Тибетская практика медитации. Восточные формы медитации

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу . Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают "трансцендентальная медитация", мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии . Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской "духовности". Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, "поза кобры", "коровьей головы", "собаки мордой вниз" и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на "расширение сознания", "сверхчувственное восприятие" и "открытие внутренних пространств". Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую "божественность", слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге "Христианская йога": "Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. < …> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать" .

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является "со-хам, со-хам", то есть "Я – это Он, Я – это Он". Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории – самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать "как боги" (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом . Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма – всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.

Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм, которые обратились к ней с такими словами: "Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно – отречься от Христа". С изумлением женщина спросила: "Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?" Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии – пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: "Это нужно, чтобы придти к полному совершенству". Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. "Нет, – произнесла она, – я не смогу отречься". "Ах так, – неожиданно отреагировали посетители, – тогда мы будем тебя мучить". В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное – какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться – вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол – мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: "Господи, помилуй!", и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

***

Читайте также по теме:

  • Синод Элладской Православной Церкви: йога абсолютно несовместима с православной верой - Седмица.Ru
  • Занятие йогой является хулой на Духа Святого - митрополит Пирейский Серафим
  • Йога - Архиепископ Тиранский и всея Албании Блаженнейший Анастасий Яннулатос
  • Индуизм причинил много зла - Старец Паисий Святогорец
  • Йога - духовно опасная практика - священномученик Даниил Сысоев
  • Можно ли христианину заниматься йогой? - протоиерей Дмитрий Смирнов
  • Йоги и экстрасенсы заражают россиян своим безумием - Иоанн Адливанкин
  • Нужна ли православному христианину йога? - Андрей Шишков
  • Разочарование в йоге - Виталий Юренко
  • Йога - путь к смерти - Собор блг. князя Александра Невского
  • Йога - оздоровление или оккультное зло? - Андрей Солодков
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
  • Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"? - Виталий Питанов
  • Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? - Виталий Питанов
  • Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости - Виталий Питанов
  • Пять путей "спасения", которые предлагают современные гуру - Вишал Мангалвади
  • О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки - Михаил Медведев, Татьяна Калашникова
  • Восточная медитация наступает на христианство - Серафим Роуз, иеромонах
  • Как я домедитировался до галлюцинация и мыслей о самоубийстве - Павел Андреев

***

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность – время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: "Посмотрим, что у тебя получится". Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: "Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой – самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание – все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию" .

Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит – в этом ее сокровенное счастье.

Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем "выжигаются семена кармы", и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как личности. Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.

Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда "будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога "лицем к лицу" (1 Кор. 13:12), то есть общение с Богом – это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.

Существенную роль в йоге играет медитация. Медитация (от лат. meditatio – размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.

Если молитва есть обращение к Богу, то медитация – беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.

Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV–XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты – священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он – проявление духа Кришны, а Рами – воплощение возлюбленной Кришны – пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.

Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные грехи, про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.

Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.

Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.

В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного – в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.

Использованная литература

1. Дешане Жан-Мари. Христианская йога. – Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63.

2. Трубецкой Н. С., кн. Религии Индии и христианство. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 38 – 39.

Все следующие виды медитации происходят из Азии, часть из них имеет тысячелетнюю историю. Между тем они также широко распространены в Европе.

«Таичи» (Tai Chi) – форма движения, основанная на медитации

«Таичи» обозначает древнекитайское обучение искусству движения, которое базируется на традиционной китайской медицине.

Если перевести по смыслу, «Таичи» – это манипуляция жизненной энергией. Считается, что с помощью медленных и плавных дыхательных упражнений и движений, которые легко выполнять, регулируется энергетический поток в теле и вследствие этого достигается благополучие.

Проходят защемления в теле. Как и в «Цигун» (смотрите ниже), в «Таичи» достигается гармонизация - жизненной энергии (Chi), которая течет в нашем теле. В «Таичи» сила находится фактически в спокойствии. Самые медленные, грациозные движения определяют упражнения. Медитации подчеркивают весь процесс.

Устраняются преграды для циркуляции жизненной энергии, она снова может течь без помех. Вследствие этого кровяное давление понижается, функции легких и сердца улучшаются, излечиваются и такие типичные недуги мужчин-руководителей, как боли в желудке, бессонница, нервозность. Восточное учение о здоровье принесет пользу вашему телу и психике.

«Цигун» (дыхательная терапия и терапия медитации)

Под «Цигун» понимают комбинацию движений, контролируемого дыхания и медитации. Вследствие этого активизируются процессы обмена веществ и убираются помехи на пути энергии.

«Цигун» можно перевести как искусство активизации жизненной энергии. С помощью древнего лечебного учения вы принимаете из окружающей среды энергию, чтобы этим увеличить собственные энергетические резервы.

Все эти легко поддающиеся изучению упражнения тела, дыхания и визуализации возникли из состояния покоя. «Цигун» укрепляет физическое и психическое равновесие, а также иммунную систему и способность к концентрации. Эта форма медитации подходит для каждого, но, прежде всего, для тех, у кого совсем нет времени для спорта или кто не занимается им по состоянию здоровья.

«Цигун» является оздоровительным средством почти от всех недугов от А до Я, от кошмарных снов до зубной боли, от легких, хронических и/или тяжелых заболеваний: диабета, истощения, проблем с суставами, паралича лицевого нерва, прострела (люмбаго), заболеваний кости, неврозов, ушного шума, избыточного веса и защемлений.

Йога

За известным методом разрядки, который нашел уже много приверженцев, скрывается, как говорят, «хорошее здоровье» с Дальнего Востока.

Йога происходит из индийской культуры и состоит из теории и основанных на ней методов совершенствования человека. Физические упражнения и техники дыхания в йоге имеют только одну цель – объединить тело, дух и душу.

Самая известная форма йоги у нас в стране – хатха - йога. Она состоит из поз для растяжения и укрепления, которые тренируют и согласовывают внутренние органы и выпускают энергию жизни, называемую «Ирана», а также из дыхательных упражнений и медитации.

Под медитацией понимается, как мы уже знаем, искусство прекращения мыслительных оценок, отключения внешних влияний. Мы не должны думать, что учимся узнавать себя через размышление в ходе медитации, находить покой и ясность. Напротив, все эти способности, согласно дальневосточному учению, всегда находятся в нас, но скрыты за пеленой повседневности и стресса.

Йога – универсальное лечебное средство, помогающее при незначительном повышении кровяного давления, головной боли или боли в спине, которые происходят от защемления нервных окончаний, чрезмерной нагрузки мышц, внутреннего напряжения, а также средство, применяемое для профилактики заболеваний и для ослабления симптомов стресса.

Основой элементов йоги являются мягкие растяжения, которые подогревают тело. Так как это последовательный конструктивный процесс, ни одна группа мышц не перенапрягается. Тремя элементами одного урока йоги являются:

    Позы йоги, мы называем их асаны; специальные техники дыхания «Пранаяма» (Ргапауаша, от Ргапа – жизненная энергия); упражнения медитации.

Урок йоги должен занимать от 30 до 120 минут, согласно индивидуальным потребностям.

Конец XIX - начало XX века стали для европоцентристской культуры началом поворота «на восток». Постепенно уходит в прошлое восприятие Азии как территории «отсталых» народов, происходит заимствование Западом культурных ценностей Востока. На рубеже веков появилось Теософское общество Елены Блаватской (1831-1891), опиравшееся на идеи древнеиндийской философии. В первой половине века супруги Николай Рерих (1874–1947) и Елена Рерих (1879–1955) принесли в Россию и другие страны философско-этическое учение Агни-йога (Живую этику), использующее медитацию как главный метод совершенствования сознания . Медленно проникал на Запад буддизм: в крупнейших европейских и американских университетах были созданы кафедры буддологии; активно переводились священные тексты с пали, санскрита, китайского, японского, тибетского, монгольского и других языков восточных народов. Немало способствовали популяризации Востока спиритические группы, устраивавшие открытые шоу с элементами йоги, буддийской медитации и прочей экзотики.

Медитация и психоанализ

В ХХ веке медитацию стали использовать в психотерапевтических целях. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud , 1856–1939) писал о медитации в работе «Неудовлетворенность культурой» : «Мой друг убедил меня в том, что, упражняясь в йоге, отрешаясь от мира, сосредоточивая внимание на телесных функциях и применяя нетрадиционные методы дыхания, можно добиться фактически новых ощущений и возможностей в себе, которые он рассматривает как возврат к первобытным формам разума, давно забытым». Фрейд считал медитацию религиозным методом, характерным для примитивной стадии развития личности.

Швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии Карл Юнг (Carl Gustav Jung , 1875–1961) испытал заметное влияние дзен-буддизма (течение в буддизме традиции Махаяны, важнейшее место в котором занимает медитация, созерцательность). В воспоминаниях о путешествии в Индию в 1938 году Юнг упомянул: «В то время я прочитал много трудов из индийской философии и истории религии и был глубоко уверен в ценности восточной мудрости». Юнг использовал некоторые техники глубокой медитации и йогу. Однако он предостерегал европейцев от «попыток подражания восточным практикам». «Как правило, из этого ничего не выходит, кроме искусственного отступления нашего западного рассудка, - писал Юнг в работе « О психологии восточных религий и философий ». - Конечно, кто готов во всем отказаться от Европы и действительно сделаться только йогином, со всеми вытекающими этическими и практическими последствиями, кто готов сидеть на шкуре газели под деревом баньяна и проводить свои дни в безмятежном не-бытии - за таким человеком я готов признать, что он понял йогу на индийский манер». Юнг был убеждён, что для западного человека гораздо важнее возвращение к собственной природе без применения систем и методов, подавляющих и контролирующих естество человека.

К концу 1950-х интерес к дзен-буддизму возрос. Этому во многом способствовал популяризатор дзен-буддизма на Западе профессор буддийской философии университета Отани (Otani University) Дайцэсу Тайтаро Судзуки (Daisetz Teitaro Suzuki , 1870–1966) - он переводил фундаментальные тексты традиции дзен, написал более ста работ о дзене и буддизме. «Стремление к благополучию человека через изучение его природы - эта общая черта, присущая как дзен-буддизму, так и психоанализу», - писал американский психолог и философ немецкого происхождения, один из основателей неофрейдизма Эрих Фромм (Erich Fromm , 1900–1980) во введение в книгу «Дзен-буддизм и психоанализ» . Фромм регулярно медитировал, был знаком с продвинутой медитативной техникой. Он отмечал удивительное сходство между дзеном и психоанализом - общие задачи, общую этическую направленность, независимость от авторитетов.

Восточный ветер Новой эры

Разочарованная в традиционных, в том числе христианских, ценностях молодежь 19 50-х - 1960-х годов с увлечением бросилась на поиски нового. Возросший после Второй мировой войны интерес к восточным религиям и культам приобрел весьма своеобразную форму. Ко двору пришлось стремительное развитие средств массовой информации и появление ранее малодоступной литературы о восточных учениях. С начала 19 70-х годов началась история движения New Age (Новая Эры), включающего множество религиозных и оккультных организаций. Известный американский историк-политолог Дэвид Маршалл (David Marshall) писал в книге «Новый век против Евангелия, или Величайший вызов христианству» : «Манящее благоухание восточных религий смешалось с затухающими угольками хиппи-культуры и с гедонизмом поп-культуры, "приготовив" весьма крепкий коктейль… Гуру летят на Запад, покупая билет лишь в одну сторону. Молодые люди Запада летят на Восток в поисках гуру».

В России интерес к медитации появился во время перестройки и достиг пика в начале 1990-х годов. Опрос ВЦИОМ , проведённый в 1996 году, свидетельствует о том, что 2% россиян практиковали медитацию как способ восстановить психологическое равновесие.

В рамках New Age формировались (и продолжают появляться сейчас) многочисленные школы и учения. В основе многих из них - различные созерцательные техники: буддийские, йогические, даосские и другие. Основатель собственного мистического учения, индийский религиозный деятель Ошо (Osho, 1931–1990), уделял большое внимание тому, чтобы сделать медитацию стилем жизни и сам разработал несколько медитативных техник, основанных на движении и дыхании, сопровождаемых музыкой. Философ и духовный учитель Омраам Микаэль Айванхов (Omraam Mikhaël Aïvanhov , 1900–1986) занимался вопросами человеческого самосовершенствования. Автор собственного религиозно-мистического учения Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti , 1896–1986) настаивал на том, что медитация не должна иметь техники. Он предлагал медитацию-наблюдение: если вы наблюдаете за собой, это уже медитация. Различные медитативные техники предлагал Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda, 1925–1998), чьи бестселлеры вызвали всплеск интереса к мистицизму, психоделикам и новым уровням сознания.

Трансцендентальная медитация

5 февраля 2008 года в возрасте 91 года умер Махариши Махеш Йоги (Maharishi Mahesh Yogi , 1917–2008), создатель техники трансцендентальной медитации. В 1958 году в Индии Махариши организовал Движение духовного возрождения, призванное распространять технику трансцендентальной медитации (ТМ) и ведические знания, на которых она основаны. В 1959 он приехал в США , организовал постоянно действующий центр Движения, а затем - в Европу. В 1961 году Махариши провел первый курс подготовки учителей ТМ. В 1968 году у Махариши начали учиться участники группы The Beatles , что только способствовало росту популярности его учения. В настоящее время в мире насчитывается уже около 6 млн. человек, обучившихся технике ТМ. Практикующие ТМ дважды в день на 20 минут закрывают глаза и повторяют мантры, чтобы расслабиться, достичь ясности мысли и улучшить самочувствие.

Махариши, получивший ученую степень по физике в университете Аллахабада (University of Allahabad), очистил медитацию от оккультизма, мистики и эзотерики. Сразу после приезда в США он призвал провести исследование, чтобы научно доказать положительный эффект ТМ. По данным самой организации, за последние 40 лет учеными двухсот университетов и научно-исследовательских институтов тридцати пяти стран мира было проведено свыше шестисот научных исследований медитации , результаты которых собраны в шести томах сборника «Научные исследования по трансцендентальной медитации и программе ТМ-Сидхи» .

Первым исследователем физиологического эффекта ТМ был Роберт Уоллес (

Медитация – это погружение в объект и сосредоточение на его сути. Объектом медитации может быть что угодно, человек, вещь, какой-либо процесс, или любое живое существо.

В восточной медитации присутствует . Задача человека научиться концентрироваться на объекте и возвращать свой разум к нему, после каждой попытке его отклонения от объекта концентрации. Практикуя восточную медитацию, мы приобретаем способность контролировать свои мысли, чувства, эмоции, действия. Благодаря этим упражнениям увеличивается сила разума, появляется контроль над собственной психической энергией.

Восточная медитация это процесс постепенный. Результатов добиваются не за один день. Людям, начинающим практиковать упражнения по медитации нужно запастись терпением, а так же решимостью для достижения этих целей.

Правила восточной медитации

Все упражнения по медитации нужно выполнять в спокойной обстановке, чтобы вас не отвлекали посторонние звуки, не мешали люди. Воздух в комнате должен быть свежим, температура комфортной. На вас должны быть удобные, не стесняющие движений одежды. Восточной медитацией лучше всего заниматься под музыку, ранним утром на восходе солнца, или в 7-8 вечера. Желудок должен быть пустым, или полупустым. Нельзя в возбужденном состоянии, вы должны быть спокойны. Поза для медитации должна быть максимально удобной для вас.

Для практических упражнений используйте особые священные места. Их можно создать в своей душе путем воображения. В таких местах легче всего войти в особое состояние просветления.

Упражнение восточной медитации мой храм

Данное упражнение является основой для развития дальнейших техник восточных медитации . Закройте глаза и представьте себе такое место, в котором вам будет очень хорошо. Это может быть красивый уголок природы, волшебный остров, сказочный дворец. Только обязательно в этом месте должна быть дверь. Представьте, что ключ от этой двери есть только у вас и ни у кого больше. Вы открываете эту волшебную дверь и оказываетесь в вашем чудесном месте. Оно наполнено чистым, белым светом, который проникает в вас, исцеляя от болезней и даря вам душевный покой. При этом дыхание ваше должно быть спокойным. Но это еще не все упражнение восточной медитации, а его начало.

Следующий шаг – расслабление.

  • Вы должны полностью расслабить свое тело от ступней до макушки.
  • Только тогда, когда вам это удастся, можете приступить к концентрации на объекте.
  • Оптимальное время для медитации 30 минут.
  • Во время этого упражнения вы можете полностью раствориться в пространстве.
  • Это целительное состояние для вашего организма и души.

Когда вы закончите восточную медитацию , не спешите сразу вставать. Медленно досчитайте до 50, затем глубоко вдохните. Ощутите свое тело от ступней до макушки. Откройте глаза и почувствуйте себя здоровым человеком, полным сил. Соблюдая эти правила, вы выполните упражнение восточной медитации с максимальной для вас пользой.

Современный ритм жизни определяет появление нервных стрессов, напряжения и хронической усталости. Неизменный диссонанс между желаниями человека и его возможностями приводят к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Стремительный темп жизни мегаполисов заставляет людей постоянно торопиться, «идти в ногу со временем», вызывая бессонницу, агрессию и раздражительность. Финансовые трудности, проблемы на работе приводят к внутренней дисгармонии.

Неблагоприятная экологическая обстановка урбанизированных городов пагубно влияет на здоровье людей. Современный мир устроен таким образом, что позволяет человечеству пользоваться благами цивилизации, наслаждаться пищевым изобилием, материальными благами, но не дает возможности человеку расслабиться, услышать истинные потребности, добиться баланса между внутренним миром человека и внешним. В подобной ситуации возрастает актуальность медитации, которая позволяет решить все проблемы современного человека.

Медитация представляет собой род физических и психических действий. Ее возникновение берет свои истоки в древние времена. Описание техник можно найти в священных писаниях, датированных еще до нашей эры. Масштабная популяризация медитации началась с середины 60-х годов прошлого столетия, получив активное распространение благодаря субкультуре хиппи . Молодые люди пытались очистить свое сознание, достичь гармонии с помощью всевозможных восточных техник. Идеи и лозунги хиппи давно в прошлом, но популярность медитации не угасает до сих пор.

Россия познакомилась с техниками очищения сознания только после перестройки. Постоянно растущий интерес к медитации объясняется не только благотворным воздействием практик на психику человека, позволяя обрести внутреннюю гармонию, спокойствие, уверенность в себе, но также решить проблемы с кровообращением, давлением, сбросить лишний вес, улучшить мозговую активность, повысить концентрацию.

Физиологические преимущества

Список проблем, которые решают восточные техники многочислен. Первые научные исследования медитации были проведены еще до ее масштабной популяризации, в период 30-40-ых годов. На основе данных, полученных в ходе экспериментальных действий, учеными было выявлено, что люди систематически практикующие занятия восточными практиками обладают рядом физиологических преимуществ перед людьми, которые никогда не занимались медитацией. У медитаторов были выявлены:

  • Нормализация кровяного давления как у гипертоников, так и у гипотоников;
  • Увеличение синхронизации полушарий головного мозга;
  • Уменьшение чувствительности к болевым ощущениям;
  • Более глубокое и замедленное дыхание.

Исследования нейро-ученых вместе с современными технологиями обработки результатов позволили определить степень положительного эффекта восточных практик на мозг. Занятия медитацией в значительной мере снижают активность бета-волн, что означает, что время, отведенное для сессии, позволяет мозгу отдохнуть, не испытывая привычную сверхнагрузку от безграничного потока информации.

Психологические преимущества

Исследование ученых не ограничились изучением воздействия медитации на физиологические процессы, протекающие в организме человека. Многих специалистов заинтересовала психологическая составляющая восточной практики. После ряда экспериментов учеными было выявлено, что человек, в чьей жизни присутствует медитация, быстрее выходит из стрессовых ситуаций, так как нервная система становится более автономной и стабильной. Так же установлено, что медитация позволяет побороть чувство тревоги, повысить уровень саморегуляции .

Ученые отметили, что восточные техники позволяют наладить нарушенный диалог между сознанием и подсознанием. Позитивные результаты не ограничились вышеперечисленным. Лабораторные исследования показали, что у людей, активно занимающихся медитацией, значительно возрастает самооценка, снижается количество фобий, появляется хорошее настроение. Многочисленные исследование западных ученых доказали, что медитация положительно влияет на психологическое здоровье человека.

Доступность для каждого

Нередко многие связывают медитацию с очень сложным процессом, который не подвластен простым людям. Многие ассоциируют восточные практики с уходом от реальности. Подобное мнение является ошибочными.

По сути практики по очищению сознания и полного расслабления доступны для каждого и не представляют особой сложности, так как понятие «медитация» подразумевает под собой в первую очередь сосредоточение внимания на каком-то объекте, действии, фразе или на дыхании.

Во время медитации человек в буквальном смысле сужает свое восприятие, расслабляя разум. Путешествие в мир восточных практик очищения сознания удивительно и захватывающе. Несмотря на то что увлекательный путь изучения теории и практики будет не всегда простым, наградой за старания станут мудрость, счастье и осознание себя. На протяжении длительного времени медитация являлась проверенным средством, которое позволяло выработать защитный барьер к внешним воздействиям.

Для того чтобы перейти от теории к практике познакомиться с основами медитации. Изучение базиса технической стороны научит правильному дыханию, позам и вниманию . Именно эти сведения будут полезны на начальных этапах для человека, который решил практиковать. Полезная информация об основах может изучаться самолично из разных источников, курса видео или на практических занятиях йоги. Изучение техники требует концентрации и терпения, но непростой путь усвоения будет сполна компенсирован результатами. Перед тем как приступить непосредственно к медитации необходимо познакомиться с ее незыблемыми правилами, о которых мы расскажем дальше.

Систематичность занятий

Для достижения положительного эффекта восточной практики на организм человека и его сознание необходимо соблюдать регулярность занятий. Независимо от выбранной человеком техники данный постулат медитации является неизменным. Регулярность практик – это фундамент успешных занятий . Каждодневные сессии необходимо выполнять, вкладывая в них всю свою энергию, только тогда будет достигнут благотворный результат. Нет точных рекомендаций для начинающих сколько необходимо заниматься медитацией.

Каждый человек подбирает частоту занятий для себя индивидуально. Кто-то будет медитировать трижды в неделю, а для кого-то комфортно прибегать к технике очищения сознания ежедневно. Многие специалисты в этой области считают, что медитация подобна приему пищи, поэтому необходима человеческому организму 3-4 раза в день.

Если занятия будут прерваны на время, то человек определенно ощутит, что былые наработки были потеряны, именно поэтому для постоянного совершенствования навыков в моделировании сознания необходимо систематически заниматься.

Подходящее место

Выбор правильного и подходящего места также немаловажно влияет на успешное проведение занятий. Не стоит думать, что для медитации необходимо уезжать в горы или ехать на океанское побережье. Медитировать можно в любом месте, где человек чувствует себя в безопасности. Осуществлять занятия можно в привычной домашней обстановке. Необязательно превращать свое жилье в храм, заполняя его свечами и благовониями, для очищения сознания подойдет совершенно любая комната в вашем доме.

Единственное на что стоит обратить внимания перед подготовкой места для медитации - это шум. Желательно полностью устранить воздействие ненужных звуков во время занятий. Начинающим часто рекомендуется в своем сознании объявить какое-то определенное место своим местом для занятий медитацией. Подобный совет основан на том, что после определения конкретного места, человеку будет проще и комфортнее перейти к практике.

При желании создать определенную атмосферу во время занятий можно использовать расслабляющую музыку, видео, также приготовить коврик для йоги, подушки.

Полное расслабление

Занимаясь медитацией, необходимо добиться полного расслабления тела и разума. Не стоит стремиться на начальных этапах мгновенно переноситься в духовный мир, скорее всего подобного рода старания не принесут должного результата. При сессии стоит закрыть глаза и сконцентрироваться на дыхании, ощутить движение грудной клетки при вдохе и выдохе, постараться отвлечься от посторонних мыслей. Для достижения полного расслабления человеку необходимо полностью абстрагироваться от внешнего мира, сконцентрироваться на собственных ощущениях.

Поможет расслабить тело и разум приятная медленная музыка или звуки природы, нередко многие люди, практикующие занятия медитацией, используют свечи и благовония. Все эти вспомогательные атрибуты помогут человеку правильно настроиться и добиться желаемого результата. Полная релаксация мышц тела и высвобождение сознания нередко приводят к тому, что человек засыпает во время медитации. Но рекомендуется не допускать этого, так как сон во время сессии полностью аннулирует все ее воздействие на тело и душу.

Техники расслабления

Достаточно часто именно новичкам бывает затруднительно полностью расслабиться, и совершенно не помогают ни музыка, ни видео, ни благовония, ни концентрация на своем дыхании. В этом случае можно обратиться к определенным техникам, которые решат проблему с расслаблением:

  • Релаксационный душ . Человек должен представить, что принимает теплый душ, воображаемые струи воды унесут напряжение и дискомфорт;
  • Мед на голове . Необходимо представить, что на макушке находится свежий и теплый мед, который начинает медленно таять и стекать по лицу, затылку, переходя на плечи, укутывая все тело;
  • Тихое место . Для расслабления можно себя представить в спокойном и тихом месте. Это может быть морское побережье, летний луг, лес или любое другое место, которое вызывает ощущение покоя. Необходимо постараться вызвать такие чувства, которые свойственны человеку, который находится в этом месте;
  • Сканирование . Следует мысленно просканировать все тело и определить в какой его части присутствует напряжение, которое мешает добиться полного расслабления. Выявив точку напряжения, надо постараться открыть и размягчить ее.

Непродолжительные сессии

Данная рекомендация является обязательной для начинающих. Познавая основы медитации, не стоит проводить многочисленные часы, оттачивая практику. У подобных действий будет отрицательное воздействие. Новичкам желательно начинать свое знакомство с техниками короткими сессиями продолжительностью 5-10 минут. Постепенно время практик можно увеличивать, пока не будет подобрана комфортная продолжительность медитации. Длительность занятий индивидуальна, она может варьироваться от времени суток или от ощущений человека.

Выбор техники

За многовековую историю медитации накопилось множество разнообразных техник. Любая из которых доступна для каждого, но более комфортная подбирается индивидуально. Многообразие вариантов медитации практически не имеют различия в своем благотворном влиянии на человеческий организм, разум и душу. Ошибочно полагать, что одна техника способна исцелить от болезней, а другая устранит тревогу. Любая медитация устраняет проблемы вне зависимости от выбранной техники.

Сосредоточение на дыхании, на образах, проговаривание мантры – все это способы, которые позволяют заглянуть человеку внутрь себя и добиться гармонии. Выбирая технику, рекомендуется обращать внимание на средства, за счёт которых будет достигаться полное расслабление, и подбирать более удобный и легкий способ. Не существует универсальной техники для всех, поэтому перед началом занятий желательно изучить всевозможные варианты, просмотреть обучающие видео и приступить к практике. Главное правило для начинающих – это полное отсутствие ограничений при выборе техники.

В следующих статьях мы ещё ни раз коснёмся темы медитации, в том числе подробно рассмотрим различные техники.

Подготовка к медитации

Этап, предваряющий медитацию, требует особого внимания. Необходимо создать определенный настрой, подходящий для практики. Не стоит пытаться достигнуть полного расслабления после активной деятельности, в конце рабочего дня, интенсивных физических нагрузок или после плотного приема пищи . В этом случае для начинающих добиться нужного эффекта во время сессии будет гораздо сложнее.

Ум человека должен отключиться от привычных мыслей, только в этом случае возможен правильный ход практики. Необходимо научиться перед медитацией абстрагироваться от мыслей о незаконченной работе, финансовых трудностях и бытовых проблемах. На начальных этапах достаточно сложно отключиться от ненужных мыслей и посторонних звуков, но с практикой придет мастерство. Тщательная подготовка – это залог успешной сессии. Цель подготовительного этапа заключается в создании наиболее благоприятных условий, которые будут способствовать эффективной концентрации внимания и расслаблению.

Разминка перед практикой

Для того чтобы подготовить тело для практики, необходимо ему уделить немного времени. Потребуется приблизительно 5 минут, чтобы расслабить и растянуть мышцы . Общедоступные видео в интернете помогут подобрать подходящий вариант разминки перед сессией, но необходимо учитывать тот факт, что подготовительная нагрузка не должна быть чрезмерно интенсивной, поэтому рекомендуются перед началом медитации следует совершать несложные упражнения.

Пример расслабления мышц:

  • Растяжка мышц спины. Идеальным вариантом станут наклоны вперед-назад, а также вправо-влево. Человек должен выполнять это упражнение без возникновения напряжения и боли в мышцах. Можно представить себя тряпичной куклой, чтобы легче было совершать правильные наклоны;
  • Рсслабление мышц шеи. Для достижения результата отлично подойдут вращение головой по часовой и против часовой стрелки. Обязательно надо помнить, что все действия должны быть медленными, плавными, без рывков;
  • Снятие мышечного напряжения. В положении стоя поднять руки вверх и потянуться к Солнцу, затем не спеша опустить руки вниз. Надо позволить в этом упражнении вытянуться позвоночнику на всю возможную длину.

Лучшее время

Основы медитации определяют наиболее подходящее время для занятий. Ряд специалистов считают, что идеальными для практики являются утренние часы. Объясняя свои рекомендации тем, что пробуждение организма, его настройка на продолжительный и плодотворный день будут проходить легче и действеннее.

Также подходящим временем для сессии являются полдень, 18.00 и полночь. Такой выбор для медитации связывают с движением Солнца.

Но эти рекомендации несут общий характер, так как движение Солнца меняется в зависимости от времени года, поэтому стоит ориентироваться только на восход и на закат. Практика в эти часы будет проходить более результативно, человеку легче будет добиться состояния ментального покоя. Но данные классические рекомендации не являются обязательными и не требуют строгого выполнения, поэтому, если распорядок человека не совпадает с движением Солнца, то не стоит расстраиваться. Польза от правильной медитации вне зависимости от выбранного времени будет гораздо больше ощутимой, чем сессия по принуждению.

Принципы правильной позы

Немаловажное значение при медитации отводится позе. Многие люди, практикующие медитацию на протяжении длительного времени, определяют правильное положение тела, как ключ к успешному проведению сессии. Такое пристальное внимание к положению тела уделяется не с проста. Поза определяет состояние ума, внимание и концентрацию человека . Во время занятий тело служит опорой для разума. Для выбора положения тела необходимо руководствоваться простым правилом – комфортом. Выбранная поза не должна создавать болевых ощущений и напряжения в мышцах. Любое неудобство не позволит добиться полного расслабления.

В идеале человек совсем не должен ощущать своего тела во время занятий. Поэтому желательно перед началом медитации опробовать позы и подобрать для себя подходящую. Наилучшее положение тела во время сессии, в котором человек может находиться длительное время без напряжения мышц и с наименьшей затратой энергии. Но медитация лежа не является лучшим вариантом, так как сознание должно оставаться «живым», а в таком положении можно не добиться этого условия. Лучшими вариантами для практик являются позы сидя.

Главный принцип правильной позы – вертикальное положение скелета . В медитации позвоночник, шею и голову держат прямо. Прямая спина способствует току энергии к верхним центрам. Существует мнение, что слово «осанка» непосредственно связано с санскритским словом «асана» (поза в йоге).

Во время сессии необходимо осознавать правильность позы, но это совершенно не означает, что нельзя менять положение тела, возможно, начинающим придется несколько раз его корректировать.

Для правильной позы немаловажное значение играет равномерное распределение веса. В положении сидя, при корректно подобранной позе, вся нагрузка верхней части тела должна приходиться на таз. При этом не должно нарушаться равновесие. При правильной позе весь вес верхней части должен равномерно распределяться между двумя седалищными буграми. В этом случае нагрузка, поступающая на мышцы спины и шеи, будет равномерной. Нередко для достижения максимального комфорта и расслабления многие люди используют подушки, скамейки для медитаций.

Мы обязательно ещё вернёмся к этой теме и подробно рассмотрим все возможные варианты поз для медитации!

Дыхание

Во время сессии все имеет большое значение. Успешная медитация состоит из нескольких компонентов. Неотделимым составляющим гармоничного хода занятий является правильное дыхание, также оно выступает, как средство для достижения полной концентрации и расслабления. Дыхание сможет привести человека в «Царство без мыслей».

Дыхательный цикл – это идеальный инструмент для медитации, так как он всегда доступен для человека и происходит вне зависимости от его сознания.

Научится правильно дышать несложно. Новичкам не стоит пытаться практиковать сложные дыхательные практики без присутствия опытного мастера, будет достаточно изучить несколько элементарных техник. Во время медитации надо постараться замедлить процессы вдыхания и выдыхания воздуха. Каждый вдох должен давать ощущение покоя и гармонии, как будто насыщение кислородом заполняет жизненный сосуд положительной энергией, а при выдохе человек избавляется от беспокойства и негативных эмоций, очищая свой разум и душу от разрушения и страха.

Завершение сессии

Медитация – это процесс, который не терпит спешки. Нередко, изучив основы медитации для начинающих, люди совершенно забывают про правильное завершение процесса, который является неотделимым составляющим всей практики в целом. Тщательная и неторопливая подготовка к началу сессии, требует аналогичного завершения практики. После окончания занятий не следует быстрее открывать глаза и приступать к активным действиям.

У человека появляется возможность некоторое время насладиться достигнутым результатом: ясностью сознания и спокойствием. Через несколько минут после окончания практики сознание человека заполнят привычные мысли, вскоре ум станет активным. Нежелательно совершать резкие движения. Менять положение тела стоит медленно. После медитации имеет смысл некоторое время не смотреть остросюжетное видео и не слушать громко музыку. Правильное окончание сессии позволит плавно завершить практику и добиться нужного эффекта от медитации.

Решив заняться медитацией, не стоит воспринимать ее как очередное новомодное хобби или каждодневное обязательство . Подобное отношение не позволит добиться действенного результата, а также способно сформировать лишь отрицательный опыт. Занятия восточными практиками должны стать для человека временем отдыха от неиссякаемых проблем современного мира и нескончаемого потока нефильтрованной информации. Медитация не терпит четко выработанных графиков, поэтому не стоит заострять свое внимание на второстепенных аспектах практики. Выполняя занятия по расслаблению и очищению сознания, необходимо наслаждаться процессом и получать удовольствие от достигнутых результатов.

Если медитация будет проходить в состоянии напряженности и дискомфорта, то после окончания сессии эти негативные ощущения только увеличатся. Нередко медитацию сравнивают с настройкой струнного музыкального инструмента, при котором недопустимо натяжение и чрезмерное ослабление струн, так как оба эти действия не приведут к гармоничному звучанию.

Основы медитации – это осознание своих собственных чувств, поэтому перед началом сессии следует прислушаться к ощущениям.

Испытывая напряжение, следует подготовить свое тело и сознание перед медитацией глубокой релаксацией, а при сонливости подойдет настройка с помощью концентрации на определенном предмете.

Противопоказания

Не смотря на колоссальное положительное воздействие восточных техник, они все же имеют определенные противопоказания и ограничения для начинающих, которые необходимо учитывать перед началом занятий. Чрезмерная физическая усталость или эмоциональная перегрузка не станут лучшими помощниками для проведения сессии. Скорее всего эти факторы неблагоприятно повлияют на ход медитации, не позволив человеку полностью расслабиться и сконцентрироваться. Не рекомендуется медитировать вблизи источников сильных электромагнитных полей или в условии загрязненного воздуха.

Опытные медитаторы рекомендуют избегать занятий на полный желудок, так как после принятия пищи вся энергия организма должна быть направлена на переваривание пищи. Во время сессии следует отключить телефон, постараться выбрать такое время, чтобы никто не смог помешать занятиям. Соблюдение этих простых ограничений позволит начинающему максимально близко приблизиться к поставленной цели.

Loading...Loading...