Скрытая власть архетипов. Психологические типы личности по К

Для начала, несколько слов про архетипы из личной практики работы над собой и с подопечными.
Всем известно, что практически любую проблему можно рассмотреть с разных точек зрения и найти совершенно разные причины. Вскрывая и прорабатывая одни темы, мы выпускаем на поверхность другие уровни той же самой проблемы, и так, слой за слоем, распутываем этот сложный клубок.

Например, некто Викентий испытывает финансовые трудности. Вроде бы и работа высокооплачиваемая, и тренинги «как стать успешным» посещает, и даже небольшое дело уже своё открыл, а вот денег как не было, так и нет. И чем больше зарабатывает, тем больше имеет непредвиденных расходов, так что финансовые трудности всегда с ним. Постепенно Викентий устаёт от беготни и понимает, что на гнилом фундаменте высокий и крепкий дом не построить, и начинает работу по искоренению самих причин бедности. Если Викентий взялся за дело серьёзно, то в своём подсознании он найдёт любопытные программы. Докопаться до их истинных причин будет не так-то легко, потому что программы тоже люди и жить хотят.

1. Социальные программы. Сословие, т.е. прослойка общества, к которой с рождения принадлежит Викентий, считает, что деньги – зло. Родители Викентия – простые рабочие, школьные друзья – по большей части наёмные работники низшего звена, словом, все, кто окружает бедного Викентия, денег никогда не имели и, что главное, не особенно стремятся их иметь. Все эти люди объединены общей культурой и являются носителями одинаковых программ, которые можно вычленить и проработать любым из множества доступных способов в диапазоне от перепрограммирования до полного освобождения.
После удаления негативных социальных программ в жизни Викентия наступают ощутимые изменения: меняется круг общения, расширяются горизонты, появляются цели и смысл существования. Но полный успех, как правило, не наступает. Потому что человек – существо сложное, и когда процесс чистки запущен и верхушка проработана, на поверхность всплывает следующий слой, тесно связанный с предыдущим.

2. Детство. Корни социальных программ, как правило, зарыты в раннем детстве: это то, что вбивалось в голову в первую очередь родителями, а также родственниками, близкими, учителями и т.д. Крайне важное значение имеет первый опыт, связанный с ныне проблемной зоной. Совершив регрессию в детство, Викентий вспоминает, что в четырехлетнем возрасте пытался продавать рогатки другим детям, за что был жестоко наказан коммунистически настроенной бабушкой. С тех пор предпринимательство ассоциируется у него с чувством страха и стыда. Насколько наивной и незначительной ни казалась бы эта детская травма сейчас, последствия её сплетены в тугой узел и влияют на жизнь вполне по-взрослому. Осознав это и разблокировав свой предпринимательский потенциал из себя же четырехлетнего, Викентий возвращает себе энергию, данную ему природой на выстраивание своего материального фундамента.

Другой вид программирования, тесно связанный с социальными программами, но сидящий немного глубже – это родительское «благословение». В данном случае вполне понятно, почему оно в кавычках. Если представить младенца Викентия, доверившего своим суровым советским родителям священную миссию написать на чистом листе его сознания настройки его личности, можно представить, что они там в блаженном неведении понаписали. Например, мама Викентия, придя в ярость от увиденной в дневнике двойки, обрушивала на него весь свой гнев, при этом приговаривая «неудачник», «идиот», «тебя на работу никто не возьмёт», «работать тебе только дворником», «ни на что не годный оболтус», «лентяй» и т.п., методично повторяя это день за днём, таким образом осуществляя программирование человека. А если она ещё и видела это в красках и вкладывала эмоции в сказанное, то и вовсе на правах матери простраивала ему жизненные нити, из которых Викентию приходится самостоятельно осознанно выбираться.
С отцом ещё сложнее: Викентий всё-таки мальчик, и по своей природе беспрекословно принял поведение отца как модель. Теперь его так и тянет в любой непонятной ситуации ругать буржуев за рюмкой водки.
Родительские программы, хоть и сложно, но можно проработать. После того, как вскроется и освободит место пласт детских убеждений, на первый план выходит следующий уровень проблемы.

3. Родовые программы. Естественно, мама и папа говорили всё это не просто, чтобы испортить жизнь Викентию, а потому что вообще не думали, что на его жизнь как-то влияют. Просто говорили и всё. Маме то же самое говорила бабушка, бабушке – прабабушка, а прабабушке – прапрабабушка, прапрабабушке… Стоп! Эта линия не может продолжаться до бесконечности. Потому что негативные установки с эффектом материнского проклятья на глубинном уровне происходят от недовольства жизнью, то есть, что-то энергетически находится не на своём месте. Если Викентий проработал предыдущие слои, то у него расширяются полномочия, и теперь он готов к разгребанию родовых завалов. Здесь важно найти того предка, который завязал этот узел бедности. При помощи гипнолога или самостоятельно, по запросу вполне возможно выйти на контакт с проблемной родовой зоной. Там может выясниться, что например, далёкий зажиточный прапрапрадед разозлился на одного из сыновей и не дал ему наследства. Сын затаил такую злобу, что даже после собственной смерти не смог простить отца, да так и застрял между измерениями, проклиная деньги, завидуя братьям. А требовалось от него какая-нибудь очевидная вещь – ну, например, опыт принятия пройти. Отказ от урока повлёк за собой блокировку целой ветки родового дерева, именно той ветки, откуда, так сказать, произрастает Викентий. И вот наш друг, набравшись мужества, проработал ситуацию, отпустил застрявшую душу и разблокировал эту ветку за всех. Родовая энергия начинает свободно циркулировать, сил у Викентия прибавляется, финансовая ситуация заметно улучшается, ведь он вступает в свои законные права.
Во многих случаях историю на этом можно закончить, жить-поживать да добра наживать. Но Викентий, прокачавшись к этому времени до уровня почтигуру, получает достаточно энергии, чтобы осознать, что существо он многомерное, и родовой линией его личность не ограничивается.

4. Прошлые воплощения. Далее работа идёт с многомерным опытом души, не ограниченной этим родом. Путём регрессии в узловые ситуации прошлых жизней можно осознать и разблокировать застойную энергию. Викентий может вспомнить, что был жестоким помещиком или что, к примеру, на протяжении многих воплощений он присваивал чужое, за что сейчас не может обрести своего. Решив и эти уроки, у него спадает гора с плеч, потенциал растёт. К этому моменту деньги уже перестают представлять проблему и вообще играть для него такую важную роль. И он идёт дальше.

5. Уровень глобальной кармы. По желанию и если хватит сил, Викентий на таком уровне уже может прорабатывать карму за более глобальные структуры – такие, как народ или страна, а то и всё человечество. Этот уровень довольно опасен, а порой вообще является навязанным, поэтому тратить на него все свои силы, не имея на то особой миссии служения, не желательно. В этом слое бегают, размахивая мечами, различные воины света, мессии и избранные разных мастей – те, кто завернул своё эго в красивый фантик служения. Этому слою конца и края нет, потому существует определенный риск застрять тут навсегда. Пойдём дальше.

6. Архетипы. И вот, в один прекрасный день, после всех этих мучительных манипуляций на Викентия снисходит озарение. Он видит себя измученным длинноволосым человеком, из последних сил несущим в гору тяжеленный крест. «Батюшки, – шепчет Викентий – неужели я… Христос ?» И на этом моменте, если Викентий решит для себя, что в одной из прошлых жизней он был Иисусом, вся предыдущая проделанная работа полетит с Голгофы вниз. Потому что он не распознал главный архетип страдания и принял его за себя лично. А уж архетип способен накрутить все проработанные проблемы обратно за довольно короткий срок, да и эго раздуть заодно.

На уровне архетипа становится понятно, что корнем всех страданий в этой сфере было следующее: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25: 42-43)
«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор. 8: 9),
и так далее.
Если Викентий понимает, что попал в самые настройки местного бытия, отсюда он может управлять ими своей волей. Может, например, проявить в себе аспект Христа и использовать это в разных сферах, как то в ораторстве или в служении. А может вообще избавиться от программ страдания. Оставим несчастного Викентия выбирать и поговорим, наконец, об архетипах.

Если сравнить впитанные убеждения с программами, то архетипы – это не просто программы, а настройка гораздо серьёзней. Это скорее операционная система человека. Ковыряться в ней, хаотично удаляя или переделывая всё подряд, не имея специальных знаний, не стоит, иначе компьютер сойдёт с ума. Архетипы можно образно сравнить с магнитными настройками местной матрицы, которые притягиваются к встроенным в нас металлическим шаблонам.

Практически в каждом человеке страдает Христос, ревнует Гера, мучается прикованный Прометей, и т.д. и т.п. Если все мы – дети одного Творца, и опыт наш потом суммируется в божественном единстве, возникает вопрос: зачем Творцу миллиарды скопированных Иисусов и сотни миллионов скопированных Деметр? Если любые ситуации, прожитые человеком в любую эпоху, можно разложить, как сценарий того или иного мифа, что интересного в этой жизни под копирку? Такие ли мы уникальные существа, если живём всего лишь по сотне придуманных сценариев, комбинируя их в зависимости от ситуации?

Разумеется, этими вопросами вовсе не обязательно задаваться. Если выйти на уровень управления архетипом, это уже серьёзно меняет жизнь. Часто психологические школы и специалисты по управлению архетипами на этом свою работу и заканчивают.
Но возможно, у кого-то всё же остаётся желание пройти свой, уникальный жизненный путь, вместо того, чтобы стать стотысячным Парисом или миллионной Афиной. В таком случае нужно выйти из-под власти архетипа.

Как это сделать? Для начала нужно проявить архетип в чистом виде, а уже потом достаточно будет вашего намерения снять с себя его влияние. Останется только наблюдать за процессом.

Техника безопасности:
1) Чтобы подобраться к архетипу на том уровне, с которого можно на него влиять, нужно брать пример с Викентия и работать по расписанным этапам. Иначе непроработанные слои просто не дадут ничего сделать, либо быстро вернут всё обратно, при этом запрятав корни проблемы ещё глубже, чтобы вы точно не докопались до них снова.
2) Архетип должен проявиться сам по вашей готовности. Если искать его целенаправленно, коллективное бессознательное просто выведет вас в один из своих бесчисленных иллюзорных слоёв, и настоящего результата не будет.
3) Чтобы увидеть сам архетип, именно ту ключевую матричную настройку, которая управляет вашей жизнью, нужно много энергии. Перепрыгивая через непроработанные слои, можно не накопить достаточно потенциала для встречи с архетипом.
4) Удалять из себя архетипы «оптом» НЕЛЬЗЯ (скорее всего и не получится), большой риск для сознания! И вообще, самостоятельно лазить в этой зоне не рекомендуется (есть специалисты, способные помочь), но знать о ней, тем не менее, не помешает.

Человек биосоциокультурное существо. Его биологическая сущность проявляется не только в особенностях строения тела и психики, но и в их архетипии. То есть люди имеют нечто общее с животными, что позволяет их роднить.
В частности, у людей выявлены психические архетипы, распознаваемые в коллективном поведении людей и животных. И это позволяет иногда проводить параллели при анализе поведения высших животных и людей.
Так доктором биологических наук, профессором, главным научным сотрудником Зоологического института РАН Дольник В.Р. в статье «Природа власти» отмечено, что «у всех человекообразных самцы между собой образуют иерархическую лестницу».
У макак властные отношения в стае имеют разные проявления. В частности, «стоит доминанту (вожаку) начать наказывать одного из субдоминантов, как другие спешат на помощь вожаку. На это способны все макаки, но особенно занимающие дно пирамиды».
Отечественный исследователь А.М.Чирков отмечает, что, бывает «стаю тиранит лидер-вожак и несколько приближённых к нему обезьян. Внутри элитной группы идёт своя борьба за первое место»
Теперь самое время перейти к иерархии в человеческой среде. Можно, например, вспомнить, что 1(14) ноября 1917 года Ленин выступал на заседании Петроградского Комитета. Об этом упоминает Л.Троцкий в работе «Сталинская школа фальсификаций». Он пишет: «Протокол заседания Петербургского Комитета ясно показывает, как Ленин относился к вопросам дисциплины в тех случаях, когда дисциплиной пытались прикрыть явно оппортунистическую линию. По докладу тов. Фенигштейна, Ленин заявил: "Если будет раскол - пусть. Если будет ваше большинство - берите власть в ЦИК и действуйте, а мы пойдем к матросам». Именно этой смелой, решительной, непримиримой постановкой вопроса Ленин оградил партию от раскола». То есть Ленин сохранил себе место вождя (не вожака) в большевистской иерархии.
Курс на поддержку лидера большевиков в низах перенял у Ленина Сталин. Сталин опирался на низовое большинство общества, низы платили ему той же монетой.
А вот при Хрущёве иерархический архетип изменился. И это связано не только с ХХ съездом КПСС и разоблачением культа личности Сталина в феврале 1956 года.
1-2 июня 1962 года произошёл расстрел бастовавших рабочих в г.Новочерксске. Акция имела не только устрашающее значение. Она подтверждала изменение иерархического архетипа. Теперь власть нельзя было удержать в одиночку, как это делали Ленин и Сталин. «Культа личности» не могло быть. Вместе с этим был расчищен путь к дворцовым переворотам и революции сверху. Результаты не замедлили сказаться.
Как известно в октябре 1964 года вследствие заговора Н.Хрущёв лишился всех занимаемых постов и отправлен на пенсию. Ну а в конце 1980-начале 1990-х произошла революция сверху. Низы остались в стороне.
Теперь с целью прогноза можно сказать, что нынешние президенты РФ не смогут удерживать власть, как это делали Ленин и Сталин. Опоры на низы общества – пролетариат и мелкую буржуазию - при данном архетипе власти нет. В нынешних условиях возможен дворцовый переворот, но невозможна революция сверху. В то же время расчищена дорога для революции снизу. Она может быть кровавой и бескровной. Революцию неповиновения предложил индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди. В основу её легла философия, которую он назвал «ненасильственным сопротивлением».

Результатом переработки психоанализа Карлом Густавом Юнгом стало появление целого комплекса сложных идей, которые подпитывались из различных областей знания: философии, мифологии, литературы, психологии, археологии, теологии. Такая широта мыслительного поиска в комплексе с непростым, загадочным стилем автора выступает причиной трудного восприятия его психологической теории, в основе которой лежат такие понятия, как архетип и символ.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Архетипы - это в переводе с греческого «первообразы». Данный термин достаточно широко используется в рамках теоретического анализа мифологии. Он впервые был введен швейцарским психоаналитиком Густавом Юнгом. Помимо психологии, он занимался еще и исследованием существующих мифов.

Архетипы по Юнгу - первичные схемы разных образов, которые воспроизводятся бессознательно и априорно формируют активность воображения, вследствие чего воплощаются, как правило, в мифах, верованиях, снах, бредовых фантазиях, произведениях литературы, искусства.

Архетипические образы, мотивы тождественны по характеру (к примеру, повсеместно распространенный древний миф, повествующий о Всемирном потопе) и обнаруживаются в нигде не соприкасающихся между собой мифологиях, сферах искусства, ввиду чего можно исключить объяснение их появления заимствованием.

Но все же архетипы - это, прежде всего, не сами по себе образы, а лишь их схемы. Иначе говоря, психологические предпосылки, возможность. Архетипы по Юнгу ограниченно владеют не содержательной, но исключительной формальной характеристикой.

Первую характеристику схематический образ получает только после проникновения в область сознания, наполняясь при этом материалом опыта. Форму архетипа Юнг отождествляет с некой системой осей определенного кристалла, преобразовывающей его до известной степени в маточном растворе, несмотря на отсутствие у нее вещественного бытия. В связи с этим процесс мифотворчества - это трансформация рассматриваемого понятия в образ. По словам исследователя, это невольные высказывания относительно душевных событий, носящих бессознательный характер.

Несмотря на свою формальность, крайнюю обобщенность, бессодержательность, схематичный образ (архетип) обладает свойством. Психологи считают, что в зависимости от степени их отчетливости, эмоциональной насыщенности они могут впечатлять, увлекать, внушать ввиду того, что стремятся к привычным началам в рамках человеческой природы. Как следствие, возникает значимость первообразов для творчества (художественного).

На основании высказываний Юнга тайна влияния искусства - особая способность художника прочувствовать определенные архетипические формы, а впоследствии отобразить их в произведениях.

Одна из лучших кратких формулировок концепции архетипа принадлежит Томасу Манну, согласно которой типичное в большей степени состоит из мифического, так как миф - априори образец, так сказать, изначальная жизненная форма, схема вне времени, формула, заданная далекими предками, укомплектованная осознающей себя жизнью, и неявно нацеленная приобрести заново когда-то предзнаменованные ей приметы.

Наследственность первообразов

Юнг предполагал присущность рассматриваемых понятий всему роду (человечеству в целом, его общности). Другими словами, архетипы коллективного бессознательного наследуются. Роль вместилища («габаритов души») для первообразов он «отдал» непосредственно глубокому бессознательному, которое выходит за границы личности.

Данная концепция в процессе изучения мифов нацеливает на поиск среди этнического, типологического многообразия соответствующих сюжетов, мотивов архетипического ядра (инвариантного), которое выражено ими (мифологемами) посредством метафор, но которое не может быть исчерпано ни научным объяснением, ни поэтическим описанием.

Примеры архетипов

Все же Густав хотел очертить систематику рассматриваемых понятий. Для этого он сформулировал, к примеру, такие архетипы бессознательного, как «Тень » (дочеловеческая бессознательная составляющая психики, которую Юнг отождествлял с героями литературных произведений: гетевским Мефистофелем в «Фаусте», стурлусонским Локи в «Младшей Эдде», Хегни в германской эпической поэме «Песнь о Нибелунгах»), «Анима » (человеческое бессознательное начало противоположного пола, переданное в виде образов двуполых существ из первобытных мифов, китайских категорий Инь-Ян и проч.), «Мудрый старик » (первообраз духа, значения, скрывающегося за жизненным хаосом и представленный в качестве мудрого волшебника, шамана, ницшевского Заратуштра). Мифологема Великой Матери архетипически истолковывалась в разнообразных вариациях (Богиня, ведьма, норма, мойра, Кибела, Деметра, Богородица и проч.). Все эти примеры отображают первообраз высшего именно женского существа, который воплощает ощущение (психологическое) смены поколений, бессмертия, преодоления так называемой власти времени.

Архетипическая роль образов Прометея, Эпиметея Юнг преподносит в качестве противопоставления в психике «Самости » (индивидуально-личностного начала), в частности ее части, обращенной вовне («Персоне »).

Значение рассматриваемого понятия и положений доктрины о нем

И то и другое достаточно сильно повлияло на мысли, творчество исследователей религии, мифа (сотрудничавший с Густавом Карл Кереньи, румынский мифолог Мирча Элиаде, индолог Генрих Циммер, исламовед Анри Корбен, американский мифолог Джозеф Кэмпбелл, гебраист Гершом Шолем), литературоведов (канадский мифолог Нортроп Фрай, английский мифолог Монти Бодкин), теологов, философов (немецкий ученый Пауль Тиллих) и даже ученых-негуманитариев (биолог Адольф Портман), видных деятелей искусства, литературы (Герман Хессе, Федерико Феллини, Томас Манн, Ингмар Бергман).

Сам Юнг малопоследовательно раскрывал существующую взаимозависимость архетипов, выступающих в качестве элементов психоструктур, и мифологических образов, являющихся продуктами первобытного сознания. Он понимал ее сначала как аналогию, затем как тождество, потом как порождение одних другими. В связи с этим в уже поздней литературе рассматриваемый термин используется просто как обозначение общих, фундаментальных, общечеловеческих мотивов (мифологических), первоначальных схем представлений, которые лежат в основе любого рода структур (к примеру, мировое древо) уже без необходимой связи с так называемым юнгианством.

Основные архетипы Юнга

Количество первообразов в рамках коллективного бессознательного стремится к бесконечности. Но все же особое место в его теоретической системе отводится: «Маске», «Аниме» («Анимусу»), «Самости», «Тени».

Первообраз «Маска»

Данный архетип в переводе с латыни означает личину - публичное лицо человека. Иначе говоря, то, как люди проявляют себя в рамках межличностных отношений. Маска символизирует множество ролей, проигрываемых человеком в соответствии с существующими социальными требованиями.

В восприятии Юнга, она служит цели: производить особое впечатление на остальных людей либо утаивать от них свою истинную внутреннюю сущность. «Персона» как архетип всегда необходима человеку для того, чтобы, так сказать, ладить с остальными в рамках повседневной жизни. Но Юнг предупреждал в своих концепциях о последствиях наделения данного архетипа значимостью. В частности, человек становится поверхностным, неглубоким, и ему будет выделена лишь одна-единственная роль, он пребудет в отчуждении от истинного красочного эмоционального опыта.

Архетип «Тень»

Это противоположность «Маски». «Тень» - темная, дурная, животная сторона личности, подавленная в человеке. Данный архетип содержит людские общественно неприемлемые агрессивные, половые импульсы, а также аморальные страсти, мысли. Однако у нее имеется и ряд положительных черт.

Юнг расценивал «Тень» в качестве источника нескончаемой жизненной силы, творческого начала, спонтанности в судьбе индивидуума. В соответствии с концепцией данного исследователя основная функция Эго заключается в корректировании нужного направления энергии рассматриваемого архетипа, обуздании пагубной стороны человеческой натуры до определенной степени, позволяющей жить в постоянной гармонии с остальными людьми, и одновременном открытом выражении своих импульсов, возможности наслаждения здоровьем, творческой жизнью.

Первообразы «Анима», «Анимус»

В них сконцентрирована, согласно Юнгу, врожденная андрогенная людская природа. Первый архетип отождествляет внутренний женский образ в мужчине (бессознательная женская сторона), а второй - мужское начало в представительнице женского пола (бессознательная мужская сторона).

Данные архетипы людей частично основаны на существующем биологическом факте: в человеческом организме вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Они эволюционировали, по словам Юнга, в течение многих столетий в рамках коллективного бессознательного в качестве результата опыта процесса взаимодействия с противоположным полом. Некоторые мужчины немного «феминизировались», а женщины «шовинизировались» по причине многолетнего совместного проживания. Карл утверждал, что эти архетипы, как и остальные, должны сосуществовать гармонично, то есть не нарушать общего баланса, для того чтобы не спровоцировать торможение развития личности в направлении исключительно самоосуществления.

Иначе говоря, мужчина должен показывать не только маскулинные качества, но и свои феминные черты, а женщина - наоборот. В ситуации, когда данные атрибуты неразвиты, в итоге это может привести к одностороннему росту, функционированию личности.

«Самость» как главный архетип Юнга

В рамках его концепции он признается наиболее важным. «Самость» - сердцевина личности, которая окружена другими элементами. При достижении интеграции всех душевных аспектов, человек начинает ощущать внутреннее единство, целостность, гармонию.

Итак, в восприятии Юнга эволюция самого себя - первостепенная цель жизни человека.

Основной символ «Самости»

Им выступает «Мандала» (ее многочисленные виды): нимб святого, абстрактный круг, окно-розетка и проч. Согласно концепции Юнга, единство «Я», цельность, выраженные символически в фигурной завершенности, подобной ей, можно встретить в сновидениях, мифах, фантазиях, религиозном, мистическом опыте. Данный исследователь полагал, что именно религия выступает великой силой, которая содействует человеческому стремлению к полноте, целостности. Однако не стоит забывать, что гармонизация всех душевных составляющих - сложный процесс.

Он считал невозможным достижение истинной уравновешенности всех личностных структур, если только в среднем возрасте. Можно сказать больше, главный архетип не проявляется, пока не произойдет соединение, гармонизация всех душевных аспектов (сознательных, бессознательных). Ввиду этого момента достижение уже зрелого «Я» требует настойчивости, постоянства, интеллекта, существенного жизненного опыта.

Врожденность первообразов

Существует еще одна трактовка рассматриваемого понятия. Так, архетипы - это появившиеся воспоминания, идеи, предрасполагающие человека переживать, воспринимать, реагировать на различные события конкретным образом. Конечно, в реальности это не совсем так, если уточнять, то правильнее их интерпретировать как предрасполагающие факторы, влияющие на проявление людьми в поведении универсальных моделей: восприятия, мышления, действия в качестве ответа на соответствующий объект (событие).

Именно врожденной здесь выступает непосредственно тенденция эмоционального реагирования, поведенческого, когнитивного на определенные ситуации, к примеру, в момент неожиданного столкновения с любым субъектом (родителями, незнакомцем, змеей и проч.).

Взаимосвязь первообразов с чувствами и мыслями

Как уже упоминалось ранее, архетипы - это «начальные образы». Юнг утверждал, что каждый из них связан с определенной тенденцией выражать конкретные типы чувств, мысли относительно соответствующей ситуации, объекта. К примеру, ребенок воспринимает свою мать посредством ее настоящих характеристик, окрашенных неосознанными представлениями касательно данных об архетипических атрибутах матери: воспитании, зависимости, плодородии.

Таким образом, если резюмировать все вышесказанное, то получится следующее: рассматриваемая в данной статье концепция внесла неоценимый вклад в многочисленные области, в ее основе сконцентрированы такие понятия, как архетип и символ. Юнг охарактеризовал первое как первообраз, а второе - как средство его выражения в человеческой жизни.

Комментарии

    Управленец, организатор, Квалифицированный, действительный, эффективный, продуктивный, уверенный, ответственный, ролевая модель

    Желание: контроль, создать преуспевающую, успешную семью, компанию, сообщество
    Цель: создать процветающее, успешное общество
    Страх: хаос, быть свергнутым
    Стратегия: власть
    Слабость: авторитарность, неумение делегировать
    Талант: ответственность, лидерство
    Известен как: босс, лидер, аристократ, король, королева, политик, управленец

  • Архетипы: описание. Правитель: водить руками или руководить.

    С точки зрения людей, пользующихся стратегиями прежде рассмотренных архетипов, начиная со Своего Парня и заканчивая Изгоем - естественно, первое. Но уже Шут способен понять, в чем прикол. Мудрец и Маг тем более способны. Но они способны еще и не вляпаться в обстоятельства, в которых Правитель живет - в отличие от самого Правителя.

    Разумеется, все знают (а мы уже знаем, кто эти "все"), как узнать Правителя по одежде. Правитель одет в 1) очень новое (такое, какого еще ни у кого нет) 2) очень качественное 3) поэтому очень дорогое 4) сделанное из того, чего в природе от "мало" до "почти нет", или из того, что очень трудоемко производится.

    Правитель, конечно, может попытаться выдать себя за Своего Парня, за Искателя, за Романтика и за что угодно еще, но все время его будет выдавать, как разведчика выдает волочащийся сзади парашют, привычка к уникальному качеству тех предметов, которыми он пользуется. Дело, разумеется, не только в предметах, и потеряв "паркер" за пару тысяч не рублей, которым его знакомые Свои Парни открыли пиво, он будет расстроен не ценой потери, а тем, что остальные ручки в этом доме не столько пишут, сколько сажают кляксы и бумагу царапают.

    При этом с утра в голове у Своих Парней, при виде этих обломков ценой в их годовой доход дружно занявших очередь в сортир, будет только мысль в том, какой клок их шкуры будет востребован в качестве компенсации, а у местного Гарун-аль-Рашида, в рамках исследования родного этноса предпринявшего эту экспедицию, будет в голове мысль совсем другого содержания: кто та сука, которая выдает за пиво то пойло, которое он вчера пил, и что с ним следует сделать: сдать в налоговую или прямо без затей в этом пиве утопить. И понять друг друга им не суждено.

    Захребетник он, Правитель, короче, и сволочь страшная, а еще мироед, с какой стороны ни глянь - это если смотреть с точки зрения Своего Парня. И бедная деточка, с фальшивыми елочными игрушками, которые не радуют, потому что даже и они-то по регламенту, не говоря уже про все остальное - это если смотреть с точки зрения Шута. А своей точки зрения у него нет, ему некогда ее сформировать в отношении себя, потому что отвлечься от этих
    -безвольных...
    -косоруких...
    -безмозглых ротозеев...
    -которым нельзя дать в руки ничего сложнее метлы, чтобы они все не разнесли...
    -думающих только о <цензоред>, причем дальше мыслей пойти не способных...
    -хулиганов и бардачников, способных не сотворить, так вытворить...
    -психов с дурацкими идеями, практического применения не имеющими...
    -чудом не преступников, опасных в первую очередь для самих себя...
    что, узнали? ага, именно так и выглядит. Из глаз Правителя.

    Вы никогда не узнаете, что ему нравится носить на самом деле. Потому что это не ваше дело (я тоже не узнаю, успокойтесь). Носить он будет... см выше, короче, не буду повторять. С едой будет то же самое: вы никогда не узнаете, что на самом деле он любит есть, потому что при вас он будет есть, скорее всего, по протоколу, составленному для него личным поваром (или личным врачом для личного повара) или распорядителем приема. И это еще лучший вариант, потому что есть более скверный: он будет есть то же, что и вы, и это будет в чистом виде этикетный жест. И вы никогда не узнаете, как он выглядел на следующий день и что сказал его личный врач, на это глядя. В общем, лучше не пытайтесь это сыграть, затея изначально провальная. Но если все-таки очень нужно...

    Хорошо запомните следующие слова:
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Нет, не ваша, не беспокойтесь. ПЕРЕД ВАМИ. И нужно уметь ее спрашивать и требовать. Ответственности требовать, да-да. Да не мучайтесь вы в поисках смысла, это же роль.

    КОНТРОЛЬ. Да-да, ваш. Это неважно, что вы напрочь не в курсе, что именно вы собрались контролировать, хотя бы на уровне названия, не то что функций. Задать вопрос и потребовать понятного вам ответа вы не только вправе, но и обязаны - такая роль.

    БЛАГО и БЛАГОПОЛУЧИЕ. Говорим про общее. Подразумевать можно при этом чье угодно.

    СТАБИЛЬНОСТЬ. По умолчанию - вашего положения, остальное опционально.

    ДОГОВОРЕННОСТИ. С вами, да. И нарушать их - нельзя. Если у вас есть возможности сделать больно в ответ за нарушение договоренностей, не выходя из роли - не стесняйтесь. если нету - сделайте вид, что договоренностей не было. И второй договаривающейся стороны тоже не было. И сейчас нет.

    ДОВЕРИЕ. К вам, разумеется. Что бы вы ни... допустим, предлагали.

    СТАТУС. Ваш и всего, что от вас исходит, да.

    ПРЕСТИЖ. См. выше.

    А вот эти слова, наоборот, забудьте навсегда

    свобода - у вас она и так есть, пока вы в роли, а остальные обойдутся, лучше не напоминать, чревато.
    разнообразие - это слово не танцует вместе со словом "КОНТРОЛЬ", значит, нечего. Им нечего. А у вас на этот случай есть другие слова.
    равенство - ну тут все ясно: или все равны, и тогда на кой предмет тут Правитель, или тут есть Правитель, и тогда на кой предмет тут упоминается слово "равенство". Так и до бунта недалеко, нечего.
    чувства - в отношении ваших чувств это одна история, и очень печальная: дело в том, что роль Правителя играется, по возможности, с покерфейсом вместо выражения лица. В отношении чувств остальных это другая история, и тоже невеселая: дело в том, что пока вы в роли, вы лучше знаете, что им надо, и принимать их чувства во внимание - это давать им повод усомниться в вас.
    факты - тут тоже понятно: или вы осведомлены, и "спасибо, я в курсе", даже если вы об этом не знали, референта потом взгреете за прокол; или вас тычут в морду чем-то, что очень похоже на последствия ваших неверных решений, и валить со сцены надо было пять минут назад.

    И да, вот еще что:
    - если люди, окружавшие вас в начале сюжета, каким-то странным образом выпадают из кадра, все больше на скорой помощи в больничку, или без объяснения причин и не попрощавшись;

    Если люди, окружавшие вас в начале сюжета как самостоятельные, ответственные, думающие и кажущиеся надежными, начинают тупить и косорезить:

    Если друзья, к которым без проблем можно было повернуться спиной, с которыми вы делили книги, любимые мелодии, последний кусок хлеба, диван в офисе после сдачи проекта, деньги с халтуры и что только не, начинают или хамить вам в лицо, или открыто подставлять вас;

    Если ваш/и партнер/ы по вечернему чаю, переходящему в утренний кофе, или обижены и недоступны, или не принимают вас всерьез, или недоступны без объяснения причин
    - вы заигрались. Пора заканчивать. Лучше бы постараться слиться со сцены - ну или из кадра - до того, как вы увидите в случайной отражающей поверхности первую кривую рожу в ваш адрес у вас за спиной. И уж всяко до того, как вас спросят о том, а кто вы, собственно, такой, чтобы указывать всем, что они должны думать по тому или иному поводу, чувствовать к тем или иным событиям и персоналиям, и что они должны любить, а что ненавидеть. И учтите, что роль затягивает, и можно не успеть понять, что вы видите именно это.

    Если вы вдруг почему-то общаетесь с живым настоящим Правителем, то помните, что:

    он скорее всего любит и для него скорее всего важно
    ПОНИМАНИЕ (и ему очень важно, чтобы его выслушали, поддержали и позволили ему быть слабым и некомпетентным)
    ЗАБОТА (и ему очень нужно, чтобы кто-то сказал ему, как Шут королю Лиру - дядюшка, ты, кажется, расстроен... - и принес бы чаю, и отобрал бы телефон, а взамен дал бы книжку с картинками)
    ПРИНЯТИЕ (и для него бесценно, когда кто-то говорит ему "привет, я все еще здесь, все еще с тобой, несмотря на всю эту кашу вокруг тебя, и мне неважно, что про тебя говорят окружающие")
    ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ (и для него дороже жизни, то есть - настоящей жизнью являются те моменты в потоке, когда он знает, что вот здесь, сейчас, этими людьми он оценен не будет, ни хорошо, ни дурно, никак, что он тут без оценок нужен)

    он скорее всего не любит
    -недосказанностей и недомолвок, а тем более прямого вранья
    -замены и подмены смысла сказанного
    -ловушек в общении и попыток им манипулировать (хотя ждет этого постоянно, а особенно от близких, и здесь его нелюбовь ничего не меняет)
    -ощущения неосведомленности и некомпетентности, и ситуаций, в которых это ощущение может на него настать
    и что больше всего он боится увидеть утром в зеркале
    -Вселенское Зло, настоящее, без печенек.
    -тупомордого урода, который ради своего удовольствия запустил все эти кошмарные маховики, перемалывающие живых людей в щебень и фарш.
    -марионетку на нитках.
    -сумасшедшего.

    А так, если все эти страхи и слабости вывести за скобки - это прекрасные люди, как мужчины, так и женщины - волевые, умные и обычно довольно порядочные. Хотя толку с этого, если скобки раскрыть...

    P.S.: в процессе написания текста ни один директор или президент не пострадали

Чем больше я погружаюсь в изучение архетипов, тем объемнее и интереснее становится мир вокруг. Статья об Архетипе Правитель/Властелин стала для меня самой трудной, потому что увлекательное исследование реальных носителей этого архетипа угрожает вылиться в большую книгу.

Начнем, пожалуй, с краткого экскурса в древнегреческую мифологию. Самый классический пример Правителя – Зевс. Он явно стоит НАД Олимпом. Все остальные боги - его «дети». И, конечно же, они нуждаются в его умелом руководстве!

Ко всем своим «сыновьям и дочерям» Правитель-Отец Зевс имеет ровное отношение и строго следит за тем, чтобы «предприятие» обладало отличной репутацией и обеспечивало Зевсу его статус. В «олимпийской структуре» каждый небесный житель знает свой участок работы. В руках Зевса судьбы людей - счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла.

У Зевса есть определенная цель, и к ней он ведет весь мир. Он установил новый порядок в мире, выстроил систему отношений между богами и людьми и сам олицетворяет гарантию исполнения законов мироздания.

Если всё идет установленным порядком - пируют боги в облаках во главе с Зевсом на золотом троне. Милостиво раздает он дары и способен стать ближе к народу, даже сойти с небес на землю. Но горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок. Будь-то простой человек или житель Олимпа - бунт подавляется бескомпромиссно и жестоко.

Описывая Зевса, я назвала все черты Правителя. Понятно, что для того, чтобы проявить эти черты, как минимум нужна группа людей, которой управляет Правитель. Если мы посмотрим на диаграмму, то увидим, что функция этого Архетипа структурировать мир, создавать системы и устанавливать контроль над ними.

Правитель – это власть, порядок, контроль. А также статусность, престиж, богатство

На первый взгляд, каждый хотел бы обладать подобным набором. Об этом говорит неимоверное количество предложений-тренингов с названием: “Стань Лидером! “, “Стань королевой!”, “Почувствуй себя Богиней!”

Но действительно ли это сказочное везение - стать Королевой?

А ничего, что кроме статусности и власти, Королева/Король/Правитель получают в придачу настоящую ответственность за судьбы людей, стран, мира?

Правитель выбирает власть и «в нагрузку» получает путь самоотдачи

Заботясь о процветании государства, настоящая Королева, редко обретает личное счастье. Вспомните Великую княгиню Ольгу, королеву Англии Елизавету I, Всероссийскую императрицу Екатерину II. Да откуда взяться личному счастью, если всё время отдано наведению и поддержанию порядка во вверенном государстве.

Императрица Екатерина II

Да что там, личное счастье. Правителя в принципе редко, кто понимает. Народ ожидает от государя защиты и справедливости. Но нереально быть справедливым по отношению ко всем. Ведь каждый понимает справедливость по-своему. «Справедливо» по отношению к тебе означает «несправедливо» по отношению к соседу.

Посмотрите на любую иерархическую организацию - в лучшем случае, руководителя уважают - о любви говорить не приходится. Правителю приходится принимать непопулярные решения и подавлять бунты. Это неизбежно для поддержания порядка в структуре.

«…государь не может соблюдать всего, за что людей почитают хорошими, и бывает часто вынужден во имя спасения государства действовать против веры, против милосердия, против человечности, против религии …» (Н.Макиавелли «Государь»)


Ну и кто считает его хорошим человеком после этого? Каждое непопулярное решение увеличивает дистанцию между руководителем-Правителем и народом .

ВЛАСТЬ всегда отделена от людей. Власть всегда НАД нами

Нет, любовь Правителю не заслужить, да она и не нужна ему.

«…поскольку испытываемая людьми любовь зависит от них самих, а страх - от государя, мудрый правитель должен опираться на то, что в его власти, а не во власти других (на страх) », продолжает наставлять Никколо Макиавелли.

Наиболее очевидно проявление этого архетипа в монархах.

Архетип Правитель в Истории.

История знает гораздо больше горе-царей и правителей-однодневок, чем ярчайших и достойных руководителей государств с архетипом Правитель. Но все-таки мир видел немало талантливых Правителей. Я удержусь от того, чтобы рассказать вам обо всех и подробно, назову лишь признаки реальных Властелинов.

Чем отличаются настоящие правители?

Настоящие императоры создавали крепкие государства, поэтому правили они обычно долго и время их правления потомки обычно называют «золотым веком»

Чаще всего к имени таких правителей потомки приставляют прилагательное «Великий »:

  • Александр Великий (Македонский)
  • Екатерина Великая (Екатерина II)
  • Петр Великий
  • Великий монгол (Чингисхан)

Или дают особые имена:

  • Король-Солнце (Людовик XIV)
  • Добрая королева Бесс (Елизавета I)
  • Отец отечества (Октавиан Август)

Римский император Октавиан Август

Еще был «отец всех народов », если помните.

Исторические личности с архетипом Правитель:
Уинстон Черчилль
Маргарет Тэтчер
Чезаре Борджиа (прототип «Государя» Маккиавели)

Актеры
Иннокентий Смоктуновский
Мерил Стрип

Как проявляются Правители, если у них нет под рукой королевства?

В повседневной жизни сильный Правитель создает свое королевство.
Культовый фильм «Крестный отец » - ярчайший пример проявления сильного Правителя и идеально выстроенной им структуры. В Коза Ностра каждый чувствует себя защищенным, пока живет по ее законам и выполняет свою функцию, как винтик в механизме. Каждый знает правила и знает, каковы последствия их нарушения.

Аль Пачино в роли Крестного отца

Трагедия Правителя в том, что в идеальной системе он тоже не человек. Он – функция Власти

Он не может ослабить контроль и не может иметь действительно важных дел за пределами управляемой группы. Он не может проявлять эмоции и поступить, как ему вздумается, не рискуя разрушить империю. «Все могут короли, все могут короли и судьбы всей земли вершат они порой …», только есть вещи, которые не имеет права делать «ни один король ».

Наблюдая за героем фильма «Крестный отец», мы видим - что дает и чего лишает безграничная Власть.

Как обнаружить Правителей в нашей повседневной жизни?

Просто вспомните нештатные ситуации в случайной группе людей, когда никто не знает, что делать. И вот тут обязательно проявится Лидер, который поймет задачу, наметит пути ее решения и распределит среди участников роли.

Итак, Правители – это немногие люди, кто строит безопасный мир из хаоса, берет на себя ответственность за людей. Фактически они, как атланты, держат мир на своих плечах, а бразды правления в своих руках. В лучшем своем проявлении Правитель помогает нашему миру стать лучше.

Правитель в маркетинге.

Этот архетип в маркетинге любят. Именно его имеют в виду, когда говорят о харизме или влиянии. Образы этого архетипа в брендировании очень сильны при умелом использовании. А при неумелом Властелиновые бренды легко превращаются в «пластилиновые».

Потребители, принадлежащие к этому архетипу, желают иметь продукты высокого статуса, ибо они усиливают их статус, престиж, имидж успешных людей. Продукты-Бренды, использующие архетип Правителя должны обладать внешним блеском и внушать уважение, поскольку роскошь является внешним показателем Власти. Всяческие закрытые клубы, ВИП-зоны, индивидуальный дизайн - все предложения, которые недоступны большинству - имеют шанс быть замеченными Правителями.

Бренд Властелина лучше всего реализуются, как:
Высоко статусные продукты или услуги, используемые властными людьми для усиления своего влияния
Помощь людям в установлении их собственной власти
Действия, направленные на повышение организованности других
людей
Пожизненная гарантия на ваши продукты и услуги
Чувство стабильности и безопасности в этом беспокойном
мире.
Высокая цена

К брендам Правителя относятся:
Ватикан
Верховный суд
Дума
Белый Дом, который так удачно скопировал символ римской власти Капитолий

Белый дом. Вашингтон

Компании-Бренды:
Microsoft
IBM
American Express
Армани
Роллекс
Мерседес-Бенц

Архетип Правитель доступен не только чему-то большому и недостижимому для большинства людей. Простые продукты тоже можно упаковать в эту форму. Например, вполне успешно это делает бренд сока Rich со своим посылом: «Ценно то, что повторить невозможно ».

Архетипичные символы Правителя.

Символика очень важна для этого Архетипа. Первое, что делали Правители – создавали гербы и флаги государств.

Скипетр. Пастух управлял своим стадом с помощью посоха. Пастушеский посох впоследствии стал символом власти у служителей церкви и первообразом скипетра.
Корона
Солнце
Трон
Обелиски и колонны
Лев или орел – цари природы

Язык Правителя.

Правитель ассоциирует себя с именами: Король, Королева, Царь, Царица, Император, Лидер, Босс, Отец, Пастырь, Господин, Менеджер, Управляющий, Директор, Политик, Президент, Аристократ, Владыка, Альфа-самец, Богиня, Вождь . Называя его так, вы признаете его значимость и власть.

У Властелинов есть слабость - они любят комплименты и не терпят указаний. Излагайте вопрос примерно так: «О, великий и могущественный государь, конечно же, ты об этом думал! Я, скромный человек, попробовал поразмышлять своим умишком, и вот мысельку одну посмею предложить для решения многотрудной проблемы в интересах предприятия. Мои предложения не сравнятся с блеском и величием твоего разума… »

На самом деле, я утрирую, конечно. Тут главное не переборщить и не скатиться в лесть или иронию. Этого Правитель тоже не терпит. Но доля правды в этом есть. Возможно, вам приходилось сталкиваться с тем, что руководитель предприятия на некоторое время «забывал» о дельном предложении подчиненного, а потом выдавал за свое.

Слова – маячки (слова, которые часто употребляет Правитель):

Ответственность, право, власть, управление, самоуправство, поощрение, наказание, долг, святость, строгость, закон, величие, приказ, указ, наказ, инструкция, руководство, дети, отец, свобода, выбор, справедливость, жестокость, государство, организация, структура, система, иерархия, лестница, устройство, обязательства, власть, слово, добро, зло, защита, вечность, дело, цель, хаос, порядок, задача, план, модель, лидерство, личность, безопасность.

Карать, управлять, направлять, защищать, завоевать, устанавливать, наказывать, поощрять, одобрять, приветствовать, указывать. А также, привычка употреблять глаголы в повелительном наклонении: сделай, принеси, не вздумай и тд.

Высказывания, характеризующие Архетип Властелина и принципы Власти:

«Король должен быть овчаркой, а не волком. Его задача - беречь и охранять стадо ».
«Свобода и власть требуют ответственности. (Неру Джавахарлал)

«Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному »
(Петр I)
«Настоящая сила не может быть дана, она может быть взята» (Марио Пьюзо)

Приказы не обсуждаются
«У меня все под контролем»
«Достанешь – златом-серебром награжу, а не достанешь – мой меч, твоя голова с плеч » (из сказки)

«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает» (Макиавелли Никколо)
«Государя ценят, если он бывает настоящим другом и настоящим врагом » (Макиавелли Никколо)

PS. Всем, кто обнаружил у себя черты Правителя или в принципе интересуется вопросами власти, рекомендую почитать трактат Никколо Макиавелли «Государь». Уже 500 лет этот труд считают лучшим описанием идеального Правителя и продолжают изучать на школах Лидерства.

Статьи о других архетипах:



Loading...Loading...