Чтобы не случилось на все воля божья. Неслучайные «случайности», или На все воля Божья

НЕСЛУЧАЙНЫЕ «СЛУЧАЙНОСТИ»,

НА ВСЕ ВОЛЯ БОЖЬЯ

Сокровенные знаки Промысла Божия в жизни человека

© Фомин А. В. Составитель, 2012.

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2012.

Полное или частичное воспроизведение настоящего издания каким-либо способом, включая электронные, механические или магнитные носители, в т. ч. фотокопирование, допускается только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».

Все права на издание и название защищены.

Переиздание возможно только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».

Предисловие

«В жизни каждого человека есть два особенно важных, знаковых дня, предопределенных самим Господом Богом. Это день рождения и день смерти. В предначертании этих дат можно обнаружить тайные послания, открывающие нам пути к пониманию Промысла Божьего» .

На пути всей нашей жизни Господом Богом нам посылаются знаки и вразумления для нашего исправления. Сокровенные знаки Промысла Божия, вещественные и словесные, расставлены на жизненном пути каждого из нас в изобилии, они указывают нам волю нашего Небесного Отца и Праведного Судии.

Когда ты чего-то очень ждешь, просишь ежедневно ответа от Бога в молитвах, в твоей жизни случается целый ряд необыкновенных событий, которые, по твоим ощущениям и пониманию, можно прямо отнести к таким указаниям ответа (знакам), что даже другие люди удивляются. Как тогда различить суть этих знаков – от Бога ли они или искушение немощного человека? Знаки Промысла Божия или враг хочет запутать и соблазнить? Как это понять не прозорливому угоднику, а немощному грешнику? Принимать ли такие знаки как руководство к действию?

При этом существует большая опасность от бесовского обольщения. Демоны внимательно следят за каждым человеком, который хоть как-то пытается содействовать своему спасению. Когда они видят, что Бог посылает Свою помощь этому человеку в виде знаменательных снов или знамений и знаков, то они тут же начинают со своей стороны посылать этому человеку множество своих знаков, знамений и снов. Таким образом, все дело сводится к различению истинных (т. е. от Бога) и ложных (т. е. от бесов) знаков и знамений. И те и другие выглядят как необыкновенные. Вот почему по факту необычности, и удивительности, и даже чудесности их различить сложно.

«Поскольку человек создан свободным, предназначен действовать сам по себе, то Творец Премудрый, чтобы не нарушить этого преимущества, управляет судьбой нашей невидимо и неприметно. С нами в этом отношении происходит то же, что с малыми детьми, от которых воспитатели скрывают иногда свое присутствие, дабы дать им полную свободу действовать по своей воле» .

Глава 1
Таинственные предуведомления о смерти

Знаки Промысла Божия в жизни человека

Мир, в котором мы живем, полон знаков, требующих прочтения, считал святитель Николай Сербский. Приведем отрывок из его книги «Символы и сигналы».

«Зачастую мы неожиданно, в добрый час, встречаем человека, который разгоняет тучи, собравшиеся в нашей душе, невольно разрешив какую-то нашу личную проблему. Нередко случается услышать от другого человека слово, пришедшееся по душе, или сказать кому-то ободряющее слово. Или вдруг нам приходит письмо от кого-то, причем именно тогда, когда оно необходимо. Или, запутавшись в жизненных обстоятельствах, мы отчаянно пытаемся рассуждать своим малым разумом, стараясь выпутаться из безвыходного положения, как вдруг происходит нечто, что в корне меняет ситуацию. Следовательно, и неожиданная встреча, и слово, и письмо, и случай – все это знаки, данные нам либо в наказание, либо как напоминание, вразумление, ободрение, либо как призыв к покаянию.

Человек обычно считает, что все его мысли – это его собственность, его произведение, исходящее от него самого. Между тем, это неверно, ибо тем самым человек провозглашает свой дух некой абсолютной частью, которая не подвергается воздействию духовных сил, ни добрых ни злых. По сути, на дух человеческий оказывают влияние множество духовных сил, точно так же, как на тело действует множество различных физических сил.

Дурные мысли, аморальные и безбожные, исходят в основном от духа зла и лжи. Из-за грехов наших и по Божьему попущению дух зла пронзает наш дух стрелами лжи, порочными картинами, грешными ощущениями и фантазиями.

Когда мы вдруг начинаем непрестанно думать о каком-то человеке, который вдали от нас, то это сигнал, что он беспокоится или говорит о нас, или делает что-то за нас (или против нас), или приближается к нам сам, или идет письмо от него.

Гораздо более сильными знаками, чем мысли, бывают предчувствия людей. В Библии сказано, как и Исаак, и Иаков, и Давид почувствовали приближение своей смерти и поэтому призвали сыновей, чтобы их благословить.

Многие люди предчувствуют свою смерть. Некоторые офицеры и солдаты на войне имели твердую уверенность, что они погибнут именно в этот день. Разве мало их восклицало: «Сегодня погибну!» Это чувство, предчувствие смерти, не могут знать те, которые его не имели. Однако то, что такое предчувствие имеет место, многократно подтвержденный факт. Благо тем, что предчувствовали свою близкую смерть и успели заблаговременно покаяться перед Богом, молитвой и отпущением грехов сумели приготовиться к переходу на тот свет.

Предчувствие близости Христа было у Клеопы и его друга. Когда они шли в селение Эммаус, к ним присоединился воскресший Христос и разговаривал с ними, но они Его не узнали очами. Однако когда Он стал невидим для них, они признались друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам по дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24, 32).

Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский заранее предчувствовали явление Пресвятой Богородицы. «Сегодня будет великое посещение!», – говорили они своим послушникам. Похожее предчувствие, как знак свыше, имели и многие другие святители.

Предчувствие как сигнал свыше бывает и у животных, особенно перед непогодой или перед катастрофой, например, перед землетрясением. Известны случаи, когда животные предчувствуют несчастье, которое должно случиться с хозяином: лошадь тревожно ржет или собака воет. Когда святому Артемию предстояло пойти на мученичество, вскормленный им олень стал лизать ему руки и заплакал.

Иногда на человека вдруг, без видимых причин нападает хандра и тоска. Впоследствии оказывается, что это был знак, что у него дома произошло какое-то несчастье: смерть родственника или друга или еще какой-то тяжелый удар.

Чувство крайнего отчаяния, направляющее мысли человека к самоубийству, есть ясный сигнал, что злой дух – дух уныния – завладел душой этого человека.

Радость – это тоже сигнал. Величайшие святые христианские утверждают, что когда человек истинно кается и горячо молится Господу, он чувствует в сердце великую радость и на душе теплеет. Они толкуют это как знак, что Господь простил тот грех, в котором человек в молитве раскаялся.

Творец делает все возможное, чтобы спасти людей: неразумных вразумить, помраченных разумом просветить, заблудших вывести на верную дорогу, спящих пробудить. Свою святую волю и Свое расположение Он передает людям и через звезды, и через вещи, и через животных, и через случаи, и через сны. Бывает, что Господь предупреждает людей катастрофами.

Кроме того, Он посылает людям сигналы через других людей, а также одним народам через другие народы. Духовный человек чувствует присутствие Божье каждый день, каждый миг убеждаясь в этом. А Святое Писание, как Книга Божьей воли в судьбах людей и народов, ежедневно подтверждает истинность этих свидетельств.

Святитель Николай (Велимирович), еп. Жичский Охридский. Символы и сигналы. – Покров, 2003. С. 3–15.

Неизвестная известность, или можно ли узнать дату смерти?

«Как известно, что путь этот начали мы, так известно, что его и окончим» (Тихон Задонский. Об истинном христианстве, кн. 1, § 157). «…Всякому из нас предназначена от Бога смерть, когда кому умереть: то уже ни прежде, ни после оного назначения не умрем; но кому и когда назначен сей переход от одной в другую жизнь, никому не известно, кроме Бога» (Макарий Оптинский. Письма, ч.3, п.290). «День смерти больше, чем день рождения» – так сказал преподобный Марк Фраческий (Афинский) монаху, который должен был похоронить его.

Бывает, что человек преклонных лет живет очень долго. А сравнительно молодого, смотришь, завтра уже нет.

А кто знает время своей кончины? Только некоторые святые люди были об этом извещены Ангелами Господними, потому что уже обрели бесстрастие и могли спокойно и благопристойно окончить свою жизнь в Боге. Страстным людям неполезно знать час смерти, им надо постоянно готовиться к ней. Бывали случаи, когда люди, больные раком, извещенные о грядущей кончине, начинали усиленно «жить»: спиртное, женщины, развлечения и умирали прежде обещанного срока от сердечной недостаточности. Вот так «пожили» напоследок…

В житиях святых не раз описываются такие случаи, когда Бог тем или иным образом заранее открывал святому человеку, когда он покинет этот мир – чтобы этот человек успел подготовиться к смерти должным образом: то есть, покаяться в грехах, исповедоваться, причаститься.

Смерть – вообще всегда загадка. Это жизнь любого человека можно изучить до мелочей. И даже если сегодня что-то остается неизвестным, то потом найдутся какие-то документы, какие-то очевидцы, и белых пятен не останется. Смерть же окружена мистической тайной. Предчувствовал – не предчувствовал? Почему именно в этот день, а не раньше или позже?

Вообще, память о смерти – это христианская добродетель. Нужно готовить свою душу в течение всей жизни к встрече с Господом.

Готовить себя к смерти нужно с юных лет. Когда будете на кладбище, обратите внимание: на могилах даты рождения и смерти. Там похоронены и молодые, и старые, дети и взрослые. За одну минуту в мире умирает более ста человек. Неизвестно, когда кого Господь заберет. И мы должны быть готовы каждый день, каждый час.

Может ли Господь предупредить о грядущей смерти человека маловерующего?

Наверное, многим Господь так или иначе говорит о приближении смерти, однако не каждый может слышать и понять Его сокровенные знаки. Бывает, по молитвам верующих родных Господь и грешникам возвещает кончину, чтобы они остановились, покаялись.

Слова, вроде бы случайно сказанные человеком незадолго до кончины, вдруг обретают иной, глубокий смысл после его смерти. Часто начинает казаться, что он, обреченный, уже все знал и потому торопился что-то доделать, кому-то на что-то намекнуть.

Многие хирурги наверняка могут припомнить из своей практики случай, когда пациент перед абсолютно не опасной рядовой операцией вдруг говорит: «Я операции не перенесу». Это не страх. Говорит больной естественно и спокойно, как о неизбежно ожидаемом событии. Пациент был перед операцией обследован – все вроде бы в порядке, – и, тем не менее, осторожный хирург оперировать не станет…

Хорошо известно, что в критическое время тяжелой болезни исход – жить или умереть – во многом зависит от желания больного. И не только во время опасной болезни. Если человек уверен, что он скоро умрет, и спокойно говорит об этом, как о чем-то очевидном, он, вероятно, скоро умрет.

«Готовность перейти в другой мир чаще возникает у старых больных людей, но бывает и у молодых, абсолютно здоровых. Природа часто идет навстречу такому желанию, помноженному на уныние, депрессию, потерю интересов и энергии, разочарование…»

«…Всякому из нас предназначена от Бога смерть, когда кому умереть: то уже ни прежде, ни после оного назначения не умрем; но кому и когда назначен сей переход от одной в другую жизнь, никому не известно, кроме Бога» (Макарий Оптинский. Письма, ч.3, п.290).

Святые отцы четко указывают причины, почему Господь не дает знать человеку о дне смерти. Приведем некоторые из них.

Чтобы люди всегда жили добродетельно и боялись грешить.

Чтобы люди спешили прийти к Богу в этой жизни и стать на путь спасения.

Чтобы люди напрасно не рисковали своей жизнью.

И еще одна причина, это – христианин должен каждый день духовно готовиться к смерти.

Как видим, день смерти сокрыт Господом для нашей же пользы.

Но, несмотря на эти свойства смерти, некоторым людям, по милости Божией, даются предуведомления о скорой смерти и, причем, различными способами.

Нельзя не сказать о том факте, что, несмотря на то, что час смерти скрыт от людей, было и есть много случаев, когда люди знали о нем.

К таинственным способам относятся все предуведомления, происходящие из духовного мира и предчувствия души, а к естественным – известия о скорой смерти, например, от врачей.

Что касается таинственных предуведомлений, то они могли: происходить во снах, в предчувствиях и видениях; давались больным и здоровым людям; могли быть о скорой кончине в течение нескольких дней или речь шла о какой-то дате без указания года. Такие явления относятся к милостям Божиим.

Некоторым людям давалось предчувствовать свою смерть, о том, что предуведомления были не только о смерти, но и о продолжении жизни, а также о том, что в житиях и патериках не всегда указывался способ предуведомлений.

Наравне с предуведомлениями из духовного мира, человеку может даваться предчувствие своей смерти.

Предуведомления о смерти разными способами, по милости Божией, дают возможность человеку покаяться и приготовиться к смерти, а также помогают избежать страха смерти.

Мы будем говорить о таких случаях не для праздного любопытства и не для того, чтобы доказать истинность этих явлений, а для того, чтобы правильно воспринимать смерть и быть готовыми к разлучению души и тела.

Ни-ка. www.ni-ka.com.ua

Незримая связь родных людей

Но не только праведники, но и многие обычные люди получали предуведомления о своей смерти от умерших родственников. Есть много свидетельств о том, что предуведомления о скорой смерти происходили во сне.

«Одна женщина рассказывала: «Живем мы с мужем, слава Богу, хорошо. У нас было двое детей: один мальчик 12-ти лет, а младший 3-х лет». Внезапно старший заболел и слезно просил мать пригласить духовника и напутствовать его Святыми Дарами, говоря: «Мама я скоро умру, приобщи меня». Прошло три дня, и он снова просит, чтобы его причастили. Мать говорит, что он недавно причащался, но он снова просит пригласить священника. Два часа спустя, после Причащения, он скончался. В сороковой день по своей кончине, он является во сне своему младшему брату с множеством светлых детей и говорит: «Мы пришли за тобой». Младенец выразил свое нежелание, говоря, что он еще маленький, хочет пожить на свете и не хочет умирать. Усопший брат сказал, что это воля Божия и что через три дня он будет с ними. После сна мальчик занемог, попросил маму причастить его, и в день Причастия скончался. Рассказывая об этом, мать говорила: «Хотя и невыносимо жаль мне было расставаться с детьми, но боюсь плакать и скорбеть, так как верю, что Господь промыслительно управляет жизнью и смертью людей. Кто знает, что получилось бы из детей, если бы они остались живы?» (Троицкие цветы с «Луга духовного»).

В одном московском родильном доме провели эксперимент, чтобы установить возможности связи между матерью и ребенком. Матери находились в одном крыле роддома, а новорожденные – в другом. Мамы не могли слышать плач своих детей. Но, когда малыш плакал, пока у него брали кровь на анализ, у мамы наблюдались явные признаки беспокойства.

Связь детей и родителей существует на протяжении всей жизни и с особой силой – в момент перехода кого-либо из них в мир иной.

Один человек шел по улице и вдруг без всяких причин почувствовал резкую боль в левой части головы и сильную слабость. Упал и, порвав брюки об асфальт, содрал кожу на левом колене. Потерял сознание. А когда пришел в себя, то почему-то четко понял, что кто-то из его родных умер. Поскольку старейшей в семье была бабушка, подумал, что умерла она.

Но несколько часов спустя ему позвонили из другого города, где жил его отец, и сообщили, что его отец скончался от удара в левом полушарии мозга – там же, где сын почувствовал резкую боль. А при падении отец сильно повредил левое колено – так же, как и его сын, находящийся от него за сотни километров.

Человек всегда получает некие сигналы, когда его близким угрожает опасность. Но не явно, а на уровне подсознания. Возникают необъяснимое беспокойство и подавленность: как будто «на душе кошки скребут». Это свидетельствует об одном: связанные между собой родственными или дружескими узами люди ощущают состояние друг друга. И нередко принимают на себя часть страданий, выпавших на долю родных.

Наталья Фатеева сердцем узнала близкую смерть отца. Актриса Наталья Фатеева рассказывает: «Я предчувствовала смерть папы. Мой папа часто болел, периодически у него бывали инфаркты, но я каждый раз определенно знала: он выздоровеет, все будет хорошо. В 1980 году позвонила мне мама из Харькова сказать об очередной болезни отца, и у меня в ту же секунду сердце буквально упало: я поняла, что на этот раз все, это последний год его жизни. Я гнала от себя мысли, молила Бога заступиться за отца…».

А вот что вспоминает Елена Коренева: «Была у меня песенка в спектакле, которую мне не хотелось повторять. «Мой папочка умер, мой папочка умер, хэй-хо, хэй-хо, мой папочка умер!» На последнем спектакле у меня прямо на сцене разбилось зеркало. Вернее, я случайно встала на него. Там в самом конце спектакля шла игра с зеркалом. После поклонов я поехала на Москву-реку и бросила зеркало в реку, отвернув его от себя, «лицом» к воде. Но мучили предчувствия. Спустя месяц, в феврале, мой папочка умер».

Предчувствовал свою смерть Андрей Миронов. Популярный советский артист Андрей Миронов умер на сцене. Последний год его жизни был полон различными совпадениями. За два дня до смерти Андрей Миронов вдруг произнес: «Меня еще никогда так хорошо не принимали…» Неплохая фраза для встречи там, наверху… Кто знает, может, именно ее и предчувствовал артист.

«Мы с Андреем репетировали спектакль «Женитьба Фигаро», в котором я играл графа, а Андрей – Фигаро, – рассказывает Валентин Гафт. – Еще премьеры спектакля не было, а Андрюша бегал в Бахрушинский музей записывать свою роль на аудиокассету. Я все удивлялся: «Зачем? Успеешь еще!» А Андрей все торопился-торопился и… так и не успел дописать».

На расстоянии почувствовал смерть жены Ларисы Шепитько режиссер Элем Климов. Ее смерть ему приснилась. Потом узнал, что как раз в этот момент Лариса попала в ДТП .

Архимандрит Амвросий (Юрасов) рассказывал: «Однажды мне в монастыре на вечере вопросов и ответов задали вопрос о Галине Старовойтовой, которую убили.

Цель Господа – спасение каждого человека. Все вопросы, которые решаются в Думе, в правительстве – это вопросы земного уровня. Они связаны с обустройством жизни на земле. Но самое главное не в том, чтобы одеться, обуться, прокормиться. Главное – спасти душу. Человек должен войти в обители Рая и вечно в молитве пребывать с Богом.

Старовойтову, как и каждого человека, Господь тоже любит. И ее спасения желает. В одной из передач перед смертью она сама говорила, что мать ее звонила и рассказывала странный сон: «С горы шла лавина, тебя подхватила и унесла. Я материнским сердцем чувствую, что тебя ожидает какая-то опасность. Будь осторожна, береги себя». О чем это говорит? О том, что Старовойтовой через ее мать была весточка из потустороннего мира. Господь ее предупредил. А к такому предупреждению надо относиться серьезно. Любой христианин, услышав такое, поспешит поисповедоваться, причаститься. А тот, кто не крещен, покаяться и принять крещение, пособороваться, причаститься. То есть примириться с Богом. Ведь неизвестно, кого когда Господь призовет к ответу. Надо быть готовым в любую минуту жизни. Господь сказал: “В чем застану, в том и буду судить”» 1 .

Архимандрит Амвросий (Юрасов). Вопросы и ответы с тематическим указателем. Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Щелково. www.homutovo.ru

Необычные совпадения незадолго до гибели атомохода «Курск»

Любое происходящее в мире событие, а тем более событие трагическое, всегда предваряется какими-то почти невероятными предзнаменованиями. К сожалению, их сокровенный смысл люди начинают понимать, как правило, только тогда, когда трагедия уже произошла.

Гибель атомохода «Курск» и всех членов экипажа отозвалась болью в сердце каждого.

Случилась трагедия национального масштаба. Но и в этом случае не обошлось без предзнаменований и предчувствий. «Курск» много ходил в море, и тот, последний выход в августе был самым заурядным. Однако почему-то именно перед этим последним его выходом в море целый вал недобрых предчувствий обрушился на членов экипажа и их семей. Многие видели провидческие сны, кто-то стучал ночью в окна, вокруг происходили какие-то необъяснимые вещи.

В казарме экипажа «Курска» на самом видном месте был помещен стенд «Координаты скорби», посвященный погибшему атомоходу «Комсомолец». В «умывальнике» команды находилось большое зеркало. Буквально за несколько дней до последнего выхода «Курска» в море оно треснуло. Тогда многие подумали, что это не к добру.

Вдова старшего лейтенанта Ерахтина Наташа вспоминает, что ее муж, уже выйдя за входную дверь, внезапно вернулся обратно и долго молча смотрел на свою жену.

– Почему ты смотришь и молчишь? – спросила она.

– Просто хочу тебя запомнить, – ответил он ей.

Он же, уходя, впервые забрал с собой фотографии дочери, сказав, что теперь они всегда будут с ним.

Старший мичман Козадеров, уже одеваясь на службу, показал своей супруге на старый шрам на ноге и сказал:

– По этому шраму ты всегда можешь меня опознать.

Слова мужа были настолько необычны, что жена запомнила их навсегда.

Кок корабля, старший мичман Беляев, по воспоминанию его жены, буквально за день до последнего выхода «Курска» вдруг ни с того, ни с сего сказал:

– Ты бы знала, как не хочется погибать в море.

Тогда супруга не отнеслась серьезно к словам мужа, страшный смысл их дошел до нее только несколько дней спустя…

Начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Владимир Багрянцев вообще до последнего момента не знал, на какой из двух выходящих лодок он пойдет. Все решилось в самый последний момент. Владимир Багрянцев являлся автором популярного на Северном флоте тоста, в котором самым невероятным образом провидчески предугадал собственную смерть. Последнее четверостишие этого тоста звучит так:


Ну, а если случится такое -
По отсекам пройдет ураган,
Навсегда экипаж успокоя…
И за них поднимаю стакан!

Почему он написал именно об «урагане», ведь гибель лодки была именно такой, как он предсказал. Совпадение или озарение?

К слову, капитан Багрянцев был очень верующим человеком и мечтал, чтобы в его гарнизоне Видяево поставили церковь. Церковь поставили, но причиной этой постановки стала гибель его и его товарищей.

В день катастрофы жена Багрянцева Екатерина Дмитриевна видела сон: старцы вели людей в белых одеждах куда-то вверх, в облака…

На одной из своих последних фотографий матрос Роман Мартынов сфотографировался у стенда с изречением М. Горького: «Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером…»

Мама мичмана Якова Самоварова Анна Адамовна написала мне в письме: «С 13 на 14 июля я видела страшный вещий сон. Будто подходит ко мне высокая старуха, вся в черном, и говорит: «Идет гроза и придет она с моря! Гроза страшная, такой грозы еще не было. Ждите и готовьтесь!»

Затем спрашивает: «А где ваш Яша?» Я испугалась и отвечаю: «Яша далеко и при всем желании вам его не найти!» Уходя, старуха погрозила мне пальцем и вновь повторила: «Ждите и готовьтесь!» Что самое удивительное – на самом деле на следующий день была страшная гроза с ливнем. Я тогда еще подумала, что она именно об этой грозе меня предупредила, оказалось, что ошиблась… Второй сон, еще более кошмарный, был у меня в ночь с 11 на 12 августа. Какая-то темная, почти черная бездна, и я, набрав полные легкие воздуха, несколько раз кричала так, что жилы вздулись на шее. Оказалось, что кричу по-настоящему. Проснулась и прибежала старшая дочь. Разбудила меня. Потом я долго не могла заснуть. Сейчас много думаю об этих снах, особенно о втором. Наверное, это был мне какой-то знак. Но что я могла уже изменить?»

Не менее удивителен рассказ мамы мичмана Михаила Бочкова Елены Гариевны: «Сейчас вспоминаю, что незадолго до Мишиной гибели было очень много каких-то предзнаменований и нехороших совпадений. Летом 2000 года у нас неожиданно от сердечного приступа прямо на улице умер сосед. Я рядом проходила, сразу его узнала, бросилась звонить в «скорую», говорю, что человеку плохо, может, уже даже умер, а сама вместо номера его квартиры № 14 машинально назвала свою – № 3. Словно беду накликала. Ругала себя потом за это, но что уже поделаешь. Сороковины смерти соседа пришлись как раз на 12 августа 2000 года… Что это был за день, вам говорить не нужно.

Собственную смерть провидчески описал в своем стихотворении и старший лейтенант Сергей Тылик:


Я уходил тогда надолго,
а ты осталась на причале,
Но море синее и чайки навек
с тобой нас повенчали.
Всем нам в жизни тяжело:
ты на берегу, я – в море.
И осталось поделить
меж девчонок горе.
Сколько их, любимых,
не дождались до конца,
И домой им присылали
горького гонца.
Лист бумаги черно-белый
со значками в поле -
И отныне поселилось
в нашем доме горе.
Я ведь был таким красивым,
молодым и сильным,
А пришел домой в гробу,
вместе с холодом могильным.
И осталась ты вдовой
в свои-то двадцать лет.
Лишь мерцает тусклым светом
траурный портрет…

Из экипажа «Курска» в живых осталось всего несколько человек.

Капитан 2-го ранга Михаил Коцегуб должен был, вернувшись с классов, идти на боевую службу вторым командиром «Курска», а после планировавшегося вскоре ухода Геннадия Лячина на пенсию собирался принять от него корабль. Михаил опоздал на какие-то два дня. Он приехал в Видяево, когда «Курск» оттуда уже ушел. Если бы успел, обязательно пошел бы на нем в море.

Боцман лодки старший мичман Мизяк был отпущен командиром на несколько дней, чтобы встретить возвращающуюся из летнего отпуска семью. Вместо него пошел в море его товарищ с соседнего корабля.

Мичмана Корнилова спасла, сама того не подозревая, мать. Незадолго до гибели «Курска» она попала в автокатастрофу и в тяжелом состоянии была доставлена в реанимацию. По телеграмме Корнилов был отпущен. Сегодня, наверное, она одна из счастливых матерей на свете, ибо своими страданиями и муками подарила сыну второе рождение.

Несколько человек остались живы только благодаря своим болезням, так как лежали в госпитале.

Последний, кому в самый последний момент была дарована жизнь свыше, оказался химик лодки, мичман Несен. Он выполнял обязанности внештатного финансиста. Когда «Курск» уже готовился к выходу, командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин вызвал мичмана наверх и приказал как можно скорее оставить корабль, чтобы за время выхода корабля он успел получить в финансовой части зарплату и по приходу «Курска» в базу раздал ее экипажу. Мичман едва успел сбежать на причал, когда уже убирали трап…

Капитан 3 ранга Мурат Байгарин в июле месяце поступил учиться в академию. В Видяево вернулся, чтобы оформить документы и забрать семью. В море его просто попросили сходить, подстраховать молодого командира боевой части. Да и выход-то всего был на три дня… Помощник флагманского механика дивизии капитан 2 ранга Василий Исаенко вообще не должен был идти в тот раз в море. Ему надо было делать обширный отчет, на берегу его постоянно отвлекали, и тогда он решил выйти в море. Чтобы там, уже не отвлекаясь, закончить работу. Капитан 2 ранга Исаенко прибыл на «Курск» перед самым отходом…

Достаточно необычные совпадения произошли и с датами.

Так, 12 августа является в Православной Церкви днем памяти Иоанна Воина: более трех веков назад захваченный в плен турками русский солдат Иван отказался отречься от веры отцов, предпочтя измене мученическую смерть.

Операция по обследованию «Курска» и подъему погибших членов экипажа началась 20 октября, в день, который всеми российскими моряками особо почитаем, так как именно 20 октября 1696 года Боярская дума издала свой знаменитый указ, начинавшийся словами: «Морским судам быть…» Этот день принято считать датой рождения российского флота.

Много необычного было и с проявлением природных явлений. Так, в день, когда родственники погибших отправились в море на госпитальном судне «Свирь» для возложения венков, вода в бухте внезапно сделалась необыкновенного сверкающе-бирюзового цвета, которого не помнили даже местные старожилы. В день, когда женам и матерям в видяевском Доме офицеров выдавали свидетельства о смерти мужей и сыновей, небо на Видяевом внезапно стало золотого цвета, да еще с двойной радугой. Это было настолько необычно, что люди, останавливались и подолгу смотрели в небо, пытаясь получить от него утешение своей беде.

АПРК «Курск». Послесловие к трагедии. Владимир Шигин. – М., 2002.

«Есть воля Божья на то, чтобы мне выйти замуж за этого человека?» «А на то, чтобы поступить в такой-то институт, пойти работать в конкретную организацию?» «Есть воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах.

Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям…

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:

«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».

Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

– Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).

И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты, хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, то ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

С Владыкой Иоанном Белгородским беседовала Мария Городова

– Владыка, давайте поговорим о том, что такое воля Божья. Мы молимся «Отче наш…» и, повторяя за Христом, говорим: «Да будет воля Твоя…» Каждый верующий хотел бы соизмерить свои поступки, свою жизнь с Его волей. Смысл жизни человека – в исполнении Его воли. Но как распознать ее? Понятно, что есть общий замысел Бога о мире и о нас, есть заповеди, которые Господь дал нам. Но, с другой стороны, каждый день перед человеком стоит выбор, как поступить, решение не всегда очевидно, поэтому очень важно понять, в чем она, воля Божья, по отношению к тебе?

– Мы живем в мире, где каждый надеется только на себя, более того, мы живем в мире, где существует и навязывается культ сильных людей, которые все сокрушают, все побеждают, всегда успешны. Но если вглядеться в этот пропагандируемый образ удачливого, сильного, соответствующего всем стандартам времени человека, то мы увидим, что за всем этим – пустота, ведь каким бы сильным, могущественным и успешным ни был человек, он может все это в один момент потерять, все рассыплется, если за этим нет Бога. Таких людей Иисус сравнивал с человеком, построившим свой дом на песке: «…всякий, кто слушает… слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». И наоборот, тот, кто слушает слова Его и исполняет их, уподобится «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7. 24–27).

Воля Божья о человеке заключается в том, что Бог хочет, чтобы никто не погиб, но все имели жизнь вечную; воля Божья о человеке – в спасении человека. И одновременно она – это любовь по отношению к нему, хотя часто эта любовь человеку даже и непонятна, потому что у него свои представления о том, какой эта любовь должна быть. Воля Божья к человеку – это и благоволение Божье, и благодатная милость к нему. Раньше на Руси употребляли такую фразу: «Бог жалеет его», – и это значило одновременно и то, что Бог жалеет человека, и то, что Он жалует человека своим участием в его судьбе, Своим посещением его.

Воля Божья всегда благая, и вот это мы часто забываем, когда ропщем на то, что нам посылается.

– Трудно бывает не роптать, когда это болезни или скорбь. Хотя тут можно вспомнить ответ старушки, плачущей у храма. Когда священник ее спросил: «О чем она плачет?» – она сказала: «Бог, наверное, совсем забыл меня: в этом году я не болела, и никакие скорби не случались со мной».

– Скорбь и страдания человека очищают. Скорбями человек становится сильнее, он начинает по-другому воспринимать окружающий мир и себя в нем. Это тоже проявление воли Божьей, когда Господь жалует что-то человеку. И пусть сначала это может быть человеком не понято, но, пройдя через такие испытания, очистившись, человек может по-другому воспринимать окружающих, стать другим.

У нас всегда проблема – согласование своей воли с волей Господа. Бог проявляет Свою волю независимо от нашей, никто не может помешать ее свершению. Я скажу жестче: человек, как творение, даже не может в эту сферу войти, он не может туда вторгаться. А с другой стороны, человек – это творение Бога, и, естественно, он зависит от своего Творца, и определенным образом участвует в Его замысле, осуществляет его. Причем как любимое творение Господа, он обладает таким Божьим даром, как свободная воля. И очень часто в человеке возникает столкновение между волей Господа и его собственной волей, при этом даже данную ему Богом свободу выбора человек понимает по-своему. Свободная воля – это прежде всего воля, свободная от груза греха. А человек воспринимает этот дар чаще всего в смысле: что хочу, то и творю.

– То есть получается, что свободная воля – это дар Бога, и мы его неправильно используем?

– Конечно, ведь он дан человеку для познания истины. Наша свобода, свободная воля – это всегда выбор. Для святых людей – это выбор между меньшим и большим добром, для обычного человека – это выбор между грехом и добродетелью. Но ведь даже люди, пребывающие в грехе, тоже не лишены этого дара – свободной воли, у них тоже есть выбор – это выбор между большим грехом и меньшим.

– Владыка, мне хотелось бы, чтобы вы остановились на том, что человек не может помешать свершению воли Божьей. Мне кажется, что непонимание этого часто приводит к тому, что мы противимся неизбежному только потому, что оно нам неудобно, неприятно и т. д.

– В Библии есть Книга Пророка Ионы, она занимает чуть больше страницы – прочитайте ее. В ней рассказывается о том, как к Ионе «было слово Господне» встать и идти в Ниневию, город великий, и проповедовать в нем, потому что злодеяния его дошли до Бога (Ион. 1. 1). Господь в силу Своей милости желал спасения этим людям, «более ста двадцати тысячам человек, не умеющим отличить правой руки от левой» (Ион. 4. 11). Но Иона пытается избежать выполнения воли Божьей, ему не хочется идти и проповедовать, он не готов быть пророком. Кстати, многие ошибочно считают, что пророки – это предсказатели будущего, на самом деле пророки – это те, кто возвещает волю Божью. Так вот, Иона, несмотря на то что был призван Богом исполнить Его волю, пытается всячески этого избежать – он даже садится на корабль, который направлялся в другую сторону, как сказано, чтобы «бежать… от лица Господня» (Ион. 1. 3). Когда мы читаем книгу, нам понятен характер Ионы, это все похоже на нас, на наши поступки, хотя дело происходило в 700-е годы до нашей эры. Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, он пришел-таки в Ниневию, проповедовал там, и ниневитяне поверили в Бога и покаялись. Воля Божья о спасении Ниневии была исполнена.

– То есть уклониться от исполнения воли Божьей нельзя, иначе Господь накажет?

– Ну это не наказание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15. 16), – говорит Иисус. Просто человек, который идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается и вне благодати Божьей, он начинает жить вне ее. Мне бы хотелось привести пример из жизни святителя Иннокентия – первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. В 1823 г. иркутский епископ Михаил получил указ Священного Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам. Жребий пал на одного священника, который, сославшись на болезнь своей жены, отказался. А вот двадцатишестилетний отец Иоанн – будущий святитель (в миру он был Иван Попов), вдруг, почувствовав в себе призванность, сам попросил поехать в этот отдаленный угол Российской империи. И вместе с женой и годовалым ребенком на корабле «Константин», миновав массу невзгод и опасностей, он добрался до Алеутской гряды. Впоследствии он переведет для алеутов Катехизис, молитвы, Евангелие, Деяния святых апостолов и напишет на алеутско-лисьевском языке знаменитую книгу: «Указание пути в Царствие Небесное». Книга эта выдержит десятки изданий и будет переведена на многие языки. Дети святителя Иннокентия окончат Санкт-Петербургскую академию, а его самого еще при жизни назовут апостолом Америки и Сибири. А вот судьба священника, который уклонился от выпавшего ему жребия, сложилась иначе: он развелся со своей матушкой, причем там были канонические нарушения, и закончил свою жизнь в солдатах.

– Значит, человек, выполняющий волю Бога, получает и облегчение?

– Я бы не ставил вопрос в такой плоскости, потому что в этом случае присутствует момент: «Ты – мне, я – тебе». Тут дело в призванности: если человек почувствовал в себе призванность, он пойдет до конца, он начнет осуществлять эту призванность, каким бы он ни был. Потому что это внутренние побудительные отношения между творением и Его Творцом. Как это объяснить, когда человек чувствует призванность? Бог позвал, и человек не может не идти. Хотя это требует от него сил. Ведь каждый раз, когда человек начинает исполнять волю Божью, он вступает в невидимую брань.

– Владыка, объясните, что это – «невидимая брань»?

– Для того чтобы даже невоцерковленным людям стало понятно, что это такое, давайте вспомним, как трудно иногда бывает встать с утра и пойти в храм на службу, если ты с вечера твердо решил это сделать. Возникает масса препятствий самого разного рода, которые – и верующий человек это сразу поймет – несут не просто бытовой характер. Это то, что имеет отношение к духовному миру – ведь вы собираетесь идти к Богу, а не в театр, например. Все это препятствия, в какой бы форме они ни проявлялись, против нашего благого желания стать к Богу ближе. На этом примере становится понятно, что такое «духовная брань». И надо понимать, что всякий исполняющий волю Божью обрекает себя на некий духовный подвиг. Но ведь человек и должен его совершать, посмотрите, слово «подвиг» однокоренное к слову «движение», а человек должен духовно двигаться.

– Но как распознать волю Божью? Что является знаками, которые можно толковать как проявление воли Господа о тебе?

– Это случается по-разному: иногда это обстоятельства жизни, иногда что-то приходит к нам во время молитвы, бывает, что во сне или даже через друзей. Но всегда это будет через слово. Все идет через слово: человек может услышать одну фразу, и она перевернет всю его жизнь, как это было с не очень воцерковленным человеком, о котором рассказывается в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Он, войдя в храм, услышал слова читаемые из апостольского послания: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5. 17), – и вдруг эта фраза стала для него определяющей – она определила всю его дальнейшую жизнь. Он захотел узнать: что это значит – молиться непрестанно. Бывает, человек даже не понимает, что с ним происходит, но он просто находится в готовности услышать волю Божью и исполнить ее.

– Когда епископа Василия (Родзянко) спросили о совпадениях, которые иногда ведут нас по жизни, он ответил так: «Как только я перестаю молиться, совпадения прекращаются». По-видимому, он имел в виду именно такие знаки?

– Наверное, хотя для человека, находящегося в поиске воли Божьей, есть опасность впасть в ложную мистику, когда во всем, что с ним происходит, он начинает искать какой-то знак Божий. Обращение к духовнику оберегает человека от этого.

– Владыка, а распознание воли Божьей – это диалог с Богом?

– Конечно, но ведь и молитва – это тоже диалог, и призванность, о которой мы сегодня говорили, от слова «призыв»: Бог призывает. Ведь когда мы обращаемся к Богу, мы слышим ответ, и ответ этот внутренний: в человеке возникает такое состояние, когда он чувствует в себе способность и силы решать какие-то проблемы. Все это состояния внутреннего диалога, который человек ведет с Творцом.

– Владыка, а как воспитать в себе эту способность услышать волю Божью?

– Только одним: сначала ребенок учится слышать и слушаться родителей, потом это ведет к послушанию, сначала родителей. Потом он идет в храм и учится слушать там. Ведь что такое послушание? Это умение слушать. А дальше идет исполнение. И тут очень важно остановиться на мотивах послушания, на мотивах исполнения Его воли. Так вот, человек, исполняющий волю Божью, слушающий Бога, должен любить Его и во всем Ему доверять.

– Да, это совсем другие мотивы: не из страха, а из любви. Человек, любя Бога, доверяет Ему, во всем полагается на Него. Владыка, а что значит «положиться на волю Божью»? Бездействовать? Не пытаться изменить ход событий?

– Положиться на волю Божью – это значит проявить и высшую любовь, и высшее мужество. Потому что ты не отстраняешься от жизни, не выключаешься из нее, ты не уходишь от ответственности. Наоборот, ты проявляешь самую высшую ответственность – быть проводником воли Бога, какой бы она ни была.

Есть такая молитва, написанная Святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским – это была его ежедневная молитва. Вчитайтесь в ее слова.

Молитва ежедневная святителя Филарета (Дроздова)

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись.

Максимилиан Волошин

Готовность

Я не сам ли выбрал час рожденья,

Век и царство, область и народ,

Чтоб пройти сквозь муки и крещенье

Совести, огня и вод?

Апокалипсическому зверю

Ввергнутый в зияющую пасть,

Павший глубже, чем возможно пасть,

В скрежете и смраде – верю!

Верю в правоту верховных сил,

Расковавших древние стихии,

И из недр обугленной России

Говорю: «Ты прав, что так судил!»

Надо до алмазного закала

Прокалить всю толщу бытия,

Если ж дров в плавильной печи мало,

Господи, – вот плоть моя!

Очень часто приходится сталкиваться с пассивным фатализмом у людей, когда они чувствуют себя не в силах противостоять сложившимся обстоятельствам. Тогда, не задумываясь над содержанием и смыслом своих слов, они словно отмахиваются от реальности репликой «на все Божья воля».

Причем самым парадоксальным является то, что эта реплика звучит чаще всего у людей либо почти совершенно неверующих, либо даже совершенно нецерковных. И звучит она – о, лабиринты лицемерия и глупости – как попытка оправдать собственное нежелание бороться с грехом. Так мне приходилось слышать от людей, совершавших воровство и даже убийства, что «раз такое случилось, значит, на все воля Божья». Заявление это, в контексте совершенного ими греха, не просто неуместно, но еще и кощунственно: Здесь конечным виновником их греха объявляется Сам Бог.

Что говорит о воли Божьей Священное Писание

Так все-таки, как христианское мировоззрение относится к данному вопросу? Объявляет ли оно безусловным проявлением воли Божьей абсолютно все, что происходит в мире, в истории человечества и каждого отдельного человека? – Ответ может быть только безусловно отрицательным! Да иначе и не может быть в плоскости человеческой свободы и в мире, где еще остается место (и, ой, как много места) для греха. Ведь всякий грех есть отступление от Бога и Его святой воли! И здесь мы должны будем прибегнуть к внимательному чтению Священного Писания, к слышанию Слова Божьего. Итак!

1. (Рим.2:24) «Имя Божие хулится у язычников»

В молитве Господней мы просим Бога «да будет воля Твоя», тем самым мы признаем, что осуществление воли Божьей есть наше желание, наша цель (как минимум без наличия реального желания человека исполнять волю Бога, а не свою, эти слова теряют смысл в устах молящегося). Мы выражаем желание, а значит, признаем еще, что в реалиях нашего мира далеко не все осуществляется согласно Божьей воли. Ведь и тот факт, что в той же молитве мы просим «да святится имя Твое», не исключает того факта, что из-за нечестия и грехов наших «имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24)! На словах просим «да святится», а делами навлекаем хулу. Аналогично обстоят дела и с волей Бога.

2. (Ездр.10:11) «Покайтесь пред Господом и исполните волю Его»

Обличая систематическое нарушение заповедей Бога, священник Эздра завершает свою речь к народу: «Итак, покайтесь пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных» (Ездр.10:11). Значит, соответственно, до этого люди, жившие в грехе, не исполняли, тем самым, волю Бога?

3. (Ис.58:2-3) «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других»

Весьма актуальны слова Божьи у пророка Исаии к постящемуся народу: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» (Ис.58:2-3). Это – извечная духовная проблема человека, не воспринявшего еще реально Свет Христа в свое сердце: вроде бы «ищем» Божьего пути, и даже убеждаем себя, что идем по этому пути, а все губит реальное своеволие. «Вот, ты …успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-20). «Уверен в себе», и эта самоуверенность обманчива.

4. (Матф.7:21) «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!"…»

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21). И снова четкое и ясное свидетельство о том, что не все, что мы делаем в мире (а это и составляет события, историю человечества) есть «воля Бога».

5. (Лук.7:30) «А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе»

В разговоре о фарисеях Господь прямо говорит: «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе» (Лук.7:30). Соответственно, у человека остается возможность отвергнуть волю Бога и жить «по-своему». Неверно некоторыми эта возможность называется «правом». У человека нет «права» на грех, но есть реальная возможность совершить любой грех и тем самым отвергнуть волю Бога.

6. (2Тим.2:26) «Диавол уловил их в свою волю»

Апостол Павел, перечисляя обязанности епископа, говорит, что он должен заботиться и о тех, кто сегодня еще противится евангелию, «чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:26). Т.е. «на настоящий момент» эти люди еще исполняют волю врага Божьего и человеческого.

7. (Матф.23:37) «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих… и вы не захотели!»

Весьма показательным является и речь Спасителя, обращенная к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37). Сколько боли в словах Христа! А ведь Он здесь говорит не только, как человек, но, как Тот Самый Бог, Который на протяжении веков посылал в Иерусалим пророков и праведников. Но желания Бога и граждан этого города не совпали: «Я хотел», но «вы не захотели». Это очень яркий пример реального конфликта двух воль в исторической реальности – воли Всеблагого Бога, и воли греховного человека. И этот конфликт невозможно списать ремарками про «всеведение и всемогущество» Бога. Очевидным остается факт, что действия Бога («се, оставляю дом ваш пустым») являются результатом греховным поступков людей.

8. (Матф.10:29-30), (Мф. 10:1-42), (Матф.10:19-20) У всех ли сочтены волосы на голове и чьими устами говорит Святой Дух?

А теперь особо следует вчитаться и вдуматься в слова Господа, на которые чаще всего любят ссылаться сторонники фатализма: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:29-30). Во-первых, Господь не случайно берет пример из природы, а не из человеческого общества. Как отмечал в своих «Ступенях» митрополит Антоний (Блум), природа инертна, послушна Слову Божьему, а человек имеет возможность сказать Богу «нет». Этой свободы нет ни у птиц, ни стихий, а потому этот пример использован Христом не случайно, т.к. это единственно возможная параллель.

Во-вторых, следует внимательно читать эти слова в контексте: кому и когда они сказаны. Ведь эти слова не были теми «гномами», которые выдавали античные оракулы. Они являются частью речи Христа, обращенной к апостолам перед их выходом на проповедь (Мф. 10:1-42). Это им, людям, которые сами себя предали в руки Божьи и пошли послушно исполнять волю Бога, Которого они познали, как своего Небесного Отца, – им обещана такая забота Бога о каждом волосе. Так, в этой же речи, несколькими словами выше, сказано: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф.10:19-20). Наверное, будет проявлением самонадеянности и гордыни попытка объявить, что через всех людей вообще (или как минимум – через всех христиан) всегда «говорит Дух Отца Небесного». Зная свои грехи, каждый может сказать, что очень часто нашими устами говорит совсем другой «дух».

Так если у нас хватает разума понять, что данное обещание относится исключительно к предавшим себя на бескорыстное служение Евангелию проповедникам, почему же не хватает здравомыслия понять, что из этой же речи Христа слова про «власы на главе» тоже относятся к этим же проповедникам? Я не хочу сказать, что эти слова не могут относиться ни к кому больше, кроме тех апостолов, которые были их первыми и прямыми адресатами. Разумеется, нет! В истории Церкви мы знаем примеры святости, когда Дух Божий «говорил и действовал» через святых (не только апостолов). Так в богослужении Церкви как «боговещающие органы» и «сказатели слов Духа Святаго» прославлены многие отцы и учители Церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Максим Исповедник и др.). Но это не значит, что все, кто назвал себя христианином (и даже принял сан), говорили Духом Святым.

И еще несколько слов о суете и чистоте

Так же и не обо всех людях сказаны слова об исключительной заботе Бога. Тут актуальным может быть урок из Древнего Патерика, когда суетливому монаху сказал авва: «Значит, мы уже и не нуждаемся в заботе Бога о нас, как о детях, потому что сами считает себя и мудрыми, и способными позаботиться о себе». Устыженный эти словами инок перестал суетиться. В истории Церкви множество примеров и такого рода святости, когда христиане действительно настолько слились с волей Бога, что были, выражаясь словами упомянутого уже митрополита Антония, «прозрачными, как чистое стекло, которое отражает луч воли Божьей, а не искажает его», как искажает луч света стекло грязное. Но может ли каждый из нас сказать, что они настолько чист и прозрачен для Бога, что его жизнь полностью отдана (реально, а не на словах) в руки Всемогущего творца и более не руководствуется человеческим своеволием?

Итак, мы можем подвести резюме:

1. Воля Божья – есть источник жизни, святости, чистоты.

2. Всякий грех есть уклонение от воли Божьей.

3. Человек – в отличие от инертной природы – может, как исполнять волю Бога, так и отвергать.

4. Безусловное и абсолютное торжество воли Бога есть только желаемая перспектива, возвещаемая служением Церкви. Это – перспектива «невечернего дня» Царствия Божьего. А во временно-пространственном континууме «через человека смерть, через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:21).

5. В Церкви каждый ее член, каждый христианин призывается к постижению воли Божьей (через молитву, внимательное чтение и изучение Священного Писания, участие в Таинствах) и осуществлению ее в своей жизни, своим поведением. К воплощению воли Бога в делах наших! Но это – задача, а не данность.

6. Только очень талантливый духовник и сам человек (по мере своего духовного роста) может понять, что в его жизни было по воле Бога, а что – результатом своего личного своеволия и самообмана. Так едва ли стоит списывать на «волю Бога» те болезни, которые человек приобретает в результате сознательного пренебрежения своим здоровьем и нарушением предписания врача. Едва ли провалы или успехи в аферах и прочих «делах мира сего» составляют предмет попечения Божьего. Это – самые что ни есть «дела плоти» и «дела мира сего». И человек, вторгаясь в эту область, должен понимать, что как успех, так и неудача в этих делах есть результат самих процессов, участником коих стал человек. Да, разумеется, бывали случаи особого «вмешательства» Божьего в такие дела, но они всегда носили сотериологический (т.е. относящийся к вечному спасению человека) смысл: В результате этого «вмешательства» (оцениваемого не иначе, как чудо) спасенный Богом человек, как правило, «оставлял путь лжи и дела плоти», и становился настоящим христианином!

7. Увы, нередко человек выдает «желаемое за действительное» и объявляет волей Божьей то, что сам хотел бы считать таковым. Так известно, что во время религиозных войн каждая из враждующих (причем, нередко единоверных) сторон считала себя «носителем воли Божьей», а свого «врага» – врагом Божьим.

8. Для нас весьма актуальны слова библейского псалма, которые и должны стать нашей молитвой и желанием нашего сердца (а не только словами): «Научи меня, Господи, исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс.142:10). Этим и закончим наш труд во славу Божью.

Введение

«На все воля Божья…»

Союз мужчины и женщины, основанный на любви и верности, дарящий людям счастье деторождения и совместной жизни на благо другим людям, благословен Господом с момента сотворения мира. Освященный Церковью брак – основа мирской христианской жизни, ежедневное служение Всевышнему в семье – «малой церкви».

Большинство людей мечтают о встрече со своей «второй половинкой» – человеком, с которым можно будет рука об руку идти по жизни, разделяя все радости и невзгоды, однако не всегда эта встреча происходит тогда, когда мы этого желаем. Почему? У верующего человека ответ простой – «на все воля Божья».

Чудесный дар молитвы помогает христианину верить в то, что по Божьему благословению он рано или поздно обретет свое счастье, и просить об указании ему верного пути навстречу тому единственному человеку, который тоже ищет его где-то и ждет.

Молитва помогает сделать верный выбор, уберечься от соблазнов мира, видеть истинную сущность людей и не пройти мимо своего счастья, погнавшись за призрачными искушениями, сделать верный выбор.

Молитвенные просьбы к Господу и Богородице возносят родители, пекущиеся о благополучной судьбе своих детей – об нравственной и физической чистоте, о счастье и благополучии их семейной жизни.

Ежедневная молитва к Всевышнему и святым угодникам Божьим помогает сохранить мир и взаимопонимание в уже созданном союзе, развеять сомнение, устранить недоверие между близкими людьми, открыть сердца навстречу друг другу и создать поистине христианскую семью.

Как и кому молились испокон веков девушки о хороших женихах? Как мужчине просить о крепкой семье с любимой супругой? Какие молитвы читать родителям, чьи дети оказались в сложной ситуации?

На страницах этой книги вы найдете молитвы, которые помогут вам обрести свое счастье в любви и сохранить благополучие в браке.

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Божья инициатива Когда Адам и Ева согрешили, Бог первый начал искать их. Виновная чета, услышав голос Своего Творца, не побежала с радостью навстречу Ему, как это бывало раньше, а скрылась от Него. Но Бог не покинул их. Он так настойчиво звал их: «Где вы?»С болью в сердце Бог

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

4. Что есть моя воля и воля Божия? Вопрос: Что есть моя воля и воля Божия?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

В. Божья благодать В Откр. 14:6–12 содержится благая весть, «вечное Евангелие» (стих 6), которое должно возвещаться во всем мире. В центре внимания находится Бог, Чье обетование и Слово стоят выше нынешнего мрака и указывают на славный исход, описанный в заключительных главах

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Из книги Христианский вызов автора Кюнг Ганс

Что есть моя воля и воля Божия? иеромонах Иов (Гумеров)Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. И мир преходит, и похоть

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Вместо законничества - воля Божья Итак, чего же хотел Иисус? Уже стало ясно: представлять дело Божье. Это смысл его вести о пришествии Царства Божьего. Прошения о том, чтобы святилось имя Божье и пришло его Царство, в версии «Отче наш» у Матфея расширяются словами: да будет

Из книги Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940) автора Бэттс Ричард

Воля Божья (Will of God). В Св. Писании постоянно говорится о " воле" Божьей. Это понятие передают несколько слов. В ВЗ употребляются гл. обр. слова hapes, rason, dba; в НЗ- thelo /thelema, boulomai/boule и eudokia в значениях "желать", "хотеть", "благоволить", "наслаждаться", "радоваться", "изволить". В Еф 1:5,9,11

Из книги Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей автора (Максимович) Иоанн Тобольский

Воля Божия и воля человеческая Что касается Ваших личных дел, то я согласен, что осуществлять в жизни убеждения гораздо труднее, чем говорить о них. В умении осуществлять убеждения в жизни и состоит все искусство духовной жизни. Предел всякого послушания есть воля Божия.

Из книги Статьи автора Крифт Питер

Воля Твоя, Боже - моя воля Весьма определенно и справедливо выразился Фома Аквинатский (XIII в.) о так называемых добрых делах, что они тогда только приятны и любезны Богу, когда совершаются во всем согласно с волей Божьей: "если я раздам все имение мое и отдам тело мое на

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Воля Божья - указатель к достижению истинного добра В Ветхом Завете Моисей Боговидец изложил перед Фараоном просьбу Израильтян об отпуске их из земли Египетской в следующих словах: "Бог Евреев призвал нас. Отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу

Из книги 300 слов мудрости автора Максимов Георгий

Много можно сделать доброго, когда нами управляет воля Божья Ииуй, вождь Израильский, едучи в колеснице после своего помазания в цари Израильские по повелению пророка Елисея, и встретившись с Ионадавом, идущим ему навстречу, любезно спросил последнего: "Есть ли сердце

Из книги Православие и свобода автора Николаева Олеся Александровна

ВОЛЯ БОЖЬЯ И ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Когда мы оказываемся перед необходимостью сделать выбор, сколько правильных решений Бог предусматривает в каждом отдельном случае? Одно или несколько?Мы молимся о мудрости, чтобы узнать волю Божью в вопросах выбора спутника жизни,

Из книги автора

Глава 39: О том, что кто выносит суждения по внушению Святого Духа, даже если он не священник, на его стороне Божья воля, и не признавать этого нельзя; и о том, что Бог разрешает учить не только священникам, но и тем, кто чист духовно; и о том, что такое «мысленное священство» и

Из книги автора

Наша воля и воля Божия 153. «Светлейшее учение Спасителя нашего таково: «да будет воля Твоя» (Мф. 6, 10). Кто искренно произносит эту молитву, тот оставляет собственную свою волю и возлагает все на волю Божию… А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы нам оправдывать

Из книги автора

Воля человеческая и воля Божия Основной проблемой свободы является вопрос о взаимоотношении человеческой воли с волей Божией. Если воля Божия состоит в спасении человека, а Сам Бог всемогущ, всеведущ и всеблаг, как совместить с этим человеческую свободу, дающую человеку

Loading...Loading...