Что значит когда во сне летаешь. Летать во сне: к чему такое снится и что это значит? К чему снится летать во сне

Раздел. Родной край – часть большой страны.

Интегрированный урок природоведение-химия

по теме: «Земля – кормилица». 4 класс.

Цель:

Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о составе и видах почвы.

Выделить основное свойство почвы – плодородие.

Показать значение почвы для растений и живых организмов.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.

Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать.

Развивать умение внимательно слушать учителя, одноклассников, высказывать своё мнение.

Воспитательные:

Познакомить с природоохранной деятельностью человека.

Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – аккуратность.

Место проведения:

Кабинет химии.

Начальная подготовка учащихся:

Учащиеся знакомы к этому уроку с правилами поведения в кабинете химии и лабораторным оборудованием.

Форма урока:

Урок формирования новых знаний.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Презентация.

Распечатанные задания для кроссвордов.

На столах учащихся оборудование для лабораторных опытов.

Химическая посуда: стаканы (2), стеклянные палочка и трубочка, чашка для выпаривания, ложечка для веществ, предметное стекло;

Приборы: спиртовка (спички), штатив с кольцом, тигельные щипцы;

Почва, вода, бумажная салфетка.

Программное обеспечение:

Windows XP (2000), Office 2003,

Power Point.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель начальных классов:

Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. В связи с этим, сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

II. Работа над новой темой.

Сообщение темы урока

Учитель начальных классов:

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картофеля в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редиски, помидоров… И это не сказка. Эта волшебная кладовая есть на самом деле, у нас под ногами. Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, когда они умело её обрабатывают: пашут, сеют, удобряют.

Вы, должно быть, уже догадались, как эта чудесная кладовая называется.

(Приложение №1)

Учащиеся: Земля.

Учитель начальных классов:

В названии темы урока «...............- кормилица» потерялось слово. Найдите его, разгадав загадку.

(Слайд 1,2)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу.

Учащиеся: Земля.

Учитель начальных классов:

Почему землю называют кормилицей?

Что издавна делает Земля-матушка?

Учащиеся: земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.

Учитель начальных классов:

Да и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей.

Как можно назвать землю?

Учащиеся : Землю можно назвать кормилицей.

Учитель начальных классов:

Тема сегодняшнего урока «Земля – кормилица».

2. Актуализация знаний

Научные сотрудники работают по плану. Давайте и мы составим план работы на уроке.

Вспомните, как называется верхний слой земли.

Учащиеся: Верхний слой земли называется почвой.

Учитель начальных классов:

Прежде всего, надо дать научное определение почвы. Каким будет первый пункт плана?

Учащиеся: Что такое почва?

Учитель начальных классов:

Что ещё хотели бы узнать о почве?

Какими свойствами она обладает?

Каким будет 2 пункт плана?

Учащиеся: Свойства почвы.

Учитель начальных классов:

Как вы думаете, везде ли почвы одинаковые?

Учащиеся: Почвы разные.

Учитель начальных классов:

С чем же познакомимся?

Учащиеся: С видами почв. И 3 пункт плана будет «Виды почв»

Учитель начальных классов:

Знаете ли вы, зачем человеку почва и как он её использует?

Зачем человеку нужны знания о почве?

Предлагаю следующий пункт плана «Почва – живым организмам».

Сегодня на уроке мы получим ответы на эти вопросы.

Прочитаем составленный нами план.

(Слайд 3)

3. Изучение нового материала.

Учитель начальных классов:

Приступим к работе, следуя составленному плану.

Что же такое почва?

Учащиеся: Почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли.

(Слайд 4)

Учитель начальных классов:

Переходим к выполнению следующего пункта плана.

Учитель химии:

Познакомимся с правилами техники безопасности при работе со стеклянной посудой.

Сейчас мы будем выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой запишем в таблицу.

Практическая работа (проводится учителем химии)

Опыт 1.

Возьмём стакан с водой и опустим туда комочек почвы.

Что вы видите?

Учащиеся: Из почвы идут пузырьки.

О чём это говорит?

Учащиеся: В почве есть воздух (делаются записи в таблицу).

(Слайд 5)

Опыт 2.

Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток.

Что осталось на салфетке?

Учащиеся: Влажное пятно.

О чём это говорит?

Учащиеся: В почве есть вода (делаются записи в таблицу).

Опыт 3.

Посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы?

Учащиеся: Вода в стакане стала мутной.

Что вы видите на дне стакана?

Учащиеся: На самом дне видны песчинки, а сверху – глина.

Какой делаем вывод?

Учащиеся: в состав почвы входит песок и глина (делаются записи в таблицу).

Опыт 4.

Нагреем немного почвы.

Что вы видите?

Учащиеся: Над почвой появился дым и чувствуется неприятный запах.

Почему это происходит?

Учащиеся: Это горят старые листья, остатки трав и насекомых.

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус.

Какой сделаем вывод?

Учащиеся: В почве есть перегной – гумус (делаются записи в таблицу).

Опыт 5.

Возьмём несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и поместим их на предметное стекло. Нагреем стекло над огнём.

Что вы видите?

Учащиеся: На стекле образовался белый налёт.

Кто догадался, что это такое?

Учащиеся: Это соль.

Совершенно верно, соли – это питательные вещества, необходимые растениям.

Сделайте вывод.

Учащиеся: В почве есть соли (делаются записи в таблицу).

Сверим составленную вами таблицу со схемой «Состав почвы»

(Слайд 6)

Вывод:

В почве имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой; а самое главное, что в почве есть перегной.

Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Учащиеся: От количества перегноя.

III. Физкультминутка

Учитель начальных классов:

IV. Новый материал (продолжение)

Виды почв.

Учитель начальных классов:

В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы (работа с учебником).

Работа в парах, сообщения учащихся.

1 ученик . Чернозёмные почвы – одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, так как там почва не такая плодородная.

2 ученик. Подзолистые почвы – серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Учитель начальных классов:

Познакомимся с другими видами почв, используя презентацию.

(Слайды 7-14)

1) Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

2) Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.

3) Подзолистая почва – по цвету напоминает золу. Встречаются в тайге и смешанных лесах.

4) Чернозёмная почва. В ней много солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. В степях.

5) Луговая. Формируются под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями

6) Болотная. Формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

7) Торфяная - подтип болотных почв. Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Торфяные почвы - верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

Животные почв.

Учитель химии:

Отгадайте самого распространённого животного почв.

(Слайд 15)

ОДЖЕДЫВЕ ЕЧРИВ

Учащиеся: Дождевые черви.

Учитель химии:

Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

3. Охрана почв.

Учитель начальных классов:

Что разрушает почву?

(Слайд 16)

Вода и ветер (на открытых пространствах).

Вырубка леса.

Неправильная вспашка леса.

Отсутствие водоёма.

Выжигание трав.

Строительство дорог, домов.

Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой.

Почву восстановить может сама природа, причём очень медленно: за 100 лет – 1 см

Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.

Какие организации вы знаете?

Учащиеся: Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace - “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).

Учитель начальных классов:

Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы?

Учащиеся: Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев.

Учитель начальных классов:

Земля – кормилица нуждается в защите. Ведь 1см почвы образуется в природе за 250-300 лет.

Работа с учебником

Учитель начальных классов:

Что необходимо делать для защиты почвы?

Дети приводят примеры, учитель прикрепляет по их ответам карточки:

САЖАТЬ ЛЕСОПОЛОСЫ

ПРАВИЛЬНО ПАХАТЬ

ПРОВОДИТЬ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ

ПРАВИЛЬНО ПОЛИВАТЬ

БЕРЕЧЬ РАСТЕНИЯ

ПРАВИЛЬНО УДОБРЯТЬ

БОРОТЬСЯ С ОВРАГАМИ

НЕ ЗАСОРЯТЬ

Учитель начальных классов:

Необходимо:

высаживать полезащитные лесные полосы;

производить снегозадержание;

правильно распахивать почву;

умеренно применять удобрения и ядохимикаты;

умеренно орошать.

(Слайд 17)

V. Закрепление изученного материала.

Работа в группах по уровню сложности. Разгадывание кроссворда.

(Приложение 2)

VI. Творческое домашнее задание.

Подготовить материал на тему:

1 вариант «Бактерии почвы»

2 вариант «Млекопитающие почвы»

(Слайд 18)

VII. Итог урока.

Учитель начальных классов:

Какой материал урока вызвал наибольший интерес?

Учащиеся:

Сказка о волшебной кладовой;

Лабораторные опыты;

Получать новые знания в кабинете химии;

Сотрудничество с новым учителем;

Об охране почв.

Учитель начальных классов:

А закончим наш урок поэтическими строками (хором с экрана).

(Слайд 19)

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Список литературы:

Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2006.

Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 4 класс. М.: “ВАКО”, 2004.

Деятельностный метод обучения: описание технологии/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л. В. Терёшина. Волгоград: Учитель, 2008.

Состав и свойства почв http://irkg.narod.ru/text/13.htm

Открытые уроки в начальной школе, проведённые в рамках конкурса “Учитель года – 2006” ЮАО г. Москвы/Сост. Е.С. Гостимская – М.:5 за знания, 2006

Приложения:

Приложение №1.

Сказка о волшебной кладовой.

Положишь в чудесную кладовую горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много.

Она у нас под ногами. И зовётся - земля.

Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают.

И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая.

Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит.

Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки… Потом люди смекнули, что можно сажать собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи.

Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

Приложение №2.

Группа 1 (высокий уровень сложности)

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

Группа 2 (средний уровень сложности).

Основное свойство почвы.

Самый ценный компонент в почве, от которого зависят типы и свойства почв.

Почвы с большим количеством перегноя.

Одно из веществ, входящих в состав почвы.

Почвы с большим количеством песка.

Группа 3 (низкий уровень сложности)

1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).

Почва

воздух

соли

перегной (гумус)

глина

песок

Почему землю называют кормилицей? Понятия «земля-кормилица», «земля-матушка» испокон веков впечатаны в архетип сознания русского человека. В пословицах и поговорках о «матери-сырой земле» отразилась вековая любовь наших предков к своей Родине, их уважительное и почтительное отношение к земле, а также к тем дарам, которые дает она людям.

Истоки почтения

Почему земля - кормилица? Ответ на этот вопрос лежит на самой поверхности.

Издревле люди питались плодами, которые давала им почва. Поначалу древние люди занимались собирательством: они отыскивали съедобные травы, коренья, собирали ягоды и фрукты с дикорастущих деревьев и кустарников.

Некоторое время спустя (находя проросшие зерна, уцелевшие от трапезы) человек догадался, что можно выращивать полезные растения в непосредственной близости от своего жилища. Человечество научилось обрабатывать землю и собирать урожай. Так зародилось земледелие.

Одновременно с развитием земледелия люди приручили диких животных и стали разводить домашний скот, который также кормился плодами щедрой земли: сеном, зерном и овощами. С каждым годом увеличивалось количество видов животных, прирученных человеком. Так возникло животноводство.

Чем больше осваивался человек на своей планете, тем больше помощников появлялось у него: и среди насекомых нашел он полезных и верных друзей. Обнаружив, что мед диких пчел не только вкусен, но и чрезвычайно полезен, человек научился разводить пчел. Стал устраивать пасеки. Так появилось пчеловодство.

Одним из самых древних занятий человека, помогавшим ему выжить, была охота: человек добывал крупного зверя, мясо которого он употреблял в пищу, а шкуры шли на изготовление одежды. Большим подспорьем была охота на дичь. Нередко охотники подбирали не убитую, а лишь подраненную птицу. Если охота была удачной, подранков оставляли жить и даже подкармливали. В какой-то момент люди поняли, что птиц также можно разводить дома. Это стало началом развития птицеводства.

Рыбалка была еще одним способом пополнить запасы пищи. Люди с успехом научились ловить рыбу: били ее острогой, загоняли в ловушки, забрасывали невода и сети. Через некоторое время в подсобном хозяйстве человека появились и рыбные садки, в которых люди выращивали рыбу к своему столу.

А фрукты? Эти изумительно вкусные плоды, вобравшие в себя соки земли и животворный солнечный свет? Человек научился ухаживать за фруктовыми кустарниками и деревьями, стал разбивать фруктовые сады, вывел множество сортов вкуснейших садовых культур.

А ягоды? Ароматные полезнейшие дикоросы: земляника, черника, жимолость, малина и смородина, которые человек поначалу собирал в лесу, а затем научился выращивать в своем саду? Нет ничего полезнее и вкуснее мисочки свежих ягод, заправленных молоком или сливками.

А грибы? Мы и до сих пор с удовольствием собираем их в лесу, а для тех, у кого нет возможности выбраться на лоно природы, созданы специальные хозяйства, с успехом выращивающие вешенки и шампиньоны.

Овощи и фрукты, злаки и зелень, мясо домашних животных и птиц, молоко, рыбу, мед – все эти чудесные и питательные дары дает нам земля. Как же не называть ее кормилицей? Ведь она кормит не только человека, но и диких животных: травоядные животные с удовольствием питаются сочной травой, растущей на земле.

Насекомые, опыляющие цветы, растущие на лугах, питаются их сладким нектаром. Птицы также с удовольствием лакомятся плодами земли: травами, орехами, шишками, ягодами, хвоей. Водоплавающие птицы поедают ряску, в изобилии покрывающую поверхность водоемов. Рыбы, обитающие в водоемах, питаются водорослями и насекомыми.

Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живет на ней. Не менее богаты и полезны для людей ее недра, которые сравнивают с волшебной кладовой.

Волшебная кладовая

В глубинах Земли за миллионы и миллиарды лет ее существования скопилось огромное количество полезных ископаемых, идущих на благо человеку.

Уголь – самое первое топливо, которое научился добывать человек из лона земли. Сначала люди обогревали им свои жилища, а затем с его помощью совершили настоящую промышленную революцию, используя в топках промышленных котлов.

Торф , первоначально использовавшийся для отопления индивидуального жилья, впоследствии стал энергетическим ресурсом, обеспечивавшим работу тепловых электростанций, котельных, торфобрикетных заводов. Теплом этих предприятий отапливаются небольшие города и поселки. В сельском хозяйстве его используют как мульчирующий материал, в качестве удобрения для обогащения истощенных почв, для выращивания тепличных овощей и цветов.

Природный газ – еще один бесценный вид топлива, используемый человеком в промышленных и бытовых целях. На нем готовят пищу, им обогревают помещения. В химической промышленности из него получают пластмассы, органические кислоты, каучук и спирт. Метан незаменим при производстве аммиака и ацетатного шелка.

Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых, без которого немыслима жизнь современного человека. Нефть нашла свое применение практически в каждой сфере жизнедеятельности человека: в промышленности, медицине, фармакологии, косметологии, производстве товаров народного потребления.

Она используется в качестве сырья для производства нефтехимических продуктов: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Из продуктов ее перегонки делают пластмассы, синтетический каучук, резину, полимерные пленки и синтетические ткани. Производство растворителей, красок, лаков, удобрений, восков, моющих средств было бы невозможно без нефти.

Песок, глина и камень – ресурсы, которые человек использует в строительстве жилья и в дорожном строительстве (а известно ли вам, почему клетки - кирпичики организма ?). Из глины делают кирпичи, черепицу, керамическую посуду. Песок используется для изготовления стекла. Отшлифованный камень (мрамор, гранит) применяется для облицовки фасадов, памятников, станций метрополитена.

Мы перечислили всего лишь несколько наиболее востребованных природных ресурсов, которые сосредоточены в недрах нашей замечательной кормилицы, матушки-земли. На самом же деле одно только перечисление названий добываемых человеком ресурсов займет не один десяток страниц.

Если бы все ископаемые, добываемые людьми в течение года, были погружены в товарный состав, получился бы поезд, который можно было бы 17 раз обернуть вокруг экватора. Это ли не аргумент в пользу того, что земля – наша кормилица? Но долго ли будет продолжаться это благоденствие человека на земле? Поистине ли неистощимы ресурсы земли-матушки?

Необходимая забота

Ученые всего мира уже давно бьют тревогу, говоря о том, что человечество, не по-хозяйски относящееся к земле и ее ресурсам, встало на путь самоуничтожения. В первую очередь это касается истощения самого плодородного слоя земли – почвы.

Почему это стало объектом повышенного внимания и тревоги ученых? Дело в том, что процесс почвообразования крайне сложен и длителен. Для того чтобы образовался всего лишь один сантиметр почвы, природе необходимо 250-300 лет, а на образование 20-сантиметрового слоя должно уйти не менее 5-6 тысяч лет.

Люди же, не понимая этого, зачастую губят то, что было создано веками: истощают почву неумелой агротехникой и чрезмерным употреблением ядохимикатов, допускают эрозию почвы, не защищая ее от образования оврагов и промоин.

Как помочь землице–матушке?

В сознании человека есть потребность защищать родную землю, заботиться о ней: если не с оружием в руках (как в годы военного лихолетья), то хотя бы в плане защиты ее плодородия. Итак, какие же действия необходимы для этого?

Грамотная агротехника , учитывающая почвенно-климатические условия того региона, где она осуществляется.

Снегонакопление , способствующее насыщению почвы влагой и препятствующее процессу ее выветривания.

Разумное использование удобрений : регулярное внесение органики и известкование почвы способствует накоплению основного органического вещества почвы – гумуса, что значительно увеличивает ее плодородие, химические и физические показатели.

Разумное вложение капитала

Нельзя обойти стороной и вопрос о том, что земля (как объект недвижимости) всегда была в цене. С каждым годом цены на землю растут и человек, вложивший деньги в приобретение участка земли, может быть уверен, что сделал хорошее приобретение, и вот почему:

  • Землю, в случае острой необходимости, можно продать, причем с большой выгодой для себя.
  • Человек, владеющий землей, всегда может прокормить себя и своих близких, если будет разумно и бережно относиться к своей земле-кормилице.

Ни за какие сокровища в мире не было таких кровопролитных сражений, как за землю. Эта черта также заложена в сознании каждого человека: до последней капли крови отстаивать свою родную землю-матушку.


Один из героев сказки на вопрос: «Что самое ценное на свете?», сказал: «Самое ценное на свете - земля. На ней мы рождаемся и живём, она наша кормилица. Поэтому земля - дороже жемчуга и злата».

Цель исследования - собрать новую информацию о почве, показать результаты эксперимента по теме: .

Неспроста почве (земле) оказывается такое почтение! Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве - тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой родимой. Люди всегда бережно относились к земле. В русских народных пословицах говорится: «Кто о земле беспокоится, того и земля кормит», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!». О значении земли в жизни людей говорят и образные выражения, например: земной поклон.

Слово земля имеет различные значения. Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы. Родина для русского человека, как и земля, всегда имела огромное значение. В былинах звучит название нашей страны , государства «Мать-Сыра-Земля» . «Добра мать для своих детей, а земля - для всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!». От нее напитывались русские богатыри силой, она помогала им в их подвигах. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях.

Из книг мы узнали, что Почва - это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер. Бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной - самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему такое значение придаётся плодородию почвы? Нас заинтересовала эта тема, и мы решили отправиться на поиски ответов на вопросы:

  • ·А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?
  • Она и сильная, и богатая, и щедрая. Вечная ли она?
  • Чем дышит почва, из чего состоит?
  • Почему у одной хозяйки комнатные растения пышные цветущие, а у другой чахлые?
  • Почему на крохотном островке земли на крыше моего подъезда растёт деревце?

Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:

  • собрать и изучить информацию о почве;
  • узнать о проблемах почвы и её охране;
  • подобрать дома и в школьной лаборатории доступное оборудование, материалы, вещества для проведения опытов с почвой;
  • познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;
  • провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;
  • изучить условия роста растений в различных почвах;
  • проанализировать полученные результаты.

Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при определенных условиях; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.

Работая над темой, я узнала много интересного и полезного о почве.

В учебнике по окружающему миру мы прочитали, что главное богатство почвы - перегной. Про богатые перегноем почвы - чернозём великий русский писатель Антон Павлович Чехов сказал: «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас».

Третью часть почв территории Башкортостана занимают чернозёмы. Почвы нашего края называют богатством, «чудесной кладовой». Недаром башкирский поэт Мустай Карим воспевает щедрость родной земли.

Здесь почва жирная кругом,

Она от жира вся сочиться,

Она под золотым лучом

Блестящей влагою искриться.

Там, где почвы не так плодородны, люди вносят удобрения. На уроке Литературы и Культуры Башкортостана мы узнали, что в г. Мелеуз есть предприятие, которое производит минеральные удобрения («Мелеузовские минеральные удобрения»).

Толщина слоя почвы бывает раной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор - всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, мы изучили состав почвы.

В лаборатории кабинета биологии и химии подобрали оборудование для опытов. Подготовили образцы почвы. Помним о безопасном обращении со спиртовкой, стеклянными колбами и воронкой. Опыты проводили в школе на уроках окружающего мира и в свободное от учёбы время.

Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в стакан водой. В стакане появились мелкие пузырьки. Значит, в состав почвы входит воздух.

Опыт 2 . Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклянным стаканом. Поставили к батарее отопления. Стакан запотел, а через час на стекле появились капельки воды. Вывод. В почве есть вода.

Опыт 3 . Почву на асбестовой пластине (асбест - волокнистое вещество, не подвержено воспламенению) поместили на металлическую решётку. Закрепили конструкцию на штативе, поместив внизу спиртовку. Опыт требует осторожности! Мы выполняли его вместе с учителем.

Нагрели почву над спиртовкой. Появился лёгкий дымок и неприятный запах!

Вывод. Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Перегной влияет на плодородие почвы.

Опыт 4 . Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпали в стакан с водой и размешаем. Вода стала мутной. Когда осели частички почвы, мы рассмотрели различные её слои. На дне видны песчинки песка и глины. Сверху - перегной.

Но когда часть перегноя сгорела, образовался пепел серого цвета. Он осел поверх всех слоёв.

Вывод. В состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5 . Профильтровали воду через почву и глину. Отметили, что через почву вода проходит хорошо, но в стакане есть частички земли. Через глину вода проходит медленнее, чем сквозь почву, но в стакане оказалась чистая, прозрачная вода.

Вывод. Почва хорошо пропускает воду. А глина является природным фильтром.

Опыт 6 . Несколько капель раствора после фильтрации палочкой поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального отопления. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

Вывод. В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проводя опыты, мы доказали, что в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

Корни растений дышат воздухом, всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли - питательные вещества.

Опыт показал, что солей в почве мало. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Животные, обитающие в почве, дождевые черви, рыхлят, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, обогащают остатками своей пищи.

Человек добивается плодородия почвы, ухаживая за ней.

Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?

Чтобы проследить за ростом растений, мы вместе с родителями провели опыты. Для эксперимента взяли семена фасоли, овса, гороха, пшеницы. Луковицы и высадили в почву разную по составу.

В богатую перегноем почву высадили фасоль, пшеницу, овёс и лук. В песчаную почву посадили горох и пшеницу. Лук пробовали прорастить в воде без почвы и в глинистом грунте. Использовали для опытов скудную почву, собранную во дворе у дома.

Опыты проводим в декабре. В природе всё замирает, а на нашей экспериментальной площадке жизнь бьёт ключом! Прошла неделя!



Дружно взошёл овёс, но в земле богатой перегноем побеги гуще и выше, корни сильнее, хорошо просматриваются.

Из 4-х семян фасоли даже в плодородной почве взошло только одно.

Наблюдаем за ростом луковиц: В почве лук пророс быстрее, перья крепкие, сочные. И в воде лучок хорошо чувствует себя! Лук неприхотлив и прорастает при условии, что находится во влажной тёплой среде. А вот в глинистой почве - беда! Луковка лежит, не прорастает совсем!

В тяжёлой глинистой почве овёс тянет к солнышку чахлые побеги. Трудно дышать корням!

Пшенице больше понравилась рыхлая почва с большим содержанием песка. Всходы дружные, сочные стебли. В земле богатой минеральными солями пшеница растёт хуже!

Горох дал дружные всходы в песчаной почве, скудная почва неблагоприятна для семян гороха (всходы редкие, побеги чахлые).

Прошло 11 дней с начала эксперимента



Горох дружно растёт в песчаной почве, в почве, собранной во дворе растёт плохо, едва всходит.

У фасоли появились настоящие листочки, но остальные 3 семечка так и не взошли.

Луковица в почве продолжает лидировать. Хорошо и луковке в воде. Совсем не желает принимать глинистую почву третья луковица!

Овёс одинаково активно растёт в почве разного состава.

Прошла Новогодняя ночь, и мы с мамой уезжаем в Абхазию на Всероссийский фестиваль танца. Нашу экспериментальную площадку доверили папе и брату. Вернулись из поездки через 16 дней. «Как там наши зелёные питомцы?».

Результаты опытов через 30 дней.



Овёс в удобренной почве всё же «обогнал» на 2 см другие ростки. Но концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.

У фасоли уже 6 настоящих листочков.

Горох и через месяц лучше растёт в песчаной почве.

Лук в земле, по сравнению с растением в воде, имеет более плотные, крепкие листочки. В глинистой почве проросла луковица, но растёт очень медленно.

Овёс засох и пропал. Ему не хватало влаги.

Можно подвести итоги экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит».

По итогам исследовательской работы мы сделали такие выводы :

  • в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;
  • состав почвы влияет на рост растений;
  • при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;
  • растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие - в песчаной;
  • всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;
  • при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;
  • несмотря на то, что глина входит в состав почвы, она плохо пропускает воду, содержит мало воздуха, растения в глинистых почвах растут плохо;
  • почва подвержена разрушению, а восстанавливается очень медленно.

Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.


Почву в народе называют землей и матушкой-кормилицей. Она обладает чудесным свойством-плодородием, этим отличается от бесплодных горных пород. Почва-очень сложное по составу и свойствам природное образование, которое состоит из твердых частиц разного размера, образовавшихся в результате выветривания горных пород и минералов. В ней всегда имеется большее или меньшее количество воды и воздуха, содержится много различных животных и растений. Ученые считают почву частью биосферы, которая более всего насыщена жизнью. Животные и растения после отмирания разрушаются и обогащают почву гумусом (перегноем), придающим почве темную окраску. Естественный почвообразовательный процесс в природе происходит очень медленно, особенно в условиях континентального климата.Так,для образования одного мм почвы природе требуется 100 лет, 20 см-20 тысяч лет. В Сибири еще больше. Человек при хозяйственной деятельности может ускорить почвообразовательный процесс и увеличить содержание гумуса при условии регулярного внесения в почву органических удобрений. Минеральные удобрения увеличивают в почве содержание только той питательной соли для растений, какие удобрения мы вносим и только на одно лето.
Толщина почвенного покрова в нашем районе незначительна. Если в черноземной зоне России, например на Кубани, толщина почвы достигает 100 см, то на большей части территории нашего района она составляет от 15 до 30 см.
В зависимости от разнообразия растительного покрова и подстилающей материнской породы почвы в районе разнообразны: от маломощных сибирских черноземов до подзолистых, болотно-глеевых и торфяно-болотных. По механическому составу – от суглинков до супесчаных. Самыми распространенными почвообразующими породами в районе являются лессовидные суглинки и глины. В
Подзолистые почвы образуются под хвойными, смешанными и реже под лиственными лесами. Верхние горизонты почвы обеднены железом, алюминием, илистыми частицами и поэтому имеют осветленную окраску, напоминающую цвет золы. Глубже лежит горизонт бурого цвета, в котором накапливаются вымытые из верхнего слоя илистые частицы, железо.
Серые лесные почвы характерны для подтайги и северной части лесостепи. Они образуются под мелколиственными (березовыми, осиновыми) лесами. Верхний гумусовый горизонт этих почв бывает свело-серый,серый или темно-серый. Горизонт обладает слабокислой реакцией, хорошими водно-воздушными свойствами и содержит необходимый запас питательных веществ. Для повышения урожая необходимо почву известковать, хорошо обрабатывать и вносить удобрения. Луговые почвы занимают пониженные места. Они имеют хорошо заметный гумусовый горизонт, переплетенный корнями травянистых растений. На некоторой глубине у них бывают признаки оглеения, что связано с избыточным увлажнением. Места с луговыми почвами используются как сенокосные и пастбищные угодья. Но после осушения эти почвы дают высокие урожаи различных сельскохозяйственных культур. Почвенные ресурсы приходится учитывать во всех видах хозяйственной деятельности. Невозможно сельское хозяйство без использования земли. На почвах растут леса, на них находятся сенокосные и пастбищные угодья. Поэтому очень важно знать не только площади, но и качество земельных ресурсов. Применяя те или иные мероприятия на почвах, мы создаём более благоприятные условия для возделываемых растений и получаем более высокие урожаи.

«Окружающий мир «Почва»» - Подзолистые почвы. Болотно-подзолистые почвы. Если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре увидим дым. Профильтруйте воду. Почвы Архангельской области. Состав почвы. Арктические почвы. Изучение состава почвы опытным путём. Мы и окружающий мир. План работы. Почва и её состав. Плодородие. Тундровые глеевые почвы.

«Характеристика почвы» - Почва- это плодородный слой земной поверхности. Нужно ли охранять почву. Перегной (гумус). Земля- кормилица. План. Основное свойство почвы. Василий Васильевич Докучаев. Угадай. Дороже жемчуга и злата под ногами – земля. Песок. Типы почв. Проверь себя. Тест «Наши подземные богатства». Вещество, повышающее плодородие почвы.

«Исследование почвы» - Свалка. А я с подарками опять. Состав почвы. Растения получают из почвы кислород и питательные вещества, растворенные в воде. Вода. Суша. Загадка. ВЫВОД: в почве есть ПЕРЕГНОЙ. ВЫВОД: в почве есть воздух. Несколько капель поместили на стекло. Опыт №2. Основное свойство почвы-плодородие. ВЫВОД: в почве есть песок и глина.

«Земля-кормилица» - Почему землю называют «кормилицей». " ЗЕМЛЯ " - кормилица. Нижний рыхлый слой земли называется почвой. " Земля " - кормилица. Сказка о волшебной кладовой. Как называется верхний рыхлый плодородный слой земли? Типы почв. Почва нуждается в охране. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу.

«Состав почвы» - В почве содержатся соли. Различные животные. Почва. Вода. Корни растений. Минеральные соли. Бактерии. На дно оседает песок,а поверх песка – глина. Воздух. В почве есть воздух. Глина. Плодородие – главное свойство почвы. Содержание. Песок. Перегной. В почве есть вода. В почве есть перегной. Состав почвы.

«Обитатели почвы» - Сколопендра. Клещи. Крот. Мокрица. Мокрицы. Инфузории. А люди сказали: «Земля, чтобы жить!». Личинка майского жука. Обитатели почвы. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. А. Тетерин. Дождевой червь. Жаба. Жужелица. Есть на Земле чудесная кладовая. Медведка. Многоножка. Стафилин.

Всего в теме 14 презентаций

Loading...Loading...