Что такое шариат. Что запрещает шариат? Женщины и шариат

Слово «шариат» сегодня известно практически каждому, и у большинства людей оно вызывает тревогу. Проблема в том, что чаще всего с этим понятием связывают все самое жестокое, что может присутствовать в человеческой морали. Однако на самом деле он представляет собой прямо противоположное и уж, во всяком случае, справедливое. Стоит разобраться в этом термине и в том, что он в себя включает.

Определение и характеристика исламского права

Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и . Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.

У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.

Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.

Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в , часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.

В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:

  1. Иордании;
  2. Саудовской Аравии;
  3. Пакистане;
  4. Йемене,
  5. Иране;
  6. Ливии;
  7. Омане.

В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.

Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен , который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законамрешаются споры о земле, а согласно адату – об , либо о .

Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.

Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.

Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.

Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия. Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего. Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.

Законы, нормы и правила шариата

Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:

  • маликитский;
  • ханафитский;
  • ханбалитский;
  • шафиитский.

Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.

Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:

  • обязательные к исполнению (фард, ваджиб);
  • рекомендуемые (мандуб, суннат);
  • не приветствующиеся (макрух);
  • строго запрещенные (харам).

Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.

Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.

Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.

Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.

Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.

Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.

Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.

Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.

Шариатский суд – запреты и наказания

Если шариат устанавливает нормы, необходимые к соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.

К хараму относятся:

  • неправомерное убийство;
  • лжесвидетельство;
  • многобожие;
  • воровство;
  • занятия колдовством и гаданием;
  • склонность к азартным играм;
  • прелюбодеяние;
  • клятвопреступление;
  • грубость по отношению к родителям.

В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.

Нельзя не отметить и такой харам, как убийство. Здесь рассматривает под запретом не убийство как таковое, а разграничивает его. Например, убить соседа из ревности или мести – это харам. Но существуют условия, при которых убийство не является запретом.

Согласно исламским нормам можно безнаказанно убить преступника (если убивающий является палачом), нападающего на мусульманина, а также врага, который является неверным. Последний момент относится к .

За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.

Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:

  • назидательных;
  • отмщающих;
  • пресекающих.

Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.

Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.

комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ШАРИАТ

от араб. "шариа" - прямой, правильный путь; обязательные предписания: право; закон) - комплекс закрепленных в Коране и сунне предписаний, которые определяют убеждения, формируют религиозную совесть и нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками норм, регулирующих их поведение. В мусульманском праве - совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда.

Ш. включает три части - религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние, в свою очередь, делятся на культовые, обрядовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения. Есть и другое, узкое, толкование содержания Ш., которое относит к нему лишь предписания, регулирующие внешнее поведение человека (практические нормы).

По вопросу о характере нормативной части Ш. (Ш. в узком смысле) позиции мусульманских правоведов также не совпадают. Одни ограничивают Ш. только положениями Корана и сунны в их буквальной форме, а другие включают в него также все правила поведения, разработанные фикхом. При последнем подходе Ш. предстает в виде детализированной системы предписаний, регулирующих все стороны культового и светского поведения мусульман, и выступает синонимом фикха. Этот же смысл вкладывается в выражение "законы Ш.", а также в определение "шариатский" (например, шариатский суд), подчеркивающее связь не только с Кораном и сунной, но и выводами фикха.

Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом и мусульманским правом, когда термин "право" употребляется не в строго юридическом, а в общесоциальном значении. Вместе с тем в Ш. можно выделить собственно правовое содержание, которое, прежде всего, воплощено в общих принципах фикха, сформулированных мусульманскими правоведами и отвечающих критериям права, которые современная мусульманская концепция права склонна относить к Ш.

Конституции ряда современных исламских стран провозглашают Ш. основным источником законодательства, а реализация данных конституционных положений рассматривается как "претворение Ш.". Официальное толкование, даваемое органами конституционного контроля статьям конституций о статусе Ш. как источника законодательства, как правило, исходит из того, что к Ш. относятся положения Корана и сунны, устанавливающие точные и однозначные нормы, а также общие принципы фикха и разработанные мусульманской концепцией права методы формулирования новых правил поведения по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сегодня термин шариат известен всем. Его часто можно услышать в новостях о политике, преступности, феминизме, терроризме и культуре общества.

Шариат руководит всеми аспектами жизни мусульман. Законы шариата состоят из Корана (священной книги мусульман), хадисов (предания о поступках и изречениях пророка Мухаммада) и фетвы (постановления мусульманских богословов).

Большинство, в том числе и мусульмане, неправильно понимают шариат. Зачастую он у них ассоциируется с отсечением конечностей, избиением камнями или бичом до смерти, и другими средневековыми наказаниями. По этой причине шариат считают безжалостным. Некоторые на западе думают, что шариат устарел и представляет собой несправедливые социальные идеи, которые навязываются тем, кто живет в странах, управляемых по законам шариата.

Многие мусульмане, тем не менее, придерживаются другого мнения. По исламской традиции шариат рассматривается как нечто, что воспитывает человечество. Они видят шариат не в свете чего-то примитивного, а чего-то ниспосланного божественным образом. В обществе со свойственными ему социальными проблемами, шариат дает возможность человечеству осознать свой потенциал.

Философия шариата

Философия шариата – правильный путь

Для мусульман жизнь начинается не с рождения, а задолго до него. Задолго до создания первого человека. Она началась тогда, когда Бог создал души всех тех, кто будет когда-либо существовать, и спросил их: «Разве не я ваш Владыка?». И все они ответили: «Да, это так».

Для каждой души Бог предписал определенное время на земле, в течение которого Он будет испытывать ее. Затем, по истечении назначенного срока, Он вынесет ей приговор и решит ее вечное назначение: бесконечное блаженство или вечное страдание.

Эта жизнь является путешествием, и все мы в ней странники. Существует множество путей прожить ее, но только один из них правильный и прямой. Этот путь и есть шариат.

Божественное руководство

На арабском языке «шариат» означает «чистая, протоптанная тропа к воде». С мусульманской точки зрения, этот термин приписывался к вопросам религии, которые Бог предписал своим служителям. Лингвистическое значение слова шариат находит свое отражение в реальной жизни: как вода жизненно важна для человеческой жизни, так и ясность и честность шариата являются средством жизни для души и ума.

На протяжении всей истории человечества, Бог посылал посланников людям по всему миру, для того чтобы направить их на правильный путь, который приведет их к счастью в этом мире и тому, за кем нужно следовать. Все посланники распространяли одно и то же послание людям (Коран учит, что посланники призывали всех поклоняться единому Богу), но отдельные предписания божественных законов, регулирующих человеческие жизни, отличались в зависимости от нужд времени и самих людей.

Пророк Мухаммад был последним посланником и его шариат представляет собой окончательное олицетворение божественной милости.

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран 5:3).

Правовое руководство

Шариат регулирует все человеческие поступки и делит их на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешенные, неодобряемые и запрещенные.

Обязательные поступки должны быть совершены и, если они совершены с благими намерениями, то они будут вознаграждены. Противоположными им являются запрещенные поступки. Рекомендуемые поступки следует совершать, а неодобряемые поступки нет. Разрешенные поступки это те, которые шариат ни поощряются, ни не одобряются. Большинство человеческих поступков попадают под эту категорию.

Оценка поступков основана на намерении и искренности, как сказал Пророк: «Поступки совершаются из намерений, и человек получит только то, было в его намерениях».

Жизнь по законам шариата

Шариат охватывает все аспекты человеческой жизни. Классические законы шариата зачастую делятся на четыре части: законы, относящиеся к богослужению, законы, относящиеся к коммерческим сделкам, законы, относящиеся к браку и разводу, и уголовное право.

Философия права

Бог послал своих пророков и книги человечеству, чтобы показать им путь к счастью в этой жизни и успеху в загробной жизни. Это заключено в молитве верующего, изложенной в Коране: «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2:201)

Мусульманские философы права объясняют, что целью шариата является содействие человеческому благосостоянию. Это очевидно из Корана и учений Пророка.

Богословы объясняют, что благосостояние людей основано на выполнении настоятельных потребностей, нужд и удобств.

Настоятельные потребности

Настоятельные потребности это вещи, от которых зависит мирская и духовная жизнь. Несоблюдение их ведет к невыносимым трудностям в этой жизни, или наказанию в следующей. Существует пять настоятельных потребностей: сохранение религии, жизни, разума, потомства и состояния. Они гарантируют индивидуальное и общественное благополучие, как в этой жизни, так и в загробной.

Шариат охраняет эти настоятельные потребности двумя способами: вначале гарантируя их становление, а затем защищая их.
. Для того чтобы гарантировать становление религии, Всевышний сделал вероисповедание обязательным. В целях ее сохранения были приняты правила относительно изучения и распространения религии.
. В целях сохранения жизни на земле, Всевышний предусмотрел брак, здоровое питание и образ жизни, запретил убийство и установил наказание за совершение его.
. Бог разрешил поддержание здравого рассудка и знаний, и запретил все то, что портит или ослабляет его, как например алкоголь или наркотики. Он также назначил меры пресечения, чтобы люди держались подальше от них, потому что здравый рассудок является основой моральной ответственности, данной людям.
. Брак был предусмотрен для сохранения потомства, а половые отношения вне брака были запрещены. С целью сохранения потомства и продолжения человечества были приняты уголовные законы.
. Бог обязал людей содержать себя и тех, за кого они в ответе, и создал законы, регулирующие торговлю и сделки между людьми, для обеспечения честных торговых отношений, экономической справедливости, и для предотвращения тирании и споров.

Нужды и удобства

Нужды и удобства это те вещи, которые нужны людям для обеспечения хорошей жизни и избегания невзгод, хотя они и не являются необходимыми. Настрой шариата обобщается в Коране, «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22:78), и «Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны» (5:6).

Тем самым, все, что обеспечивает людское счастье, в рамках Божественного Руководства, разрешается в шариате.

Источники шариата

Основными источниками шариата являются Коран и жизнь пророка Мухаммада.

Коран

Коран был ниспослан Пророку не сразу, а постепенно, на протяжении 23 лет. Суть его послания состоит в том, чтобы установить единичность Бога, а также духовную и моральную необходимость человека в Боге. Эта необходимость осуществляется посредством богослужения и покорности, и имеет значительные последствия в загробной жизни.

Коран является словом Господним. Благодаря своему непревзойденному стилю и красноречию, и, главным образом, руководству и правовым нормам, он способствует благосостоянию людей в этом и потустороннем мире.

Всевышний сказал, что «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда». (Коран, 17:9).

Пример Пророка (Сунна)

Роль Пророка разъясняется в Коране: «Тебе Мы ниспослали Напоминание [Коран] для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано». (Коран, 16:44).

И Пророк разъяснял людям с помощью своих поступков, словами и своим примером. Следование примеру и руководству пророка стало обязательным: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику». (Коран, 4:59). Сам Пророк наставлял так: Я оставил вам две вещи, за которые вам надо держаться, и вы будете на верном пути: Книгу Божию и мой пример».

Вторичные источники

Существуют также вторичных источника шариата, например консенсус богословов (иджма) и правовая аналогия (кияс).

Консенсус богословов

Основанием для того, чтобы консенсус богословов был источником закона, является указание в Коране, гласящее разрешать вопросы с помощью совещания: «Те, которые отвечают своему Господу, совершают намаз, и совещаются между собой о делах». (Коран, 42:38). Консенсус богословов – соглашение всех мусульманских богословов на уровне правового обоснования (иджтихад) по поводу определенного законного решения. При условии, что все богословы должны согласиться с решением, границы иджтихада ограничиваются вопросами, которые ясны согласно Корану и примерам Пророка, на которых и должен основываться консенсус. После принятия, консенсус богословов считается решающим доказательством.

Правовая аналогия (кийас)

Правовая аналогия является мощным инструментом для принятия решений по новым вопросам. Например, наркотики были признаны недопустимыми посредством правовой аналогии с запретом на алкоголь, о котором говорится в Коране. Такое решение основано на том, что, как и алкоголь, наркотики производят опьяняющий эффект.

Правовая аналогия и различные инструменты ее применения позволяют юристам понять причины, лежащие в основе постановлений Корана и примеров Пророка. Это помогает при рассмотрении постоянно меняющихся человеческих ситуаций, и принимать новые решения соответствующим образом.

Шариат в Великобритании

Доктор Роуэн Вильямс, архиепископ города Кентербери, высказал свое мнение по поводу внедрения законов шариата в Великобритании в своем интервью радиостанции «Радио 4».

ШАРИАТ
(араб. "аш-шар"а" - "Закон", "ясно установленный путь"), комплекс верований ("а"ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни. В узком смысле шариат включает в себя только ясно зафиксированные нормы Корана и сунны. В более широком толковании он охватывает также нормы, выработанные в школах (мазхабах) исламской религиозно-правовой мысли (фикха). Поэтому, хотя Законодателем в исламе выступает Бог, шариат наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, включает установления, сформулированные людьми в согласии с ними или на их основе. Поэтому наряду с Кораном и сунной в суннитском исламе в качестве источника права выступают иджм" ("единогласное мнение") общины и ийс ("соизмерение") случаев, прямо не описанных в Коране и сунне и не регулируемых консенсусом, с теми, что описаны в одном из этих источников, и определение для них правовой нормы на основании такого соизмерения. Консенсус признается на основе известного хадиса, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие факихов (знатоков фикха), но даже и в такой формулировке возможность установления действительного единогласия неоднократно подвергалась сомнению. ийс признается разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей "основ фикха" ("ул ал-фих) в классическом исламской обществе. В шиизме иджм" и ийс не признаются в качестве источника права, их место занимают установления имамов (см. ИСЛАМ), которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете. Степень влияния и его границы. Шариат определяет и организует жизнь мусульман на пространстве от Марокко до Филиппинских островов и от Центральной Азии до Нигерии и Занзибара. Однако его влияние не везде одинаково. Турецкие суды сегодня следуют светским юридическим кодексам. В Саудовской Аравии шариат остается единственной правовой системой. В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии, Ливане и в мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства, тогда как шариат регулирует вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций.
Влияние доисламских обычаев. Некоторые нормы шариата восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии, с их кровной враждой и вооруженными набегами. Богатство, защищаемое от набегов, часто само являлось добычей, захваченной ранее во время нападения. Наследование заключалось в перераспределении трофеев между родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщины, не участвовавшие в набегах и не защищавшие имущество, ничего не наследовали.
Наследование женщинами. Стремясь к повышению статуса женщин, пророк Мухаммед (ок. 570-632) включил их в систему наследования. "Завещает вам Аллах", - говорится в Коране (4:11), - "относительно ваших детей: (а) сыну - долю, подобную доле двух дочерей. (б) А если они (дети) - женщины, числом больше двух, то им - две трети того, что он оставил, а если одна, то ей - половина". Вероятно, Пророк первоначально склонялся именно ко второму решению (б). Дочери, получившие предназначенную им долю, не нарушали баланс распределения наследства между ближайшими родственниками-мужчинами. Однако такая схема ухудшала положение сыновей. Например, если у него было две дочери и два сына, дочери поделили бы между собой две трети, тогда как сыновья получили бы только треть. Из-за сильного возмущения членов племени была добавлена также норма (а). В той же семье из двух сыновей и двух дочерей имущество по-прежнему было бы разделено на шесть частей, но теперь каждый сын получил бы по две шестых, а каждая дочь - по одной шестой. Классификация действий и ее влияние на нормы шариата. В исламе все действия человека разделяются на "запрещенные" (ар), совершение которых наказуемо, а несовершение похвально; "нерекомендуемые" (макрх), совершение которых ненаказуемо, но воздержание от которых похвально; "безразличные" (муб) для Законодателя, относительно которых не установлены никакие нормы; "рекомендуемые" (мандб, сунна), совершение которых похвально, но несовершение ненаказуемо; "обязательные" (вджиб, фар), совершение которых поощряется, а несовершение наказывается. Все, что служит таким действиям, подпадает под ту же норму, что и само действие. Эта классификация распространяется практически на все сферы. Примером может служить случай, когда покойный завещал больше, чем владел на момент смерти. В такой ситуации некоторые легаты (завещательные отказы движимости) должны быть проданы в определенном порядке. Англо-американские гражданские суды сперва продают имущество, не учтенное в завещании, затем имущество, переданное в соответствии со статьей о движимом имуществе, оставшемся после уплаты долгов, и, в конце концов, специально поименованное в завещании имущество. При этом наиболее специфическими считаются те части имущества, о которых покойный заботился в наибольшей степени. Таким образом, гражданский суд как бы исполняет его желание. Суд шариата будет продавать легаты в соответствии с пятичленной классификацией. Прежде всего последуют запрещенные легаты, затем те, которые служат нерекомендуемому, затем безразличные, затем те, которые считаются достойными поощрения, и на последнем месте всегда находятся обязательные. Продажа завещательных отказов движимого имущества для выплаты непризнанных долгов является обязательной, поскольку в противном случае могут пострадать неизвестные кредиторы. Завещательные отказы, которые являются обязательствами в отношении Бога, пользуются меньшей защитой, поскольку считается, что Бог может легче перенести эту утрату. Однако в рамках класса долгов в отношении Бога обычно следуют тем же общим принципам. Завещательный отказ имущества, служащий для чтения молитв Богу, продается прежде того, который используется для пожертвований неимущим. Однако этому классу завещательных отказов оказывается предпочтение по сравнению с теми, которые считаются безразличными и так далее. Подобные классификации, применяемые ко всем сферам человеческой деятельности, чрезвычайно распространены в исламском праве. Коран и сунна как источники исламского права. Одним из источников шариата является Коран как слово Божье, полученное в Откровении. В некоторых его стихах содержатся вполне законченные предписания. Однако, хотя и сказано: "О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах" (5:1), - в этих словах, ставших краеугольным камнем договорного права, не определено, какие формальности необходимо соблюсти при заключении контракта или каковы материальные последствия его нарушения. По мере расширения исламского государства и включения в его орбиту народов, знакомых с римской и иными правовыми системами, все более отчетливо выступала необходимость развития шариата и его приспособления к новым условиям. Важную роль сыграло обращение к хадисам - преданиям о поступках и словах Мухаммеда, его ближайших родственников, а также сподвижников. Собрание хадисов образует сунну - "закон", ориентир для каждого мусульманина. В исламском праве действует принцип, согласно которому сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран - для разъяснения сунны. При этом предполагается, что сунна не содержит установлений, принципиально противоречащих кораническим, и наоборот. Хотя традиционная мусульманская наука выработала сложную систему проверки хадисов на достоверность и их соответствующей классификации, в обширный их корпус могли попасть и подложные. Установлению таких хадисов западное востоковедение традиционно уделяло значительное внимание, причем его выводы часто не совпадают с тезисами исламского фикха. Четыре основные суннитские школы фикха. Наряду с Кораном и сунной источниками права, признаваемыми в суннитском исламе, служат иджм" ("единогласие") и ийс ("соизмерение"), или установление аналогии между рассматриваемым и зафиксированным в авторитетных источниках казусами. Различия между постепенно сформировавшимися школами исламской религиозно-правовой мысли, или мазхабами фикха, в значительной степени определялись тем значением, которое придавалось источникам, дополняющим авторитет текстов. Если захириты (араб. "хириййа" - "люди явного") признавали только ясно и недвусмысленно зафиксированные нормы авторитетных текстов, то батыниты (араб. "биниййа" - "люди скрытого"), прежде всего шииты, напротив, допускали фактически свободное нормотворчество имамов, которое лишь по видимости согласовывалось с авторитетными текстами посредством та"вл "толкования" последних. Хотя в суннитском исламе получили развитие многочисленные школы фикха, в дальнейшем в качестве равно авторитетных и не противоречащих друг другу были признаны четыре, сохранившиеся и в наше время. Это ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Юридическая методология каждой школы сочетает доводы авторитетных текстов с рассуждениями по аналогии, но в разных пропорциях. Ханбалиты предпочитают строгое истолкование авторитетного хадиса. Маликиты и ханафиты допускают большую свободу действий в каждом конкретном случае. Такие расхождения приводят к некоторым различиям в конечном результате. К примеру, все четыре школы признают предание, согласно которому верующий имеет право завещать треть своего имущества. Однако далее в нем делается следующий вывод: "И треть - это хорошо, и более того, ибо оставить своих наследников богатыми лучше, чем оставить их в нужде, просящими милостыню у других". В какой мере это правило служит дополнительной гарантией права завещать имущество, а в какой - является ограничением этого права, призванным защитить наследников умершего от обнищания, остается неясным. Это различие становится особенно значимым, когда умирает бедный человек, имущества которого едва ли достаточно, чтобы поддержать его родственников. В таком случае ханафиты признают право на завещание, но считают предпочтительным, чтобы покойный его не использовал. Ханбалиты настаивают на ограничении и запрещают лишать имущества кого-либо из наследников. При этом каждая школа признает полную ортодоксальность позиций других школ. Каждый суннит считается приверженцем одной из этих школ. В классическом мусульманском обществе в каждом крупном городе применяют четыре правовые системы. Однако каждая школа, или мазхаб пользуется особым покровительством и почетом в определенных местностях. Большинство ханбалитов проживает в Саудовской Аравии. Маликиты преобладают в Северной и Западной Африке; это единственная школа, признанная мусульманскими судами Марокко и Алжира. Шафииты составляют большинство в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии и северном Египте. Наибольшим распространением пользуется школа ханафитов. Среди ее приверженцев большинство мусульман России, Индии, Пакистана и Турции, она была официальной школой Османской империи. Ей оказывают предпочтение и в тех странах, которые возникли из бывших провинций Османской империи, таких, как Египет, Сирия, Израиль, Иордания и Ирак. Последователи шиитского ислама придерживаются самостоятельных юридических учений; многие из них отражают те социальные, исторические и религиозные тенденции, в результате которых и произошло их отделение от суннитского большинства.
Абсолютный и ограниченный иджтихад. К 10 в. возобладало мнение, что принципиальное истолкование авторитетных текстов уже осуществлено. Был объявлен запрет на абсолютный иджтихад, т.е. самостоятельный вывод факихом новых правовых норм, противоречащих основаниям существующих мазхабов. Вместе с тем внутри имевшихся правовых школ свобода нормотворчества сохранилась. Верующий может прибегнуть к фетве, или решению муфтия - знатока исламского права. Чтобы санкционировать намеченное действие или решить спорный вопрос, муфтий должен посредством кийас ("соизмерения") вывести авторитетное обоснование из примеров, содержащихся в руководствах для верующих данного мазхаба. Если авторитетные тексты недвусмысленно высказываются против задуманного действия, муфтий все-таки может найти ему оправдание при помощи одной из многочисленных уловок. Предположим, какой-то человек захотел, чтобы его имущество было разделено после смерти среди его детей иначе, чем этого требуют сложившиеся правила. В рамках законодательства о наследовании такая возможность отсутствует. Однако в рамках законодательства о благотворительных фондах (вакфах) он может учредить семейный вакф (при одном обязательном условии: если линия его потомков прервется, весь доход будет роздан среди бедных). Вместе с тем он может назвать определенных детей и их потомков пожизненными получателями дохода с переданного в вакф имущества.
Шариат и современное общество. Властная структура ислама при отсутствии церкви была своеобразным воплощением самого шариата, обязанного своей силой именно тому, что он не поддавался принципиальным изменениям и переработке. При этом идеи шариата, будучи идеальной картиной мусульманского общества, так и не были в полной мере осуществлены на практике. Уже на раннем этапе на смену уголовному и административному праву пришли светские указы и законы конкретных правителей, сохранивших за собой также право разрешать любого рода споры, которым не препятствовали ограничения, налагаемые шариатом. Контакты с западными торговцами требовали введения специальных судов и признания европейского торгового права. Влияние западной культуры в 19 в. привело к широкомасштабному заимствованию европейских юридических норм. Некоторые движения в 20 в. стремились восстановить роль шариата, однако в конце концов были приняты западные правовые кодексы с включением в них некоторых идей шариата. В большинстве мусульманских стран исламское право применяется сегодня лишь в области наследования, семейных отношений и благотворительных фондов. См. также АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ .
ЛИТЕРАТУРА
Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб, 1850 (репринт) Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ), тт. 1-3. Ташкент, 1911-1912 Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959 Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате в VII-XIII в. - В кн.: Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М., 1982 Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986 Сюкияйнен Л.Р. Средневековая мусульманская политико-правовая мысль. - В кн.: История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986 Ал-Хушани, Мухаммад. Книга о судьях. М., 1992

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ШАРИАТ" в других словарях:

    Прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    - (араб.). Собрание законов, основанных на Коране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАРИАТ [арабск.] совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране (КОРАН); мусульманское право. Ср.… … Словарь иностранных слов русского языка

    шариат - а, м., ШАРЬЯТ а, м. chariat m. <араб. sar at. Совокупность религиозных, бытовых правил и юридических норм феодального права, основанный на коране и действующий в некоторых мусульманских странах. БАС 1. Башкирец рад каждому случаю придраться к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от араб. шариа прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных… … Юридический словарь

    - (арабское шариа, буквально надлежащий путь), важнейшая часть мусульманского права, его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны, касающиеся поведения верующих мусульман. Конкретные нормы разрабатываются исламской системой нормативного… … Современная энциклопедия

    - (араб. шариа букв. надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений … Большой Энциклопедический словарь

    ШАРИАТ, шариата, мн. нет, муж. (араб.). У мусульман свод религиозных и бытовых правил, основанных на коране. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Шариат является основным сводом правил, норм и воззрений, регулирующим жизнедеятельность мусульман. В переводе с арабского понятие «шариат» означает «верный путь».

Шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни. Эта категория включает в себя как божественные откровения, так и мнение авторитетных по данному вопросу лиц. Однако ряд норм и правил имеет некоторые расхождения, так как в исламе существует множество различных течений и направлений, трактующих те или иные божественные откровения и Мухаммада (с.г.в.), опираясь на мнение собственных авторитетных богословов.

Шариат как свод определенных норм и правил опирается на ряд источников, из которых исламское вероучение и черпает те или иные предписания по определенным вопросам.

Основные источники Шариата

1. Священный Коран

Базовым источником Шариата служит Священное Писание, которое является наставлением Всевышнего. Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман. В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам.

2. Сунна

Она служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам. В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование сунне также является необходимым для верующих.

3. Иджма

Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма - единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам. Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения. Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.). Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы.

4. Кияс

Этим термином называют суждение по аналогии, то есть извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником Шариата. Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкогольные напитки, которые появились позже вина - виски, водка, коньяк и т.п., был установлен по аналогии с вином.

Остальные источники Шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой школы.

Категории Шариата

Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно Шариату, подразделяются на 6 основных категорий:

1. Обязательные (фард)

К первой категории относятся те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.

2. Необходимые (ваджиб)

Вторая категория включает в себя действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех. Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны. Например, в ханафитском мазхабе сюда относят , в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат.

3. Желательные (суннат)

Сюда относят желательные действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан.

4. Дозволенные (мубах)

Действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон.

5. Нежелательные (макрух)

К этой категории относятся действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и .

Заключительную группу составляют деяния, совершение которых запрещено исламским вероучением. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.

В целом, основной функцией Шариата является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль Шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.

Loading...Loading...