Гэндальф из властелина колец. Цитаты

Захватив власть в результате переворота в июне 1793 г., якобинцы установили диктатуру. Якобинская диктатура - это неограниченная, исключительная власть крайних революционеров - якобинцев, не связанная никакими законами и опирающаяся на насилие, террор. К концу 1793 г. оформилась якобинская диктатура, которая характеризуется централизацией управления. Конвент фактически лишался власти. Францией полновластно, деспотически управлял Комитет общественного спасения с Максимилиáном Робеспьéром (1758-1794) во главе. Он распоряжался государственной полицией - Комитетом общественной безопасности, революционными трибуналами и комиссарами Конвента, направленными в департаменты с диктаторскими полномочиями. Комитет общественного спасения опирался на революционные комитеты и на якобинский клуб с его провинциальными отделениями.

При якобинской диктатуре формально высшим органом государственной власти считался Конвент, соединяющий законодательную и исполнительную власть. Однако фактически Конвент был лишён власти. Комитет общественного спасения, состоящий из двенадцати членов Конвента, захватил всю власть в свои руки, подчинил своему влиянию Конвент. Комитет обладал исключительными полномочиями: руководство внешней политикой, обороной страны, командование армией и флотом, обеспечение внутренней безопасности, снабжение продовольствием, руководство террором. Все учреждения и должностные лица - министры, генералы подчинялись Комитету. Он мог отстранять чиновников от должности, предавать их суду и назначать новых должностных лиц вместо отстранённых. Затерорризированный, сильно поредевший в результате репрессий Конвент с мнимым восторгом принимал всякое предложение комитета.

Полицейским органом являлся Комитет общественной безопасности из двенадцати членов, избиравшийся Конвентом из лиц, предложенных Комитетом общественного спасения. Он наделялся произвольной и бесконтрольной властью арестовывать и отдавать под суд всех «подозрительных» лиц, которых можно было заподозрить в несогласии с политикой якобинского правительства. На местах создавались революционные полицейские комитеты, имеющие право всякого признать подозрительным, арестовать его и передать суду революционного трибунала. Революционные трибуналы являлись чрезвычайными упрощёнными судами для расправы с «подозрительными» лицами. Они действовали в Париже и во многих департаментах и городах.

Представителями центральной власти на местах являлись комиссары из депутатов Конвента, которые рассылались Конвентом в департаменты и в армии. Они наделялись неограниченными полномочиями. Им подчинялись все официальные местные органы власти. Они имели право отменять распоряжения местных властей, отрешать от должности любое должностное лицо и заменять их другими и даже взять на себя непосредственное выполнение государственных функций или военное командование. Комиссары Конвента непосредственно подчинялись Комитету общественного спасения, которому они обязывались регулярно давать отчёты. В департаментах надзор за чиновниками и выборными органами власти осуществляли местные отделения якобинского клуба. Эти самозванные органы успешно навязывали свою волю законным органам местного самоуправления.

Средствами власти комитета общественного спасения были чрезвычайные законы, террор, казни, конфискации имущества, установление максимума цен, реквизиции. Террор - это уничтожение не только действительных, но и потенциальных (возможных) противников режима, целых социальных групп без вины: аристократов-эмигрантов, их родственников, оставшихся во Франции, не присягнувших республике священников. Террор - это систематические репрессии, проводимые не только для того, чтобы уничтожить реальных противников, но и для того, чтобы запугать всех недовольных действиями властей, подавить их волю к сопротивлению. Террор (от латинского terror - страх, ужас) - метод политической борьбы, заключающийся в массовом и целенаправленном осуществлении акций по устрашению и подавлению политических и иных противников, включая их физическое устранение. Государственный террор - деятельность государственных структур в стране или за рубежом с использованием террористических методов по уничтожению или подавлению своих реальных или (и) потенциальных политических противников; как правило, открытое, зачастую опирающееся на издание чрезвычайных законов, массовое и целенаправленное устрашение, подавление, уничтожение политических и иных противников власти, осуществляемое с помощью государственных структур.

Конвент издал чрезвычайные законы, установленные в ограждение государственного спокойствия от врагов внутренних и внешних.

Декрет Конвента от 4 сентября 1792 г.: «Всякий, кто будет предлагать или пытаться восстановить во Франции королевскую власть или иную форму правления, несовместимую с верховенством народа, под каким бы то ни было наименованием, карается смертной казнью». Закон 16 декабря 1792 г.: «Всякий, кто предложит или попытается нарушить единство французской республики или отторгнуть входящие в её состав части, для присоединения их к иностранной территории, будет наказан смертью» (ст. 5). Закон 27 марта 1793 г.: «Всякий, кто будет изобличён в напечатании или составлении произведений, возбуждающих к восстановлению королевской власти или роспуску национального собрания, карается смертной казнью». Закон 18 марта 1793 г.: всякому эмигранту или представителю культа (священнику), подлежащему изгнанию, но обнаруженному в пределах республики - смертная казнь. Закон 28 марта 1793 г. назначал смертную казнь всем эмигрировавшим 1 . 1 Идельсон Н. И. Революционный трибунал во Франции (10 марта 1793 г. - 31 мая 1795 г.) // Журнал уголовного права и процесса. 1913. № 2. С. 81, 106, сноска 1.

В сентябре 1793 г. Конвент принял «Закон о подозрительных», по которому подлежали аресту все подозрительные лица, а подозрительными считались те, которым местные комитеты отказывали в выдаче свидетельств о благонадёжности (ст. 3 главы II). При этом условия выдачи этих свидетельств никакими законами не были предусмотрены не были.

Так, самозванный орган Парижская коммуна 10 октября 1793 г. в разъяснение закона о подозрительных устанавливала, что подозрительными являлись: 1) те, кто в собраниях народа останавливают его энергию соблазнительными речами, возмутительными криками и ропотом; 2) те, более осторожные, которые таинственно говорят о несчастиях республики, скорбят о судьбе народа и всегда готовы распространять дурные известия с аффектированною скорбью…; 3) те, которые, не сделав ничего против свободы, не сделали вместе с тем ничего и для неё. От «подозрительного» до «заговорщика», от тюрьмы до гильотины был один шаг 1 . 1 Идельсон Н. И. Революционный трибунал…. С. 108-109.Подозрительными являлись те, кого можно было заподозрить во враждебном отношении к революции, в несогласии с политикой якобинского правительства. Якобинцы считали, что наказывать надо не только активных врагов якобинской диктатуры, но и тех, кто проявил безразличие к укреплению якобинской республики. Как заявил в октябре 1793 г. в Конвенте один из якобинских лидеров Сен-Жюст: «Вы должны карать не только изменников (предателей), но и равнодушных; вы должны карать всякого, кто пассивен в республике и ничего не делает для неё». Аресту подлежали не только лица, совершившие определённое преступление, но и лица, которые не совершали никаких преступлений, но представлялись «подозрительными» соответствующим властям. Этих лиц не надлежало предавать суду, ни предъявлять им каких-либо обвинений, их подлежало просто содержать в тюрьме до заключения мира. Аристократы, не присягнувшие католические священники, семьи эмигрантов арестовывались как заложники. Например, в случае беспорядков в коммуне - сельской или городской общине священник того прихода, если он не присягал новому порядку, автоматически отправляется в тюрьму.

В результате с марта по декабрь 1793 г. в тюрьмах оказалось 200 тысяч «подозрительных», а в августе 1794 г. было заключено не менее 500 тысяч человек. Посредством выдающегося революционного изобретения - гильотины было публично обезглавлено не менее 17 тысяч человек при населении Франции в 27 миллионов человек. Из числа казнённых. гильотинированных дворяне составили 6, 25%, священники - 6, 8%, а представители «третьего сословия», прежде всего крестьяне, рабочие, ремесленники - 85%.

Кроме гильотинирования были «изобретены» и другие виды массовых казней. Так, расстреливали картечью из пушек, расстреливали «пачками» по 53, 68, даже по 209 человек. Тех, у кого картечь лишь калечила (у некоторых были оторваны руки, ноги, разорваны внутренности), добивали выстрелами из пистолета либо ударами сабли. Несколько тысяч человек были утоплены в реке Луаре в суднах, барках. У беременных жён «врагов» вспарывали животы, то есть превентивно уничтожали будущих «врагов» (чтобы из «волчат» не выросли «волки»). Террористы устраивали так называемые республиканские « бракосочетания» («свадьбы»), когда юношей и девушек, принадлежавших к семьям «врагов», связывали попарно верёвкой и бросали в Луару.

Одна из самых чудовищных страниц истории Французской революции - события в северо-западной части Франции - Вандее. Вандейские крестьяне не пожелали, чтобы их загоняли железной рукой в царство свободы, равенства и братства. Согласно оценкам различных историков, здесь были зверски убиты от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

Целями якобинской диктатуры являлись организация обороны, отражение иностранного нашествия, подавление антиреспубликанских выступлений, утверждение республики. Якобинская диктатура позволила отразить иностранное нашествие. Конвент ввёл обязательный воинский набор, который летом 1793 г. проводился якобинцами террористическими методами. Принудительный набор позволил воссоздать французскую армию, разрушеннную революцией. Спаянная террором, национальным воодушевлением новая победоносная армия освободила Францию от интервентов, подавила антиреспубликанские выступления. Якобинцы смогли отстоять национальную независимость Франции.

С другой стороны, революционная диктатура явилась средством осуществления политических и социальных идей крайних республиканцев, пользовавшихся сочувствием незначительного меньшинства населения. Это увеличивало жестокость якобинского правительства. Якобинцы проводили антихристианские преследования: закрытие церквей, запрет колокольного звона, христианского богослужения, снятие колоколов, ограбление церковных ценностей. Антихристианский характер носило и установление нового революционного календаря, составленного так, чтобы уничтожить память о воскресных и церковных праздниках.

Французская революция, ниспровергнув абсолютную монархию, ввергла страну в анархию, чтобы затем преодолеть её изнутри деспотизмом. Аналогично развивалась и английская революция, которая привела к диктатуре Кромвеля. Якобинцы восстановили управляемость страной, централизацию, к которой привыкла и нуждалась страна. Они террористическими методами сделали невозможным восстановление старого порядка - абсолютизма с отжившими сословными привилегиями дворянства и духовенства, старого дворянского правящего класса. Якобинцы рассматривались широкими слоями народа как неизбежное временное зло. Неизбежное потому, что нация сознавала настоятельную необходимость сильной власти для отражения иностранного нашествия и подавления внутренних беспорядков, а кроме якобинцев для этого не оказалось годных кандидатов.

Падение якобинской диктатуры произошло в результате государственного переворота. Часть якобинских террористов, опасаясь за свою безопасность, составила заговор против Робеспьера. 27 июля 1794 г. или 9 термидора по революционному календарю в Конвенте подверглись аресту вожди якобинцев во главе с Робеспьером. Затем их вместе с ближайшими сторонниками казнили без суда и следствия.

Якобинцы получили свое название от бывшего доминиканского монастыря св. Жакоба в Париже, где собирались в самом начале революции различные течения, партии и движения, действовавшие на тех или иных этапах революции под разными названиями. В числе его пред­седателей были граф Мирабо и журналист Марат . Члены полити­ческого клуба, собиравшиеся с октября 1789 г. в библиотеке мона­стыря, именовались Обществом друзей конституции . Им проти­востоял клуб защитников королевских привилегий, именовавших себя Обществом друзей монархической конституции.

Группы, входившие в состав Якобин­ского клуба:

  • фельяны , которые ограничили свои цели принятием конституции ;
  • жирондисты , защит­ники идеи верховенства власти народа по отношению к королев­ской власти ;
  • монтаньяры (радикаль­ные республиканцы ) во главе с Максимилианом Робеспьером, и эбертисты , сторонники Жака Эбера, выступавшие за еще более радикальную экономическую политику и дехристианизацию.

Расхождение между жирондистами, представителями зажи­точных слоев Западной и Южной Франции во главе с председате­лем внешнеполитического комитета Конвента Жаком Бриссо, и монтаньярами привело к гражданской войне.

После прихода Робес­пьера в июле 1793 г. в Комитет общего спасения и преобразования его функций, комитет стал фактическим правительством, подчинив себе министров, и генералов и став со временем глав­ным учреждением сверхцентрализованного и деспотического уп­равления внешними и внутренними делами республики.

В ходе реализации очередных и перспективных задач револю­ционных преобразований якобинцы добились успеха в организации обороны страны и подавлении крестьянского восстания в Вандее, западной части Франции.

Они объявили впервые в истории всеоб­щую воинскую повинность и сумели объединить всенародное опол­чение с кадровым составом армии. Правительству пришлось иметь дело с саботажем набора в армию и налоговых платежей в крес­тьянских районах, а также в 60 департаментах из 83. В обеспече­ние столицы и других районов продовольствием якобинцы устано­вили декретом максимальные размеры жалованья и фиксирован­ные цены на продукты первой необходимости. Первыми такими ценами стали цены на хлеб. Однако эта мера оказалась недостаточ­ной, т.е. временной и малоэффективной.

В короткий срок после прихода к власти якобинцы приняли новую Конституцию и уточненную Декларацию прав . Конституция была оформлена в две недели и одобрена на референдуме (плебис­ците) 24 июня 1793 г. 2 млн участников из 7 млн, имевших го­лоса.

Конституция отвергла концепцию разделения властей , посколь­ку, по мнению Робеспьера, предполагаемое этой концепцией равно­весие властей может быть только химерой или бедствием (впослед­ствии этой аргументацией воспользуются в своих революционных программах русский анархист М.А. Бакунин и создатели "Коммуни­стического манифеста" К. Маркс и Ф. Энгельс). Это разделение властей, по мнению Робеспьера, "сделало бы правительственную власть совершенно ничтожной или неизбежно привело бы к образованию направленного против народа союза двух соперничающих властей; ибо легко понять, что они предпочтут договориться между собою, чем апеллировать к суверену (народу) для того, чтобы он применял решение по собственному делу".

В Конституции разделение властей трактовалось как разде­ление труда в деле осуществления властных полномочий с четкими границами и ответственностью.

В противоположность федералистским намерениям жиронди­стов якобинцы провозгласили курс на централизацию и на закреп­ление единства страны , зафиксировав в первой статье положение о том, что "французская республика едина и неделима".

Конститу­ция упразднила деление на активных и пассивных, пре­доставив всеобщее и прямое избирательное право для мужского состава населения в возрасте 21 года . Законы должно принимать Законодательное собрание, но в особом порядке, сочетая представительную власть с непосредственной демократией: собрание пред­лагало проекты законов, затем они обсуждались в департаментах (в половине их числа плюс один) и одобрялись в течение 40 дней. Законопроект считался непринятым, если он отвергался хотя бы 1/10 народных первичных собраний в департаментах. Так обеспечивался принцип "народ обсуждает и постановляет законы", навеянный концепцией народного в духе Руссо.

Якобинцы были большими почитателями демократического опы­та древних греков, что особенно заметно на сроке полномочий вы­борных должностных лиц. Например, члены местных администраций ежегодно наполовину обновляются в своем составе при содействии своих выборщиков от департамента и дистрикта. Мировые судьи, третейские судьи и уголовные судьи выбираются также ежегодно.
Правительственная власть концентрировалась в Исполнитель­ном совете, избираемом Национальным (Законодательным) собра­нием из общего списка, составленного по предложениям первичных департаментских собраний (по одному кандидату от департамента). Совет нес ответственность перед Национальным собранием в случае неисполнения законов или недонесения о злоупотреблениях. Это было коллегиальное правительство якобинской республики.

Якобинская диктатура как режим осуществления политической и собственно государственной власти характеризуется :

  • фактическим, а не теоретическим отказом от обособления властей;
  • строго централизо­ванным использованием правительственной власти;
  • применением учреждений и средств чрезвычайного характера (чрезвычайное зако­нодательство, чрезвычайные суды, массовый террор против контр­революционеров, "врагов народа", "подозрительных" лиц и др.).

Через четыре месяца действие Конституции было приостановлено, Конвент взял на себя не только законодательные, но и исполнительные властные пол­номочия. Функции правительства были возложены на Комитет об­щего спасения , созданный еще при жирондистах. В декабре 1793 г. Робеспьер уточняет общую перспективу в таких словах: "Цель кон­ституционного правления - в сохранении республики, цель рево­люционного правления - создание республики".

Комитет общего спасения переизбирался ежемесячно в составе 9-16 членов депутатами Конвента и поначалу обходился без мини­стерских учреждений. Однако затем они были воссозданы и постав­лены под его контроль вместе с высшим военным командованием и комиссарами. Последние избирались из депутатов Конвента и наде­лялись чрезвычайными контрольными и иными властными полно­мочиями в обеспечение централизации административной власти и управления. Законом от 4 декабря 1793г. из ведения местных орга­нов были изъяты полномочия, относящиеся к "революционным за­конам и мерам управления и общего спасения".

По инициативе Робеспьера 5 сентября 1793 г. был принят За­кон о реорганизации революционного трибунала . На базе создан­ных еще при жирондистах специальных комитетов по надзору за иностранцами были созданы революционные трибуналы, состоя­щие из наиболее активных и преданных революции граждан и располагающие расширенными карательными (они могли присуждать наказание до 10 лет каторги). 10 июня 1794 г. революционный трибунал подвергся еще од­ной реорганизации. Была упрощена и ускорена процедура разби­рательства без последующего обжалования. Революционный трибу­нал состоял из председателя, трех его "товарищей", одного обще­ственного обвинителя и 12 присяжных заседателей, назначаемых Конвентом. Решение принималось по велению совести. Адвоката не пола­галось. В декрете была дана формула "враг народа", под которым понимались лица из числа прямых изменников или контрреволю­ционеров, а также те, кто "стремится унизить" Конвент и его учреждения, кто "поддерживает связи" с врагами республики и народа, кто под разными "внешними прикрытиями" посягает на "свободу или единство республики или стремится помешать ее упрочению". К моменту принятия декрета по приговорам ревтри­бунала уже были казнены 2607 человек.

Специальным учреждением по преследованию контрреволю­ционеров был созданный еще в октябре 1792 г Комитет обществен­ной безопасности , полномочия и задачи которого были существен­но преобразованы в период революционного террора. Особенно эта роль возросла после принятия под давлением санкюлотов Декре­та о подозрительных (17 сентября 1793 г.). Круг лиц, зачисляемых в эту категорию, был весьма туманно очерченным и потому обшир­ным: "сторонники тирании, федерализма и враги свободы", род­ственники дворян-эмигрантов и их слуги, а также лица, не про­являющие постоянно своей преданности революции, которым отказано в выдаче свидетельства о благонадежности, и даже те, кто не мог доказать, на какие средства он существует.

Вспомогательную роль играли местные народные клубы и об­щества (местные якобинские клубы), которые выполняли функции массовых организаторов в деле мобилизации на борьбу с внешни­ми и внутренними врагами. Всего эти клубы охватывали около 40 тыс. активистов.

В республиканской армии довольно успешно шло слияние кадрового состава с добровольческими отрядами и налажена целе­направленная политическая и воспитательная работа. Новизна во­енной тактики состояла в реализации лозунга: "Мир хижинам, война дворцам". Была открыта дорога способным и талантливым молодым офицерам, которой воспользовался в этот период уроженец Корсики и близкий соратник Робеспьера-младшего Наполеон Бонапарт.

Якобинцам удалось:

  • отвести внешнюю угрозу;
  • провозгласить союз революционной Франции со всеми освобождающимися наро­дами и сословиями (они провозгласили, в частности, отмену раб­ства во французских колониях);
  • они декретировали передачу общинных земель крестьянам;
  • отменить десятину в пользу церкви и безвозмездно уп­разднить "все сеньориальные подати" и оброки.

Так закончились мероприятия по искоренению феодальных привилегий в области земельных отношений. Однако через некоторое время в связи с нехваткой продовольствия и снаряжения для армии в деревню были посланы продовольственные отряды для изъятия излишков, а в городах для справедливого распределения продуктов были ис­пользованы продовольственные карточки.

После изгнания за пределы страны интервентов политика террора выглядела уже неоправданной. Поэтому вслед за изданием нового Закона в поддержку террора от 10 июня 1794 г. образовалась оппозиция руководству Комитета общего спасения (Робеспьер) и Комитета общественной безопасности. Название последнего навеяно опытом американских колонистов, создавших "комитеты безопасно­сти" в самом начале Войны за независимость. В республиканской Франции этот комитет возглавлял Луи Антуан Сен-Экюст.

Обладание собственностью выключало из общественной ак­тивности новое крестьянство, которое сразу же встало вместе с остатками жирондистов и роялистов в оппозицию к декретам и ре­формам центрального правительства. 27-28 июля был осуществ­лен контрреволюционный переворот, в ходе которого Робеспьер и 22 его сподвижника были казнены.

Якобинцы во многом оказались заложниками своих утопических замыслов и политических проектов ускоренных революционных пре­образований и тактики террора против врагов свободы и революции, тогда как все основные реальные социальные и политические зада­чи были уже решены:

  • феодальные привилегии упразднены;
  • крес­тьяне стали свободными частными землевладельцами;
  • нация защи­щена от внешней .

Будущее выглядело не таким определен­ным, как в начале, в период составления якобинской программы по­литических и социальных преобразований. Уже через год своего правления они оказались в ситуации, о которой в свое время удач­но высказался революционер из другой страны: "Никто не заходит так далеко, как человек, который не знает, куда он идет" (Кромвель).

За все время революции примерно 17 тыс. человек погибло на гильотине как "контрреволюционеры", еще 25 тыс. умерщвлены по этому же основанию другими способами. Около 500 тыс. оказались репрессированными по разным поводам - по доносам и наветам, чаще всего необоснованным. Больше всего людей погибло в ходе гражданской войны, особенно при подавлении крестьянского восста­ния в Вандее (тогда с обеих сторон погибло около 600 тыс. человек).

Декларация прав

В Декларации прав говорилось, что целью общества является общее счастье, а целью правительства - обеспечение человеку пользования его естественными и неотъемлемыми правами (здесь положения очень близки тексту преамбулы американской Деклара­ции независимости). Дается не только более четкий перечень есте­ственных прав "равенство, свобода, безопасность, собствен­ность" (ст. 2), но и краткие определения их существа и содержа­ния. О сопротивлении угнетению как естественном праве не говорит­ся, но отмечается, что это право "есть следствие, вытекающее из всех прочих прав человека" (ст. 33). Общий объем якобинской Дек­ларации превышает первую Декларацию чуть более чем в 2 раза.
В отличие от американской Декларации здесь особо подчер­кивается право на восстание народа (или части его) в случае на­рушения правительством его прав. "Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть священнейшее право и неотложная обязанность" (ст. 35). Весьма категорична характеристика губительных последствий угнетения хотя бы одного человека. "Угнетение хотя бы одного только члена общества есть тем самым угнетение всего общественного союза" (ст. 34).
О равенстве говорится, что "все люди равны по природе и перед законом" (ст. 3), что все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям (ст. 5), что образование должно стать "достоянием всех граждан" (ст. 22).
О свободе в дополнение к воспроизводимым положениям Дек­ларации 1789 г. сказано, что ее основу составляет природа, а правило - справедливость и что ее обеспечение следует считать законом. Нравственную границу свободы составляет следующее правило: "Не причиняй другому того, что нежелательно тебе са­мому от других" (здесь имеет место скрытое цитирование золотого правила из Евангелия от Матфея). Кроме того, указывается, что свобода распространяется на область выражения своих мыслей и мнений, на подачу петиций в государственные органы, а также на право собираться вместе (право собраний) и право совершать религиозные обряды (ст. 6, 7, 32).
Право собственности, согласно тексту Декларации, состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла (ст. 16).
Некоторые добавления имеются и в характеристике роли за­конов. Закон есть не просто выражение общей , а "свободное и торжественное выражение общей воли". При этом он предписы­вает то, что "справедливо и полезно", и воспрещает то, что "при­носит обществу вред". "Закон должен охранять общественную и ин­дивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих" (ст. 4, 9). Он призван назначать "строго и бесспорно необходимые наказания". При этом наказания должны быть "соразмерны пре­ступлению и полезны для общества" (ст. 15).
Существенной новацией стало включение в Декларацию блока социальных прав, которым, впрочем, не суждено было осуще­ствиться. Здесь имеются в виду статьи об общественном презрении неимущих, безработных и нетрудоспособных, статьи о народном просвещении, а также положение о том, что "ни один налог не может быть установлен иначе как в интересах обшдй пользы" (ст. 20, 21, 22).

В ходе революционных событий во французском обществе возникла прослойка новых богачей, которые нажили своё богатство, спикулируя имуществом церкви и контрреволюционеров. И главной задачей было сохранение приобретённого имущества, защита его от монархистов и плебейских революционеров. В условиях ухудшения внешнеполитического положения Франции, они были согласны на революционную диктатуру и поддержку якобинцев.

Весной 1793 г. ухудшилось продовольственное положение, наблюдался рост инфляции, рост безработицы. Народ, недовольный правительством жирондистов, требовал:

установить контроль над ценами,

уничтожить контрреволюционеров,

перераспределить имущество.

Особой популярностью пользовались агитаторы из числа "Бешеных" во главе с Жаком Ру.

В марте 1793 г. армия Демурье терпит поражение в Бельгии. Жирондисты не могли защитить завоевания революции. Болото начинает склоняться в сторону якобинцев, чья революционность ещё больше возрастает с началом мятежа в Вандее.

6 апреля Конвент выбирает комитет общественного спасения, главой которого становится ж. Дантон. Жирондисты, нежелая терять контроль над правительством, решают успокоить народ. Был проведён суд над Маратом, но его оправдали. Тогда жирондисты создают Комиссию 12 - ти, для расследования подрывной деятельности якобинцев и расправой над Коммуной Парижа. В ответ на это Марат и Робеспьер в Париже призывают к восстанию. Национальная гвардия готовится к выступлению и 31 мая начинается восстание. Во главе Национальной гвардии был поставлен якобинец Онрио.

Но 1 июня приходит известие о контрреволюционном мятеже в Лионе. Тогда Национальная гвардия окружает Конвент и изгоняет жирондистов. Пришедшие к власти якобинцы сталкиваются с тяжёлым положением в стране: 60 департаментов охвачены мятежами, что привело к агитации народа Бешеными. На что Конвент приступает к революционным преобразованиям: объявляется новая конституция, по которой избирательным правом пользуются мужчины старше 21 года, главенство Парижа, закон о подозрительных, закон о максимуме цен, введена продразвёрстка, массовый набор в армию.

14 июля от руки революционерки погибает Марат. Что приводит к росту революционного террора, направленного на лидеров Бешеных. Жак Ру был арестован и покончил жизнь самоубийством.

Якобинцы приступили к реформе католической церкви, ввели революционный календарь, попытались запретить капиталистический культ, ввести культ разума. В области науки и образования якобинцы ввели метрическую систему, всеобщее начальное образование, создали высшую политическую школу. Якобинцам удалось устранить внешнюю угрозу с помощью мобилизации (была создана 645 тыс. армия). Командирами были Жорден, Бонапарт, Рош. Революционная армия освободила Тулон и вторглась в Бельгию. 26 июня 1794 г. была одержана победа при Фрелюсе. С улучшением положения на фронте усиливаются распри внутри якобинцев. Они делятся на крайних якобинцев (Шометт и Эбер), которые выступали за ужесточение борьбы со спекуляцией и введением налогов для богатых, и снисходительных во главе с Дантоном. Они выступали за ограничение террора, восстановление свободы торговли, заключение почётного мира и в защиту частной собственности. Робеспьер расправился и с теми и с другими. Шометт и Эбер были казнены, а через некоторое время казнили Дантона. Что привело к тому, что буржуазия и народ отошли от него. Пытаясь исправить положение, Робеспьер принимает декреты о дележе имущества подозрительных и закон о максимуме заработной платы. Робеспьер оказался в одиночестве.

27 июня 1794 г. был совершён переворот, в результате которого Робеспьер и Сен - Жюст были казнены.

Якобинская диктатура, революционно-демократич. диктатура, высший этап Великой французской революции. Была установлена в результате нар. восстания 31 мая - 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев (отсюда утвердившееся за ней в историч. лит-ре назв.). Опиралась на револю-ц. блок гор. мелкой и ср. буржуазии, большинства крестьянства и плебейских масс. Я. д. установилась в тяжёлых условиях, когда развязанные внутр. врагами мятежи (роялистов в Вандее, жирондистов в Бордо, Тулузе, Лионе и др. городах), контрре-волюц. террор, интервенция, экономич. трудности поставили франц. республику на грань катастрофы. Правовое оформление системы власти Я. д. осуществлялось постепенно и было завершено декретами 10 окт. и 4 дек. 1793, учредившими во Франции "временный революционный порядок управления" (введение в действие бурж.-демократич. конституции, принятой Конвентом 24 июня 1793, было отложено). Вся полнота законодат. и исполнит, власти сосредоточилась в руках Конвента и его комитетов; Комитет общественного спасения (с 27 июля фактически возглавлявшийся М. Робеспьером) в сущности выполнял функции революц. пр-ва; осн. задачей Комитета общественной безопасности и Революц. трибунала была борьба против внутр. контрреволюции. В департаменты и в армии направлялись облечённые чрезвычайными полномочиями комиссары Конвента. Сосредоточение гос. власти в руках якобинского пр-ва сочеталось с широкой инициативой нар. масс и их орг-ций. Наряду с Якобинским клубом большую политич. роль играли демократическая по составу Парижская коммуна, выборы в к-рую были проведены в нояб. 1792 (см. в ст. Парижская коммуна 1789 - 1794), и связанные с ней секции Парижа, а также Клуб кордельеров, функционировавшие по всей стране революционные комитеты, многочисл. нар. об-ва. Прямое давление нар. масс на Конвент во многом определяло решит, политику Я. д. По инициативе парижских секций Коммуны был издан 23 авг. 1793 декрет о мобилизации всей нации для отпора врагу. Под нажимом парижского плебейства 4-5 сент. 1793 Конвент ответил революц. террором на террор врагов революции, репрессиями по отношению к спекулянтам, вмешательством гос-ва в сферу распределения гл. продуктов потребления, (декрет о всеобщем максимуме 29 сент. 1793 и др.). Эти меры ограничивали свободу бурж. накопления, задевали интересы гор. и сел. буржуазии и шли дальше "...непосредственных, ближайших, созревших уже вполне буржуазных целей..." революции (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 47).

Якобинцы в кратчайший срок решили гл. задачи бурж. революции и отстояли её завоевания. Декретами 1793 (3 июня - о распродаже мелкими участками земель эмигрантов, 10 июня - о возвращении крестьянам захваченных феодалами общинных земель и их равном разделе между членами общины, 17 июля - о полной и безвозмездной ликвидации феод, повинностей) было обеспечено радикальное и по своей смелости уникальное в истории бурж. революций Запада решение гл. вопроса революции - аграрного. Я. д. нанесла сокрушит, удар силам внутр. контрреволюции, в частности вандейским мятежникам (см. Вандейские войны). Создание массовой нац. армии, чистка офицерского состава, выдвижение талантливых командиров из народа, спешное развёртывание воен. произ-ва, выработка новой стратегии и тактики, революц. -патриотич. энтузиазм и твёрдое воен. руководство обеспечили перелом на фронтах в пользу Франции. К нач.

1794 территория Франции была очищена от интервентов; 26 июня 1794 в битве при Флёрюсе (совр. Бельгия) были разбиты осн. силы австр. Габсбургов. Высоко оценивая историч. значение революц. деятельности Я. д., В. И. Ленин писал: "...чтобы быть конвентом, для этого надо сметь, уметь, иметь силу наносить беспощадные удары контрреволюции, а не соглашаться с нею. Для этого надо, чтобы власть была в руках самого передового, самого решительного, самого революционного для данной эпохи класса" (там же, т. 34, с. 37).

Когда благодаря Я. д. миновала опасность реставрации старых порядков, обострился антагонизм внутри блока социальных сил, сплотившихся вокруг якобинцев в борьбе с общим врагом. У гор. и сел. низов нарастало недовольство бурж. ограниченностью политики якобинской власти (распространение максимума на заработную плату, преследование стачек гор. и сел. рабочих, устранение "бешеных", роспуск "революц. армии" декретом 27 марта 1794, невыполнение вантозских декретов и др.). Крупная и ср. буржуазия, зажиточное и ср. крестьянство по мере уменьшения опасности реставрации монархии не хотели больше терпеть режим революц. диктатуры (ограничение свободы торговли и предпринимательства, твёрдая политика максимума и реквизиций, революц. террор), сужавший их возможности извлечь все выгоды из победы бурж. революции. Отражением этих процессов явилось обострение с нач. 1794 политич. борьбы в рядах самого якобинского блока. Выражая стремления бедноты, левые ("крайние") якобинцы (руководители Парижской коммуны Ж. Р. Эбер, П. Г. Шометт и др.) и близ кие к ним деятели парижских секций и Клуба кордельеров требовали дальнейшего проведения уравнит. мер, ограничивающих крупную собственность и свободу бурж. наживы, строжайшего соблюдения максимума, ужесточения революц. террора, войны до полной победы. На противоположном политич. фланге "снисходительные" (дантонисты) во главе с Ж. Дантоном и К. Демуленом, связанные с поднявшейся во время революции новой буржуазией, добивались ослабления режима революц. диктатуры, а во внеш. политике - скорейшего заключения мира. Казнь в марте - апреле 1794 Эбера и др. эбертистов, Шометта, а также Дантона и др. дантонистов, усиление революц. террора (декрет 10 июня 1794) не могли предотвратить неумолимый процесс распада якобинского блока и нарастания кризиса Я. д. В июне - июле 1794 в недрах Конвента сложился заговор, направленный против возглавлявшегося Робеспьером и его ближайшими сподвижниками революц. пр-ва. Хотя к заговору примкнули и нек-рые левые якобинцы, гл. роль в нём играли представители контрреволюц. буржуазии. В результате термидорианского переворота (27/28 июля 1794) Я. д. была свергнута.

Историч. значение Я. д. состоит в том, что она довела до решит, победы бурж. революцию во Франции и отстояла её завоевания от внутр. и внеш. контрреволюции, заложила революц. традиции, игравшие и играющие большую роль в революц. движении 19-20 вв.

А. В. Адо.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Литература:

Из истории якобинской диктатуры , Од., 1962;

М а н ф р е д А. 3., О природе якобинской власти, "Вопросы истории", 1969, № 5;

Ревуненков В. Г., Марксизм и проблема якобинской диктатуры, [Л.], 1966;

А до А. В., К вопросу о социальной природе якобинской диктатуры, "Новая и новейшая история", 1972, № 1;

Проблемы якобинской диктатуры, в кн.: Французский ежегодник. 1970, М., 1972;

Булуазо М., Комитет общественного спасения (10 июля 1793 г. -27 июля 1794 г.), в кн.: Французский ежегодник. 1966, М., 1967;

Bouiloseau M.,Larepublique jacobine. 10 aoflt 1792 - 9 thermidor an II, P., 1972.

Далее читайте:

Якобинский клуб , политический клуб в период Великой французской революции.

Якобинцы (фр. jacobins) - члены революционного Якобинского клуба

Великая французская революция (хронологическая таблица)

Loading...Loading...