Севастиан медиоланский. Мученик севастиан и засохшее дерево

Житие

Святая мученица Фотина была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона (54 - 68), проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотина жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен военачальником в город Атталию (Малая Азия).

Градоначальник Атталии Севастиан при встрече со святым Виктором сказал ему: "Я знаю достоверно, что ты, твоя мать и твой брат - последователи учения Христа. Но я по-дружески советую тебе - подчинись воле императора, за это будешь получать имущество христиан, которых ты доставишь нам. Твоим же матери и брату я напишу, чтобы они не проповедовали Христа открыто. Пусть тайно исповедуют свою веру". Святой Виктор ответил: "Я сам хочу быть проповедником христианства, как мои мать и брат". На это Севастиан ответил: "О Виктор, все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают за это тебя, мать и брата твоего". После этих слов Севастиан вдруг почувствовал острую боль в глазах, изменился в лице и онемел.

Три дня пролежал он слепой, не произнося ни слова. На четвертый день неожиданно он громко произнес: "Только вера христиан истинна, нет другой истинной веры!" Находившемуся рядом святому Виктору Севастиан сказал: "Меня призывает Христос". Вскоре он крестился и тотчас же прозрел. Слуги святого Севастиана, свидетели чуда, крестились по примеру своего господина.

Слухи о происшедшем дошли до Нерона, и он приказал привести христиан к нему на суд в Рим. Тогда Сам Господь явился исповедникам и сказал: "Я буду с вами, и Нерон будет побежден, и все, кто служит ему". Святому Виктору Господь возвестил: "С этого дня имя тебе будет Фотин - "Светозарный", ибо многие, просвещенные тобой, обратятся ко Мне". Святого Севастиана Господь ободрил: "Блажен, кто совершит свой подвиг до конца". Святая Фотина, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам.

В Риме император приказал привести к себе святых и спросил их, действительно ли они веруют во Христа. Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотины остались невредимы. Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотину с пятью ее сестрами - Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией - отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотина обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение. Обратила она ко Христу и волхва, который принес отравленное питье, чтобы умертвить исповедниц.

Прошло три года, и Нерон послал в темницу за одним из своих слуг, находившихся в заключении. Посланные сообщили ему что святые Севастиан, Фотин и Иосия, которые были ослеплены, стали совершенно здоровы, и их постоянно посещают люди, которые слушают их проповедь; сама темница превратилась в светлое и благоуханное место, где прославляется Бог. Тогда Нерон приказал распять святых вниз головой и в течение трех дней бить их по обнаженному телу ремнями. На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли мученики. Но, придя на место пыток, посланные тут же ослепли. В это время Ангел Господень освободил мучеников и исцелил их. Святые сжалились над ослепшими слугами и своими молитвами к Господу возвратили им зрение. Прозревшие уверовали во Христа и вскоре крестились.

В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотины и бросить мученицу в колодец. Мученикам Севастиану, Фотину и Иосии отсекли голени, бросили собакам, затем с них содрали кожу. Страшные муки претерпели и сестры святой Фотины. Нерон приказал отрезать им сосцы, а затем содрать кожу. Изощренный в жестокостях император уготовал жесточайшую казнь святой Фотиде: ее привязали за ноги к вершинам двух склоненных деревьев, которые, распрямившись, разорвали мученицу. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотину вытащили из колодца и заключили в темницу на 20 дней.

После этого Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам. Святая Фотина плюнула императору в лицо и, посмеявшись над ним, сказала: "Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!"

Услышав такие слова, Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу (+ ок. 66).

Севастиан, римский офицер, начальник преторианской стражи - воин, особо приближенный к императору Диоклетиану, живший на рубеже III и IV веков… Это - те скудные сведения, которыми владеет историк.

Однако при словах «Святой Себастьян» не образ видавшего виды воина встает перед нашим внутренним взором.

Мы вспоминаем юношу, пронзенного стрелами, прекрасного молодого человека, только-только подходящего к порогу зрелости. Он чем-то напоминает юношу-Ионафана - лучшего друга Давида, волею судьбы оказавшегося в лагере противников Давида, в лагере Саула. Против такой судьбы не пойдешь - но Ионафан сумел найти в себе силы ослушаться отца и сохранить дружбу с Давидом-Помазанником.

Трагическая смерть в бою юноши Ионафана, предупредившего Давида с помощью стрел (1 Царств, гл. 20), плач Давида о погибшей дружбе (2 Царств, гл. 1) - одни из самых трогательных рассказов из жизни помазанника и царя Древнего Израиля.

…Нет слепой судьбы - воин-преторианец стал воином Христовым, он нашел Христа и был обретён Христом вопреки всякой очевидности.

Сильный колос, к жатве спелый,
Жернова сгубят.
Стрелы, Крепкий, что за стрелы
Впереди Тебя?
То - земля подвиглась, Сильный,
Ветер, ночь и мрак.
Что за имя - Твое Имя?
Друг Ты - или враг?
Но, сияя посредине
Четырех концов,
Не забудь и вспомни в Сыне,
Бог моих отцов!

Отчего же Севастиан-Себастьян - юноша? Безусловно, начальником преторианцев не назначили бы безусого юнца. Севастиан, несомненно, не был таковым - как не были , и даже , иконографический образ которого - почти отроческий. Нет, все эти молодые люди были в возрасте около 30 лет, в возрасте прекрасной молодости, переходящей в мужественную зрелость. В этом возрасте они и засвидетельствовали о Христе Воскресшем, совершив свою мартирию.

Обычай римлян брить лицо, чуждый грекам, привел к появлению юношеских, безбородых ликов этих святых на иконах и на картинах. Образ смелого юноши, бросающего вызов императору, и запечатлелся в сердцах поколений и поколений христиан. В самом деле, кто, как не юноша, так готов умереть? Юношеская не-боязнь смерти, юношеское бесстрашие окрасило в свои алые тона образ этих мучеников, в том числе и Севастиана-Себастьяна.

Но на афонской иконе, иконе греческой, он выглядит вовсе не юношей. Это - молодой человек, «пришедший в меру возраста Христова» (Еф. 4:13), ему около тридцати лет. Он внешне похож на Христа - и это сходство достигается именно за счет бороды (а юные герои-мученики похожи на Юного и безбородого Пастыря катакомб).

Юны и незрелы не Севастиан - его враги, вернее, его бывшие сотоварищи, гвардейцы-преторианцы, стреляющие в него из луков на современной греческой иконе. Стрелы несмысленных и злых в своем незнании младенцев (Пс. 63:8) наносят язвы мужу совершенному Севастиану… Они - «младенцы, колеблющиеся и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

На афонской иконе лучники-палачи уродливы, бородаты и низкорослы, в то время как Севастиан возвышается над ними, привязанный к древу, обреченный на смерть, переходящий в жизнь - чего им не понять…

Он стоит посреди сухой пустыни, привязанный к засохшему дереву - он умирает вместе с Тем, Кто умер на сухом Древе Креста. И он уже не один страдает - но страдает с ним Сам Христос. Живоносная смерть изливается на пустыню - и она начинает процветать кринами (Ис. 35:5), и древо, на котором принимают смерть Севастиан за Христа и Христос за Севастиана, возносит свои живые ветви. Праведник процветет, словно финиковая пальма (Пс. 91:12), священное дерево победы.

Само греческое имя «Севастиан» имеет и отношение к священному титулу императора - «августа», и к бессмертной славе… Он более не служит императору Диоклетиану, земному Юпитеру. Он соделывается жертвой священной вместе с Агнцем Закланным, Новым Давидом.

Севастиан сам становится обнаженным, мертвым стволом, процветающим в жизнь. Стрелы убивают в нем все земное и мертвое - он обнажен к крещению, к смерти со Христом и во Христе среди сухой пустыни, в которой он сам и становится древом живым, Христовым, через него процветает сухое и животворящее Древо Креста, Сам Христос Бог Спасающий.

Ризы лучников - алая и синяя - знаменуют крещение водою и Духом Святым Божиим. Скала, возвышающаяся среди пустыни - символ этого Духа.

«И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (1 Ин. 3:6)».

Севастиан, мученик Христов, свидетель Христов, принимает участие в Евхаристии, совершаемой Христом. Очертания его чрева, пронзаемого стрелами - словно хлебное приношение, просфора Евхаристии Христовой. Приносит Христос Себя за жизнь мира - и Севастиан имеет часть в этом приношении. Он - со-свидетель и сотрапезник, и со-служитель, и дело Его - дело Христово. А у Христа одно лишь стремление и желание одно - отдать жизнь Свою за жизнь мира (Ин. 6:51).

И Севастиан уподобляется Христу. Не знаем, каковы мы будем, когда совершится тайная нашего христианского свидетельства - через смерть и опустошение. Но знаем, что мы станем похожи на Него.

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем.
Знаем только, что, когда откроется,
будем подобны Ему,
потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2)

Грешники «состреливают в тайных непорочна и не убоятся» (Пс. 6:64), но Господь праведен - «и сказал Ионафан Давиду: жив Господь Бог Израилев! (1Цар 20:14)»

Жив Бог твой, Севастиан!

И душа человеческая, по природе христианка, как говорил римлянин Тертуллиан, бежит ко Христу, словно Дафна от губителя-лучника Аполлона, и оказывается в безопасности, коснувшись Древа Крестного, коснувшись Жертвы Христовой, коснувшись риз Его, соединившись с Ним, Древом сухим и Древом Живоносным.

Дева-душа христианка прячется от врагов-страстей и убийц, от смерти этого мира в животворящей мертвости Тела Христова, в со-смертии со Христом, в совоскресении с Ним.

Ибо, если с Ним страждем, с Ним и прославимся. (Рим 8:14)

Чему уподоблю Его? Ветви
Вверх, выше - никто не сломит.
Лоза, вознесенная в силе кедра,
Живого и мертвого древа доля.

Чему уподоблю? Вышние гнезда
Орлов с очами круга созвездий,
А корни - глубже магмы. И ветер
Присно шумит, в парусах бьется.

Чему? О, древо сухое Ноя!
О, радости Ноя лоза живая!
О, тайна спасения мира - боли
Вечной Его - и пути без края…

(Галлия), а образование получил в Медиолане . При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере.

Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк , сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь и убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: "Ты всегда будешь со Мною". Жена царского казнохранителя Никострата , Зоя , 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались. Марк сказал: "Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах".

Свя-той му-че-ник Се-ва-сти-ан ро-дил-ся в го-ро-де Нар-боне (Гал-лия), а об-ра-зо-ва-ние по-лу-чил в Ме-дио-лане. При им-пе-ра-то-рах-со-пра-ви-те-лях Дио-кли-ти-ане и Мак-си-ми-ане (284-305) он за-ни-мал долж-ность на-чаль-ни-ка двор-цо-вой стра-жи. Свя-той Се-ва-сти-ан поль-зо-вал-ся ав-то-ри-те-том и лю-бо-вью у во-и-нов и при-двор-ных, ибо был че-ло-ве-ком храб-рым, ис-пол-нен-ным пре-муд-ро-сти, прав-ди-вым в сло-вах, спра-вед-ли-вым в су-де, преду-смот-ри-тель-ным в со-ве-те, вер-ным на служ-бе и во всех по-ру-че-ни-ях. Бу-дучи сам тай-ным хри-сти-а-ни-ном, свя-той мно-го по-мо-гал бра-тьям по ве-ре. За-то-чен-ные в тем-ни-цу бра-тья-хри-сти-ане Мар-кел-лин и Марк, сна-ча-ла твер-до ис-по-ве-до-вав-шие ис-тин-ную ве-ру, под вли-я-ни-ем слез-ных уго-во-ров сво-их ро-ди-те-лей-языч-ни-ков (от-ца Тран-квил-ли-на и ма-те-ри Мар-кии), жен и де-тей по-ко-ле-ба-лись в сво-ем на-ме-ре-нии по-стра-дать за Хри-ста. Свя-той Се-ва-сти-ан при-шел к цар-ско-му каз-но-хра-ни-те-лю, в до-ме ко-то-ро-го со-дер-жа-лись в за-клю-че-нии Мар-кел-лин и Марк, и про-из-нес вдох-но-вен-ную про-по-ведь.

«Доб-лест-ные во-и-ны Хри-сто-вы! Не бро-сай-те зна-ме-ни ва-ших по-бед ра-ди жен-ских слез и не да-вай-те ослаб-ле-ния низ-ло-жен-но-му под ва-ши но-ги вра-гу, дабы он, по-лу-чив опять си-лу, не на-чал с ва-ми борь-бу. Воз-двиг-ни-те же над зем-ны-ми при-стра-сти-я-ми слав-ную хо-ругвь ва-ше-го по-дви-га. Ес-ли бы те, ко-го вы ви-ди-те пла-чу-щи-ми, зна-ли, что есть дру-гая жизнь - бес-смерт-ная и без-бо-лез-нен-ная, в ко-то-рой цар-ству-ет непре-ста-ю-щая ра-дость, то непре-мен-но по-же-ла-ли бы вой-ти в нее с ва-ми и, пре-зи-рая вре-мен-ную жизнь, ста-ра-лись бы по-лу-чить веч-ную. Кто не хо-чет быть слу-жи-те-лем веч-ной жиз-ни, тот и эту вре-мен-ную жизнь по-гу-бит на-прас-но».

Свя-той Се-ва-сти-ан убе-дил бра-тьев ид-ти на му-че-ни-че-ский по-двиг. Речь его по-тряс-ла всех при-сут-ство-вав-ших. Они уви-де-ли, что ли-цо свя-то-го си-я-ет, как у Ан-ге-ла, явив-ши-е-ся семь Ан-ге-лов об-лек-ли его в свет-лую одеж-ду, а Пре-крас-ный Юно-ша бла-го-сло-вил про-по-вед-ни-ка и ска-зал: «Ты все-гда бу-дешь со Мною». Же-на цар-ско-го каз-но-хра-ни-те-ля Ни-ко-стра-та, Зоя, 6 лет на-зад по-те-ряв-шая дар ре-чи, при-па-ла к но-гам свя-то-го Се-ва-сти-а-на и зна-ка-ми про-си-ла ис-це-лить ее. Свя-той осе-нил жен-щи-ну крест-ным зна-ме-ни-ем, - она тот-час же за-го-во-ри-ла и про-сла-ви-ла Гос-по-да Иису-са Хри-ста и ска-за-ла, что ви-де-ла Ан-ге-ла с рас-кры-той кни-гой, по ко-то-рой свя-той Се-ва-сти-ан чи-тал свою про-по-ведь. То-гда все при-сут-ство-вав-шие уве-ро-ва-ли в Спа-си-те-ля ми-ра. Ни-ко-страт снял око-вы с Мар-кел-ли-на и Мар-ка и пред-ло-жил им скрыть-ся, но бра-тья от-ка-за-лись.

Марк ска-зал: «Пусть тер-за-ют на-ши те-ла лю-бы-ми му-ка-ми; они мо-гут убить те-ло, но ду-шу, во-ин-ству-ю-щую за ве-ру, по-бе-дить не в си-лах». Ни-ко-страт и его су-пру-га про-си-ли Кре-ще-ния. Свя-той Се-ва-сти-ан по-со-ве-то-вал Ни-ко-стра-ту устро-ить так, чтобы Кре-ще-ние со-вер-ши-лось над воз-мож-но боль-шим чис-лом лю-дей. То-гда Ни-ко-страт по-про-сил на-чаль-ни-ка тю-рем Ри-ма, Клав-дия, при-слать к нему в дом всех за-клю-чен-ных. Бе-се-дуя с уз-ни-ка-ми, Се-ва-сти-ан убе-дил-ся, что все они до-стой-ны Кре-ще-ния, и при-звал пре-сви-те-ра По-ли-кар-па, ко-то-рый при-го-то-вил их к та-ин-ству огла-си-тель-ным сло-вом, пред-пи-сал им по-стить-ся, на-зна-чив со-вер-ше-ние та-ин-ства на ве-чер.

В это вре-мя Клав-дий из-ве-стил Ни-ко-стра-та, что его вы-зы-ва-ет рим-ский епарх Агре-стий Хро-ма-тий для объ-яс-не-ния, по ка-кой при-чине в его до-ме со-бра-ны уз-ни-ки. Ни-ко-страт рас-ска-зал Клав-дию об ис-це-ле-нии сво-ей же-ны, и тот при-вел к свя-то-му Се-ва-сти-а-ну сво-их боль-ных сы-но-вей, Сим-фо-ри-а-на и Фе-лик-са. Ве-че-ром свя-щен-ник По-ли-карп кре-стил Тран-квил-ли-на, его род-ных и дру-зей, Ни-ко-стра-та и его се-мью, Клав-дия и его сы-но-вей, а так-же 16 осуж-ден-ных уз-ни-ков. Все-го но-во-кре-щен-ых бы-ло 64 че-ло-ве-ка.

Пред-став пе-ред епар-хом Хро-ма-ти-ем, Ни-ко-страт рас-ска-зал ему, как свя-той Се-ва-сти-ан об-ра-тил их в хри-сти-ан-скую ве-ру и мно-гих ис-це-лил от бо-лез-ней. Сло-ва Ни-ко-стра-та убе-ди-ли епар-ха. Он при-звал к се-бе свя-то-го Се-ва-сти-а-на и пре-сви-те-ра По-ли-кар-па, про-све-тил-ся от них и уве-ро-вал во Хри-ста. Вме-сте с Хро-ма-ти-ем при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние его сын Ти-вур-тий и все до-мо-чад-цы. Ко-ли-че-ство но-во-про-све-щен-ных воз-рос-ло до 1400 че-ло-век. По со-ве-ту хри-сти-ан Хро-ма-тий оста-вил долж-ность епар-ха. В это вре-мя епи-ско-пом Ри-ма был свя-той Га-ий (впо-след-ствии па-па рим-ский, с 283 по 296 год; па-мять его 11 ав-гу-ста). Свя-ти-тель бла-го-сло-вил Хро-ма-тия, чтобы он уехал в свои по-ме-стья на юге Ита-лии вме-сте с пре-сви-те-ром По-ли-кар-пом. Хри-сти-ане, ко-то-рые бы-ли не в си-лах ид-ти на му-че-ни-че-ство, уеха-ли с ни-ми. Свя-щен-ник По-ли-карп был по-слан для утвер-жде-ния но-во-об-ра-щен-ных в ве-ре и со-вер-ше-ния Та-инств. Сын Хро-ма-тия, Ти-вур-тий, же-лал при-нять му-че-ни-че-ство и остал-ся в Ри-ме при свя-том Се-ва-сти-ане. Оста-лись так-же по-свя-щен-ный свя-ти-те-лем Га-и-ем в сан пре-сви-те-ра Тран-квил-лин, Мар-кел-лин и Марк, по-свя-щен-ные в диа-ко-ны, Ни-ко-страт, же-на его Зоя и брат Ка-сто-рий, Клав-дий, сын его Сим-фо-ри-ан и брат Вик-то-рин. Они со-би-ра-лись во двор-це им-пе-ра-то-ра у тай-но-го хри-сти-а-ни-на, са-нов-ни-ка Ка-сту-ла, но вско-ре для них на-ста-ло вре-мя по-стра-дать за ве-ру.

Пер-вой языч-ни-ки схва-ти-ли свя-тую Зою, мо-лив-шу-ю-ся у гроб-ни-цы апо-сто-ла Пет-ра. На су-де она му-же-ствен-но ис-по-ве-да-ла ве-ру во Хри-ста и по-чи-ла, по-ве-шен-ная за во-ло-сы над гни-ю-щи-ми от-бро-са-ми; те-ло ее бы-ло бро-ше-но в ре-ку Тибр. Явив-шись в ви-де-нии свя-то-му Се-ва-сти-а-ну, она со-об-щи-ла о сво-ей смер-ти. По-сле нее по-стра-дал пре-сви-тер Тран-квил-лин: его языч-ни-ки по-би-ли кам-ня-ми у гроб-ни-цы свя-то-го апо-сто-ла Пет-ра, а те-ло его так-же бро-си-ли в Тибр. Свя-тых Ни-ко-стра-та, Ка-сто-рия, Клав-дия, Вик-то-ри-на и Сим-фо-ри-а-на схва-ти-ли на бе-ре-гу ре-ки, ко-гда они отыс-ки-ва-ли те-ла му-че-ни-ков. Их при-ве-ли к епар-ху, и свя-тые от-ка-за-лись ис-пол-нить его по-ве-ле-ние - при-не-сти жерт-ву идо-лам. То-гда свя-тым му-че-ни-кам при-вя-за-ли кам-ни на шеи и уто-пи-ли в мо-ре. Свя-то-го Ти-вур-тия пре-дал лжехри-сти-а-нин Торк-ват. Не до-бив-шись от-ре-че-ния от Хри-ста, су-дья ве-лел по-ста-вить юно-го Ти-вур-тия на рас-ка-лен-ные уг-ли, но Гос-подь со-хра-нил его: Ти-вур-тий хо-дил по го-ря-щим уг-лям, не чув-ствуя жа-ра. Му-чи-те-ли обез-гла-ви-ли свя-то-го Ти-вур-тия. Неиз-вест-ный хри-сти-а-нин по-хо-ро-нил свя-то-го.

Торк-ват вы-дал так-же свя-тых диа-ко-нов Мар-кел-ли-на и Мар-ка и са-нов-ни-ка Ка-сту-ла. По-сле ис-тя-за-ний Ка-сту-ла бро-си-ли в ров и жи-во-го за-сы-па-ли зем-лей, а Мар-кел-ли-ну и Мар-ку при-гвоз-ди-ли но-ги к пню. Они про-сто-я-ли всю ночь в мо-лит-ве, а утром их прон-зи-ли ко-пья-ми.

По-след-ним был взят на му-че-ния свя-той Се-ва-сти-ан. Его до-пра-ши-вал лич-но им-пе-ра-тор Дио-кли-ти-ан и, убе-див-шись в непо-ко-ле-би-мо-сти свя-то-го му-че-ни-ка, при-ка-зал от-ве-сти его за го-род, при-вя-зать к де-ре-ву и прон-зить стре-ла-ми. Же-на са-нов-ни-ка Ка-сту-ла, Ири-на, при-шла но-чью, чтобы по-хо-ро-нить свя-то-го Се-ва-сти-а-на, но на-шла его жи-вым и при-нес-ла в свой дом. Свя-той Се-ва-сти-ан вско-ре из-ле-чил-ся от ран. Хри-сти-ане уго-ва-ри-ва-ли его уда-лить-ся из Ри-ма, но он от-ка-зал-ся. По-дой-дя к язы-че-ско-му хра-му, свя-той уви-дел на-прав-ляв-ших-ся ту-да им-пе-ра-то-ров и пуб-лич-но об-ли-чил их в нече-стии. Дио-кли-ти-ан при-ка-зал от-ве-сти свя-то-го му-че-ни-ка на ип-по-дром и каз-нить. Свя-то-го Се-ва-сти-а-на уби-ли, а те-ло его бро-си-ли в му-сор-ный ров. Свя-той му-че-ник в сон-ном ви-де-нии явил-ся хри-сти-ан-ке Лу-кине и по-ве-лел ей взять те-ло и по-хо-ро-нить в ка-та-ком-бах. Бла-го-че-сти-вая хри-сти-ан-ка с че-стью по-хо-ро-ни-ла те-ло свя-то-го.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане. При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284–305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере.

Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь. «Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь – бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно».

Святой Севастиан убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Жена царского казнохранителя Никострата, Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, – она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались.

Святой мученик Севастиан († ок. 287)

Марк сказал: «Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах». Никострат и его супруга просили Крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия, прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер.

В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека.

Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек.

По совету христиан Хроматий оставил должность епарха. В это время епископом Рима был святой Гаий (впоследствии папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа). Святитель благословил Хроматия, чтобы он уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом. Христиане, которые были не в силах идти на мученичество, уехали с ними. Священник Поликарп был послан для утверждения новообращенных в вере и совершения таинств.

Сын Хроматия, Тивуртий, желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане. Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце императора у тайного христианина, сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.

Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и почила, повешенная за волосы над гниющими отбросами; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, она сообщила о своей смерти.

После нее пострадал пресвитер Транквиллин: его язычники побили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр. Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Их привели к епарху, и святые отказались исполнить его повеление – принести жертву идолам. Тогда святым мученикам привязали камни на шеи и утопили в море.

Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но Господь сохранил его: Тивуртий ходил по горящим углям, не чувствуя жара. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.


Катакомбы св. Севастиана

Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула. После истязаний Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.

Последним был взят на мучения святой Севастиан. Его допрашивал лично император Диоклитиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами.


Гробницы в катакомбах св. Севастиана

Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого.

Loading...Loading...