рассматривалась как логическая операция, входящая в состав абстрактного мышления, обеспечивающая его воспроизводство, пополняющая его новыми понятиями. Но, трактуемая более широко, А. может быть представлена как человеческая способность, сопряженная с расчленением и синтезированием объектов в разных формах человеческой деятельности и их кооперациях. В. Е. Кемеров

- (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция существует только в сознании человека, его воображении. В результате абстрагирования разум человека создал категории - слова. Наиболее общие категории, например: Вселенная, материя, время, движение, закон, пространство, развитие и т.п. - являются предметом рассмотрения такой науки, как философия. Ассоциативный блок. Кроме абстракций возможны и суперабстракции - иллюзорный мир не отражающий никаких свойств, никаких вещей и их отношений - фантазии, музыкальные аккорды (слова), повторяющиеся в различных произведениях литературы, живописи и музыки сюжеты и сценарии, то есть неформализованная информация, ошибки мышления, а также псевдофилософские измышления и словоблудие, которые не так то просто выделить из мира слов.

(от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления о предмете, используются в ходе дальнейших мыслительных операций. Используя абстракцию, исследователь отвлекается от случайного, неглавного в предмете и выделяет его сущностные характеристики. При помощи абстракций образуются понятия. В понятиях отражаются сущностные характеристики мира. Так, для определения понятия «человек» нужно абстрагироваться от несущественных его признаков (например, от цвета кожи, волос, роста, наличия конечностей, умения разговаривать на различных языках и т. д.). Необходимо выделить сущность человека, то, что делает человека человеком и отличает от животных – его разум, его духовность.

Формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

(лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некоей совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и т.д. порядков, а также о возможностях их редукции). В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них "посторонними" - по сути главный вопрос оперирования с А). Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект). А.А.Грицанов

(от лат. abstractio отвлечение) - в широком смысле - одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

(от лат термина abstractio - отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “ атом ”, “натуральное число ”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рым они в действительности неразрывно связаны (“ красота ”, “ нравственность ”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “ Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное...- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.- понятий, идей - в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).

Abstraction; Abstraktion) - форма умственной активности, с помощью которой сознательное содержание освобождается от связи с не имеющими отношения к делу элементами путем отличения себя от них или, другими словами, дифференциации. Юнг поясняет: в широком смысле слова абстрактно все то, что извлечено из соединения с элементами, относимыми к несопринадлежащим с его значением.

"Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция. Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально несопринадлежащей среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками - это относится и к ощущению, и к интуиции... Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному, а абстрактную интуицию - как символическую интуицию в противоположность интуиции фантастической" (ПС, пар. 678).

Юнг связывает понятие абстракции с психоэнергетическим процессом и с интроверсией (аналогично эмпатии и экстраверсии).

""Интерес" я понимаю как энергию, или либидо, которой я наделяю объект как ценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания. Поэтому я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо" (там же, пар. 679).

В той степени, в какой целью абстракции является разрушение удерживающего влияния объекта на субъекта, она оказывается попыткой возвыситься над примитивным состоянием мистического соучастия.

АБСТРАКЦИЯ

процесс когнитивный - одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат - построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее - также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она - необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой - благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции - практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.

АБСТРАКЦИЯ

от лат. abstractio - отвлечение) - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в "чистом виде" рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания).

А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.

Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр, с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений.

"Абстрактное" как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит "конкретное" как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.

В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения "в чистом виде". Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.

Абстракция

как на то указывает само слово - есть извлечение или отвлечение какого-нибудь содержания (какого-нибудь значения, общего признака и т. д.) из связного контекста, содержащего еще и другие элементы, комбинация которых, как нечто целое, является чем-то неповторимым или индивидуальным и потому не поддающимся сравнению. Единоразность, своеобразие и несравнимость мешают познанию; следовательно, другие элементы, ассоциируемые с каким-то содержанием, воспринятым в качестве существенного, будут рассматриваться как иррелевантные, "не относящиеся к делу".

Поэтому абстракция, или абстрагирование, есть та форма умственной деятельности, которая освобождает это содержание от своих ассоциаций с иррелевантными элементами с помощью отличения его от них, или, другими словами, путем дифференциации (см.). В широком смысле абстрактно все то, что извлечено из своей ассоциации с теми элементами, которые рассматриваются в качестве иррелевантных, несопринадлежащих представленному значению.

Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям (см.) вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция (см.). Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально иррелевантной среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками; это относится и к ощущению, и к интуиции. Существуют, следовательно, не только отвлеченные мысли, но и отвлеченные чувства, которые Sully (Сулли) обозначает как интеллектуальные, эстетические и моральные. /93- V.II, ch.16/ Nahlowsky (Наловский) добавляет сюда все религиозные чувства. /94- S.48/ Абстрактные чувства содействовали бы, в моем понимании, "высшим" или "идеальным" чувствам Наловского. Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному (см.), а абстрактную интуицию - как интуицию символическую в противоположность фантастической интуиции (см. фантазия и интуиция).

В данной работе я связываю понятие абстракции с рассмотрением связанного с ним психоэнергетического процесса. Принимая по отношению к объекту абстрагирующую установку, я не позволяю объекту, как целому, воздействовать на меня; я концентрирую внимание на одной его части, исключая все прочие иррелевантные. Моя задача состоит в том, чтобы освободиться от объекта как единого и неповторимого целого и извлечь лишь одну из частей этого целого. Хотя осознание целого мне и дано, я тем не менее не углубляюсь в это осознание, поскольку мой интерес не вливается в целое как таковое, а отступает от него, прихватывая с собой выделенную из него часть и доставляя ее в мир моих понятий, мир, который уже готов или сконстеллирован для абстрагирования данной части объекта. (Я не могу абстрагироваться от объекта иначе, как при помощи субъективного установления понятий.) "Интерес" я понимаю как энергию, или либидо (см.), которой я наделяю объект как ценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания. Поэтому я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо (см. интроверсия).

Я называю установку (см.) абстрагирующей тогда, когда она, с одной стороны, имеет интровертный характер, а с другой - ассимилирует часть объекта, воспринятую в качестве существенной, абстрактными содержания-ми, имеющимися в распоряжении субъекта. Чем абстрактнее содержание, тем более оно непредставимо. Я примыкаю к кантовскому пониманию, согласно которому понятие тем абстрактнее, чем "больше в нем опущено отличий, присущих вещам" /95- Bd.8, §6/, в том смысле что абстракция на ее высшей ступени абсолютно удаляется от объекта и тем самым достигает полнейшей непредставимости; такую абстракцию я называю идеей (см.). Напротив, абстракция, которая обладает еще представимостью или созерцаемостью, является конкретным (см.) понятием.

Что такое абстракция в широком понимании и в живописи? Почему у этого жанра так много яростных противников, несмотря на исключительную популярность?

Предметность и абстрактность - что это?

В классическом понимании абстракция - это не имеющая предметного воплощения идея. Добрый поступок конкретен, а гуманизм - уже абстракция. Уголовный кодекс предельно материален во всех смыслах этого слова, а справедливость саму по себе, без действенного воплощения, представить себе нельзя. Философия или высшая математика - науки, которые нельзя ни применить в быту, ни наполнить реальными объектами, они изучают то, что в мире в материальной форме не существует. Они абстрактны.

Абстрактное искусство

Искусство тоже может быть нематериальным. Самая очевидная абстракция - это музыка. Она нематериальна, воспринимается на уровне эмоций и бестелесных, неуловимых ассоциаций.

Но абстрактной может быть не только мелодия без слов. Некоторые стихи тоже не имеют четко выраженного смысла, и вовсе не потому, что их авторы не умеют писать. Это запланированный эффект, к которому и стремятся поэты определенного литературного направления. Вызвать эмоции, не подкрепленные словами, основанные только на ассоциациях, навеянных непривычным звучанием слов. К примеру, произведения Велимира Хлебникова в большинстве своем абстрактны.

В живописи абстракция - это картины, изображающие не конкретные предметы, а настроение художника. Скажем, картина, называющаяся «Дождь», будет изображать не летний ливень и не унылую осеннюю капель, а эмоции живописца, наблюдающего за стихией. Именно их художник-абстракционист будет стремиться передать зрителю.

Абстрактная живопись

Сочетание форм и цвета должно, по замыслу авторов полотен, вызывать у зрителей определенные мысли, чувства, эмоции. Изображающая цветы абстракция может быть хаотичным смешением пестрых бесформенных пятен. Именно такое броское сочетание цветов, буйная яркость мазков должны передать эмоциональное впечатление художника от увиденного им цветущего луга.

Не нужно путать это направление живописи с другими, тоже непохожими на классический реализм. Кубизм, скажем, все же изображает конкретные предметы и сцены, просто в специфическом стиле, чего не делает абстракция.

Цветок, нарисованный кубистом, может выглядеть как треугольные или квадратные лепестки, разбросанные по полотну картины, придавленные странной формы предметом, что должен символизировать вазу.

Дело в том, что у кубизма и абстракционизма разные задачи и средства их решения. Кубисты считают, что живопись - это диктат формы, она лежит в основе процесса и прекрасна сама по себе. Лицо - это овал, нос - треугольник, глаз - круг. Кубисты играют с формой, структурируя, таким образом, пространство полотна.

Чем отличается абстракционизм от сходных направлений живописи?

Впрочем, без подписи сложно понять, что же именно изображено на картине кубиста - пасущиеся на лугу коровы или цветы. Абстракция в этом плане тоже весьма загадочна. Но подпись под живописным полотном ситуацию с кубизмом все же проясняет, и можно найти формальные подобия изображенных объектов.

Абстракция цветок превратит в хаос красок и форм. Это не материальный объект, зашифрованный в форме. Это зашифрованная в ней эмоция.

Любое другое направление живописи для изображения грусти или радости будет использовать ассоциирующиеся с этими эмоциями предметы и события. Грусть - осенний сад, радость - смеющиеся люди. Не так уж важно, в каком именно стиле это все будет изображено. И только абстракционисты будут рисовать просто грусть и радость, безо всяких экивоков.

Основоположники жанра

Основоположником абстрактной живописи считают Василия Кандинского. Его современник, Казимир Малевич, тоже много работал в этом жанре и, пожалуй, известен даже больше Кандинского. Его знаменитое полотно «Черный квадрат» - классическая абстракция. Белая и красная картины, составляющие логическое продолжение этой серии, менее известны. Сложно сказать, почему. В этом случае - действительно сложно.

Поскольку никаких факторов, обеспечивающих хоть сколько-нибудь значительное отличие, просто не существует. Единственное объяснение состоит в том, что именно «Черный квадрат» был случайно замечен публикой первым, он потряс и шокировал. Естественно, аналогичные произведения, выполненные в другой цветовой гамме, уже подобного впечатления произвести не могли.

Странным парадоксом выглядит тот факт, что современное абстрактное искусство считает самым напряженным и выразительным как раз белый цвет. Он - вершина спектра, все краски в одной.

Критика жанра

Критики этого направления утверждают, что ассоциации - дело сугубо индивидуальное. То, что одному кажется жизнерадостным сочетанием красок, другой воспримет как агрессивное. Следовательно, самая красивая абстракция значит столько же, сколько подпись под ней. Код дешифровки этого искусства слишком индивидуален.

Настолько, что можно, в принципе, сомневаться, существует ли он. Если лишенная названия картина будет порождать столько же толкований, сколько у нее будет зрителей, то акт передачи информации можно считать несостоявшимся. Абстракция - это личностный жанр. Он настолько рассчитан на индивидуальное восприятие, что уже сложно говорить о роли художника в создании картины. Процесс расшифровки информационного кода произведения практически не зависит от его усилий. Все, что находит в абстрактной картине зритель - оно не столько в картине, сколько в его собственной голове. Кристальное воплощение подобного способа декодирования послания - знаменитый «Черный квадрат». В нем нет ничего - и в нем можно найти все. Любая мыль, любая ассоциация, которую может породить закрашенное черной краской полотно - прямой результат работы художника. Но принадлежат-то эти мысли зрителю.

Понятие технического качества картины нивелируется. Можно судить о качестве рисовки, глядя на картины Рафаэля или Дега, Пирасмани или Пикассо. Хвалить или ругать, но хотя бы судить. В абстракционизме этот критерий оказывается недейственным.

Понять художника-абстракциониста и объективно оценить его невозможно. Красивая абстракция ничем не отличается от уродливой, потому что критериев оценки таких работ не может существовать. Что зритель считает красивым, то и красиво. Собственно, этот тезис распространяется на все современное искусство. Что зритель считает искусством - то оно и есть.

Почему абстракционизм так популярен

Противоположная точка зрения на абстракционизм удивительным образом совпадает в отношении аргументации с высказанной выше. Все то, что критики полагают недостатком жанра, настолько серьезным, что встает вопрос о том, является ли «это» искусством в принципе, поклонники как раз считают доводами в пользу гениальности направления живописи. И тоже вполне аргументировано.

Искусство - это не техника и не быт. Звучит банально, но факт. Задача искусства - не воспитание или обучение зрителя. Этим занимается педагогика. Задачей искусства не является «причинение пользы». Все, что должно делать искусство - это дарить человеку минуты общения с красотой и вечностью. А уж каким образом - неважно. Еда должна быть питательной и вкусной. Техника - эффективной и надежной. Но даже в отношении этих, предельно бытовых вещей, нет единства мнений. Кому-то вкусно, а кому-то нет. Одни пользуются смартфонами, другие не признают ничего, кроме кнопочных телефонов. Так разве можно требовать объективности от оценки искусства?

Да, это направление живописи предлагает зрителю лишенные объектности рисунки. Абстракция стоит выше рамок формы, она напрямую говорит с сознанием потребителя произведения искусства. Тот, кто может оценить классическую живопись, опирается на собственный культурный и интеллектуальный багаж. То есть критерии оценки по определению - в голове зрителя. Так какая тогда разница? Зачем тратить время на условности, если можно разговаривать напрямую? Именно эта мгновенность отклика, его высокая личностная ориентация и являются основными аргументами в пользу жанра. Это не недостаток, а достоинство.

Что такое абстракция? Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал этот термин, но далеко не каждому известно, что именно он подразумевает. В современной науке принято считать, что абстракция представляет собой своеобразный процесс познания внешнего мира, во время которого происходит отвлечение от каких-либо несущественных свойств и сторон явления (или предмета), для того чтобы иметь возможность выделить существенные и закономерные признаки.

В результате такого отвлечения происходит обобщение фактов и выделение важных закономерностей.

Краткий исторический очерк

Само слово «абстракция» в переводе с латыни означает «отвлечение». Впервые этот термин был предложен еще Аристотелем. Так что такое абстракция? Аристотель считал, что это субъективный прием мышления, одностороннее познание и изучение реальности. Кстати, этот философ утверждал, что именно абстракция создает науку. Ведь наука и философия — это обобщенные понятия, которые невозможны без К сожалению, теория не обрела признания.

В последующие несколько столетий философы и ученые считали, что абстракция — это так называемая универсалия. После того как на смену религии и теологии пришла настоящая наука, полагавшаяся лишь на результаты исследований, обрело другой смысл. Считалось, что абстракция — это всего лишь психическая особенность человека, рассудок которого не мог иначе познать нераздельную природу вещей.

В начале двадцатого века мнения ученых на счет абстрактного мышления разошлись. Некоторые считают это лишь особенностью сознания, другие же утверждают, что такая форма познания имеет огромное значение в жизни каждого человека.

Абстрактные понятия и абстрагирование

Считается, что абстрактное понятие — это высшая форма обобщенного мышления. Для начала сознание выделяет чувственные свойства предмета, а затем медленно переходит к определению и анализу его нечувственных форм. Таким образом, абстрактные свойства каких-либо предметов определяются после анализа отношений между ними, некой связи. Считается, что высшая форма обобщения помогает выделить все более важные и существенные признаки каких-либо вещей.

Абстрагированием называют мысленное выделение некоторых характеристик элементов одного и того же множества. Таким образом, сознание не только может определить какие-то важные, фундаментальные свойства, но и спрогнозировать какие-то еще неизвестные закономерности.

Формы абстрактного мышления

За несколько тысячелетий изучения подобной формы человеческого познания были выделены некоторые виды абстракции. Например, если говорить о цели обобщенного восприятия, то можно выделить следующие типы:

  • Формальная абстракция — это процесс мышления, во время которого человеческое сознание выделяет такие характеристики предмета, которые сами по себе существовать не могут. В качестве примера можно привести форму или цвет элемента. Интересно, что именно так усваивают знания маленькие дети. Формальное абстрагирование является основой теоретического мышления.
  • Содержательная абстракция — во время изучения предмета выделяются относительно самостоятельные свойства. Например, выделяют клетки организма (которые существуют сами по себе) как его структурные части.

Существуют и другие типы абстрактного познания:

  • Чувственная, или примитивная, абстракция — в процессе познания человек выделяет какие-то одни свойства предмета, при этом не обращая внимания на все остальные. Например, человек выделяет цвет, но не учитывает форму.
  • Обобщающая абстракция — во время изучения внимание обращается только на общие свойства предметов, при это какие-то индивидуальные особенности отбрасываются.

На самом деле трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, что такое абстракция. Ведь процессы обобщающего мышления могут быть весьма разнообразными и разносторонними.

Loading...Loading...