Со всех ли собиралась церковная десятина. Русская история на кириллице! Новый Завет о пожертвованиях

Здравствуйте,

В связи с тем, что эта тема волнует не только вас, отвечу развернуто . Я хотел бы затронуть данную тему под призмой истории христианства.

Ну а непосредственно ответ на вопрос будет в конце текста, после предложения, выделенного жирным шрифтом.

Отношение к десятине в церквях - различное. На то есть свои причины. Одни видят в ней законничество, другие, считают что если в Ветхом Завете люди давали столько, то возрожденным свыше не должно давать меньше. Словом, причин для диспутов - множество.

Многие христиане признают десятину, как библейский путь проявления верности Богу и почтения к нему, обнаруживая, что упоминание о десятине встречается до Закона (Быт.14:20; 28:22), в законе Моисея (Лев.27:30,31 и др.); в пророках (Мал.3:10). О ней говорит Иисус (Мф.23:23), упоминает ап.Павел (Евр.7 гл). В Писании также можно немало прочесть о начатках земли, даваемых Богу.

На мой взгляд, десятина несет в себе признание, что мы не пользуемся для себя частью того, что дал нам Господь, и отдаем это в знак почтения и верности Ему. Аналоги подобного отношения можно найти и в постановлениях Ветхого Завета о седьмом дне, о годе юбилейном. Допускаю, что и дерево познания добра и зла несло в себе подобный смысл - не все, что доступно нам - наше. Хотя все и Божье, но есть то, что принадлежит Ему и только Ему.

Пока церковь состояла из иудеев, уверовавших во Христа, как Господа, вопрос десятины был для них бесспорным и решенным. Современные христиане порой спорят, а была ли десятина частью церковной жизни?

В истории церкви можно найти много свидетельств, что христиане не пренебрегали десятиной. Утверждение, что о десятине проповедуют только в ряде протестантских церквей, восстанавливая ветхозаветные установления, абсолютно неверно.

Так, в "Учении двенадцати апостолов", памятнике раннехристианской письменности рубежа 1-2 века, написано: "Поэтому всякий начаток - от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиреи. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди " (Дидахе 13 глава 3-5).

Ириней Лионский считал десятину минимальным даянием. Он полагал, что Христос не отменил заповеди, а расширил их, дав требования более высокого стандарта: "Поэтому-то Господь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины разделять все имение бедным " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 13-3) "Посему те (иудеи) посвящали Ему десятины своих (имений); а получившие свободу определяют все имущество свое для целей Господних, радостно и свободно давая не меньшее, в надежде получить большее; так бедная вдова все свое состояние отдала в сокровищницу Божию " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 18-2)

В книге "Апостольские постановления", произведении традиционно приписываемом Клименту Римскому, но возможно написанному в 380 г. в Сирии, изложено требование к епископу: "Подаваемые, по заповеди Божией, десятины и начатки пусть расходует он, как человек Божий " (книга первая:25)

В своем толковании на Послание Ефесянам Иоанн Златоуст писал: "Если в ветхом завете так было, то тем более (так должно быть) в новом; если там, где позволено было приобретать, наслаждаться, заботиться (о земном), так много обращали внимания на помощь бедным, то не тем ли более (должно поступать так) здесь, где заповедуется оставлять все? В самом деле, чего не делали израильтяне? Отдавали десятины; потом предоставляли еще другие десятины на вспомоществование сиротам, вдовам и прозелитам. Мне некто с удивлением говорил: такой-то дает десятины. Как нам не стыдно! Мы – христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т. е. не гораздо ли опаснее) теперь! " (Творения Иоанна Златоуста, т.11 книга 1. Толкование на послание Ефесянам, Беседа 4:4)

История говорит, что десятину призывали давать Василий Кесарийский, Амвросий Медиоланский, Августин Аврелий.

Идея десятины в различной мере присуща всем христианским конфессиям. Так известно, что князь Владимир Святославович выделил десятую часть своих доходов на поддержании митрополии и строительство церкви, отчего и пошло ее название - Десятинная церковь. (Строительство было в 990/991 - 996 гг). Владимир повелел и другим приносить десятину. Во время татаро-монгольского ига на Руси десятину отменили, чтобы люди не давали дважды - на поддержку церкви и оброк татаро-монголам. Но обычай этот оставался. При епископских кафедрах возникли особые должностные лица - десятильники. Стоглавый собор в 16 веке определил служение десятских священников, они и исполняли служение десятильника, собирая десятину с прихожан. На эти средства содержались храмы, поддерживалось священство. Церковная десятина отделялась и от поступлений княжеского суда. Самое раннее упоминание о такой форме церковной десятины находится в Краткой Правде (XI в). В Новгородском уставе Святослава Ольговича (1137 г.) писалось, что епископы получали десятину не только от дани, но и от уголовных денежных взысканий (вир) и продаж. Документ XIII века "Правило о церковных людях и десятинах", который регулировал права церквей на принадлежащие ей большие материальные средства, увязывал десятину с правом соборных церквей.

Интересно отметить, что в свое время более 10% крепостных крестьян в России также принадлежали церкви, что была своего рода десятина, по словам святителя Филарета. Но время изменилось, и под влиянием различных факторов, государственная церковь утратила многие материально-хозяйственные преимущества и права.

Интересно отметить, что по словам питерского священника Константина Пархоменко, сегодня десятина, официально введена в двух православных соборах Санкт-Петербурга.

Присутствовала десятина и в католической церкви. Вначала в Западной церкви она являлась обычным добровольным приношением десятой части доходов. После Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину; Маконский собор 585 года уже предписал платить десятину под угрозой отлучения. Впоследствии Карл Великий в 770 году ввел ее в качестве повинности и неисполнение ее влекло за собой уголовное наказание. Впоследствии, начиная с Реформации, а потом и после Французской революции Католическая церковь теряла территории, где могла собирать десятины. На сегодняшний день в католической церкви - даяние десятины в свободной воле верующих.

Таким образом, если смотреть через призму Писания и христианской истории, то в церквях в разные времена устанавливались различные правила, касательно десятины. Это многообразие обусловлено отсутствием прямого запрета на десятину в Новом Завете, и в то же самое время спорностью в вопросах того, куда, кому давать десятину и на что тратить.

Во всяком случае, из Писания явно следует, что любое даяние не должно быть по принуждению, "ибо доброхотно дающего любит Бог " (2 Кор.9:7). Поэтому, даже давая десятину, важно делать это не по принуждению или из страха проклятия, а из-за любви к Богу и желания быть верным Ему.

Именно поэтому мой ответ на Ваш вопрос о вступлении в членство церкви, где прихожанин обязуется давать десятину, таков:

Следует понимать, что любое церковное объединение или поместная церковь в таких практических вопросах, как условия для членства церкви руководствуются не только Писанием, но и уставом церкви и внутренними решениями. И к этому надо относится с изрядной долей терпимости.

Можно, к примеру, не соглашаться с тем, какие песни поют в баптисткой или харизматической церквях, с говорением на языках в пятидесятнической, с платными ритуальными услугами в православной или учением о Марии в католической, НО тогда какой смысл быть там, где Вы не видите здравости? Вы все равно НЕ СМОЖЕТЕ изменить внутрецерковные правила. В сердце будет рождаться огорчения, а отношения с верующими или церковным руководством будет осложняться.

Для всех таких случаев, хорошо прислушаться к голосу народной мудрости: не стоит идти в чужой монастырь со своим уставом! Существуют церкви, где по внутренним установлениям, финансовая поддержка церкви является одним из условий, чтобы стать членом церкви, а существуют и церкви без такого требования. В обоих случаях посещать церковь не возбраняется.

Но, если в церкви Вам нравится, и Вы видите, что учение здравое, люди благочестивые и Господь там действует, то тогда почему бы не принять внутрецерковные установления и не стать членом такой церкви. Тем более, если Вы и так поддерживаете церковь десятой частью своих доходов.

Пусть Бог даст Вам мудрости!

С уважением,
Денис Подорожный

Десятина является краеугольным камнем настоящего, библейского процветания. Это больше, чем деньги. Десятина – это отношение нашего сердца и выражение нашего доверия Богу.

Первое упоминание десятины

Бытие 4:2-7 – приношения Авеля и Каина. Многие исследователи Библии считают, что здесь речь шла именно о десятине. Авель принес от начатков своих прибытков - Притчи 3:9 «Чти, почитай Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» - а его прибытком был прирост скота, поскольку он был пастырем овец.

Каин принес свой дар спустя какое-то время (в еврейских комментариях говорится, что он принес свой дар от последней части своего урожая), и Бог не принял его дар – и не потому, что он не принес агнца (он принес десятину от того дела, которым занимался он, а он был земледельцем. Если бы нужно было приносить только агнцев, то не пастыри остались бы без десятины). Но он не сделал это от сердца и по вере. В его сердце была горечь, которая в последствии вылилась в убийство. Принеся от последних всходов, Каин принес самые плохие, уже полусухие плоды, которые всё равно уже никакой ценности не имели.

Второе упоминание десятины

Бытие 14:18-20 – Авраам отдал десятину от всех своих трофеев Мелхиседеку.
Мелхиседек вышел навстречу Авраму с хлебом и вином (символами завета) и - Евреям 7:6 - благословил – наделил силой процветать – имевшего обетования Аврама. У Аврама уже были обетования, но он получил силу для процветания в них, в этих обетованиях завета.
И это всё было еще до Закона!

Малахия 3:7-18; 4 Что пользы служить Богу? Что пользы отдавать десятину? Что пользы соблюдать постановления Божьи?
Малахия 1 - Они приносили хромое и слепое (что уже всё равно никакой ценности из себя не представляло), и они делали это уже просто по привычке, потому что так было заведено.
Малахия 1:6 - «Если Я – Господь, то где почтение ко Мне?»

Поэтому отделение десятины – это вопрос почтения Бога.

Обязаны ли мы отдавать десятину?

Мы ничего не обязаны. Отдавать 10% от своего прибытка - это вопрос почтения и доверия, когда вы знаете, что Бог сказал об этом в Своем Слове. И вопрос даже не в том, попадаем ли мы под проклятие из-за того, что не отдаем десятину, или нет, получим мы что-то за это или нет, а в том, что мы почитаем Бога и послушны Его Слову.

Он сказал это делать не только в Ветхом – Малахия 3:10 «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища» – , но и в Новом Завете, согласно Послания к Евреям 7:5-8 , Иисус, Первосвященник по чину Мелхиседека принимает их.

И дело даже не в том, попадаем ли мы под проклятие из-за того, что не отдаем десятину или нет, получим мы что-то за это или нет – но просто если мы любим и почитаем Бога, то мы делаем то, что Он говорит.

Иоанна 14:15,21,24 – «Если мы любим Его, то мы соблюдаем заповеди Его».
1-ое Иоанна 5:3 – «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его».
1-ое Иоанна 3:18 – «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
Матфея 15:8 – «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня».

Люди не отдают сегодня десятину по двум основным причинам:

  1. из-за страха («иначе мне будет не хватать»)
  2. из-за жадности

Развиваясь в любви, вы вытесняете этот страх – 1-ое Иоанна 4:18.

Всё начинается с решения. Вы принимаете решение: «Я собираюсь быть исполнителем Слова Божьего. Я собираюсь делать то, что правильно».
И только в том, что касается десятины, Бог сказал: «Испытайте Меня в этом» - Малахия 3:10.

Пожертвование – это обмен любовью, а десятина – это связующее звено с заветом, с силой завета.

Десятина была еще до Закона, поэтому и по сей день ее никто не отменял (см. Бытие 14:18-20, Евреям 4-8). Тогда ее принимал смертный священник, а сегодня - Иисус.
Десятина – это то, что связывает вас с благословениями завета.

Бытие 14:18-20 - Мелхиседек вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином (символами завета) и благословил его (это прообраз исполнения завета).
Евреям 5:5-6 - Иисус также назван священником по чину Мелхиседека – то есть, священником завета.
Чин Мелхиседека – должен быть священник и десятина.
Евреям 7:6 - Мелхиседек получил десятину от Авраама и благословил «имевшего обетования».
Малахии 3:10 - десятина держит окна небесные открытыми над вами.

Куда нужно отдавать десятину?

Малахии 3:10 - Бог говорит нам приносить свои десятины в дом хранилища, чтобы в нем была пища.

Таким образом, десятину нельзя тратить на благословение кого-то, на благотворительность, на покупку христианских книг и так далее. Она должна быть отдана в дом хранилища, она не принадлежит нам, поэтому мы не можем сами распоряжаться ею по своему усмотрению.
Дом хранилища - это сокровищница храма или комнаты при доме Господнем
(см. 3-ая Царств 7:51, 2-ая Паралипоменон 31:11-12, Неемия 13:12).
То есть, десятину нужно приносить в дом Господень.

Малахия 3:10 - «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища», то есть, как правило, вы должны отдавать десятину туда, где вы получаете духовную пищу.

Как отделять десятину?

Первое прямое упоминание о десятине мы встречаем в 14-ой главе книги Бытия.
Когда Авраам отдал тогда десятину, он «дал ему десятую часть из всего» (20-ый стих).

Бог должен стоять на первом месте и в вопросе вашего дохода. Если вы отделяете десятину с денег, оставшихся у вас после уплаты налогов, тем самым вы исключаете Бога из той части денег вашего дохода, которая ушла на налоги. Так на первое место вы ставите государство, а уже затем Бога.

Притчи 3:9-10 – «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка…»

Как именно отдавать десятину?

Полная инструкция того, как именно нужно отдавать десятину, дана в 26-ой главе Второзакония . Это не должно быть соблюдением какой-то формальности, это является очень важным служением.

  • стихи 1-3: Сегодня нашим священником является Иисус, поэтому мы приносим свою десятину непосредственно Ему.
  • стихи 4-10: Мы благодарим Его за то, что Он освободил нас от рабства дьявола, спас нас и так далее.
  • стихи 13-15: Мы принимаем те благословения, которые приготовил Бог для тех, кто послушен Его Слову. Бог, фактически, повелевает нам говорить здесь эти слова: «Благослови!»
Спрашивает андрей
Отвечает Максим Балаклицкий, 27.11.2009


Вопрос: докажите пожалуйста на Новом Завете необходимость платить 10ну, учитывая следующие факты:
1 етот термин и постановление ниразу нигде не упоминается то что говорил Иисус священникам прошу ко вниманию не брать, так как ето ещё не было время Нового Завета, жертва не была принесена, закон не был заменён благодатью
2 Павел говорил о пропитании от благовестия, но для церкви преподнёс так: кто щедро сеет, щедро и пожнёт.
3 теперь все возрожд. - цари и священники, левитов как таковых больше нет.

Не хочу ничего доказывать. Доказательства вызывают возражения и не всегда уместную полемику.

Я познакомлю с теми причинами, которые побуждают меня не дискутировать на эту тему, а делать - возвращать Богу принадлежащее Ему.

1. Почему этот вопрос возник? Вам жаль денег для Бога?

Для Вас этот момент принципиальный? Вы ищете повод не давать? Почему бы не последовать таким новозаветным рекомендациям:

А для планомерной церковной работы и поддержания штата священников нужна фиксированная сумма. На это и идет десятина.

3. Да, левитов нет. Священники - все верующие. А есть им за что? Как церковь может содержать миссионера в другой стране, если ее члены будут жертвовать по 10 копеек в месяц?

Ваш ход рассуждений - ветхозаветный. Как по мне, Вам надо с Иоанна Крестителя начать: "Андрей! Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайся и веруй в Евангелие".

Если Вам что-то жаль для Христа - это Ваш идол. Позвольте Иисусу сокрушить его.

С уважением,
Максим

Дополняет Василий Юнак:

Приветствую Вас, Брат Андрей!

Ваши три условия звучат примерно так: Скажите мне, как я могу жить, но при этом 1. не говорите, что нужно дышать; 2. не говорите, что нужно есть; и 3. не говорите, что нужно двигаться...

А теперь позвольте мне сказать следующее:

1. Почему я не отметаю слова Христа? Потому что понятия "Новый Завет" и "Ветхий Завет" совершенно не имеют никакого значения в этом вопросе. Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое "Новый Завет" и когда он начался? А что подразумевается под "Новым Заветом" - не у людей, не в христианских учениях некоторых церквей, а в Библии? Когда апостолы стали жить в "Новом Завете"? Что изменилось в жизни и учении апостолов с того момента, как они стали жить в "Новом Завете"?

Уверен, что Ваши ответы на эти вопросы будут стандартными: Новый Завет подразумевает отбросить всё, что записано в книгах Ветхого Завета в Библии. Ну, по крайней мере кроме истории и Псалтиря. Ну еще может помимо нескольких мессианских пророчеств Исаии. Всё, из Ветхого Завета больше ничего не нужно, потому что его Христос удалил, убрал, повесил на крест... и вообще, Ветхий Завет остался для евреев, а нам достаточно одного лишь "Нового Завета" в виде книжечки, включающей в себя 27 "книг" Нового Завета, ну и еще можно с приложением Псалтиря.

Думающий так, разделяющий Библию на Ветхий и Новый Заветы, совершенно не понимает смысла Завета. Завета Бога с человеком, который был новый и был старый, и был просто завет. Думающий так, не замечает, что все слова Христа и апостолов о важности Писаний, относятся именно к Ветхому Завету!

В других ответах, в частности на вопросы, связанные с законом, мы показывали, что только две из пяти категорий ветхозаветных законов завершились. Это обрядовый закон храмового служения, который был приведен к исполнению жертвенной смертью Христа как Божьего Агнца, и гражданские государственные законы древнего Израиля, которые завершились с потерей государственной независимости евреев. Остальные законы, включая и десятину, продолжили свое существование в христианстве. Писаний и заповедей не отменял ни Христос, ни апостолы.

Говоря о Новом Завете, этот термин появился еще в книге "Ветхого Завета": "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: `познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (). Именно эти слова цитирует апостол Павел в .

Если Вы вчитаетесь в эти слова, то станет понятно, что законы Нового Завета - это те же законы, что существовали в Ветхом Завете и даже от самого начала. Вот только отношение человека к этим законам будет новым - они будут в самом сердце человека, они станут естественными для человека, потому что к этому времени они будут запечатлены жертвой Иисуса Христа! Воистину, Христос пришел не отменить закон!

2. В отношении благовестия и повеления Павла. Давайте прочитаем текст полностью:

"Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою" ().

Первое, что следует заметить, апостол Павел, приведя человеческое рассуждение, после этого аппелирует к закону Моисея! Почему? Именно потому, что он еще действовал и для христиан в Коринфе. Он даже утверждает: "для нас это написано". Потому Ваше предположение о том, что закон Моисея о десятине остался в прошлом, перечеркивается утверждением апостола Павла, что этот закон Моисея еще действует для христиан.

Рассматриваем дальше: говоря о питании от благовествования, апостол приводит параллель с питанием священников от святилища. Вспоминаем, как священники питались от святилища? Можно сейчас приводить ссылки на закон Моисея, однако обратимся к последнему пророку, писавшему перед приходом Мессии: "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища" (). Именно к этому тексту обращают нас слова Павла о питании от святилища. Речь идет именно о десятине. Проводя параллель с системой финансового обеспечения священников и левитов, апостол Павел утверждает эту же систему в христианской церкви, показывая, что сейчас благовествующие приравнены к служащим во святилище. И здесь мы подошли к следующей части Вашего вопроса.

3. Да, священников и левитов больше нет. Сегодня царственным священством названы все христиане. Но как это относится к десятинам? Значит ли это, что все христиане могут использовать десятину для себя? Ответ прост: если Вы принимаете все притчи Иисуса Христа буквально и применимо во всех их деталях к своей повседневной жизни, то и здесь можете поступать так же. Что я имею в виду? Возьмем притчу о плевелах, где сказано о том, что их не стоит выдергивать () - можете ли Вы утверждать на основании этого, что Библия запрещает прополку сорняков? Или возьмем притчу о работниках в винограднике () - можете ли Вы утверждать, что Библия учит всем платить поровну вне зависимости от проделанной работы? Или поступок Христа с чужим ослом () дает ли нам право также без спроса брать все чужое, если оно пригодится в служении Господу?

Для того, чтобы понять точное учение Библии в отношении того или иного действия, следует собрать воедино все, сказанное об этом во всем Писании Ветхого и Нового Заветов, соединить воедино, увидеть цельную картину, и поступать соответственно написанному. Новый Завет не может быть сам по себе - он является продолжением Ветхого Завета. Книги Ветхого Завета - это не сам Ветхий Завет, а только Священные Писания того периода. А о них сказано:

"Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" ().

Отсюда вывод: спасение верой во Христа берет начало в ветхозаветных Писаниях, включая и повеление о десятинах. И это все дано для усовершенствования Божьего человека.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Десятина и пожертвования":

Не секрет, что не все христиане понимают на самом деле, для чего и зачем они дают десятины. Многие просто делают это из-за послушания пастору, но не имеют личного откровения и познания в этом вопросе. Часть людей легко отделяет даже больше десятины, другие вообще не делают этого, третьи отделяют, но с глубоким вздохом «ах…ох… опять мой бюджет лишился 10 процентов… как я выживу?…»

Существует много толков и споров относительно десятин в Новом Завете. Одни отделяют ее, другие нет, одни настаивают на основании Малахии, другие на примере Авраама, третьи на основании обета, четвертые на другом основании. В этой брошюре мы постараемся разъяснить сложные моменты в понятии десятин.

Существуют здравые встречные вопросы касательно десятин, которые подталкивают нас основательно разобраться в этом вопросе. Например;

Где говорится Иисусом или Апостолами о даянии десятин в Новом завете?
- почему не написано в Новом Завете, что ученики или церковь делали это?
- если мы взяли одну заповедь из закона, не должны ли мы и другие исполнять?
- почему нет сведений в истории, что первая церковь основывалась на Малахии?
- десятины, это же приношения из произведений земли, деньги это уже другое.
- десятины приносили в храм, сейчас храм это мы, куда и зачем их нести?
- если Христос освободил меня от закона, зачем мне исполнять его опять?
- десятины предназначались для священников, но в Новом Завете мы все таковы.
- люди в миру не платят десятины, но им Бог не закрывает каналы благословения.
- дело же не в цифре 10, скажем, если я 9,9% буду отдавать, что это не пройдет?
- и так далее…

Это хорошие вопросы и нам нельзя их игнорировать. Мы постараемся ответить на многие вопросы в этой брошюре, но самое главное то, что мы не хотим вас переубедить в личном понимании в вопросах десятин. Если вы будете читать эту брошюру, как противник десятин - вы все равно останетесь против. Если вы будете читать, как защитник десятин, но у вас есть свои понимания - вы все равно останетесь в своем. Поэтому пусть эта брошюра станет для вас источником к дополнительным размышлениям и более глубоким исследованиям этих принципов.

Мы желаем, чтобы у народа Божьего было твердое основание, а не машинальное исполнение без веры - сказали давать, значит даем. Каждый из нас должен твердо знать, почему и зачем мы это делаем. Нам всем нужна вера в этом вопросе, если мы хотим, чтобы это приносило пользу. Без веры угодить Богу не возможно. Как ты угодишь Богу, если у тебя нет веры в это, и ты не понимаешь, что ты делаешь?

Ветхозаветная заповедь или принцип?

Сегодня мы не рассматриваем десятины, как одно из повелений закона Моисея, потому что мы живем уже не под законом, но под заветом Иисуса Христа. Через закон не возможно стать праведным, но через веру во Христа.

Рим.10:4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
Фил.3:7-9 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере.

Павел пишет, что теперь закон стал бесполезным, и он отказался от него, чтобы иметь Христа и быть теперь праведным, через веру в Него. В конце Павел написал, что праведность приходит от Бога по вере в Иисуса Христа. Христос, конец закона.

Следовательно, возникает вопрос, на каком основании мы должны отделять десятины и что входит тогда в понятия десятин?

Если мы оправдываемся через веру во Христа, зачем нам отделять десятины, это ведь не сделает нас более праведными? Что это нам даст?

Я верю в то, понятие десятина в Новом Завете - уже не есть заповедь, но принцип. То есть я отделяю десятины, руководствуясь не повелениями закона Моисея, но принципами, связанными с десятинами и Божьими благословениями через это. Павел пишет, что через Новый Завет, Святой Дух открывает истины, тайны и принципы Ветхого Завета. Через Христа мы начинаем понимать, почему Бог повелевал раньше что-то делать, и какую пользу это должно приносить нам.

2Кор.3:15-17 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Мы должны исследовать характер Бога и Его принципы, следовать тому, что приносит нам благословения и удаляться оттого, что принесет нам проблемы. Бог предлагает человеку выбрать то, что принесет ему благословение или проклятие.

Так вот, сегодня мы отделяем десятины на основании истин и принципов, заложенных еще до Нового Завета. Десятина для нас сегодня не ветхозаветная заповедь, а Божья истина - принцип, дающий нам жить в Его благословениях.

Принципы связанные с десятиной и благословениями

1. Благословение Мелхиседека

Быт.14:18-20 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

В то время еще не было закона Моисея, поэтому Авраам делал это не из-за того, что было такое повеление, но чтобы получить благословение. Авраам сделал это, и это было правильно, через это он получил большое благословение Мелхиседека.

Евр.7:6-7 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Благословение священника очень много значит для любого человека. Священник наделен властью от Бога, одаривать Божий народ благословениями. Писание дает служителям Божьим власть быть большими и через это передавать благословения.

Более того, даже наши потомки получают благословения от Бога, через священническое благословение и это распространяются на тысячи родов.

Евр.7:9-10 … сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

Бог принял десятину от потомков Авраама, когда те еще даже не родились. Авраам позаботился о дальнейшем благословении своих потомков.

Итак, на примере Авраама и Мелхиседека мы видим один из Божьих принципов для нашего благословения. Авраам дал десятину священнику и получил от него благословение для себя и для своих потомков. Дар Авраама говорил о почтении Мелхиседека. В древние времена почтение к высшему над тобой выражалось в приношении материального дара. И нам есть обещание: Евр.7:7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Лично я хочу получать благословения от священников, от тех людей, кто ходит перед Богом, и служит ему. Они носители Божьих благословений для нас. Я знаю, что если я выражаю свое почтение им своими даяниями или десятинами, то я получаю благословения и для себя и семьи и потомков. Например, наша семья отделяет десятины нашему духовному отцу и наставнику. И мы благословенны им.

Через него, Бог говорит к нам и обильно благословляет нашу семью и служение.

2. Благословение Божьего Дома

Мал.3:8-11 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.

Для ветхозаветных людей, это была заповедь. Для нас же это еще один принцип, открывающий характер Бога. Почему Бог требовал оделять десятины и приносить в храм? Чтобы в его доме была пища! Бог заботился о Его деле, о Его здании и Его служителях. Для служения народу (кстати, тем же людям, от кого Он требовал десятины) требовалось много затрат; материалы для одежд, ткани, камни, много трав, курений, елей, мука для хлебов, деньги на ремонт инвентаря и деталей самого храма. Подробно об этом можно прочитать в Пятикнижие Моисея.

Левиты и священники постоянно служили в храме, им нужно было что-то кушать, им некогда было заниматься бизнесом. Более того, Бог запретил им заниматься бизнесом, держать поля и живность, Он полностью отделил их на служение.

Чис.18:20-24 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания… Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.

Таким образом, священники, левиты и их семьи имели обеспечение только от десятин и приношений людей. Вот поэтому Бог и сказал, через пророка Малахию; «вы обкрадываете Меня». Вы не заботитесь о Его деле, Его Храме, о Его служителях, которые не по своей воле не работают, но Бог отделил их для служения и пообещал им пропитание. Получается, народ имел пищу, а Божий дом и его служителя были в нужде. Бог же благословляет народ через священников и в сущности народ, удерживал десятины от тех, через кого Бог благословлял их.

Потому Бог и сказал, испытайте Меня, неужели Я не благословлю вас после этого. Как же Мои слуги благословят вас, если у них кушать нечего, и нет средств купить благовоний, курений, охранять храм и прочие вещи потребные для служения вам?

Итак, в пророчестве Малахии мы видим еще один из Божьих принципов для нашего благословения. Бог заботится о месте, где происходит служение, об инвентаре и инструментах для совершения служения и о людях, которые вовлечены в служение. Он ревнует, чтобы в этих сферах был достаток. Также видно, что эти сферы нуждались в большем обеспечении, потому что Бог повелел не только десятины приносить, но и другие приношения и даяния.

Таким образом, мы видим, как наши десятины и приношения важны для Божьего дела и если мы будем делать нашу часть, Он пообещал, что изольет на нас благословения до избытка и запретит пожирающим. То есть; «если вы согласитесь поддерживать Мое дело финансами, то Я буду еще открывать для вас источники благословений и защищу вас от тех ситуаций, в которых вы теряете финансы.

3. Обет Иакова

Быт.28:20-22 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Это еще один из принципов, который предназначен для нашего благословения через даяние десятин. Иаков хотел получить благословения от Бога в 6 сферах;






За это он пообещал построить Богу дом и отдавать десятину от всего, что он получит от Него. Тогда еще не было храма, куда Иаков мог это принести, поэтому возможно он приносил эти десятины на жертвенник пред Богом. Почему он все это сжигал на жертвеннике? Он хотел получить благословения. Это был завет между ним и Богом. Еще до закона Моисея Иаков обещал отдавать Богу десятины за то, что Он его благословит.

Поэтому здесь открывается еще один принцип - это завет между человеком и Богом. «Господь я нуждаюсь в полном благословении, дай мне его и за это я обещаю Тебе отдавать десятую часть от всей моей прибыли». Бог не требовал десятину, как плату за Его благословения, но сам Иаков решил давать ее.

Почему именно десятая часть?

Число 10 выражает совершенство божественного порядка. Это третье число, выражающее совершенство 3, 7, 10. Оно подразумевает, что нет недостатка, что весь цикл завершен. Десятина - означает; ровно столько, сколько нужно.

1. Ной завершил эпоху древности в десятом веке, Быт.5.
2. Десять заповедей содержат все, что необходимо по своей завершенности.
3. Молитва Господа содержит 10 моментов:

Верховная власть Бога - "Отче наш, сущий на небесах!";
- Надлежащее почтение к Нему - "Да святится имя Твое";
- Явление Царства Божьего - "Да приидет Царствие Твое";
- Высвобождение Его воли - "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе";
- Решение наших нужд - "Хлеб ваш насущный дай нам на этот день";
- "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим";
- Мольба о духовном водительстве - "и не введи нас в искушение";
- Мольба об избавлении - "но избавь нас от лукавого";
- Все Его и у Него - "Ибо Твое есть Царство и сила, и слава";
- Завершение цикла вечности - "во веки. Аминь".

4. Десятина представляла то, что человек был должен Богу.

5. Искупление души стоило 10 гер. 10 гер = 0,5 сикля.

6. Десять язв представляли полный цикл суда Божьего над Египтом: "Я пошлю все язвы Мои" (Исх.9:14).

7. Мировая власть антихриста представлена 10 царствами в виде 10 пальцев ног истукана Навуходоносора и 10 рогами четвертого зверя. Десять народов подразумевают все народы, которыми будет обладать Авраам по обетованию.

8. 10 покрывал укрывали скинию (Исх.26:1).

9. Огонь с небес сходил 10 раз:

Быт.19:24 - на Содом
- Лев.9:24 - на первые жертвы
- Лев.10:2 - на Надава и Авиуда
- Числ.11:1 - на ропчущих в Тавере
- Числ.16:35 - на Корея и его друзей
- 3Цар.18:38 - на жертвоприношение Илии на Кармиле
- 4Цар.1:10 - на врагов Илии
- 4Цар.1:12 - на врагов Илии
- 1Пар.21:26 - на жертву Давида
- 2Пар.7:1 - на жертву Соломона

10. 10 дев представляют полноту призванных: верных и неверных.

Итак, число десять было выбрано Богом не случайно - это третье число означающее совершенство. Поэтому если это число означает правильность, законченность, совершенство и Бог предпочел его - то пусть будет «десятина».

Что же такое новозаветная десятина?

Еще в древние времена праведные мужи Божьи, как Авраам и Иаков пришли к выводу, что десятина связанна с нашими благословениями. Авраам и Иаков были отцами многих поколений праведников и конечно они научили их делать это. Было ли это правильное решение? Конечно! Мы видим, что они были благословенны, и Бог называл их по имени; «Я Бог Авраама Исаака и Иакова». Более того, Бог через Моисея подтверждает правильность их выбора, Он через время дает заповедь отделять десятины. Сам Бог дал удостоверение десятинам; «Это то, что Я хочу». в В Новом Завете Иисус обличая фарисеев и книжников сказал, - это правильно, что вы даете десятину, по плохо что вы другие и важные повеления игнорируете.

Матф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Сегодня нам уже не нужно ссылаться на закон Моисея, нам достаточно понять, как десятины важны для нас, наших семей и наших потомков. Благословение нужно МНЕ и меня не нужно убеждать в этом. Я хочу его получить. Что для этого делали праведные мужи, жившие до меня? Десятина? Хорошо, я хочу следовать их примеру, я вижу, что они были благословлены.

Если Авраам, ища благословение, отделил десятину Мелхиседеку, то я тем более отделю десятину Иисусу Христу, который больше Мелхиседека. Я хочу почитать большего надо мной, так как делал это в свое время Авраам и его потомки.

Евр.6:20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Где Иисус сейчас? Он глава, а мы Его тело. Церковь - это Его тело на земле. Вот потому мы отделяем десятины и несем в церковь для восполнения нужд святых.

Иаков был очень мудр; за все благословения в его жизни решил отдавать Богу десятину. То есть он купил себе благословения только за 10% их стоимости.

«Господь, за то, что Твое присутствие будет со мной, за то, что Ты сохранишь меня на всех путях, за то, что Ты будешь давать мне пищу, за то, что Ты будешь давать мне одежду, за то, что Ты будешь хранить меня от войн и за то, что Ты лично будешь моим Богом и покровом - Я ДАМ ТЕБЕ ДЕСЯТИНУ ОТ ВСЕГО».

Вау! Уникальное решение! Это очень мудро. Благословения для всех сфер нашей жизни вообще-то стоят намного дороже. Но Бога устраивают такие заветы.

5. Выводы

Сегодня в теле Христа есть несколько направлений касательно даяния десятин;

  1. Одни отделяют десятины на основании примера Авраама
  2. Другие на основании обета Иакова
  3. Третьи на основании пророка Малахии
  4. Четвертые на основании того, что Иисус больше чем Мелхиседек и Он тем более заслуживает приношений десятин, если того заслуживал Мелхиседек.
  5. Пятые на основании личного откровения от Бога дают десятины

Разные течения и разные понятия и разные споры. Но зачем? Если внимательно посмотреть на принципы всех пяти направлений, то мы увидим ОДНО И ТОЖЕ.

Мы делаем это ради нашего благословения
- мы все отделяем именно десятую часть
- мы знаем, что это правильно и Богу это угодно то, что мы делаем

ВСЕ ЭТИ ПРИНЦИПЫ И ОТКРОВЕНИЯ ВЕРНЫ И ПРИЕМЛЕМЫ НАМ

Это правильно и преимущественно отделять десятую часть от всего, что мы приобретаем, руководствуясь всеми этими пятью принципами. Это и включает в себя понятие - Новозаветная десятина. То есть - пять а одном.

  • Хочу ли я благословить Божьих священников, чтобы получить от них благословения для себя и своих потомков? Да!
  • Хочу ли я дать Богу обет отдавать десятую часть, как благодарность за то, что Он меня во всем благословляет и благословит? Да!
  • Хочу ли я не чувствовать себя вором в Божьих глазах и поддерживать своими десятинами Его дело, Его церковь, Его священнослужителей? Да!
  • Считаю ли я Иисуса больше Мелхиседека и заслуживает ли Он моих приношений, Тот, кто заплатил за мою свободу и вечную жизнь, своею жизнью? Да!
  • Имею ли я личное откровение, что, отделяя десятины, я получаю благословения во все сферы моей жизни? Да! Я испытал это на практике, и я хочу делать это!

У нас никто не забирает десятины. Церковный ящичек не должен больше пугать нас. Опуская руку в него, мы не теряем деньги - мы вытаскиваем для себя благословения. У Бога есть деньги - у Него все деньги, но он смотрит на нас.

Один великий муж Божий сказал; «90% точно принесут нам благословения, если мы отдадим 10% Богу, нежели все 100% без Божьего благословения».

Другой Божий человек сказал; «Не важно, твое личное мнение о десятинах, работают Божьи законы сеяния и жатвы, и если ты не будешь из твоих урожаев, отделять на посев, хотя бы 10%, то ты не можешь рассчитывать на урожай в следующий сезон».

Десятина это;

  • истина, которой следовали мужи Божии
  • правильный и работающий принцип
  • наше решение и наш выбор
  • наш обет Богу ради нашего благословения
  • наша благодарность богу за то, что Он дает
  • пища и обеспечение для Его священников
  • материальное обеспечение Божьего служения

Но, мы не будем забывать, что мы праведны, через веру в Иисуса. Десятины не делают нас праведными - они держат каналы благословений открытыми. Мы не можем точно сказать, что Бог не благословит нас, если мы не будем отдавать десятины. Но мы можем точно сказать, что Бог благословит нас, если мы будем отделять Ему десятины.

Вот какие благословения обещаны дающим десятину

Если Бог будет со мною - присутствие и близость Бога в нашей жизни.
- сохранит меня в пути сем, в который я иду - поможет нам исполнить Его волю
- и даст мне хлеб есть - обеспечение нас пропитанием
- и одежду одеться - обеспечение одеждой
- и я в мире возвращусь в дом отца моего - защита от врагов и ограда жизни
- и будет Господь моим Богом - покровительство Божье
- не открою ли Я для вас отверстий небесных - открытые небеса
- и не изолью ли на вас благословения до избытка - благословения в избытке
- Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные - защита
- и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих - урожаи, жатва
- И блаженными называть будут вас все народы - признание
- потому что вы будете землею вожделенною - исцеление земли

Десятая часть - помогает мне благодарить Бога и иметь хорошие финансовые результаты в жизни. Есть тысячи историй доказывающих, что люди часто имеют проблемы от недостатка мудрости , а не от недостатка финансов. Свидетельства чудес появления денег на карточках, в кошельках, и просто в разных местах дома, умножение финансов, которые происходят в Духовном Центре Благословение Отца.

Здесь я хочу привести основные моменты, что говорит Библия о десятинах и пожертвованиях.

1. О необходимости отделять часть для Господа от всех доходов, как только мы получили их:

«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.» (Прит. 3:9-10)

2. О необходимости десятин в Ветхом Завете:

(1) Человек, который не приносит десятины Господу, обкрадывает Бога и находится под проклятием.

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ - обкрадываете Меня.» (Мал. 3:8-9)

(2) Приносить все десятины – т.е. каждый раз с каждого дохода отделять для Господа одну десятую часть. И приносить в свою церковь, где мы получаем духовную пищу.

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища…» (Мал. 3:10)

(3) На основании последних двух отрывков можно сделать вывод, что десятины являются обязательными. Друзья, в настоящее время я не вхожу в штат служителей церкви, которые находятся на полном служении (т.е. занимаются служением в церкви вместо обычной работы). Мне совершенно невыгодно писать о необходимости десятин. Я не преследую никаких корыстных целей. Здесь я хочу подчеркнуть, что учение о необходимости десятин – это не прихоть служителей церкви, а повеление Господа, которое Он дал нам в Библии.

(4) Бог благословит нас, если мы будем приносить все десятины. Он закроет источники непредвиденных расходов – «запретит пожирающим». В следующем отрывке в квадратных скобках я написала мои разъяснения:

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными [т.е. счастливыми] называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною [т.е. желанною – будете иметь то, что стремятся хотеть иметь многие люди], говорит Господь Саваоф. (Мал. 3:10-12)

3. О необходимости десятин в Новом Завете Иисус сказал книжникам и фарисеям:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.» (Матфея 23:23)

В этом отрывке говорится, что десятины нужно отдавать, но при этом не забывать о суде, милости и вере. Этот эпизод повторяется и в Евангелии от Луки 11:42.

4. О пожертвованиях в Новом Завете:

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.» (2Кор. 9:7)

Пожертвования мы даем по желанию – «по расположению сердца». Если мы не хотим, то мы можем не делать пожертвования.

5. О преимуществах даяния в Новом Завете:

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лук. 6:38)

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели основные места, в которых Библия говорит о десятинах и пожертвованиях.

Loading...Loading...