Первое знакомство с православным храмом.

Краснянская Анна

  • Исследовательская работа
  • Учащейся 7 «А» класса
  • МБОУ СОШ 2 им.А.С. Пушкина
  • Краснянской Анны
  • Научный руководитель
  • Краснянская Лилия Валерьевна

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМОМ

  • Исследовательская работа
  • Учащейся 7 «А» класса
  • МБОУ СОШ 2 им.А.С. Пушкина
  • Краснянской Анны
  • Научный руководитель
  • Краснянская Лилия Валерьевна

Слайд 1 и 2.

Первое знакомство с православным храмом.

Слайд 3. Мы часто задаем вопросы: « Что такое религия?» «А какая цель у религии?»

Религия – это вера в Бога .

Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом

(щелчок, Васнецов В.М. Христос Вседержитель (плафон главного купола Владимирского собора в Киеве)) Встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

домом - . храмом

соборами .

церковь . А возникло оно так. У греков было слово кириакос (Господень). Свои храмы они называли кириакос домос (Господень дом, Господне строение). Из Греции на латинский Запад приходит это слово и трансформируется в готфском языке в кирко (сегодня в нем. языке - кirche). Из готфского языка это слово приходит на Русь и постепенно становится словом церковь.

Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу. Жизнь человека сравнивают с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей.

Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. ((щелчок) стихотворение про храм в честь апостола Петра в городе Санкт-Петербурге.)

Божий Корабль Петра

Григорий Петрович Васильев

В городе каменном, в парке Строителей

Белый вздымается Храм.

Вдаль разливается звон упоительный,

Плавно летит по ветрам.

Светят, как звёзды, кресты золочёные-

Мачты больших куполов,

Парусом нежным вокруг облачённые

В лёгкий туманный покров.

Будто причалил на время у острова,

Смотрит вперёд на восток,

Сильный корабль Святого Апостола,

Ждёт в паруса ветерок.

Вера, как ветер попутный, решительный,

Небо, как Божий компáс,

Колоколами вещает спасительный

Людям отшествия час.

В Санкт-Петербурге, на самой окраине

Ждёт от утра до утра

Всех в путешествие вечное, тайное

Божий корабль Петра.

С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение, так что многие наши храмы создают весьма впечатляющий зрительный образ корабля с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца.

Слайд 5. Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные символы, иные богословские истины. Он может быть построен в виде круга (символ вечности), креста (символ спасения), куба (символ вселенной), прямоугольника (символ ковчега спасения) или иной фигуры.

Слайд 6. Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской - это обычно луковка или маковка. Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый богословский смысл. Если в Византии купол символизировал небесную сферу, то на Руси возвышающийся над храмом купол является доминантой, подчиняющей себе весь экстерьер и выступающей в качестве видимого знака, указывающего на Божественное достоинство Христа, «Которого Бог посадил превыше всего, покорив все под ноги Его, и поставил Главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф.1,22).

Слайд 7. На куполе - обязательный крест, символ нашего Спасения.

Слайд 8. Давайте посмотрим внешнее устройство храма. (щелчок) Вход в храм начинается с паперти. Слово паперть пьрть – дверь, а приставка па означает не. Таким образом, буквальный перевод слова паперть – еще не дверь, т.е. преддверие. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню. (щелчок) Далее проходим через притвор. В Древней Церкви в притворе молились оглашенные. Оглашенные - это люди, которые услышали проповедь, до которых дошла эта весть о Христе, дошел голос (откуда и слово “оглашенные”) и которые зажглись интересом или верой. Ранее притвор архитектурно был закрыт в сторону церкви и открыт в сторону улицы, то есть он открыт всему миру. Все, кто только услышат о Христе, у кого вдруг появится живой интерес, могут туда прийти; но там они должны были бы оставаться. Теперь мы этого не делаем, но в древности это соблюдалось строго. В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе. Но для того, чтобы люди могли молиться, часть службы совершалась при открытых дверях, так что стоявшие в притворе могли слышать ту часть богослужения, которая была поучением. В притворе стояли и те, кто после крещения нарушил какую-либо основную христианскую заповедь – кающиеся.

В храм человек входит через притвор. Притвор - это небольшое пространство между дверью и самым храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль.

В греческом языке есть даже слово, обозначающее эту, первую, часть храма, – нартекс (с греч. – шкатулка, ларец). (щелчок) Над притвором обычно строится колокольня. (щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т.е. люди, уже принявшие Крещение.

(щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь. Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца, так как восточная сторона с древности считалась местом обитания Бога.

Слайд 9. Колокольня может стоять и отдельно от храма.

Слайд 10. А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.

(Щелчком на схеме храма по определенной части вызывается стрелка на объемной модели храма. Повторный щелчок по той же части стрелку убирает. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.)

Слайд 11. Символическое значение частей храма.

(Щелчком по цветному блоку с надписью вызывется выделение этой области на объемной модели храма. Повторный щелчок убирает выделение. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.)

Слайд 12. В православном храме людей встречают иконы, свечи. Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует Живой Бог.

Слайд 13. На стенах храма - иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос, вселенную - наш мир. Но не мир, живущий грехом, а мир, послушный Богу, вовлеченный в молитву и благочестие.

Слайд 14. Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен храмов, икон и фресок. Они – те, кто в высшей степени исполнил заповедь о святости. « Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят » (Лев.20,7).

Слайд 15. Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 16. Свеча.

Горит свеча и освещает лики,

Куда достать не могут блики,

Там поселится, может мгла.

Слайд 17. Свеча.

Слайд 18. Свеча.

А вера - это Божий дар.

Свечу зажгя, несет в алтарь.

(Олег Воротынский)

Слайд 19. Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно помнить, что он должен соединяться с нашей молитвой. Свеча не сама по себе «молится» за человека, а является знаком и выражением нашей собственной молитвы. Самый правильный вариант – зажечь свечу и постоять с ней в руке у иконы – помолиться. Уже потом можно поставить ее на подсвечник.

Слайд 20. Это кадило, им священник совершает каждение. Слова кадить и чадить чадить кадить

Слайд 21. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Слайд 22. Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед людьми.

Слайд 23. Этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 24. Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Слайд 25. Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Слайд 26.. Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

Выводят поминальные записки,

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли.

(Надежда Веселовская)

Слайд 27. Записки.

Слайд 28. Записки.

Слайд 29. «Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

Слайд 30. А во всех других местах храма, кроме кануна,

Слайд 31. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

Слайд 32. Икона

Слайд 33. Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или святого, человек обращается к первообразу, то есть к тому, кто изображен на иконе.

Слайд 34. В храмах существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.

Слайд 35. На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной иконой, или Иконой праздника. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.

Слайд 36. Перед иконами горят лампады. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего. Поэтому на лампадах иногда изображаются Ангелы. Когда Тайнозритель Иоанн Богослов был вознесен на Небеса, он видел Небесное богослужение. Прямо перед Троном Бога Вседержителя Иоанн Богослов видел семь светильников огненных, «которые суть семь духов Божиих» (Откр.4,5). В алтаре православного храма в соответствии с этим обычно также имеется особый светильник из семи ветвей (семисвечник), укрепленных на одной высокой подставке, который ставится перед Горним местом.

Слайд 37. - А почему люди перед иконами машут руками?

Слайд 38. - А вы разве не встречали в русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?

Слайд 39. При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу. Крестное знамение - наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Православные крестятся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов (англикан Высокой церкви).

Слайд 40. Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и и с тинный Человек). Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ум…затем, со словами «…и Сына…» - к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не «перевернутым») в знак освящения сердца…затем, со словами «…и Святаго Духа!» - к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь». Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан). Опустив руку, совершаем поясной поклон, потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Слайд 41. Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.

Слайд 42. Благо-словение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».

Слайд 43. Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.

Слайд 44. Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас .

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Иногда там устраивали решетку (по пояс или чуть выше), чтобы воспрепятствовать толпе, особенно, когда храм переполнен, попадать в алтарь, к престолу. Впоследствии, между этих колонн и на решетке стали закреплять особо чтимые иконы. Таким образом, иконы, обращенные ликами к молящимся, показывали, что в нашей молитве участвуют сами небожители. В монастырях, где шла особая духовная битва за спасение душ людей, иконостасы стали расти и количество икон стало умножаться. Но и в этом случае в Греции иконостасы не получили такого развития, как на Руси. У нас же, приняв греческую храмовую культуру, развили и усилили ее. На Руси иконостасы, особенно в Средние века, становятся глухими стенами, сокрывшими алтарь от взора простых верующих. На Руси появляются иконостасы в 5 (обычно) и более рядов икон вверх. Первым высоким русским иконостасом обычно считают иконостас Успенского собора во Владимире, созданный в 1408–1411 годах.

Слайд 45. Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он поистине вопиет о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников. Тех, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с нами. Помогает и нам достичь спасения.

Иконостас является также образом всей истории Церкви – от сотворения человека до нынешних дней.

И еще иконостас олицетворяет собой собрание всей Церкви в единой молитве. Почившие в вере ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, мученики, исповедники, праведники. И как продолжение – стоящие в храме верующие.

Слайд 46. В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота).

Слайд 47. Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.

Слайд 48. Справа от Царских врат всегда икона Христа.

Слайд 49. А за иконостасом находится алтарь . Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Это самое святое пространство храма. Посторонним сюда вход не разрешен, но даже священнослужитель, войдя в алтарь, должен сделать три земных поклона у престола. Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или площадки, устроенные для принесения жертв языческим богам (отсюда выражение «принести жертву на алтарь Отечества»). У древних христиан (I–II вв.) алтарь – это особый стол, за которым в чьем-либо доме происходила агапа («вечеря любви»). Позднее в Православии алтарем стали называть престол храма, на котором совершается Таинство Евхаристии. У католиков же и протестантов понимание алтаря не претерпело изменений.

Слайд 50. Алтарь-Это не секретная комната. Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

Слайд 51. Посмотрим вверх. В барабане центрального купола положено изображать Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково и одновременно державно наблюдает за нами.

Слайд 52. Христос благословляет верующих священническим благословением. Окружают Его Ангелы, которые не дерзают поднять взгляд на Господа.

Слайд 53. В православном храме проповедь и молитва ведется на языке того народа, где находится этот храм. Русская православная Церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и на многих других языках. Единственное исключение – русский. На русском языке ведется проповедь, но богослужение ведется на «церковно-славянском языке». Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж – Отче, Боже, Дево… Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковно-славянский язык - общий язык для православных многих стран мира – России, Болгарии, Сербии, Чехии...

Слайд 54. Правила грамматики для этого языка, а также азбуку для него в 9 веке создали «просветители славян» - святые братья Кирилл и Мефодий и их ученики.

Слайд 55. песня.

Фотоальбомы священника Константина Пархоменко

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php#category46

Светочъ. Основы православной веры в презентациях

http://svetoch-opk.ru

Слайд 1 и 2. Первое знакомство с православным храмом.

Что люди делают в храмах - Как устроен православный храм

Слайд 3. Мы часто задаем вопросы: « Что такое религия?» «А какая цель у религии?»

Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир, (щелчок) вера в Бога .

Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним.

(щелчок,) Встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

Что значат слова церковь, собор?

В древнерусских текстах храмы и церкви назывались домом - дом Господень, дом Божий, дом Пречистыя, молитвенный дом . Только в XIII веке дом Господень начинают именовать храмом (хоромами). До этого хоромами называли только языческие храмы. Слово хоромы обозначает нарядное, высокое здание, чем-либо выделяющееся среди других домов.

В это же время большие храмы начинают именоваться соборами . (От того, что собирали большое количество прихожан.)

Позже всего на Русь приходит слово церковь . А возникло оно так. У греков было слово кириакос (Господень). Свои храмы они называли кириакос домос (Господень дом, Господне строение). Из Греции на латинский Запад приходит это слово и трансформируется в готфском языке в кирко.Из готфского языка это слово приходит на Русь и постепенно становится словом церковь.

Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу. Жизнь человека сравнивают с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей.

Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. ((щелчок)

С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение.

Слайд 5 . Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные символы, иные богословские истины. Он может быть построен в виде круга (символ вечности), креста (символ спасения), куба (символ вселенной), прямоугольника (символ ковчега спасения) или иной фигуры.

Слайд 6. Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской - это обычно луковка или маковка. Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый богословский смысл. Если в Византии купол символизировал небесную сферу, то на Руси возвышающийся над храмом купол является доминантой, подчиняющей себе весь экстерьер и выступающей в качестве видимого знака, указывающего на Божественное достоинство Христа.

Здесь пять куполов символизируют Христа и четырех Евангелистов.

Слайд 7 . На куполе - обязательный крест, символ нашего Спасения.

Слайд 8. Давайте посмотрим внешнее устройство храма. (щелчок) Вход в храм начинается с паперти. Слово паперть происходит от старославянского слова пьрть – дверь, а приставка па означает не. Таким образом, буквальный перевод слова паперть – еще не дверь, т.е. преддверие. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню. (щелчок) Далее проходим через притвор. Притвор - это небольшое пространство между дверью и самым храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль. В Древней Церкви в притворе молились оглашенные- это люди, которые услышали проповедь, до которых дошла эта весть о Христе, дошел голос и которые зажглись интересом или верой. В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе.

В греческом языке есть даже слово, обозначающее эту, первую, часть храма, – нартекс (с греч. – шкатулка, ларец). (щелчок) Над притвором обычно строится колокольня. (щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т.е. люди, уже принявшие Крещение. (щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца, так как восточная сторона с древности считалась местом обитания Бога.

Слайд 9 . Колокольня может стоять и отдельно от храма.

Слайд 10 . А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.

Слайд 11 . Перед вами символическое значение частей храма.

Деление храма на части совсем не случайное явление. Все имеет практическое значение и символический смысл.

(Небо) Купольная часть храма символизирует Небесную область бытия – божественный мир.

(Земля) Паперть, притвор и храм символизируют собой земную область бытия – земной мир, выстроенный как лестница восхождения души: паперть – притвор - храм.

(Рай – Небо на земле) Алтарь символизирует Рай как Небо на земле. Престол в алтаре – трон Небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Главы Церкви.

(Встреча Неба и земли) Амвон, отделяющий алтарь от храма, символизирует встречу Неба и земли. А иконостас – молитву Небесной Церкви: святых и ангелов.

А теперь давайте проведем небольшую виртуальную экскурсию по храму.

Слайд 12 . В православном храме людей встречают иконы, свечи. Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует Живой Бог.

Слайд 13. На стенах храма - иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос, вселенную - наш мир. Но не мир, живущий грехом, а мир, послушный Богу, вовлеченный в молитву и благочестие.

Слайд 14 . Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен храмов, икон и фресок. Они – те, кто в высшей степени исполнил заповедь о святости.

Слайд 15. Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 16.

В свече есть Благодать Святого Духа,

Соединение любви всех христиан.

Напоминание, что свет идет от Бога,

И все дороги, нас приводят в храм.

Горит свеча и освещает лики,

Чтоб их могли бы видеть мы всегда.

Куда достать не могут блики,

Там поселится, может мгла.

Слайд 17.

Где нет добра, там зло клубится,

Где света нет, там тьма лежит.

Давайте ж вместе мы молиться,

И пусть нас всех, Господь хранит.

Слайд 18.

Свеча горит, как символ веры,

А вера - это Божий дар.

И пусть священник каждодневно,

Свечу зажгя, несет в алтарь.

(Олег Воротынский)

Свечи символизируют горение нашего сердца к Богу, горение нашей души, вопреки густой и агрессивной тьме, силящейся сломить христианина. Именно поэтому первое, что вручается новокрещенному человеку (после нательного креста), есть горящая свеча. Интересно, что само Таинство Крещения связано со… светом. Это Таинство называется по-славянски Просвещением.

Слайд 19 . Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно помнить, что он должен соединяться с нашей молитвой. Свеча не сама по себе «молится» за человека, а является знаком и выражением нашей собственной молитвы. Самый правильный вариант – зажечь свечу и постоять с ней в руке у иконы – помолиться. Уже потом можно поставить ее на подсвечник.

Слайд 20. Это кадило, им священник совершает каждение. Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным.

Слайд 21 . Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Слайд 22 . Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед людьми.

Слайд 23 . Этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 24 . Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Слайд 25 . Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Слайд 26. Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

Слайд 27 . Записки.

Идут года, теряют люди близких.

Старухи в церкви слабою рукой

Выводят поминальные записки,

Где значится вверху: «за упокой».

За все они пред памятью в ответе!

Начнут с отца и матери своих,

В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,

Сплестись в одну незыблемую суть, -

Растущий список длинной вереницей

Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,

Туманной дымкой скрытые вдали...

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли. (Надежда Веселовская)

Слайд 28 . Записки.

Слайд 29 . «Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

Слайд 30 . А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Слайд 31 . Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

Слайд 32 . Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Иконы - это не придуманная «темными» древними людьми картина, иллюстрация, как говорят протестанты. Икона – выражение самого высокого богословия. Сам Господь подтверждает это, совершая через иконы множество чудес.

Слайд 33 . Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или святого, человек обращается к первообразу, то есть к тому, кто изображен на иконе.

Слайд 34 . В храмах существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери. Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.

Слайд 35 . На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной иконой, или Иконой праздника. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.

Слайд 36. Перед иконами горят лампады. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего.

Слайд 37. - А почему люди перед иконами машут руками?

Слайд 38. - А вы разве не встречали в русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?

Слайд 39 . При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу. Крестное знамение - наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Православные крестятся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов.

Слайд 40 . Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и и с тинный Человек). Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ум…затем, со словами «…и Сына…» - к низу груди в знак освящения сердца…затем, со словами «…и Святаго Духа!» - к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь». Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»).

Слайд 41 . Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.

Слайд 42 . Благо-словение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».

Слайд 43 . Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.

Слайд 44. Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас .

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Иногда там устраивали решетку, чтобы воспрепятствовать толпе, особенно, когда храм переполнен, попадать в алтарь, к престолу. Впоследствии, между этих колонн и на решетке стали закреплять особо чтимые иконы. Таким образом, иконы, обращенные ликами к молящимся, показывали, что в нашей молитве участвуют сами небожители. В монастырях, где шла особая духовная битва за спасение душ людей, иконостасы стали расти и количество икон стало умножаться. Но и в этом случае в Греции иконостасы не получили такого развития, как на Руси. У нас же, приняв греческую храмовую культуру, развили и усилили ее. На Руси иконостасы, особенно в Средние века, становятся глухими стенами, сокрывшими алтарь от взора простых верующих. На Руси появляются иконостасы в 5 (обычно) и более рядов икон вверх.

Слайд 45 . Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он поистине вопиет о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников. Тех, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с нами. Помогает и нам достичь спасения.

Иконостас может иметь и больше и меньше 5-ти рядов. Обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери, а остальные иконы устанавливаются по возможности.

Иконостас, как мы с вами уже видели на схеме храма, отделяет мир божественный от мира человеческого. И в то же время иконостас объединяет оба эти мира в одно целое, показывая на образах святых, что разделение это преодолимо в примирении человека с Богом.

Слайд 46. В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота).

Они называются так потому, что во время богослужения из них для Причащения верующих выносят Чашу с Телом и Кровью Царя царей – Господа.

Слайд 47. Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.

Слайд 48. Справа от Царских врат всегда икона Христа.

Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…

Слайд 49. А за иконостасом находится алтарь . Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Это самое святое пространство храма. Посторонним сюда вход не разрешен. Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или площадки, устроенные для принесения жертв языческим богам. У древних христиан (I–II вв.) алтарь – это особый стол, за которым в чьем-либо доме происходила агапа («вечеря любви»). Позднее в Православии алтарем стали называть престол храма, на котором совершается Таинство Евхаристии.

Слайд 50 . Алтарь - это не секретная комната. Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

Слайд 51. Посмотрим вверх. В барабане центрального купола положено изображать Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково и одновременно державно наблюдает за нами.

Слайд 52. Христос благословляет верующих священническим благословением. Окружают Его Ангелы, которые не дерзают поднять взгляд на Господа.

Слайд 53. В православном храме проповедь и молитва ведется на языке того народа, где находится этот храм. Русская православная Церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и на многих других языках. Единственное исключение – русский. На русском языке ведется проповедь, но богослужение ведется на «церковно-славянском языке». Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж – Отче, Боже, Дево… Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковно-славянский язык - общий язык для православных многих стран мира – России, Болгарии, Сербии, Чехии...

Слайд 54. Правила грамматики для этого языка, а также азбуку для него в 9 веке создали «просветители славян» - святые братья Кирилл и Мефодий.

Слайд 55. песня.

Ковчег, лодка, парус давно стали поэтическими и культурными символами. Высокие волны, полёт чайки, бескрайний синий простор… Что может быть прекраснее? Меж тем, образ корабля двояк. С одной стороны, он символизирует непрерывность человеческих скитаний, беспомощность в житейском море. Но это и метафора Ноева ковчега, Корабля Спасения и Веры.

Церковь как корабль

Храмы в форме корабля – один из самых древних типов. Эта архитектурная метафора выражает ту идею, что Церковь, словно корабль, спасает верующих, ведёт их к Царствию Божию. Например, римский теолог Ипполит, живший в III веке, определял церковь как «корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий».

Свт. Ипполит Римский:
«Церковь — корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий»

Большое количество православных храмов может быть отнесено к типу «корабля» ввиду популярности расположения храма, трапезной и колокольни в одну линию. В таком архитектурном стиле выполнены и некоторые московские храмы. Например, церковь Архангела Михаила в Тропарёве и церковь Воскресения Христова в Кадашах .

А идея создать Храм-корабль в Запорожье принадлежит известному путешественнику, писателю, художнику, протоиерею Фёдору Конюхову. Так утверждение о том, что церковь – это корабль в житейском море, обретает зримое воплощение.

Из гавани с кремовыми шторами

Образ корабля часто встречается в произведениях христианской литературы, в том числе, и в древнерусских памятниках: «Исповедь» святого Августина (400 г.), «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) и др. В «Житии» протопопа Аввакума (ХVII в.) корабль символизирует его жизнь, в которой были и счастье, и горе. Во время продолжающегося сейчас Года литературы очень важно проследить книжные аллюзии этого образа: от кораблей из «Одиссеи» и «Илиады» Гомера с их неповторимой силой, мощью, энергетикой, путешествий Гулливера и Робинзона Крузо до ХХ века. Михаил Булгаков не случайно называет дом Турбиных «гаванью с кремовыми шторами». Так, в сознании булгаковских героев пространство дома связано с образом корабля. Алексей Турбин произносит: «Дом наш – корабль». И слова эти надо трактовать шире: речь идет о всей России.

Лев Лагорио. Вид на Академию художеств с Невы

Архетип корабля широко используется и в живописи. Например, русский маринист Иван Айвазовский чаще всего изображает море как необузданную стихию и борющиеся с волнами корабли. Это придаёт его произведениям сильную эмоциональность, героико-романтическую ноту. А вот изображающее тонущих людей масштабное полотно современного художника Константина Худякова «Омут» выглядит грозным предзнаменованием.

Храмы в форме корабля —
один из самых древних типов

Удивительным художественным чутьём обладал голландский живописец Иероним Босх. Символична его работа «Корабль дураков», где он изобразил людей, погрязших в своих грехах, не понимающих даже, что их корабль давно остановился. Как точно отмечает искусствовед Паола Волкова: «Герои картины дураки только по той причине, что они перестали слышать что-то ещё, им интересно только прожигание жизни, им интересен только самый низовой уровень». Ведь, по сути, художник нарисовал антикорабль, застывшее время и пространство (для людей, не устремляющих взгляды на небо, оно таково). Это ещё одно предзнаменование, связавшее XV и XXI столетия.

И корабль плывёт…

Прошлый век с гибелью «Титаника», хаос и калейдоскопичность современной жизни актуализируют в первую очередь трагическое восприятие. Всплывают и кинематографические аллюзии – например, фильм-притча Федерико Феллини «И корабль плывёт…». После сложных сюжетных переплетений, исполненных весьма странной символики, оба корабля в фильме идут ко дну, олицетворяя гибель мировой культуры.

Да, корабли иногда тонут, но ведь истинные моряки никогда не сдаются, обращаясь с молитвой к святителю Николаю Чудотворцу. Именно он считается их покровителем и первым помощником. В жизнеописании рассказывается, как в одном из своих морских путешествий святой воскресил моряка, попавшего в шторм. «Человек таков, каковы его корабли. Его стремления, его подсознательные драйвы материализуются в кораблях», – справедливо считает доктор искусствоведения Александр Якимович.

А ещё корабль – это образ будущего, пространство мифологическое и фантастическое. Вспомним космический корабль, великие полёты-подвиги наших космонавтов. И, пожалуй, самое главное: корабль – это непрерывное движение вперёд, к Мечте, к своим Алым парусам. Это сила и несгибаемость человеческой воли и вера в промысел Божий.

Алина Бурмистрова

Урок 14. Храм.

Проверка д/з

Слайд 1. Правила поведения.

↓5. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

Новая тема

Слайд 2. Название урока.

Вы узнаете:

Что люди делают в храмах

Как устроен православный храм

Слайд 3. Повторение ранее пройденного материала.

Давайте вспомним с вами, что такое религия? (дети отвечают)

Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир, (щелчок) вера в Бога .

А какая цель у религии? (дети отвечают)

Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним.

Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (дети отвечают)

(щелчок, Васнецов Вседержитель (плафон главного купола Владимирского собора в Киеве)) Да, встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу.

Помните, на прошлом уроке мы с вами сравнивали жизнь человека с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. (щелчок) Послушайте стихотворение про храм в честь апостола Петра в городе Санкт-Петербурге.

Божий Корабль Петра

Григорий Петрович Васильев

В городе каменном, в парке Строителей

Белый вздымается Храм.

Вдаль разливается звон упоительный,

Плавно летит по ветрам.

Светят, как звёзды, кресты золочёные-

Мачты больших куполов,

Парусом нежным вокруг облачённые

В лёгкий туманный покров.

Будто причалил на время у острова,

Смотрит вперёд на восток,

Сильный корабль Святого Апостола,

Ждёт в паруса ветерок.

Вера, как ветер попутный, решительный,

Небо, как Божий компáс,

Колоколами вещает спасительный

Людям отшествия час.

В Санкт-Петербурге, на самой окраине

Ждёт от утра до утра

Всех в путешествие вечное, тайное

Божий корабль Петра.

Слайд 5. Внешнее устройство храма.

Давайте посмотрим внешнее устройство храма.

(щелчок) Вход в храм начинается с паперти. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

(щелчок) Над притвором обычно строится колокольня.

(щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т. е. люди, уже принявшие Крещение.

(щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь . Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца.

Слайд 6. Внешнее устройство храма.

Колокольня может стоять и отдельно от храма.

Слайд 7. Внутренне устройство храма.

А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.

Щелчком на схеме храма по определенной части вызывается стрелка на объемной модели храма. Повторный щелчок по той же части стрелку убирает. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.

Слайд 8. Символическое значение частей храма.

Щелчком по цветному блоку с надписью вызывется выделение этой области на объемной модели храма. Повторный щелчок убирает выделение. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.

Деление храма на части совсем не случайное явление. Все имеет практическое значение и символический смысл.

(Небо) Купольная часть храма символизирует Небесную область бытия – божественный мир.

(Земля) Паперть, притвор и храм символизируют собой земную область бытия – земной мир, выстроенный как лестница восхождения души: паперть – притвор - храм.

(Рай – Небо на земле) Алтарь символизирует Рай как Небо на земле. Престол в алтаре – трон Небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Главы Церкви.

(Встреча Неба и земли) Амвон, отделяющий алтарь от храма, символизирует встречу Неба и земли. А иконостас – молитву Небесной Церкви: святых и ангелов.

А теперь давайте проведем небольшую виртуальную экскурсию по храму.

Слушаем текст и смотрим иллюстрации

Слайд 9. Иконы, свечи.

В православном храме людей встречают иконы, свечи.

Слайд 10. Священник.

И священники.

Здравствуйте, ребята. Я священник Алексий. Я здесь служу.

А что это за служба? - спросила Леночка.

Учу людей, вместе с ними молюсь Богу и людям же стараюсь помогать.

Слайд 11. Свеча.

Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 12. Свеча.

В свече есть Благодать Святого Духа,

Соединение любви всех христиан.

Напоминание, что свет идет от Бога,

И все дороги, нас приводят в храм.

Горит свеча и освещает лики,

Чтоб их могли бы видеть мы всегда.

Куда достать не могут блики,

Там поселится, может мгла.

Слайд 13. Свеча.

Где нет добра, там зло клубится,

Где света нет, там тьма лежит.

Давайте ж вместе мы молиться,

И пусть нас всех, Господь хранит.

Слайд 14. Свеча.

Свеча горит, как символ веры,

А вера - это Божий дар.

И пусть священник каждодневно,

Свечу зажгя, несет в алтарь.

(Олег Воротынский)

Слайд 15. Кадило.

Мимо прошел другой священник, и в руке он держал дымящееся…

Кадило! - шепнул Ваня.

А зачем вы чадите в храме? – не удержалась Лена.

Слайд 16. Кадило.

Да, это кадило, - подтвердил отец Алексий. - Им священник совершает каждение. И вы правы: слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Слайд 17. Кадило.

Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.

Слайд 18. Панихида.

Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 19. Канун.

Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Слайд 20. Канун.

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Слайд 21. Голгофа, канун, поминание.

Молитвенная память называется «поминание».

Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

Идут года, теряют люди близких.

Старухи в церкви слабою рукой

Выводят поминальные записки,

Где значится вверху: «за упокой».

За все они пред памятью в ответе!

В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,

Сплестись в одну незыблемую суть, -

Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,

Туманной дымкой скрытые вдали...

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли.

(Надежда Веселовская)

Слайд 22. Записки.

«Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

Слайд 23. Записки.

Слайд 24. Записки.

Слайд 25. Молитва.

А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Слайд 26. Храм, иконы.

Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

Слайд 27. Иконы.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Слайд 28. Иконы.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.

Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.

Слайд 29. Священник.

Методическая разработка урока по предмету ОРКиСЭ

Тема урока : Православный храм.

Цель урока:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Личностные: о риентировать на моральные нормы и их выполнение (правила, запреты),воспитывать уважение к представителям других религий.

Метапредметные : уметь выделять и формулировать познавательные цели урока

Предметные: знать устройство и назначение православного храма.

Виды деятельности: Беседа, работа с презентацией, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: храм, паперть, притвор, алтарь, иконостас, колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Православный храм».

Ход урока

1 . Орг. момент

Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите чуточку сердечной теплоты.

2. Актуализация знаний (слайд 1)

- Ребята, давайте вспомним, что такое религия? (ответы детей с использованием личных впечатлений и знаний - вера в Бога, есть нечто разумное выше нас, ангелы, святые, Божья Мать, Иисус Христос, их никто не видит). - Давайте обобщим наши высказывания (слайд 2)

- Религия-это вера в разумный невидимый духовный мир, вера в Бога.

- А какая цель у религии? (слайд 2)

-Цель религии - встреча с Богом, соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним. – Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (ответы, размышления детей). (слайд 2)

- Да, встреча с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человека и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом, сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь.

-Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. (слайд 3)

- Церквами также называют и места собраний верующих-храмы.

(слайд 4) Это Храм Христа Спасителя, по другому мы можем сказать церковь, то есть Дом Божий, где собирается Церковь- Божия семья, где молится православный народ.

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (ответы детей)

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (Закройте глаза и представьте себя в огромном мире. Что происходит? Все движется вокруг: время, люди, события…) (ответы детей) (слайд 5)

Конечно же с песчинкой, маленьким суденышком в круговороте жизни.

- Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов.

Для чего люди собираются в храме? (ответы детей)

Сделаем вывод:

-В храме люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то.

3 . Постановка и формулирование проблемы

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

( О православном храме).

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого –небо и подножие земля. Храмы нужны людям.

-Как вы думаете, храмы нужны человеку? (ответы детей)

-Объясните свою точку зрения. (слайд 6)

Игра «Продолжи предложение»

Храм – это здание, в котором…….(люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то)

В храме происходят обряды…….(крещение, отпевание, венчание)

В храме много……(свечи, иконы, люди)

Сегодня на уроке мы разберём с вами устройство православного храма и узнаем, как правильно вести себя в храме.

4.Беседа с учащимися.

(слайд 7)

- Испокон веков на Руси храмы строились на самом красивом месте. Как только человек селился, сразу старался строить Божий дом.

-А вы знаете, в чем различие деревни и села? (ответы детей)

Если есть церковь-село, а если нет- деревня.

Храмы могут быть большими и маленькими, деревянными и каменными. Главное мы можем приходить в Божий Дом и молиться Ему.

(слайд 8)

По внешнему виду храмы отличаются от других зданий.

- Чаще всего храм в своем основании устраивается в виде креста . Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.

- Может устраиваться в виде продолговатого корабля , это означает, что церковь, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии небесном.

- Может устраиваться в виде круга , напоминая о вечности Церкви Христовой или восьмиугольника , как бы путеводной звезды, Церкви, ведущей нас в этом мире.

По каким признакам мы отличаем православный храм от других?

(У него есть купол, на котором находится крест)

Здание завершается куполом , изображающем небо. Купол заканчивается главой , на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (слайд 9)

(слайд 9)

Над входом в храм, а иногда и рядом, строится колокольня или звонница.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения - либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопшего.

(слайд 10)

(Звучит колокольный звон)

Физминутка (слайд 10)

Дили-бом, дили-бом

Заходите в Божий Дом

Идите, спешите

Христа в душу впустите.

5. Изучение нового материала.

Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас должен познакомиться с правилами «Как вести себя в храме»

Когда мы приходим в гости, что мы делаем? (здороваемся)

Кто может мне рассказать, как вести себя в храме? (слайд 11)

-Храм состоит…

Вывод:

Входя в храм, христиане на миг останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит осенить себя крестным знамением, то есть изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и кричать.

Ну, добро пожаловать в храм.

(слайд 12)

Итак, поднимаемся на паперть .

Что вы видите? (ступеньки, дверь)

-Какие ассоциации возникли у вас?

-Паперть символизирует образ духовного возвышения, как Царство не от мира сего. Раньше на ней молились кающиеся грешники, а теперь стоят нищие.

(слайд 13)

-Притвор. Что вы видите? (крест, иконы, свечи) ассоциации.

Это славянское слово со значением « перед дверью». Раньше в притворах стояли те, кто готовился к крещению.

(слайд 14)

Самая большая часть - сам храм . В храме молятся верные христиане, то есть те, кто принял крещение. Сейчас мы видим внутреннюю часть храма. Что вы смогли увидеть?

(Иконы, свечи, …)

(слайд 15)

Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Но ставить их можно только до или после службы, а во время службы нужно внимательно слушать священника. Во время службы нельзя ходить по храму, здороваться, разговаривать, жевать и говорить по телефону.

(слайд 16-17-18)

(слайд 19-20-21)

-Главное место в храме - это алтарь, место святое.

Что вы увидели?

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм землю.

Самое важное место в алтаре - престол, особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Иисус Христос, и поэтому касаться его могут только священники. Входить в алтарь могут только священники и особо благословленные прихожане.

Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в храме: …(ответы детей) (слайд 22)

6. Закрепление. (слайд 23-30)

Коллективная работа.

Загадки.

Висит цветок, внутри его лепесток

Кто к нему прикасается-

Музыка получается. (колокол)

Невидимый, но не воздух,

С крыльями, но не птица. (ангел)

Когда жил, Богу угодил,

К Богу ушел, к людям пришел. (святой)

На горе стоит свеча

В ней молитва горяча. (церковь)

Что выше колокольни? (крест)

Двери есть, а входят не все? (алтарь)

Золотое поле, золотые колосья

Огонек гуляет, колоски сжигает. (подсвечник)

На руках Младенец чистый

Взгляд Его такой лучистый

Солнце за главой сияет

Нас он всех благословляет. (Иисус Христос)

7. Заключение.

Кто знает, как называются здания, изображённые на слайде? Что вы о них знаете? (храмы города)

(слайд 31)

8. Рефлексия.

Что же мы с вами интересного и нужного узнали на нынешнем уроке? Воспользуемся методом незаконченного предложения. (Работа на карточках с частичным озвучиванием)

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

5. Домашнее задание

Творческое задание: нарисовать любимый (или самый запомнившийся) храм.

Учебно-методическое обеспечение

1. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

2. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

Преподаватель. Ребята, давайте с вами вспомним, кто вместе с праведным Ноев был спасен на ковчеге?

Дети. Животные! Люди! Родственники!

Преподаватель. Все верно. А как эти люди назывались по-другому?

Дети. Ближними. Семьей.

Преподаватель. А кто еще заботится о семье, кроме мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.?

Дети. Государство!

Преподаватель. И это верно, но это все земная забота. А вот кто заботится о небесных, духовных нуждах каждой семьи, плывущей на церковном корабле? Сам Господь, через Своих ангелов-хранителей. Что вы видите за окном?

Дети. Деревья, небо, солнце, людей, дома и т.д.

Преподаватель. Все, что вы видите на земле и на небе - сотворил Господь. Но перед этим Он сотворил помощников, друзей для нас - ангелов Божиих. Их очень много. Ангелов больше, чем деревьев в лесу, больше чем, давайте придумаем вместе.

Дети. Звезд на небе. Травинок в поле. Капелек в море. Слов в книжках. Машин в городе и т.д.

Преподаватель. А зачем так много Господь сотворил Ангелов? Он, что Сам не мог со всем справиться? Он же Бог, а Бог все может сделать один. Ему никакая помощь не нужна. Зачем же тогда?

Дети. Он ними разговаривает. Они ему нужны, чтобы с людьми общаться легче было. Ангелы не Богу помогают, а нам. Они для людей пример и т.д.

Преподаватель. Все, что вы сказали это разумно. Господь поставил ангелов заботиться о мире ради человеков. Ангелы есть разные. Их девять чинов или девять ступеней. Есть высшие ангелы, есть поменьше. Но меньше не значит, что они меньше любит Бога и все время проводит на земле в заботах о людях. Все ангелы поют хвалебную песнь у Престола Божья. Все они в разной степени общаются с Богом и, как красиво говорится в одной церковной книге, «лицезреют лица Божьего красоту и доброту неизреченную». У нашей «старушки» Земли тоже есть свой ангел-хранитель. Ноев ковчег, пока вокруг бушевали волны великого потопа, ангел-хранитель осенял своим защитным крылом. У нашего города Вятки тоже есть свой, особенный ангел-хранитель.

К каждому церкви-кораблю Господь приставил ангела-хранителя. Он всегда находится в храме, службу несет в любое время дня и ночи. У него есть даже меч, чтобы защищать нас от зла. А в правой руке, посмотрите внимательно на икону «Ангела-хранителя», у него крест. Тяжело подчас бываем ему хранить нас от зла нас же самих. Пожалуй, это самое тяжелое для него, видеть, как мы сами себя мучаем своими же подлыми делами, злобой, завистью, нетерпением, грубостью, хвастовством. Но, зато -как умеют ангелы бесподобно радоваться! В этом они просто несравненны. Ведь у них совершенно нет грехов. Души у них чистые и свежие, как роса! Ничто не омрачает их радости, если они радуются! Вот вы, ребята, входите в храм, а ангел-хранитель храма тотчас радуется, ликует. Ага, говорит, опять Сережа (преподаватель перечисляет имена всех присутствующих детей без исключения) Богу помолиться пришел. А когда мы стоим в храме, бегаем, зеваем, мечтает телевизор посмотреть, мешаем своими разговорами другим прихожанам молиться, то ангел видит это и головой качает, огорчается. Святые видели ангелов, плачущих о наших грехах, множество раз. Тысячи и тысячи раз! И такая милость Божия к нам, что у каждого из нас есть свой ангел-хранитель! Вот вы еще в начальную школу ходите, совсем пока небольшие люди на земле, а у каждого из вас за плечами стоит могучий ангел с огромными крыльями! Он защитит нас от всего плохого, от опасности любой, если мы будем его любить и не огорчать плохими поступками. Какие наши дела могут огорчить ангела Божия?

Дети со знанием дела перечисляют, что они могут сделать огорчительного .

Преподаватель. Но мы ведь не будем его огорчать? Будет стараться? Станем дружить с ангелом-хранителем? Что нужно делать, чтобы дружить с Ангелом Божиим?

Дети дружно обещают вести себя хорошо.

Преподаватель. Ребята, давайте еще раз вернемся к рассказу о великом потопе и праведном Ное? Припомните сколько лет Ной жил на земле?

Дети. Шестьсот! Тыщу!

Преподаватель. Да почти тысячу лет! Долго, правда? А почему он жил так много лет? Господь за праведность умножил Ною годы его жизни. Он святой и сейчас в Церкви ему можно молиться как праведному человеку. А если Ною молятся, значит, он до сих пор живой, значит, он слышит наши молитвы? Иначе, зачем ему молиться? Верно?

Дети соглашаются.

Преподаватель. А он один на небе живет? Одному-то, даже на небе будет скучно, правда?

Дети. Очень скучно! Одному все скучно!

Преподаватель. Я полностью согласен с вами. Вот, один кусок торта одному съесть еще ничего, но целый праздничный тор - и одному, чтобы слопать - это жуткая скукотища! Действительно, Ной живет на небе не один, а с Господом живет, с Матерью Божией, с сыновьями своими, со всеми святыми. Они дружно живут? Не ссорятся там в раю друг с другом, не жалуются?

Дети улыбаются.

Преподаватель. Да, в раю все любят друг друга, ничего не жалеют для другого и Господь дает им такую радость, что здесь на земле даже представить нельзя! Вот вообразите картину. Кто «картиной» будет? Нет, все сразу не могут. Давайте, пусть это будет самый младший из нас - Ванечка. А мы большие люди - представлять будем! Вот, Ваня, слушай, например, у тебя есть все, что душа пожелает. Что душа твоя желает?

Ваня. Я хочу велосипед со скоростями.

Преподаватель. Хлоп! Есть у тебя велосипед! Что еще ты желаешь?

Ваня задумался.

Преподаватель. А Вы ребята в свою очередь тоже пожелайте для себя все, что захотите. Вообразите это, подумайте! Представили? Вот! А теперь, давайте все, что мы вообразили, подарим Ване просто так! Много получилось? А теперь ты Ваня, каждому подари все, что сам вообразил и все, что тебе подарили другие! Каждому подари! Все представили? У каждого есть все! Вот какое утешение от подарков, ну пусть и воображаемых, мы же их все рано, пусть и понарошку, но искренне ведь дарили! Так вот в Царстве Божием эта радость будет самой маленькой из всех радостей, даже через увеличительное стекло ее не увидишь! Как песчинка на берегу моря! Вот в какой радости живут святые на небе! А как вы думаете, святые знают, что происходит на земле? Молятся они за нас все вместе?

Дети. Молятся.

Преподаватель. Да, только молитвами святых мы и живем до сих пор! Милует нас Господь за прошения о мире наших святых! А как вы думаете, если бы в нашей группе был мальчик по имени Ной, тот праведный Ной, который построил ковчег и живет сейчас на небе, стал бы он молиться за этого мальчика с таким же именем как у него?

Дети. Наверное, стал бы.

Преподаватель. Конечно, стал бы молиться! Он наверное бы сказал, я буду молиться и беречь этого мальчика, потому что он носит мое имя! А вдруг он станет обманщиком, вырастет злым? Что тогда скажут? Скажут, вот имеет имя Ноя, а такой никудышный человечек получился! Грустно будет святому? Святые тоже, как ангелы-хранители заботятся о нас. Их любит Господь, даем святым свою благодать и силу, а они любят Господа, любят нас, людей, живущих на земле. Еще раз вспомним: кого Ной взял с собой в ковчег?

Дети. Свою семью. Зверушек и птичек.

Преподаватель. Верно, добрых птиц и зверушек. А Господь вместе с Ноем, вместе со всеми святыми разве не хочет нас взять к себе на Небесный Ковчег? Очень, очень хочет! Ради этого он и на землю пришел и построил Небесный Ковчег. Он называется - Церковь. Только на этом Ковчеге будем жить мы, а не зверушки. И как Ной заботился обо всех живших с ним в том, древнем ковчеге, так Господь заботится о нас, пришедших в Его Божий Ковчег! Все ангелы-хранители и святые помогают ему в этом большом деле, хранят нас своими молитвами. Но святые не Господь Бог. Они не могут, как Он за всем сразу уследить. Поэтому святые люди не могут заботиться обо всех в один момент. Господь им дает послушание заботиться только о тех мальчиках и девочках, которые носят их имена. Вот, например, если бы в нашей группе был мальчик по имени Ной, то кто бы молился о нем и хранил его больше всех других святых?

Дети . Это праведный Ной!

Преподаватель. Точно! А вот ты, Сережа, имя какого святого носишь?

Сережа. Преподобного Сергия.

Преподаватель. Верно. Да, это преподобный Сергий Радонежский. Вот какой у тебя высокий небесный покровитель. А вы ребята, все знаете кто у вас небесный покровитель?

Дети знают не все, а кто знает - хочет узнать совершенно точно! Преподаватель по месяцеслову определяет вместе с детьми имена их небесных покровителей.

Преподаватель. Вот как Господь заботится о нас, и небесного покровителя нам определяет и Ангела-хранителя дарует! Любит нас Бог больше всего на свете, больше всего мира! Будем его слушаться? Станем любить Его и наших небесных заступников перед Ним?

Выслушать ответы детей. По окончании беседы спеть тропарь всем святым.


Loading...Loading...