О паломничестве. «Православный паломник

Прим. ред., – Паломничество – это путешествие к святым местам. Паломничество в православном христианстве часто называют “православным туризмом”, что не совсем верно, потому что паломничество не очень похоже на туристический поход. Паломники отправляются в путь ради молитвы, общения с Богом и возможности увидеть православные святыни. К такому путешествию надо духовно подготовиться. Часто паломники преодолевают трудности, держат пост, специально берут определенные обеты. Многие едут в паломничество, чтобы потрудиться в монастыре или ради миссионерской деятельности, по пути рассказывая о Христе. Паломничество – древняя традиция. При многих храмах и монастырях существуют специальные паломнические службы. Уже сформировались паломнические традиции, а первые паломничества совершались в апостольские времена.

Кошмар обыкновенный

Из личного. 2003 год. Десятилетие гибели иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Вся Москва снимается с места и едет в Оптину Пустынь. Пришлого народу в монастыре столько, что некоторые ставят палатки прямо на площади перед воротами.

Решение ехать принимается спонтанно, когда в руки попадает листок с расписанием поездок паломнической службы с благообразным названием. Звонок:

– Да, конечно, места есть.

И мы едем.

По-хорошему, насторожиться надо было сразу, как только выяснилось, что автобус отходит из центра Москвы в 22:00 в субботу. Тем более, что возможность уехать на все выходные была.

Теоретически такое время отправления побывать на вечерне позволяло. Практически – мы как раз добирались через весь город к месту посадки. Чтобы потом…ехать обратно.

Третьего кольца тогда не существовало, и водителю ничего не оставалось, как выбираться из города по радиусам. Что он и делал примерно до часу ночи. Так коммерческий расчёт собрать путешественников из всех районов помноженный на вечерний «час пик» стоил нам трёх-четырёх лишних часов дороги.

Пять утра. Автобус, наконец, подруливает к монастырю. По словам экскурсовода, до начала ранней литургии остаётся час. Кто-то пытается подремать в кресле. Самые бывалые вспоминают, что погружаться в источники после причастия обычно не благословляется.

Услышав вопрос: «Где тут источник?» – сопровождающая девочка откровенно пугается. На этом маршруте она впервые, какой-то информацией о храмах и расписании служб её снабдили, но за всем остальным приставать к ней просто бесполезно.

Группа самых проснувшихся шеренгой выходит из автобуса и растягивается по дороге, ведущей прочь от ворот. Очертания монастыря медленно тают в густом предутреннем тумане. По счастью, в этот ранний час навстречу попадается кто-то из местных и, откровенно обалдев от вида процессии из двадцати пяти человек, протопавших к тому времени добрых полпути до Козельска, задаёт вопрос: «А вы куда,…люди добрые?»…

Та самая дорога

Потом мы бесконечно стоим в очередях – сначала на исповедь. (Вообще-то утренняя исповедь в монастыре рассчитана на тех, кто идёт на позднюю литургию, но на неё мы не успеем – уйдёт автобус. По счастью, очередь нас пропускает).

Потом – во время самой литургии – за свечами, записками и просфорами. Если бы сопровождающая и знала о существовании лавки в подклети Казанского собора, в пять утра нам это едва ли помогло бы.

Ближе к полудню, галопом осмотрев Оптину и, кажется, Скит, группа совершенно обессиленных и голодных людей (о том, что в монастыре кормить нас не будут и еду надо брать с собой, предупреждали) отбывает в Шамордино…

Шамордино. Госпожин луг

Православное паломничество и православный туризм

В последние годы всё чаще говорится о существовании двух близких, но всё же различных явлений – православном паломничестве и православном (или «православно ориентированном») туризме.

С точки зрения специалистов, обслуживанием второго занимается персонал, подготовленный по специальности «гостиничный бизнес». То есть, изучаются все обычные дисциплины – маркетинг, менеджмент, основы pr. Просто деятельность потом получается «тематической».

Для пользователя же главное отличие – в другом. Паломничество – это подвиг, где главная цель – посетить службы и святыни. Вопрос о том, где вы будете есть/спать, и насколько вам будет интересно, в поездке с такой целью решается во вторую очередь. (Помню, как в той же Оптиной группы паломников ночевали на ковриках прямо на солее Введенского храма).

Православный туризм, помимо некоторой доли комфорта, предполагает привычную познавательно-ознакомительную программу. То есть, «посмотрите направо, посмотрите налево», хоть и с особой тематикой.

Ни мышонок, ни лягушка…

Отдельная проблема заключается в том, что поле, на котором работают большинство современных паломнических служб, находится как раз посередине между указанными явлениями.

С одной стороны, предлагаемые ими поездки заявлены как «паломнические», а потому большинство участников настроены на две вещи: 1) доехать до места; 2) за максимально небольшие деньги. Особенно возмущаться уровнем комфорта и качеством обслуживания в такой компании как-то «не комильфо». С другой, отпустить группу на неделю в какое-нибудь Дальнее Зарубежье совсем без удобств и документов тоже нереально.

В итоге термины вроде «договор обслуживания», «трансфер», «бронь отеля» и подобные начинают мелькать на горизонте лишь при дальних, тем более, зарубежных путешествиях. В случае же недалёких внутренних поездок сплошь и рядом бывает так, что никаких вообще бумаг с путешественником не подписывают, предлагая «передать деньги прямо экскурсоводу в автобусе».

Между тем, надо понимать, что «паломническая служба» – это такая же туристическая компания. И работает она с туристами-паломниками, с одной стороны, и с персоналом – водители, сопровождающие групп – с другой.

В худшем случае, даже если количество групп на маршруте ограничено, а их расписание определено на полгода вперёд, персонал этот может оказаться разово-наёмным.

Кроме того, нередко, паломническая служба (туристическая компания) выступает в роли посредника между заказчиками услуг (паломниками) и многочисленными продавцами их на местах – перевозчиками, отелями, экскурсоводами или же бабушкой из частного сектора в окрестностях Дивеево, которая сдаёт угол на ночь.

Так что вполне возможен вариант дважды поехать по одному маршруту с одной и той же службой – и получить при этом совершенно разный набор информации, услуг и впечатлений.

И вообще, если вас довезли до места, но почти ничего не рассказали, неправильно сориентировали и не слишком удачно поселили, будьте готовы к возражению «а мы брались вас только доставить».

И, правда, договора на руках у вас нет, а во всех рекламных проспектах из услуг, предоставляемых собственно агентством, прописан обычно лишь «комфортабельный автобус».

Что делать?

  • Перво-наперво, определитесь с целями. Начинать искать поездку, вбивая в поисковик слово «паломничество», можно, если вы действительно готовы на подвиг. То есть, ваша цель – посетить святыни и ночь, проведённая на солее храма или двухэтажных нарах гостиницы для трудников, вас не смутит.
  • В любом случае, об условиях проезда-проживания-размещения надо спрашивать заранее. Истерики людей, которые, как им казалось, покупали просто «дешёвую экскурсию», при заселении в монастырскую гостиницу видеть тоже приходилось.
  • Практика показала, что лучшие поездки в монастыри организуются от их подворий. Да, в этом случае вы тоже не получите на руки никаких бумаг, потому что формально группа будет добровольной, а стоимость поездки считаться пожертвованием. Зато люди, которые вас повезут, – это не персонал, разово набранный на одну поездку. Вероятнее всего, они много лет работают при храме именно на этом одном маршруте (а не на сорока разных). Более того, сами не раз бывали в монастыре как паломники и поэтому в курсе не только расписания служб, но расскажут всё о местных святынях, расположении свечных и иконных лавок и даже подскажут время, когда в них меньше всего народу. Кроме того, подворские группы, чаще других селят в монастырских гостиницах и кормят в трапезных.
  • Совершенно идеальный вариант паломничества – группа прихожан, которая отправляется в поездку вместе со священником. Конечно, такое мероприятие может оказаться не самым дешёвым, не регулярным и довольно хлопотным в устройстве. Но все неудобства компенсируются ситуацией, когда путешествие устраивается со своими, для своих и именно туда, куда хочется. Вообще вариант, когда паломников сопровождает священник (ныне практикуемый для зарубежных поездок и некоторыми паломническими службами) имеет массу преимуществ. На месте группу «с батюшкой» могут без очереди пропустить к святыне. Да и молебен или литию можно отслужить, не дожидаясь заявленного в монастырском расписании.
  • Вообще к расписанию на месте нужно прислушиваться внимательнее всего. Ещё удобнее – поискать в автобусе попутчиков, которые едут на место не в первый раз. Разумеется, ходить от двух дней до двух недель за своей группой строем вы не обязаны. Чёткое понимание того, где и когда что служится и когда отходит автобус, обеспечит вам оптимальную долю свободы.

И удачного паломничества.

Паломником называют человека, который сознательно идет по выбранному им пути, в отличие от обычного бродяги. Перед этим он ставит перед собой некоторую цель, которая обязательно будет связана со священными символами. Изучая тему: «Паломники - это кто?», следует отметить, что с латыни это слово переводится как «пальма» - palma (здесь имеется ввиду пальмовые ветви, с которыми народ встречал Иисуса Христа в Иерусалиме). Паломничество - это путешествие к Святой Земле и другим , связанным с христианской верой.

Паломники - это...?

В основу этой христианской традиции ложится желание верующих поклониться святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, Его и апостолов, чтобы погрузиться в священные воды и помолиться перед чудотворными святыми образами. У других религий тоже имеются аналогичные обычаи.

В России паломничество к Святой Земле началось с самых первых времен зарождения русского христианства. Путь был трудным и опасными, и главным образом он лежал через Константинополь. К XI веку маршрутами паломников стали Святая Земля, Афон и свои национальные святыни. Но уже к XII веку страсть к паломничеству достигла апогея, и церковная власть вынуждена была сдерживать своих ревностных богослужителей.

К XV веку наступает переломный момент, когда уже православный паломник начинает жаловаться на притеснения его злыми арабами и турками. К тому времени Константинополь пал перед турками, и христианские святыни Востока оказались в руках мусульман.

Православный паломник

Во второй половине XVI века опять усиливаются хождения паломников на Святую Землю. Известно даже подробное паломничество купца Василия Яковлевича Гагары в Иерусалим и Египет. Он жил в Казани и вел торговлю с Персидскими купцами. До 40 лет, по его собственным словам, жил «скверно и блудно», результатом этого поведения стали несчастья, повалившиеся ему на голову одно за другим. У него умерла жена, потом затонул корабль с товаром, и торговля сошла на нет. Однако после церковного покаяния и данного им обета о совершении паломничества в Иерусалим, за один год он нажил имущества в два раза больше, чем потерял до этого.

Однако чаще всего паломниками становились официальные люди, которых посылало с поручениями и милостыней московское правительство.

Война с Турцией во второй половине XVIII во времена Екатерины опять затруднила православное паломничество.

Но к середине XIX века огромную роль в усилении паломничества сыграло учреждение в Иерусалиме Русской Духовной Миссии и создание Императорского Православного Палестинского Общества.

Нередко такого рода религиозные мотивы ставали прикрытием для захватнических торговых целей. Паломничество огромную роль сыграло и в подготовке крестовых походов. В средние века паломники - это и высшая знать, и воины, искавшие которое происходило у Гроба Господня, и купцы с торговыми целями, и ученые, и авантюристы, и маги, искавшие чудодейственных знаний на Востоке.

Паломничество сегодня

Современные паломники - это кто такие? И существует ли сегодня традиция паломничества? Надо сказать, что она возрождается, только уже в новой форме, так как интерес и вера во Христа у людей не пропадают, а еще более возрастают. Этому сейчас содействует огромное количество открывающихся храмов и монастырей, которые зачастую и являются организаторами таких поездок по всему миру, однако этим занимаются и туристические фирмы.

Можно приехать в любой иерусалимский или паломником. Русская духовная миссия в Иерусалиме ведет статистику, в которой имеются сведения, что около половины духовных паломников со всего мира составляют православные из России, Белоруссии и Украины. Помимо Палестины русские богомольцы посещают греческий Афон, город в где находятся мощи Николая Угодника, столицу Черногории, где хранится десница Иоанна Крестителя, и другие святые места христиан.

Однако паломничество имеет мало общего с экскурсионным туризмом, так как требует предварительной работы над духовностью в плане очищения души покаянием, осознанием своих грехов и смирением, это необходимо перед посещением таких великих святынь, чтобы глубоко и благоговейно проникнуться в евангельскую атмосферу святых событий двухтысячной давности.

Заключение

Любой русский паломник, осознавая для себя всю важность этого мероприятия, старается заранее как следует к этому моменту подготовиться, поэтому он некоторое время постится, исповедуется, причащается, много молится и потом по благословению своего отправляется в поездку.

Главное, понимать, что паломники - это не простые туристы, а люди глубоко верующие, которые едут не отдыхать и рассматривать святыни как музейные экспонаты, а видеть нечто более сокровенное, скрытое от обычных глаз.

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Кто такие паломники и когда они появились в православии

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.

О Христе:

Паломничество на Святую Землю Израиля

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия . Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.

Странничество и паломничество

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере.

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Христианские паломники

В четвертом веке по приказу царицы Елены был найден Животворящий крест, на котором был распят Иисус. Это событие вызвало ажиотаж среди христиан, многие из которых отправились в паломнические походы к святому месту в Иерусалим.

Почитание мест, связанных с пребыванием Спасителя, распространяется по всей Палестине, которая стала называться Святой землей. По благоволению Константина Великого по всей стране проводились благочестивые раскопки, которые не прекращаются и поныне.

Археологические раскопки в Иерусалиме

Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме , на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

  • Однодневным.

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

  • Ближним.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

  • Дальним.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.

Паломничество к Туринской плащанице, Италия

Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре . Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.

О других местах паломничества:

  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Киево-Печерская лавра

После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Цели паломничеств

Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.

  • Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
  • Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
  • Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
  • Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
  • Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.

Современное паломничество

В современном христианском мире растет поток христиан, желающих наполниться благочестием.

Паломничество дало толчок в развитии туристического бизнеса, который облегчает передвижение между городами и странами, экономя силы и время богомольцев. Если раньше паломники жертвовали временем и удобствами, то современные христиане платят средства, заработанные порой нелегким трудом.

Христиане, посетившие святые места, приобщаются к святыням сами, а потом рассказывают о них другим верующим, вызывая в них желания совершить паломничество.

Современное паломничество

Не исчезли из современного мира и странники, их стало намного меньше, но они есть. Порой муж с женой, которым Бог не дал детей, берут обет и в течение определенного времени переходят от святыни к святыне, прося у Бога прощение за совершенные грехи личные и предков, чтобы снять проклятие бездетности.

Каждый православный верующий может приобщиться к подвигу странника, пожертвовав тому определенную сумму для богомолья.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне - не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

  • Если это просто путешествие для ознакомления с историей храма, иконы или святого места, тогда ему достаточно собрать определенную сумму и отправиться в путь. Это совсем неплохо и не является чем-то неправильным.
  • Православный паломник, отправляясь в путь для познания глубины христианского учения, наполнением силы Духа Святого, обязательно должен получить благословение духовного наставника или священника в храме.
  • Направляясь к мощам или могилам святых, необходимо ознакомиться с жизнью Божьих угодников, узнать, в чем был их христианский подвиг, какой благодатью наполнено это место.
Важно! Не стоит забывать, что сила паломничества не в приобретении видимого, а наполнение невидимым.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество - это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

О традиции православного паломничества. Протоиерей Владимир Головин

Христианское паломничество и современный туризм: история и современность паломничества.

Современное слово «паломник» восходит к старорусскому «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius («человек, держащий пальмовую ветвь»). Так первоначально называли богомольцев - участников крёстного хода в Святой Земле. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется ещё Неделя ваий, или в русской православной традиции - Вербное воскресенье), и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима, то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви.

Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Православное паломничество - истоки

Христианская традиция паломничества имеет давнюю историю - в 10 веке она уже насчитывала не одно столетие. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери, святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми. В 325 году император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме - на месте рождения Спасителя, и в Иерусалиме - над пещерой Гроба Господня, а территорию Палестины он объявил Святой Землёй.

Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников.

В результате этого к 4 веку в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему миру свои святыни и вернул себе своё древнее название - до Константина, во времена языческих императоров, он назывался Элия-Капитолина. В сознании христиан всего мира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу.

Богомольцы 4 века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Местное население стало буквально теряться в море паломников, которые не щадили ни сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. В Палестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нужд странствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домов и охраняемых колодцев.

На 7 Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются «поклонниками» - то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.

Поскольку определение Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом «пилигрим», которое в переводе на русский язык означает только «странник». Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует. Это же можно сказать и о протестантах. Поэтому традиции паломнических путешествий к святым местам и вообще сам термин «паломничество» в своём прямом значении относятся, прежде всего, к Православию.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Русское паломничество

Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, то есть ещё с 9-10 веков. Таким образом, ему уже более тысячи лет. Кстати, у слова «паломничество» есть синонимы: странничество, поклонничество, богомолье. Самыми ранними словами для обозначения паломничества и названия участника этого процесса служили слова «странничество» и «странник», встречавшиеся в творениях отцов Церкви, богословской и церковно-исторической литературе. Как правило, странник - это человек, который всю свою жизнь посвятил только хождению по святым местам, оставив другие занятия - в отличие от богомольца, отправляющегося в конкретное паломничество и после этого ведущего прежний образ жизни. А в конце 19 - начале 20 века, во время расцвета русского паломничества в Святую Землю, в России широко употреблялось слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам.

Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение или у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника.

Благодарим за помощь в подготовке материала «Паломнический центр Московского Патриархата». В материале цитируются экспертные мнения заместителя председателя ОВЦС МП епископа Егорьевского Марка и генерального директора «Паломнического центра Московского Патриархата» Сергея Юрьевича Житенёва

Популярные направления паломнических туров

Все статьи о паломнических турах на «Тонкостях»

  • Европа : Греция (

9 ноября в Манеже состоялась презентация журнала «Православный паломник». Журнал посвящен традициям православного паломничества, его настоящему и будущему. Красочное издание объединяет под одной обложкой науку и религию, веру и знания: статьи о древних святынях, связанных с именами подвижников первых веков, рассказы о паломнических традициях чередуются с исследованиями современных историков, филологов, географов и археологов.

Главный редактор журнала епископ Егорьевский Марк, представляя издание, отметил, что сегодня интерес к паломничеству возрождается, и не только потому, что сейчас у многих появилась возможность путешествовать, но прежде всего потому, что у многих верующих велико желание приобщиться к святым местам. И сегодня на человека, отправляющегося в паломничество, уже не смотрят с любопытством, потому что все больше и больше людей стремятся посетить святые места. Хорошим помощником для паломника, его путеводителем и является журнал «Православный паломник». «Мы рассказываем о святынях, о конкретных епархиях. На наших страницах мы стараемся дать слово и правящему епископу, и людям на местах, принимающих паломников, и изучающим историю своего родного края. Для нас важно, чтобы писали не только авторы-профессионалы, но чтобы звучал голос Православной Церкви, богословов и простых верующих», - сказал владыка.

С нового 2009 года журнал будет выходить ежемесячно. Журнал немного «похудеет» - будет всего 64 полосы, но количество интересных материалов на его страницах возрастет. Так, как сообщил директор Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенев, журнал обогатится статьями по богословию паломничества. Расширится и рубрика, рассказывающая о святынях Вселенского Православия, потому что зачастую религиозные туристы и паломники не знают, что они находятся на православной святыне.

На презентации были представлены и три вышедшие в 2008 году книги-приложения из серии «Русский паломник»: книга Д.Д. Смышляева «Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года» (ее первая презентация прошла в Перми на праздновании юбилея автора), «Из Рима в Иерусалим», сочинение графа Николая Адлерберга, а также сборник «Православное паломничество: традиции и современность», в котором собраны материалы I общецерковной конференции на ту же тему. Сборник начинается с определения Вселенского Собора, в котором говорится о православных иконах. В нем представлены высказывания святых отцов, отрывки из книг богословов, выступления Святейшего Патриарха Алексия II, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Сборник делится на разделы: смысл христианского паломничества; почитание и поклонение христианским святыням; традиции русского православного паломничества; значение православного паломничества и современное русское православное паломничество.

На презентации выступил секретарь Правления Союза писателей РФ В.Н. Крупин, один из постоянных авторов журнала «Православный паломник»; а его книга «О святой горе Афон» была отмечена в ходе конкурса «Просвещение через книгу», который проводил журнал.

С историей и сегодняшней деятельностью Православного Палестинского общества познакомил заместитель председателя общества, доктор исторических наук Н.Н Лисовой. Как и Палестинское общество, журнал «Православный паломник» ведет важную работу по распространению знаний о русско-иерусалимских связях. К тому же, по словам Н.Н. Лисового, журнал занял пустовавшую доселе в общественном сознании нишу - культуры паломничества, объединяющей литературу хожения и реликвии паломничества. Это целый пласт, который остается культурологически неисследованным и неразвитым.

Доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Воропаев отметил еще одну интересную страницу в истории паломничества - это паломничества русских писателей и поэтов. Гоголь, Муравьев, Вяземский, Шевелев, члены царствующего дома много путешествовали и посещали святые места. Они оставили удивительные воспоминания и заметки, что может послужить катализатором писательской работы, литературоведческих исследовательских статей, которые на страницах журнала могли бы стать достоянием всего паломнического люда.

Интересным представилось выступление С.В. Гнутовой, сотрудника Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, которое было посвящено православным реликвиям. Эта рубрика в журнале появилась три года назад и является одной из самых интересных. Выступавшая отметила, что пока остаются неисследованными поздние реликвии, так как многие ученые занимаются только древностями, - те поздние православные реликвии, которые были привезены русскими паломниками из Святой Земли и других мест России и хранились здесь. Эта тема достойна не только рубрики, но отдельной книги. Так, по итогам выставки «К 900-летию хожения игумена Даниила в Святую Землю» в книге «И то все видел своими очами» был составлен каталог, в котором около 300 реликвий паломников. Правда, к сожалению, русского материала мало, и это в основном реликвии с Валаама и Соловков.

Журнал украшен историческими и пейзажными рисунками художника И.Г. Машкова, который также является и создателем картин «Освещение храма Марии Магдалины на Святой Земле» и «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон принимают в дар святыни с горы Афон». По словам самого художника, он тщательно изучал XVII век, костюмы той поры, оружие, одежду, нумизматику, переписку, историю. Картина писалась на одном дыхании и скоро будет представлена на выставке в Паломническом центре Московского Патриархата.

На вопрос о том, что нового ждет читателей «Православного паломника», заместитель главного редактора журнала А.Ю. Калинин отметил, что журнал откроет еще одну новую рубрику - посвященную истории отечественного богословия, которое было весьма развито в дореволюционной России. И сейчас задача журнала - возродить этот пласт, познакомить читателя с ним, а также восстановить доброе имя богословов, которые были незаслуженно забыты.

В разделе «Паломническая хроника» будут отражены важные события паломничества в России и за рубежом.

В рубрике «Литература и паломничество» среди прочих материалов планируется опубликовать и заметки доктора филологических наук В.И. Мельника о путешествии Гончарова на фрегате «Паллада» как об истинном паломничестве русского писателя.

У журнала небольшой тираж - всего 7 тысяч экземпляров; но журнал, разнообразный по темам и материалы, будет интересен не только паломникам и тем, кто только подумывает отправиться в паломничество, но и тем, кто только на пути к Церкви.

Пожелаем же этому изданию больше внимания и любви читателей.

Loading...Loading...