История синагоги. Синагога - что это? Как доехать до Московской Хоральной синагоги

О названии «синагога»
С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».

Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа «бейт тфила» — «дом молитвы». Само название «бейт-кнесет» подчеркивает, что синагога — это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.

Еще синагогу называют на идиш словом «шул» (от немецкого «Schule» – «школа»).

История возникновения синагог
Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.

Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.

Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.

Когда римляне сравняли с землей Второй Храм, синагога сделалась цитаделью веры, — местом, где евреи собирались, учили Закон, молились. Случалось и так, что во время нападений врагов синагога становилась цитаделью в прямом смысле этого слова.

Функции синагоги
После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.

Молитва
Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.

Изучение Торы
Сейчас, как и в далеком прошлом, при синагогах часто имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог, и при каждой из них — две школы, начальная и средняя. Недаром название «бейт-мидраш» («дом учения») практически стало синонимом названия «бейт-кнесет». Синагога и «бейт-мидраш» могут находиться в одном и том же помещении или в разных помещениях, соединенных коридором.

Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.

Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.

Библиотека
По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.

Центр общественной жизни
Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.

Иногда синагога является местом заседания бейт-дина — раввинского суда. Правление синагоги, как правило, располагает фондами для помощи нуждающимся, предоставляет ссуды. Таким образом, синагога часто становится и центром благотворительности.

Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.

Устройство синагоги
Архитектура

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.

Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.

При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.

Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.

Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.

Внутренняя структура
Отделение для женщин — эзрат нашим

В мидраше рассказывается, что, когда евреи собрались у горы Синай, чтобы получить Десять Заповедей, мужчины и женщины стояли отдельно. Отдельное помещение для женщин было и в Иерусалимском храме. В синагоге для женщин тоже отводится особое место – «эзрат нашим» (женская половина). Эзрат нашим может располагаться на галерее, на балконе (в Храме отделение для женщин располагалось наверху) или в молитвенном зале за особой шторой, которая называется «мехица» — перегородка.

В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: «Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны».

Арон Акодеш

У стены напротив входа, куда обращены лицом все молящиеся, располагается Арон а-Кодеш — шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы; он прикрыт занавесом, называемым «парохет». Арон Акодеш – это символическое подобие хранилища скрижалей с Десятью Заповедями в Святая Святых Иерусалимского храма.

В шкафу находятся свитки Торы – самое священное достояние синагоги. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле — в сторону Иерусалима).

Нер тамид

Над Арон Акодеш располагается «Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.

Бима
В центре синагоги находится возвышение, называемое «бима». С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Амуд

В ашкеназских синагогах (синагогах выходцев из Германии) между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр — амуд, около которого ведет молитву хазан.

Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.

Место раввина

Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.

Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны.

Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.

Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Синагогальные должности
Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.

Раввин
Раввин, или рав, — это духовный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Обычно раввин является руководителем общины, что накладывает на него ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно же, главная задача раввина, как и в прежние века, — служить духовным наставником и разрешать вопросы, касающиеся еврейского закона.

Хазан
Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, — «шлиах цибур», что дословно означает «посланник общины». Большие богатые общины содержат постоянного хазана. Как правило, хазан ведет молитву только в субботу и праздники. По праздникам пение хазана может сопровождаться мужским хором.

В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.

Шамаш
Шамаш — синагогальный служка, на которого возложено множество обязанностей. Он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества, соблюдении расписания молитв. Однако нередко он выполняет также функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.

Габай
Габай, или парнас, — это руководитель общины, своего рода «административный директор». Часто синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.

Какие бывают синагоги
Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.

Ашкеназы и сефарды
На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности — ашкеназская и сефардская — различия между которыми касаются, помимо всего прочего, порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие «сефардское еврейство» включает в себя все неашкеназские общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам, как, например, горские и грузинские евреи.

Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Между ашкеназской и сефардской синагогой есть различия и в интерьере. В ашкеназских синагогах между бимой и Арон Акодеш ставят специальный пюпитр — амуд, около которого ведет молитву хазан. В сефардских, как правило, амуда нет, и ведущий молитву становится к биме. Кроме того, сефардская синагога может быть украшена коврами, и вообще в ней ощущается восточный колорит, в отличие от ашкеназской, оформление которой ближе к европейскому стилю.

Хасиды и нехасиды
Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов — хасидов и нехасидов. Причем хасидский вариант («нусах») молитвы многое позаимствовал из сефардской традиции и даже называется «Нусах Сфарад», т.е. «Испанский вариант». Близок к нему и Нусах Гаари, принятый у любавичских хасидов.

Но все эти различия, тем не менее, не очень существенны. По большому счету, для того, чтобы переделать синагогу из ашкеназийской в сефардскую, из сефардской в турецкую, из турецкой в иранскую, необходимо поменять только молитвенники, которые там находятся, так как сами свитки Торы для всех синагог — одни и те же.

Каждая вера и религия имеет свои особые термины, понятия, обряды. И человеку незнающему во всем этом порой бывает тяжело разобраться. В данной статье хочется остановиться именно на иудаизме и попробовать разъяснить, что такое синагога.

О происхождении слова

В первую очередь нужно разобраться в самом понятии. В переводе с греческого языка синагога - это собрание. Однако на иврите данное слово звучит как «бейт-кнесет», что буквально переводится как «дом собрания». Интересным окажется тот факт, что в Талмуде (священном писании иудеев) всего лишь один раз встречается название синагоги как «бейт тфила», что означает «дом молитвы». Это говорит о том, что для иудеев синагога - это нечто большее, нежели молитвенный дом.

Немного истории

Итак, разобравшись и поняв, что синагога - это церковь иудеев, стоит немножко заглянуть в историю ее возникновения. Что касается временного периода, точно сказать, когда же они начали появляться, никто не сможет, данных об этом не сохранилось. Однако есть мнение, что первые синагоги начали появляться в то время, когда был разрушен Первый храм и иудеев угнали в плен в Вавилон (6 век до нашей эры). Они поначалу собирались в домах для совместного изучения Торы и несколько позже стали строить отдельные здания для молитв и собраний. После возвращения на Родину был возведен Второй храм, но в это время верующие также начали строить синагоги по всей территории своей страны. После того как римлянами был разгромен и Второй храм, синагоги сделались для евреев настоящим убежищем - часто не только в психологическом значении слова, но и в буквально. Это были места, где люди могли спрятаться от опасности.

Основное значение

Итак, синагога - это место, где иудеи могут собираться для того, чтобы помолиться, изучать Тору, общаться. Стоит сказать о том, что она имеет также и особые функции.

  1. Место молитвы. Конечно же, синагога - это первое место, где верующие могут обратиться к Богу с молитвой. Интересным окажется тот факт, что для иудеев огромное значение имеет не одиночная, а общественная молитва, для чего прекрасно подходит данное здание.
  2. Изучение Священного Писания. В синагогах также принято изучать Тору. Для этого существуют специальные школы, которые могут находиться либо рядом, либо в этом же здании. Не удивительно, что при этом бейт-мидраш (дом учения) тесно связывают с бейт-кнесет (синагогой). В данных школах ежедневно дети и подростки изучают Тору, по выходным дням тут могут проводиться различные лекции и учения для взрослых.
  3. Библиотека. Также в синагогах обязательно есть зал, где собраны различные книги религиозной направленности. Их можно читать как в самом храме, так и брать на дом (предупреждая об этом шамеса - служку синагоги).
  4. Общественная жизнь. Помимо всего, синагога - это место, где для различных торжеств и гуляний могут собираться члены общины. Так, в стенах данного храма могут проводиться как коллективные, так и личные гулянья. Могут праздновать обрезание, выкуп младенца, бар-мицву и т. д. Нередко в синагогах заседает раввинский суд, бейт-дина. Раньше при храмах также были комнаты для гостей, где могли без проблем остановиться путешествующие евреи, также могли быть небольшие конюшни для пары-тройки лошадей.

Архитектура

Стоит сказать о том, что нет никаких особых правил для того, как должна выглядеть еврейская синагога. Она может быть пышно отстроенной, а может быть всего лишь комнатой. Однако обязательно в ней должны быть окна. В Талмуде сказано, что нельзя молиться в помещении, из которого не видно небо. Также желательно, чтобы при входе был вестибюль, где человек может оставить все свои мирские помыслы и терзания. Интересным окажется тот факт, что все синагоги обращены к Иерусалиму, в самом же Иерусалиме - к Возводить здания по возможности должны на самой высокой горе в городе, чтобы они могли возвышаться над иными строениями. А так как это было не всегда возможно, на крыше дома молитвы устанавливали шест со звездой, чтобы синагога казалась выше остальных зданий.

Синагога изнутри

Как выглядит изнутри синагога? Фото подсказывают, что тут есть отдельные места для женщин и мужчин (эзрат-нашим - отдельно отведенное место для женщин). Часто представительниц прекрасного пола помещали на балкон, если же такое было невозможно, молитвенную комнату разделяли на две части шторкой или перегородкой, которая называлась "мехица". Это нужно было для того, чтобы мужчин никто и ничто не отвлекало от общения с Богом.

Важнейшим местом в синагоге является Арон а-Кодеш - это особая ниша или шкафчик, прикрытый шторой, где собраны свитки Торы. Туда же обращены лица людей во время молитвы. Стоит сказать и о том, что с одной стороны Арон а-Кодеша находится место раввина, с другой - место для лектора. Также в синагогах обязательно будет нер тамид, светильник или свеча, и бима - место, откуда будет читаться священное писание. Вот, пожалуй, и все нюансы, которые важны для синагоги. В остальном же дома молитвы могут отличаться друг от друга и быть по-своему уникальными.

Должности

Поняв, каково значение слова «синагога» имеет, стоит немного уделить внимание и тем должностям, которые есть при данных домах молитвы. Так, важным окажется тот факт, что каждая община самостоятельно выбирает свое руководство и должностных лиц.

  1. Раввин (рав) - духовный руководитель. Это человек, который отлично знает Тору и перед тем, как занять свой пост, сдает сложнейший экзамен. Сегодня же на раввина налагаются еще и административные обязанности, которые он должен исполнять.
  2. Хазан (или шлиах-цибур - посланник общины) - человек, который ведет общественную молитву и таким образом представляет людей перед Богом. Этот человек также должен быть весьма образован, знать иврит, параллельно он может выполнять и иные функции.
  3. Шамаш - служка, который выполняет множество обязанностей: следит за порядком в доме молитвы, заботится о сохранности имущества, следит за расписанием. Иногда может заменять хазана.
  4. Габай (парнас) - так называемый административный директор общины. Часто их бывает несколько. В основном они занимаются финансовыми вопросами и решают административные проблемы.

Виды синагог

Стоит сказать и о том, что веками сложились две социально-культурные общины, которые ведут несколько различную жизнь - ашкеназы и сефарды. Отличия тут заключаются в особом порядке проведения молитв и устройстве синагог. Большинство современных евреев являются ашкеназами (центральная и северная Африка, Австралия, Америка и т.д.), их дома обустроены больше в европейском стиле, сефарды же любят украшать свои синагоги коврами и иной восточной атрибутикой. Большинство же известных домов молитвы являются ашкеназскими, в том числе и синагога в Санкт-Петербурге.

Ведение службы

Важным является и тот момент, что различия есть и в порядке ведения службы в синагоге. Так, различают ашкеназов хасидов и нехасидов. Интересно то, что хасиды позаимствовали стиль ведения молитвы у сефардов. В остальном же различия практически незаметны и несущественны. Ведь для того, чтобы переделать синагогу из одной в другую, достаточно просто поменять молитвенники. Сами же свитки Торы при этом для всех остаются одними и теми же. К тому же для людей незнающих проведения обрядов и различных торжеств «разными» иудеями покажутся практически идентичными, так как отличия заключатся в самых малых деталях, которые порой бывают просто незаметны.

Синагога - главная составляющая Еврейской жизни.

По-русски - синагога , на иврите бейт кнессет (Дом собрания), на английском (из идиш) - shul .

Синагога - больше, чем просто дом молитвы. Здесь делают бриты и говорят поминальную речь, здесь устраивают шидухи и делают Хупот, и здесь люди днем и ночью учат Тору.

Дома молитвы существовали уже во времена Храма . В них собирались для обсуждения общественных дел, вознесения молитв во время постов, в них выступали пророки, а также учителя Торы, дававшие уроки для всех желающих. Слово «синагога» - греческого происхождения, означает «собрание людей»; в древнем Израиле употреблялось другое название, арамейское - Бе-кеништа . Синагога представляла собой как бы Малый Храм, со всеми его функциями, кроме жертвоприношений и связанных с ними другими элементами ритуала. В рассеянии синагога стала центром духовной и общественной жизни евреев.

По закону, нельзя начинать строительство нового поселения, пока не будет закончено здание синагоги. Она принадлежит всем жителям, которые обязаны за свой счет покупать свитки Торы, книги для учения и молитвы, поддерживать в ней порядок, ремонтировать здание. Синагогу нельзя переделать для других нужд или продать. Ее святость не исчезает даже если она разрушена.

Главным в синагоге является зал (улам ), где молятся или учатся. У стены, направленной в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме - в сторону Стены плача), расположен специальный шкаф для свитков Торы - Арон Акодеш . В эту же сторону поворачиваются молящиеся в час молитвы. В Талмуде написано: «Находясь вне Эрец Исраэль , обрати свое сердце (когда молишься) к Эрец Исраэль. Находясь в Эрец Исраэль, обрати свое сердце к Иерусалиму. Находясь в Иерусалиме, обрати свое сердце к Храму».

Ближе к центру зала молитв стоит Бима - возвышение, на стол которого кладут свитки Торы при их чтении. Молитву ведет хазан , которого называют «шалиах цибур» , посланец общины.

За порядком в синагоге, а также за ведением денежных расходов, включая нужды на помощь беднякам, следят служители, «габаим» , избираемые членами общины.

Часто в одном комплексе вместе с синагогой размещают микву (ритуальный бассейн) и помещение для занятий с детьми - хедер .

«Русская» синагога

Необходимое условие и самое эффективное средство как в приближении нерелигиозных евреев к Традиции, так и для тех, кто уже соблюдает - быть членом общины.

Естественно, что выходцы одной общины стремятся молиться в одной синагоге. Так возникает «русская» синагога, горская синагога, бухарская синагога.

Неве Яаков - русскоязычная синагога.
Руководитель рав Шалом Каплан 054-8415124,
с воскресенья по четверг в 22:00 проходят вечерние молитвы (Маарив) в синагоге Маген Авраам на ул. Шаули. А также в «Хедер Камениц » на ул. Шаули проходят молитва Минха перед шабатом (время зажигания субботних свечей), урок по Недельной Главе и Маарив шабат.

Хайфа - Синагога «Толдот Ицхак», адрес: ул. Трумпельдор 37, Неве Шеанан. Руководителя общины - рав Шрага Боер - 052-432-77-70 Община русскоязычных религиозных евреев, центр изучения Торы, ежедневные молитвы, утренние и вечерние хавруты, женские уроки, шаббатоны, детские программы и др. Открытие нового центра изучения Торы

Модиин - русскоязычная синагога.
Руководитель рав Йосеф Овадья Зарудинский 054-8421101
Вечерняя молитва (Маарив) в воскресенье и вторник в 22:15 после вечернего колеля, в синагоге «Киподан », ул. Киподан 22.

Ашдод - Синагога «Зехер Ицхак», адрес: ул. Маво аШарвитан 7 (район Хет). Руководитель рав Борух Шейнин - 053-820-57-70. Индивидуальные занятия для мужчин, женские уроки, программы для семей, шаббатоны и др. мероприятия. Каждый день вечерние молитвы в 20:45.

Горские синагоги:

Тель-Авив - синагога «Ор Овадья».
Руководитель рав Шмуэль Йуда Давид Симантов пел 054-5401707
р-н Неве Элиэзер, ул. Ацира 3, синагога Ор Овадья при Торговом Центре.
Каждый день проходят молитвы Минха в 16:00 и Маарив в 20:00 (в зимнее время).
В канун Шабата собирается миньян на Минху (время зажигания свечей), Кабалат Шабат и Маарив. Короткое время после Маарива в синагоге есть занятия для молодых ребят Онег Шабат .
В Шабат в 8:00 есть Шахарит, в 11:00 Хеврат Теилим для детей с викторинами и призами, в 13:00 - Минха и после нее начинается третья трапеза, которая обычно затягивается до выхода Шабата и молитвы Маарив.

СИНАГОГА
еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge ("собрание") и соответствует еврейском слову "кнесет". Еврейское название синагоги - "бет ха-кнесет" ("дом собрания") или "бет ха-тефилла" ("дом молитвы"). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом "шул" (от нем. Schule - "школа"). Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.). Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н.э. - 70 н.э.). Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей. Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост ("альмемар" или "бима") и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно; в некоторых синагогах для женщин предусмотрены отдельные галереи. Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает своих должностных лиц: раввина, духовного главу общины, законоучителя и проповедника; хаззана, или кантора, руководящего молитвой; чтеца, читающего свитки библейских книг; и шаммаса, или служку, который присматривает за зданием и выполняет другую разнообразную работу. Должность хаззана первоначально совмещала в себе многие обязанности, но с течением времени они перешли к шаммасу и другому синагогальному персоналу, а за хаззаном осталась только обязанность ежедневного руководства молитвой. По праздникам пение хаззана может сопровождаться мужским хором. Смешанные хоры встречаются только в реформистских или прогрессивных консервативных синагогах. В этих синагогах во время службы используется также орган и другие музыкальные инструменты. Великое собрание (древнеевр. "ха-Кнесет ха-Гедола"), законодательный орган, существовавший, согласно еврейской традиции в 5-3 вв. до н.э., в Палестине. Исторические сведения на этот счет весьма скудны, точно неизвестно, как долго функционировал этот орган, а некоторые ученые даже сомневаются в самом его существовании. В Книге Неемии указывается, что он заключил соглашение со старейшинами общины, которые, по-видимому, и вошли в Великое собрание. Согласно традиции, члены Великого собрания (в которое входили и многие книжники) считались духовными наследниками пророков. Они часто упоминаются в Талмуде и других еврейских сочинениях, а их имена связаны с установлением некоторых религиозных институтов.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СИНАГОГА" в других словарях:

    - (греч. synagoge, от syn вместе, и ago веду). 1) молитвенный дом евреев. 2) совокупность ученых раввинов, их учение и толкование. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНАГОГА [гр. synagoge собрание] у… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (греч. sunagwgh, соответ. еврейскому kenesset собрание,beth hakenesset дом собрания) так называются у евреев богослужебныездания, предназначенные для общественных молитв и чтения и толкованияСвященного Писания, но не для жертвоприношений. Точно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    синагога - и, ж. synagogue f. <гр. synagoge собрание; соединение, союз. 1. Еврейский молитвенный дом, молельня. БАС 1. Жидовского некоего синагога. Кантемир Соч. 2 360. Нет никаких строений, кроме весьма бедных домов и синагогов Еврейских. Измайлов Путеш … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греч. synagoge собрание) в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих … Большой Энциклопедический словарь

    СИНАГОГА, синагоги, жен. (греч. synagoge собрание). 1. Еврейский молитвенный дом, молельня. Хоральная симфония. 2. Религиозно общинная организация у евреев (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    СИНАГОГА, и, жен. Иудаистский храм. | прил. синагогальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен., евр. молитвенный дом евреев, жидовская молельня. | Совокупность ученых раввинов, их толкованье и ученье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (от греч. synagogi собрание, место собрания), в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на три пять нефов, у восточной стены ковчег завета и… … Художественная энциклопедия

    - (греч. synagoge – собрание) в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    синагога - СИНАГОГА, и, ж. Место, собрание и т. п., где много евреев … Словарь русского арго

Книги

  • Синагога и улица , Граде Хаим. В сборник рассказов "Синагога и улица" (1974)Хаима Граде, одного из крупнейших прозаиков ХХ века, писавших на идише, входят четыре произведения о жизни еврейской общины Литвы в период между…

Еврейский дом собраний, учения и молитвы. Вопрос о происхождении синагоги остается неясным. Высказывалось мнение, что институт синагоги восходит к Моисею; по другому мнению, синагоги это "места собраний" (Пс 73:8). Обычно считают, что синагога восходит к периоду Вавилонского плена, когда евреи лишились Храма и собирались на чужбине ради совместной молитвы. Согласно еврейскойтрадиции, под "некоторымсвятилищем" вИез 11:16прямоподразумевается синагога евреевизгнанников в Вавилоне, а неоднократные ссылки Иезекииля на собрания старейшин (8:1; 14:1; 20:1) указывают на синагогальное богослужение. Вероятно, Иезекииль старался защитить изгнанников от упреков в том, что они проводят богослужения, находясь вдали от Иерусалимского Храма; он объясняет, что Бог предусмотрел святилища в чужих землях. Когда изгнанники вернулись и восстановили Храм, синагога, повидимому, закрепилась в палестинском иудаизме как действующий институт. Талмуд приписывает составление древнейших литургических молитв, таких, как Амида, Ездре и его преемникам, членам Великой синагоги.

К 1в. христианской эры синагога прочно встала на ноги, с каждым веком все больше обретая статус центра религиозной и социальной жизни иудейской общины. Перед разрушением Храма римлянами в 70 г. н.э. синагога и Храм распределяли между собой основные задачи; после разрушения Храма синагога стала главным иудейским институтом. Н.з. документы свидетельствуют о том, какое значение имела синагога для Христа, Его учеников и ранних христиан. Миссионеры, среди них ап. Павел, также широко использовали возможности синагоги I в. Синагогальные службы, в свою очередь, оказали значительное влияние на христианское богослужение и церковное управление (напр., институт старейшин).

Чтение отрывков из Закона и пророков составляло центральный элемент синагогальной службы. Свитки со Св. Писанием хранились в ларцековчеге, обычно находившемся выше уровня пола, в стене, смотрящей на Храмовую гору. В центре синагоги располагалось возвышение (Ыта), на к-ром стоял пюпитр для чтения. Молящиеся сидели на деревянных скамьях вокруг bima. Св. Писание читали стоя, но разъяснял его учитель сидя. Из Лк 4:1627 следует, что Иисус в точности соблюдал эти правила.

Помимо чтения и разъяснения Св. Писания, синагогальная служба включала молитвы Шма ("Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть") и Амида. В Шма входило чтение отрывка Втор 6:49, крый, согласно иудейской традиции, свидетельствовал о согласии подчиниться власти Божьей, отрывка 11:1321 оподчинении заповедям и отрывка Чис 15:3741, крый мудрецы называли "исходом из Египта" (в соответствии с содержанием его последнего стиха). Амида это главная молитва, крую читали молча, про себя; в ней верующий обращался к Богу, благодарил Его за субботу и блага, дарованные человеку (напр., за возможность совершать богослужение). Синагогальная служба опиралась на два талмудических принципа, крые дополняли друг друга, qeba (упорядоченность времени и упорядоченность богослужения) и kawwana (духовное начало и непосредственное выражение чувств). В результате синтеза qeba и kawwana все то, что в духовном выражении одного поколения относилось к kawwana, для последующего уже становилось qeba

Развалины самой древней из найденных синагог обнаружены в Шедии близ Александрии (Египет) надпись на мраморе гласит, что иудейская община посвятила эту синагогу Птолемею III Эвергету (246221 гг. до н.э.) и царице Беренике. В Израиле очень высоко почитается синагога, обнаруженная при раскопках древнего города Капернаум; она датируется IIIв. н.э. Древнейшая синагога на территории Израиля обнаружена при раскопках царской крепости Масада, построенной Йродом Великим, в крой зелоты оборонялись против римлян во время Иудейской войны.

Loading...Loading...