Горацио что и не снилось нашим мудрецам. Горацио, есть многое на свете…


Горе от ума - Чацкий - известные афоризмы,
знаменитые цитаты Чацкого, крылатые фразы, сказанные Чацким:

Служить бы рад, прислуживаться тошно! (смотри - не перепутай:)

Карету мне, карету!

А судьи кто?

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!

Свежо предание, а верится с трудом.

Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож

О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?

Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют - и вот общественное мненье!

Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.

А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?

Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.

А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.

Послушай! Ври, да знай же меру.

Старушки все - народ сердитый

Молчалины блаженствуют на свете!

Я езжу к женщинам, да только не за этим.

Мне в петлю лезть, а ей смешно.

Где ж лучше? // Где нас нет

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.

В России под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом!

Господствует смешенье языков:
Французского с нижегородским?

А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен очаковских и покоренья Крыма.

Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне! Карету!

Горе от ума - Фамусов - известные афоризмы,
знаменитые цитаты
Фамусова , крылатые фразы, сказанные Фамусовым:

Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

Ба! знакомые все лица!

Кто беден, тот тебе не пара.

Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.

Подписано, так с плеч долой.

Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

Чтоб наших дочерей всему учить, всему - и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Не весел я!.. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!

Что говорит! и говорит, как пишет!

Вам, людям молодым, другого нету дела, // Как замечать девичьи красоты́

Упал он больно, встал здорово

Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки.

В деревню, в глушь, в Саратов!

Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных.

При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки

Горе от ума - Софья - афоризмы,
знаменитые цитаты Софьи
, крылатые фразы, сказанные Софьей:

Счастливые часов не наблюдают.

Делить со всяким можно смех.

Судьба нас будто берегла,
А горе ждет из-за угла…

Шел в комнату, попал в другую.

Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне всё равно, что за него, что в воду!

Что мне молва? Кто хочет, так и судит.

Герой… Не моего романа.

Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! Как острый нож оне.

Горе от ума - Лиза - афоризмы,
цитаты Лизы
, крылатые фразы, сказанные Лизой:

.Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!

И золотой мешок, и метит в генералы.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.

Скажите лучше, почему Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

Улыбочка и пара слов,
И кто влюблен — на все готов.

Грех не беда, молва не хороша

Горе от ума - Молчалин - афоризмы,
цитаты
Молчалина, крылатые фразы, сказанные Молчалиным:

Ах! злые языки страшнее пистолета.

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

День за день, нынче, как вчера.

Крылатые афоризмы других героев Грибоедова:

Да умный человек не может быть не плутом (Репетилов)

Всё врут календари (старуха Хлестова)

* * *
А теперь всё вместе (и ещё чуть-чуть:)

1.Карету мне! Карету!
2. Молчалины блаженствуют на свете!
3.Счастливые часов не наблюдают
4.Служить бы рад, прислуживаться тошно
5. Свежо предание, а верится с трудом
6.Чины людьми даются, а люди могут обмануться
7.И дым Отечества нам сладок и приятен!
8.Дома новы, но предрассудки стары
9.А судьи кто?
10.Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
11.Кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?
12.Блажен, кто верует,- тепло ему на свете!
13.Злые языки страшнее пистолета
14. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь
15.На цыпочках и не богат словами
16.И точно, начал свет глупеть
17.Подписано, так с плеч долой!
18.Частенько там мы покровительство находим, где не метим
19.В мои лета не должно сметь свое суждение иметь
20. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных
21.Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами
22.А чем не муж? Ума в нем только мало, но чтоб иметь детей, кому ума не доставало?
23. Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа
24. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца
25.Ничего кроме проказ и ветру на уме.
26.Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож.
27.А чем не муж? Ума в нем только мало, Но чтоб иметь детей, Кому ума не доставало?
8.Числом поболее, ценою подешевле...
29.Вот то-то, все вы гордецы!
30.И говорит, как пишет!
31.Над старостью смеяться грех.
32.Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
33.Грех не беда, молва нехороша.
34.Мне всё равно, что за него, что в воду.
35.Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
36.Собаке дворника, чтоб ласкова была
37.Эй, завяжи на память узелок
38.Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве?
39.Есть тьма искусников, я не из их числа.
40.Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
41.В России под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом!
42.Господствует смешенье языков: Французского с нижегородским?
43.Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший.
44.Прошедшего житья подлейшие черты.
45.Судьба любви - играть ей в жмурки.
46.Мне весело, когда смешных встречаю, А чаще с ними я скучаю.
47.Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят.
48.Вот то-то невзначай, за вами примечай.
49.Хоть душу отпусти на покаянье!
50.Шел в комнату, попал в другую.
51.Ученье - вот чума, учёность - вот причина!
52.Подумаешь, как счастье своенравно!
53.Улыбочка и пара слов, И кто влюблён - на всё готов.

* * *
Вы читали цитаты и афоризмы из произведения "Горе от ума" Грибоедова А С, надеемся, что эти знаменитые фразы принесут вам пользу и сделают чуть умнее (или наоборот - счастливее:)
...........................................
Copyright: ГОРЕ ОТ УМА: афоризмы цитаты

1.Аверкиев Дмитрий
Горацио, -- на небе
И на земле есть более вещей,
Чем нашей философии мечталось.

2.Вронченко Михаил

Есть многое в природе, друг Горацио,

3.Гнедич Петр

Горацио, - на небе и земле
Есть многое, что и не снилось даже
Науке.

4.Данилевский А.М.

На небесах и на земле есть более таких вещей,
о которых вашей школьной мудрости
и не снится, Горацио.

5.К.Р. (Князь К.К. Романов)

Есть много в небесах и на земле такого,
Что нашей мудрости, Гораций, и не снилось.

6.Каншин П.А.

На небе и на земле, Гораций, есть много такого,
Что даже не снилось нашей мудрости.

7.Кронберг Андрей

Есть многое на небе и земле,
Что и во сне, Горацио, не снилось
Твоей учености.

8.Лозинский Михаил

И в небе и в земле сокрыто больше,
Чем снится вашей мудрости, Горацио.

9.Морозов Михаил

На небе и земле есть больше вещей Гораций,
Чем снилось вашей философии.

10.Пастернак Борис

Гораций, в мире много кой-чего,
(Вариант: Гораций, много в мире есть того,)
Что вашей философии не снилось.

11.Пешков И.В.

На небе и в земле всего довольно,
Что философии, Горацио, не снилось.

12.Полевой Николай


Что и не снилось нашим мудрецам.

13.Поплавский Виталий

Горацио, не все, что есть в природе,
Наука в состоянье объяснить.

14.Радлова Анна

Ведь много скрыто в небе и земле
Таких вещей, Горацио, что не снились
Всей вашей философии.

15.Рапопорт Виталий

Горацио, есть в этом мире вещи,
Что философии не снились и во сне.

16.Россов Николай

Есть в небесах и на земле такое,
Что нашей мудрости и не приснится.

17.Сокольский А.Л.

Горацио, что на земле и в небе
Есть более чудес, чем снилось вашей
Людской премудрости.

18.Сомин Ефим

Есть тьма чудес на небе и земле, Гораций,
Не снившихся философам твоим

19.Фельдман Яков

Есть многое на свете, милый мой,
Что и во сне не видела наука

20.Чернов Андрей

Горацио, наш мир куда чудесней,
Чем снился он философам твоим.

Есть многое на свете, друг Горацио,
Что человеку знать не положено.

Есть многое на свете, друг Горацио
Что и не снилось нашим мудрецам.

В мире есть много такого, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам.

Как много, друг Горацио, на свете вещей,
Что и не снились нашим мудрецам

Есть многое на Свете, друг Горацио,
Что неизвестно нашим мудрецам.

На Земле и на Небе, Горацио,
Есть много всего,
Что и не снилось нашим мудрецам.

Мне ближе всего вариант Николая Полевого, № 12. А Вам?

Этой цитатой часто пользуются, имея в виду, что Горацио олицетворяет универсальный образ скептиков и рационалистов. Но некоторые специалисты делают ударение на «мудрецах», почти игнорируя «наших». В данном обсуждении это, в общем-то, не так уж и важно, просто вторая трактовка более сходна с «какими бы то ни было мудрецами» Холдейна.

Человек, которому посвящена эта книга, зарабатывал на хлеб, доводя странность науки до комичного. Ниже привожу еще одну цитату из его уже упоминавшегося импровизированного выступления в 1998 году в Кембридже: «То, что мы живем на дне глубокой гравитационной ямы, на поверхности окутанной газовой оболочкой планеты, вращающейся на расстоянии в девяносто миллионов миль вокруг огненного ядерного шара, и считаем, что это нормально, вне всяких сомнений - свидетельство колоссального вывиха нашего восприятия реальности». Другие писатели-фантасты, живописуя чудеса науки, вызывали у читателей преклонение перед таинственным; Дуглас Адамс пробуждал в нас смех (те, кто читал «Автостопом по галактике», вспомнит, например, «двигатель на невероятностной тяге»). Возможно, смех является наилучшей реакцией на некоторые особо замысловатые парадоксы современной физики. Альтернативой, как мне иногда кажется, являются рыдания.

Квантовая механика, эта труднодоступная вершина научного прогресса XX века, позволяет делать поразительно успешные предсказания о реальном мире. Ричард Фейнман сравнил их точность с предсказанием расстояния, аналогичного ширине Северной Америки, с точностью до толщины человеческого волоса. То, что на основе квантовой теории делаются такие точные предположения, по-видимому, означает, что она в определенном смысле верна; настолько же, насколько верны другие наши знания, включая даже самые банальные факты. И тем не менее для получения правильных предсказаний в квантовой теории приходится делать настолько странные и таинственные предпосылки, что даже сам великий Фейнман не преминул заметить (существует несколько вариантов этой цитаты, из которых привожу наиболее выразительную): «Если вам кажется, что вы понимаете квантовую теорию… то вы не понимаете квантовую теорию».

Квантовая теория настолько странна, что физикам приходится прибегать то к одной, то к другой из ее взаимоисключающих «интерпретаций». «Приходится прибегать» в данном случае - верное выражение. В книге «Фабрика реальности» Дэвид Дейч описывает вариант интерпретации квантовой теории, предполагающий существование множества вселенных, возможно, потому, что самым отталкивающим качеством этого варианта является всего лишь его исключительная расточительность. В нем предполагается существование колоссального, стремительно увеличивающегося количества параллельных, незаметных друг для друга вселенных, обнаружить которые удается лишь в отдельных квантово-механических экспериментах. В некоторых из этих вселенных я уже умер. В нескольких из них у вас есть роскошные зеленые усы. И так далее.

Альтернативная «копенгагенская интерпретация» не менее нелепа. Она не так расточительна, но до отчаяния парадоксальна. Эрвин Шрёдингер придумал о ней знаменитую шутку-головоломку про кота. Кот Шрёдингера закрыт в ящике вместе с механизмом, который убьет его в случае выполнения квантово-механического события. Не открыв крышки, мы не знаем, жив кот или мертв. Здравый смысл подсказывает, что он тем не менее должен быть либо жив, либо мертв. «Копенгагенская интерпретация» противоречит здравому смыслу: согласно ей, до того, как мы откроем ящик, все, что там есть, - не более чем вероятность. Как только мы откроем крышку, происходит коллапс волновой функции квантового механизма, он срабатывает в ту или иную сторону, и кот становится либо мертвым, либо живым. До того как произведено наблюдение, он - ни жив ни мертв.

Теория множественных вселенных объясняет происходящее в вышеописанном эксперименте тем, что в некоторых из вселенных кот - мертв, а в некоторых - жив. Оба эти объяснения не имеют смысла с точки зрения человеческой интуиции или здравого смысла. Но самых «крутых» физиков это мало смущает. Главное для них - чтобы работала математика и экспериментально подтверждались предсказания теории. У большинства из нас следовать за ними не хватает храбрости. Чтобы понять, что же происходит «на самом деле», нам никак не обойтись без каких-нибудь визуальных примеров. Кстати, насколько мне известно, Шрёдингер придумал мысленный эксперимент с котом именно с целью наглядно продемонстрировать то, что он воспринимал как абсурдность «копенгагенской интерпретации».

Биолог Льюис Волперт считает, что заковыристость современной физики - это еще цветочки. В отличие от технологии, наука, как правило, не церемонится со здравым смыслом. Вот вам один из любимых примеров: каждый раз, когда вы выпиваете стакан воды, существует весьма высокая вероятность того, что по крайней мере одна из проглоченных вами молекул прошла в свое время через мочевой пузырь Оливера Кромвеля. Это лишь простая теория вероятности. Количество молекул в стакане воды неизмеримо больше, чем количество стаканов с водой, которые можно было бы получить, разлив в них всю имеющуюся в мире пресную воду. То есть каждый раз, наполняя стакан, мы имеем в нем довольно представительную выборку существующих в мире молекул воды. Дело тут, конечно, не в Кромвеле и не в мочевых пузырях. Вот сейчас вы и не заметили, что вдохнули тот же атом азота, что когда-то выдохнул третий игуанодон слева от высокого саговника? Разве не прекрасно жить в мире, где такие вещи не только возможны, но вам еще выпала счастливая возможность понять, почему это так? И затем вы можете объяснить это кому-нибудь другому, и с вами согласятся не потому, что это ваше личное мнение или верование, а потому, что, поняв ваши аргументы, их невозможно не принять. Вероятно, объясняя причину, побудившую его написать книгу «Наполненный демонами мир: наука как светоч во тьме», Карл Саган имел в виду именно это: «Не объяснять достижения науки кажется мне противоестественным. Влюбившись, человек хочет прокричать об этом на весь свет. Эта книга - мое личное признание в вечной, страстной любви к науке».

Эволюция сложной жизни, даже само ее возникновение в подчиняющейся законам физики Вселенной, - замечательные и удивительные факты или были бы таковыми, если не учитывать, что способностью удивляться может обладать лишь мозг, который сам появился в результате этого удивительного процесса. То есть с точки зрения антропного принципа, наше существование не должно вызывать удивления. И тем не менее думаю, что выражу мнение всех собратьев по планете, настаивая на том, что факт нашего существования ошеломляюще удивителен.

Только подумайте: на одной, возможно, единственной во Вселенной, планете молекулы, соединяющиеся обычно в объекты, не превышающие по сложности обломок камня, образовали объекты, по размеру сходные с обломками камней, но настолько сложные, что они оказались способны бегать, прыгать, плавать, летать, видеть, слышать, ловить и поедать другие похожие сложные объекты; а некоторые из них научились даже думать, чувствовать и влюбляться друг в друга. Сегодня мы понимаем, как это произошло, но не понимали до 1859 года.

До 1859 года все это казалось очень и очень и очень странным. Теперь, благодаря Дарвину, это просто очень странно. Ухватившись за края узкой прорези паранджи, Дарвин разорвал ее, и внутрь хлынул такой поток ошеломляюще новых, возвышающих человеческий дух знаний, какого до него человечество, возможно, не знало - сравню с ним разве что сделанное Коперником открытие, что Земля - это не центр мироздания.

Великий философ XX века Людвиг Витгенштейн как-то спросил своего друга: «Почему люди всегда говорят, что было естественно предположить вращение Солнца вокруг Земли, а не Земли вокруг Солнца?» Друг ответил: «Понятно почему - зрительно кажется, что Солнце вращается вокруг Земли». На что Витгенштейн ответил: «Интересно, как бы зрительно выглядело, будто вращается Земля?» Иногда я цитирую это замечание Витгенштейна во время лекций, ожидая услышать смех аудитории. Вместо этого каждый раз - ошеломленная тишина.

В рамках того ограниченного мира, в котором возник и сформировался наш мозг, движение небольших объектов более вероятно, чем движение крупных, которые часто являются фоном для движущихся небольших. При вращении Земли объекты, кажущиеся нам в силу их приближенности более крупными, - горы, деревья, здания, сама земля - движутся, синхронно друг с другом и с наблюдателем, относительно небесных тел, таких как Солнце и звезды. Поэтому наш сформировавшийся в процессе эволюции мозг приписывает движение именно звездам и Солнцу, а не громоздящимся поблизости горам и деревьям.

Хочу теперь немного развить упомянутую выше мысль: причина того, что мы видим мир так, а не иначе, а также того, что одни вещи нам понять гораздо труднее, чем другие, заключается в том, что наш мозг сам является продуктом эволюции - бортовым компьютером, возникшим и развившимся, чтобы помочь нам выжить в окружающем мире, - назову его Средним миром, - где объекты, от которых зависит выживание, не слишком велики и не слишком малы; в мире, где вещи либо стоят на месте, либо движутся медленно по сравнению со скоростью света и где очень маловероятные события смело можно считать невозможными. Окошко паранджи нашего сознания такое узкое потому, что для выживания наших предков этого было вполне достаточно.

Наука, вопреки всякой интуиции, учит нас, что твердые и массивные предметы, такие как кристаллы и камни, на самом деле почти целиком состоят из пустоты. Если представить себе ядро атома как муху, сидящую в центре стадиона, то другое ближайшее ядро окажется за пределами стадиона. Получается, что даже самые плотные горные породы «на самом деле» почти целиком - пустота, содержащая лишь крошечные частицы, расположенные друг от друга на таких расстояниях, что по сравнению с ними размеры самих частиц кажутся пренебрежимо малыми. Но почему же тогда камни выглядят и воспринимаются как твердые, сплошные и непроницаемые?

Не буду пытаться угадать, как ответил бы на это Витгенштейн. Я, как эволюционный биолог, сказал бы следующее. Эволюция нашего мозга происходила таким образом, чтобы помочь телу оптимально ориентироваться в мире в том масштабе, в каком наши тела обычно функционируют. Возможность нашего путешествия в мир атомов эволюцией не предусматривалась. Если бы это было не так, то, возможно, наш мозг был бы в состоянии воспринимать пустоты в горных породах. Мы воспринимаем камни на ощупь твердыми и непроницаемыми, потому что наши руки не в состоянии сквозь них проникнуть. Проникнуть сквозь них они не могут не из-за размеров зазоров между составляющими материю частицами, а по причине существования между этими разбросанными в «твердой» материи частицами силовых полей. Для нашего мозга оказалось полезным создать представление о «твердости» и «непроницаемости», потому что, используя эти представления, телу легче двигаться в мире, в котором так называемые «твердые» объекты не могут одновременно занимать одно и то же пространство.

Хочу привести по этому поводу небольшое юмористическое отступление из книги Джона Ронсона «Человек, который смотрел на коз»:

Вот вам правдивая история, случившаяся летом 1983 года в городе Арлингтоне, штат Вирджиния. Генерал-майор Альберт Стабблбайн Третий сидел за столом, уставившись на увешанную огромным количеством медалей стену. Медали эти свидетельствовали о многолетней блестящей карьере генерала - главного начальника американской разведки, в подчинении которого находилось шестнадцать тысяч солдат… Минуя награды, взгляд генерала уперся в стену. Он чувствовал, что что-то нужно сделать, несмотря на то что даже подумать об этом страшно. Мысль сосредоточилась на надвигавшемся выборе. Можно остаться в этом офисе или проследовать в соседний. В этом и заключается выбор - и он его сделал: он идет в соседний офис… Встав из-за стола и обогнув его, генерал пошел. Если хорошенько подумать, рассуждал он, из чего в основном состоят атомы? Из пустоты! Он ускорил шаг. А из чего в основном состою я? - думал он. Из атомов! Он почти перешел на бег. А из чего в основном состоит стена? - думал он дальше. Из атомов! Просто нужно сделать так, чтобы пустые места правильно совпали… И тут генерал Стабблбайн больно стукнулся носом о стену офиса. Черт побери, грустно подумал он. Никак не удается генералу Стабблбайну пройти сквозь стену. В чем же дело? Может быть, он просто не может достичь необходимого уровня сосредоточения? Генерал не сомневается, что способность проходить сквозь твердые предметы когда-нибудь станет обычным навыком в арсенале психологических технологий. А когда это произойдет, разве слишком наивно было бы предположить, что с этого момента настанет конец войнам? Кому захочется иметь дело с армией, способной на такие штуки?

На веб-сайте организации, которой генерал Стабблбайн нынче, выйдя на пенсию, руководит вместе с женой, его очень удачно описали как «мыслителя, выходящего за обычные рамки». Организация называется «СвободаЗдоровьеСША» и занимается «пищевыми добавками (витаминами, минералами, аминокислотами и тому подобным), травами, гомеопатическими лекарствами, медициной питания и чистыми пищевыми продуктами (не отравленными пестицидами, гербицидами, антибиотиками), поставляемыми без вмешательства корпораций, диктующих вам, какие лекарства и в каких дозах разрешается применять (ограничивающих таким образом с помощью государства вашу свободу)». Упоминание о драгоценных жизненных флюидах, к счастью, отсутствует (см. цитату бригадного генерала Джека Д.

Риппера из фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»).

Поскольку наша эволюция протекала в Среднем мире, нам не составляет труда понять идею такого типа: «Если генерал-майор движется со скоростью, характерной для движения большинства генерал-майоров и других объектов Среднего мира, то при ударе его о другой объект Среднего мира вроде стены его движение будет немедленно остановлено довольно болезненным образом». Наш мозг не в состоянии представить, что бы мы чувствовали при переходе, на манер нейтрино, сквозь стену через те пустоты, из которых «на самом деле» состоит стена. Точно так же наше сознание не в состоянии справиться с явлениями, происходящими при движении со скоростями, близкими к скорости света.

Появившейся и взращенной в Среднем мире интуиции нелегко без специальной тренировки поверить даже заявлению Галилея о том, что, если исключить сопротивление воздуха, брошенные с башни пушечное ядро и перышко упадут на землю одновременно. Причина заключается в том, что в Среднем мире воздушное сопротивление присутствует повсеместно. Если бы мы эволюционировали в вакууме, мы бы не сомневались, что перышко и ядро упадут в одно и то же время. Мы - порождения Среднего мира и его обитатели, и это налагает ограничения на возможности нашего воображения. Если у нас нет особо выдающихся способностей или исключительно разностороннего образования, то Средний мир - это все, что доступно нашему взгляду из узкого окошка паранджи.

В определенном смысле нам, животным, приходится выживать не только в Среднем мире, но и в микроскопическом мире атомов и электронов. Сама природа нервных импульсов, посредством которых на физическом уровне осуществляется мышление и воображение, неразрывно связана с микромиром. Но понимание законов микромира не помогло бы нашим диким предкам ни в одном из их занятий, ни в одном из принимаемых ими решений. Будь мы бактериями, постоянно сражающимися с тепловым движением молекул, все обстояло бы по-другому. Но мы, жители Среднего мира, слишком неповоротливы и массивны, чтобы реагировать на броуновское движение. Вот еще пример: на наше существование сильно влияет сила тяжести, а о поверхностном натяжении мы почти не задумываемся. Но для крошечного насекомого приоритеты меняются местами: поверхностное натяжение для него вовсе не является слабенькой и второстепенной силой.

В книге «Творение, или Жизнь и как ее сделать» Стив Гранд довольно едко описывает нашу одержимость материей как таковой. Мы склонны полагать, что только твердые, «материальные» предметы существуют по-настоящему. Электромагнитные волны в вакууме кажутся нам какими-то «нереальными». В Викторианскую эпоху считали, что волны могут существовать только в материальной среде. А поскольку такой среды не знали, то ее изобрели и назвали эфиром. Но «всамделишную» материю нам понимать проще только потому, что для наших предков, эволюционировавших в Среднем мире, представление о плотной материи было полезной для выживания моделью.

С другой стороны, даже для жителей Среднего мира очевидно, что водоворот или смерч - вещь не менее реальная, чем кусок камня, хотя материя, из которой состоит водоворот, постоянно меняется. Среди пустынных равнин Танзании, в тени Ол Доньо Ленгай - священного вулкана масаев, есть большая дюна из выпавшего во время извержения 1969 года пепла. Ее форма определяется ветром, и, что замечательно, она движется. Такие дюны называют барханами. Вся дюна целиком ползет по пустыне в западном направлении со скоростью около 17 метров в год. Сохраняя форму полумесяца, она скользит туда, куда нацелены ее рога. Ветер задувает песчинки вверх по пологому склону, а затем они сваливаются с гребня внутрь полумесяца.

Но даже бархан больше похож на «вещь», чем волна. Нам только кажется, что волна движется по морю горизонтально; на самом же деле молекулы воды перемещаются в вертикальном направлении. Аналогично этому, несмотря на то, что звуковые волны движутся от одного собеседника к другому, молекулы воздуха этого не делают - иначе это был бы уже не звук, а ветер. Стив Гранд обращает внимание на то, что мы с вами на самом деле больше похожи на волны, чем на «вещи». Он приглашает читателя вспомнить

…что-нибудь из детства. Какое-нибудь яркое воспоминание, что-нибудь, что вы можете увидеть, почувствовать, может быть, даже различить запах, будто вы все еще находитесь там. Ведь вы были там, верно? Иначе откуда бы вы все это помнили? Но знаете, в чем парадокс? Вас там не было. Ни одного из составляющих сейчас ваше тело атомов не было там в тот момент… Материя перетекает с места на место и на мгновение собирается вместе, чтобы стать вами. Следовательно, вы - это не то, из чего вы сделаны. И если у вас от этого не пробежал по спине озноб, перечитайте еще раз, потому что это очень важно.

Словами «на самом деле» не следует швыряться направо и налево. Если бы нейтрино имело мозг, возникший и развившийся у его микроскопических предков, оно с уверенностью утверждало бы, что камни «на самом деле» в основном состоят из пустоты. Наш мозг - продукт эволюции предков среднего размера, которые не могли проходить сквозь камни; поэтому для нас «на самом деле» реальна та реальность, в которой камни - твердые объекты. Для любого животного «на самом деле» существует лишь то, что требуется мозгу для помощи своему телу в выживании. А поскольку различные виды живут в разных условиях обитания - в разных мирах, - количество существующих «реальностей» пугающе велико.

То, что мы воспринимаем как реальный мир - это не подлинный реальный мир без прикрас; это модель реального мира, настроенная и отрегулированная при помощи данных, получаемых органами чувств; это модель, организованная таким образом, чтобы с ее помощью можно было успешно взаимодействовать с реальным миром. Особенности модели зависят от того, о каком животном идет речь. Летающему животному требуется модель, значительно отличающаяся от модели бегающего, карабкающегося или плавающего животного. Модель хищника отличается от модели травоядного, хотя их миры неизбежно перекрываются. Мозгу обезьяны необходимо программное обеспечение, способное моделировать трехмерное переплетение стволов и ветвей. А водомерке 3D-программа не нужна, потому что она обитает на поверхности пруда в «Плоском мире» Эдвина Аббота. Моделирующая программа крота приспособлена для жизни под землей. Голый землекоп, скорее всего, пользуется примерно таким же программным обеспечением для моделирования окружающего мира, что и крот. А вот белка, хотя и относится вместе с голым землекопом к отряду грызунов, пользуется моделирующей программой, похожей на обезьянью.

В книге «Слепой часовщик» и других работах я высказывал предположение о том, что летучие мыши, возможно, обладают «цветным» слухом. Для того чтобы передвигаться в трехмерном пространстве и ловить насекомых, летучей мыши, безусловно, необходима модель, аналогичная модели ласточки, которая выполняет очень похожие действия. Тот факт, что для обновления переменных модели летучая мышь использует эхолокацию, а ласточка - отраженный свет, является второстепенным. Я предположил, что летучие мыши используют такие категории, как «красный» или «синий», в качестве внутренних обозначений полезных для них различий в эхосигналах, подобно тому как ласточки используют аналогичные категории для обозначения различий в длинах световых волн. Хочу подчеркнуть, что структура модели определяется тем, как она будет использоваться, а не тем, какие органы чувств задействованы в ее работе. Из примера с летучими мышами можно сделать следующий вывод: общая структура «моделирующей программы» мозга - в отличие от значений ее частных переменных, которые постоянно обновляются на основе данных, поставляемых органами чувств, - это такое же приспособление животного к своему образу жизни, как крылья, лапы или хвост.

В процитированной выше статье о «возможных мирах» Б. С. Холдейн высказал аналогичную мысль о животных, чей мир строится в первую очередь из запахов. Он заметил, что собаки могут различать запах двух очень похожих летучих жирных кислот - каприловой и капроновой, разбавленных к тому же в миллион раз. Единственная разница между ними заключается в том, что главная молекулярная цепь каприловой кислоты имеет на два атома углерода больше, чем цепь капроновой кислоты. Холдейн полагает, что собака, видимо, в состоянии расположить кислоты в порядке молекулярного веса, подобно тому как человек по звучанию нот может расположить струны пианино в порядке возрастания их длины.

Есть еще одна жирная кислота - каприновая, аналогичная двум вышеупомянутым, за исключением наличия в ее главной цепочке еще двух атомов углерода. Собака, никогда в жизни не встречавшая каприновой кислоты, скорее всего, сумела бы вообразить ее запах, подобно тому как мы, услышав звук трубы, легко можем представить себе тот же самый звук нотой выше. Мне кажется весьма правдоподобным, что собака или носорог способны воспринимать букеты запахов как гармонические сочетания. Возможно, существуют диссонансные аккорды. Но вряд ли мелодии, потому что, в отличие от запахов, мелодии строятся из звуков, начинающихся и заканчивающихся в строго определенное время. Но есть вероятность, что собаки и носороги имеют «цветное» обоняние, подобно тому как у летучих мышей, по моему предположению, может быть «цветной» слух.

Еще раз хочу повторить: ощущения, которые мы называем цветами, - это всего лишь инструменты, используемые нашим мозгом для обозначения важных для нас различий в окружающем мире. Ощущаемые нами оттенки - то, что философы называют «первичными ощущениями», - сами по себе не имеют органической связи со световыми волнами определенной длины. Они - всего лишь внутренние условные обозначения, ярлыки, которыми мозг пользуется при построении модели окружающей реальности; ярлыки, служащие для установления различий, важных для данного вида животных. Для нас или, скажем, для птиц - это световые волны различной длины. В случае летучих мышей, как я предполагаю, это могут быть различия в звукоотражающих свойствах поверхностей, что-нибудь вроде: «красный» - блестящая поверхность, «синий» - бархатная, «зеленый» - шершавая. А для собак и носорогов аналогичную роль вполне могут играть запахи. Возможность понять необычайный мир летучей мыши или носорога, клопа-водомерки или крота, бактерии или жука-короеда - это один из тех даров, которыми наука награждает нас, разрывая паранджу и открывая нашему взору невиданные доселе горизонты.

Метафору Среднего мира - маленького промежуточного диапазона явлений, доступных для обозрения сквозь узкую прорезь паранджи, - можно применить и для других масштабов, других «спектров». Можно, например, представить себе шкалу вероятностей, и снова мы увидим, что нашей интуиции и воображению доступно только узкое ее окошко. На одном конце спектра вероятностей будут находиться события, которые мы считаем невозможными. Чудеса - это исключительно маловероятные события. Статуя мадонны могла бы помахать нам рукой. Атомы, составляющие кристаллическую решетку материала, из которого сделана статуя, вибрируют в различных направлениях. Поскольку их число невообразимо велико и поскольку в их движении нет строго заданного направления, наблюдаемая нами в Среднем мире рука остается неподвижной. Но копошащиеся в руке атомы могли бы, по воле случая, вдруг все двинуться одновременно в одном направлении. И еще раз… и еще… И тогда рука шевельнулась бы и мы бы увидели, как она нам машет. Это могло бы случиться, но вероятность такого события настолько мала, что если бы вы начали писать число в момент возникновения Вселенной, то и по сей день не вывели бы достаточно нулей. Способность подсчитать такую вероятность - количественно выразить почти невозможное событие, вместо того чтобы воздеть в отчаянии руки, - это еще один пример раскрепощения наукой человеческого духа.

Эволюция в Среднем мире слабо подготовила нас к оценке крайне маловероятных событий. Но события, кажущиеся невероятными в Среднем мире, оказываются неизбежными в грандиозных просторах космоса или геологического времени. Наука настежь распахивает окно, через которое мы привыкли воспринимать спектр возможностей. Усиленный знанием и расчетом разум теперь способен заглянуть в те уголки вероятности, которые когда-то казались недоступными или населенными драконами. В главе 4 мы уже воспользовались этой возможностью, рассматривая вероятность зарождения жизни и то, как подобное крайне маловероятное событие тем не менее неизбежно произойдет при наличии достаточного числа планет; мы рассмотрели также возможность существования множества различных вселенных, каждой со своим собственным набором законов и констант, и антропную необходимость нашего нахождения в одном из тех немногих миров, где возможна жизнь.

Как мы должны понимать фразу Холдейна о том, что мир устроен необычнее, чем мы в состоянии предположить? Необычнее, чем возможно предположить в принципе. Или всего лишь необычнее, чем мы способны предположить, учитывая ограниченность нашего мозга, взращенного и обученного Средним миром? Сумеем ли мы, терпеливо трудясь, освободиться от ограниченности Среднего мира, сорвать черную паранджу и достичь интуитивного, а не только математического понимания микро- и макромиров и огромных скоростей? Честное слово, не знаю, но я очень счастлив жить в такое время, когда человечество изо всех сил стремится достичь границ познаваемого. И что еще лучше - мы можем в конце концов обнаружить, что этих границ не существует вовсе.

Еще по теме Есть многое на свете, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам.:

  • Идеальные супружеские отношения требуют: любите друг друга, но не стремитесь изменить любимого человека. Это означает давать друг другу необходимое пространство для свободного развития и признавать, что это пространство едино для обоих, но в то же время ни один из двоих не захочет этим злоупотреблять. СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА (РАЗРЫВ/РАЗВОД) Разрыв происходит, когда один или оба супруга достигают своих пределов в приятии взаимных различий
  • Пока и поскольку мы хотим жить нормально, мы не даем проявиться нашей истинно! природе, потому что нормы, установленные другими людьми, не обязательно отвечаю: нашим потребностям. ОБВИНЕНИЕ
  • Длительное употребление антибиотиков пенициллинового ряда может спровоцировать появление многих заболеваний: аллергию, крапивницу и т. д. Помните знаменитые слова Парацельса, что «все есть лекарство и все есть яд»
  • Большинство из нас склонно считать, что мы такие, потому что «уж такие мы есть». Но когда человек осознает, что когда-то им был сделан определенный выбор, он обретает способность принимать новые решения. 2. На человека обрушиваются драматические события, вызывающие у него стресс.
  • ложные учителя - это все то, что мешает нам делать сознательный выбор, быть самими собой, быть свободными и счастливыми. Если мы не принимаем собственных решений, то позволяем влиять на себя всевозможным ситуациям вопреки нашим истинным потребностям.
  • крыл. сл. Цитата из трагедии Шекспира «Гамлет», д. 1, сц. 5, слова Гамлета. В переводе М. Вронченко (1828):

    Есть многое в природе, друг Горацио,

    Что и не снилось нашим мудрецам.

    • - английский флотоводец, вице-адмирал, виконт...

      Исторический словарь

    • - крыл. сл. Цитата из трагедии Шекспира «Гамлет», д. 1, сц. 5, слова Гамлета. В переводе М. Вронченко: Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам...

      Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    • - известный английский адмирал; сын священника, с 12 лет посвятил себя морю; в 1773 г. участвовал в экспедиции, снаряженной с целью открыть северный проход у берегов Америки из Атлантического в Великий океан...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - иноск.: никак не думал, и в голову никак не приходило Ср. ούδέ όναρ άν ποτε παθείν. И во сне никогда не испытать. Plut. Philos. 18. См. есть много, друг Горацио...
    • - Чего во снѣ не снилось о совершенно неожиданномъ - въ мысляхъ небываломъ. Ср. И скоро людъ московскій, православный Насмотрится, чего во снѣ не снилось. Островскій. Дмитрій Самозванецъ. 1, 1...
    • - Цитата из трагедии Шекспира "Гамлет", д. 1, сц. 5, слова Гамлета. В переводе М. Вронченко: Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам...
    • - Из стихотворения «Пора, мой друг, пора» А. С. Пушкина: ...

      Словарь крылатых слов и выражений

    • - о совершенно неожиданном, в мыслях небывалом Ср. И скоро люд московский, православный Насмотрится, . Островский. Дмитрий Самозванец. 1, 1. См. есть много, друг Горацио, о чем не снилось нашим мудрецам...

      Толково-фразеологический словарь Михельсона

    • - Есть много, другъ Гораціо, на небѣ и землѣ, О чемъ во снѣ не снилось вашимъ мудрецамъ. Ср. Есть много въ небесахъ и на землѣ такого, Что̀ нашей мудрости, Горацій, и не снилось. К. Р. Гамлетъ...

      Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

    • - иноск. никакъ не думалъ, и въ голову никакъ не приходило. Ср. οὐδὲ ὄναρ ἄν ποτε παθεῖν. Пер. И во снѣ никогда не испытать. Plut. Philos. 18...

      Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

    • - кому. Разг. Экспрес. Нельзя было даже предположить, допустить, представить что-либо. - Во мне вдруг явилось желание жениться, чего мне прежде и не снилось. ...

      Фразеологический словарь русского литературного языка

    • - См. ПРОСТУПОК -...
    • - См. ЛЮБОВЬ -...

      В.И. Даль. Пословицы русского народа

    • - См. ГОРЕ -...

      В.И. Даль. Пословицы русского народа

    • - неправдоподобно, не верится, слыханное ли дело?, не укладывается в сознании, невероятно, неожиданный, не может быть, не укладывается в...

      Словарь синонимов

    "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам" в книгах

    ЕСТЬ НА СВЕТЕ БОРОК…

    Из книги Лед и пламень автора Папанин Иван Дмитриевич

    ЕСТЬ НА СВЕТЕ БОРОК… Осенью 1951 года я вспомнил, что три года не был в отпуске. И решил отдохнуть.Решено - сделано, и в один прозрачный и прохладный день очутился я в Ярославской области. Деревенек там много, рассыпались одна неподалёку от другой. Километрах в полутора от

    Градский умеет многое. И многое имеет

    Из книги Александр Градский. The ГОЛОС, или «Насравший в вечность» автора Додолев Евгений Ю.

    Градский умеет многое. И многое имеет Во второе ноябрьское воскресенье 2009 года закончился юбилейный марафон Александра, который отметил свое 60-летие обоймой выступлений: кульминационным стал трехчасовой концерт в столичном зале имени Чайковского (9 ноября). В первом

    6. Есть Бог на свете!

    Из книги Мой анабасис, или Простые рассказы о непростой жизни автора Шполянский Михаил Ефимович

    6. Есть Бог на свете! Ну а теперь я должен признаться, что из меня получился бы очень плохой больничный священник (впрочем, Господь мне этого не посылал). Я очень плохо умею утешать людей "просто так" - но именно это, а не душеспасительные разговоры о загробной жизни нужны

    Глава 2 Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…

    Из книги Граф Сен-Жермен автора Володарская Ольга Анатольевна

    Глава 2 Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам… 1739 год. Во всех странах своего зарубежного вояжа путешественники из Альбиона считали своим долгом нанести визит соотечественникам, представлявшим родину в этой стране. Но сегодняшнее посещение

    Несбыточный мой! Спасибо, За то, что ты есть на свете...

    Из книги Исповедь нормальной сумасшедшей автора Мариничева Ольга Владиславовна

    Несбыточный мой! Спасибо, За то, что ты есть на свете... Ю. Устинову Благодаря тебе я научилась Быть адвокатом вечного стыда: Защитницей Безумия спустилась В тот мир, где беззащитна стала я сама. У любящих тому не научиться И потому от имени Суда За царственную

    c) все на свете есть миф

    Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

    c) все на свете есть миф c) В связи с этим особенное значение приобретает самый термин «отрешенность». Сейчас мы можем сказать, что он далеко не точно выражает свой предмет, так как это – настолько же отрешенность, насколько и образная конкретность. В самом деле, с точки

    Есть ли балк на свете

    Из книги Интерстеллар: наука за кадром автора Торн Кип Стивен

    Есть ли балк на свете На иллюстрациях к этой книге я изображаю нашу Вселенную как искривленную двумерную мембрану (брану), расположенную в трехмерном балке (как, например, на рис. 21.1). Разумеется, в действительности наша брана имеет три пространственных измерения,

    Есть многое на свете, друг Горацио, / Что и не снилось нашим мудрецам

    Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

    Есть многое на свете, друг Горацио, / Что и не снилось нашим мудрецам Из трагедии «Гамлет» Уильяма Шекспира (1564-1616), слова Гамлета (действ. 1, явл. 4). Перевод (1828) Михаила Павловича Вронченко.Используется как шутливо-иронический комментарий к непонятному, сложному явлению,

    7.1. Есть на свете города…

    Из книги Яндекс для всех автора Абрамзон М. Г.

    7.1. Есть на свете города… Вначале их было пять. Пять карт - Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Киева, России и Европы. Именно с них начинался проект Яндекс. Карты, старт которого состоялся в августе 2004 года. С этого момента Яндекс научился искать адреса не

    На свете есть труднодостижимые вещи!

    Из книги Управляй своей мечтой [Как реализовать любой замысел, проект, план] автора Кобб Бриджит

    На свете есть труднодостижимые вещи! Я хотела бы уверить вас, что вам ничего не стоит стать писателем, актрисой или музыкантом, похудеть, поправить здоровье и образ жизни или вернуться на работу, вырастив детей, при условии, что вы будете выполнять все мои рекомендации.

    Кому многое дано, с того многое спросится

    Из книги Мечтай как женщина, побеждай как мужчина автора Харви Стив

    Кому многое дано, с того многое спросится Мать научила меня принципу: «Кому многое дано, с того многое спросится» (Лука. 12:48). И чем больше человеку дано, тем больше с него спросится.По мере того как человек становится все более и более успешным, требования к нему возрастают.

    Наука, друг Горацио, сера…

    Из книги Тупики Глобализации: Торжество Прогресса или Игры Сатанистов? автора Егишянц Сергей Альбертович

    Наука, друг Горацио, сера… Так называемая неоклассическая экономическая теория, безраздельно господствовавшая до второй трети XX века, решала основные вопросы экономики предельно просто. Скажем, если вы производите какой-то товар, то, наверное, выручите при его продаже

    ЛЕОНИД МАРТЫНОВ: «НЕПОСТИЖИМО ДЛЯ УМА НА СВЕТЕ МНОГОЕ ВЕСЬМА»

    Из книги Красный век. Эпоха и ее поэты. В 2 книгах автора Аннинский Лев Александрович

    ЛЕОНИД МАРТЫНОВ: «НЕПОСТИЖИМО ДЛЯ УМА НА СВЕТЕ МНОГОЕ ВЕСЬМА» Четырнадцатилетний омский гимназист пишет в 1919 году стихотворение, в котором, как в капсуле, свернуты интонации и темы будущего классика советской поэзии, самого загадочного ее

    Лев АННИНСКИЙ ЛЕОНИД МАРТЫНОВ: "НЕПОСТИЖИМО ДЛЯ УМА НА СВЕТЕ МНОГОЕ ВЕСЬМА..." Из цикла "Медные трубы"

    Из книги Газета День Литературы # 97 (2004 9) автора День Литературы Газета

    Лев АННИНСКИЙ ЛЕОНИД МАРТЫНОВ: "НЕПОСТИЖИМО ДЛЯ УМА НА СВЕТЕ МНОГОЕ ВЕСЬМА..." Из цикла "Медные трубы" Четырнадцатилетний омский гимназист пишет в 1919 году стихотворение, в котором, как в капсуле, свернуты интонации и темы будущего классика советской поэзии,

    2. Об установлении на земле Спасителем нашим Иисусом Христом Царства Божиего, то есть Церкви

    Из книги Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание автора Фонтрие Амвросий

    2. Об установлении на земле Спасителем нашим Иисусом Христом Царства Божиего, то есть Церкви Будучи Царем, Господь наш Иисус Христос создал на земле Царствие небесное сразу после своего Вознесения, когда Он воссел одесную Бога Отца и когда Он получил от Превечного Отца

    Исходное сообщение про_искусство

    Горацио, -- на небе
    И на земле есть более вещей,
    Чем нашей философии мечталось.

    2.Вронченко Михаил

    Есть многое в природе, друг Горацио,

    3.Гнедич Петр

    Горацио, - на небе и земле
    Есть многое, что и не снилось даже
    Науке.

    4.Данилевский А.М.

    На небесах и на земле есть более таких вещей,
    о которых вашей школьной мудрости
    и не снится, Горацио.

    5.К.Р. (Князь К.К. Романов)

    Есть много в небесах и на земле такого,
    Что нашей мудрости, Гораций, и не снилось.

    6.Каншин П.А.

    На небе и на земле, Гораций, есть много такого,
    Что даже не снилось нашей мудрости.

    7.Кронберг Андрей

    Есть многое на небе и земле,
    Что и во сне, Горацио, не снилось
    Твоей учености.

    8.Лозинский Михаил

    И в небе и в земле сокрыто больше,
    Чем снится вашей мудрости, Горацио.

    9.Морозов Михаил

    На небе и земле есть больше вещей Гораций,
    Чем снилось вашей философии.

    10.Пастернак Борис

    Гораций, в мире много кой-чего,
    (Вариант: Гораций, много в мире есть того,)
    Что вашей философии не снилось.

    11.Пешков И.В.

    На небе и в земле всего довольно,
    Что философии, Горацио, не снилось.

    12.Полевой Николай


    Что и не снилось нашим мудрецам.

    13.Поплавский Виталий

    Горацио, не все, что есть в природе,
    Наука в состоянье объяснить.

    14.Радлова Анна

    Ведь много скрыто в небе и земле
    Таких вещей, Горацио, что не снились
    Всей вашей философии.

    15.Рапопорт Виталий

    Горацио, есть в этом мире вещи,
    Что философии не снились и во сне.

    16.Россов Николай

    Есть в небесах и на земле такое,
    Что нашей мудрости и не приснится.

    17.Сокольский А.Л.

    Горацио, что на земле и в небе
    Есть более чудес, чем снилось вашей
    Людской премудрости.

    18.Сомин Ефим

    Согласна с Вашим мнением по № 12: ёмко и коротко!

    Есть тьма чудес на небе и земле, Гораций,
    Не снившихся философам твоим

    19.Фельдман Яков

    Есть многое на свете, милый мой,
    Что и во сне не видела наука

    20.Чернов Андрей

    Горацио, наш мир куда чудесней,
    Чем снился он философам твоим.

    Есть многое на свете, друг Горацио,
    Что человеку знать не положено.

    Есть многое на свете, друг Горацио
    Что и не снилось нашим мудрецам.

    В мире есть много такого, друг Горацио,
    Что и не снилось нашим мудрецам.

    Как много, друг Горацио, на свете вещей,
    Что и не снились нашим мудрецам

    Есть многое на Свете, друг Горацио,
    Что неизвестно нашим мудрецам.

    На Земле и на Небе, Горацио,
    Есть много всего,
    Что и не снилось нашим мудрецам.

    Мне ближе всего вариант Николая Полевого, № 12. А Вам?

    Loading...Loading...