Церковный Православный праздник июня.

Опубликовано 24.06.18 01:12

24 июня 2018 года отмечается народный праздник День Варнавы. Церковь сегодня вспоминает апостола от 70-ти Варнавы (Иосифа), епископа Медиоланского.

Святой Варнава родился на острове Кипр, куда его предки переехали из Палестины во время войн. При рождении мальчика назвали Иосифом. Отец с матерью воспитывали в нем любовь к Господу с самых ранних лет. Когда он стал совершеннолетним, родители отдали его в ученики к известному инткббэч раввину Гамалиилу в Иерусалиме. Вместе с Иосифом там же учил слово Божье Савл - будущий апостол Павел.

Когда в Иерусалим пришел Иисус, Иосиф попросился следовать за ним. Так он стал одним из 70-ти учеников Господа и получил новое имя - Варнава, которое означает "сын утешения".

Всю жизнь апостол проповедовал в разных городах и странах. В Медиолане (современный Милан) Варнава основал епископский престол. Когда вернулся на родину, то построил Кипрскую православную церковь. Он продолжал распространять учение Христа, пока восставшие против него иудеи не забили 76-летнего апостола камнями насмерть. Произошло это приблизительно в 61-62 годах.

Если туман по воде стелется - ждать хороший урожай грибов.

С рассвета душно и сильно пахнет жимолостью - к ненастью.

Солнце на рассвете бледное - к вечернему дождю, а если голуби прячутся - к непогоде.

Праздник Ивана Купалы у славян

Наши предки отмечали в этот день праздник Ивана Купалы, выпадающий традиционно на период летнего солнцеворота.

По традиции в этот день девушки с утра собирали травы и цветы, плели из них венки и сохраняли травы-обереги для всех участников торжества.

На пояс крепили побережные травы, а парни заранее должны были срубить дерево высотой в полтора или два человеческих роста. Это дерево ставили на том месте, где запланированы гуляния. Его украшали цветами и лоскутками ткани. В народе дерево называют - марена.

Под дерево клали изображение Ярилы - соломенную куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу одевали в любую одежду, а перед ней клали пищу. Далее девушки водили хороводы, а парни пытались забрать у них деревце.

День независимости Шотландии

Каждый 24 июня в Шотландии отмечают День независимости. В этот день в 1314 году в битве при Баннокберне шотландский король Роберт Брюс смог разить армию английского короля Эдуарда II, так он восстановил независимость государства. Еще в 13 веке, когда страной правил король Александр III, Шотландия экономически процветала и была относительно в мирных отношениях со своим южным соседом - Англией. А когда король мер, то старые проблемы возродились, ведь не было наследников, которые могли бы править страной. И только в 1328 году независимость Шотландии была окончательно получена, а потом снова утеряна - и страна по-прежнему входит в состав Соединенного королевства Великобритании, но 24 июня является любимым национальным праздником шотландцев. Торжество отмечают очень красочно и широко.

Ефрем, Мария.

  • 1710 - основано Царское село близ Санкт-Петербурга.
  • 1717 - представители английских масонских лож учредили Великую ложу Англии.
  • 1812 - армия Наполеона вторглась в Россию - началась Отечественная война 1812 года.
  • 1941 - образовано Советское информационное бюро.
  • 1945 - в Москве состоялся Парад Победы.
  • 1990 - в Москве состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино.
  • Иоанн Креста 1542 - католический святой.
  • Петр Боклевский 1816 - русский художник-иллюстратор.
  • Григорий Котовский 1881 - советский военный.
  • Виктор Гесс 1883 - австро-американский физик.
  • Марина Ладынина 1908 - советская актриса театра и кино.
  • Сергей Филиппов 1912 - советский актер театра и кино.
  • Владимир Харитонов 1920 - советский поэт-песенник.

24 июня (11 июня по церковному юлианскому календарю , который был государственным в Российской Империи вплоть до революционной смуты 1917 года, во время которой большевистская власть заменила этот календарь принятым на Западе григорианским, а прежний календарь в Советской России стали именовать "старым стилем" ).

Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице (завершение третьей недели после дня Святой Троицы ). Продолжается Петров пост (продлится до 12 июля, дня первоверховных апостолов Петра и Павла ). В определенные дни этого летнего поста на трапезе, по церковному Уставу, благословляется рыба , и это разрешение относится, в том числе и к сегодняшнему субботнему дню. Но нельзя забывать, что суть любого поста - не столько в пищевом воздержании, сколько в духовных трудах - борьбе с грехами и молитвах.

24 июня в Русской Православной Церкви совершается память пятерых известных по именам святых, а также многочисленных новомучеников, погибших в 1900 году в ходе так называемого Боксерского восстания в Китае. Также в этот день празднуется день чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, именуемой "Достойно есть" (или, иначе, "Милующей"). Далее коротко расскажем об этих христианских святых и святыне.

Апостол Варфоломей . Один из числа первых 12 учеников Христа, этот апостол был родом из знаменитой Каны Галилейской, где Господь совершил свое первое чудо - превратив во время свадебного пира воду в вино. Святой Варфоломей после дня Святой Троицы, Пятидесятницы стал проповедовать Слово Божие в Сирии и Малой Азии вместе с апостолом Филиппом, а затем и апостолом Иоанном Богословом. В ходе проповеди эти ученики Спасителя многое претерпели от язычников, избиения камнями и заключения в темницу.

Одним из самых сложных просветительских деяний апостола Варфоломея стало его путешествие в Индию, где святой перевел на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу множество язычников, в том числе - царя Полимия с царицей. Однако именно это привело к гибели апостола - брат Полимия язычник Астиаг приказал распять святого Варфоломея вниз головой, после чего с апостола содрали кожу и усекли его мечом.

Апостол Варнава . Этот святой апостольского века был избран Христом в числе 70 своих учеников после первых 12 апостолов. Уроженец острова Кипр, он получил образование в Иерусалиме. Сначала он проповедовал веру во Христа в Антиохии, на территории современной Италии (в Риме и Медиолане), а затем вместе с первоверховным апостолом Павлом на своем родном Кипре, где и был убит язычниками около 62 года от Рождества Христова.

Священномученик Митрофан Китайский, пресвитер, и иже с ним мученики многие . Отец Митрофан Цзи Чун (1855-1900) был священником Русской духовной миссии в Пекине. Он родился в благочестивой христианской китайской семье, каковых в те годы было немало, благодаря активной деятельности русских православных миссионеров. С юных лет он готовился к священническому служению, хотя в силу своего смирения долгое время отказывался от принятия сана. В итоге в июле 1882 года в Токио он был рукоположен во священники великим святителем - равноапостольным Николаем (Касаткиным) .

Священник Митрофан Цзи Чун перевел множество православных книг на китайский язык, однако в 1896 году тяжело заболел и вплоть до своей мученической кончины практически не служил. Во время восстания ихэтуаней (также известному как "Боксерское восстание") в 1900 году отец Митрофан был зверски замучен в числе 222 православных китайских новомучеников .

Преподобный Варнава Ветлужский . Русский святой первой половины XV века . Уроженец Великого Устюга, преподобный покинул родные места из-за набегов диких черемисов-язычников. Старец нашел уединенное место на берегу реки Ветлуги, где монахом-отшельником провел многие годы в молитвенных трудах. Лишь изредка отца Варнаву посещали ученики "благословения ради". Скончался преподобный Варнава в 1445 году в глубокой старости.

Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского . Этот святой стал одним из первых подвижников Русской Церкви, хотя сам родом был венгр. В начале XI века от Рождества Христова он вместе с братьями - святыми Моисеем Угрином и святым Георгием - покинул родные края, судя по всему, из-за гонений на православных. Братья поступили на службу к благоверному князю Борису , будущему страстотерпцу (к слову, святой Георгий погиб вместе с ним). Сам же преподобный Ефрем стал основателем Борисоглебского монастыря в городе Торжке. Скончался старец в глубокой старости, а в 1572 году были обретены его святые мощи.

Икона Божией Матери "Достойно есть" . Этот древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы хранится на Святой Горе Афон в алтаре Успенского соборного храма Карейской обители на горнем месте. С этой иконой, согласно древнему церковному преданию, связано обретение молитвенного песнопения "Достойно есть…", именно перед ней явившийся в X веке архангел Гавриил научил христиан этому песнопению.

Поздравляем всех православных христиан с днем этого чудотворного образа, а также с памятью сегодняшних святых. Особенно же поздравляем тех, кто носит имена в честь сегодняшних святых, - Варфоломеев, Варнав, Митрофанов и Ефремов!

Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга". Спаситель сам избрал их - сначала 12, потом еще 70 — на служение людям, и они, оставив родных, дома и дела, неотлучно следовали за ним, разделяли его лишения и страдания и, исполняя его волю, проповедовали его учение по городам и странам.

Как и 12 (символ Божественного избранничества и спасения), число 70 глубоко символично: в Библии оно, с одной стороны, указывает на полноту и завершенность, с другой — употребляется как метафорическое определение всех языческих народов, населяющих землю.

Имя одного из 12 первых апостолов — Варфоломея — упоминается в Евангелии и от Матфея, и от Луки, и от Марка, в Деяниях святых апостолов и, если правы библеисты, утверждающие, что Нафанаил, о котором говорится в Евангелии от Иоанна (Ин.1: 45-50), и Варфоломей - одно лицо, то он был одним из первых учеников Христа, призванным Им вслед за Андреем, Петром и Филиппом. С последним, по-видимому, он был либо в родстве, либо очень дружен, так как именно Филипп привел его к Иисусу.

В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?" (Ин. 1:46), а Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства" (Ин. 1:47).

После Вознесения Спасителя Варфоломей, по преданию, проповедовал в Индии, а потом — в Великой Армении. Армянская апостольская церковь считает его и апостола Иуду Фаддея своими основателями. Там же, в Армении, в городе, называвшемся Альбана (православная традиция отождествляет этот город с Баку), принял он мученическую смерть — язычники сначала распяли его вниз головой, а потом, сняв с креста, содрали с него кожу и отсекли голову.

Около 410 года мощи святого Варфоломея были перенесены в армянский город Тигранокерт (современный Хильван в Турции), а около 507 года — в город Дара на берегу Евфрата, откуда через полвека, спасая от турок, их переправили на островок Липари близ Сицилии, а в IX веке, после захвата острова арабами — в город Бенвенто, где они хранятся до сих пор. В Х веке частицу мощей отправили в Рим.
У итальянских католиков день перенесения мощей апостола Варфоломея на Липари — большой народный праздник, который отмечают церковными процессиями и уличными народными гуляниями.

Киприот Варнава ("Сын утешения" — прозвище, данное ему за щедрые пожертвования в пользу христианской общины) был избран Иисусом в числе 70 посланцев-миссионеров в последний год Его земной жизни. Впервые он упоминается в книге Деяний апостольских как человек, "у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам апостолов" (Деян. 4:37) По свидетельству Климента Александрийского, родители еще в юности отправили его в Иерусалим учиться у знаменитого иудейского ученого Гамалиила, где он познакомился с другим его учеником — Савлом, будущим апостолом Павлом.

Потом они вместе совершали миссионерские путешествия, участвовали в Апостольском соборе 51 года в Иерусалиме, но со временем разошлись: Павел с Силой отправились в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком — на Кипр, а оттуда — в Рим и Медиолан (Милан), где Варнава собрал первую христианскую общину. Вернувшись на Кипр, он повторил этот опыт в Саламине (Констанце), за что поплатился жизнью — местные иудеи и язычники забили 75-летнего апостола камнями.

По преданию, апостол Марк похоронил останки друга в пещере, положив ему на грудь переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея, которое вместе с мощами святого было обретено в 478 году. Святыню отправили в Константинополь, где Евангелие, лежавшее на груди у апостола, ежегодно читали в Страстную пятницу.

Апостольское служение и мученичество всегда отождествлялось церковной традицией, ведь в дословном переводе с греческого мученик — это свидетель. Ничего удивительного, что первыми христианскими мучениками слали именно апостолы — свидетели жизни и воскресения Христа, получившие благодатный дар исповедничества. Но мученичество - это еще и следование путем Христовым, повторение Его страстей и искупительной жертвы. Христос — первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью.

Одиннадцать из двенадцати Его первых учеников (кроме апостола Иоанна Богослова) и многие из семидесяти закончили жизнь мученическим подвигом, и, по словам знаменитого христианского богослова Тертуллиана, именно их кровь стала тем семенем, из которого произросла в мире христианская вера.

Рождество святого Иоанна Крестителя

Этот праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки. Католики празднуют его 24 июня, православные — 7 июля.

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Вскоре вокруг него стали собираться ученики, и образовалась община его последователей. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение — омовение в воде и погружение в нее. Принять от него крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн (Мф. 3:14-15) — пророк, креститель и мученик. Его проповедью завершилось время ветхозаветных пророков и началось время апостолов.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической смерти сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами, а в начале IV века был введен в христианский календарь в день летнего солнцестояния, издавна связанный в языческих культах с праздником солнца. Поэтому отличительная черта Дня святого Иоанна (Сен-Жана, Сен-Хуана) — огни, костры, фейерверки, факельные шествия.

Костры, разжигаемые в Иванову ночь, у многих народов Европы считались символом очищения от грехов — отсюда обычай прыгать через них. Таков же символический смысл купания — омовения — в этот день. У католиков празднование Рождества Иоанна Крестителя продолжается несколько дней, вплоть до Дня святых апостолов Петра и Павла (у католиков — 29 июня).

Иванов день до сих пор очень торжественно — с народными гуляниями, карнавалами, фестивалями, ярмарками и бессонными ночами у костров — отмечают в странах Северной Европы и Балтии, в Польше, Венгрии, Италии, Португалии, Испании, Великобритании и Франции. Во Франции Иоанн Креститель вообще один из самых почитаемых святых — более тысячи французских католических приходов считают его своим небесным покровителем.

Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

1. Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», то на литургии – чтения дня и Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. Если совершается полиелейная служба в честь Собора преподобных отцов Псково-Печерских, то на литургии – чтения дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Тропарь и кондак воскресные 3-го гласа (см. приложение 1) Тропарь апостолов, глас 3: Апо́столи святи́и… (см. приложение 2) Кондак апостола Варфоломея, глас 4: Яви́лся еси́ вели́кое со́лнце вселе́нней/ уче́ний сия́ньми и чуде́с стра́шных,/ световодя́ почита́ющия тя,/ Варфоломе́е,// Госпо́день апо́столе. Кондак апостола Варнавы, глас 3: Госпо́день был еси́ всеи́стинный служи́тель,/ апо́столов же яви́лся еси́ седми́десятих пе́рвый,/ озари́л еси́ и с Па́влом про́поведь твою́,/ всем возвеща́яй Христа́ Спа́са,/ сего́ ра́ди песнопе́нии// боже́ственную па́мять твою́, Варна́во, соверша́ем. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Достойно есть», глас 4: Отце́в все Афо́нское мно́жество,/ собери́теся, ве́рно пра́зднующе,/ днесь ра́дующеся и све́тло восклица́юще все в весе́лии,/ Бо́жия бо Ма́терь ны́не от А́нгела пресла́вно воспева́ется.// Те́мже, я́ко Богоро́дицу, при́сно Сию́ сла́вим. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Достойно есть», глас 4: Притеце́м ве́рнии, со дерзнове́нием/ к Ми́лующей Цари́це Богоро́дице/ и уми́льно воззове́м к Ней:/ низпосли́ на ны ми́лости Твоя́ бога́тыя:/ Це́рковь на́шу сохрани́,/ лю́ди во благоде́нствии соблюди́,/ зе́млю на́шу изба́ви от вся́каго обстоя́ния,/ мир да́руй ми́рови// и спасе́ние душа́м на́шим. Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Достойно есть», глас 4: Пра́зднует днесь весь Афо́н,/ я́ко песнь прия́т от А́нгела чу́дно Тебе́, Чи́стей Богома́тери,// Ю́же вся тварь чтит, сла́вящи. Величание Божией Матери: Досто́йно есть/ велича́ти Тя, Богоро́дице,/ честне́йшую Херуви́м/ и сла́внейшую// без сравне́ния Серафи́м. Тропарь преподобных отцов Псково-Печерских, глас 6: Собо́р святы́х Пско́во-Пече́рских днесь почти́м, / в де́брех лесны́х оби́тель чу́дную основа́вших, / и, я́ко кри́ны, доброде́тельми процве́тших, / и лю́дем пра́вый пу́ть богоподо́бия указа́вших, / мо́лят бо Го́спода // ми́ру мир дарова́ти и ве́лию ми́лость. Кондак преподобных отцов Псково-Печерских, глас 2: Тебе́, Богоро́дице / и Де́ве Чи́стей, за вся лю́ди Бо́га умоля́ющей, / оби́тель Пско́во-Пече́рская / святы́х свои́х, я́ко дар, днесь прино́сит, / Твои́х же даро́в бога́тство кто испове́сть, // я́ко и в рай возвела́ еси́ отцы́ на́ша.

Способность зреть свои грехи и видеть себя как бы со стороны, замечать свои дурные поступки, ошибки, прегрешения против заповедей Божиих - все это признаки здоровой духовной жизни человека. Действительно, несть человек, иже жив будет и не согрешит. И по собственной слабости своей, и по силе обуревающих нас страстей и искушений мы можем оступаться и впадать во грехи. Но очень важно, созерцая эти свои грехи, близко различая их и осуждая, в искренности сердца сознавать свою вину пред Богом, отнюдь не стараться поскорее забыть содеянного нами, сокрушенно каяться на исповеди, дабы очистить душу свою и неосужденно приступить к Чаше Господней. Ведь Спаситель пришел в этот мир призвать не праведников, но грешников к покаянию, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17).

*** Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Преподобного Ефрема Новоторжского (перенесение мощей, 1572).
Преподобных Варнавы Ветлужского (1445); Вассиана Углечского. Мучеников Марии Пергамской; Феопемпта и 4-х с ним пострадавших. Икон Божией Матери, именуемых "Абульская" (692); "Достойно есть" ("Милующая") (X).

Апостол Варнава

Св. апостол Варнава был из 70 апостолов, родился на острове Кипр от богатых евреев, воспитывался вместе с Савлом (ап. Павлом) в Иерусалиме, у знаменитого в то время учителя Гамалиила, и был другом Савла. Учась в Иерусалиме, он часто посещал храм, строго соблюдал посты и жил благочестиво. В бытность Иисуса Христа в Иерусалиме Варнава, слышав его учение и видя чудеса, уверовал в Него. Господь, избирая после двенадцати 70 апостолов, избрал в том числе и его. Ап. Варнава много трудился для Господа. Так, продав свое имение, вырученные деньги он положил к ногам апостолов. Когда ап. Павел после своего обращения пришел в Иерусалим, то Варнава представил его апостолам. Варнава ходил в Антиохию для возложения рук на новообращенных, проповедовал вместе с Павлом, присутствовал и действовал на апостольском соборе в Иерусалиме, на котором решалось, нужно ли обрезать язычников, обращающихся в христианскую веру. На 76 году своей жизни принял мученическую кончину в г. Саламине. Ожесточенные его проповедью иудеи побили его камнями и хотели сжечь его тело, но огонь не коснулся его, и оно было похоронено. В 488 г. оно было обретено, и на груди св. апостола оказалось лежащим Евангелие от Матфея, списанное самим Варнавой.
Преподобный Варнава называется Ветлужским, потому что подвизался близ реки Ветлуги в Костромской губернии, в пустынном месте. Здесь в 1445 г. он скончался, и впоследствии на этом месте была основана обитель, которая ныне упразднена. Храм, где покоятся мощи св. Варнавы, служит соборным храмом города Варнавина.

Апостол Варфоломей

Апостол Нафаяаил иначе называется Варфоломей, то есть сын (вар значит сын) Фоломея. Он был из числа 12 апостолов. Когда апостол Филипп привел его к Иисусу Христу, то Христос сказал о нем окружающим: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства!» - «Почему Ты знаешь меня?» - с удивлением спросил тогда Нафанаил Господа. «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя», - сказал Господь. Что было там с Нафанаилом, неизвестно, вероятно, что-нибудь тайное и необыкновенное, так что он тотчас уверовал во Христа и воскликнул: «Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев!» (Ин. 1:47-50). Нафанаилу выпал жребий проповедовать вместе с Филиппом в восточных странах. После смерти Филиппа он проповедовал в Индии и Армении. В Индии перевел на туземный язык Евангелие от Матфея. В Армении исцелил царскую дочь. Царь послал Нафанаилу за это множество подарков, но он отослал все подарки обратно царю, сказав: «Я ищу не вещей, а душ человеческих». Тогда крестился царь со всем семейством, множеством вельмож и народа. В городе Албане, ныне Баку, идольские жрецы возбудили против Нафанаила народ, и его распяли. С радостью перенося страдания за Христа Спасителя, апостол со креста поучал народ. Тогда мучители содрали с него кожу и отсекли голову. Мощи св. Нафанаила в Риме.

Преподобный Ефрем Новоторжский

Преподобный Ефрем Новоторжский, родом венгр, был конюшим у св. князя Бориса и, по убиении его и бывшего у него слугою брата Ефрема Георгия, приняв иночество, построил близ Торжка, в Тверской губернии, келий и странноприимный дом. Когда Господь прославил мощи свв. князей мучеников Бориса и Глеба, он построил в честь их храм и основал при нем монастырь. Впоследствии около церкви начали селиться люди для торга и прозвали место это новым торгом: так образовался Новый Торг (Торжок). Преподобный Ефрем скончался в 1053 г.; с ним в гробницу положена и глава брата его Георгия, которую он хранил у себя до самой смерти. Мощи св. Ефрема, обретенные нетленными в 1572 г., почивают в соборе устроенного им Борисо-Глебского монастыря в Торжке.

Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть»

Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» находится на Афоне. Однажды в келью к одному афонскому иноку зашел некий странник. Это было вечером в субботу. Оба они стали петь всенощную, и когда инок запел было древнюю песнь Богородице - «Честнейшую Херувим», то странник сказал: «У нас не так величают Богородицу; мы поем прежде «Достойно есть» и затем уже прибавляем «Честнейшую». Инок просил гостя написать это, чтобы и ему так петь. За неимением бумаги он написал на камне; камень как воск умягчался под его рукой, и глубоко врезались слова, сам же странник тотчас сделался невидимым. После такого чуда икона взята была в соборный храм и получила название «Достойно есть».

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
12.03.2019 -
13.03.2019 -
14.03.2019 -

Loading...Loading...