Последование ко Святому Причащению. Достойно есть… Трисвятое по Отче наш…

  • Скачать 01:37

    Регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев)

    Приидите поклонимся (знаменный распев) - иеродиакон Герман Сокровенный путь

  • Скачать 01:09

    Хор братии Валаамского монастыря

    Приидите, поклонимся (знаменный распев с исоном)

  • Скачать 01:07

    Иеродиакон Герман (Рябцев)

    Приидите, поклонимся (знаменный распев с иссоном)

  • Скачать 01:37

    Хор Братии Валаамского Монастыря

    Приидите Поклонимся (Знаменный распев)

  • Скачать 00:56

    Иеродиакон Герман (Рябцев) - Всенощное бдение. Память прпп Сергия и Германа

    01 - Приидите, поклонимся (знаменный распев)

  • Скачать 01:37

    Приидите, поклонимся (Знаменный распев

  • Скачать 01:03

    Хор Древнерусский распев

    Приидите поклонимся (знаменный роспев, 16 век)

  • Скачать 01:37

    Приидите, поклонимся

  • Скачать 01:01

    ХОР МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ДРЕВНЕРУССКИЙ РАСПЕ

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (знаменный распев)

  • Скачать 01:01

    Хор Московского патрирхата Дирижер Анатолий Гринденко

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, знаменный распев, XVII в.

  • Скачать 01:13

    Литургия Иоанна Златоуста

    Знаменный распев. XVI век. Приидите поклонимся

  • Скачать 01:07

    Приидите поклонимся (Знам. распев с исоном)

  • Скачать 04:47

    Александр Михаилович Никонов

    Приидите людие

  • Скачать 01:47

    07. Величание на Благовещение, демественный распев

  • Скачать 02:18

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

    28. Задостойник Пасхе, болгарский распев

  • Скачать 01:49

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

    03. Свете Тихии

  • Скачать 00:45

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

    05. Величание на Рожество Богородицы

  • Скачать 02:07

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

    13. Кондак Вознесению, глас 6

  • Скачать 00:51

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

    11. Задостойник на Преображение, глас 4

  • Скачать 00:42

    Сестринский хор Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново

    Приидите поклонимся. Знаменный распев

  • Скачать 01:13

    Литургия Иоанна Златоуста знаменного распева XVI века по рукописям Супральской Лавры. Игумен Иларион (Алфеев). Хор Данилова монастыря. Регент Георгий Сафонов. Реконструкция - Анатолий Конотоп. Запись - Ильинская церковь с. Лемешево Московской обл.

    06. Приидите, поклонимся

  • Скачать 03:13

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

    21. "Воскресение Христово видевше", стихера воскресная, глас 7

  • Скачать 01:32

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

    16. Кондак на Успение Богородицы, глас 2

  • Скачать 05:53

    Хор старообрядческого певческого общества "Фита". Рук. Александр Овчаров

    Приидите, людие, Трисоставному Божеству поклонимся. Стихера на Пятьдесятницу на Велицей вечерни. Знаменный распев, глас 8. Творение Льва владыки

  • Скачать 05:38

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

    19. "Тебе Одеющагося", в Великую Субботу, глас 5

  • Скачать 02:17

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

    22. "Камени знаменану от людей", тропарь воскресен, глас 1

  • Скачать 01:22

    Приидите поклонимся. Сборник богослужебных песнопений знаменного и демественного распева в исполнении старообрядцев-поповцев Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Хор учащихся московского духовного училища РПСЦ.

April 16th, 2010 , 04:06 pm

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон)

Псалом 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Молитва 4-я, святого Иоанна Дамаскина

Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, едине имеяй власть человеком оставляти грехи, яко благ и Человеколюбец презри моя вся в ведении и не в ведении прегрешения, и сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение будущаго Живота и царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений. Ты бо еси Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Отцем, и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоустого

Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя, елика Ти согреших, аще словом, аще делом, аще помышлением, волею или неволею, разумом или неразумием, вся ми прости яко благ и Человеколюбец, и молитвами Пречистыя Твоея Матере, умных Твоих служителей и святых сил, и всех святых от века Тебе благоугодивших, неосужденно благоволи прияти ми святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь, во исцеление души же и тела, и во очищение лукавых моих помышлений. Яко Твое есть царство и сила и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Есть одно молитвенное известное обращение ко Христу, которое почему-то многие православные пропускают, как маловажное не обращая на него внимания, и даже если их спросить почему именно так оно выглядит, а не иначе, то, вряд-ли, они смогут ответить. Это - троичное призывание ко Христу. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Какой смысл в троичном обращении и что это может означать, и как лучше понять? - как ни странно, на примере способов фотосъёмки. Как известно, композиционное построение самого портрета в изначале подразделяется на три плана: общий, средний, и крупный. Общий - в полный рост, то же и группа, средний - по пояс, крупный - само лицо. Также есть и особо крупный план - какая-нибудь выдающаяся часть лица, например, одни глаза, или даже просто - глаз, и, лоб, и др..
Также и здесь. Мы на молитве взираем умными, сердечными очами не понимаемые плотским, материалистическим умом, мудрованием от мiра сего, невидимые простыми человеческими внешними телесными глазами, но - очами , ведь взгляд наш тогда есть взгляд на Божество.

Конечно, "душевные разумные очи" не тоже что и очи телесные, или человеческие душевные, а - проникнутые Духом, потому не иначе как в Духе (значит, в Истине) видит верующий в Бога, т.е. понимает то важное, что источает Господь в благодати своей искренне молящемуся Ему, - то, отчего душа после преображается, становится лучше, чище, светлей, особенно если старается соответствовать ему - этому важному спасительному, пытается удержать в себе это виденное , свет духовный не осязаемый телесными очами.
Всё оно так, как и: "внешнее мiрское есть лишь слабое подобие горнего" даже в отдалённой степени сравнимо с человеческим воззрением. Но ведь надо-же представить себе это, и как-то придти к нему, и, значит: и не с пустого места, а с личного своего желания лицезреть вышнее. Не для того ли и ещё дал Господь человеку глаза, чтобы, наконец, увидеть тому образ Божий в иконе? - Поэтому представление о прихождении ко Господу начинается не без участия земного, - да это и невозможно иначе, поскольку вера христианская православная зиждится не на неявном представлении, а на явном воззрении, - и как-бы в подтверждение тому она - богочеловеческая как и Господь Иисус Христос - Богочеловек. Субстанция, а не акциденция. Значит, отсюда понять "прихождение" "приидите поклонимся..." можно на метафизическом уровне (вообще термин: "метафизический" довольно грубая аналогия, но кажется, лучше других подходящая для настоящего случая). "Над физическим"; не физический, но учитывая физическое как новое состояние: иной, просветлённый взгляд . Т.о. метафизически - взгляд на Бога, движимый верой, - от веры исходящий и не материальный, а духовный, - предполагает приближение ко Господу в своём желании духовного соединения с Божеством с Истиной. В этой неразрывной связи есть и утешение, и обретание всё более нового смысла свыше. Впрочем, достоинств можно найти множество, но первейшее из всех - нахождение исключительно светлой цели (которую душа видит, или хочет увидеть) и желания вырваться из земного мрака.
И вот тогда мы смотрим на икону Св. Троицы, обнаруживаем как-бы "общий план", - здесь сравнение не непосредственное, а иносказательное, но только используемое лишь, чтобы облегчить представление о степени приближения к Божеству ради Которого и читается это: - "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу"; - и обнаруживая на иконе Св. Троицы изображённого в виде Ангела - Иисуса Христа, тем самым приближаясь к Нему сами, - п.к. мы же не можем отстранённо без сердца, и без веры читать эти удивительные строки, - и, соответственно, призываем приблизиться и других кто с нами единомысленен и находится в это время. К Цареви т.е. ко Христу ввиде одной ипостаси Св. Троицы. К Нему приидите и поклонитесь!
Возможно, из трёх в первом "речитативе" под словом "Цареви" мы можем подразумевать и все три лица (ипостаси) Св. Троицы, но уже второе высказывание укрепляет нас в мысли, что и первое высказывание было обращено относительно лишь одного Христа; "Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу". Этот момент более всего усиливает (по крайней мере, должен) наше сердечное расположение, в смысле направленности, устремление и силу молитвенного обращения. То что непременно только Ему здесь необходимо поклониться, что именно Он наш - Цареви. Вообще, кому-то может показаться, что все упоминаемые здесь три обращения одинаковы, и что их количество напрасно увеличено (достаточно одного), но это совершенно не так. Всё гораздо сложнее и интереснее, п.ч. они лишь формально сходны, а в сути своей - означают усиление верования, усиление молитвы, представляют собой лучшее представление о Том основном, относительно Которого и читается. Но это означает тогда, что Он становится лучше виден , ведь без ясного видиния Его невозможно сказать, что поклониться нужно именно Ему. А увидеть невозможно без приближения, (т.к. представить что человек может видеть Божество без приближения к Нему (будучи в греховном состоянии), т.е. взять на себя, как-бы "функции" Всевидящего - не просто самонадеянность, а непонимание православного вероучения). Значит, это не "излишнее повторение одного и того-же", а степень благостного, со страхом Божьим совершаемого приближения к Богу. Так становится понятен и второй шаг ко Христу. Кроме того, не только в этом случае, а и в других: во время церковной службы, вообще при чтении канонов и т.д. есть двух и трёх и более- кратные повторения, казалось-бы, одного и того-же, но это только доказывает степень усиления в особых случаях молитвенного прошения. В данном-же случае три рассматриваемые прошения и с формальной стороны разные.
И, наконец, в третьем обращении, в совершаемом третьем шаге приходящего на поклон верующего становится наиболее ясно заметно в нём то, что, возможно, не столь ясно было видно вначале. Т.о. третий шаг особенно не случаен, и не "непонятное повторение одного и того-же", а насущная необходимость для того кто проникся сутью троекратного обращения и не может обойтись без третьей заключительной и важнейшей (хотя здесь всё важно) его части. Здесь уже верующий подходит, как о том и говорится, настолько близко ко Христу , что сказано о Нём - "Самому". Исключительно к Нему. А это в аспекте веры православной означает такое Его рассмотрение, такую любовь, когда душа ясно видит, что подвигается к самой благости, к любви, припоминая, что Христос сделал для него, что именно запомнившегося исключительно хорошего (а такое если покопаться в своих воспоминаниях в этот момент найти можно, и не стоит бояться: то не рассеянность, а проявление памяти смертной), - и всё это подразумевается под словом: "Самому". Приидите поклонимся самой Любви, милости, милосердию, ясному чистому знанию о Нём..., - да мало ли можно увидеть в этом случае всего истинно хорошего? - и тогда Того что я вижу перед собой в этот момент в Его образе олицетворяет Собой, знаменует явленное. - Вот что означает последний третий шаг призывания к поклону и почитанию Господа Иисуса Христа. Поэтому понятно, что без ясного воззрения духовными, и сердечными очами здесь не возможно обойтись, чтобы не погрешить против Истины.
При этом полезно перевести взгляд со Св. Троицы на икону Самого Иисуса Христа, для тех кто не сделал этого сразу.
Теперь надо оговориться. Здесь я сначала рассматривал изображение Св. Троицы как "общий план", но не умаляя Её сути, а для того лишь чтобы легче понять на наглядном примере как от общего переходить к целому, - в случае когда относительно молитвенного обращения происходит выделение главного в настоящий момент: одного Её лика в образе Христа. Поэтому "общий план" это условность, т.с. апологетический приём. Для тех-же кто читая "Приидите поклонимся..." сразу смотрел на образ одного Христа - тому также понятно, что начальное "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу" - всего только первый шаг к Нему, где мы обозначаем Его как Бога, что уже доказывается вторым "речитативом", где прямо говориться, что Бог здесь для нас это Цареви - Христос ("...Христу, Цареви нашему Богу") как усиление предыдущего высказывания, и его конкретизация. Явно, что здесь добавление слова: "Христос" не могло быть случайным. Те же кто при этом чтении не видят иконы вообще, а прочитывали, - то и они не могут не согласиться с тем, что здесь отмечается явное движение означающее приближение ко Христу, которое невозможно осуществить без всё более, более, и более ясного видиния Его.
Вот здесь мы на данном наглядном примере и понимаем то чем отличается материальное, вещественное от духовного. "Господи, чтобы мне прозреть!" - тот евангельский нищий;: он был слеп, но слеп лишь материально, - в духе-же своём он ясно видел своего Избавителя, иначе-бы он к Нему не обратился как к именно своему Спасителю. "Вижу Господи, - Ты есть!" - вот зрение умно-сердечное. Чисто духовное.
Точно также и здесь. Верующий стоит на одном месте, и, хоть и кланяется, но рядом с ним обычный человек никого не видит. "Кому он кланяется, здесь-же никого нет?" - может подумать тот не догадываясь о своей духовной слепоте.
Христианин стоит на одном месте, но в духе он далеко отсюда, он на пути к Богу. И движение его тем стремительней, и оправданней (в высшем смысле) чем больше любви он испытывает ко Христу.

Полное собрание и описание: молитва придите и поклонимся для духовной жизни верующего человека.

Войти с помощью:

Домашнее молитвенное правило, а также большинство церковных богослужений всегда начинаются с одних и тех же молитв, называемых начальными.

Если богослужение совершает священник в храме, то вначале священник возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков» . Молящиеся отвечают: «Аминь».

Если богослужение совершается без священника, то вместо «Благословен. » произносится: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». А затем читается: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Затем читаются следующие молитвы.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

(Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Трижды.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

(Перевод: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.)

Священник: Ибо Твое Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков.

Господи, помилуй (12 раз).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(Перевод: придите, поклонимся Царю нашему, Богу.

Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.

Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.)

После этого начинается основная богослужения или молитвенного правила.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Толковый православный молитвослов

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Последование ко Святому Причащению:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Трисвятое по Отче наш.

Господи, помилуй (12 раз).

Придите, поклонимся… (Трижды)

Псалом 22-й

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду по среде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне; умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего; и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

Ничтоже мя лишит – и ничего не лишит меня (в русском тексте Библии: я ни в чем не буду нуждаться). Всели, воспита, обрати, настави – поселил, воспитал (вскормил), обратил, наставил; /все глаголы стоят в прошедшем времени (аористе) (в русском тексте Библии употреблено настоящее). Аще бо – если даже. Сени – тени; сень смертная – мрак смерти, постоянное выражение Библии (в русском тексте Библии обычно передается словами: долина смертной тени). Та мя утешиста – они меня утешили. Сопротив – напротив, на виду, но также и вопреки. Стужающим мне – оскорбляющим (буквально: стыдящим) меня. Упоявающи мя – напояет меня. Яко державна – как она крепка! Поженет мя – настигнет меня, последует за мной. Живота моего – жизни моей. Еже вселити ми ся в дом Господень – вселиться бы мне в дом Господень. В долготу дний – на долгие дни.

Этот псалом читается в начале Последования ко Причащению, так как в центре его – образ таинственной трапезы, которую предлагает Пастырь-Господь. Трапеза эта для нас – Тело и Кровь Господа в Таинстве Причащения.

Псалом 23-й

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? И кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь Сил, Той есть Царь славы.

Исполнения ея – все, что ее наполняет (исполнение – наполнение). Той – Он. Ю – ее. Уготовал есть – устроил. Иже не прият всуе душу свою – тот, кто в душе своей не увлекался суетою, не привязывался к суетному. Не клятся лестию – не клялся ложно. Искреннему – ближнему. Сей – здесь: таков. Возмите врата князи ваша – поднимите, князи, врата ваши. Возмитеся – Возвысьтесь, поднимитесь. Господь сил – Господь и Господин ангельских Сил, ангельских воинств.

Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его? "Под горою Господа ты должен разуметь в совокупности весь храм, под местом святым ты можешь разуметь святой престол и жертвенник в каждом храме" (Евфимий Зигабен). Под горою Господней Псалмопевец разумеет также духовное и Небесное Царствие Божие. Для готовящегося ко Причащению центральным в восприятии этого псалма должно быть представление о царстве святыни, в которое должен вступить он лично, дерзая на принятие Святых Христовых Таин.

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная… По изъяснению святых отцев (Афанасия Великого, блж. Феодорита, блж. Иеронима), в последних стихах псалма заключается пророчество о вознесении Господа Иисуса Христа на небо в присутствии горних Сил – Архангелов и Ангелов. Именно они названы здесь "князьями" торжествующей Церкви, они отверзают Ему врата и уготовляют Ему шествие в горний мир.

Неповинен рукама: пред нами, во-первых, форма тв. падежа двойственного числа, во-вторых – оборот, весьма характерный для церковнославянского языка, а в современном русском сохранившийся лишь в отдельных словосочетаниях (ср. стоящее рядом: чист сердцем, которое можно встретить и в современном языке)

Возмите врата, возмитеся… В глаголе возняти, вознитися приставка воз- имеет то же значение, что и в современных глаголах вознестись, взойти и т. п.

Псалом 115-й

Веровах темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во иступлении моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову; молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.

Аз – я. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело – я веровал, потому и говорил, что я весьма смирился. Рех – я сказал. Во исступлении – в душевном смущении… "экстаз": когда чувства переполняют, неконторолируемо выплескиваются наружу. О всех, яже воздаде ми – за все, что Он мне даровал. Честна – исполнена чести, дорога. Преподобных – святых. Растерзал еси – Ты расторг. Пожру – пожертвую, принесу в жертву. Молитвы моя Господеви воздам – обеты мои перед Господом исполню (так объясняют святитель Афанасий Великий, святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви).

В центре этого псалма – та же Чаша спасения, Евхаристическая чаша, что и в Пс.22-ом. Для понимания некоторых стихов псалма приводим фрагменты толкования святителя Афанасия Великого.

Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело – "Когда, говорит Псалмопевец, уверовал – возглаголал я великое; тогда увидев, что сам я – ничто, смирихся зело".

Аз же рех во исступлении моем: всяк человек ложь – "Став выше человека, презрел я все человеческое; ибо изступление означает изменение… Увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего".

Молитвы моя Господеви воздам… – "Какой же обет дает он, кроме сего – Чашу Господню приняв, призвать имя Господне? Сие и исполняю, говорит он, когда буду во дворех Божиих, то есть в Церкви Христовой или в Иерусалиме небесном".

Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды). И три поклона.

Тропари, глас 8-й

Беззакония моя презри, Господи, от Девы рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя Пречистому Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица, без числа имеяй велию милость.

Во причастие Святынь Твоих како дерзну недостойный? Аще бо деозну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти, Господи, скверну души моея и спаси мя, яко Человеколюбец.

Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, едина Благословенная.

Презри – оставь без внимания. Рождейся – родившийся. Храм то творя – делая его храмом. Ниже – и не. Без числа имеяй велию милость – имеющий бесконечно великое милосердие (без числа – бесконечно; имеяй – имеющий; велию – великую; порядок слов во фразе отличается от свойственного современному русскому языку).

Аще бо – потому что если. Хитон – одежда. Яко несть вечерний – потому что он не таков, в каком идут на Вечерю. Исходатайствую – здесь: доставлю, получу, заслужу. Прибегох – я прибегнул, обратился за помощью. Оставление – прощение. Яже содеях лютых – злых (лютых) дел, которые я совершил (яже содеях).

Аще бо дерзну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходотайствую многогрешной души моей. Тропарь обращает нас к евангельской притче о званых на брачную Вечерю Сына: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных (Мф.22:11-14). Вечеря эта – Евхаристия, Таинство Причащения; слова очисти, Господи, скверну души моея взывают ко Господу об очищении хитона души.

Во Святую же Четыредесятницу:

Егда славни ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе.

Егда – когда. Ученицы – ученики. Просвещахуся – просвещались. Омрачашеся – омрачился. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша – смотри, собиратель богатств, на удавившегося (удавление употребивша) из-за них (сих ради)! Несытыя – ненасытимой. Учителю таковая дерзнувшия – дерзнувший (сделать) такое с Учителем. Иже о всех благий – Всеблагой (о всех – во всем; Иже здесь на месте греческого артикля).

Это – тропарь Великого Четверга, воспоминающий Тайную вечерю Христову (Ин.13:2-30), соучастником, сопричастником которой становится и каждый причащающийся.

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся… Глагол просвещахуся стоит в форме имперфекта 3-го лица мн. числа и, как всякий имперфект, выражает действие, соотносительное с другим, основным – тем, которое выражено аористом 3-го лица ед. числа омрачашеся.

Псалом 50: Помилуй мя, Боже…

Канон, глас 2-й

Обратите внимание на припевы канона – один к первому и другой ко второму тропарю; это стихи из 50-го покаянного псалма (который читается непосредственно перед самим каноном). На 9-й песни канона – на один тропарь больше; лишь в немногих молитвословах указан припев к этому добавочному тропарю – следующий стих того же псалма (припев указан в Служебнике). Припевы удивительно обогащают и дополняют смысл тропарей.

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетская, яко прославися.

Припев:

Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление.

Припев:

Осквернен делы безместными окаянный, Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.

Припев:

Богородичен: Земле благая, Благословенная Богоневесто, Клас прозябшая неоранный и спасительный миру, сподоби мя Сей ядуща спастися.

Грядите – приходите. Наставльшему – проведшему. Яже изведе из работы египетская – которых Он вывел из египетского рабства. Яко прославися – ибо Он прославился. Живота вечнующаго – жизни вечной. Благоутробне – милостивый (звательный падеж). Делы безместными – непристойными делами. Клас – колос. Прозябшая – возрастившая. Неоранный – невозделанный . Сей ядуща – принимая Его в пищу.

Земле благая, Благословенная Богоневесто, Клас прозябшая неоранный и спасительный миру… Пресвятая Богородица предстает здесь как плодородная земля (Земля благая), взрастившая миру спасительный Колос (Христа), Который вырос Сам, без всякого участия человеческого (неоранный: орати – пахать); здесь и указание на Приснодевство Пресвятой Богородицы.

Ирмос: На камени мя веры утвердив, разрешил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия; яко да благою совестию очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных даров Твоих.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Во оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Хлеба животнаго Трапеза Пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со страхом вкусити сего, и живу бытии.

Возвеселися бо ся – ибо возвеселился. Внегда – когда. Несть свят, якоже Бог наш – никто не свят, как свят Бог наш. Несть праведен паче Тебе – никто не праведен более Тебя. Отчуждение – освобождение (да будет Причастие в освобождение от страстей и скорбей). Хлеба животнаго – Хлеба жизни. Свыше милости ради сшедшаго – сошедшего свыше по милосердию (милости ради). Мирови – миру. Живот – жизнь.

Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплошся, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Восхотел еси, нас ради воплощся, Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради человеческих: темже молю Тя, и моя очисти согрешения.

Исцели души моея язвы, Господи, и всего оставяти: и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя Твоея Божественныя вечери, окаянный.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Умилостиви и мне Сущаго от утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба Твоего и непорочна, яко да прием умнаго бисера, освящуся.

Ходатай – посол. Ангел – здесь: вестник. Воплощся – воплотившись. Тем зову Ти – поэтому я взываю к Тебе. Яко овча – как овца. Грех ради человеческих – за грехи людей. Темже – поэтому. Умилостиви и мне – умилостивь и ко мне. Сущаго от утробы Твоея – Рожденного Тобою. Соблюди мя нескверна – сохрани меня чистым, неоскверненным. Яко да прием умнаго бисера, освящуся – чтобы я, принимая духовную драгоценность (бисер – жемчуг), освятился.

Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Якоже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему; и во мне пребуди, якоже обещался еси; се бо Тело Твое ям Божественное, и пию Кровь Твою.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Слове Божий и Боже, уголь Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Марие, Мати Божия, благоухания чистое селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освященный причащуся Сына Твоего.

Раве бо Тебе – ибо кроме Тебя. Якоже предрекл еси – как Ты прежде сказал. Да будет убо худому рабу Твоему – так пусть будет и ничтожному рабу Твоему (мне). Се бо Тело Твое ям Божественное – ибо вот я ем Тело Твое Божественное. Благоухания честное селение – святое благоуханное жилище, священный храм благоухания.

Уголь Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение… Пылающий Уголь – один из символов Божества (вспомним, что Бог наш есть огонь поядающий – Евр.12:29). Этот просвещающий и очищающий уголь Божества проявляется в сцене призвания пророка Исаии: Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис.6:6-7). О Причастии как огне говорят и последующие тропари канона: Трепещу, приемля огонь, да не опалюсь яко воск и яко трава (8-я песнь); якоже огонь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая (9-я песнь), а также молитвы ко Святому Причащению: Страхом приступи, да не опалишися: огонь бо есть; Аз же, окаянный, все Твое Тело дерзая восприятии, да не опален буду.

"Причастимся Божественного угля для того, чтобы огонь находящийся в нас любви, приняв воспламенение, происходящее от угля, сжег наши грехи и освятил наши сердца, и чтоб, вследствие общения с Божественным огнем, мы воспламенились и были обожествлены. Исаия увидел уголь; но уголь – не простое дерево, а соединенное с огнем; так и хлеб общения – не простой хлеб, но соединенный с большинством".

Преподобный Иоанн Дамаскин

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Да бых устранился от страстей, и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое, всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.

Неизследную – непостижимую. От тли – от погибели. Приложение – умножение. Живота же утверждение – и жизни укрепление.

Кондак, глас 2-й

Хлеб, Христе, взятии не презри мя, Тело Твое, и Божественную Твою ныне Кровь, пречистых, Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго, да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и безсмертный.

Не презри мя – не лиши меня возможности. В суд – во осуждение. Живот – жизнь.

Ирмос: Телу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайствено, едине Блаже, яко да славлю Тя.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию, со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Спаса Христа рождшая паче ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.

Не послужиша, поидоша, обругаша, возопиша – не послужили, пошли, осмеяли, возопили (формы прошедшего времени – аорист 3-го лица множ. числа). Ороси я – оросил их (ороси – форма прошедшего времени – аорист 3-го лица ед. числа; я – их). Услышася – услышана. Источник благих – источник благ, всего благого (ср.: Сокровище благих, в молитве Святому Духу). Добродетели Божественнейшия – всего совершенства, высшей добродетели, высшей духовной доблести (можно так можно предать значение греческого выражения оригинала). Ходатайственно – Средством, орудием (объяснение фразы в целом приводим ниже). Едине Блаже – единственный Благой, Милостивый (обращение – звательный падеж). Паче ума – непостижимо уму. Благоблагодатная – получившая благодать от Бога, облагодатствованная Богом.

Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств, да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайственно… Эта фраза сохранила типичную греческую структуру; для понимания ее приводим члены предложения в порядке, доступном нашему восприятию: Причащение, Христе, безсмертных Твоих Таинств / да будет ми / ныне / источник благих (источником благ): свет(ом), и живот(ом), и безстрастие (м), и (да будет также) ходатайственно (то есть средством, приводящим к результату) / к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия (то есть высшей духовной доблести). Если и после рассмотрения составных частей вам трудно воспринять смысл фразы – значит, пред нами один из немногочисленных случаев, когда стоит перевести просто перевод тропаря (но при этом поэзия обращается в мудреную прозу):

Причащение Твоих, Христе, бессмертных Таинств да будет мне ныне источником благ – да будет оно светом, жизнью и бесстрастием, да руководит меня к преуспеянию в высшем совершенстве и к его умножению, о единый Милостивец, да прославлю Тебя!

Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби… Церковнославянское слово "страсть", как и греческое "пафос", переводом которого оно является, означает как страсть греховную, так и страдание. В этом тропаре (как и во многих других текстах) допустимы оба понимания.

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Небесных, и страшных, и Святых Твоих, Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери, общника бытии и мене сподоби отчаяннаго, Боже Спасе мой.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое, и пию Кровь Твою.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Троичен: Трепещу, приемля огонь, да не опалюся яко воск и яко трава; оле страшнаго таинства! оле благоутробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетлен сотворюся?

Пойте, дела – подразумевается обращение к творениям Божиим: пойте, дела Его творения, Его как Господа, и превозносите вовеки. Общника бытии – сделаться участником. Сподоби – удостой. Прибег – здесь: прибегнув. Благоутробие – милосердие. Аз – я. Якоже рекл еси – как Ты сказал. Се бо – ибо вот. Дерзая – здесь: уповая. Оле страшнаго таинства! оле благоутробия Божия! – О страшное таинство! О милосердие Божие! Брение – прах, грязь. Нетленен сотворюся – становлюсь бессмертным, не подверженным действию смерти (смысл фразы: как я, будучи прахом, причащаюсь Божественного Тела и Крови и становлюсь бессмертным).

Во мне пребуде, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе… – Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:53-56). Последний, Троичный тропарь песни вновь возвращает нас к этим словам Спасителя, говоря о жизни вечной, подаваемой Причащением (Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся).

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченная прсвети, собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освещаяй причащающияся.

Не отверже мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением освященных Тайн, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.

Припев: Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

Якоже огонь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречистая, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Бог воплотися от чистых кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычеце, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.

Безначальна – не имеющего начала и начальства, то есть Вечного и Всевластного. Воплощся – воплотившись. По нам бо древле бывый – ради нас некогда уподобившийся нам. Единою Себе принес яко приношение Отцу Своему – однажды принесший Себя в жертвенное приношение Отцу Своему. Присно закалается – (с тех пор) постоянно заколается, приносит Себя в жертву. Освящаяй причащающияся – освящая причащающихся. Темже – поэтому. Умная же множества – духовные, ангельские сонмы. Яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго – ибо Твоим посредством, через Тебя (Богородицу) они явственно увидели (яве узреша) Владыку вселенной (всеми Владычествующаго). Осуществовавшагося человечеством – принявшего человеческое естество (существо).

Христос есть, вкусите и видите… В некоторых молитвословах: Благ есть, вкусите и видите: Он Благ – вкусите и убедитесь!

Достойно есть… Трисвятое по Отче наш…

"Как научиться понимать молитвы?".

Loading...Loading...