Древний баптистерий сан джованни восточные двери. Баптистерий святого иоанна крестителя во флоренции

Прежде чем предстать перед флорентийцами и гостями столицы Тосканы в своём современном узнаваемом облике, это здание прошло очень долгий путь. Первая постройка, положившая начало летописи баптистерия, появилась на площади Дуомо ещё в 4-м веке. Она также использовалась для церковных нужд, но тогда ещё не имела отношения к таинству крещения. Сооружение много раз перестраивалось, меняло свой облик и структуру. Лишь через несколько столетий, в самом начале 11-го века, в ходе очередной трансформации здание приобрело свою окончательную форму: стены сложились в правильный восьмиугольник.

Как только строительные работы были начаты, здание освятили. Сделал это папа Николай II 6 ноября 1059 года. При возведении строения мастера ориентировались на флорентийские каноны романского стиля. Материалом для внешней облицовки был выбран мрамор - белый каррарский и зелёный Prato. Работы подошли к концу в 1128 году. Тогда церковь была официально признана крестильней и освящена именем Иоанна Крестителя - покровителя . Баптистерий Сан-Джованни стал частью архитектурной группы, элементами которой являются , и музей Оперы дель Дуомо.

Декорирование крестильни Сан-Джованни велось ещё долго: во второй половине 12-го столетия пол покрыли мраморным орнаментом, в 13-м столетии был завершён восьмигранный купол, а также переделана апсида - из полукруглой она стала прямоугольной. Позднее внутренние пространства были покрыты мозаиками, авторами которых стали итальянские живописцы Коппо ди Марковальдо и Чимабуэ.

С 12-го века и на многие десятилетия баптистерий Сан-Джованни выполнял функции главной крестильни всей Флоренции. Именно в этих стенах были крещены такие великие уроженцы этого города, как Данте Алигьери и целые поколения рода Медичи. До 19-го столетия таинство приобщения христианству все флорентийцы приходили именно здесь.

В начале 20-го века здесь проводились археологические раскопки. В результате под зданием были обнаружены руины строения времён Древнего Рима. Посмотреть на мозаичный пол этой постройки и другие её части сегодня можно через решётку, которая закреплена перед алтарём.

Как добраться

Баптистерий Сан-Джованни воздвигнут на одноимённой площади Сан-Джованни (Piazza San Giovanni). Она в свою очередь переходит в площадь Дуомо (Piazza del Duomo), так что в качестве ориентира можно выбрать и её.

Точный адрес: Piazza San Giovanni, 50122 Firenze FI, Италия

    Вариант 1

    Автобус: маршрут C2 до остановки Olio.

    Пешком: обойдя стоящее здание по улице Via dei Pecori, можно сразу же попасть к баптистерию.

    Вариант 1

    Автобус: маршруты C1 и С2 до остановки Roma Duomo.

    Пешком: от неё по улице Via Roma можно дойти до площади за пару минут.

Баптистерий Сан-Джованни на карте

Двери и колонны баптистерия

Определённое время здание выполняло сразу две функции - собора и крестильни. В связи с чем возникла необходимость разделять потоки прихожан. Решить эту проблему помогли три отдельных равноценных входных портала, ориентированных на север, юг и восток. Большой вклад в оформление этих дверей внесли такие мастера, как Андреа Пизано и Лоренцо Гиберти. Они изобразили на поверхностях порталов библейские эпизоды из обоих заветов и историю Иоанна крестителя.


Помимо порталов, достойны внимания и колонны Сан-Джованни. Одна из них установлена вблизи северных ворот. Она посвящена Святому Зиновию - первому флорентийскому епископу. Согласно легенде, когда-то его мощи, хранящиеся на этой же площади, вызвали цветение старого дерева прямо посреди зимы. Именно на месте этого дерева и установили памятную колонну. Также особые колонны, выполненные из порфира, установлены по двум сторонам от Восточных ворот. Они были преподнесены в подарок городу жителями Пизы за военную помощь, которую флорентийцы оказали им в столкновениях с армией Лукки.


Южные ворота

Именно над этим порталом баптистерия Сан-Джованни работал ювелир и скульптор Андреа Пизано. Начав в 1330 году, он декорировал эти дверные створки целых шесть лет. Южные ворота покрыты бронзой, на которую Пизано нанёс гравировку. Вся их площадь разделена на 28 частей. На каждую из них искусно нанесены эпизоды из жития Иоанна крестителя. В некоторых из них его сопровождают Добродетели - представленные в аллегорической форме положительные свойства человека.


Северные ворота

Для того, чтобы выбрать профессионала, способного оформить вход в баптистерий, расположенный с северной стороны, был устроен конкурс. За право работать с этим порталом боролось несколько претендентов, среди которых был и Филиппо Брунеллески - известный итальянский архитектор. Однако победу в конкурсе одержал скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти. 23 года он кропотливо покрывал дверную поверхность изображениями сюжетов из Евангелия и Нового завета.
Члены Гильдии торговцев, которая выступала заказчиком, очень высоко оценили результат стараний ювелира. К Гиберти поступило предложение оформить ещё один портал, которое он тут же принял.


Восточные ворота

Над этим порталом Гиберти трудился ещё дольше - 27 лет подряд. Для помощи скульптору был основан отдельный цех для обработки бронзы. В итоге двери покрыли десять картин, на которых были изображены ветхозаветные сюжеты. По бокам Гиберти разместил лики святых. В городе есть легенда, согласно которой, Микеланджело, увидев эту работу, был так поражён, что назвал этот портал в баптистерий Сан-Джованни «Вратами Рая». Это название пришлось горожанам по вкусу, закрепилось и до сих пор используется при упоминании Восточных ворот.


Интерьер баптистерия

Убранство внутренних помещений сооружения достаточно интересно. Один из главных элементов интерьера - алтарь, который относится к началу-го 20 столетия и выполнен в нео-романском стиле. Его автором стал Джузеппе Кастеллуччи, который в своей работе взял за основу некоторые элементы оригинального алтаря 12-го века. Другая обязательная деталь - купель, которая была создана ещё в 14-м веке. Её украшают шесть барельефов из мрамора со сценами крещения. Внутри можно найти и погребальные памятники, в том числе и два римских саркофага. Некоторые элементы, которые прежде украшали интерьер баптистерия Сан-Джованни, сегодня находятся в музее Оперы дель Дуомо. Так, сегодня там можно увидеть деревянную статую кающейся Марии Магдалины и панели, вышитые шёлком и золотыми нитями, которые раньше находились на алтаре.


Особенно интересны мозаики баптистерия Сан-Джованни. Они созданы в золотом цвете и покрывают внутреннюю часть купола и апсиду. На последней видны Христос, Богоматерь, ангелы и апостолы. Фигуры окружены различными растениями. Пространство купола разделено на концентрические круги, в каждом из которых изображён какой-либо библейский сюжет. Так, здесь можно увидеть Деву Марию, Иоанна Крестителя и других персонажей Библии. Одним из центральных здесь является изображение Страшного суда. Нижней границей купола, отделяющей его от стен, является ярус небольшой ширины, на котором небольшие квадратные отверстия чередуются с ликами святых.


Стены баптистерия покрыты искусными фресками. Они были выполнены различными итальянскими мастерами в 13-м и 14-м веках. Наибольшую роль в их создании сыграл Коппо ди Марковальдо - известный итальянский живописец.


Время работы

Баптистерий Сан-Джованни доступен для посещений всю неделю. В будни и в субботу его двери открыты с 11:15 до 18:30, а в воскресенье - с 08:30 до 14:00.

Полностью закрывается здание только по большим праздникам, таким как 1 января, Пасха, Рождество (25 декабря) и в праздник Рождества Девы Марии, который приходится на 8 сентября.


Баптистерий Сан-Джованни - уникальное как по своей истории, так и по оформлению сооружение. Его внешнее и внутреннее убранство проработаны до мельчайших деталей, которые не рассмотреть на фото. Они стоят того, чтобы увидеть и исследовать их собственными глазами. А его стены помнят момент, когда был посвящён в веру сам Данте. Всё это делает баптистерий одним из главных объектов культуры и религии тосканской столицы.

Визитная карточка

Адрес

Piazza San Giovanni, Флоренция, Италия

Официальный сайт Баптистерия Сан-Джованни
Время работы

Ежедневно (кроме 1 января, 25 декабря, 8 сентября, Пасхи):
Понедельник-суббота - с 11:15 до 18:30rnВоскресенье - с 08:30 до 14:00

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Очень часто осмотр исторической части города рекомендуется начинать с кафедрального собора. Как водится, перед собором находится главная площадь, на которой кипит жизнь, а сам собор является архитектурным шедевром.
Но мы-то с тобой, читатель, в Неаполе - здесь все по-другому. Сказать по правде, из всех осмотренных неаполитанских церквей собор произвел наименьшее впечатление, возможно, это - следствие обманутых надежд. Во-первых, никакой площади нет и в помине: собор метров на десять отступает от красной линии виа Дуомо, так что говорить о площади не стоит. Во-вторых, все впечатления от архитектуры собора можно выразить одним словом - он БОЛЬШОЙ. Собор столько раз перестраивали в ногу со временем, что в итоге получилась неудачная эклектика.
Но это не значит, что смотреть здесь нечего. Просто нужно вычленять интересные детали, а мимо всего остального проходить быстрым шагом.
Собор стоит на одноименной улице (via Duomo), на отрезке между двумя Декуманами (среденй - via Tribunale и северной, имеющей на своем протяжении несколько названий). От Сан-Джованни-а-Карбонара можно дойти, перебежав через набитую автомобилями виа Карбонара и пройдя затем по спокойной via Luigi Settembrini. На последней можно увидеть роскошную барочную церковь Санта-Мария-Доннареджина-Нуова, в которой находится епархиальный музей. Последнее время я стал недолюбливать клерикальные музеи, на мой взгляд, брать деньги за осмотр реликвариев и потиров как-то нехорошо. Поэтому музей я все эти годы игнорировал, но если кто-то желает поглядеть, вот их сайт: http://www.museodiocesanonapoli.com

Теперь собственно о соборе. Фасад из-за отсутствия площади перед ним плохо фотографируется, вот так как-то:

Только не обманывайтесь: этой готике от силы 100 лет, это, так сказать, nuovissima gotica))). По идее собор и должен быть готическим, потому что его центральную часть стоили при Карле II Хромом (), но, видать, фасад несколько раз перестраивали по требованиям капризной моды. В XIX веке мода на готику вернулась, и результат перед Вами. Справа от главного входа находится вход в музей Tesoro di San Gennaro - еще одно крупное разочарование, причем достаточно дорогое (8 евро - цена приличной картинной галереи), но об этом в следующий раз.
Войдя в собор, Вы увидите огромный уходящий во тьму главный неф. Тьма - это не фигура речи, а правда истории: ни разу не видел неф нормально освещенным. Так что на фотографии, взятой из Вики, запечатлен какой-то необычайный момент, когда иллюминацию включили:

Но классическими тремя нефами с апсидами собор не ограничивается. Чуть пройдя по левой стене Вы обнаружите проем, ведущий в...прежний кафедральный собор. До Карла Хромого неаполитанский собор располагался вдоль, а не поперек виа Дуомо, и представлял собой классическую пятинефную базилику IV века. Этот прежний собор именуется Санта-Реститута. Постройка нового собора превратило собор прежний в заурядную боковую капеллу, хоть и огромного размера. "Задняя" часть Санта-Реституты была отрезана от основной и стала частью нового собора, потом крайние нефы были поделены стеночками на отдельные капеллы. В результате в нынешней Санта-Реституте очень трудно опознать раннехристианскую базилику: она стала непропорционально широкой, а боковые капеллы начисто мешают "увидеть" прежние нефы. Впрочем, смотрите сами:

Барочные росписи покрыли стены Санта-Реституты, и лишь в двух местах можно увидеть следы прежнего кафедрального собора.
Во-первых, под фреской в апсиде удалось обнаружить лик Спасителя, чудом сохранившийся с IV века. С него смыли последующие слои штукатурки, и теперь Он строго смотрит на посетителей, окруженный легкомысленными барочными пупсиками ангелами.
Во-вторых, в одной из боковых капелл слева - Мадонна-дель-Принчипио - можно увидеть мозаику XIII века:

Богородице предстоят святая Реститута и святой Януарий. О Януарии расскажу подробно в следующий раз, а вот с Реститутой дело обстояло так. Ее пытали, терзали, рвали, а затем посадили в лодку, набитую легковоспламеняющимися веществами, подожгли и отправили в море. Лодка проплыла от берегов Северной Африки до острова Искья и так и не сгорела; местная христианка Луцина нашла нетронутое огнем и тлением тело мученицы в лодке; мощи были погребены на Искье, а затем перенесены в Неаполь. Так гласит легенда. По всей видимости почитание африканской мученицы было принесено в Неаполь православными, бежавшими от преследований вандалов-ариан (так в Неаполь попал епископ Гаудиоз, катакомбы его имени нам ).
Я бы ни за что не повел Вас в Санта-Реституту, если бы отсюда не было бы волшебной дверцы, ведущей в баптистерий. Вот баптистерий пропустить нельзя ни в коем случае, потому что он - один из древнейших из сохранившихся в Западной Европе. Есть еще прославленные равеннские баптистерии (арианский и православный), а также латеранский баптистерий в Риме, но неаполитанцы уверенно считают свой самым древним (о баптистериях полезно почитать хотя бы здесь: http://www.pravenc.ru/text/77506.html). Известно, что баптистерий в Неаполе существовал при епископе Севере (363-412), далее есть сведения, что баптистерий строил епископ Сотер в 465 году, а поскольку в одном городе навряд ли было две крещальни, предполагается, что речь идет об одном и том же сооружении.
Вход в баптистерий справа от главного алтаря Санта-Реституты, билетик стоит 1,5 евро и продается в одной из капелл справа (служитель не любит сидеть на рабочем месте, придется походить вокруг со скучающим видом, тогда он появится откуда-нибудь). Фотографировать запрещено (официально), но поскольку посетителей никто не сопровождает, на запрет можно плюнуть (только не плюйте к купель - неловко как-то). Мозаики сохранились фрагментарно; очень смешно читать описание, в котором, к примеру, написано: "сохранилась только нога персонажа, предположительно представлена сцена Крещения Господня). Что смог запечатлеть, то показываю:
1. Купол:

2. Люнеты:



б) Traditio legis - распространенный сюжет: Христос передает апостолам свитки закона

в) Чудесный улов рыбы (Ин. 21):

Есть еще символы евангелистов, а все остальное не пощадило беспощадное время и такие же беспощадные средневековые реставраторы.
Вот здесь мы прервемся. В следующий раз я постараюсь познакомить Вас со святым Януарием - покровителем Неаполя и показать Вам in situ его реликвии. Если Вы любите чудеса, то не отключайтесь.

Самым старым из дошедших до нас зданий Флоренции считается баптистерий. Постройка расположена на площади Дуомо, в центральной части города. Кроме баптистерия, который называется Сан-Джованни (также он носит имя Св. Иоанна Крестителя), на Соборной площади стоит и центральный собор Флоренции – Санта-Мария-дель-Фьоре. По словам ученых и археологов, баптистерий был построен тогда, когда самого собора еще не было.

Вообще, баптистерий – это специальное здание для крещения людей. Первые постройки такого рода появились в IV столетии нашей эры, а с IX века стали приходить в упадок. Такая ситуация связана с конструкцией и предназначением баптистериев. Изначально, они строились для обращения в христианскую веру взрослых людей, для чего внутри строились большие купели. Позже христианство стало более популярной религией, и крестить людей стали в младенчестве, в связи с чем большие купели стали не нужны. И уже в ХХ столетии баптистерии вновь стали востребованы, опять так, в связи с ростом числа взрослых людей, желающих стать крещенными.

Флорентийский баптистерий исследователи относят к XI-XII столетиям (хотя, старинная крестильня известна тут еще с V века). В древние времена на месте этой постройки высился языческий храм, посвященный одному из богов римского пантеона. Предположительно, это был бог войны Марс. В документах встречается точная дата – 4 марта 897 года, которая является первым официальным упоминанием о баптистерии. Тогда представитель императора Рима во Флоренции вел судебное заседание напротив базилики Сан-Джованни.

В 1059 году начинается реконструкция постройки. Папа Римский Николай ІІ отдал указ о перестройке здания, а позже лично освятил его. Финалом строительных работ стало создание купола с восемью гранями, который и поныне накрывает крестильню. Кроме того, к постройке добавили апсиду (низкий выступ, покрытый куполом), где установили специальный алтарь.

Заканчивали здание в XII веке. К 1128 году постройка носила почетный статус кафедрального собора Флоренции (Санта-Мария-дель-Фьоре еще не возвели), а позже получила официальное наименование – «баптистерий». Здание покрывается крышей, на которой устанавливается фонарь. Стены, сложенные песчаником, закрываются мрамором белого и зеленого цвета. Баптистерий был окончательно завершен сооружением кафедры проповедника в самом начале XIIІ столетия.

Интерьер

Внутреннее декорирование началось одновременно с внешней отделкой. Ответственность на работы внутри здания взяло на себя уважаемое объединение жителей Флоренции – гильдия суконщиков. Для работы были приглашены известные мастера Италии и других стран. В интерьере преобладают золотой (мозаики), белый и зеленый (стены) цвета.

Структура стен баптистерия сохраняется и внутри. Восемь ребер сходятся в центральной точке купола, роспись которого представляет собой впечатляющее зрелище. Фрески тут создавались художниками из Венеции в XIII-XIV веках. В центре одной грани крестильни находится внушительных размеров фигура Иисуса Христа. Его окружают росписи с сюжетами Страшного Суда (на трех гранях). Еще пять граней украшены библейскими сценами (например, тут есть сюжеты Небесной иерархии). Нашлось на стенах здания место и покровителю, именем которого назван баптистерий – Сан-Джованни (его знают и как Св. Иоанна).

Расписанный купол с полом связывает несколько элементов. Первый – переходный от купола к стенам – представляет собой узкую поверхность с квадратными окнами. Второй элемент – это непосредственно стены. Они тут украшены колоннами, которые гармонично разделяют стены на отдельные части. В стенах прорезаны окна, декорированные лепкой. У самого пола колонны стен связываются с орнаментом.

Главным объектом интерьера была купель, которая находилась в центре. К сожалению, ее уничтожили в XVI столетии. До наших времен дошла другая купель (Крестильный источник), установленная у одной из стен баптистерия. Другие архитектурные элементы здания: усыпальница Бальтазара Коссы, больше известного под именем лжепапы Иоанна XXIII (расписана одновременно с куполом), римские саркофаги, алтарь и статуя Магдалины из дерева (ее создал сам Донателло).

Восточные ворота

Из трех входов в баптистерий Сан-Джованни наиболее известным является восточный. Он был создан скульптор Лоренцо Гиберти в 1425-1452 годах. Двери эти получили название «Райские врата» или «Врата Рая», настолько прекрасны они были. На средства еще одного городского объединения – гильдии купцов – художник создал 10 позолоченных панелей, и встроил их в двери. По бокам были размещены дополнительные объемные фигуры (Гиберти был вынужден разместить фигуры вне панелей из-за большого количества персонажей). А одним из небольших объектов во внешней раме дверей стало лицо самого Лоренцо Гиберти. Оригинальные панели сейчас хранятся в музее Дуомо, а «Врата Рая» оформлены качественными копиями.

Баптистерий Святого Иоанна Крестителя – это одна из трех основных составляющих архитектурного ансамбля , знаменитого символа Флоренции.

Путешественник, вошедший на (Piazza del Duomo) со стороны главного входа в Дуомо, непременно отметит на переднем плане приземистое здание. Это необычное строение и есть крестильня, названная именем небесного покровителя Флоренции святого Иоанна. По-итальянски название баптистерия звучит так: Баптистерий ди Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) .

Место, на котором нынче красуется здание крестильни, издавна считалось сакральным для обитателей этой части итальянских земель. Сохранились сведения о том, что в 1 веке нашей эры, в данной части Соборной площади, был построен храм, посвященный одному из жителей Олимпа, возможно, воинственному Марсу. В 7 веке н.э. здание претерпело значительные изменения, чтобы к 9 веку преобразиться в романскую базилику.

В 897 году название здание связывали с именем святого Иоанна. А в 11 веке религиозная постройка получила свою замечательную форму правильного восьмигранника. В таком виде здание было освящено благодатью папы Николая II.


12 век выдался знаковым для данной достопримечательности. В 1128 году она получила статус баптистерия . На протяжении этого столетия строители надстраивали крышу и увенчали ее небольшим фонарем. Также велись активные работы по обшивке стен здания полихромным мрамором, белым и зеленовато-серым. В самом начале 13 века крестильня получила пристройку в виде прямоугольной кафедры (scarsella).

Кстати, в период с 9 по 12 века, баптистерий совмещал в себе функции кафедрального собора и крестильного дома. Для того, чтобы прихожане имели возможность свободно посещать проповеди священников и поучаствовать в обряде крещения, в здании баптистерия есть три пары ворот. Поверьте, каждая из них имеет особое значение.

Ворота

Первым свою руку к украшению порталов приложил талантливый средневековый мастер Андреа Пизано (Andrea Pisano ) . Его заботам были вверены бронзовые двери, иначе именуемые Южными воротами в крестильный дом. Работа над Южными воротами заняла 6 долгих лет, начиная с 1330 года. На золотистой бронзовой поверхности створок Пизано выгравировал сцены из жития Иоанна крестителя, снабдив их аллегорическими изображениями Добродетелей. 28 картин, сработанных не без помощи ювелирных дел мастеров, вызывают восхищение и трепет у гостей Флоренции.


Северный вход в Баптистерий Святого Иоанна после длительного и напряженного конкурса получил в свое распоряжение Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti) .

Одним из проигравших соперников оказался сам Бруннелески, автор непревзойденного купола Кафедрального собора Дуомо . Гиберти корпел над Северными воротами с 1401 по 1424 года, покрыв их рисунками на тему Нового Завета и Евангелия.

Неподалеку Северных ворот находится колонна, посвященная первому епископу флорентийскому Святому Зиновию. Его мощи были помещены в Дуомо, где и хранятся по нынешний день. По преданию местных жителей, гробница с останками святого заставила зазеленеть старый вяз, посреди суровой зимы. На месте того чудесного вяза впоследствии был установлен мраморный монумент.
Северные ворота настолько впечатлили заказчиков из гильдии торговцев, что Лоренцо Гиберти практически без проволочек приступил к работе над третьим порталом баптистерия, Восточным . Полет творческой мысли мастера был настолько всеобъемлющ, что ему понадобилась собственная мастерская по работе с бронзой. Общий период работы над Восточными воротами составил 27 лет. На деньги, выделенные гильдией купцов, Гиберти создал настоящие Ворота Рая.

Восточные врата разделены на 10 отдельных картин из бронзы, каждая размером 5 на 2. Все картины – иллюстрация историй из Ветхого Завета, в обрамлении ликов святых. Легенда гласит, что название «Врата Рая» Восточному входу в баптистерий дал сам , пораженный отточенностью деталей и красотой выполненных рисунков. А сияние свежее обработанной бронзы только дополнило невероятные впечатления от створок ворот.

Внутреннее убранство

Внешняя отделка трехъярусного баптистерия удачно гармонирует с устремленной ввысь и зданием Кафедрального собора Санта-Мария-дела-Фьоре. Однако внутренний декор крестильного здания поражает глубиной проработки и огромной ценностью.


Белый мраморный купол баптистерия изнутри представляет собой просто фантастическое зрелище . Восемь потолочных граней сходятся в одной точке – крошечном пятачке естественного света, высоко под самым фонарем-лантерной. Лучи дневного света наполняют объемом красивейшие во всей Флоренции и Тоскане фрески. Росписью потолка занимались различные итальянские мастера в период с 13 по 14 столетия.


Особенно выделяется образ Иисуса, окруженный ангелами небесными, делами мирскими и грехами смертными. Сцена страшного суда занимает три смежных грани купола. Остальные плоскости расписаны сценами из священного писания. Здесь можно полюбоваться на сотворение жизни на Земле, а также Небесную Иерархию, отыскать фигуры Иоанна Крестителя и Девы Марии. Особый вклад в создание фресок внес художник Коппо ди Марковальдо (Coppo di Marcovaldo ) .


Купол от стеновой части отделяет узкий горизонтальный ярус, украшенный окошками и ликами святых. Стены, или так называемый, нижний ордер здания, имеют классическую романскую отделку. То есть вертикальное разделение пространства благодаря колоннам. Парные окна с округлыми арками отделаны причудливой лепниной и несут более декоративную нагрузку, чем функциональную.

Если опустить взгляд еще ниже, то можно насладиться сочетанием колон и крупного геометрического орнамента. Этот ансамбль органично связывает богато расписанный потолок и скромный декор пола.

Не оставит равнодушным посетителей кафедра баптистерия, украшенная фресками конца 13 века. Также внутри крестильни Святого Иоанна находятся саркофаг епископа Раньери и мемориал Иоанна XXIII. Над созданием гробницы самопровозглашенного папы потрудились сразу два талантливых итальянца – Микелоццо и (Donatello).
У стены баптистерия скромно расположился крестильный источник. Именно ему обязаны многие поколения флорентинцев обрядом посвящения в католическую веру. С 9 века и вплоть до конца 19 столетия два раза в год в этом источнике совершалось таинство крещения. В свое время (Dante Alighieri) был настолько впечатлен величием баптистерия, что упомянул крестильный источник в своем самом значительном произведении, Божественной комедии.

В качестве особой памятки о прошлом великого города, в здании баптистерия находится гробница одного из представителей семейства Медичи. Еще одна приятная деталь – деревянная статуя Магдалены, выполненная мастером Донателло в средине 15 века.

Как добраться и время работы

Крестильня находится в центре Флоренции на площади Дуомо, прямо перед собором Санта-Мария-дела-Фьоре. К Piazza del Duomo можно добраться следующими номерами автобусов: 6, 17, 14, 22, 23, 36, 37, 71.
Крестильня принимает посетителей по всем дням с 11:15 до 19:00, кроме воскресенья; в воскресенье – с 8:30 до 14:00. В большие церковные праздники баптистерий открыт с 8:30 до 19:00.


Для того, чтобы насладиться красотой и величием построек на Соборной площади, гостям города предлагается купить комплексный билет стоимостью в 10 евро. За эти деньги путешественник сможет побывать в:
  • Кафедральном соборе и подняться под его купол;
  • Баптистерии Сан-Джованни;
  • Колокольне Джотто;
  • Склепе Санта-Репарата;
  • Музее Дуомо.

Срок действия такого билета – 24 часа с момента посещения первой .
Очень надеюсь, что вы сумеете найти время и вдохновение для посещения столь грандиозной флорентийской достопримечательности, как Баптистерий Святого Иоанна. Потрясающая смесь величия, красоты и неизбывное чувство соприкосновения с самой историей. Соборная площадь вместе со всеми ее постройками – это самый настоящий кладезь сильных впечатлений. А затем, на смену восторгу и удивлению, в душу закрадываются мир и спокойствие. Желаю вам только приятных эмоций!

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Баптистерий Сан-Джованни – это старинное здание рядом с собором Санта-Мария-дель-Фьори на Соборной площади. Построенный еще в 5 веке, баптистерий являлся местом крещения практически всех флорентийцев вплоть до 19 века! Даже знаменитого Данте Алигьери и представителей правящих кругов Флоренции – семейства Медичи.

История возникновения баптистерия Сан-Джованни

Баптистерий Сан-Джованни по праву считается одним из самых первых строений во Флоренции. Примечательно, что до возведения баптистерия на этом месте располагался языческий храм Марса – главного бога войны в античном веровании.

Первоначальное здание было построено еще в 5 веке. Баптистерий был освящен в честь Иоанна Крестителя и предназначался для обряда крещения флорентийцев.

Реконструкция

В 1059 году баптистерий Сан-Джованни был перестроен. Практически полностью реконструированный баптистерий открыл свои двери для жителей Флоренции в 1129 году. В это же время в нем был установлен алтарь в полукруглой апсиде, а здание было отделано мрамором.

Уже позже рядом с баптистерием были построены главный кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто.

Современное время

Находясь на главном историческом месте Флоренции — Соборной площади, просто невозможно обойти вниманием баптистерий Сан-Джованни. Одно из самых старинных зданий города представляет огромную историческую и художественную ценность.

Архитектура баптистерия Сан-Джованни

Внешне баптистерий выглядит достаточно скромно, но его истинным достоянием являются невероятно красивые ворота с южной, восточной и северной стороны. А внутри – несколько настоящих произведений искусства.

Фасад

Изумительное здание в форме восьмигранника в романском стиле выглядит достаточно сдержанно и имеет мраморную отделку в бело-зеленой гамме. Построенные позже собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто сочетаются с баптистерием по цветовой гамме и выглядят очень органично в едином архитектурном ансамбле.

Восьмигранная форма баптистерия имеет важное религиозное значение. Каждая грань относится к одному из семи дней творения мира богом, а восьмая грань означает крещение, когда человек как бы заново рождается.

Ворота

Особую ценность в архитектуре баптистерия Сан-Джованни представляют его знаменитые ворота: южные, северные и восточные. Такое количество ворот объясняется тем, что крещение в храме проводилось два раза в год, а люди, желающие креститься и собиравшиеся на входе, собирались почти со всей Флоренции.

Фото: Kiev.Victor / Shutterstock.com

Южные ворота

С юга – самые старинные двери, выполненные еще Андреа Пизано в 30-е годы 14 века. Они украшены 28 барельефами. Часть барельефов посвящена сценам из жизни Иоанна Крестителя, а часть содержит символическое изображение Основных добродетелей.

Северные ворота

Северные ворота были изготовлены в период 1401-1424 гг. другим архитектором — Лоренцо Гиберти. Они также состоят из 28 изумительных барельефов, но уже с изображением сцен из Нового Завета. На северных воротах барельефы выполнены в готическом стиле.

Восточные ворота

Ворота с восточной стороны наиболее знамениты своими 10 позолоченными барельефами. Эти ворота были созданы позже остальных – уже в 1425-1452 гг., тем же Лоренцо Гиберти. Барельефы повествуют о библейских историях. Настоящее произведение искусства, северные ворота через 50 лет были названы «вратами рая» никем иным, как самим Микеланджело!

Для сохранности восточные ворота были перенесены в музей Дуомо, находящийся поблизости на той же Соборной площади. А баптистерий в настоящее время украшает их точная копия. Так что не упустите возможность увидеть оригинал потрясающе декорированных ворот Гиберти в музее!

Интерьер

Внутреннее убранство баптистерия Сан-Джованни гораздо богаче и ярче его внешнего облика. Стены и пол также выполнены из мрамора, а возле каждой стены установлены монументальные колонны.

Фото: Vladislav Gurfinkel / Shutterstock.com

Главную ценность в баптистерии представляет восхитительный купол, украшенный мозаикой работы 13-14 веков. Над созданием мозаики трудились византийские мастера. В ее центральной части изображены сцены из библейского Страшного суда с фигурой Иисуса Христа.

Также в баптистерии располагается алтарь 13 века и купель 16 века. К сожалению, ранее располагавшийся здесь знаменитый Крестильный источник, описанный Данте в «Божественной комедии», не сохранился.

Еще в баптистерии можно увидеть гробницу антипапы Иоанна XXIII, выполненную известными скульпторами Донателло и Микелоццо, саркофаг епископа Раниери и более ранние саркофаги древнеримского периода.

Другим произведением искусства, хранящимся в стенах баптистерия, является статуя Магдалины работы Донателло (15 век).

Как добраться до баптистерия Сан-Джованни

Располагается баптистерий Сан-Джованни на Соборной площади (Piazza del Duomo) рядом с кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьори (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) и колокольней Джотто (Campanile di Giotto).

Эту площадь легко найти – она находится прямо в историческом центре города. А высоченный красноватый купол собора трудно не заметить даже издалека!

Часы работы баптистерия

Баптистерий Сан-Джованни открыт для посещения:

  • с понедельника по субботу с 11.15 утра до 18.30 вечера;
  • в воскресенье и в дни религиозных праздников – с 8.30 до 14.00.

Стоимость билета

Купить отдельный билет в баптистерий Сан-Джованни по состоянию на 2019 год невозможно. Если вы решили посмотреть прекрасное творение внутри, то необходимо приобрести единый билет для осмотра соборного комплекса за 18 Евро.

В стоимость билета включается посещение баптистерия, колокольни Джотто, остатков старинной церкви Санта-Репарата и подъем на смотровую площадку купола собора.

Единый билет можно приобрести Билеты можно купить напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura, либо заранее на официальном сайте собора Санта-Мария-дель-Фьори www.ilgrandemuseodelduomo.it .

Посетите также

Рядом с баптистерием Сан-Джованни находятся также не менее знаменитые кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто, на которые можно подняться и охватить взглядом весь город.

Также стоит посетить музей Дуомо, расположенный неподалеку. Там находятся оригиналы ворот баптистерия, различные реликвии и скульптуры из собора и колокольни, помещенные туда для сохранности. Осмотр главного собора – бесплатно.

Экскурсии по Флоренции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Loading...Loading...