Самосожжение буддийского монаха тич кванг дюк. Самосожжение монаха глазами Малкольма Брауна (Malcolm Browne): «это был самосветящийся предмет…

Умер мастер фотографии 27 августа 2012 года в возрасте 81 год. Браун был удостоен Пулитцеровской премии за освещение международных событий, а также World Press Photo в 1963 году.

В 2011 году Браун беседовал с международным фоторедактором журнала TIME Патриком Витти (Patrick Witty) в своем доме в штате Вермонт.

Патрик Витти: Что происходило во Вьетнаме в тот день, когда Вы сделали знаменитые фотографии самосожжения монаха по имени Куанг Дык (Quang Duc"s)?

Малкольм Браун : Я был в этом месте в течение нескольких лет до того, как ситуация в центральном Вьетнаме ухудшилась. У меня появился гораздо больший интерес к буддистам этой страны, чем раньше, потому что мне казалось, что они, вероятно, будут двигателями для появления чего-то нового. Я оказался в дружеских отношениях с довольно многими монахами, которые были лидерами этого сформировавшегося движения.

Весной 1963 года монахи начали намекать, что они собираются сделать нечто захватывающее через акцию протеста и что, скорее всего, это будет эвисцерация (потрошение) одного из монахов или иное жертвоприношение. И, в любом случае, это должно быть нечто такое, на что мы должны были обратить внимание.

В это время монахи по телефону стали обзванивать иностранных корреспондентов в Сайгоне, чтобы предупредить их о том, что должно было случиться нечто выдающееся. Но большинству репортеров через некоторое время отчасти надоели эти угрозы, и они, в основном, игнорировали информацию. Но я, конечно, чувствовал, что они собираются что-то сделать и что это не просто блеф. Поэтому так случилось, что я был действительно единственным западным корреспондентом, который освещал тот роковой день.

П.В.: Расскажите мне про то утро. Вы, конечно, не ожидали настолько драматического события?

М.Б.: Я догадывался, что это будет нечто захватывающее, потому что я знал, что эти монахи не блефуют. Они были совершенно серьезно настроены на то, чтобы сделать что-то очень жестокое. В другой цивилизации это, возможно, была бы бомба или что-то вроде этого.

Видимо, монахи очень хорошо знали, что в итоге это будет жертвоприношение. К тому времени, когда я добрался до пагоды, где все это было организовано, действо уже началось. Монахи и монахини пели песни, которые очень часто звучат на похоронах. По сигналу лидера они все стали выходить на улицу и пешком направились к центральной части Сайгона. Когда мы пришли к тому месту, монахи быстро сформировали круг, окружив точное пересечение двух главных улиц в Сайгоне. Затем подъехала машина. Из нее вышли двое молодых монахов. Пожилой монах немного облокотился на одного из молодых и также вышел из машины. Он направился прямо в центр перекрестка. Двое молодых монахов подняли пластиковую канистру, в которой оказался бензин. Как только он сел, они вылили на него всю жидкость. Он достал спичечный коробок, зажег спичку и бросил ее на колени. Его тут же охватил огонь. Все, кто был этому свидетелем, стояли в ужасе. Это было настолько плохо, насколько я мог ожидать.

Я не знаю точно, когда он умер, потому что ничего нельзя было сказать по его лицу или голосу, или еще как-нибудь. Он не вскрикнул от боли. Казалось, что его лицо оставалось достаточно спокойным, пока он не потемнел от огня и уже ничего нельзя было разобрать. Наконец монахи решили, что он мертв и принесли самодельный деревянный гроб.

П.В.: Вы там были единственным фотографом?

М.Б.: Насколько я могу сказать, да. Оказывается, были кто-то из вьетнамцев, кто сделал несколько снимков, но они не получили огласки...

П.В.: О чем Вы думали, когда смотрели через камеру?

М.Б.: Я думал лишь о том, что это был самосветящийся предмет, для съемки которого требуется экспозиция примерно, скажем, F10 или что там было, я не помню. Я использовал дешевую японскую камеру под названием Petri. Она была мне хорошо знакома, но я хотел убедиться, что я не только разобрался в параметрах и настройках камеры, но и правильно сфокусировался. Также я достаточно быстро перезаряжал пленку, чтобы идти в ногу с действием. Я взял около десяти катушек пленки, потому что постоянно снимал.

П.В.: Что Вы ощущали?

M.Б.: Главное, на мой взгляд, было получить фотографии. Я понял, что это имеет необычайное значение, и я должен был как можно скорее доставить их в AP, будучи одним из отдаленных щупальцев этого осьминога. И я также знал, что в короткие сроки сделать это из Сайгона очень трудно.

П.В.: Что Вы сделали с пленками?

M.Б.: Вся фишка состояла в том, чтобы передать их в определенную точку. Мы должны были отправить отснятые пленки авиафрахтом или еще каким-то образом. Материал не подвергся цензуре в этой точке. Мы использовали «голубя», чтобы отправить его в Манилу. Там у них было устройство для отсылки по радио.

П.В.: Когда Вы говорите «голубь», что конкретно Вы имеете в виду?

M.Б.: «Голубь» - это пассажир регулярных коммерческих рейсов, которого вы уговариваете провести маленький пакет. Скорость была очевидна. Таким образом, мы должны были найти его в аэропорту. Он взошел на борт самолета и очень скоро доставил материал в Манилу.

П.В.: Кто-нибудь из AP сообщил Вам, как только доставили пленки, что изображения были опубликованы по всему миру?

П.В: Вы не знали?

М.Б.: Нет, мы не знали. Это было как съемка в черную дыру. Мы узнали лишь тогда, когда к нам стали доходить сообщения с поздравлениями за отправку такого материала. Но не все использовали эти изображения. "Нью-Йорк Таймс" его не опубликовали. Они посчитали, что эта картина была слишком ужасной и не подходила для утренней газеты.

П.В.: Сейчас я смотрю на фотографию на своем экране. Расскажите мне о том, чего я не вижу: о звуках, о запахах.

M.Б.: Подавляющим был запах благовонных палочек. Они действительно издают очень сильный и не особенно приятный аромат, но их используют, чтобы успокоить предков и все такое. Этот запах преобладал за исключением запаха горящего бензина и дизельного топлива, а еще запаха горящей плоти. Основным звуком был плач и стенания монахов, которые в течение многих лет знали этого парня и были к нему привязаны. Тогда среди людей через громкоговоритель донеслись крики пожарных, которые хотели потушить пламя вокруг него... Затем началась неразбериха.

П.В.: Однажды я прочитал, что президент Кеннеди сказал о вашей фотографии, что ни одно новостное изображение в истории не вызвало столько эмоций во всем мире, как это.

М.Б.: Да, это возможно. Звучит как честная цитата из Белого дома.

П.В.: Считаете ли вы эту фотографию своим коронным достижением в фотожурналистике?

М.Б.: Она привлекла к себе много внимания. Это была не обязательно самая трудная история, которую мне когда-либо приходилось преодолеть, но, конечно, она стала важной частью моей карьеры.

Буддийские лидеры предупредили Брауна о готовящейся акции протеста, которая состоится в Сайгоне. Он прибыл в буддийскую пагоду, где застал монахов и монахинь за песнопением. (Малкольм Браун-AP).

Монахи и монахини исполняют похоронные песнопения до демонстрации. (Малкольм Браун-AP).

Буддийские участники протеста идут от центральной пагоды Сайгона. (Малкольм Браун-AP).

Монахи и монахини образовали круг в том месте, где пересекаются главные улицы Сайгона. (Малкольм Браун-AP).

Буддийский монах Куанг Дык вышел из автомобиля и сел в центр пересечения улиц, а более молодой буддист облил его бензином. (Малкольм Браун-AP).

Неподвижно сидящий, охваченный пламенем Куанг Дык. (Малкольм Браун-AP).


Считается, что сожжение человека заживо – это средневековый пережиток. Однако известны случаи, когда люди сжигали себя сами в знак протеста. И происходило это не дремучую эпоху, а в ХХ веке. В 1963 году в Южном Вьетнаме произошло событие, вызвавшее широкий общественный резонанс. На одной из площадей Сайгона горел монах Тхить Куанг Дык. Зрелище было не для слабонервных.


В начале 1960-х в Южном Вьетнаме притесняли буддистов.

Причиной, побудившей монаха пойти на отчаянный шаг, стала политика, которую проводило правительство Южного Вьетнама в конце 1950-начале 1960-х годов. В то время более 70 процентов населения страны (по некоторым данным 90%) исповедовали буддизм. Тогдашний президент проводил политику притеснения буддистов и продвижения католицизма в стране. Католики получали льготы, устраивались на лучшие места на предприятиях. Пик противостояния наступил в 1963 году, когда правительство запретило проведение буддийского праздника Весака. Во время столкновения погибло девять человек.


Монаха Куанг Дыка поливают бензином из канистры.

10 июня 1963 года в филиалы американских газет, работавших в Южном Вьетнаме, поступило сообщение, что на следующий день на одной из площадей Сайгона произойдет нечто важное. Многие журналисты проигнорировали это известие, но некоторые все же явились в назначенное время и место. На площади стали собираться монахи и обычные люди. На плакатах, которые они держали в руках, можно было рассмотреть призывы о равенстве католицизма и буддизма. Затем появился автомобиль, за рулем которого сидел монах Куанг Дык.


Снимок горящего монаха. 1963 год.

Машина остановилась в самом центре площади. Вместе с Куанг Дыком из нее вышли еще двое. Один положил на землю подушку, на которую в позе лотоса уселся монах, а второй достал канистру с бензином и стал поливать Куанг Дыка. Монах призвал президента страны проявить сострадание к народу и осуществить религиозное равенство. После этого он чиркнул спичкой и поджег себя. Полицейские попытались прорваться к горящему человеку, но другие монахи не дали им этого сделать, образовав плотное кольцо.


Тело сгоревшего монаха.

Журналист газеты The New York Times Дэвид Халберстем, который присутствовал тогда на площади, рассказывал о происходящем так: «Это было зрелище, увидеть которое во второй раз не захочет никто. Человек был весь в пламени, его тело сморщивалось, превращалось в пепел. Со стороны казалось, что все происходит как в замедленной съемке, но на самом деле человек сгорал очень быстро. Смрадный запах горящей плоти, стоны и рыдания стоящих рядом вьетнамцев… Я не мог задавать вопросы, не мог записывать, не мог плакать, не мог думать. Я был в шоковом состоянии. Казалось, что единственным человеком на той площади с самообладанием был тот горевший монах, ни разу не пошевелившийся и не издавший ни звука».

Истории известны ошеломляющие случаи, когда люди по тем или иным причинам решались на акты самоубийства, поджигая себя и сгорая заживо. Такая форма самоубийства называется самосожжением, и в большинстве случаев человек, совершающий его, делает это, чтобы заявить о чём-то, привлечь внимание к чему-то, что является весьма важным для него. В 1963 году в произошел как раз такой случай - самоубийство посредством самосожжения совершил буддийский монах Тхить Куанг Дык.

Социальные предпосылки

Итак, что же стало причиной, по которой был вынужден совершить столь невообразимый поступок этот буддийский монах? Самосожжение Дыка имело политический подтекст и было напрямую связано с ситуацией, сложившейся на тот момент в стране. Известно, что в тот период как минимум 70% (по некоторым данным - до 90%) населения Южного Вьетнама исповедовало буддизм. Однако власти, правившие государством, создали условия, в которых католическое меньшинство имело значительные преимущества перед буддистами. Католикам было легче продвигаться по служебной лестнице, им были предоставлены многочисленные льготы, в то время как к последователям Будды относились как к людям второго сорта.

Буддисты вели борьбу за свои права, важным моментом в этом противостоянии стал 1963 год. В мае этого года власти Южного Вьетнама помешали проведению Весака, применив силу против толпы, что привело к гибели девяти человек. В дальнейшем обстановка в стране продолжала накаляться.

Самосожжение буддийского монаха

10 июня 1963 года некоторым американским журналистам, работавшим в Южном Вьетнаме, стало известно, что на следующий день напротив здания камбоджийского посольства должно произойти нечто важное. Многие не обратили внимания на это сообщение, но все же несколько корреспондентов утром прибыли в условленное место. Затем к посольству подтянулась процессия из монахов, во главе которой за рулем автомобиля ехал Куанг Дык. Собравшиеся принесли с собой плакаты, на которых были написаны требования относительно равенства конфессий.

Далее самосожжение которого было заранее спланировано и подготовлено, принял медитативную позу, а один из его спутников достал из машины канистру с бензином и вылил ее содержимое ему на голову. Куанг Дык, в свою очередь, продекламировал «Памятование о Будде», после при помощи спичек поджег себя. Собравшиеся на месте проведения акции полицейские пытались подойти к монаху, однако сопровождавшие Куанг Дыка священнослужители никого не подпускали к нему, образовав вокруг живое кольцо.

Свидетельство очевидца

Вот что рассказал Дэвид Халберстем, журналист газеты The New York Times, наблюдавший акт самосожжения: "Наверное, я должен был бы увидеть это зрелище еще, но одного раза оказалось более чем достаточно. Человек пылал в пламени, его тело сморщивалось и превращалось в пепел, а голова чернела и обугливалась. Казалось, что все это происходит медленно, но в то же время я видел, как этот человек сгорает достаточно быстро. Запах горящей человеческой плоти, рыдания собравшихся вокруг вьетнамцев... Я пребывал в шоковом состоянии и не мог плакать, я был сбит с толку и оказался настолько озадачен, что не смог бы задавать вопросы или что-то записывать. Да что там говорить - я не мог даже думать. Казалось, что самообладание доступно одному только горящему монаху, который за все это время ни разу не пошевелился и не издал ни единого звука".

Похороны

Похороны буддийского монаха были назначены на 15 июня, однако в дальнейшем дата была перенесена на 19-е число. До того момента его останки находились в одном из храмов, откуда после были перенесены на кладбище. Интересно, что тело Куанг Дыка было кремировано, однако огонь не тронул его сердце, которое осталось неповрежденным и было признано святыней. Буддийский монах, самосожжение которого было совершено ради достижения общих для всех буддистов целей, признан бодхисаттва, то есть человеком с пробужденным сознанием.

В дальнейшем власти Южного Вьетнама пошли на конфронтацию с приверженцами буддизма. Так, в августе силовики предприняли попытки конфисковать реликвии, оставшиеся после смерти Куанг Дыка. Им удалось изъять сердце монаха, но завладеть его прахом они так и не смогли. Впрочем, буддийский кризис, которым ознаменовался 1963 год, вскоре завершился после того как военные устроили государственный переворот и свергли президента Зьема.

Заключение

Малькольму Брауну, одному из журналистов, присутствовавших на месте самосожжения буддийского монаха, удалось сделать несколько фотографий происходящего. Эти снимки были размещены на первых полосах крупнейших мировых газет, благодаря чему происшествие возымело большой политический эффект. В конечном счете народ Южного Вьетнама добился признания своих прав, а буддийский монах, самосожжение которого было совершено ради всеобщего блага, стал национальным героем.


Считается, что сожжение человека заживо – это средневековый пережиток. Однако известны случаи, когда люди сжигали себя сами в знак протеста. И происходило это не дремучую эпоху, а в ХХ веке. В 1963 году в Южном Вьетнаме произошло событие, вызвавшее широкий общественный резонанс. На одной из площадей Сайгона горел монах Тхить Куанг Дык. Зрелище было не для слабонервных.



В начале 1960-х в Южном Вьетнаме притесняли буддистов.

Причиной, побудившей монаха пойти на отчаянный шаг, стала политика, которую проводило правительство Южного Вьетнама в конце 1950-начале 1960-х годов. В то время более 70 процентов населения страны (по некоторым данным 90%) исповедовали буддизм. Тогдашний президент проводил политику притеснения буддистов и продвижения католицизма в стране. Католики получали льготы, устраивались на лучшие места на предприятиях. Пик противостояния наступил в 1963 году, когда правительство запретило проведение буддийского праздника Весака. Во время столкновения погибло девять человек.



Монаха Куанг Дыка поливают бензином из канистры.

10 июня 1963 года в филиалы американских газет, работавших в Южном Вьетнаме, поступило сообщение, что на следующий день на одной из площадей Сайгона произойдет нечто важное. Многие журналисты проигнорировали это известие, но некоторые все же явились в назначенное время и место. На площади стали собираться монахи и обычные люди. На плакатах, которые они держали в руках, можно было рассмотреть призывы о равенстве католицизма и буддизма. Затем появился , за рулем которого сидел монах Куанг Дык.



Снимок горящего монаха. 1963 год.

Машина остановилась в самом центре площади. Вместе с Куанг Дыком из нее вышли еще двое. Один положил на землю подушку, на которую в позе лотоса уселся монах, а второй достал канистру с бензином и стал поливать Куанг Дыка. Монах призвал президента страны проявить сострадание к народу и осуществить религиозное равенство. После этого он чиркнул спичкой и поджег себя. Полицейские попытались прорваться к горящему человеку, но другие монахи не дали им этого сделать, образовав плотное кольцо.



Тело сгоревшего монаха.

Журналист газеты The New York Times Дэвид Халберстем, который присутствовал тогда на площади, рассказывал о происходящем так: «Это было зрелище, увидеть которое во второй раз не захочет никто. Человек был весь в пламени, его тело сморщивалось, превращалось в пепел. Со стороны казалось, что все происходит как в замедленной съемке, но на самом деле человек сгорал очень быстро. Смрадный запах горящей плоти, стоны и рыдания стоящих рядом вьетнамцев… Я не мог задавать вопросы, не мог записывать, не мог плакать, не мог думать. Я был в шоковом состоянии. Казалось, что единственным человеком на той площади с самообладанием был тот горевший монах, ни разу не пошевелившийся и не издавший ни звука».


4.9 (98.67%) 30 votes


Тхить Куанг Дык (Thích Quảng Đức) вошел во вьетнамскую и мировую историю, как монах, совершивший акт самосожжения на одной из площадей Сайгона в был знак протеста против гонения буддистов и призыв к равенству всех религий.

Биография Тхить Куанг Дыка

Согласно данным, предоставленным буддийскими организациями, Тхить Куанг Дык родился в деревне Хойкхань, расположенной во вьетнамской провинции Кханьхоа (центр этой провинции — известный курорт Нячанг). Буддийскую философию Дык начал изучать в 7 лет. Его наставником стал дядя по материнской линии, который вырастил мальчика, как родного сына. В 15 лет Дык принял начальные обеты буддизма, а в 20 лет был посвящен в монахи. Вскоре после обучения юноша отправился в горы и провел три года в отшельничестве. Через много лет он вернулся и основал в месте своего уединения буддийскую пагоду.

После трех лет, проведенных в одиночестве, Дык начал путешествовать по стране с проповедями. Это продолжалось в течение двух лет, а затем он поселился в пагоде недалеко от Нячанга, наблюдал за жизнью монахов в родной провинции, участвовал в создании более десятка храмов.

Два года монах жил в соседней Камбодже, где изучал местные буддистские традиции. По возвращению во Вьетнам Дык занимался организацией строительства новых храмов, а затем стал настоятелем пагоды Фыокхоа, которая была центром Ассоциации буддийских исследований.

Гонения буддизма во Вьетнаме в конце 1950х — начале 1960х годов

Социологические опросы, датированные первой половиной XX века, показывают, что от 70 до 90% населения Вьетнама составляли буддисты. Но католичество активно насаждалось сначала французским колониальным правительством, а затем и президентом-католиком Нго Динь Зьемом. Под видом борьбы с коммунизмом он устраивал террор против буддистов и подавлял любую оппозицию.

Католикам было проще продвигаться по военной и гражданской службе, для них существовали привилегии при распределении земель и налоговые послабления. Государство вело дискриминационную политику в отношении буддистов.

Некоторые католические священники управляли вооруженными формированиями, что позволяло им насильно обращать в свою веру буддистов и разрушать пагоды. Правительство закрывало глаза на их произвол.

Католиками становились военные для продвижения по службе и крестьяне для получения материальной помощи. Вскоре католическая церковь стала крупнейшим во Вьетнаме землевладельцем.

В мае 1963 года, в день празднования рождения Будды, власти запретили пронесение флага буддийской конфессии в городе Хюэ . Но буддисты проигнорировали запрет и отправились к правительственной радиостанции с флагом. В ответ власти открыли огонь и убили девять человек.

Подготовка акта самосожжения

10 июня 1963 года иностранные журналисты, работающие в Сайгоне, получили сообщение о том, что 11 июня напротив камбоджийского посольства случится что-то важное. Подробности не уточнялись. Большинство корреспондентов проигнорировали данное сообщение, но некоторые репортеры все же прибыли к месту событий.

На площади собралось 350 монахов. Дык приехал на автомобиле. Монахи держали плакаты с требованиями прекратить преследования буддистов и призывы к равенству всех конфессий.

Самосожжение Тхить Куанг Дыка в Сайгоне

Акция самосожжения состоялась в нескольких кварталах от Президентского дворца. В своей предсмертной речи Тхить Куанг Дык обратился с просьбой к президенту Нго Динь Зьему о принятии религиозного равенства. Он сел на подушку, окруженный монахами, и продекламировал последние слова, перебирая четки. Один из участников акции вылил бензин на монаха, а Тхить Куанг Дык зажег спичку и поднес ее к своему телу.

Люди вокруг рыдали, другие молились, а Дык не издал ни звука и не повел не единой мышцей, проявив абсолютное самообладание. Один из полицейских, сумевший ворваться в кольцо, упал перед телом монаха, выражая свое почтение. Вечером этого дня тысячи горожан утверждали, что видели в небе на закате лицо плачущего Будды.

19 июня монах был кремирован и захоронен на кладбище неподалеку от Сайгона в присутствии 400 монахов. Нетронутое огнем сердце монаха было признано святыней и помещено в пагоде Xa Loi. Самого Дыка назвали бодхисаттвой, то есть человеком, чье сознание пробудилось.


Реакция СМИ и политические оценки

Фотографии акции самосожжения быстро попали в ведущие новостные агентства мира и были опубликованы на первых полосах крупнейших изданий. Акт самосожжения монаха приобрел масштабный политический эффект и стал поворотным пунктом в истории правления Нго Динь Зьема и гонений буддистов.

Президент Нго Динь Зьема был вынужден объявить о реабилитации буддистов, но по факту никакие изменения не были воплощены в жизнь. Напротив, военные атаковали буддийские пагоды и даже захватили святыню - сердце Дыка. Но в конце 1963 года, в результате государственного переворота, Зьем был убит.

Поступок Тхить Куанг Дыка несколько раз повторяли последователи во Вьетнаме, а в США акты самосожжения люди использовали в качестве протеста против Вьетнамской войны.

В городе Хошимине (Сайгоне) был поставлен памятник Тхить Куанг Дыку, к которому вьетнамцы постоянно приносят подношения (Thích Quảng Đức Monument). Жители страны чтут поступок монаха, который отдал свою жизнь, борясь за свободу вероисповедания.


Loading...Loading...