Архиепископ юстиниан скандалы. Архиепископ Элистинский Юстиниан: церковность скоро придется отстаивать … перенесением скорбей

Дата рождения: 28 января 1961 г. Страна: Россия Биография:

Родился 28 января 1961 г. в г. Костерево Владимирской обл. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1983 г. — исторический факультет Ивановского государственного университета.

С июля 1983 г. по июль 1984 г. нес послушание старшего иподиакона при .

В 1985-1986 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1986-1988 гг. — старший иподиакон ректора Московских духовных школ епископа Дмитровского Александра (Тимофеева).

С 1988 г. обучался в Богословском институте Бухареста (Румыния), который окончил в 1992 г. со степенью магистра богословия.

С июня 1991 г. по 18 ноября 1992 г. — ключарь тверского Свято-Троицкого кафедрального собора.

В 1992 г. возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. () назначен Преосвященным Элистинским и Калмыцким.

Образование:

1983 г. — Ивановский государственный университет.

1988 г. — Московская духовная семинария.

1992 г. — Богословский институт Бухареста (магистр богословия).

2013 г. — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Епархия: Элистинская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан. Сборник проповедей, произнесенных в 2011-2014 годах / [ред.-сост. А.В. Алексеев]. — Элиста: Библиотека международного историко-литературного журнала «Странникъ», 2014. — 212 л. цв. ил., 20 см.

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан. Общение с паствой и обществом во время служения в Приднестровье (1995-2010) / [ред.-сост. А.В. Алексеев]. — Элиста: Библиотека международного историко-литературного журнала «Странникъ», 2015. — 168 л. цв. ил., 20 см.

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан. По тропе воспоминаний. К 20-летию архиерейской хиротонии / Архиепископ Юстиниан (Овчинников), [ред.-сост. А.А. Федотов]. — Элиста, 2015. — 307 л. цв. ил., 21 см.

Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан. Архиерейское служение на Калмыцкой земле. — Элиста, 2015. — 34 л. цв. ил., 26 см.

Награды:

Церковные:

  • 2000 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2000 г. — грамота Митрополита Киевского и всея Украины (УПЦ);
  • 2001 г. — орден «Рождество Христово — 2000» II ст. (УПЦ);
  • 2003 г. — орден блгв. господаря Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы);
  • 2005 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2005 г. — орден прп. Паисия Величковского II ст. (Православная Церковь Молдовы);
  • 2010 г. — блгв. господаря Стефана Великого I ст. (Православная Церковь Молдовы);
  • 2011 г. — свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2012 г. — орден «За заслуги перед Православной Церковью Казахстана»;
  • 2013 г. — медаль св. Василия Великого I ст. (Единецкая епархия);
  • 2015 г. — медаль св. мч. Георгия Победоносца (Кагульская епархия);
  • 2015 г. — орден сщмч. Пимена, епископа Семиреченского и Верненского (Митрополичий округ в Казахстане);
  • 2015 г. — медаль свт. Симеона, первого епископа Тверского, I ст. (Тверская епархия).

Светские:

  • 1996 г. — «Орден Республики» Приднестровской Молдавской Республики;
  • 1997 г. — медаль «В память 850-летия Москвы»;
  • 1999 г. — орден «За личное мужество» Приднестровской Молдавской Республики;
  • 2000 г. — орден Республики Молдова «Глория Мунчий»;
  • 2000 г. — орден «Трудовая слава» Приднестровской Молдавской Республики;
  • 2000 г. — юбилейная медаль «Десять лет Приднестровской Молдавской Республике»;
  • 2005 г. — орден Почета Приднестровской Молдавской Республики;
  • 2009 г. — почетный житель г. Костерево;
  • 2010 г. — почетный гражданин Тирасполя;
  • 2011 г. — медаль «За укрепление таможенного содружества» ФТС России;
  • 2012 г. —

Это имя - большая редкость в церковной жизни.
Во-первых - его написание. Еще совсем недавно в нашей церкви одновременно было два владыки с разным написанием одного и того же имени: митрополиты Ювеналий и Иувеналий. Церковно-славяннее вторая форма. Исторически достовернее и ближе к латыни - первая.

Аналогично с именами Юстиниан и Иустиниан.

Во-вторых, в греческих минеях есть святой император Юстиниан Второй (его память была как раз вчера - 2 августа http://www.saint.gr/2195/saint.aspx) и не так-то легко найти имп. Юстиниана Первого (http://hmerologio.gr/2016/11/noemvriou-2016; у нас она в ноябре).

Мой однокурсник Виктор Овчинников принял монашеский постриг в марте 1988, незадолго до нашего отъезда на учебу в Румынию. И я считал, что имя ему дал ректор МДА именно в румынской перспективе: наиболее известным румынским патриархом советской поры в Румынии был Юстиниан.

Но, похоже, политика тут не при чем:

Во Владимирской области есть Александровская епархия. В ней есть Петушинское благочиние. И в нем есть городок Костерёво.
Настоятелем Кресто-Воздвиденского храма там с 1984 по 1990 годы был архимандрит Юстиниан (Саган), в настоящее время клирик храма

"Архимандрит Юстиниан (Саган Станислав Семёнович) с 15 лет постоянно ходил в храм, на клиросе читал, пел в церковном хоре. Имея музыкальное образование, отец Юстиниан некоторое время работал преподавателем в музыкальной школе. Священнослужителем стал осознанно, в возрасте 31 года. Служил регентом церковного хора, позже был пострижен в монашество архимандритом Алексеем (Кутеповым). Потом был рукоположен во иеромонаха, а уже через три года произведен в сан архимандрита. Первоначально служил в Костереве 6 лет (1984-1990 гг.), будучи настоятелем храма. В сентябре 1990 года отец Юстиниан был переведен настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора в г. Владимир. Назначение это, с одной стороны, почетно и ответственно, а с другой стороны – новое жизненное испытание. Около 10 лет архимандрит Юстиниан (Саган) был настоятелем владимирского монастыря Рождества Богородицы. После перевода во Владимир отец Юстиниан еще какое-то время имел попечение о приходах в Петушинском районе. По состоянию здоровья отец Юстиниан был вынужден оставить монастырь и поселиться в г. Костерево. К отцу Юстиниану часто приезжают духовные чада и радуют прихожан своим участием в богослужениях и просто вниманием и любовью к своему духовному отцу.

Высокопреосвященнейший Юстиниан (в миру Виктор Овчинников, ныне Архиепископ Элистинский и Калмыцкий), уроженец города Костерево, выпускник Костеревской средней школы №1, будучи в детском возрасте впервые пришел в храм со своей бабушкой. Именно намоленные стены храмов, их роспись, стройное пение на клиросе во время богослужения привили ему любовь и приверженность к вере Христовой. После окончания школы закончил ВУЗ, а затем Московскую Духовную семинарию, обучался в Богословском институте Бухареста (Румыния), который окончил в 1992 г. со степенью магистра богословия. Нес различные послушания в ОВЦС, Тверской епархии. 1 сентября 1995 г. в московском Донском монастыре хиротонисан во епископа Дубоссарского, викария Кишиневской епархии.

В 1998 г. назначен епископом новообразованной Тираспольско-Дубоссарской епархии. 25 февраля 2008 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен управляющим Патриаршими приходами в США с присвоением титула Наро-Фоминский. С июля 2012 г. по июнь 2013 г. временно управлял Аргентинской епархией.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. назначен Преосвященным Элистинским и Калмыцким.

На территории храма погребены родители архипастыря - Иоанн и Светлана (в крещении Елена). Когда владыке удается навестить родной город, поклониться могилам родителей, он обязательно посещает наши храмы. Архиепископа Юстиниана встречают как дорогого гостя и родного человека, а владыка Юстиниан радует прихожан торжественной архиерейской службой (совершает которую по благословению правящего архиерея), во время которой выражает свою глубокую признательность взрастившему его храму и своим землякам.

Владыка внес немалый вклад в приход. В том числе, храму были подарены святые сосуды для Евхаристии, иконы с частицами мощей Петра и Февронии Муромских, сщмч. Фаддея Тверского, свт. Иоанна Сан-Франциского, прп. Германа Аляскинского, святых жен Дивеевских и иные памятные дары".
http://www.kosterevo-hram.ru/history.html

Так что вполне возможно, что монашеское имя нынешний элистинский владыка принял без оглядки на Византию и Румынию, а просто в память о родном приходе.

Константинопольский патриархат, претендуя на каноническую территорию Московского Патриархата на Украине, ссылается на церковные каноны, которые такого права ему не предоставляют. Об этом в интервью Царьграду рассказал архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников), объяснив, почему патриарх Варфоломей не вправе подменять собой самодержцев Восточно-Римской (Византии) и Российской империй.

Владыка уверен, с момента вынужденного отречения от престола последнего русского государя-страстотерпца Николая II Вселенская Православная Церковь вступила в новую историческую эпоху, однако не осознала этого. Именно это, по мнению архиепископа Юстиниана, привело к пробелам в церковном праве.

Читайте также:

Константинопольский раскол: Перспективы «украинской автокефалии» и возможный ответ Третьего Рима Константинопольский патриархат, возглавив украинские секты, отпал от Православия и может втянуть в этот раскол...

Царьград : Владыка, сейчас представители Константинопольского патриархата, ссылаясь на каноны Церкви, доказывают, что Русская Церковь была не вправе без их разрешения расширять свои канонические пределы в Малороссии, а Константинопольский патриархат, исходя из своего первенства, вправе разрешать спорные ситуации и выносить решения, обязательные для других Поместных Церквей. Почему, по Вашему мнению, эти доводы не соответствуют каноническому праву?

Архиепископ Юстиниан : Прежде всего стоит вспомнить о том, что в церковном праве не существует того, что в светских государствах называется правом международным. Нет никаких межцерковных судов, нет норм, регламентирующих отношения между Поместными Церквами. В канонах имеется лакуна, которая породила много церковных нестроений и самоуправства, в особенности с того момента, когда в мире перестала существовать последняя православная монархия. Дело в том, что каноны, которыми и ныне живет Православная Церковь, были сформулированы в Византийской империи, в эпоху, когда императоры не только отвечали за сугубо мирские вопросы, но и непосредственно руководили жизнью Церкви.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com

Чтобы понять, что сейчас происходит вокруг Украины, приходится копать очень глубоко. И вспоминать, например, что еще император Константин Великий, который сделал христианство государственной религией, в IV веке называл себя «епископом внешних дел Церкви». А в VI веке, ко времени правления императора Юстиниана Великого, в православной среде уже сложилось незыблемое убеждение, что патриархи своей деятельностью пекутся о христианских душах, радеют о духовном спасении своей паствы, а император заботится совокупно и о душе, и о теле византийцев.

Император мыслился как человек, обладающий сакральной властью. Обращаю внимание, что именно поэтому императора нельзя рассматривать как представителя светской власти. Призванные к правлению Самим Богом, императоры обладали исключительным правом созывать Вселенские Соборы, которые сформулировали догматы христианской веры. Императоры в жизни Церкви не были субъектами, обеспечивающими лишь внешние мирные условия ее существования. Они были искренними сынами Церкви, в чистоте исповедуемой веры и в благоденствии Церкви государи видели залог процветания государства.

Особо отмечу, что знаменитая симфония государственной и церковной властей не предполагала равенства императора и патриарха, ибо император имел первенство подобно ветхозаветному пророку Моисею, который руководил своим братом, Аароном-первосвященником, когда они оба встали во главе еврейского народа. Послушайте, как дерзновенно звучит исповедание императора Юстиниана Великого:

Император есть блюститель канонов и божественных законов, царь через соборы священников утверждает правую веру.

Императоры зачастую самолично выступали творцами церковных канонов, определяли границы епархий и патриархатов, при необходимости назначали епископов, утверждали кандидатуры Константинопольских патриархов. И даже в богослужебном плане они не были обычными мирянами: причащались в алтаре подобно духовенству, благословляли трикирием, произносили с амвона катехизические поучения.

Ц. : Эти права касались жизни Византийской империи? Или распространялись за ее пределы?

Владыка Юстиниан : Византийского императора признавали и поминали далеко за пределами Византии. Например, до нас дошел исторический документ — грамота патриарха Константинопольского Антония, которую он отправил в 1393 году московскому князю Василию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. Патриарх прямо-таки отчитывает великого князя Московского за то, что тот приказывает митрополиту Киевскому и Московскому молиться за патриарха, но не поминать византийского императора, говоря, что мы, дескать, — независимое от императора государство, почему мы должны его поминать? Патриарх говорит ему:

Ты разве не знаешь, сын мой, что каждый христианин должен поминать и знать своего православного государя, потому что он единственный среди других царей православных, он император. Ты не смотри, что нас со всех сторон одолевают враги (а это было за полвека до покорения Константинополя), это попущение по нашим грехам, однако каждый добрый христианин, независимо от того, где он проживает, все равно должен поминать главу всех христиан — императора.

Ц. : И когда не стало византийского императора, образовалась та лакуна в церковном праве, о которой Вы говорите?

Владыка Юстиниан : Все несколько сложнее. К началу XVI века, когда после падения Константинополя были покорены последние очаги сопротивления туркам на Балканах, когда надежды на то, что там сохранится какое-то христианское государство независимым, исчезли, тогда сербские книжники пришли на Русь с идеей о том, что Москва теперь есть Третий Рим. Почему? Потому что Константинополь — Второй Рим — и вся Византийская империя как независимое православное государство прекратили свое существование. И Русь осталась единственным независимым православным государством. На наших великих князей, потом царей, а позже императоров легла ответственность за защиту всего православного мира.

Исходя из византийской логики, поминовение великого князя — царя — императора России вошло в обиход всех православных христиан, независимо от их национальности. Они стали поминать московского государя, как раньше поминали византийского. Соответственно, вся полнота прав византийского императора по управлению Церковью в масштабах всего православного мира перешла к русскому государю.

Ц. : Но осознавали ли в полной мере это сами русские самодержцы?

Владыка Юстиниан : Надо сказать, что по понятным причинам московские государи не были обогащены знанием подробностей византийской истории, поэтому не в полной мере представляли себе свои права, зато быстро откликались на многочисленные просьбы о помощи со стороны притесняемых под иноверным игом православных. Это стоило Русскому государству и огромных финансов, и пролитых рек крови. Я говорю о тех жертвах, которые приносились ради блага и защиты христиан, которые были под властью турок.

Читайте также:

Архиепископ Юстиниан (Овчинников): Мазепа - предатель не только Отечества, но и Православной Церкви На днях архиепископ Константинопольского Патриархата Иов (Геча) выступил с неожиданным комментарием по поводу...

Каноны свидетельствуют, что привилегии Константинопольского патриарха, его право на первенство чести изначально обосновывались тем, что Константинополь есть Второй Рим, что в нем имеет местопребывание сам император. Естественно, как только прекратила свое существование Византийская империя, это право первенства Константинопольского патриарха потеряло свое каноническое обоснование. Это наше русское терпение, терпение христиан всего остального православного мира позволяло епископам Стамбула и далее продолжать величаться «Вселенскими».

Царьград : Получается, именно русские цари были вправе определять каноническую принадлежность Малороссии?

Владыка Юстиниан : Совершенно верно. Для укрепления русского православного государства необходимо было взять Малороссию под непосредственное церковное управление Москвы. Так требовала логика развития событий. И для этого нам не нужно никаких указаний, томосов и разрешений Константинопольского патриархата. На тот момент на Руси был независимый православный государь, царь. Поэтому нет никакой нужды в том, чтобы входить в исследование разрешений от Константинопольского патриарха.

БИОГРАФИЯ-ИНТЕРВЬЮ ЕПИСКОПА ТИРАСПОЛЬСКОГО ЮСТИНИАНА (ОВЧИННИКОВА)

Ист.: http://www.predely.ru/Paper/N10/justinian.htm, 1.2001

Среди священнослужителей Русской Православной Церкви сейчас более 150 имеют духовное звание архиерея (епископы, архиепископы и митрополиты). Они несут ответственность за состояние дел в территориальных объединениях приходов РПЦ – епархиях, и для своих прихожан и священников являются высшими авторитетами в церковных делах. К сожалению, большая часть архиереев не любит давать интервью, общаться с прессой, и потому - малоизвестна. Однако, их деятельность, в значительной мере, определяет морально-психологический климат на «подчиняющихся» им территориях. Тем более интересно откровенное интервью, которое дал епископ Юстиниан, отвечающий за приходы РПЦ, расположенные на территории никем не признанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР).

Епископ Юстиниан - представитель нового поколения епископата РПЦ, которое сформировалась уже после крушения коммунистического режима в России. Это поколение избавилось от того конформизма в отношениях в властями, который, в условиях атеистического государства, был характерен почти для всех архиереев. Чего стоит хотя бы факт, что будущий епископ лично организовывал в 1992 году демонстрации с требованием возвратить церкви собор. В течении 70-ти с лишним лет такое было просто немыслимо.

Рассказ епископа Юстиниана о его пути к епископскому сану, в принципе, достаточно типичен. Это путь новой генерации православных священнослужителей, которым предстоит грандиозная задача возрождения Православия в почти полностью нерелигиозной стране.

Скажите пожалуйста, епископами рождаются или становятся? Это предопределено с детства или зависит больше от человеческой воли?

Родился я 28 января 1961 года в маленьком городке Костерево во Владимирской области. Отец - Иван Степанович Овчинников, закончил техникум, работал мастером на производстве. Мать - Светлана Викторовна Овчинникова - юрист. Семья была православной, но малоцерковной. Православным моим воспитанием занималась, в основном, бабушка, мать отца, Анна Максимовна.

Отец родом из раскулаченных крестьян Липецкой области. Спасаясь от ссылки, они, бросив, все бежали, и осели, кто в Москве, кто в Московской области. Костерево тогда, кстати, входило в состав Московской области. Бежали все равно куда, лишь бы раствориться среди пришлого населения в большом городе.

Родня у меня была большая, но теперь я, монашествующий, с ужасом взираю на то, что мои двоюродные братья и сестры, поженившись, имеют по одному-два ребенка, и как ссыхается и исчезает наш род.

Предками моей матери были владимирские старообрядцы Белокриницкого согласия. Однако она сама, да и ее родители, были уже членами нашей Церкви. Мой прадед по матери был мастером на местной фабрике - специалист-техник. Получал золотыми хорошую зарплату. Оставил трем своим дочерям хорошее наследство - каждой по дому, золотые украшения. Тогда старообрядческие семьи отличались особой устойчивостью и основательностью.

В храме я себя помню с детства, но если говорить о службе церкви, то, наверное, она началась летом 1976 года - после того, как я закончил 8-ой класс школы. Семья моя была все-таки недостаточно религиозной, чтобы из-за моего интереса к церкви терпеть на работе нарекания от своего руководства. Хотя, в общем, это не было секретом, они мне не позволяли на родине ходить в храм.

А тут псаломщик из нашей костеревской церкви переехал в Иваново, стал регентом в кафедральном соборе, я поехал к нему и там познакомился с архимандритом Амвросием - ныне архиепископом Ивановским. После этого я начал регулярно ездить в Ивановскую епархию. Получалось так, что, отбыв в другое место, я был на свободе от родителей, мог ездить по знакомым священникам, по приходам, петь на клиросе, привыкать к службе.

После окончания школы, в 1978 году, я поступил на исторический факультет Ивановского университета. Вообще-то в тот момент я не особенно желал куда-либо поступать и заявил родителям, что хочу пойти в армию, а после нее буду учиться в семинарии. Но в семье по этому поводу начались скандалы: «У всех дети как дети, у нас - урод», и я вынужден был дать им обещание куда-нибудь поступить. Мой тогдашний духовник, ныне здравствующий протоиерей Николай Винокуров сказал, что «доверимся промыслу Божьему, ведь сколько человек поступает в институт, и не всех туда берут, а если возьмут, то на то воля Божья». И я поступил. Исторический факультет я выбрал именно потому, что для меня, как для будущего священника - а в том, что им стану, я был уверен абсолютно, - он давал наибольшую сумму знаний, могущих мне послужить в моем будущем священническом служении.

А комсомольцем Вы были?

Да, был. Это была целая эпопея. Меня вызвал завуч школы, сначала разговор шел обиняками, я говорил, что, мол, не достоин еще вступать. А потом она мне прямо заявила (а это была преподавательница русского языка и литературы, и потому могла говорить цветисто): «Мы знаем о твоих похождениях по церквям и монастырям, но в комсомол ты вступишь. Иначе мы из тебя сделаем притчу во языцах». Через пару дней мать приходит с работы - она была тогда заведующей юридическим бюро местного комбината - и говорит, что у нее начались неприятности. И тогда - пришлось вступать. Горько было, стыдно было, а податься некуда. Надо сказать, что я пытался увильнуть от этого - по осени, когда надо было получать комсомольский билет, залез в канаву с холодной водой, думал, заболею, пропущу церемонию, а там, может, как-то и отвертеться удастся. Но не вышло, пришлось ехать вступать.

В 1983 году я закончил истфак ИГУ, защитил диплом по теме «Русско-болгарские связи в XV-XVIII вв.» - в этот период связи были, преимущественно, по церковной линии. И... поступил на должность старшего иподиакона епископа Амвросия. Шуму, конечно, было много по этому поводу. Как же, выпускник университета - и сразу в церковь. Уполномоченный по делам религий вдруг потребовал, что бы я принес ему диплом. Меня это насторожило и я ему говорю, что принесу нотариусом заверенную справку - такой же документ. Параллельно узнаю, что в университете было большое возбуждение - решением ученого совета хотели лишить меня диплома, но для этого им нужны были сами эти корочки. А потом можно было долго доказывать, что ты не верблюд – заканчивал ты университет или не заканчивал.

Но, в результате, уполномоченный меня оформил. Я думаю, анализируя политику государства в отношении церкви перед перестройкой, что люди в 5-ом управлении КГБ очень помудрели. Они стали понимать, что нельзя человека загонять в угол, доводить до отчаяния. Видать, посчитали, что зачем им еще одного диссидента плодить. Увидели, что человек связал свою судьбу с церковью, и тут уже ничего не поделаешь. Тут оказала свое влияние и мягкая, и, в то же время, решительная позиция Владыки Амвросия, который нашел в себе силы и храбрости доказать уполномоченному, что церкви нужны люди с высшим образованием. И он меня отстоял.

Был я год иподиаконом, и Владыка Амвросий уж хотел меня рукоположить в священника и оставить служить в епархии. Я к нему отношусь с особой теплотой, но уж очень мне хотелось поступить в семинарию, я мечтал о кителе семинариста, как о манне небесной. И мне пришлось набраться твердости и добиться разрешения на поступление.

Поступил я в 1984 году, но проучился всего год - в мае 1985 года меня призвали в армию. Естественно, что это был стройбат. Служил я в Забайкальском военном округе в Читинской области. Первые полгода в отдельной расквартированной роте неподалеку от границы с Китаем - от нее нас отделяла только территория погранзаставы. Там я стал даже командиром отделения плотников-бетонщиков, и несмотря на то, что ни я, ни кто-либо в отделении никогда до этого в строительстве не работал. Но ничего, научились, норму делали. Потом вызвал меня один офицер и объявил, что переводят меня подальше от границы - в город Краснокаменск Читинской области, где в то время добывали уран. При этом он выразился так: «Есть органы бдящие и стрегущие, которые считают, что семинаристу нечего делать возле границы». Так что все последующее время я строил объекты для Краснокаменского горно-обогатительного комбината.

В 1986 году я вернулся в семинарию и закончил ее в 1988 году. Ректором семинарии и академии в то время был епископ Александр (Тимофеев, ныне архиепископ Саратовский и Вольский). Надо сказать, что во время ректорства Владыки Александра уровень богословского образования и семинарской дисциплины был очень высокий. Он стал широко привлекать для преподавания в семинарии и академии людей с высшим светским образованием. Многие из тех, кто сейчас преподает там, были привлечены им, и, зачастую, получалось, что человек, приглашенный в качестве «варяга» для чтения какой-либо «смежной» дисциплины, воцерковлялся, становился священником, заочно обучаясь, заканчивал и семинарию и академию, и становился полноправным членом церкви и преподавательской корпорации.

Затем Вас отправили продолжать учебу в Бухарестский Богословский институт. Вы до этого имели какое-то отношение к Румынии?

Дело в том, что тогда несколько студентов Московской Духовной Академии было направлено на учебу по межвузовскому обмену в высшие учебные духовные заведения Румынии, Болгарии, Сербии, православные факультеты Чехословакии и Польши. Владыка Александр хотел, чтобы в нашей церкви были люди, которые имели бы хорошее представление о жизни и деятельности православных поместных церквей. Ведь одним из пробелов в деятельности Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) было то, что мы лучше знали проблемы и настроения в Римско-Католической Церкви или у протестантов, чем в родственных нам православных церквях Восточной Европы, которые находились у нас под боком. Тогда - в 1988 году- Владыка Александр, по согласованию с митрополитом Филаретом (в то время он был председателем ОВЦС, теперь глава Белорусского Экзархата), послал учиться по два человека в каждую из православных стран, чтобы по возвращении один из них остался в Академии, а второй - стал работать в ОВЦС.

К тому времени я уже был пострижен в монахи наместником Троице-Сергиевой Лавры - случилось это 24 марта 1988 года. Причем, пострижен я был не в монахи Лавры, а для нужд Академии. Тогда, по благословению Патриарха Пимена, если постриг производился на территории Троице-Сергиевой Лавры, то его совершал только ее наместник. А затем - был в первую пасхальную ночь 1988 года рукоположен во диаконы. У Владыки Александра были такие светлые моменты и он старался рукополагать близких ему людей в памятные дни.

Почему Вы решили стать монахом?

Потому что в церкви с детских лет. И от того, что видел бедственное ее положение, и положение священников. Было у меня чисто человеческое желание жениться, но вместе с тем умом отдавал себе отчет, что если женат – то представляешь из себя более обширную мишень для втыкания в тебя стрел и крючков. А хотелось бы больше, с полной отдачей, послужить Богу и церкви. Почувствовал я в себе внутреннюю слабость. Если ты терпишь сам, то понимаешь, ради чего терпишь, а если рядом с тобой будет терпеть близкий тебе человек, то будешь думать - поймут ли они меня, будут ли единомышленниками, захотят ли разделить со мной тягости. Наверное, в этом отношении я был маловером, надо было больше доверять промыслу Божьему. Просто побоялся.

А что было потом?

Потом я доучился в Бухаресте, защитил диссертацию на тему «История русских старообрядцев-липован в Румынии». Выучил румынский язык – там без этого никак. Кстати, учился я там вместе с известным церковным публицистом диаконом Андреем Кураевым . Последний год учился я заочно и параллельно работал в Москве в ОВЦС. Но, как диссертацию защитил, подумал, что период учебы у меня растянулся, пора браться за нормальное живое дело. И махнул в Тверскую епархию, там у меня были знакомые.

Вскоре меня епископ Виктор назначил наместником собора Вознесения Господня в Твери. Собор, к тому времени, не то что не был отреставрирован - церкви передан не был. После того, как меня назначили его наместником, мне приходилось билет покупать, чтобы в него войти - в нем располагалась областная Торгово-промышленная выставка. Причем, она никуда не собиралась съезжать – жила, цвела и благоденствовала. А у меня на руках был лишь указ о моем назначении и группа инициативных прихожан. Решение о передаче храма надо было еще отвоевать.

Потом уже приход этого собора издал брошюру - «Хроника памятных дат и событий в истории собора». (Читает) «6 мая 1993 года – первый пикет у здания Законодательного собрания Тверской области, православная община настоятельно требует полностью передать храм верующим». Затем прошли крестным ходом с хоругвями и плакатами к зданию областной администрации. В итоге отвоевали, и, в основном, восстановили.

Потом приехал Святейший Патриарх и сказал: «Готовься, вызовем на Священный Синод».

В чем состоят особенности православия в Вашей епархии?

Здесь, на Юге, по сравнению с Россией, есть ощущение более размытой церковной дисциплины. Это касается и отношения священника к своему архиерею, прихожанина к своему священнику, христианской церковной жизни. По сравнению с Россией, это мне особенно бросается в глаза, потому относительно недавно прибыл сюда, здесь больший упор на требоисполнение. Меньше желания участвовать в приходской жизни, в литургии. Такое отношение к церкви здесь формировалось в последние десятилетия, видимо, потому, что на все Приднестровье здесь было всего 2 храма. Где уж здесь говорить о церковной дисциплине - ребенка бы крестить, тайком повенчаться, заочно отпеть. И такое отношение продолжает оставаться и сейчас в умах прихожан. Меня беспокоит, что священники не стремятся разрушить такую систему взаимоотношения прихожанина и церкви. Потому как священнику это легче - он лишь «мастер, вызванный по необходимости» - требу исполнить, и не надо отвечать за духовный климат своего прихода. Легче, чем брать на себя ношу быть духовным врачом целого округа. Я сейчас прошу и настаиваю, чтобы духовенство шире понимало свои обязанности.


Технология рождения слухов на сегодняшний день достаточно изучена. Обращаю внимание на книгу «Слухи, которые работают на вас» С. Беззубцева (СПб.: Питер, 2003). Автор показывает механизмы возникновения слухов, как их можно использовать, а также как предупредить их негативные последствия.

Уже отмечалось, что слухи - это излюбленный прием многих журналистов. В первом ряду здесь будут имена Сергея Бычкова («МК») и Наталии Бабасян. В их скандальных материалах сплетни и слухи часто выполняют вспомогательную функцию, скрепляя противоречащие друг другу стереотипы.

Слухи могут распространяться и в церковной среде. Очень часто в приходы сплетни заносятся извне, н-р, заезжей «монахиней». С другой стороны, их можно подцепить в паломнической поездке от «случайных» людей. Встречаются такие «православные христиане» и на Интернет-форумах. Однако не каждая монахиня - заезжая и не в каждой поездке и не на каждом сайте можно встретить только засланных казачков. Во всяком случае, православному христианину бояться здесь нечего. Основная характерная особенность слухов и сплетен – это анонимность или ссылка на источник, который трудно проверить. А отличительная черта «православных» слухмейкеров их негативное отношение к иерархии. Цель у них одна: скомпрометировать митрополитов и архиереев в первую очередь в глазах неофитов, а также части паствы. Враги Православия прекрасно знают: без епископов нет Церкви.

В качестве примера искусственного распространения слухов мы возьмем несколько публикаций о двух видных епископах.

Епископ Красногорский Савва (Волков)

Автобиография.

Родился 27.09.1958. Викарий Московской епархии, до 2001 года председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Образование. 1980 - Московская духовная семинария. 1986 - Московская духовная академия; кандидатская диссертация на тему «Христианское учение о нравственном достоинстве человека».

ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ епископ Савва прославился «среди своей паствы пылким пристрастием к молодым воспитанникам основанного им сиротского дома».

Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан (Овчинников Виктор Иванович)

Автобиография.

Родился в г. Костерево Владимирской обл. 28 января 1961 г. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1983 г.- исторический факультет Ивановского ГУ. В 1984 г. поступил в МДС. С 1988 г. обучался в Богословском институте Бухареста (Румыния), который окончил в 1992 г. со степенью магистра богословия. Личное знакомство с богословами Румынии, Украины и России.

ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ «замешен во множестве гомосексуальных и педофильских скандалов».

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Первоисточник публикаций о «пылких пристрастиях» епископа Саввы мне найти не удалось (буду признателен за помощь). Скорее всего, это была очередная публикация в МК. В статье «Болевые точки РПЦ» журналист как обычно комментирует освобождение епископа от руководства одного из отделов Патриархии . Затем на этот источник ссылается Николай Митрохин в своей антицерковной книге. По его мнению, в статье епископы «прямо обвинены в прессе в гомосексуализме» . Конкретику на епископа можно найти в т.н. «Обращении православной общественности». Это обращение подписали члены братства во имя святого благоверного царя Иоанна Грозного. Оказывается, епископ Савва прославился «среди своей паствы пылким пристрастием к молодым воспитанникам основанного им сиротского дома» .

СПРАВКА. Православный детский дом при Храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Основан при Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московской Патриархии РПЦ. Количество подопечных – 15-20 детей офицеров, погибших при выполнении служебного долга. Адрес: Москва, Бол.Серпуховская, 24, стр.2. Контактное лицо: Николай Анатольевич Осколков. 958-24-24 .

Совсем недавно на одном из екатеринбургских сайтов появились другие подробности. На форуме участник под именем «Гомофоб из РПЦ» делиться со всеми «уникальными фактами, которые почти никто пока не знает». Оказывается, оргии высшего духовенства снимались на пленку. Запись и в правду видимо уникальна. Осведомленный «Гомофоб» сначала долго проверял (?) пленку на подлинность, а затем и пересматривал.

Таинственный «Гомофоб» сообщает: «Помимо Саввы на пленку попало 9 епископов и архиепископов да пара митрополитов… Долго приходилось их (пленки – прим. А.Д.) проверять, чтобы удостовериться в их подлинности. Сейчас сомнений уже нет. На днях я смотрел часть съемок… После просмотра я очень осторожно разговаривал с одним из снятых там епископов. У него особых переживаний не было. Я задержался с ответом для Вас именно из-за необходимости "проверки боем" уникальнейшей видеоинформации. Должен с большим недоумением признать, что участвовавший в оргиях архиерей, с которым у меня была обычная рутинная встреча, абсолютно не прореагировал на мое сообщение о съемке тех увеселений и о том, что эта видеоинформация становится доступной. Почему же не боятся? Ведь там были малолетки. За это грозит серьезная ответственность. Действительно они не боятся… руководителям МП тоже закон не писан» .

Совершенно очевидно, что готовится выплеск очередного компромата. Попробуем предсказать, по какому сценарию он может развиваться. Сначала косвенное упоминание в одной газете, затем неясная ссылка в другой. Потом на эти «прямые обвинения в гомосексуализме» ссылается автор скандальной книги. Наконец, появляются сообщения на форумах (без подписи естественно). Что происходит дальше?

Представим себе ситуацию, что епископ Савва с кем-то повздорил или его назначили епископом в другую епархию, или на Пасху он похристосовался с епископом Никоном (фото прилагается). И вот тут появится таинственная пленка. Ее даже могут показать один раз по Второму каналу. Потом журналисты снимут фильм-расследование. И тогда у вас будет целых 10 секунд, чтобы «удостовериться в подлинности» мутного и рябого изображения. Решительный голос журналиста в течение пяти минут с возмущением прокомментирует эту запись. В репортаже (еще пять минут) вы увидите заседающий Священный Синод, заголовки старых публикаций о епископе Никоне и других членов «голубой мафии». Вы услышите скандальные факты от «православного» человека, опасающегося за свою жизнь и потому вместо лица показывающего затылок. Аноним, скорее всего, будет членом братства во имя святого благоверного царя Иоанна Грозного или член секты «Православной церкви Божией Матери «Державной». Только вряд ли об этом скажут. Режиссер также даст слово российским геям, правозащитникам и членам Хельсинской группы. В качестве альтернативы возьмут интервью у косноязычного батюшки. Всё. Ужасающая картина «Голубая мафия Русской Церкви» нарисована. Все телезрители возмущены, раздаются гневные звонки в прямой эфир (можно опубликовать «гневные письма в редакцию», если это материал в газете). И уже опять краснеть придется «детищу КГБ» – Отделу внешних церковных сношений Московской Патриархии. В конце концов, кто-то «запретит» дальнейшую трансляцию по центральным каналам. «Дело замнут». Однако подробности «приглушенного» скандала вы всегда сможете найти на сайте «Компромат.ру». Опровержений вы там не найдете, но не потому, что их не было или нет. Они были и есть. Просто за размещение этой информации на каждом углу никто никому денег не платит.

Примерно по такой схеме сейчас происходят все «наезды» на Церковь. Мы имеем дело с хрестоматийными примерами из учебника по «черному пиару». Это проверенные приемы досадить своему врагу (верх пилотажа – пустить слух о скором снятии с руководящего поста), чтобы отвлечь его от выполнения своих обязанностей, особенно если они хорошо выполняются. Как по книге этим арсеналом слухов пользуются все без исключения упомянутые журналисты, авторы книг и т.д. Позволим себе продолжительные, но поучительные выдержки. Вот как описываются эти механизмы (они даже имеют свое название) в специальной литературе :

«Глава 8. Оружие офисных войн

… Победа в офисной войне определяется использованием широкого арсенала различных формальных и неформальных методов. Некоторые из них недопустимы с моральной точки зрения, некоторые и вовсе незаконны.

Анонимность слуха всегда позволяет манипулятору при неблагополучном исходе ситуации отказаться от «якобы приписываемых ему намерений». Вместе с тем неявная предпосылка, сопровождающая любое сообщение слуха «это уже кому-то известно», не позволяет Жертве разобраться с манипулятором «один на один».

(Пример. Николай Митрохин в книге "Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы" (М., 2004) делает предвзятый обзор статей про «голубую мафию». Автор не утруждает себя проверкой очевидных журналистских ляпов. Противоположная точка зрения, устные опровержения и судебные решения в пользу епископов его не интересуют. Наоборот, на чужие ляпы он нагромождает свои собственные. Так косвенные и полупрозрачные намеки в газетах им называются публичными обвинениями. Хотя в большинстве случаев речь идет о банальной клевете. Однако это не небрежность. Сам Н. Митрохин с большим удовольствием придумывает анонимные слухи. Цитирую: «В церковной среде мне приходилось слышать устные, но устойчивые обвинения в гомосексуализме, касающиеся еще не менее чем полутора десятка епископов, включая…»; «Информанты в провинции рассказывают о достаточно распространенной, на их взгляд, практике полуофициальных визитов архиереев-гомосексуалистов друг к другу и об устраиваемых по этому поводу вместе со свитой оргиях» .

Любопытен следующий факт. Н. Митрохин главу из своей книги разместил на одном из содомских сайтов. Видимо, это был своеобразный отчет перед заказчиками. - прим. АД).

… Личные связи. Чтобы повысить свою «цену» в глазах окружающих, некоторые могут пойти намного дальше, чем инсценировки звонков … Акцентирование различными способами внимания общественности на факте этих связей провоцирует соответствующие слухи и порой также позволяет сотруднику добиваться каких-либо привилегий для себя: «Как же я могу ее выгнать, когда ей звонит сам…»

(Пример. Ср. лексику двух московских журналистов Сергея Бычкова, Наталии Бабасян: «Наши информаторы в ОВЦС убеждены, что сравнительно недавно был достигнут компромисс между “табачным” и владыкой Епифановым», «Вторая страсть владыки - томные и порочные юноши. Говорят, что у него едва ли не самая богатая коллекция в Русской церкви… Говорят, иногда даже правит доносы». Понятно, что когда так много «говорят», то на самом деле никто ничего не говорит, а просто разносит слухи. «Компетентность» такого рода является всего лишь пусканием пыли в глаза главному редактору. Ссылки на своих людей в РПЦ нужны авторам подобных статей для сохранения своего рабочего места. Иначе их давно бы уволили как исписавшихся и не владеющих темой журналистов. – прим. АД).

…Атмосфера таинственности. В тех же целях может эксплуатироваться «атмосфера таинственности». Недосказанность, многозначительные оговорки, паузы в разговоре, неопределенные заявления, намеки, что «вам известно то, что пока еще никто не знает», возбуждают интерес, интригуют и своей загадочностью притягивают внимание к вашей персоне.

(Пример. См. одну из статей на сайте суздальского раскола «Портал-Кредо»: «С епископом Юстинианом же и вообще с Тираспольской и Дубоссарской епархией РПЦ МП связано множество гомосексуальных и педофильских скандалов, тщательно приглушаемых, но все равно прорывающихся в прессу» . Подобные формулировки используются для постепенного приучения своего читателя верить любому написанному слову. Зачем проверять ту или иную информацию, если ее «тщательно приглушают»? Достаточно просто в очередной раз поверить «прорвавшемуся в прессу» слуху: епископ NN Московской Патриархии связан с «множеством гомосексуальных и педофильских скандалов».

О ситуации в Приднестровье см. следующие материалы. 1. Интервью с Евгением ГОНЧАРЕНКО, пресс-секретарем Епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана (//http://www.russk.ru/st.php?idar=11093); 2. В Приднестровье чиновники продолжают необъявленную войну против Православия. Беседа с владыкой Юстинианом, епископом Тираспольским и Дубоссарским. (//http://www.pravaya.ru/inview/8461). – прим. АД).

… Косвенное воздействие на жертву. Большая часть политических (в том числе офисных) манипуляций предполагает разведение Жертвы и Адресата сообщения. Задача воздействия - сформировать в данной аудитории определенное мнение по отношению к Жертве слуха, представить ее в нужном свете, повлиять на ее имидж, репутацию. Кроме того, воздействие может быть адресовано конкретному лицу - субъекту, который наделен правом принимать решение, определяющее дальнейшую судьбу жертвы.

(Пример. См. материал в вышеупомянутой статье «Портал-Кредо», где упоминается «сайт ассоциации борьбы с педофилией». Существует некая преступная сеть, которая поставляет состоятельным российским клиентам детей для сексуальных услуг. Среди заказчиков был глава Конгресса русских общин Приднестровья Д. Абрамов и, по утверждению «Портал-Кредо», он же «доверенное лицо» епископа Юстиниана. Непосредственно о связях самого епископа с преступной сетью ничего не говорится. Мы не видим ни номера уголовного дела, ни конкретных имен обвинителей. На самого же Д.Абрамова у сайта «Портал-кредо» есть только одно доказательство: таинственная ссылка «сайт ассоциации борьбы с педофилией». – прим. АД).

… Обвинение в нелояльности. Нелояльность к руководству, нелояльность к компании, ее ценностям, нормам и правилам - еще одна тема для компрометирующих слухов. На этот раз в большей степени в фокус попадают «неосторожные», спровоцированные или приписываемые ей суждения Жертвы.

… «Приклеивание ярлыков». Отдельного внимания заслуживает технология приклеивания ярлыков. Устойчивая ассоциация субъекта с такими понятиями, как «бездельник», «легкомысленный», «импульсивный», «карьерист», «сплетник», «себе на уме» и т. д., достигается за счет целого комплекса мероприятий

(Пример. См. статьи С.Бычкова в «МК»: «Мечта о патриаршем куколе (в просторечии - кукольная болезнь) обуяла многих», «архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), которого в дни болезни патриарха близкие стали любовно называть “патриаршиком”, «митрополиту Сергию противостоят “табачный” митрополит Кирилл (Гундяев)», «Одним словом, Кравец и владыка Епифанов теперь “энциклопедисты”, «А “патриаршик” хоть и не избавится от кукольной болезни, так и останется скандальным лидером православного “голубого” лобби» – прим. АД).

… О нетрадиционной сексуальной ориентации. Каждый сотрудник, как известно, имеет право на личную жизнь. И вместе с тем распространение слухов о его нетрадиционной сексуальной ориентации может нанести человеку гораздо больший ущерб по сравнению со слухами о его политических или религиозных предпочтениях или даже, скажем, о его предпочтении продукции конкурента. Естественно, слухи эти также могут фабриковаться искусственно, и, хотя ярлык «гомосексуалиста» удерживается не на каждом человеке, холостые мужчины, представители «творческих» профессий и, не удивляйтесь, политики входят в так называемую «группу риска».

Пожалуй, мы не будем останавливаться на слухах о наших депутатах и правительстве и рассмотрим один из свежих примеров в известной медицинской клинике.

В женский на девяносто процентов коллектив назначили руководителем молодого мужчину. К сожалению для мужчины, получить это место надеялись сразу несколько специалистов, проработавших в клинике довольно длительное время. Однажды на корпоративной вечеринке, вежливо уклоняясь от недвусмысленных намеков сотрудницы, наш герой рискнул пошутить - «признаться», что женщины его совсем не привлекают в плане секса… Результат не заставил себя долго ждать. Информация об аморальном поведении нового руководителя в течение нескольких дней наполняла разговоры в клинике, периодически всплывая даже в операционной. Наш герой теперь находился в зоне пристального внимания. Теперь все его контакты с пациентами-мужчинами рассматривались через определенную призму. Такой поворот событий несмирившиеся конкурентки, конечно, не оставили без внимания. В известность было поставлено самое высшее руководство. Пребывание «этого человека» в клинике, да еще на руководящей должности, оказалось под вопросом. История закончилась благополучно, хотя и стоила молодому врачу немало беспокойства. Отделаться навсегда от приклеенного ярлыка ему теперь вряд ли удастся, хотя, наверно, для человека, увлеченного своей работой, это не так уж страшно.

… «Его, кажется, скоро уволят». На время вывести «противника из строя» помогают все те же знакомые нам слухи об увольнении. Удивительно, что не каждый сотрудник спешит к руководителю проверить, насколько «конфиденциальная информация о намерении руководства расстаться с ним» является обоснованной и достоверной».

(Пример. В нашем случае логика авторов статей следующая: сняли с должности, значит содомит. Различные назначения, снятия с одной епископской кафедры и назначения на другую, обычная кадровая перестановка в Церкви – всё это является верным признаком принадлежности епископа к содомитам или к проворовавшимся на недвижимости. Цитировать не имеет смысла. Больше половины антицерковных статей буквально перегружены таинственными намеками об очередном назначении/снятии какого-нибудь епископа. Кому это интересно??? По этой логике «голубым» или вором можно признать любого взрослого человека, ведь почти у всех есть начальство, которое время от времени дает вам другую работу. - прим. АД).

На этом естественно советы не кончаются, я привел только те, которые явно прослеживаются во всех антицерковных публикациях. К чести автора цитируемой книги надо сказать, что он рассказывает и как можно бороться с таким компроматом .

Описанными приемами обвинялись в педофилии, гомосексуализме, а также в сожительстве с женщинами следующие священнослужители: Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II; викарий Патриарха Московского и Всея Руси и председатель редакционных советов по изданию «Истории Русской Церкви» и «Православной энциклопедии» Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов); ректор Казанской духовной семинарии архиепископ Анастасий Казанский и Татарстанский; церковный публицист, кандидат философских наук, профессор богословия диакон Андрей Кураев; президент международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр» Александр Дворкин и мн. др. Один поэт и публицист высказал свою версию убийства О. Александра Меня (+1991). Будто бы о. Александр был связан с маньяком-гомосексуалистом, сводившим счеты со своими партнерами .

Могут возразить: это сами архиепископы друг на друга и возводят компромат в борьбе за место Патриарха. Но не сходится. Во-первых, выносить сор из своей избы, как уже отмечалось, РПЦ МП, не будет. Во-вторых, в самой церковной прессе вы не найдете такого компромата. Не будет один епископ публиковать в епархиальной (областной) газете скандальные материалы на архиепископа из другой епархии, чтобы завладеть более хлебным местом.

Исключения составляют инославные СМИ и Интернет-издания т.н. «альтернативного православия». В числе таких секта «Русская православная церковь Божией Матери «Державной», две «православные» газеты «братства во имя святого благоверного царя Иоанна Грозного» («Русский вестник», «Русь Православная»), сайт «автономных православных» «Портал-кредо». Кстати, глава последних митрополит Валентин (Русанцов) дважды запрещался в священнослужении (РПЦ МП, РПЦЗ), лишался сана (РПЦ МП), дважды проходил по уголовному делу за совращение несовершеннолетних, один раз был осужден по этой уголовной статье на четыре года условно. После долгих мытарств он добился-таки снятия условной судимости. Карьера митрополита в основанной им же «автономной церкви» закончилось печально. Он лишил сана одного шибко грамотного иеромонаха, а тот ответил длинной лекцией, на которую митрополит ничего ответить не смог. Других богословов, которые могли бы встать на его защиту, в этой «церкви» нет. Тут уже комментарии излишни.

Разумеется, очередные новости про «голубую мафию» с особым удовольствием смакуют сами содомиты и лесбиянки. Иногда они выступают в защиту голубых священников, иногда гневно обличают (!), а иногда сами инспирируют подобные скандалы.

Loading...Loading...