Шииты-алавиты. Кто такие алавиты и где они живут

Президент Сирии Башар Асад принадлежит к незначительной общине алавитов. Религиозная тема - одна из самых болезненных и опасных на Ближнем Востоке, где бок о бок живут представители самых разных конфессий, не всегда терпимо относящиеся друг к другу. Алавиты изначально были белой вороной даже в этом многоцветном восточном ковре: они не только давным-давно оторвались от ислама, но и окружили свое вероучение плотной завесой тайны.

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Мусульмане с самого начала ненавидели алавитов и до сих пор относятся к ним как к отщепенцам. Они даже ставят их ниже «неверных» - христиан и иудеев! По их мнению, алавиты исказили ислам. В середине IX века некто Абу Мухаммад ибн Нусайр взял и провозгласил богом уважаемого шиитского имама аль-Хасана аль- Аскари. Себя Нусайр назначил его пророком и посланником. Приверженцы новой веры стали называться нусайритами, позже - алавитами. Религиозная община была относительно немногочисленна, и ее членам приходилось постоянно мимикрировать - подстраиваться под разные условия и обстоятельства. Алавиты сближались то с христианами, то с турецкими армянами, то с курдами, то с огнепоклонниками, постоянно что-то заимствуя и перенимая у них. И такой плагиат не только не запрещался - поощрялся! Если твоей жизни угрожает опасность, на людях ты можешь назваться хоть буддистом, хоть адвентистом, это не будет считаться предательством, так рассуждают алавиты. Главное - в душе оставаться верным самому себе. Поведение на людях - это одно, а твои истинные убеждения - совсем другое. Последнее, по мнению алавитов, нужно тщательно скрывать от непосвященных. Насколько же сильно это отличается от православия с его идеалом: умирай, но от своей веры не отступайся!

Священная книга алавитов «Китаб аль-Маджму» содержит 16 сур (глав) и является подражанием Корану. Но никто из европейских востоковедов никогда эту книгу в глаза не видел! Известно, что учение алавитов основывается на поклонении Святой Троице. На первом месте в ней по значимости Али - лучезарное существо, в котором воплотился бог. На втором - пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует! На третьем - Сальман аль-Фарси, сподвижник пророка. Весьма почитается также Фатима - дочь пророка Мухаммада и супруга Али (что отдаленно напоминает культ Девы Марии в христианстве, только алавиты считают Фатиму существом бесполым). По мнению нусайритов, бог уже несколько раз являлся в образе человека - Адама, Ноя, Иакова, Моисея, Соломона, Иисуса и Мухаммада. Но его главное и последнее явление еще впереди. Они также почитают христианских апостолов и ряд свитых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Христианские имена у них в чести. Нусайриты также поклоняются луне, солнцу, вечерней и утренней заре, свету и тьме. По их понятиям, люди существовали до сотворения земли-в виде святящихся огней и планет. Тогда они были безгрешны и невинны. Они наблюдали Али как солнце Затем Али представал перед ними в разных обличьях, между каждым из его визитов проходило ровно 7 777 лет и 7 часов. Потом Али создал землю, дал людям телесную оболочку. Из грехов сотворил демонов и шайтанов, а из козней шайтана - женщин. Ясно, что женщина не особо высоко ценится в алавизме. У женщин нет души, поэтому их не допускают на богослужения и не учат молитвам. Более того, от женщин скрывают суть алавизма. Женщинам даже отказано в реинкарнации, в которую верят нусайриты. Только мужская душа имеет возможность получить после смерти лучшую жизнь. Правда, если алавит был плохим человеком, вряд ли он может рассчитывать на хорошее перевоплощение, только в животное. Мужчины в алавизме вообще на особом положении. Например, им дозволено все, что не разрешается мужчинам-мусульманам: алкоголь, сигареты. Ничего зазорного они не видят и в совокуплении друг с другом. В этом вопросе алавиты еще в древности были куда большими либералами, чем современные европейцы. Один древнейший шиитский ученый-ересиограф в своей книге так описывал подход нусайритов к гомосексуализму: «Это - акт смирения и покорности и одно из желанных и приятных наслаждений… Аллах - велик он и славен! - ничего этого не запрещал».

БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ

Обряды алавитов для посторонних тайна за семью печатями. Известно о них немного. В алавитских общинах есть избранные (хасса) и есть рядовые (амма). Хасса могут быть только те, кто родился от матери и отца алавитов. Хасса могут стать имамами или шейхами. В хасса посвящают по достижении совершеннолетия на особом собрании. Как говорят враги алавитов, проходят эти собрания под покровом ночи в особых часовнях - куббах, расположенных на возвышенностях. Новобранцу передают секретные знания, потом с него берут клятву никому их не разглашать, в знак чего он причащается бокалом вина и 500 раз произносит особое священное слово.

Молятся нусайриты по пять раз в день, но не кладут поясные и земные поклоны, как мусульмане. Для молитвы не собираются в храмах и мечетях - каждый молится у себя дома. Понятия пятничной молитвы не существует. Перед молитвой не совершают омовение. Содержание молитв - загадка, это тщательно скрывают от посторонних.

Известно, что нусайриты придерживаются поста, но, в отличие от мусульманского, длится он у них всего пару недель. Они отрицают закят — обязательную для мусульман милостыню в пользу бедных. Обязательный для мусульман хадж - паломничество в Мекку и ее окрестности - алавиты не признают. Кааба для них пустое место. По их мнению, дом бога Али - солнце.

НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ

Большинство алавитов живут в Сирии, прежде всего в районе Латакии - Тартуса. Кроме того, они компактно расселены в районах Хамы и Хомса. В Турции они сосредоточены в основном на юге, недалеко от границы с Сирией. Несколько тысяч алавитов есть в Ливане и на Голанских высотах в Израиле. По приблизительным подсчетам, алавитов чуть более 2 миллионов человек. Капля в арабском море! Для сравнения: шиитов около 200 миллионов, суннитов более 1 миллиарда 400 тысяч человек.

Как же крошечная, по восточным меркам, конфессия, застрявшая во вневременье, смогла сыграть такую важную и неоднозначную роль в геополитике Ближнего Востока? История ее восхождения на политический олимп Сирии заслуживает отдельного рассказа.

Во время распада Османской империи алавиты пытались создать на территории современной Сирии собственное государство. Не вышло. Их звезда взошла в начале XX века В августе 1920 года в Сирии, находящейся под французским мандатом Лиги Наций, была создана автономия алавитов со столицей в Латакии, спустя два года объявленная государством алавитов. У государства был свой флаг белый с желтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население страны составляло около 200 тысяч человек. В 1936 году государство присоединили к Сирии, вопреки протестам алавитских шейхов. В то время в Сирии господствовали шииты, и проницательные ведущие шейхи-алавиты приняли несколько деклараций о безусловной принадлежности алавизма к шиитскому исламу. Мусульманские теологи уверяли, что алавиты давно откололись от шиизма и ушли так далеко, что потеряли связи с исламом вообще. Некоторые мусульмане открыто называли их извратителями истинной веры, но хитрые алавиты сидели тихо и дожидались своего часа. На самом деле их проповедники убеждали молодежь активно участвовать в общественной жизни страны, стремиться к занятию государственных постов. Самым настойчивым оказался Хафез Асад - сын бедного крестьянина. В ноябре 1970 года в результате государственного переворота он пришел к власти. Это был вызов всему мусульманскому миру! Негодованию правоверных не было предела.

Согласно конституции Сирии, лидером страны мог быть только мусульманин. Хафез Асад в ответ на это официально признал алавизм ответвлением шиизма и стал править страной. А чтобы ни у кого не было сомнений, велел строить по всей стране мечети и побуждать своих единоверцев соблюдать пост рамадан и другие мусульманские обычаи. Но исламисты не смирились, в 1982 году подняли восстание, которое Хафез Асад жестоко подавил, убив, по разным оценкам, от 7000 до 35000 мусульман. В 2000 году у руля страны встал его сын Башар Асад. И снова мусульмане попытались свергнуть президента алавита. Во что это вылилось, хорошо известно. Но чем закончится - большой вопрос. Вряд ли мусульманский мир смирится с «меньшинством у власти, которое навязало свою волю большинству».


Бывшие армяне

Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В современной Сирии алавиты составляют 10-12% населения и проживают, главным образом, в окрестностях Латакии (северо-западная часть Сирии). Они составляют также значительную часть населения в турецкой Александрете (Пограничная с Сирией область Турции). В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Алавиты в настоящее время, составляя 10% населения Сирии, полностью контролируют всю страну. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты. А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа. И языки у них разные. Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали. Евреи и финикийцы — это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык — это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи — это евреи, а финикийцы — это совсем другой народ. Религия, если она разная, то это действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой проблемой, обычно распадается.

Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В современной Сирии алавиты составляют 10-12% населения и проживают, главным образом, в окрестностях Латакии (северо-западная часть Сирии). Они составляют также значительную часть населения в турецкой Александрете (Пограничная с Сирией область Турции). В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Алавиты в настоящее время, составляя 10% населения Сирии, полностью контролируют всю страну. Вся сирийская элита, включая президента Асада - алавиты. А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне - это два различных народа. И языки у них разные. Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали. Евреи и финикийцы - это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык - это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи - это евреи, а финикийцы - это совсем другой народ. Религия, если она разная, то это действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой проблемой, обычно распадается.

Алавиты

Алавиты, также известные как «кызылбаши» (очевидно, по аналогии с персидскими шиитами-кызылбашами), «Али-Алла» (обожествляющие Али) или нусайриты (по имени основателя) - исламская религиозная секта, стоящая, собственно, на границе между крайним шиизмом и особой религией. Они откололись от исмаилизма и ушла так далеко, что во многом потеряли связи с исламом вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований (зороастризма, манихейства, гностицизма, астральных культов).

Происхождение

Течение основано богословом Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром (ум. в Басре ок. 883 г.). Последний, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, себя же считал его пророком и посланником - «Вратами».

Основы вероучения

Главная священная книга алавитов - «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур и является подражанием Корану. Она начинается следующим образом: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога кроме него».

В основе вероучения алавитов - представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение Смысла, Мухаммед как воплощение Имени и Сальман аль-Фариси, сподвижник Пророка и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» - титул ближайшего сподвижника всякого имама). Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син-Амас»: алавиты, с их унаследованной еще от исмаилитов приверженностью «тайному знанию», вообще склонны к каббалистическим построениям. В этой троице Али - воплощение Божественного Смысла, то есть в сущности сам Бог; все сущее - от него. Мухаммед - Имя, отражение Бога; Мухаммед создал аль-Фариси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима, дочь пророка Мухаммеда и супруга Али - как бесполое существо из света аль-Фатир. Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь (в лице признаваемых исламом пророков): Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммед. Всё это - вополощения Али. Сам Мухаммед (согласно алавитам) заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммеда, а и всех предыдущих пророков.

При этом алавиты очень почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Поклоняются они также Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника - шейха из Галилеи Мухаммеда Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).

По поверьям алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана - женщину. Как и большинство шиитских сект, алавиты верят в переселение душ (танасух). После смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека - в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника - в сферу демонов. У женщин души нет. Женщин алавиты не учат молитвам не допускают на свои богослужения.

В исламской традиции алавиты отвергают шариат, а также те из хадисов, что восходят к истинным и мнимым врагам Али - первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене Пророка Аише (сражавшейся против Али).

Культ, обряды, организация

Вслед за исмаилитами, алавиты проводят резкий раздел между избранными, обладающими тайным знанием, и непросвещенной массой. Избранные имеют имя «особых» («хасса»), прочие - «рядовые» («амма»). Руководит любой общиной имам, он представитель Али на земле, ему ведомо будущее, без него не могут проводиться никакие обряды. Низшие, после имама, категории шейхов - «накиб» (представляющий Мухаммеда) и «наджиб»(представляющий Сальмана). Хасса может быть только тот, кто родился от отца и матери - алавитов. В хасса посвящают с совершеннолетием (18 лет), в собрании «особых» под руководством местного имама; сообщив посвящяемому тайны религии, с него берут клятву не разглашать их, в подтверждение чего он причащается бокалом вина и пятьсот раз произносит священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман). Обряды исмаилитов тоже окружены налётом тайны: они свершаются по ночам в особых часовнях (кубба, араб.: купол), расположенных на возвышенных местах.

Обрядовую сторону ислама алавиты сильно упростили. Пост рамадана они сохранили, но он длится у них только полмесяца (а не месяц). Ритуальные омовения отсутствуют, намаз только два раза в день (вместо пяти). Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.

Взаимоотношения с другими религиями

Правоверные мусульмане ненавидели алавитов, тем более, что их учение было близко к исламу и потому воспринималось не как особая религия, а как извращение истинной веры. Суннитские улемы уверяли, что алавиты еретики злейшие, чем иудеи, а «вред от них общине Мухаммеда больший, чем от турок, французов и других. Они не верят на деле ни в Аллаха, ни в его Пророка, ни в Коран». Сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и гораздо охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Так, сближение между турецкими армянами и курдским алавитским племенем заза (в районе Дерсим) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об «армянах-заза» (кстати, заза, так легко сближавшиеся с армянами, почитавшие их святыни, ходившие к их священникам и т. д., в то же время ненавидели мусульман и считали всякое общение с мусульманином величайшим осквернением). Этим объясняется неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан: то ли крестоносцев, то ли киликийских армян и т. д.

Алавиты в ХХ веке

Алавиты и в Турции, и в Сирии всегда решительно поддерживали секуляризацию общества и борьбу за гражданское равноправие. В Сирии французы в августе 1920 г. создали «автономную территорию алавитов» со столицей в Латакии, 12 июня 1922 г. объявленную «Государством алавитов». У этого государства был свой флаг: белый с жёлтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. алавитов. Государство было присоеденено к Сирии французами 5 декабря 1936 г., вопреки протестам алавитских шейхов. Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, во-первых начали декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.), а во вторых - упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось вполне в 1971 г., когда алавит Хафез Асад (кстати из непосвященной массы - «амма») стал президентом Сирии. Это вызвало негодование многих правоверных, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин; официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма), состоявшееся в 1973 г., не могло утишить этого негодования. Оно подогревается тем, что единоверцы Асада стали практически господствующей группой в Сирии. Это в свою очередь разжигает ваххабистские настроения в Сирии, которые становятся знаменем оппозицонности секулярно-алавитскому режиму. Однако, в настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-двенадцатиричниками, составляющими подавляющее большинство шиитов в мире. Этот процесс был инициирован Хафезом Асадом и продолжается при его сыне Башаре. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты соблюдают рамадан и другие мусульманские обряды. Власти оказывают давление на алавитское духовенство, требуя отказаться от признания божественности Али. В обозреваемом будущем ожидается окончательное слияние алавизма и шиизма.

Численность и расселение

В настоящее алавитов около 2,5 миллионов, большинство в Сирии (1,7 млн, то есть более 11 % населения), прежде всего в районе Латакии-Тартуса, и в Турции (главным образом в сирийской части Турции, то есть в районе Александретты). Алавитские племена Сирии делятся на четыре группы: Хаятыя, Калябия, Хаддадия и Мутавира.

В Как алавиты - потомки киликийских армян, отдельным народом стали

Противники Башара Асада распространяют множество провокационных слухов относительно “алавитского режима”. Пожалуй, самые невинные штампы и ярлыки в адрес алавитов — сектанты, демонопоклонники и... не мусульмане. Пущенный радикальным салафитским шейхом Арауром лозунг “Алавитов — в могилы!”, к сожалению, имеет немало сторонников в сегодняшней Сирии, дорого расплачивающейся за “Арабскую весну”.

Отметим, востоковеды до сих пор не пришли к окончательному выводу относительно происхождения алавитов, действительно признающих и Иисуса Христа, и Деву Марию, но также считающих святой дочь пророка Мухаммеда.
Михаил МАКОВЕЦКИЙ - не востоковед, он медик. Родился в Москве, как он пишет, в семье офицера стратегической авиации Советской Армии. С 1990 года живет в Израиле. Так вот, Маковецкий написал исследование, в котором поддерживает одну из версий о происхождении алавитов. А именно: он утверждает, что алавиты - потомки киликийских армян.


Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В настоящее время общая численность алавитов — более двух миллионов человек. Большинство проживает в Сирии (около 2-х млн, по различным оценкам — от 11 до 15% населения страны), прежде всего в районе Латакии-Тартуса. Это горные районы, очень напоминающие территорию Армении. Алавиты также компактно расселены в районах Хамы и Хомса.
В Турции алавиты проживают главным образом в так называемой сирийской части Турции (в районе Александретты); несколько десятков тысяч алавитов расселены в турецких провинциях Хатай, Адана и Ичель (г.Мерсин). Есть несколько тысяч алавитов и в Ливане. Около 2000 алавитов проживают на принадлежащих ныне Израилю Голанских высотах (в одной, пограничной с Ливаном деревне).
В рамках французского мандата с 1922 г. по 1936 г. существовало государство алавитов. Алавитское государство включало два бывших санджака — Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях). Кроме 176 тыс. алавитов на территории этого государственного образования проживали 52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930 г. Алавитское государство имело и свою конституцию. 5 декабря 1936 г. Алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом N 274 французских властей. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946 г.
Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, начали, во-первых, декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.), а во-вторых — упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось в 1971 г., когда алавит Хафез Асад стал президентом Сирии. Это вызвало негодование суннитского большинства населения Сирии, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В ответ на это в 1973 г. в Сирии было осуществлено официальное признание алавитов мусульманами (шиитами). Хотя, с точки зрения теологии, с таким же успехом их можно признать и христианами. Алавиты отвергают обрядовые и моральные запреты ислама; обожествляют Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). Хотя главная священная книга алавитов “Китаб аль-Маджму” содержит 16 сур и по форме является явным подражанием Корану. В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты.
...Процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-имамитами (или шиитами-двунадесятниками), составляющими подавляющее большинство шиитов в мире, был инициирован Хафезом Асадом и продолжен его сыном Башаром Асадом. В алавитских селениях стали строить мечети, алавитов побуждали к соблюдению поста рамадан и других мусульманских обрядов. Хотя этой политике шиитизации алавиты сопротивлялись как могли.
...А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа. Тем более что в настоящее время и языки у них разные. На захваченных ими территориях арабы всегда принуждали покоренное население переходить на арабский язык. Так что и алавиты перешли с армянского на арабский.
Но для того чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали.

Алавиты (алауиты) также известны как «кызылбаши», «Али-Алла» (обожествляющие Али) или нусайриты (по имени основателя); К.М. Базили в авторитетнейшей работе "Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении" использует термин "мутаалии".

Алавиты - название для ряда исламских религиозных направлений, ответвлений или сект, по мнению некоторых специалистов, стоящих на границе между шиизмом (гулат) и особой религией. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы Ибн Таймийи) считают, что алавиты откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряла право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований ("джахилия").

Есть мнение, что термин Алавиты употребляется для самоназвания и обозначения не одной, а нескольких самостоятельных, различных как по генезису, так и по религии мусульманских сект, согласно которому турецкие "кызылбаши" и сирийские "алавиты" не имеют ни общих корней, ни общей религиозной практики. Например, в английской Википедии специально подчеркивается разница между терминами Alawi (в отношении сирийских нусайритов) и Alevi (в отношении турецких алавитов). С.Гафуров указывал на значительную разницу между турецкими и сирийскими алавитами, но подчеркивал, что этот вопрос остается в европейском востоковедении нерешенным. Различия между левантийскими и малоазиатскими группами нусайритов могут быть объяснены в рамках классификации алавитов на "солнечных" - "лунных" и "западных" - "восточных". Гафуров в рамках материалистического понимания истории религий подчеркивал, что разница в культе может и должна пониматься как результат различных социально-экономических условий существования алавитских социальных групп в Сирии и Турции, где религия нусайритов "отражает классовые интересы различных социальных групп - феодалов в Сирии и мелкобуржуазные слои в Турции".

Нижеследующий текст относится по преимуществу к сирийским алавитам, включая и этнических сирийцев, проживающих на территории Турции, главным образом, в районе Александретты. Турецкие алавиты, составляющие, по сведениям некоторых благожелательно настроенных журналистов, до трети населения Турции, видимо, представляют собой самостоятельный феномен, сильно отличающийся от левантийского.

Происхождение

Традиционно считается (при этом в европейском востоковедении предполагается, что традиция идет от оппонентов и врагов алавитов), что течение основано богословом Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром (ум. в Басре ок. 883 г.), который, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, себя же называл его посланником - «Вратами» (Баб).

Начало истории алавитов малоизвестно, но в XVI веке в Леванте (в Джубейле и в Бааль-беке) усилились и были признаны оттоманским правительством два владетельных алавитских семейства - шейхи Бени Хамади и эмиры Харфуш из-за Евфрата.

В XVI - XVIII веках Гора Кельбие (Касьюн), древний Кассион, была населена одним из ответвлений алавитов "бедным и мирным племенем ансариев, о которых и поныне правительство не имеет другой заботы, как разве собирать с них ежегодно подати". Базили так характеризует конфессиональную ситуацию среди мусульман Леванта: "Округа, прилежащие к северным [отрогам] Ливана, управлялись наследственно суннитскими эмирами Сиффа; округа Джубейль и Баальбек - алавитами шейхами Хамади и эмирами Харфуш. И племена эти, и владетельные семейства по собственному движению признавали над собой власть [видного друзского феодала] Фахраддина и домогались его покровительства. Племена алавитов занимали окрестности Сайды и городок Сур".

Турецкое правительство систематически разжигало конфликты между алавитами, исмаилитами и друзами для противостояния феодальной вольнице, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны. К XVIII веку алавитам удалось практически полностью вытеснить исмаилитские кланы из Леванта, главным образом, в результате боевых действий.

В XVIII веке "могущественный алавитский шейх Насиф Нассар мог выставить в поле несколько тысяч отличной кавалерии, владел богатыми землями и множеством замков" (Базили). Помимо прочего он выступил союзником российского флота в экспедиции во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А.Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян. После поражения турецкого флота в битве при Чесме 26 июня 1770 г. русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база русского флота находилась на острове Паросе в порту Ауза, откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота.

Во время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акки. Наполеон I Бонапарт писал в своей работе о Египтеском походе об участии алавитов в осаде Акки так: "Несколько дней спустя явилась масса метуали (алавитов) - мужчин, женщин, стариков, детей - в количестве 900 человек; из них только 260 были вооружены, причем половина имела коней, а вторая половина - не имела. Главнокомандующий (Наполеон пишет о себе в третьем лице) пожаловал ментики трем вождям и возвратил им владения их предков. В прежнее время численность этих метуали достигала 10000; Джеззар (турецкий губернатор) погубил почти всех; это были мусульмане-алиды, очень хорошие люди. Генерал Виаль перешел через гору Сарон и вступил в Сур - древний Тир; это была область алидов. Они взялись разведать побережье до подножья гор; они стали готовиться к военным действиям и обещали к маю выставить 500 хорошо вооруженных всадников для похода на Дамаск" .

После капитуляции французского экспедеционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, египетских мамелюков и местных феодалов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагам друзам, но те отказали в помощи, главным образом, в силу неопределенности своего собственного статуса и историческими связами с Британией. Тем не менее, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы, которая не приняла формы геноцида, но ограничилась ликвидацией значительной части феодальной верхушки и резкого сокращения территорий под контролем алавитских шейхов (особенно на в Палестине, власть алавитских шейхов сохранялась только в районе Латакии - Касьюна).

Основы вероучения

В европейском востоковедении принято считать, что достоверной информацией от алавитах современная наука не располагает. Сведения об алавитах получены от случайных или враждебных источников, а также от ренегатов алавизма. Сами алавиты религиозного прозелетизма не ведут и информацию о своей религии распространяют крайне неохотно.

Есть не вполне достоверные сведения, что главная священная книга алавитов - «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур и является подражанием Корану. Полностью достоверных текстов Китаб аль-Маджму в распоряжении европейских востоковедов нет. Полагают, что она начинается следующим образом: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога кроме него».

Некоторые специалисты полагают, что в основе вероучения алавитов - представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение Смысла, Мухаммед как воплощение Имени и Сальман аль-Фариси, сподвижник Пророка и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» - титул ближайшего сподвижника всякого имама). Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син-Амас». Европейские религиозные проповедники и конфессиональные востоковеды приписывают алавитам устойчивую приверженность «тайному знанию» и склонность к мистическим построениям.

Гностически настроенные востоковеды на основании показаний ренегатов алавизма считают, что Али - воплощение Божественного Смысла, то есть Бога; все сущее - от него. Мухаммед - Имя, отражение Бога; Мухаммед создал аль-Фариси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима, дочь пророка Мухаммеда и супруга Али - как бесполое существо из света аль-Фатир. Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь (в лице признаваемых исламом пророков): Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммед. Всё это - вополощения Али. Сам Мухаммед (согласно алавитам) заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммеда, а и всех предыдущих пророков.

При этом, по сведениям христианских миссионеров, алавиты очень почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Среди алавитов имеются 4 основных конфесииональные организации, скорее всего, не подчинающиеся друго другу, поклоняющиеся Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника - шейха из Галилеи Мухаммеда Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).

По народным поверьям необразованных алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана - женщину.

Считается, что алавиты признают переселение душ (танассух). По народным поверьям, после смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека - в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника - в сферу демонов. Многие европейские востоковеды считают, что у женщин души нет. Есть сомнительные сведения, что женщин алавиты не учат молитвам не допускают на свои богослужения.

Из мусульманских источников следует, что в исламской традиции алавиты отвергают шариатские мазхабы суннитов и, возможно, шиитов (однако после 1973 года шииты включает алавитов в свое число), а также те из хадисов, что восходят к истинным и мнимым врагам Али - первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене Пророка Аише (сражавшейся против Али).

Культ, обряды, организация

Алавиты проводят раздел между избранными, обладающими тайным знанием, и непросвещенной массой. Избранные называются «особыми» («хасса»), прочие - «рядовыми» («амма»). Судебную власть над любой общиной осуществляет имам, без него также не могут проводиться многие обряды. Следующие, после имама, категории шейхов - «накиб» (представляющий Мухаммеда) и «наджиб»(представляющий Сальмана). Утверждают, что хасса может быть только тот, кто родился от отца и матери - алавитов. Есть сведения, что в хасса посвящают с совершеннолетием (18 лет), в собрании «особых» под руководством местного имама; сообщив посвящяемому тайны религии, с него берут клятву не разглашать их, в подтверждение чего он причащается бокалом вина и пятьсот раз произносит священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман). Обряды алавитов тоже окружены налётом тайны: по сведениям врагов алавитов, они свершаются по ночам в особых часовнях (кубба, араб.: купол), расположенных на возвышенных местах. В мечети, построенные алавитами в своих населенных пунктах, обычно алавиты не ходят, и мечети ранее часто приходили в запустение, а сейчас их поддержание в порядке финансируются алавитскими общинами, для которых характерен исключительно высокий уровень веротерпимости.

Обрядовую сторону ислама алавиты сильно упростили. Пост рамадана они сохранили, но он длится у них только полмесяца (а не месяц). Ритуальные омовения отсутствуют, намаз только два раза в день (вместо пяти). Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.

Взаимоотношения с другими религиями

Некоторые мусульмане ненавидели алавитов, воспринимая их не как особую религию, а как извращение истинной веры. Ибн Таймийа утверждал, что несмотря на то, что никто не имеет права отказать алавитам в праве считаться мусульманами, если они публично произнесут шахаду (свидетельство, что бог один, а Мухаммед является пророком), тем не менее, ущерб, наносимый алавитами мусульманской общине, велик, и настаивал на том, что мусульмане не должны вступать в гражданские правоотношения с алавитами на основе правил, принятых мусульманами между собой.

По мнению мусульманских врагов алавитов, сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Так, сближение между турецкими армянами и курдским алавитским племенем заза (в районе Дерсим) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об «армянах-заза» Этим может объясняться неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан: крестоносцев, киликийских армян и т.д.

Алавиты в ХХ веке

Светски ориентированное руководство Алавитских общин и в Турции, и в Сирии в течение ХХ века, как правило, поддерживало секуляризацию общества и гражданское равноправие, независимо от конфессиональной принадлежности.

В Сирии, находившейся под францзским мандатом Лиги наций, в августе 1920 г. была создана «автономная территория алавитов» со столицей в Латакии, 12 июня 1922 г. объявленная «Государством алавитов». У этого государства был свой флаг: белый с жёлтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. алавитов. В 1930 г. переименована в «Санджак Латакия».

После общесирийского национального восстания Государство Алавитов было присоеденено к Сирии 5 декабря 1936 г., при этом, исходя из юридической системы французского мандата в Ливане, ведущие шейхи алавитских племен приняли ряд деклараций о безусловной принадлежности алавизма к шиитскому исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.).

В 1971 г. алавит Хафез аль Асад стал президентом Сирии. Так как в среде сирийского населения оттоманами, французами и британцами разжигались интенсивные антиалавитские настроения, это вызвало недовольство многих мусульман, христиан и евреев, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В 1973 г. имамы шиитов - двунадесятников приняли фетву, что на алавитов распространются юридические правила отношений между шиитами, что означало официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма). Это на время усилило ваххабистские настроения в Сирии, ставшие знаменем оппозицонности секулярно-алавитскому режиму и приведшие к вооруженному восстанию в городе Хама, сопровождавшемуся массовыми убийствами, в частности большинства курсантов артиллерийского училища. Алавитское руководство, не желавшее кровопролития, тянуло время, что позволило мятежникам укрепиться в городе, пока, наконец, не было принято бездарное решение о вооруженном подавлении восстания.

В настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-двенадцатиричниками, составляющими подавляющее большинство шиитов в мире. Этот процесс был инициирован Хафезом Асадом и продолжается при его сыне Башаре. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты соблюдают рамадан и другие мусульманские обряды обсуждается (и осуждается) спорный вопрос о якобы бытующем среди алавитов признании божественности Али.

Loading...Loading...