Биография адорно теодора. Представитель франкфуртской критической школы

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno ) - немецкий философ еврейского происхождения, социолог, музыковед, композитор.

Родился Теодор Адорно 11 сентября 1903 года в Германии (Франкфурт-на -Майне). Творческую деятельность Адорно начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критической статьи "Экспрессионизм и художественная правдивость" (1920 ), в которой речь шла об экспрессионистской драме. Следом появляются полемические и критические статьи преимущественно о музыке. В них предметом рассмотрения Адорно становятся музыкальные направления, формирующие образ "музыкального ландшафта" 1920-х. При этом метод анализа Адорно феноменов передачи музыкального содержания характеризуется акцентированием не художественной выразительности, а когнитивного потенциала музыки, что свидетельствует о рациональном осмыслении музыкального материала. Философия Теодора Адорно строилась на исходном мотиве о необходимости подвергать критике любые теории общества по мере исторического изменения последнего. Ранние философские работы были посвящены критическому разбору философских систем Гуссерля (1924 ) и Кьеркегора (1930 ), которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности и приоритетную трактовку субъекта. В этот же период ярче всего сказались симпатии Адорно по отношению к марксизму, - марксизму неортодоксальному, разработанному Лукачем и Коршем. Наиболее значимой для философа была марксистская концепция товарного фетишизма, интегрированная с идеей Лукача об "овеществлении" .

В 1934 Адорно эмигрировал из фашистской Германии в Великобританию , с 1938 жил в США . В эмиграции связи с институтом особенно укрепились, обернувшись интенсивным интеллектуальным сотрудничеством. Результатом стала одна из важнейших работ Адорно "Диалектика просвещения" (1947 ), написанная им совместно с Хоркхаймером. В ней авторы бросили вызов вере в исторический прогресс, которая составляла незыблемый потенциал марксистской традиции. История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения. Показано, что в ходе борьбы за выживание человек вынужден постоянно совершенствоваться в управлении миром в своих собственных субъективных целях. Эта постоянная ориентация на господство изменяет сущность человеческого мышления, делая его несостоятельным в осуществлении своей собственной саморефлексии, низводя разум до значения неизменного во всех ситуациях инструмента. Так процесс просвещения оборачивается последовательной рационализацией мира в субъективно-инструментальном смысле. В ходе ее человеческий разум опускается до слепой процедуры формального автоматизма, осуществляемой им исключительно в поле действия самого себя. Логическая и техническая "аппаратура подавления" внешней природы, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека. Он все меньше распоряжается созданной аппаратурой, которая все более обособляется от него. Опасность медленного дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь силой привычки, еще острее будет обозначена в следующей совместной работе Адорно и Хоркхаймера "Авторитарная личность" (1950 ). Люди, считают авторы, сплющиваясь в ходе рационализации в "узловые пункты установившихся реакций и укрепившихся представлений", обнаруживают завуалированные склонности к авторитаризму.

На основе проведенных в 1940-е социологических исследований Адорно выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт, как конвенциальность, покорность власти, деструктивность и цинизм. В "авторитарной личности" Адорно усматривал проявление недуга позитивистской цивилизации, результат действия ее тоталитарных тенденций. Вместе с тем франкфуртские теоретики не утверждали, что просвещение было полностью репрессивным или что инструментальный разум будет полностью отвергнут. Своей критикой прогрессивного историзма они надеялись подготовить в интеллектуальной сфере почву для поиска концепции справедливого общества. В 1950-1960-е философ продолжал входить в число ведущих мыслителей Франкфуртской школы. Это был наиболее плодотворный период творческой деятельности Адорно. Были написаны, в частности, весьма значительные философские произведения: "К метакритике эпистемологии" (1956 ), "Негативная диалектика" (1966 ), "Эстетическая теория" (1970 ). В них получила дальнейшее развитие развернутая им ранее совместно с Хоркхаймером теория рациональности.

В этих же работах Теодор Адорно разрабатывает свою негативную диалектику как диалектический способ противоречиво мыслить о противоречиях. Неудовлетворенность философа формально-логическим мышлением была вызвана его глубокой убежденностью в том, что между вещами и их понятиями имеет место конфронтация, в условиях которой угнетается "нетождественное", т.е. "то, что не уступает себя понятию, дезавуирует в-себе-бытие этого понятия". Высказываясь против систематизации, детерминированности, категориального аппарата как инструментов формально-логического мышления, Адорно основным принципом своей "негативной диалектики" делает принцип отрицания "тождества". В ее рамках он отклоняет категорию диалектического снятия, которая вменялась Гегелем в качестве непременного условия осуществления философской системы. Адорно переосмысливает гегелевскую категорию "определенного" (bestimmte) отрицания, придавая отрицанию другое значение. Если по Гегелю оно являлось движущим моментом, в соответствии с которым диалектика подводила к развертыванию и снятию, то Адорно поворачивает его как "твердое", "непоколебимое" (unbeirrte) отрицание, которое более не должно приступать к снятию.

Принимая во внимание руководящую для Франкфуртской школы идею о социальной обусловленности всех форм духовной жизни, которая и сообщает социальный подтекст адорновской интерпретации логики движения мышления, возможно подчеркнуть, что и в негативной диалектике Адорно выражается реакция на бесчеловечную общественно-историческую реальность. Его не удовлетворяет позитивное гегелевское отрицание, поскольку он рассматривает его как санкционирующее существующий порядок вещей. Последний оказывается "недостаточно отрицаемым". В таком истолковании отрицания содержится решающий момент, отделяющий негативную диалектику Адорно от диалектики Гегеля. Важнейшую часть теоретического наследия Адорно составляет философская критика культуры, в сферу которой входят все его многочисленные музыкально-критические работы. Среди них "Философия новой музыки" (1949 ), "Опыт о Вагнере" (1952 ), "Призмы. Критика культуры и общество" (1955 ), "Диссонансы. Музыка в управляемом мире" (1956 ), "Введение в социологию музыки" (1962 ). Ключевое значение в этих работах получила критика "массового" коммерческого искусства, искажающего, по Адорно, сознание людей до уровня, на котором критическое мышление оказалось под угрозой искоренения. Стандартизация и псевдоиндивидуализация опровергали притязания массовой культуры угодить индивидуальным вкусам. Критическому сознанию и счастью отдельной личности могло бы способствовать только "аутентичное" искусство, под которым у него подразумевалось искусство стиля "модерн". Искусство, которое сознательно разоблачает собственные притязания на целостность и самодостаточность более способно к продуктивному отрицанию общественной реальности, нежели то, которое продолжает держаться своей претенциозности. Адорно разработал философско-эстетическую концепцию "новой музыки", отстаивая позиции эстетического модернизма и протестуя против призывов вернуться к классической или реалистической альтернативам искусства. Труды философа оказали влияние на современную западную философию, социологию, эстетику, музыковедение, а также на идеологию леворадикального студенческого движения 1960-х .

Философия Адорно

Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти - психоанализа Фрейда, социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно - рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи антисистематической «отрицательной диалектики», в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-дибо позитивной модели.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno, 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя, — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической школы.


Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения.


С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом, учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию.


В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля.


В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».


С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха.


По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.


Приход нацистов к власти застал его врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже придерживавшихся левых взглядов евреев, он не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933 года как «неариец» был лишён права на преподавание. Это заставило его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты, куда его пригласил Хоркхаймер, сделав штатным сотрудником своего института. В 1938-1941 годах Адорно работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании, а в 1941-1948 годах — содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета в Беркли. Со своим коллективом (Эльза Френкель-Брюнсвик, Дэниел Левинсон, Невит Сэнфорд) итоги этого исследования изложил в книге «Авторитарная личность» (1950).


В 1949 году вернулся во Франкфурт-на-Майне, став в 1953 году руководителем Института социальных исследований, а в 1963 году — председателем Немецкого социологического общества.

Альма-матер
  • Колледж Мёртон [d]
Оказавшие влияние Иммануил Кант , Г. В. Ф. Гегель , Сёрен Кьеркегор , Карл Маркс , Макс Вебер , Зигмунд Фрейд , Эдмунд Гуссерль , Макс Хоркхаймер , Вальтер Беньямин

Биография

Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870-1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году . Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, экспортировал вино в Великобританию и Соединённые Штаты , и открыл филиал компании в Лейпциге . Семья матери Адорно - оперной певицы Марии Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865-1952) - была итальянского происхождения и придерживалась католицизма . Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте, работал учителем фехтования . Родители поженились в 1898 году.

С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом , учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию. В 15 лет сдружился с журналистом Зигфридом Кракауэром , ставшим его интеллектуальным наставником (несколько лет подряд они вместе по субботам читали «Критику чистого разума» Канта). Хотя Адорно никогда прямо не участвовал в политической жизни - в отличие, например, от своего коллеги по Франкфуртской школе Герберта Маркузе , бывшего депутатом Совета в дни Ноябрьской революции, - революционный настрой времени не обошёл его стороной. В последнем классе Адорно познакомился с книгами Дьёрдя Лукача и Эрнста Блоха , оказавшими на него большое впечатление.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте , где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. Его научным руководителем стал неокантианец Ганс Корнелиус, один из основоположников гештальтпсихологии; на его семинаре он и познакомился со своим ближайшим товарищем Максом Хоркхаймером . В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля .

В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга , с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана . Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».

С начала 1920-х годов Адорно выступал в печати как музыкальный критик (свою первую критическую статью «Экспрессионизм и художественная правдивость» опубликовал уже в 17-летнем возрасте). С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха .

По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.

Искусство - это сфера, в которой воплощается «неидентичность» человека самому себе, она дает возможность выйти за пределы позитивности и стать доступным опыту иного.

Эстетика

Теория эстетики у Теодора Адорно представлена, прежде всего, тремя работами: «Философия новой музыки», «Введение в социологию музыки», «Эстетическая теория». Эстетическое учение не является самодовлеющем в философии Теодора Адорно, огромное содержательное значение играют понятия, развиваемые философом в других трудах, прежде всего в «Негативной диалектике». В частности, такие понятия как идентичность и неидентичность.

При написании своих работ по эстетике, Адорно вдохновлялся трудами Вальтера Беньямина , с которым он имел возможность общаться лично. Особенно повлияли на Адорно сочинения периода от «Происхождение немецкой барочной драмы» (1928) и до «Пассажей», работу над которыми Беньямин не успел завершить до конца своей жизни. Однако, реакция Адорно на работу Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» была достаточно негативной. В то время как Беньямин называл кино авангардным медиа и желал ему дальнейшего развития, Адорно видел в нём лишь избыток индустрии культуры .

Отправной точкой философских размышлений Адорно является предположение о фундаментальном различии между искусством и социальной реальностью . Он реконструирует историю и искусство методом «негативной диалектики», чтобы продемонстрировать общую тенденцию искусства к саморазрушению, доказать, что это является его внутренним законом. Для Адорно не может существовать чрезмерно исторического определения искусства, все идеи и теоремы философии искусства коренным образом истолковываются. Кроме того, Адорно трактует эмпирическое в искусстве как внеисторическое: его концепция применима как к классическому искусству, так и к искусству модернизма .

«Эстетическая теория»

Философ Гюнтер Фигаль считает главной работой Адорно его посмертно опубликованную «Эстетическую теорию», которую автор так и не успел завершить. Данная работа является попыткой обратить внимание на недоступный опыт индивидуального и неидентичного в искусстве. Здесь более последовательно, чем в других своих работах, Адорно использует свои основные понятия, вокруг которых он формирует свои размышления, передавая нам всю целостность его позиции. Германист Герхард Кайзер писал об «Эстетической теории» Адорно как о работе, в которой показаны все мотивы его мышления.

Для Гюнтера Фигаля центральным тезисом работы является понимание искусства как результата рационального построения, который гармонично объединяет различные виды материала (звуки, слова, цвета, дерево, металл и т.д.) в единое целое. В произведении искусства материал преобразуется в нечто индивидуальное и, таким образом, его неидентичность сохраняется . Несмотря на то, что произведение искусства продумано до мелочей, оно появляется таким же, как если бы его создавала природа, потому что богатая форма сама по себе относится к природе субъекта, будь то предчувственность или рефлекс. Адорно понимает искусство не как подражание природе, а как красоту природы, которая имеет влияние на людей, но из-за её «несовершенности» она ускользает от человеческого понимания .

Уже в вводном разделе «Эстетической теории» Адорно говорит о двойственном характере искусства как автономного и социального факта. Термин «социальный факт», введённый Эмилем Дюркгеймом , обозначает общественно значимое событие. Произведения искусства интегрированы в условия производства и в качестве продуктов социума также являются продающимися товарами. Их автономия социально определена и это с трудом вытесняется из общества. Автономия олицетворяет произведение, поскольку оно само по себе подчиняется своему собственному закону формы. Из этой автономии следует, что произведения искусства нефункциональны: социальная функция, которая может быть связана с произведениями искусства, отсутствует. В своей непримиримой оппозиции обществу искусство утверждает свою автономию, критикуя общество через само свое существование.

Философия музыки

В публикациях, посвященных творчеству современных немецких композиторов, музыка предстает той сферой искусства, в которой наиболее полно реализуется «неидентичность» в человеческой деятельности .

Общим элементом философии Теодора Адорно является борьба с тоталитарными формами сознания. Предзаданные формы тональности музыкального языка есть выражение тоталитарного характера общества. Теодор Адорно считал, что экспрессионизм музыки Шенберга пример выхода из этого замкнутого круга в искусстве. Поэтому критерием истинности искусства выступает актуализация конфликта между обществом и личностью. Его назначение философ видел в подлинном отображении проявлений антогонистических отношений между отдельным человеком и человеком как родом, его средство - бескомпромиссная форма. Адорно считал музыку Шенберга «ярчайшим свидетельством того, что в сфере искусства все еще обретают пристанище душевные порывы, которым уже нет места в бездушно-реалистичном современном мире» .

Таким образом, в области искусства и, в частности, музыки автор утверждает свободу индивидуального творчества без давления норм художественного выражения. Однако, существует упрек, что философ, способный постигать логику и скрытый смысл музыки, отказывался от своего дара, чрезмерно увлекаясь мотивами развенчания «ложного сознания».

Кроме прочего, мыслитель отмечает противоречие содержания и формы в произведениях искусства. Подчеркивается их взаимосвязь: форма - «выпавшее в осадок содержание», а духовное содержание производно от формы. Форма никогда не может быть чистой, тем, «чем она как форма хочет быть». Дух же произведения выходит за её пределы: «В диалектике формы и содержания весы, вопреки Гегелю, склоняются в сторону формы». Также в диалектике самой формы Адорно выделяет противоречии между выражением и конструкцией. Через выражение произведения форма связывается с содержанием, а посредством конструкции выделяется его целостность.

В результате, Теодор Адорно говорит об отсутствии единства в искусстве. Одно творчество предстает нам в роли «идеологического сознания» с его навязчивыми тоталитарными формами, другое - подлинное искусство с его свободой высказывания художника. Вклад Адорно в эстетике состоит в разработке диалектико-материалистической концепции искусства.

Адорно как музыкант

В 1925 г. в Вене брал уроки теории музыки и музыкальной композиции у Альбана Берга . Автор нескольких произведений - песен, камерной инструментальной и хоровой музыки, написанной в близкой экспрессионизму манере. В 1930-х гг. бросил сочинять (последнее законченное сочинение - 6 пьесок для оркестра op. 4 - датировано 1929 годом). Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано - Мария Луиза Лопес Вито .

Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне

В 2003 к юбилею Теодора Адорно недалеко от университета во Франкфурте-на-Майне , где многие годы проходила преподавательская и научная деятельность философа, на площади его имени был установлен памятник - авторская работа русского художника Вадима Захарова , выигравшего перед этим международный конкурс на сооружение мемориала Теодора Адорно.

Памятник представляет собой стеклянный куб правильной формы на паркетной основе, внутри которого находятся рабочий стол и кресло философа. На столе - безмолвно стучащий метроном, подпирающий первое издание «Негативной диалектики». А ещё три странички, две рукописные и одна официальная, напоминающая какой-то документ, возможно, связанный, с вынужденным бегством Адорно из фашистской Германии. Две другие страницы - рукописи: фрагменты музыкального произведения Адорно-композитора и корректура философского текста. А ещё на столе стоит старого образца лампа светлого стекла, которая зажигается по вечерам.

На фундаменте вокруг памятника, на уровне земли, названия основных трактатов Адорно («Minima Moralia», «Философия новой музыки», «Негативная диалектика», «Эстетическая теория»), а дальше, по странной спирали, знаменитые афоризмы философа.

Одна из стеклянных поверхностей памятника, обращенная к Франкфуртскому университету, уже в дни сентябрьского юбилея 2003 года была разбита камнем, и по прозрачной плоскости прошла трещина.

В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.

Сочинения

  • Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты . - М. : Медиум, 1997. - 310 с. - ISBN 5-85691-051-6 ..
  • Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки . - М. : Университетская книга, 1999. - 445 с. - (Культурология. XX век). - ISBN 5-7914-0041-1 ..
  • Адорно Теодор В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. - М. : Республика , 2000. - 238 с - (Библиотека этической мысли). - ISBN 5-250-02744-X .
  • Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. - М.: Ad Marginem , 2000. - 320 с - (Философия по краям.) - ISBN 5-93321-015-3 .
  • Адорно Теодор В. Эстетическая теория: Пер. с нем = Ästhetische Theorie / Пер. с нем.. - М. : Республика, 2001. - 526 с. - (Философия искусства). - ISBN 5-250-01806-8 ..
  • Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности . - М. : Серебряные нити, 2001. - 416 с.
  • Адорно Теодор В. Философия новой музыки : пер. с нем. - М. : Логос, 2001. - 343 с - (Сигма). - ISBN 5-8163-0013-X .
  • Адорно Теодор. Негативная диалектика . - М. : Научный мир, 2003.
  • Адорно, Т. Оглядываясь на сюрреализм / Перевод с нем. и прим. И. Болдырева // Синий диван . - 2006. - Выпуск VIII.
  • Адорно Теодор В. Негативная диалектика: Пер. с нем. - М. : Академический проект , 2011. - 538 с. - (Философские технологии). - ISBN 978-5-8291-1250-9 ..
  • Адорно Теодор. К логике социальных наук // Вопросы философии , 1992, № 10.
  • Adorno T. W. . Mahler: Eine musikalische Physiognomik

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Roux P. d. Nouveau Dictionnaire des œuvres de tous les temps et tous les pays - 2 - Éditions Robert Laffont , 1994. - Vol. 1. - P. 19. - ISBN 978-2-221-06888-5

Теодор Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno). Родился 11 сентября 1903 года во Франкфурте (Германия) - умер 6 августа 1969 года в Сьоне (Швейцария). Немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки.

Был членом франкфуртской социологической школы вместе с Максом Хоркхаймером (Max Horkheimer), Гербертом Маркузе (Herbert Marcuse) и Юргеном Хабермасом (Jürgen Habermas). В период с 1937-го по 1941-й был музыкальным режиссером Radio Project.

Родился Теодор Людвиг Адорно Визенгрунд (Theodor Ludwig Adorno Wiesengrund) в Франкфурте (Frankfurt); был он единственным сыном богатого виноторговца Оскара Александра Визенгрунда (Oscar Alexander Wiesengrund) и певицы Марии Барбары (Maria Barbara), урожденной Кальвелли-Адорно (Calvelli-Adorno). Вторую половину девичьей фамилии матери Теодор использовал в качестве новой фамилии уже в 30-х, когда стал натурализованным американцем.

Не в последнюю очередь на формирование юного Теодора повлияла жившая в доме его родителей тетушка Агата (Agathe). Уже в детстве Адорно начал учиться играть на фортепиано. В гимназии имени кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gymnasium) Теодор учился до 17 лет; окончил гимназию он лучшим учеником класса. В свободное время Адорно брал уроки композиторского дела и изучал труды Иммануила Канта (Immanuel Kant) - вроде "Критики чистого разума" (Critique of Pure Reason). Позже Теодор признавался, что "Критика" дала ему больше, чем все годы формального обучения.

В Франкфуртском Университете (University of Frankfurt) Адорно изучал философию, музыковедение, психологию и социологию; окончил университет он в 1924-м. Кстати, именно в стенах университета Теодор познакомился с несколькими своими будущими сподвижниками - вроде Макса Хоркхаймера и Вальтера Беньямина (Walter Benjamin).

Еще студентом Адорно пробовал писать критические музыкальные статьи; куда больше, впрочем, его влекла профессия композитора.

В январе 1925-го Теодор начал изучать композиторское дело в Вене (Vienna). Не без участия Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg) Адорно заинтересовался абсолютно революционными на тот момент атональными построениями; увы, слушателям экспериментальная музыка пришлась не особо по вкусу. Теодор разочаровался в музыке и вернулся к критике и социологии.

Из Вены Теодор вернулся во Франкфурт - и испытал очередное разочарование, на сей раз - связанное с научной деятельностью. Его научный руководитель Ганс Корнелиус (Hans Cornelius) убедил его сменить тему начатой диссертации; в итоге право читать лекции Адорно получил на три года позже, чем планировалось. Некоторое время Теодор успешно выступал с лекциями, однако в 1933-м его, как и всех профессоров не-арийского происхождения, лишили лицензии пришедшие к власти нацисты.

Первый раз в Нью-Йорке Адорно побывал в 1937-м; в Америке Теодору понравилось, и он решил сюда перебраться. Обосноваться в Америке Адорно помог контракт с Институтом социальных исследований (Institute for Social Research); позже Теодор связался еще и с Колумбийским Университетом, а еще позже - с Radio Project. Последний контракт истек в 1941-м; к тому времени Адорно уже работал в паре с Хоркхаймером. Вместе они перебрались в Лос-Анджелес (Los Angeles).

После 1945-го Теодор окончательно прекратил писать музыку. Некоторое время он занимался разработкой "новой музыкальной философии", однако и это занятие постепенно угасло.

В 1947-м Адорно написал эссе "Вагнер, Ницше и Гитлер" (Wagner, Nietzsche and Hitler), ставшее первой работой из длинной серии трудов, посвященных психологии фашизма. Одна из этих работ, "Авторитарная личность" (The Authoritarian Personality), помогла создать новую теорию "качественной интерпретации" (qualitative interpretations). С помощью этой теории опытные психологи могли определить авторитарную личность серией косвенных вопросов. Работа Теодора оказала большое влияние на развитие социологии; по сей день вокруг неё кипит множество споров.

В 1951-м Адорно развил свои идеи в эссе Freudian Theory and the Pattern of Fascist Propaganda.

После войны Адорно, изрядно соскучившийся по родине, вернулся в Германию. Не без помощи Хоркхаймера он получил пост профессора во Франкфурте; наряду с научной деятельностью, он активно и небезуспешно занимался чисто административными вопросами.

Во второй половине 60-х в университетах Германии началось в высшей степени беспокойное время - студенты принимали участие в работе оппозиционной партии и нередко конфликтовали с властями. В центре этого конфликта оказался и сам Адорно. В конечном итоге Теодор решил на некоторое время покинуть страну и отправился с женой в отпуск в Швейцарию. Несмотря на предупреждения врачей, Адорно попытался взобраться на 3000-метровую гору; это необдуманное решение сильно ударило по его сердцу. 6-го августа 1969-го Теодор Адорно скончался от сердечного приступа.

Ннемецкий философ, социолог и музыковед. Был членом франкфуртской социологической школы вместе с Максом Хоркхаймером (Max Horkheimer), Гербертом Маркузе (Herbert Marcuse) и Юргеном Хабермасом (Jürgen Habermas). В период с 1937-го по 1941-й был музыкальным режиссером "Radio Project".


Родился Теодор Людвиг Адорно Визенгрунд (Theodor Ludwig Adorno Wiesengrund) в Франкфурте (Frankfurt); был он единственным сыном богатого виноторговца Оскара Александра Визенгрунда (Oscar Alexander Wiesengrund) и певицы Марии Барбары (Maria Barbara), урожденной Кальвелли-Адорно (Calvelli-Adorno). Вторую половину девичьей фамилии матери Теодор использовал в качестве новой фамилии уже в 30-х, когда стал натурализованным американцем.

Не в последнюю очередь на формирование юного Теодора повлияла жившая в доме его родителей тетушка Агата (Agathe). Уже в детстве Адорно начал учиться играть на фортепиано. В гимназии имени кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gymnasium) Теодор учился до 17 лет; окончил гимназию он лучшим учеником класса. В свободное время Адорно брал уроки композиторского дела и изучал труды Иммануила Канта (Immanuel Kant) – вроде "Критики чистого разума" ("Critique of Pure Reason"). Позже Теодор признавался, что "Критика" дала ему больше, чем все годы формального обучения.



В Франкфуртском Университете (University of Frankfurt) Адорно изучал философию, музыковедение, психологию и социологию; окончил университет он в 1924-м. Кстати, именно в стенах университета Теодор познакомился с несколькими своими будущими сподвижниками – вроде Макса Хоркхаймера и Вальтера Беньямина (Walter Benjamin).


Еще студентом Адорно пробовал писать критические музыкальные статьи; куда больше, впрочем, его влекла профессия композитора.

В январе 1925-го Теодор начал изучать композиторское дело в Вене (Vienna). Не без участия Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg) Адорно заинтересовался абсолютно революционными на тот момент атональными построениями; увы, слушателям экспериментальная музыка пришлась не особо по вкусу. Теодор разочаровался в музыке и вернулся к критике и социологии.


Из Вены Теодор вернулся во Франкфурт – и испытал очередное разочарование, на сей раз – связанное с научной деятельностью. Его научный руководитель Ганс Корнелиус (Hans Cornelius) убедил его сменить тему начатой диссертации; в итоге право читать лекции Адорно получил на три года позже, чем планировалось. Некоторое время Теодор успешно выступал с лекциями, однако в 1933-м его, как и всех профессоров не-арийского происхождения, лишили лицензии пришедшие к власти нацисты.

Первый раз в Нью-Йорке Адорно побывал в 1937-м; в Америке Теодору понравилось, и он решил сюда перебраться. Обосноваться в Америке Адорно помог контракт с Институтом социальных исследований (Institute for Social Research); позже Теодор связался еще и с Колумбийским Университетом, а еще позже – с "Radio Project". Последний контракт истек в 1941-м; к тому времени Адорно уже работал в паре с Хоркхаймером. Вместе они перебрались в Лос-Анджелес (Los Angeles).

После 1945-го Теодор окончательно прекратил писать музыку. Некоторое время он занимался разработкой "новой музыкальной философии", однако и это занятие постепенно угасло.

В 1947-м Адорно написал эссе "Вагнер, Ницше и Гитлер" ("Wagner, Nietzsche and Hitler"), ставшее первой работой из длинной серии трудов, посвященных психологии фашизма. Одна из этих работ, "Авторитарная личность" ("The Authoritarian Personality"), помогла создать новую теорию "качественной интерпретации" ("qualitative interpretations"). С помощью этой теории опытные психологи могли определить авторитарную личность серией косвенных вопросов. Работа Теодора оказала большое влияние на развитие социологии; по сей день вокруг неё кипит множество споров.

В 1951-м Адорно развил свои идеи в эссе "Freudian Theory and the Pattern of Fascist Propaganda".

После войны Адорно, изрядно соскучившийся по родине, вернулся в Германию. Не без помощи Хоркхаймера он получил пост профессора во Франкфурте; наряду с научной деятельностью, он активно и небезуспешно занимался чисто административными вопросами.

Во второй половине 60-х в университетах Германии началось в высшей степени беспокойное время – студенты принимали участие в работе оппозиционной партии и нередко конфликтовали с властями. В центре этого конфликта оказался и сам Адорно. В конечном итоге Теодор решил на некоторое время покинуть страну и отправился с женой в отпуск в Швейцарию. Несмотря на предупреждения врачей, Адорно попытался взобраться на 3000-метровую гору; это необдуманное решение сильно ударило по его сердцу. 6-го августа 1969-го Теодор Адорно скончался от сердечного приступа.

Loading...Loading...