Спасо евфимиев монастырь. Спасо-евфимиев монастырь в суздале


13 - Башни и стены ограды
14 - Северные ворота
15 - Смотровая площадка
16 - Пешеходный мост через р.Каменка
17 - Памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому

В середине XIV в., когда ненадолго возрастает значение Суздаля, суздальско-нижегородские князья основывают в городе новые монастыри - Покровский и Спасский, который позднее получил имя Спасо-Евфимиева по его первому игумену Евфимию, признанному «святым» в начале XVI в. Спасский монастырь, находясь на высоком левом берегу Каменки, одновременно усиливал оборону города с севера. Уже в XV в. во владении у монастыря находились многие деревни и земли Средней Руси, пожалованные княжеско-боярской знатью. Монастырь обогащался и за счет пожертвований и паломников к мощам святого Евфимия. В середине XVII в. он владел 10300 крепостных. Имеющиеся средства дали возможность монахам развернуть обширное каменное строительство. Ко второй половине XVII в. монастырь превращается в мощную каменную крепость с 12 башнями , приспособленными для боя и хранения боеприпасов, и общей протяженностью стен около 1400 м . О боевом замысле монастырской крепости говорят также многочисленные бойницы в стенах и разная высота стен и башен (с неприступной стороны крутых склонов реки они ниже, с южной, равнинной стороны - выше). Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Почти в центре южной стены монастыря, обращенной в сторону города, стоит Проездная (проходная) башня. О ее главенстве говорят прямоугольная форма (в отличие от других башен - граненых и круглых), внушительная высота (22 м) и богатство декоративной обработки в стиле суздальских посадских церквей. Башня увенчана как бы церковной главкой с флюгером вместо креста. В XVIII в. в главную башню ударила молния, нанеся серьезные разрушения. Ремонт башни состоялся только в 1860 г.

За воротами главной башни - еще одни ворота, помещенные в нижнем ярусе Благовещенской церкви, которая как бы перекрывает проход к главному зданию монастыря. Надвратная церковь, построенная в качестве главных ворот монастыря на рубеже XVI - XVII вв., после возведения каменной стены оказалась внутри монастырских стен. Необычно архитектурное решение церкви: с востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть, сдвоенные окна которой очень украшают здание, наверх ведет лестница через паперть. В церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

В Благовещенской надвратной церкви расположена экспозиция «Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Значительность экспозиции в том, что в ней представлены вклады князей Пожарских в суздальские храмы и монастыри. Например, в алтарной части можно увидеть резные царские ворота середины XVII в. - вклад Д. Пожарского в Покровский монастырь. Это замечательный образец древнерусского искусства. В экспозиции помещена копия духовной грамоты Д. Пожарского, в которой он завещал похоронить себя в Спасо-Евфимиевском монастыре (подлинник - в Госархиве древних актов в Москве).

За аркой надвратной церкви расположены древнейшие здания монастыря. Их архитектурная история не во всем ясна, даты их создания определяются лишь относительно. Таким сложным и очень редким памятником является Звонница , которая сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI-XVII вв. Древнейшей ее частью является девятигранник первоначального столпообразного храма «под звоном» (первые десятилетия XVI в.). Эта столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи , возможно, была построена в четь рождения Ивана IV (Грозного) за счет великокняжеской семьи. По другой версии, эта столпообразная церковь построена как «моленный» храм во время приездов в Суздаль бездетной великокняжеской четы - Василия III и Соломонии Сабуровой (есть и еще версии, о которых скажем ниже). Она представляла собой столпообразное трехъярусное строение, завершенное килевидными закомарами и небольшой главкой. Такие храмы строились на Руси недолго и сохранилось их очень мало. В конце XVI-XVII вв. к столпу была пристроена звонница в виде стены с трехпролетной аркадой звона на коротких граненых столбах, сравнимая с ростово-ярославскими. На стыке столпа и аркады стоит палатка-часозвоня с шатром. Самый большой колокол на звоннице в XVII в. весил 355 кг, в XVIII в. - 560 кг. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства». В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день, и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 2008 г. была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты.

Почти напротив звонницы расположена Успенская трапезная церковь (построена, по расчетам Н.Н. Воронина, около 1525 г., по современным данным, - в последней четверти XVI в.), редкий памятник церковного и гражданского зодчества. Это небольшой столпообразный храм: восьмерик на четверике, с двумя ярусами кокошников, шатровым верхом, мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками. К нему примыкает миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой (Диомидовский придел). С другой стороны с Успенским храмом соединяется двухъярусная трапезная палата под тесовой кровлей. Нижний этаж палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, на верхнем помещался одностолпный трапезный зал со сложной системой сводов. В России сохранилось лишь около 20 трапезных палат XVI в. После реставрационных работ в 2006 г. в помещении Успенской трапезной церкви открыт Музей наивного искусства - первая и самая крупная в России постоянно действующая экспозиция художников-самоучек.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает Архимандритский корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII в. Это двухэтажное Г-образное строение с крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы и придающей зданию теплоту и уют жилых покоев. Корпус возводился как казённое здание (здесь размещались приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив), но примерно с конца XVIII в. в нём проживал архимандрит монастыря. С 1650 по 1654 гг. архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Питирим, будущий восьмой Патриарх Московский и всея Руси. В помещении Архимандритского корпуса сейчас располагаются экспозиции «Книга шести столетий» и «Русская икона XVIII - начала XX вв.».

Братский корпус - это еще один памятник гражданской архитектуры допетровского периода. Он был предназначен для монашеских келий (жили по 3-4 человека). Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII в., являются вся южная часть братского корпуса и первый этаж северной части. Главное украшение здания - оконные наличники с кокошниками. В помещениях Братского корпуса с 2003 г. располагается первый в России «живой» музей реставрации «Побеждая время». Его уникальность в том, что посетители могут не только увидеть спасенные шедевры, но и наблюдать «священнодействие» реставраторов. Кроме того, в корпусе разместилась экспозиция «История суздальских монастырей».

Между звонницей и трапезной церковью торжественно размещается пятиглавый Спасо-Преображенский собор XVI в. Снаружи он украшен аркатурно-колончатым поясом. В XVII в. на стенах появилась наружная роспись. К юго-восточному углу храма примыкает Евфимиевский придел, который, вероятно, был сооружен намного раньше собора - в 1507-1511 гг. По сути, это был первый каменный храм монастыря - маленькая памятная бесстолпная церковка над могилой святого Евфимия. В середине или в конце XVI в. к ней был пристроен большой собор, и она превратилась в его придел. Евфимиевский придел был соединен галереей с находящейся недалеко столпообразной церковью Рождества Иоанна Предтечи «под звоном». Переход находился на уровне второго яруса церкви, что подтверждает сохранившаяся дверь в западной стене церкви, оформленная как портал, но не выполняющая сегодня никакой функции. О наличии галереи свидетельствуют эскизы XIX в., сделанные графом Уваровым во время проводимых раскопок усыпальницы князей Пожарских. Выше уже говорилось о разных версиях назначения этой маленькой церкви рядом со Спасо-Преображенским собором. Здесь приведем еще одну версию: скорее всего, столпообразная церковь использовалась для исповеди князей и государей, на которую они незаметно для многочисленной молящейся паствы проходили по галерее из собора.

Стены Спасо-Преображенского собора расписывались в 1689 г. артелью костромских мастеров под руководством знаменитого Гурия Никитина. Но эти творения были скрыты под росписями XIX в. С начала 1970 -х годов почти тридцать лет велись работы по восстановлению первоначальных фресок великого русского живописца. В настоящее время их большая часть осовбождена от поздних записей. Фресками были украшены также стены придела св. Евфимия. В различных сценах жития святого отражены даже выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Памятник-часовня на месте захоронения Дмитрия Пожарского. К востоку от Спасо-Преображенского собора в 1642 г. был погребен в родовой усыпальнице выдающийся полководец князь Дмитрий Пожарский. Вместе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым он возглавил народное ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от польских интервентов и положившее конец Смуте в России.

К концу ХVII в. усыпальница оказалась заброшенной - некому было заботиться о могилах предков. В 1766 г. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и использовали для церковного строительства. Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 г. археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает стены усыпальницы, которая была тщательно исследована специальной комиссией и признана захоронением Д. Пожарского. В 1885 г. над могилой Д. Пожарского на народные средства был сооружен памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева.

В 1933 г. памятник был разрушен, так как монастырь был отдан под тюрьму для политзаключенных. В 1967 г. монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, и начались масштабные работы по его реставрации. В 1974 г. над захоронением национального героя появился монумент скульптора Н.А. Щербакова, архитектора И.А. Гунста.

В 2009 г. разрушенный мавзолей Дмитрия Пожарского был восстановлен с максимальной точностью. На месте захоронения полководца установлен крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения - памятник-часовня. На открытии памятника присутствовал Президент России Д.А. Медведев.

Никольская больничная церковь - редкий памятник церковного и гражданского зодчества. В строительной документации 1669 г. были определены требования к зданию: верх не должен быть шатровым, здание должно быть теплым. Двойной свод увеличивает высоту храма, но позволяет экономно уменьшить теплое помещение. Фасады церкви декорированы закомарами-кокошниками и нарядными наличниками окон. К храму примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом для больных монахов на первом этаже. Редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница вела на нежилой верхний этаж.

В помещении больничной церкви с 2006 г. после серьезной модернизации располагается доступная для посетителей экспозиция «Золотая кладовая». В ней можно увидеть уникальные образцы древнего шитья XIV-XVII вв., произведения русских мастеров золотого и серебряного дела разных эпох, с XII-XIII вв. и до начала XX в., драгоценные образцы прикладного искусства XVI-XVII вв., в том числе иконы и предметы церковной утвари и др.

Тюремный корпус. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале был известен не только мощами святого Евфимия и его чудесами. Монастырь с середины XVIII в. приобрел новую, весьма печальную известность. По распоряжению Екатерины II в 1766 г. здесь была учреждена государственная тюрьма-крепость. Первоначально она предназначалась для умалишенных религиозных колодников. Однако, как показывают документы, за 150 лет существования в крепости находились люди, наделенные здравым умом и памятью, а умалишенными они становились за многие годы нахождения в заключении.

Первоначально арестанты содержались в двух палатах в покоях Никольской больничной церкви. С 1823 г. под тюрьму приспосабливается келейный корпус XVIII в., который был последней крупной постройкой монастыря в 1730 г. Это протяженное одноэтажное здание казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположенное за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. В 1889 г. при крепости создается особая тюремная церковь в честь Корсунской Божией Матери.

Узники были разных сословий и званий, светские и духовные. Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и монаха-прорицателя Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых.

Арестантское отделение официально просуществовало до 1 января 1906 г. Но в 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. До 1939 г. в ней существовал политизолятор, в котором содержались, в частности, митрополит П. Крутицкий, экономист с мировым именем Н. Кондратьев, один из организаторов знаменитой советской денежной реформы 1922-1924 гг. Л. Юровский, бывший директор Государственной публичной библиотеки В. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии М. Рютин и многие другие.

С 1940 по 1946 гг. Спасо-Евфимиев монастырь превратился в лагерь для военных: солдат и офицеров, проходивших проверку после фашистского плена или выхода из окружения противника. С 1943 г. в лагерь начали поступать немецкие военнопленные, в частности, из разгромленной под Сталинградом группировки фельдмаршала Ф. Паулюса. Летом 1943 г. более двух месяцев здесь содержался и сам Ф. Паулюс.

После закрытия лагеря для военнопленных с 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещалась трудовая и воспитательная колония для несовершеннолетних. Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 г. монастырю был присвоен статус музея. В настоящее время он находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря со всеми описанными зданиями-памятниками внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00;
  • 4-й четверг месяца - санитарный день.

Внимание! Колокольные звоны в монастыре: 10.10, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00;
в среду звоны воспроизводятся в записи

В прошлый раз я начала рассказ о Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале с , знакомства с его стенами, башнями, окружающими его достопримечательностями и просторами. Сегодня приглашаю вас на прогулку по территории обители.
Как я уже говорила, Спасо-Евфимиев монастырь - это крупный архитектурно-музейный комплекс, который требует времени и вдохновения на его изучение. Вот и показать его одним махом не получается. Значит, будем двигаться постепенно - территория монастыря и его архитектура, Спасо-Преображенский собор, тюрьма, Золотая кладовая, экспозиция "История Суздальских монастырей". Никаких глубоких исторических экскурсов я вам не обещаю. Слава Богу, этого хватает в интернете. Моя задача - показать наглядно все, что увидела и чем прониклась здесь сама. Поэтому сегодня вас ждет прогулка по Спасо-Евфимиеву монастырю .

Реклама — поддержка клуба

Впрочем, совсем без цифр мы не обойдемся. Ознакомьтесь, пожалуйста.

Главные исторические вехи обители:

  • 1352 г. - основание монастыря суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем,
  • 1352 - 1404 - годы, когда настоятелем был Евфимий,
  • XVI - XIX - формирование архитектурного ансамбля монастыря,
  • 1923 г. - закрытие обители, передача его ОГПУ,
  • 1939 - 1946 гг. - в монастыре находятся: тракторная школа, лагерь для военнопленных, детская колония и т.д.,
  • 1967 г. - реставрация и открытие на территории монастыря Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В целом судьба монастыря понятна и близка к судьбам тысяч русских обителей - создание в XIV веке, первый настоятель - единомышленник Сергия Радонежского, долгие годы существование монастыря в качестве крепости-защитницы города, закрытие в первые годы Советской власти, переход из рук в руки - то тюрьме, то детской колонии. И, наконец, заслуженное восстановление и создание музея-заповедника. Это ли не лучшее состояние для стен, ставших живой историей?

Итак, заходим в Спасо-Евфимиев монастырь через Главную проездную башню ансамбля (конец XVII в.).

Около входа стоят информационные стенды. Первый сообщает о том, что можно посмотреть и сделать в монастыре . 10 музеев мы вряд ли посетим, а вот послушать колокольные звоны, церковные песнопения, насладиться уникальной росписью, посмотреть некоторые экспозиции - с удовольствием. Но вы берите себе на заметку весь списочек. Закладывайте реальное время на знакомство с монастырем. Я так думаю, что если делать все вдумчиво и без спешки, то 1 день однозначно нужен.

Второй стенд содержит информацию об архитектурном ансамбле монастыря. Удивительна сохранность церквей и гражданских построек обители. Практически все дошло до наших дней.

Над входом в башню висят две иконы - одна из них Святой Евфимий.



Войдя в дверь, попадаем в помещение, где располагается касса. Информация на стенде.

Стоимость единых входных билетов (других нет): 400 руб./взрослый, 200 руб./льготный, дети до 18 лет - бесплатно. Из перечисленных ниже выставок и экспозиций в результате мы посетили половину. Думаю, что брать со всех одну обобщенную сумму неправильно. Для людей с детьми, людей в возрасте обойти все за раз очень трудно. А здесь таких граждан очень много, половина - точно.

У кассы всегда стоит очередь.


Покупаем билеты,

заходим на территорию.

Сразу при входе справа и слева - кафе "Привратницкая" и

"Блинная".

Справа за белой оградой имеется детская игровая площадка, откуда мы быстро уводим Соню. Не кататься же сюда пришли. Да и время ограничено, столько еще надо посмотреть в Суздале , только успевай передвигаться.

Схема Спасо-Евфимиева монастыря выглядит так (см. фото ниже). На ней отмечены 13 архитектурных памятников + стены и 12 башен. Идем знакомиться со всем этим великолепием лично.

Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1628 г.).

Через нее мы идем к главному собору монастыря.







Архимандритский корпус (1628-1660 гг.).



Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1525 г.) - самый древний храм монастыря.

Рядом с собором располагается Звонница (1530 - 1691 гг.) .

Эта звонница - весьма примечательное строение, уникальный архитектурный памятник, включающий сра зу два объекта - церковь Иоанна Предтечи и колокольню. На колокольне размещается 17 колоколов.

Берите на заметку - на звонницу Спасо-Евфимиева монастыря можно подняться - посмотреть, как звонит мастер колокольного звона, позвонить самому. При покупке входного билета в кассе сразу уточняйте информацию об экскурсии на звонницу, чтоб потом не возвращаться. Экскурсии проводятся по выходным в 13.30.

Колокольные звоны. Видео 1

Колокольные звоны. Видео 2

После посещения Спасо-Преображенского собора и прослушивания звонов идем гулять по территории монастыря дальше.


Движемся в сторону Мемориала Пожарского . Он включает в себя: часовню-усыпальницу, плиту на месте захоронения, памятный крест.

Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского (воссоздана). Оригинал был разрушен в 1933 году.




От настоящего мавзолея Пожарских остался лишь вот этот кусочек стены...



На месте родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованских установлен крест. В этой усыпальнице в апреле 1642 года был похоронен защитник земель русских Дмитрий Михайлович Пожарский. Меня всегда коробит, когда я наблюдаю, как люди фотографируются на могилах, на чужих костях... У меня так и не получилось снять крест нормально, потому что стояла очередь, чтоб засняться на его фоне.



Слава Богу мой ребенок выбирает другие места для фотосъемки. Софи в своих солнцезащитных очках чувствует себя просто неотразимой. :) И не важно, есть солнце при этом или нет.

Усыпальница - вид сбоку.





Мартовский кот греется на солнышке.

Напротив тюрьмы, в здании Никольской церкви, располагается музей "Золотая кладовая" . Его мы также посетили. Фотографии вы увидите позже. Здание с красной крышей - Больничные покои при Никольской церкви (1669 г.).

Пока наш папа знакомился с сокровищами Золотой кладовой, мы с Софи устроили небольшую фотосессию. Впрочем, не мы одни. Вот на таких мощных пеньках фотографировались многие.





"Сплетение судеб", "Побеждая время" (Музей реставрации).



Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Ленина
Дата основания: 1352 год
Количество башен: 12
Протяженность стен: 1200 м.
Основные достопримечательности: Спасо-Преображенский собор, Успенская трапезная церковь, колокольня Рождества Иоанна Предтечи, надвратная Благовещенская церковь, Главная проездная башня, Тюремный корпус, часовня-усыпальница Д. М. Пожарского
Координаты: 56°25"60.0"N 40°26"25.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

На северной окраине Суздаля , на обрывистом левом берегу реки Каменки возвышается Спасо-Евфимиев мужской монастырь. Территория обители ограничена крепостными стенами протяжённостью почти полтора километра и боевыми башнями.

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году по велению суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича как мужская обитель во имя святого Спаса. Одновременно монастырь служил крепостью, призванной защищать Суздаль от врагов. Ещё при первом игумене — Евфимии Суздальском —

В обители проживало около 300 монахов, следовавших установленному им общежительному уставу. 52 года Евфимий правил монастырём и умер 88 лет от роду, 1 апреля 1404 года. Иноки погребли своего духовного отца под стеной Преображенской церкви, в том гробу, который при основании храма преподобный заложил своими руками. В 1507 году при копании рва для нового соборного храма были обретены нетлённые мощи Евфимия, после чего монастырь стали называть Спасо-Евфимиевым. Уже в XV веке монастырю принадлежало множество сёл и деревень, а также примыкающая к нему слобода «Скучилиха», где проживали крестьяне, вывезенные из подвластных вотчин. Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились, а тот величественный ансамбль, который сегодня «яко град» красуется на берегу реки Каменки, сформировался в XVI — XVII веках. Средства на возведение грандиозных монастырских построек пожаловали князья и бояре — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и др. Живописная панорама Спасо-Евфимиева монастыря открывается с другого берега реки Каменки, где находится Покровская обитель .

Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

1. Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор (XVIв.) выстроен в лучших традициях белокаменного зодчества. В 1507 — 1511 годах на месте сгоревшей деревянной церкви над могилой архимандрита Евфимия был возведен небольшой бесстолпный храм . В 1594 году к нему пристроили огромное четырёхстолпное здание собора, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть незначительно и потому была названа Евфимиевским приделом.

Спасо-Преображенский собор

Изначально храм напоминал Рождественский собор Суздальского кремля , но в ходе перестроек его ансамбль приобрёл монументальный, строгий облик. Стены соборного храма разделены пилястрами на три части, завершённые полукруглыми закомарами.

По периметру здание декорировано аркатурным поясом с колонками, в который вклиниваются окна, растёсанные в более позднее время. В XVIII веке вдоль стен собора выстроили крытую галерею, а в 1865 году с севера воздвигли придел Сергия Радонежского. Собор перекрыт четырёхскатной кровлей, увенчанной пятью барабанами с луковичными главками.

Успенская трапезная церковь

В барабанах, украшенных каменной резьбой, прорезаны узкие, высокие окна. Два храмовых придела завершены куполами поменьше. В интерьере собора практически полностью сохранилась настенная живопись, выполненная в 1689 году артелью костромских иконописцев, возглавляемых замечательными мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Фрески, расположенные на стенах храма в несколько ярусов, посвящены евангельской биографии Христа и деяниям святых апостолов. В верхней части алтарной апсиды живописцы создали композицию «О тебе радуется всякая тварь», прославляющую Богоматерь.

Колокольня Рождества Иоанна Предтечи

Со стороны алтаря в нижней части столбов помещены изображения русских князей и первых царей династии Романовых, самодержавная власть которых, по мнению церкви, была установлена самим Богом. Стены Евфимиевского придела расписаны фресками, изображающими житиё святого Евфимия, основателя монастыря. Близ восточной стены собора похоронен князь Дмитрий Михайлович Пожарский — народный герой, освободивший Москву от польско-литовских захватчиков. В 1930-х годах мраморный мавзолей разобрали и над захоронением водрузили каменный крест. В 2009 году часовня над могилой была восстановлена и 4 ноября освящена в присутствии президента России Дмитрия Медведева.

Никольская больничная церковь

2. Успенская трапезная церковь

Успенская церковь (XVI в.), сооружённая перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы, являет собой уникальный образец русского шатрового зодчества . Столпообразный храм увенчан стройным шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Массивная апсида декорирована лопатками, килевидными арками и керамическими вставками. С востока к храму примыкает придел мученика Диомида, завершённый тремя ярусами кокошников и грациозной главкой. С западной стороны Успенский храм соединён с трапезной палатой, перекрытой выразительной тесовой кровлей — «колпаком».

Братский корпус

На нижнем этаже трапезной палаты размещаются хлебодарня, кухня и прочие хозяйственные помещения, а верхний этаж занят просторным трапезным залом. С юга от Успенской церкви выстроен двухэтажный архимандритский корпус, обрамлённый крытой галереей с колоннами.

3. Монастырская звонница

Рядом с главным собором монастыря находится звонница, сочетающая в себе несколько сооружений, построенных в период с XVI по XVII века. В XVI веке была возведена девятигранная церковь Иоанна Предтечи «под колокола», пожалованные Василием III и его супругой.

Надвратная Благовещенская церковь

Позднее к церкви пристроили несколько арок звона, и таким образом, образовалась трёхпролётная галерея, декорированная в стиле суздальского узорочья. Храм и аркада соединены башенкой, где размещены часы с боем. Колокола старой отливки не сохранились. В настоящее время в арках звона подвешено 17 колоколов, которые звонят по пять раз в день.

4. Никольская больничная церковь

Никольская церковь вместе с примыкающим к ней больничным корпусом была возведена в 1669 году к востоку от Спасо-Преображенского собора . Церковь задумывалась как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, поэтому её ансамбль скромно декорирован и увенчан лишь одной небольшой главкой.

Главная проездная башня

С южной стороны здания расположен портал с крупными полуколоннами и «ложчатым» узором. Гладкий белоснежный фасад церкви украшают закомары и наличники с кокошниками. К храму пристроен двухэтажный корпус, на первом этаже которого размещалась трапезная, а на втором — больничные палаты. Сегодня в стенах здания находится экспозиция «Золотая кладовая», состоящая из произведений декоративно-прикладного искусства.

5. Братский корпус

Братский корпус был возведен примерно в то же время, что и палаты архимандрита (XVII в.). Он представляет собой двухэтажное каменное здание, протянувшееся на 100 метров в длину вдоль правой стороны монастырского двора.

Тюремный корпус

Фасад братского корпуса аскетически строг, его украшают лишь оконные наличники с кокошниками. В здании располагаются ряды келий с сенями. Современные исследования, проведенные владимирским архитектором И. А. Столетовым, позволили восстановить первоначальный облик братского корпуса и его внутреннюю планировку, датируемую первой половиной XVII века. Сегодня в келейном корпусе разместилась экспозиция, состоящая из 600 экспонатов, рассказывающих об истории суздальских монастырей.

6. Надвратная Благовещенская церковь

Благовещенская церковь с проездной аркой была построена в начале XVII столетия в качестве святых парадных ворот. В 1664 году после замены деревянных стен каменными храм оказался внутри каменной ограды.

Архимандритский корпус

Благовещенская церковь представляет собой одноглавый храм, увенчанный главкой из «деревянной чешуи» («лемеха»). С востока к ней примыкает массивная алтарная часть, а с запада — паперть. С южной стороны фасад декорирован закомарами, лопатками и килевидными наличниками. Над проездной аркой между окнами установлен киот с иконой.

7. Главная проездная башня

В отличие от прочих башен монастыря (гранёных и круглых) Проездная (Входная) башня имеет массивную прямоугольную форму. Крепостное монументальное сооружение высотой в 22 метра сложено из красного кирпича и увенчано луковичной главкой с флюгером вместо креста.

Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского

Башня сочетает в себе практический смысл проездных ворот-арок и декоративные элементы русского узорочья. Её верхний ярус пышно украшен наличниками, карнизами и поясками, а над проездной аркой установлены киоты для икон. Несмотря на свою мощь, стены и башни монастыря никогда не проходили проверку боем.

Перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале установлен памятник герою 1612 года, Дмитрию Пожарскому, возглавившему народное ополчение, освободившее Русь от иноземных захватчиков. Памятник усоановлен именно здесь так как именно в Спасо-Евфимиевом монастыре находится родовая усыпальница князей Пожарских и здесь же похоронен Герой.

Вход в монастырь находится в Главной проездной башне. Здесь же находятся кассы. Монастырь сейчас является музеем и вход в него платный.

Спасо-Евфимиевский монастырь основан ещё в середине 14 века, как предполагается Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем. А высокие стены из красного кирпича появились у монастыря в конце XVII века.

Сейчас сюда можно подняться и пройти по южным стенам монастыря.

Стены внушительные. По окончанию строителей они должны были превратить монастырь в неприступную крепость, защищающую северные рубежи города.

Но, к счастью, проверять на прочность стены монастыря не пришлось. После их строительства набеги на город уже прекртились.

От Главной проездной башни проход в центр монастыря ведет через Святые врата.

Над ними - надвратная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Церковь эта построена в начале 17 века.

Если пойти направо от Святых ворот - можно увидеть Братский (келейный) корпус.

Это беленое двухэтажное здание, строительство которого относят к 1628-1660 годам.

Сейчас в нем расположена музейная экспозиция.

За братским корпусом расположилась Больничная церковь Николая Чудотворца 1669 года постройки.

А это Архимандритский корпус и Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Центральным храмом монастыря являлся Собор Спаса Преображения (пишу являлся, так как сейчас храм принадлежит музею а не Православной церкви).

Построен Спасо-Преображенский собор был между 1560 и 1580 годами.

В тот день когда мы были в монастыре, можно было осмотреть лишь часть собора.

Для туристов есть один плюс в том что собор является музеем - можно осматривать фрески никому не мешая и спокойно фотографировать.

В одном из приделов монастыря установлена мозаика с разрушенной в 30-е годы прошлого века часовни-усыпальницы, стоявшей на могиле князя Дмитрия Пожарского.

В 2009 году Памятник-часовню восстановили по старинным чертежам, правда разместили не точно на том же месте где она стояла ранее.

Важным элементом архитектурно композции является Колокольня Рождества Иоанна Предтечи.

По двум сторонам колокольни расположены циферблаты цифры на которыч написаны кириллицей. Ходят ли часы на самом деле, я не обратил внимания.

А вот колокола звонят. Да ещё как! В музее каждые 2 часа проводятся концерты колокольного звона.

За колокольней расположен киворий. Предположу, что здесь размещались чаши со Святой водой во время праздников.

Есть в монастыре и уголок с темной энергетикой - это тюремный корпус. Тюрьма здесь была организована ещё в 1766 году по указу Екатерины II. Ссылали сюда политических претупников. А в 1923 году весь монастырь на некоторое время был отдан под тюрьму уже советской властью.

Сейчас здесь организована выставка посвященная политическим заключеным как царского, так и советского времени. Впрочем, есть на этой выставке и позитивные экспонаты.

Интересная деталь - экскурсоводы обычно приводят свои группы сюда так, чтобы попасть под колокольный звон. А в перерывами между концертами колокольного звона в монастыре-музее можно сделать даже "безлюдную" фотографию.

Нагулявшись по территории монастыря выходим обратно через Святые врата и Главную проездную башню.

Теперь можно пройти вдоль стен.

Монастырь стоит на крутом берегу реки Каменка.

Отсюда открывается вид на расположенный за рекой Покровский женский монастырь .

А эти снимки сделаны уже с противоположного берега реки.

В сравнении с маленькими фигурками людей хорошо видно насколько высоки стены Спасо-Евфимиева монастыря.

Конечно, по сравнению с современными высотными домами башни монастыря покажутся не такими высокими. Но в Суздале нет высотных домов:0)

Если Вы собрались в Суздаль - посещение Спасо-Евфимиева монастыря должно стать обязательным пунктом программы. А если ещё не собрались, надеюсь что эта фотоподборка станет для Вас ещё одним поводом посетитеь город-музей и увидеть все своими глазами.

2014, Мочалов Артём

Спасо-Евфимиев монастырь

Вид на Спасо-Евфимиев монастырь. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.




Спасо-Евфимиев мужской монастырь Суздаля

Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Князь оставил по себе добрую память своим благочестием и набожностью. С великим уважением относился он к иноческому чину и с готовностью жертвовал монастырям все для них нужное. Бывая в Нижнем Новгороде, он посещал Печерскую Вознесенскую обитель, приходил к преподобному за благословением, подолгу вел с ним душеполезные беседы и удовлетворял нужды братии. Питая любовь к своему родному Суздалю и радея о его духовных пользах, князь Борис ок. 1351 г. пришел к мысли создать там новый общежительный монастырь. На это дело он и испрашивал у преподобного Дионисия его благословения.
В одну из бесед князь просил у святого Дионисия благословения и содействия в устройстве общежительного монастыря в Суздале. «Я имею сердечное желание, если поможет Бог по твоим молитвам, создать каменную церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Его честного и боголепного Преображения. Хочу и обитель духовную устроить, на упокоение братии, и общежительный монастырь. Благослови же меня, отче святый, и помолись Богу. И пошли мне из своей обители одного из твоих учеников, кто был бы благопотребен на то Божие дело, на создание храма Господня и на устройство монастыря».

Дионисий отвечал: «Благочестивый княже! Если мы желаем сделать доброе дело, то Господь Бог - помощник. Он и будет руководителем в твоем благом и спасительном начинании и направлять твои стопы идти непреткновенно на благочестие».
Сотворив молитву, Дионисий дал князю благословение и целование и отпустил с миром. Князь Борис, обрадованный сочувствием и молитвами преподобного, возвратился в Суздаль и немедленно стал готовить материал и все нужное для построек.
Исполняя просьбу князя, Дионисий делает выбор среди своих учеников; но при этом принимает решение послать их не только в Суздаль, а и в другие места для служения Церкви, утверждения веры и благочестия, распространения монашества. Созвав братию обители, он избирает среди нее 12 иноков, наиболее твердых и ревностных в делах благочестия. Среди них были преподобный Евфимий, преподобный Макарий (память 25 июля/7 августа). Сотворив молитву и благословив учеников, Дионисий посылает их в верхние и нижние страны, куда каждому укажет Бог. Послушные ученики с радостью отправились в путь по своему желанию.

Только преподобный Евфимий получил поручение идти в точно указанное место, именно в Суздаль, к князю Борису. Он был еще молод, имея отроду около 36 лет, но богатый опытом настоятель усматривал в нем духовную зрелость, какая не всегда бывает и в преклонных летах. Тем не менее, сам преподобный Евфимий считал возлагаемое на него поручение свыше сил своих. Тяжело ему было расстаться и с своим духовным отцом, которого он много любил и в руководстве которого чувствовал нужду. И он пытается отклонить возлагаемое на него дело. На коленях и со слезами Евфимий умолял преподобного Дионисия: «Господине и отче, не оставь меня сирым; не отлучай меня от твоего преподобия, чтобы не быть мне пришельцем на чужой земле». Дионисий отвечал: «Чадо о Христе духовное, Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Не впади же в ров преслушания, но будь послушен о Христе. Иди с Богом в путь свой, радуяся, а не скорбя. Если мы и разлучимся телом, то духом и молитвами будем неразлучны». Так ободрял старец своего ученика и в утешение открыл ему, что Бог и его наградит даром прозорливости. Ибо преподобный Дионисий сам обладал этим даром, теперь, созерцая грядущие судьбы Суздальско-Нижегородского княжества и самого Нижнего Новгорода, он с глубокой скорбью и слезами поведал Евфимию: «Ради грехов наших и за умножение беззаконий в грядущие времена, после нашего отшествия к Богу, будет запустение граду сему; а святым Божиим церквам и монастырям разорение от поганых и безбожных агарян».
Заканчивая свое напутствие, Дионисий предупреждает преподобного Евфимия об ожидающей его в Суздале встрече. «Итак, чадо, не унывай, а иди, и Бог будет тебе хранителем и помощником на всякое доброе дело. Когда же дойдешь до богоспасаемого града Суздаля и будешь в преславном храме Пресвятой Богородицы, то увидишь там священного епископа Суздальского».
Вероятно, Дионисий успокаивал своего ученика тем, что его путешествие в Суздаль состоится по княжескому соизволению, и он может ожидать со стороны князя и епископа благосклонной встречи, покровительства и поддержки. Простившись со своим духовным отцом, напутствуемый его благословением и молитвой, преподобный Евфимий отправился в путь. Бог хранил его в дороге, и его путешествие было благополучно. Хотя прямой целью путешествия был Суздаль, однако святой Евфимий свято помнил тот завет, с каким преподобный Дионисий отпускал в путь своих учеников. Поэтому еще по дороге в Суздаль он, в согласии с волей учителя, предпринимает построение храма и учреждение новой обители.

Не дойдя верст пять до города Гороховца, он встретил место, которое ему очень понравилось. Здесь было озеро, окруженное густым и диким бором, с непроходимыми чащами и прекрасными видами. В одном месте лесной берег полуостровом вдался в озеро. Здесь и решил преподобный Евфимий построить церковь во имя святого Василия Великого, епископа Кесарийского, а при церкви основать общежительный монастырь.

Прибыв, наконец, в Суздаль, Евфимий вошел, как говорил ему Дионисий, в храм Пресвятой Богородицы, встретил здесь владыку Суздальского, попросил у него благословение и, вероятно, сообщил, ради какого дела игумен Нижегородского Печерского монастыря отправил его в стольный город Суздаль. Епископ ласково его принял, ввел в свой дом и имел с ним продолжительную беседу.
Вскоре прибыл отсутствовавший князь Борис Константинович. Преподобный Евфимий явился к нему и был принят с великою честью и радостью, как давно жданный гость. Затем оба они, князь и преподобный, отправились к епископу, и здесь Борис Константинович передал владыке свои намерения. Он рассказал о подвижнической жизни Дионисия Печерского, о полученном от него благословении на построение храма и обители, и указал в преподобном Евфимии будущего настоятеля, избранного не волей князя, а указанием Печерского игумена. Епископ одобрил намерение князя: «То, что ты начал, княже, - сказал он, - делай без колебаний. Ты видишь доброе начало; будем ждать от Бога и благоприятного конца. Ты принял молитву и благословение прозорливого старца; а ныне он послал и благопослушного ученика, трудоположника Евфимия, способного, с Божьей помощью, начать дело, потрудиться над ним и закончить его». Князь встал, поклонился епископу и попросил немедля идти выбрать с ним место для монастыря.

Взяли они с собой преподобного Евфимия и двинулись к северу, вверх по реке Каменке, на которой стоит Суздаль. На берегу этой реки, неподалеку от города, они выбрали ровную возвышенность, с которой открывались приятные виды во все стороны. Помолившись Богу об этом, они и решили быть здесь храму и обители. Весть очень скоро разнеслась по всему городу и привлекла множество народа. Собрались суздальские князья, бояре, духовенство, иноки и миряне. В присутствии этого многочисленного собрания епископ совершил молебствие, благословил место и прочитал освятительную молитву. Потом водрузил крест там, где должен стоять престол, а князь приказал свозить камни и известь и тотчас начинать работы. Он сам своими руками заложил храм. Взяв мотыгу, начал он рыть ров; ему помогали и присутствовавшие вельможи. Немедленно затем было положено основание, причем будущий храм был наречен в честь Господня , и стали строить стены.

Преподобный Евфимий позаботился о приготовлении себе и места вечного упокоения. Испросив благословение у епископа, он собственными руками отесал три камня и устроил из них себе гробницу около стены, у северных врат, неподалеку от святого жертвенника, где впоследствии и было положено его многотрудное тело.
Построение храма шло успешно, с помощью Божией; рвением святого Евфимия храм вскоре был закончен. Это было в 1352 г. Своей красотой и благолепием храм вызывал изумление; его называли земным небом и его построению радовались не только жители Суздаля, но и всех окрестных земель. Князь Борис не пощадил средств на благоустройство, украсил его многочисленными и прекрасными иконами, снабдил богослужебными книгами и утварью и с великим торжеством храм был освящен епископом суздальским.
Вскоре преподобный Евфимий, до сих пор бывший рядовым иноком, получает посвящение в диакона, потом в пресвитера и, наконец, поставляется архимандритом основываемого монастыря.
Обитель преподобного Евфимия разрасталась. Число братии увеличивалось, и являлась нужда в расширении обители. Преподобный Евфимий принял намерение создать еще большую новую церковь. Испросив благословение епископа, он приступает к построению теплого каменного храма, который был благополучно завершен и освящен во имя святого Иоанна, списателя Лествицы . К храму была пристроена каменная же трапеза, достаточно обширная, в которой братия могли бы собираться на духовные беседы, молитву и для трапезования. Под трапезой устроили и пекарню.
На некоторое время теснота была устранена. Но жаждущих принять иноческий образ и вести жизнь в стенах обители под руководством святого Евфимия становилось все больше и больше. В конце концов число братии достигло до трехсот, и недавно отстроенная каменная трапезная оказывалась уже недостаточно просторной. Требовались новые помещения, и ревностный настоятель приступает к построению третьего храма во имя святителя Николая Чудотворца . Храм был деревянный, рядом с ним - обширная тоже деревянная трапезная с каменным погребом под нею. Никольская церковь получила название «больничной», очевидно потому, что при ней находились келлии для болеющих иноков, а также, вероятно и для посторонних. Теперь обитель была снабжена всем нужным и могла существовать безбедно.
По преданию, святой Евфимий собственноручно выкопал колодезь, из которого снабжался его монастырь. Заботы преподобного настоятеля никогда не ограничивались одним внешним благосостоянием обители. Еще больше внимания уделял он внутренней, духовной жизни братии и, как неусыпный страж, всегда наблюдал за поведением иноков и их преуспеянием в благочестии. Пастырь добрый, он верно пас свое стадо, не жалея своих трудов, и его ревностный надзор, мудрое руководство и собственный пример насадили в обители благочестие и укрепили благочиние. Безропотно братия оказывали послушания своему благочестивому и мудрому настоятелю, охотно исполняли монастырские работы, посещали богослужение и общие молитвы. Мир и любовь царили между иноками, они вели целомудренную и трезвую жизнь и свято соблюдали обет нестяжательности. Святой Евфимий строго наблюдал, чтобы в обители не было частной собственности: в ней все было общим, все принадлежало всем, и строгая епитимия налагалась на того, кто пытался что-нибудь тайно удержать у себя, как личное имущество.

Авраамий - 2-й архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря.

7 июля 1445 г. у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей - Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.
В 1445 г. монастырь был разорен татарами.

Спасо-Преображенский собор

В 1501 г., при архимандрите Константине произошел пожар всего монастыря. Это несчастье сильно угнетало начальника обители мыслью, что святой Евфимий покарал монастырь за какое-нибудь нарушение устава, завещанного угодником Божиим. Но один инок успокоил Константина рассказом, что видел во сне явление преподобного, поведавшего о полной неповинности архимандрита. Слышав это, повеселел сердцем архимандрит и бодро возводил постройку келлии на деньги доброхотных дателей на погорелую обитель. В этих трудах и заботах он и скончался. Его место заступил архимандрит Кирилл (позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским), бывший иноком в той же обители прп. Евфимия.
4 июля 1507 г. при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи Евфимия, объявленные нетленными.
Архимандрит Кирилл был муж рассудительный в иноческих и мирских делах и впоследствии занимал Ростовскую архиепископскую кафедру. С великою ревностью заботился он о поддержании благоустройства монастырского. И пришла ему благая мысль: перестроить старый каменный храм во имя Преображения Господня, основанный еще святым Евфимием. Посоветовался архимандрит с братией, и нашли они, что прежний храм и ветх, и тесен. Решили, с помощью Божией, воздвигнуть церковь больших размеров. Приступили к работам и, когда копали ров с правой стороны, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый сверху досками. Рабочие сообщили об этом настоятелю.
Архимандрит Кирилл повелел ударить в било, и собрались братия, радуясь великой радостью. Настоятель же поспешил к епископу Нифонту и рассказал о случившемся. Епископ прославил премудрость и милость Божию и, прибыв в монастырь с собором духовенства и иноков, поклонился гробу блаженного. Воздав хвалу Богу, прославляющему преподобных Своих, открыли гроб и увидели лицо святого Евфимия. Оно было светло; тело нисколько не изменилось, а одежды были как будто вчера надеты. Облобызав мощи, снова покрыли гроб досками и, совершив отпевание, поставили в храме Преображения у стены, на том месте, где они почивают и теперь, устроив над гробом каменную раку.

Новая каменная Спасская церковь была отстроена на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения, и освящена в 1511 г.
Это была маленькая бесстолпная церковь - древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия.
С 1572 г. - настоятель Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1594 г. к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора) пятиглавого Спасо-Преображенского собора.






Спасо-Преображенский собор

С 1605 г. - архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря.


Кандило. Вклад келаря Спасо-Евфимиева монастыря Игнатия. 1690-е гг.

Стены и башни монастыря

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1660 -1664 гг. вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1160 м.
Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки - естественного укрепления - стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) - наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение.


Суздаль. Ограда Спасо-Евфимиевского монастыря. Кон. XIX – нач. XX вв. Фотография А.А. Соболева. г. Суздаль.

Суздаль. Вид на въездную (главную) башню Спасо-Евфимиева монастыря с юга. Нач. XX в. Фотография А.А. Соболева.


Входная башня


Входная башня

Входная башня высотой в 22 метра сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками - декоративными элементами русского узорочья. Венчает башню четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII в. ударила молния. Долгие годы башня кое-как поддерживалась и укреплялась, но в середине XIX века угроза её падения была столь велика, что проход под ней был запрещён, - въезд и вход в Спасский монастырь осуществлялся с восточной стороны, через специально устроенные для этой цели ворота в монастырской ограде. И купец Алексей Васильевич Жинкин объявил, что «по усердию и благословению церковному желал принять на себя исправление большой башни за половинную против составленной в 1856 году сметы сумму, а именно за 2500 рублей». Помогал ему в этом благом деле владимирский епархиальный архитектор Николай Артлебен. В 1862 году необходимые работы были проведены, а именно: связали башню по наружным стенам и внутри, в 3 ярусах, полосным железом, пробрали кирпичом трещины, оштукатурили и побелили стены (покраска с применением красного колера появилась на стенах и башнях Спасо-Евфимиева монастыря позднее). Так было спасено это величественное сооружение. Купец Алексей Васильевич, спустя примерно десять лет после этого случая, разорился.
В советское время она использовалась в качестве водонапорной башни, отчего тоже изрядно пострадали её стены и своды. В начале 1980-х годов было проведено серьёзное инженерное укрепление и реставрация входной 12-метровой башни.
В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея.




Общий вид Спасо-Евфимиевского монастыря. Рисунок, сделанный с литографии 1861 г.

Выставка «Суздаль в кино»


Суздаль не случайно часто называют русским Голливудом. Сохранившееся архитектурное наследие и колоритная фактура древнерусского города позволяют снимать исторические фильмы почти без декораций. В Суздале снято около 80 художественных фильмов! Древние улицы, старинные дома, храмы, монастырские стены становятся замечательной натурой для кинокартин.
Маленький Суздаль видел множество знаменитых актеров, режиссёров, операторов. Жители города были не только свидетелями, но и участниками съемок многих известнейших фильмов.
Первая киноэкспедиция прибыла в город в 1964 году. Режиссёр В. Басов снимал одноимённый фильм по повести А.С. Пушкина «Метель». В том же году в Суздале проходили съёмки фильма «Женитьба Бальзаминова» (режиссёр К. Воинов), в этой картине Суздаль «сыграл» одну из главных ролей.
«Андрей Рублёв» А. Тарковского (1965), «Тема» Г. Панфилова (1979), «Юность Петра» С. Герасимова (1980), «Мёртвые души» М. Швейцера (1983), «Князь Серебряный» Г. Васильева (1990), «Царь» П. Лунгина (2008), «Раскол» Н. Досталя (2010) и ещё многие, многие известные советскими российские фильмы рождались в нашем городе. Суздаль вдохновлял и помогал режиссёрам, операторам и актёрам успешно решать свои творческие задачи.
На выставке представлены материалы из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника, посвящённые кинематографической истории Суздаля XX и XXI веков.
Весной 2008 года в Суздале снимался фильм «Царь». Кинокартина режиссёра Павла Лунгина повествует о двух годах из жизни русского царя Ивана Грозного, его взаимоотношениях с митрополитом Московским Филиппом. В картине снялись известные актёры: Олег Янковский (митрополит Филипп), для которого этот фильм стал последним, Пётр Мамонов (Иван Грозный), Александр Домогаров (Алексей Басманов), Иван Охлобыстин (шут), Алексей Макаров (Колычев). Съёмки фильма проходили в Суздальском кремле, в Спасо-Евфимиевом монастыре и в других местах города Суздаля. В надвратной башне монастыря для фильма были построены декорации «Пыточной Малюты Скуратова», оставленные после окончания съёмок Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Российская премьера фильма состоялась 4 ноября 2009 года. В 2010 году фильм «Царь» стал обладателем премии «Ника» в номинациях «Лучшая работа художника» (Сергей Иванов) и «Лучшая мужская роль» (Олег Янковский).






Экспозиция в крепостной башне.



«Суздалем я очаровался. Такую древнюю Русь я встретил впервые. Маленький город, городок. Ну где я найду такие домики?! Здесь есть синтез русской старины». Б. Поремба, кинорежисер.

В 1964 году режиссёр Константин Воинов в Суздале снимает художественный фильм «Женитьба Бальзаминова», ставший по праву одной из лучших советских сатирических комедий. В съёмках участвовали знаменитые актёры: Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, Надежда Румянцева, Инна Макарова, Ролан Быков, Людмила Шагалова. Фильм, снятый по произведениям А.Н. Островского, представляет жизнь Москвы XIX века. В картине узнаваемы многие уголки города Суздаля: кремлёвские валы, торговые ряды и Торговая площадь, центральная улица и Преподобенская колокольня Ризположенского монастыря. А деревянный дом Мишеньки Бальзаминова на улице Старой становится с тех пор городской достопримечательностью.

«Выбор Суздаля в качестве натуры идет не только из деловых посылов, но и просто от серца. Город одновременно близок и к природе, и к истории» К. Бромберг, кинорежисер.






Угловая башня

Угловая башня ограды Спасо-Евфимиева монастыря. Кон. XIX - нач. XX вв. Фотография А.А. Соболева.

Восточная башня

Северо-восточная угловая башня

Северные башни


Северные проездные ворота


Северо-западная угловая башня



Восточная крепостная стена


Крепостная стена Спасо-Евфимиева монастыря. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.


Юго-западная угловая башня

Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли свою оборонительную функцию.

В ХХ в. состояние построек стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, образовались трещины и отклонение стен. В 2003 г. по инициативе Владимиро-Суздальского музея-заповедника согласно Федеральной инвестиционной программе началась крупномасштабная реставрация. Генеральный подрядчик - Региональный инженерный центр (г. Владимир) произвёл укрепление стен и башен с применением новейших технологий: в фундамент для заполнения пустот закачивался под давлением специальный раствор, в стенах были установлены металлические связи. Фирма «Русская реставрация» (г. Москва) восстановила шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, произвела кирпичную кладку стен, а также их отделочную обмазку.

Благовещенская надвратная церковь


Благовещенская надвратная церковь. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.


Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI - XVII вв., после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен.
В Благовещенской надвратной церкви расположена экспозиция «Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.














Интерьер Благовещенской церкви



Благовещенская церковь

Звонница


Суздаль. Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Нач. XX в. Фотография А.А. Соболева.


Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий - девятигранной столпообразной Рождества Иоанна Предтечи нач. XVI в. и разнообразно декорированной трёхпролетной галереи звонов XVI - XVII вв. Церковь и галерея соединены башенкой-часозвоней, где размещены часы с боем.
Монастырские колокола XVI в. не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-ых гг. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.


Колокола на звоннице




Звонница

Столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи


Колокол, 1561 г. Вклад в Спасо-Евфимиев монастырь князя В.И. Борбошина. Находился на колокольне Спасо-Евфимиева монастыря, был сброшен с колокольни в 1932 г.


Киворий

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь , сооруженная в последней четв. XVI в., расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы.

Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой.
29 сентября 1868 г. освящен при Успенском храме придел в честь Рождества Св. Пророка Иоанна Предтечи .




Трапезная палата

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату , покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.



Архимандритский корпус

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII в. - Архимандритский корпус , возведённый между 1628 и 1660 гг. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с кон. XVIII в. в нём проживал архимандрит монастыря.
В 1971 - 1981 гг. звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001 - 2008 гг. реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожающей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 г. была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле использован биметалл.
С 1650 по 1654 гг. архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был , будущий Патриарх Московский и всея Руси.
Дело об обидах от преосвященного (епископа Рязанского Гавриила) Муромскому духовенству, вместе с прочими делами 4 июля 1729 г. отдано определенному для следствия об оном епископе архимандриту Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря Питириму. Питирим был отправлен в Рязань для расследования.
«По доношению епископа Рязанского Гавриила, о противозаконных проступках архимандрита Суздальского Спаса-Евфимиева монастыря Питирима и генерала-майора Максима Грекова. 19 февраля - 18 сентября 1730 года.
В доношении преосвященный излагал, что он, указом 1 января 1729 года, был вызван в Москву по доносу на него распопы Ивана Федорова, назвавшегося дьячком села Букрина Пронского уезда Рязанской епархии, а 2 мая 1729 года следователями по делу о нем, епископе, назначены Спасо-Евфимиевский архимандрит Питирим и генерал-майор Максим Греков; генерал Греков с женою, детьми, племянниками, со всею своею фамилией и с служителями поселился в архиерейском дворе, называемом Богородицком,- канцелярию свою учинил в построенных для учения школьников хоромах, а канцеляристов и имеющихся колодников - на дворах служителей архиерейских; от долговременного пребывания такого множества людей и «собак охочих» архиерейскому двору учинился немалый убыток и повреждение и превеликое изнурение в кормовых и конских заводах, в конюшенных припасах и в прочих домовых вещах; домовые его брали взятки с крестьян, а он, Греков, под страхом наказания, требовал от крестьян челобитных на епископа; в прудах архиерейского дома Греков выловил рыбу, в вотчинах забирал лошадей и за неотдачу бил смертно прикащиков; архимандрит Питирим держал из архиерейского дома необыкновенные расходы и не воспрещал ни в чем Грекову, а следствие они производили с 14 августа до 21 декабря 1729 года, по отбытии же своем оставили в Рязани свою команду для окончательного разорения архиерейского двора.
По определению Святейшего Синода 19 февраля 1730 г., с доношения епископа Гавриила снята копии и отправлена в Высокий Сенат для рассмотрения о генерале Грекове, архимандрит же Питирим вызван для ответа в Москву.
На допросе архимандрит Питирим показал, что при производстве следствия он во всем поступал по данной ему инструкции и расходы держал обыкновенные: на пропитание и в почесть на дорогу давали ему свежую рыбу, раков, грибы грузди, лук, калачи, коренной рыбы белужины 16 звен в 1 пуд 39 ф., 2 башки и тешку без весу, а 4 тешки в 7 фунтов, уксус, молоко, масло, 1 ф. тиману и 1 ф. без четверти перцу и инбирю, 2 ведра капусты, 100 свечей сальных; служителям – 11 баранов, 2 гуся, 2 утки, 2 русских курицы, 17 живностей, 2 п. 3 ф. ветчины, туша свинины, 4 п. 2 ф. говядины, 1 рубль денег; 467 ведер разных напитков не принято, а дано для гостей 3 четверти водки, 3 четверти простого вина, 3 четверти вишневки, 1 ¼ ведро вареного меду и пива пшеничного по оловянной кружке (меньше четвертной) на день, а служителям по воскресным дням по осьмушной стклянке вина и по ½ ведра братского пива; 7 фунт. меду сырца (а не 2 п. 14 ф.) для болящих и 1 3/8 (а не 3 ¾) ведра конопляного масла; хлебных припасов архимандриту по 2 пшеничных булки (величиной против Рязанского денежного калача), а служителям - печеными участками по одному на день (а не 81 четверть 3 четверика), солод, крупа, мука, пшено, горох, толокно, коровья масла 23 ½ фунта и 555 яиц; 6 лошадям давалось ежедневно тоже, что и домовым архиерейским (а не 74 четверти овса); о глиняной и деревянной посуде, мыле н нитках не помнит, но 2-х глиняных чернильниц не было, были 2 глиняных кувшина, песочница и чернильница жестяная - и те оставлены в Рязани; служителям кожа на починку сапогов и башмаков, 10 батогов укладу на починку топора и ножа, 23 ф. железа на починку коляски, ведро дегтю на колеса и 2 подковы; смотреть же за поступками генерала Грекова ему, архимандриту, было невозможно, тем более что Греков ему не подчинен. 19 марта архимандрит Питирим, ради наступавших страстной и светлой недель, уволен был в монастырь.
Дальнейших сведений в деле нет».
Иоасаф 3 июля 1791 г. был произведен во архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря. В 1797 г. 22 июня назначен в ставропигиальный Спасопреображенский пермский монастырь, несмотря на просьбу об увольнении на покой по болезни. Он не послушался указа Синода, заявил решительно, что по болезни не может продолжать настоятельства и в ноябре 1797 г. был уволен.

Братский корпус

Еще одна допетровская постройка монастыря - Братский корпус , построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских кельей. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII в., являются южная часть здания и весь первый этаж. Главное украшение здания - оконные наличники с кокошниками.





Братский корпус

Никольская церковь

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 г. в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками.


Никольская церковь

Никольская церковь реставрировалась в 1968 - 1974 и 1999 - 2006 гг. В первый период была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В нач. XXI в. была заменена деревянная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.




Никольская церковь

Мавзолей Дмитрия Пожарского

Национальный герой России был похоронен в 1642 г. в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля.
Из метрической книги монастыря за 1660 год можно узнать, что в монастыре была сооружена часовня-палатка родителей, построенная общими усилиями двоюродных братьев - князей Петра Никитича Хованского и Иоанна Дмитриевича Пожарского (сына полководца). Однако столетием позже архимандрит монастыря Ефрем распорядился разрушить часовню, а камень употребить на нужды обители, что и было сделано в 1765-1766 гг.
К кон. ХVII в. усыпальница оказалась заброшенной - некому было заботиться о могилах предков. И в 1765 - 1766 гг. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны еще в начале ХIХ в. Несколько надгробий из разоренной усыпальницы было обнаружено на территории монастыря во второй половине ХIХ в. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988 - 1989 гг. Сейчас они экспонируются в музее.
В 1839 году в Спасо-Евфимиевом монастыре было найдено .
Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 г. археолог граф по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от апсид Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. См. .
Работы по строительству мавзолея были начаты по решению императора Александра II в 1858 г. на добровольные пожертвования, собранные по всей стране.
Закладной камень был заложен настоятелем монастыря архимандритом Илларионом в июле 1863 г.
состоялась 2 июня 1885 г. Памятник-часовня был сооружён по проекту архитектора А.М. Горностаева.



Суздаль. Мавзолей над местом захоронения Д.М. Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимьеве монастыре. Нач. XХ в. Фотография А.А. Соболева. г. Суздаль.

В 1933 г. памятник был разрушен - в монастыре обосновалась тюрьма для политзаключённых


Памятник-часовня


Тюрьма в монастыре


Двор тюремного корпуса


Мемориальная плита в Тюремном замке

По распоряжению Екатерины II в 1766 г. в монастыре была учреждена тюрьма.
4 сентября 1804 года вожак скопчества камергер Еленский был сослан в Спасо-Евфимиев монастырь.
В 1820 году в Спасский монастырь был сослан из С.-Петербурга вожак скопчества Кондратий Селиванов (см. ).


Общий вид Спасо-Евфимиева монастыря. Рисунок XIX века.

3 ноября 1867 г., по указу Святейшего Синода, определен настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря.
3 июня 1883 г. о. архимандрит (1829 - 1895) указом Св. Синода, согласно просьбе, по расстроенному здоровью, был уволен от должности с сохранением получаемого классного по степени магистра богословия оклада и с помещением в один из монастырей Владимирской епархии: 5 лет он прожил в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
(Чичагов) в течение пяти лет, начиная с 1899 г., когда он был возведен в сан архимандрита, и по 1904 г. (включительно), являлся настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
(1831-1911) - настоятель Спасо-Евфимиева монастыря (1906 – 1911).
1 мая 1915 года был переведен на должность настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря.
23 апреля 1916 года Синод возвел о. Павла в епископа Суздальского. В 1917 и до 1921 года был настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря. По характеру он был человеком ответственным, проявлял деятельное участие в судьбах своих подопечных. епископ Павел проявлял отзывчивость к разъехавшимся из монастыря монахам.
В 1922-м г. по ходатайству епископа Суздальского Василия (Зуммера) Патриарх Московский и всея Руси Тихон возвел (Стасевича) в сан архимандрита и назначил его наместником Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы.
В 1923 - 1939 гг. в монастырской тюрьме существовал политизолятор (затем - тюрьма особого назначения). В нём содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, экономисты Н. Кондратьев, Л. Юровский, партийные и комсомольские деятели В. Невский, М. Рютин, Л. Шацкин, И. Смирнов.

Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиции посвящённые как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен.
См.

Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря




Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 г. монастырю был присвоен статус музея.

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря: .

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Loading...Loading...