Когда мужика понесло. Философы о природе женщин

Особое место в общемировой философии занимает женская философия. В списках знаменитых философов женские имена практически не встречаются, но их вклад в развитие науки является достаточно большим и значимым, чтобы выделить для него отдельную нишу.

Особенности женской философии

Женская философия не может быть похожей на философию мужчин. Физическая и психическая разница между полами формирует у женщин особый подход к осознанию себя, своего места в мире и главных жизненных ценностей.

Главные ценности женщины

Основная потребность для каждой женщины - ощущение себя любимой и желанной. Гендерная роль предписывает ей стремиться к созданию семьи. Именно внутри семьи реализуется потребность в принятии. Забота о семье и муже позволяет чувствовать себя нужной.

Большинство женщин, среди своих основных ценностей, выделяют:

  • любовь;
  • материнство;
  • красоту;
  • здоровье;
  • финансовую стабильность;
  • самореализацию.

Мужчины в аналогичном опросе на первое место ставят финансовое благополучие. Эта разница обусловлена отличиями межполовой психологии. Однако в современном мире, строгие рамки социальных ролей стремительно стираются. Изменения в социальной политике позволяют женщинам одновременно играть свою традиционную роль и примерять на себя мужскую, становясь главным добытчиком в семье. Такие изменения, влияющие на саму основу взаимоотношений, становятся главной темой современной женской философии.

Особенности женского взгляда на мир

В течение жизни женщина выполняет разные социальные роли, которые влияют на ее мировоззрение и формируют личность. К ним относятся:

  • дочь;
  • сестра;
  • жена;
  • мать;
  • ученица;
  • работница;
  • подруга.

Переходя с одной ступени развития на другую, женщина получает жизненный опыт, который влияет на ее отношение к миру, своей жизни, жизненной цели и другим ключевым вопросам.

Поскольку долгое время роль женщины в социуме была пассивно-наблюдательной, это не могло не отобразиться на ее взглядах. В противовес мужчинам, культивирующим идеи активного исследования мира и преобразования его под свои нужды, женщины чаще занимают позицию немого созерцателя. В этом случае, невмешательство в процессы изменения общества позволяет взглянуть вглубь и разобраться в сути явления. На основании таких наблюдений часто рождаются новаторские идеи, которые в свою очередь позволяют влиять на социум ненасильственными методами.

Женщины и красота

В течение всего времени развития человеческой цивилизации, формировались и закреплялись стереотипы о красоте, как основной женской ценности и призвании. Стандарты красоты изменяются под влиянием политической и социологической ситуации в мире, но потребность в идеале остается неизменной.

Красота как оружие

Философии о женщинах характеризуется тем, что мужчины и женщины имеют разные варианты развития личности и разное предназначение. Особенность социальной роли мужчины - быть добытчиком и защитником. Женщине отводится роль хранительницы очага. Мужчина завоевывает и доминирует в отношениях, а женщина уступает и находится под его защитой.

Если оружие мужчины - его физическая сила, финансовая состоятельность и высокий статус в обществе, то оружие женщины - ее внешность. С помощью красоты она может добиться более высокого положения, получить различные привилегии.

Красота как ценность

В основе взаимоотношений находится идея о единении двух противоположностей. Сильный активный мужчина и слабая пассивная женщина вместе создают гармоничный союз. Чтобы получить возможность для создания союза (в понимании современного общества - нуклеарной семьи), женщина должна обладать необходимыми качествами. Одно из них - физическая красота.

Модельная внешность является главной ценностью для женщины любого возраста, национальности и социального статуса. Потеря красоты вследствие несчастного случая, заболевания или в силу возрастных изменений в организме может стать причиной апатии, депрессии и даже самоубийства. Поэтому один из ключевых вопросов женской философии - концепт красоты и ее роль в жизни женщины.

Миф о красоте

Современное восприятие красоты претерпевает серьезные изменения. Икона феминизма третьей волны Наоми Вульф в своей знаменитой работе «Миф о красоте» рассматривает красоту, как социальный конструкт, созданный в рамках патриархата. Патриархат или власть мужчин - это особенность мироустройства, при которой принадлежность к мужскому полу наделяет человека особыми правами от рождения. Принадлежность к женскому полу обязывает к роли подчиненного. Одна из обязанностей подчиненной женщины - быть красивой.

Стандарты красоты формируются таким образом, чтобы их невозможно было достичь. Естественные особенности внешности объявляются нежелательными и вредными. К ним в разное время относились или относятся: волосы на теле, форма губ, структура волос, вес, рост и другие характеристики тела.

Стремясь достигнуть идеала, женщина должна тратить огромные суммы денег, ограничивать себя в еде, причинять серьезный вред здоровью. Поскольку многие врожденные особенности физиологии изменить невозможно, идеал красоты остается недостижимым. Это заставляет женщину страдать и чувствовать себя неполноценной. «Миф о красоте» утверждает, что женщины могут стать счастливыми только когда откажутся от стремления к навязанному идеалу и осознают, что их ценность не определяется только внешними данными.

Знаменитые женщины философы

Несмотря на запрет на образование, недостатка в женщинах-философах нет. Даже во времена античности были знаменитые мыслительницы, которых уважали их современники. В список основоположниц женской философии входят:

  1. Ханна Арендт. Еврейка, вынужденная бежать из Франции и нашедшая убежище в Америке. Написала несколько работ о политическом устройстве. В своих книгах рассматривала особенности тирании, как формы власти и стремление людей к тоталитаризму.
  2. Филиппа Фут. Занималась исследованиями вопросов этики. Преподавала в Оксфорде, работала со многими современными философами. Ее эссе «Добродетель и пороки» считается классикой современной философии.
  3. Элизабет Энском. Занималась исследованием многих отраслей, включая этику, логику, лингвистику и метаэтику. Знаменитой ее сделала серия статей «Интернациональность», рассматривающая моральные устои, определяющие намерения и поступки человека. Ввела в философский дискурс термин «консеквенциализм».
  4. Мэри Уолстонкрафт. Английская писательница и философ. Выступала за свободный доступ женщин к образованию, за что ее можно считать одной из основоположниц феминистской философии. Помимо политической и социальной литературы писала художественные книги, в том числе, детские. Ее дочь также стала писательницей, она - автор романа «Франкенштейн».
  5. Гипатия Александрийская. Дочь философии Теона, последовательница взглядов Платона и Аристотеля. Она была влиятельным политическим деятелем своего времени и знаменитым философом. Преподавала философию, математику и астрономию, после смерти отца руководила его школой. Внесла большой вклад в развитие схоластики.
  6. Анна Дюфурмантель. Французский философ, исследовала философию риска. Написала 30 книг, наибольшую известность ей принесла работа «В защиту риска». В ней писательница рассматривает риск, как необходимую мотивацию к развитию.
  7. Гарриет Тейлор-Милль. Основоположница британского феминизма. После смерти своего первого мужа вышла замуж за философа и единомышленника Джона Милля, вместе с ним изучала социальную роль женщины в обществе. На основе ее эссе, Милль написал свою работу «О подчиненности женщин», которая стала одной из первых официально опубликованных книг о феминизме.
  8. Кэтрин Гинес. Преподаватель Пенсильванского Университета, исследует Африку и особенности «черного» феминизма. Основала коллегию «Черных женщин-философов». Критиковала феминистские идеи Бувуар за недостаточную инклюзивность. По мнению Гинес, помимо патриархата, главной проблемой чернокожих женщин по-прежнему остается расизм и это необходимо учитывать.
  9. Симона де Бувуар. Одна из основоположниц «белого» феминизма. Автор нескольких десятков книг, из них наиболее известна «Второй пол». В ней писательница рассматривает роль женщины в современном мире, особенности отношений с мужчинами, материнство и другие основные жизненные аспекты. Вместе с Жан-Полем Сартром она развивала и популяризовала французский экзистенциализм. Ее знаменитое высказывание «Женщинами не рождаются, женщинами становятся» стало одной из самых употребляемых литературных цитат.
  10. Кэрол Гиллиган. Рассматривала стандарты морали и этики, критикуя универсальность понятий. Основала школу этики заботы, написала несколько книг о психологии женщин.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

УДК 130.2:392

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

О.Ю. ШИБАРШИНА

В статье рассмотрены взгляды античных философов классического периода и философов эллинистических школ на место мужчин и женщин в обществе. Определен порядок формирования тендерных отношений в античный период. Осуществлен критический анализ концепций Пифагора, Сократа, Платона, Ксенофонта и Аристотеля, рассматривающих тендерные проблемы, сделан вывод о доминировании идеи приоритета мужчин по отношению к женщинам в социальных отношениях.

Ключевые слова: античная философия, пол, тендер, социальный пол, миф об андрогине.

Сегодня человек с его правами и свободами является ключевым звеном любой философии, но были и другие времена. В античный период во главу угла ставилась отнюдь не личность, а окружающий людей мир. Тайны мироздания объяснялись мифами, а природные неурядицы -волей богов. Первопроходцем в становлении античной философии считается Пифагор. Он основал Пифагорейский союз, который исходил из постулата, что человек является частью мироздания, космоса, природы, а основой природы выступает число. С этой позиции объяснялись все события, происходящие в жизни людей. Подобно тому как почва ежегодно дает щедрые урожаи, женщина дарит миру дитя. Ответ на вопрос о том, что же выделяет человека от окружающих его природных сил, животных, можно найти в глубинах культуры. Культура сопровождается установлением законов в обществе, которым все подчиняются, в то время как в природной среде отношения строятся на силе.

Эпоха античности была далека от феминизма. В те времена многие мужчины считали женщин людьми второго сорта, средством для продолжения рода. Подтверждением этому служит одно из сохранившихся высказываний античной поры, принадлежащее Фалесу Милетскому. Философ сказал, что благодарен судьбе за то, что родился человеком, а не животным, эллином, а не варваром, мужчиной, а не женщиной. То есть женщина в противопоставлении мужчине ставилась в один ряд с варварами и животными.

Однако не все мужчины Античности придерживались такого мнения. Прогрессивный Пифагор, напротив, всячески подчеркивал и обособлял важную роль женщины. В Пифагорейском союзе был даже учрежден женский филиал, в котором дамы постигали суть обрядов и знакомились с сакральными заповедями своих высоких обязанностей. Пифагор учил женщин тому, как любовь преображает сердца двух людей в браке, и какую роль в этом процессе играет жена.

Эллинский мыслитель уже тогда знал, что гармоничный союз - это слияние душ. В своих работах он писал о мужской силе как начале творческого духа и о женском могуществе как олицетворении пластичности природы. И когда две эти силы сливаются в одно целое как физически, так и духовно, рождается нечто новое - целая вселенная. То есть Пифагор употребил тезисы, соответствующие принципам Инь-Ян. Он явно продемонстрировал, что считает мужчину и женщину одни целым, а значит, их место и роли в обществе одинаково важны и нужны.

Последователи философа смотрели на устройство мира несколько иначе. Они представляли его миксом упорядоченности и хаотичности. При этом мужское считалось активным, оформленным, а женское - пассивным, неоформленным. Впервые такое противопоставление можно увидеть в одном из сохранившихся документов VI в. до нашей эры. Пифагорейцы предложили таблицу пар, в которой были следующие противопоставления:

Предел - беспредел;

Чет - нечет;

Покой - движение;

Свет - тьма;

Левое - правое;

Квадрат - прямоугольник;

Добро - зло;

Прямое - кривое;

Одно - множество.

Десятой парой противопоставления стала цепочка «мужчина-женщина».

Что примечательно, в теории философы присваивают строго определенные качества как мужскому, так и женскому началам. Если первое считается рациональным, то второе -эмоциональным. Но на практике ситуация была далека от прогрессивной, и интересами, мнением женской половины человечества никто не интересовался. Фактически женщины не имели никаких прав. Они не могли участвовать в выборах, получать образование, владеть имуществом и т.д. В обществе царил строжайший патриархат, а роль женщины была второстепенной. Ее рассматривали, как инструмент для продолжения рода, причем жена считалась собственностью мужа .

Первым философом, который обратился к личности человека, считается Сократ. Именно он начал исследовать феномен души, называя ее связующим звеном между материей и идеями. Сократ обозначил важное место внутреннего мира человека в его жизни. Он указал на необходимость познания самого себя, как важнейшей цели в жизни каждого. По мнению философа, самопознание - это главная задача, призвание человека.

Сократу принадлежит ряд крылатых фраз, которые актуальны и в наши дни. Например, высказывание о необходимости жениться. Философ проявил чувство юмора, когда сказал, что «если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом». Или другой пример - о том, что любовь женщины подобна приятному, но опасному яду, и ее нужно остерегаться больше, чем ненависти со стороны мужчины. Очевидно, Сократ имел в виду ситуации, когда разгневанная женщина начинает мстить, и объектом ее нападок становится бывший возлюбленный.

Его ученик Платон продолжает развивать тему души. Уже в его ранних работах появляются высказывания о дуализме интеллектуального и материального, рационального и эмоционального. Именно учение Платона впоследствии стало основополагающим в философии Запада. Оно разделяло понятия души и тела, отчетливо формировало образ женского начала.

Платон возвеличивает душу, принижая тело. Физическую ипостась человека ученик Сократа находит недостойной, низшей материей. Этим его учение противостоит философии софистов, которые говорят о единстве души и тела.

Платон категоричен и в отношении женщин. Он считает их более низкими созданиями по сравнению с мужчинами. Об этом говорит созданная им повесть о сотворении мира. Согласно ей, изначально существовали только мужчины, пришедшие на землю с далеких звезд. Каждый, кто достойно проживал свои дни, в итоге возвращался домой - на звезду. Его душа при этом обретала чувство гармонии и удовлетворения. Если же мужчина сделал что-то недостойное при жизни, он не мог покинуть землю и рождался на ней вновь, но уже в теле женщины. При этом, по мнению Платона, ее душу то и дело одолевает дьявол. Слабые женщины, которые не могут ему сопротивляться, постепенно опускаются все ниже в цепочке перерождений, достигая состояния животного.

Таким образом, согласно Платону, женщина - это связующее звено, переходный элемент эволюции между мужчиной, высшим творением, и животным, бессловесной скотиной.

Стоит отметить, что философ предложил и другой миф о появлении человека. Согласно ему, возникновение полов связано с разделением сущности первочеловека. Миф рассказывает, что были времена, когда на земле жили мужчины, женщины и смешанные обоеполые существа

Андрогины. Описание последних очень напоминает сиамских близнецов: сросшиеся тело, двойная голова, по четыре руки и ноги. При этом андрогины были невероятно сильны - сам Зевс их опасался. Чтобы избавиться от потенциальной угрозы, он разделил «сиамских близнецов». С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, ищут вторую половину. Причем если одна из сущностей умирала, живущая искала другого партнера, не обращая внимания на пол. Из-за того, что однополые люди не могли продолжать род человека, Зевс сделал так, чтобы разнополые союзы давали потомство. То есть разделение полов было неизбежным .

В своих работах, касающихся социального порядка, Платон описывает структуру государства. Философ рассматривает два варианта функционирования общества: «наилучший» и «второй после наилучшего». В первой утопической модели роль женщины по-прежнему остается второстепенной. Она должна родить младенца, после чего он передается на воспитание в общину. Обязанности по выращиванию детей выполняют либо мужчины, либо рабы. В таком обществе нет привычного нам института семьи и брака. Все дети являются общими, как и хозяйство. При этом нет такого понятия как глава семьи - женщина не подчиняется мужчине .

Стоит отметить, что в некоторых работах философ ставил женщин наравне с мужчинами в вопросах выполнения одних и тех же обязанностей в идеальном обществе. Например, первые должны были осваивать военное дело, а вторые - участвовать в воспитании детей. То есть Платон стал первым писателем для своего времени, который допустил, что женщина может быть на равных с мужчиной, занимать одинаковое положение в обществе (идеальном, утопическом).

Более того, некоторые современные философы считают, что Платон был первым феминистом в истории человечества. Его феминизм носил вынужденный характер. Согласно работам Платона, существование частной собственности рождает необходимость появления института наследства, а это невозможно без наличия частной семьи и частной жены.

Другая утопическая теория о «втором после наилучшего» обществе низводит женщину до состояния частной собственности. В основе её положений лежит андроцентричный взгляд на отношения мужчин и женщин. При этом мужчина является хозяином, а женщина должна во всем ему подчиняться. Конечно, такой подход полностью исключает наличие у жены каких -либо прав. Она может только следить за порядком в доме и растить детей, причем на бытовом уровне - кормить, стирать и т.д. Мать не имеет права обучать ребенка письму, чтению и прочим интеллектуальным знаниям - эта почетная обязанность ложится на плечи мужчины.

В Древней Греции эта теория находила отголоски в реальной жизни людей. В домах существовали специальные «флигеля» - гинекеи, где женщины выполняли бытовую работу. Они не имели права наследовать имущество, иметь собственность, выступать свидетелями на судебных разбирательствах и самостоятельно выбирать мужа. То есть и дома, и женщины, и дети принадлежали мужчинам.

Зажиточные семьи имели рабынь, которые под руководством «хозяйки» занимались рукоделием. Большую часть дня женщина проводила в гинекее. В качестве милости ей разрешалось встречаться с подругами, ходить в театры на представления, посещать могилы умерших родственников и участвовать в мероприятиях религиозного характера в честь богов Олимпа.

Исключением из правила являлись гетеры. Они выполняли роль любовниц, имели хорошее образование. Греческие мужчины не скрывали, что жены созданы для рождения потомства, а гетеры - для развлечений.

Следует обратить внимание на мнение Ксенофонта по поводу обязанностей полов. В своем высказывании современник Платона обратил внимание на тот факт, что природа создала мужчину для походов и путешествий, сделав его тело сильным и выносливым. Женщина же более слабое создание, которое должно находиться дома и обустраивать семейный очаг. Мужчине же зазорно проводить свой досуг в стенах жилища - он должен заниматься решением внешних задач как полагается его природе. По мнению Ксенофонта, такой порядок в ролях

полов установил Бог, наделив их соответствующими телами.

Еще одним отъявленным приверженцем патриархата является Аристотель. Как и его учитель, Платон в ранних работах, он не считал женщину равной мужчине. По мнению Аристотеля, абсурдна сама идея сравнивать неравное. Это вполне укладывается в иерархическую модель устройства мира, созданную умом мыслителя. Согласно его идеям и космос, и общество являют собой структурированную лестницу. Одни элементы (мужчины) находятся на верхних ступенях, в то время как другие (женщины) - на нижних.

Иерархическое устройство согласно философским гипотезам Аристотеля состоит из пяти слоев. Внизу находится материя, затем вещи, люди, животные, душа и, наконец, дух, который венчает структуру. При этом низшее создано для того, чтобы служить высшему, обеспечивать его лучшими ресурсами.

Аристотель был невысокого мнения о женщинах. Прежде всего, это связано с некой, по его мнению, недоразвитостью их характера. Философ обвиняет женщин в отсутствии рациональности и, как следствие, логики, способности рассуждать, делать обоснованные выводы. Поэтому он располагает их ниже мужчин в своей иерархической структуре устройства мира. Аристотель прямым текстом говорит то, за что сегодня на него бы обрушился справедливый хор феминистического движения. А именно: «Самка является самкой в силу отсутствия определенных качеств. Характер женщины мы должны рассматривать как страдающий от природного изъяна» .

Аристотель отождествляет пассивную женскую энергию с хаосом и располагает ее на нижней ступени иерархии. Единственной ролью женщины в обществе является деторождение, а ценностью - способность к размножению половым путем. Мужчина же, напротив, олицетворение активного начала, дух, стремящийся к новым открытиям .

Интересно, что философ не считал существование полов необходимостью, в отличие от Платона, указывающего на это, как на божественную данность. Аристотель упоминал о двуполых животных, которые способны самооплодотворяться и продолжать человеческий род. Однако он соглашался с тем, что существование полов является более желанным явлением, нежели двуполость. А все потому что лучше не смешивать высшее и низшее в одном теле . Такие высказывания Аристотеля впоследствии были названы классическим андроцентризмом в отношении женщин. Неудивительно, что западные феминисты раскритиковали учения эллинского мыслителя.

Эпоха учений Сократа, Платона, Аристотеля и других - это классический период античной философии. Он знаменовался многими открытиями, расширением идейного мировоззрения древних греков, патриархальными, антифеминистическими взглядами на роли полов в обществе. На смену ему пришла эпоха эллинистических учений: стоицизм, скептицизм, эпикурейство.

Основным отличием новой античной философии стала ориентация на моральное поведение человека. Были внесены коррективы и в представления относительно природы мужского и женского начала, достигнуто большее идейное равенство полов. Например, стоик Зенон как-то сказал, что у дружбы нет критерия по одежде (брюки или юбка). При оценке характера человека во внимание принимается его моральный облик, а не половая принадлежность.

Единомышленник Зенона Сенека утверждал, что «мужчину пробуют женщиной». То есть той, кого он выбирает себе в пару. Философ приводит слова Марка Аврелия о пресыщенности мужчин и неумении чувствовать по-настоящему, испытывать сильные желания, решаться на героические поступки во имя обожаемой избранницы. При этом женщине в этом высказывании отводится почетная роль носительницы вселенского смысла - трепетной любви.

Высказывания обоих философов подтверждают тот факт, что стоицизм высоко оценивал роль института брака в человеческом обществе. Союз супругов должен основываться на дуальной гармонии - гармонии души и тела. Именно представители этого эллинского течения оказали большое влияние на формирование христианской философии и неоплатонизма.

Подводя итоги, отмечаем, что период Античности характеризуется разными

представлениями о роли мужчины и женщины в человеческом обществе. Философы Древней Греции признавали силу и значимость любви, но она в их глазах могла иметь как положительный, так и отрицательный характер. Ее рождение приравнивалось к вселенскому подарку, некой космической неизбежности, ниспосланной на человека. При этом сами люди считались участниками этого процесса, а не его творцами.

К институту брака в античные времена было особое отношение. Его считали союзом противоположных сущностей, у каждой из которых свои функции и роль. Такие умозаключения стали следствием сравнения общественных процессов с теми явлениями, которые происходят в природе (каждое из них якобы имеет мужской или женский характер). Подобный подход к позиционированию полов привел к обоснованию неравенства мужчин и женщин в социальных отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. О возникновении животных. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940. 250 с.

2. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов. М.: Информация ХХ1 век, 2002. С. 20-24.

3. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ - МВШСЭН-МФФ, 2001. С. 101-105.

4. Обидина Ю.С. Специфика гендерных ролей в античном полисе: роль греческой драмы в становлении женской идентичности // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1 (13). С. 150-153.

5. Платон. Государство //Платон. Диалоги / пер. с древнегр. С.Я. Шейнман-Топштейн / под ред. А.Ф. Лосева. М., 1986. С. 8-114.

6. Шибаршина О.Ю. Гендерные модели мифологических систем Европы и современность // Научный ВестникМГТУГА. 2014. № 203. С. 85-90.

DEVELOPMENT OF IDEAS OF THE SUBJECT-MATTER OF A MAN AND A WOMAN

IN ANCIENT PHILOSOPHY

Shibarshina O.Yu.

In the article concepts of ancient philosophy of the classical period, and also philosophy of the Hellenistic schools in which the problem of regulation of the relations between the man and the woman was considered are analyzed. The features of formation of the gender relations in antique society are defined, conditions of emergence of the concept "social gender" are opened. A valid conclusion that in the period of Antiquity in the system of the gender relations the androtsentrizm dominated, priority value belonged to the man.

Keywords: ancient philosophy, the gender relations, the myth about the androginakh, an androtsentrizm, feminism.

1. Aristotel". O vozniknovenii zhivotnyh. M.-L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR. 1940. 250 p. (In Russian).

2. Voronina O.A. Gender // Slovar" gendernyh terminov. M.: Informacija HHI vek. 2002. Pp. 20-24. (In Russian).

3. Voronina O.A. Osnovy gendernoj teorii i metodologii // Teorija i metodologija gendernyh issledovanij: kurs lekcij. Pod obshh. red. O.A. Voroninoj. M.: MCGI - MVShSJeN-MFF. 2001. Pp. 101-105. (In Russian).

4. Obidina Ju.S. Specifika gendernyh rolej v antichnom polise: rol" grecheskoj dramy v stanovlenii zhenskoj identichnosti // VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1 (13). Pp. 150-153. (In Russian).

5. Platon. Gosudarstvo. Platon. Dialogi. Per. s drevnegr. S.Ja. Shejnman-Topshtejn. Pod red. A.F. Loseva. M. 1986. Pp. 8-114. (In Russian).

6. Shibarshina O.Ju. Gendernye modeli mifologicheskih sistem Evropy i sovremennost". Nauchnyj VestnikMGTU GA. 2014. № 203. Pp. 85-90. (In Russian).

Шибаршина Ольга Юрьевна, окончила РГРТА (2002), кандидат социологических наук, доцент НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» (филиал, г. Рязань), автор 18 научных работ, область научных интересов - социальная философия, философская антропология, гендерология, социология молодежи.

Образование

В сфере сексуальных отношений можно выделить три принципиальные философские позиции, которые определяют положение и характер взаимодействия полов, что, в свою очередь, придает одному и тому же явлению - а именно сексу - совершенно различный смысл. Concepture публикует статью об этих позициях.

Позиция №1: Женщина - всегда жертва.

Эту точку зрения разделял Жан-Поль Сартр, известный не только тем, что написал «Бытие и Ничто», но и тем, что спал со своими студентками. «Женщина изначально находится в положении пассивной жертвы, которой овладевает мужчина, пронзая ее своим фаллосом» - считал Сартр. И в пользу его воззрений служила традиционная мифологическая символика, обозначавшая мужской детородный орган как копье Ареса, ну и чисто биологическая эмпирика: фрикции-то совершает именно мужчина. То есть, он является активно действующим лицом, в то время как женщина просто лежит раздвинув ноги в ожидании половой атаки. Только не подумайте, что Сартр был закосневшим женоненавистником. Наоборот, он крайне сочувствовал женщинам, полагая, что такой онтологический статус перманентной жертвы в постели накладывает травматический отпечаток на всю жизнь. Если переводить соображения Сартра о межполовых отношениях на язык простых глаголов, можно сказать, что «мужчина берёт», а «женщина даёт». Такое представление широко распространено среди обывателей, феминисток и мачо. Однако не будем торопиться с выводами относительно истинности этой позиции и рассмотрим другие две.

Позиция №2: Мужчина - истинная жертва, которой женщина внушила мысль, что он охотник.

Так считает Евгений Всеволодович Головин, большой специалист по различным мифологиям. Подробно он разбирает этот вопрос в своих эссе, посвященных феноменам женщины и женского. Эти эссе можно найти в сборниках «Мифомания» и «Приближение к Снежной Королеве». Вкратце взгляды Головина можно сформулировать так: женщины - это представительницы земной стихии, тяготеющей к хаосу. Они олицетворяют сугубо природное естество, которому чужды нравственность и мораль. Женщины жестоки, как жестока сама природа. Они не ведают милосердия, сочувствия, сострадания и живут исключительно в соответствии с природным принципом: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. Например, если мужчина хочет получить потомство, он должен отдать свою жизнь. Существовали древние культы Гестии, жрицы которых после ритуального совокупления пожирали оплодотворивших их мужчин, подобно самке богомола или черной вдовы. Такое странное отношение к любовникам было обусловлено полным соответствтием природе, которая прежде чем давать новую жизнь, всегда пожирала старую. Например, земля прежде чем дать новые всходы, поглощала сгнившие остатки.

«Некто молвил:
- Я знаю форму Разума и форму Женщины.
Когда его спросили, каковы эти формы, он ответил:
- Разум имеет четыре угла и не будет двигаться даже в случае смертельной опасности. Женщина же кругла. О ней можно сказать также, что она не ведает различия между добром и злом, между хорошим и плохим, и может закатиться куда угодно»

(Хагакурэ)

При этом Головин считает женское начало вполне себе самодостаточным, даже не особо нуждающимся в мужском семени и способным размножаться посредством партеногенеза. Logos spermatikos или, если угодно, небесная сперма Урана, бога неба, нужна Гее, богине земли, лишь для того, чтобы ее детища получились более одухотворенными, но рожать она их может и без него. Вспомним греческую мифологию: все, кого Гея рожала без Урана, были монстрами и чудовищами, лишенными внутренней духовной красоты. Поэтому Головин считает женщин носителями исключительно материального низменного начала, грубого, невежественного и неотесанного, нагло высасывающего мужское семя в своих корыстных интересах. Важно понимать, что жестокость женщины - это не садизм, а природная необходимость, согласно которой сильный пожирает слабого, а женщина порабощает мужчину.

Воззрения Головина можно было бы счесть результатом какой-то личной обиды со стороны женщин, если бы не одно "но". Они подтверждаются историческими исследованиями, указывающими на то, что первичной формой организации первобытного общества был матриархат. Само возникновение культуры Головин рассматривает как результат бунта мужчин против женщин, их свержения и подчинения за счет таких чисто мужских феноменов, как политика, наука, спорт и т.д.

«Вся человеческая история есть не что иное как война полов, и величайшая победа женщин заключалась в том, что они притворились проигравшими»

(Плутарх)

Однако и здесь женщины одержали верх. Формально они заняли подчиненное положение, но это не лишило их фактической власти. Просто из королев и цариц они превратились в серых кардиналов, управляющих социальными процессами из-за спины мужчин. И действительно, если внимательно присмотреться к истории, выяснится, что зачастую причиной тех или иных войн были женщины. Именно женщины плели закулисные интриги мировой политики, именно женщины вдохновляли мужчин на создание бессмертных поэм и полезных изобретений. То есть, в сущности подчиненное положение мужчин не изменилось.

Раньше они по-рабски прислуживали, теперь они по-джентльменски «ухаживают». И последнее слово все также остается за женщиной. Именно она решает, чье «ухаживание» (прислуживание) принять, а чье отвергнуть. Именно она вертит мужчиной, как того пожелает ее загадочная и непостижимая природа. А природа ее есть чистая воля к власти, установление господства над «образинами с членами». Поэтому и в сексуальных отношениях доминирует именно женщина. Женщина не «дает», а берет. Забирает у мужчины его силы, энергию, его семя, после чего покидает «обессиленного» мужчину, возвращаясь к своим более важным делам. Женщина накапливает жизненную энергию, и потому беременность ее омолаживает. Активная половая жизнь женщине только на пользу. Мужчины же наоборот быстро изнашиваются и дряхлеют.

«Сколько мужчин, презирая свое рабство, вновь и вновь твердят: что в ней особенного? Жалкое существо из плоти и крови, анатомически сходное с другими млекопитающими, умственно сходное с бурундуком. Но вот она раздевается, дыхание перехватывает, сердце замирает…»

(Евгений Головин)

Существует такая средневековая пословица: «После соития животное всегда грустит». Надо добавить, что грустит животное именно мужского пола, и по всей видимости оттого, что им попользовались, а после отшвырнули за ненадобностью.

Власть женщины над мужчиной - это не миф, а реальность. Причем это власть не только сексуальная, но и психоэмоциональная, и даже ментальная. Женщина всегда добивается от мужчины того, чего хочет, прибегая к любым способам и средствам.

Позиция №3: Отношения между мужчиной и женщиной - это равноправный танец энергий.

Такого понимания придерживается Ошо. Он пишет: «В любви другой человек становится зеркалом, в котором вы находите свое истинное лицо». Это касается как мужчины, так и женщины. Ошо оправдывает качества обоих сторон - «Половине мира - внешнему, объективному миру - требуется разумный подход. Как только дело касается внешнего мира, есть большая вероятность, что прав - мужчина. Но если речь идет о внутреннем мире, то вероятнее всего, права окажется женщина, потому что там - рассудок не нужен. Поэтому, если вы собираетесь купить машину, послушайте мужчину, а если вы решили выбрать церковь, послушайте женщину». Ошо выступает в роли классического диалектика, снимая конфликтность межполовых отношений утверждением, что «природа существует через противоположности».

Великие и не очень философы умели сохранять нейтральность и строгость суждений, размышляя об устройстве мира, о боге, об обществе и его потребностях. Но была у них такая тема, мучительно сложная тема, на которой всё шло наперекосяк. Тема это, конечно же, половая.

И всё бы хорошо, если бы лишённые внятной аргументации рассуждения о природной женской сучности были просто высказаны вслух и тотчас же забыты. Но нет же - некоторых угораздило их записать. Что же они там записали - в нашей подборке.

Мы, конечно, не судим авторов слишком строго - они жили во время, когда о социальных механизмах конструирования гендерных различий мужчины старались даже не подозревать. Вместе с тем, крайне желательно, чтобы находящиеся в здравом уме люди сейчас этой ерунды не повторяли.

Фридрих Гегель. Философия права

«Женщины могут быть образованными, но для выс­ших наук, как философия, и для некоторых произведений искусства, требующих всеобщего, они не созданы. Женщины могут обладать остроумием, вкусом, изяществом, но идеальным они не обладают.

Различие между мужчиной и женщиной таково же, как различие между животным и растением: животное больше соответствует харак­теру мужчины, растение больше - характеру женщины, ибо она больше представляет собою спокойное раскрытие, получающее своим началом более неопределенное единство чувства.

Государство подвер­гается опасности, когда женщины находятся во главе правительства, ибо они действуют не согласно требованиям всеобщего, а руководясь случайными склонностями и мнениями.

Женщины получают свое образование какими-то неведомыми путями и как бы через атмосферу представления, больше благодаря жизни, чем благодаря приобрете­нию знаний, между тем как мужчина достигает своего положения лишь посредством завоеваний мысли и многих технических стараний».

Бенедикт Спиноза. Политический трактат

«Кто-нибудь, пожалуй, спросит, стоят ли женщины под властью мужчин по природе или в силу положительного закона? Ведь если это так только в силу закона, то для нас нет, следовательно, никаких оснований устранять женщин от управления. Но если мы обратимся за поучением к опыту, то увидим, что такое положение вещей объясняется слабостью самих женщин.

Ибо невиданное ещё дело, чтобы мужчины и женщины правили вместе, но всюду на земле, где только есть мужчины и женщины, мужчины правят, а женщины находятся в подчинении, и, таким образом, оба пола живут в согласии.

Но, напротив, амазонки, которые, по преданию, когда-то правили, не терпели мужчин в своей стране, но растили только девочек; рождённых же ими мальчиков убивали.

Ведь если бы женщины по природе были равны мужчинам и по силе души, и по силе ума, в которых главным образом заключается человеческая мощь, а следовательно, и право, то, конечно, среди столь различных наций нашлись бы и такие, где оба пола управляли на равном основании, и другие, где мужчины управлялись бы женщинами и получали бы такое воспитание, что отставали бы от них в умственных качествах.

Но так как этого нигде нет, то можно вполне утверждать, что женщины по природе не имеют одинакового с мужчинами права: они, напротив, с необходимостью уступают мужчинам и поэтому невозможно, чтобы оба пола управляли на равном основании, и ещё менее, чтобы мужчины управлялись женщинами.

Если, кроме того, мы обратим внимание на человеческие аффекты, на то именно, что мужчины по большей части любят женщин только вследствие аффекта похоти, а дарования их и рассудительность ценят лишь постольку, поскольку они отличаются красотою, и, кроме того, что мужчины не терпят, чтобы любимые ими женщины в чём-нибудь проявляли благосклонность к другим, и т. п., то легко убедимся, что равное участие мужчин и женщин в управлении сопряжено с большим ущербом для мира».

Иммануил Кант. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного

«У женщины более сильна прирожденная склонность ко всему красивому, изящному и нарядному. Уже в детстве женщины с большой охотой наряжаются и находят удовольствие в украшениях. Они чистоплотны и очень чувствительны ко всему, что вызывает отвращение.

Они любят шутку, и, если только у них хорошее настроение, их можно забавлять безделушками. Очень рано они приобретают благонравный вид, умеют держать себя и владеют собой; и все это в таком возрасте, когда наша благовоспитанная мужская молодежь еще необузданна, неуклюжа и застенчива.

Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному, и то, что у них остается от расходов на пропитание, они охотно откладывают, чтобы тратить больше на внешний блеск и наряды.

Раздумье и долгое размышление благородны, но трудны и не особенно подходят для лиц, у которых естественная прелесть должна свидетельствовать лишь о прекрасной природе.

Трудное учение или слишком отвлеченные рассуждения (даже если бы женщине удалось достигнуть в этом совершенства) сводят на нет достоинства, присущие женскому полу».

Фридрих Ницше. Человеческое, слишком человеческое

«Женщины втайне всегда интригуют против высшей души своих мужей; они хотят отнять у нее её будущность в угоду безбоязненному и спокойному существованию в настоящем.

Естественная склонность женщин к спокойному, равномерному, счастливо-гармоническому существованию и общению, маслоподобный и умиротворяющий элемент в их действиях на жизненном море непроизвольно противодействует более героическому внутреннему побуждению свободного ума. Не замечая того, женщины поступают так, как если бы с пути странствующего минералога убирались все камни, чтобы он не повредил себе ноги, тогда как он именно и вышел в путь, чтобы натыкаться на них».

Артур Шопенгауэр. Parerga und Paralipomena

«Чем благороднее и совершеннее какая-нибудь вещь, тем позднее и медленнее достигает она своей зрелости. Мужчина приобретает зрелости рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина - с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный.

Поэтому женщины всю свою жизнь остаются детьми, видят всегда только ближайшее, прилепляются к настоящему, принимают видимость вещей за сущность дела и предпочитают мелочи важнейшим занятиям.

Благодаря именно разуму, человек не живет, как животное, только в настоящем, а обозревает и обсуждает прошедшее и будущее, откуда и проистекают его осторожность, заботливость и частая озабоченность. К происходящим от этого выгодам и невыгодам женщина причастна менее мужчины, вследствие своего более слабого разума.

Она, скорее, отличается духовною близорукостью: её интуитивный (непосредственно воспринимающий) ум остро видит вблизи, но имеет тесный кругозор, в который не входит отдаленное.

Поэтому все отсутствующее, прошедшее, действует на женщин гораздо слабее, чем на нас, отчего и проистекает чаще встречаемая в них и подчас доходящая до безумия наклонность к расточительности (мотовству).

Женщины убеждены в душе своей, что назначение мужчин - зарабатывать деньги, а их - тратить, если возможно - еще при жизни мужа или же, по крайней мере, после его смерти».

Отто Вейнингер. Пол и характер

«В то время, как мужчина, взятый с анатомической точки зрения, может психологически вполне походить на женщину, женщина никогда психологически на мужчину походить не может, как бы мужествен ни был её внешний вид и как бы мало женственно ни было впечатление, которое она производит.

Теперь мы можем с достоверностью дать окончательный ответ на вопрос об одаренности полов: есть женщины с некоторыми чертами гениальности, но нет женского гения, никогда его не было (даже у мужественных женщин, о которых говорит история и первая часть нашего труда), никогда его и не будет. Кто в этом вопросе проявит нерешительность и настолько расширит понятие гениальности, что под него отчасти подойдут и женщины, тот тем самым окончательно разрушит это понятие.

Природа женщины, существенной чертой которой является отсутствие определённости логических понятий, не менее убедительно, чем слабо развитая сознательность её, доказывает, что у женщины нет своего «я».

Никому не будет хорошо рядом с вами, пока вам плохо наедине с самим собой…

В партнерских отношениях мы часто хотим достичь того, что нам не удалось в любви к своим родителям.
Но этого не будет, если сначала не заструится поток любви к родителям.
Берт Хеллингер

Быть женщиной - значит научиться быть "последователем", а не "рулевым".

Лучшее что может сделать женщина для мужчины – принять его таким, какой он есть, независимо от его достижений. Ему важно чувствовать, что его все равно любят. Энергия безусловной любви матери и жены дает внутреннюю опору. Так вырастает из мальчика – лидер, из неуверенного мужа – мужчина. Именно женщина дает энергию обрести силу.
.

Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.

Притча об идеальных женщине и мужчине.
Жил один мужчина, избегавший уз брака всю жизнь, и когда он умирал в возрасте девяноста лет, кто-то спросил его:
- Ты так и не женился, но никогда не говорил почему. Сейчас, стоя на пороге смерти, удовлетвори наше любопытство. Если есть какой-то секрет, хоть сейчас раскрой его - ведь ты умираешь, покидаешь этот мир. Даже если твой секрет узнают, вреда это тебе не причинит.
Старик ответил:
- Да, я держу один секрет. Не то чтобы я был против брака, но я всегда искал идеальную женщину. Я провел все время в поисках, и так пролетела моя жизнь.
- Но неужели на всей огромной планете, населенной миллионами людей, половина из которых - женщины, ты не смог отыскать одну-единственную идеальную женщину?
Слеза скатилась по щеке умирающего старика. Он ответил:
- Нет, одну я все-таки нашел.
Спрашивающий был в полном недоумении.
- Тогда что же произошло, почему вы не поженились?
И старик ответил:
- Та женщина искала идеального мужчину...

Однажды, на прием к психотерапевту пришла молодая женщина лет 30 и сказала: «Я хочу выйти замуж, но только за миллионера. Он мне поможет привести себя в порядок – сделать пластическую операцию, выучится на дизайнера и воспитать моих детей…». Это было амбициозное заявление, психотерапевт тут же уточнила: «А как ты будешь его привлекать, чтобы хотя бы познакомиться?». Она посмотрела с удивлением: «Пусть сам со мной знакомиться…(а потом добавила после паузы)…Ну….не знаю…я ему готовить буду, ведь ресторанная пища ему надоела…». «Зачем, ведь у него есть повар?» Клиентка призадумалась. Она думала о себе, о решении своих проблем, как и старик из притчи, но никак не об интересах своей второй половинки. А, тем не менее, отношения – это целая наука, это интересы двух сторон.

Видеоролик о предназначении, о конфликтах в семье, о стадиях любви, о том, почему женщина не может выйти замуж, почему мужчина в 38 лет никак не может жениться, о деньгах и о том, какой бизнес процветает, о женской и мужской ответственности. И еще много мудрого о жизни.

И снова цитаты:
Верность – это сила, которая держит отношения. Мужчина, если он не видит в глазах женщины верность, он не может строить с ней отношения. Он не может приносить ей зарплату, потому что для него зарплата – это жизнь. Он отдает свою жизненную энергию той женщине, Которая ему верна. Верность означает: вот это мой единственный человек, с которым я связала свою жизнь, других мне не надо.
Олег Торсунов.

Влечение душ превращается в дружбу, влечение ума превращается в уважение, влечение тел превращается в страсть. И только все вместе может превратиться в любовь.

Мужчина несет в семью благосостояние, активность, защиту, а женщина - настроение и теплую атмосферу.

Любовь Мужчины - лучший рецепт молодости и красоты Женщины…
А Любовь Женщины - лучший рецепт силы и успешности Мужчины.

Реальная близость возникает только тогда, когда вы становитесь полностью открытыми. Мы все скрываем тысячу и одну вещь не только от других, но и от самих себя.
И если вы готовы к близости, другой человек благодаря вашей смелости тоже решится на ответную близость. Ваши простота и доверие позволят и ему насладится своей простотой, невинностью, доверием и любовью.
Если вы начинаете осознавать, что боитесь близости, это может стать для вас моментом истины, стать революцией. Тогда вы начинаете отбрасывать все то, чего раньше стыдились, и принимаете свою природу такой, какая она есть.
Говорите только то, о чем вы думаете. Эта жизнь так коротка, и вы не должны тратить ее понапрасну, думая о всякого рода последствиях.
На этой земле жили миллионы людей, но кто помнит их имена? Вы здесь всего лишь на несколько дней, и они даны вам не для того, чтобы вы тратили их, живя в лицемерии и страхе.
Вы можете прожить всю свою жизнь, веря только в то, что о вас говорят, завися от чужих мнений. Мы всегда боимся-что о нас подумают другие? Когда о вас думают плохо, когда вас начинают осуждать, вы тоже начинаете осуждать самих себя.
Не учите других, не старайтесь их изменить.
Быть истинным - значит быть правдивым по отношению к себе. Это очень-очень опасно, и люди достигают этого очень редко, но когда вы достигаете этого, вы достигаете всего-вы достигаете такой красоты, такого благородства, о котором вы не могли и мечтать.
Ошо.

Косметика, красивая одежда, украшения, танцы, комплименты, массаж, цветы и сладкая пища улучшают состояние гормональной системы женщины. Ей нельзя это запрещать. Это ее здоровье.

Мужчина, это тот кто действует, а женщина это та, кто даёт силы или забирает силы, действовать. Женщина это среда, которая или катализирует деятельность, или наоборот сжигает ее.

Мужчины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют себя нужными.
Женщины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют, что о них заботятся.

Согласно ведическому знанию человек должен уменьшить свои ожидания от близких и увеличить выполнение своих обязанностей.
Насколько он будет способен это сделать, настолько он будет счастлив в семейной жизни.

Мужчины не решаются строить отношения, не берут ответственность за женщину, потому что боятся, что у них недостаточный материальный уровень. Но на самом деле женщине не нужна материальная помощь. Ее негативная судьба не приходит через то, что лишает ее денег или признания в обществе, а через глубокое чувство изолированности. Самое страшное из проявлений, как говорят Веды, тяжелой судьбы женщины - это ее ощущение: "Несмотря на то, что вокруг меня тысячи людей, я чувствую себя ужасно одинокой, изолированной". Самая большая помощь, которую можно ей оказать мужчине - это просто быть рядом, чтобы смягчить это ощущение.
.

Семья - это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые...

Гражданский брак – это, вроде бы дается возможность очень большие права людям – возможность жить, не расписываясь, очень удобно, да? Но, кто страдает от такого брака? Никто не думает об этом. Страдает женщина, потому что гражданский брак мужчину ничем не обязывает, если он уходит, женщина остается с ребенком. Она начинает страдать, потому что ей надо себя содержать и своего ребенка, а женское тело не предназначено для того, чтобы очень много работать и деньги добывать. Оно предназначено совсем для других целей.В результате, женщина испытывает огромные трудности. Таким образом, гражданский брак – это не достижение человечества!

Берегите друг друга, сейчас такое время, что очень сложно найти что-то действительно стоящее, настоящее! A мы из-за своей глупой гордости при малейшей ошибки, сразу же отказываемся от своего счастья...

Уважение мужчины к женщине - это принятие ответственности за нее и забота. Необходимо признать, что жена - самое хрупкое, нежное и важное существо во Вселенной - и в током настроении с ней общаться. Мужчине это очень сложно, потому что больше всего от женщины он хочет с e к c a.

Верность женщины красива тогда, когда она направлена на человека, который хоть сколько-то это ценит. А не на того, который всем своим видом показывает: "Ну, хочешь быть верной, давай, будь верной".
Поэтому у женщины вера связана с качеством верности. Если она слишком верит мужчине, она может стать наивной дурочкой. Если она совсем не верит мужчинам, она станет умной и одинокой. Вот два варианта: наивной и с разбитым сердцем или умной и одинокой.
Поэтому женщине важно выбрать достойного мужчину, чтобы не впадать в эти две крайности. И никогда не нести "досрочную верность" тому мужчине, который находится еще на стадии неопределенности, в то время как женщина уже придумала себе в голове, что он ее муж.

Девушкам надо знать, что именно серьезные молодые люди, которые ведут себя более сдержанно и есть настоящие мужья.

У мужчины на лбу написано, как к нему относиться. И пишет это жена.
- Что нужно сделать женщине, чтобы мужчина добился всего?
- Уважать своего мужчину.

Уважать женщине мужчину - это признавать его мнение. Если женщина соглашается с мнением мужчины, признает его, он готов сделать для нее все, что она захочет. А если она хочет показать, что она лучше, важнее и умнее, - то мира в семье не будет.

Женщине очень полезно на листок записывать положительные качества мужа - и постоянно список пополнять. Лучше даже в большую общую тетрадь:)

Почему в начале отношений человек воспринимается по одному, а через несколько лет, совсем по другому? Человека нужно воспринимать таким, как Вы к нему относились в начале отношений и понимать, что все остальное, это просто испытания, которые нужно преодолеть.

Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона.

Согласно Ведическому знанию, самая основная проблема в семейных отношениях, это незнание своих обязанностей. Как ни странно, многие люди считают, что обязанности в семье создают сами люди, которые живут в семье, т.е. я сам решаю, что должна делать женщина, что должен делать мужчина, и в результате этого происходят большие проблемы.

В Ведах говорится, что ум и разум бегут оттуда, где есть насилие. Когда сказано просто, человек принимает. Когда сказано с давлением, человек не может принять.

Мужчина отвечает за внешнюю жизнь семьи, за ее достаток, за ее отношение в обществе, за то, как будут жить дети в семье, как они будут воспитаны, за то, как семья прогрессирует в духовной жизни – за это отвечает муж. Жена отвечает за внутреннюю жизнь семьи. И, если женщина это не понимает, то никаких шансов у ней иметь счастливую семейную жизнь нет. Потому, что в женском теле существует преимущество одно – ум женщины, чувства женщины в шесть раз сильнее мужских. Поэтому женщина создает атмосферу в семье, которая действует по всем направлениям.

Сила женщины в ее слабости. В мужчине на уровне инстинкта заложено защищать слабого. Когда женщина начинает бороться с мужчиной (например, обвинениями, претензиями), тогда мужчина перестаёт чувствовать, что её нужно защищать и заботиться о ней.

Индусы говорят, что для каждого мужчины своя женя - самая красивая. Но если мужчина не заботится, тонкая природа женщины не раскрывается. Женщина живет, как закрытый цветок.

Люди, которые не обладают знанием о том, как правильно поступать, чаще всего делают прямо противоположные вещи. Они пытаются изменить своих родственников и, согласно Ведическому знанию, эта идея сама и такие поступки еще больше усугубляют проблемы в семейных отношениях, что ведет к полной деградации этих отношений.

Кокетство с не своим мужем - вид измены.

Если человек действительно изучает духовные знания, он знает, что не бывает дружбы между мужчиной и женщиной, а значит, эта дружба – не просто дружба, и дальше все пойдет по известной схеме. Те кто этого всего не понимают находятся под влиянием первого врага человека – вожделения.

Разум женщины - пушинка, он часто меняет свое мнение. У мужчины разум - паровоз. Его сложно двинуть, но если сдвинешь, то сложно остановить. И двинуть его можно только Любовью.

Жена - чистота мужа, муж - решимость жены.

Только внешне женщина слаба, но все силы в семью идут через женщину.

Если женщина слишком скупа - то мужчина не хочет работать, и тогда она сама начинает много работать.

Когда мужчина начинает ухаживать за женщиной, заботиться о ней, заботиться, выполнять обязанности, – это тоже обязанность, – вся гормональная система женщины силой ее спокойного ума начинает действовать так, что она вдруг становится потрясающе красивой именно для этого мужчины.

Если взять и глазами Святого посмотреть на скандал: Два человека ругаются, обзывают друг друга, начинают драться... Он видит, что один человек мучается и другой мучается, и они друг другу пытаются объяснить, что им больно...

Про женские аскезы.
Женская аскеза направлена на формирование характера, мужская связана с лишениями. Женщина не должна голодать, слишком рано вставать, водой холодной обливаться. Но женщины в основном это делают, потому что это проще для них. Но такие аскезы, мужские, огрубляют женское сердце.
Женские аскезы – это стирать с любовью, не просто стирать, а с любовью; не просто готовить, а с любовью, бескорыстно, не жадничать. Учиться благословлять: муж пошел на работу – благословить его: чтобы у тебя все хорошо было… Ребенок пошел гулять – то же самое. Женские аскезы связаны с женской жизнью: любить, заботиться, кормить голодных… Жертвовать, отдавать что-то из дому.
Женские аскезы очищают семью. Тогда женщина становится счастливой в жизни.

Верная жена становится лучшим другом для мужа, если этого нет, тогда в доме нет процветания, бедность.
Если вы относитесь к любимому как к самому лучшему, он будет хорошо к вам относится и в дом придет достаток.

Один раз Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие,- сказал один.
- Но зачем же кричать, если другой человек находиться с тобой рядом?- спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.
А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Абсолютное условие любви - это открытость; в идеале - взаимная, но порой - открытость со стороны одного любящего человека такая, что её хватает на двоих. Но открытость нам бывает страшна. Открыться значит стать уязвимым; открыться значит зависеть в своей радости и в своей боли от другого человека. А это сделать можно,только если в нас хватает веры в другого человека. ...

Однажды, один очень хороший человек рассказывал мне о любви… Он сравнивал сердце со скотчем, обычным клейким скотчем… Он сказал очень мудрую вещь, объяснив очень просто…
«Наше сердце, как скотч. Вот оторвали кусочек и приклеили на стену… Отклеили от стены и приклеили к шкафу, но он уже плохо клеится…Отклеили от шкафа и приклеили к подоконнику и все… клейкость пропала… скотч еле держится на подоконнике и его клейкости не хватит на то, чтобы приклеить действительно нужную вещь… Так же и сердце… Отдаешь одному, другому, третьему, а когда встречаешь того самого, единственного и самого лучшего – клейкости нет, нет огня, нет той былой нежности... и тогда уже поздно задумываться.»

Притча:

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою
судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две
дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.

Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.

Это моё решение, и я это сделаю.

Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.

Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!

Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.

Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.

Я хочу жениться именно на ней.

Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.

Нет, я хочу заплатить именно десять коров.

Они поженились.

Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём
корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него
жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит:
сидит его друг, вокруг детишки бегают.

Как живёшь?

Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

Вот, познакомься. Это моя жена.

Как? Ты что женился ещё раз?

Нет, это всё та же женщина.

Но как это произошло, что она так изменилась?

А ты спроси у неё сам.

Подошёл друг к женщине и спрашивает:

Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?

Просто, однажды я поняла, что стою десяти коров.

Loading...Loading...