Философия.

    Проблема возникновения философии. Первые греческие философы о природе. Философия милетской школы, диалектика Гераклита Эфесского

    Пифагор и пифагорейцы: наука, религия, философия. Место пифагореизма в культуре

    Элейская школа об истинном бытии и чувственном мире. Значение и оценка апорий Зенона Элейского

    Атомистическое учение Демокрита. Историческое место атомизма.

    Древнегреческая софистика и нравственная философия Сократа: общее и особенное

    Философия Платона

    Философия Аристотеля

    Философия эпохи эллинизма

    Христианская философия периода патристики. Философия Августина

    Христианская философия периода схоластики: спор об универсалиях. Философия Фомы Аквинского

    Антропоцентризм итальянских гуманистов XIV-XV вв.: гуманизм против схоластики

    Натурфилософия эпохи Возрождения: пантеизм Н.Кузанского и Дж. Бруно

    Философия Ф. Бэкона.

    Основные положения и эволюция английского эмпиризма: философия Гоббса, Локка, Юма, Беркли

    Основные положения и эволюция рационалистической метафизики XVII века: философия Декарта, Спинозы, Лейбница

    Философия французского Просвещения

    Философия Канта

    Философия Гегеля

    Основные положения философии марксизма

    Основные положения философии жизни

    Основные положения философии экзистенциализма

    Философия истории в России: славянофильство и западничество

    Философия всеединства В. Соловьева

    Философия свободы Н. Бердяева

    Русский космизм

    Предмет и назначение философии. Мировоззрение и философия

    Онтология как учение о бытии

    Философское учение о материи

    Философское учение о пространстве и времени

    Философское учение о развитии

    Философское учение о сознании

    Философское учение о бессознательном. Сознание и бессознательное

    Познание как предмет философского анализа

    Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное в познании

    Философское учение об истине

    Сущность и особенности научного познания

    Эмпирический уровень научного познания

    Теоретический уровень научного познания

    Научное и ненаучное знание

    Общество как предмет философского исследования

    Общество и природа. Экологические проблемы

    Философия истории: формационный и цивилизационный подходы

    Национальное самосознание

    Русское национальное сознание в истории

    Образ человека в истории культуры

    Биосоциальная природа человека

    Свобода и творчество как условия становления человеческой сущности

    Учение о душе. Дух, душа, духовность

    Культура как предмет философского осмысления. Культура и цивилизация

    Понятие и природа ценностей. Роль ценностей в культуре

Основная литература

    Золкин, А. Л. Философия [Электронный ресурс] / А. Л. Золкин. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 607 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/173278

    Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172418

    Философия: учебник для вузов / под ред. В. H. Лавриненко, Ф56 В.П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 735 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/116280/read#page4

Справочная литература

    Бачинин, В.А. Философия: энциклопедический словарь. – М.: 2005;

    Словарь философских терминов / научн. ред. проф. В.Г.Кузнецова. – М.: «Инфра-М», 2004;

    Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. – «Советская энциклопедия». – М., 1964;

Дополнительная литература

Электронная библиотечная система

    Батурин, В.К. Философия науки: учебное пособие / Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.;

    Иконникова, Г.И. , Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010;

    Зеленов, Л.А. , Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: учебное пособие для магистров, соискателей и аспирантов. Изд-во: Флинта; Наука, 2011;

    Маринко, Г.И. , Панина Е.М. История и философия науки: Учебное пособие: В 4-х книгах. Книга 2: История и философия науки об управлении Изд-во: Изд-во МГУ, 2009;

    Рузавин, Г.И. Философия науки: учебное пособие / Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, 2011;.

    Петров, В.П. Философия: курс лекций: учебник / Изд-во: ВЛАДОС, 2012;

    Философия : учебник для вузов / Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Литература для углубленного изучения

    Аксельрод, Л.И. Философские очерки: ответ философским критикам исторического материализма – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010;

    Альтюссер, Луи. Ленин и философия – М.: Изд-во «Ad Marginem», 2005;

    Бакрадзе, К.С. Система и метод философии Гегеля. Избранные философские труды. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1973;

    Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988;

    Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. – СПб.: Наука, 2002;

    Гегель, Г.В.Ф. Сущность философской критики, Кто мыслит абстрактно? // Серия «Философское наследие», Г.В.Ф.Гегель, работы разных лет в двух томах. – Т.1. – М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1972;

    Гегель, Г.В.Ф. Философия религии // Серия «Философское наследие», Г.В.Ф.Гегель. Философия религии. В двух томах. – Т.1, 2. – М.: Мысль, 1976;

    Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. – СПб.: Наука, 1992;

    Гринин, Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. – Изд. 3-е. – М.: КомКнига, 2006;

    Гулыга, А.В. Кант. – М.: Молодая гвардия, 2005;

    Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. – М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2011;

    Ильенков, Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. – М.: Изд-во ЛКИ, 2010;

    Копнин, П.В. Введение в марксистскую гносеологию. – Киев: Наукова думка, 1966;

    Кун, Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;

    Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ, История науки и ее рациональные реконструкции // Кун Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;

    Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т. 18. – М.: Изд-во политической литературы, 1980;

    Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала – М.: «Республика», 1998;

    Лосев, А.Ф. , Платон, Тахо-Годи А.А. Аристотель. – Серия «ЖЗЛ», – М.: Молодая гвардия, 2005;

    Маркс, К. Экономико-философские рукописи 1844 года. Экономико-философские рукописи 1844 года и другие работы. – М.: Академический Проект, 2010, С. 301-358;

    Маркс, К. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. // Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. – Т. 3, – М., 1955, С. 7-544;

    Мареев, С.Н. Из истории советской философии: Лукач-Выготский-Ильенков. – М.;

    Мареев, С.Н. Э.В. Ильенков. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2005;

    Митрохин, Л.Н. Мои философские собеседники. – СПб.: Изд-во РХГА, 2005;

    Моисеев, Н.Н. Заслон средневековью – М.: «Тайдекс Ко», 2003;

    Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни, Давид Штраус в роли исповедника и писателя // Ницше Ф. Воля к власти. – М.: ЭКСМО, Харьков: ФОЛИО, 2003;

    Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла, К генеалогии морали. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001;

    Плетников, Ю.К. Материалистическое понимание истории и проблемы теории социализма. – М.: Альфа-М, 2008;

    Плеханов, Г.В. К шестидесятой годовщине смерти Гегеля, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Плеханов Г.В. Избранные произведения в пяти томах. – Т. I. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1956;

    Плеханов, Г.В. Очерки по истории материализма, О материалистическом понимании истории, О мнимом кризисе марксизма, Материализм и кантианизм, Философские и социальные воззрения К.Маркса, Материалистическое понимание истории // Плеханов Г.В. Избранные произведения в пяти томах. – Т. II. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1956;

    Политцер, Ж. Французская мысль и марксизм, Что такое рационализм? // Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. – М.: Прогресс, 1980;

    Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание, Человек и мир – СПб.: Питер, 2003;

    Спиноза, Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделённая на пять частей. – М.: Академический проект, 2008;

    Сумин, О.Ю. Гегель как судьба России. – Краснодар: ПКГОО «Глагол», 2005;

    Фуко, М. Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1973-1974 учебном году. – СПб.: Наука, 2007.

Читатель узнает те ответы, которые современная философия может дать на вопросы о природе реальности, о границах и возможностях научного познания, о тайнах сознания и бессознательного, об искусственном интеллекте и сущности техники, о правах человека и тенденциях развития общества, о возможности религиозной веры и смысле современной культуры. <...> «Задача философии , - утверждал крупнейший представитель немецкой классики Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), - постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум… философия есть также время, постигнутое в понятиях»5. <...> Однако современная философия оставляет за собой исследование не менее важной и не менее сложной проблемы отношения научного знания к реальной действительности2. <...> Однако развитие философии в XX в. показало, что попытки найти единый метод, который был бы применим всюду (идеал «методологического монизма»), сталкиваются со значительными трудностями. <...> Современная российская философия представляет собой своеобразный конгломерат (пока рано говорить о синтезе) идей русской классической философии XIX - начала XX веков, марксистской и континентальной философии . <...> Немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер характеризовал философию как «последнее выговаривание и последний спор человека». <...> Но вместе с тем ее установка на выработку новых категориальных смыслов, выдвижение и разработка проблем, многие из которых на данном этапе социального развития оправданы преимущественно внутренним теоретическим развитием философии , сближает ее со способом научного мышления. <...> Глава 3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Античная философия - комплекс идей и представлений древнегреческих и древнеримских мыслителей VII в. до н.э. <...> В рамках античной философии были конституированы онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, этика и политическая философия . <...> В процессе разворачивания философской проблематики реализуется и процесс развития понятийного аппарата философского <...>

Философия._Уч-к_Гриф_УМЦ_Проф._уч-к_(Cерия_Cogito_ergo_sum.)_Авт._Дог._№_671.pdf

УДК 11/14(075.8) ББК 87ÿ73-1 Ç79 Рецензенты: заслуженный работник высшей школы РФ, д-р филоc. наук, проф. Д.И. Грядовой; заслуженный деятель науки РФ, д-р филоc. наук, проф. А.А. Миголатьев Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Золкин, Андрей Львович. З79 Философия: Учебник для студентов 2015. Агентство CIP РГБ ISBN 5-238-00848-1 Рассматриваются основные этапы развития европейской и восточной философии, проблемы современной философской методологии, онтологии, гносеологии, аксиологии, антропологии, социальной философии и философии культуры. На основе новейших достижений англоамериканской, немецкой, французской и отечественной философии представлен целостный курс современного философского знания. Новизна и актуальность содержания - отличительные особенности этой книги. Читатель сможет ознакомиться с идеями крупнейших философов современности (Хайдеггера, Витгенштейна, Фуко и др.), стать участником дискуссий между реалистами и антиреалистами, модернистами и постмодернистами, экстерналистами и интерналистами, универсалистами и мультикультуралистами, либералами и коммунитаристами, аналитиками и деконструктивистами. Читатель узнает те ответы, которые современная философия может дать на вопросы о природе реальности, о границах и возможностях научного познания, о тайнах сознания и бессознательного, об искусственном интеллекте и сущности техники, о правах человека и тенденциях развития общества, о возможности религиозной веры и смысле современной культуры. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов, для всех, интересующихся проблемами философии. ББК 87ÿ73-1 ISBN 5-238-00848-1 © À.Ë. Çîëêèí, 2005 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005 Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства âóçîâ. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, – 590 ñ. - (Cåðèÿ «Cogito ergo sum».)

Стр.3

ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ 1.1. Специфика философского знания 6 7 7 1.2. Философская деятельность и философская методология 14 1.3. Предназначение философии 1.4. Возникновение философии Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 28 2.1. Философия Древней Индии 2.2. Философия Древнего Китая Глава 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3.1. Эгейская предфилософия 3.2. Раннегреческая фисиология 3.3. Классическая античная философия: от софистов до Аристотеля 3.4. Эллинистическая философия Глава 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 4.1. Раннехристианская философия 19 23 28 36 43 43 48 60 77 91 91 4.2. Арабо-мусульманская средневековая философия 101 4.3. Схоластика и мистика в западноевропейской средневековой философии 108

Стр.600

586 Глава 5. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 5.1. Философия Возрождения 5.2. Философские идеи эпохи Реформации Глава 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 6.1. Теоретическая философия Нового времени: гносеология и метафизика 6.2. Социально-антропологическая проблематика философии Нового времени 6.3. Философия эпохи Просвещения Глава 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 165 7.1. Система «критической» философии И. Канта 7.2. Обоснование идеализма: философия Фихте и Шеллинга 7.3. Абсолютизация идеализма в философии Ã.Â.Ô. Гегеля 7.4. Последователи и первые критики философии Гегеля: старогегельянцы и младогегельянцы Глава 8. ПОИСК НОВЫХ ПАРАДИГМ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ КЛАССИКИ 8.1. Антисциентистская тенденция в философии XIX-XX веков 166 174 181 190 118 118 128 135 137 151 156 196 197

Стр.601

587 8.2. Сциентистская тенденция в философии XIX - начала XX â. и возвращение к классическим формам философствования 207 Глава 9. ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ 214 9.1. Становление русской средневековой философии (X-XVII ââ.) 9.2. Философская мысль русского Просвещения 9.3. Идейно-философские течения русского политического радикализма 9.4. Философия русского консерватизма 9.5. Русская религиозная философия 9.6. Русская философия в XX веке Глава 10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 10.1. Феноменолого-герменевтическая традиция Феноменологическая философия Экзистенциализм Герменевтическая философия 10.2. Структуралистическая традиция 10.3. Аналитико-прагматистская традиция 10.4. Основные этапы развития философии прагматизма Глава 11. ОНТОЛОГИЯ 11.1. Проблема бытия в истории философской мысли: классическая онтология 214 223 227 233 238 246 259 259 259 263 269 278 295 313 324 325

Стр.602

588 11.2. Марксистская философия: онтология материального существования 11.5. Онтологическая проблема в аналитической философии Глава 12. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ 12.1. Классическая эпистемология 12.2. Проблема демаркации и фаллибилистская модель научного знания 12.3. Релятивистская модель развития научного знания: проблема научных революций 12.4. Проблема научного реализма Глава 13. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ 13.1. Проблема сознания в истории философии 13.2. Онтологическая проблема сознания в современной философии: сознание и научная картина мира 13.3. Проблема самости и субъективности в современной философии сознания Глава 14. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА 332 11.3. Экзистенциальная онтология субъективности 340 11.4. Герменевтическая онтология языка 345 350 357 357 360 366 374 383 383 390 402 406 14.1. Проблема языка в истории философской мысли 406 14.2. Проблема языка в современной философии. Философия языка М. Хайдеггера 419

Стр.603

589 Глава 15. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 15.1. Специфика социальной философии 15.2. Формальная социальная философия: общество как социальная система 15.3. Материальная социальная философия индустриального общества 15.4. Социальная философия постиндустриального (информационного) общества Глава 16. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 16.3. Политическая жизнь и политическая система общества 430 430 434 443 451 459 16.1. Политическая философия и политическая наука 459 16.2. Человек и политика 463 468 16.4. Правовое государство и гражданское общество 474 16.5. Политическая элита и политическая культура 480 Глава 17. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 17.2. Научное познание культуры 17.3. Техника как феномен культуры Глава 18. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 18.1. Специфика и основные этапы формирования философии истории 18.2. Философия истории замкнутых культур и локальных цивилизаций 486 17.1. Формирование классического и неклассического понимания культуры 486 496 517 523 523 529

Стр.604

590 18.3. Биосферная философия истории: природные факторы в историческом процессе 18.4. Конец èñòîðèè? За и против 535 541 Глава 19. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 544 19.1. Личность и социум 19.2. Психоаналитическая концепция человека 544 550 19.3. Философская антропология и философия «ïîñò÷åëîâåêà» 560 Глава 20. АКСИОЛОГИЯ 20.1. Ценности и нормы 20.2. Культура и ценности 20.3. Ценностное самоопределение личности в культуре 564 564 571 576


Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. При этом для традиционных юридических дисциплин (от теории государства и права до отраслевых наук) официально-властная данность позитивного права выступает в качестве высшего авторитета в вопросе о том, что есть право в данное время и в данном месте. Необходимость и важность как официальн-овластного установления действующего права, так и его изучения методами и средствами юриспруденции (юридико-аналитическая обработка нормативного материала, его комментирование, систематизация и классификация, разработка вопросов законодательства и правоприменения, юридической техники и т. д.) очевидны и общепризнанны. Все это имеет большое практическое и научное значение.

Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву (т. е. того, что традиционно именуется "юридической догматикой") остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права.

Официально-властный авторитет, которым установлено позитивное право, - это, конечно, существенный факт, значимый не только для практики, но и для любой теории. И с этим обстоятельством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права.

Однако уже на уровне обыденного сознания (при всей его законопослушности и почтении к властям) очевидно, что одно дело - авторитет законодателя и совсем другое дело - разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности.

По своей разумной природе человек живет и действует (пусть и ошибаясь) в определенным образом осознаваемом (и "пропущенном" через сознание) и осмысленном мире, и это относится к числу фундаментальных свойств человеческого бытия, ориентации и деятельности в мире. Человеческий способ бытия включает в себя уразумение, осмысление, понимание этого бытия, себя и всего остального мира, себя в мире и мира в себе.

Так же в принципе обстоит дело во взаимоотношениях человека с миром права. Он подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума - обыденного, теоретического, философского.

Это испытание позитивного права на разумность, справедливость, истинность, подлинность, правильность и т. д., хотя и обладает тем или иным критическим потенциалом в отношении к позитивному праву, продиктовано, однако, не придирками к властям и их установлениям, а фундаментальными свойствами и проблемами общественного бытия человека, потребностями познания природы и смысла права, его места и значения в совместной жизни людей.

Цель разума - истина, и философия права занята поисками истины о праве.

С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т. е. обобщенно говоря, - закон.

Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т. е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма (от lex - закон). Здесь, следовательно, истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права.

Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в данном случае - о праве.

Уже простые размышления о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и позитивистского понимания. Почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права? От чего зависит сама эта позитивация чего-то в качестве права - только ли от позиции и воли законодателя или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не зависящие от этой воли, основания законотворчества? Что такое, собственно говоря, право? В чем состоят его природа и сущность, его специфика, его отличительные особенности? Каково соотношение права и других социальных норм? Почему именно нормы права, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспечиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Справедливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону?

Loading...Loading...