17 сентября года православный праздник. Церковный Православный праздник сентября

Практически каждый день отмечается тот или иной праздник в России. Этот момент накладывает свой отпечаток на сознание людей, которые в поисках информации о какой-либо памятной дате, пытаются отыскать праздничные моменты.

Сегодняшний день в этом отношении не является исключением из правил, так как на 17 сентября 2017 года приходится сразу несколько праздников, о которых мы и расскажем в этом материале. В частности, сегодня имеет место быть следующий праздник: День работников леса. В свою очередь народный и церковный календари переплелись и расскажут нам о празднике иконы Божьей Матери, именуемой «Неопалимая Купина».

Более половины территории России занято лесами, это бесценное богатство, данное нам природой, это источник радости и здоровья. Сохранение и приумножение нашего леса, рациональное его использование это долг каждого члена общества.

Но есть люди, которые посвятили этому делу всю свою жизнь. И 17 сентября каждого года все люди, как-то связанные с охраной и приумножением леса, с его заготовкой и переработкой отмечают свой профессиональный праздник - День работников леса. В 1977 году в этот день было принято Лесное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с жизнедеятельностью леса.

Лес - наше самое большое природное богатство, залог экологической безопасности, приоритетная составляющая народнохозяйственного комплекса и основа экономической стабильности страны. Лес в России - это бесценный дар природы и величайшее национальное достояние, источник духовного и эмоционального потенциала нации, ее здоровья.

День работников леса, этот профессиональный праздник отмечают не только специалисты лесного хозяйства, лесной охраны, лесозаготовительных, целлюлозно-бумажных, деревообрабатывающих предприятий, ветераны лесопромышленного комплекса, но и все те, кто с любовью и уважением относится к лесу.

Какой церковный и народный праздник сегодня, 17.09.2017: Неопалимая Купина

На этот день приходится особый праздник посвященный иконе Божьей Матери «Неопалимая Купина».

Согласно легенде, из объятого пламенем, но не сгорающего терновника пророк Моисей услышал глас Бога, призвавший его отправиться вместе с израильтянами из Египта.

Также Купина Неопалимая является прообразом Богоматери и символизирует непорочное зачатие Девы Марии. На самой прославленной чудотворной иконе изображается по центру Дева Мария с младенцем Христом, а окружает их звезда о восьми лучах, причем она состоит из двух четырехугольников - алого, по цвету пламени, и зеленого, по цвету растения купины. Начало празднику положено в 17 веке, а русская иконопись знакома с иконой с века шестнадцатого.

Этим днем особо горячо молились о защите от огня да удара молнии, охранной почитали и саму икону, так что даже считалось, будто она может усмирить пожар, если обойти с ней округ горящей постройки.

Пожары вообще были одним из самых грозных бед для наших предков, наравне с войной, мором скота и людей, неурожаем. Им сопутствовало множество мистических поверий и обрядов. Так, коли что загорелось от молнии, верили, что с таким огнем может совладать поливание пивом, квасом или молоком черной буренки. Порой было и жестче - в объятую пламенем избу бросали белого живого голубя.

От пожара во время грозы оберегали кошки или черные собаки, что жили в избах. Многие животные были предвестниками огня - заяц, пробежавший через село, кукушка, пролетающая над домами, мыши, вдруг забегавшие по избе. Казалось бы - будь всегда готов! Но говорили, что, если у кого пожарная бочка наготове, он бога искушает, и пожар непременно случится.

Хозяйкам приходила пора копать лук, хозяева же отправлялись с вилами на сеновал - протыкать сено, дабы изгнать «трясуху» и «гнетуху» - особых злых духов, приносящих недуги скоту по зиме. Не ленились тыкнуть в запас сухого мха, используемого в строительстве изб.

* Пророка и Боговидца Моисея (1531 г. до Р. Х.). * Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним мучеников трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (ок. 251). * Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (обретение мощей, 1911). * Второе обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1989).
Мучеников Ермионии (ок. 117) и святой Евтихии, дочерей апостола Филиппа диакона; Вавилы Никомидийского и с ним отроков Аммания, Доната и прочих 82 (ок. 305-311); Феодора, Миана, Иулиана и Киона (ок. 305-311); Феотима и Феодула. Преподобных Петрония (ок. 349); Симеона Гареджийского. Преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского (1867). Святого Александра. Священномучеников Павла (Васильевского), Иоанна (Васильевского), Николая (Лебедева), Николая (Сретенского), Михаила (Богородского) пресвитеров и преподобномученика Стефана (Кускова) иеромонаха, Тверских (1937); священномучеников Иоанна (Ромашкина), Николая (Хвощева), Александра (Никольского), Петра (Лебединского) пресвитеров и мучеников Василия (Ежова), Петра (Лонскова), Стефана (Митюшкина) и Александра (Блохина) Нижегородских (1937). Собор Воронежских святых. Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680).

Моисей - величайший пророк Ветхого Завета

Св. пророк Моисей называется Боговидцем, потому что удостоился видеть Бога на горе Синай насколько возможно видеть человеку. Моисей вывел евреев из Египта и тем избавил их от рабства фараонова; он получил для них 10 заповедей от Самого Бога на горе Синайской и, по внушению Божию, написал законы. Тем самым Моисей был образом Иисуса Христа, Спасителя людей от рабства диаволу и новозаветного Законодателя. Моисей предвидел пришествие Спасителя (Втор. 18:18), поэтому его называют пророком. Жизнь и деятельность Моисея описана в Библии. Родился он в то время, когда фараон, царь египетский, издал указ бросать в реку Нил всякое новорожденное еврейское дитя мужеского пола, но Божиим Провидением был спасен и воспитан при дворе царском. Достигнув возраста, он предпочел страдать с народом Божиим - своими соотечественниками, чем владычествовать с язычниками. Однажды, заступившись за еврея, которого обижал египтянин, он убил египтянина и вынужден был бежать в другую землю, Аравию. Там 40 лет он жил у своего тестя, священника Иофора, и пас его стада. Здесь Господь, явившись Моисею в горевшем, но не сгоравшем терновом кусте, послал его освободить евреев от рабства в Египте, выведя их оттуда. При помощи Божией Моисей и перевел евреев через Чермное море. После того как получил скрижали с десятью заповедями, по указанию Божию, устроил первый Божий храм, скинию. Однажды, когда Господь очень разгневался на народ, который согрешил в отсутствие Моисеево, он такими словами молился за народ: «Господи, если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у Тебя предназначенные для вечного блаженства». Моисей довел евреев до земли Обетованной, но Бог не судил ему ввести в самую землю, потому что он, к соблазну других, не точно исполнил повеление Божие: изводя воду из камня, вместо того, чтобы извести словом, ударил железом по камню и еще выразил при этом сомнение словами: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Умер Моисей на горе Навав, на границе земли Обетованной, лишь взглянув на ее оттуда. Умер он в возрасте 120 лет около 1531 г. до P. X. Место могилы его осталось неизвестным чтобы евреи, склонные к многобожию, не могли поклоняться ему, как Богу. Моисею приписывают авторство пяти первых священных книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Священномученик Вавила

Священномученик Вавила был епископом в Антиохии, во времена гонения. Император Декий, устроив праздник в честь идолов и принесши в жертву бывшего у него заложником персидского царевича, захотел войти в христианский храм, чтобы осквернить его. В это время св. Вавила служил в храме и не пустил туда царя. Царь побоялся настаивать, потому что в храме было много христиан. На другой день он приказал сжечь храм и представить к себе св. Вавилу. «Знаешь ли, какое зло сделал и какой казни заслуживаешь ты, оскорбив царя?» - сказал царь Вавиле. Вавила отвечал: «Я не оскорбил царя, а только удержал того, кто хотел осквернить святыню Божию! Сам Царь Небесный повелел мне оберегать от волков данное мне стадо». - «Ты получишь прощение, если поклонишься богам нашим», - продолжал царь. - «Я готов принять казнь, но от Бога не отступлю. Хотел бы я и тебя вывести из мрака и избавить от геенны, которую ты сам себе готовишь и к которой призываешь других». Услышав о взятии на суд Вавилы, пришли в судилище еще трое братьев, учеников его: Урван, Прилидиан и Епполоний, отроки. «Чьи эти дети?» -спросил царь. «Мои по духу», - отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» - спросил царь отроков. «Есть, - отвечали они, - но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении наших душ». Отыскали их мать, Христодулу. Та сказала, что отроки - ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласково уговаривать, потом бить за непослушание, и потом вместе с Вавилой, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что ты отдаешь себя и детей на смерть? сказал царь Вавиле. - Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Святой мученик отвечал: «Тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться с врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, ни в чем не повинных». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. В IV в., по повелению Юлиана Отступника, мощи святых мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел.

Мученик Вавила Никомидийский

Мученик Вавила Никомидийский пострадал при царе Максимиане, вместе с ним пострадали 84 отрока. Во время гонения он скрылся в потаенное место и здесь учил малых детей не поклоняться идолам, а поклоняться Христу. Язычники донесли об этом царю, и царь потребовал к себе мученика вместе с детьми. На суде св. Вавила назвал языческих богов бесами; царь разгневался и приказал подвергнуть его жестоким мукам. С детьми же царь ласково беседовал, задавал им разные вопросы; но они не отвечали ему ничего, а лишь переглядывались. Тогда он отделил детей постарше и сказал им: «Вы умнее других, послушайте меня поклонитесь нашим богам». - «Мы никогда не поклонимся бездушным истуканам», - отвечали все дети. Царь приказал умертвить мечом их всех, начиная с учителя. Из детей известны имена Аммония и Доната.

Мученица Ермиония

Мученица Ермиония была дочерью св. Филиппа диакона (память 14 ноября). Зная врачебное искусство, она безвозмездно лечила христиан. Царь Траян, узнав о ней, хотел уговорами и обещаниями отвлечь ее от Христа; но святая осталась твердой, и Траян приказал жестоко бить ее, а затем отпустил на свободу. Тогда святая Ермиония открыла лечебницу и лечила всех приходящих больных, внушая неверующим веру во Христа. Когда же со смертью Траяна вступил на престол Адриан, то и он потребовал Ермонию к себе и за веру Христову приказал бросить в кипящую смолу с серой и оловом. Но она, находясь в котле, не чувствовала боли и говорила мучителю: «Царь, поверь, как ты, сидя на троне, не чувствуешь огня, так и я». Затем Ермиония попросила отвести ее в капище. Адриан обрадовался, думая, что святая мученица хочет поклониться идолам. Но едва она вошла в капище и помолилась, как все идолы попадали. Тогда св. Ермиония послала сказать Адриану, чтобы он поспешил на помощь своим богам, потому что они лежат поверженные и не могут встать. Царь разгневался на св. мученицу и отсек ей голову. Это было в 117 г. в городе Ефесе.

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» установлено в XVII в. Икона находится в Москве, в Неопалимовской церкви. При царе Феодоре Алексеевиче она находилась при Грановитой царской палате. Царский конюх Колошин особенно почитал эту икону. Однажды судили его по какому-то важному делу, и он, не надеясь оправдаться, еще усерднее молился перед иконой, прося у Пресвятой Богородицы заступничества. И молитва его была услышана. Царь видел икону во сне, и Пресвятая Богородица объявила Колошина невиновным. Царь освободил Колошина от суда, а он в благодарность Богородице испросил у царя позволения построить храм во имя иконы Неопалимой Купины и перенес туда саму икону. Тогда установлено и празднование сей иконе в Неделю по Пасхе - в день перенесения иконы и освящения храма.
Однажды во время бывшего в Москве большого пожара икону обнесли вокруг домов прихода Неопалимовской церкви, и все дома уцелели. Икона Неопалимой Купины пишется так: представлена восьмиугольная звезда, состоящая из двух острых четырехугольников, из коих один красного цвета, напоминающий собой огонь, объявший виденную Моисеем купину (куст терновника), другой - зеленого цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, будучи объята пламенем. В середине звезды изображена Пресвятая Богородица; по углам - человек, лев, телец и орел -символы четырех евангелистов.

Святитель Иоасаф

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) был родом из знатной дворянской семьи. Он родился в 1705 г. в праздник Рождества Богородицы.
В детстве отцу святителя было видение Приснодевы, подле которой молился Иоаким, осеняемый архиерейской мантией.
Не получив от родителей благословения на монашество, юноша тайно поступает послушником в Киево-Межигорский монастырь, где был пострижен в рясофор с именем Илларион. В 1727 г. в Киево-Братском монастыре он был пострижен в мантию с именем Иоасаф. Молодой монах служил учителем Киевской Духовной академии, священником Софийского собора, членом консистории.
В 1737 г. иеромонах Иоасаф был назначен игуменом Спасо-Преображенской Мгарской обители близ Лубен, а затем архимандритом Троице-Сергиевой лавры. Игумен Иоасаф, не полагаясь на помощь наемников, не гнушался самой тяжелой и черной работы, не гнушался и прошения милости. Императрица Елизавета Петровна, удивленная достоинством чернеца-просителя, пожаловала ему весьма крупную сумму денег.
В 1748 г. архимандрит Иоасаф был призван к епископскому служению, владыкой Белгородским и Обоянским. На этом посту он стал известен своей строгостью.
Особо строго владыка боролся с привычкой пренебрежительно относиться к святыни. Однажды владыка Иоасаф увидел во сне лежавшую среди мусора икону Богородицы. Пресвятая Дева, скорбя, жаловалась Своему святителю: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для всей веси сей и всей страны, а они повергли его в сор!» Именно такою, поверженною в сор, и нашел епископ Иоасаф икону эту в городе Изюме близ местной церкви. В другой раз, во время поездки по епархии, остановившись на ночлег в доме приходского священника, архиерей нашел запасные Св. Дары среди бумаг и мусора на полке с горшками, за что подверг священника жестокому наказанию.
Один 130-летний священник покаялся святителю Иоасафу, что в давние времена, устрашенный приказанием опоздавшего к обедне помещика, вынужден был возобновить, не переменив престола, прерванную литургию. Не послушав грозного гласа, повелевавшего ему не совершать незаконной службы, испуганный священник проклял самого ангела-хранителя храма. По настоянию святителя Иоасафа старец-преслушник совершил литургию на месте того, давно разрушенного храма, после чего умер, примирившись с Богом.
Святитель скончался 10 декабря 1754 г. и был похоронен в каменном склепе, устроенном по его настоянию в Белгороде и освященном в память Страшного Суда, ожиданием которого блаженный Иоасаф жил постоянно.
Святитель был канонизирован в 1911 г. В 1991 г. были чудесным образом вторично обретены мощи святителя, считавшиеся утраченными, и в день его памяти перенесены в Спасо-Преображенский собор города Белгорода, где и почивают поныне.
Память святого вспоминается также 10 декабря, в день его блаженной кончины.

М ир Вам, дорогие братья и сестры!

Поздравляем Вас с праздником Сретения Господня!

С егодняшний 59-й выпуск семейного ежедневного мультимедийного календаря посвящен Сретенскому празднику и состоит из нижеследующих публикаций:

Церковный календарь – Описание праздника Сретения Господня;
Прекрасная поэзия – Иосиф Александрович Бродский: «Сретение Господне»;
Картина дня – Икона и тропарь праздника Сретения Господня;
Рассказы о чуде – Помощь Пресвятой Богородицы в трудоустройстве;
Поучительные истории – О детском опыте духовной жизни;
Цветник духовный – Праздничная проповедь свт. Луки Крымского.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Ч ерез 40 дней после Рождества Христова Богоматерь и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить положенные по Закону обряды.

Возле Храма их встретил святой Симеон, он взял Младенца на руки и произнёс: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29-32).

В этих словах слышится вздох облегчения - свершилось! Годы ожидания прошли не напрасно! Святой Симеон символизирует собой всё ветхозаветное человечество, которое веками ожидало Пришествия Спасителя.

Это событие Церковь отмечает, как праздник Сретения Господня, то есть, встречи человечества с воплощённым Богом - Иисусом Христом.

Перед тем, как расстаться со Святым Семейством, праведный Симеон обратился к Деве Марии: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35).

В этом пророческом предостережении уже угадываются слова Самого Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф. 10, 34).

Этот меч Христов должен разделить всё человечество на тех, кто с Ним, и на тех, кто против Него, а сторону выбирает каждый самостоятельно.

Но если человек решает следовать за Христом, то он должен знать, что это будет трудный и тернистый путь: «Если кто хочет идти за Мною, - говорит Спаситель, - отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Иосиф Александрович Бродский

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром. Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
дитя: Он - Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет. Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значенье и в теле

Он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Тропарь празднику Сретения Господня

Р адуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

МОЯ ВСТРЕЧА С ГОСПОДОМ
Дети делятся опытом своей духовной жизни

Д орогие братья и сестры, для вдохновения и укрепления своей веры давайте почитаем мысли детей, которые делятся опытом своей духовной жизни:

Созинова Елизавета, 3 класс

И ногда, когда я смотрю на икону Христа, мне кажется, что Он тоже смотрит на меня — улыбается, если я поступаю хорошо, грустит, ели я поступаю плохо.

Усанов Данила, 2 класс

К ак-то раз я гулял по улице и потерял шапку. Искал ее везде, но не нашел. Тогда я помолился Господу и решил подождать. Вдруг ко мне подошел десятилетний мальчик и спросил, не потерял ли я шапку. Я сказал, что потерял, и он отдал ее мне. Я уверен, что это Бог послал мне этого мальчика.

Михайлова Ира, 2 класс

О днажды у нас в доме был сильный пожар. Мы молились, чтобы никто не пострадал, и мне показалось, что по небу летел огненный крест. После этого сразу приехали пожарные и скорая помощь. Все остались живы. Я точно знаю, что это была помощь Бога.

Ястребова Лиза, 4 класс

Я расскажу вам одну историю о моей встрече с Богом. Один раз я опоздала на автобус, и меня повез папа. По пути у нас сломалась машина. Я думала, что все кончено, — в школу я не попаду. Но начала молиться, и Бог помог мне,- машина завелась.

Сафронова Эмма, 3 класс

О днажды у меня заболела бабушка. У нее немели руки, болела спина. Я молилась Богу, чтобы бабулечка не болела, и через день ей стало лучше.

Саблин Семен, 3 класс

В стреча с Богом часто происходит тогда, когда кажется, что все потеряно. Именно так было у меня. Однажды я заблудился. Не знал, откуда мне позвонить, у меня не было ключей от дома. Мне было очень страшно, и я читал все молитвы, которые знал. И вдруг я встретился со своей любимой бабушкой, и она отвела меня домой.

В одном из московских храмов служил священник. В его семье жила, как родная, благочестивая женщина Мария, приехавшая в Москву из деревни в 1936 году.

В тридцатые годы священник и его матушка вынуждены были выехать из Москвы на несколько лет. Вначале вернулась матушка. Надо было поступать на работу, а девочку не с кем было оставлять.

Незадолго перед этим Мария приехала в Москву и пошла в домработницы. Ей хотелось поступить в какую-либо благочестивую семью, чтобы там прослужить до конца дней своих.
Долго не удавалось это Марии. Однажды пришла она в одну из московских церквей, встала перед чудотворной иконой Божией Матери и стала слезно умолять устроить ее в благочестивую семью. При выходе из церкви незнакомая женщина остановила ее. Вид Ее поразил Марию…

Женщина сказала ей: «Иди завтра в церковь, подойти к священнику, когда он будет давать народу целовать крест. Попроси его устроить тебя, я сама позабочусь об этом».
Женщина исчезла, и Мария поняла, что перед ней была Сама Божия Матерь.

На другой день в ту же церковь пришла и матушка - супруга священника. В конце службы подойдя к батюшке, подававшему прихожанам крест, она попросила помочь найти домработницу, чтобы та присмотрела за малолетней дочкой во время ее отсутствия. Батюшка сказал, что у него на примете такой нет, и она отошла, чтобы приложиться к образу Божией Матери.

После нее к батюшке подходит Мария и просит устроить ее в благочестивую семью. Удивленный таким совпадением, священник сказал ей: «Вот, подойди к этой женщине, что стоит у иконы, она как раз ищет домработницу».

Так соединила навеки Сама Матерь Божия для совместного жительства Марию и семью священника.

Д орогие братья и сестры, к духовному и праздничному прочтению прилагаем проповедь архиепископа Луки Крымского, сказанную им в 1953 году, и не смотря на давность лет, святительское слово лишь только приобретает свою актуальность среди верующих людей современной России.

ПРОПОВЕДЬ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

1953 года тому назад впервые услышал мир ту молитву святого Симеона Богоприимца, которую вы ныне слышите каждый день на вечерне: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром. Яко видесте очи мои спасение твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей - свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».

В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность св. Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, «с нами Бог».

А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?

Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер св. Симеон Богоприимец.

Разве вы не знаете, как страшно умирают злые грешники, жившие всю жизнь в нечестии, во лжи, краже, убийствах; как умирают на виселице и на плахе изменники родины? Разве не знаете, какова смерть всякого неверующего, а в особенности богохульника: как страшно ему умирать, как содрогается сердце его, когда предстает перед ним смерть?

Только что слышали вы слова псалма: «Смерть грешников люта». Поистине люта и лишена всякого мира.

А вам напоминает молитва св. Симеона Богоприимца, что должны вы не такой лютой, позорной смертью умереть, а самой чистой, святой.

В глубоком мире с сердцем своим должны умирать все мы, христиане.

Знаете, как умирали истинные христиане, как не была похожа их смерть на смерть грешников: как умер Серафим Саровский, стоя на коленях пред образом Владычицы Богородицы; как умирал тоже перед образом Владычицы митрополит Филарет и многие другие.

Вот такой мирной кончины просите у Бога, когда слышите на вечерне святую молитву: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

Жить в мире и умереть в мире должны все мы, христиане.

А знаете вы, как мало мира в мире. Знаете, как мятутся люди, страдая душою своей, не имея мира - ни внешнего мира с людьми, ни внутреннего мира со своей совестью.

А нас призывает Господь к миру и покою. Помните, помните всегда слова Христовы: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

Вот, вот где истинный покой, вот, где надо искать покой - вовсе не там, где ищут люди мира сего - ищут и не находят. Хотят избежать терзаний телесных, терзаний душевных своей силой, своим умом, своими стараниями - ничего не достигают, ибо мир только у Бога, Который есть Бог мира.

О, как много несчастных тружеников, задавленных непосильным трудом; о, как много обреченных собственными грехами и нечистотой окружающих их, ибо греха и лжи полон мир.

Везде и всюду ложь, везде и всюду отсутствие правды и нигде, нигде нет правды, и нигде нет мира, нигде нет покоя. А покой только у Бога, только у Христа: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы». Как упокоит Он их? Он упокоит их в Своем лоне, упокоит их Своей любовью, Своим благословением, Своим общением с ними, Он упокоит их, как друзей Своих.

А для того, чтобы упокоил, надо искать, надо призывать Его: «Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

Надо тяжелое, невыносимое, полное зла и лжи иго мира сего отвергнуть, сбросить с плеч своих и возложить на них легкое и благое иго Христово.

Что это за иго? Это легкое, благое иго, это то иго, которое взяв на плечи свои, человек почувствует радость, почувствует мир и покой, ибо сколько бы тяжелого ни творили нам люди за имя Христово, эта тяжесть никогда не превзойдет той радости, которую ощутим, взяв на плечи иго Христово, ибо будем чувствовать, ясно чувствовать, что Сам Господь Иисус Христос идет рядом с нами и Сам поддерживает крест наш. Он делает его легким, а иго игом радостным, ибо от креста, даже от тяжелых страданий креста истекает радость, великая Божия радость. И эта радость делает иго Христово легким и благим.

Человек, который возложил иго Христово на рамо свое, становится другим человеком, не таким, каким был прежде, ибо научится от Самого Христа кротости и смирению.

А кротость и смирение - это то великое, то благодатное, что ограждает от всяких напастей и мук, от всех прилогов бесовских. Пред кротостью и смирением бессильны бесы, бессилен сам сатана, ибо пошедшие за Христом стали подобны Ему, Образу кротости и смирения.

Итак, если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», - если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем. Аминь.

Н а этом, дорогие братья и сестры, мы с Вами прощаемся до завтрашнего выпуска и желаем Вам праздничной-духовной радости!

Х рани Вас Господи!

Практически каждый день отмечается тот или иной праздник в России. Этот момент накладывает свой отпечаток на сознание людей, которые в поисках информации о какой-либо памятной дате, пытаются отыскать праздничные моменты.

Сегодняшний день в этом отношении не является исключением из правил, так как на 17 сентября 2017 года приходится сразу несколько праздников, о которых мы и расскажем в этом материале. В частности, сегодня имеет место быть следующий праздник: День работников леса. В свою очередь народный и церковный календари переплелись и расскажут нам о празднике иконы Божьей Матери, именуемой «Неопалимая Купина».

Более половины территории России занято лесами, это бесценное богатство, данное нам природой, это источник радости и здоровья. Сохранение и приумножение нашего леса, рациональное его использование это долг каждого члена общества.

Но есть люди, которые посвятили этому делу всю свою жизнь. И 17 сентября каждого года все люди, как-то связанные с охраной и приумножением леса, с его заготовкой и переработкой отмечают свой профессиональный праздник - День работников леса. В 1977 году в этот день было принято Лесное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с жизнедеятельностью леса.

Лес - наше самое большое природное богатство, залог экологической безопасности, приоритетная составляющая народнохозяйственного комплекса и основа экономической стабильности страны. Лес в России - это бесценный дар природы и величайшее национальное достояние, источник духовного и эмоционального потенциала нации, ее здоровья.

День работников леса, этот профессиональный праздник отмечают не только специалисты лесного хозяйства, лесной охраны, лесозаготовительных, целлюлозно-бумажных, деревообрабатывающих предприятий, ветераны лесопромышленного комплекса, но и все те, кто с любовью и уважением относится к лесу.

Какой церковный и народный праздник сегодня, 17.09.2017: Неопалимая Купина

На этот день приходится особый праздник посвященный иконе Божьей Матери «Неопалимая Купина».

Согласно легенде, из объятого пламенем, но не сгорающего терновника пророк Моисей услышал глас Бога, призвавший его отправиться вместе с израильтянами из Египта.

Также Купина Неопалимая является прообразом Богоматери и символизирует непорочное зачатие Девы Марии. На самой прославленной чудотворной иконе изображается по центру Дева Мария с младенцем Христом, а окружает их звезда о восьми лучах, причем она состоит из двух четырехугольников - алого, по цвету пламени, и зеленого, по цвету растения купины. Начало празднику положено в 17 веке, а русская иконопись знакома с иконой с века шестнадцатого.

Этим днем особо горячо молились о защите от огня да удара молнии, охранной почитали и саму икону, так что даже считалось, будто она может усмирить пожар, если обойти с ней округ горящей постройки.

Пожары вообще были одним из самых грозных бед для наших предков, наравне с войной, мором скота и людей, неурожаем. Им сопутствовало множество мистических поверий и обрядов. Так, коли что загорелось от молнии, верили, что с таким огнем может совладать поливание пивом, квасом или молоком черной буренки. Порой было и жестче - в объятую пламенем избу бросали белого живого голубя.

От пожара во время грозы оберегали кошки или черные собаки, что жили в избах. Многие животные были предвестниками огня - заяц, пробежавший через село, кукушка, пролетающая над домами, мыши, вдруг забегавшие по избе. Казалось бы - будь всегда готов! Но говорили, что, если у кого пожарная бочка наготове, он бога искушает, и пожар непременно случится.

Хозяйкам приходила пора копать лук, хозяева же отправлялись с вилами на сеновал - протыкать сено, дабы изгнать «трясуху» и «гнетуху» - особых злых духов, приносящих недуги скоту по зиме. Не ленились тыкнуть в запас сухого мха, используемого в строительстве изб.

Loading...Loading...