Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Игумен монастыря Ватопед архимандрит Ефрем: «Православное монашество – это не йога

Старец Иосиф говорил: "В нашем духовном преуспеянии особую роль играет духовный отец. И то что не чувствуем себя в безопасности в монастыре, и у нас много помыслов – часто причина в том что у нас нет доверия к своему духовному отцу".

22.05.2009 Трудами братии монастыря 10 295

Нет послушания с рассуждением, послушание должно совершатся без рассуждения. Даже если старец совершит ошибку, Бог восполнит тебе за твое послушание. Панкратий. Отец Ефрем, вместе со своей братией, относится к тому направлению монашеской жизни, которое заложил на Афоне великий старец Иосиф Исихаст. Они называют его своим "духовным дедушкой". Духовный отец о. Ефрема монах Иосиф является непосредственным духовным чадом старца Иосифа Исихаста, он живет недалеко от Ватопедского монастыря и регулярно приходит на встречи братии. Как сейчас его здоровье?

Ефрем. Сейчас уже не приходит, только передает нам свои слова.

Панкратий. Но вот я во всяком случае застал такое время когда он приходил в монастырь и проводил беседы с братией, вдохновенные беседы, которые касались самого для нас главного, самых внутренних, сокровенных вопросов монашеской жизни, внутренней жизни. Как нам жить, как нам спасаться, как выходить из тех трудностей что неизбежны на монашеском пути. Для нас особенно важен опыт Ватопедского монастыря потому что в чем-то наши монастыри схожи. Когда братство Иосифа монаха, и в том числе о. Ефрем, перешло из Нового Скита в Ватопед, то Ватопедский монастырь представлял из себя зрелище наверное такое же печальное как и наш Валаамский монастырь 15-20 лет тому назад. Я был в начале 90-х годов на Афоне, и могу засвидетельствовать о том что действительно в то время, еще когда не начались обширные восстановительные работы, многие монастыри находились в запущенном состоянии.

Несколько лет назад пользуясь уже расположением и гостеприимством о. Ефрема, я вышел за пределы той гостиницы где меня поместили, прекрасной благоустроенной гостиницы Ватопедского монастыря, там даже лифт есть, и вдруг увидел очень знакомые коридоры, такие же старые, обшарпанные, с такой же паутиной по углам, с кучами дров – то есть все то что мы хорошо знаем здесь на Валааме. И надо сказать, что за те годы что это братство провело в Ватопеде, оно преобразило внешний облик монастыря, но главным образом оно так настроило братство монастыря что помимо напряженной внутренней духовной работы, братия несут очень трудное, нелегкое послушание гостеприимства, любви, в хорошем смысле этого слова миссии несения слова Божия многим людям приходящим каждый день в эту святую древнюю и великую обитель. Поэтому нам очень важен опыт Ватопедского монастыря, важен именно в том плане – как сочетать вот эту неуклонную, твердую монашескую жизнь с тем напором внешнего мира, с огромным напором людей их проблем, их скорби которые каждый день захлестывают обитель, и взывают о помощи. И кто-то выдерживает, по милости Божией, по благодати Божией, может выдержать этот натиск и действительно помочь людям, а кто-то начинает ломаться, унывать, принимать помыслы о том, то ли это место которое он искал или может ему лучше найти другое поспокойней? И вот здесь возникает вопрос, довольно частый для нашей братии, я думаю что наверное он нередко возникает и у братии Ватопедской обители – как вернутся к первому вдохновению? Как возгреть Благодать Божию? Чтобы не было уныния, не было отчаяния, не было печали, а было бы ясное вдохновенное служение Богу.

Ефрем. Я тоже очень рад что после духовной трапезы, пришли на вещественную, материальную трапезу, которая есть продолжение духовной трапезы. И как по монашескому преданию во время и вещественной трапезы дается монахам и слово Божие. И как я говорил геронте (игумену) Валаамский монастырь и Ватопедский – близнецы. Хотя я только во второй раз здесь, я чувствую своей эту проблему, потому что дух геронта (игумена) очень близок к нашему духу. И как сказал старец-епископ: у нас особый долг, как у монахов, что бы достойно ответить на тот призыв который нам дал Бог. Христос вчера и сегодня и во веки один и тот же. Это Тот кто сказал: "Следуй за мной" своим Апостолам. Тоже говорит Он и сегодня, и участниками этого приглашения являемся и мы, монахи, которых невзирая на наши немощи, на наши грехи призвал Он к монашескому житию. Потому что монашество – это продолжение апостольской жизни, продолжение первой киновии (общежития) руководителем которой был Христос. И в других беседах, которые были у меня на Русской земле, я говорил: надежда и упование всего мира и всей церкви – это православное монашество. Поэтому ответственность наша велика, мы монахи призваны для того что бы показать что благодать о себе и сегодня свидетельствует. И сегодня можно опытно переживать Христа. И поэтому присутствие монахов означает присутствие полноты благодати в этом мире, и потому монах который отрекается, уходит от мира, совершает своим уходом, молчаливую но существенную революцию. Он отвергается мирского духа, мирского образа мыслей – выбрасывает это в мусор. И так же в мусор бросает всю честь этого мира. И как говорит Апостол: "я все посчитал за уметы "мусор" чтобы приобрести Христа.

Наш дедушка Иосиф Исихаст говорил: "первую благодать, которую получаешь – это для того чтобы мы ушли из мира". Но это не значит что все этим заканчивается, здесь, сейчас все начинается. Потому, уходя из мира, мы должны здесь довершить свою миссию. Поэтому духовному отцу, к которому нас привела благодать, мы должны предаться всецело, ему всецело подчинится. Монах который приходит в монастырь со своими условиями, уже начал плохо – это то что особо подчеркивал старец Иосиф в своем учении. Старец Иосиф говорил: "В нашем духовном преуспеянии особую роль играет духовный отец. И то что не чувствуем себя в безопасности в монастыре, и у нас много помыслов – часто причина в том что у нас нет доверия к своему духовному отцу". Место духовного отца очень существенно и поэтому для монаха такое послушание предписано.

Нерассуждающее послушание создает непрестанное вдохновение, ему дается стремление к Богу, это рождает любовь к Богу, рождает в монахе жажду по Боге и духовную ненасытимость, как говорит пророк "они будут есть, но не будут насыщаться", "будут пить и будут еще больше жаждать". Поэтому позиция монаха должна быть таковой, что даже во сне не должно оставаться без божественного влечения, и эта любовь и влечение к Богу, та которая приводит в действие благодать внутреннюю. И поэтому когда нас паломники спрашивают: "Не чувствуете рутину в монастыре? Мы видим что каждый день вы делаете одно и тоже" и мы отвечаем: единственно чего не представляет монашество – это рутина. Потому что каждый день – новые чувства, новые переживания, новое присутствие благодати, которое так услаждает душу, и дает полноту, и эта полнота дает постоянную радость. Но так как у нас времени немного, я здесь остановлюсь чтобы ответить на ваши вопросы.

Панкратий. Чем рождается "богатство внутренней жизни"? На самом деле ведь есть опасность для монаха, он может войти в эту "рутину". Недавно мне один брат говорил, что "я живу какой-то растительной жизнью: ем, сплю, работаю, снова сплю, снова ем …".

Ефрем. Мы должны особое внимание обращать на нашу совесть, на точное хранение заповедей. Этим приводится в действие благодать внутри нас, если монах не точно хранит заповеди – у него нет чувства благодати, и поэтому он эту благодать не чувствует. Когда душа чувствует благодать то все остальное отвергает и чувствует внутри себя постоянный престольный праздник. Поэтому всегда используйте для вашего духовного преуспеяния послушание и делайте его с благородством. Мы слушаемся не потому что мы неполноценные дети, не потому что у нас нет воли, и не по тому что у нас психические болезни – мы оказываем послушание что бы подражать Христу. И первое что должен хорошо понять монах – это и есть монашество. Один послушник который недавно пришел в монастырь, мне сказал: "я пришел в монастырь что бы молится и читать", я ему сказал: ты начинаешь уже ошибкой, монастырь не центр исследования святоотеческих творений, а центр где изучишь как избавится от страстей, победить страсти, поэтому я пришел в монастырь что бы оказывать послушание, что бы меня все использовали, все на меня наступали (попирали). Если общежительного монаха все не используют – он неудачник. Как его используют? Потому что у него такое расположение что все его будут просить помочь. И тогда этот человек правильно с уверенностью начинает обретать нахождение благодати и будет чувствовать духовный пламень внутри себя, и этот пламень будет проявляться как невыразимое влечение к Богу.

Панкратий. Но вот в реальности так бывает что много у нас послушаний, много у нас служений, много работы. У нас огромные монастыри, но не так много людей которые могли бы все это должным образом содержать в порядке. Поэтому работы у всех много. И многие братия устают. А если тем более он старается действовать по вашему слову, и всем быть слугой, и все его могут использовать – то так получается что к вечеру у него уже сил нету никаких. И если молится – то молится уже невнимательно, зевает, и думает как ему уже быстрее лечь.

Ефрем. Это трудолюбие – ради Христа, оно все покрывает.

Ефрем. Монах, даже когда работает, его ум не оставляет молитву. И поэтому труд, даже если потом нет времени молится в келии, все покрывает. И знаете что, когда послушание у вас крадет время молитвы келейной – никогда об этом не печальтесь! Я четыре года был на скиту поваром, и сейчас я исповедуюсь вам: знаете у повара никогда нет выходного. В воскресенье все садились под деревья и читали, я однажды пошел к старцу и говорю – "все читают, а я не читаю?", и старец мне ответил следующее – "Чадо, Мария Египетская когда ни будь видела перед собой священное писание? И как отвечала она цитатами из писания о. Зосиме?" и этот ответ меня успокоил, и никогда у меня больше не было помыслов. Благодать просвещает, благодать дает духовное просвещение. И если монах не подвержен унынию и нерадению, и у него не из-за этого нет времени для молитвы в келии – этот монах мученик.


Вопрос. Когда у меня скорби, что я должен делать, чтобы сохранить молитву без помыслов?

Ефрем. Когда у человека скорби – у него всегда есть и помыслы. Но должен обращать внимание на то чтобы не держать это в себе. Когда у него какая-то скорбь внутри – пусть пойдет и исповедуется, и это даст ему большое облегчение.

Вопрос. Можно ли называть плачем боль в сердце, если при этом нету слез. И если это случается во время Божественной литургии.

Ефрем. Есть слеза внешняя, есть слеза внутренняя – то есть боль сердца. И есть люди, которые по природе нелегко плачут и для них внутренняя боль сердца заменяет внешние слезы и воздыхания.

Вопрос. Чем подогревать этот плач сердца?

Ефрем. Любовью и влечением к Богу, любовию ко Христу. И насколько это возможно чтобы быть у ног Христа. И очень помогает чтобы монах в духовном созерцании уходил к распятию Христа, в то время когда Его били, когда плевали на Него. И я благодарю Бога, что не жил во времена Христа, потому что я тогда бы тоже на него плевал.

Вопрос. Перед тем как начать молитву как настроится на благоговейное отношение к имени Божию.

Ефрем. Когда у человека постоянно на уме как сохранить заповеди, могу сказать что благодать как бы автоматически приготовляет человека к этой любви, к благоговению к Богу. И поэтому дедушка Иосиф говорил: "Послушание принесет молитву, а не молитва послушание", и об этом говорится в священном писании "послушание выше жертвы". И еще: духовный отец здесь или нет, монах всегда должен спрашивать себя: "Я сейчас в духе моего старца?", потому что послушание в монастыре это не дисциплина, не внешнее только действие, а чисто сердечное действие. И это послушание мы делаем по любви к Богу, и потому законодательные органы благодати Христос отождествляет с самим Собой, говоря "кто вас послушает – Меня послушает, кто вас не слушает – Меня не слушает". И как читалось в сегодняшнем Апостоле "повинуйтесь вашим наставникам, потому что они бдят о душах ваших ", что бы это с радостью делали, а не с воздыханием, потому что так вам неполезно. И потому старец Иосиф Исихаст опять возобновил дух Феодора Студита на Святой Горе. И подчеркивал "упокоение старца" – то есть забота о том чтобы старец был доволен послушником, и поэтому "упокоение старца" это Христоцентричное а не человекоцентричное действие, не сентиментальное, и это для монаха очень важно.

Панкратий. Еще раз повторите – это очень важная вещь.

Ефрем. Послушание это не человекоцентричное действие, а Христоцентричное, это не сентиментальная связь двух людей.

Панкратий. Другими словами это не человекоугодие а Христоугодие.

Вопрос. Как со смирением отказать брату что бы не потерять мир?

Ефрем. Извини брат я тебе сейчас не могу помочь, но в другой раз помогу. Однажды наш уставщик пошел к одному брату попросить почитать псалтирь. А брат был уставший, как увидел его сразу говорит "А ну давай уходи отсюда".

Вопрос. Говорят что надо в простоте сердца предать себя отцу духовному, а в последнее время нет таких, говорят надо слушаться с рассуждением, а если будешь рассуждать то как бы это уже не совсем послушание.

Ефрем. Нет послушания с рассуждением, послушание должно совершатся без рассуждения. Даже если старец совершит ошибку, Бог восполнит тебе за твое послушание. В двух вещах мы можем оказать непослушание это касается догмы и этики, то есть догматов и нравственности, даже говорится в отечнике что "если старец безнравственен, но для тебя нет опасности впасть в тот же грех – оставайся с ним". Там где Благодать посадила какого-нибудь монаха – там он и преуспеет. Уйдет из монастыря только в том случае если его выгонят, но сам никогда не должен уходить. Потому что есть особый бес, который представляет нам идеальными другие места, вне нашего монастыря. Многие русские приходят на Святую гору чтобы найти так сказать духовную жизнь. И идут с одного престольного праздника на другой престольный праздник, с одной келии на другую. И они абсолютные неудачники, у них один помысел когда-то найдем эту жизнь – и никогда не находят, не могут пустить корни.

Панкратий. Как если часто пересаживать саженец дерева, каждый год – никогда не вырастет.

Вопрос. Как же говорят, что человек должен иметь радостное лицо, а если у него печаль о грехах, внутренняя борьба, скорбь – то как же у него будет радостное лицо?

Ефрем. Если так рассуждать то скорби у помыслы всегда будут, уйдут одни, придут другие. Эта печаль навсегда не остается, и когда монах стяжает опыт, будет смеяться над самим собой и думать "как меня обманывали эти внутренние изменения, как я обманывался от них.

Панкратий. И я еще добавлю, что Святые отцы писали о том что мы брата должны встречать с приветливым лицом, мы не должны увеличивать скорбь. Даже если у нас внутри скорбно и кошки на душе скребут – брата мы должны встречать приветливо. Это не какое-то человекоугодие, а это – несение тяготы друг друга. Так мы исполняем закон Христов, даже в такой простой вещи – просто улыбнуться брату, просто ему сделать такое лицо что тебе приятно его видеть, уже не говоря о том чтобы не сказать грубое слово, или пренебречь, или отвернутся – это уже грех.

Панкратий. Вот еще вопрос который многие задавали: Будет ли прославлен во святых старец Иосиф Исихаст и как сейчас обстоит дело?

Ефрем. Не знаю. И честно сказать не очень то этим интересуюсь – потому что для нас он святой. И прославят его или нет, для нас это не главное. И кстати это новейшая мода, в Православной церкви официального прославления святых не было. Народ сам признавал святость, опытно переживал святость какого нибудь святого. И знаем Симеона Нового богослова который память своего старца всю неделю праздновал. Но верю что придет и этот час, потому что он (старец Иосиф) постоянно совершает чудеса, помогает многим, и монахам, и мирянам. И нашим братиям является. То что я хочу сказать в завершение беседы: Вы должны почувствовать ваше назначение. Потому что Валаам это духовный фундамент, и сейчас в этом путешествии (сейчас более чем несколько лет назад) я понял, что в сердцах русских православных живет Валаам. И они верят, что он сыграет большую роль в помощи русскому народу. Не разочаруем этих людей! И как мы внесем вклад в дело помощи русскому народу, не так чтобы ходить туда-сюда, разговаривать, проповедовать; а если будем переживать опыт благодати, и они, те кто будет приезжать к нам будут чувствовать это, и будут уходить отсюда с другими лицами, то есть переменившимися к лучшему.


Вы родились в верующей семье? Какова была ваша первая сознательная встреча с Богом?

– Я из деревенской семьи, из бедной деревни. Мои родители – земледельцы. Мой отец был работяга, не особенно церковный человек. Мама – Божий человек. И первое мое духовное вдохновение было от батюшки, от священника нашего села. У меня была тяга к церковной жизни: надевал полотенце на шею и совершал «литургии» в детстве. Всё понимал и схватывал, потом повторял, отпусты совершал.

Что повлияло на ваше решение принять монашество? Кто был вашим духовным отцом?

– Моим духовным отцом был старец Иосиф Ватопедский. А монахом я стал потому, что благодать меня привлекла.

Я не мог даже представить себе этот образ жизни – в первый раз, когда я приехал на Афон, мне было 18 лет. Я учился в церковной школе, и один мой однокурсник, который тоже хотел стать монахом, но, в конце концов, стал женатым священником, сказал, что в одной гражданской газете есть статьи про Святую гору. Я начал читать эти статьи и захотел приехать на Афон. Потом через год мы приехали в богословскую школу Афин учиться, и в 1975 году я первый раз приехал на Афон.

В программе встреч была встреча со старцем Ефремом Катунакским, который почил в 1998 году. У него от Бога была сильная харизма. Нас было тогда пять студентов. Он смотрит на меня: «Ты, – говорит, – монахом станешь”. Я от горя с ума сошел! “Еще епитрахиль наденешь, – говорит, – священником станешь». И плюс говорит: «Ещё будешь из нашего духовного рода – учеников Иосифа Исихаста».

Я спать не мог от этого! Кошмар – как монахом стану?! Поехали в монастырь Григориат, попросил встречу с игуменом монастыря отцом Георгием, духовным человеком. «Я, – говорю, – очень опечален: был в Катунаках, и старец Ефрем такой ответ мне дал”. – “Старец Ефрем такую вещь тебе сказал? Тогда всё, – говорит, – кончено. Он никогда не промахивается”. Мне ещё хуже стало, увеличилась моя скорбь. Уже другой старец подтвердил слова первого!

Поехал тогда в Буразели – это большая келья, там жил духовный брат старца Ефрема старец Харалампий, который тоже был одним из ниптиков, из трезвенных отцов. Кого встречал из духовных отцов, всем свою боль говорил: у меня были другие мысли и цели в жизни. Настолько я был глупым еще тогда! Когда читал святого Иоанна Кронштадтского, он настолько повлиял на меня, что раз у него был “белый” брак (они с женой жили, как брат и сестра), то и я хотел так жить.

Говорю старцу отцу Харалампию: так и так, горе у меня. “Старец Ефрем, – говорит, – тебе сказал?” – “Да”. – “Всё кончено”, – говорит. И с того времени меня называли послушником. Все между собой подшучивали: “ты послушник”, “ты послушник”. А я от горя умереть хотел. Через пять лет после этого я стал монахом, то есть пророчество исполнилось.

Тогда я встретил и старца Иосифа Ватопедского, который, как и Ефрем Катунакский, тоже был учеником Иосифа Исихаста. Все они внесли большой вклад в исихастское возрождение Святой Горы.

– В России отношение к Афону особенное. Мы воспринимаем Святую гору как место, максимально близкое к идеалу монашества. Каждый русский монах, послушник надеется подвизаться на Афоне, а простые верующие мечтают хотя бы день провести тут. Чем привлекает людей Святая гора?

– Святая гора Афон – единственное действующее монашеское государство в мире, которое сохраняет всю православную традицию. Что такое монашество? Монашество – это детальное соблюдение евангельских заповедей, Евангелия. Значит, там, где опытно переживается монашество, опытно переживается православие.

Когда мы говорим о предании, то не имеем в виду фольклор или какие-то народные обычаи. Под традицией предания мы подразумеваем искусство, технику святости, которая передается опытно от человека к другому человеку. Достижению этой цели способствует Святая гора. Наши братья русские ищут и жаждут этого неподдельного настоящего православного слова, поэтому любят Святую гору, и мы их любим тоже. Поэтому многие из них у нас гостят, и мы молимся о них.

– Традициям Святой горы уже больше тысячи лет, в каждом монастыре они свои. А какая из особенностей монашеской жизни Ватопеда наиболее близка вам?

– У каждого монастыря разные варианты исполнения устава, но православное предание, традиция – одна. Некоторые говорят, что есть традиция русская, греческая или румынская, но подчеркивают, что не имеют в виду духовную жизнь. В духовной жизни одна традиция – православная. Но то, что касается, например, церковного пения, второстепенных обрядовых вопросов – там могут быть разные особенности.

Богословие наше – то же самое, которое опытно переживается всеми, и все мы можем быть причастниками этого богословия – богословия, которое передано нам от воплощенного Бога Слова. Я на Афоне люблю всенощные бдения, торжественные Литургии. Это не значит, что богослужения в других местах – в вашей стране или в других – второстепенного значения. Как-то одного вашего коллегу спросил, ходит он в храм или нет. “Нет, – говорит, – только на Афоне хожу в храм”. “Почему?” – говорю. “Потому что только здесь, – говорит, – хорошая Литургия”. – “Ошибаешься, не только у нас”.

Догматически и духовно все Литургии – одно целое, но на Афоне другая духовная атмосфера. На Афоне безмолвная исихастская атмосфера больше помогает впитывать богослужение, потому что Святая гора – особенно благодатное место. В каждом монастыре пребывают молитвы отошедших отцов, молитвы живых отцов. Каждого монаха на Афоне учат, чтобы он молился непрестанно, без перерыва.

На Святой горе много чудотворных икон Божьей Матери, очень много святых мощей. Всё это духовно украшает место. И всё это так подготавливает сердца монахов и паломников, что они становятся восприимчивыми к совершаемым священнодействиям. Я сейчас четвертый день вне Афона, а думаю, что уже год прошел – так мне не хватает этой атмосферы, духовного качества, которое там пребывает, и вообще самого места.

– В 2016 году исполняется тысяча лет русскому присутствию на Афоне. Почти в каждом афонском монастыре есть русские монахи и послушники. Каково лицо русского афонита сегодня? Как становятся афонитами в наши дни?

– Празднование тысячелетия присутствия русского монашества на Афоне действительно оправданно. Очень много русских монахов угодили Богу за эти тысячу лет. Русский монастырь святого Пантелеймона издал книгу - можно сказать, современный русский афонский отечник. Я сейчас читаю эту книгу и удивляюсь, насколько русские подвижники понуждали свою человеческую природу к соблюдению монашеских обязанностей и обетов.

Венец русских афонских монахов – это святой Силуан Афонский. Это действительно один из самых великих святых, очень высоких духовных мер. Помню, прежде чем его канонизировали, наш приснопамятный духовный отец старец Иосиф прочитал книгу старца Софрония, ктитора монастыря святого Иоанна Крестителя в Эссексе, который был учеником святого Силуана и его биографом.

Отец Иосиф часто нам говорил, насколько он вдохновлялся книгой «Старец Силуан», и какую благодать получал, читая эту книгу. И приводил святого Силуана в пример, потому что благодаря этой книге (там важны не только слова самого святого Силуана, но и то, что старец Софроний их так богословски правильно изложил – по-моему, он тоже святой) было представлено величие православного догмата, высокая ценность православной жизни.

Я из своего опыта знаю, что очень многие люди через эту книгу становились православными, и многие молодые становились монахами, читая и изучая её.

Современному человеку трудно представить себе ежедневную, ежеминутную жизнь с Богом. А на Афоне это проще?

– На Афоне гораздо проще. Вчера вечером я здесь в комнате читал ученика старца Софрония – отца Захарию, который передает учение своего старца своим ученикам. И пишет одну очень интересную вещь, о которой я тоже раньше думал, но не осмеливался высказать.

Старец Софроний говорил: есть очень много святых и в миру, которые получили большую благодать из-за разных трудностей, испытаний, которые у них были на жизненному пути, и из-за того, что у них было терпение согласно евангельской заповеди. Но, говорит старец Софроний, несмотря на это, только монахи могут достичь чистой молитвы, и этого они достигают из-за послушания, которое оказывают своим духовным наставникам. Это послушание дает им очень глубокую беззаботность и беспопечительность. И когда нет никаких попечений у монаха, то он может свободно заниматься молитвой.

Хочу сказать, что в сегодняшнем мире особенно важно присутствие монашества и таких мест, как Святая гора, потому что у них большой духовный эффект.

Монах – человек, живущий наедине с Богом. А что такое любовь к Богу?

– Монах жаждет Бога, стремится к Богу. А здесь есть такая тайна, чудо такое: не только монах, но и каждый христианин, который стремится любить Бога, взамен получает Божественную нетварную энергию в своем сердце. И чем больше увеличивается эта нетварная энергия в его сердце, тем больше его любит Бог. Мы, православные христиане, придаем большое, великое значение первой заповеди – полюбить Бога всем сердцем, всей силой, всем умом, разумом.

Очень важно, чтоб человек любил Бога. У этой любви нет конца. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Ядущие меня ещё будут алкать, и пьющие меня ещё будут жаждать» (Сир. 24:23).

Перевод с греческого монаха Феодоха

Архимандрит Ефрем (также известен как Ефрем Филофейский, греч. Εφραίμ Φιλοθεϊτης и Ефрем Аризонский, греч. Εφραίμ Αριζόνας, англ. Ephraim of Arizona, в миру Иоа́ннис Мораи́тис, греч. Ιωάννης Μωραΐτης).

Наш современник архимандрит Ефрем (Мораитис) - подвижник, пастырь и миссионер, трудами которого возрождена монашеская жизнь в ряде афонских монастырей, а также основано несколько обителей в Америке и Канаде. Отец Ефрем - духовное чадо, послушник и спостник известнейшего афонского старца Иосифа Исихаста, сумевший вполне воспринять богатый духовный опыт своего великого учителя.

Господь призвал отца Ефрема на стезю монашества еще в юности и с самого начала особым образом засвидетельствовал Свое попечение об этом новоизбранном воине Христове. «Мне было девятнадцать лет, — пишет старец в своих воспоминаниях, — когда вступил я на путь к уделу Богородицы, ко Святой Горе. Путь этот к монашескому житию указала мне добродетельная и монахолюбивая моя мать, ныне монахиня Феофания».

В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста. Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам, — говорит отец Ефрем, — вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя молитва и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время — 26 сентября 1947 года, утро, — кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности».

Будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста — выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.

В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. Жизнь в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со старцем: «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен».

Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?

Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет — столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи, — в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха.

Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).

А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого. Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей.

По Вестнику Фонда Андрея Первозванного

Представляем вашему вниманию ответы архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, на вопросы верующих. Беседа состоялась в Духовном центре Екатеринбургской митрополии.

Мы приехали со Святой Горы, которая является местом аскезы, молчания, молитвы, духовного трезвления, внутренней жизни. Покровительницей и Главой Афонской Горы является Божья Матерь, и поэтому все монастыри там Богородичные, а Святую Гору ещё называют садом Пресвятой Богородицы.

Ватопедский монастырь – монастырь нашего покаяния, как выражаются на Святой Горе, является единственным в мире монастырём, который украшен семью чудотворными иконами Божьей Матери и самим Честным Поясом Богородицы. И наш отец, старец Иосиф Ватопедский, нам часто говорил: Где бы в другом месте было бы угодно Богородице хранить свой Святой Пояс? Девы в Ветхом Завете сами сплетали своими руками пояса. И когда наступал день официального их сочетания браком, дева передавала этот пояс своему мужу как символ девства. И тот Пояс, к которому многие из вас приложились, Богородица своими руками сплела из верблюжьей шерсти. А золотыми нитями его вышила царица Зоя, жена византийского императора. Она была сильно больна и увидела во сне Божью Матерь. Богородица сказала царице, что ей надо убедить Патриарха достать Святой Пояс из ковчега, запечатанного императором и Патриархом ещё в четвёртом веке. Когда Пояс положили на больную, она исцелилась. И в знак благодарности, живя в супружеском целомудрии, вышила Пояс золотой ниткой. Кстати, учёные говорят, что в этом тоже был Промысл Божий, потому что иначе Пояс не сохранился бы до сегодняшнего дня.

Эту святыню, самую большую ценность, которая у нас есть, мы вам привезли. Потому что верим, что её присутствие может передать большое благословение, облегчение, много благодати, покров и силы. Прикладываясь к Святому Поясу, мы чувствуем, что между нами находится сама Богородица. Поэтому смиренно молюсь, чтобы вы никогда не забывали присутствия у вас Святого Пояса. Молюсь, чтобы благодать Богородицы наполнила ваши сердца, чтобы вы поняли, насколько великое дело, что мы являемся православными христианами, что мы все члены Церкви, и, как сказал владыка, чтобы мы все поняли, что мы чада Божьи.

О ПОЯСЕ

– Отче, вчера мы имели счастье приложиться к Честному Поясу Пресвятой Богородицы. Стеклянная поверхность, которая скрывает Пояс, украшена камнями, расположение которых несимметрично. Какова символика такого украшения?

– Никакой символики там нет. Как нам сделали ковчег, так мы приняли, и эти камни не убираем, потому что они уже освящены все. Вы на камни смотрели или на Пояс?

– Как правильно носить поясок? Можно ли его стирать?

– Как пояс обычный носите, так и этот поясок носите. Стирать его можно. Но первую воду не выливайте в канализацию, а полейте, например, дерево, потому что поясок всё-таки освящён.

– Отче, можно ли прикладываться к Поясу в нечистоте? Ведь Пояс всего три дня пребывает.

– Если имеются в виду периоды, которые бывают у женщин, то здесь большая ошибка совершается, к сожалению, в России, что к иконам не прикладываются, некоторые в храм не ходят. Это ошибка. Только не причащаются. Всё остальное можно делать. Это что значит, раз женщина подвергается естественным явлениям женской природы, она что, не честная и не чистая? Это не так.

– Если человек попадает к Поясу Пресвятой Богородицы вне очереди, сходит ли на него благодать?

– Сходит (смеётся).

– Отче, прочитала в интернете, что Пояс Пресвятой Богородицы просили привезти в разные страны, но им было отказано. Почему такая милость была оказана нам, грешным?

– Наверное, лет шесть нас просили привезти Пояс. К нам приезжали гости, известные и неизвестные, министры и епископы. Даже ваш Святейший Патриарх после того, как написал письмо в нашу обитель с просьбой привезти Пояс, чтобы быть уверенным в своём успехе, написал письмо и во Вселенскую Патриархию. И действительно, нас эти два фактора как-то обязали. Но, кроме этого, и мы тоже этого очень желали. Когда господин Путин встречал святыню в аэропорту Санкт-Петербурга, он в личной беседе поблагодарил нас за то, что мы привезли Святой Пояс в Россию, когда у всего мира и у вас, в том числе, идёт кризис. Сказал, что народ очень в этом нуждается.

– Планируете ли вы ещё посещение России с другими святынями Ватопедского монастыря?

– Пусть будет пока этот Пояс, а потом посмотрим. Всё по своей очереди.

– Почему Пояс Пресвятой Богородицы не привезли в Омск или Новосибирск?

– Тогда надо оставить Пояс на целый год, чтобы он побывал во всех городах. Однажды старца Паисия спросили: Отче, вы были на юбилее тысячелетия Святой Горы в 1963 году? – “Нет, к сожалению, но в следующий раз пойду”. И когда Святой Пояс через 200 лет ещё раз приедет, поедет и в другие города.

О МОНАСТЫРЕ

– Далеко ли ваш монастырь находится от монастыря Пантелеимона Святителя? И какие у вас отношения с его насельниками?

– Не очень далеко. И отношения у нас хорошие. И знаете, на Святой Горе у каждого монастыря есть самоуправление, это как отдельное государство. И вот один человек из Европейского союза говорил, что его очень удивило, как можно так дружно жить на протяжении десяти веков, в то время как они, живя в союзе, постоянно ссорятся. Я ему ответил, что вы сотрудники ради тельца, то есть ради золота, а мы – ради Христа.

– Знали ли вы старца Паисия Святогорца? Расскажите о нём немного.

– Очень хорошо знал, много раз встречался, большую получил пользу. У него было много благодати Божьей, святость великая. Помню, он рассказывал, как его посетила святая Евфимия. Она пришла к нему в теле, и они говорили целых восемь часов, но он нам не поведал, о чём. Рассказал только об одном.

На вопрос, как она выдержала такие страшные мучения, она ответила, что если бы до смерти знала, какая слава ждет мучеников на небесах, то много раз больше мучений бы претерпела.

Он очень много раз видел святых. Однажды он перешёл в другую каливу. И ночью, когда всё закончил, не мог зажечь свет. И когда начинал службу, не знал, какого святого поминать. И видит какого-то высокого мужчину. Мужчина говорит: “Меня зовут Киприян, завтра у меня праздник”.

– Как бороться с помыслами на молитве? На Афоне все монахи владеют внутренней сердечной молитвой или только некоторые?

– Во-первых, когда помыслы приходят во время молитвы, ими надо просто пренебрегать, не обращать никакого внимания. А что касается сердечной молитвы, то такой статистики пока ещё не было, сколько монахов ею владеют. Есть, и немалое число. А стараются все, сто процентов.

– В вашем монастыре молятся о тяжких женских грехах?

– Монахи обо всех людях молятся. Это уже тайна, как они это делают. Однажды к нам пришёл один монах очень высокого уровня духовной жизни и рассказал, что всю ночь молился о беременных женщинах, у которых в процессе родов могли возникнуть затруднения. Хочу сказать, что когда сердце монаха становится сердцем Христа, тогда начинает молиться обо всех людях и даже о таких отдельных группах. Старец Паисий иногда говорил: если всё то, что я переживаю, расскажу, меня просто сумасшедшим посчитают. Иногда, говорит, очень долго молится за супружеские пары, у которых есть опасность развода. Кстати, сейчас развод в моде. И так в духе святом приходил в их дома и невидимо их умиротворял. Говорит, бывал и в Австралии, и на Кипре, и в Афинах, и в России. У человека божьего есть очень большие силы и возможности.

О БЛАГОЧЕСТИИ

– Отец Ефрем, вы когда-нибудь пели на клиросе? Какие наставления вы бы дали русским певчим? Как вам русское клиросное пение?

– Мне всегда очень нравилось петь. И сейчас пою. Надо петь внимательно и смиренно в любви. Есть в Афинах один певчий. Он споёт что-то, а потом смотрит, как народ на это реагирует. Богу не угодно такое пение. Нужно благоговение и смиренномудрие.

– Отец Ефрем, у меня были грехи, в которых я исповедовался много лет назад. Сейчас эти грехи не совершаю, но очень мучает совесть. Что вы посоветуете?

– Помните, сколько бы грехов ни делали, милость Божья больше. И раз исповедовались в этих грехах, переживать вам нечего. Исповеданный грех по-богословски считается несовершённым. И не забывайте, что очень большие грешники сегодня написаны на иконах, и мы целуем их образ. Милость Божья очень велика.

– Что посоветуете человеку, находящемуся в духовном расслаблении, желающему спасения?

– Важно, чтобы у него была стабильная программа, постоянство какое-нибудь. И когда расположенности нет, чтобы понуждал себя, чтобы соблюдал своё правило.

– Как вернуть утраченную веру?

– Молитесь, молитесь. Просите, и дастся вам, стучите, и откроется, ищите и найдёте. Потому что настоящая вера в Бога – дар Божий, идёт сверху.

– Отец Ефрем, как бороться с раздражительностью и недовольством? Кому молиться?

– Кому хотите: Христу, Богородице, святым. Куда влечётся ваше сердце. Раздражительность и гнев – большая страсть, которая, к сожалению, у всех нас. И мы должны быть очень настойчивыми в наших просьбах и молитвах, чтобы Бог дал нам кротость.

Когда гневается человек, даже лицо у него краснеет, и он становится на беса похож.

– Дорогой батюшка, как может человек, живущий в миру, жить для благодати? И может ли быть исихия, безмолвие, вне монашества?

Может жить по благодати человек, живущий в миру, если он ответственен перед своей семьей, в своих супружеских отношениях, если его церковная жизнь правильна, если следует жизни Церкви, выражает милость и любовь к ближнему. Если всё это делать, то недалеко до Царствия Божьего.

А что касается безмолвия, исихии. Это не просто зависит от нашего внутреннего состояния. Некоторые разделяют святых на святых трезвенного делания и миссионерства. Это большая ошибка. Каждый святой отец проповедовал людям независимо от того, жил он в миру или в пустыне.

– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко святому причастию? У нас, по традиции, миряне должны поститься три дня. А священники не постятся перед причастием. Чем обусловлено такое различие?

– Не знаю, в России некоторые священники говорят, надо поститься три дня, некоторые – пять. Вообще, нет обязательного поста перед святым причастием. Доказательство этому то, что священники не постятся обязательно. Раз мы соблюдаем определённые посты – четыре многодневных, среду и пятницу, я думаю, что этого достаточно.

Если кто-то хочет поститься перед причастием даже целую неделю ради аскезы и своего благоговения – пожалуйста. Но чтобы это узаконивали духовники – этого мы нигде и никогда не слышали. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться. Я такого тоже не слышал. Когда у христианина нет смертных грехов, он вправе причащаться очень даже часто.

– Дорогой отец Ефрем! Цель христианина – спасение своей души. Полезно ли думать и заботиться о спасении души ближних? Что посоветуете?

– Когда человек начинает подвизаться и прилагать свои усилия в духовной жизни, у него просвещается ум и сердце. Тогда в его сердце рождается такая соборность, что его начинают заботить переживания других. И одновременно он может так печалиться обо всех и в то же время быть постоянно в духовной радости. Потому что радость – это не психологическое состояние, а духовное. Это плод Духа Святого, как и сам апостол Павел перечислял, что плоды Духа – это любовь, радость, воздержание, долготерпение и так далее.

Поэтому у людей, которые не живут в Церкви, нет того, что должно быть. Они как живые мертвецы. Христос сказал: “Я путь, я истина, я жизнь”. И истина – это тоже не идеология. Истина – это лицо, Личность. Христос говорит: “Я истина”. Поэтому и Пилату, который спросил, что есть истина, Христос не ответил. Знаете, что говорят святые отцы? Если бы Пилат спросил правильно: “Кто есть истина?” Христос бы ему ответил.

О СЕМЬЕ И ДЕТЯХ

– Батюшка, кому молиться, чтобы выйти замуж? Помогает ли Пояс Богородицы в этой мольбе?

– Богородица во всём помогает. Не плохо, если молодая девушка просит Богородицу, чтобы она послала хорошего молодого человека, или если юноша молится о том, чтобы Бог послал ему хорошую девушку. Здесь нет ничего плохого.

– Что имел в виду Господь, когда говорил: “Горе будет беременным и питающим сосцами”? Некоторые старцы не советуют жениться в последние времена.

– Это глупость какая-то. Христос не говорил, чтобы замуж не выходили. Он говорил, что когда придут те дни, для беременных и кормящих это будет особенно трудным периодом. Но сейчас если говорить о кончине света, для нас в эсхатологии – это когда мы умрём. Я вам советую: занимайтесь Христом, а не Антихристом. Вы знайте, что это нездоровое духовное состояние, когда много говорится об Антихристе, о кончине века и так далее. Некоторые очень много занимаются этой темой.

– Батюшка, сегодня Россия находится в демографическом кризисе. Не секрет, что мы на грани выживания. И прямое, и символическое спасение именно нашей страны в многодетных семьях. Многодетные семьи сегодня – это средний класс. И поскольку это церковные люди, которые не могут совершать греха в своей работе, они находятся на грани выживания. И политика нашего государства только на словах, а не на деле помогает. Какой вы можете им дать совет?

– Во-первых, скажу, что многодетным семьям в России надо смотреть на примеры других семей. Нас, например, было семеро. Наши родители были бедными людьми. Но смотрите, вырастили нас. И сколько ещё есть таких людей. Не желайте иметь много детей только при наличии какого-то обеспечения со стороны государства. Если оно помогает, это очень хорошо. Но не забывайте, что и птицы не сеют, не жнут, но Отец наш Небесный и их питает.

Я вам расскажу такой трогательный пример. В одном районе Северной Греции как-то случилось, что в многодетной семье ни денег не было, ни даже хлеба. Отец хотел какой-то кредит взять, но никакого интереса помочь с другой стороны не было. Их дом стоял вне села, где-то в 300 метрах от храма святого Георгия. И каждый вечер они шли и зажигали святому лампаду. И вот когда уже на исходе были все их средства, отец пошёл к святому Георгию и говорит: “Я больше не могу. Помоги”. И во сне видит отец святого Геор-гия на коне. И святой ему говорит: “Пойдёшь завтра в храм, там у двери есть большой камень, уберёте тот камень и под ним найдёте три золотые лиры”. Семья пошла к храму, и они действительно нашли под камнем три монеты. И вот так вера их спасла.

Не забывайте, что ключ всех таинств в Церкви – это вера. Когда Господь вмешивался чудесно, Он одной женщине говорил: “Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему”, другой: “Вера твоя спасла тебя”, третьему говорил: “Жил в Израиле, столько веры не видел”.

Веруйте крепко, твёрдо, и Бог решит все ваши проблемы.

– Ребёнок зачат в страстную седмицу. Постоянно болеет. Мамочка очень переживает. Что делать?

– Пусть уповает на Бога, который является Отцом для всех нас и нам прощает наши ошибки.

– Как помочь сыну? По гордости он не может придти в церковь, хотя уже получил немало вразумления от Господа. Разведён. Причастился единственный раз.

– Молитесь. Но ему не говорите, потому что матом ругать будет. И его час придёт.

– Отче, у дочери брак венчанный, но не регистрированный. Он женился на другой, а дочка молится, чтобы он вернулся. Как быть?

– Надо терпеть. Не знаю, в России очень легко разводятся, очень легко. К нам много паломников приезжает. Две трети из них или во втором, или в третьем, или в четвёртом, или даже в пятом браке. А знаете, в чём причина? Потому что часто у них только гражданский брак, они не венчаются, и на них не приходит благодать Божья, чтобы помочь в семейных делах.

Поэтому те, кто не венчан, должны обязательно обвенчаться, даже если вы уже в возрасте. Все. И как можно скорее.

– Дорогой батюшка, как правильно приучить детей к церковной службе, чтобы они, вырастая, не обижались на нас?

– Детей в храм берите, но не на все службы. Если на пять часов поведёте ребенка, он убежит из храма. Дети не могут так долго держаться на ногах. Давлением и принуждением это дело не выйдет. Поэтому говорят, что самая высокая добродетель – это рассуждение. Добро, говорят, не является добром, если не добрым образом делается.

– Как правильно детей воспитывать: наказывать ремнём или нет? Или по-доброму и не принуждая?

– Всё-таки будьте снисходительны к детям. Давление, чрезмерная строгость никогда пользы не приносят.

А помогает знаете что? Дело. И больше всего – молитва. Не говорите много детям о Боге, а говорите много с Богом о детях.

– Как воспитывать детей в православной вере, если муж неверующий и против воспитания в Православии?

– Тайком. Учите его втайне от отца, чтобы он не понял, что происходит. Опять ради того, чтоб потом не ссорились.

– Отче, что делать, когда дети попали в секту?

– Если случается такое, надо молиться. Там же иеговисты, эти же люди неразумные. Молитесь. Одно из самых трудных и тяжёлых испытаний – это когда наши дети попадают вот в эти сети.

– Батюшка, почему современные дети так жестоки и отделяются от родителей?

– К сожалению, из-за многих грехов в мире очень ослабла человеческая природа вообще. Родители не всегда праведны. И сами из-за многих грехов не имеют внутреннего равновесия. И рожают детей, у которых нет мира. Поэтому советую всем матерям каждое утро маленьким и большим детям давать одну чайную ложку святой воды. Очень помогает.

– Как одинокой матери без отца правильно воспитывать мальчика? Что самое главное?

– Думаю, чтобы она любовь давала ребёнку. Любовь всё покрывает. И ещё надо, чтобы мать молилась много о ребёнке, потому что благодать Божия всё восполнит.

– Как, отче, просить Бога молодому человеку, который хочет реализовать свои таланты и способности, но испытывает финансовые затруднения?

– Бог поможет человеку реализовать свои таланты даже при отсутствии финансовых возможностей. Иногда тоже сижу и размышляю о следующем. Один чистит улицы, и доволен. Другой плотник, и доволен. Третий сантехник, четвёртый бизнесмен, пятый предприниматель, шестой президент, кто-то губернатор. Думаю, великая тайна, как Бог распределяет всех людей на разные места и всем даёт покой.

О МИРЕ И ГОСУДАРСТВАХ

– Скажите, в Греции Православие – государственная религия? И в чём это проявляется?

– Да, это официальная религия. 98 процентов населения – православные.

– Батюшка, чем объясните тяжёлое положение экономики Греции и ту ситуацию, в которой сейчас находится ваша страна?

– Причина кризиса в том, что и мы, греки, к сожалению, пренебрегли тем сокровищем, которым обладаем, – Православием. На греков, к сожалению, тоже повлиял дух Европы. Народ отдалился от православно- го предания. А Бог всё это допускает, чтобы мы смирились. В этом году даже какие-то кредиты брали люди, чтобы на каникулы поехать. Я на каникулах никогда в жизни не был. Что потерял? Не думаю, что потерял что-то.

– Ваше отношение к экуменизму? Ваше мнение о единой универсальной электронной карте?

– Экуменизм – это течение, которое хочет, чтобы все так называемые христианские вероисповедания сошлись на чём-то. Мы вообще не против диалогов, но эти диалоги должны совершаться на правильных основаниях. Мы должны знать, прежде чем пойдём на такие собрания, что мы принадлежим единой Святой и Апостольской Церкви.

Насчет карты гражданина, как у нас называют электронные паспорта, мы против этого, даже не духовно, потому что это не печать Антихриста, которая будет на руке и на лбу, а потому что там уменьшается уважение к человеческой личности. Например, правительство, которое сейчас избрали в Англии, в своей предвыборной кампании говорило, что они не примут карту гражданина. Конечно же, не из-за духовных причин. У них таких интересов вообще нет. А потому, что это наступает прямо на свободу личности.

Думаю, что те паспорта, которые сегодня существуют, можете брать свободно. Не надо создавать искушения на ровном месте, как говорится.

– Как вы относитесь к глобализации?

– Если иметь в виду процессы смешивания всех стран и культур в одно, этого просто не добьются. Но мы, как православные, этого не принимаем, конечно. Мы не хотим глобализованных людей. Мы хотим глобальных, то есть вселенских людей. А вселенскими являются святые, которые своими молитвами весь мир берут в объятия.

– В нашей стране скоро выборы президента. Как православному человеку относиться к выборам, если нет доверия никому? Правильно ли устраняться?

– Вы должны руководиться следующим лозунгом среди политиков: из двух зол выбирай меньшее. Не ждите идеальных состояний. Вы гораздо в лучшем состоянии как страна, чем мы, Греция. Там в министров, премьер-министров и президентов бросают яйца, сметану и так далее. Здесь хотя бы не дошли ещё до этого. Не знаю, как в будущем.

– Верите ли Вы в возрождение монархии в России?

– Не думаю, что можно восстановить монархию в России. Это, наверное, уже всё достояние прошлого.

– Спаси вас Господи, отче Ефрем, и всех монахов вашей обители за величайший дар, который вы подарили России. Сейчас стоит вопрос о том, сохранится ли Россия. Глядя на огромные очереди к Святому Поясу Царицы Небесной, со слезами верую – России быть. Спаси и сохрани вас Господь.

– Не бойтесь, Россия не развалится. Наоборот, укрепится и сыграет главную роль в деле спасения всего Православия на земле.

Беседа архимандрита Ефрема, игумена Афонского Ватопедского монастыря, с сестрами Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга

Архимандрит ЕФРЕМ:

Я приехал по благословению Владыки в Екатеринбургскую епархию и рад посетить ваш монастырь, приветствовать отца Авраама, матушку Домнику. Я всегда с радостью бываю в монастырях, потому что монашество - это нервы Церкви, монашество - это сила Церкви, монашество - это слава Церкви… И поэтому, как говорил преподобный Иустин (Попович), если хочешь понять, любит ли человек Православие, - узнай, любит ли он монашество.

Великое благословение, сестры, что Бог нас призвал в монашеское житие. И наш блаженный старец Иосиф Ватопедский говорил даже, что нас повлекла за собой, притянула благодать, то есть мы привлечены благодатью в благословенное ангельское монашеское житие, и ссылался на цитату из Евангелия, на слова Христа: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». И если человек почувствовал эту тягу к ангельскому житию, то самое лучшее, что он может сделать, - это покориться во всем Божественной благодати.

Жизнь наша - святая, но очень многие претыкались на этом пути, потому что дьявол очень сильно борет монахов. Мы здесь должны стать из грешников праведниками. И это путь не короткий и не легкий, потому что монах - это человек, который пришел из мира, и у него есть остатки нерадения и греха. По этой причине послушание - то, без чего нельзя обойтись в монашестве. Старец Иосиф Исихаст, который для нас сокровище и наша хвала, хотя и был совершенным безмолвником, но делал большой акцент на послушании. Потому что послушание - тот фундамент, на котором монах строит свое обожение. Поэтому молюсь, чтобы вы следовали истинному святоотеческому Преданию, и в таком случае ваш монастырь может стать маяком для всей Церкви, чтобы те, которые посещают вашу обитель, уходили отсюда изменившимися к лучшему.

У вас немало сестер, и это - благословение Божие. Как было бы прекрасно, если бы монахини преуспевали в смирении и послушании. Монах - это настоящий человек, который живет истинной жизнью.

И я от нашей Ватопедской обители хочу преподнести вашему монастырю дискос как символ того, что нас объединяет жизнь во Христе.

Если у вас есть вопросы, я с радостью постараюсь на них ответить.

Как научиться молиться

Вопрос: Я читала Ваши беседы, и Вы говорили о том, что Святая Гора - это не просто место, но образ мысли, и я хотела бы попросить Вас объяснить, что это значит, чем отличается именно святогорский образ мышления, образ жизни?

Ответ: Конечно, и место имеет значение для монахов, поэтому отцы отдалялись от мира и находили безмолвные, тихие места, чтобы всецело посвятить себя Богу. Но все-таки место остается второстепенным фактором. Первое, на что мы, монахи, должны обращать внимание - это образ жизни. Мы должны всегда жить по Преданию святых отцов и не придумывать сами чего-то нового. Хочу сказать, что главное - найти человека, который передал бы вам из первых рук святоотеческую традицию и научил бы вас духовной жизни. И поэтому много игуменов и игумений из России связались с греческими монахами, и это приносит им духовную пользу. Одному игумену, греку, который только читал святых отцов, я сказал, что, читая святых отцов, очень хорошо делаешь, но ты поступаешь как больной, который хочет вылечиться, только читая медицинские книги. Очень большое значение имеет живое общение духовных людей. У Святой Горы есть одно большое преимущество как у единственного действующего монашеского государства: Святая Гора ни на минуту не прекращала своего существования. Это очень важно.

В.: Геронда, старец Иосиф Исихаст сразу обучал Иисусовой молитве или сначала другим каким-то добродетелям?

О.: В первую очередь он учил монахов послушанию и потом молитве. Сестры должны хорошо понять, что православное монашество не йога, сперва человек должен умертвить греховные свои желания, и затем молитва рождается сама - молитва как дар Божий, как говорится в Священном Писании: «Господь дает молитву молящемуся». То есть мы-то трудимся, сколько можем, но Бог дает молитву как дар, это не результат только наших трудов.

В.: Сколько времени отводится в Вашем монастыре на послушания?

О.: Приблизительно четыре часа в день. В четыре ночи мы начинаем службу, к восьми заканчиваем, сразу идем в трапезную, где-то с полдевятого до часа мы на послушаниях, с часа до пяти отдыхаем, в пять служим вечерню, затем ужин и потом сразу повечерие. Часто, особенно летом, после трапезы бывают общие работы. Например, вся братия идет на кухню рыбу чистить - у нас есть рыбаки, которые ловят для нас рыбу. И уже после общих работ повечерие. После повечерия по послушанию делают только самое обязательное - например, садовники идут поливать огород и цветы. В 12 часов по византийскому времени, то есть где-то в девять часов вечера, бьет «колокол молчания». С этого времени и до полуночи - у монахов духовные занятия в келье, потом три с половиной часа спим и в четыре - служба. Конечно, монахи могут отдыхать и днем.

Дверь не открывается? Не взламывайте ее

В.: Сестры нашего монастыря довольно хорошо знают биографию старца Иосифа Исихаста, но гораздо меньше нам известно о старце Иосифе Младшем. Не могли бы Вы рассказать о нем кратко.

О.: Старец с шестнадцати лет был в монашестве. Такую деталь рассказывал, кстати: когда ему было 16 лет, посмотрел он один фильм и увидел, как там убивают людей. Тогда он подумал: как же легко человека убить и уйти из жизни. И так без наставника пришло к нему желание позаботиться о своей душе больше, чем о своем теле. Он ушел в монастырь на Кипре, и там постригли его в рясофор, назвали Софронием. Но, к сожалению, тогда был период, когда Кипрская Церковь переменила календарь на новый стиль. Монастырь разделился, так что даже служили две службы: по новому стилю и по старому, разделились братия, и старостильники с новостильниками не здоровались - понимаете, какая в нем была атмосфера... В то время жил там один старец - человек Божий, иеромонах Киприан. Этот старец однажды сказал ему: «Подойди ко мне. У тебя есть будущее в духовной жизни, есть тебе мое благословение поехать на Святую Гору». И так он пришел на Святую Гору. Кстати, когда он ехал на Святую Гору, то приехал в Афины. И когда он с несколькими монахами был на пристани, им сказали, что скоро отправляется корабль в Салоники. А там, где они должны были проходить контроль, главный проверяющий был коммунист, он монахов обругал, всячески обозвал их, что-то еще из своей идеологии высказал и не пустил на корабль. Его стали просить, но он их не пустил и выругал еще больше. Других людей, мирян, он пропускал спокойно, даже без паспорта. Братия, которые были со старцем, стали негодовать и хотели пожаловаться начальнику пристани, но старец говорил им: «Нет, никуда не пойдем, мы дважды пытались и ничего не вышло, каждое препятствие нам во благо». Они настаивали, но старец им не уступил. Если бы они пожаловались, то их, конечно, посадили бы на борт, потому что они были правы. Так корабль отплыл, но по дороге он потонул, никто не выжил. Это нам часто напоминал старец и говорил: «Когда стараетесь открыть какую-то дверь, если она не открывается, не взламывайте ее, а то пожалеете». И еще говорил, что часто даже за страстями людей для нас непонятным образом скрывается Промысл Божий.

На Святой Горе старец не мог сначала найти единодушных братьев и духовного наставника и очень молился, чтобы Господь послал ему старца. И когда наш старец встретился с великим старцем Иосифом Исихастом, то сразу понял: «Вот кого я искал». И просил оставить его в скиту Малой Анны. Старец Иосиф Исихаст ответил, что он никого без молитвы, без извещения свыше не оставляет. Помолимся, говорит, если Бог пожелает, то мы тебя оставим. «Когда мне подойти, чтобы узнать?» - «Давай через неделю». И, в конце концов, его приняли. Наш старец говорил, что самое великое благословение в его жизни, что он нашел этого великого старца и жил с ним. Старец Иосиф Исихаст учил их сперва послушанию, потом Иисусовой молитве и особенно обращал внимание на самоукорение и плач как духовное состояние.

В.: Святые отцы говорят, что в монастыре между насельниками должно быть такое единство, как между членами одного тела. Но в то же время монахам заповедуется быть странниками, ни к чему на земле сердцем не прилепляться. Как возможно это сочетать?

О.: И странничество, и воздержание, и молчание - все это очень хорошо, но монах должен сам понять и своим сердцем искать эти добродетели. Видите ли, послушание и в армии есть (дисциплина, лучше сказать), и все слушаются. Внешне-то слушаются, но внутри могут и грубыми словами ругать лейтенанта, который приказывает. Но в монастыре не дисциплина, а послушание - это очень отличается.

К нам пришел один келиот, монах. И сказал, что начальник их келии хочет, чтобы братья не говорили между собой, а молились. Монах говорил: «Я просто не умею много молчать». И он был прав, потому что мера в этом зависит от того, какие силы, вера, добродетели есть у каждого человека. Духовнику на Исповеди никогда не предписывается накладывать епитимью из-за того, что кто-то не видит нетварного света, не обожился, и так далее. Он наложит епитимью, если ему исповедуют какой-то серьезный грех. У каждого своя мера. Мы должны просто стараться постоянно стяжевать благодать Божию.

Странничество означает, что чем больше мы отстраняемся, отдаляемся от мира, тем большую дружбу завязываем с Богом. И чем ближе мы становимся к Богу, тем больше приобретаем дух единства и между собой. Монах должен очень внимательно относиться к сентиментальности и к душевным отношениям. Вы здесь не подруги, вы здесь сестры. Одно дело - подруга, другое - сестра. И игумению мы слушаемся не потому, что любим ее по-человечески, а потому что игумения - «законодательный орган» благодати, и, угождая ей, мы угождаем Богу. Наша жизнь должна быть абсолютно Христоцентричной, не антропоцентричной.

Как узнать свою меру подвига?

В.: В наше время много говорят о немощи современного человека, о том, что он не может подвизаться так, как древние отцы. И вот, с одной стороны, человек старается себя беречь, то есть подвизаться по силам, но, с другой стороны, есть опасность впасть в другую крайность - саможаление. Как узнать свою меру подвига?

О.: Как святые отцы сказали, и недостаток, и избыток - от дьявола. Во-первых, каждый должен понять, какие у него физические, душевные силы, какие у него умственные способности. Сегодня встретил одного мальчика, у которого больная нервная система. Почему так случилось? Он хотел стать круглым отличником, понуждал себя учиться только на пятерки, и, в конце концов, произошло нарушение в его нервной системе. Поэтому правильно осведомляйте своих духовных руководителей о своем состоянии, чтобы они давали вам правильные указания в духовной жизни.

Ко всему надо подходить с рассуждением. Одного брата послал привратник монастыря, чтобы он принес мешок муки братьям в пекарню. Но мешок был очень тяжелый. Брат говорит: «Чтобы не преслушаться, отнесу». Другой брат ему говорит: «Если не можешь, скажи отцу игумену, что не можешь». - «Это же преслушание, как не взять». - «Нет, это не преслушание». И, к счастью, тот, другой брат позвонил мне и сказал: «Если он этот мешок сейчас поднимет, у него сразу будет грыжа». И, к счастью, не позволил ему это сделать, а то потом нужно было бы оказывать медицинскую помощь. У этого монаха была ревность не по разуму, как мы говорим, благоговение с неполадкой.

В.: Посоветуйте, пожалуйста, как бороться с рассеянностью при молитве.

О.: Все рассеиваемся. Ум - это бродяга. Будьте особенно осторожны, иногда неопытные новоначальные пытаются сверх сил понуждать себя к чистой нерассеянной молитве. Понуждают, понуждают, и потом уже не могут больше вынести и совсем оставляют молитву. Молитесь спокойно, мирно, старайтесь, чтобы ум был в словах молитвы. Вот и все. Я и по своим монахам вижу, что у современного человека нет таких духовных сил, какие были у древних отцов. Ослабели силы человека. Очень быстро братья устают, даже и очень ревностные - «дух бодр, плоть же немощна». Поэтому сейчас время икономии, снисхождения.

В.: Расскажите, пожалуйста, о современных старцах Афона. К сожалению, мы знакомимся со старцами Святой Горы только после их смерти, через книги. Хотелось бы услышать что-либо о тех, кто еще жив.

О.: (отец Ефрем смеется) У монахов есть такое правило: не говорят о преуспеянии монаха, пока он жив. Старец Паисий говорил: «У меня один большой враг. Это мое имя». Не нравилось ему, что он был таким известным. И старец Ефрем Катунакский тоже говорил: «Молитвой дьявола и проклятием Бога у меня хорошее имя».

Добродетельные люди всегда есть на свете. Церковь - это фабрика по производству святых; как один святогорец говорил, фабрика по производству святых мощей. И монашество очень важно для мира не потому, что мы хотим омонашить весь мир, но потому что современный человек так загружен, столько слышит и видит, что привести в храм его можно только через опытное духовное слово. А это достояние прежде всего монахов.

В.: Есть ли у Ватопеда подворья в виде женских монастырей, как у монастыря Симона Петра?

О.: К счастью, нет (смеется). Вы, женщины, очень ревнивые. Есть один монастырь, в котором я исповедую и вижу, что женщины легче каются, но у них есть вот эта женская ревность. Десять монахинь - как один монах. Но если монахиня внимательно живет, то она очень утешительно действует на мир. У женщины есть врожденное материнство, оно остается и в монахине, только освящается, и благодаря этому она может принести много пользы.

В.: Как братья борются со сном во время богослужений и своего правила? Какие советы об этом давал Ваш старец, Иосиф Младший?

О.: Один монах печалился из-за того, что спал в храме, пошел к своему старцу и говорит: «Я в отчаянии, все время сплю». «Чадо, - сказал ему старец, - когда Христос плыл на корабле, была буря, мир рушился, а Он спал. А в храме печка есть, тепло, поют… Как же тут не заснуть?».

Иногда сонливость бывает от усталости, но бывает и от демонов. Если есть такая брань, выходите из храма, умойтесь, прогуляйтесь немножко во дворе - и назад.

Миряне бывают послушнее монахов

В.: Много ли паломников принимает Ваш монастырь? Общаются ли братья с паломниками?

О.: Паломников много, потому что монастырь большой. У нас и сто человек, и сто пятьдесят, и двести ежедневно остаются на ночь. И старец Иосиф хотел, чтобы мы заботились о паломниках. Знаете, когда паломник приходит в монастырь, он должен ободряться. Как понять, правильная ли атмосфера в монастыре? Если мирянин, посещая монастырь, уходит не с угрызением совести, что он не стал монахом, а с большей верой в свой брак.

Если к вам в монастырь приходят гости, с ними должны общаться сестры, которые назначены на это послушание. Мне иногда жалуются паломники, что они в какую-то каливу пошли, а их не принимают. Но они же члены Церкви. И я из своего маленького опыта скажу: хотя совершенство в добродетелях заповедуется монашеству, я видел много мирян, которые имели большее духовное преуспеяние, чем монахи. Поэтому нужно уважать и правильно общаться с мирянами, тогда они очень большую пользу получат.

Надеюсь, что наша встреча - не последняя, и прошу вас молиться обо мне, я нуждаюсь в этом.

Loading...Loading...