Медитация подсознание. Подсознание и уровни работы мозга

Понятие научная картина мира используется в разных интерпретациях. Это особая форма знания, основанная на научных данных, соответствующих определенному историческому периоду.

Понятие научная картина мира часто используется в значении образа и модели мира при характеристике мировоззренческих позиций кого-либо. Но чаще термин «научная картина мира» обозначает ту систему знаний, которая приобретается в результате теоретических основ, заложенных в естественных науках, которых является природа и общество в единой связи и через фундаментальные понятия.

Научная картина мира рассматривается в трех разновидностях:

  1. Общее научное представление о Вселенной и обществе на основе всех знаний, заключенных в разных дисциплинах.
  2. Естественная картина мира в научном ракурсе преставлений, сложившихся об обществе и природе и обобщающих научные сведения, сложившиеся вследствие развития естественных и социально-гуманитарных дисциплин.
  3. Дисциплинарное видение мира, выражающееся в термине «онтология» и понимаемое в свете определенной науки, например, физическая или химическая картина мира.

Научная картина мира кардинально отличается от ненаучных тем, что она основывается на теории научно обоснованной, доказанной и потому не вызывающей сомнений. Но это не означает, что научная картина мира тождественна Первая отражает объект в целом, в отрыве от процесса получения знаний, а теория одновременно несет в своем содержании и логически обоснованные доказательства.

Научная картина мира выполняет три, тесно взаимосвязанные между собой, функции, выполняемые в процессе исследования. Первая из них заключается в систематизации имеющихся научных знаний, образуя сложное, но понятное и единое целое. Вторая функция состоит в определении стратегии будущих научных познаний, когда НКМ выступает как исследовательская программа. И третья задача, которую она призвана выполнять, заключается в обеспечении объективности научных знаний и включении их в копилку культурного наследия человечества.

Философская и научная картина мира тесно связаны между собой. Они обе представляют человеком окружающей действительности. Однако философская картина имеет и свою специфику. Она рассматривает, в первую очередь, с точки зрения основания бытия. И во вторую очередь, философию интересует картина мира со стороны устройства общей структуры и состояния, в котором он находится. В зависимости от этого и формировались два основных понятия в философии, известны как Если материализм признает основанием бытия материю, то идеализм на первый план выдвигает

При всей несхожести между собой философская и научная картина мира сходятся в том, что и ученый, и философ, анализируя любую ситуацию, должны сделать выбор в сторону материалистической или идеалистической позиции. То есть, философское обоснование своей позиции при рассмотрении вопросов вселенского значения становится обязательным. Исключить субъективные моменты полностью, к сожалению, невозможно.

Стремится приблизить знания к реальному состоянию действительности и признает актуальность проблемы получения объективных знаний только на основании многократной практической проверки. Ученые понимают невозможность создания картины мира полностью и уделяют большое внимание при исследованиях явлений действительности характеристике общих черт, сочетая объективное и субъективное. Даже такие фундаментальные открытия об основах мироздания, как и электронов, будет дорабатываться еще многими поколениями любознательных умов.

совокупность мировоззренческих знаний о мире; «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (немецкий философ Ясперс). Различают чувственно-пространственную, духовно-культурную и метафизическую картины мира, а также физическую, биологическую, философскую картины мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАРТИНА МИРА

целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в об-ве в рамках исходных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, К. м. обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически попытки последовательного построения К. м. в осн. были связаны с натурфилософией. В совр. науке осмысление К. м. происходит по линии рефлексии над наукой и в русле культурологического, лингвистического н семиотического анализа коллективного сознания, прежде всего на материале изучения фольклора и мифов. Чаще всего под К. м. имеют в виду научную К. м., под к-рой понимается система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний. Научная К. м. - связующее звено-между мировоззрением и фундаментальными специальными формами теоретического освоения действительности. Она выделяет осн. исследуемые объекты, типологизирует и характеризует общие их соотношения. Характер К. м. в значительной мере обусловлен представлениями лидирующей фундаментальной области науки, хотя она, в свою очередь, служит важным элементом интерпретации отдельных теорий и. концепции. Принято выделять 3 разноуровневых типа научной К. м.: 1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); 2) естественнонаучная (предстающая как комплекс общих воззрений на природу) и социально-историческая картина действительности (система общих взглядов на об-во); 3) частнонаучные К. м. (являющиеся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности - биологической, геологической и т. п.). В настоящее время наиболее разработанной является физическая картина мира. Прогресс в науке сопровождается расширением и углублением границ познания, изменением содержания решаемых задач. Новые факты постепенно начинают приходить в противоречие с принятыми воззрениями и заставляют переосмысливать их. Вызревают радикальные смены одних образов мира другими как в отдельных областях познавательной деятельности, так и на уровне научной К. м. в целом. Важная тенденция в развитии К. м. связана с преодолением исходного антропоцентризма в видении мира за счет качественных преобразований взглядов на мир в трудах Коперника (преодоление геоцентризма), Дарвина (наведение мостов между живой и неживой природой). Совр. научная К. м. определяется синтезом разнообразных областей знания, прежде всего за счет выработки общенаучных эволюционистских концепций, распространяемых и на неживую природу. Эта тенденция уже привела к формированию идей синергетики и глобального эволюционизма. Ныне происходит переход к научной К. м„ отражающей существенную нелинейность мира, расширение представлений о взаимоотношении энергетических и информационных воздействий. Важную роль в формировании совр. К. м. в социально-историческом плане играет новое политическое мышление, представление о взаимосвязи и взаимозависимости, известной целостности мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Упрощенно, можно представить следующую схему формирования общей картины мира (рис.1).

Рисунок 1 - Схема взаимовлияния картин мира

Каждая из картин мира дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы и способны составлять целое.

В структуру картины мира можно выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) - представлен знаниями, понятиями и категориями, законами и принципами, и чувственно-образный (обыденно-практический) - совокупностью обыденных знаний, наглядными представлениями о мире, опытом. Их принципиальные различия определяются двумя позициями (табл.1): Андрейченко Г.В. Философия / Г.В.Андрейченко, В.Д.Грачева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С.103-104.

1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;

2) основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

Таблица 1 - Картины мира

Виды картины мира

Проблемы картины мира

Идеи картины мира

Религиозная картина мира

Соотношение Бога и человека

Божественное творение мира и человека

Философская картина мира

Соотношение мира и человека

Различные идеи:

Материализм

Идеализм

дуализм, плюрализм

диалектика, синергетика

метафизика, эклектика, редукцио-низм, радикализм, механицизм и др.

Научная картина мира

Синтез и обобщение разно-родных, противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам

Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Философская картина мира - это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

Главная тема философии -- соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятель-ностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия:

1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемая в рамках онтологии, философская картина мира определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. От того, какой в конкретный момент времени представляется общенаучная картина мира, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей философской картины мира определяют перспективные направления развития научного знания. Например, в начале XX века признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четырем измерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной - планеты, звезды, жизнь - возникают, проходят стадии своего развития и погибают, а затем возникают в другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о «начале», о времени, «когда еще не было времени», о мирах, не принадлежащих нашей Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А.Фридманом теории «извергающейся из точки Вселенной» Там же. - С.105. и подтверждения Э.Хабблом прямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смысле пространства-времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Еще пример. Двадцать лет назад одной из актуальнейших проблем была идея элементарности. Все попытки выделить «наиболее элементарные» частицы оканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружении своеобразного «дна» мира, а, следовательно, о возможности создания «исчерпывающе полной» теории физических явлений. Но открытие «суперэлементарных частиц» - глюонов и кварков вновь отодвинуло возможный «конец физики» как фундаментальной науки.

На смену идее «элементарности» пришли новые проблемы - неожиданно тесной связи микромира и мегамира, общих характеристик и тенденций во взаимодействиях элементарных частиц и глобальных свойств Вселенной. Каждая ступень развивающейся философской картины мира выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается философская картины мира.

Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений «мир -- человек» или «человек -- мир». В этом различии присутствуют две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.

Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен. Субъективизм в противоположность объективизму мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я -- сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в мире -- от нас и что -- от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.

Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира -- библейская . В первой книге Библии «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Так схематично изображается сотворение мира. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней.

Общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях - заблуждениях и религиозной вере. Центром любой религиозной картины мира является образ Боги или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю - дать знамение человеку. Если в мифе отсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оно чрезвычайно важно.

В религиозной картине мира обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:

абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца;

сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.

В различных религиозных конфессиях религиозные картины мира различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Центральный пункт любой религиозной картины мира -- образ Бога или богов, представление о том, что же является высшая истинная реальность. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного -- вот что является смыслом религиозных размышлений. Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки -- изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира , дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Основные элементы научной картины мира: научные знания о природе, научные знания об обществе, научные знания о человеке и его мышления. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза архаической (прежде всего, религиозной) картине мира. Методологически она основана на картезианском противопоставлении субъекта и объекта. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля).

Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить. Наиболее интенсивно научная картина мира начинает складываться в 16-17 веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.

В научной картине мира следует различать общенаучную и частнонаучные картины мира. В общенаучной картине мира обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди частнонаучных картин мира называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира. Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно. Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.

На протяжении всей истории религиозная, научная и философская картины мира находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой. О.Конт впервые пытался сравнить все три картины, создав учение о стадиях развития человечества. Он выделил три стадии духа, через которые должно пройти каждое общество: теологическую, метафизическую, научную.

Огромное практическое значение науки в 20 века сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука -- развивающаяся и подвижная система знания.

Во второй половине 20 века стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином универсуме человеческого знания. Этому должен способствовать методологический и мировоззренческий плюрализм, основанный на принципах лингвистической дополнительности и лингвистической относительности.

Вместо картины мира философы двадцатого века ввели понятие жизненного мира, который противостоит «мирам» объективных наук и порождающим их научным интересам. На данный момент одновременно сосуществует множество различных картин мира. Кроме того, возникают понятийные проблемы - большое количество информации в образах, мы приписываем им определенный смысл, иногда различный. Вероятно, в ближайшем будущем могут появиться новые картины мира.

Её следует определить как:

  • систему образов (и связей между ними) - наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
  • порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира :

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира - сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента - мировоззрение , мировосприятие и мироощущение . Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи , этноса или субкультуры образом .

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Особенности различных картин мира

Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:

  • масштабность;
  • чёткость;
  • эмоциональная окрашенность;
  • свет и мрак;
  • присутствие прошлого, настоящего и будущего;
  • аналитизм и синтетизм;
  • выделенность субъекта из внешней среды;
  • активность-пассивность;
  • знаковость (символичность);
  • рефлексивность;
  • насыщенность межчеловеческими отношениями;
  • конформность;
  • детерминированность мироустройства;
  • степень общей развитости;
  • особенности развития репрезентативной системы.

Субкультурная картина мира

Мир не хорош и не плох, - утверждали ещё мудрецы древности, - он таков, каким мы его воспринимаем. Что же определяет восприятие мира, а следовательно, и отношение к нему, человеком?

Издавна известно, что даже самые добросовестные свидетели, наблюдавшие один и тот же эпизод, часто дают о нём противоречивые показания. Происходит это потому, что у свидетелей могут более или менее существенно отличаться картины мира. Скажем, у одних в ней преобладают светлые, у других - мрачные тона, у одних в её центре прошлое, у других - будущее, у одних она насыщена человеческими отношениями, у других основное место отведено природе; одни картины мира сложны и красочны, другие просты и бесцветны и т. д. И, проецируя эпизод в сложившуюся у него картину мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации. Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание любых воспринимаемых объектов и образов. Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не в соответствии с некими «объективными фактами», но исходя из своих всегда субъективных представлений о них. А эти последние определяются многими обстоятельствами. Исследованиями установлено, что, например, «представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа» . Главная причина этого - наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, пожалуй, у каждого человека своей индивидуальной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведёт себя так или иначе .

Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности - от нации или этноса до социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Другими словами, любое достаточно крупное человеческое сообщество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира - это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но точно так же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у католика и православного, у мусульманина и буддиста. Подобные различия хорошо иллюстрирует искусство. Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне . А природа у современных пейзажистов разительно отличается от её изображения XIII-XIV веков. Не случайно также говорят, к примеру, о Петербурге Гоголя и Достоевского или о булгаковской Москве.

Литература

  • К.Айдукевич Картина мира и понятийный аппарат (Das Weltbild und die Begriffsapparatur // Erkenntnis. 1934. Bd. 4. S. 259–287.)
  • Яковлева Е. С.. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. М.: Гнозис, 1994.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Картина мира" в других словарях:

    В отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно пространственную картину мира, духовно культурную, метафизическую.… … Философская энциклопедия

    КАРТИНА МИРА - КАРТИНА МИРА. 1. Совокупность знаний и мнений субъекта относительно реальной или мыслимой действительности. 2. Отраженные в языковых формах и категориях, текстах концепты, мнения, суждения, представления народа, говорящего на данном языке, о… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы от нации или этноса до какой либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому… … Энциклопедия культурологии

    Картина мира - сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира – это целостная система знаний и представлений о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. Эта… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    КАРТИНА МИРА - – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Термин «картина мира» появился благодаря немецкому физику Г. Герцу, когда… … Философия науки и техники: тематический словарь

КАРТИНЫ МИРА

Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали такихочевидных вещей.

1.1. Разные способы видеть мир, мировоззрение.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей егоот животного, является то, что он в своих действиях опирается наразум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степеньэффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того,насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какоймере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой имприходится действовать и применять свои знания.

С давних пор в человеческой жизни большое значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственноепрактическое значение, но и те, которые относились к общимпредставлениям о природе, обществе и самом человеке. Именнопоследние как бы скрепляют в единое целое духовный мир людей.На их основе возникали, формировались и развивались традицииво всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этомиграет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир,т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, инайти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних временлюдей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народови всего человечества, о счастье и справедливости в человеческойжизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желанияпонять природу и общественные явления человечество не создалобы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира , изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия".В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человеквоспринимает как данность, как объективность, существующуюнезависимо от наших личных мнений. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной , взглянув на которую, можно понять и увидетьсвязи действительности и свое место в ней. Она подразумеваетпонимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается . Поэтомупонятие "картина мира" занимает особое место в структуре естествознания.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают какв рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельностичеловеческих сообществ. Различают несколько картин мира.

Обыденная картина мира , возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность - этомир, где он является главной фигурой.

Научная картина мира , или научный взгляд, создаваемыйучеными-специалистами. Научная картина мира строится вокругобъектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия . Наука хочет видеть мир "таким, каким онесть".

Религиозные представления о мироздании , сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного.

Эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученныепутем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, отучителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовныхпрактик, закрытых от непосвященных).

Философский подход к человеку и космосу . Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношениямир - человек.

Каждая из этих картин дает свою версию того, каков мир насамом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти этикартины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы испособны составлять целое.

Мы будем рассматривать только научный взгляд на мир,который возник в рамках естественных наук и называетсяестественнонаучной картиной мира . Существенный вклад вэту картину дает физика. С каждым естественнонаучным открытием система научных представлений о мире становится всеполнее. С развитием науки на смену одной картине мира приходит другая. Это называют научной революцией , понимая под нейкоренную ломку прежних представлений о мире. Каждая картина мира сохраняет от своих предшественниц лучшее, важнейшее,отвечающее объективному устройству Вселенной. Новая картинасложнее старой. С философской точки зрения мир есть действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Однако мир как целое не дан нам непосредственно, поскольку мы занимаем конкретную позицию; мы частичны иограничены небольшим сегментом реальности.

Научная картина мира - это наши теоретические представления о мире . Она не только итог развития знания, но и самое общее теоретическое знание - система важнейших понятий, принципов, законов, гипотез и теорий, лежащих в основе описанияокружающего нас мира. Картина мира не только обобщает все ранее полученные знания о природе, но и вводит в естествознаниеновые философские принципы и гипотезы, которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания. Термин"картина мира" указывает, что речь идет не о части или фрагментезнания, а о целостной системе. Поэтому она позволяет нам видетьмир, не полагаясь на опыт и не зная многих его деталей, а такжекачественно объяснять и не охваченные теориями явления.

Когда мы говорим "картина мира", то предполагаем, что естьмир и есть еще его картина, точно так же, как считается, что естьсобытия и есть еще восприятие событий. Это означает, что мы"видим" мир не потому, что существует картина мира, а наоборот,картина мира возникает потому, что существует мир, сущность которого мы воспринимаем теоретически. Она указывает на отнесенность наших знаний к объекту - миру в целом - и свидетельствуетоб относительности человеческого знания. Картина мира является необходимым элементом современного естественнонаучногомышления.

С понятием "картина мира" сопряжено понятие "мировоззрение" , которое, в отличие от картины мира, подчеркивает субъективный ракурс рассмотрения и отражает общий взгляд на месточеловека в реальной действительности. В узком смысле слова "мировоззрение" - это мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на основе восприятия моими органамичувств. В широком смысле - это мои накопленные суждения обовсем, что воспринимают мои органы чувств и чем заняты моимысли, основные цели и ценности. Мировоззрение указывает нена мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Это своеобразная"рамка", через которую мы смотрим на мир и которая определяетполе нашего зрения и тем самым характер и направление нашейдеятельности. Мировоззрение - комплекс представлений человека о мироздании, природе, обществе, о себе, выраженное в понятиях, образах, ощущениях, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему . Оно реализуется в системеценностей и идеалов личности, социальной группы, общества .Это понятие содержит в себе позицию субъекта, его отношениек действительности, цели, идеалы и ценности. В реальной жизниобъективное и субъективное тесно связаны, поэтому картина мира органически переходит в мировоззренческие представления и,как говорят, сопряжена с ними.

В основе мировоззрения лежит мировосприятие , которое представляет собой совокупность определенных знаний, имеющихважное значение для целостного восприятия как объективного,так и субъективного мира, как материальной действительности,так и ее образа, который возникает в нашем индивидуальном иобщественном сознании. В него входит система ценностей, управляющих поведением человека, и ее обоснование.

В мировоззрение входит также и миропонимание , выраженноев образах реальности, которые формируются в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Миропонимание придает наглядность нашим мировоззренческим установкам, которыемы вырабатываем.

Мировоззрение всегда исторично . Оно тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью техпроблем, которыми непосредственно живет общество, и т.п. Каждой эпохе свойственно свое мировоззрение. На современном этапе развития выработка правильного мировоззрения имеет первостепенную важность для человечества .

Формирование мировоззрения - очень сложный процесс, происходящий под действием множества факторов (но не по приказу!).Это и семья, и обычаи, и общение с людьми, и чтение книг, исоприкосновение с искусством и природой, и реальная повседневность и т.п. Среди многих факторов формирования мировоззрениявыделяют три основных источника. Прежде всего - это традиции и мифы , которые создавались в течение тысячелетий, когдалюди жили в условиях, которые им диктовала природа. Сейчастрадиции играют заметную роль лишь в процессе семейного воспитания, но их игнорировать нельзя. Второй источник - религия ,или идея Бога, которая возникла на более позднем этапе развитиячеловечества. Во многих странах даже в наше время она являетсяне только системой верования, но и образом жизни, например, шариат в некоторых мусульманских странах. Любая религия - этофеномен истории. Она возникает в определенных условиях, поддействием различных причин и определяется особенностями цивилизации. Считается, что потребность в вере в нечто Высшее,недоступное человеческому сознанию, видимо, вечна. Эти два источника мировоззрения относятся к сфере гуманитарных знанийи связаны с духовным, эмоциональным миром человека, с его алогичным восприятием действительности.

Третий источник мировоззрения современного человека - этоидея природы , которую дает наука, прежде всего, естествознание. Считается, что общение с природой играет особую роль в формировании миропредставления, и поэтому мировоззрение должновключать знания об окружающем мире, в котором мы живем, знания, связанные со способностью предвидеть последствия принятых нами решений. Научное мировоззрение есть определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного изыскания . Новая информация неизбежно изменяет наше видениеположения человека в мире, она будет изменять традиции, цивилизационные установки и даже само представление об истине. В настоящее время человечество уже стоит перед необходимостью пересмотра самых глубинных основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, своих взаимоотношений с окружающим миром .

1.2. Механическая и электромагнитная картины мира

Физическая картина мира создается благодаря фундаментальным экспериментальным исследованиям, на которых основываются теории, объясняющие факты и углубляющие наше понимание природы. XX в. стал веком коренной смены парадигм научного мышления и радикального изменения естественнонаучной картины мира .

Вплоть до нашего столетия в науке господствовала возникшаяв Новое время ньютоновско-картезианская парадигма - система мышления, основанная на идеях Ньютона и Декарта . Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности : материя и ум (сознание) являются различными, независимыми, параллельными субстанциями или мирами . Другими словами, мир существует независимо от воли людей. Поэтому материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией, его субъективностью. Таким образом, идея строго объективнойнауки вытекает из декартовских онтологических построений (онтология - теория бытия).

Данное разделение позволило ученым рассматривать материюкак нечто неживое и полностью отдельное от них самих, а материальный мир - как огромный и сложный агрегат, состоящий измножества различных частей. Эти идеи оказали огромное влияниена развитие общества и в наше время еще полностью не изжиты.Это проявляется в том, что такое разделение отражает наш взглядна "внешний" мир, который мы воспринимаем как множество отдельных вещей и событий. К природной среде относятся так, какесли бы она состояла из независимых частей, используемых группами людей с различными интересами. Это разделение распространяется и на общество, которое мы делим на нации, расы, религиозные и политические группировки. По-видимому, это однаиз основных причин ряда социальных, экологических и культурных кризисов современности. Такое разделение настраивает наспротив природы и других людей, порождает несправедливое разделение природных богатств, повинно в возникновении экономических и политических беспорядков, ведет к непрерывному ростунасилия, загрязнению окружающей среды и т.д.

Картезианское разделение и механистическое мировоззрение всвое время оказали благотворное влияние на развитие классической механики, но они во многом отрицательно воздействовалина нашу цивилизацию. Современная наука пытается преодолетьограниченность этого разделения и возвращается к идее единства , которая высказывалась еще древними философами Грециии Востока. Ее суть состоит в том, что все чувственно воспринимаемые предметы и явления есть различные взаимосвязанные аспекты единой реальности , поэтому изучать явления природынеобходимо в их совокупности и взаимодействии. Только при этомусловии мы можем представить картину мировых процессов, верноотражающую реальное положение вещей.

Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельныевещи - это всего лишь иллюзия , которая порождена нашим оценивающим и анализирующим сознанием. Ряд фактов говорит о том,что современную цивилизацию ожидают качественные перемены.Существует множество примеров - предупреждений, что возможности порядка, существующего тысячелетия, уже исчерпаны. Внастоящее время людям нужны новые знания и новое мировоззрение. Этому способствует современная естественнонаучная картина мира .

В своем развитии физика прошла длинный путь: от первыхшагов, которые начинались в лоне древнегреческой философиидве с половиной тысячи лет назад, до современных представленийо мире. Однако основные открытия были сделаны в последние300 лет. Мы остановимся лишь на трех наиболее крупных этапахразвития: XVII - середина XIX вв., середина XIX в. - 1930 г. ипериод с 1885 по 1905 гг. Именно в это время были сформулированы представления об окружающем мире, которые теперь называют механической (механистической) и электромагнитной картинами мира . Коротко рассмотрим период, когда произошлакоренная ломка представлений о мире, который, по определениюВ. Ленина, называют "новейшей революцией в естествознании" ,для того, чтобы показать, что в развитии науки неизбежны сменыконцепций или парадигмы развития.

Становление механической картины мира связывают с именами Г. Галилея, И. Кеплера, и особенно И.Ньютона. Формированиемеханической картины мира потребовало нескольких столетий;практически оно завершилось лишь в середине XIX в. Механическая картина мира возникла на основе классической механики,обобщении законов движения свободно падающих тел и движенияпланет, а также создания методов количественного анализа механического движения в целом. Эту картину следует рассматриватькак важную ступень в познании человеком окружающего мира.

Рассмотрим основные ее черты. Основу механической картинымира составляет идея атомизма , т.е. все тела (твердые, жидкие,газообразные) состоят из атомов и молекул, находящихся в непрекращающемся тепловом движении. Взаимодействие тел происходит как при их непосредственном контакте (трение, силы упругости), так и на расстоянии (силы тяготения). Все пространствозаполняет всепроникающий эфир - среда, в которой распространяется свет. Атомы рассматриваются как некие цельные, неделимые"кирпичики"; сцепляясь друг с другом, они образуют молекулы ив конечном счете все тела. Природа этого сцепления не исследовалась, не было понимания сущности эфира.

Эта картина мира основана на четырех принципиальных моментах.

1. Мир в этой картине построен на едином фундаменте - назаконах механики Ньютона . Все наблюдаемые превращения вприроде, а также тепловые явления сводились на уровне микроявлений к механике атомов и молекул - их перемещениям, столкновениям, сцеплениям, разъединениям. Открытие закона сохранения и превращения энергии, казалось, окончательно доказываломеханическое единство мира - все виды энергии можно свести кэнергии механического движения.

С такой точки зрения мир выглядел стройной гигантской машиной, построенной по законам механики и по тем же законамфункционирующей. В это время развернулись исследования электрических и магнитных явлений, которые сначала не подрывали, алишь только усложняли и дополняли механическую картину мира. Например, под этим углом зрения рассматривалось внешнеесходство закона Кулона с законом всемирного тяготения.

2. Механическая картина мира исходила из представлений, чтомикромир аналогичен макромиру .

Механика макромира была хорошо изучена; считалось, что точно такая же механика описывает движение атомов и молекул. Какдвижутся и сталкиваются обычные тела, точно так же движутсяи сталкиваются атомы. Также считалось, что и неживая, и живая материя "сконструированы" из одних и тех же "механическихдеталей", различающихся только размерами. Как человек конструирует разные механизмы из относительно крупных деталей, так иБог конструирует живые объекты, используя более мелкие детали. Но в основе мира одни и те же "механические детали". Такимобразом, механическое мировоззрение видело в малом то же, что и в большом, но лишь в меньших размерах . Это порождало представление о мире, похожем на вставленных одна в другуюматрешек.

3. В механической картине мира отсутствует развитие , т.е.мир считался в целом таким, каким он был всегда. Ф. Энгельсотмечал, что для данной психологии было характерно мировоззрение, центром которого являлось представление об абсолютнойнеизменности природы. Ведь все наблюдаемые процессы и превращения сводились только к механическим перемещениям и столкновениям атомов. Поэтому в биологии данного периода господствовала концепция преформизма , согласно которой в яйцеклетке любого живого существа уже содержится в миниатюре будущий взрослый организм; в зародышах заключены свои зародыши ит.д. (матрешечная теория). Таким образом, механическая картинафактически отвергала качественные изменения, сводя их к чистоколичественным. И в этом виделся залог незыблемости природы.

4. В механической картине мира все причинно-следственные связи - однозначные , здесь господствует лапласовский детерминизм, согласно которому, если известны начальные данные системы, то можно точно предсказать ее будущее. В результатемир функционирует с точностью отлаженного часового механизма:огромный космический механизм подчинен законам классическоймеханики, которые и управляют движением всей Вселенной. Хотя в середине XIX в. Д. Максвелл, а затем Л. Больцман, ввели вфизику вероятность , но ученые это не считали принципиальным,полагая, что использование вероятностей связано лишь с нашимнезнанием всех деталей сложного механизма природы.

Данная парадигма господствовала в естествознании до середины второй половины XIX в. По своей сути эта картина мира является метафизической , поскольку в ней отсутствуют внутренние противоречия и качественное развитие, все происходящее в мире жестко предопределено, а все разнообразие мира сведено к механике . В механической картине мира понимание сводится кпостроению механической модели: если я могу представить такуюмодель - я понимаю, если не могу - значит, не понимаю его.

Рационально-механический образ этого мира демонстрируетнам мир как единый и единственный: мир твердой материи, который подчинен жестким однозначным законам. Сам по себе онлишен духа и свободы. Жизнь и разум в механической картинемира не обладают никакой качественной спецификой. Такая действительность не несет в себе никакой необходимости появлениячеловека и сознания. Человек в этом мире - ошибка, курьезный случай, побочный продукт звездной эволюции. Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется егосудьбой, его целями и ценностями, которые выглядят смешнымив грандиозной машине Вселенной, похожий на огромный полностью детерминированный часовой механизм, в котором действуетнепрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий.

Электромагнитная картина мира начала формироваться вовторой половине XIX в. на основе исследований в области электромагнетизма. Основную роль здесь сыграли исследованияМ. Фарадея и Д. Максвелла, которые ввели понятие физического поля . В процессе формирования этого понятия на сменумеханической модели эфира пришла электромагнитная модель: электрическое, магнитное и электромагнитные поля трактовалисьпервоначально как разные "состояния" эфира. Впоследствии необходимость в эфире отпала. Пришло понимание того, что электромагнитное поле само есть определенный вид материи и для егораспространения не требуется какая-то особая среда-эфир.

Электромагнитная картина мира продолжала формироваться втечение трех десятилетий XX в. Она использовала не только учение о магнетизме и достижения атомистики, но также и некоторые идеи современной физики (теории относительности и квантовой механики). После того как объектом изучения физики нарядус веществом стали разнообразные поля, картина мира приобрелаболее сложный характер, но все равно это была картина классической физики.

Основные ее черты следующие. Согласно этой картине материясуществует в двух видах - веществе и поле , между которымиимеется непроходимая грань: вещество не превращается в поле инаоборот. Известны два вида поля - электромагнитное и гравитационное , соответственно - два вида фундаментальных взаимодействий. Поля, в отличие от вещества, непрерывно распределяются в пространстве. Электромагнитное взаимодействие объясняет не только электрические и магнитные явления, но и другие -оптические, химические, тепловые. Теперь все стремятся свестик электромагнетизму. Вне сферы господства электромагнетизмаостается лишь тяготение.

В качестве элементарных "кирпичиков", из которых состоит всяматерия, рассматриваются три частицы - электрон, протон и фотон . Фотоны - кванты электромагнитного поля. Корпускулярно-волновой дуализм "примиряет" волновую природу поля с корпускулярной, т.е. при рассмотрении электромагнитного поля используются, наряду с волновыми, и корпускулярные (фотонные) представления. Элементарные "кирпичики" вещества - электроны ипротоны. Вещество состоит из молекул, молекулы из атомов, атомимеет массивное ядро и электронную оболочку. Ядро состоит изпротонов. Силы, действующие в веществе, сводились к электромагнитным. Эти силы отвечают за межмолекулярные связи и связимежду атомами в молекуле; они удерживают электроны атомнойоболочки вблизи ядра; они же обеспечивают прочность атомногоядра (что оказалось неверным). Электрон и протон - стабильныечастицы, поэтому атомы и их ядра тоже стабильны. Картина, напервый взгляд, выглядела безупречно. Но в эти рамки не вписывались такие, как считалось тогда, "мелочи", например, радиоактивность и др. Скоро выяснилось, что эти "мелочи" являютсяпринципиальными. Именно они и привели к "краху" электромагнитной картины мира.

Электромагнитная картина мира представляла огромный шагвперед в познании мира. Многие ее детали сохранились и в современной естественнонаучной картине: понятие физического поля,электромагнитная природа сил, отвечающих за различные явления в веществе (но не в самих атомах), ядерная модель атома, дуализм (двойственность) корпускулярных и волновых свойств материи и др. Но и в этой картине мира также господствуют однозначные причинно-следственные связи, все таким же образомжестко предопределено. Вероятностные физические закономерности не признаются фундаментальными и поэтому не включаютсяи в нее. Эти вероятности относили к коллективам молекул, а самимолекулы все равно следовали однозначным ньютоновским законам. Не менялись представления о месте и роли человека во Вселенной. Таким образом, и для электромагнитной картины миратакже характерна метафизичность мышления , где все четко разграничено, внутренние противоречия отсутствуют.

Loading...Loading...