Климент Охридский. Возможно, он создал кириллицу

Значение КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Климент Охридский, Болгарский (+ 916), епископ, святитель.

По происхождению славянин, был учеником святых Кирилла и Мефодия. После изгнания из Моравии славянские исповедники свв. Ангеляр, Климент и Наум прибыли в Болгарию, где их встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.

Вскоре св. Ангеляр скончался, а св. Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице — области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Св. Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей».

В Болгарии св. Климент исполнял должность учителя до 893 г. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Св. Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 г. св. Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а его место занял св. Наум. Позже переселился в город Охрид, ставший центром его неустанных архипастырских и учительских трудов.

Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. Трудился святитель во славу Божию до глубокой старости, исполняя и епископское служение, и продолжая переводческую деятельность. Он мирно отошел ко Господу 17 июля 916 г. Тело святителя было погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре.

Святитель Климент считается первым славянским писателем. Он не только продолжил переводческое дело, начатое свв. Кириллом и Мефодием, но и оставил свои писательские труды — первые образцы славянской духовной литературы. Согласно летописям, св. Климент создал славянскую азбуку. По мнению большинства современных учёных, именно эта азбука и получила название « кириллица », тогда как Кирилл и Мефодий создали глаголицу.

Словесы наставил еси языки в веру Христову, / делы же возвысил еси себе к Божественней жизни, / святителю Клименте равноапостольне, / чудесы сияя приступающим к тебе верно / и знаменьми озаряя Церковь преславно, / сего ради честную твою память славим.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6676.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Климент_Охридский

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Охридский (Величский или Словенский) (около 840-916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы. Как ученик и ближайший сподвижник Кирилла …
  • КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (Величский, Словенский) (ок. 840-916), первый славянский писатель, просветитель, ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия. Создавал в Охриде школы для детей, а …
  • КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ
    (Величский или Словенский) (ок. 840-916) славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы; создал охридскую литературную школу, занимавшуюся переводами. Религиозно-дидактические …
  • КЛИМЕНТ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (снисходительный, милостивый; Филип. 4:3) - на него указывает ап. Павел в означенной цитате, как на одного из сотрудников, имена которых …
  • КЛИМЕНТ в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Clemens) (в миру Ипполито Альдобрандини Ippolito Aldobrandini) (1536-1605), папа Римский с 1592. Кардинал и легат в Польше (1585). После …
  • КЛИМЕНТ
    митрополит тырновский; ум. в 1901 …
  • КЛИМЕНТ
    КЛИМ́ЕНТ СМОЛЯТИЧ (? - после 1164), митрополит Киевский в 1147-59 (в 1155-58 был изгнан из Киева), др.-рус. писатель. Широко образованный …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛ́ИМЕНТ РИМСКИЙ (Clemens Romanus), христ. епископ в Риме (вероятно, третий после апостола Петра), отец Церкви (1 в.). С его именем …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛИМ́ЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (? - до 215), христ. богослов и писатель, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христ. веры; …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛИМ́ЕНТ V (Clemens) (?-1314), папа Римский с 1305. Под давлением франц. короля Филиппа IV перенёс свою резиденцию в 1309 в …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛИМ́ЕНТ Охридский (Величский или Словенский) (ок. 840-916), слав. просветитель, ученик и ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия. Один из основоположников др.-болг. …
  • КЛИМЕНТ
    ? митрополит тырновский; ум. в 1901 …
  • КЛИМЕНТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • КЛИМЕНТ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, клим, …
  • ОХРИДСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    `охридский (от …
  • ОХРИДСКИЙ
    охридский (от …
  • КЛИМЕНТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Климент, (Климентович, …
  • ОХРИДСКИЙ в Орфографическом словаре:
    `охридский (от …
  • КЛИМЕНТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Анкирский (Многострадальный) (ум. 312), епископ Анкирский, священномученик, пострадавший в гонение императоров Диоклетиана и Максимиана. После неоднократного заключения в тюрьму был …
  • НАУМ ОХРИДСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Наум Охридский (+ 910), равноапостольный. Память 20 июня, в числе Седмочисленников Ученик святых …
  • КЛИМЕНТ РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент I (Clemens Romanus) (+ 101), епископ Римский, священномученик. Память 25 ноября …
  • КЛИМЕНТ АНКИРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент Анкирский (258 - ок. 312), епископ, священномученик. Память 23 января. …
  • ГРИГОРИЙ ОХРИДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорий Мудрый (+ 1012), епископ Охридский , святитель. Память 8 января (Болг., Серб.) …
  • АНГЕЛЯР ОХРИДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ангеляр (или Ангеларий) Охридский (1-я пол. IX в.- ок. 866), пресвитер, святой …
  • КЛИМЕНТ ТЫРНОВСКИЙ (В МИРУ ВАСИЛИЙ ДРУМЕВ)
    Климент Тырновский - митрополит, болгарский писатель и церковный деятель (1841 - 1901), в миру Василий Друмев. Учась в одесской духовной …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Климент Смолятич - русский церковный писатель (начало XII века - после 1164 г.). Посвящение Климента в митрополиты связано с чрезвычайно …
  • КЛИМЕНТ (В МИРУ КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ЗЕДЕРГОЛЬМ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Климент, в миру Константин Карлович Зедергольм - иеромонах Оптинского скита, духовный писатель (умер в 1878 г.), сын реформаторского суперинтенданта. Окончил …
  • ВАСИЛИЙ ОХРИДСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василий Охридский, то есть уроженец города Охриды - церковный писатель, митрополит Солунский в середине XII века, автор канонических трактатов и …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 14 пап и 3 антипап.Климент I — см. Климент святой.Климент II (1046-1047, Суидгар, епископ бременский) — возведен на престол …
  • КЛИМЕНТ, РИМСКИЕ ПАПЫ И АНТИПАПЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? имя 14 пап и 3 антипап. Климент I ? см. Климент святой. Климент II (1046?1047, Суидгар, епископ бременский) ? …
  • НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-02 Time: 16:14:49 __NOTOC__ Святитель Николай Сербский (1880—1956) (Николай Велимирович), епископ Охридский и Жичский, видный богослов и религиозный философ.- …
  • ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковнославянский язык Под именем …
  • ФИЛОРОМ ГАЛАТИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филором Галатийский (IV в.), исповедник, преподобный. Память 9 марта. Жил и подвизался …
  • ФЕОДОТИЯ РИМСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодотия (III), святая. Память 2 января . Мать святых братьев бессеребреников …
  • ФЕОДОТ КИРИНИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодот (+ 315 / 326) , епископ Киринийский, священномученик. Память 2 марта …
  • УЛЬФИАН ТИРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульфиан Тирский (+ 306), мученик. Память 3 апреля. Был умучен за Христа в …
  • ТИБАЛЬД ПАННОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тибальд Паннонский (+ 304), мученик. Память 28 апреля. Был славянином из Паннонии. …
  • СТЕФАН ПЕРВОВЕНЧАННЫЙ
  • СТЕФАН ВЛАДИСЛАВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Владислав (+ 1239 / 1243 /не ранее 1253 ), король Сербский, святой. …
  • РОМИЛ РАВАНИЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ромил Раваницкий (+ ок. 1375), преподобный. Память 16 января (Греч., Серб.). Родился в Видине …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • ПОЛИЕВКТ МЕЛИТЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Полиевкт Мелитенский (+ 259), воин, мученик. Память 9 января Святой Полиевкт был первым мучеником …
  • ПЕТР КОРИШСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петр Коришский (XIII в.), преподобный. Память 5 июня Славянин по происхождению, родом из села …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо.
  • НИКОЛАЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николай (Велимирович) (1880 - 1956), епископ Охридский и Жичский, святитель, организатор православного …

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ (около 835/840 - 916, Охрид, ныне на территории Македонии), епископ Величский (Дремвицкий, Драговичский, Словенский), просветитель, ученик и последователь Кирилла и Мефодия, создатель охридской книжной школы.

Согласно агиографическим источникам (не всегда надёжным), Климент Охридский входил в число учеников Мефодия ещё в бытность того в 850-е годы главой славянской архонтии (княжества), позднее находился вместе с ним в монастыре Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Климент Охридский сопровождал Константина (Кирилла) и Мефодия в Моравию, затем в Рим, где весной 868, по всей видимости, был рукоположен в сан священника и получил духовное имя в честь епископа Римского святого Климента I, при обретении мощей которого в Корсуни (Херсонесе) он присутствовал. После смерти Кирилла Климент Охридский вместе с Мефодием отправился в Паннонию, сопровождал Мефодия во время его швабского заточения, принимал активное участие в переводческой деятельности своего учителя. После смерти Мефодия Климент Охридский совместно с другим учеником Мефодия Гораздом защищал славянское богослужение от нападок немецкого духовенства, за что в конце 885 в числе учеников славянских просветителей подвергся гонению.

Климент Охридский. Икона из церкви Святого Климента в Охриде. 14 век.

В 886 Климента Охридского и его спутников охотно принял болгарский князь Борис I и вскоре отправил Климента Охридского в качестве дидаскала (учителя в священном сане) на юго-запад Болгарии для обучения болгар славянской письменности. Для этого были открыты училища в Охриде, Деволе, Главинице и др. По замыслу Бориса I, надлежало постепенно заменить греческий язык как язык богослужения и администрации на славянский. Центром просветительской деятельности стал основанный Климентом Охридским близ Охрида монастырь Святого Пантелеймона. Источники сообщают о тысячах учеников Климента Охридского. В 893 на церковно-народном соборе, созванном болгарским царём Симеоном в новой столице Преславе, было принято официальное решение о смене литургического языка. Тогда же (893-894) состоялась епископская хиротония Климента Охридского (местоположение и границы его епархии устанавливаются лишь приблизительно).

Климент Охридский писал на созданной Кириллом и Мефодием глаголице. Предположение о том, что Климент Охридский был создателем кириллицы, маловероятно. Его литературная и переводческая деятельность совершалась в тесном сотрудничестве с другими ближайшими учениками святых Кирилла и Мефодия, в первую очередь с Константином Преславским и Наумом Охридским. В результате не позднее середины 910-х годов в Болгарии создан полноценный славяноязычный аналог византийского корпуса церковных книг, включающего литургические, гомилетические и агиографические тексты, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия. Наиболее значителен вклад Климента Охридского в развитие славянской гомилетики и гимнографии. Сохранилось не менее 16 похвальных и учительных слов с его именем в заглавии, общее же число атрибутируемых ему с разной степенью вероятности сочинений этих жанров приближается к 100. Ряд учительных слов Климента Охридского представляют собой образцы проповедей к разным праздникам и к дням памяти святых. В последней четверти 20 - начале 21 века было выявлено большое количество (не менее 50) оригинальных гимнографических сочинений Климента Охридского для Минеи и Октоиха, снабжённых акростихом с именем автора, в том числе установлено авторство Климента Охридского в отношении одной из редакций Минеи общей (сборника служб отдельным ликам святых).

На рубеже 10-11 веков переводы и оригинальные сочинения Климента Охридского попали на Русь. Его гимнографические и гомилетические сочинения оказали большое воздействие на творчество позднейших средневековых славянских, в том числе русских, авторов.

Почитание Климента Охридского началось вскоре после его смерти, когда его учениками были написаны служба ему, стилистически чрезвычайно близкая к гимнографическим творениям самого Климента Охридского, и житие (не сохранилось). На протяжении 11-14 веков создавались греческие службы Клименту Охридскому, позднее переведённые на славянский язык. Мощи Климента Охридского были перенесены из разрушенного собора монастыря Святого Пантелеймона в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде. Климент Охридский особо почитается в современной Болгарии и Македонии, его именем названы университеты и библиотеки. Дни памяти Климента Охридского - 27 июля (9 августа) (по календарю Русской православной церкви), 27 июля (9 августа) и 25 ноября (8 декабря) (по календарю Болгарской православной церкви); в Римско-католической церкви - 27 июля.

Соч.: Събрани съчинения. София, 1970-1973. Т. 1-3; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски. Живот и творчество. София, 1988. С. 160-169; Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих святого Климента, архиепископа Охридского. М., 2006. С. 39-211.

Лит.: Туницкий Н. Л. Святой Климент, епископ Словенский. Его жизнь и просветительская деятельность. Сергиев Посад, 1913; он же. Материалы для истории, жизни и деятельности учеников святых Кирилла и Мефодия. Сергиев Посад, 1918; Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000; Климент Охридский: библиография, 1945-1980. София, 1980.

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - епи-скоп Ве-лич-ский (Дрем-виц-кий, Драгóвичский, Сло-вен-ский), про-све-ти-тель, уче-ник и по-сле-до-ва-тель Ки-рил-ла и Ме-фо-дия , соз-да-тель ох-рид-ской книж-ной шко-лы.

Согласно агиографическим источникам (не всегда надёжным), Климент Охридский входил в число учеников Мефодия ещё в бытность того в 850-е годы главой славянской архонтии (княжества), позднее находился вместе с ним в монастыре Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Климент Охридский сопровождал Константина (Кирилла) и Мефодия в Моравию, затем в Рим, где весной 868 года, по всей видимости, был рукоположен в сан священника и получил духовное имя в честь епископа Римского святого Кли-мен-та I , при об-ре-те-нии мо-щей ко-то-ро-го в Кор-су-ни (Хер-со-не-се) он при-сут-ст-во-вал.

После смерти Кирилла Климент Охридский вместе с Мефодием отправился в Паннонию, сопровождал Мефодия во время его швабского заточения, принимал активное участие в переводческой деятельности своего учителя. После смерти Мефодия Климент Охридский совместно с другим учеником Мефодия Гораздом защищал славянское богослужение от нападок немецкого духовенства, за что в конце 885 года в числе учеников славянских просветителей подвергся гонению.

В 886 году Климента Охридского и его спутников охотно принял болгарский князь Борис I и вскоре отправил Климента Охридского в качестве дидаскала (учителя в священном сане) на юго-запад Болгарии для обучения болгар славянской письменности. Для этого были открыты училища в Охриде, Деволе, Главинице и др. По замыслу Бориса I, надлежало постепенно заменить греческий язык как язык богослужения и администрации на славянский. Центром просветительской деятельности стал основанный Климентом Охридским близ Охрида монастырь Святого Пантелеймона.

Источники сообщают о тысячах учеников Климента Охридского. В 893 году на церковно-народном соборе, созванном болгарским царём Симеоном в новой столице Преславе, было принято официальное решение о смене литургического языка. Тогда же (893-894 годы) состоялась епископская хиротония Климента Охридского (местоположение и границы его епархии устанавливаются лишь приблизительно).

Климент Охридский писал на созданной Кириллом и Мефодием глаголице. Предположение о том, что Климент Охридский был создателем кириллицы, маловероятно. Его литературная и переводческая деятельность совершалась в тесном сотрудничестве с другими ближайшими учениками святых Кирилла и Мефодия, в первую очередь с Кон-стан-ти-ном Пре-слав-ским и Наумом Охридским. В результате не позднее середины 910-х годов в Болгарии создан полноценный славяноязычный аналог византийского корпуса церковных книг, включающего литургические, го-ми-ле-тических иагиографические тексты, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия.

Наиболее значителен вклад Климента Охридского в развитие славянской гомилетики и гим-но-гра-фических сочинений Климента Охридского для Минеи и Октоиха, снабжённых акростихом с именем автора, в том числе установлено авторство Климента Охридского в отношении одной из редакций Минеи общей (сборника служб отдельным ликам святых).

На рубеже X-XI веков переводы и оригинальные сочинения Климента Охридского попали на Русь. Его гимнографические и гомилетические сочинения оказали большое воздействие на творчество позднейших средневековых славянских, в том числе русских, авторов.

Почитание Климента Охридского началось вскоре после его смерти, когда его учениками были написаны служба ему, стилистически чрезвычайно близкая к гимнографическим творениям самого Климента Охридского, и житие (не сохранилось). На протяжении XI-XIV веков создавались греческие службы Клименту Охридскому, позднее переведённые на славянский язык. Мощи Климента Охридского были перенесены из разрушенного собора монастыря Святого Пантелеймона в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде.

Климент Охридский особо почитается в современной Болгарии и Македонии, его именем названы университеты и библиотеки. Дни памяти Климента Охридского - 27 июля (9 августа) (по календарю Русской православной церкви), 27 июля (9 августа) и 25 ноября (8 декабря) (по календарю Болгарской православной церкви); в Римско-католической церкви - 27 июля.

Сочинения:

Събра-ни съчи-не-ния. Со-фия, 1970-1973. Т. 1-3

Стан-чев К., По-пов Г. Кли-мент Ох-рид-ски. Жи-вот и твор-че-ст-во. Со-фия, 1988. С. 160-169

Кра-ше-нин-ни-ко-ва О.А. Древ-не-сла-вян-ский Ок-то-их св. Кли-мен-та, ар-хи-епи-ско-па Ох-рид-ско-го. М., 2006. С. 39-211.

Иллюстрация:

Кли-мент Ох-рид-ский. Ико-на из це-рк-ви Свя-то-го Кли-мен-та в Ох-ри-де. 14 в. Архив БРЭ.

- (Величский или Словенский) (около 840‒916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы. Как ученик и ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия участвовал вместе с ними в Моравской миссии (863). После изгнания из… …

КЛИМЕНТ Охридский - (Величский или Словенский) (ок. 840 916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы; создал охридскую литературную школу, занимавшуюся переводами. Религиозно дидактические сочинения с элементами гражданской и … Энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ Охридский - (Величский или Словенский) (ок. 840 916) славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы; создал охридскую литературную школу, занимавшуюся переводами. Религиозно дидактические сочинения с элементами гражданской и… … Большой Энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - (Величский, Словенский) [ок. 840 27.7.916, Охрид], первый слав. писатель, просветитель, ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия, с 863 участвовал вместе с ними в Моравской миссии. После изгнания из Моравии нем. духовенством (886) был послан болг.… … Российская педагогическая энциклопедия

Климент Охридский - (Величский, Словенский) (ок. 840 916) первый славянский писатель, просветитель, ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия. Создавал в Охриде школы для детей, а также училища для взрослых с преподаванием на славянском языке, готовившие… … Педагогический терминологический словарь

Климент Охридский - (ок. 840 916) слав. просветитель, один из наиб. близких учеников и сподвижников Кирилла и Мефодия, участник Моравской миссии, а после смерти своих учителей ревностный продолжатель дела утверждения слав. письменности и христ. культуры. К. О. много … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Святой Климент Охридский (антарктическая станция) - У этого термина существуют и другие значения, см. Святой Климент Охридский. Болгария в Антарктике Святой Климент Охридский Лагерь Академия Экспедиция Тангра 2004/05 … Википедия

Святой Климент Охридский - Святой Климент Охридский: Святой Климент Охридский (840 916) первый епископ Болгарии, признан святым. Святой Климент Охридский болгарская полярная станция в Антарктике … Википедия

Климент - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Климент (в православной традиции Климент) мужское имя древнеримского происх … Википедия

Климент - Охридский (Величский или Словенский) (около 840 916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы. Как ученик и ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия (См. Кирилл и Мефодий) участвовал вместе с ними в… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства , . В книге предложен своеобразный "детектор лжи", то есть новая методика определения авторства тех или иных повествовательных текстов. В основу методы положена процедура трансформации текста в… Купить за 660 руб
  • Русское богословие. Традиция и современность , . Сборник составлен на основе материалов секции русского богословия, работавшей в рамках ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в 2009 и…

9 августа по новому стилю православная Церковь чтит память выдающегося просветителя Словенского, равноапостольного епископа Охридского Климента. Климент был, пожалуй, самым плодовитым писателем раннего болгарского Средневековья, оставившим после себя несколько десятков похвальных слов и поучений. Он был учеником и сподвижником Мефодия, кроме того, он входил в круг книжников, составивших пространное житие славянского первоучителя Кирилла. Климент в значительной степени способствовал утверждению христианства среди славян на Балканах.

О детстве и юношеских годах Климента почти ничего не известно. Предполагается, что родился он примерно в 840 году. «Охридская легенда», составленная, по всей видимости, в начале 13 века епископом Охридским Димитрием Хоматианом, указывает, что родом Климент был «из европейских мизян, под которыми многие подразумевают болгар». Отсюда можно заключить, что Климент, скорее всего, был славянином из Болгарского царства. Точное происхождение его семьи установить не удалось, однако многие исследователи полагают, что семья Климента была родом из Македонии. Впоследствии именно туда болгарский царь направил Климента для создания там славянской Церкви. Македонское происхождение Климента подтверждает и тот факт, что он прекрасно владел и греческим языком (о чём свидетельствуют его переводы): в то время входившая в состав Болгарского царства Македония была двуязычной провинцией.

Согласно «Охридской легенде», Климент «с младенчества проникся Божественным законом, вёл жизнь строго, как велит Евангелие». Там же говорится о том, что он возлюбил «иноческое и девственное житие». В другом источнике, «Пространном житии», составленном в начале 12 века архиепископом Охридским Феофилактом, сообщается, что Климент «взял себе за образец для подражания великого Мефодия, поскольку знал его жизнь, как никто другой, и следовал за ним с ранней своей юности, и собственными глазами видел всё, что делал его учитель». Отсюда можно заключить, что сотрудничество Климента с Мефодием началось уже в конце 60-х годов 9 века. В это время Мефодий, как предполагается, находился в северо-западной части Малой Азии в монастыре Полихрон. Там же, видимо, находился и Климент. Вскоре в монастырь прибыл и брат Мефодия Кирилл (в то время он ещё носил имя Константин). Встреча с Кириллом, уже пользовавшимся славой выдающегося учёного и дипломата, произвела на Климента огромное впечатление. Позже в похвальном слове Кириллу Климент обращался к нему как к своему наставнику.

Кирилл и Мефодий провели в монастыре несколько лет, не считая некоторых перерывов для дипломатических поездок, например, в Хазарию. В это время они, по всей видимости, и работали над созданием славянской азбуки и над переводами греческих книг на славянский язык. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что в 863 году, если не раньше, славянский алфавит уже существовал. Известно также, что Кирилл и Мефодий работали в монастыре вместе с группой учёных и переводчиков.

В эту группу, очевидно, входил и Климент, знавший и славянский, и греческий языки. Высказываются предположения, что Климент сопровождал Кирилла и Мефодия в их посольской поездке в Хазарию, в ходе которой были обнаружены мощи сосланного в Тавриду Папы Римского Климента (правда, через несколько веков после перенесения мощей в Рим их подлинность не подтвердилась).

О периоде жизни Климента с 863 по 868 год источники ничего не говорят. Затем упоминается о том, что он сопровождал Кирилла и Мефодия в их поездке в Рим, куда они доставили обнаруженные в Крыму мощи Папы Римского Климента. В Риме посланникам был оказан радушный приём, и в марте 868 года Папа Римский Адриан Второй узаконил славянский язык в качестве богослужебного. Торжественно, в 3 этапа, прошли богослужения в римских церквях. Славянские богослужебные книги были внесены в церковь Санта-Мария Маджоре, где была отслужена обедня. Затем ученики Кирилла и Мефодия, среди которых упоминается и Климент, были рукоположены в священники двумя римскими епископами. Эти новые священники на следующий день отслужили на церковно-славянском языке литургию в соборе святого Петра, в церквях святой Петронилы и святого Андрея, а также в соборе святого Павла. Источники упоминают, что Мефодия в священники рукоположил сам Папа. А в следующем, 869 году Папа Римский рукоположил Мефодия в архиепископы Паннонии и направил его туда в качестве папского легата. За ним в Венгрию, входившую тогда в состав Великой Моравии, последовал и Климент. Однако в Моравии давние недруги Мефодия, франкские священники, приняли нового папского посланника враждебно, опасаясь утратить своё исключительное положение. Кроме того, в отличие от Мефодия, они уже приняли добавление к Символу веры об исхождении Святого Духа «и от сына». (Кстати, Рим утвердил этот догмат лишь в 11 веке.) Вопрос об этом добавлении к Символу веры становился постепенно главным в догматических спорах между Греческой и Латинской Церквями.

Об одном из диспутов по этому вопросу, состоявшемся уже после смерти Мефодия в 885 году, сообщает «Пространное житие». Греческую церковь представляли преемник Мефодия Горазд и Климент. Они дважды изложили греческие воззрения на святую Троицу. Сначала - в обращении к франкскому духовенству, а затем – в обращении к князю Святополку. Святая Троица, по мнению Климента, это три ипостаси единой субстанции, «Бог един в трёх ипостасях». Бог не имеет ни начала, ни конца. Он непреходящ, не зависим от времени, неизменен в бытии; Он существует вечно. Учение западных богословов о том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, Климент считает попыткой разложить единую субстанцию на два первоначала. «Святой Дух, – утверждает Климент, – не происходит от двух начал: Он – един и из одного Начала. Отец есть Начало, и Он стоит над всяким предвечным Началом».

Диспут, однако, уже вскоре вылился в потасовку и завершился победой франкской партии. Ученики Мефодия (примерно 200 священников и дьяконов) теперь подверглись государственным преследованиям. Те, что были помоложе, были проданы в рабство и отправлены в Венецию, прочие были зверски избиты и изгнаны. Пятеро же руководителей, среди них и Климент, были брошены в заточение. Впрочем, вскоре и им было велено покинуть пределы Моравии. Зимой 886 года Климент прибыл в Белград, входивший тогда в состав Болгарского царства.

Изгнание Климента и его сподвижников из Моравии означало конец кирилло-мефодиевской традиции в этом княжестве. Однако будущее славянскому богослужению было обеспечено в других краях. Кирилло-мефодиевскую культурную традицию спасли для Европы и славянства болгары. Их заслугой стало то, что они обогатили эту традицию на собственной почве и в нужный час передали её другим народам (русскому, сербскому, румынскому), принадлежавшим к единой культуре Византийского Содружества.

Болгарский царь Борис был рад появлению славянских проповедников в Плиске, куда из Белграда прибыли Климент и его товарищи. Борис разместил их, как важных вельмож, и часто принимал их в своём дворце. Вскоре Климент отправляется проповедовать в Македонию, где он, будучи македонцем и искусным проповедником, должен был способствовать культурной ассимиляции этой провинции в Болгарское царство. Деятельность Климента проходила, в основном, в городах Охриде, Деволе и Главенице. Через 7 лет после прибытия в Македонию Климент получил сан епископа.

В Македонии Климент развернул активную деятельность. Он окормлял христиан, но немалую часть своего времени он уделял также проповеди Евангелия язычникам. Климент занимался также обучением детей славянской грамоте. Примечательно, что, обучая детей, он мог одновременно читать и «писать книги». Самые способные из детей становились его избранными учениками. Им он давал и богословские знания, подготавливая к рукоположению. «Пространное житие» говорит, что общее число его учеников составило 3 с половиной тысячи.

В Охриде Климент основал монастырь святого Пантелеймона. В последние годы жизни, обременённый епископскими обязанностями, он часто удалялся туда для отдыха и молитвы. В 893 году Климент был направлен епископом в Драгвисту или Велицу, где он провёл 23 года. До сих пор попытки локализовать это епископство так и не увенчались успехом. Эти годы жизни Климента описаны в житиях весьма скупо. Новый епископ усердно исполняет свои обязанности, не забывая и о своём проповедническом призвании. Главную же свою цель Климент усматривал в подготовке местного духовенства для отправления богослужений на славянском языке.

В «Охридской легенде» содержится загадочное и вызывающее до сих пор немало споров утверждение, что Климент «искусно изобрёл другие очертания букв, дабы сделать их понятнее, нежели те, кои мудрый Кирилл создал». И этими буквами «записал он всё Священное Писание, и похвальные слова, и жития мучеников и святых, и к тому же ещё священные гимны». Изобрёл ли Климент новый алфавит или же только упростил уже существовавший? Этот вопрос приобретает особое значение в связи с тем, что ранние церковно-славянские рукописи написаны двумя совершенно различными видами письма – глаголицей и кириллицей. Глаголица – более сложная, это абсолютно самостоятельное изобретение. Кириллица же – это переработка греческого алфавита с добавлением нескольких новых знаков. Сегодня считается общепринятым мнение, что глаголицу изобрёл Кирилл, а кириллица является плодом трудов, предпринятых учениками Мефодия в Болгарии. Поэтому многие учёные полагают, что автором второго славянского алфавита (кириллицы) вполне мог быть Климент.

В старости Климент, утомлённый жизнью, хотел отказаться от епископства, чему воспротивился болгарский царь Симеон. Тогда Климент поселился в Охриде, в основанном им монастыре святого Пантелеймона, откуда он и управлял своей епархией. Здесь же он и умер в 916 году, дожив почти до 80-летнего возраста. Охрид, который Климент превратил в центр славянского христианства, неразрывно связан с его именем. Климент Охридский сыграл выдающуюся роль в духовном возрождении славянства. Благодаря ему славяне «вошли в число великих народов, возносящих хвалу Господу на своём родном языке». За это равноапостольный епископ Охридский Климент и пользуется особым почтением.

Loading...Loading...