Краткое описание афонского монастыря пантократор. Афонский пантократорский монастырь

На северо-восточном побережье греческого полуострова Афон, в двух часах езды от крупного административного центра Карье, находится женский монастырь Пантократор. Возвышающийся на 50-метровой скале и окруженный стеной с прорезанными в ней бойницами, он в былые времена являлся не только крупным духовным центром, но и мощным фортификационным сооружением. Остановимся подробнее на истории этой всемирно известной обители.

События давно минувших веков

Честь основания монастыря Пантократор традиционно приписывается двум греческим аристократам XIII века − стратопедарху (полководцу) Алексею и его родному брату Ивану, удостоенному сана «примикирий», который в те времена означал принадлежность к высшему придворному кругу. Однако многие ученые полагают, что обитель является детищем другого исторического лица − византийского императора Алексия Комнина (1181-1222), ставшего родоначальником династии, правившей затем на протяжении многих десятилетий.

Как одни, так и другие основывают свои утверждения лишь на гипотезах, бытующих в научном мире; первое же документальное упоминание о монастыре относится к 1358 году. Доподлинно известно также, что в 1362 году обитель была расширена и значительно перестроена по распоряжению константинопольского патриарха Каллиста I. В ранний период своей истории монастырь не раз становился местом, где подолгу жили крупнейшие религиозные деятели, такие как фессалоникийские архиепископы Симеон и Феона, а также предстоятель Византийской церкви Каллист II Ксанфопул.

Обитель, размещенная в цитадели

Монастырь Христа Пантократора, что в переводе с греческого языка означает «Вседержителя», в настоящий момент занимает седьмое место в иерархии афонских обителей. Как уже упоминалось выше, за счет особенностей своей планировки, в течение прошедших веков он был способен выполнять функции оборонительного сооружения. С этой целью его внутренняя часть разделена на два обособленных участка. В одном из них расположены различные хозяйственные постройки - гостиницы, мастерские и продовольственные амбары, в другой же, отгороженной мощной стеной, находится главный храм, освященный в честь Преображения Иисуса Христа, трапезная и колокольня.

Первый крупный пожар в обители

Построенный на священной горе Пантократор за долгие века своей истории пережил немало бед. Первой в их длинной череде стал пожар, охвативший его в 1392 году и повлекший за собой разрушение большинства построек. Однако благодаря щедрым пожертвованиям со стороны ряда высокопоставленных греческих и византийских чиновников восстановительные работы удалось завершить в течение года.

Большую роль в деле сыграл и тот факт, что по распоряжению Константинопольского патриарха незадолго до разразившейся катастрофы в состав монастыря Пантократор были включены несколько древних, но мелких обителей, устроенных во имя святых: Дорофея, Авксентия, Фалакра, Факина и Равдуха. Все они имели своих постоянных паломников и жертвователей, которые не преминули откликнуться, внеся посильные суммы в общую кассу.

Беды, постигавшие монастырь в последующие века

Имеются сведения и о двух других, не менее разрушительных пожарах. Один из них произошел в 1773 году по вине молнии, ударившей в купол храма Преображения Господня. Однако и тут на помощь пришли благочестивые люди, не пожалевшие средств на восстановление святыни. Кроме того, самое крупное огненное бедствие разразилось на территории монастыря в 1948 году. Вызванные им разрушения были настолько значительны, что ставили под вопрос возможность дальнейшего существования обители. Но и в данном случае братия монастыря, поддержанная православной общественностью разных стран, сумела преодолеть обрушившиеся на них невзгоды.

Наиболее же тяжелой полосой в истории обители принято считать времена османского ига и вызванного им экономического кризиса. В этот период она неоднократно подвергалась ограблениям, а многие иноки мученически закончили свой земной путь. В настоящее время жизнь в монастыре Пантократор построена на основе весьма строгой общежительной системы, установленной в 90-е годы прошлого века одним из прежних настоятелей - старцем Вассианом - и неукоснительно поддерживаемой его нынешним руководством.

Этапы возведения главного монастырского храма

Главный храм или, как принято говорить на Афоне - кафоликон, освященный в честь Преображения Господня, был заложен одновременно с основанием самого монастыря, но впоследствии дважды перестраивался. Первый раз это произошло в 1614 году, а затем в 1847-м. Однако сохранившиеся исторические документы позволяют составить весьма полное представление о его первоначальном облике.

Характерно, что растянутое во времени строительство наложило свой отпечаток на архитектурные особенности здания. В целом соответствуя канонам классического афонского типа, он в то же время включает в себя ряд элементов, присущих иным направлениям. По мнению искусствоведов, это относится прежде всего к удлиненной восточной арке и двум дополнительным сооружениям, установленным по углам алтаря.

Фрески кафоликона

Особого внимания заслуживают фрески, украшающие внутренние стены храма, большинство из которых датируются второй половиной XIV столетия и хранят в себе характерные черты, присущие работам выходцев из школы выдающегося мастера той эпохи - греческого иконописца Панселина. Однако и тут, как в случае с возведением самого кафоликона, встречаются элементы, присущие различным историческим эпохам. Кроме того, некоторая, хотя и незначительная, часть раннего живописного слоя оказалась закрашенной во время реконструкции храма, производившейся в 1847 году. Теперь на месте утраченных фресок можно видеть стенную роспись, принадлежащую кисти видного мастера середины XIX века - Матфея Иоанна.

Шедевры и святыни главного храма

В историю главного храма монастыря Пантократор навсегда вошло и имя создателя его уникального иконостаса − мастера Хрисанфа Клиенда. Эта работа, выполненная в 1640 году, принесла ему славу непревзойденного мастера резьбы по дереву и декоративной позолоты. Там же, в кафоликоне, хранится и главная реликвия монастыря - образ Пресвятой Богородицы Геронтиссы, что переводится с греческого языка как «Старица». На этой иконе, имеющей весьма большие размеры (1,96 на 0,76 метра), изображена Божья Матерь в полный рост без Своего Предвечного Сына. Автор запечатлел ее на закате дней земной жизни, готовой перейти в Царство Небесное.

Кроме этой иконы, в обители хранится и много иных святынь, к которым стекаются паломники со всего православного мира. Прежде всего, это частицы Животворящего Древа, на котором был распят Спаситель, мощи святого великомученика IV века Феодора Стратилата, а также бессребреников Косьмы и Демьяна. С неизменным благоговением взирают посетители монастыря и на хранящийся здесь же фрагмент щита святого великомученика Меркурия.

Монастырь на острове Корфу

Отметим, что в названии обители использован термин, часто встречающийся на православном Востоке и в странах Средиземноморья. Достаточно вспомнить достопримечательность греческого острова Корфу − монастырь Пантократор. Находящийся на территории административного округа Камарела, он, по мнению исследователей, основан в XVI веке, хотя некоторые из них называют и более ранний период, предшествующий названному на два или даже три столетия. Как и большинству православных центров Греции, этой обители пришлось стать свидетелем османской оккупации и пройти затем долгий и трудный путь возрождения. Достаточно сказать, что только в течение XVII века, уже после изгнания захватчиков, монастырь Пантократор (Камарела) дважды оказывался в критическом положении из-за разрушений, причиненных вспыхнувшими вокруг него военными действиями.

Икона из египетского монастыря

Кроме того, этот греческий термин хорошо известен благодаря одной из самых прославленных икон Спасителя. Это «Христос Пантократор» из Синайского монастыря(фото см. ниже). Под таким названием она вошла во все мировые издания, посвященные византийскому искусству.

Созданная в середине VI века безымянным константинопольским живописцем, икона была передана императором Юстинианом на Синай в дар христианскому монастырю, где для нее была построена отдельная базилика. Там же, на территории Египта, она находится и по сей день. В 1962 году поверхность иконы была расчищена от поздних живописных наслоений, ставших результатом обновлений, выполнявшихся в XVII и начале XIX вв. Этот образ считается одним и наиболее ярких шедевров византийской и мировой иконописи.

Монастырь Пантократор

Монастырь Пантократор занимает седьмое место в иерархии афонских монастырей. Монастырь Пантократор расположен на северо-востоке полуострова Афон, рядом с развалинами древнего города.

Монастырь был основан в XIV веке двумя знатными византийцами – примикирием (высокий пост в суде) Иоанном и его братом Алексием, имевшим титул стратопедарха (командующего военным лагерем). Обитель основана при поддержке императора Иоанна V Палеолога. О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 году. Известно также, что в 1362 году обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: святого Авксентия, святого Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 года. Предположительно, в 1384 году его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев – икона Христа Пантократора (Вседержителя) – хранится сегодня в Эрмитаже.

Вначале монастырь получал средства от византийских правителей. Особую поддержку монастырю оказывали византийские императоры Иоанн V и Мануил II Палеологи. После падения Константинополя в XV веке монастырь Пантократор стал жить на пожертвования правителей стран, расположенных в низовьях реки Дунай.

Пантократор перестраивался и расширялся в XVI веке. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания – это Патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Одной из благодетельниц обители Пантократор была Российская императрица Екатерина Великая.

Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 годов, но, к счастью, не полностью.

Пантократор – последний из афонских монастырей, где было восстановлено общежитие. Это произошло в 1992 году.

Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 году. Это небольшой по размерам храм, сложенный из белого мрамора. Собор монастыря стоит в дальней части мощеного двора. Тут похоронены основатели монастыря – иноки Алексий и Иоанн. Соборная колокольня была построена в XIX веке.

В Пантократоре кроме головного собора есть параклисы: Успения Пресвятой Богородицы, собора Архангелов, Вознесения Господня, святого Предтечи Иоанна, святителя Николая, святого Георгия Победоносца, святого Пантелеимона, Трех святителей.

На пути между Пантократором и Кареей есть местечко под названием Капсала, с множеством калив. Тридцать шесть из них принадлежат монастырю Пантократор. Кроме того, монастырь владеет пятнадцатью кельями в самой Карее и ее окрестностях. Келья Успения Богородицы, в которой Архангел Гавриил научил молодого инока молитве «Достойно есть», также является собственностью монастыря.

Помимо прочего, во владении монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии, расположенный в получасе ходьбы от него. Изначально этот скит был кельей. В 1575 году в ней поселился русский монах Паисий Величковский. Преподобный Паисий до этого жил в соседней келье святого Константина, где вокруг него собралось множество учеников из Молдавии и России. Нужно было жилье, чтобы их всех разместить, и старец Паисий превратил келью святого пророка Илии в общежительный монастырь. К святому Паисию приходило все больше и больше учеников, и ему был передан монастырь Симонопетр, однако вскоре стало ясно, что он не имеет достаточно средств, чтобы платить требуемые турками, захватившими Афон, налоги. Братия вернулась в скит пророка Илии, но, в конце концов, им пришлось уехать в Молдавию, в ту ее часть, что принадлежала румынам. Здесь старец Паисий вскоре стал известен как один из самых опытных духовников своего времени.

В левом киоте монастырского собора при северно-восточной колонне находится главная святыня обители Пантократор – чудотворная икона Божией Матери «Герондисса» («Старица»). Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без Младенца Христа. Матерь Божия на этой иконе стоит, развернувшись влево, руки Ее простерты в мольбе.

На массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображен сосуд с изливающимся через край елеем – это напоминание о чудесном умножении в обители елея, во время голода, по молитвам одного из игуменов. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла, столь необходимого в монастырской жизни. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом Божией Матери, и их упование не было посрамлено: один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол. И сегодня можно увидеть этот сосуд, он находится у задней стены соборного храма.

По преданию, посредством этой иконы Богородица однажды попросила одного из священников поскорее закончить литургию, чтобы игумен монастыря успел перед смертью причаститься.

Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебряные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство над иконой. Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце.

В 1950 году в монастыре начался пожар. Дул сильный ветер, он быстро раздувал огонь и, казалось, что пожар уже не остановить. Братия вынесла икону и стала петь молитвы. Когда все приблизились к бушующему пламени, оно вдруг метнулось назад и полностью погасло.

В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы находится еще одна чудотворная икона – великомученика Георгия. Этот образ XVI века был перенесен в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалеку кельи.

Также в Пантократоре пребывают святыни: часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и частицы мощей – апостолов Андрея Первозванного и Тита, святителя Игнатия Богоносца, святого Феодора Стратилата, мученицы Фотины Самаряныни, святого Никифора, равноапостольных Константина и Елены, святых бессребреников Космы и Дамиана, великомучеников Меркурия и Прокопия, великомученицы Марины, мучениц Анастасии и Евфимии, священномучеников Антипы и Харалампия, святителей Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия,

Патриарха Иерусалимского, преподобного Иоанникия Вифинского, праведного Иоанна Милостивого, мученика Трифона, святителя Афанасия Константинопольского, преподобного Иоанна Великого, мученика Артемия, мученика Евстафия Плакиды, мучеников Кирика и Иулитты, преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных.

Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В библиотеке обители находится Евангелие, принадлежащее преподобному Иоанну Кущнику(Ув.).

Братия обители Пантократор насчитывает около 15 монахов.

Из книги Я, Есенин Сергей… автора

Пантократор 1 Славь, мой стих, кто ревет и бесится, Кто хоронит тоску в плече, Лошадиную морду месяца Схватить за узду лучей. Тысчи лет те же звезды славятся, Тем же медом струится плоть. Не молиться тебе, а лаяться Научил ты меня, Господь. За седины твои кудрявые, За

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон автора Зайцев Борис

Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

ДЕРМАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Все они избиты, изранены, Булавами головы пробиваны, Кушаками головы завязаны. Былина о Чуриле Пленковиче Речь Посполитую в это время сотрясали политические катаклизмы. В 1572 году со смертью Сигизмунда-Августа пресеклась династия Ягеллонов.

Из книги Жизнь моя за песню продана [сборник] автора Есенин Сергей Александрович

Из книги Византийское путешествие автора Эш Джон

Пантократор Купола монастыря Пантократор величественно вздымаются над вершиной холма, господствующего над Золотым Рогом. Во время предыдущих приездов в Стамбул я избегал этого места, хотя здесь находится усыпальница императоров Иоанна II Комнина, Мануила I Комнина и

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Эта обитель – одна из живописнейших по устройству и расположению на северо-восточном побережье Афонского полуострова. Она находится на берегу в бухте, закрытой с трех сторон. Подобно Лавре св. Афанасия, монастырь Пантократор состоит из множества зданий и служб.

Крепкая четырехсторонняя стена с высокими башнями заканчивается монашескими кельями в несколько этажей. Снаружи монастырь выглядит довольно высоким, впечатление усиливает расположение его на высоком скалистом холме.

Пантократор (что значит «Вседержитель») был основан в 1361 году родственниками греческого императора – великим стратопедархом (военачальником) Алексием и его братом великим примикарием (первым сановником Цареградского двора) Иоанном. Приняв монашество, братья поначалу подвизались в одноименной келлии Пантократора, затем расширили ее и превратили в монастырь. Сохранились портреты двух ктиторов Алексия и Иоанна, они хранятся в российском Эрмитаже. В конце XIV - начале XV века обитель быстро росла территориально и укреплялась экономически, во многом благодаря помощи правителей из династии Палеологов. После утверждения на Балканах турок (1453) она пережила тяжелый экономический кризис и выжила благодаря неоценимой помощи со стороны греков-господарей дунайских княжеств.

Немаловажную роль в сохранении обители сыграли и русские цари. Императрица Екатерина II специальным указом 1762 года разрешила монахам Пантократора организовать сбор пожертвований в России. В 1773 году монастырь пострадал от сильного пожара и был восстановлен на средства жертвователей. Тем не менее, с 1574 года и по настоящее время Пантократор занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей. Сильный пожар вновь нанес серьезный ущерб в 1948 году, уничтожив часть северо-восточных построек. Восстановлением их занимался департамент по реставрационным работам Греции. Монастырь разделен на два двора. Во внешнем располагаются кельи для паломников, высокая башня с параклисом Успения Пресвятой Богородицы наверху и ризницей внизу. Во внутреннем дворе находится главный храм, трапезная и колокольня. Соборный храм Преображения Господня построен основателями монастыря в 1363 году и сохраняет стенные росписи, выполненные величайшим представителем византийской церковной живописи Мануилом Панселиносом.

Без поновления дошли до нашего времени фрески Панселиноса «Успение Божией Матери» и «Деисис». Собрание икон монастыря является одним из самых значительных на Святой Горе. В соборном храме у северо-восточной колонны находится чудотворный образ Божией Матери «Геронтисса» («Старица»), Предание повествует о том, что один престарелый благочестивый игумен обители заболел и находился уже при кончине. Предузнав о времени своего исхода из этого мира и желая причаститься Святых Таин, он просил чередного иеромонаха поспешить отслужить Литургию. Но иеромонах не обратил должного внимания на просьбу своего игумена и не торопился совершать своего служения. Тогда вдруг услышал он от иконы Божией Матери, находившейся в ту пору в алтаре храма, грозный глас, повелевающий иеромонаху исполнить желание и волю игумена. По этому-то случаю икона Богородицы, прославившаяся столь знаменательным образом, и получила название «Геронтиссы».

Божия Матерь изображена во весь рост, у Ее ног стоит сосуд с изливающимся из него маслом - в память того, что по молитве игумена пред этой чудотворной иконой случалось дважды умножение елея в пустых монастырских сосудах. Образ обновлен и обложен серебряной ризой. Во время нападения на обитель сарацин святая икона была брошена ими в колодезь, находившийся недалеко от монастыря. Один из сарацин в безумном презрении к христианской святыне хотел было разрубить икону на части, чтобы щепками раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться святотатству. Безумец в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили икону в колодец, где она находилась в продолжение 80 лет. Здесь она и была обретена по указанию родственников сарацина, наказанного слепотой. Перед смертью он раскаялся в своем безумном поступке и, надеясь через раскаяние получить облегчение своей судьбе, заповедал домочадцам отправиться на Святую Гору и открыть там брошенную в колодец икону Богородицы. После этого чудотворная икона с честью была вынута из колодца и отнесена в соборный храм. Впоследствии Богоматерь многократно изъявляла свою особую заботу об умирающих в обители старцах.

Среди святынь монастыря – части Древа Креста Господня, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свтт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста, Афанасия, Патриарха Константинопольского, персты мч. Трифона. В монастырской библиотеке хранится замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее прп. Иоанну Кущнику (V в.), а также около 350 древних рукописей (самые ранние от IX века), более 3500 старопечатных книг. В братстве монастыря около 20 монахов. Обители Пантократор принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, Архангел воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Пресвятой Богородицы. Монастырь известен и тем, что поблизости от него, в северном направлении, находилось множество калив (хижин), в которых обитали монахи, взявшие на себя обет добровольного поста.

Питались они лишь необходимой для поддержания жизни пищей, существуя на подаяния насельников Пантократора. На землях монастыря, в часе ходьбы от него, на одном из пустынных холмов между оврагами, среди роскошной афонской растительности расположен русский скит святого пророка Илии. Он был основан в 1759 году преподобньм Паисием Величковским, знатоком книжных древностей и составителем «Добротолюбия» – знаменитого сборника святоотеческих творений. Преподобный Паисий, родом из Полтавы, родился в 1722 году. Грамоте отрок Петр научился по Псалтири и на 13-м году был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию, где душа его потянулась к монашескому житию. В 17 лет юноша ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Здесь для Петра началось первое послушание по списыванию книг – это была Лествица Иоаннова. Но в рясофор с именем Платона его постригли в Николаевском Медведовском монастыре на реке Тясмин.

Недолго пришлось здесь подвизаться иноку Платону, ибо униаты воздвигли гонение на православие. Он отправился в Валахию. Путь странствования его пролегал через келлии и пещеры подвижников скитских и пустынных, окормляемых старцем Василием Поляномерульским, который, поговорив с Платоном, удивился опытности молодого монаха. Некоторое время он пустынножительствовал в горном скиту Кырнул. Плодом странствования инока Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо-Валахии явилось опытное знание послушания, смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую преподобный Паисий непрестанно совершал до самой своей кончины. Наконец инок Платон, упросив старцев благословить его, отправился на Афон. Дорога сопровождалась многими трудностями, а спустя четыре дня по прибытии на Святую Гору он остался один – спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался.

Многие места Афона обошел инок Платон в поисках старцев, сильных в подвиге и знании святоотеческих писаний, и не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, он беседовал с ним несколько дней и ночей. Тогда по просьбе пустынника отец Василий облачил его в мантию с переменой имени на Паисий; ему в это время было двадцать восемь лет. Спустя некоторое время к преподобному Паисию пришел монах Виссарион, прося оставить его жить при себе в послушании, но старец не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы вместо отца и наставника иметь обоим учение святых отцов Церкви.

С таким условием принимал преподобный и других братьев, поэтому-то среди Паисиева братства возникло стремление собирания писаний свв. отцов, традиция книжности. Это было необычным явлением для афонских монастырей того времени, ибо большинство монахов книг не имело, а о святых писателях даже не слышало. Каждая находка древней книги была огромной радостью для преподобного Паисия. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу св. Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал по этому поводу: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что вижу на земле небесное сокровище». Книжное накопление сопровождалось нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского, ибо преподобный Паисий не имел даже нижней одежды, только подрясник и рясу «изодраны и в заплатах».

Вскоре братии набралось двенадцать человек и назрела необходимость в священнике и духовнике, поэтому не только собратия, но и другие афонские подвижники стали умолять Паисия принять священный сан. В 1758 году в возрасте 36 лет он принял рукоположение. Будучи иереем, преподобный никогда не мог совершать Литургию без слез. Наконец Паисий выпросил у монастыря Пантократор старую, разрушающуюся и никем не занятую келлию пророка Илии и, с благословения Цареградского Патриарха Серафима, начал строить одноименный скит. Когда работы были окончены, братия переселилась на новое место. Преподобный написал для своего скита Устав, сообразуясь с чиноположениями Святой Горы, и установил в нем общежитие. Ильинский скит по примеру других национальных на Афоне монастырей стал обителью малороссов. Сюда прибывали выходцы из Запорожской Сечи и других мест Украины. До середины XIX века скит был известен еще под названием Малороссийского.

В новый скит собралось до ста монахов. Испытания не заставили себя ждать. Монах Афанасий, имевший под своим началом скит Кавсокалив, начал публично осуждать образ жития Паисиева братства за их книжное собирание и опущение молитвенных правил. Преподобный Паисий объявил про Афанасия, что он даже и Евангелия не читал, а пытается учить братию и хулит Священное предание, содержащееся в святоотеческой письменности. По поводу молитвенных правил старец ответил – слово в слово как на такое же обвинение тысячу лет назад отвечал св. Нил Синайский – для пения тропарей, прокимнов, канонов и прочего необходимы чтецы, певцы, диаконы, священники; пустынникам же подобает читать Псалтирь, молитвы и святоотеческие писания.

Афонское пустынно-общежительное пребывание старца Паисия продолжалось 17 лет. Из-за притеснения турками-мусульманами монахов Святой Горы он покинул Афон... Возвратившись в Валахию вместе с 64 иноками, вселился в пустующий Драгомирнский монастырь. Здесь Паисиева книжность – переводы и переписка – расцвела во всей красе: ученые монахи переводили с разных языков святоотеческие творения и составляли под руководством преподобного Паисия славянский свод Добротолюбия. После русско-турецкой войны (1774) земли монастыря отошли Австрии. Старец с 350 братиями переселился в горный Секульский монастырь, а затем в Нямец, где собрались иноки 10 национальностей, а число их в 1790 году достигло тысячи.

Нямецкий монастырь в это время был самой многолюдной обителью Восточной Православной Церкви. На протяжении всего времени старческих своих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы и прп. Нила Сорского. Преставился преподобный Паисий Величковский в 1794 году. Житие и деяния его сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, в которых расцвело возрожденное в России в начале XIX века старчество, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия, нямецкого архимандрита. После отъезда преподобного из афонского Ильинского скита обитель постепенно пришла в полный упадок. Однако старец Паисий за сто лет предсказал славу этого скита: «Со временем будет в скиту другой Паисий, и при нем обитель устроится, возвеличится и прославится». Пророчество сбылось в середине XIX века при игуменстве Паисия II. В это время в скиту проживало до 300 иноков.

Русский скит св. пророка Илии во внешнем расположении и устройстве выказывает строгий характер афонских киновий. Все здания как нельзя лучше приспособлены к общежительной жизни. Во внутреннем дворе с колокольней расположены два главных корпуса с кельями и помещениями для паломников, недалеко от них устроен колодец, выложенный снаружи мрамором. Главенствует во дворе соборный храм во имя св. пророка Илии, имеющий в плане форму креста. Он увенчан пятью живописными куполами, видными с моря. В XIX веке в соборе установлен монументальный резной иконостас, иконы поздней работы, большие по размеру. Особую ценность представляют две Богородичные иконы: «Млекопитательница» и Тихвинская. Последняя пожертвована благотворителем скита М. А. Вьюшиным и находится на горнем месте в алтаре. В феврале 1877 года настоятель вместе с некоторыми из братии наблюдали, как из очей Божией Матери Тихвинской обильно текли слезы. Главная святыня – часть левой стопы св. мощей апостола Андрея Первозванного.

>

  • E-mail >
  • На крутой скале высотой в 30 метров расположился монастырь Пантократор. К нему можно добраться как по суше (со стороны монастыря Ватопед или из Кариеса), так и с моря на корабле. Построен монастырь приблизительно в конце 14 века великим военачальником Алексием и благочестивым Иоанном (братья Стратигопуло). Мавзолей, где они похоронены, датируется 1363 годом.

    Соборный храм монастыря посвящен Преображению Спасителя и празднует свой день 6 августа. Монастырь был расписан в 1538 году.

    В монастырской библиотеке, находящейся в крепости, 317 рукописей, из которых 68 пергаментных кодексов 11-14 веков, 185 кодексов, написанных на бумаге, 15-19 веков, 2 пергаментных свитка и 3.500 печатных изданий. Среди святынь монастыря правая голень Святого Андрея Протоклита и часть мощей Святых Козьмы и Дамиана; Евангелие Иоанна Коливити (Кущника), которое хранится в Агио Вима, размером 0,17 на 0,12 см. Оно написано мелким почерком и украшено 12 миниатюрными иконами и кусочком щита Святого Меркурия, который стал мучеником в 225 году во время царствования Валериана и Галиния.

    В 15 веке к монастырю были присоединены монастыри Факину, Фалакру, Сотира, Святого Димитрия, Килоподари: Святого Авксентия и Равдоха. Среди других святынь в монастыре хранится и икона Богородицы "Геронтиссы" (Старицы), которая находится в Соборном храме монастыря на левой колонне, ближе к востоку. (Когда-то она находилась внутри, в алтаре). Богородица изображена в полный рост. Икона была восстановлена и отделана резьбой по серебру. Монастырь имеет 8 часовен на территории монастыря и 7 – вне ее. Недалеко от монастыря находится поселок Капсалас со множеством монашеских хижин.

    Скит Ильи Пророка монастыря Пантократор. Святой Скит Пророка Ильи, принадлежащий монастырю Пантократор, находится в часе ходьбы от Кариеса и в 25 минутах от главного монастыря Пантократор. Был создан в 1839 году, а в 1881 году завершилось строительство его прекрасного храма, посвященного Илье Пророку. Среди святынь Скита хранится великолепный артофор (поднос для освященного хлеба), ризы, предметы литургии и многое другое. Большой интерес представляет позолоченный деревянный иконостас Скита.

    Использование материалов возможно
    при условии указания активной гиперссылки
    на портал «Русский Афон» ()

    Смотри также:

    Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

    В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

    На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т

    Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием – «сжатый". По преданию, монастырь был

    09.04.2018

    На Корфу можно встретить большое множество удивительных мест. Если вы, планируя свой отпуск, не можете определиться с местом, которое хотите посетить, знайте, что Корфу богат, как природными чарующими местами, так и культурным достоянием. Причем культурные достопримечательности имеют здесь свое разделение.

    Можно посетить историческое место вроде площади Спианады, которая по праву считается самой красивой площадью Греции. Она способна погрузить в самобытное настроение Греции, наполненная прекрасными величественными изваяниями, изображающими греческих девушек.

    Кроме того, это место окружено сетью местных греческих таверен, которые предлагают погрузиться в гастрономические вкусы Корфу. Эти вкусы отличаются пряными нотками и особой любовью к блюдам из риса, картофеля и макарон. В целом кухня очень напоминает традиционную итальянскую кухню. Вот такой отдых может считаться настоящим культурным времяпрепровождением.

    Как и посещение местного дворца, в котором в свое время находилась дача местной королевской семьи. Изучение пышной отделки дворца может быть очень интересным, причем, как взрослым туристам, так и самым маленьким отдыхающим. Также на острове большое количество достопримечательных мест, которые отличаются своим богатым духовным наследием. Пожалуй, они и стали настоящим символом этого греческого острова.

    На Корфу можно встретить ни одну местную самобытную небольшую церковь, монастырь или пышный собор. Кроме того, на острове можно встретить много различных крепостей и развалин замков, но это отдельная история. По-настоящему обогатить сердце и погрузить в духовную атмосферу могу монастыри и храмы, которые гостеприимно предлагает посетить Керкира, столица Корфу. Хотя есть и духовные скиты на отдельных островах или пригородах Корфу.

    Давайте по порядку поговорим про основные достопримечательности Корфу, чтобы наиболее полно составить картину об этом курорте. А затем перейдем к рассмотрению одного из его духовных мест – монастыря Понтократора.

    Плюсы отдыха на Корфу

    Корфу – один из самых крупных греческих островов ионической островной группы. Этот остров по праву носит название Изумрудного рая, ведь он утопает в пышной зелени местных фруктовых деревьев. Давайте рассмотрим его яркие особенности.

    1. Корфу славится своим мягким и теплым климатом без множества осадков и засушливого лета. Средняя температура здешней местности составляет около 30 градусов. Поэтому вряд ли вы сгорите на солнце или получите тепловой удар, отдыхая на Корфу.
    2. Здешняя природа радует своими видами и разнообразием. На Корфу вы встретите, как удивительный подводный мир, так и потрясающие наземные пейзажи. В море вы встретите ярких и цветастых жителей, которые, совсем не боясь, будут подплывать к отдыхающим на пляже. Удивительные окраски рыбок, осьминогов, крабов и морских звезд заставляют поверить, что вы попали в передачу Жака Ива Кусто, настолько красив здешний подводный мир. На территории Корфу можно встретить даже крабов, окрашенных в голубую окраску. Поэтому, вооружившись фотокамерой, смело исследуйте местные пляжи, бухты и заливы. Такие морские экскурсии, как никакие другие, понравятся отдыхающим с детьми. Совершенно бесплатно каждый день вы можете наблюдать за подводными жителями, которых природа наделила такими красивыми окрасками. Давайте перейдем к наземной части природы. Она не менее интересная и очаровывающая. Здесь вас встретят целые апельсиновые сады, оливковые и кипарисовые рощи, а также деревья инжира и заросли ежевики. Также на острове можно встретить заросли ежевики. Если вам повезет, то вы сможете нарвать всех этих яств для себя, поэтому обязательно вооружитесь пакетом или какой-то тарой, изучая местные достопримечательные леса. Укрыться в жаркую погоду в этих рощицах просто замечательно. Деревья очень спасают от солнца. Природа является, пожалуй, самой большой достопримечательностью Корфу! Не считая его духовного наследия.
    3. Ну, и, конечно, Корфу богат своими культурными, историческими и духовными достопримечательными местами. Как уже упоминалось выше, каждое из них погружает в свое особое настроение, передавая в целом дух Греции. Во многом, кстати говоря, он связан с древней мифологией, о которой большинство из нас знает с детства. К примеру, на Корфу есть небольшой островок, который носит название Мышиного острова. Считается, что это не что иное, как корабль Посейдона, который разгневанный Посейдон превратил в камень. Это довольно небольшой островок, пройти его вдоль и поперек можно буквально за несколько минут. Кроме того, считается, что именно на Корфу прошла свадьба знаменитых Ясона и Медеи, известных похитителей Золотого руна. Такой остров как нельзя лучше подойдет для красивой свадьбы! Ну, и, конечно, как уже упоминалось, главное достояние острова – это места, передающие духовное наследство Корфу. Многочисленные соборы и монастыри с радостью принимают паломников и простых туристов со всего мира. К примеру, двери знаменитого Храма Святого Спиридона открыты круглые сутки. В эту самую крупную церковь Востока сотнями съезжаются туристы для того, чтобы соприкоснуться с мощами святителя Спиридона. Он был поистине великой личностью, о чем свидетельствуют его многочисленные жизнеописания. Кстати говоря, пышное и даже великолепное убранство храма хорошо свидетельствует об этом. Ведь здесь есть сюжеты из его жизни, которые представлены в виде великолепных медальонов в рамах. Также удивительную духовную атмосферу острова прекрасно передают многочисленные монастыри Корфу. Конечно, ведь в них живут личности, которые соблюдают очень чистые обеты. Именно они и наполняют жизнью эти места.

    Монастырь Пантократор на острове Корфу

    Этот монастырь расположен на северо-западе столицы Корфу. Название Понтократор в переводе означает Вседержитель.

    • Этому монастырю уже несколько столетий – впервые речь о нем можно встретить в посланиях еще 17 века. Хотя есть мнение, что в ту пору этот монастырь уже был очень неплохо известен.
    • Изначально Понтократор был мужским монастырем. И таким он являлся очень долгое время, вплоть до прошлого столетия. Тогда после небольшого перерыва и не функционирования монастырь возродился. Но только свыше было угодно, чтобы здесь воцарилась женская обитель.
    • У Корфу был свой митрополит по имени Ваена. Он и считается покровителем данного монастыря. Всю свою жизнь он вдохновлял на служение в этом духовном месте и заботился о его состоянии. Также во многом помогали Понтократору и другие духовные наставники. К их числу относятся знаменитые старцы Греции, такие как Паисий Святогорец, а также Кавсокаливит Порфирий. Они долгое время молились за монастырь и помогали его обитателям. Что самое удивительное, два этих старца никогда не были в монастыре. Они лишь вели переписку с матушками, которые являлись послушницами. Но старцы всячески помогали даже на расстоянии. Говорят, что Порфирий писал, что видит этот монастырь своим духовным зрением – в зарослях олив и что до него как будто может даже долетать немного морская пена. И действительно, это живописное описание весьма похоже на окрестности Понтократора.
    • Монастырь Понтократор Корфу, а точнее его собор был построен в 1834 году. В нем есть многочисленные мощи святых личностей. Одно соприкосновение с этими местами уже способно очистить душу и успокоить сердце.
    • Сестры этого монастыря пишут удивительно красивые радостные и яркие иконы. Взгляд на них наполняет сердце особенной духовной радостью и благодатью.
    • Кроме этой возвышенной деятельности послушницы также занимаются написанием книг и выращиванием различных сельскохозяйственных культур. Больше всего здесь выращивают оливки. Хотя основным занятием монахинь, как водится, является уединенная жизнь в поклонении Господу и молитва.
    • Побывать в этом месте очень интересно, вот почему на его территорию водят многочасовые познавательные экскурсии.

    Читайте также:

    Описание отеля Primasol Louis Ionian Sun 4 посёлка Беницес на острове Корфу в Греции Особенности Влахернского монастыря Керкиры Что представляет собой отель Дассия Бич на острове Корфу? Описание отеля Albatros на Корфу
    Особенности отдыха в посёлке Рода на острове Корфу Что и где можно купить в Греции на острове Корфу?

    Loading...Loading...