Для всех и обо всем. Принцесса из рода Борджиа Мишель Зевако

Страница 1 из 4

Ни одна семья не оставила такого отчетливого следа в истории Италии и в сознании всего человечества, как испанское «святое семейство» Борджиа. Ни одна знатная итальянская фамилия, ни Орсини, ни Колонна, ни Висконти, ни Вителли, ни Сфорца не сыграли в истории более значимой роли, чем эти пришлые выскочки испанцы, которые дважды занимали престол Святого Петра. Два папы Калист III и Александр VI носили это ненавистное всей Европой имя – Борджиа...

Борджиа - трупы, тайны, интриги

Это имя обросло легендами и мифами, слухами, сплетнями, неясными предположениями... Читая о Борджиа, на каждом шагу сталкиваешься с трупами, тайнами, интригами, инцестом, удовлетворением самых эгоистических амбиций и самым одиозным развратом, который только в состоянии вообразить человеческий ум.

Циничные в своем хладнокровии убийцы и одновременно страстные натуры будоражат воображение и будут продолжать возбуждать интерес во все времена. Ибо, что еще может так привлекать человека, как тайна? Ни историки, ни современники Борджиа так и не поняли до конца, что же в действительности представляло собой это семейство. Не особо знатная дворянская фамилия из Арагона, правители города Гандия, не снискавшие себе славы на родине, испанцы, эмигранты заставляли пресмыкаться перед собой королей.

Говорят, что Людовика XII бросало в жар от одного упоминания имени Чезаре Борджиа, имя же Лукреции Борджиа стало почти нарицательным для женщин, которые сочетают в себе внешнее совершенство с хитроумным и изощренным коварством. Ну, и, разумеется, Родриго Борджиа, их отец, он же - Александр Шестой, папа Римский – как образец дьявольского гения, буквально по трупам восшедший на престол Святого Петра.

Перстни Борджиа

Знаменитые перстни Борджиа – извечный предмет страсти и вожделений любого коллекционера, истинные произведения темного искусства времен Ренессанса, до сих пор, словно бы притягивают к себе тьму. Возможно оттого, что проклятый рок, как черная душа их бывших владельцев заразна?

Чезаре Борджиа, славившейся своей жестокостью и храбростью, был обладателем перстня с огромным рубином, который носил имя «Пламя Борджиа» и не раз говорил, что тот неоднократно спасал ему жизнь. Еще бы! Ведь под камнем располагался искусно сделанный тайный контейнер с ядом, который Чезаре ничтоже сумняшеся, и подсыпал в напиток тому, кто осмеливался покушаться на его жизнь.

У самого папы также имелся золотое кольцо с секретом. Когда папа пожимал руку неугодного ему человека, на внутренней стороне перстня появлялся маленький шип, который слегка оцарапывал кожу приговоренного, и выпускал смертоносную каплю яда.

Такие же механизмами были встроены в дверные ключи. Перстни и кулоны эпохи Борджиа – это не просто произведения ювелирного искусства, а и потайные резервуары для смертоносных ядов, привезенных из Нового Света, к которым в средневековой Европе еще не существовало противоядий.

Однако, ради справедливости, следует заметить, что подобными игрушками увлекались не только представители семейства Борджиа, но и зловещая отравительница и великая королева Франции, флорентийка Екатерина Медичи, семья Сфорца, к которой принадлежал первый муж Лукреции, герцог д"Эсте да и многие, многие другие папы и тираны, герцоги и князья. Однако очень многие стремились стать обладателями именно перстней с секретом, принадлежавших когда-то Борджиа. Что ж, известность бренда была важна во все времена.

Семейство Борджиа оставило в истории заметный след. И в основном след этот окрашен кровью: все представители знатного рода были людьми страстными, упрямыми и шли к цели по трупам своих врагов. А Чезаре Борджиа был одним из самых ярких его представителей...

На гербе рода Борджиа был изображен красный бык на золотом фоне, а девиз рода звучал как «Или Цезарь, или ничто». Эти слова как нельзя лучше отражали явные и тайные цели его носителей. А цели у всех Борджиа были приблизительно одни и те же: богатство, слава и власть.

У Чезаре, родителями которого были Ванноцца деи Каттанеи (одна из самых известных и образованных римлянок конца XV - начала XVI века) и Родриго Борджиа (выдающийся религиозный и политический деятель, ставший впоследствии римским папой Александром VI), имелись для успеха все шансы. Он был умен, хорошо образован и имел множество талантов. Чезаре обладал невероятной физической силой, которую демонстрировал, участвуя в различных спортивных состязаниях. Его работа, представленная в качестве дипломной после окончания университета, была признана самой лучшей. Чезаре имел талант полководца и в течение своей жизни выиграл несколько сражений. Кроме того, он являлся прекрасным дипломатом и мог обворожить любого собеседника.

Но с такой бездной талантов Чезаре имел и крупный недостаток, который перевешивал все достоинства: он был совершенно беспринципен! Любое возражение, непредвиденная помеха или сознательное несогласие противоположной стороны приводили его в неистовство. И тогда в ход шло все - от кинжала до яда.

Особенно часто Чезаре, как и все члены рода Борджиа, любил «угощать» своих оппонентов ядами. Например, он носил перстень в виде льва, в котором прятались два когтя, смазанные ядом. Когда он пожимал руку тому, кого хотел убить, то царапал когтями перстня ладонь собеседника. Яд проникал в кровь, и человек умирал, а использованный перстень Чезаре выбрасывал. Ходили также слухи, что он мог искусно разрезать персик отравленным ножом: половинка, которую он съедал сам, не причиняла вреда, а вторая оказывалась смертельно ядовитой.

Поскольку врагов у Чезаре было немало, ему приходилось постоянно заказывать новые перстни и кольца. Так в его коллекции появился и этот золотой перстень, украшенный пятью крупными алмазами и усыпанный мелкими круглыми алмазами красного цвета. У перстня имелся секрет: крышка, украшенная камнями, откидывалась, а под ней имелся крошечный резервуар, наполняемый ядом. Среди алмазов пряталась микроскопическая полая игла, соединенная с резервуаром. Она была остро заточена. Когда Борджиа хотел избавиться от врага, он поворачивал перстень так, что алмазы и игла оказывались внутри ладони, и пожимал несчастному руку. Ядовитое острие царапало кожу, и через несколько часов человек погибал.

Этот перстень в 1501 году сделал неизвестный ювелир по эскизу самого Борджиа. Неизвестно, использовал ли Чезаре этот перстень для своих неблаговидных дел, но то, что он дошел до наших дней, скорее всего, доказательство его «невиновности».

Изящество перстня, его нежная красно-белая цветовая гамма напоминают нам о великой эпохе, где красоту от смерти отделяла тончайшая миллиметровая крышка, усыпанная алмазами.

В 1492 году августейшая чета Фердинанд и изабелла, стремясь заручиться поддержкой всесильного Рима, истратила 50 тысяч золотых дукатов на то, чтобы в Ватикане воцарился их ставленник Родриго Борхи, ставший папой Александром VI, более известный под именем Борджиа.

«Войны выигрываются не армиями и золотом, а поварами на кухнях и распорядителями званых обедов. Нужна малость – уметь влить в бочку мёда каплю яда»

Для того, чтобы понять, что это был за человек, достаточно обратиться к характеристике, данной ему Карлом Марксом, который писал, что это двуногое исчадие ада приобрело печальную известность благодаря гнусностям своего потомства – многочисленным сыновьям и дочерям, отправившим в могилу легионы достойнейших людей. Сам же Борджиа добился того, что клерикальная элита Италии стала олицетворением порока: в разврате, кровосмешениях, убийствах, заговорах главенствующая роль принадлежала папе при непременном участии сына его – Чезаре и дочери Лукреции.

Управы на Борджиа, его семейство и ставленников, благодаря сказочным богатствам, которыми он владел, не было. Папа не скрывал, что давало ему возможность безраздельно господствовать в чужой стране. Известно его изречение: «Войны выигрываются не армиями и золотом, а поварами на кухнях и распорядителями званых обедов. Нужна малость – уметь влить в бочку мёда каплю яда».

Борджиа знал, о чём говорил. Он лично отправил в мир иной многих представителей знатных фамилий, и его преемник на престоле, Папа Юлий II, знающий о палаческих «слабостях» последнего отнюдь не понаслышке, в хрониках, которые вёл ежедневно, ничего не утаивал: «Как правило, использовался сосуд, содержимое которого в один прекрасный день могло приобщить к вечности неудобного барона, богатого служителя церкви, слишком болтливую куртизанку, острого на язык камердинера, вчера ещё преданного убийцу, сегодня ещё преданную возлюбленную. В темноте ночи Тибр принимал в воды бесчувственные жертвы Кантареллы».

Кантарелла – «фирменный» яд семьи Борджиа, составленный римской аристократкой, прекрасной, как ангел, но злой и лживой, как дьявол, Ваноццей Катанея. Рецептура отравы стала известна не так давно благодаря тому, что в бывших покоях Борджиа нашли его личное кольцо-сюрприз. На внешней стороне выгравировано: «Милосердный Борджиа, 1503 год». На внутренней имеется надпись: «Выполни свой долг, чего бы это тебе ни стоило». В кольце имеется подвижная пластина с тайником для яда. Кольцо украшено растительным золотым орнаментом и платиновой львиной лапкой, каждый коготь которой имеет сквозной канал, объединённый с тайником-контейнером. Отравление неугодных производилось по-разному. Можно было, сдвинув пластину поворотом кольца вокруг пальца, высыпать яд в вино или еду. Можно было, опять же, сдвинув пластину и открыв каналы когтей львиной лапки, пожать руку жертвы. Царапины было достаточно, чтобы отрава сделала своё дело.

Противоядия для Кантареллы не существовало, ибо, как выяснил в 1966 году итальянский химик Карло Чезини, в смертоносную смесь входили мышьяк, соли меди, фосфор, протёртые железы древесной жабы и вытяжки из южноафриканских растений, привезённых первыми христианскими миссионерами. Капли такой адской смеси было достаточно, чтобы убить быка. Борджиа в кругу единомышленников цинично заявлял, что вкушать Кантареллу – самая большая честь для самой блестящей знати.

Для тех, кто кровью поган, то есть для простолюдинов, вполне годится мышьяк, безусловно, идеальный для замаскированного под болезнь убийства, ибо его окись при растворении в жидкостях не окрашивает их, не даёт привкуса, не имеет запаха. Смертельной считается доза 60 миллиграммов. Если долгое время малыми дозами мышьяка воздействовать на человека, то картина его болезни может оказаться настолько пёстрой и запутанной, что даже опытные врачи поставят любой диагноз – от холеры до сифилиса: сатанинский порошок поражает нервную систему, разрушает слизистые оболочки, изъязвляет кожу, дробит костные ткани. «Мышьяк – король, – говаривал Борджиа, – но он особенно желанен при дворе сиятельной Кантареллы».

Борджиа мастерски владел пращой, а получил ответный выстрел из пушки. Было это так. Решив избавиться от покусившихся на его абсолютную власть кардиналов, но, сознавая, насколько они опасаются его хлебосольства, Борджиа обратился с просьбой к преданному кардиналу Адриано ди Карнето ненадолго предоставить ему дворец для торжественного приёма. До того там тайно побывал папский камердинер, доставивший бочонок отравленного вина, которым следовало потчевать только тех, на кого укажет сам Борджиа. Папа расправился с врагами. Но по ошибке выпил ту же отраву, правда, изрядно разбавленную водой. Благодаря низкой дозе яда Александр VI не умер сразу, а мучался ещё четыре дня…

Борджиа не стало. Но чёрное дело его жило и процветало. Составители так называемых Ватиканских прописей повествуют о том, что в 1659 году Папа Александр VII решил навсегда покончить с изготовителями ядов и отравителями, которые открыто торговали смертью, беря плату даже не золотом – медяками: не кровожадность подталкивала к адским сделкам, а бедность. Аптекарей-мужчин, имевших под рукой изрядные запасы мышьяка, не тронули: «Казним их, останемся без лекарств и изничтожимся, как мухи». Поэтому отловили 150 внешне весьма привлекательных простолюдинок-вдов, обвинив их в отравлении мужей и любовников. Пытки в застенках инквизиции быстро развязали языки.

Все отравительницы мгновенно указали на некую Иерониму Спару – чернокнижницу и гадалку, знавшую, кто владеет искусством составления яда на основе красного мышьяка: «Если кто съест горошину этого травяного камня, сразу лишится крови». Спара, впрочем, оказалась крепким орешком. Пытки не сломили её. Александр VII, которому, видимо, как воздух, тоже нужен был рецепт яда, не имевшего равных в мире, приказал освободить её из заточения, но установить слежку.

Хитрость сработала. Вскоре папские тайные агенты задержали даму – целительницу Теофанию ди Адамо, разработавшую уникальную рецептуру яда, действовавшего мгновенно и не оставляющего следов в организме. Этот яд, названный «Водичкой Теофаны», в наши дни занимает почётное место в арсеналах спецслужб. Отравой, расфасованной в крошечные сосуды, украшенные изображением лика святого Марка, ди Адамо за огромные деньги снабжала всех желающих. Благодаря такой вот предприимчивости за год в Италии были умерщвлены 600 человек!

В Палермо, где отравительницу якобы обезглавили, до сих пор ходят весьма правдоподобные слухи, будто Теофанию ди Адамо Ватикан подарил королю Людовику XIV – тому, кому принадлежат слова: «Государство – это я!» Получившая из монарших рук титул маркизы, ди Адамо активно участвовала в политических и амурных, отнюдь не бескровных интригах своего покровителя, проверяя действие супер-яда на тех, кто путался у Короля-Солнце под ногами, мешал властвовать, или же к кому он охладел.

Маркиза пропитывала ядом кружевные платки, перчатки, постельное бельё, шипы роз в букетах, заполняла им полые иглы, дверные ключи. Людовик, не устававший удивляться лицемерию и коварству этого падшего ангела в юбке, говорят, однажды обронил: «Эта мерзавка неплохо устроится и в преисподней».

Дело, впрочем, закончилось тем, что монарх начал опасаться своей доверенной. И тут очень кстати подоспел «несчастный случай». Отравительница оступилась и, сорвавшись с башни подаренного ей Людовиком замка, разбилась насмерть.

В 1659 году Папа Александр VII решил навсегда покончить с изготовителями ядов и отравителями, которые открыто торговали смертью, беря плату даже не золотом – медяками

С годами память о женщине-монстре изменилась самым причудливым образом. Теперь она воплощала собой святую невинность. В монастырях Франции и Италии начали продавать амулеты-кулоны в виде крошечных хрустальных сосудов с изображением пречистого лика маркизы. Только теперь в этих сосудах был не яд, а освящённое розовое масло.

Небезызвестный кардинал Мазарини называл мышьяк справедливым палачом, берущим на себя все до единого грехи и снимающим ответственность за их совершение. Между тем мышьячный яд – всего лишь один из многих, о котором в старину говорили, что он порождён самой страшной нищетой – нищетой сердца.

Александр Володев

Ядовитые кольца Борджиа November 14th, 2013

«Войны выигрываются не армиями и золотом, а поварами на кухнях и распорядителями званых обедов. Нужна малость - уметь влить в бочку мёда каплю яда»… Ни один смертный грех не страшит тех, кто возжелал стать наместником Бога на земле. И первый из них — молодой амбициозный кардинал Родриго Борджиа…

В 1492 году августейшая чета Фердинанд и Изабелла, стремясь заручиться поддержкой всесильного Рима, истратила 50 тысяч золотых дукатов на то, чтобы в Ватикане воцарился их ставленник Родриго Борджа, ставший папой Александром VI, более известный под именем Борджиа…

Для того, чтобы понять, что это был за человек, достаточно обратиться к характеристике, данной ему Карлом Марксом, который писал, что это двуногое исчадие ада приобрело печальную известность благодаря гнусностям своего потомства - многочисленным сыновьям и дочерям, отправившим в могилу легионы достойнейших людей.

Сам же Борджиа добился того, что клерикальная элита Италии стала олицетворением порока: в разврате, кровосмешениях, убийствах, заговорах главенствующая роль принадлежала папе при непременном участии сына его - Чезаре и дочери Лукреции.
Управы на Борджиа, его семейство и ставленников, благодаря сказочным богатствам, которыми он владел, не было.

Папа не скрывал, что давало ему возможность безраздельно господствовать в чужой стране. Известно его изречение: «Войны выигрываются не армиями и золотом, а поварами на кухнях и распорядителями званых обедов. Нужна малость - уметь влить в бочку мёда каплю яда».

Борджиа знал, о чём говорил. Он лично отправил в мир иной многих представителей знатных фамилий, и его преемник на престоле, Папа Юлий II, знающий о палаческих «слабостях» последнего отнюдь не понаслышке, в хрониках, которые вёл ежедневно, ничего не утаивал: «Как правило, использовался сосуд, содержимое которого в один прекрасный день могло приобщить к вечности неудобного барона, богатого служителя церкви, слишком болтливую куртизанку, острого на язык камердинера, вчера ещё преданного убийцу, сегодня ещё преданную возлюбленную.

В темноте ночи Тибр принимал в воды бесчувственные жертвы Кантареллы».
Кантарелла - «фирменный» яд семьи Борджиа, составленный римской аристократкой, прекрасной, как ангел, но злой и лживой, как дьявол, Ваноццей Катанея. Рецептура отравы стала известна не так давно благодаря тому, что в бывших покоях Борджиа нашли его личное кольцо-сюрприз. На внешней стороне выгравировано: «Милосердный Борджиа, 1503 год». На внутренней имеется надпись: «Выполни свой долг, чего бы это тебе ни стоило».

В кольце имеется подвижная пластина с тайником для яда. Кольцо украшено растительным золотым орнаментом и платиновой львиной лапкой, каждый коготь которой имеет сквозной канал, объединённый с тайником-контейнером.

Отравление неугодных производилось по-разному. Можно было, сдвинув пластину поворотом кольца вокруг пальца, высыпать яд в вино или еду. Можно было, опять же, сдвинув пластину и открыв каналы когтей львиной лапки, пожать руку жертвы. Царапины было достаточно, чтобы отрава сделала своё дело.

Противоядия для Кантареллы не существовало, ибо, как выяснил в 1966 году итальянский химик Карло Чезини, в смертоносную смесь входили мышьяк, соли меди, фосфор, протёртые железы древесной жабы и вытяжки из южноафриканских растений, привезённых первыми христианскими миссионерами. Капли такой адской смеси было достаточно, чтобы убить быка. Борджиа в кругу единомышленников цинично заявлял, что вкушать Кантареллу - самая большая честь для самой блестящей знати.

Для тех, кто кровью поган, то есть для простолюдинов, вполне годится мышьяк, безусловно, идеальный для замаскированного под болезнь убийства, ибо его окись при растворении в жидкостях не окрашивает их, не даёт привкуса, не имеет запаха. Смертельной считается доза 60 миллиграммов.

Если долгое время малыми дозами мышьяка воздействовать на человека, то картина его болезни может оказаться настолько пёстрой и запутанной, что даже опытные врачи поставят любой диагноз - от холеры до сифилиса: сатанинский порошок поражает нервную систему, разрушает слизистые оболочки, изъязвляет кожу, дробит костные ткани. «Мышьяк - король, - говаривал Борджиа, - но он особенно желанен при дворе сиятельной Кантареллы».

Борджиа мастерски владел пращой, а получил ответный выстрел из пушки. Было это так. Решив избавиться от покусившихся на его абсолютную власть кардиналов, но, сознавая, насколько они опасаются его хлебосольства, Борджиа обратился с просьбой к преданному кардиналу Адриано ди Карнето ненадолго предоставить ему дворец для торжественного приёма.

До того там тайно побывал папский камердинер, доставивший бочонок отравленного вина, которым следовало потчевать только тех, на кого укажет сам Борджиа. Папа расправился с врагами. Но по ошибке выпил ту же отраву, правда, изрядно разбавленную водой. Благодаря низкой дозе яда Александр VI не умер сразу, а мучался ещё четыре дня…

Борджиа не стало. Но чёрное дело его жило и процветало. Составители так называемых Ватиканских прописей повествуют о том, что в 1659 году Папа Александр VII решил навсегда покончить с изготовителями ядов и отравителями, которые открыто торговали смертью, беря плату даже не золотом - медяками: не кровожадность подталкивала к адским сделкам, а бедность.

Аптекарей-мужчин, имевших под рукой изрядные запасы мышьяка, не тронули: «Казним их, останемся без лекарств и изничтожимся, как мухи». Поэтому отловили 150 внешне весьма привлекательных простолюдинок-вдов, обвинив их в отравлении мужей и любовников. Пытки в застенках инквизиции быстро развязали языки.

Все отравительницы мгновенно указали на некую Иерониму Спару - чернокнижницу и гадалку, знавшую, кто владеет искусством составления яда на основе красного мышьяка: «Если кто съест горошину этого травяного камня, сразу лишится крови». Спара, впрочем, оказалась крепким орешком. Пытки не сломили её. Александр VII, которому, видимо, как воздух, тоже нужен был рецепт яда, не имевшего равных в мире, приказал освободить её из заточения, но установить слежку.

Хитрость сработала. Вскоре папские тайные агенты задержали даму - целительницу Теофанию ди Адамо, разработавшую уникальную рецептуру яда, действовавшего мгновенно и не оставляющего следов в организме. Этот яд, названный «Водичкой Теофаны», в наши дни занимает почётное место в арсеналах спецслужб. Отравой, расфасованной в крошечные сосуды, украшенные изображением лика святого Марка, ди Адамо за огромные деньги снабжала всех желающих. Благодаря такой вот предприимчивости за год в Италии были умерщвлены 600 человек!

В Палермо, где отравительницу якобы обезглавили, до сих пор ходят весьма правдоподобные слухи, будто Теофанию ди Адамо Ватикан подарил королю Людовику XIV - тому, кому принадлежат слова: «Государство - это я!» Получившая из монарших рук титул маркизы, ди Адамо активно участвовала в политических и амурных, отнюдь не бескровных интригах своего покровителя, проверяя действие супер-яда на тех, кто путался у Короля-Солнце под ногами, мешал властвовать, или же к кому он охладел.

Маркиза пропитывала ядом кружевные платки, перчатки, постельное бельё, шипы роз в букетах, заполняла им полые иглы, дверные ключи. Людовик, не устававший удивляться лицемерию и коварству этого падшего ангела в юбке, говорят, однажды обронил: «Эта мерзавка неплохо устроится и в преисподней».

Дело, впрочем, закончилось тем, что монарх начал опасаться своей доверенной. И тут очень кстати подоспел «несчастный случай». Отравительница оступилась и, сорвавшись с башни подаренного ей Людовиком замка, разбилась насмерть.
В 1659 году Папа Александр VII решил навсегда покончить с изготовителями ядов и отравителями, которые открыто торговали смертью, беря плату даже не золотом - медяками.

С годами память о женщине-монстре изменилась самым причудливым образом. Теперь она воплощала собой святую невинность. В монастырях Франции и Италии начали продавать амулеты-кулоны в виде крошечных хрустальных сосудов с изображением пречистого лика маркизы. Только теперь в этих сосудах был не яд, а освящённое розовое масло.

Небезызвестный кардинал Мазарини называл мышьяк справедливым палачом, берущим на себя все до единого грехи и снимающим ответственность за их совершение. Между тем мышьячный яд - всего лишь один из многих, о котором в старину говорили, что он порождён самой страшной нищетой - нищетой сердца.

В старину олицетворяли собой высокородное происхождение их обладателей. Носить имели право исключительные персоны, принадлежавшие к королевскому роду, представители Его Святейшества и церкви, особы дворянского сословия.

Перстни печатки имели конструктивную и эстетическую особенность – с их помощью носитель мог удостоверить свое высокородное положение в обществе, оставляя печать-оттиск на предмете или бумаге. Для этого на поверхности печатки гравировались в зеркальной симметрии инициалы персоны, герб рода или любой рисунок, олицетворявший сословное происхождение человека.

Часто центральный символ перстня дополнялся обережной символикой и превращался в настоящий талисман, обладающий магическими возможностями. В германской истории, например, славится кольцо Нибелунгов, имеющее уникальную способность приносить своему хозяину богатство.

Другая ипостась ювелирного мастерства – перстни печатки с тайниками. Мастера конструктивно вносили в модель изменения и предусматривали скрытый контейнер для ядов. В темную эпоху средневековья интриги окружали персон из высшего общества постоянным шлейфом заговоров, свержений, убийств и разоблачений. Перстни печатки с тайными механизмами и емкостями для ядов нашли своих ценителей именно в высших сословиях европейского общества.

Всем известная фамилия Борджиа благодаря именно этим особенностям средневекового образа жизни стала олицетворять собой убийства и отравления. Представители этого семейства оставили в истории шлейф таинственности и целый набор перстней со встроенными контейнерами для ядов. Удивительные шедевры ювелирного искусства, оплаченные семейством Борджиа, до сих пор заставляют терять голову многих современных коллекционеров и знатоков средневековой эпохи.

Это не однозначное семейство породило много легенд и мрачных историй, связанных с таинственными смертоносными ядами. Многообразие их свойств поражает даже современных медиков и химиков. Папа Александр VI, принадлежащий к роду Борджиа, содержал целый штат химиков, поставляющих к столу Его Святейшества огромный набор смертоносного зелья.

Известно так называемое «вино Борджиа». Оно ни чем не отличалось от настоящего хорошего вина. Но призвано было, конечно, не питать дух и веселить душу, а отправить эту душу к праотцам весьма нетривиальным способом. По словам очевидцев внешне действие яда было похоже на настоящую лучевую болезнь с выпадением волос и зубов, расслоением кожи и остановкой дыхания в результате. Причем, дозой принятого вина определялось время срабатывания яда, и смерть могла наступить даже через несколько лет!

Рассвет изощренного искусства приготовления ядов пришелся как раз на открытие Америки. В Европу хлынули доселе неизвестные растения, обладающие непривычными для Европы свойствами, которым тут же нашлось применение на ниве средневековых убийств. Легенды повествуют о знаменитой чете из рода Борджиа – Чезаре и Лукреции, которые довели искусство отравления до зловещего совершенства.

Сам Чезаре, сын папы Александра VI, унаследовал от отца страсть к ядам, дерзость и непримиримость характера, готовность устранить с пути неугодного человека любым способом. Ну и способ подсказало само наследие семьи Борджиа – серия невероятно хитроумных колец, перстни печатки, снабженные емкостями для ядов и специальными иглами для их введения.

Перстни печатки

Чезаре Борджиа довел искусство применения таких колец до совершенства и гордился своим умением устранить неугодного ему человека столь же быстро и незаметно, сколь и жестоко. Сын Папы всегда носил при себе красивый перстень с большим рубином, который называл «Пламя Борджиа», и часто рассказывал, что именно он неоднократно спасал ему жизнь. Каким способом это происходило, мы с вами уже можем догадаться.

Перстень «Пламя Борджиа» изготовил никому не известный мастер в начале 16-го века. Эскизы для работы предоставил сам Борджиа. Хитрость заключалась в потайном резервуаре для яда под камнем, остальное было делом ловкости рук. В процессе дружеской трапезы Чезаре незаметно сдвигал рубин и подливал яд в кубок неугодного ему человека. Далее оставалось только дождаться скоротечной смерти последнего.

В коллекцию Чезаре входил еще один предмет его изощренной гордости – перстень из золота с изображением льва. Чезаре называл его «Коготь льва» и надевал для смертельного рукопожатия. В этом перстне предусматривались скрытые шипы, смазанные ядом, и в момент рукопожатия срабатывал механизм впрыска яда.

Для применения «Когтя льва» Чезаре выбирал шумный карнавал, облачался в неузнаваемые одежды или скрывался под маской, подкрадывался к жертве и хватал человека за руку якобы для рукопожатия. Острые иглы слегка царапали кожу несчастного, после чего тот умирал в муках максимум через сутки.

Легенды не обошли стороной и жену Чезаре Лукрецию. Ее ипостась – коварная и жестокая любовница, после общения с которой, у злополучного воздыхателя появлялись все шансы досрочно отправиться на небеса замаливать грех прелюбодеяния. Ее статус не позволял использовать перстни печатки, но способ избавления от неугодных людей вполне был достоин семейства Борджиа по своей хитрости и жестокости.

Лукреция усыпляла бдительность надоевшего любовника обещаниями безумной ночи и назначала время встречи в своей спальне. Для скорейшего проникновения в покои она одаривала жертву специальным ключом от своей двери. Любовник в нетерпении вставлял ключ в неслучайно тугой замок и ранил руку вроде бы небольшими шипами и через сутки заканчивал жизнь в мучениях.

Слава семейства Борджиа столь велика, что интерес к этим персонам не утихает до сих пор. В Америке акулы масс-медиа эксплуатируют образ Борджиа для создания литературных произведений, снимают фильмы. К примеру, Джеймс Хедли Чейз написал роман «Перстень Борджиа», в котором сюжетная линия крутится вокруг обладания загадочным старинным перстнем. Когда-то, как и другие , он принадлежал этой семье и остался в истории благодаря потайному механизму, выпускающему тонкую иглу с ядом.

Один из фильмов о Борджиа вы сможете сейчас посмотреть.

Похожие материалы:
Loading...Loading...