Каковы главные идеи мартина лютера. Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? тезисов Лютера как толчок к Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической сути, религиозное (антикатолицизкое) по своей идеологической форме. Целями этого движения являлось: перестройка взаимоотношений церкви и государства, "исправление" официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации. Это массовое движение против католической церкви получило название - РЕФОРМАЦИЯ . Главным очагом европейской реформации была Германия.

Начало Реформации положил профессор Виттенберского университета, доктор богословия - Мартин Лютер (1485-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он прибил к дверям церкви свои "95 тезисов " с протестом против продажи индульгенции (святые совершили столько святых поступков, что можно оставшиеся продавать церкви за "отпущение грехов".) Лютер был отлучен от церкви Римским Папой и подвергнут опале Германским императором, от смерти его спасла поддержка германских князей.

Отношение Лютера к государству

Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Он, наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. Однако утверждал, что властвует целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), для которого власть на привилегия, а бремя возложенное на него богом. Христианский "управитель должен считать себя слугой, а не господином народа".

Задача светской власти - регулирование отношений между людьми, наказание злых и охрана благих. Духовенство не является каким-то особым "чином", независимым от светской власти.

Соотношение естественного и божественного права

Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право (хотя естественное право в конечном счете производная от воли божьей), опирающейся на него, светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, и имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находиться, по Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

Бюргерская реформа в Германии послужила сигналом к всеобщему движению крестьян и городских низов. Лютер перевел на немецкий язык Библию, и это был удар. Крестьяне не нашли в ней ничего об оброках и податях; они требовали возвращения к практике раннего христианства не только в церковной, но и в общественной жизни. Вспыхнула крестьянская война (1524-1526 гг.), которую подавили.

В лютеранство перешли часть городов Германии, скандинавских стран. После ряда решений договорились "чей князь, та и вер". Однако в 1529 г. католики добились на Шпэйерском съезде решения об отмене права князей решать вопрос о религии своих подданных. Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами. Борьба католиков и лютеранством на территории Германии завершилась Аугсбурсгким религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: "чья сторона, того и вера".

Жан Кальвин (1509-1564 гг.) - второй крупный реформатор. Основал в Женеве новую церковь, опирающуюся на демократически-республиканские принципы. Основной труд: "Наставление в христианской вере " (1536 г.). В этой работе описывалась община верующих, управляемая выборной консисторией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и дьяконов.

Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения - судьба каждого человека определена богом. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям, значит бог благоволит к ним.

Отсюда три черты Кальвинистов :

    · трудолюбие, прибыль в делах - признак предопределенности;

    · верность слову;

    личное хозяйство отделено от бизнеса, вся прибыль идет в дело. Быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность (сами живут скромно).

Из идеи абсолютной предопределенности следовало, что благородство, происхождение и сословные привилегии феодалов не важны, ибо не ими обуславливаются предизбранность и спасение человека. Таким образом, Ж. Кальвин сумел дать религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практике. Вебер в своих работах утверждал, что от них пошел капитализм. В ХVI - ХVII вв. кальвенизм широко распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, в ее североамериканских колониях.

В ХVI в. - религиозные войны. На Реформацию церковь ответила контрреформацией. Были усилены преследования инакомыслящих в католических странах, реорганизована инквизиция, учрежден "Индекс запрещенных книг" (официальный список сочинений, чтение которых влечет отлучение от церкви, мирянам запрещалось читать святое писание.)

Создается орден иезуитов (1540 г.) испанским дворянином Игнацио Лойолой. В папской буле назван "боевой отряд воинствующей церкви".

Иезуиты оставались в миру, носили гражданские платья.

Основные принципы : строгое подчинение, централизм, духовный контроль. Истина в том, что говорит церковь. Иезуиты боролись с реформацией через правителей государств. Неугодных убивали. Возник даже спор, можно ли отравить монарха. Пришли к выводу - нет, так как отравленное вино он пьет сам, а это уже самоубийство (грех). Надо другими способами.

Иезуитская мораль - как любое действие подвести к вещей славе божьей. У них были самые оборудованные университеты. Интриги иезуитов вызывали негодование, они изгонялись из ряда стран, а их орден временами запрещался Ватиканом.

Вывод : Лютеранская реформация отвечала интересам бюргерства тем, что создала "дешевую церковь", князей - к ним перешли земли церкви и монастырей, укрепился княжеский абсолютизм. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви: протестантизм приняли в большей части Германия, Швейцария, Англии, Шотландии, Нидерландах и Скандинавии.

Главная достопримечательность Замковой церкви немецкого города Виттенберг — это двери, на которых Мартин Лютер вывесил свои 95 тезисов, 500 лет назад 31 октября 1517 года. Документ оспаривал продажу церквью «индульгенций», ставил под сомнение многовековые убеждения и практики. 95 тезисов, которые потрясли основы политики и власти в Европе и продолжают влиять на нашу жизнь сегодня.

Двери, которые занимают Северный портал сегодня, не являются оригинальными деревянными дверями времён Лютера. Они были разрушены в 1760 году во время Семилетней войны. На их месте стоят теперь крепкие бронзовые двери, где латинскими словами выбиты «Тезисы» Лютера. Как признавался сам Лютер, его слова вышли за пределы этого небольшого городка, создав новое религиозное самосознание — раскололи церковь, потрясли Европу, вырвали мир.

Лютер не был единственной фигурой Реформации; он был частью дискуссии, которая продолжается по сей день. У других людей тоже были идеи о реформировании церкви, но Виттенберг по-прежнему считается колыбелью Реформации, а Лютер — её отцом.

Когда я шёл через Виттенберг, я думал, как такое маленькое местечко могло иметь такое огромное влияние на мир. Старый город не сильно изменился со времён Лютера, тем более, что союзники согласились не бомбить его из-за его религиозного значения. Парк, который окружает старый город, начинается с одного конца Касл-Церкви, и нужно пройти всего 15 минут, чтобы пройти к Лютер-Хаус, где жил богослов большую часть своей жизни. Отчасти это из-за размером Виттенберга, идеи Лютера смогли расцвести. Высокая концентрация великих умов в этом небольшом университетском городе означала, что люди часто обменивались друг с другом идеями. Я прошёл мимо двора, где жил Лукас Кранах Старший, известный художник Реформации.

Кроме того, Лютер мог использовать новые медиа-инструменты своего времени, такие как печатный станок, чтобы распространить свои идеи. Джон Т. Маккуин, помощник куратора печатных книг и переплётов в Нью-Йоркской библиотеке и музее Моргана, пояснил, что «Лютер писал свои идеи короткими, краткими тезисами — брошюрами из 8-16 страниц — которые легко было печатать и распространять. Без печатного станка Реформация никогда бы не стала историческим событием.

Первой медиареволюционер Лютер быстро понял, как мощно можно использовать язык, музыку и изображения для распространения своих идей. Он всё чаще публиковал свои работы на немецком языке (а не на латыни), украшая их изображениями. А его броские народные гимны помогли Реформации продвинутся далеко вперёд. Его музыкальный вклад — это песни протеста.

Он использовал повседневный язык, чтоо было очень важно для толкования религиозных вопросов. Он хотел, чтобы все смогли сами прочитать Библию. В 1534 году Лютер опубликовал свой перевод этой книги, используя простой язык, который понятен всем. Для этого ему пришлось объединить множество разных немецких диалектов, как бы для одного стандартизованного немца — по существу, он сформировал немецкий язык, каким мы его знаем сегодня.

Протестантские миссионеры из Европы и Северной Америки, отправляясь в Африку во второй половине XIX века, верили, подобно Лютеру, что Библию следует перевести на местные языки. Это, конечно, включало изобретательность письменных систем, где никого не существовало терминов, обозначающих Бога, дьявола, греха, спасения и т. д.

Однако, миссионеры хотели обратить африканцев, полагаясь на силу своих личных убеждений — они были убеждены в превосходстве своей веры и противостояли традиционным убеждениям народов. Это отношение включало в себя парадокс, который вроде бы демократизировал процесс, но был авторитарным. Это также проявилось в позиции Лютера к евреям. После того, как он понял, что не сможет перевести их в свою версию христианства, он издал массу антисемитских писаний, призывая еврейские синагоги, школы и дома поджигать, имущество конфисковывать, их изгонять или использовать для принудительного труда.

На юго-восточном фасаде городской церкви, где регулярно проповедовал Лютер, есть юденсау (антисемитская скульптура), относящаяся к 1305 году. Над рельефом надпись со словами «Рабини Шем Хамфора» (неуважительное имя бога в Каббале), указывает на уничижительный комментарий из трудов Лютера. Его тексты, «О евреях и их ложах», широко использовались нацистами, а историки обсуждали теорию Зондервега, которая есть прямой путь от Лютера к нацистам.

Идеи Лютера имели далеко идущие последствия, выходящие за рамки того, что он хотел и мог себе представить. Лютер раздробил церковь. Война слов сопровождалась религиозными войнами. Д-р Александр Вебер из отдела культуры и языков в колледже Биркбек в Лондоне, назвал конфликты, вызванные религией, которые велись в Европе между 1524 и 1648 годами. Вместо одной церкви, в настоящее время существуют конкурирующие церкви с претензией к реформе. Политические альянсы часто формировались на основе конфессионального единства, а меньшинства подвергались преследованиям. Это привело к волнам миграции: французские протестанты бежали в Англию, Шотландию, Данию и Швецию, а английские пуританцы осели на Мейфлауэре в Северной Америке.

Эффект Лютера был настолько далеко идущим, что он просочился даже в современную культуру. Например, рвение Лютера распространять свои убеждения, стало предвестником евангелизации — будь то теле-евангелизация или радиопередачи, типа «Лютеранский час», самая длинная в мире христианская информационно-пропагандистская радиопередача, которая начала вещание в 1930 году и имеет более одного миллиона слушателей.

Эдварду Сноудену удалось бросить вызов сверхдержавам своего времени, благодаря использованию новейших средств коммуникации, чтобы осудить злоупотребления властью.
Слова и идеи, которые возникли в Виттенберге, вышли в мир, вдохновляя новые поколения людей. Например, Достоевский, исследовав идеи протестантизма (которые, по его мнению, были слишком слабы, чтобы противостоять конфессиям, таким как русское Православие), написал «Дневник писателя» и «Братья Карамазовы». Аналогичным образом Ницше расширил идеи Лютера, провозгласив: «После Гёте и Лютера нужен третий шаг». Он сделал этот третий шаг — он провозгласил смерть Бога: наиболее известная его работа «Так говорил Заратустра». Считалось, что начатое в Виттенберге, повлияло на идеи современного либерализма, капитализма, демократии, индивидуализма, субъективизма, секуляризма.

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) родился в Саксонии, окончил университет, в 1512 г. получил степень магистра богословия. В 1517г. Лютер обнародовал упомянутые ранее 95 тезисов об индульгенциях. К 1519 г. кардинально разошелся во взглядах с католической церковью и сформулировал свою позицию в программных произведениях, которые благодаря развитию книгопечатания получили широкую известность. В 1521 г. он отверг требования отречься от своего учения, за что императором был осужден как еретик, а годом раньше папа отлучил его от церкви. Во время Крестьянской войны (1524-1526 гг.) Лютер не только не поддержал восстание, но и выступил с резким его осуждением, призвав власти к его подавлению. Последние годы жизни тяжело болел и скончался в 1546 г.

Основные произведения: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти», «О рабской воле», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина».

Соотношение духовной и светской власти. В своем основном религиозно-политическом произведении «О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться» (1523) Лютер разработал учение о «двух порядках» - духовном и светском и, соответственно, о двух системах права - божественном и естественном. Сама эта концепция не была новой, она была сформулирована еще в труде А. Аврелия «О граде Божьем». Разграничивая религиозную и светскую сферы, Лютер считал, что религиозная сфера находится вне юрисдикции государства, а светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением народа, и не имеет права навязывать человеку какое-либо мировоззрение.

Государство. М. Лютер считал, что государство есть создание разума, и деятельность христианского государства не может расходиться с интересами христианской церкви. Необходимость государства обусловлена греховной природой человека. Если бы человеческое общество состояло исключительно из истинных христиан, то это означало бы отсутствие необходимости в государстве, законах, наказаниях. Но так как христианский мир далек от этого, то и возникает потребность в государстве. При этом институты государственной власти освящены божественным авторитетом, поэтому подданные не имеют права на сопротивление власти.

Право. Разделяет право на божественное и естественное. Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти на естественное, а не на божественное право (хотя естественное в конечном счете производно от воли божьей). Должностные лица обязаны руководствоваться в своей деятельности нормами естественного права. Этим высказыванием М. Лютер не только освободил светскую власть от церкви, но и мирское (гражданское) право от опеки канонического права. Однако он предупреждал, что мирское право не может учесть всего многообразия общественных коллизий, и поэтому не должно возводиться в абсолют. Светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами.



В 40-е годы XVI в. Женеве зарождается новое протестантское радикальное течение - кальвинизм. Кальвинизм – одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж.Кальвина. Важнейший догматическое положение кальвинизма – доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог изначально еще до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других - к вечным мукам в аду. При этом вера и благочестивая жизнь не являются основанием для спасения, а лишь являются признаком избранности человека. Избранность человека проявляется в успешной мирской, профессиональной деятельности. Отчетливо выражена протестантская этика: культ трудолюбия, предприимчивости, деловая честность, личный аскетизм. Кальвинизм получил распространение во Франции, Швейцарии, Нидерландах, ряде областей Германии, Шотландии, Англии, Венгрии и др.

Жан Кальвин (Жан Ковен) (1509-1564 гг.) родился во Франции в семье секретаря епископа. Учился в колледже в Париже, первоначально готовясь к карьере священнослужителя, позднее, по настоянию отца, получил юридическое образование в университете. В 1531, завершив обучение, получил степень лиценциата права. Под влиянием идей М. Лютера в 1533 отрекся от католичества и создал общину своих последователей. Преследуемый церковью в 1534 г. покинул Францию и переехал в Базель, а затем Женеву. Именно Женева стала местом, где реформаторские взгляды Кальвина нашли практическое применение. С 1541 г. - фактически диктатор Женевы. Хотя Кальвин никогда не обладал светской властью, в городе постепенно установился суровый режим господства реформированной церкви, начинающий теократическую диктатуру. Кальвин также занимал профессорскую кафедру теологии (с 1559) в основанной по его инициативе Академии (ныне Женевский университете). В конце 1562 его здоровье резко ухудшилось, и в 1564 он умер.



Основные произведения: «Наставления в христианской вере», «Церковные установления» и др.

Соотношение государства и церкви. Кальвин развивает идеи Лютера о «двух порядках». Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей. Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.

Форма государства. По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

Реализация идей Ж. Кальвина. Кальвин начал реализацию своих идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу государственного закона. Город был разделен на кварталы. Верующие были объединены в общины, возглавляемые пресвитерами (старейшинами) из мирян и проповедников, получивших соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Они составляли консисторию, управлявшую религиозной жизнью общины. Старейшинам вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. В качестве наказания применялось изгнание из города, казнь. Были упразднены церковные таинства, кроме крещения и причащения, церковные праздники, из храмов удалены украшения и утварь.

Реформация (от лат. reformatio - «преобразование») - религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в., выдвигавшее требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.

Начало Реформации в Германии связано с именем Мартина Лютера (1483-1546), монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета, который в 1517 г. открыто выступил против индульгенций. Его с юношеских лет отличала глубокая религиозность; в 1505 г., получив степень магистра «свободных искусств», он вопреки воле отца, желавшего видеть своего сына юристом, становится монахом августинского монастыря в Эрфурте.

В надежде на спасение души будущий реформатор строго выполнял монашеские предписания (посты и молитвы). Однако уже тогда у него зародились сомнения в правильности этого пути. Став в 1507 г. священником, Лютер по настоянию своего ордена продолжил университетское образование на факультете теологии Эрфуртского университета.

Поездка в 1511 г. в Рим и впечатления от личного знакомства с развращенными нравами высшего католического клира усилили в Лютере стремление к поиску тех основ христианской догматики, которые должны были отвечать внутренней религиозности, а не обрядовой, внешней стороне культа.

С 1512 г., после получения степени доктора богословия, Лютер начал читать лекции в университете г. Виттенберга. Здесь он обратился к углубленному изучению Библии, к тому же он как лектор вынужден был вырабатывать свои трактовки библейского текста. В 1512-1517 гг. постепенно начинает оформляться его теологическая концепция.

18 октября 1517 г. папа римский Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях, как утверждалось, «оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Этот момент и был избран Лютером для того, чтобы в тезисах против индульгенций изложить свое новое понимание места и роли церкви.

31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям университетской церкви в Виттенберге «95 тезисов» («Диспут о прояснении действенности индульгенций»). Он, конечно, не думал о противостоянии с церковью, а стремился к очищению ее от пороков. В частности, он поставил под сомнение особое право пап на отпущение грехов, призывая верующих к внутреннему раскаянию, которому отводилось главная роль в обретении «спасающей помощи Божьего милосердия».

«Тезисы» Лютера, переведенные на немецкий язык, за короткий срок обрели феноменальную популярность. Вскоре для опровержения лютеровских тезисов были выставлены опытные католические теологи: распространитель индульгенций в Германии Тецель, доминиканский монах Сильвестр Маззолини да Приерио и известный богослов Иоганн Экк.

Все они, критикуя Лютера, исходили из догмата о непогрешимости папы. Против Лютера было составлено обвинение в ереси, а 7 августа 1518 г. ему было передано приказание явиться на суд в Рим. Однако, опираясь на поддержку своих сторонников, в том числе и среди представителей власти, Лютер отказался.

Папскому легату в Германии пришлось согласиться с предложением подвергнуть Лютера допросу в Германии. В октябре 1518 г. Лютер прибыл в Аугсбург, где в то время заседал рейхстаг. Здесь Лютер заявил, что не отречется «ни от единой буквы» своего вероучения. Конец периоду переговоров папской курии с Лютером положил диспут, состоявшийся летом 1519 г. в Лейпциге между ним и Экком.

Когда Экк обвинил Лютера в том, что он повторяет ряд положений, близких к учению Гуса, Лютер заявил, что среди положений Гуса имелись «истинно христианские и евангелистские». Это заявление означало не только опровержение «высшей святости» папы, но и авторитета соборов.

Только Священное Писание непогрешимо, заявил Лютер, а не папа и вселенские соборы. Таким образом, результатом лейпцигского диспута был открытый разрыв Лютера с Римом.

В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (1520) Лютер обосновал освобождение от папского засилья тезисом о том, что служение Богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всех христиан, их мирских учреждений и светской власти.

Так была высказана идея «всеобщего священства», которым обладали все христиане. Параллельно с этим Лютер разработал программу борьбы с папством и реформирования церкви. Он призвал немцев прекратить выплаты Риму, сократить число папских представителей в Германии, ограничить вмешательство папы в управление империи.

Важным пунктом в национальном развитии немцев стал призыв к чтению мессы на немецком языке. Далее Лютер потребовал закрытия монастырей нищенствующих орденов и роспуска всех духовных братств, отмены церковных иммунитетов, отлучений, многочисленных праздников, целибата духовных лиц.

К этому же моменту можно говорить уже о сложившейся системе богословских взглядов Лютера. Основное положение, выдвинутое им, гласило, что человек достигает спасения души (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а с помощью личной веры, даруемой человеку непосредственно Богом.

Смысл этого утверждения заключался, прежде всего, в отрицании посреднической роли духовенства между верующими и Богом. Другой тезис Лютера сводился к утверждению приоритета Священного Писания над Священным Преданием - в виде папских декретов и постановлений вселенских соборов.

Это положение Лютера, как и первое, противоречило католической догме о централизованной универсальной церкви, распределяющей по своему усмотрению Божественную благодать, и о непререкаемом авторитете папы как вероучителя.

Однако Лютер не отвергал полностью значения духовенства, без помощи которого человеку трудно достигнуть состояния смирения. Священник в новой церкви Лютера должен был наставлять людей в религиозной жизни, в смирении перед Богом, но не мог давать отпущение грехов (это дело Бога).

Лютером отрицалась та сторона католического культа, которая не находила подтверждения и оправдания в букве Священного Писания, поэтому другое название лютеранской церкви - евангелическая церковь. Среди церковной атрибутики, отвергнутой Лютером, оказались поклонение святым, почитание икон, коленопреклонение, алтарь, иконы, скульптуры, учение о чистилище. Из семи таинств было сохранено в конечном итоге только два: крещение и причастие.

Страницы: 1 2

Политические идеи М.Лютера

Идейным вдохновителем и крупнейшим идеологом Реформации стал немецкий теолог, бывший монах августинского ордена Мартин Лютер (1483 – 1546). Сын саксонского горного мастера, рано переживший разочарование в жизни (из - за осознания непреодолимой греховности человека) и ушедший после этого в доминиканский монастырь. Впоследствии курфюрст саксонский Фридрих Мудрый пригласил его на должность профессора созданного им в г. Виттенберге университета. Его заслуга состоит в формулировке религиозных и политических лозунгов, которые сплотили сторонников Реформации на первом ее этапе. Собственно Реформация началась с того, что Лютер (в ответ на решение папы Римского продать в Германии очередную партию индульгенций для строительства собора св. Петра в Риме) прикрепил к воду к одной из церквей города Виттенберга свои знаменитые «95 тезисов» (в которой он осудил несовместимые с духом христианства папские индульгенции, и прежде всего – порядки и нравы римской курии), и той реакции, которую они вызвали. При этом политические позиции самого Лютера менялись – так, первоначально он обращался к недовольному существующими порядками рыцарству с призывом созвать собор, лишить папу светской власти и провести реформу церкви, защищал земледельцев против купцов («Всякий, кто владеет сотней гульденов, может ежегодно сожрать одного мужика, сидя за печкой и угощаясь пирогом»). Однако, получив поддержку от светских князей, в ситуации разгоревшейся Великой крестьянской войны Лютер в своих посланиях призывает убивать восставших как бешеных собак. Лютеровская программа реформы церкви получила закрепление в т.н. Аугсбургском вероисповедании (1555), ставшем своеобразным компромиссом между сторонниками и противниками Реформации. Собственно политическое сочинение у Лютера одно – «О светской власти» , но политические идеи широко присутствуют практически во всех его трудах («Разговор об отпущениях и милости», «К дворянству германской нации» , и др.) и многочисленных посланиях.

Основные моменты религиозно - политического учения Мартина Лютера:

1) Спасение человека от вечных мук достигается только верой - т.е. каждый верующий оправдывается лично перед Богом и не нуждается для этого в услугах католической церкви (т.н. идея «всеобщего священства»: «благодаря крещению все посвящены в священники»);

2) Люди обязаны рабски повиноваться и служить только Богу, и никто из людей не имеет превосходства над себе подобными (т.е. священники ничем не лучше мирян, а деление на сословия бессмысленно) – в такой своеобразной форме Лютер высказал идею о правовом равенстве людей;

3) Человек может искупить свой грех и отдать свой долг Богу не служа и вверяя себя церкви, а оставаясь мирянином и хорошо выполняя свою работу (немецкое «Беруф» – одновременно профессия и призвание);

4) Светские власти и используемое ими насилие необходимы, поскольку человек в силу своей испорченности грехом не может сам вести христианский образ жизни и соблюдать законы: т.о, задача церкви – снискать людям спасение, задача светской власти – поддерживать общий правопорядок;

5) Государство одновременно опирается на естественное и божественное право: естественное право (т.е. обычные законы) позволят государству управлять поведением и имуществом людей, а божественное (т.е. воля и установления Бога) требуют предоставить каждому человеку свободу в делах веры (ибо «Нелепо и невозможно принудить верить так, а не иначе» - тем самым утверждается принцип «свободы совести»);

6) В сфере естественного права светской власти следует руководствоваться принципами эффективности и целесообразности (raison d/Etat), опираясь на разумное насилие – действовать «мечом и спомощью принудительных законов» (т.е. Лютер выделяет политику в отдельную сферу жизни и оправдывает государственное насилие);

7) Государи должны владеть законодательством не хуже, чем мечом, и одновременно помнить, что законы не всесильны;

8) Власть монарха или князя – не привилегия, а наложенная Богом обязанность служить интересам своих подданных (т.е. монарх выступает как глава национальной церкви);

9) Социальное неравенство неизбежно из - за греховности людей, а обязанность подданых состоит в безропотном служении своему государю.

Таким образом, применительно к своей собственной эпохи М.Лютер отказывается от какого – либо радикального переустройства германской государственности, его идеал – свободная от церковных ограничений светская княжеская власть (т.н. княжеский абсолютизм, установленный Аугсбургским миром на основе принципа «чья земля – того и вера» , де – юре упразднивший «Священную Римскую империю» и на долгое время закрепивший раздробленность Германии). При этом на перспективу его доктрина Новизна его учения состоит в пропаганде принципов автономии (самостоятельности) светской власти, свободы совести и правого равенства граждан (плюс культ государственности). Это умеренно – буржуазная по своему духу идеология, те идеи, которые будут далее развиты и воплощены в ходе развития капитализма и буржуазных революций.

Loading...Loading...