Иова почаевские мощи где находятся. Железное стояние преподобного иова почаевского

Преподобный Иов Почаевский жил в трудные для Православной России годы, когда на западных ее окраи­нах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был сви­детелем Брестской унии 1596 года и последо­вавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возрастав­шего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на на­родное сознание для укрепления Православия.

Преподобный Иов (в миру Иван Иванович Железо) родился в 1551 году в крае, называемом Покутье, лежащим в Галиции между Карпатами и Днестром. Семья его принадлежала к дворянскому роду, хранившему верность Православию. Родителей его звали Иоанном и Агафией. С детства будущий подвижник обнаружил стремление к иноческой жизни. В 10-летнем возрасте мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего Угорницкого монас­тыря дозволить ему служить братии. Своим усердием он завоевал вскоре любовь монастырского братства, прозорливый же игумен провидел в нем большие духовные дары. В 12 лет Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, в 13 лет, уже после многих иноческих подвигов, он был рукоположен в священнический сан, а в 30 лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.

Известность о его духовных подвигах широко распространилась по всему краю. К преподобному Иову начали приходить вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия на Волыни князя Константина Острожского.

Князь Константин Острожский

Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более 20 лет. К этому времени относятся заключение Брестской унии (1596) и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям преподобного. Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг, ибо книги и проповеди были в то время серьезной опорой православных против латино-польских притязаний. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг, по свидетельству жития, преподобный Иов и сам участвовал в этом труде.

По благословению святого в 1581-1582 гг. князь Константин издал в г.Остроге первопечатную славянскую Библию (Острожская Библия) . Сам будучи примером благочестия, преподобный Иов поднял и нравственно-духовный уровень вверенного ему монастыря. Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. Поэтому он решил оставить Дубенский монастырь и около 1604 г., поселился в скромной обители неподалеку - на горе Почаевской, чтобы, оградив себя от мирских похвал, сделаться здесь простым иноком.

До преподобного Иова с 1240 года здесь селились пустынножители монахи - выходцы из Киево-Печерского монастыря. Они покинули Киев, спасаясь от нашествия полчищ Батыя. В 1340 году в Почаеве совершилось чудесное явление Божией Матери в огненном столпе. До конца XVI века обитель была пустынной: иноки жили в отдельных пещерах и собирались для молитвы в небольшом храме в честь Успения Божией Матери. В 1597 году в обители появилась великая святыня - чудотворная икона Божией Матери, переданная помещицей Анной Гойской (икону подарил Гойской греческий митрополит Неофит, гостивший в ее доме).

И вот что примечательно: ни письменные свидетельства, ни предания устные не сохранили никаких сведений о настоятелях, предшествовавших преподобному Иову. До него почаевские пустынники, по примеру пустынножителей Афона, могли и не иметь особых настоятелей, подчиняясь лишь каким-либо духовным старцам, чьи имена не сохранились. Иов был первым настоящим организатором возникающей Почаевской обители, ибо, по словам Досифея, «сицевого стража зело подвижна и искусна изводи имети Пресвятая Дева Богородица Мария и своей небеси подобящейся обители». Преподобный ввел в своей обители древний Студийский устав, устроив в ней жизнь по примеру Киево-Печерской Лавры.

В те первые «послеуниатские» годы нужно было иметь необыкновенное благоразумие, твердость воли, глубокую убежденность и укорененность в Православии не только для того, чтобы управлять строящейся обителью, но даже и просто для того, чтобы сохранить свою веру. Однако преподобный Иов после 20 лет управления Дубенским Крестовоздвиженским монастырем имел уже достаточный навык к этому. И вот великий аскет, любитель безмолвия и пустынножительства, ревностно принимается за это Богом посланное ему дело, не гнушаясь и тяготами, связанными с материальным устроением обители. И все эти тяготы и попечения, безропотно несет он до конца своей жизни, не брезгая даже судами и бумажной волокитой.

Чудотворная Почаевская икона Божией Матери с отпечатком её цельбоносной стопы

Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Тамашевских в обители был построен каменный храм во имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона . Икона была установлена над Царскими вратами, откуда опускалась для верующих, что совершается и доныне. Это был период расцвета монастыря, число иноков в нем сильно возросло. Но вскоре последовали бедствия.

В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук скончавшейся Анны Гойской, лютеранин Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, поскольку еще при жизни Гойской не мог спокойно смотреть на Почаевский монастырь, которому та даровала часть своих имений и доходов. Для этого Фирлей сначала отнял поля, леса и сенокосы монастырские; затем присвоил себе монастырских крестьян, портил разные материалы, раскопал пограничные знаки для уничтожения дарственной записи, ловил за монастырем иноков, бил их и тиранил. Наконец он запретил брать воду из колодцев местечка Почаева, а своего колодца в монастыре не было, так что дальнейшее пребывание иноков на Почаевской горе становилось невозможным. Тогда преподобный Иов, помолившись Пресвятой Богородице, велел рыть колодезь в самой обители, в горе, и на глубине 64 локтей нашли воду. Этим колодцем монастырь пользуется и сейчас.

Фирлей, однако, на этом не остановился. В 1623 году он натравил на обитель орду своих буйных слуг, которые, разграбив монастырское имущество, похитили и Чудотворную икону. После этого грабежа Иову пришлось судиться с Фирлеем целых четверть века. Но главным образом он надеялся на помощь Божию и вместе с братией усердно молил Господа, чтобы Он вразумил святотатца. Господь услышал рабов Своих. Однажды Фирлей, «не ведая, что более делать», нарядил свою жену в священные одежды, дал ей в руки святую чашу, и она вместе с присутствовавшими начала хулить Пресвятую Богородицу. На Фирлееву жену "напал бес лют, которым она удручаема была чрез долгое время". Это "стрясение бесом" произвело впечатление даже на самого Фирлея, и он, в конце концов, безропотно возвратил икону обители. Только тогда жена его была оставлена бесом.

Особенно важной для укрепления Православия на Волыни была книгоиздательская литературная деятельность преподобного Иова. По преданию, в Почаевской обители еще Анной Гойской была заведена типография, которую преподобный Иов застал в цветущем состоянии. В начале XVII века в этом крае она оставалась единственной из славянских типографий. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания. Одним из важнейших трудов, изданных по благословению преподобного Иова, является направленное против латинян сочинение Кирилла Транквилиона, впоследствии архимандрита Черниговского, «Зерцало Богословия», напечатанное в 1618 году.

Долгие годы (по 1932 г.) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного - «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его написанная» , содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих аскетических и полемических сочинений. В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела». Типография преп. Иова, возобновленная в начале XX века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Джорданвилльском Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Вместе с этими трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. В Почаевской лавре до сих пор сохраняется пещера, где в течение нескольких суток стоял на молитве преподобный Иов. Угодник Божий с давних лет поставил на уступе скалы, вдавшемся в пещеру, лучший список с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери: преклонял колена на жестком каменном полу и молился Владычице мира «о благосостоянии света, во зле лежащего». В одну из ночей во время молитвы святого свидетели видели необычайный свет, озаривший пещеру. От «таковаго плоти измождения», а главное, от продолжительных стояний на молитве у преподобного Иова начали отекать ноги и тело кусками отпадало от костей, «о чем и до сего дне свидетельствуют честныя мощи нетленныя, в раке лежащия».

Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.

Кроме молитвы и богомыслия преподобный занимался физическим трудом. Под схимнической одеждой он всегда носил власяницу и тяжелые вериги. День посвящал труду, а ночь - молитве. Днем подвижник беспрестанно работал: садил деревья, делал прививки, насыпал плотины, подавая братии пример трудолюбия. При этом с его уст не сходила молитва Иисусова.

В свободное время преподобный Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад. При его участии были вырыты два пруда вблизи обители.

В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избрали своим духовником многие влиятельные люди того времени.

Авторитет Почаевского игумена был в то время очень высок в православном мире Речи Посполитой. Он принимал участие в Киевском Соборе в 1628 году, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов. 21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Ему было более 100 лет.

Тело преподобного после погребения оставалось в земле 7 лет. Потом многие начали замечать исходивший из могилы его свет, и сам он трижды во сне являлся православному митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и увещевал его открыть мощи, лежавшие под спудом.

Мощи его были открыты в 1659 году и положены в церкви Живоначальной Троицы. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея(описателя жития святого), в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих. Приходившие с верою, получали у раки преподобного исцеления. Вследствие этого сами униаты стали с уважением относиться к памяти преподобного Иова, признали его святость, нетление его мощей, начали ставить свечи пред его гробом и даже совершать тайком молебны. Во второй половине XVIII века они даже хлопотали пред римским папой Климентом XIV (1769-1774) о признании святым преподобного Иова, но папа не решился объявить святым ревностного защитника Православия.

В 1831 г. Почаевская обитель по высочайшему повелению императора Николая Павловича, после более чем векового пребывания в руках униатов, была возвращена. Чудесные исцеления от мощей преподобного Иова побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 28 августа 1833 года, а Почаевский монастырь был объявлен Лаврой. В Почаевской лавре и по сей день не молятся «о еретиках: католиках, протестантах», - фраза из объявления, лежащего на столике, где монах лавры принимал записки для поминания. Эта позиция выстрадана Почаевской лаврой за тяжелые для нее столетия испытаний.

Нетленная рука преподобного Иова

Возле его святых мощей и сейчас происходит множество исцелений болящих самыми тяжкими недугами. Открытые руки преподобного Иова, к которым прикладываются верующие, теплые, мягкие и источают благоухание.

Тропарь, глас 4
Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав, Крестителеву воздержанию уподобляяся, Божественныя же ревности обою приобщаяся, тех имена достойно прияти сподобился еси, и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен, тем же монахов множество ко Христу привел еси, и вся люди в православии утвердил еси, Иове, преподобне отче наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4
Явился еси истинныя веры столп, Евангельских же заповедей ревнитель, гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение, тем же и ублажающим тя, грехов отпущение испроси, и обитель твою невредиму сохрани Иове, отче наш, многострадальному подобный.

Молитва Преподобному Иову Почаевскому
О, преподобне отче Иове, иноков трудолюбнаго жития богомудрый наставниче, кротости и воздержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения от ранней юности до поздней старости неутомимый подвижниче, веры православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче, земли Волынския и Галицкия светило богосветлое и святыя Почаевския обители непобедимый защитниче! Призри оком благоутробия твоего на нас недостойных чад твоих, к тебе усердно по вся дни прибегающих и на боголюбивыя люди сия, пред твоими духоносными и многоцелебными мощами собравшияся и благоговейно к тем припадающия, и испроси предстательством твоим ко Всевышнему Владыце им и нам вся, яже к животу и благочестию, полезная и благопотребная: болящия исцели, малодушныя ободри, скорбящия утеши, обидимыя заступи, немощныя подкрепи и поверженныя долу возстави, всем вся, благодатию тебе от Бога данною, даруй по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу. Вознеси, угодниче Божий, всемощную молитву твою, да будет в стране нашей выну мир и тишина, благочестие и благоденствие, в судах правда и милость, в советех мудрость и благое преспеяние, да утверждается же во благих человецех верность, в злых же страх и боязнь, во еже престати им от зла и творити добрая, да тако в стране нашей Царство Христово растет и множится и да прославится в нем Бог, дивный во Святых Своих: Ему же единому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Иов Почаевский — один из самых почитаемых в Украинской и Русской Православных церквах святых. С дня его кончины прошло свыше 350 лет. Но время не может ослабить духовную связь, крепко установившуюся между ним и верующими. 10 ноября, в день памяти преподобного, редакция нашей рубрики напоминает о житии и чудесах любимого святого.

Ушел в монастырь… в 10 лет

Преподобный Иов Почаевский родился около 1551 года в Западной Украине, на территории Галиции. Сегодня это село Угорники Коломыйского района Ивано-Франковской области. Родители его были глубоко верующими, они назвали своего сына Иваном — в память об Иоанне Предтече.

Когда мальчику исполнилось лишь 10 лет, он тайно ушел из дому в Угорницкий монастырь. До нас не дошло историй о том, что родители искали сына, а настоятель обители не пускал мальчика без согласия отца и матери. Наоборот: все увидели в случившемся волю Божью, а игумен сумел разглядеть в Иване будущего подвижника.

Через два года мальчика постригли в иноки с наречением имени Иов — в память о ветхозаветном праведнике Иове Многострадальном.

Для современного человека кажется очень странным, как 12-летний мальчик может быть «настоящим монахом». Но именно таким, не по годам духовно взрослым, был Иов Почаевский.

В 30-летнем возрасте его постригли в великую схиму. Схимники, в некотором смысле, — это высшая степень монашества. Принявшие схиму освобождаются от всех послушаний, кроме служения Литургии и духовничества. Схимонахи живут уединенно и все возможное время посвящают молитве. В таком духовном подвиге преподобный прожил 70 лет.

Еще интересно, что во время пострига в схиму ему вновь нарекли имя Иоанн, но в церковный календарь он вошел именно как Иов.

Дубенский монастырь и испытание веры

Это было нелегкое для Православной Церкви время, в связи с тяжелой политической ситуацией Западная Украина все более втягивалась в унию. В 1596 году как компромиссный вариант возникла Греко-католическая церковь, сохранявшая православный обряд, но принимавшая главные католические догматы и подчинявшаяся Папе Римскому.

Даже тогда, когда многие интеллигентные люди того времени принимали униатство, Иов Почаевский твердо отстаивал православие. О его твердости указывала даже фамилия — Железо .

С 1580 года по многочисленным просьбам князя Константина Острожского преподобный переходит в Дубенский Крестный монастырь.

Здесь их общими усилиями — князя и монаха — образуется кружок духовного просвещения и твердого стояния в православии. Иов поддерживает просветительскую деятельность. По его благословению в 1581 году Иван Федоров издает Острожскую Библию, усилиями преподобного при монастыре переводят труды отцов Церкви.

За короткое время Иов стал известной личностью:

  • о нем распространилась слава монаха, подвижника и просветителя;
  • из-за его просветительской деятельности растет недовольство со стороны принявших католичество или более компромиссную унию.

В сложившейся ситуации Иов Почаевский принимает решение уединиться где-то вблизи Почаевской горы. Но совсем уединиться ему не удалось. Через некоторые время его разыскали почаевские иноки и пригласили стать их игуменом.

Игумен почаевский

За время настоятельства Иова в обители был установлен общежительный устав, сооружен Свято-Троицкий собор и шесть храмов. Не забыл игумен и о просветительской деятельности, а также о своих схимнических обетах.

Многие источники свидетельствуют о том, что в 1626 году преподобный создал типографию при монастыре, также написал изрядное количество сочинений в защиту православной веры. Он был автором «Книги Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». Труд вышел спустя почти 200 лет под иным названием («Пчела Почаевская»).

Пещерка святого Иова

Почти все свое время Иов Почаевский проводил в уединении. Сегодня каждый приехавший в Почаевскую лавру может увидеть пещерку преподобного. Некоторые паломники даже боятся туда залазить: в ней тесно, влажно и неудобно. Но святого Иова это отнюдь не пугало: он целыми часами стоял на коленях и молился. Как пишет его биограф монах Дионисий, у святого от этого болели ноги, покрывались кровавыми ранами. Но боль не останавливала подвижника.

Божественный свет

Один из учеников святого видел, как тело преподобного просияло неземным светом. Так в свое время перед Мотовиловым озарился Серафим Саровский. Так сиял Сергий Радонежский после встречи с Богородицей. Так, наверно, просиял Христос в день преображения. Это неземной свет, и к нему призваны все мы. Иов Почаевский удостоился его уже на земли.

Нетленные мощи

Тело святого, которого коснулась Божья благодать, даже после смерти осталось нетленным. А умер святой в 1651 году, в возрасте 100 лет. Ни постоянные посты, ни кровавые струпы на ногах, ни скудная пища не подкосили его телесное и душевное здоровье. Испытание временем не повлияло на его нетленные мощи. Ведь святость не подвластна земным законам.

Чудеса Иова Почаевского

Чудесные явления сопровождали преподобного как при жизни, так и после смерти.

«…Тобой Господь хочет открыть кости мои»

Через восемь лет после смерти преподобного были обретены его чудотворные мощи. Этому событию предшествовало явление святого киевскому митрополиту Дионисию. Во сне почаевский игумен обратился к митрополиту: «…Тобой Господь хочет открыть кости мои».

Митрополит Дионисий, как и подобает верующему человеку, не сразу поверил снам, ведь согласно церковному учению, большинство сновидений — от лукавого. Но Иов Почаевский явился и второй раз, и третий. Только после этого киевский митрополит направился в Почаев и повелел открыть гроб с останками святого. Мощи лежали нетленными, от них исходило удивительное благоухание.

Явление Богородицы и преподобного Иова

В 1675 году, когда Почаевский монастырь окружили турки, иноки всю ночь коленопреклонно молились перед чудотворной Почаевской иконой. О ней мы уже писали в статье « ». На утро монахи не прекращали молиться. Во время пения «Взбранной воеводе…» они увидели в небе Деву Марию с сонмом ангелов. Перед Царицей Небесной на коленях молился Иов Почаевский.

Как греко-католики поверили в святость преподобного

В 1713 году монастырь перешел в подчинение греко-католиков, но и тогда чудеса от мощей святого не прекращались. Говорят, что униаты уверовали в праведность преподобного, даже составили ему службу и просили Папу Римского причислить праведного Иова и к католическим святым. Но к этому не дошло: уж больно Иов Почаевский отстаивал православие и был против унии.

В 1831 году Почаевская обитель снова вернулась к Православной Церкви. Чудотворения от Почаевской иконы и мощей преподобных Иова, а спустя века и Амфилохия, не прекращаются.

Если вас заинтересовало жизнеописание преподобного Иова, предлагаем дополнительно посмотреть это видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры.

В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской.

В 1596 г. над православной верой, по попущению Божьему, разразилось страшное несчастие: дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами не стойкими в православии, и эти епископы согласились признать власть папы на соборе, созванном в Брест-Литовске.

Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать.

Тогда многие стали уходить в степи и заднепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры.

Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге духовную академию и типографию, и они много писали в защиту православия.

На следующий же год после объявления унии, Анна Гойская, ради укрепления православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери.

известной давно, еще во времена татарского нашествия в 1240 году. Сама Пресвятая Богородица явилась на ней пастухам, причем в память этого соблаговолила оставить след Своей стопы, так и называющийся «Стопа Пресвятой Богородицы». С тех пор на этой горе стали подвизаться отшельники, на ней нашли убежище и монахи разрушенного Киево-Печерского монастыря. Со времени перенесения на Почаевскую гору чудотворной иконы Божией Матери там основался монастырь.

Преп. Иов жил в эти тяжелые времена. Он родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по достижении совершенного возраста возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.

По просьбе князя Острожского, преп. Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту православия. Однако же, жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на св. гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости.

Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой - «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот, то о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по его кончине его преемником по игуменству. «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением».

Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.

В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела».

Типография преп. Иова, возобновленная в начале этого века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Много скорбей принес преп. Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Оп завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но св. икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.

В свободное время преп. Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад.

В 1620 г. он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Скончался преп. Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

В 1831 г. униаты были воссоединены с Православной Церковью. Мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.

Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Тропарь на обретение мощей преподобного Иова Почаевского

Возложь на ся иго Христово от юности,/ преподобне отче Иове,/ многолетне свято подвизался еси/ на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем,/ и, пришед к горе Почаевстей,/ знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/ в тесней пещере каменней/ богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/ и, благодатию Божиею укреплялся,/ мужественно потрудился еси/ на пользу Церкве Христовы и обители твоей,/ купно же и противу врагов Православия и благочестия христианскаго,/ и, наставив сицевому ополчению иночествующих,/ победители тех представил еси Владыце и Богу./ Того моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иова игумена Почаевского

Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.

Кондак на обретение мощей преподобного Иова Почаевского

Возсия от спуда земнаго сокровище нетленное мощей твоих,/ угодниче Божий,/ яко, благочестно пожив в вере Христа Бога нашего,/ достигл еси добродетелей совершенства,/ и, оставль сладость жития преходящаго,/ в пещере горы Почаевския в пощениих, молитвах и трудех свято подвизался еси,/ и теми тело твое увядил еси./ Ныне же, прешед к Богу в безмятежный и вечный покой,/ молишися о всех с верою к тебе прибегающих./ Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий/ и обители Почаевския украшение.

Память преподобного Иова, игумена Почаевского , совершается три раза в год: 19 мая, 10 сентября, в день обретения его мощей, и 10 ноября по новому стилю.

Жизнеописание преподобного Иова
Преподобный Иов родился около середины XVI века в Галиции, на территории современной Украины. О том, кем были его родители, ничего не известно, однако в житийной литературе, посвященной святому, повествуется о том удивительном факте, что преподобный уже в детских годах проявил редкостную духовную зрелость и, имея лишь десять лет от роду, поступил послушником в монастырь. Спустя два года после этого он был пострижен в монахи с именем Иов, а когда будущий преподобный достиг совершеннолетия, то был рукоположен в иеромонаха. Жизнь святого была наполнена аскетическими подвигами, однако его душа требовала большего служения Богу, и в возрасте тридцати лет Иов принял высшую монашескую степень – великую схиму. При этом он получил имя Иоанн, которое имел до этого в мирской жизни, но сохранилась традиция почитания святого с именем Иов, данном ему при постриге.
Князь Константин Острожский, услышав о подвижнической жизни Иова, попросил его переселиться в Дубенский монастырь, находившийся в его владениях, и там Иов был назначен игуменом и руководил монастырской жизнью около двадцати лет. Католики, недовольное растущим влиянием святого Иова на местное католическое и униатское население, вынудили его покинуть обитель. Преподобный поселился недалеко от Почаевской лавры, где жил в пещере, предаваясь молитве и аскетическим подвигам. Однако насельники монастыря вскоре попросили его стать игуменом Почаевской лавры. В монастыре преподобный Иов провел ряд реформ, направленных на усиление дисциплины и духовного роста насельников. Являясь сам строгим аскетом, Иов также требовал от монахов вверенной ему обители исполнения всех уставов и монашеских обетов. Кроме заботы о духовной жизни иноков, святой Иов также стремился украсить и расширить монастырь. При нем был построен Свято-Троицкий собор, а после еще шесть небольших церквей. Старые стены монастыря были полностью снесены и возведены новые, отличающиеся большой красотой и надежностью. Важным делом было также основание монастырской типографии.
Преподобный Иов Почаевский прожил долгую жизнь, скончавшись в возрасте ста лет. Спустя восемь лет после смерти праведника его мощи были найдены нетленными. Во второй раз мощи были открыты по повелению Священного Синода в 1833 году, и в память об этом событии был также установлен праздник обретения мощей преподобного Иова Почаевского. Почитание святого было настолько велико, что с начала XX века появилась традиция обносить в день памяти его мощи возле стен монастыря, причем этот крестный ход привлекал большое количество паломников и богомольцев.

Просветительская деятельность святого Иова Почаевского
За время своего игуменского управления преподобный Иов сделал очень многое для просвещения народа. Во время его пребывания в Дубенском монастыре по благословению святого Иова была напечатана Острожская Библия. Эта работа, проведенная первопечатником Иваном Федоровым, имела огромное значение для Русской Церкви, поскольку являлась первой полной Библией на церковнославянском языке. Кроме того, под руководством игумена Иова совершались переводы святоотеческих трудов на русский язык.
Всю жизнь преподобному Иову Почаевскому приходилось сталкиваться с католическим и униатским населением, поэтому им было создано несколько трудов, посвященных защите православной веры. К сожалению, все рукописи преподобного не дошли до наших дней.

Тропарь, глас 4:
Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Иове, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва:
О всесвятый и преславный угодниче Божий, преподобне отче наш Иове, присный о нас ко Господу молитвенниче и теплый предстателю о душах наших, к тебе всеумиленно ныне притекаем и, поминающе подвиги и чудеса твоя, яже сотворил еси и твориши на земли, просим и молим твою благостыню: якоже твердо и неизменно потрудился еси в вере Христа Бога нашего, и, сию до конца в себе и во всех присных твоих целу и невредиму сохранивый от всяких приражений вражиих и ересей тлетворных, сице и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя молитвами твоими всякую тьму неверия и неправомыслия от сердец и помышлений наших; послуживый Господу и Богу твоему делы благими и неизреченным самоотвержением в трудех, бдениих и пощениих, настави нас на путь всякия добродетели и благостыни, избавляя от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и повергающих в бездну зла все житие наше; явивыйся иногда с Пречистою Девою Богородицею верху горы Почаевския во спасение обители твоея от нашествия и обложения агарянскаго, и ныне ускори на помощь стране нашей противу всех врагов наших, внешних и внутренних, утверждая мир и тишину в земли нашей, да безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; и всем к тебе притекающим и припадающим к раце честных и многоцелебных мощей твоих и твоея помощи и заступления требующим неоскудныя милости независтно подаваяй, не остави и нас, сирых и безпомощных, тебе молящихся, избавляя от всякия скорби, гнева и нужды, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Ей, угодниче Божий, призри милостивно от Престола Царя славы, Емуже ты ныне предстоиши со Архангелы и Ангелы и со всеми святыми, на обитель твою Почаевскую, еюже ты древле мудро правил еси, наздав ю всехвальным и дивным житием твоим, и сохрани ю молитвами твоими и всякий град, и страну и всех отовсюду, на море и на суши, в пустынях и в заключениих многоразличных тебе призывающих, от всех зол, видимых и невидимых, да, тако твоею помощию и ходатайством спасаеми, в веце сем и по скончании живота нашего сподобимся купно с тобою славити и воспевати всечестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры.
В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Не­офит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской.
В 1596 г. над православной верой, по попущению Божь­ему, разразилось страшное несчастие: дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры заме­щались лицами не стойкими в православии, и эти епископы согласились признать власть папы на соборе, созван­ном в Брест-Литовске.
Православный обряд сохранялся, но лица, согласивши­еся на это соединение, или унию, стали католиками. А на­род, оставшийся верным православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать.
Тогда многие стали уходить в степи и заднепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры.
Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге духовную академию и типо­графию, и они много писали в защиту православия.
На следующий же год после объявления унии, Анна Гойская, ради укрепления православия, передала хранив­шуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери.
Почаевская гора находилась недалеко от имения Анны Гойской и стала известной давно, еще во времена татар­ского нашествия в 1240 году. Сама Пресвятая Богородица явилась на ней пастухам, причем в память этого соблаго­волила оставить след Своей стопы, так и называющийся «Стопа Пресвятой Богородицы». С тех пор на этой горе стали подвизаться отшельники, на ней нашли убежище и монахи разрушенного Киево-Печерского монастыря. Со времени перенесения на Почаевскую гору чудотворной иконы Божией Матери там основался монастырь.
Преп. Иов жил в эти тяжелые времена. Он родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по достижении совершенного возраста возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.
По просьбе князя Острожского, преп. Иов был переве­ден в находившийся в его владениях Дубенский монас­тырь, где стал настоятелем и много писал в защиту православия. Однако же, жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на св. гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости.
Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой - «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот, то о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по его кончине его преемником по игуменству. «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по сей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный та­им чудным видением».
Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, котор­ый хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.
В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в за­щиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, вла­стною его рукою написанная». В 1889 году она была изда­на под заглавием «Почаевская Пчела».
Типография преп. Иова, возобновленная в начале этого века архимандритом Виталием (Максименко), была им вы­везена после русской революции за границу и ныне продол­жает существовать в Америке, в Свято-Троицком монасты­ре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.
Много скорбей принес преп. Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Оп завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но св. икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея по­стигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли бы­ли возвращены судом незадолго до кончины преподобного.
В свободное время преп. Иов любил заниматься садо­водством и развел в Почаеве прекрасный сад.
В 1620 г. он принимал участие в Киевском Соборе, осу­дившим унию и постановившем твердо стоять за правосла­вие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Же­лезо, игумен Почаевский».
Скончался преп. Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его яв­ления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу уви­дела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, по­лучив этот плат, помазался им и получил исцеление.
В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монас­тырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвраща­лись назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.
В 1831 г. униаты были воссоединены с Православной Церковью. Мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.

Loading...Loading...