Митрополит иерусалимский. Иерусалимский патриарх ириней высказал официально

В отличие от католической церкви, где все епископства подчиняются Папе Римскому, православные патриархаты являются поместными, то есть независимыми друг от друга. Но нельзя отрицать роль Иерусалима - святого для всех христиан города. Ведь там была основана первая историческая церковь. Поэтому авторитет предстоятеля этого патриархата неоспорим. Кто же стоит во главе Иеруалимской Православной Церкви? Сегодня мы расскажем о нем. Поскольку его престол находится в Иерусалиме, а юрисдикция распространяется на Сирию, Палестину, Израиль и Аравию (саму церковь нередко называют Сионской), он не может находиться вне политики. За избранием нового главы пристально следят клирики и служители других ортодоксальных поместных патриархатов. Высказывания иерусалимского предстоятеля нередко вызывают резонанс в политических кругах.

Значение патриархата в христианстве

Иерусалим не зря считается святым для трех мировых религий городом. Особенно рьяно его чтут христиане всех конфессий, ведь здесь жил и проповедовал Сын Божий. В Иерусалиме Иисус был распят. Здесь Он и воскрес. В этом городе в день Пятидесятницы, посредством сошествия Святого Духа, образовалась первая Церковь Божья. Впоследствии отсюда апостолы разошлись по разным уголкам земли, проповедуя Евангелие всем народам. Поэтому Иерусалимская Православная Церковь считается матерью остальных ортодоксальных патриархатов. Первым епископом в ней был Иаков Праведный, который принял мученический венец от рук царя Ирода. Поскольку Иерусалим постоянно подвергался нападениям и был захваченным, главенство его патриархата было утрачено и перешло к предстоятелю Константинополя. На данный момент в диптихе церквей она числится четвертой по значению (после Царьграда, Александрии и Антиохии). Полный титул предстоятеля - Всесвятейший и Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима, всей Палестины, Аравии, Сирии, обонпол (двух берегов) Иордана, Святого Сиона и Каны Галилейской.

Современное устройство поместной церкви

Иерусалим часто становился жертвой нашествий. Уберечь святые места от разрушения и осквернения - в этом видели свое призвание все главы поместной церкви. Для этого они вынуждены были пускать в ход все свои дипломатические способности. Переломный момент случился в 16 столетии, когда Иерусалимский патриарх Герман Второй добился от османских властей указа, что все христианские святыни Палестины будут с этого момента находиться в руках православных. В том же веке было создано монашеское Братство Святого Гроба Господня. Населяли обитель только иноки, прибывшие из Греции. По положению, принятому в середине 19 столетия, Святой Гроб Господень остался в ведении православных, тогда как Вифлеемская базилика Рождества Христова перешла к католикам. До сороковых годов 19 века патриархов иерусалимских назначал предстоятель Константинопольской церкви. Теперь его избирает Собор Синод. Но утверждают в сане патриарха Иерусалимского три светские власти: Палестины, Иордании и Израиля. За долгую историю поместной церкви в ней сменилось сто сорок предстоятелей. В данный момент ее возглавляет 141-й по счету иерусалимский патриарх Феофил Третий.

Биография

Нынешний предстоятель церкви в миру носил имя Илия Яннопулос. Родился он 4 апреля 1952 года. По национальности грек. Одно это уже служило хорошей стартовой площадкой для карьеры в патриархате Иерусалима. Большинство приходских священников и верующих в этих землях - арабы. Но исторически сложилось так, что весь епископат избирается исключительно из членов монашеского братства Святого Гроба Господня. А эту обитель населяют выходцы из Эллады. Родился же И. Яннопулос в селении Гаргалиани, которое находится в номе Мессиния (Греция). Еще будучи подростком, в двенадцатилетнем возрасте, он прибыл в Иерусалим и поселился как послушник в братстве Святого Гроба. С 1964 по 1970 г. Илия учился в патриаршей школе. юноша принял в июне 1970 года от патриарха Иерусалимского Венедикта I. Как и положено иноку, он принял новое имя - Феофил, означающее «Любящий Бога».

Карьера в церкви

Еще в патриаршей школе юный послушник выказывал большие способности и небывалую тягу к знаниям. А потому после принятия пострига церковные власти решили, что молодому монаху следует продолжить теологическое образование. В 1975 году он был послан на родину, в Грецию, чтобы поступить на богословский факультет Афинского университета. После окончания учебы в 1978 году будущий иерусалимский патриарх Феофил был возведен в монашеский сан архимандрита. Но и тут молодой клирик решил, что его теологическое образование не завершено. В 1981 году он поступает в университет в Дареме (Великобритания), учебу в котором завершает в 1986-м. После возвращения в Иерусалим Феофил два года исполнял обязанности председателя по внешним связям при патриархате. В дальнейшем он служил представителем своей церкви в ряде организаций. В 2001-2003 гг. он даже был послом при Московском патриархате, хотя в Россию приезжал нечасто. В начале 2000-х его назначили на почетную должность старшего хранителя Гроба Господня.

Предыдущий патриарх Иерусалимский Ириней

Летом 2001 года на был избран ее предстоятелем экзарх в Афинах (ответственный за распространение Благодатного Огня), архиепископ Иерапольский и член Священного Синода, носивший в миру имя Эммануил Скопелитис. Будучи патриархом, Ириней Первый очень способствовал продвижению по карьерной лестнице своего преемника Теофила. Но в 2005 году разгорелся церковный скандал. Священный Синод обвинил патриарха Иерусалимского Иринея в том, что тот отдал израильской компании в долгосрочную аренду недвижимость в Старом городе. Сам предстоятель отказался участвовать в суде. По постановлению Синода, а затем Всепровославного Собора, который собрался в Фанаре, патриарх был низложен, лишен священнического сана, разжалован в монахи и приговорен к заточению в собственной келье. Там он находился семь лет, пока не вынужден был выйти по состоянию здоровья, чтобы сделать хирургическую операцию.

Иерусалимский патриарх Феофил и его предшественник

Низложение Иринея неожиданно вознесло теперешнего предстоятеля церкви в высокий сан. Это позволило досужим языкам болтать о причастности последнего к обвинениям, оказавшимся недостаточными. Но Феофил III остался в дружеских отношениях с низложенным предшественником. Так, в 2015 году Ириней неожиданно появился на церемонии нисхождения Благодатного Огня, где был приветствован и благословлен теперешним патриархом. К слову, его посетил и предстоятель Константинопольской церкви Варфоломей.

Политические высказывания Иерусалимского патриарха

На Пасху 2008 года клир и верующих РФ потрясла резкая критика со стороны Феофила III в адрес Порфирия Успенского, основателя русской духовной миссии в Святом городе. Он заявил, что последний отравляет жизнь верующих «ядом национализма». и главред журнала «Церковный Вестник» усмотрели в этом заявлении признаки русофобии. В последние два года иерусалимский патриарх Феофил неоднократно встречался с президентом Украины Петром Порошенко, молился за мир в этой стране и обсуждал проблему объединения верующих в единую поместную церковь.

Давайте вспомним в последний день Светлой Седмицы о томящемся в заточении Патриархе Иерусалимском Иринее и помолимся о нем. О настоящем Патриархе Иерусалимском Иринее, который не захотел идти на сговор с экуменистами и новостильниками всех мастей, называющих себя православными. Вот все эти деятели от Церкви оклеветали Патриарха Иерусалимского Иринея, затем и отстранили своего патриарха от управления Иерусалимским Патриархатом. В этом всем им очень помогло правительство Израиля, т.к. там также хотели покладистого патриарха Иерусалимского.

Думали они, все эти экуменисты и новостильники, что испугают Патриарха Иринея и сошлют его в какой-нибудь далекий монастырь простым монахом. Так вся эта неправедная история забудется и быльем порастет. Да не тут-то было. Несговорчивый Патриарх Ириней, как не хотел с ними сотрудничать и делать неправду возглавляя Иерусалимскую Патриархию, так и далее, уже 3 года не покидает свою келью и не признает решений предателей- экуменистов и новостильников.

К Патриарху Иерусалимскому Иринею стало приходить множество людей на службы и за советом. Просили благословения, т.к. люди знали патриарха Иринея, верили ему и не хотели с ним расставаться. Тогда в Иерусалимском Синоде взволновались и решили лишить Патриарха Иринея поддержки честных священников и мирян, заколотив к нему двери и поставив на окна решетки. Но люди шли к Патриарху Иринею все-равно и тогда Иерусалимский Синод решил поставить еще на окна железные сетки и охрану, лишив Патриарха Иринея свежего воздуха и не разрешая ему беседовать с людьми и передавать еду.
В месте заточения Патриарха Иринея отключен свет и телефон. Оставлена только вода для канализации, которая не является питьевой.

Все необходимое для Патриарха Иринея доставляет один верный ему человек, при помощи еще нескольких благотворителей, которые помогают этому человеку.

Для всех гонителей Патриарха Иринея самое лучший выход был бы, если бы Патриарх Ириней смирился с оклеветанием и оставил свое заточение и удалился бы монахом в монастырь. Причем есть много желающих принять у себя Патриарха Иринея, но этот мужественный человек помня слова Господа, что Его гнали прежде всех, продолжает свою мученическую жизнь и стояние в Истине.

Вместо Патриарха Иерусалимского Иринея был поставлен на Иерусалимскую кафедру другой патриарх, который был заранее согласен делать все, что ему укажут. Сейчас он носит титул Патриарха Иерусалимского Феофила. Это человек, который слушается патр. Варфоломея, патр. Кирилла Гундяева. Это человек, который закончил Академию в Московской Патриархии и отлично знает, что нужно Москве.

Результатом всех этих действий явилось то, что уже три года к патриарху Феофилу не сходит Благодатный Огонь. Патр. Феофил, как оказывается абсолютно не врал, когда сказал, что носит зажигалку в кармане, когда идет в Кувуклию.

В 2008 году только две лампады, принадлежащие православным, зажглись от всполохов в Храме Гроба Господня. Патр. Феофил зажигал факел от зажигалки. Огонь, который получали от него - жег.

В 2009 году, в Храм Гроба Господня пустили мало паломников, совсем не пустили арабов-христиан, которые поют и танцуют (они должны быть обязательно, потому что когда-то давно их не пустили в Храм и Благодатный Огонь не сошел), зато поставили стулья и запустили в Храм Гроба Господня 2 тысячи израильских солдат. Солдаты сидели, курили, разговаривали, смеялись, хохотали все это время. Кроме этого солдаты не допускали в Храм Гроба Господня паломников и не пускали людей даже в старый город.

Тут-то и становится понятным, что патр. Феофил сотрудничает очень даже активно с израильским правительством и соглашается со всем, что ему скажут. Конечно, в такой ужасной обстановке никакой молитвенной и благодатной атмосферы не было.

Естественно, и то, что не зажглась от всполохов ни одна лампада или свеча. Патриарх Феофил опять зажигал факел от зажигалки, зато угодил всем власть предержащим.

Все люди, которые получили "благодатный огонь" от патриарха Феофила(в этот раз больше получить было неоткуда в Храме Гроба Господня) почувствовали, что этот огонь ожигает, в особенности те, которые уже много лет бывают на схождении Благодатного Огня в Храме Гроба Господня.

В это же время православные греки с о. Кипр, которые поддерживают Патриарха Иерусалимского Иринея, и которых израильские солдаты не пустили в Храм Гроба Господня, зная их приверженность к Патриарху Иринею, отправились к месту заточения Патриарха Иринея, чтобы его поддержать. Киприоты сломали заграждения, разогнали охрану и стали молиться и петь, вместе с патриархом Иринеем, который благословлял, радовался, молился и пел вместе с ними.
И тут случилось, как кажется на первый взгляд, невероятное (!). Вдруг под открытым небом начались всполохи и у одной женщины киприотки зажглись свечи. И о чудо! Этот Огонь не жег никого. И вот здесь, возле гонимого Патриарха Иерусалимского Иринея Господь послал людям Благодатный Огонь, показав всему миру, кто же настоящий Патриарх Иерусалимский. Благодатный Огонь не зажегся у самого Патриарха Иерусалимского Иринея, потому что у него нет свечей, но зато Благодатный Огонь сошел к верным христианам по молитвам Патриарха Иринея.

Я верую, что Господь наш Иисус Христос не оставит истинных верующих без Великого Знамения Своего - схождения Благодатного Огня. Но так как везде сейчас поселилось зло, то Благодатный Огонь будет сходить там, где соберутся истинно верующие христиане, взявшие крест свой и идущие за Господом, по молитвам мучеников-христиан.

10 лет назад был интронизирован патриарх Ириней. Ныне 140-й преемник брата Христа ожидает смерти в иерусалимском заточении

«С оставившие заговор и созвавшие незаконный собор выбрали рукоположенного Нами Архиепископа Фаворского Феофила, который, зная о своём антиканоническом положении и будучи неблагодарным по отношению к Нам, начиная с 2008 года держит Нас в изоляции в Нашем доме с запертыми внешними воротами расположенного вокруг дома двора, запрещает всякое общение с приходящими к Нам Нашими духовными чадами и святогробскими отцами, которые остались верными Нашей Мерности, их пожизненному Патриарху, и делает этой с единственной целью - явственной из того, что Нас лишили даже лекарств и врачебного обслуживания - в надежде на «естественную» Нашу смерть…» - рука седобородого чернеца время от времени отрывалась от бумаги, чтобы прижаться к сердцу. Липкий пот катился градом по измождённому лицу - сентябрьские вечера в Иерусалиме не приносят прохладу.
Старец привычно писал в третьем лице, от имени «Нашей Мерности», как он привык за годы своего патриаршества. Он бросал гневные упреки в адрес Феофила, которого все поместные патриархаты признали главой Иерусалимской православной церкви (ИПЦ). Колыбель христианства, мать христианских Церквей, хранительница священных для христиан сокровищ Святой Земли в третьем тысячелетии оказалась в руках «заговорщиков». Как такое могло произойти?..
Это послание датировано 15 сентября 2010-го, в девятую годовщину интронизации. А пятью годами ранее Синод лишил сана бывшего Патриарха Иринея I: «…Архиерейский суд постановил извергнуть бывшего Патриарха Иерусалимского из патриаршего и епископского сана и низвести его в достоинство монаха». (Ириней отказался присутствовать на заседании архиерейского суда.) «Заговорщики» заявляли: «Данное решение явилось вынужденной канонической мерой против антиканонических и антицерковных действий бывшего Патриарха, поставивших Церковь на грань раскола». Несколькими днями раньше Ириней объявил, что снимает со своих постов тех членов Синода, которые организовали его отстранение от власти, но интрига уже затянулась тугой петлёй.
…Владыка Ириней (в миру Мануил Скопелитис, 1939 г. р.) был избран патриархом Иерусалимским в августе 2001 года. В марте 2005-го некоторые СМИ впервые обвинили его в финансовых махинациях с церковной недвижимостью в Старом городе Иерусалима. Затем злопыхатели пустили слух, будто он когда-то пообещал за своё избрание $400 тысяч международному авантюристу Апостолосу Вавилису.
6 мая 2005 года Синод ИПЦ двумя третями голосов объявил о недоверии патриарху Иринею. Говорили о его причастности к сделке со сдачей в аренду земельного участка в Старом городе около Яффских ворот, заключённой с еврейской организацией «Атерет коаним». Ириней отрицал, что являлся инициатором сделки, заявляя, что за нею стоит финансовый менеджер Патриархии Николас Пападимас, который в то время уже ударился в бега. Патриарх отказался подчиниться Синоду, сославшись на церковные каноны, которые недвусмысленно определяют пожизненный статус предстоятеля Церкви. Но созванный в Стамбуле Всеправославный Собор подтвердил отрешение Синода.
Спустя всего лишь месяц Палестинская национальная администрация опубликовала в газете «Аль-Кудс» доклад, в котором утверждается, что Ириней «не принимал участия в сделке ни на одной из её стадий и не получал каких-либо денег», а сама сделка является незаконной, потому что не была закреплена решением Синода.
Анонимный источник в руководстве Палестинской автономии заявил агентству Associated Press, что низложенный патриарх «не был вовлечен в сделку по продаже еврейским инвесторам арабского участка земли в Иерусалиме, который палестинцы рассматривают как столицу своего будущего государства». Сам патриарх, низведенный в простые монахи, заявил, что является невинной жертвой «мятежников» в собственном Патриархате, возглавляемых нынешним Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Корнилием, которого Ириней назвал «человеком с сущностью Люцифера».
Но вскоре Авда Каввас, председатель комиссии палестинского парламента, специально созданной для расследования дела Иринея, обвинил министра палестинского кабинета Самира Халайла в чрезмерной задержке официальной ратификации ранее принятого решения правительства автономии о признании Иринея низложенным. А Синод поспешил заявить, что низложение «не зависит от результатов расследования его причастности к земельным сделкам». Иринею вменялось «поведение в целом, разрушившее доверие и нормальное функционирование Священного Синода, а вовсе не те или иные сделки с недвижимостью». Патриарха обвинили в создании «паутины лжи и церковных недоразумений, разрушении всей церковной системы, безответственном обращении с имуществом Патриархата».
Но еще три года, до 2008-го, израильские полицейские дежурили в помещениях Иерусалимского Патриархата, охраняя бывшего патриарха Иринея. (Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, главными святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова.)

«Святогробское братство»
«Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввёл в храм и осквернил святое место сие... Весь город пришёл в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери». Так написано в библейской книге «Деяния апостолов» об аресте и заточении великого апостола народов, непревзойденного проповедника и богослова - «сосуда избрания». Две тысячи лет назад апостол Павел в полной мере испытал человеческую несправедливость, интриги коррумпированных чиновников и ненависть религиозных фанатиков. Клеветой ненавистники апостола возмутили толпу, которая едва не растерзала Павла. И только вмешательство римского тысяченачальника предотвратило немедленную расправу христианского подвижника.
Впоследствии некоторые богословы возлагали ответственность за судьбу Павла на Иерусалимскую Церковь, с апостолом Иаковом (умер в 62 г.) во главе. Иаков - брат Господень - был сыном праведного Иосифа Обручника (мужа Девы Марии) от первой жены. Как повествует Священное Писание, Христос особенно возлюбил святого Иакова. Воскреснув из мертвых, Христос явился особо брату Своему по плоти. Святой Иаков председательствовал на Первом Апостольском соборе в Иерусалиме. По свидетельству древних писателей, ближайшие к Христу апостолы избрали Святого Иакова первым епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви. В Библии Иерусалимская Церковь больше не упоминается. Мы ничего не знаем о её общении с апостолом Павлом после заключения в узы. Сделали ли что-нибудь её руководители для облегчения его положения?
За два тысячелетия в череде преемников святого апостола Иакова сменился сто сорок один патриарх, владыка Ириней был (и есть?) 140-й. Библейская история вновь завязалась в узел людских противоречий и недомыслий, которые может разрешить лишь Божественный промысел. Одно очевидно: мы являемся свидетелями разворачивающейся драмы великого масштаба, за которой стоит и Святая Земля, и судьба европейской цивилизации.
…«Святая Земля есть колыбель всего христианства, место святое и одинаково дорогое решительно для всех православных, к какому бы народу они ни принадлежали; её значение не местное, но общехристианское и в особенности общеправославное, чем православный Иерусалимский Патриархат резко выделяется из других православных патриархатов. Обязанность поддерживать Святой Гроб и все другие святые места лежит не на греках только или православных туземцах Палестины, а решительно на всех православных народностях безо всяких исключений; греки же являются только представителями и, так сказать, уполномоченными их при Святом Гробе», - писал профессор Николай Фёдорович Каптерев (1847 - 1917), церковный историк и общественный деятель («Богословский вестник», 1897).
Вот уже несколько веков высшее духовенство и монашество Иерусалимского Патриархата представляют исключительно этнические греки. При этом паства православного Патриархата состоит в основном из арабов-палестинцев (как из числа граждан Израиля, так и Палестинской автономии — около 15% всех арабов-палестинцев являются православными христианами). Иерусалимский Патриархат - богатейший в мире собственник недвижимости, ему принадлежат около 18 процентов «золотых» земель Иерусалима. Даже земля под зданием израильского кнессета является его собственностью.
В средние века Иерусалимская патриархия была крайне бедна. Но когда власть перешла в руки патриархов-греков, появилась и драгоценная церковная утварь, и деньги для перестройки ветхих зданий. Греки принялись скупать грузинские и сербские монастыри на Святой Земле, свои владения они расширяли преимущественно за счёт других православных Церквей.
«Так ловкие и практичные греки сумели с течением времени не только окончательно закрепить за собой Иерусалимский патриарший престол, все архиерейские кафедры Патриархата и заполнить собой Святогробское братство, но и завладеть теми Святыми Местами и монастырями, которыми ранее владели арабы, грузины и сербы, и так, что с течением времени греки оказались единственными обладателями и распорядителями всех святых мест и учреждений, какими только владели ранее православные», - писал профессор профессор Николай Каптерев.
Греки не только взяли в своё владение многие святые места, но всегда готовы были бороться буквально не на жизнь, а на смерть «за каждую пядь земли, за каждый вершок той или другой священной постройки, за каждый её камень». Во время этой борьбы страсти иногда разгорались до того, что самой жизни энергичных патриархов угрожала серьёзная опасность.
Когда патриарх Феофан (1608 — 1644) по решению иерусалимского судьи отнял у Ватикана Святую Пещеру и Голгофу, католики подкупили иерусалимского пашу, который заключил Феофана в городскую тюрьму. Паша просил кадия (судью) вынести Феофану смертный приговор. К счастью, евнух, получивший от правителя поручение убить патриарха, ранее был христианином и потому, получив от Феофана сто золотых, отпустил его с миром, и патриарх бежал в Константинополь.
У патриарха Паисия (1645 — 1660) была митра, привезённая им из Москвы и украшенная драгоценными камнями. Враги донесли турецкому правителю, будто Паисий сделал корону для московского царя. Тогда правитель бросил патриарха в тюремную яму, предназначенную для убийц.
«Понятно отсюда, как тяжело и трудно было подчас иерусалимским патриархам правильно и с пользой вести сложные и запутанные дела патриархии, когда даже их ближайшие лица - члены Святогробского братства - иногда открыто противодействовали им в их благой деятельности, порицали и хулили их по своему невежеству, зависти и дерзости, вносили смуту и беспорядки во всю жизнь патриархии», - отмечал русский церковный историк.

«Апостолос» криминала
По многовековой традиции, избранного Собором и Синодом кандидата на патриаршем престоле утверждают светские власти Иордании, Израиля и Палестины. С точки зрения Израиля, патриарх Ириней был самым нежелательным кандидатом на опустевший в 2000 году Иерусалимский престол.
В августе 2001 года правительство Иордании признало нового патриарха Иерусалимского, но израильское правительство сделало это только в январе 2004-го. Кабинет министров Израиля подозревал Иринея в проарабских настроениях, в слишком тесной дружбе с палестинским лидером Ясиром Арафатом и допускал возможность передачи церковной собственности в руки Организации освобождения Палестины. Действительно, новый Патриарх всегда заявлял о своей поддержке палестинской борьбы за независимость, дружил с Арафатом и осуждал как теракты палестинцев, так и действия израильской армии на палестинских территориях. С началом иракской кампании подчиненные ему клирики Вифлеемской базилики призвали паству не пускать в храм Буша, Блэра и Рамсфелда. Поэтому Иордания и Палестина утвердили его кандидатуру сразу, Израиль — только после многомесячного сопротивления.
Слухи о сделке с земельными участками, принадлежащими Иерусалимскому Патриархату, мгновенно перевернули отношение палестинцев к Иринею. Они усмотрели в этом потворство «экспансионистским устремлениям» Израиля. Дело в том, что участки расположены в той части Иерусалима, на которую претендуют и израильтяне, и палестинцы. И арабская улица, по сути, довершила дело потасовками и демонстрациями у патриаршей резиденции. Патриарх Ириней получил удар с той стороны, с какой менее всего мог его ожидать
Такую же роль «информационного фона» сыграл в этом скандале известный международный авантюрист. В Греции публичный ажиотаж вокруг фигуры Апостолоса Вавилиса окрестили «вавилонским столпотворением» по созвучию с его фамилией. В апреле 2005-го он был арестован в итальянском городе Болонья как главный фигурант дела о коррупции в Греческой Православной Церкви. По данным полиции, Вавилис являлся международным авантюристом, который разыскивался Интерполом по обвинению в торговле наркотиками.
Вавилису приписывались связи с коррумпированными иерархами Церкви и политиками, мафией, спецслужбами различных стран. С его именем связывались аферы с поставками оружия, организацией финансовых пирамид, а также сомнительные коммерческие предприятия во многих странах.
На короткое время фигура Вавилиса оказалась и в центре коррупционного скандала вокруг Иринея. СМИ утверждали, что в 2001 году Вавилис был послан из Греции в Израиль с тайной миссией по избранию Иерусалимского патриарха. Сам Вавилис в интервью, данном в бегах, утверждал, что за избрание Иринея он должен был получить 400 тысяч долларов, но так и не увидел этих денег.
Вавилиса вскоре экстрадировали в Грецию, и сейчас он спокойно размышляет в тюрьме о прошлом, уже не вспоминая о секретной «миссии». Тем временем в Иерусалимской Церкви назревает другой коррупционный скандал. Летом 2011-го израильская газета «Макор Ришон» опубликовала сенсационное журналистское расследование, в котором утверждалось, что нынешний глава ИПЦ Феофил III якобы предлагал многомиллионную взятку чиновнику правительства Израиля за официальное признание его патриархом.
Как пишет газета, в марте 2007 года был подготовлен тайный договор между патриархом Феофилом и Земельным фондом Израиля («Керен каемет ле-Исраэль»). По этому договору, патриархия должна выплатить Земельному фонду 13 миллионов долларов в том случае, если правительство Израиля признает нового патриарха. Этот пункт был исполнен: 16 декабря 2007 года, спустя больше двух лет после низвержения Иринея, израильские власти признали избрание Феофила патриархом Иерусалима. Однако, указывает газета, Феофил отказался платить…
Русскоязычный израильский ресурс IzRus так прокомментировал «сделку»: «Если же членам правительства было известно о вышеупомянутом соглашении между Феофилом III и Земельным фондом, то напрашивается другой вопрос: каким образом члены правительства могли принять объективное и взвешенное решение о назначении нового человека на должность, после того как стало известно, что он заплатил за это решение 13 миллионов долларов?»
- Мы будем требовать от Феофила, чтобы он соблюдал закон, прекратил передавать землю израильтянам и вернул обратно земли, проданные предыдущими патриархами, - заявил генеральный секретарь Совета православных организаций Палестины Элиас Саид.
Представители православной общины Палестины обвиняли Патриархат в «иудаизации» палестинских земель «за тридцать сребреников» и требовали от него прекратить выполнять «функции агентства недвижимости».
- В течение последних 62 лет Иерусалимский Патриархат постоянно продавал и передавал Израилю земли в аренду. Даже израильский парламент (Кнессет) и резиденция президента Израиля построены на территории Иерусалимской Православной Церкви, - отметил заместитель министра туризма Палестины Марван Тубаси.

«Помните мои узы»
«Насильственное Наше удаление с престола Иерусалимского Патриархата после Пасхи 2005 года произошло вследствие угроз и агрессии со стороны составивших заговор клириков, явившихся орудием беспрецедентного в церковной истории неприкрытого дипломатического греческого политического вмешательства, давления и руководства к тому, что и совершилось». Слышно, как скрипит перо в руках седобородого чернеца с измождённым лицом. Скандалы последних новостей ему не ведомы, яростный шум уличных пикетов не доносятся сюда, в сердце Старого Иерусалима. В комнатке на втором этаже нет ни света, ни телефона. На окнах решётки. Пищу раз в день приносит старый араб и привязывает пакет к концу спущенной вниз бельевой верёвки. Вода лишь та, что по трубам идёт в санузел.
140-й патриарх вспоминает, как в самый разгар земельного скандала говорил митрополит Тимофей, один из претендентов на патриаршество: «Патриархи уходят в отставку добровольно. Никто не может сместить или отозвать Патриарха, тем более те, кто находятся вне Церкви».
На Пасху старый араб кричал в ужасе, что якобы Благодатный Огонь не сошёл к патриарху Феофилу. В глухих церковных уголках поползли смутные слухи о том, что огонь не сходит к людям в пасхальное празднество. Лето принесло другое страшное известие: Греция на грани разорения, в Европе кризис, Америка бомбит Ближний Восток. Всё ближе Господень День: «Отеческое Наше сердце не выносит более вида Тела Церкви Христовой, кровоточащего по вине преступников и отступников…»
Апостол Павел писал: «Помните мои узы». Тайна христианского учения открылась ему в страдании за Христа. Он и раньше знал, что идёт в своём служении путём Христовым. Страдая за Христа, он радовался страданию: ему казалось, что он в прошлом недостаточно пострадал.
…Заточение Иринея будто окружено облаком недомолвок, невнятных намёков и странных пророчеств. Его лицо едва проглядывается сквозь редкие разрывы. Никак не удаётся прояснить, как человек (монах тоже человек!), живущий в центре Иерусалима, оказался недоступным никому из помнящих и любящих его.
- Бывший патриарх находится, по сути, в самозаточении в одном из церковных зданий в Иерусалиме, - утверждает секретарь ОВЦС Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук. - Ириней был извержен из сана за совокупность нарушений. Его поддерживают только маргинальные группы.
Предположим. Но почему и кем наглухо закрыт вход в его келью?!
Известно, что представители Свято-гробского братства согласились передать ключи от Тронного зала Патриархии начальнику иерусалимской полиции в обмен на обещание Иринея не созывать Синод в новом составе. А что было потом?
События, предшествующие заточению патриарха Иринея, обросли множеством слухов. Его сторонники говорили, что он стремился вернуть в монашескую жизнь строгий устав Святогробского братства. Предполагали, что патриарх мешал принятию экуменических решений на Всеправославных Соборах.
Представители греческого правительства неоднократно призывали самого Иринея взять на себя политическую ответственность за происходящий скандал. Негативно отнеслись к действиям Иринея и власти Палестинской автономии. Правительство Иордании направило Иринею письмо, в котором потребовало от него возвратить дипломатический паспорт. Израиль дистанцировался от скандала.
Но в России помнят, что первый патриарх из греков, Герман (1537 — 1579), завязал прямые отношения с царем Иваном Грозным. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц...
Сейчас один учёный клирик Русской Православной Церкви обвиняет Иерусалим-
ский Патриархат, например, в связях с большой политикой: «А именно с очередным натиском международного сообщества на Восток, с приближением предвыборной кампании в России и стремлением Запада через унижение Русской Православной Церкви в очередной раз дестабилизировать ситуацию внутри России».
Православный мир, по его мнению, выглядит сейчас весьма разобщённым «на уровне согласования действий между различными Патриархатами и Церквами». Вспоминаются горькие слова древнего палестинского старца: «Чада, ереси и расколы возникают только от того, что мы очень не любим друг друга».
…Апостол Павел находился под домашним арестом и пользовался относительной свободой, хотя был прикован цепью к солдату. Эта цепь тянулась от руки солдата к руке узника. Солдаты часто менялись, и подвижник имел все основания сказать: «Узы мои о Христе сделались известными целой претории и всем прочим». Согбенный чернец Ириней пишет: «Мученичество нашей совести - знак откровения всем и каждому…»

Πατριάρχης Θεόφιλος, в миру Илия Яннопулос (1952) — известный экуменист, участник подготовки Восьмого Вселенского (Всеправославного) Собора.

Патриарх Феофил. Священная иерархия

В 1964 г. поступил в Святогробское братство в Иерусалиме.

В 1970 г. пострижен в монашество, рукоположен в диаконы. Служил в Иерусалимском храме Воскресения Христова, затем был патриаршим диаконом.

В 1975 г. рукоположен в сан пресвитера. В 1978 г. — архимандрит.

В 1991-1996 гг. был игуменом монастыря святого Георгия Победоносца в Кане Галилейской.

14 февраля 2005 г. рукоположен в сан епископа — архиепископ Фаворский. Через три месяца, в мае того же года, Иерусалимский Патриарх Ириней I был отстранен от должности по сфабрикованному обвинению.

24 мая чрезвычайный Всеправославный Собор глав и представителей Православных Церквей в Стамбуле утвердил это решение. Собор прошел под председательством . Русскую Церковь представлял митр. Смоленский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), еп. Егорьевский Марк, о. Кирилл (Говорун). Из одиннадцати представителей Поместных Церквей против смещения Иринея проголосовали лишь делегаты от Грузинской Церкви.

Патриарх Иерусалимский Ириней

Иерусалимский Патриарх Ириней с тех пор находится под строгим домашним арестом

Патриарх Феофил. Образование

В 1970 г. окончил патриаршую школу в Иерусалиме. В 1975-1978 гг. учился на богословском факультете Афинского университета, а с 1981 по 1986 г. в аспирантуре Даремского университета (Англия).

Патриарх Феофил. Церковные должности

С октября 1979 г. нес послушания генерального секретаря Священного Синода, учителя в Патриаршей школе и надсмотрщика эпистасии монастыря святого Харалампия.

В 1981 г. назначен членом редакционной коллегии журнала «Новый Сион» (Νέα Σιών).

В 1986 г. был назначен пресс-секретарем Священного Синода и членом Образовательного отдела. Председатель по внешним связям Иерусалимского Патриархата (1986-1988 гг.). Был старшим хранителем Гроба Господня. В 1997 г. был членом Правового комитета и представителем Патриархии в Катаре.

Представитель Патриархата при ряде организаций: с 2001 по 2003 гг. возглавлял Иерусалимское подворье в Москве, где стал известен своими антирусскими настроениями.

В июле 2003 г. вновь назначен патриаршим представителем в Дохе, Катар. 8 июня 2004 г. избран членом Церковного Суда, а в сентябре того же года — старшим скевофилаксом Воскресенского храма (т.е. хранителем Гроба Господня).

Патриарх Феофил. Экуменическая деятельность

31 октября 1986 г. направлен представителем Иерусалимского Патриархата в Центральном комитете Всемирного совета церквей.

Патриарх Феофил и генсек ВСЦ Сэмюэль Кобиа. Мая 2006 года

22 мая 1989 г. Иерусалимский Патриархат вышел из экуменического движения по настоянию Патриарха Диодора. Несмотря на это буд. Патриарх Феофил в 1991 г. принимал участие в VII Генеральной Ассамблее ВСЦ в Канберре, Австралия.

В 2006 г. Патриарх Феофил вернул Иерусалимский Патриархат к экуменической деятельности, подтвердил участие в ВСЦ и лично присутствовал на заседаниях ВСЦ и Ближневосточного совета церквей.

Ведет активную экуменическую деятельность. В частности, в 2008 г. принимал участие в англиканской Ламбетской конференции.

Патриарх Феофил. Восьмой Вселенский Собор

В октябре 2008 г. принял участие в Собрании православных предстоятелей в Стамбуле. В 2011 г. — в совещании «нео-пентархии» в Стамбуле.

В марте 2014 г. принимает участие в , на котором принимается решение о Вселенского (Всеправославного) Собора в 2016 г.

Из-за действий Патриарха Феофила решение о созыве Собора не было принято единогласно, поскольку представители Антиохийского Патриархата покинули совещание, отозвав подпись под итоговым соглашением в знак протеста против вмешательства Иерусалимского Патриархата в Катаре.

Источники

Антиохия и Иерусалим: война в Заливе // Восьмой Вселенский Собор. 01.05.2014

В Стамбуле открылось собрание Предстоятелей Православных Церквей // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/3597070.html 07.03.2014

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/28832.html 16.07.2005

Патриарх Диодор: Память праведного с похвалами! // Антимодернизм.ру. http://antimodern.wordpress.com/2011/12/19/diodoros-3/ 19.12.2011

Петров, Александр. В списках не значится // Независимая газета. http://www.ng.ru/ng_religii/2005-06-01/1_spiski.html 01.06.2005

Феофил III (Патриарх Иерусалимский) // Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?oldid=62753398 26.05.2014

Biography Of His Beatitude Theophilos III, Patriarch of Jerusalem and All Palestine // Jerusalem Patriarchate.

Единственным способом, которым Ириней мог говорить с Ассошиэйтед Пресс в минувший четверг, был радиомикрофон, поднятый с помощью веревки, закрепленной на крыше, в черном мешке, используемом его помощниками для доставки ему разной пищи.

Журналистам, которые предприняли получить доступ к Иринею через огромные металлические двери, воспрепятствовали церковные охранники, смотревшие снаружи через небольшое отверствие.

«Не позволяют никому выйти и никому войти, чтобы меня навестить», – сказал Ириней. «Боятся народа, потому что народ меня любит, и я его люблю», – говорил он в микрофон «Ассошиэйтед Пресс», глядя через край крыши.

Жёсткое «приземление» для человека, который управлял своей паствой четыре года как уважаемое духовное лицо!

Ириней отметил, что его преемник, Феофил Третий, не позволяет адвокатам, врачам и посетителям войти в дом, где он прожил почти 40 лет, который находится среди большого скопления зданий и является церковной собственностью. Он сказал, что заключен уже три года за его отказ уступить Патриархии.

Феофил противостал Иринею в 2005 году, после утверждений, что тот продал церковную собственность израильтянам, которые стремятся расширить еврейское присутствие в восточном Иерусалиме, рассматриваемом палестинцами в качестве столицы будущего государства. Палестинцы считают продажу земли серьезным преступлением. А большинство православных христиан в Иерусалиме – палестинцы.

Ириней утверждает, что не знал о сделках и не совершил никакой несправедливости. В рапорте, который впоследствии получил одобрение от палестинских властей в 2005 г., было сделано заключение, что патриарх не участвовал ни в каких продажах. «Прошу Бога каждый день, чтобы явил истину», – сказал он. – «Нет больше никакого патриарха. Я – патриарх».

Политические разногласия внутри грекоправославной общины, всегда сложные, в последние годы приобрели дикий оборот.

Когда Ириней был возведен на патриарший престол, его сторонники говорили, что обвинения в продаже собственности были изобретены его политическими противниками.

Число христиан на Западном берегу Иордана и в Иерусалиме уменьшается в последние десятилетия, поскольку они ищут лучших экономических условий в других местах. Также христиане говорят о преследованиях от мусульманского большинства Западного берега, впрочем, всегда анонимно, поскольку боятся наказаний.

Замена Иринея не была признана тремя правительствами, имеющими юрисдикцию над Патриархией, – Израиля, Иордании и Палестинской автономии – до 2007 года.

Один высокопоставленный представитель Патриархии в Афинах (Греции) опроверг то, что Ириней находится под домашним арестом, и другие лица из окружения патр. Феофила отказались это комментировать помимо сказанного ими, что Ириней – лжец.

Патр. Феофил публично появился в Вифлееме в честь Рождества в четверг, но не был доступен, чтобы давать комментарии.

Один из официальных лиц, тесно связанных с Иерусалимской патриархией, будучи видным епископом, говорившим на условиях анонимности из-за боязни преследований, уверил, что Феофил удерживает Иринея против его воли из-за их соперничества и из-за страха, что Ириней попытается востребовать его прежнее место.

«Новый патриарх наказывает старого, держа его за заточенными дверями, чтобы обезопасить свое место» – сказал Марван Тубази, глава Совета организаций православных арабов и официальный представитель (министр) палестинских властей, работающий в тесной связи с церковными лидерами.

Ириней сказал, что проводит свои дни изоляции в молитве, чтении и письме. Еще носит традиционную черную одежду и камилавку греческих православных священнослужителей.

Когда в четверг православные христиане праздновали Рождество, Ириней сказал, что совершил Божественную Литургию сам один, поскольку ему запретили войти в церковь, находящуюся в нескольких шагах от него. Он поздравил и благословил своих сторонников через мобильный телефон как основное средство общения его с внешним миром.

Время от времени его приверженцы выкрикивали приветствия с улицы, и он отвечал им поздравлениями с Новым годом.

Один из палестинских мусульман Старого Иерусалима, назвавший себя Абу Амар, сказал, что посылает бывшему патриарху хлеб, овощи и воду, поднимая их к нему по веревке уже почти три года. Несмотря на различие вер, он чувствует порыв любви для восполнения нужд Иринея. «У меня с ним были дружеские связи и до сих пор остаются» – сказал Амар. – «Я не могу бросить его».

Израильская полиция говорит, что не ответила на утверждение о заключении, поскольку никакого заявления об этом не было зарегистрировано.

Ириней считает, что его положение должно быть урегулировано церковными средствами, но не полицейским вмешательством, и сила для освобождения и восстановления Иринея находится в руках Божьих, сказал Даниэль Роббинс, адвокат, которому удалось посетить экс-патриарха два раза за последнюю неделю.

Роббинс сказал, что когда он представлял интересы другого клиента в деле, по которому Ириней был свидетелем, то одно из постановлений суда предписывало официальным лицам Церкви разрешить ему входить в дом экс-патриарха.

«У него нет семьи, никого, кто к нему ходит, и жизнь его, и все в ней находится в Патриархии» – сказал Роббинс.

Секретари Ассошиэйтед Пресс, Фавда Ходали в Иерусалиме и Мохаммед Дарагмех в Рамалле (Западный берег), внесли вклад в этот репортаж.

Официальный ответ Иерусалимской Патриархии

Священный Синод Иерусалимского Патриархата, согласно канонам Восточной Православной Церкви и уставу Патриархии, объявил патриарха Иринея низложенным с поста Иерусалимского патриарха 23 апреля/6 мая 2005 года. Однако, из-за продолжавшихся антиканонических действий низложенного патриарха Священный Синод, следуя нормам канонического права Православной Церкви, 16 июня того же года образовал Архиерейский Трибунал из двенадцати членов, который изверг бывшего патриарха Иринея из архиерейского сана, оставив его в числе монахов.

Монах Ириней не является заключенным. По своему собственному произволению он выбрал закрытый образ жизни внутри комплекса зданий Патриархии. В то же время, Патриархия представляет собой монастырское место, где, как и в других монастырях мира, есть свои правила, которым подчиняются все без исключения, священники в том числе, принадлежащие к Братству Святого Гроба. Монах Ириней не сообразует свою жизнь с канонами Церкви и настойчиво выставляет себя как патриарха, узурпируя титул и достоинство законного Иерусалимского Патриарха Феофила III, отрицая подчинение Священному Синоду Иерусалимского Патриархата и духовное достоинство власти настоящего патриарха Феофила III.

Несмотря на все вышеизложенное и на то, что объявленный монахом бывший Иерусалимский патриарх Ириней упорно отрекается признать законного Иерусалимского Патриарха Феофила III, Патриархия под руководством Его Блаженства Феофила III предпринимала непрестанные попытки помощи монаху Иринею в снабжении его пищей, которая предоставляется всем членам Патриархии. Монах Ириней это отверг и продолжает отказываться от питания, предоставляемого Патриархией. Он настаивает на том, что будет сам заботиться о добывании пропитания и сам выберет способ приема пищи.

Георгиос Василиу, представительство Иерусалимского Патриархата в Греции.

Подготовил священник Филипп Парфенов

Loading...Loading...