Что такое ментальный план. Ментальный план – Ледбитер Чарльз

Ментальный план представляет ум, рассудок человека. Это уровень интеллектуальных взаимосвязей, анализа, сбора и сопоставления фактов. Здесь не приемлется даже очевидное, если его нельзя проанализировать и доказать. Это план силы воли, решимости, уверенности и холодного расчета, который не дает воображению окрашивать факты. Тонкий ум, трезвое мышление и умение руководить обеспечивают лидерство и высокое положение.

Узнайте свой ментальный план

Для того, чтобы узнать ментальный план и его нумерологическое значение онлайн, введите в форму фамилию, имя и отчество.

Ментальный план человека




Когда на Ментальном плане нет чисел , это не обязательно указывает на слабоумие или недостаток интеллекта. (Многие выдающиеся люди имеют на Ментальном плане нулевое значение.) Избегайте такого ошибочного представления. Отсутствие чисел здесь всего лишь означает, что индивидуум не относится к ментальному типу людей — даже имея высокий IQ (коэффициент интеллекта). Для такого человека не имеет особого значения «первопричина». Так, одна женщина никогда не могла объяснить, почему она совершала поступки, приводящие к семейным проблемам, но по-своему была доброй и готовой прийти на помощь. У нее было нулевое значение для Ментального плана и высокое — для Эмоционального.

Когда на Ментальном плане много чисел , это говорит о сильном рассудке, силе воли, решимости и умении руководить. При споре с людьми выраженного ментального типа требуется сильная аргументация, неопровержимые факты. Интеллект здесь превалирует над эмоциями, что не означает, впрочем, отсутствия таких чувств, как любовь и сентиментальность. Ментальный план подразумевает способность доводить вещи до логического завершения. Очень высокое значение для него оборачивается своеволием и неблагоразумием, а иногда — слабым здоровьем.


В восточной литературе слово "дэва" часто употребляется нечётко - для обозначения всех видов нечеловеческих существ, зачастую включая высшие из духовных сил с одной стороны, и духов природы и даже искусственных элементалов - с другой. Однако здесь его применение будет ограничено великолепной эволюцией, которую мы сейчас рассматриваем.

Эти ангелы, хотя и связаны с нашей Землёй, ни в коей мере ею не ограничены, ведь вся наша цепь семи миров для них - как один мир, а эволюция их идёт через грандиозную систему из семи цепей. До сих пор их ряды пополнялись главным образом из других человечеств Солнечной Системы, из которых иные менее, другие более нас эволюционировали, поскольку лишь немногие из нас уже достигли уровня, на котором возможно к ним присоединиться. Но представляется несомненным, что некоторые из весьма многочисленных их разновидностей на своём пути восхождения не проходили через какое-либо человечество, вообще сравнимое с нашим.

Очень много знать о них мы в настоящее время не можем, но ясно, что то, что можно назвать целью их эволюции, значительно выше нашей. Если цель нашей человеческой эволюции заключается в достижении успешной частью человечества степени адепта-асекха до окончания седьмого круга, то эволюция дэв имеет целью за соответствующий период поднять их передовые ряды на гораздо более высокий уровень. У них, как и у нас, для тех, кто предпринимает серьёзные усилия, открывается крутой, но более короткий путь на ещё б`ольшие высоты, но каковы могут быть эти высоты, мы можем только предполагать.

Подразделения дэв

Три первых больших подразделения, начиная снизу, обычно называются кама-дэва, рупа-дэва и арупа-дэва, что можно перевести как ангелы астрального мира, низшего небесного и высшего небесного миров. Как для нас низшим телом является физическое, так для кама-дэв низшим телом будет астральное, так что они находятся приблизительно в таком же положении, в каком будет человечество, когда достигнет планеты F. Кама-дэва, живя обычно в астральном теле, может покидать его и переходить в высшие сферы в ментальном теле, точно так же, как мы пользуемся астральным. Перейти же в каузальное тело (если он достаточно развит) ему будет не труднее, чем нам - в ментальное. Таким же образом, обычным телом рупа-дэв является ментальное тело, так как их дом - четыре низших уровня ментального плана, то есть уровни рупа, тогда как арупа-дэвы относятся к трём высшим уровням того же плана, и для них наиболее плотным телом будет каузальное.

Над арупа-дэвами имеются ещё четыре класса, относящихся к царству дэв, населяющих соответственно четыре высших плана нашей солнечной системы. Ещё выше и за пределами царства дэв идут великие сонмы планетных духов, но рассмотрение столь возвышенных существ здесь было бы уже неуместно.

Каждое из тех двух главных подразделений этого царства, которые имеют местом своего пребывания ментальный план, делится на многочисленные классы. Однако жизнь их во всех отношениях настолько далека от нашей, что бесполезно пытаться передать что-либо, кроме самого общего о ней представления. Я не могу иначе передать впечатления наших исследователей этих областей, как приведя подлинные слова одного из них, сказанные во время наблюдений: "Я испытываю действие очень возвышенного сознания, великолепного за пределами всяких слов. Но оно столь необычно, такое иное, настолько отличается от всего, что я испытал когда-либо ранее, так непохоже на любой вид человеческого опыта, что совершенно невозможно выразить его в словах".

Столь же напрасным оказалось бы старание дать какое-либо описание этих могущественных существ на нашем физическом плане, так как их облик меняется с каждым новым направлением их мысли. Мы уже упоминали о величии и удивительной выразительной силе их цветового языка, а также о том, что при некоторых условиях люди, действующие на ментальном плане, могут многому у них научиться. Читатель может вспомнить, как один из дэв, оживляя фигуру ангела, созданного воображением хориста в его небесной жизни, преподавал ему музыку, намного превосходящую в своём величии любые звуки, когда-либо слышанные земными ушами, и как другой дэва, связанный с передачей и направлением некоторых планетных влияний, помогал развитию одного астронома.

Соотношение дэв с природными духами (о которых говорится в нашем предыдущем пособии) в чём-то напоминает соотношение людей и животных, только в гораздо большем масштабе. И как животное может достичь индивидуализации лишь через привязанность к человеку, так же представляется, что и природный дух может приобрести постоянную перевоплощающуюся индивидуальность лишь путём подобного сближения с членами одного из разрядов дэв.

Конечно же, всё сказанное, или даже всё то, что может быть сказано об этой великой ангельской эволюции, только слегка касается самого края этой огромной темы. Более полные сведения каждому читателю придётся приобретать самостоятельно, когда он сам станет сознательным на высших планах. Но всё же написанное, каким бы малым и неудовлетворительным наброском оно ни являлось, поможет читателю составить некоторое представление о бесчисленных помощниках, в соприкосновение с которыми может привести человека его продвижение по пути эволюции, и покажет, как каждое высокое устремление, становящееся возможным для человека по мере роста его способностей, будет более чем удовлетворено благодаря благотворному устройству, предпринятому природой.

III. Искусственно созданное население

Об этой части нашего предмета можно сказать лишь несколько слов. Ментальный план ещё более, чем астральный, населён искусственными элементалами, призванными к временному существованию мыслями его обитателей. А если вспомнить, насколько грандиознее и могущественнее мысль на ментальном плане, и что его силами пользуются не только люди, воплощённые и развоплощённые, но и дэвы, а также существа с высших планов, то сразу же становится видно, что важность влияния искусственных существ трудно преувеличить. Здесь нет необходимости снова обращаться к сказанному в предыдущем пособии об эффекте человеческой мысли и необходимости тщательной осторожности в мыслях. Достаточно было сказано при описании разницы между действием мысли на уровнях рука и арупа, чтобы показать, как искусственный элементал ментального плана вызывается к существованию, и дать некоторое представление о бесконечном разнообразии эфемерных сущностей, созданных таким образом, и огромной важности работы, постоянно совершаемой через них. Адепты и их посвящённые ученики дают им широкое применение, и излишне говорить, что искусственный элементал, созданный такими могущественными умами, является существом куда более долговечным, и соответственно тому, сильным, чем любые из описанных нами в связи с астральным планом.

Примечания:

См. книгу Ледбитера "Сны. Что это такое и как они вызываются" - прим. пер.

См. "Письма махатм", письмо №65, вопрос 2 - прим. пер.

Часто при описании такого погружения в материю в теософической литературе пользуются термином "инволюция", эволюцией же называют обратное движение от низших планов к высшим, свойственное, например, человеку. - Прим. пер.

См. об этом также "Учителя и путь" Ч. Ледбитера и "Трактат о космическом огне" А. Бэйли - прим. пер.

Ментальное тело является телом чудес, а ментальный план, в котором оно существует, есть любимое пристанище магов и экстрасенсов. Ментальное или четвёртое тело в некоторых системах называют высшим умом, и поскольку оно тоже предназначено для взаимодействия с внешней реальностью, то такое его название не противоречит Истине. Конечно же, как и всё высшее, ментальное тело довольно сильно отличается от обычного ума. Для начала: там совсем нет никаких слов. Язык ментального тела — это язык символов, и именно символы являются главной формой существования в ментальном плане. А форма, как вы понимаете, играет очень важную роль вообще и на ментальном плане в частности.

Четвёртое тело практически не активно у обычного человека, оно существует у него как зародыш, как некая потенция, которую ещё нужно реализовать. Иногда оно активизируется благодаря каким-то экстремальным ситуациям — вроде клинической смерти или удара молнии — и тогда мы получаем очередного экстрасенса или предсказателя будущего. Прорывы такого рода меняют восприятие человека, позволяя ему пользоваться возможностями ментального тела и связанным с ним центром, обычно называемым третьим глазом. Это аджна-чакра — или шестой центр, который напрямую связан с ментальным планом. Сердце связано с Творцом, третий глаз — с планом Творения, потому что то, что происходит на ментальном плане, в той или иной форме воплощается в физической реальности.

Ментальное тело недаром называется высшим умом — то, что в нём думается, чаще всего потом и случается. Возникает аналогия с умом Бога, который одним только думанием изменяет миры, но это — очередное упрощение. Скорее уж Он изменяет их своим взглядом.

Есть определённые трудности в том, чтобы правдиво описать четвёртое тело. О нём, скорее, можно говорить только косвенно, через перечисление тех функций и способностей, которыми оно обладает. Подобный подход используется в зикре, когда об Аллахе невозможно говорить прямо, но можно упоминать Его качества. Ну так вот: четвёртое тело обладает способностями к телепатии, ясновидению, предвидению будущего, и благодаря ему можно видеть другие уровни и измерения Реальности. Кроме того, через это тело можно осуществлять некие действия в ментальном плане, которые будут оказывать прямое действие на физический мир, меняя его. Другими словами, вся магия — хорошая и плохая — связана с четвёртым телом. В виду полной затемнённости данного вопроса многим людям кажется, что магия это набор ритуалов, которые действуют сами по себе. Примерно так же туземец вроде дона Хуана рассуждает о пульте дистанционного управления телевизором — вот она, истинная магия, ведь воздействие на материальный объект производится бесконтактно и мгновенно. Истина такова: никакой ритуал не подействует, если у вас хотя бы чуть-чуть не активировано четвёртое тело или если вы не подсоединены к нужному эгрегору.

Власть над материей, которую сейчас нам даёт наука, всегда была одной из главных целей магии. Ну, и власть над людьми, конечно, тоже. И здесь нужно ясно понимать одну вещь: само по себе обладание развитым четвёртым телом не приносит человеку никакой особой духовности. Это тело смертно, оно меняется, и его, как и остальные три низших тела, можно тренировать и накачивать, а все его способности не дают тому, у кого они имеются, никакого духовного превосходства. Посмотрите на экстрасенсов и целителей и всё поймёте. Они всё ещё находятся во власти Нисходящего Потока и следуют желаниям. Хоть эти желания и вполне альтруистичные с виду, но все они питают эго и то, что суфии называют нафсом. Понятие нафса куда шире эго — он включает в себя почти все потребности животной природы человека, тогда как эго относится только к уму. Так вот — вхождение в четвёртое тело нисколько не ослабляет нафс, а даже усиливает его (как и эго), потому что достижение желаемого теперь становится более простым. Тем не менее любое магическое вмешательство ограничено нейтрализующим действием законов нашего мира, и даже Господь не сможет их игнорировать, если вдруг захочет вмешаться в наши дела. На них стоит мир, и никому не дано всерьёз поколебать существующее равновесие сил. Есть Узор, он же План Творения, есть Потоки его воплощения, и если даже какой-то безумец вдруг сумеет всерьёз что-то изменить, следуя своим желаниям, то его действия в первую очередь причинят вред ему самому. Господь не может следить за всеми мирами, и в этом нет смысла, когда все они устроены так, чтобы всегда приходить в некое равновесие и гармонию.

Воздействуя через ментальное тело на ментальный план нашей Реальности, можно влиять на события и ситуации физического плана. Этому, в принципе, и посвящена вся магия. Недаром занятия магией запрещены в большинстве религий или же условия применения магических приёмов в работе строго оговариваются. Маги всегда идут против Воли, стремясь изменить мир под себя, и если каждый идиот начнёт реализовывать с помощью магии свои идиотские желания — мир рухнет. Поэтому система противовесов весьма жёсткая, и поэтому мир до сих пор никем не уничтожен.

Тем не менее именно через ментальный план осуществляются воздействия на план физический, и осуществляют их те самые силы, которые мы называем Высшими. Здесь формируются эгрегоры, и отсюда же начинаются великие изменения, приводящие к краху или возникновению цивилизаций. Здесь же, на этом плане Бытия, продолжает существовать суфийская Традиция и становится возможной передача Знания, накопленного ранее, тому, кто готов его принять. Хотя понять это без соответствующего опыта опять-таки почти невозможно. Наше пространство и наше время на ментальном плане не существуют, хотя некое пространство и некое время там всё-таки есть. Через ментальный план можно воздействовать на любую точку физического пространства, расстояние в километрах здесь не играет никакой роли. Соответственно, и наше время тоже не является препятствием на ментальном плане. Хотя пока остаёшься в рамках физического тела, от действия времени нашего плана всё равно не избавишься. Время обозначает скорость разрушения мира, на ментальном плане оно идёт иначе, а потому тот, кто сумел кристаллизовать четвёртое тело, живёт в нём на ментальном плане гораздо дольше, чем на физическом. Но таких людей немного.

Ментальное тело активируется (или пробуждается) довольно легко, но полная его кристаллизация требует специальных усилий. Есть упражнения, которые ускоряют этот процесс, но они мало чего стоят без параллельной практики осознания себя. Загнать энергию в четвёртое тело без разотождествления с желаниями и механическими психоэмоциональными реакциями практически невозможно. После кристаллизации на своём плане ментальное тело человека принимает вид, соответствующий тому пути, через который этот человек шёл; у магов в большинстве своём оно имеет вид хищников — разных пантер и им подобных животных. Поиск силы накладывает свой отпечаток на их кристаллизацию. Никто на ментальном плане не сохраняет своё собственное обличье, потому что физическое тело и кристаллизация в теле с иными качествами — две совсем разные вещи. Как я уже писал, возникновению каждого эгрегора предшествует появление символа на ментальном плане, таких символов, как и эгрегоров, — великое множество, и их обозначения мы можем видеть вокруг себя каждый день. Конечно же, символы возникают на ментальном плане не только в результате действий людей — гораздо чаще они спускаются с Высших планов в процессе проведения Воли и воплощения Узора.

Шестой центр при развитом ментальном теле становится дверью в ментальный план, и он способен как получать информацию, так и излучать энергию и осуществлять воздействия. Шестой центр является представителем ментального тела на физическом плане, но с самим физическим планом третий глаз никак не взаимодействует. Информация, которую он получает, относится к другим планам. Это, в общем-то, вполне логично, ведь для получения информации из физического мира нам даны два обычных глаза. Но мы и ими видим всё очень избирательно, благодаря обусловленности ума и его проекциям; наше восприятие реальности всегда корректируется то мечтами, то воспоминаниями, то выпусками новостей. С третьим глазом такого не бывает, но когда человек не обладает достаточным уровнем осознанности, он довольно часто воспринимает свои мечты и проекции собственных желаний за истинное видение, возникающее в шестом центре. Люди весьма преуспели в самовнушении и поддерживании самообмана; только собаки могут сравняться с ними в способности ждать того, чего уже никогда не будет или — и быть никогда не могло. Но собаки просто повторяют поведение тех людей, с которыми живут; стайный инстинкт собак погружает их в ту особую форму рабства, которая познаётся только тогда, когда долго живёшь под одной крышей с близкими родственниками.

Активация и развитие четвёртого тела довольно часто приводят человека к непростому выбору. Этот выбор лежит между Светом и Тьмой, как двумя силами, представляющими оба Потока Творения и те возможности, которыми они обладают. Кто-то не выбирает вообще, а до момента активации четвёртого тела этого выбора в принципе не существует. И я видел немало людей, выбравших Тьму в качестве руководителя. Не могу сказать, что такой выбор всегда осуществляется сознательно, хотя и совсем механическим его тоже не назовёшь. Обычно тёмную сторону выбирают те, кто её боится и хочет с ней подружиться. А заодно обрести силы, применяя которые можно пугать других. Этот выбор, откровенно говоря, не хуже и не лучше других, просто человек начинает качать энергию в другие каналы, вот и всё. Выбирающие Тьму, остаются в рамках Нисходящего Потока и этим выбором закрывают себе путь домой. Они привязаны к жизни во всех её проявлениях, но желания и энергии, которые им приходится проводить, нередко толкают их к безумию — в самом широком смысле этого слова. Тьма даёт им силу, но постепенно разрушает их, начиная с разума, и лишает их адекватного восприятия реальности. Тьма поддерживает бессознательность в человеке, усиливая его рабство в отношении желаний.

Свет разрушает человека не хуже Тьмы. Такова уж природа этих высших сил — они не оченьто полезны человеку, и тому, кто хочет себя сохранить и приумножить, лучше не соваться на мистический Путь. Но Свет убивает мистика в рамках Восходящего Потока, что, в общем, вполне оправданно, и даже полезно с точки зрения внутренней трансформации. В любом случае, ментальное тело развивается неодинаково в зависимости от выбора той или другой стороны. А уж то, что называется судьбой, тоже меняется довольно круто. При этом надо понимать, что люди, выбравшие Тьму, могут быть вполне приличными, заботливыми и даже хорошими с точки зрения обычной морали.

А люди, служащие Свету, могут выглядеть, наоборот, как враги всего живого. Тут не подходят критерии общепринятых оценок, а Тьма позаботилась о том, чтобы в общественной культуре и представлениях по этому вопросу всё было перепутано. Оставаясь в рамках Нисходящего Потока, человек обречён на страдания, и никакой силой этого не изменишь. Трансформация и переход в Восходящий Поток тоже проходят через страдания, пусть и принимаемые сознательно, но они, в конце концов, освобождают человека, а не погружают его в ещё большие зависимости и не приводят к безумию. В этом, собственно говоря, и заключается вся разница между выбором Тьмы или Света. Этот выбор, как я уже говорил, осуществляется далеко не всеми мистиками и чаще всего перед ним оказываются маги и экстрасенсы. Мистик, нацеленный на достижение предельного, не видит смысла в подобном промежуточном определении. Однако сам переход из одного Потока в другой неизбежно оборачивается столкновением с проявлениями обеих этих сил, и порой проявления эти являются весьма грозными. В любом случае тот, кто стремится к высшей Истине или к слиянию с Господом, должен оставить позади и Тьму, и Свет — привязавшись к любой из этих сил, он теряет возможность дальнейшего движения по мистическому Пути. Свет может стать препятствием на пути к Истине, и препятствием очень приятным, а оттого почти непреодолимым. Труды тех, кто застрял в Свете и порождаемых им иллюзиях, до сих пор издаются и стоят на полках в книжных магазинах. Тот, кто идёт до последнего предела, до самого последнего и предельного переживания, оставляет и Свет и Тьму позади и вообще где-то. Всё остальное он оставляет ещё раньше.

Нужно понимать, что преображение — это процесс нелинейный и строгой последовательности в развитии четвёртого тела и, например, открытии Сердца нет и в помине. То есть Сердце может быть закрытым, а ментальное тело развитым, и наоборот — ментальное тело может быть только-только активировано, а Сердце уже открыто и человек близок к Сдаче. То есть эти процессы проходят до некоторой степени параллельно и независимо. А вот открытие третьего глаза без предшествующей активизации четвёртого тела невозможно, и зря стараются те искатели, которые думают, что можно с помощью каких-то волшебных упражнений сделаться ясновидящими, чтобы зачем-то видеть ауру людей и общаться с мертвецами. Те, кто торопятся, получают в награду набор своих фантазий или редкие попадания в цель, угадывания будущего и прошлого, и кучу ошибок, когда ум заменяет фантазиями отсутствие видения. В общем, посмотрите пару выпусков «Битвы экстрасенсов», и вы всё поймёте. Ну, или почти всё.

Шестой центр является дверью в ментальный план и помогает в более или менее ясном понимании Воли. Дело в том, что Воля практически никогда не явлена словами, — до низшего ума она не доходит, зато энергия импульса Воли, приходящая в Сердце, может быть — как послание — рассмотрено при участии третьего глаза, и тогда человек куда лучше видит и осознаёт все нюансы полученного указания к действию. В силу связи шестого центра с ментальным телом, именно через него происходит любая работа на расстоянии — будь то передача бараки или совместная практика группы на расстоянии. Именно во время выполнения этой практики у всех участников группы начинается активация и развитие четвёртого тела. И практики подобного рода имеют важнейшее значение для продвижения по Пути и для осуществления мистической Работы.

Астральный план – это то место тонкого мира куда наша душа попадает каждый день во сне и после смерти. Поскольку все то, что есть на Земле в материи и в форме имеет в тонком мире свой дубль или точную копию, то первоначально астральный план был задуман Всевышним, как отображение всего позитивного добра, порядочности и любви, всего положительного, что связано с человеком и его развитием. Так оно и было до войны на небесах. И после падения человека и отхода от совершенства и от Бога, Астральный план превратился в клоаку, в помойную, выгребную яму, человеческих раздоров, ругани, скандалов, зависти и похоти, вобщем всех тех гадостей, которые происходят между несовершенными людьми на Земле. Это самое грязное место нижних слоев Тонкого мира. Там происходит абсолютно все то же, что и между людьми на Земле, за исключение того, что у людей нет физических тел.
Но дело все в том, что после смерти характер бывшего человека и его наклонности не изменяются ни как абсолютно, и он в Тонком мире продолжает вести себя так точно, как при жизни. И борьба души в виде энергии продолжается. Учителя мудрости советуют по возможности не задерживаться на этом плане, и проходить его максимально быстро. Мы не можем себе представить какое там количество картин, разных видов жизни, диковинных существ, нагромождений, абсолютно не понятных конгломератов того, чего нельзя объяснить нашим языком, потому как слов таких не существует не только в русском, но и в любом другом языке. И любые наши бывшие и будущее сны, которые мы при пробуждении называем маразмом, и идиотизмом, т.д. мы даже не можем их внятно пересказать кому-либо и осмыслить – первое тому подтверждение – это душа ночью путешествовала по Астральному плану, и это не является разгулом нашего воображения или фантазии, как утверждают многие психиатры. И как всем давно известно, что, когда мы засыпаем, наша душа, точнее Астральное тело покидает тело физическое и по серебряной струне, уходит в Тонкий мир, и точно также, когда нас резко будят, за сотые доли секунды по этой же серебряной струне втягивается в тело. Астральный план хорошо показан в некоторых фильмах. Один был снят в начале 80ых годов, когда только появилось видео, под названием «С того света». Другой современной после 2000го года, под названием «Блубери» - голубая ягода. Также есть замечательный фильм 2005го года в котором показан и Астральный план и Ментальный «Куда приводят мечты».
Астральный план, как и все другие планы имеет много уровней, как слоеный пирог. И на какой уровень попадает душа во время сна, - зависит только от духовного развития человека, от его вибраций или длинны волны его тонкого тела (аналогия с радио приемником).
В тот уровень Астрального плана, который описан выше, во время сна попадает каждый средне статистический человек.
Астральный план – это частота времени и пространства, выше физической, но ниже Ментальной, соответствующая эмоциональному телу человека и коллективному бессознательному расы. Хранилище коллективных мысленно-чувственных клише человечества, сознательных и бессознательных.
Воистину не хватает человеческого воображения, чтобы описать все многообразия сущностей и существ Астрального плана. Несомненно, что низшие сущности надземного мира питаются эманациями гниения и особенно притягиваются магнетизмом разлагающейся крови. Оттого так много всяких лярв около кладбищ, скотобоен, мусорных свалок. на полях сражений в питейных заведениях, домах разврата, мясных лавок. Они буквально присасываются к пьяницам и обжорам, питающимся мясной пищей. Уже тут на земном плане многие люди носят на себе десятки таких не видимых вампиров.
Многие из обитателей Астрального плана обладают чудесной способностью менять свои формы с поразительной быстротой и ради развлечения наводить на того, на кого захотят практически не ограниченное наваждение и постоянно желание напугать пришельца.

Ещё одной особенностью Астрального плана является то, что способность зрения там отличная от зрения физического, и она на много шире. Всякий предмет можно видеть, как бы со всех сторон сразу, и внутренность объемной фигуры открыта зрению, так же, как и внешность. По этому новичку, этого нового мира окажется достаточно трудно понять, что же он на самом деле видит, и еще труднее перевести свое виденье на негодный для этого язык обыденной речи.
Не стоит так же забывать, что на Астральном плане существует черная ложа колдунов и магов, которая очень могущественна и во многом подражает Великому Белому Братству. Там есть практически все лжеучителя. Лже Иисус, лже Будда, лже Кут Хуми, лже Эль Мория и т. д. Они желают завлечь в свой лагерь именно тех молодых учеников, кто находится на первых ступенях Учения, но еще не силен в своем распознавании. Поэтому избегайте всяких механистических, искусственных упражнений по поднятию Кундалини или выходу тонкого тела, которые обещают аферисты за деньги так как эти практики приводят только лишь к овладению низшими формами психизма, как бы привлекательны они вам не казались. Так как нашей целью должна быть жизнь Духа, и всякого кто пренебрегает, этим высшим развитием, довольствуясь лишь достижением Астрального сознания и овладением Астральными путешествиями, ожидают бедственные последствия.
У Астрального плана есть семь подразделений, каждое из которых обладает соответствующей степенью плотности и состоянием материи.
Размеры нашего Астрального плана измерены с некоторой точностью, мы можем определить их из того факта, что наш Астральный план соприкасается с Астральным планом Луны, когда наступает полнолуние (что имеет негативное действие для жителей Земли), но не достигает его в других фазах. Астральный план располагается не только над поверхности Земли, но и в значительной степени под Землей, проникая в твердую её кору. (об этом подробно написано в книге Данила Андреева «Роза мира»)
(Перенасыщенность Астрального плана и энергоинформационного поля Земли негативной энергетикой являющейся следствием низко духовных, психических проявлений человечества, вот истинная причина будущих катаклизмов).
Безмерное разнообразие Астральных существ, как мы говорили выше делает их классификацию исключительно трудной. Возможно удобнее всего будет разделить их на три класса: существа человеческие, не человеческие и искусственные.
Человеческое население Астрального плана естественным путем распадается на две группы: на живых и мёртвых или, если говорить более точно, на тех, кто еще обладает физическим телом и тех, у кого его уже нет.
К человеческому классу можно отнести элементарное царство. Здесь, как и всегда демонстрируется семеричный характер нашей эволюции. Элементальных основных групп – семь, связанных соответственно с семью состояниями физической материи. Все эти семь подразделений относятся к человеку скорее враждебно, чем дружелюбно. Все неофиты знают, что первым впечатлением от Астрального плана бывает присутствие вокруг них огромных полчищ разнообразных призраков которые, надвигаются на тебя с угрожающим видом, но всегда отступают или рассеиваются, не причинив никакого вреда, если встретить их смело. И был сделан вывод, что самое главное их не боятся, та как никакого вреда они причинить не могут.
Астральные тела животных составляют большой класс Астрального плана.
Также следует отметить что на Астральном плане живут Духи природы всех видов, и они радикально отличаются от элементалов всех других видов.
Духи воды – Ундины, Духи воздуха – Сильфы, Духи огня – Саламандры, Духи Земли – Гномы.

Как же могут какие-либо существа населять твердую, скальную породу или Земную кору? Речь идет конечно же о Гномах – Духах Земли. Дело все в том, что поскольку природные Духи состоят из Астральной материи, то вещество камня не составляет препятствия их передвижению или зрению. В просторечии они известны под многими именами – Феи, Эльфы, Домовые, Пери, Джины, Тролли, Сатиры, Фавны, Кобальды, Гоблины, Импы, Добрый народец т. д. Их формы очень многочисленны и разнообразны, но чаще всего они встречаются в человеческом образе, но в несколько уменьшенном виде и соответственно не видимы для нашего зрения. Они способны при желании, путем материализации сделается видимым людям, если захотят. Но большинство из них негативно относятся к людям, так как они знают, что человек уничтожает природу, вырубает леса, загрязняет озера и моря, все асфальтирует и бетонирует, а главное (как для них) срывает живые цветы, для своих дурацких букетов. И тем менее в истории полно случаев, описанных многими авторами, когда Духи природы, становились друзьями человека и предлагали ему свою помощь, которая была в их силах. В целом они шкодливы, озорливы и шаловливы, и редко бывают злобными, если их не спровоцировать.
Далее – Дэвы или Ангелы. Высшая эволюционная система, связанная с нашей Землей, фактически это царство, стоящее над человеческим. Хотя Ангелы и связанны с нашей Землей, они вовсе ею не ограничены. Их ряды до сих пор пополнялись во основном из других человечеств солнечной системы, которые были как ниже, так и выше нашего, однако лишь малая часть нашего человечества достигла того уровня, на котором возможно к ним присоединится. Можно сказать, что цель нашей человеческой эволюции состоит в достижении к концу седьмого круга, успешной частью человечества, некоторой степени оккультного развития – цель эволюции Ангелов – за соответствующий период поднять свои передовые ряды на куда более высокий уровень.
Искусственные сущности – это самый большой класс Астральных сущностей, будучи всецело порождением человека и связанным с ним теснейшими кармическими узами. Это огромная сырая масса полу разумных существ, столь же различающихся между собой, как и человеческие мысли и практически неподдающиеся какому-либо упорядочению или классификации. Вот основное население Астрального плана.

Ментальный план

Это место, где и происходит небесная жизнь, оно является третьим из пяти великих планов с которыми в настоящее время связано все человечество. В этой под главе, мы намерены взяться за еще более трудную задачу – дать представление о плане, находящимся не посредственно выше Астрального (выше, это в смысле с более высокой вибрацией) т. е. о плане Ментальном, или небесном мире. Ментальный план проникает в Астральный, и простирается в пространстве значительно дальше его. Фактически это истинный и постоянный дом того «Я» которое перевоплощается, то есть человеческой души.
Здесь не только материя, которою мы должны попытаться описать отличается от первичной тем еще больше, чем Астральная, но и сознание этого плана в огромной степени шире всего того, что мы можем себе здесь вообразить. На Ментальном плане время и пространство как бы и не существует во все, потому, что события, на Ментальном плане в отличии от физического видятся происходящими одновременно и в одной точке.
Полнота счастья – такова первая и главная идея, которая должна служить основанием для всех наших представлений о Ментальном плане и небесной жизни. Это мир, где всякое существо, благодаря уже самому факту присутствия там испивает самое высокое духовное блаженство, какое оно только способно воспринять. Здесь мы впервые начинаем в чем-то понимать истинную природу Великого Источника Жизни и видеть, чем должен быть Логос и чем по Его замыслу должны быть МЫ. Здесь истинна и красота, превосходящая все грезы поэтов, в сверкании их непревзойденной славы. Здесь не только отсутствие всякого зла и всякой дисгармонии, но еще и постоянное и непреодолимое ощущение все объемлющей радости – является первым и самым поразительным, которое испытывает человек вступая в небесный мир.
Ничто земное на это даже близко не похоже и не может дать хоть приблизительное описание этого. Попадающий сюда больше не должен слышать, видеть и осязать посредством своих органов, как он это делает в нашем мире. Вместо этого он чувствует в себе присутствие какой-то странной, новой, способности, которая не является ничем из предыдущих, но тем ни менее заключает в себе их все, но значительно превосходит их. Она позволяет ему, когда перед ним предстает какой-нибудь человек или предмет не только его видеть, слышать, общаться телепатически, но еще мгновенно его познавать изнутри, снаружи, его причины, следствия и возможности. Здесь можно увидеть любое интересующее вас событие мира, любой степени древности, изучать их с абсолютной уверенностью, что вы ведите всю истину и ничего кроме истинны. А на вышних уровнях Ментального плана перед вами откроется вся длинная череда и последовательность всех ваших воплощений, и кармические причины, сделавшие вас теми, кто вы есть.
Все что мы описываем выше относится к низшему Ментальному плану, потому, что он, как и Астральный состоит также из семи подразделений.
Обитателей Ментального плана следует, как и в предыдущей главе разделить на три класса. На существ человеческих, не человеческих и искусственных. Человеческих следует разделить на две группы: на тех, кто имеет физическое тело и тех, кто его не имеет. По-нашему на живых и мёртвых, как их обычно, но совершенно ошибочно называют.
Воплощенные – это человеческие существа, являющиеся адептами и их ученики еще имеющие физическое тело, но находящиеся в полной активности и в полном сознании на Ментальном плане, и уже имеющие высокоразвитое «Я». Это план где злые перестают вредить, а усталые обретают покой.
Не воплощенные – это состояние между инкарнациями и соответственно не имеющие физического тела.
По мере своего развития человек становится все более сознательным и с каждым разом время, проводимое на этом плане, становится все дольше и дольше. Так, как фактически, но верно сознание медленно поднимается через различные планы системы. Что бы в тонком мире попасть на Ментальный план, что очень желательно. Кто об этом знает, то жизненным кредом его, при физической жизни, должна быть доброта, бескорыстность и любовь.
Чем более душа развита в духовном отношении, тем полнее она может выразится на Ментальном плане в формах, которые обеспечивают ей любовь её друзей. А такое более полное выражение позволяет ей получать все больше и больше пользы через эти мыслеобразы. Обучение в небесном мире очень эффективно, так как оно предаст вашему «Я» склонность к широкому философском взгляду в будущих воплощениях, что бесспорно ускоряет эволюцию нашего «Я» так как это живые истинны Могущественных Учителей.
На этом плане мы находим всех величавших композиторов Моцарта, Бетховена, Баха, Вагнера т. д. распространяющих через небесный мир еще более чудесные гармонии, чем их самые величайшие произведения создание на Земле. Художники и скульпторы, которые проявляют свое искусство в благородных целях не перестают создавать здесь и выражать все виды восхитительных форм на радость своим собратьям.
Стоит также учитывать, что устройство загробной жизни, установленное природой, является единственным, предоставляющим ей (жизни) возможность дать каждому человеку столько счастья, сколько он только способен испытать. Человек практически сам определяет характер срок своей небесной жизни теми причинами, которые он закладывает в своей земной жизни; он неминуемо получает в точности то, что заслужил, и именно тот вид счастья, который лучше всего соответствует его склонностям. Фактически, существующее устройство небесной жизни, несравненно превосходит любой Рай воображаемый человеком, так как эти идеи Бога к сожалению, мало известны человечеству.
С этого высшего уровня Ментального мира исходит большая часть влияний, распространяемых Учителями Мудрости, работающими для эволюции человечества. Они действуют непосредственно на души людей, изливая на них энергии вдохновения, стимулирующие их духовный рост, просветляющие ум и отчищающие чувства. Отсюда гений черпает свое озарение, здесь все возвышенные усилия получают водительство.

Дано в сокращении
для ознакомления.
Изучайте предмет с первоисточника
Чарльз Ледбитер
«Астральный и Ментальный планы»

Астральное тело.

В то время как эфирное тело рассматривается многими авторами как часть физического мира, астральное тело лежит за пределами физического мира. Так, согласно А. Безант [Безант, Анни. Человек и его тела.], местом локализации его является астральный план – сфера бытия, не являющаяся частью физического мира и лишь частично в него проникающая. Если эфирное тело представляет собой точную копию тела физического, то астральное тело представляет собой облако подвижной материи, цвет которой отражает эмоциональное состояние субъекта.

Основной характеристикой астрального тела является принадлежность астральной материи эмоциональных образований. Говоря об астральном теле, исследователи иногда используют понятие «тело эмоций» в качестве его синонима.

Астральная субстанция, будучи индикатором эмоционального состояния своего носителя, отличается большой изменчивостью цвета, однако в её структуре можно выделить сгустки энергии, отражающие эмоциональные состояния, в наибольшей степени присущие владельцу тела. Данные сгустки отражают предрасположенность к переживанию того или иного вида эмоций. Находясь в латентном состоянии, под действием гомологичного импульса, энергетические сгустки могут активизироваться, и определять характер ведущего эмоционального состояния. Таким образом, сгустки астральной энергии отражают типичные способы реагирования субъекта на внешние стимулы.

Отличительной характеристикой астрального тела человека, отличающей его от эмоционального субстрата животных, является тесное переплетение его с ментальным телом, или телом мысли, о котором подробно будет сказано выше. Так, рассматривая функции астрального тела, Рамачарака [Рамачарака. Путь миросозерцания индийских йогов. ] говорит о так называемом инстинктивном уме, являющемся вместилищем страстей и эмоций, и в то же время находящегося в тесном соприкосновении с разумом. Результатом соприкосновения разума и инстинктивного ума является формирование в последнем автоматических реакций – навыков, реализация которых происходит без участия контроля со стороны разума. Изначально освоение нового действия происходит с участием ментального тела, рассматриваемого Рамачаракой как интеллект. Затем вырабатывается автоматическая реакция, и контроль поведенческого акта осуществляется астральным телом.

Рассматривая сгустки астральной энергии как субстрат типичных способов реагирования субъекта на определённый круг ситуаций, необходимо упомянуть теорию установки Д. Н. Узнадзе [Ярошевский, М. Г. История психологии]. Узнадзе, рассматривая поведение личности, выделяет в нём два уровня. Астральному плану соответствует импульсивный уровень поведения, регулируемый установкой, возникающей при возникновении определённого типа потребности в некоторой ситуации. Вышележащий уровень, или уровень объективации, предполагающий осознание субъектом ситуации и вознесение над ней, сопоставим, на наш взгляд, с ментальным планом.

«Опосредованность» астрального тела ментальными образованиями играет важную роль при построении так называемой «ментальной защиты» от взаимодействий, реализуемых на уровне астрального плана. Характеризуя методы психологической защиты от астральных нападений, В Данченко [Данченко. Принципы современной психической защиты] рассматривает в качестве универсального средства защиты внутреннюю убеждённость в неспособности агрессора нанести вред.

Также, рассматривая функции и проявления астрального проводника ряд авторов [Ледбитер, астр. план, Безант] отмечает, что астральное тело отделяется во время сна от тела физического. Опираясь на данный тезис, мы можем говорить о сновидениях как о феноменах астрального плана и экстраполировать на астральный план феномены, описанные в рамках психоаналитической традиции. Согласно З. Фрейду [Фрейд, З. О психоанализе.], психологической функцией сновидений является удовлетворение желаний в символической форме при отсутствии возможности его удовлетворения наяву.

Продолжая рассматривать психоаналитические феномены как проявления астральной субстанции, мы можем рассмотреть динамическую концепцию З. Фрейда Согласно данной концепции, основой активности субъекта является совокупность инстинктивных побуждений, локализованных в области бессознательного. Одной из характеристик инстинкта является стимул – количество энергии, необходимое для его удовлетворения. К феноменам, связанным с энергетическими процессами, относятся катексис, или фиксация энергии на каком-либо объекте, а также катарсис – разрядка энергии. Фиксацию энергии на каком-либо объекте можно рассматривать, на наш взгляд, как образование астрального сгустка либо мыслеформы, астральным компонентом которой является энергетический разряд. На астральную природу бессознательных структур, описываемых Фрейдом указывает также Шри Ауробиндо, сопоставляя их с подсознательным уровнем низшего витала [Ауробиндо, Шри. Основы йоги]

Важную роль в психодинамической концепции играет феномен сублимации. Рассматриваемый в энергетическом аспекте, данный феномен представляет собой смещение энергии с одного объекта на другой. Более подробное рассмотрение данного феномена требует включения в сферу рассмотрения ментальных структур, о чём пойдёт речь в следующей главе.

Ментальное тело.
Ментальное тело, или тело разума, представляет собой светящуюся субстанцию ярко-жёлтого цвета [Безант, Анни. Человек и его тела]. Основной функцией ментального тела является процесс мышления, рассматриваемый как движение энергий внутри ментального тела .

Так же как и в астральном теле, в теле ментальном можно обнаружить энергетические сгустки, получившие название мыслеформ. Под мыслеформами в теософской литературе понимаются энергетические образования, отражающие убеждения и устойчивые мысли субъекта .

Важно отметить, что характеристики мыслеформ, регистрируемые при помощи ясновидения, отражают свойства смысловых образований, соответствующих мыслеформам. Так, качество мысли соответствует цвету мыслеформы, природа мысли – форме, а определённость мысли – ясности её очертания. [Ледбитер, Ч., Безант, А. Мыслеформы].

Соответствие ясности мыслеформы с одной стороны и её определённости с другой позволяет нам ещё раз рассмотреть вопрос о соотношении сознания и бессознательного на астроментальном уровне. «Фокус сознания», или центральная его часть, представляет собой область ментального тела, включающую в себя мыслеформы, имеющие наиболее очерченный вид, в от время как «периферия сознания», содержания которой менее отчетливы, представляет собой область с менее очерченными и более аморфными мыслеобразами.

Рассмотрение мыслеформы как астроментальной структуры, астральным компонентом которой является сгусток энергии желания, позволяет нам говорить о феномене сублимации как о взаимодействии астральных и ментальных структур.

Ж. Лакан [Реале, Антисери. Западная философия от истоков до наших дней] в рамках структурного психоанализа говорит о психоаналитических символах как о продуктах символизации бессознательных потребностей. Воплощение бессознательного содержания предполагает, по Лакану, его кодификацию в грамматической структуре, понимаемой как порядок культуры, внеположенный по отношению к субъекту. Процесс воплощения бессознательного содержания в сновидениях сравнивается Лаканом с составлением иероглифического текста, кодификация и дешифровка которого осуществляются в соответствии со специфическими логическими принципами.

Рассматривая подход Лакана, мы можем сопоставить сферу биологических потребностей с астральным планом, а культурно обусловленные символические системы - с планом ментальным. При этом феномен сублимации может быть рассмотрен нами как передача энергетического импульса от одной мыслеформы к другой, сопровождающаяся на ментальном уровне процессом метафорического переноса.

Понятие мыслеформы, употребляемое в контексте описания ментального плана, сопоставимо, на наш взгляд, с понятием когниции. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера [Фестингер, Л. Введение в теорию диссонанса.] под когницией понимается любое знание субъекта относительно себя, своего поведения или свойств окружающего мира.

Согласно Фестингеру, между релевантными когнициями возможно существование двух типов взаимоотношений. Логическим соответствием, или консонансом, называются отношения , при которых из когниции X следует когниция Y; тип отношений, при котором из когниции X следует не-Y, называется когнитивным диссонансом.

Установление между когнициями логических отношений позволяет нам рассматривать в качестве функции ментального тела мышление абстрактно-логическое, т.е. форму мышления, предполагающую целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком свойств вещей. Единицей такого мышления является понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов и явлений.

Оперирование понятиями в процессе абстрактно-логического мышления предполагает совершение над ними логических операций. К логическим операциям относятся операции анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, обобщения и некоторые другие . [ЧаВо, ¿Подводный?] рассматривают процесс функционирования ментального тела человека при совершении логических операций. Анализ рассматривается как разделение крупной мыслеформы на более мелкие, синтез же, напротив, представляет собой объединение мыслеформ в более крупные. При этом логические операции осуществляются при помощи других мыслеформ ментального тела, отражающих правила, в соответствии с которыми осуществляются логические операции. Таким образом, определение понятия можно считать релевантным определению мыслеформы.

Некоторые авторы отмечают, что мыслеформы, являясь образованиями ментального плана, могут одновременно принадлежать плану астральному. Как отмечают Ч. Ледбитер и А Безант, формы, порождаемые колебаниями, сопровождающими процесс мышления, представляют собой сгустки «астральной или ментальной материи, оживлённые монадической сущностью на стадии одного из элементальных царств». При этом к мыслеформам относятся как оформленные ментальные конструкции (например, образ картины, создаваемый художником), так и структуры, представляющие собой порождения эмоционального характера.

А. Г. Свияш [Свияш, А. Г. Разумный мир] пишет, что если отношение к объекту имеет тенденцию проявляться в виде эмоций, то соответствующая ему мыслеформа имеет презентацию как на астральном, так и на ментальном планах. Если же убеждения не сопровождаются эмоциями, то соответствующие им мыслеформы полностью принадлежат плану ментальному.

Рассмотрение ментального тела как системы понятий позволяет нам говорить о взаимодействии астрального и ментального тел как об опосредовании астрального тела ментальным. Л. С. Выготский [Выготский, Л. С. Проблемы развития ВПФ], рассматривая соотношение натуральных, или непосредственных психических функций, и высших функций, отмечает, что последние носят опосредованный характер, произвольны по функционированию и социальны по происхождению. Процесс формирования высших психических функций связывается Л. С. Выготским с усвоением субъектом системы значений в процессе общественно-исторического развития. Рассматривая соотношение мышления и речи, Л. С Выготский отмечает, что на определённом этапе онтогенеза происходит переплетение линий развития и мыслительные операции становятся опосредованными системами значений [Выготский Л. С. Мышление и речь]. При этом объединение функций мышления и речи через значение приводит к трансформации всех психических функций и поведенческих актов, приобретающих произвольный и опосредованный характер [Выготский Л. С. Проблемы развития ВПФ].

Сопоставление данных подходов позволяет нам говорить о том, что спецификой астрального тела человека является его тесное переплетение с телом ментальным. При этом высшие психические функции представляют собой сложные образования, имеющие астральный компонент, сопоставимый с содержанием натуральной функции, и компонент ментальный, представляющий собой продукт интериоризации системы значений, опосредующий натуральные функции.

Рассматривая астральное тело как субстрат натуральных психических функций, опосредованный ментальными структурами, мы можем поставить вопрос о соответствии различных видов мышления иноматериальным структурам. Традиционно [?Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления] в психологии выделяется три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенным мышлением, называется форма мыслительного процесса, опирающаяся на образы восприятия, и сопровождающееся непосредственным взаимодействием с предметом мышления. Данный вид мышлениия представляет собой первую стадию развития мышления, предполагающую решение задач исключительно при воздействии объекта мышления на органы восприятия и сопровождающуюся манипулированием с объектами.

Наглядно-действенное мышление, предполагающее непосредственное манипулирование с объектом, можно рассматривать, на наш взгляд, как функцию астрального тела. Основанием для приписывания астральному телу данной функции может служить описанный выше подход, предлагаемый Рамачаракой. Рассматривая астральное тело как инстинктивный ум, обеспечивающий осуществление автоматических реакций, мы можем говорить об астральном теле как о субстрате данного вида мышления.

Наглядно-образное мышление представляет собой следующую стадию развития мыслительного процесса. Особенностью наглядно-образного мышления является его способность оперировать с объектами, не находящимися в зоне восприятия. Опорой для наглядно-образного мышления служат образы восприятия и представления. Решение интеллектуальной задачи сопровождается манипулированием с образами представления, и может не сопровождаться действиями во внешнем мире.

Рассматривая наглядно-образное мышление животных как натуральную психическую функцию, мы можем говорить о его соответствии астральному плану, рассматриваемому как область визуализаций. Однако рассматривая вопрос об отнесённости наглядно-образного мышления к иноматериальным структурам, следует отметить его тесную взаимосвязь с другими видами мышления. Так, Р. Арнхейм [Арнхейм, Р. Визуальное мышление] отмечает, что решение интеллектуальных задач, предполагающих оперирование с отвлечёнными признаками объектов, может осуществляться посредством оперирования со зрительными образами. В качестве примера автор приводит решение интеллектуальной задачи, требующей прибавить полчаса к текущему времени. Данная задача может быть решена двумя способами: путём совершения арифметических операций или посредством визуализации циферблата.

Данный пример показывает, что наглядно-образное мышление может осуществляться как в форме непосредственного оперирования с наглядно воспринимаемыми свойствами предметов, так и в форме визуальной презентации свойств объектов. Если рассматривать в качестве области визуализаций астральный план, мы можем рассматривать наглядно-образное оперирование с понятиями как форму взаимодействия астрального и ментального тел. Астральный план как область визуализаций в данном случае опосредуется системой значений, представленной на ментальном уровне.

Вместе с тем следует отметить, что мышление на ментальном плане также может осуществляться в наглядно-образной форме. А. Безант указывает, что на ментальном плане возможна коммуникация посредством световых импульсов. На цветовую коммуникацию указывает также Д. Андреев [Роза мира], описывая общение духов в затомисах – высших небесных слоях метакультур.

Наконец, словесно-логическое мышление , представляющее собой форму мышления, осуществляемую при помощи логического оперирования с понятиями, является функцией ментального тела.

Рассмотрение ментального тела как системы значений, опосредующей астральный план, позволяет нам говорить о психосемантическом подходе к описанию иноматериальных структур. Рассматривая астральный план вслед за как область визуализаций, мы можем провести параллель между положением о ментальной опосредованности астрального плана и концепцией образа мира, предложенной А. Н. Леонтьевым [Леонтьев, А. Н. Образ мира]. Рассматривая структуру образа мира, А.Н. Леонтьев говорит о системе значений как о пятом квазиизмерении, пронизывающем пространственно-временной континуум.

Реализация психосемантического подхода предполагает постановку вопроса о формах значений, соответствующих различным иноматериальным структурам. В рамках данного подхода мы для начала рассмотрим смысловые структуры, выделяемые Д. А. Леонтьевым в рамках психологии смысла.

Д. А. Леонтьев говорит о личностном смысле как о смысловом образовании, презентующем жизненный смысл отражаемого объекта с помощью эмоциональной окраски образов, а также их трансформаций. Рассматривая трансформации образа мира, обусловленные личностным смыслом, Д. А. Леонтьев выделяет четыре их вида. Трансформация пространственных измерений проявляется в искажении пространственных характеристик действительности под влиянием личностного смысла. Трансформация временных параметров проявляется в зависимости оценки длительности временного интервала от видов деятельности, осуществляемых на этом интервале. Примером трансформации каузальных отношений может служить, например, феномен каузальной атрибуции, описанный Хеккаузеном. Наконец, трансформация вероятностных характеристик действительности проявляется в том, что значимым событиям приписывается бо’льшая вероятность.

Рассматривая феномен личностного смысла с точки зрения его соотнесённости с астральным и ментальным планами, мы можем говорить о том, что личностный смысл представляет собой астроментальное образование, проявляющееся в астральном плане в форме субъективных искажений картины мира или эмоционального окрашивания объектов. Формами проявления личностного смысла в ментальном плане являются искажения процесса мышления, следствием которых, в свою очередь, являются искажения вероятностных характеристик отражаемых явлений, а также искаженное восприятие причинно-следственных связей.

Рассматривая другие смысловые образования, выделяемые Д. А. Леонтьевым, мы также можем говорить об их астроментальном характере. Смысловые установки, проявляющиеся в предрасположенности субъекта к выполнению какой-либо деятельности, представляют собой смысловые структуры, о большей степени принадлежащие плану астральному.

Смысловые диспозиции, представляющие собой отношения к объектам, значимым независимо от выполняемой деятельности, включают когнитивный компонент, отражающий знание об объекте, и компонент аффективный, отражающий эмоциональное отношение. Подобная структура позволяет рассматривать их как астроментальные структуры.

Рассматривая вопрос о локализации мотивационных образований, необходимо коснуться определения мотива в концепции А. Н. Леонтьева. А. Н. Леонтьев [Потребности, мотивы, эмоции] говорит о мотиве как об опредмеченной потребности. По Леонтьеву, потребность становится мотивом тогда, когда находит удовлетворение в некотором предмете, определяемом социальной средой субъекта. Данный подход позволяет говорить о мотивах как о структурах, имеющих изначально астральную природу, но приобретающих в социальной среде астроментальный характер.

К мыслеформам, участвующим в совершении логических операций, могут быть отнесены, на наш взгляд, личностные конструкты. Конструкты представляют собой категориальные шкалы, оценивающие объект по какому либо параметру, следствием чего является приписывание оцененному объекту личностного смысла [Леонтьев, Д. А. Психология смысла]. Такие логические операции, как, например, сравнение или обобщения предполагают выделение существенных признаков объекта, для чего необходима его категоризация по определённому параметру.

Поскольку ментальное тело находится в тесном взаимодействии с другими структурами метаорганизма, процесс логического мышления может отражать формы значений, принадлежащие супраментальным структурам. Р. Штайнер [Штайнер, Р. Теософия] рассматривает ментальные образования как «преходящие формы проявления вечной Истины».

Рассмотрению высших форм значений, принадлежащих супраментальным структурам, будут посвящены последующие разделы.

1. Андреев, Д. Роза мира.

2. Арнхейм, Р. Визуальное мышление

3. Ауробиндо, Шри. Основы йоги

4. Безант, Анни. Человек и его тела

5. Выготский, Л. С. Проблемы развития ВПФ

6. Выготский Л. С. Мышление и речь

7. Гроф, С. Области человеческого бессознательного.

8. Данченко. Принципы современной психической защиты

9. Ледбитер, Ч. Астральный план.

10. Ледбитер, Ч., Безант, А. Мыслеформы.

11. Леонтьев, А. Н. Образ мира

12. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции.

13. Леонтьев, Д. А. Психология смысла

14. Рамачарака. Путь миросозерцания индийских йогов

15. Реале, Антисери. Западная философия от истоков до наших дней

16. Свияш, А. Г. Разумный мир

17. Фрейд, З. О психоанализе

18. Штайнер, Р. Теософия.

19. Ярошевский, М. Г. История психологии

Loading...Loading...