Значение проказа, прокаженный в библейской энциклопедии никифора. Что же это за загадочный недуг

Проказа (лепра) является одной из самых страшных болезней. Мы прочно ассоциируем ее со средневековьем. Тогда люди сторонились прокаженных, у которых гнила плоть. Присутствие этих людей-призраков сопровождалось звоном колокольчика, их помещали в колонии, где никто толком не лечил. Древнее заболевание упоминается еще в Библии. О ней писал Гиппократ и древние индийцы.

В древности заболевание считалось божьей карой. Только в 1873 году был выявлен возбудитель лепры, человек научился эффективно бороться с проказой. Но о болезни большинство людей знает немного, доверяя ярким образам из книг и фильмов, а не фактам. Вот их то мы и попытаемся напомнить, сделав проказу и более понятной, и не такой страшной.

Проказа все еще существует. Обычно об этом заболевании говорят в контексте Средневековья или же библейской чумы. Однако болезнь существует и в современном мире. Специалисты полагают, что сегодня лепрой поражено от двух до трех миллионов человек. Точное число установить трудно, так как большинство больных проказой живут в бедных и слаборазвитых районах. Считается, что в одной только Индии около миллиона прокаженных, при этом Всемирная организация здравоохранения отмечает даже рост числа заболеваний в некоторых районах страны. Есть регионы в Индии, где лепра официально искоренена еще в 2005 году, но в некоторых местах произошло даже резкое возрождение заболевания с тех пор. Между 2010 и 2011 годами врачи зафиксировали более 125 тысяч новых случаев заболевания. И не стоит думать, что болезнь существует только в отдаленных районах отсталой Индии. На юге США в 2009 году было зафиксировано 213 новых случаев проказы, всего же по стране около 6500 больных лепрой.

Колокольчики на прокаженных. Многие знают, что перемещение прокаженных сопровождалось звоном колокольчиков, которые были надеты на несчастных. Так люди должны были знать, что приближается больной человек и уйти с его дороги. На самом деле изначально колокольчики имели другую цель, противоположную. Вплоть до XIV века прокаженные полагались на доброту незнакомцев. Многие больные потеряли свой голос, а звоном привлекали к себе внимание, чтобы им поднесли подаяние. Эти пожертвования зачастую были для прокаженных единственным способом выжить. И никто не пугался этого. Ведь в средние века после Крестовых походов многие рыцари вернулись из Святой Земли уже с проказой. Это заболевание стало считаться праведным. В некоторых местах прокаженным даже отдавали фиксированную часть продуктов с базара. Правда, со временем некоторые города запретили пользоваться колокольчиками, ведь больные начинали заниматься натуральным вымогательством.

Прокаженных изначально изолировали от людей. Благодаря современным археологическим исследованиям стало ясно, что наши представления о средневековых прокаженных являются не совсем правильными. Между 1000 и 1500 годами европейцы относили к проказе довольно разнообразные кожаные заболевания. Раскопки лечебниц во Франции и Англии показали, что там находились не только больные лепрой (болезнью Хансена), но и страдающие от туберкулеза, недоедания. И хотя сами лечебницы находились на окраинах средневековых городов, можно отметить сам факт их существования. Стало быть, больных не подвергали преследованию и остракизму. С учетом качества первых лепрозориев можно считать, что пациенты получали довольно профессиональную помощь, какая вообще могла предлагаться на тот момент. Большинство таких строений были качественно построены, расширены и даже ремонтировались по мере необходимости. В таких больницах были не только общие палаты, но и часовни, а также кладбища. Там пациентов хоронили в тщательно выкопанных могилах. На них устанавливали отдельные надгробия, существовала религиозная иконография. И только с приходом эпидемий чумы инфекционных больных стали сторониться, но это уже не помогло.

Религия распространяла ее, а чума практически остановила. В попытке проследить распространение проказы раскрылись некоторые странные детали. Сравнение патологий разных штаммов показало, что Европу около тысячи лет назад поразила та проказа, чей тип был распространен на Ближнем Востоке. В настоящее время насчитывается 11 разновидностей лепры, исследователи могут проследить, откуда они берут начало и как распространялась болезнь. Наиболее бурно это происходило во времена Крестовых походов. Четверть населения Европы страдала от проказы, чему способствовало появление на континенте новых болезней. Ранее изолированные популяции не имели к ним иммунитета. Таким образом религиозные войны способствовали распространению проказы, а вот остановить ее смогла чума. Когда Черная смерть опустошила Европу, отметилось резкое падение числа лепры. Одна из теорий гласит, что у человека сформировался иммунитет к этому заболеванию (сегодня до 95% населения обладает естественной защитой). По другой версии чума сперва убивала тех, кто был наиболее восприимчив к проказе. Эти люди уже страдали от недоедания и имели ослабший иммунитет.

Королевский уход. Не стоит думать, что прокаженные в средние века были обречены. Тем более за ними ухаживали даже монархи. Так, королева Матильда Шотландская была известна своими благотворительными актами, она особо подчеркивала, что распространяет свою благодать и на прокаженных подданных. И королева в уходе за ними зашла так далеко, что приглашала больных в свои личные комнаты, публично прикасалась к их ранам, стремясь развеять опасения людей. Матильда пошла по стопам своей матери Маргарет, которую канонизировали в 1250 году за благотворительную деятельность. Вместе со своим отцом, Малькольмом, Матильда во время Великого поста омывала ноги всем страждущим. Она основала больницу Святого Жиля, в которой осуществлялся уход именно за прокаженными. Королева выделяла средства на другие, аналогичные учреждения. Речь идет о больнице в Чичестере и женском комплексе в Вестминстере. И английский король Иоанн также установил законы, облегчающие жизнь прокаженных. Он устроил очень популярную ярмарку в Кембридже, которая позволила прокаженным получить дополнительный доход.

Проказа передается броненосцами. Большинство болезней существует в пределах одного вида живых существ. Другие же, как грипп и бешенство, могут переходить от животного к человеку и обратно. Долгое время считалось, что проказа - исключительно человеческое заболевание. Однако в последнее время стало известно, что вирус может распространяться еще и с помощью броненосцев. В настоящее время каждое пятое такое дикое животное является носителем проказы. На юге США на броненосцев охотятся ради их мяса. Поедая такую пищу, можно действительно заразиться лепрой. Симптомы этого обычно плохо диагностируются, ведь проказа - редкое для региона заболевание. В итоге в некоторых случаях дело может дойти до необратимой фазы. Но есть в этом факте и свои плюсы. Вирус не может существовать без носителя - образцы в лабораториях умирают за несколько дней. Теперь же с помощью броненосцев исследователи получили возможность изучать заболевание не только на основе человеческого организма. Использовать для опытов животных куда практичнее.

Плоть не гниет. Представляя прокаженного, мы так и видим, как гниет его тело и от него отваливаются куски плоти. Такой образ порожден видом фактических симптомов, кожных воспалений и ран. Однако эти классические образцы поражения могут быть очень слабыми, с небольшим обесцвечиванием вдоль граничной линии. Гнилой же плоти лепра не порождает. Кожа может деформироваться до ненормальных наростов, пятен, большие площади теряют чувствительность. Такие онемения вместе с пораженными нервами лишают человека ощущения своего тела, что приводит к целому ряду других проблем. Мы полагаемся на чувства, реагируя на боль, и говорим об этом, когда есть неприятные ощущения. А больные проказой могут страдать от порезов и ожогов, даже не понимая, что происходит что-то плохое. Травмы, которых в обычной жизни мы избегаем за счет предупреждающей реакции, тут могут стать серьезными. И если не проводить своевременного полноценного лечения, то онемение может превратиться в паралич. Проказа созревает в организме медленно, симптомы после заражения могут проявляться до 10 лет. Это делает трудным диагностирование.

Библейская проказа проказой не была. Одна из причин избегания прокаженных в поздней части Средневековья стало «библейское» клеймо на таких людях. В священной книге есть описание лепры, но более пристальный взгляд на эти строки выявит, что речь идет о чем-то совершенно отличном от той болезни Хансена, которую мы знаем сегодня. В Библии проказу называют sara"at, ее описывают, как кожную инфекцию. Но с учетом современных знаний о болезнях и симптомах именно проказы, речь может идти о чем угодно: от сыпи до покраснения участков кожи на опухших местах. Священники быстро поставили диагноз таким кожным проблемам - проказа, заявив о ее крайней заразности. Это опровергается современной медициной. Археологические раскопки с мест, где творились библейские события, не обнаружили известных сегодня признаков проказы, ее классические проявления - потеря чувствительности, деформация кожи вообще не упоминаются в библейских текстах. Возможно, Библия, что важно, описывает поражение проказой за счет неодушевленных предметов. Так, плесень на человеке, его одежде или в жилье считали признаками грязи и нечистоплотности. Священник изучал это место и заявлял, что проказа является результатом божьего гнева, который покарал нечестивца. А в доме в таком случае объявлялся карантин, это место подвергалось очистке. Если же плесень не удавалось победить, то все жилище уничтожалось.

Профилактические Погребения. Проказа распространилась не только в Европе, но и в Азии, а также в Северной и Южной Америке. Люди по всему миру разделяли опасения европейцев относительно этого страшного заболевание. Именно этим и можно объяснить странные методы захоронения. Так в Японии, в местности Набе-Кабури, больных проказой хоронили с горшками на головах. Археологи нашли 105 таких погребений, включающие, как мужчин, так и женщин самых разных возрастов. Горшки использовались железные, фаянсовые или самые простые, от ступок. Самые ранние останки датируются XV веком, а самые поздние - XIX столетием. В японском фольклоре считается, что горшок на голове способен остановить распространение болезни, которая убила человека. Долгое время считалось, что есть связь между народными легендами и проказой. Теперь же с последними достижениями науки действительно стало известно, что многие в Набе-Кабури страдали от лепры.

Прокаженные рыцари. Считается, что прокаженные имели плохую репутацию и в целом подвергались остракизму со стороны христианского населения. Но орден Святого Лазаря Иерусалимского появился как раз благодаря такой болезни, он приветствовал в своих рядах прокаженных рыцарей. После захвата Иерусалима в конце Первого Крестового похода в 1099 году вторгшиеся в город европейские рыцари захватили и больницу с прокаженными. Первый настоятель госпиталя стал известен, как Блаженный Жерар, несколько десятков лет эта больница финансировалась Мальтийским орденом. Как уже упоминалось, число заболевших проказой значительно выросло за годы крестовых походов. В больницу попало так много рыцарей, что организация превратилась в военную. А заболевшие страшной проказой объединились в орден Святого Лазаря, который финансировался тамплиерами. Посланники организации сперва отправились во Францию, а потом в Англию. Рыцари хотели создать отделения своего ордена в Европе. А оригинальное здание в Иерусалиме было расширено за счет объединения с женским монастырем. Это дало монахиням защиту и обеспечило их пищей. Постепенно орден включил в себя несколько часовен, мельницу и еще несколько больниц. Вторжение Саладина прекратило расширение организации, но она все еще оставалась под защитой папства. Когда большая часть первоначальных членов умерла, в орден были набраны новые рыцари, уже здоровые. Орден Святого Лазаря Иерусалимского существует до сих пор. Его филиалы по всему миру стремятся служить своей вере так же смиренно и преданно, как прокаженные рыцари много веков назад.

Прокаженные святые. Когда проказа пришла на Гавайи в XIX веке, страждущих отделили и перевели на остров Молокаи. Заботиться за изолированными больными вызвался бельгийский эмигрант Иосиф де Вёстер. На его попечении оказалось более 700 прокаженных. Он был не первым, кто взялся за такое дело, но его колония оказалась самой большой. Де Вёстер стал больше, чем просто настоятелем. Он взял имя отец Дамиан, обеспечивая не только медицинскую помощь, но еще и личное участие. Бельгиец получил колонию, которая лишена была средств к существованию. Он сумел построить тут храм, фермы, школы и кладбища, обратив внимание на проблему правительства. Священник наладил жизнь в колонии. После 12 лет жизни среди прокаженных Дамиан де Вёстер сам получил такой диагноз. Он скончался в 1889 году в возрасте 49 лет. В последние моменты рядом с ним была Мать Марианна, другой преданный такому же делу волонтер. И она посвятила свою жизнь служению обществу прокаженных на Гавайах. Эта францисканская сестра приехала на острова в 1883 году в возрасте 45 лет. Она продолжала служить благому делу вплоть до 1918 года, когда скончалась в 80-летнем возрасте. Отца Дамиана Папа Римский Бенедикт XVI 11 октября 2009 года признал святым, а мать Марианну канонизировали в октябре 2012 года. Так церковь признала беззаветную преданность этих людей тем несчастным, кого общество отринуло.

Значение ПРОКАЗА, ПРОКАЖЕННЫЙ в Библейской энциклопедии Никифора

ПРОКАЗА, ПРОКАЖЕННЫЙ

(Лев 13:41, Мф 8:2, Мк 1:40, Лк 17:12-19 и др.). Проказа составляет болезнь самую страшную и отвратительную. Она по всей справедливости называется поражением и язвою, посылаемыми от Господа. В большей части случаев она начинается изнутри и часто скрывается в течение многих лет без всяких наружных признаков оной. Затем она выходит наружу, и страдалец часто томится в течение многих лет до кончины. Болезнь охватывает собою все кости и мозг, так что связки рук и ног теряют свою силу. Все телесные члены ослабевают и наконец отпадают и наружность тела чрез это принимает самый безобразный и отвратительный вид. На нем являются разъедающие тело язвы, так что нарастает даже дикое мясо, и все оно покрывается струпьями. Течение и следствия этой ужасной болезни описаны в кн. Иова, которою он был поражен (Иов 2:7-12, 6:2, 7:3-5, 19:14-21). Виды проказы были разнообразны. Многие из них имели не столь страшный ход и течение, как тот на который мы указали. В Свящ. Писании болезнь эта изображается злою, отвратительною и заразительною, каковою она была и остается доселе; больных удаляли от жилищ, священники обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очищать окроплением и омовением одежд и всего тела, острижением волос, принесением жертв и разными другими обрядами. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие страдали этою болезнью, и хотя болезнь эта была довольно обыкновенною и почти домашнею, но на нее смотрели как на наказание Божие, как то видно из примеров Мариам, сестры Моисея, Гиезия и Озия. Моисей очень подробно описывает появление этой болезни и дает ясные и точные предписания для излечения оной. Жир и кровь и другие предметы пищи, возбуждающие и усиливающие естественную наклонность к болезням кожи, им были строго воспрещены Иудеям. Что касается проказы на домах, стенах и на одежде, о которой упоминается в Лев 14, то, по мнению некоторых, это выражение только тождественно с названием проказы, как болезни, именно им означаются пятна и лишаи, являющиеся на стенах и на одежде на подобие болезненных пятен или ржавчины вследствие сырости или других каких-либо вредных атмосферических влияний. Проказа доселе еще существует в жарком климате, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и других странах на Востоке и считается там почти домашнею болезнью.

Библейская энциклопедия, Никифор. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРОКАЗА, ПРОКАЖЕННЫЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРОКАЖЕННЫЙ в Кратком церковнославянском словаре:
    - страждующий болезнию - …
  • ПРОКАЗА в Медицинских терминах:
    (устар.; lepra) см. Лепра …
  • ПРОКАЗА в Большом энциклопедическом словаре:
    то же, что …
  • ПРОКАЗА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    лепра (греч. lepra), хроническое инфекционное заболевание человека, вызываемое бациллой Хансена - Mycobacterium Leprae, открытой норв. врачом Г. Хансеном в 1871. …
  • ПРОКАЗА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Lepra, Elephantiasis Graecorum; много синонимов — spedalskhed, leprosy, крымка, крымская бол. и др.). — Хроническая болезнь, обусловленная, по мнению почти …
  • ПРОКАЗА в Современном энциклопедическом словаре:
    то же, что …
  • ПРОКАЗА в Энциклопедическом словарике:
    то же, что …
  • ПРОКАЖЁННЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ого, м. Больной проказой. II ж. прокаженная, …
  • ПРОКАЗА в Энциклопедическом словаре:
    1, -ы, ж. Хроническая инфекционная болезнь, поражающая кожу, глаза, нервную систему и нек-рые внутренние органы. 2, -ы, ж. То же, …
  • ПРОКАЗА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОЌАЗА, то же, что лепра …
  • ПРОКАЗА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Lepra, Elephantiasis Graecorum; много синонимов? spedalskhed, leprosy, крымка, крымская бол. и др.). ? Хроническая болезнь, обусловленная, по мнению почти …
  • ПРОКАЗА в Словаре Кольера:
    (лепра), хроническое инфекционное заболевание, обычно поражающее кожу и периферические нервы. Вопреки предрассудкам, проказа не передается при простом прикосновении больного и …
  • ПРОКАЗА
    прока"за, прока"зы, прока"зы, прока"з, прока"зе, прока"зам, прока"зу, прока"зы, прока"зой, прока"зою, прока"зами, прока"зе, …
  • ПРОКАЖЁННЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    прокажённый, прокажённые, прокажённого, прокажённых, прокажённому, прокажённым, прокажённого, прокажённых, прокажённым, прокажёнными, прокажённом, …
  • ПРОКАЗА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. шалость || строить …
  • ПРОКАЗА в словаре Синонимов русского языка:
    баловство, болезнь, дурачество, игра, леонтиазис, лепра, озорничанье, озорство, проделка, …
  • ПРОКАЖЕННЫЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПРОКАЗА
    1. ж. Шалость, проделка. 2. ж. 1) а) Хроническое общее инфекционное заболевание человека, сопровождающееся поражением кожи, мышц, гортани, внутренних органов; …
  • ПРОКАЖЁННЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРОКАЗА
    прок`аза, …
  • ПРОКАЖЁННЫЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    прокажённый, …
  • ПРОКАЗА
    проказа, …
  • ПРОКАЖЁННЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    прокажённый, …
  • ПРОКАЗА в Орфографическом словаре:
    прок`аза, …
  • ПРОКАЖЁННЫЙ в Орфографическом словаре:
    прокажённый, …
  • ПРОКАЗА
    1 хроническая инфекционная болезнь, поражающая кожу, глаза, нервную систему и нек -рые внутренние органы проказа 2 == шалость Детские …
  • ПРОКАЖЕННЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    больной проказой …
  • ПРОКАЗА в Словаре Даля:
    жен. наследственая и, может быть, заразительная накожная (худосочная) болезнь lepra, о которой много говорится в Священном Писании. В то время …
  • ПРОКАЗА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    то же, что …
  • ПРОКАЗА
    проказы, мн. нет, ж. Кожная хроническая заразная болезнь, считающаяся неизлечимой. Больных проказой содержат в …
  • ПРОКАЗА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    проказы, ж. Шалость, проделка. Детские проказы. Все от твоих проказ! Грибоедов. Я долго терпел твои проказы. Пушкин. Меня так и …
  • ПРОКАЖЁННЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    и (устар.) ПРОКАЖЕННЫЙ, прокаженного, м. Больной …
  • ПРОКАЗА
    проказа 1. ж. Шалость, проделка. 2. ж. 1) а) Хроническое общее инфекционное заболевание человека, сопровождающееся поражением кожи, мышц, гортани, внутренних …
  • ПРОКАЖЁННЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    1. м. Тот, кто болен проказой (2*1). 2. прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: проказа (2*), связанный с ним. …
  • ПРОКАЗА
  • ПРОКАЖЕННЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. Тот, кто болен проказой [проказа II 1.]. II прил. 1. соотн. с сущ. проказа II, связанный с ним …
  • ПРОКАЗА
    I ж. Шалость, проделка. II ж. 1. Хроническое общее инфекционное заболевание человека, сопровождающееся поражением кожи, мышц, гортани, внутренних органов; лепра. …
  • ПРОКАЖЕННЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Тот, кто болен проказой [ проказа II 1.]. II прил. 1. соотн. с сущ. проказа II, связанный с …
  • ЛЕВ 13
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 13 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • 2 ПАР 26 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Паралипоменон. Глава 26 Главы: 1 2 3 4 …
  • КИЦУР ШУЛХАН АРУХ в Цитатнике Wiki.
  • С’ИМОН в Библейском словаре:
    (слышание, слушание) — а) (Мат.4:18; Мат.10:2; Мат.16:17; Мат.17:25; Мар.1:16,29,30; Мар.3:16; Мар.14:37; Лук.4:38; Лук.5:4,5,8,10; Лук.6:14; Лук.22:31; Лук.24:34; Иоан.1:40-42; Иоан.21:15-17; Деян.10:32а; Деян.11:13; …
  • ВИФ’АНИЯ в Библейском словаре:
    (дом огорченного) (Мат.21:17; Мат.26:6; Мар.11:1,11,12; Мар.14:3; Лук.19:29; Лук.24:50; Иоан.11:1,18; Иоан.12:1) — небольшое селение на склоне горы Елеонской на дороге из …
  • СИМОН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (испытатель, оценщик, а вероятнее - услышание) - имя нескольких лиц: Сир 50:1 - Симон первый, сын и преемник первосвященника Онии …

Знаете ли вы?

В Деяниях 18:3 говорится, что ремеслом апостола Павла было изготовление палаток. В библейские времена, чтобы сделать палатку для путешествий, ремесленники вначале изготавливали тканые полосы, обычно из верблюжьей или козьей шерсти. Затем эти полосы сшивали. Палатки также делали из кожи или льняного полотна, которое ткали в родном городе Павла, Тарсе. Павел мог работать с некоторыми из этих материалов или даже со всеми. Сотрудничая с Акилой, Павел, возможно, делал льняные навесы от солнца для атриев - внутренних двориков.

Вероятно, Павел обучился этому ремеслу еще в детстве. Согласно сведениям из египетских папирусов, в период римского господства мальчики в Египте становились подмастерьями в 13 лет. Если это было верно и в отношении Павла, то к 15-16 годам он вполне мог освоить искусство кройки и научиться пользоваться разными шилами и техниками шва. В одной книге говорится: «В конце обучения Павел мог получить собственный набор инструментов» (The Social Context of Paul’s Ministry). Поскольку, согласно той же книге, «для этого ремесла требовались только ножи и шила, изготавливать палатки можно было в любом месте». Это позволяло Павлу обеспечивать себя в миссионерском служении.

Знаете ли вы?

В статье, опубликованной в журнале «Библейское археологическое обозрение», сообщается, что археологические находки подтверждают существование «по крайней мере 50 человек», упомянутых в Еврейских Писаниях (Biblical Archaeology Review). Среди них 14 царей Иуды и Израиля, в том числе такие широко известные, как Давид и Езекия, и менее известные, например Менаим и Факей. Кроме того, перечень содержит имена 5 фараонов и 19 царей Ассирии, Вавилонии, Моава, Персии и Сирии. Однако археология подтверждает существование не только царей, но и менее значимых особ, упомянутых в Библии, например первосвященников, писарей и других.

Как отмечается в статье, есть «много убедительных доказательств», что все эти люди действительно существовали. В Христианских Греческих Писаниях тоже упоминается немало исторических личностей. И археология подтверждает существование некоторых из них, например Ирода, Понтия Пилата, Тиберия, Каиафы и Сергея Павла.

Знаете ли вы?

Почему в библейские времена в качестве строительного раствора использовали асфальт?

О людях, строивших Вавилонскую башню, в Библии говорится: «И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. » (Бытие 11:3).

Асфальт природного происхождения образуется из нефти . В Месопотамии много месторождений асфальта, где он поднимается на поверхность и застывает. Его скрепляющие свойства были замечены еще в библейские времена. В одном справочном издании отмечается, что асфальт был «пригоден для строительства зданий из обожженного кирпича».

Автор одной статьи, опубликованной в журнале «Археология», описывает недавнюю поездку к развалинам зиккурата на месте древнего города Ур в Месопотамии. Он говорит: «Асфальт, применение которого в качестве строительного раствора было одним из первых шагов в освоении богатых нефтяных ресурсов южной части Ирака, до сих пор виден между обожженными кирпичами. Вязкая черная жидкость, которая сегодня является причиной войн и нестабильности в регионе, когда-то в прямом смысле объединяла цивилизацию. Асфальт как строительный раствор и дорожное покрытие защищал от воды изготовленные шумерами сырцовые кирпичи, которые иначе были недолговечными. Благодаря этому постройки того времени простояли тысячи лет» (Archaeology).

Знаете ли вы?

При попытке толкования «числа зверя», часто делается ошибка : число разлагается на десятичные разряды и представляется в виде трёх цифр 6, с которыми и отождествляется. Однако во времена написания Апокалипсиса не существовало десятичной позиционной системы счисления. В античности не было цифр, и функцию цифр исполняли тоже буквы алфавита, как и в церковнославянском языке. Оригинальная греческая запись состоит из трёх слов «шестьсот», «шестьдесят» и «шесть» и не позволяет произвести описанного разложения.

Знаете ли вы?

Иудеи в древнем Израиле испытывали страх перед проказой. В библейские времена была распространена одна из форм этой страшной болезни, которая наносила непоправимый вред здоровью, поражала нервные окончания и обезображивала человека. В то время проказа не поддавалась лечению. Поэтому больные должны были жить отдельно от других людей и предупреждать окружающих о своем заболевании (Левит 13:45, 46).

Знаете ли вы?

Приемный отец Иисуса был плотником. Этому ремеслу научился и Иисус. Когда ему было «около тридцати лет», он начал свое служение. К тому времени Иисус уже сам был плотником, а не только «сыном плотника» (Луки 3:23; Матфея 13:55; Марка 6:3).

В родном городе Иисуса постоянно требовались сельскохозяйственные изделия, например плуги и ярма, которые в основном делали из дерева. Помимо этого плотники изготавливали предметы мебели: столы, стулья, скамейки и сундуки, а также двери, оконные рамы, деревянные затворы и стропила. Плотники участвовали также в строительстве домов.

В одном из наглядных примеров Иоанн Креститель упоминает топор - инструмент, которым, скорее всего, Иисус и другие плотники пользовались для рубки деревьев. Бревна обтесывали на месте, делая из них брусья и балки, или увозили в мастерские. Только физически сильный человек мог заниматься такой работой (Матфея 3:10). Пророк Исаия упоминает и другие инструменты, которыми пользовались плотники: «Резчик по дереву протягивает мерный шнур, очерчивает контуры красным мелом, работает резцом, делает разметку циркулем» (Исаия 44:13). Археологические находки подтверждают, что в библейские времена плотники пользовались металлическими пилами, молотками с каменной головкой и гвоздями из бронзы (Исход 21:6; Исаия 10:15; Иеремия 10:4). Скорее всего, Иисус тоже пользовался такими предметами.

Какие ткани и красители были доступны людям в библейские времена?

В древности на Ближнем Востоке для изготовления тканей широко использовали овечью, козью и верблюжью шерсть. Она была самым распространенным материалом - в Библии очень часто упоминаются овцы, стрижка овец и шерстяная одежда (1 Самуила 25:2; 2 Царей 3:4; Иов 31:20). Лен, из которого изготавливали льняную ткань, рос в Египте и Израиле (Бытие 41:42; Иисус Навин 2:6). В те времена израильтяне, вероятно, не выращивали хлопок, но в Библии упоминается, что изделия из него использовали в Персии (Эсфирь 1:6). Шелк был дорогим товаром и считался предметом роскоши; скорее всего, его доставляли исключительно купцы из Азии (Откровение 18:11, 12).

«Естественный цвет шерсти мог варьироваться от чисто белого до темно-коричневого со множеством промежуточных оттенков»,- говорится в книге «Иисус и его мир» (Jesus and His World). Часто шерсть еще и окрашивали. Из некоторых видов моллюсков получали дорогую пурпурную краску. Из корней и листьев растений, а также из насекомых делали красители красного, желтого, синего и черного цветов.

Почему в библейские времена маслины высоко ценились?

Маслины высоко ценятся и сегодня. Они могут давать богатый урожай на протяжении сотен лет и при этом не требуют особого ухода. Культурная маслина может расти даже в каменистой почве и переносить частые засухи. Корневище срубленного или упавшего дерева обычно дает несколько побегов, которые впоследствии могут стать новыми стволами.

В библейские времена кора и листья маслины ценились за свои жаропонижающие свойства. Обладающая ванильным ароматом смола, которая сочится из старых ветвей, использовалась для приготовления благовоний. Но главным образом эти деревья ценились за свои плоды и за масло, которое из них получали. Известно, что мякоть спелой оливки наполовину состоит из масла.

Из плодов одного дерева можно получить до 57 литров масла в год. Оливковое масло употребляли в пищу, им заправляли светильники, оно использовалось в церемониальных и религиозных целях, как косметическое средство для тела и волос и как лекарственное средство для заживления ран и ушибов.

Знаете ли вы?

Последнее из трех своих писем, вошедших в Библию, апостол Иоанн завершает такими словами: «У меня было много, о чем написать тебе, но больше не хочу писать тебе чернилами и пером». Согласно буквальному переводу с древнегреческого, Иоанн не хотел писать «черным [чернилами] и тростниковой палочкой» (3 Иоанна 13, Подстрочник Царства, англ.).

Инструментом для письма обычно служила тростниковая палочка , один конец которой имел косой срез, расщепленный посередине. Писарь мог подточить острие о кусок пемзы. Такой прибор напоминал современную перьевую ручку с металлическим наконечником.

Чернила, или «черное», чаще всего представляли собой смесь сажи и клея, который служил связующим веществом. Такие чернила продавались в сухом виде. Перед использованием их смешивали с водой в нужной пропорции. При нанесении на папирус или пергамент они не впитывались. Поэтому ошибку можно было сразу же исправить, стерев ее влажной губкой, которая входила в стандартный набор писаря. Это помогает понять, что имели в виду писатели Библии, когда говорили, что некоторые имена будут стерты из Божьей памятной книги (Исход 32:32, 33; Откровение 3:5, Подстрочник Царства, англ.).

Как посылали письма в библейские времена?

Для доставки писем государственной важности в Персидской империи имелась почтовая служба. Из книги Эсфирь можно узнать, как она функционировала: «[Мардохей] написал письма с указом от имени царя Ахашвероша, скрепил их царским перстнем и послал с гонцами на почтовых конях - быстрых конях, которых использовали на царской службе» (Эсфирь 8:10). В Римской империи для доставки официальных распоряжений и военной почты действовала подобная служба.

Но эта служба не была предназначена для доставки личных писем, таких как письма апостола Павла. Богатый человек мог отправить с письмом раба. Однако большинство людей были вынуждены передавать письма через своих знакомых или совершенно чужих людей, которые шли в нужном направлении. Родственники, друзья, воины, купцы - все они были потенциальными почтальонами. Конечно, выбор посыльного был непростым вопросом. Можно ли доверять этому человеку? Доставит ли он письмо в целости и сохранности? Библейское сообщение позволяет предположить, что некоторые письма Павел передал через соверующих (Эфесянам 6:21, 22; Колоссянам 4:7).

Какой «бумагой» пользовались в библейские времена?

Такой вопрос возникает в связи со словами Иоанна, участвовавшего в написании Библии: «Хотя у меня есть много, о чем написать вам, не хочу делать это чернилами на бумаге» (2 Иоанна 12).

Греческое слово ха́ртес, переданное в этом библейском стихе как «бумага», подразумевает бумагу, сделанную из папируса. В одном справочном издании процесс изготовления писчего материала из этого водного растения описан следующим образом: «Стебли папируса, которые иногда достигают 3 метров в высоту, очищали от внешнего слоя, а затем разрезали вдоль на тонкие полоски. Потом эти полоски раскладывали внахлест ровным слоем, а сверху на него выкладывали другой слой, полоски которого шли поперечно полоскам первого. Получившиеся листы папируса отбивали деревянным молотком и разравнивали».

Археологи обнаружили много древних папирусных документов в Египте и в районе Мертвого моря. По мнению ученых, некоторые из найденных там свитков Священного Писания были составлены во времена Иисуса или даже раньше. Вполне вероятно, что изначально библейские письма, например письма апостолов, были написаны именно на папирусе.

Спрашивает vitaliy
Отвечает Александр Дулгер, 31.12.2010


Мир Вам, брат Виталий!

Начнем с духовной стороны вопроса.

Гиезий не был проклят Богом. Об этом нигде не написано. Из этого следует, что его проказа была Божьим наказанием для его спасения, "ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает." (). До конца жизни проказа должна была сдерживать Гиезия от алчности и религиозного формализма, как болезнь глаз до конца жизни сдерживала апостола Павла от тщеславия ().

В этом урок для каждого из нас. Если мы упорно не желаем ходить Божьими путями, Бог может послать во благо нам "жало в плоть" в виде тяжелой болезни, которая будет удерживать нас на прямых путях.

Если Гиезий раскаялся в своем поступке, то он вполне мог и дальше служить Господу. Но в роли слуги Елисея или нет - Библия умалчивает.

По поводу проказы в библейские времена - ученные до сих пор спорят, была ли это проказа известная сегодня нам или это была какая-то другая разновидность кожной болезни. В любом случае следует понимать, что в Библии под словом "проказа" могут фигурировать различные кожные заболевания, а не только один вид. Из библейских историй видно, что эти заболевания были как заразными, так и не заразными. Даже если это было только одно заболевание, то оно явно имело различные стадии - заразную и незаразную.

К Гиезию "пристала" проказа Неемана, сирийского полководца. Мы читаем, что Нееман ходил с войском в походы, жил с семьей () и даже сирийский царь иногда опирался на его руку (). Сирийцы не хуже евреев знали о заразности проказы, однако Нееман не жил в изоляции. Видимо его "проказа" не была заразной.

"Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику;
священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа.
Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику;
священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист.
Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист .
Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист..." ()

Как видите, иногда прокаженный был незаразным "чистым", а иногда заразным "нечист". В случае с Гиезием была стадия описанная в предпоследнем предложении.

"Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него (весь) белый от проказы, как снег ." (4-я Царств 5:27)

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

1. Кожные болезни и в Библии

В Евангелии от Луки, по мнению автора, отражена сама суть психологии больного с к ожной, либо любой другой патологией, а также указан путь к исцелению: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк 17: 12-19).

Неспроста в Святом Евангелии больше всего примеров исцелений безнадежных больных приводятся на ужасных поражениях кожи проказой . Потому что, даже само слово проказа звучит очень страшно для любого нормального человека. До сих пор некоторые формы этой болезни считаются не излечимыми, современная медицина перед проказой чаще всего бессильна, а больной безнадежен. В связи с этим чудесные Евангельские исцеления прокаженных выглядят ещё более убедительно и наглядно.

Сразу же после пребывания Иисуса в пустыне, где «сорок дней Он был искушаем от диавола» (Лк 4: 2) , когда Он «в силе духа» (Лк 4: 14) «пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк 4: 16) , когда кроме всего прочего, Он сказал в синагоге: «много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее , и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина . Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк 4: 27 -30) .

Такая буйная, яростная реакция, собравшихся в синагоге, на эти слова, по моему мнению, в дополнительных комментариях не нуждается, а только подтверждает важность разбираемой нами темы. Подчеркну только, что хронологически ещё не было рассказано Иисусом притчи о багаче и нищем Лазаре (Лк 16:20-31), и не было сотворено Им чудесных исцелений прокаженных (Мф 8:2-3), (Мк 1:40-42), (Лк 5:12-14; 17:12-19).

ПРОКАЗА




2. Кожные болезни и псориаз в Библии

Разделяя с профессором Григорьевым Г.И. идею о необходимости обращения к триединству плоти, души и духа человека при его лечении ради успеха исцеления, имеет смысл рассмотреть свидетельства Священного Писания об исследуемом здесь заболевании. Отождествление проказы (о которой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (которая сопровождается параличами, язвами, самоампутациями конечностей, а также приводит к обезображиванию лица, поражению глаз, желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение. Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться. Исследователи предполагают также, что библейское понятие проказы могло включать и другие заболевания, которые в настоящее время рассматриваются как самостоятельные и к которым могла принадлежать лепра. С другой стороны, в некоторых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (psoriasis vulgaris). Греческое слово лепра в Септуагинте и в Новом Завете было переведено как проказа. В греческой медицине слово проказа означало прежде всего псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы. Из-за этой путаницы в терминах, к сожалению, до сих пор непонятно, какая болезнь, проказа или псориаз, стали причиной приобретения человечеством первой иконы Христа - Нерукотворного Образа (Спаса Нерукотворного) .

При псориазе на теле больного появляются красноватые узелки, пятна и бляшки, покрытые белыми чешуйками. Эти пятна и бляшки быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19), но чаще, увеличиваясь, медленно разрастаются. Увеличение площади поражения может происходить и в результате появления новых узелков и пятен (Лев 13:8, 22, 27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного (Лев 13:12), врачи говорят об эритродермии. Болезнь носит ярко выраженный хронический характер (4 Цар 15:5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19); иногда болезнь провоцируется повреждением кожи нарывом или ожогом (Лев 13:18-19, 24). Такое поведение характерно для псориаза, его активного (прогрессирующего) периода и укладывается в понятие симптома Кебнера или изоморфной реакции раздражения. О причинах заболевания в Библии ничего не сказано, кроме того что угрозы заражения не существует. Однако нередко болезнь может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (2 Цар 3:29; 4 Цар 5:27); однако он проявляется не всегда. Болеют как мужчины, так и женщины. Заболевание может появиться на коже, а также слизистых, где угодно, в том числе на голове, однако волосы при этом не выпадают. Но, к сожалению, мы можем только предполагать, где в Библии говорится о проказе, а где о псориазе.

В Пятикнижии Моисея (по-еврейски называется Тора, т. е. Закон), в 13-й главе книги Левит, даны подробные предписания Господа Моисею и Аарону, которых необходимо придерживаться при установлении диагноза проказы (Лев 13:1-46).Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Лев 13:21, 26) - 14 дней (Лев 13:4-6, 31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов (Лев 13:18) или ожогов (Лев 13:24, 25). Иногда она может сразу поразить все тело больного (Числ 12:10; 4 Цар 5:27).

Симптомы проказы : пятно на теле кажется «углубленным в кожу» (Лев 13:3, 20, 25, 30), волосы на теле становятся белыми (Лев 13:3, 10, 20, 25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок (Лев 13:30). Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос (Лев 13:36). Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» (Лев 13:10, 14-16), но эта рана, однако, может затянуться (Лев 13:16). Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Лев 13:10, 16, 17, 19, 24, 42, 43); когда сыпью покрывались большие участки тела или все тело, то говорили, что человек покрылся проказой, «как снегом» (Исх 4:6; Числ 12:10; 4 Цар 5:27; Лев 13:13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» (Лк 4:27). В (2 Цар 3:29; 4 Цар 5:27) говорится, что проказа может быть наследственной (болезнь по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой болезни. В (Лев 13:46; 14:3) утверждается, что от проказы можно излечиться (Лев 13:46; 14:3), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариам по молитве Моисея (Числ 12:13), а также Неемана Сириянина по слову Елисея (4 Цар 5:14), прокаженных по слову Иисуса (Мк 1:40-42; Мф 8:2-3; Лк 5:12-14; 17:12-19). Также известна заповедь данная Им ученикам: «...больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте»(Мф 10:8).

«Ветхий Завет сообщает нам только о двух случаях исцеления от проказы. Это исцеление Богом сестры Моисея Мариам (Чис 12:10-15) и исцеление пророком Елисеем сирийского военачальника Неемана (4Цар 5:1-19).

Мариам должна была ждать очищения семь дней, Нееман должен был семь раз погружаться в Иордан. Иисус исцеляет мгновенно! Ничто другое не могло доказывать для Его окружения лучше, что с Ним и через Него действует Сам Бог.

В случае исцеления он должен был пройти процедуру реабилитации, которая описана в (Лев 14). После сложных обрядов и жертвоприношений человек должен был вымыться сам и выстирать свою одежду, побриться. Через семь дней священник осматривал его снова. Он должен был сбрить волосы головы, бровей. Следовали новые жертвоприношения и еще более сложные обряды. После этого делали последний осмотр, и если человек оказывался чистым, его отпускали с удостоверением о том, что он чист» (архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в «Беседах на Евангелие от Марка», прочитанные на радио «Град Петров» . Беседа: 42 5 г).

Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (4 Цар 5:1, 4-6, 9, 11, 13). Больной, у которого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Лев 13:13). Например, когда Иисус был в Вифании, в доме у Симона прокаженного, вокруг него было много людей, и никто не боялся заразиться, и сам больной не был изолирован (Мф 26:6-13). Возможно, что Симон раньше был исцелен от проказы Самим же Иисусом или у него был не заразный и не опасный для окружающих псориаз, что более вероятно.


Иисус в доме у Симона прокаженного

Вариант течения то ли проказы, то ли псориаза, описан в притче о богаче и нищем Лазаре, «... который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк 16:20, 21). Интересно, что в древние времена проказу называли болезнью Святого Лазаря. Однако нищего Лазаря никто не изолировал от окружающих, поэтому можно предположить, что он все же болел не заразным псориазом или банальным вульгарным импетиго.

Необходимо отметить, что изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину, считалось, что нечистота передается через прикосновение (Лев 15:4-12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13:46; Числ 5:2; 12:14) и они жили за городскими воротами, как четверо прокаженных были вынужденны находиться вне стен Самарии даже во время войны (4 Цар 7:3-10). Прокаженный царь Озия до дня смерти своей жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня (4 Цар 15:5).

Гордость и наказание царя Озии.

Проказа царя Озии
Собрание графства Девоншир, 1635
Харменс ван Рейн Рембрандт

Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Лев 22:4). При других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось (Лев 21:20-22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» (Лев 13:45).

Из текста (Лк 17:12) видно, что прокаженные решаются заговорить с Иисусом лишь издали. В некоторых случаях проказа является Божьим наказанием (Числ 12:10; Втор 24:8, 9; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19-21, 23) или призывается в качестве такового на чью-либо голову (2 Цар 3:29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (4 Цар 5:10, 14; Мф 10:8; Мк 1:40-42; Лк 4:27; 5:12-14; 7:22; 17:12-19). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Лев 14:1-32; Мк 1:44).

Наряду с проказой - болезнью людей - подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов (Лев 13:47-59; 14:33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью.

Кроме проказы, описан какой-то смертельный нарыв у царя Иудейского Езекии (Ис 38:1, 21), возможно имеется в виду моровая язва (бубонная чума), смертельно опасное заболевание и в настоящее время.

Привожу список библейских книг с указанием глав и стихов, где приводятся упоминания проказы и, возможно, псориаза.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

1. Исход (4:6,7).

2. Левит:

- о кожных болезнях (13:1-46);

- о язве проказы на одежде (13:47-59);

- об обрядах, совершаемых после исцеления от кожной болезни (14:1-32);

- о язве проказы на стенах дома (14:33-54).

3. Числа (12:10).

4. Второзаконие (24:8-9).

5. Вторая книга Царств (3:29).

6. Четвертая книга Царств:

- (5:1, 14, 27);

- (7:3-10).

7. Вторая книга Паралипоменон (26:19-21, 23).

8. Книга Иова (2:7-8).

НОВЫЙ ЗАВЕТ

9. Евангелие от Матфея (8:2-4; 10:8; 26:6-13).

10. Евангелие от Марка (1:40-42).

11. Евангелие от Луки (5:12-14; 16:20, 21; 17:12-19).

1 Проказа (по-гречески - лепра, болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз; устаревшие названия - проказа, elephantiasis graecorum, lepra arabum, satyriasis, lepra orientalis, Финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря и др. ) - хроническое инфекционное заболевание, протекающее в виде хронического гранулематоза, вызываемое микобактериями (Mycobacterium Lepre), с преимущественным поражением кожи, слизистых оболочек, периферической НС, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп. Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1871 г. в Норвегии Хансеном Г. А. Он работал в госпитале Святого Йоргеса (основан в XV в.) в Бергене. Сейчас это музей, возможно лучше всего сохранившийся лепрозорий в Северной Европе. Инкубационный период обычно составляет 3-5 лет, но может колебаться от шести месяцев до нескольких десятилетий. Различают: лепроматозный тип (наиболее тяжелая и заразная форма лепры), туберкулоидный тип (наиболее благоприятная форма лепры) и пограничные (промежуточные) группы (сочетают признаки обоих полярных типов).

2 Септуагинта (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum - «перевод семидесяти старцев» ) - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II вв. до н. э. в Александрии. Часто обозначается как LXX (число «семьдесят», записанное римскими цифрами).

3 Легенда о князе Авгаре . «Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести ему (слуга был живописцем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика.

Нерукотворный образ Христа в течение многих веков хранился в Эдессе: о нем упоминают Евагрий в “Церковной истории” (VI в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VII в.) и отцы VII Вселенского Собора. В 944 г. Нерукотворный образ был торжественно перенесен в Константинополь. В честь этого события император Константин VII составил похвальное слово и установил ежегодное празднование 16 августа, которое совершается и поныне. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. образ был, вероятно, утрачен, так как никаких упоминаний о его местонахождении после этого времени нет. (Знаменитая Туринская плащаница не может быть отождествлена с эдесским образом, так как ее происхождение другое: на ней отпечаталось изображение тела Христа, лежащего во гробе.)» (Епископ Иларион (Алфеев), 2003).

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СТАТЬИ, ФИЛЬМЫ, АУДИО ЛЕКЦИИ, ЛИТЕРАТУРА

Loading...Loading...