Прощеное воскресение. Прощеное воскресенье: что да как

В 2018 году православный праздник Прощеное воскресенье выпадает на 18 февраля. Это последний день Масленицы. В Прощеное воскресенье принято готовиться в Великому посту. Рассказываем, почему важно 18 февраля попросить прощения у близких и отказаться от алкоголя.

Что нужно делать в Прощеное воскресенье?

  • В Прощеное воскресенье нужно искренне и от души попросить прощения у своих родных и близких.
  • По традиции в Прощеное воскресенье нужно сходить в церковь и помолиться об усопших.
  • В Прощеное воскресение также пекут блины. Предки в этот день обязательно мылись в бане. Таким образом они старались очистить тело и мысли.
  • Считается, что перед тем, как ложиться спать 18 февраля, необходимо надеть чистую одежду.
  • В Прощеное воскресение, последний день Масленицы, устраивали проводы зимы: разводили костер и сжигали чучело.

Что нельзя делать на Прощеное воскресенье?

  • В Прощеное воскресенье нельзя думать о плохом и вступать в конфликты. Это считается большим грехом. В этот день нужно постараться быть искренним.
  • В воскресенье 18 февраля запрещается заниматься физическим трудом, нежелательно убирать квартиру и заниматься стиркой.
  • В Прощеное воскресенье нельзя есть мясо. Отказаться от этого продукта нужно еще в первый день Масленицы
  • Считается, что вечером в Прощеное воскресенье нельзя оставлять еду. Все остатки пищи лучше кинуть в огонь либо отдать домашнему питомцу.
  • В этот день нельзя пить алкоголь и поздно ложиться спать, ведь после полуночи наступает Великий пост.

Зачем признавать свою вину и покаяться на Прощеное воскресенье?

Попросить прощения - значит, войти в Великий пост с чистой душой, без вины перед близкими за плечами. Это символичное очищение, которое позволяет полностью сосредоточить свое внимание на духовной жизни и не отвлекаться на мирскую суету.

Что можно есть в Прощеное воскресенье?

Прощеное воскресенье называют также «заговенье». Это последний день перед Великим Постом. Несмотря на то, что масленичная неделя считается сыропустной и мясо есть нельзя, можно поесть блинов с маслом или сметаной, а также приготовить рыбные блюда.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять, время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру…

Книга Екклесиаста, гл. 3

Быстро летит время. Совсем, кажется, недавно были Рождество Христово и Святки — радостные, праздничные дни. Однако, вот уже и праздник Крещения Господня с трескучими морозами прошел, а за ним незаметно подошел февраль с вьюгами и снегопадами.
В конце февраля появляются первые признаки скорой весны. Заметно прибавляется день, а проглянет солнышко, и небо становится по-весеннему бирюзовым.
На пороге весны начинается Великий Пост — время перемен. В природе — это весеннее половодье, яркие солнечные дни, прилет первых птиц. В жизни людей Великий Пост — время духовного обновления, время покаяния.

На первый взгляд в жизни церкви с приближением Великого Поста мало что изменяется. Но это обманчивое впечатление.
В храме становится меньше яркого света, а прихожане стараются избегать ярких праздничных нарядов. С приближением Великого Поста начинает изменяться ход Богослужений. Особенно заметно изменяются песнопения во время церковных служб.
В своих проповедях во время праздничных воскресных Богослужений отец Андрей постепенно приготовляет прихожан к Великому Посту.
Перед Великим Постом таких подготовительных воскресных праздников три.

Подготовка к Великому Посту начинается с первого подготовительного воскресного праздника — Недели о мытаре и фарисее (12 февраля).
Евангельская притча о мытаре и фарисее хорошо известна всем воцерковленным людям. Смиренную молитву мытаря —
«Боже, милостив буди ко мне, грешному» — повторяет каждый прихожанин, входя в храм и осеняя себя крестным знамением.
В этот праздник прихожане впервые в этом году слышат покаянную молитву:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
Утреннеет бо дух мой ко храму Святому Твоему.

В следующее воскресенье (19 февраля) празднуется Неделя о блудном сыне. В этот праздник особенно подчеркивается возможность для каждого человека возвращения к Богу, Который всегда готов встретить его как блудного сына.
В этот праздник впервые звучит песнопение «На реках Вавилонских» — горестное повествование о судьбе людей, лишившихся помощи Божией.

В следующее воскресенье (26 февраля) — Неделя о Страшном Суде.
Накануне в церкви — день особенного поминовения усопших — родительская суббота. В этот день в церкви поминаются все «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере» . Как символ веры в Воскресение из мертвых в этот день готовят кутью.
В воскресенье во время литургии читается Евангелие о Страшном суде.
В этот день для верующих — заговенье на мясо.

После Недели о Страшном Суде начинается масленица, которую как только не называют — и объедухой, и честной, и веселой, и широкой.
У нас это время масленичных развлечений и увеселений перед началом продолжительного и строгого Великого Поста. В эти дни люди пекут блины, встречают гостей, беззаботно веселятся. Для всех дней масленицы придуманы свои названия:
понедельник — встреча;
вторник — заигрыши;
среда -лакомка;
четверг — широкий;
пятница — тещины вечёрки;
суббота — золовкины посиделки;
воскресенье — прощение или прощёный день.

Вот и наступило 5 марта — прощёное воскресенье. С раннего утра в храм на литургию собралось множество прихожан, среди которых много детей.

Масленица имеет языческие корни. В церкви масленица не празднуется. Более того, на вечерней службе накануне прощеного воскресенья в церкви читаются скорбные коленопреклоненные молитвы. Накануне прощёного воскресенья многие прихожане исповедуются перед причащением на литургии.

В прощёное воскресенье в храме святого Александра Невского в Вербилках продолжительная служба. Сначала служится литургия, затем вечерня, после которой совершается чин прощения, а после этого служится еще водосвятный молебен и панихида.
В этот день священник служит литургию в обычном золотистом облачении.

После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христово священник выносит Святую Чашу из алтаря. Хор поет:
Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Вслед за священником все причастники повторяют слова молитвы:
Верую, Господи, и исповедаю, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от нихже первый есьм аз…
Начинается причащение

Среди причастников — и взрослые, и дети.

Сразу после завершения литургии начинается вечерня.

Во время вечерни совершается каждение храма

Священник читает в алтаре молитвы.

Кульминацией прощёного воскресенья стал чин прощения, который служится после завершения вечерни.
Перед началом чина прощения священник переоблачается в алтаре в черные великопостные облачения

Во время чина прощения впервые священник с земными поклонами читает молитву святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!

Молитву святого Ефрема Сирина с земными поклонами вслед за священником повторяют и все прихожане. Эта молитва особенно важна для верующих в период поста. В ней очень кратко и в то же время со всей полнотой выражены духовные нужды верующих.
Молитва Ефрема Сирина, начиная с чина прощения, становится одной из основных молитв на весь период Великого Поста

В своей проповеди отец Андрей основное внимание уделил духовным задачам начинающегося Великого Поста.
Подавая пример прихожанам, отец Андрей, опустившись на колени, просил прощения у прихожан за прегрешения вольные и невольные.
В свою очередь прихожане во время отпуста, прикладываясь ко кресту, просили прощения у своего духовного отца.
После окончания службы в храме прихожане просили прощения друг у друга.

Прощеное воскресенье. Можно ли в один день все всем простить и что делать, если не получается? Священник Константин Кобелев, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме:

Этап первый: не заведи себе врага

Самый правильный способ поведения с врагами – вовсе врагов не иметь. Первая стадия достижения мира с обидчикам – избегать ситуаций, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Поэтому надо быть внимательным к себе, анализировать свое поведение, не уходить в эмоции. Если вы чувствуете рост напряженности в отношениях с кем-либо, постарайтесь быть именно в эти моменты тише, смолчите, потерпите, если возможно, постарайтесь просто сделать паузу в общении.

Этап второй: конфликтуя, не переходи на личности

Но вот не хватило сил удержаться на первой ступени, и конфликт произошел. Надо отметить, что конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу.

Но при этом нужно разделить человека и его действия и противостоять не человеку, а его неверным действиям. Осудить грех, но не грешника. Сам грех не нуждается в оправдании, это даже опасно: если мы перестанем осуждать грех, то можем утратить понимание границ между правдой и неправдой.

Не осуждать человека – не значит безвольно позволять ему и дальше совершать неприглядные поступки .

Неосуждение не имеет ничего общего с попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.

Протоиерей Константин Кобелев

Этап третий: предай обидчика Богу

Вот конфликт исчерпан, а в отношениях с человеком появился разлом – обида. В нас горит жажда мести, явно или тайно. На этой стадии правильнее всего не изыскивать подобные возможности, не ратовать «за справедливость» - а всецело предать своего обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть его накажет Бог.

Наказание Господне – это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ» .

Видя, что мы сами бессильны вразумить обидчика, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.

Этап четвертый: отойди с миром

Есть распространенное заблуждение: раз после конфликта отношения не восстановились, значит, люди не простили друг друга. Но это не совсем так.

Человек ведь не может в одночасье стать другим, измениться. Но и от нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком. Не надо держать внутри себя зла и обиды против него – да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно.

Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа, чтобы сохранить самое себя от разрушения.

Нельзя попустительствовать греху и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии. Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена – в могиле.

Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости – и отойди .

На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прихожан не ладит друг с другом, хотя оба – замечательные люди, но вот есть какое-то недопонимание… Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях. Это было бы идеально, но люди не дотягивают до идеала.

Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения – попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват. Чем навязываться друг другу и искушаться – лучше заранее убежать от греха.

Но как ощутить это внутреннее прощение? Попробуйте мысленно предать обидчика в руки Божьи. Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения. Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения – когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.

Поэтому в Прощеное воскресение и говорят: «Бог простит». Это значит, что в вечной жизни, в Царстве Небесном мы пожелали этому человеку быть прощеным Богом .

Этап пятый: если злость не проходит, забудь о своем враге

Бывает, что время идет, а мы никак не можем забыть свою боль, простить обидчика. Наша вражда перешла в хроническую стадию. На этом этапе правильнее всего постараться искренне забыть врага своего. Перестать о нем думать.

Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении.

Вот этот тормозной путь и остановка – и есть путь от гнева и ненависти к прощению и миру. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия по отношению к обидчику.

Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать .

И не в последнюю очередь это умение взглянуть на человека шире, чем мы привыкли. Ведь когда мы причисляем кого-то к врагам, то мы видим в нем только одну какую-то грань, которая нас раздражает и обижает. Мы можем даже приравнять человека со всем его многообразием к какому-то одному его поступку. Но люди-то устроены сложнее!

Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает всей его сущности .

И важнейшее из умений – навык видеть в каждом нечто доброе. Ведь именно так прощает нас Бог – видит в каждом за множеством грехов доброе начало.

Этап шестой: молись за врагов своих

Следующая стадия избавления от греха вражды – это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла. И во время конфликта хорошо бы не запальчиво отвечать собеседнику, а помолившись в сердце.

Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва – это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека – самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать.

Ведь на самом деле всерьез, искренне простить не получается. Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного.

А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.

Только не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя – мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду. А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости. Мол, вот я какой, всех прощаю .

Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам сладкого чувства прощения. Но следует сделать то, на что мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно даже мысленно сказать – «Бог простит».

Этап седьмой: уклонись от зла, сотвори благо

Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, надо их поддерживать… но друзья и так нас любят. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?

А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком. Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас простить. В конце концов, вражда – обоюдоострое оружие, и на другой ее стороне – такой же человек, такая же обида, которую так же надо исцелять.

Священник Константин Кобелев, Степан Абрикосов
Милосердие.ru

Просмотрено (291) раз

Прощеное воскресение

Сегодня наступил последний день перед Великим Постом. День Прощеного воскресенья завершает нашу подготовку к Великому посту. В прошедшие подготовительные недели о Закхее, мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Церковь уже пела и читала песнопения Постной Триоди, как бы напоминая нам о приближении Великого Поста.

Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») - самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, - мы приходим уже подготовленными.

Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями - золовкины посиделки, тещины вечерки - как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться.

Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми.

Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.

Простить непрощаемое

Однако в современном мире многие люди буквально обрастают врагами, которые что-то у них отняли: деньги, должность, здоровье, жизнь близких людей… Как же вести себя по отношению к тем, кого простить не можешь?

Любого человека - даже самого страшного тирана - можно пожалеть. Он мог быть очень нехорошим человеком, но ему в аду мучиться тоже больно. И в детстве его могли плохо воспитывать и потом могли его не любить и прочее. Хотя это ни в коем случае не значит, что мы должны его оправдать. Важно понять, что действия мы можем осуждать, а вот человека можем пожалеть, особенно если он делает другим гадости сознательно или, допустим, не может перестать их делать по немощи. Мы пытаемся умом объяснить поведение человека: ну больной душевно, ну надорван… Тем более это можно сделать в отношении несчастного соседа, которому страсти не дают покоя, неизвестно по каким причинам. Но надо благодарить Бога, хотя бы почти по-фарисейски: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне также». А человека пожалеть. Тогда это не будет уже фарисейством, если мы человека не осуждаем, а жалеем. И благодарим Бога.

Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться - лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь - это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку - то есть я осуждаю не его, а себя - то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни - от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.

Простить по-настоящему — как?

Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала хотя бы умом) легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло - это орудие Божьего промысла. Достаточно вспомнить слова Ветхого Завета, что Господь ожесточил сердце фараона, чтобы вывести Израиль из Египта. Или, например, в отношении Навуходоносора, который разрушил Иерусалим,написано: «Раб Мой, Навуходоносор!». Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди - ангелы, которых Господь посылает, с какой-то Своей, иногда с совершенно непонятной для нас целью.

Следующий, очень важный шаг в деле прощения - отделить наши чувства друг от друга и от наших действий, боль обиды от желания мести, гневных разбирательств, непрощения, вплоть до пожеланий смерти другому человеку. Не нужно специально бороться с болью, потому что это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его негативные чувства и действия, обращенные на другого человека, нужно отделить и искоренить.

Прощая человека, мы не обязательно должны перестать вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Это хорошо понятно на примере, когда родители считают необходимым наказать ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся: вполне возможно, они его давным-давно простили, но, тем не менее, считают нужным лишить его чего-нибудь приятного. То же самое очень важно сделать в отношении наших обидчиков. Представьте себе: у вас сложные отношения с каким-нибудь соседом по лестничной площадке, который, несмотря на все ваши попытки, гадко себя ведет. Вы вполне можете довести дело даже до судебного разбирательства. При этом по-христиански ваши действия не должны быть связаны с обидой, ненавистью в отношении него.

Это важно в любой ситуации. Даже на войне, когда долг человека убивать врагов. Военное время всегда возрождает если не формальное язычество, то некое языческое упоение войной - кровью, ненавистью и так далее. Христианину нужно этого не допускать. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье. Например, когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. Или в бизнесе, особенно если наши конкуренты начинают вести нечестную борьбу и пользоваться теми средствами, которые ты как христианин никак не можешь себе позволить. Можно и нужно продолжать бороться. Но необходимо бороться и со своими негативными чувствами и молиться за обидчиков.

И, наконец, очень важно помнить, что вообще-то мы глубоко не совершенные люди, поэтому ждать от самих себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», это, в некотором смысле, гордыня. Не надо удивляться, что порой у вас не получается кого-то простить. Постараемся подойти к своим обидам творчески: не просто позволять себе продолжать обижаться - а молиться и думать, что с этим можно сделать.

В Прощённое воскресенье Церковь вспоминает событие случившееся в самом начале человеческой истории - изгнание первых людей из рая. Слово Божие донесло до нас великую истину о том, что человек был отвергнут Богом в ответ на сознательное и разумное неприятие человеком Божиего закона жизни.

Человек не захотел исполнять Божий закон, Божию заповедь, и Бог предоставляет ему полную возможность жить по своему разумению. Отныне человек приобретает полную cамостоятельность от Бога. Результатом изгнания из рая явилось прерывание Божией благодати.

Отныне на человека никаких особых Божественных сил не изливается, и он сам становится господином своей собственной судьбы. Он обретает свободу не от греха, а свободу от Бога.

И мы знаем, что вследствие этого потом произошло: неисчислимые страдания, революции, войны, разрушение духовной личности, нравственного порядка в целом во всем человеческом роде. И в итоге род человеческий достиг в этом самостоятельном, свободном от Бога бытии такого состояния, что его нравственная суть, его общественное поведение стали несовместимы с самой жизнью.

Cпасая человека, Господь дает Сына Своего Единородного, Который в Своей личности воссоздал то, что было утрачено Адамом и Своею пречистой и безгрешной Кровью искупил грехи человеческого рода. Так через Спасителя была восстановлена та самая связь, что была разрушена Адамом.

Бог вновь изливает Свою благодать на людей - на тех, кто не желает уйти из рая.

Это вовсе не значит, что живущие в общении с Богом - люди безгрешные, святые, непорочные. Но это означает, что даже на людей грешных и слабых, но желающих жить по закону Божию, исповедующих свой грех, изливается Божественная благодать. Мы вступаем в Великий пост и неслучайно вспоминаем в этот день изгнание первых людей из рая.

Великий пост должен научить нас тому, что всякая наша отдаленность, «независимость» от Бога, означают только одно - духовную гибель человека. И Великий пост даруется нам, чтобы, напрягая свою волю и свой разум, мы могли укрепиться в понимании того, что полнота человеческой жизни, мир, радость, благополучие, процветание могут быть только достигнуты в единстве, согласии и взаимодействии воли человеческой с волей Божией..

В Евангелие от Матфея мы читаем: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» . Кажется, что это всем доступно - простое земное действие: взять да простить. Не творить, не умножать зло, не унижать, не обижать, а простить. На словах-то это легко совершать, а на деле - где взять силы, где взять понимание, чтобы простить всех.

Апостол Павел завещал всем нам: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» . Чтобы носить чужое бремя надо уметь терпеть. Терпеть не только своих родных и близких, но терпеть даже и самого себя. Многие из нас исполнены греховных привычек и страстей - «азм есть первый».

Каждый человек должен, если приложит к этому усилия, не только вернуться в первое, до грехопадения, состояние, но более - стать наследником Самого Бога. Это то, ради чего сотворил человека Господь Бог. Недаром ведь Адам был прельщен лукавым обещанием стать «как бог». Но ведь это и есть цель Бога по отношению к человеку - возвышения наполненного верой во Христа человека до бесконечного Божества. Это и есть цель творения.

Придя в храм Божий, люди думают, что здесь в одночасье произойдет их исцеление.

Но в реальности бывает иное. Человек ощущает, как происходит падение за падением. И тогда он впадает в отчаяние и уныние. Отчаивается и думает, думает и унывает, что все его труды бесполезны, невозможно ему, увязшему в греховных привычках и страстях, исправиться и исцелиться. Христианин не должен слушать этот голос от врага, этот голос дьявола, потому что если человек хотя бы будет желать стяжать ненависть ко греху, то шаг за шагом он будет приближаться ко Христу.

Есть такая притча. Один ученик, уйдя в пустыню, много раз приходил к своему старцу и каялся, что он пал. При этом инок задавал своему старцу один и тот же вопрос: «Что делать?». А старец отвечал: «Вставай и иди». Вновь ученик приходит и говорит: «Я опять пал». И снова старец отвечал: «Вставай и иди». «До каких же пор?!»- недоумевает ученик. Авва спокойно ответил ему: «До самой смерти».

Все мы знаем с вами, в теперешних условиях жизни, если человек хочет переехать из одной страны в другую, то - для этого требуется «виза». Наша Церковь и мы молимся, чтобы Господь открыл нам двери покаяния, и вот теперь пост приблизился, двери покаяния открыты перед нами, но просто так туда не войдёшь...

Виза нужна!

И эта виза есть примирение и взаимное прощение грехов. Без этой «визы» в двери покаяния не войдёт человек.

Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24)

Прощение не только предварительное условие новой жизни; оно - одно из её основных элементов. Поэтому Иисус и повелевает Петру прощать неустанно, в противоположность грешнику, стремящемуся мстить без меры (Мф. 18, 21; ср. Быт. 4, 24)

Нет греха непрощаемого! Что бы не натворил человек! Какая бы бездна беззаконий самых скверных, самых постыдных, самых грязных не была бы у него, так сказать, на счету у его совести, но если он приносит искреннее покаяние и примирится с ближним своим, то тогда Господь простит! Ибо никакие грехи человеческие не могут победить бесконечного милосердия Божия! Любые грехи любого грешника перед Божиим милосердием - то же самое, что капля перед безбрежным океаном.

Капля падает в океан и без следа исчезает.

Православная церковь говорит: сначала примирись с людьми, а уже потом ищи возможность примириться и с Богом. Издавна существовало правило просить друг у друга прощения, а в ответ полагалось говорить «Бог простит», как бы выражая надежду, что на небесах Господь не вменит человеку во грех то, что ему простили на грешной земле.

Прощение - это выполнение сразу двух главных заповедей: любви к Богу и ближнему Мы не можем без любви к Богу, без принятия Его правил простить ближнего. Пока сердце человека замутнено обидой, злопамятством, агрессией, бессмысленно говорить о том, что человек может соединиться с Тем, кто его создал, Зло за зло рождает большее зло. Прощение же останавливает движение зла.

Важнейший момент, необходимый при прощении, выражается великой святоотеческой формулой: «Ненавидеть грех, но любить самого грешника». Это означает, что не следует отождествлять человека с теми недобрыми поступками, которые им совершались. Святитель Иоанн Златоуст:поучает «Имеем ли мы, в самом деле, возможность, простить (ближним нашим) столько, сколько прощает нам Господь?

Не будем же думать, будто мы, прощая ближнего, ему оказываем благодеяние, или великую милость; нет, мы сами тогда получаем благодеяние, сами для себя извлекаем отсюда великую пользу. Равным образом, если мы не простим ближних, то через это им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку.

Если мы будем бдительны, то не столько пользы нам принесут люди, искренно к нам расположенные и всячески старающиеся угождать нам, сколько наша расположенность к врагам: она сделает нас достойными небесного благоволения и облегчит бремя грехов наших»

По словам Феофана Затворника «Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия, и ничем так легко не искушаемся мы, как гневливостью и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом» .

Умение прощать - это дар от Бога, не наше достижение. Поэтому наше примирение друг с другом часто начинается на исповеди, в Таинстве Покаяния, которое особо глубоким должно быть именно Великим постом.

Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели.

Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту: молитвы и поклоны, количество поставленных свечей, - всё, что мы будем делать, если только мы с ближним не примирились - всё это напрасно! Прощения от Господа мы не получим. Не примет Господь и наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

Использованая литература:

  • Архим. Кирилл (Павлов) - Время покаяния
  • Проповедь Свят Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье
  • Архим. Иоанн (Крестьянкин) - Поучение в прощеное воскресение
  • Прот. Владимир Башкиров - Прощеное воскресение

Александр А. Соколовский

Loading...Loading...