Где зажигается благодатный огонь на пасху. «Святой свет»: могут ли учёные объяснить схождение благодатного огня? Почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху

В Великую субботу со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий.

На протяжении многих сотен лет люди стараются понять - откуда берется Благодатный огонь. Верующие уверены, что это настоящее чудо - Божий дар людям. Ученные с таким утверждением не согласны и пытаться найти объяснение данному феномену с научной точки зрения.

Благодатный огонь

По многим свидетельствам, как древним, так и современным, появления Благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, но наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного огня в Великую субботу, накануне Светлого Воскресения Христова.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

© photo: Sputnik / Алексей Куденко

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения огня был апостол Петр — узнав о Воскресении Спасителя, он поспешил к гробнице и увидел там, где прежде лежало тело, удивительный свет. Две тысячи лет этот свет каждый год нисходит на Гробе Господнем Благодатным огнем.

Храм Гроба Господня был воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке. И самые ранние письменные упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются именно IV веком.

Храм своей громадной кровлей накрывает и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего.

Схождение

Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами.

Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь.

На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Иногда его молитва длится долго, но есть интересная особенность — Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Чудо или фокус

У этого чудесного явления в разные времена было много критиков, которые пытались разоблачить и доказать искусственное происхождения огня. В числе не согласных выступала и католическая церковь. В частности, Папа Римский Григорий IX в 1238 году выступил с несогласием о чудотворности Благодатного Огня.

Не понимая истинного происхождения Благодатного огня, некоторые арабы пытались доказать, что Огонь, якобы добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, но прямых доказательств у них нет. При этом, они даже не являлись свидетелями этого чуда.

Современные исследователи также, пытались изучить природу этого явления. По их мнению, искусственно огонь добыть возможно. Также возможно и самовозгорание химических смесей и веществ.

© AFP / Ahmad Gharabli

Но ни одно из них, ни схоже с появлением Благодатного Огня, особенно с его удивительным свойством - не обжигать в первые минуты своего появления.

Ученые-богословы, представители различных конфессий, в том числе и православной Церкви не раз заявляли, что возгорание свечей и лампад в Храме от якобы "священного огня" - это фальсификация.

Наиболее известны высказывания в середине прошлого века профессора Ленинградской духовной Академии Николая Успенского, который считал, что в Кувуклии огонь зажигают от потайной скрытой лампады, свет которой не проникает в открытое пространство Храма, где все свечи и лампады в это время бывают потушены.

В тоже время, Успенский утверждал, что "огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного".

Российскому физику Андрею Волкову, как утверждают, несколько лет назад удалось провести некие измерения на церемонии схождения Благодатного огня. По словам Волкова, за несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Ну а пока ученные пытаются найти научные подтверждения этому феномену, и в противоположность полной бездоказательности утверждений скептиков, чудо схождения Благодатного огня является ежегодно наблюдаемым фактом.

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники — оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и интернету, на сайте Иерусалимского православного патриархата.

© photo: Sputnik / Валерий Мельников

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, вошел с пучком свечей патриарх, одежды которого были специально осмотрены. Из нее он вышел с горящим факелом из 33 свечей и это неоспоримый факт.

Поэтому ответом на вопрос, откуда берется Благодатный огонь, может быть только один ответ - это чудо, а все остальное это просто неподтвержденные домыслы.

И в заключении — Благодатный Огонь подтверждает обещание Воскресшего Христа апостолам: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".

Считается, что, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, это будет знаком наступления власти антихриста и скорого конца света.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.

Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со всего мира - в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Долго длится иногда его молитва… И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту - весь храм в огне.

Вначале имеет особые свойства - он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую Субботу - накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность - Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

Как-то раз другая община, живущая в Иерусалиме, - армяне, тоже христиане, но отступившие от святого Православия еще в IV веке, - подкупили турецкие власти, чтобы последние именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу допустили в пещеру - Гроб Господень.

Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась, и из нее вышел столп огня, который зажег свечи у православных.

С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день в Гробе Господнем.

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников - священнослужителей и мирян - по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.
**image3:center***

Благодатный огонь - один из сильнейших символов веры и подтверждение её истинности у православных христиан. В очередной раз он сошёл с небес в минувшую субботу 15 апреля в Иерусалиме в храме Гроба Господня (возведён в IV веке по указу римского императора Константина и его матери царицы Елены на том месте, где земной путь Христа был завершён) в преддверии Великого праздника Православной Пасхи Христовой. В этом году совпали Пасхалии Православной и Католической веры.

Благодатный огонь: чудо или рукотворная реальность?

Объяснить силу и природу Благодатного Огня учёные и атеисты пытаются давно, но пока попытки не увенчались успехом. Верующие люди принимают огонь, как высшую божью благодать, не ставя и под малейшее сомнение его божественную природу. Скептики и атеисты тщательно пытаются объяснить данный феномен с научной точки зрения, и думаю, это тоже нормально.

Я не стала публиковать эту статью в канун праздника Пасхи, как было задумано первоначально, уважая чувства истинно верующих людей, дабы не выглядели мои рассуждения покушением на святыню святых.

И всё-таки, попробуем разобраться в тайне и природе схождения Благодатного огня.

Как совершается подготовка к приёму Благодатного Огня

Не первое тысячелетие Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня в Иерусалиме и только в преддверии православной Пасхи при соблюдении ещё нескольких условий.

Первые упоминания этого явления датируются IV веком, их находят у церковных историков.

Яркое описание, полное глубины пережитых чувств, даёт в своей книге «Я видел Благодатный Огонь» архимандрит Савва Ахиллеоса, который более 50 лет был главным послушником при Гробе Господнем. Вот фрагмент книги о том, как снисходит Благодатный огонь:

«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.

О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…

… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы....»

Информация взята с сайта https://www.rusvera.mrezha.ru/633/9.htm

Благодатный Огонь в храме Гроба Господня, подготовка к схождению

Церемония подготовки к схождению Огня начинается почти за сутки до начала Православной Пасхи. Храм Гроба Господня, вмещающий 10 тысяч человек, спешат посетить в эти дни не только православные верующие, но и другие христиане, мусульмане, туристы-атеисты. Здесь же присутствуют представители еврейской полиции, зорко следящие не только за порядком, но и за тем, чтобы никто не внёс в храм огня или приспособлений, вызывающих его.

Затем на центр ложа Гроба Господнего устанавливается незажённая лампада с маслом, здесь же располагают пучок свечей в количестве 33-х штук - число годов жизни Иисуса Христа. По периметру ложа укладывают кусочки ваты, по краям крепится лента. Всё проделывается при строгом наблюдении еврейской полиции и представителей мусульманства.

Важно, что явление схождения Огня обеспечивается обязательным присутствием в храме трех групп участников:

  1. Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению один из архиереев Иерусалимского патриархата.
  2. Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
  3. Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью, заявляющих о себе шумным нетрадиционным исполнением молитв на арабском языке.

Замыкает праздничную процессию Православный Патриарх в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей, которые обходят самые святые места храма, трижды обходят Кувуклию (часовня над Гробом Господним).

Затем Патриарх разоблачается от риз, демонстрируя отсутствия спичек и иных вещей, способных вызвать огонь, и входит в Кувуклию.

После чего часовню закрывают, вход опечатывает местный ключник-мусульманин.

Присутствующие с этого момента ждут выхода Патриарха с Огнем в руках. Интересно, что продолжительность ожидания схождения каждый год разная: от нескольких минут до несколько часов.

Момент ожидания является одним из самых сильных в вере: верующие знают, если Огонь не будет спослан свыше - храм будет разрушен. Потому прихожане причащаются и усердно молятся, прося даровать им Святой Огонь. Молитвы и обряды продолжаются до появления благодатного Огня.

Как сходит Благодатный Огонь

Примерно так описывают атмосферу ожидания Святого Огня люди, присутствующие в храме в разное время. Явление схождения сопровождается появлением в храме небольших ярких вспышек, разрядов, сполохов то тут, то там...

При съёмке замедленной камерой огни особенно хорошо видны у иконы, расположенной над Кувуклией, в районе купола Храма, у окон.

Мгновение спустя, уже весь храм озаряется бликами, молниями и тут же.. двери часовни распахиваются, появляется Патриарх в руках с тем самым Огнём, ниспосланным с Небес. В эти моменты свечи в руках отдельных людей самопроизвольно воспламеняются.

Невероятная атмосфера радости, восторга и счастья заполняет всё пространство, оно воистину становится энергетически уникальным местом!

Первое время Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, люди буквально умываются им, зачерпывают ладошками, поливая на себя. Не бывает случаев возгорания одежды, волос иных предметов. Температура огня составляет всего 40ºС. Имеются случаи и свидетели исцеления недугов и болезней.

Говорят, что капельки воска, падающие со свечей, называемые Благодатной росой, останутся на одежде людской навсегда, даже после стирки.

А в дальнейшем от благодатного Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму, хотя есть случаи в районах близ храма их самовозгорания. Авиарейсами Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, и так по всему миру в том числе и в Россию. В близлежащих к храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.

Были опасения, что в это году Огонь не сойдёт по причине того, что учёные-археологи осенью 2016 года в научных целях вскрыли гробницу с Гробом Господнем, в котором по приданию покоилось тело Иисуса Христа после распятия. Опасения были напрасны.

Видео о схождении Огня в Иерусалиме.

Научное объяснение Благодатного Огня

Как наука объясняет природу Святого огня? Никак! Нет научно-подтверждённых доказательств сего явления. Как и нет научных трактований всех вещей, происходящих по воле Божьей. Надо принять факт Огня, как божественную суть.

Попытки как-то объяснить природу этого явления, скорее носят разоблачительный характер, как это обычно бывает, стремление уличить Церковь в неискренности, обмане, сокрытии правды.

А в самом деле, почему Огонь сходит только у Православных христиан? Ну, бог то един, веры лишь разные? И почему день празднования православной Пасхи каждый год выпадает на разные даты календаря, а огонь сходит в нужное время? Кстати, в прошлом, схождение его наблюдалось ночью с наступлением Великой субботы перед Пасхой, сейчас это происходит днём, ближе к полудню.

Благодатный огонь - это миф

Какие доводы приводят скептики, разоблачающие чудо схождения Святого Огня, тем самым, пытаясь развеять мифы о божественной природе огня в храме Гроба Господня:

  • Огонь в нужный момент получается от эфирных масел, заранее распылённых в атмосферу храма и способных к самовоспламенению.
  • Свечи, которые выдают в лавке храма пропитаны особым составом, который насыщает атмосферу храма, вызывая те самые всполохи и самопроизвольное возгорание свечей.

Но ведь возгорались и другие свечи, которые страстные скептики приносили с собой в храм.

  • Самопроизвольным возгоранием обладают некоторые вещества, например, белый фосфор. Концентрированная серная кислота при соединении с марганцем воспламеняется самопроизвольно при этом пламя не обжигает. Не обжигает некоторое время огонь, при горении эфиров. Но лишь первые мгновения.

Божественный огонь не жжёт спустя время.

  • Вот ещё один рецепт получения самовоспламенения:

«…вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Огонь обладает ярким светом и блестящим сиянием».

  • Феномен огня можно объяснить, как результат взаимодействия потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.

Но почему именно здесь и в данное время? Неубедительно!

  • Быть может, разгадка кроется в геофизике? Земля Иерусалима очень старая, кроме того храм расположен в уникальном месте, на древних тектонических плитах.

Возможно данный факт способствует явлению.

  • А может и сами верующие, собравшиеся у Храма Господня, своей энергетикой возбуждения, особым состоянием нервной системы в предвосхищении чуда способны генерировать энергетические потоки, которыми и так не бедны места паломничества.
  • Не признаёт чудесную природу огня и Католическая церковь.
  • Много шума в 2008 году наделало интервью патриарха Иерусалимского ФеофилаIII российским журналистам, в котором он приблизил явление схождения Благодатного Огня к обычной церковной церемонии, совершенно не сделав упора на чуде схождения.

Научный эксперимент, подтверждающий божественную суть Огня

Профессор Павел Флоренский в 2008 году выполнил замеры и зафиксировал три вспышки-разряда, сродни тем, что случаются во время грозы и тем самым подтвердил особую атмосферу во время появления Огня, то есть попросту его Божественное происхождение.

Буквально год назад, в 2016 году российскому физику, сотруднику РНЦ «Курчатовский институт» Андрею Волкову удалось пронести с собой в храм на церемонию схождения Благодатного огня аппаратуру и сделать замеры электромагнитного поля внутри помещения. Вот что говорит сам физик:

– За шесть часов наблюдения за электромагнитным фоном в храме, именно в момент сошествия Благодатного огня прибор зафиксировал увеличение интенсивности излучения в два раза.

– Теперь ясно, что Благодатный огонь не сотворен людьми. Это не обман, не мистификация: его материальные «следы» можно измерить.

Явление благодатного огня в Иерусалиме сегодня считает чудом только одна из христианских церквей - русская православная. Остальные честно признаются, что это просто обряд, имитация, а никакое не чудо.

Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня, Бог сотворяет удивительное чудо - зажигает огонь. Этот огонь, однако, «самовозгорается» не у всех на виду. Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую называют кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, они закрывают за собой дверь, а через некоторое время выносят из кувуклии огонь - горящую лампаду и пучки пылающих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что-бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэтому впавшие в экстаз паломники, которые до этого много часов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является доказательством чуда, - пишут сотни верующих на десятках форумов. - А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком количестве огня в храме никогда не было пожаров?»

На самом деле, храм уже несколько раз горел, что не удивительно при старой постройке и такой тесноте прихожан с огнем. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 человек. А в другой раз из-за пожара у храма обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию. Технология огня, который не обжигает, проста - возить огнем по лицу в районе подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо быстро. Именно так паломники и делают, в чем может убедиться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события. И многие из них - те, что недостаточно проворны, - таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами.

Ещё в середине XX века профессор кафедры Священного писания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, обработав огромный исторический материал, показал, что никакого регулярного «чуда самовозгорания» не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.

Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награжденный многими церковными орденами... Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня, в котором констатировал факт обмана паствы, и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании.

«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказания о чудесном происхождении Святого огня, и что было причиной к их возникновению?.. Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истинном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем иерархи оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось - совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог "как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы"».

А что касается морального аспекта этого обмана, Успенский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме!»

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тогдашний ленинградский митрополит Григорий Чуков выразил общее мнение: «Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу - миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушайте легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

По его мнению, простые люди - это простаки, которые без обмана верить не смогут... Ну что тут скажешь, кроме того, что возмутитель спокойствия Успенский - честный человек?..

Вот и недавно Армянская апостольская церковь, непосредственно участвующая в церемонии схождения благодатного огня, рассказала правду о природе огня, выносимого из Гроба Господня. «Чуда не происходит, мы никогда об этом не заявляли, что огня не было, и он с небес сходит» - прокомментировал настоятель церкви святых архангелов Иерусалима архимандрит Гевонд Оганесян.

На фоне политических конфликтов была создана легенда о сверхъестественном схождении благодатного огня, что приводило очень много паломников в Иерусалим, в частности из России. «По словам очевидцев, на протяжении последних пятидесяти лет до времени захождения греческого патриарха и армянского архимандрита лампада там уже горела» - сообщил Гевонд Оганесян.

Первые письменные свидетельства схождения в храм Гроба Господня в Иерусалиме «Святого света», как это тогда называли, относятся к IX в. Зажигается он в кувуклии, небольшом храме, построенном на месте, где был захоронен снятый с креста Иисус, и где он чудесным образом воскрес. В присутствии православных иерархов, которые ради чистоты эксперимента даже заранее раздеваются. При этом в первые минуты огонь не жжёт, им даже умываются.

Безусловно, скептики стараются доказать, что священники проносят под одеждой спички. А учёные ищут чуду научное объяснение. Игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского монастыря , одного из самых известных мест пребывания паломников в Иерусалиме, говорит, что встречала огромное количество таких энтузиастов от науки. Кто-то, например, замерил температуру горения передаваемой от свечи к свече божественной огненной сути и выяснил, что она не более 40 градусов. По сути, это плазма, а не огонь. Данного состяния вещества, кстати, невозможно достичь без лабораторных условий.

На одной из церемоний неофициально присутствовал сотрудник Курчатовского института (Москва) с осциллографом. И за несколько минут до схождения огня прибором, фиксирующим спектр электромагнитного излучения, он зарегистрировал одиночный разряд. Странный длинноволновый импульс больше не повторился. Тот учёный до сих пор не знает, в чём была причина разряда. А другие, занимающиеся физическими проблемами, напомнили: такие разряды случаются на месте разломов тектонических плит. Кстати, храм Гроба Господня стоит как раз на одном из них. Так что наука никаких спичек в руках священников не зарегистрировала.

Как сообщило Федеральное агентство новостей, химики предложили несколько способов создания огня без спичек. Самый простой метод заключается в смешивании концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки. Если эту смесь нанести на воспламеняющийся предмет, скажем, лист бумаги, он тут же загорится. Часть образовавшейся кашицы наносится деревянной или стеклянной палочкой на любой горячий предмет, будь то лист бумаги или натуральная ткань. Этот предмет после нанесения мгновенно воспламеняется. Также им удалось найти ответ на вопрос о том, почему Благодатный огонь не обжигает руки верующим, как пишут СМИ. Такого эффекта можно добиться, если смешать борную кислоту, этиловый спирт и каплю концентрированной серной кислоты. Если поджечь, например, льняную нить, пропитанную таким раствором, то возникнет пламя, которое будет гореть, но не обжигать: процесс сжигания эфира борной кислоты происходит при низкой температуре. Но есть загвоздка: тысячи верующих приходят в храм Гроба Господня со своими свечами, которые ничем не пропитаны. И пламя от этих свечей, по их свидетельству, действительно не обжигает!

Кстати, насельницы Горненского монастыря рассказывали, что один раз огонь сошёл не в кувуклии, а прямо на каменные ворота в храм. Тогда, как говорят, был нарушен привычный порядок «добывания» огня: не в меру религиозные деятели прогнали толпу арабских подростков, которые с пением, плясками и барабанами встречали огонь. Так что божественный огонь, какова бы ни была его природа, один для всех. И схождение его каждый год даёт нам надежду на ещё 365 дней существования человечества.

Loading...Loading...