Воздыхание о «миссионерской литургии. Вопрос о миссионерском богослужении в контексте предания церкви

От редакции: весной 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», разработанный Миссионерским отделом Московского Патриархата. В преамбуле документа отмечается, что принятый сегодня документ основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Оcнов социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996-2002 гг.Новая концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. В 2008 году клирики Белгородской епархии представили основные положения миссионерской концепции во многих епархиях Русской Православной Церкви, о том, как проходила презентация концепции мы вскоре расскажем читателям. Опыт и положения концепции с большим интересом обсуждались в епархиях. В преддверии архиерейского собора Русской Православной Церкви развернулась дискуссия вокруг практики совершения миссионерской Божественной Литургии. Портал “Православие и мир” публиковал тексты комментариев к этим службам:

Мы попросили иерея Димитрия Карпенко, одного из авторов концепции и комментариев к миссионерской Литургии подробнее рассказать о практике служения такой Литургии.

Необходимость возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви есть одна из первоочередных задач всегдашнего служения Церкви. Возрождение церковной жизни во всей своей полноте невозможно без активизации миссионерских усилий Церкви, которая в свою очередь невозможна без нашего обращения к преданию Церкви и ее святоотеческому наследию. Один из основных вопросов развития современной миссионерской деятельности связан с «передачей опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины». Таким образом, созидание евхаристических общин есть важнейшая цель наших миссионерских усилий. Каждый приход должен соделаться такой общиной братьев и сестер во Христе, которая осознает свою ответственность перед Богом, Церковью и людьми в необходимости всеобщего свидетельствования, всеобщей совместной молитвы и всеобщего совместного участия в таинствах Церкви. Все это невозможно без разрешения основополагаюшего вопроса – нашего отношения к Таинству таинству – Таинству святой Евхаристии.

«Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» – общецерковный документ, принятый на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года, «формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в ее епархиях, исходя из местных условий и конкретных возможностей».

Концепция подчеркивает необходимость преодоления проблем современной церковной действительности, которые в первую очередь связаны с тем, что достаточная часть формальных членов Церкви остается ненаученной основам православного вероучения.

Оторванность жизни большинства людей считающих себя православными от таинственной церковной жизни во многом связано с тем, что в историческом своем развитии в Церкви практически полностью был утрачен институт оглашения, т.е. постепенного и полноценного научения основам христианской веры лиц желающих принять Таинство Крещения.

Миссионерская концепция один из первых церковных документов современности, который на общецерковном уровне говорит о «недопустимости в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации ». При этом подчеркивается, что «Крещение без оглашения запрещается 78-м правилом VI Вселенского собора и 46-м правилом Лаодикийского собора ».

Святитель Иннокентий Московский в своем Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру пишет: «К сподоблению Святого Крещения инородцев приступать не ранее, как они будут научены тобою вышеизложенным предметам веры и закона, и когда они сами изъявят на то свое согласие». К сожалению, множество всевозможных трудностей встречается на пути у тех священнослужителей, которые стремятся воплотить в жизнь всегдашнее требование Церкви научать людей основам веры прежде их введения в таинственную жизнь. Эти трудности подчас сопряжены как с непониманием некоторых собратьев священников, которые привыкли крестить «по обычаю», так и с нежеланием людей тратить свое время для церковного научения. На этом непростом фоне накопившихся проблем подчас невозможно понять, каким образом разрешать вопрос связанный с тем, что достаточная часть людей считающих себя вошедшими в церковную ограду не всегда способна к пониманию нашего православного богослужения. Люди могут годами ежевоскресно посещать богослужения, при этом, абсолютно не зная и не понимая смысла совершаемых литургических молитв.

Каким образом эти проблемы разрешать? Вариантов может быть несколько.

Конечно, самый простой способ – это совсем не замечать проблемы или считать ее надуманной. Такой способ мысли может быть понятен, но принимать его, значит вовсе закрывать глаза на существующую действительность. Идеальный вариант – это полноценное возрождение огласительной практики, которое помогло бы всем желающим принять таинство Крещения осмысленно войти в благодатную жизнь Церкви. Несомненно, что усилия по возрождению повсеместного оглашения готовящихся к Крещению и научению основам веры люди уже являющимися членами Церкви, но не знающими основ православного вероучения – является приоритетным развитием миссионерского служения Русской Православной Церкви на современном этапе.

Тем не менее, мы должны быть реалистами и понимать, что одного принятия документов недостаточно для того, чтобы разрешать накопившиеся проблемы, необходимо совместное усилие всего народа Божиего и ежедневный кропотливый труд по созиданию церковного организма. В связи с этим «Концепция миссионерской деятельности» в качестве варианта осуществления поставленной задачи видит возможность совершения т.н. миссионерского богослужения.

В Определении Архиерейского Собора 1994 года «О Православной миссии в современном мире» записано: «Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения» и усматривает «крайнюю необходимость развития практических церковных усилий» в том направлении, чтобы сделать более доступными пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов. Таким образом, миссионерское богослужение – есть прямое исполнение соборного постановления, направленное на реализацию подобных усилий. Миссионерская концепция считает необходимым ради облегчения вхождения и пребывания невоцерковленного человека в Церкви предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений , в которые были бы внесены элементы катехизации. То есть миссионерское богослужение – это такое богослужение, которое по ходу своего совершения может сопровождаться разъяснением смысла совершаемых священнодействий и молитвословий.

Сразу возникают законные вопросы, каким образом сделать так, чтобы не нарушить цельность богослужебного чина? Основанием для совершения подобных богослужений является верность церковному преданию и святоотеческому наследию Церкви. Святитель Иннокентий Московский в упомянутом Наставлении пишет: «Поставь себе правило: во время посещения отдаленных мест (таких, где уже положено начало христианства) не начинать отправления богослужений и треб дотоле, пока не предложишь посещаемым тобою прихожанам хотя краткого поучения». Таким образом, проповедь перед началом богослужения дает возможность священнослужителям обратиться с пояснительным словом к собравшимся и рассказать о той части богослужения, которая именуется литургией оглашенных . Литургия есть общее дело всего народа Божиего, поэтому необходимо постоянно напоминать людям о том, что все совершаемые священнодействия и молитвословия – есть выражение молитвы всех верных, а не только лишь служащего духовенства. Проповедь перед богослужением не нарушает установленного чина и является прямым исполнением Наставления святителя Иннокентия.

Следующей законной остановкой для необходимого поучения является место после прочтения Священного Писания. Проповедь после евангельского чтения имеет в своем основании верность святоотеческому преданию. Святой мученик Иустин Философ пишет: «В так называемый день солнца (т. е. воскресенье) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам. И читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление… ». То есть не только чтение Писания, но и обязательная проповедь являются двумя главными элемента литургии оглашенных . Проповедь после евангельского чтения может быть посвящена как смыслу прочитанного отрывка, так и последующей части богослужения, т.е. литургии верных .

Третья остановка для произнесения катехизического поучения, разъясняющего смысл богослужения – это время после пения запричастного стиха, когда у нас по обычаю во многих храмах и произносится проповедь. Таким образом, три поучительных проповеди за богослужением дают возможность для священнослужителя разъяснить смысл литургических действий и молитвословий, не нарушая богослужебного чина и традиций Церкви.

Говоря о возможности истолкования богослужения во время его совершения необходимо вспомнить евхаристические беседы апостола Павла: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел…. беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. » (Деян. 20:7-11). При чем поучения апостола были настолько продолжительны, что один из слушающих «юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнувшись сонный упал вниз с третьего этажа » (Деян. 20:9). Евхаристические беседы апостола Павла – это совершенно особое литургическое богословие. Достаточно напомнить его знаменитую доксологическую формулу, которая вошла во все последующие литургии: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа…” (2 Кор. 13:13).

Следующим важным моментом миссионерского богослужения является возможность чтения Священного Писания на национальных языках. В «Концепции миссионерской деятельности» записано: «при необходимости Священное Писание может быть прочитано на национальном языке просвещаемого народа или на русском языке с богословскими комментариями». Очень часто понимание смысла прочитанного евангельского отрывка, не говоря уже о ветхозаветных чтениях апостольских посланиях, остается за рамками восприятия собравшегося народа. В качестве одного из вариантов разрешения существующей ситуации предлагается возможность использования различных национальных языков, русского в том числе. Принцип использования различных национальных языков за богослужением – есть всегдашний миссионерский принцип. Святитель Иннокентий Московский постоянно обращал внимание на необходимость изучения местных национальных языков и соответственно перевод книг Священного Писания и богослужения на эти языки. Однако часто приходится слышать возражения по поводу качества подобных переводов и их ущербность по отношению к оригиналу. В своем Предисловии к Евангелию от Матфея, переведенному на алеутско-лисьевский язык для уналашкинцев Святитель Иннокентий пишет: «В сей книге есть несколько слов, которые не вполне выражают слова русского языка, и это поэтому, что в вашем языке нет равнозначащих слов; и таковые неравнозначащие слова напечатаны иначе. И поэтому не думайте, чтобы сей перевод никогда не потребовал исправления. И Вы не привязывайтесь к одним словам сего перевода, но вникайте в самое значение и дух сего Божественного Слова ». Не секрет что перевод книг Библии на русский язык (синодальный перевод) также местами неточен и отчасти расходится с первоисточником. Тем не менее, переводческая миссия Церкви никогда не прекращалась. Необходимо, чтобы данное направление творчески развивалось и проводилась тщательная работа по устранению имеющихся ошибок. Проблема перевода – это и проблема переводчика, но, не смотря на то, что качество перевода по отношению к оригиналу будет всегда относительным, подобная деятельность есть необходимая составляющая миссионерского служения Церкви.

Таким образом, миссионерское богослужение, которое сегодня в некоторых церковных кругах вызывает резкое неприятие и даже появляются обвинения в «профанации богослужения», основывается на верности церковному преданию и святоотеческому миссионерскому наследию Церкви. Укорененность в Предании Церкви является главным основанием Ее спасительной миссии.

В последние годы стало появляться много невиданных прежде литургических чинов (т.н. «крещальная литургия», литургия апостола Иакова и др.), которые никогда не проводились в Церкви и которые коверкают традиционные формы богослужения. Одним из таких модернистских нововведений является и так называемая «миссионерская литургия».

Вызывает недоумение тот факт, что её проведение поддержано сотрудниками Синодального миссионерского отдела РПЦ. Так, в составленной «Концепции реализации "Дорожной карты” епархиального миссионерского отдела» 2016 г. первым из методов миссионерской работы указано «проведение специальных миссионерских богослужений». Причём такие богослужения почему-то названы традиционными (стр. 4)! Пройдёт немного времени, и скоро «традиционным» назовут «православный» флэш-моб…

1. Особенности «миссионерской литургии»

Что же представляет собой «миссионерская литургия», и какие особенности отличают её от службы уставной?

1.1. Первая особенность настоящей «миссионерской литургии» заключается в служении на русском языке (с вариантами на украинском или белорусском языках). Все понимают, что эта практика не канонична, и поэтому не может быть официально благословлена церковным чиноначалием. Все знают, что отказ от церковнославянского языка в пользу современного разговорного является характерной чертой реформаторов.

Что же придумали обновленцы для мнимой легализации своего явного беззакония? Они назвали свои приходы «миссионерскими» и тем же очаровательным словом нарекли своё богослужение: «миссионерская литургия».

После присвоения приходу такого невразумительного эпитета на нём уже можно творить любое безчинство. Можно по собственной прихоти отменять или добавлять уставные чтения. Можно вносить произвол в ектеньи, тропари, прокимены. Короче говоря – можно совсем упразднить Типикон. И всему этому находится вполне убедительное и успокаивающее совесть оправдание: мы делаем это «из миссионерских соображений» .

Правда, при этом прихожане таких «миссионерских приходов» обречены остаться ущербными навеки «объектами миссионерства». Они не смогут стать полноценными православными людьми до тех пор, пока не перейдут от этой порочной псевдо-миссионерской практики (разжёванной «младенческой пищи») к общепринятой церковной норме – к твердой пище, свойственной совершенным (Евр. 5, 14).

1.2. Другая «миссионерская» особенность заключается в том, что используются современные технические средства и трансляции изображения наружу, то есть за пределы церковной территории.

Иногда там, где находится такая возможность, престол и жертвенник переносят из алтаря на центр храма, или даже на площадь.

«Миссионерский эффект» такого богослужения достигается за счёт его десакрализации. Допускается грубое искажение таинственного характера евхаристической молитвы. Голос предстоятеля, читающего т.н. «тайные молитвы», благодаря микрофону слышится более чётко и громогласно, чем звучание хора. О таком проведении евхаристии не помышляли ни святитель Василий Великий, ни святитель Иоанн Златоуст. Никто из Святых Отцов не ставил задачей перекричать церковный хор. Если мы научились этого добиваться за счёт электронных средств, это вовсе не означает, будто данная цель похвальна и оправдана.

Господь Иисус Христос много благовествовал в различных городах и весях, Его проповедь собирала тысячи слушателей. Однако совершение евхаристического безкровного жертвоприношения Он заповедал в узком кругу учеников, на Тайной Вечере.

Для людей, находящихся вне храма, церковный Устав предусматривает специальные звоны, которыми сопровождается литургическая молитва. При этом, с колокольни в поднебесную распространяются не слова тайной священнической молитвы, но лишь свидетельство о том, что таинство совершается. Звонари – это миссионеры в традиционном церковном понимании. Они указывают, где, когда и по какому поводу православным следует собираться на праздничное богослужение. А «миссионеры», внедряющие через громкоговорители в городскую сутолоку священные тексты евхаристического канона, в лучшем случае могут быть уподоблены кричащим с минаретов муэдзинам.

Профанация порой доходит до кощунства. Даже самые благочестивые родители, выходящие со своими детишками на церковный двор во время пения Херувимской песни, не способны «всякое ныне житейское отложить попечение ». Гуляя на свежем воздухе, дети непринуждённо резвятся, взрослые же общаются друг с другом и следят за своими малышами. В этом, разумеется, нет греха. Но грех возникает, если подобную неизбежную суету осуществлять под звуки священных песнопений.

Что уж говорить о тех, кто настроен к Церкви враждебно или не вполне почтительно, но кому через уличный громкоговоритель навязывают участие в таинстве против их воли и желания? Какое раздражение и осуждение может вызвать насильственная трансляция священных текстов на инославных и атеистов? Такое, с позволения сказать, «миссионерство» может довести до хулы на Духа Святого и до нарастания в обществе антицерковных настроений, если наши миссионеры начнут метать бисер перед свиньями и повергать святыню псам (Мф. 7, 6).

1.3. Третья характерная черта «миссионерской литургии» заключается в том, что на ней «богослужение сочетается с элементами катехизации». На практике это означает многократное прерывание молитвенного чинопоследования, осуществляемое ради преподавания «элементов катехизации» в лекционной форме, да ещё к тому же иногда снабжённое «наглядными пособиями», презентациями на больших экранах и «бегущей строкой».

Такие искусственные вставки («заплаты из небелёной ткани»), возможно, способны вызвать интерес к литургической тематике, и в этом смысле они могут иметь определённое «миссионерское значение».


Но цена этому – неизбежная потеря молитвенного сосредоточения. При всей возможной пользе бесед на катехизические темы, при всей важности изучения структуры богослужения и содержания его составных элементов следует отделять уроки от священнодействия. Лекции и семинары заставляют работать мозг, интеллект, память. Литургическое богослужение возводит к Богу человеческий дух: «Горѐ имеем сердца! » Превращать Божественную литургию в урок Закона Божьего – дело не богоугодное . Уроки следует проводить в классах или лекториях. С амвона же должна звучать церковная проповедь «Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа », а не пространные экскурсы неопределённого содержания.

1.4. Иногда на «миссионерской литургии» дополнительно к каноническим текстам (антифонам, тропарям, причастным стихам) для «миссионерских целей» добавляются неканонические песни – в том числе, исполняемые в эстрадном или народном жанре. Так, в одном из храмов Русской Церкви зазвучали джазовые композиции типа «Let my people go» и др., и даже сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах и плясками.

Людям нравится музыка и пение, особенно в талантливом исполнении, и поэтому такое «украшение» Божественной литургии, безспорно, имеет «миссионерский эффект». Но, говоря евангельским языком, это – пища, которую можно назвать «камень вместо хлеба» (Лк. 11, 11), если не «скорпион вместо яйца» (Лк. 11, 12). А говоря языком Ветхого Завета, это – выбор «чечевичной похлёбки» (Быт. 25, 34) взамен первородства. Никто не лишает нас ежедневного вкушения пищи земной. Но обидно наблюдать, когда духовная пища, которую можно получить исключительно на церковном богослужении, подменяется лёгким жанром .

Часто все названные особенности «миссионерской литургии» наблюдаются одновременно. Так, при вынесенном из алтаря престоле происходит какое-то неимоверное действо на русском языке, в котором разножанровое пение чередуется с пространными рассуждениями и пояснениями. Всё это почему-то называется «литургией», зачем-то передаётся через усилители и куда-то транслируется. Это совсем не похоже на молитвенное благоговейное священнодействие, а напоминает клуб, ток-шоу или балаган.

2. О канонической несостоятельности служения «миссионерской литургии»

Призыв к использованию богослужения в качестве метода миссионерства означает полное непонимание как природы миссии, так и природы богослужения. Миссия осуществляется в среде людей нецерковных или малоцерковных. Молиться вместе с атеистами, язычниками, еретиками, сектантами, «сомневающимися» и «ищущими» каноны Церкви запрещают (Ап. 10, 11, 45, 46; I Всел. 19; II Всел. 7; III Всел. 2, 4; Трул. 11, 95; Лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Василия Вел. 1, 47; Тимофея Алекс. 9). С ними недопустимо проводить совместные богослужения, тем более – совместное причастие (интеркоммунион).

Церковь никогда не знала специальных молитвенных чинов «для неправославных». Тем более в Церкви невозможны специальные чинопоследования «миссионерского», то есть облегченного (!) в догматическом и каноническом смыслах содержания.

Традиционными формами миссионерской работы всегда были проповедь, проведение огласительных бесед, богословские диспуты. Их, разумеется, следует проводить на понятном доступном разговорном языке. Не стоит, по примеру Святых, забывать про дела любви и милосердия.

Однако нелепым кощунственным фарсом будет выглядеть молебен, для участия в котором приглашены вместе верующие и неверующие. Невозможно представить себе «богослужение», объединяющее христиан и нехристиан. На этом «богослужении» невозможен даже первый возглас: «Благословен Бог наш!.. » Чей – «наш»? Святоотеческая традиция не знает таких извращений, как совместная молитва с инославными. Эта порочная практика исходит из инославных экуменических кругов и является вполне антиканонической. Святой апостол Павел заповедал: Человека еретика по первом и втором наказании отрицайся (Тит. 3, 10).

Если в Церкви отсутствует практика молитвы «с» неправославными, то тем более невозможен молитвенный чин «для» неправославных. Никто из Святых Отцов не составлял специального чина вечерни, утрени или хотя бы какого-нибудь краткого молебна для совместной молитвы с еретиками или язычниками. Особенно важным всегда считалось в полном единении веры совершать служение Божественной литургии: «Оглашенные, изыдите! » Чистота евхаристической молитвы охраняется самим литургическим чином: «Двери, двери!.. »

Ни Христос Спаситель, ни Его Апостолы, ни Святые Отцы не призывали нас молиться вместе с неуверовавшими. Источник здесь видится другой. Известный советский пропагандист атеизма Емельян Ярославский (Губельман) написал антихристианскую книгу под названием «Библия для верующих и неверующих». Похоже, что приверженцы «миссионерской литургии» продолжают эту безсмертную традицию и осуществляют «литургию для верующих и неверующих».

Богослужение для внешних может быть только одно – присоединение их к Церкви. Некрещённых следует крестить, и это должно стать их первым сознательным участием в таинствах. Еретиков и отпавших от Церкви следует присоединять в соответствии с каноническими требованиями Православия. Именно в этом заключается первое богослужение, которое проводит Церковь для них.

Между прочим, так называемая «литургия оглашенных» никогда не рассматривалась как «литургия для оглашенных» (иначе её не служили бы в отсутствии оглашенных!). Будучи частью уставного богослужения, она всегда была и остаётся службой для верных, «Литургией Слова», на которой дозволяется (лишь дозволяется!) присутствовать некрещённым. А на «литургии верных» (на евхаристическом каноне) присутствие некрещённых не предусмотрено.
<...>

3. О незамеченном миссионерами миссионерском потенциале немиссионерского богослужения

Из всего сказанного выше не следует делать опрометчивого вывода, будто православное богослужение не имеет действенного миссионерского потенциала.

Как мы отметили, Литургия всегда проводится не для внешних, а для верных. При этом миссионерское значение Литургии чрезвычайно велико. Содержащееся в нашем богослужении свидетельство Божественной Истины и Красоты может привести ищущих Спасения и Жизни Вечной в лоно Церкви. «Миссионерский потенциал» Литургии определил исторический выбор послов князя Владимира, которые не знали, где оказались – «на Небе или на земле». <...>

Подчеркнём, что во многих подобных случаях богослужение проводилось не для внешних, но свидетельство духовной силы самой Церкви было благодатно воспринято случайными гостями. И проводилось оно на незнакомом для пришельцев языке. Посланники русского князя были пленены красотой греческой службы, а американский юноша – уставным богослужением на церковнославянском языке.

Почему это оказалось возможным? Ответ очевиден: всё, что есть в Православии, включая форму храма, фреску, иконостас, облачение духовенства, богослужебное уставное чинопоследование, церковные распевы, обряды и многое другое созданы действием Святого Духа. Поэтому улучшать по человеческому разумению то, что имеет источником Божественное совершенство и полноту – дело безумное и Богу не угодное.

4. Заключение. Предостережение ревнителям не по разуму

Миссионерское значение традиционной (не «миссионерской»!) Литургии столь велико, что оно никак не станет больше, если его попытаться «улучшить» грубыми модернистскими методами.

Занимаясь миссионерством, нельзя упускать главную цель проповеднической деятельности. Такой целью, очевидно, должно быть приобщение оглашенных к полноте апостольской святоотеческой традиции. Никто из церковных людей не станет радоваться, к примеру, успеху миссии адвентистов или иеговистов, хотя она порой проходит весьма «успешно». Также точно в случае с «миссионерской литургией» на русском (украинском, белорусском и др.) языке не вполне ясно: следует ли радоваться её «успеху».

Ведь если такая служба, не дай Бог, неофиту понравится, это будет означать, что малоцерковный человек приобщён не к православной традиции, а уловлен в сети обновленчества. В результате он может оказаться надолго (если не навсегда) отчуждён от богослужебной жизни большинства православных приходов и монастырей .

Таковыми могут стать горькие плоды «миссионерской литургии».

Прот. Константин Буфеев

В храме в честь Образа Божией Матери «Достойно есть» провели миссионерскую литургию с пояснением. Зачастую многие из тех, кто только начал посещать храм, присутствовать на богослужениях, долгое время не могут понять суть происходящего во время Божественной литургии.

Специально, чтобы помочь желающим понять духовный смысл церковной службы, напомнить верующим о символическом и историческом подтексте происходящего в храме, остановиться на некоторых важных моментах Литургии, проводятся миссионерские богослужения.

В храме в честь Образа Божией Матери «Достойно есть» такое богослужение провели
20 января в день празднования Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. На миссионерское богослужение пришли десятки верующих.
Служил во время Божественную литургии провел иерей Макарий Шиповский, а объяснял чинопоследование богослужения, его особенности и значение литургических моментов настоятель храма иерей Алексий Чернышев.

В самом начале богослужения отец Алексий напомнил прихожанам, что Божественная литургия является самым важным богослужением Православной Церкви. Именно на ней совершается величайшее Таинство – Евхаристия.

«Литургия – это снисхождение Неба на землю. Это и есть проявление Царствия Божьего на земле», - сказал настоятель.
Далее священник объяснил смысл Мирной ектении, когда мы молимся о мире общими устами. Также в момент Мирной ектении каждый должен простить ближнего своего, найти мир в своей душе.

Настоятель рассказал присутствующим о том, как появилось Всенощное бдение, как выглядели и были устроены храмы в Византии.
Во время Божественной литургии присутствующие всегда слышат громкий возглас - "Премудрость! Прости!". Что же означают эти слова?

Отец Алексий пояснил, что когда диакон громко возглашает: "Премудрость! Прости!», верующие должны стоять и сосредоточено внимать всему происходящему. Таков буквальный перевод с греческого языка этих слов. Поэтому, после произнесения этого возгласа нужно отбросить все ненужные мысли и действия и быть сопричастным совершаемому за богослужением.

Настоятель подробно рассказал собравшимся об апостольском и евангельском чтении, а иерей Макарий Шиповский произнес перед прихожанами проповедь о жизни Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Тысячелетия назад к Иоанну Предтечи с вопросами обращались люди. «Как встретиться с Богом?» - вопрошали они. И Пророк давал лаконичный ответ: «Не клевещи, не осуждай». «Спустя 2000 лет эти слова не утратили своей актуальности. Это простое лекарство для каждого из нас, чтобы встретиться со Христом», - обратился к прихожанам отец Макарий.

Пришедшим на миссионерское богослужение пояснили значение Таинства Причащения.
Как отметил настоятель храма, человеку необходимо жить с этим Таинством и при любом обстоятельстве всегда принимать этот Дар.

В завершении миссионерской литургии иерей Алексий Чернышев выразил надежду, что пояснения помогут присутствующим лучше понять христианскую веру, что-то переосмыслить, изменить и стать истинным носителем Евангельских Заповедей.

Чтобы каждый раз, выходя из храма, человек чувствовал, что Господь просветил его светом Своей благодати.

Излагая основные формы разъяснительных комментариев, мы будем опираться на опыт проведения т. н. «детских» Литургий в Георгиевском храме города Видное. Они задумывались с целью более глубокого знакомства учащихся детской воскресной школы с богослужением, его составными частями и их значением. Впоследствии, однако, организаторы пришли к выводу, что в неменьшей степени, а то и в первую очередь, совершение «детских» Литургий необходимо для родителей учащихся и взрослых прихожан.

1. Понятие «миссионерская Литургия»

Говоря о «миссионерской Литургии», необходимо сразу определиться со значением этого термина. Само по себе название довольно странное. Миссия по определению предназначена для некрещеных людей, не знающих Христа. Однако в современных реалиях церковной жизни под «миссионерством» скорее следует понимать просветительскую деятельность, направленную на «крещеных, но еще не просвещенных» членов Церкви Христовой. Поэтому «миссионерская Литургия» представляет собой Божественную литургию с комментариями, целью которых является просвещение и дальнейшее воцерковление современных людей, считающих себя православными христианами.

2. Основания для практики комментирования Литургии

Существует мнение, что комментирование Литургии нарушает ее строй, ритм, разрывает ее целостность. Не отвергая подобных опасений, стоит заметить, что комментатор Литургии выступает, прежде всего, как проповедник. Проповедь же является неотъемлемой частью Литургии, о чем говорит и ее древнее положение в структуре богослужения. Проповедь произносилась после чтения Евангелия, а не после отпуста, как иногда в современной практике. Смысл проповеди сводился к разъяснению только что прочитанного текста Священного Писания.

Анализируя эту древнюю практику, можно сделать два основных вывода:

  • проповедь не являлась чем-то «внешним» по отношению к Литургии, а входила в ее структуру, она не разрывала службу, а являлась ее частью;
  • понимание произносимых слов и читаемых отрывков было важным условием для полноценного участия в Литургии.

Здесь уместно будет подчеркнуть, что сам процесс «понимания» происходил на Литургии как просвещение. Может быть, поэтому так важно было христианам сохранить проповедь внутри Литургии? Обычно противники разъяснения Литургии непосредственно за богослужением говорят о том, что Литургию можно и нужно толковать, только не во время ее совершения. Резонно тогда поставить вопрос: почему Евангелие толковали на самой Литургии, а не в другое время? Отвечая на него, нельзя забывать о том, что на Литургии подается полнота освящения и просвещения человека как на мистическом, таинственном уровне, так и на сознательном, интеллектуальном, где действует слово проповедника. Возможность комментирования службы основывается на том, что разъяснение Литургии — не новая, чуждая ей форма, а проповедь, разбитая на более мелкие части, служащая, как и в древности, пониманию литургийных слов. Обычно на практике остановки для произнесения комментариев

проповеди делаются 6 раз, когда для молящихся, так или иначе, возникает некоторая пауза: перед началом Литургии, после чтения Евангелия, после Великого входа, после Евхаристического канона, после причащения духовенства, после отпуста.

3. Основные методы комментирования

Литургии с комментариями в Георгиевском храме г. Видное совершаются в течение всего учебного года с периодичностью раз в месяц. Такая частота требует более тщательного подхода к составлению комментариев, которые бы по возможности не повторяли друг друга. В результате были определены три основных подхода к объяснению Литургии.

3.1. Описательный метод. Смысл данного подхода заключается в переводе богослужебных слов и выражений на русский язык и описании тех священнодействий, которые совершаются на Литургии. Надо отметить, что данный подход имеет приоритет при первом опыте комментирования богослужения. Описательный метод не требует от комментатора большого набора знаний относительно истории формирования евхаристического богослужения и нюансов символического толкования ее элементов.

3.2. Метод символического толкования. Символическое истолкование отдельных частей Литургии, слов и выражений имеет большую историю в святоотеческой письменности. Известный западный специалист в области Православного богослужения Хью Уайбру насчитывает 6 сюжетных символических линий в области толкования Литургии среди отцов и учителей Церкви, начиная с Феодора Мопсуестийского и заканчивая свт. Симеоном Солунским 1 . Все они говорят о Литургии как о символическом изображении жизни Христа, однако между собой могут существенно отличаться в толковании символики той или иной части Литургии. Например, прп. Максим Исповедник рассматривал Литургию не только как символическое изображение исторических деяний Христа, но и как явление грядущих эсхатологических событий, поэтому в его толковании чтение Евангелия на Литургии обозначает конец мира и второе пришествие Христа как Судии мира, а Великий вход — откровение тайны спасения, сокровенной в Боге. В то время как у прав. Николая Кавасилы чтение Евангелия — это явление Христа народу в Его учении, а Великий вход символизирует Вход Господень в Иерусалим на вольную смерть. Нельзя не отметить, что символический метод много критикуется современными богословами. Проблема заключается в религиозно-философском понимании термина «символ». По мнению прот. Александра Шмемана, «ненужный богослову „изобразительный символизм“ оказывается ненужным и серьезному верующему» 2 . Первичный смысл слова «символ», как утверждает известный богослов, совсем не равнозначен с «изображением». Исконная функция символа не в том, чтобы изображать, а в том, чтобы являть и приобщать явленному 3 . Не вдаваясь в подробности спора о ценности символического толкования Литургии, стоит сказать о том, что для детской целевой аудитории рассказ о жизни Христа в символах литургических священнодействий имеет большое дидактическое значение.

3.3. Исторический метод. Как видно из его названия, данный подход, прежде всего, ориентируется на исторические реалии развития евхаристического богослужения. Историческая литургика дает много полезного материала для комментирования богослужения. При таком подходе легче показать, что является самым важным, самым главным и неотъемлемым в структуре Литургии.

Безусловно, данное разделение на три метода является условным. Применение одного не исключает использование другого. Их сочетание может стать интересной творческой задачей для комментатора Литургии. В одном мы можем быть уверены — использование всех возможностей данных подходов поможет обогатить комментарий, не превращая его в повторение одного и того же материала.

Комментарии к Божественной Литургии Святителя Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоуста


От редакции: Клирики Белгородской епархии в течение нескольких лет совершают миссионерские богослужения. На такой службе священник несколько раз выходит к народу во время службы, поясняя, что происходит в храме в данный момент. Мы публиковали текст .


Надеемся, что комментарий к Божественной Литургии будет полезен и мирянам, которые смогут глубже понять службу, и священникам в деле проведения миссионерских служб.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры, все мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы совершить нашу общую молитву, потому что слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело», т.е. дело не только одних священнослужителей, но всех верных собирающихся в храме за богослужением. А это значит, что каждое действие, каждое молитвословие имеет отношение к каждому из нас. Все молитвы, которые читаются священнослужителями в алтаре, имеют характер общей, совместной молитвы всей общины, и предстоятель богослужения (архиерей, либо священник) совершает их от лица всех. И смысл нашего с вами присутствия за богослужением не в том только, чтобы помолиться о своих собственных радостях и печалях, а в том, чтобы по молитве всей общины свершилось великое таинство Евхаристии, т.е. благодарения, когда предложенные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и всякий приступающий к таинству святого Причащения соединяется с Самим Христом.



Но главная проблема заключается в том, что наше богослужение во многом непонятно. Для того, чтобы эту проблему отчасти разрешить сегодня Божественная Литургия по ходу ее совершения будет сопровождаться комментариями, разъясняющие смысл совершаемых священнодействий и молитвословий. Только что прочитаны часы, которые являются частью суточного круга богослужения, в алтаре священником совершена проскомидия (в пер. с греч. приношение ), во время которой из предложенных просфор была изъята часть хлеба (символизирующая собой Агнца Божия, т.е. Христа), частицы в честь и память Пресвятой Богородицы, святых, а также живых и умерших православных христиан за которых были поданы поминовения. Все это полагается на дискосе и символизирует собой Церковь Христову — небесную и земную. В Чашу вливается вино, соединенное с водой, в память о том, что из ребра Господа, после его прободения копьем на Кресте, потекла кровь и вода. После этого предложенные дары покрываются специальными платами (покровцами и возду хом) и священник читает молитву предложения, в которой просит благословить и принять предложение в Пренебесный Жертвенник, помянуть «принесших и ихже ради принесоша » (т.е. тех кто подавал поминовение и за кого) и сохраниться нам неосужденными при священнодействии.


Таким образом, завершается проскомидия и наступает время литургии оглашенных, которая начнется уже буквально сейчас. В предначинательных молитвах перед литургией священник читает молитву о призвании Святого Духа «Царю Небесный «, и когда служба совершается с диаконом, то он, испрашивая благословения у предстоятеля, говорит: «Время сотворити Господеви, Владыко, благослови «. Т.е. наступает время литургии, время, когда будет действовать Сам Господь, а мы будем лишь Его соработниками.


Божественная Литургия начинается торжественным возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков «, на что хор отвечает «Аминь «, что значит да будет так . Всякое ответствование клироса выражающиеся в произнесении слова «Аминь » есть выражения согласия и принятия народом Божиим, т.е. всеми верными христианами, всего, что совершается в Церкви.



Затем следует великая или «мирная» ектения, которая начинается со слов «Миром Господу помолимся «, «миром», значит «в мире», т.е. мирном состоянии духа и примиренности с окружающими. Нельзя приносить жертву Богу, находясь в озлобленном состоянии. Произносятся прошения, и мы вместе с клиросом отвечаем на них «Господи, помилуй «. После великой ектении читается молитва, в которой священник просит у Господа, чтобы Он «воззрел на этот святой храм и подал нам и молящимся с нами неистощимые милости «. После этого следует пения антифонов. Антифонами называются целые псалмы или стихи из них, которые поются попеременно правым и левым хором. Не везде, конечно, есть возможность следовать этой традиции. Основное содержание антифонов — прославление Бога и Его вечного Царства. Первоначально они не входили в состав литургии, а пелись народом по пути к храму. Во время пения антифонов священник читает молитву в которой просит у Бога «спаси народ Твой и благослови наследие Твое, в полноте Церковь Твою сохрани… и не оставь нас, надеющихся на Тебя «.


Произносится т.н. «малая» ектения «паки и паки, миром Господу помолимся «, т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся «. «Господи, помилуй » отвечает хор, а вместе с ним и все мы.


После чего следует пение второго антифона «Хвали душе моя Господа » и песнь «Единородный Сыне «, в которой выражается православное учение о Христе: в Нем соединены две природы — божественная и человеческая, причем обе они присутствуют в Нем во всей своей полноте: Бог, воплотившись, не перестал быть Богом, и человек, соединившись с Богом, остался человеком. В это время священником читается молитва, где он молится «…Сам и ныне прошение чад Своих на пользу исполни: подай нам в нынешнем веке познание Твоей Истины, а в будущем — Жизнь вечную даруй «.


И снова следует «малая» ектения после которой пение третьего антифона, т.н. «блаженны», т.е. заповеди блаженства данные Господом, во время которого совершается малый вход. Священнослужители износят Святое Евангелие из алтаря с чтением молитвы «…соделай со входом нашим вход святых ангелов, вместе с нами служащих и прославляющих Твою благость «. Священник благословляет святой вход словами «Благословен вход святых твоих «, затем следует возглас «Премудрость, прости! «. «Прости» — значит, станем прямо, благоговейно. Малый вход символизирует явление Церкви, которая совместно с ангельскими силами воздает Богу непрестанное славословие. Но раньше принесение Евангелия имело и чисто практический характер, потому как хранилось оно не на престоле, а в отдельном месте, и в этот момент приносилось в храм для того, чтобы быть прочитанным.


Хор поет «Придите, поклонимся и припадем ко Христу! «, после чего следует пение тропарей и кондаков полагающихся на этот день. Во время пения священником читается молитва Трисвятого пения, которая находится в непосредственной логической связи с идеей входа и молитвой входа, и в ней говорится о сослужении со священником и самих Небесных Сил «Боже святой, во святых почивающий, Которого Трисвятой песнью серафимы воспевают и херувимы прославляют…Сам, Владыка, прими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети нас по благости Твоей, прости нам все вольные и невольные согрешения… «.


После этого следует возглас «Господи, спаси благочестивыя… «, который сохранился из церемониала византийской службы, за которой присутствовали цари. И сразу следует пение Трисвятого «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас «. Во время пения Трисвятого совершается восхождение священнослужителей на горнее место в алтаре, место, на котором может восседать только архиерей, символизируя собой Христа. Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, поэтому именно оттуда предстоятель преподает всем собравшимся мир, для нашего слышания слова Божия. Чтение Священного Писания предваряется пением прокимна (в пер. с греч. предлежащий ). Прокимен — это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю. Состоит Прокимен из стиха, в собственном смысле называемом прокимном, и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна.



После чтец возглашает соответствующий отрывок их апостольских посланий. Сегодня таких отрывков будет два из послания апостола Павла к Колосянам и первое послание к Коринфянам. Во время чтения апостольского послания совершается каждение алтаря, иконостаса, чтеца апостола, клироса и всех собравшихся в храме. Раньше каждение полагалось во время пения аллилуария со стихами псалмов, т.е. после чтение Апостола, но так как это пение обычно совершается очень поспешно, то и каждение перенеслось на само чтение отрывка апостольского послания. Аллилуйя, слово еврейского и буквально означает «хвалите Яхве» (Яхве, или Сущий — имя Божие открытое в Ветхом Завете).



Затем следует чтения Евангелия. Перед его чтением священник читает молитву «Воссияй в сердца наших, человелюбивый Владыка… Вложи в нас и страх пред благими Твоими заповедями, дабы мы, все похоти плотские победив, проводили жизнь духовную… «. Сегодня также евангельских чтений будет два, и мы остановимся отдельно, чтобы рассказать о смысле прочитанных отрывков.


А сейчас уже начнется Божественная Литургия, поэтому призываю всех собравшихся в храме к ответственному и молитвенному предстоянию за богослужением, потому как наша общая молитва и есть молитва всей Церкви. Помогай всем Бог!

Следующая остановка после чтения Священного Писания

Возлюбленные о Господе братья и сестры, сразу после чтения Евангелия полагается т.н. «сугубая» ектения, во время которой мы молимся о Предстоятеле нашей Церкви Святейшем Патриархе, Правящем Архиерее, богохранимой стране, народе и воинстве, о всех предстоящих и молящихся, делающих доброе для святого храма сего, поющих и предстоящих людях ожидающих великой милости от Господа. На каждое прошение хор трижды отвечает «Господи, помилуй «, и каждый из нас в сердце своем должен повторять эту молитву. Во время ектении священник молится о том, чтобы Господь «принял усердное это моление… и помиловал нас по множеству милости » Своей. Также служащее духовенства раскрывает святой антиминс (буквально — вместопрестолие), плат со вшитой частицей святых мощей, на котором будет принесена Бескровная Жертва.


В будние дни после «сугубой» ектении полагается ектении заупокойная, но в воскресные и иные праздничные дни она не положена, значит, ее не будет и сегодня. Но не будем забывать, что поминовение усопших совершается всегда за проскомидией, и после освящения Святых Даров, в том месте, о котором еще будет сказано.


После этого произносится ектения об оглашенных, которая напоминает нам о том, что в Древней Церкви Крещение совершалось только после длительного научения (оглашения) и готовящиеся к этому великому таинству именовались оглашенными. Им разрешалось присутствовать за богослужением до определенного момента. После произнесения этой ектении всем готовящимся ко Крещению надлежало покинуть богослужение. Сегодня оглашенные практически отсутствуют, но ектения сохранилась, возможно, что она станет залогом того, что древняя огласительная практики в нашей Церкви будет возрождена. Во время этой ектении священник молится, чтобы Господь «удостоил их (т.е. оглашенных) во время благоприятное бани пакибытия (т.е. Крещения)… соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью и сопричел их ко избранному Своему стаду… «.

По окончании ектении возглашается «Елицы (т.е. все те кто) оглашеннии, изыдите… «, а это значит, что завершается литургия оглашенных и начинается литургия верных , на которой могут присутствовать только члены Церкви, т.е. православные христиане.


Во время произнесения ектений в алтаре читаются две молитвы верных, в которых священник от лица всех собравшихся просит Господа принять «…молитву нашу, соделать нас достойными приносить Ему молитвы, и моления, и жертвы бескровные за весь народ Его… «, даровать «всем молящимся с нами преуспевания в жизни и вере и разумении духовном » и «неповинно и неосужденно причащаться святым Его Таинствам и небесного Его Царствия удостоится «. По окончании чтении второй молитвы следует возглас «Яко да по державою Твоею (дабы мы под властью Твоею) всегда хранимые, Тебе славу воссылали, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков «. После двоекратного «Аминь » хор начинает пение Херувимской песни. В начале пения херувимской священник про себя читает молитву в которой просит Бога «…удостой, чтобы и через меня грешного и недостойного служителя Твоего, были принесены Тебе эти дары. Ты Сам — приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш… «. Это молитва является подготовкой к моменту великого входа, т.е. перенесения Даров с жертвенника на престол. После чтения молитвы священник (если отсутствует диакон) совершает каждение, во время которого про себя читает покаянный 50 псалом.

Совершив каждение, предстоятель воздымает вверх руки со словами «Мы, херувимов в таинстве изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение, дабы принять Царя мира, сопровождаемого невидимо чинами ангельскими. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя «.







Перенесение Даров и поставление их на престоле выражается в терминах жертвы, но опять-таки, нашей жертвы, жертвы хвалы, которую мы просим принять «из рук нас, грешных …». В том случае, когда литургия совершается без диакона предстоятель берет дискос и Чашу и на солее совершает поминовение Первоиерарха нашей Церкви, Правящего Архиерея, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, а также всех присутствующих в храме словами «да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков «. Поставляя святые сосуды на престол, священник совершает их покрытие воздухом с произнесением тропарей Великой Пятницы. После совершения перенесения Даров с жертвенника на престол мы сделаем с вами еще одну остановку, чтобы пояснить дальнейший ход богослужения. Помогай всем Бог!


Следующая остановка после Великого входа

Возлюбленные о Господе братья и сестры, совершился Великий вход, и мы с вами практически вплотную подошли к кульминационному моменту богослужения — евхаристическому канону. Сразу после перенесения Даров с жертвенника на престол начинается просительная ектения. Звучит прошение «Исполним (т.е. восполним) нашу молитву Господу «, и мы вместе с хором отвечаем «Господи, помилуй». После прошения «день весь провести свято, мирно и безгрешно у Господа просим «, мы отвечаем словами «Подай, Господи «, и именно поэтому ектения именуется просительной. Эта ектения развивает прошения в отношении того, что потребно людям: Ангела Хранителя, прощения грехов, мирной кончины и т.д. Во время ее произнесения читается молитва приношения. Это последняя молитва перед самой анафорой (т.е. евхаристическим каноном) обращает на себя внимание призыванием Святого Духа на Дары и на народ: «…удостой нас обрести благоволение в очах Твоих, чтобы благоприятной Тебе была жертва наша и чтобы почил благой Дух благодати Твоей — на нас, и на этих предлежащих дарах и на всем народе Твоем… «.


После возгласа «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси… » священник преподает «мир всем «. Затем следует возглас «Возлюбим друг друга, дабы в единомыслии исповедовать » и хор продолжает «Отца и Сына и Святого Духа — Троицу Единосущная и Нераздельную «. В древности в этот момент совершалось т.н. целование мира , когда верные преподавали друг другу лобзание мира во Христе: мужчины мужчинам, женщины женщинам. Можно предположить, что исчезновение этого действия было связано с ростом Церкви, с появлением многолюдных собраний в храмах, где никто не знает друг друга и где эти действия были бы простой формальностью. Сегодня этот обычай сохранился только среди священнослужителей, когда один другого приветствует словами «Христос посреди нас » на что следует ответ «и есть и будет «.


Это действие символически обозначает полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в таинстве Евхаристии. Заповедь Спасителя (Мф. 5:23-24), прямо предписывает примириться сначала с братом, а потом уже приносить жертву к алтарю. Но это примирение должно означать еще и полное единомыслие, полное духовное единение. Поэтому сразу непосредственно после целования мира возглашается Символ веры (принятый на I Вселенском соборе в Никее и дополненный на II Вселенском соборе в Константинополе), как мерило догматической истины христиан. Евхаристическое приношение может быть только едиными усты и единым сердцем , в единой вере, в согласии догматов, в одинаковом взгляде на основные вопросы веры и спасения.



После возгласа «Двери, двери, премудростию вонмем (т.е. будем внимать)» всем народом Божиим поется Символ веры, как выражение догматического единства Церкви. Возглас «двери, двери » в древности был знаком для дьяконов, которые стояли при дверях для того, чтобы во время совершения евхаристических молитв никто не выходил и не входил в собрание верных.


По окончании пения Символа веры начинается евхаристический канон или молитвы анафоры (от греч. возношение ), которые являются кульминационной частью литургии. Мы слышим возглашение «Станем добре (т.е. стройно), станем со страхом, вонмем (т.е. будем с вниманием) святое возношение в мире приносить — » и хор продолжает «милость, мир и жертву хвалы «. Священник обратясь лицом к народу возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа да будет со всеми вами! «. Хор, а вместе с ним и все мы отвечаем: «И со духом твоим «. Предстоятель: «Горе имеим (т.е. вознесем вверх) сердца «, хор отвечает: «Имамы (т.е. возносим) ко Господу «, священник: «Благодарим Господа! «. И хор начинает петь «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной «. В это время предстоятель совершает молитву благодарения, в которой он возносит Богу хвалу за все Его благодеяния явленные и неявленные нам, за то что Он нас привел из небытия в бытие и после падения восстановил снова, за службу которая совершается, не смотря на то, что Ему предстоят тысячи архангелов и множества ангелов, херувимы и серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие на крыльях, которые (возглашает священник) «победную песнь воспевая, восклицая, возглашая и говоря » (продолжает хор) «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф; полны небо и земля Славы Твоей! Осанна (т.е. спасение) в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! «. И священник продолжает «с этими блаженными Силами и мы, человеколюбивый Владыка, восклицаем… » после чего предстоятель в молитве воспоминает событие, когда Господь наш Иисус Христос установил таинство Святой Евхаристии «взяв хлеб в Свои святые и непорочные и безгрешные руки, возблагодарив и благословим, освятив » и сказав своим ученикам и апостолам «Примите, ядите, это — Тело Мое, за Вас преломляемое во оставлении грехов «, хор и мы вместе с ним «Аминь! «. Священник молится «Так же и чашу после вечери, говоря : (вслух) Пейте из нее все, это — Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов «. Хор продолжает отвечать «Аминь! «, священник «Итак, воспоминая эту Его спасительную заповедь и всё ради нас Им соделанное: крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, по правую руку (от Отца) сидение, и еще второе и славное Его пришествие, (вознося Дары) «Твоя от Твоих, Тебе приносящее о всех и за вся «. И далее «Тебе воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и Тебе молимся, Боже наш! » (хор вторит этому). И священник начинает читать молитву о призвании Святого Духа на Дары «и просим, и молим, и мили ся деем (т.е. припада ем): ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары, «.


Согласно русской традиции в это время полагается чтение тропаря третьего часа «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа», многие ошибочно полагают, что этот тропарь как раз и является молитвой призывания Святого Духа на Дары. Для того, чтобы не разрывать целостность этой молитвы, он будет прочитан сразу после слов «и Тебе молимся, Боже наш! «.







Молитва эпиклесиса (т.е. молитва о призывании Святого Духа) продолжается неразрывно словами «И сотвори убо хлеб сей — честным Телом Христа Твоего » (священник благословляет рукой дискос), «а еже в Чаше сей честную Кровь Христа Твоего » (священник благословляет Чашу), «преложив Духом Твоим Святым » (благословляет священник вместе дискос и чашу). После этого совершается земной поклон перед освященными Святыми Дарами.


Восстав, предстоятель совершает ходайственные молитвы о том, чтобы все мы причащались для трезвения души и прощения грехов. Далее он молитвенно приносит словесную службу «о всяком дусе праведном в вере скончавшемся «. И возглашает, совершая каждение престола, «Изрядно (т.е. особенно) о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии «. Хор поет песнопение, прославляющее Божию Матерь, которая является честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, а священник продолжает поминать святых угодников Божиих, Иоанна Предтечу, святых славных апостолов и святых, память которых совершается в сегодняшний день. Затем, прошу обратить внимание, предстоятель совершает поминовение усопших православных христиан, поэтому и каждый из нас в это время может и должен молитвенно воспомянуть всех тех, кого мы обычно поминаем за упокой. Затем священник молится о всяком епископстве православном, священстве, диаконстве и всяком священническом чине, о Святой Соборной и Апостольской Церкви.


После предстоятель возгласно поминает Первоиерарха Русской Церкви и Правящего Архиерея, читая после этого молитву о нашем городе, о стране нашей и спасении всех тех православных христиан кто в настоящий момент не присутствует за богослужением. Затем, опять таки прошу обратить внимание, возможно поминовение о здравии православных христиан, но времени на это очень мало, поэтому можно успеть молитвенно помянуть только самых близких нам людей. После этого следует возглас: «И даждь (т.е. дай) нам едиными усты и единым сердцем прославлять и воспевать Твоё всечестное и велеколепое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков «, хор вместе с народом отвечает «Аминь! » и священник обратясь лицом ко всем верным возглашает «И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами «, хор отвечает «и со духом твоим «. На этом евхаристический канон заканчивается и остается уже со всем немного времени до момента причащения духовенства и мирян. В этот момент мы с вами снова сделаем остановку, чтобы продолжить объяснять последующий ход богослужения. Желаю всем нам осмысленного предстояния перед Господом!

Следующая остановка после евхаристического канона

Возлюбленные о Господе братья и сестры, совершилось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для того, чтобы потом быть предложенным верным для причащения и соединения с Богом. Сейчас будет произнесена просительная ектения после освящения Даров «Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся «. Под святыми здесь подразумеваются не только святые угодники Божии, прославленные Церковью, но и все верные православные христиане, усопшие и живые, помянутые во время богослужения. В ранней Церкви под святыми подразумевались все вообще христиане и апостольские писания именуют христиан именно таким образом. Далее прошение «О принесенных и освященных честных Дарах Господу помолимся «, это прошение об освящении нас причащением этих Даров, что следует из следующего прошения «Дабы человеколюбивый Бог наш, приняв их на святой и Пренебесный и мысленный Свой жертвенник, как благоухание духовное, ниспослал нам в воздаяние божественную благодать и дар Святого Духа — помолимся! «, затем следуют обычные для просительной ектении прошения, а священник молится, чтобы каждый из нас неосужденно причастился и очистился от скверн плоти и духа. О значении этой молитвы и ектении пишет свт. Николай Кавасила, один из лучших толкователей Литургии: «Благодать действует в честных Дарах двояким образом: во-первых, тем, что Дары освящаются; во вторых, тем, что благодать через них нас освящает. Поэтому действию благодати в Св. Дарах никакое человеческое зло не может воспрепятствовать, т.к. освящение их не есть действие человеческой добродетели. Второе же действие есть дело нашего старания, и поэтому ему может помешать наше нерадение. Благодать освящает нас через Дары, если находит нас достойными освящения; если же она находит неприготовленными, то она нам никакой пользы не приносит, а причиняет еще больший вред». Завершается ектения прошением «Единство веры и общение Святого Духа испросив, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим «, после чего следует возглас «И сподоби нас, Владыка, со дерзновением неосужденно сметь именовать Тебя, Небесного Бога, Отцом и говорить «:



И весь народ вместе с хором поет молитву Господню: «Отче наш… «. Прошение в молитве Господней о хлебе насущном приобретают во время литургии особый евхаристический характер. Завершается молитва возгласом «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава… «, после чего священник преподает всем мир, и после возгласа о главопреклонении читает соответствующую молитву, в которой благодарит Бога и просит о наших непосредственных нуждах «плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, больных исцели Врач душ и тел наших «. После того, как хор отвечает «Аминь «, священник читает молитву перед раздроблением Святого Агнца, в которой просит Бога «преподать нам причистое Тело Его, и честную Кровь, и через нас — всему народу Его «.


Следует возглас «Вонмем! (т.е. будем внимательны)» и предстоятель вознося Святой Агнец возглашает «Святая святым! «. Здесь, как мы уже и говорили, под святыми понимаются все православные христиане, в данном случае, собранные в этом святом храме, т.е. понимается каждый из нас. Хор поет: «Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь «. Предстоятель совершает раздробление Святого Агнца, со словами «Исполнение Духа Святого » влагает в Чашу частицу с надписанием «Иисус», частицей с надписанием «Христос» будет причащаться духовенство, а две оставшиеся с надписями «НИ» и «КА» (т.е. победа), будут раздроблены для преподания всем, кто сегодня собирается причащаться. В Святую Чашу вливается ковшик с горячей водой, т.н. «теплоты» , которая своим богословским истолкованием восходит к крестной смерти Спасителя, т.к. Кровь, которая истекла из Господа, была горячей. После того как священнослужители причастятся, мы снова сделаем небольшую остановку и объясним оставшуюся часть богослужения, после чего Тело и Кровь Христовы будут преподаны всем, кто к этому сегодня готовился.

Следующая остановка после причащения духовенства

Возлюбленные о Господе братья и сестры, подошел сам момент, когда Чашу с Телом и Кровью Христовой будет изнесена из алтаря для причащения верных. Как мы с вами говорили в начале, Божественная Литургия имеет своим смыслом преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для причащения всех собравшихся за литургией. Последнюю часть литургии потому и называют литургией верных, потому как все присутствующие на ней не были посторонними зрителями, но активными участниками богослужения, осознающие свое ответственное предстояние перед Богом в совместной евхаристической молитве. Причащение за каждой литургией, было нормой для христиан древней Церкви, но со временем эта норма стала забываться, и сегодня мы можем видеть как в храме, в котором достаточное количество народу, причастников единицы. Часто мы говорим о нашем недостоинстве, и это совершенно верно, каждый из нас недостоин того, чтобы иметь возможность соединяться с Самим Христом и горе тем, кто вдруг осознает свое достоинство перед Святой Чашей. Именно потому, что мы немощны и недостойны, мы призваны к тому, чтобы врачевать свои недуги в Таинствах Святой Церкви — покаянии и причащении прежде всего. Всеобщность причащения всех верных за литургией выявляет природу Церкви, которая Сама есть Тело Христово, а значит каждый член Ее является Его частицей.


Стремясь к постоянному единству с Богом в совместной молитве и в общении в таинствах, мы шаг за шагом будет совершать наше духовное восхождение, к которому призван каждый христианин. Литургия совершается не для того, чтобы мы могли поставить свечки и заказать обедни, точнее все это мы тоже имеем полное право делать, но главным смыслом ее совершения является наше соединение с Самим Богом. Цель жизни православного христианина в том, чтобы достичь обо жения, потому как, по слову святителя Афанасия Великого «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». И наше обожение немысленно без участия в церковных таинствах, к которым мы должны прибегать не изредка, от случая к случаю, но постоянно, помня, что именно в этом и заключается наша церковная жизнь. Естественно, все это немыслимо без кропотливой и тщательной работы над собой, без борьбы со своими грехами, потому как сказано в Священном Писании: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его » (Мф. 11:12). Бог спасает нас, но не без нас, если каждый из нас не возжаждет спасения, то достичь его будет невозможно.


И помимо нашей постоянной таинственной жизни, мы должны употреблять усилия для того, чтобы лучше узнать свою веру, потому как всякий взирающий на нас уже составляет представление о Церкви Христовой, и каково будет это представление, если мы не сможем дать ответы на элементарные вопросы. Нужно постоянно понуждать себя к тому, чтобы учиться, читать Священное Писание, отцов Церкви, труды православных богословов и, несомненно, совершенствоваться в молитвенном делании. На каждом из нас огромная ответственность перед Богом, Церковью и людьми, потому как став христианами мы стали, по слову апостола Петра «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Помня об этой ответственности, нам и надлежит совершать свое церковное служение.







Сейчас будет вынесена Святая Чаша и каждый, кто сегодня собирался причаститься соединится с Самим Христом. После причащения Чаша вносится в алтарь и святые частицы, которые вынимались за святых, живых и умерших погружаются в Чашу со словами «отмой Господи грехи всех воспоминавшихся здесь молитвами святых Твоих «. Таким образом, все, за кого совершалось приношение, также соделывается Телом Христовым, и в этом высший смысл Евхаристии — единство небесной и земной Церкви.


Совершим погружения частиц священник возглашает «Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое! «. Затем Святая Чаша переносится на жертвенник, со словами «Благословен Бог наш » (тихо) «Всегда ныне и присно и во веки веков! » (возгласно). Священник произнося «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя » поставляет Чашу на жертвенник. Хор, от лица всех причастившихся Святых Таин поет «Да наполнятся уста наши хвалою Тебе, Господи, дабы нам воспевать Славу Твою, ибо ты удостоил нас причащения святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Таинствам «. После чего следует ектения «Станем благоговейно! Причастившись божественным, святым, непорочным, бессмертным, небесным и животворящим, страшным Христовым Таинам, достойно благодарим Господа! «, после возглашается «С миром изыдем! » и младшим священнослужителем читается т.н. «заамвонная» молитва, в которой он просит «Господи… спаси народ Твой и благослови наследие Твое… Даруй Мир миру Твоему, церквам Твоим, священству, правителям нашим и всему народу Твоему… «. Хор с народом отвечает «Аминь! «, после чего преподается благословение всем верным словами «Благословение Господне на вас… «. После чего предстоятель совершает отпуст, т.е. конечную молитву литургии, в которой воспоминается Божия Матерь, святые апостолы, святые храма и дня (сегодня это, прежде всего, равноапостольная Нина, просветительница Грузии) и святитель Иоанн Златоуст, чья литургия сегодня совершается. После чего хор поет многолетие Предстоятелю Русской Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и нашему Правящему Архиерею, Высокопреосвященному Иоанну, Архиепископу Белгородскому и Старооскольскому. Таким образом, служба завершается.


Надеемся, что сегодняшнее богослужение, которое по ходу своего совершения постоянно комментировалось, дало возможность нам лучше узнать наше литургическое наследие, и мы и в дальнейшем будем предпринимать усилия, чтобы у нас появилось желание все больше и больше постигать наше православное наследие, через осмысленное участие в богослужении, через участия в Таинствах Святой Церкви. Аминь.

Конец и Богу нашему слава!


Богослужебные тексты приводятся преимущественно в русском переводе по изданию «Православное богослужение. Выпуск 1. Вечерня, Утреня, Литургия св. Иоанна Златоуста». — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2004.


Православие и мир

No related posts.

Loading...Loading...