Как придумать религию. Sid Meier’s Civilization VI: Религия

Я хочу основать собственную религию: вот где можно отхватить действительно огромный куш.
Делайте деньги — делайте больше денег — заставляйте других людей работать так, чтобы делать деньги.
Хочешь заработать много денег - создай религию!

Все эти слова сказал Л.Рон Хаббард, если кто не знает - основатель Церкви Свидетелей Петросяна саентологии. На сегодняшний день саентология - организация, зашибающая сумасшедшие прибыли, имеющая множество филиалов по всему миру, запрещённая в ряде стран, имеющая адептов уровня Тома Круза.
Ну, вы понимаете. Польза от создания собственно религии - очевидна. Это деньги и власть. Много денег и власти. Ну а если мирское вас не интересует - подумайте о том, что религии вносят огромнейший вклад в культуру. А зачастую, ха, и сами её создают.
Так, ладно. Выгоды перечислены, теперь перехожу к сути, о которой все нормальные люди уже (сюрприз!) догадались. Предлагаю заинтересованным вместе покумекать и создать новую религию. Конечно, готовый концепт и за два десятка мозговых штурмов не сформируешь, но хоть какие-то примерные мыслишки озвучить ведь таки можно?

Что? Аморально? Ну, почему Заратустре можно, а нам нельзя?

Что? Религию нельзя придумать, потому что она передана нам свыше, от Бога? На выход, товарищи, прямиком в сад.

Когда лишние люди ушли, предлагаю порассуждать.
Итак, что отличает каждую религию? ОВО. Обещать, веровать, обращать. For instance: христиане обещают спасение души, веруют в воскрешение Христа, обращают - и так понятно...
Основная идея должна быть простой. Предельно простой. Притом от пасты не требуются, чтобы даже эту самую простейшую идейку понимали. Вот ответьте не гугля, без запинки, чётко и ясно, в чём главный message вашей веры?..... Так, теперь сопоставим процент ответивших....... От, то-то и оно.
Религии нужны пророки . Один, главный, и несколько других, рангом поменьше. Гланвный пророк должен быть рождём смертной девственницей от Бога, умереть и воскреснуть. Ну да, как Осирис. Пророки держатся на чуде, тайне и авторитете. При развитии современных технологий творить фокусы чудеса не так уж сложно. Тайну придумать - да не вопрос. Авторитет же зарабатывается разными путями. Хвалебными отзывами, достижениями в определённой деятельности, да хоть теми же самыми чудесами.
Религия немыслима без свода священных текстов . Сочинять коллективно, после ритуальной накачки кофе, чифирём и клофелином.
Религия обладает основными императивами . Те же десять заповедей, всё стандартно.
Религия может, помимо основных понятных законов, обладать легионами совершенно чумовых правил . Сколько угодно, хоть 613. Фантазия в этом пункте может смело выкидывать любые фортели.
И конечно, никакая респектабельная религиозная организация не может обходиться без иерархии, храмов и ритуалов. Над сим тоже предлагаю подумать.
Так... Вроде, разобрались. Если будут ещё мысли, накидаю. Дискасс.

Ниже перечислены основные разделы, которые содержит в себе любая эффективная религиозно-мистическая концепция. Последовательность и содержание этих разделов подчинена логике рационального и иррационального воздействия на “среднестатистического человека”. Они были эксплицированы из многочисленных религиозных концепций и проповедей, составляющих мировое наследие.

Раздел I. Постановка проблемы

Описание текущего момента, окружающей обстановки, насущных проблем, беспокоящих всех людей или с которыми сталкивается большинство. Даже если люди не считают, что проблемы есть, то нужно убедить слушателей в том, что они просто не осознают их, что проблема как раз в том, что они не видят ее, не понимают ни ее причин, ни ее следствий.

Подробно опишите ту опасность, которая ждет людей впереди. Особое внимание уделите критике существующих путей и методов выхода из этих проблем. (“Медицина, государство, семья и пр. не справляются с ситуацией!”) Больше абсурдных и безапелляционных утверждений. Не жалейте мрачных красок, доводите картину до апокалиптического финала.

Цели: люди должны задуматься, а лучше испугаться, поверить в то, что действительно существует серьезная опасность, которую нельзя предотвратить имеющимися средствами.

Раздел II. Основные теоретические положения

1 . Природа человека. Краткое, не обременяющее слушателя квазинаучное описание личности, включающее один, два, максимум три узловых момента (“мотива”, “принципа”, “стихии” и т.п.), на которых зиждется существование человека. Описание должны сопровождать графические метафоры, схемы - геометрически простые (использующие знакомые всем фигуры: треугольник, круг, квадрат) и красивые (желательно симметричные).

Приветствуются любые “архетипические мотивы” (например, борьба Добра и Зла), онтологические дихотомии (например, верх и низ), а также многочисленные иллюстрации (“примеры из жизни”).

Цели : упростить представления о человеке и мире; избавить слушателя от многообразия существующих взглядов и необходимости самому размышлять на эту тему; создать основу для утешения, то есть наглядного и доступного объяснения существующих проблем.

2 . Причины проблем . Этот раздел плавно вытекает из двух предыдущих (“Постановка проблемы” и “Природа человека”) и на их основе объясняет происхождение проблем, кризисных ситуаций и других трудностей, возникающих в жизни каждого человека.

На этом этапе можно более подробно и обоснованно остановиться на критическом обзоре существующих теорий, их моральной, исторической и т.д. несостоятельности. Не забудьте еще раз подчеркнуть, что именно Ваша религия эффективней всего справится с устранением вышеупомянутых неблагоприятных факторов.

Цели: слушатели должны понять, что с каждым днем они все дальше и дальше уходили от истины, что они пребывали в иллюзорных надеждах, но сейчас им очень повезло; слушатели должны испытать чувство озарения, у них должны раскрыться глаза на причины всех бед; благодаря всему этому должна появиться готовность к восприятию следующего раздела.

3. Направление развития . Описание истинного пути, по которому должен развиваться человек; описание этапов развития (трех будет достаточно для среднего человека) и духовно-мистических результатов, которые человек будет достигать на этом пути.

В общих чертах нарисуйте портрет идеального (“истинно счастливого”) человека с сопутствующими ему атрибутами: здоровье, социальный успех и счастье в личной жизни. Обязательно упомяните о том, что его жизнь будет благоприятно влиять на окружающих, родственников, друзей и даже мир в целом. Это придаст личному духовному развитию более широкий смысл, выведет его из рамок узкоэгоистических мотивов.

Цели : появление у слушателей ясного представления о цели и предстоящем пути; появление мотивации к практическим действиям; ощущение собственной миссии.

Раздел III. Практика

Главная цель этого раздела: ответ на вопрос, который созревал у слушателей по мере знакомства с предыдущими разделами: “Что же мне делать?”

Сначала используйте самые простые техники (и самые низкие цены!). Мероприятий не много: на первом этапе - один-два, потом можно добавить еще. Обязательно обозначьте четкие критерии результата. В целом весь процесс (“путь духовного развития”) должен быть четко структурирован, создана многоуровневая иерархия.

Прохождение каждого этапа - это переход на новый уровень. Необходимо ввести присвоение званий по мере прохождения этапов и организовать соответствующий ритуал (“посвящение”, “второе рождение” и т.д.). Естественно, что низшие подчиняются высшим или, по крайней мере, их “серьезно уважают”. Принципиально заявите, что начинающий должен обязательно довериться человеку, который имеет большой опыт на этом пути (“учителю”, “посвященому” и т.д.). Без него этот путь будет невозможным и даже опасным, подобно блужданию в темном диком лесу без фонарика. Упирайте на тезис: человек сам едва ли может помочь себе. Самостоятельность явно не отрицается, но и не поощряется. Достаточно сказать, что человека, идущего в одиночку, ждет Неизвестность, что само по себе уже страшно.

Удачи вам, будущие мессии и харизматики!

Для этого не нужно иметь ни особого ума, ни образования, ни специального мистического чувства, хотя, конечно, все это иметь желательно. Самое главное - обладать непоколебимой уверенностью в себе и жгучим желанием приобщить человечество к истинной истине.

Для начала нужно обзавестись символом веры и сочинить свою религию - "вторяками" питаются только лохи. А так как не особенно разборчивый электорат уже подобран организациями типа Белое братство и Трудовая Россия, вам придётся попотеть над сетью для уловления душ. И лучше плести ее в тайне, не спеша, одному или в узком кругу будущих патриархов веры

Не советую говорить, что полученный продукт достался вам в наследство от древних египтян, ацтеков, либо утонувшей Атлантиды, все это неоригинально, и не покатит, потому что все древние цивилизации и хорошие места на карте, где могли быть зарыты для вас "золотые скрижали", уже давно поимели ваш конкуренты. Хотя вру, Антарктида еще сохраняет девственность. Кстати, почему бы вам не найти там под двухкилометровым слоем льда какую-нибудь безумно древнюю традицию? Здесь фантазия может разгуляться широко и безнаказанно. Если вас вообще интересует принадлежность к традиции, ведь это же вовсе не обязательно.

Не стоит, однако, сильно напрягаться, лепите откровение из того материала, который имеется под рукой, годится буквально все. Черпайте информацию прямо из эфира, т. е. из воздуха, представьте себя творцом вселенной и дайте своей фантазии "оторваться". Наличие логики не обязательно - вы же не учебник по алгебре пишете. Но и не нужно, подражая Блаватской, увлекаться словоблудием и графоманией. Учение должно быть в меру туманным и достаточно компактным. Все-таки, в век скоростей живем, - современная паства не любит, когда ее сильно "грузят". Это дальше уже по мере необходимости и развития коммерческого успеха можно будет потихоньку подбрасывать дровишек в костер.

Помимо оригинальности учение должно содержать какие-нибудь ритуальные ноу-хау. Придумайте несколько стильных церемоний, раскрасьте их красками, дайте больше эстетики - это хорошо работает. Но помните: если вы хотите добиться настоящего успеха и заработать на этом поприще настоящие бабки, вам самим придётся поверить во всю сочинённую вами лабуду иначе не будет того самого магнетизма, который так гипнотизирует толпу. Поэтому делайте религию только под себя и для себя.

Прежде чем осчастливить мирян новым откровением, я советую вам оповестить своих друзей и знакомых о том, что вас зовет неведомая сила и вы отправляетесь неведомо куда. Оптимальный срок отсутствия 1 год. Это нужно вам, чтобы спровоцировать к себе взрыв интереса. Появившись внезапно, начинайте шокировать окружающих неадекватным поведением: чем неадекватней поведение, тем, соответственно, выше интерес к вашей личности. Тут главное - не перегнуть палку, иначе придется продолжать миссионерскую деятельность в медицинском или исправительном учреждении.

Нелишне заранее поделить глобус на более-менее равноценные куски для награждения ими особо преданных последователей и назначения наместников, ведь вам же нужен весь мир. Если он вам не нужен весь, то либо вы не слишком уверены в себе, либо желание осчастливить все человечество у вас не достаточно жгучее. Так - много денег на ниве сектанства вы никогда не заработаете. Лучше тогда сразу, не теряя времени, заняться недвижимостью или валютными спекуляциями - это железно.

Также не стесняйтесь раздавать своим адептам самые высокие, какие только можно придумать, титулы типа Апостол Вечной Жизни или Яроглобер Западной Сибири. Никто кроме вас их нигде и никогда так не возвысит, следовательно - это укрепит ваш авторитет. Тем более, что ничего другого дать им вы, наверняка, не можете, разумеется, кроме вечной жизни, лучшей кармы... Или, что там у вас?

Ключевым организационным вопросом любой настоящей тоталитарной секты является вопрос о партийных взносах. Определите сразу - кто, когда и сколько в соответствии с создаваемой вами иерархией отчисляет в "общяк"? И как вести себя с несознательными членами паствы, которые будут скрывать свои доходы? Сделайте это заранее, иначе по ходу будут проблемы.

Естественно, не каждый продаст свою квартиру и отдаст вам все свои деньги, но всегда в любой стране есть люди, запрограмированные на самопожертвование. Они-то и являются вашими основными клиентами.

В чем же заключаются две самые трудные проблемы миссионерской деятельности? Прежде всего в умении найти своего клиента в огромной массе пустой и бесполезной породы. А затем "свернуть ему чердак". То есть облучить клиента таким потоком любви, проявить о его чувствах такую неподдельную заботу и так прокачать ему мозги, чтобы он сам добровольно отдал свои материальные ценности и был бы еще при этом бесконечно благодарен вам за предоставленную возможность иметь отношение к великой идее.

Многое зависит, конечно, от самой идеи, но 90 процентов успеха - это ваша психологическая подготовка. Тренируйтесь неустанно и у вас обязательно получится. Начните с ненавязчивого и обаятельного фондрайзинга на улице и в транспорте - это даст неожиданный и полезный опыт. Плох тот проповедник, который не хочет стать пророком. Есть хорошее упражнение для развития пророческого дара. Надо остановиться поперек движения толпы и, сотрясая кистями поднятых к небу рук, громко прокричать, что-нибудь типа: "Все похерено! Вся земля в оргазме",но лучше, конечно, нейтральное:"Люди опомнитесь!". Кто-нибудь обязательно опомнится и потянется к вам. Не бойтесь выглядеть сумасшедшим, ведь это - ваш бизнес. Каждый нормальный человек скрывает в себе какого-нибудь дауна, поэтому многие люди инстинктивно тянутся к сумасшедшим и делают их своими вождями и идолами.

Для развития любви и облучающей способности рекомендую следующее упражнение: Встаньте у зеркала на расстоянии примерно 70 сантиметров, нежно, но без оттенков эротики, посмотрите на свое отражение и как можно более глубоко и сердечно скажите ему: "Я люблю тебя брат (сестра)". Повторяйте это в течение как минимум 10 минут. Сеанс заканчивается легким поцелуем, опять же - без оттенков эротики.

Будет очень неплохо, если вы научите ваших последователей делать это упражнение с вашим портретом.

Д. Шарко,
"Научный Атеизм", 2000

Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

Не ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность. Ошо.

Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь. Ошо.

Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

Умереть за кого-либо, за что-либо - самая лёгкая вещь на свете. Жить для чего-либо - самая трудная вещь. Ошо.

Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Ошо.

Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит. Ошо.

Выйдите из головы и войдите в сердце. Меньше думайте и больше чувствуйте. Не привязывайтесь к мыслям, погрузитесь в ощущения… Тогда оживет и ваше сердце. Ошо

Если вы солгали однажды, то вы будете вынуждены лгать тысячу и один раз, чтобы скрыть первую ложь. Ошо.

Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

Никто не должен следовать ни за кем, каждый должен идти в свою собственную душу. Ошо.

Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей. Ошо.

Не учите других, не старайтесь их изменить. Достаточно уже того, что вы изменитесь сами - это и будет вашим посланием. Ошо.

Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

Не беги от самого себя, ты не можешь быть никем другим. Ошо.

Всё, что пережито, можно перешагнуть; то, что подавлено, перешагнуть невозможно. Ошо.

Единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами Ошо.

Когда вы думаете, что обманываете других, вы обманываете только себя. Ошо.

Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь. Ошо.

Величайший в мире страх - это страх перед мнениями других. В то мгновение, когда ты не боишься толпы, ты больше не овца, ты становишься львом. Великий рев раздается в твоем сердце - рев свободы. Ошо.

Перед тем, как постучаться в нужную дверь, человек стучится в тысячи неверных дверей. Ошо.

Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось. Ошо.

Перестань думать, как бы получить любовь, и начинай отдавать. Отдавая, ты получаешь. Иного пути нет… Ошо

Голова всегда думает о том, как больше получить; сердце всегда чувствует, как больше дать. Ошо.

Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет? Ошо.

Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право. Ошо.

В современных условиях запросто можно заполучить не только собственную партию, но и свою личную религию.

Как это сделать – описывает британское издание «The Economist».

«Хотите основать религию? Не терпится реформировать ослабевающую веру? К вашему вниманию несколько квалифицированных советов, как набрать армию последователей, которая распространит и донесет вашу евангелию спасения и умиротворения до как можно большего количества душ человеческих», - пишет «The Economist».

Для начала, отмечает издание, вы должны осознать, что вряд ли вы достигнете успеха, если пойдете против самой основы человеческой натуры. В целом суть религии заключается в ковке идеального человека или хотя бы удержании его на максимально божественном пути. Но главная изюминка в том, что какая-то противоестественная сила сотворила человека таким образом, что он будет готов следовать именно ВАШИМ идеям для того, чтобы стать этим идеальным слугой божества.

Для этого вам стоит только сделать акцент на "верных" учениях и человек моментально ощутит стимул для душераздирающего процесса самосовершенствования. Именно это успешно и делали некоторые современные силы, в частности политические, которые пытались подтолкнуть своих граждан на путь более социально желанного индивидуального выбора. Вам так же удастся повторить этот сногсшибательный успех. Хотя для этого вам придется немного сдержать свою нелюбовь к этим "нечестивым" ученым и прислушаться к их тирадам, не смотря на их бесконечное желание увести человеческую душу от вашего божественного деяния.

Как и при управлении, государством, главная забота - поощрять сотрудничество и сплоченность вашей, так сказать, паствы: в долгосрочной перспективе именно сплоченность становится залогом успеха. Для этого стоит позаботиться об ограничении количества настоящих и потенциальных "прогульщиков" богоучения. И хотя люди по природе склонны к такому отсеиванию, все-таки существует пару трюков, которые помогут вам ускорить этот процесс.

Во-первых, следует акцентировать на персональном боге, а не на боге, как какой-то неопределенной жизненной силе. Согласно исследованиям, люди, которые исповедуют персональную божественность, склонны к более строгому осуждению моральных согрешений, что автоматически делает их намного более склонными к следованию и выполнению определенных правил. Возможно, так происходит в силу того, что они ощущают некую убежденность, что за ними беспрестанно кто-то наблюдает и штампует их вклады (или же их отсутствие) и награды (или наказания) во всеобъемлющем божественном дневнике.

Кстати акцентировать, только, лишь на перспективе наказания за провинности – тоже неплохая идея: похоже, что в людях этот страх заложен от рождения. Тем не менее, не забывайте, что степень наказания за провинность должна быть соразмерна совершенному греху: не стоит забрасывать камнями и жечь на костре человека, который выбросил упаковочку от мороженного на тротуар. В противном случае люди возмутятся против несправедливости и перестанут исповедовать ваше евангелие.

«Ключом к разгадке всего выше сказанного является не что иное, как символизм. Учитывая это, вам стоит непременно создавать иллюзию присутствия «глаз» (конечно, не огромного их количества, ведь, в конце концов, ваши последователи могут испугаться, и, не дай бог, еще взбунтоваться). Но даже самый тонкий намек на присутствие этих вездесущих «глаз» может усилить сотрудничество и взаимопонимание вашей «паствы». Возможно, так происходит в силу того, что на неосознанном уровне люди ассоциируют взгляд ока с каким-то сверхъестественным стражем или же, потому что люди меньше сопротивляются сотрудничеству, когда они видят или ощущают присутствие других.

Как бы там не было, для вас это не играет существенной роли. Главное, чтобы вы, верно, использовали присутствие этих глаз, как и наши предки, которые, похоже, заметили их необычайное влияние и поместили на купюры портреты (или даже глаз на пирамиде на американских долларах), которые пристально смотрят на вас.

Конечно, символизм и глаза – это хорошо, но все-таки следует задуматься о более четких действиях. Это особенно важно при формировании ритуалов. Некая скованность присущая процессу человеческого мышления, означает, что ваш выбор находится где-то между возложением надежд на редкий, но весьма травматический опыт, как, например, подобие отвратительных первобытных обрядов, с одной стороны, и частые, повторяющиеся учения, с другой. У каждого свои преимущества. Травматический опыт обеспечивает очень ясное представление, что к нему относится, как и идентичность его участников. Ясно, что такие опыты не должны быть ежедневной нормой, иначе физическая и психологическая уверенность людей будет окончательно подорвана и они станут бунтовать. Если же вы не перестараетесь, то такой травматический опыт станет мощным связывающим звеном вашей группы, в которой участники могут дойти даже до того, чтобы отдать свою жизнь «за того брата» - более близкое сотрудничество тяжело представить. (Теперь понятно, почему в армии и в различных группировках применяется в точности такая же тактика, акцентирования на болезненных ритуалах и опыте).

Безусловно, когда размеры вашей конгрегации начинают увеличиваться быстрыми темпами, такие запреты стает намного тяжелее воплотить в жизнь. Поэтому, ортодоксальность должна быть изложена настолько четко, насколько это возможно, дабы ограничить спектр доктринального инакомыслия. Дело в том, что, как бы вам не хотелось, но ваши последователи могут легко утомиться от постоянного повторения. Поэтому вам придется найти такой необходимый баланс между скучным доктринером и допускающим слишком много свободы интерпретации, не забывая о своенравных схизматиках, готовых в любой момент подлить масла в огонь.

Один из вариантов, как устранить эту опасность – это проводить такие ритуалы, которые будут захватывающими и запоминающимися, но в позитивном смысле. Но поскольку эйфорические ритуалы запоминаются хуже, чем травматические, вам придется повторять их вновь и вновь (хотя не слишком часто, ибо в противном случае тяга к свободе интерпретации будет неустанно возрастать). По словам ужасных ученых-антихристов, один раз в год достаточно с лихвой.

Еще один вариант – это дать маленьким группам делать свое дело, как поступает католическая церковь с вызывающими суеверный страх инсценировками страстей Христовых на Филиппинах. Такие ритуалы привносят новую энергию в конгрегацию, как в целое, и удерживают потенциальных раскольников от всяких «греховных глупостей» .

Кстати, дабы вы не забывали, все вышеупомянутые советы будут действенны, только, лишь в том случае, если вы действительно долго и нудно посвятите себя распространению своего учения. У этих псевдо-религийных культов, охотящихся за человеческой легковерностью или хотя бы у их начинателей, обещающих быстрое спасение, конечно, имеются шансы моментально преуспеть. Но, как и у любой схемы Понци, в один прекрасный день они обречены на провал; вокруг столько наивных.

Ваша же религия, с другой стороны, направленная на спекуляцию глубокими человеческими наклонностями, будет пышно разрастаться независимо от времени – ну или до тех пор, когда человеческая натура вдруг кардинально трансформируется, что вряд ли случится в ближайшем будущем. Так что ожидайте своего завоевания земли.

Loading...Loading...