Поморские старообрядцы. Древлеправославная Поморская Церковь

Жизнь маленькой старообрядческой общины полна вековых запретов, но на гаджеты и скайп они не распространяются. Авторы «Заповедника» побывали у старообрядцев-поморцев и узнали, как социальные сети помогают сохранять общину и почему даже в них опасно общаться с еретиками.

В миру Сергей Мелько работает охранником, в общине он – хранитель веры. Сергей крестит, венчает, принимает на исповедь и, как и духовные отцы в других общинах, считается авторитетом в вопросах веры. Ему не нужно надевать рясу, чтобы подчеркнуть статус, – по городу ходит в кожаной куртке.

А вот бороду Сергей носит длинную, в отличие от архангелогородских хипстеров, её не подравнивает. «Богом дано – должно быть, и в натуральную величину. Раз я с бородой, другие думают, что как-то связан с верой, но с какой – многие не знают», – говорит Сергей. К безбородым в общине особое отношение – таких после смерти могут отказаться отпевать и хоронить рядом с остальными.

Поморская старообрядческая община Архангельской губернии

Из личного архива Сергея Мелько

Староверы – беспоповцы, то есть не признают современных священников. После церковного раскола дьяконы Соловецкого монастыря посчитали, что истинное священство истреблено, новые богослужебные книги содержат ересь, а в мире воцарился Антихрист. На реке Выг дьяконы основали общину для тех, кто против нововведений и, в отличие от староверов белокриницкого ( – прим. ред) согласия, выступили против принятия беглых священников из Русской церкви. После того как дьяконы умерли, наставниками стали избирать «грамотных мирян».

Так как после реформы многие храмы перешли в собственность Русской церкви, бежавшие в отдалённые районы беспоповцы создавали молебные дома. Сейчас в России только три храма, в которых идут службы староверов-поморов. На окраине Архангельска до 30-х годов тоже стояла поморская церковь – теперь это место занято под коттедж и гараж. Проезжая мимо, Сергей рассказывает, что община мечтает о храме, что его можно построить самим, только землю для строительства они не могут получить уже несколько лет.

– То документы какие-то подать не успели, то нам некогда было, то место не могут выделить. Мы пытались через одного депутата – говорит, нужно спросить разрешение у митрополита РПЦ. А нам до него фиолетово! Чё, мы к нему пойдём? Не пойдём.

Молебный дом поморских беспоповцев находится в деревне за городом. Изба как изба, ничем не отличается от тех, что стоят через дорогу. На крыше нет ни купола, ни распятия, а вот внутри, в небольшой комнатке, где проходят службы, красный угол в иконах.


Староверы поморского согласия в молебном доме

Фото: Антон Карлинер


На службу староверы-мужчины надевают азям или рубаху с поясом

Фото: Антон Карлинер


Фото: Антон Карлинер


Старовер Виктор на крыльце молебного дома

Фото: Антон Карлинер

– Фёдоровна нас тут приютила, – говорит Сергей о пожилой хозяйке дома. – Мы за ней ухаживаем, она – за домом. Здесь мы будем молиться и тогда, когда Фёдоровны не будет.

– То есть в ближайшее время у вас свой храм не появится?


– Нет, своё у нас только что кладбище. Мы арендовали землю на 40 лет, поэтому без моего разрешения там никого нельзя хоронить. По-другому никак – здесь тогда любому можно будет. У нас же нет закона о конфессиональных кладбищах, а мы совершаем обряды, витию поём.

На столе лежит хлеб, выпечка – утром в молебном доме была поминальная трапеза, вспоминали брата старообрядки Марии Драницыной, похороненного 40 дней назад. На одного человека в общине стало меньше – всего 104 старовера-поморца на весь Архангельск и ближайшие города в области.

50 религиозных организаций древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) зарегистрировано на территории России, по данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года. Без регистрации действуют более 200 общин и групп.


Наставник поморской общины староверов Сергей Мелько вместе с владелицей молебного дома в Архангельской области

Фото: Антон Карлинер

– Тем, кто не приходит, епитимьи (прим. ред. – назначения наставника, в том числе, продолжительная молитва, усиленный пост и т.д.) даю. Но я не могу дать епитимью ходить на службу. Вы о душе-то думайте, говорю. Какие наши дела перед Богом? То, что мы нищему помогли, дали три рубля – это мирское дело. Бог нас за милостыню тоже, конечно, будет спрашивать, но он и спросит: «Сколько ты молился? Сколько ты постился? Как ты жил? Правильно или неправильно?» Вот наши дела перед Богом-то. На суде будут спрашивать про жизнь по-христиански.

Про обряды: держи чашку, шапку и брюки не носи

Седьмой день недели у всех староверов праздничный: община посвящает этот день Богу, поэтому работать и заниматься бытовыми делами запрещено. Это время молебна, телевизоры и компьютеры выключены. В воскресенье в домах тишина и горят лампады. Если дорога до молебного дома занимает много времени, староверы могут провести утреннюю в квартире.

– Строгого устава на домашнюю молитву нет – лишь бы только всё шло оттуда, от сердца. Ну, может, это и лень наша, – рассказывает Мария Драницына.


– Ну вот, вот так мы общину и разрушаем! – Вступает в разговор Анна, дочь Марии.


– Она всё – что я разрушаю общину! – Драницына разводит руками. – Наоборот, сохраняем. Зачем мы будем напрягать кого-то, если можем сами? И у Ельки-то (сестра – прим. ред.) проблема какая – у неё мужик лежит, и если ехать, она потеряет три-четыре часа. А если приедет ко мне, то только два. Помолились, пообедали, и она ушла.


Церковь РПЦ у дома Марии Драницыной в Новодвинске

Фото: Антон Карлинер


Новодвинск

Фото: Антон Карлинер

В советские годы Мария работала мастером на целлюлозно-бумажном комбинате. Когда её повысили до начальника отдела, отвечала за состав бензина, масла. Чтобы «ползать по цистернам», на комбинате приходилось носить брюки. И сейчас, работая кондуктором, по привычке юбку Мария надевает редко. Анна говорит, что это неправильно, и даже для езды на велосипеде старообрядка не должна надевать брюки.

У обеих женщин длинные волосы, собранные в хвост или в шишку. Краситься и стричься запрещено. Во времена советов были исключения. Например, наставник Василий Федотович Марии разрешал иногда даже завивать волосы. Взамен взял обещание: после ухода с работы не обрезать ни одной волосины.

– Всё то, что мне отцы духовные скажут, – я под козырек, и пошла выполнять. За всю жизнь красилась только раз на свадьбе у знакомого. Я должна была речи произносить, невесту с хлебом и солью встречать – и мне предложили. Так меня так намалевали, что даже жених сказал: «Не красься, тебе не идёт».


Старообрядки всегда должны ходить с покрытой головой, но шапки носить запрещено.

– Один раз на экскурсию я надела павлопосадский дорогой, хороший платок. Мальчик один мне с издёвкой сказал: «А что у вас на голове за тряпочка надета?» На следующую экскурсию я уже пришла в берете. Я исповедаюсь, даю обещание не носить, но иногда всё же шапку надеваю. Так нельзя! Если несчастье и смерть – ничего тогда не исправить.


Мы заходим на кухню, где под иконой и крестом стоит накрытый стол. Для нас подготовлены кружки и тарелки из другого шкафа. Староверам-беспоповцам запрещено есть из одной посуды с иноверцами, так как произойдёт мирщение – «соединение с еретиками, принадлежащими к падшему миру». С особой строгостью правило соблюдали старообрядцы, живущие общинами в глубинках, что было связано и с боязнью заразиться чем-нибудь от проходящих путников.

– Приходишь на работу – там эти корпоративы: «Аня, ты почему не с нами? – Да я дома поела. – Аня, пошли чай пить? – Да я не хочу». Сейчас я перестала на все банкеты ходить. И чувствуешь, что когда ты со всеми, с начальством ходишь, к тебе лучше отношение. А когда ты стороночкой держишься, отношение к тебе немножечко другое… С подружкой одной общаемся по телефону – она не наша. Редко к ней в гости приезжаю, у неё не ем, не пью. Она это понимает.


Старообрядка Мария Драницына в своей квартире

Фото: Антон Карлинер

– Так ты возьми свою чашку да ходи, – говорит Мария.

– Нельзя! Нельзя этого делать. Ты села за стол – и всё равно замирщилась. Ты же сидишь с ними за одним столом под бесовские песни!

– А я хожу со своей чашкой на все пьянки.


– Видите, у мамы пережитки советского времени. У неё появилось много друзей. А у меня уже столько друзей не будет, потому что ограждаю себя вот от этого замирщения.


– Я беседовала с Василием Федотовичем на эту тему, – объясняет Мария. – Мы с одной подругой вырастили детей вместе, мы в кино всё время вместе ходили, по очереди сидели с детьми. Так вот как я сейчас могу сказать: «Иди ты отсюда, я с тобой не буду чай пить вместе!» Не по-человечески это, правда?


– А чай пить, по-большому счёту, грех. Когда шел Исус Христос по этому…ну, там, из какого-то города в другой, все травы ему низко поклонились, а табак и чайный куст с кофейным деревом не поклонились, – рассказывает Анна.

«Замирщиться» можно и через запрещённые продукты, к которым верующие, помимо чая и кофе, относят конину и даже картофель. Если среди белокриницких старообрядцев чай укрепили купцы, то беспоповцы до сих пор относятся к напитку настороженно и заменяют его сбитнем. Многие запреты связаны с верой беспоповцев в апокрифы. Например, о том, как Христос назвал лошадь «скверной и поганой», за то, что она ела сено, в котором он прятался от иудеев.

Староверы пишут Исус с одной буквой «и» по правилам славянского написания имени: ср.укр. - Ісус Христос, белор. - Ісус Хрыстос, серб. - Исус, русин. - Ісус Хрістос, макед. - Исус Христос, босн. - Isus, хорв.- Isus


Снеток или гольян, как и другая рыба, запрещены в Великий пост у староверов-поморцев

Фото: Антон Карлинер

Также беспоповцы считают, что человек должен принимать пищу только два раза в день – «молитва на набитый желудок не идёт». Такого же мнения придерживается Анна, но не Мария.

– Наша слабость – 15 раз в день! – смеётся Мария, доставая с полки синюю пластиковую коробочку, в которой лежат маленькие сушёные рыбки, похожие на насекомых. – Это гольян, с которым Ломоносов шёл в Москву. Я на этой рыбе выросла. Сейчас мужички берут её к пиву. И зять вот половину взял.


– А как же вы в пост себя сдерживаете, если так любите эту рыбу?


– В Великий пост, да, рыбы, масла – ничего нельзя, – строго говорит Анна.


– Рыба у меня – самый большой грех. В Поморском уставе можно найти прослабления, вот и балуемся. Мяса, яиц, конечно, не едим. На комбинате как-то случай был. Там мужчина был, знаете, атеист. Сидим мы как-то с одной верующей женщиной, он к нам в Великий пост подходит с мороженым и говорит: «Смотрите, девки, я ем, а вам нельзя!» Через пять лет я встретила его в рясе. Это был шок! «Женя, что с тобой?!» А он: «У меня был стресс».


– Бабушка у нас раньше суп в унитаз выливала мясной. Она приедет, если у мамы суп наварен – она его в унитаз, и всё, – улыбается Анна.

– Бабушка у нас строгая.

– Бабушка у нас молодец, она нас всех... построила, – шутит Мария. – Когда я третью дочь рожала, двоих отправила к ней. Возвращаюсь, а они говорят: «Давай будем пост держать». Пока я кормила молоком, не держала, потом начала. Маленькой отдельно варила суп. Так она у меня в три года взбунтовалась: «Почему ты им суп наливаешь из этой кастрюли, а мне из этой?» Так я стала объяснять, что есть пост, есть постный суп. Думаю: поймёт или не поймёт? Поняла. Но в моём доме больше мясного супа в пост не было. Ну а что касается посуды, если попал в волчье стадо…

– Все эти прослабления – это оправдание, – резко останавливает её Анна.

– Анна у меня, знаете, чересчур хочет в эту историю войти.


– Да не в историю. Я пытаюсь исправлять всё то, что положено исправить старообрядцу.


Поморский крест-голбец на могилах поморских староверов делается с кровлей, чтобы защитить его от снега и дождя. "Если человек не намолил себе креста праведной жизнью", как пишет архитектор Игорь Шургин, голбец на его могилу могут не поставить.

Фото: Антон Карлинер


Поклонный крест у дома семьи Мелько

Фото: Антон Карлинер

Про браки: верь, крестись, рожай детей

Староверы-беспоповцы делятся на тех, кто заключает браки, и тех, кто сомневается в их законности: «после церковной реформы Никона священства обряда разрушено». В поморских общинах молодых людей раньше благословляли на «брачное житие», не читая при этом молитв, а с 19 века венчание разрешили, утвердив свод правил.

Главное из них – оба брачующихся должны быть староверами поморского согласия. Если же один из них принадлежит к другой вере, в том числе к другой общине староверов, наставник проводит обряд крещения. Не перекрещивает, а крестит заново тройным погружением в воду. Для этого надо брать отпуск, так как в течение восьми дней после обряда нужно носить крестильную рубашку.

В советское время правила нарушались – поморы-беспоповцы жили в гражданских браках с людьми другой веры. «Муж был даже не никонианин, – рассказывает Мария Драницына. – Он говорил: я ни в Бога, ни в кого другого не это самое… Ты веришь – верь, я тебе не мешаю. А где, где в нашей округе можно было выйти замуж за старообрядца и нарожать детей? Никого не было. У меня и у мамы один муж был никонианин, но понимающий старообрядчество, принимающий все эти обряды. Потом мама вышла замуж второй раз – за моряка. Он уже – ни в кого. Он всё время в море ходил, так что мама нас крестила, а батька-то, наверное, и не знал, что мы крещёные были».


Родители Марии Драницыной

Фото: Антон Карлинер

Другое правило староверов – венчание заключается для продолжения рода. В общине бывали случаи, когда бездетным староверам церковь предлагала расстаться. Здесь мнения могут расходиться даже в одной семье. Если Анна Драницына говорит, что брак исцеляет от блуда и дети для сохранения семьи необязательны, то её мама считает, что «от безделья пойдет взгляд налево» и дети должны быть у всех староверов.

– Всё решается до свадьбы и желательно – в письменном виде, чтобы потом можно было показать: извини, ты так говорил. Если один из супругов не принимает крещение, он должен подтвердить, что не будет препятствовать исповеди детей. В семье всё должно быть правильно – либо надо к никонианам идти. История семьи должна сохраняться. И люди – одного поля ягоды.

Про воспитание: стой, молись, не бегай


Марина и Таисия – подруги-одноклассницы. Свободное время после уроков они проводят вместе, но в выходные встречи редкие: Тася ходит в воскресную православную школу, Марина ездит с мамой на службу к бабушке или в молебный дом.


– Тася зовёт Марину с собой в воскреску, но ей строго запрещено туда ходить. Я объясняю, например, что есть наша вера, есть пост. Бывает, и Тася придёт к нам и скажет: «У нас дома пост, мне конфеты нельзя». Марина: «А у нас тоже пост!», – рассказывает Анна. – Я поддерживаю их дружбу. У Таси семья хорошая, строгая, папа строгий, только они ходят в ту церковь, а мы в другую. Мне нравится, что они могут о вере поговорить. Помню, что мы с подружками в детстве в школьном туалете крестики друг другу показывали, чтобы нас никто не увидел. Сейчас можно быть уверенным, что матерей не посадят за это. А раньше могли.

Неофициальные названия: поморцы, брачные поморцы, брачные беспоповцы, поморцы законно-брачного согласия, даниловцы

Организационная структура

Российский совет ДПЦ (РС ДПЦ) - 107061, г. Москва, Преоб-раженский вал. 25

Председатель - Олег Иванович Розанов (наставник Невской поморской общины Петербурга и председатель Единого совета ДПЦ). Адрес: 191040, г, Санкт-Петербург, Коломенская ул., 12а;

Заместители председателя РС ДПЦ - д.н. В.В.Шамарин (Санкт-Петербург) и И.В.Сокерин (Сыктывкар)

Поморский храм св.Николы Чудотворца на Преображенском кладбище в Москве

Согласно решению Собора ДПЦ 2006 г. , РС ДПЦ состоит из совета старейшин (не менее 9 членов), духовно-канонического, учебно-издательского, хозяйственно-экономического и историко-архивного отделов, а также канцелярии. Решение духовно-канонических вопросов осуществляется одно-именным отделом, состоящим исключительно из наставников. Вы-борную должность председателя отдела осуществляет наставник Невской Поморской общины Владимир Викторович Шамарин.

В мае 2006 впервые с 1912 г. в Санкт-Петербурге прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви.


4 мая 2006 г. Санкт-Петербург. Делегаты Собора Древлеправославной Поморской Церкви у храма Знамения Пресвятой Богородицы Невской поморской общины в Рыбацком

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2004 года на территории России зарегистрировано 45 религиозных организаций ДПЦ, в том числе, 2 централизованные религиозные организации, 42 местные общины и одно религиозное учреждение.

На территории Самарской области официально зарегистрировано четыре поморских общины. Самая крупная из них – в Самаре. Председатель Совета самарской общины ДПЦ – П.В.Половинкин. В Самаре есть и вторая Поморская община, она невелика, наставника не имеет. Имеется община в г.Сызрани, наставника нет. В 2002 г. зарегистрирована община ДПЦ в г. Тольятти, возникшая на базе тольяттинского Подворья Самарской общины ДПЦ. Имеются группы верующих в г.Октябрьске, в с.с. Воскресенка, Кошки, Преображенка и др.

Краткая история Древлеправославной Поморской Церкви

ДПЦ самоопределилась после Никоновых реформ сер. 17 в. сохраняя чины и традиции древлецерковного благочестия. Большую роль в становлении ДПЦ сыграли соборы в Соловецком мон. в 1658 г. и в Куржецкой обите-ли в 1656 г., с решениями которого выразили согласие многие епископы, архимандриты, игуме-ны, протопопы, не согласные с церковными реформами патриарха Никона. Собор выне-с решение твердо соблюдать устои древлеправославия. На этом же соборе епископ Павел Коломенский на вопрос об угасании свя-щенства сформулировал основу беспоповства - "в вас самех есть мужие священноиноцы и иноцы, простии благоочестивии мужие, боя-щиеся Бога. Сами себе опасно и безбедно соблюдают, могут и при-ходящих к ним пользовать и помогати в приключившихся нуждах" (Щит Веры. 1913). Но упорство людей в сопротивлении реформам вызвало волну преследований и казней, скрываясь от которых бежа-ли на Дон, в Сибирь, Керженец, Стародубье, где основывались ски-ты.


Панорама Выговского общежительства

Особую притягательность имел древний центр духовности - Русский Север. Большой вклад в сохранение Старой Веры внесли такие северные монастыри как Сунарецкий скит, Куржецкая обитель, Саразерский скит, Палеостровский мон. и др. Самым авторитетным являлся Соловецкий мона-стырь, который категорически не принимал новых реформ. Мона-стырь неоднократно разорялся, монахи подвергались казням, но со-противление продолжалось вплоть до взятия монастыря царскими вой-сками в 1676 г. Однако те, кто сумели бежать от преследований, в Прионежье, на реке Выг основали новые скиты, на месте которых в 1694 г. братья Андрей и Симеон Мышецкие организовали обитель.

Выговская киновия стала центром древлеправославия. Именно там утверждается право мирян проводить крещение и исповедь. По преданию, именно здесь были написаны "Дьяконовы отве-ты", по просьбе керженских старообрядцев-поповцев. Здесь же Андрей Дионисиевич в 1722 г. участвовал в создании "Поморских ответов" - первого ясного изложения взглядов ста-рообрядчества.


Паломники-поморцы у памятного креста на месте Выговской обители

Хотя в старообрядчестве зарождались разногласия, но вплоть до середины XVIII в. они не были кардинальными. В начале XVIII в. исследовалась возможность восстановления иерархии, однако священства, которое отвечало бы всем требованиям обнаружено не было. После этого беспоповцы бо-лее не испытывали судьбу, "не восхищали утерянное по промыслу Божию".

В поморском беспоповстве первоначально сомневались в законности совершения брака после «истребления истинного священства», однако со временем по примеру древней Церкви стали признавать церковное безсвященнословное благословение на брак и наставники начинают благословлять на брачное житие.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Москве в Покровской "Монинской" моленной при наставниках отцах Василии Емельянове и Гаврииле Скачкове окончательно сложился "чин брач-ного молитвословия" (т. е. порядок совершения брака у приемлю-щих этот институт беспоповцев). Однако и до этого времени по-добные же чины (в которых опущены чисто иерейские молитвы) практиковались среди беспоповцев Вологды, Рыбинска, Саратова, Самары, Чугуева, Патриаршины (нынешний Орехово-Зуевский р-н Московской обл.).


Пасхальная служба в поморском храме (Самара)

До 1909 г. нынешняя ДПЦ состояла из самостоятельных приходов-общин, центральных органов управления в ней не было, а соборы имели региональное значение и созывались не регулярно.

В начале XX в. ду-ховным центром поморцев становится Москва: в 1907 г. в Москве регистрируется община Токмакова пер. (официально именовавшаяся второй общиной Поморского брачного согласия). Храм в Токмаковой переулке становится всероссийским центром помор-цев, в нем происходят соборы, съезды и формируются координа-ционные органы.

Звонница храма 2-й Московской поморской общины в Токмаковом переулке

В 1909 и 1912 гг. в Москве проходили I и II Всероссийские соборы христиан-поморцев, приемлющих брак, образо-вавшие для текущего руководства Совет соборов и съездов (рас-пущен советскими властями в 1930 г.), духовные сове-ты и духовный суд. От этого времени до конца 1980-х гг. официальное наименование церкви стало Старообрядческая Поморская Церковь.

В октябре 1909 г., в 1910 и 1911 гг. проводились еще и всерос-сийские съезды (последний из них специально по проблемам народ-ного образования среди староверов-поморцев). Съезд христиан-поморцев в 1923 г. разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Ду-ховного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

В XX веке в поморское брачное со-гласие перешел ряд мощных федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья Таким образом, уже в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием.

Поместные духовные советы фактически действовали в регио-нальном масштабе с 1923 по 1930 г., пока не были распущены вла-стями. В 1920-х годах в Саратове четырежды созывались нижне-волжские областные соборы христиан-поморцев, приемлющих брак. Общецерковные вопросы рассматривались также на ряде местных соборов - Курганском (1923), Нижегородском (1924), Северо-Кавказском (1926, станица Георгинская), Барнаульском (1926) и др.

До конца 1920-х годов в ДПЦ существовали духовно-админи-стративные области, т. е. "кусты" общин, функционально подобные епархиям: Московская, Нижегородская (включала Нижегородскую, Ярославскую, Костромскую и части Владимирской, Казанской и Вятской губерний), Северо-Кавказская, Средне-Поволжская и др.

К концу 30-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ пре-кратилась: все наставники были либо расстреляны, либо находи-лись в заключении, либо на нелегальном положении. С тех пор "по нужде" стал широко распространен институт "наставниц" - жен-щин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

Во время войны поморское согласие получило легальный ста-тус. Ко времени окончания Великой Отечественной войны на то-гдашней территории СССР функционировал единственный руководящий орган поморцев - Высший старообрядческий совет (ВСС) в Литовской ССР, его предшественник был создан еще в 1925 г. в оккупированном Польшей Виль-нюсе.

Покровский старообрядческий храм в Вильнюсе

ВСС долгие годы был ведущим организационным центром всех поморцев СССР, хотя его роль никогда не была закреплена формально и держалась лишь на духовном авторитете. По инициа-тиве ВСС созывались соборы в Вильнюсе в 1944, 1966, 1974 гг., в которых принимали участие представители всех живших на терри-тории СССР поморцев.

В конце 1980-х годов было решено воссоздать центральный ор-ган ДПЦ. Претензии ВСС Литвы на получение такого статуса не были поддержаны всеми поморскими общинами, а начавшийся распад СССР сделал это невозможным.


Успенский храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины - крупнейший поморский храм за рубежом

В 1989г. был создан Российский совет ДПЦ, опекающий по-морцев России, Украины (в 1996 г. - 18 общин, ответственная об-щина - Харьковская), часть поморцев Белоруссии (в 1996 г. - 22 общины, ответственная община - в г. Борисове), поморцев Молдавии (ответственная община - в г. Еденцы), Казахстана (в 1996 г. - 10 общин, ответственная община - в г. Лениногорске (бывший г. Риддер Восточно-Казахстанской обл.), Киргизии (ответ-ственная община - в г. Бишкеке). Также образовались Централь-ный совет ДПЦ Латвии (1989 г.) в Риге, опекающий более 60 лат-вийских общин и некоторые общины Эстонии и Белоруссии. В 1995 г. создан Союз старообрядческих приходов Эстонии (11 общин) а в 1998 г. Центральный Совет ДПЦ Беларуси (37 общин). В Польше Высший совет ДПЦ был создан еще в 1983 г.

По формулировке II Всероссийского собора, наставники счита-ются "нерукоположенными пастырями Церкви". В ДПЦ существует особый чин благословения наставника, совершаемый над избирае-мым всей общиной кандидатом несколькими, по возможности, на-ставниками (как правило, один из них местный, а другой представля-ет РС ДПЦ).


Поморский наставник

В России в настоящее время действует более 70 наставников, но сохраняется также и большое количество женщин, которые за неимением мужчин- наставников становятся старшими служительницами и по нужде благословляются на проведение служб, принятие исповеди (у женщин) и совершение крещения, ре-же - еще и на каждение кацеей.

Где найти дополнительную информацию о ДПЦ:

http://www.kopajglubze.boom.ru/ - на этом сайте можно найти уникальное издание - словарь "Староверие Балтии и Польши". В словаре есть данные общего характера о Поморской Церкви в целом. Кроме того, на сайте имеются материалы по каноническому праву, служебный устав, размещен Краткий катехизис Древлеправославной Поморской Церкви.

"Староверы в Рыбацком" - это сайт поморцев Санкт-Петербурга. Формально сайт является страничкой Невской Поморской общины, но фактически - это сайт Древлеправославной Поморской Церкви России. Информация, представленная на нем, рассказывает о событиях в Древлеправославной Поморской Церкви в целом, здесь же публикуются официальные материалы ДПЦ. Сайт регулярно обновляется и содержит интересные материалы о современной жизни ДПЦ.

Сайт староверческого общества им.И.Н.Заволоко - активно пополняемый сайт рижских староверов. Материалы по основам учения Поморской Церкви, уставу, богатая подборка материалов по истории, культуре, современному положению староверов-поморцев Балтии, Польши, Белоруссии, Украины, России. Замечательная галерея - фото более 65 староверческиъх храмов Латвии, постоянно обновляемые новости, а также архив номеров и новые номера староверческой газеты "Мечъ духовный".

Безпоповщина. Поморцы. October 25th, 2013

Для начала, стоило бы уточнить- что понятие "помор" и "поморцы", ето две большие разницы. Поморы- ето коренные жители северо-запада Руси, поморцы же -приверженцы Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ). Название дано в связи с географическим местом нахождения при её возникновении. Как и Феодосеевцы, Поморцы развивались параллельно с началом обустройства "Выговской обители" (р.Выг). Расхождение произошло в связи с принятием браков и сотрудничестве с властями.
В конечном итоге, многие феодосеевские общины, практически вся Прибалтика и Польша, перешли к поморцам. Половой вопрос- победил "чистое житие"! Раз семейные отношения утряслись, возникли наследственные вопросы, появился стимул к накопительству благ земных, то пришлось и со властью анчихриста договариваться... в итоге- стали и за амператора молиться.
Как бы то ни было, но поморцы- ето огромный слой в культуре и истории России. Даже по внешнему виду,поморцев ни с кем не перепутаешь. Хочу выложить фотографии, которые еще не успели "забаянить" в сети.

Псков. Кузнецы-старообрядцы (поморского согласия) Кирилл Васильевич Васильев и Петр Андреевич Ефимов. 60-е.

Когда Курженская обитель была сожжена по приказанию Новгородского митрополита Питирима, заступившего место митрополита Макария и введшего новшества. Соловецкий монастырь, наконец, был взят приступом , казалось что пали последние оплоты Православия. Народ начал утекать, кто за границу, кто в Сибирь...на реке Выг начали селиться -"старцы" Соловецкого и других северных и внутреннемосковских монастырей.
По непосредственному благословению знаменитого пустынника, 124-летнего старца Корнилия, подвизавшегося в то время, уже около полутора десятка лет на реке Выг.Вдохновителем строительства "общежития" был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителями — Даниил Викулин и священноинок Пафнутий Соловецкий.

«Прииде же к ним и отец Корнилий и с ними помолившеся Богу и положиша начало и сложишася во обще жити с Захарием, в лето от мироздания 7203 году, во осень после Покрова Богородицы. И собравшеся вси на место, где ныне часовня и столовая, и помолившеся Богу, и пеша молебен на месте, и начаша бревен сещи валнягу, около того места близ, и начаша столовую строити, тут же к столовой и хлебню присовокупиша и построиша в одной связи скоро (именно так начинал строиться и Соловецкий монастырь. - Б.К.), и собирахуся на богомоление в одну столовую, во одной половине братия, а в другой половине сестры... А братия построиша келию и живяху самым нужным пустынным житием, и уже собрася всех до сорока человек».
Инок Корнилий умирает через год после начала строительства обители, в 1695 году, в возрасте 125 лет, как бы исполнив полностью свою миссию в этой жизни.

Петр I относился к выговцам снисходительно и разрешил им молиться по старым книгам в связи с тем, что они согласились работать на его Повенецких железных заводах, воинственному императору надо было развивать металлургию. В Олонецком крае стали возникать один за другим заводы, шли усердные поиски железных руд, но рабочих рук не хватало. Тут-то и вспомнили о выговских пустынниках, и на Выг пришел указ, чтобы выговские насельники «в работы к Повенецким заводам были послушны и чинили бы всякое споможение по возможности своей». За эту услугу государству царь обещал пустынникам свободно «жити в той Выговской пустыни и по старопечатным книгам службы своя Богу отправляти». А.Д.Меншиков от имени Петра I дал выговцам обширные права как в жизни религиозной, так и экономической. Выговцы, в свою очередь, располагали к себе царскую власть тем, что посылали ко дворцу разные подарки: лучших оленей, заводских лошадей, быков, разную птицу и пр.

Выговская "медница"- производило и иконное литье. Его можно встретить по всей стране.

на этом мысу была пристань главного торгового порта уникальной страрообрядческой "республики" Выгореция.

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты,
Но этот крест, но этот ковшик белый -
Смиренные, родимые черты!»
И. А. Бунин

У поморцев,сохранились традиции- погребения в домовине,надмогильных -"голубцов" и резных икон.

Поморская Церковь-распространилась практически по всей России, но основные места- Север-запад, Псков, Новгород, Прибалтика, Польша, Н-Новгород, Алтай...
кстати,мои предки,тоже были-поморского согласия и уехали на Алтай еще по своей воли. Потом уж, кады поповцы обрели свою трехчинную иерархию, перешли к Белокриницким. Мой прадед- Лев Михайлович Панкратов, Елена Ивановна, дочь- Пана.

Как ни странно, были общины и среди казаков.
Белгородская обл. 70-е

Так или иначе, но на мой взгляд, поморцев можно назвать, на современный лад- "безпоповщина-лайт". Браки хоть просто и благословляются наставником, внешне напоминают наши поповския. Да и к наставникам обращаются- о. Иоанн, а иногда и попами кличут.)))

Вот как раз,жаних кладет земные поклоны.

Кстати, до свадьбы, девки носят-одну косу (можно и без платка), во время свадьбы- её расплетают, заплетают две и потом их вместе соединяют. Потом одевается- кичка (пожизненно))), а сверху уже платок.

Поморское согласие- очень активное, строятся новые храмы, создаются общины (недавно в Англии появилась),есть детские лагеря для детей...

Установили недавно часовню в Пустозерске, на месте где сожгли св.Аввакума.

в Москве они находятся на Преображенке,по соседству с феодосеевцами.

Иди, мой стих, в горнило жизни,

Иди в широкий шумный свет.
И, не страшася укоризны,
Стремись туда, где правды нет.

Публицист и поэт, деятель Самарской Древлеправославной Поморской церкви Трофим Тулупов, 1913 год

Прискорбно слышать, когда говорят: я поморец, я федосеевец, я филипповец... А ведь все мы состовляли когда-то одно целое, все мы вышли из одного и того же гнезда, одного и того же древа исконной старой веры

Трофим Тулупов, из статьи «О любви и мире церковном», 1915 год

О Древлеправославной Поморской церкви в Самаре на ул. Л. Толстого, 17 слышали, наверное, многие. Но об истории и современном состоянии Поморской церкви знают мало. Попробуем рассказать об этой уважаемой общине.

Общие сведения

После раскола по всей России начались массовые гонения на последователей старой веры. Скрываясь от преследований, часть старообрядцев в 1694 году селится на русском севере на реке Выг, основывая так называемые Выговское и Лексинское общежительства. Эти поселения старообрядцев изначально приобрели значительную экономическую, финансовую самостоятельность и самодостаточность. Вскоре стало ясно, что военной силой общежительства не одолеть. Потому уже при Петре господствующая церковь начинает богословскую беседу и канонические споры со старообрядцами. В 1722 году в Выговскую общину от Синода приезжает иеромонах Неофит для «разглагольства о вере». Его полемика вынужнает поморских наставников братьев Денисовых составить так называемые «Ответы».

Выговское общежитие

Два первых экземпляра рукописи «Ответов», очевидно, были готовы уже к 21 июня 1723 года и оба сданы в канцелярию Петровских заводов в Олонце: для «господина присланного учителя иеромонаха Неофита» и «для хранения в Канцелярии заводов». Оригинал подписан девятью уполномоченными: Даниилом Викуловым, Ипатием Максимовым, Петром Акиндиновым, Михаилом Андреевым, Климом Ефремовым, Иваном Михайловым, Павлом Дементьевым, Севастьяном Савиновым и Антонием Лукиным. Опровержение Поморских ответов, по поручению Св. Синода, было составлено тверским архиепископом Феофилактом. Поморские ответы представляют собой выдающееся полемическое сочинение, авторы показали способность подмечать слабые стороны оппонента, умело использовали приёмы критического анализа, использован огромный объём литературных, исторических и иконографических источников. В то же время, произведение обладает несомненными достоинствами как литературная, так и богословская работа. По сути «Поморские ответы» стали главным апологетическим произведением старообрядцев. Рассуждая о двоеперстии знамения, староверы ссылаются на массу икон времен от князя Ярослава вплоть до царя Алексея Михайловича Романова, приводят как аргумент в защиту двуперстия свидетельства Феодорита, Петра Дамаскина, св. Никифора Панагиота, свидетельства из сказания о Мелетии и прочее. Поморцы поют аллилую дважды (сугубую), ссылаясь на решения Стоглавого собора. При постановлении креста на просфирах они употребляют исключительно «осьмиконечный», а не «четвероконечный» крест. Естественно поморцы употребляют только дораскольничьи богослужебные книги и иконы, написанные по старому чину. Поморцы признают безпоповский толк, не имеют трехчинной иерархии, все службы и таинства совершаются наставниками-мирянами, избранными общиной. Поморцы объясняют это тем, что священники во времена раскола морально запятнали себя отходом от старой веры и более «не имеют права на существование» (оскудение благодати священства). Пастырь по их мнению не может быть назначен, а только избран прихожанами. В основе толка также укрепились слова св. Иоанна Златоуста, что «церковь не стены и покров, но вера и житие, не стены церковные, но законы церковные». 101 поморский ответ «свидетельствует», что «вера православная и Церковь может и без священников и видимой церкви пребывать и спасать». Так как поморцы отрицают священников, то и брак заключается просто по согласию при общине и наставнике (иногда даже говорят Старообрядческая Древлеправославная Поморская церковь брачного согласия). В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких Филипповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения без венчания, что со временем было признано и государством, и привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

Икона поморских святителей

Поморцы составляли собственные метрики и передавали их, скрепленные собственной печатью, в духовную консисторию. И сейчас самарские поморские метрики можно найти в фондах ЦГАСО. Поморцы верят, что антихрист не придет, а уже правит на земле. Богослужение в общинах совершается «мирским чином» в молитвенных домах (моленных, фактически представляющих собой часовни, иногда весьма значительных размеров). Церковные таинства поморцы, как и другие беспоповцы, делят на «нужно-потребные» (абсолютно необходимые для спасения), которые после воцарения антихриста совершаются «духовно» (Причащение), или их совершают избранные миряне (Крещение, Покаяние), и «потребные» (все остальные таинства), которые более на земле не совершаются. При переходе из РПЦ или даже секты другого согласия практикуется обязательное «перекрещевание» в поморский толк.Община состоит из наставника, причетников и собственно прихожан. Обязанностью причетников является чтение за богослужением, пение на клиросе. При молитвенном доме состояла экономка.Существует и масса других отличий от господствующей церкви. Не имея, как и вообще беспоповцы, литургии, поморцы имеют и свои богослужения. Со времен Выговской пустыни составлен ряд новых «чинов» этих служб: «Чин всем богослужениям непосвященных мужей и жен», «Устав поморской службы церковной и келейной», «Чин нехиротонисанных для отправления крещения и покаяния», «Чин очищения жены родившей», «Чин для поставления пастырей словесных овец». Современные общины подчиняются Российскому Совету Древлеправославной Поморской церкви, состоящему из Совета старейшин и отделов (канонический, историко-архивный и прочие). В 1909 и 1912 годах проходили Всероссийские съезды поморцев, собирались и поместные съезды. 21-22 ноября 1989 года в Москве в храме московской Поморской общины прошел Всероссийский учредительный съезд для избрания единого центра - Российский Совет Древлеправославной Поморской церкви (РС ДПЦ), на котором присутствовали 68 делегатов из 38 общин (в тот период в СССР существовало 62 общины). От Куйбышева на съезде присутствовали Ф.М. Фомин, П.Л. Евдокимов, К.Н. Кукушкин. Евдокимов возглавил историко-архивный отдел. Руководителем всей Российской Древлеправославной Поморской церкви (ДПЦ) был избран Олег Иванович Розанов.

Извещение 1989 года из фондов ОРК СОУНБ

На сегодняшний день в РФ - более 250 общин. Поморские общины существуют во многих странах мира от Прибалтики до США, Канады и Аргентины. В мае 2006 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошёл III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года так же в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице состоялся IV Всероссийский Собор, в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ. При Церкви издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодежные и детские летние лагеря, действуют два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеются две монастырских обители.

В степях будущих Николаевского и Новоузенского уезда Самарской губернии старообрядцы появляются уже в 70-х годах XVII века. Например, в это время был широко известен преданный старой вере иеромонах Феодосий Муравей и его ученик Павел, уже не имевший священической хиротонии. После бунта стрельцов в 1762 году сюда ссылались стрельцы-староверы. По Манифесту Екатерины II в 1762 году старообрядцам было разрешено селиться по пустынным берегам Волги и Иргиза. Тогда же были основаны скиты в слободе Мечетной (ныне г. Пугачев) и в Балаково. К концу XVIII века часть местных безпоповцев принимает Поморский устав. Первое свидетельство о старообрядцах-поморцах в Самаре было обнаружено известным исследователем истории самарской поморской общины, наставником местной ДПЦ П.В. Половинкиным - документ 1804 года об имеющихся на территории города кладбищах «перекрещенцев» (поморцы крестят при приеме в свое согласие). Поморцы-безпоповцы в 50-х - 60-х годах XIX века подвергались жестоким гонениям. Переход от господствующей церкви в поморское согласие грозил разными неприятностями. Новообращенного поморца отсылали в суд, проводили разъяснительные беседы, увещевания о возвращении в православие или единоверие. Если человек продолжал находится под влиянием поморцев, то сажали в тюрьму на срок от 2 недель до месяца по постановлению МВД по секретной части. Иногда Самарская палата Уголовного суда прибегала к отправке в ссылку на вечное поселение. Так, например, в 1856 году после заключения в тюремном замке в ссылку в Приуральские степи был отправлен удельный крестьянин Иван Федоров Канункин за проживание в поморском согласии с девкой Прасковьей Семеновой или в 1857 году в ссылку в Шемаху в Закавказье под конвоем солдат Оренбургского линейного батальона были отправлены крестьянские девки «поморки» Степанида Акимова и Арина Феоктистова. Подобных примеров можно привести массу.

Молитвенные дома поморцев и храм в Самаре

В 1864 году в Самаре были открыты два молитвенных дома Захарова на Николаевской (ныне Чапаевской) улице и Власова на Казанской (ныне А. Толстого). Записывать дома на общины вопрещалось, потому молёные открывались на личных дворах. Вскоре по доносу дома Захарова и Власова были закрыты. Как пишет Половинкин, особенно натерпелся от властей и местной консистории Дмитрий Петрович Захаров. Ему пришлось вести многолетние тяжбы, добиваясь возврата икон и книг. Судя по всему, поморцы продолжали тайно собираться у Захаровых, но опасаясь новых доносов и кляуз сын Захарова Петр решил легализовать свою молельню (молёную) в собственном доме. Этому способствовало Высочайше утвержденное мнение Госсовета от 3 мая 1883 года «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и на отправление духовных треб». В делах ЦГАСО можно найти просьбу мещанина Петра Захарова и Ушанова от 3 февраля 1884 года. В своей «челобитной» Захаров указывает: «С давних пор в доме моем в Самаре, в 3 части, по Сокольничьей улице (ныне Ленинская) собираются самарские жители - поморцы для отправления духовных треб, всего до 500 человек обоего пола, по своему вероучению мы признаем брак и молимся за Царя. Просим открыть молельню в моем доме на основании 8 пункта Высочайше утвержденного мнения Госсовета от 3 мая 1883 года. Поморцы продолжали собираться у Захарова, но официальное разрешение на молёную староверы получили только через 10 лет. Разрешению долго препятствовали самарский епископ, строительное отделение губернского правления. Околоточным надзирателям пришлось даже измерять расстояние от Захаровского дома до ближайшей в четырех кварталах Воскресенской церкви «дабы не смущали истинно православных». В 1894 году разрешение было наконец-то получено. Вскоре открылась и Власовская молёная. В другом начинании Петр Дмитриевич Захаров оказался более удачливым. В 1871 году он выкупил у города старые казармы между современными улицами Ленинской и Самарской и открыл молитвенный дом - Крестовоздвиженский храм. Попечителями храма были крупные самарские купцы Годуновы, Крашенинниковы, Карповы, Ушановы.

Издательское дело П.М. Безводина начато в 80 - е годы XIX века еще в Нижнем Новгороде, затем было продолжено в Москве, и своего расцвета достигло в Сызрани. Эта деятельность постоянно сопровождалась преследованиями от администрации, частыми обысками и конфискациями. П.В. Половинкин предположил, что Безводин заинтересовался гектографической печатью в родном селе Безводном Нижегородской губернии, где работала типография А.В. Швецова и И.Г. Усова. Всего типографией П. М. Безводина было издано свыше двухсот брошюр (копии рукописных и напечатанных на пишущей машинке) в защиту староверия, в том числе и его собственного сочинения («Апология Церкви Христовой», «О родословии христиан поморцев»). В анотации к книге сочинений Трофима Тулупова Половинкин озвучил возможность издания в скором времени сочинений многих староверов-поморцев, в том числе и произведений Безводина. Несомненно, труды поморцев полемического богословского характера будут крайне интересны читателям.

О своей работе Прокопий Безводин писал: «Я до Собора и до свободы был тяжко гоним за исповедание святой веры, за имя драгоценное моего Владыки, за обличение господствующаго духовенства! Везде и всюду были аресты и волокитства, и страх, сколько перенес различных невзгод за доставление материалов моей российской братии! Сколько пострадал материально даже. До нага был ограблен, но ни от кого не было помощи не в материальных средствах, ни в моем здравии, бедное мое здравие расшатано и по сие время. Но вот я увидел свободу, и думаю я отдохну от того всего тяжкого бремя. Но увы!».

Новые гонения

После Февральской революции 1917 года число поморцев продолжает расти. Проповедники Самарской Поморской церкви активно включаются в политическую жизнь. В одном из своих обращений к единоверцам Трофим Сергеевич Тулупов активно призывает участвовать в выборах в городскую думу. В список партии «Народной свободы» (кадетов) входят семь старообрядцев-поморцев, в частности М.П. Чубаков, Т.С. Тулупов, М.Я. Прокофьев, С.И. Карпов, Е.И. Столяров. Позже эти деятели участвовали в выборах в Учредительное собрание при белочехах. Приход к власти большевиков в Самаре в 1918 году по-началу не нарушил коренным образом свобод поморцев. Например, 1 марта 1919 года, согласно документам ЦГАСО, между Самарской старообрядческой общиной Поморской церкви и заведующим Комиссией вероисповедований при Самарском Совете Рабочих и Крестьянских депутатов тов. Очарковым по инструкции по проведению в жизнь Декрета об отделении церкви от государства было заключено такое соглашение: «На все имущество поморской общины составляется инвентарная опись и официально это имущество передается государству как народное достояние. Однако поморцы могут свободно, но ответственно пользоваться им. Члены общины обязуются не допускать политических собраний, враждебных Советской власти направления, раздачи или продажи книг, брошюр, листков, направленных против Советской власти, не допускать произнесение проповедей или речей, враждебных Советской власти, не допускать совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения против Советской власти». В принципе это соглашение устроило самарских поморцев. Члены всех поморских общин во главе с Георгием Столяровым подписали соглашение (договор). Например, от Любимовской молёной (ныне Храм во славу Казанской Иконы Пресвятой Богородицы на Л. Толстого, 17) свои подписи поставили наставник Дмитрий Масленников, 90 грамотных и 58 безграмотных прихожан. Холодом повеяло в конце 1920-х годов. Прошел слух о полной реквизиции всего церковного имущества и закрытии храмов и молёных. Экономка Любимовской молёной Ефросинья Ракова начала спешно раздавать ценности и дорогие старинные иконы прихожанам на руки.

Экономка Любимовской молёной в 1910-1920-х годах (ныне Храм во славу Казанской Иконы Пресвятой Богородицы) Ефросинья Ракова

Наставник Крестовоздвиженского храма Сергей Андреянович Дергунов пытался вступить в переговоры с горисполкомом, встречался с какими-то подозрительными лицами, пытался оттянуть закрытие храма. Но храм закрыли, большинство ценностей было реквизировано, удалось спасти только несколько икон и запрестольный крест. К 1930 году все два храма поморцев и молёные были закрыты. Трофим Тулупов писал своему коллеге П.В. Ершову: «Сообщаю Вам, что ввиду острого жилищного кризиса в Самаре, и последний наш храм закрыт и будет занят под жильё. Общины, как наша, так и федосеевцев, - распущены. Общественных богослужений не совершается... Ксенофонт Болобков уехал куда-то в Сибирь, С.А. Дергунов живет на углу Владимирской и Озерной, дом № 34 в Железнодорожном поселке, но с ним я не вижусь...» Вскоре большинство активистов Поморской церкви были арестованы. В 1927 году член президиума Нижне-Волжского областвного Духовного совета поморцев, иконописец Федор Бочкарев был осужден на полтора года принудительных работ, в 1930 году - на три года лагерей. Его брат иконописец Александр Архипович 7 февраля 1930 года тройкой при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю приговорен по с. 58-10 к 3 годам заключения в лагере. Знаменитый деятель Поморской церкви Трофим Сергеевич Тулупов по ст. 58-10, 58-11 за контрреволюционную агитацию и контрреволюционную организованную деятельность тройкой при УНКВД по Куйбышевской области был осужден и расстрелян 8 февраля 1938 года. В Любимовской молёной была организована фабрика беловых товаров. В великолепной Успенской церкви была устроена механическая мастерская, в Крестовоздвиженском храме открыто общежитие. В начале 1960-х годов была снесена Успенская церковь на углу Самарской и Маяковского, в конце десятилетия при строительстве мемориала В.И. Ленина снесли и Крестовоздвиженский храм. Лет пять назад самарские старообрядцы-поморцы установили на месте храма памятный крест. Вплоть до середины 1950 года самарские старообрядцы-поморцы собирались на богослужения по домам единоверцев (иногда по ночам) и только позже приобрели частный дом под молёную. В 1980-х годах они занимали дом в Богатырском тупике, 6 у автостанции «Аврора».

Возрождение Самарской общины Древлепрвославной Поморской Церкви.
Председатель Самарской общины ДПЦ П.В. Половинкин

18 апреля 1983 года Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области поморская община была официально зарегистрирована.

Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году, когда общине удалось добиться передачи бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «любимовской молённой», по ул.Льва Толстого, 17. Здание было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы - фабрика беловых товаров. Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Сейчас, когда в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение. 14 января 1996 года в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем, в Светлое Воскресенье 1996 года, - Пасхальная служба, и с этого времени община расположена здесь постоянно. Службы совершаются каждое воскресенье в 10.00. Храм был освящен во славу Казанской Иконы Пресвятой Богородицы. Позднее в храме был устроен прекрасный иконостас. Община имеет богатую книжницу: часть книг пожертвована прихожанами, частично книги приобретаются. Ведутся архив и летопись общины.

Председатель Совета общины П.В. Половинкин что-то показывает мальчику на аналое

Трудами Председателя Совета общины П.В.Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез, изданы молитвослов, пособия «Как молиться епитимью», «Приготовление к погребению», книга известного самарского начетчика Т.С.Тулупова «О разделении Русской Церкви». В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, ответственным секретарем которого стал П.В.Половинкин. Павел Владимирович Половинкин родился 28.06.1971 в Куйбышеве. В 1991 году окончил Самарское педагогическое училище. После окончания Рижского духовного старообрядческого училища в 1993 году стал председателем Самарской старообрядческой общины Древлеправославной Поморской Церкви. П.В. Половинкин активно участвует в организации в СОУНБ выставок, связанных со старопечатными и рукописными книгами. В дар ОРК СОУНБ он передал некоторые старообрядческие издания и книгу «Апостол» (1648). В 2006 году организовал выставку старинных икон в Самарском художественном музее. Является автором интереснейших публикаций по истории и культуре Древлеправославной Поморской Церкви и составителем собрания сочинений Т.С. Тулупова «Путь жизни». Сейчас община старообрядцев поморскокого толка насчитывает более 700 человек и является крупнейшей в Поволжье.

Поморское согласие

(или толк) - старообрядческая доктрина, возникшая вскоре после образования раскола среди населения Поморья (см.), от которого она и получила свое название. Основные пункты П. согласия сложились под влиянием тех условий, в которые было поставлено население Поморья. Разбросанные небольшими кучками, жители пустынного севера давно уже привыкли обходиться без иерархии, сами крестили младенцев, хоронили усопших и вступали в брачное сожитие без благословения священников, нередко сами же отправляли службы в часовнях. Это способствовало образованию первого основного пункта П. согласия, перенятого впоследствии и другими беспоповщинскими толками. В тесной связи с ним возникло деление таинств на "нужно-потребные" для спасения (крещение, покаяние и причащение) и просто "потребные" (остальные четыре), без которых, однако, спасение возможно. Таинства могут быть совершаемы и мирянином (что было дозволено еще Аввакумом). Эти пункты учения, возникшие и распространившиеся в силу необходимости, в трудах учителей П. согласия были приведены в систему и обставлены доказательствами теоретического, церковно-исторического и канонического характера, причем для оправдания мысли о ненужности иерархии и некоторых таинств оказалось весьма удобным давно уже возникшее мнение о наступлении царства антихриста в русской церкви; это мнение было включено в число коренных догматов П. согласия, а отсюда перешло и в другие секты беспоповщины. Основателями секты были: Павел, бывший епископ Коломенский (см.), Досифей, игумен тихвинского Никольского монастыря, выходцы из Соловецкого монастыря: иноки Епифаний, Герман и Иосиф, дьякон Игнатий, инок Корнилий, и крестьянин из Повенца Емельян. Гонимые, они укрылись (в конце XVII в.) в олонецких лесах, откуда выходили в смежные монастыри и деревни. С течением времени к ним в леса стали стекаться раскольники из разных местностей. Всему этому люду дали организацию Даниил Викулин, бывший дьячок, Петр Прокофьев и особенно братья Денисовы, основавшие на реке Выге общежительство, известное под именем Выговской пустыни. Когда, с воцарением Петра I, сыскивание и преследование раскольников воинскими командами прекратилось, Выговский монастырь, а также Лексинский женский, находившийся в 20 вер. от Выговского, быстро пришли в цветущее состояние благодаря уму и энергии Денисовых, и скоро Выговский монастырь сделался митрополией беспоповщинского раскола всей России (см. Выгорецкий монастырь, Денисовы, Поморские ответы). Учение П. состоит из "догматов", общих с другими беспоповщинскими сектами, и догматов, специально свойственных секте П. Наряду со всеми беспоповцами П. требуют от своих последователей полного разрыва с церковью и всех обращающихся к ним от церкви "греко-российской" перекрещивают. Отчужденность религиозная ведет к обособленности в гражданском отношении, идеал жизни П. - в прошлом, в строе XVI и XVIII в. В 1738 г. поморцы отказались от "немоления за царей", которого вообще держатся беспоповцы, постановили на соборе, чтобы поминать Императорское Величество везде, где значится по книгам, и приняли тропарь "Спаси Господи" в том виде, как он значится по этим книгам. Впоследствии в защиту моления за царей у поморян явился ряд сочинений. Однако, это "моление за царя" ими понимается более как дело внешней необходимости, и в нынешнем столетии (напр., в 1836 г.) гражданские власти не раз "принуждали" поморцев к молению за царя. Тех, которые доселе молятся за царя по полному, неизменному тексту тропаря "Спаси Господи", называют тропарщиками. Их много между современными поморцами, но их учение не есть общее учение этой секты. Важное значение в истории поморской секты имеет учение о браке. Так как это таинство могут совершать только священники, а священников у поморцев нет, то сначала они совершенно отвергали супружество; все у них обязаны были жить "девственно", и приходивших к ним мужа и жену они, по "перекрещении", разводили. Развившийся вследствие этого разврат побудил лучших из поморян подумать о какой-либо форме открытого и дозволенного брачного сожительства. Иван Алексеев, в сочинении о "Тайне брака" (1762), учил, что раскольники должны венчаться в церкви православной; так возникла партия так назыв. "новоженов", вступавших в брак с благословения православных священников, лишь по обрядам старым, дониконовским. Поморские настоятели не признавали этих браков законными, но оказывали им терпимость и крестили у них детей. Затем между поморцами вошло в обычай брачное сожительство без венчания в церкви, по одному взаимному согласию молодых. Наконец, в настоящее время между поморцами известны полубрачники , которые учат, что все должны вести безбрачную жизнь, но если кто женится без священнического благословения, тому общество его единоверцев не судья; каждый сам отвечает за себя перед Богом. Такие "полубрачные даниловцы" встречаются в губерниях Архангельской, Олонецкой, Ярославской, Костромской и в СПб. П. требуют надписания на крестах: "Царь славы Ic Хс сын Божий", как, будто бы, делалось до Никона. Пищу, покупаемую на рынке, вопреки мнению многих раскольников, П. не считают за оскверненную. Не имея, как и вообще беспоповцы, литургии, П. имеют, однако, свои богослужения, отправляемые в часовнях, - а именно те, которые могут быть совершаемы, по церковному уставу, и не священниками. В Выговской пустыни составлен ряд новых "чинов" этих служб: "Чин всем богослужениям непосвященных мужей и жен", "Устав поморской службы церковной и келейной", "Чин нехиротонисанных для отправления крещения и покаяния", "Чин очищения жены родившей", "Чин для поставления пастырей словесных овец". Этот последний, состоящий из благословения избираемого наставниками в собрании народа и семипоклонного "начала", с краткими молитвами и славословиями, имеет значение "посвящения". Посвященный таким образом называется уже "благословенным отцом", а не просто "отцом". Основание для этого посвящения находят в том, что будто бы еще Павел Коломенский "дал благословение нерукоположенным на совершение таинств". На первых порах П. согласия у него существовало учение, что нужно быть готовым на самосожжение за "истинную веру"; но впоследствии этого догмата в формулированном учении поморцев не встречается.

П. согласие представляет собой наиболее древнюю и наиболее полную из систем беспоповщины; большинство остальных толков вышло из недр этого согласия. О внутренней организации общин П. согласия см. Выгорецкая пустынь. В настоящее время П. согласие имеет последователей в губ. Архангельской, Олонецкой, Костромской и др., а также в СПб. и Москве. Оплотом П. согласия в Москве некоторое время служила Покровская часовня, построенная около 1771 г. и существовавшая до 80-х гг. текущего столетия. Один из наставников часовни, Емельянов, ввел здесь венчание браков и, отделившись от общения с выговцами, положил основание согласию приемлющих браки.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Поморское согласие" в других словарях:

    Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) современное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии, то есть богослужения; принятые у … Википедия

    Поморское согласие - (или толк) – старообрядческое учение, возникшее после образования раскола среди населения Поморья. Население Поморья, разбросанное небольшими кучками по пустынному северу России, давно привыкло обходиться без иерархии: сами крестили… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Одно из наиболее умеренных беспоповских направлений старообрядчества. Основатель Данила Викулин, который в 1695 г. основал на реке Выге первую общину. Через четыре года после основания общины к ней присоединились братья Андрей и Семен Денисовы,… … Религиозные термины

    СОГЛАСИЕ, согласия, ср. 1. только ед. Утвердительный ответ на что нибудь на просьбу что нибудь. Сделать или на просьбу разрешить что нибудь. Сделать, разрешение. Дать согласие на что нибудь. Изъявить согласие что нибудь сделать. «Молчание знак… … Толковый словарь Ушакова - (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев поморского, вероучение к рого, как и вероучение др. беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного антихриста (см. разд.… … Православная энциклопедия

    Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет … Википедия

    БРАК - общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

    Не следует путать с Русской Древлеправославной Церковью. Содержание 1 Поморское согласие 2 История церкви … Википедия

Loading...Loading...