Митрополит казанский и татарстанский феофан зилантов монастырь. Владыка Феофан: старый знакомый папы Франциска, герой Беслана и спецпорученец Кирилла

Епископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) - сын священника села Подмошье, Новгородской губернии. Родился 31 (13 января) декабря 1873 года.

Закончил начальное духовное училище при Александро-Невской лавре, Санкт-Петербургскую духовную семинарию и в 1894 году в возрасте 17 лет поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 году был назначен доцентом той же академии на кафедре библейской истории.

В 1898 году принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника, епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха.

В 1901 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) в домовой церкви С-Петербургской духовной академии он был возведен в сан архимандрита с определением исполняющего обязанности инспектора Академии. В 1905 году, после выхода в свет его магистерской диссертации «Тетраграмма или ветхозаветное Божественное имя (Иегова)», он был возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора Академии.

В том же году происходит его знакомство с императором Николаем II, и архимандрит Феофан на долгие годы становится духовником царской семьи.

1 февраля 1909 года он назначается ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а через 3 недели — 22 февраля, во второе воскресенье Великого поста, в соборе Александро-Невской лавры состоялась его хиротония во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершал Первенствующий член Св. Синода Высокопреосвященнейший Антоний (Вадковский), митрополит С-Петербургский и Ладожский с прочими членами Св. Синода и другими, прибывшими в столицу иерархами. 19 ноября 1910 года состоялось его назначение епископом Таврическим и Симферопольским, а 25 июня 1912 года он был перемещен на Астраханскую кафедру.
Причиной этого перемещения стало непонимание, возникшее между епископом Феофаном и членами царской семьи по поводу оценки личности Григория Распутина. Владыка Феофан некогда сам способствовал сближению Григория Распутина с царской семьей. При первом своем знакомстве с ним в 1905 году владыка, тогда еще архимандрит, увидел в Распутине особые духовные качества. Эти качества Распутина высоко оценил сам отец Иоанн Кронштадтский, а также многие известные иерархи того времени: епископ Саратовский Гермоген (Долганов) и тогдашний ректор духовной академии епископ Сергий (Страгородский).

В связи с развязанной в центристской прессе кампанией против Распутина, которая, по своей сути, была направлена против самого государя, епископ Феофан полагал: для царской семьи будет лучше, если Распутин будет удален от царствующих особ. В начале 1911 года епископ Феофан выступил перед Святейшим Синодом с предложением официально выразить императрице Александре Федоровне неудовольствие в связи с поведением Распутина. Члены Синода заявили ему, что это дело - для него как духовника императрицы. Находясь в то время на кафедре в Крыму, он навещал императрицу, когда царская семья приезжала в свою летнюю резиденцию в Ливадии. Осенью 1911 года епископ Феофан говорил с государыней около полутора часов, и императрица, как сказал сам владыка, «была очень обижена». Возникшее непонимание тяготило как императрицу, так и самого епископа Феофана. Хотя отношения между ним и царской семьей оставались довольно теплыми, но прежнего доверия уже не было. Желая избежать двусмысленности, во время посещения царской семьей Ливадийского дворца в Крыму епископ Феофан ходатайствует о перемещении его на другую кафедру, и таким образом оказывается в Астрахани.

На Астраханской кафедре епископ Феофан пробыл недолго, но за короткое время своего пребывания здесь он запомнился редким аскетизмом, простотой, доступностью, полным пренебрежением материальным благополучием. Богатый архиерейский дом при нем стал пристанищем бедных и нищих, которые получали там пищу, одежду и деньги. Епископ сам себе готовил пищу, не прибегая к услугам целого штата поваров, упразднил пышные выезды в каретах и, совершая ежедневно богослужения в храмах города, ходил пешком. Богомольцы тысячами собирались на его богослужения, на которых он говорил чудесные проповеди.

В Астрахани епископ Феофан получил изнурявшую его малярию. Приступы приходили неожиданно и начинались почти мгновенно, отчего владыке, если он был в то время на богослужении в соборе, приходилось прятаться от чужих глаз в угол, и дожидаться окончания приступа. Часто он в таком состоянии даже терял сознание. Служба же продолжалась, и никто из священнослужителей старался не показывать вида, что владыке плохо. Когда же кризис проходил, и владыка приходил в сознание, он, изможденный и обессиленный, все же поднимался и продолжал службу. Приступы бывали настолько сильными, что после них он едва мог двигаться. Обострилась и давнишняя болезнь — начался туберкулез горла.

Преосвященный Феофан был переведен из Астрахани в Полтаву а возведен в сан архиепископа. Назначение епископа Феофана на Полтавскую кафедру состоялось 8 марта 1913 года. В 1920 году владыка покинул Полтаву, уходя вместе с отступающей Добровольческой армией, эмигрировал из России. Некоторое время архипастырь жил в Константинополе, а позже переехал в Сербию. Здесь он вошел в состав Синода Русской Зарубежной Церкви, организованного митрополитом Киевским Антонием (Храповицким), но деятельного участия в работе Синода не принимал.

В 1925 году по приглашению епископа Лубенского Серафима (Соболева), окормлявшего в Болгарии русские приходы, он переезжает в Софию. В 1926 году архиепископ Феофан и епископ Серафим (Соболев) выступили против своевольного толкования митрополитом Антонием (Храповицким) догмата об Искуплении. Они направили в Русский Архиерейский Заграничный Синод заявление, в котором назвали толкование митрополита Антония еретическим. Собор не поддержал их заявление, что привело архиепископа Феофана к полному разрыву с Синодом Русской Зарубежной Церкви.

16 (29) апреля 1931 года он переезжает во Францию, где поселяется в пригороде Кламар в доме русских эмигрантов Пороховых. Позже он переезжает в местечко Моун, близ города Амбуаз на Луаре, а в самом конце своей жизни поселяется в местечке Лимерэ, в доме бывшей полтавской помещицы Марии Васильевны Федченко. Ей принадлежали несколько расположенных рядом пещер, в одной из которых владыка устроил маленькую церковь, а в другой поселился сам, где вел образ жизни настоящего затворника.

Скончался архиепископ Феофан 6 (19) февраля 1940 года и погребен на общественном кладбище на окраине Лимерэ, под номером 432.

Владыка об итальянском мраморе для Казанского собора, планерках с Шаймиевым и однополых браках

«Мы не строим новый собор, а восстанавливаем его таким, каким он был до взрыва в 1937 году», — объясняет митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, как учит татарский язык, готовит соглашение между Казанской духовной семинарией и Болгарской исламской академией и за что «и сто, и двести раз» готов благодарить Рустама Минниханова.

Митрополит Феофан признался, что будет выбран самый дорогой вариант восстановления собора Казанской иконы Божией Матери Фото: Ирина Ерохина

«МЫ СТОИМ ПЕРЕД ОПАСНОЙ ПОЗИЦИЕЙ — БОГООТСТУПНИЧЕСТВОМ. И НАМ НЕ ДО ТОГО, ЧТОБЫ ДРУГ С ДРУГОМ ВЫЯСНЯТЬ ОТНОШЕНИЯ »

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан вчера посетил редакцию «БИЗНЕС Online», где в течение пары часов подробно отвечал на вопросы наших читателей — за скромной чашечкой чая с хлебом, ведь в самом разгаре православный пост. Среди прочего владыка рассказал о важных решениях, которые были приняты на ученом совете 21 декабря в Казанской духовной семинарии, ректором которой он является.

— Мы приняли официальное решение (что называется, под протокол) начать работу по подписанию соглашений между Болгарской исламской академией и нашей семинарией. В связи с этим начнутся обмен между преподавателями, профессурой и знакомство студентов. Мы живем в одном обществе. Зная свою религию, ты будешь уважать религию соседа. А не зная даже своих религиозных устоев и правил, таким же невеждой ты останешься и к другой религии, — объяснил он.

По мнению Феофана, общество сегодня стоит перед опасной позицией богоотступничества. «И нам не до того, чтобы друг с другом выяснять отношения, нужно объединяться, чтобы этому богоотступничеству противостоять, сохранить веру и нравственные ценности наших людей», — отметил он.

Вторым решением ученого совета стало возрождение духовной академии — в нее будет преобразована Казанская семинария.

— Но тут возникает большая сложная проблема с кадрами: сколько профессоров должно быть, сколько докторов, — рассказал митрополит Феофан. — Дальше по помещению нужно решать вопрос: будем ли возвращать историческое здание — клинику КФУ напротив «Корстона» — или будем искать другие возможные варианты. Все очень непросто. Рубить с плеча и декларировать очень легко. Ко всему нужно подходить не будоражив людей, а путем поиска разумного подхода. Нужен диалог.

«З А ЧЕМ ТОГДА КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР БЫЛО ДЕЛАТЬ ТАКИМ КРАСИВЫМ? МОЖНО ЖЕ БЫЛО ПОПРОЩЕ И ПОДЕШЕВЛЕ»

Невозможно было обойти и тему реконструкции собора Казанской иконы Божией Матери. Как оказалось, дела на стройке идут замечательно, строго по графику.

— Я прямо скажу, не стесняясь, и сто, и двести раз могу повторить огромную благодарность Рустаму Минниханову за принятие исторического решения федерального общероссийского масштаба о строительстве Болгарской академии и воссоздании Казанского собора, — искренне произнес митрополит Казанский и Татарстанский. — В этом дальновидность руководителя, это войдет в историю золотыми страницами. Я глубоко в этом убежден, и вы это увидите. Ну и огромная благодарность Минтимеру Шаймиеву. С учетом его огромного опыта, несмотря на возраст, он с таким запалом взялся за это дело. И мы часто проводим совместные планерки. Конечно, основная нагрузка лежит на фонде «Возрождение», который привлекает средства благотворителей, на его вдохновителе — Минтимере Шариповиче Шаймиеве, а также на «моторе» всего процесса — исполнительном директоре фонда Татьяне Петровне Ларионовой. Низкий поклон им и слова безмерной благодарности за то великое дело возрождения, которому они отдают не только время и силы, но и всю душу свою.

Глава Татарстанской митрополии рассказал, что к Новому году или сразу после в помещение дадут тепло, там начнутся внутренние работы. При этом, замечает владыка, храмы никогда не расписывают сразу после строительных работ. Стены отштукатурят, отшпаклюют, после чего храм должен выстояться, иначе по стенам пойдут микротрещины, вся роспись осыплется. Тем не менее сейчас ведутся предварительные работы по иконостасу.

Митрополит Феофан признался, что будет выбран самый дорогой вариант восстановления собора.

— Наш собор построен архитектором Иваном Старовым, который позже нашего возвел лавру Александра Невского в Питере. Тут был такой же иконостас, но из мрамора. А украшения (резьба) не деревянные, что гораздо легче в отделке, а бронзовые. Мы все анонсировали, что не строим новый собор, а восстанавливаем его таким, каким он был до взрыва в 1937 году... А он был величественным. Мы его воссоздаем, это не новодел.

Главу Татарстанской митрополии не смущает дороговизна стройки. Так, для иконостаса будет использоваться мрамор, которого в нашей стране не отыскать, — огромные глыбы были доставлены в Казань из Греции и Италии.

— Если уж идут такие разговоры, зачем тогда кукольный театр было делать таким красивым? Можно же было попроще и подешевле... А затем, что красота спасет мир. Она должна присутствовать всегда. Тем более что Россия была лапотной, а строила храмы и мечети.

Владыка не стал раскрывать, кто будет воссоздавать иконостас, однако признал, что в России такого уровня мастеров нет. Тем не менее он надеется, что все работы по нему к концу 2018 году будут выполнены.

— Я бы хотел, чтобы к концу следующего года мы подумали об открытии собора. И многие работы будут доделывать уже после того, как храм распахнет свои двери. Есть вещи, которые при желании сделать быстрее не получится из-за технологических особенностей.

«СВОБОДА БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОИЗВОЛ»

Митрополит успел рассказать не только о татарстанских делах, но и про итоги архиерейского собора РПЦ, который проходил в Москве с 29 ноября по 2 декабря. Именно там принимаются главные решения для жизни церкви.

— Собор принял четкое определение, что церковь признает брак только между мужчиной и женщиной как богоданное благословленное действие, — отметил глава Татарстанской митрополии один из важнейших тезисов архиерейского собора. — И даже если светская власть признает законными однополые браки, церковь оставляет за собой право не признавать этого. Назовите мне хоть одну институцию в России, которая позволила бы так четко сформулировать на таком высоком уровне и с такой ответственностью свою позицию! Все боятся прямо об этом говорить.

Митрополит Феофан признался: когда спрашивают его мнение по данному вопросу, он отвечает, что ответ на это уже дал Бог — сжег Содом и Гоморру.

— Есть явления, которые искажают природу, законодательство, являются противоестественными. А некоторые беззакония возводят в рамки закона, как это делается на Западе. Во Франции больше 80 процентов против законодательного признания однополых браков, однако разрешающий закон принимается. Какая это демократия?!

Коснулись на архиерейском соборе и вопроса образования и признали, что в стране остро стоит проблема с православными детскими садами.

— Я поставил для себя задачу, чтобы в каждом крупном городе Татарстана была полноценная гимназия, и привел в пример ту, которая функционирует в Святодуховском храме, бывшем театре кукол. Пока, правда, до 4-го класса. Но рядом строится здание для полноценной гимназии, — рассказал митрополит.

Он считает: чтобы дети в школах прилежнее учились, нужно, чтобы они оставляли свои сотовые телефоны при входе в класс. По его мнению, должен быть разумный подход к использованию новых средств коммуникации. Над этим вопросом должны работать и серьезные исследовательские программы, чтобы определить, что вредно, а что действительно полезно, уверен владыка.

— Вся проблема в том, что мы перепутали понимание свободы с ответственностью и вседозволенностью. Свобода без ограничения ответственности обращается в произвол, — говорит священнослужитель. — Так свобода приводит к рабству.

Сам он пользуется интернетом исключительно для того, чтобы получать новости и другую информацию. Переписку ни в мессенджерах, ни в социальных сетях не ведет: «Следы нигде не оставляю».

Митрополит Феофан признался, что, несмотря на данное в 2015 году обещание выучить татарский, пока не выполнил его.

— Я оказался плохим учеником, но я стараюсь. Оказалось, что в 70 лет языки учить не так-то просто, — признается он. — По крайней мере, по-татарски меня ругать уже нельзя — я понимаю!

Между тем глава Татарстанской митрополии говорит на английском и испанском, понимает арабский, иврит и греческий.

Полную стенограмму онлайн-конференции с митрополитом читайте в ближайшее время на сайте «БИЗНЕС Online».

"У патриарха Кирилла есть свой «золотой кадровый фонд», представители которого не только стремятся воспроизводить царский образ жизни своего владыки (вплоть до дворцов, самолетов и личной охраны), но и обладают определенной неприкосновенностью. Они считают себя представителями новой российской элиты и даже формируют особую философию - гедонизм на почве идей личной богоизбранности. Сегодня наш рассказ - об одном из самых ярких представителей патриаршего «кадрового резерва» - митрополите Казанском и Татарстанском Феофане, против которого собственная паства - с согласия властей республики - собирает масштабный митинг 30 октября.
Не учел специфику региона…

Целая пачка жалоб на нового митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) поступила на последнее заседание Синода Русской православной церкви Московского патриархата, которое состоялось 21 октября в московском Даниловом монастыре. Митрополит Феофан был назначен на Казанскую кафедру всего год назад. Но проявив себя жестким администратором и приверженцем демонстративно роскошного образа жизни, нажил себе массу врагов. И среди духовенства, которое он обложил поборами, в несколько раз превышающими те, что были при прежнем архиерее, и среди части национальной элиты. Татарстанские власти согласовали на 30 октября митинг недовольной православной общественности республики против митрополита Феофана. Спусковым механизмом нынешнего скандала в Казанской епархии стали массовые увольнения местного духовенства и особенно клинч Феофана с настоятелями крупнейших монастырей епархии, поддержанными местной властью.

Ключевой кадровый конфликт в Казанской епархии сейчас - это нежелание игумена Силуана (Хохиашвили) покидать возрожденный им Успенский монастырь в Свияжске, куда Феофан хочет назначить своего человека. «На остров-град Свияжск снизошел золотой дождь вместе с фондом «Возрождение», любовно оберегаемым председателем попечительского совета и госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым», - пишут местные СМИ. Лишь в прошлом году остров-град посетило более 260 тысяч туристов. И такие деньги пройдут мимо митрополита Феофана?

За вызывающе роскошный образ жизни Феофана критикуют практически в любой епархии, которой он управляет. А таких епархий накопилось уже пять. Так, духовенство Ставропольской епархии в августе 2007 года жаловалось тогда еще патриарху Алексию II «об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея… Чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции».

С подобной же критикой Феофан столкнулся в 2011 году в Челябинской епархии, куда, по рассказу агентства «Ура.ру», он въехал «на новенькой немецкой иномарке - Audi A8 4.2 FSI quattro». Машина была куплена в московском автосалоне «Ауди Центр Юг», на сайте которого указано, что ее стоимость начинается от 4 млн 512 тыс. 700 рублей. На первой же пресс-конференции после назначения главой Челябинской епархии Феофан предстал перед журналистами в дорогих швейцарских часах Vacheron Constantin с ремешком из кожи аллигатора за 15 тыс. евро (это было еще ДО скандала с патриаршими часами Breguet).

Сейчас татарстанская пресса с жаром описывает роскошный особняк площадью в 1600 кв. метров в элитном поселке Петровский под Казанью, где постоянно проживает Феофан и где он в июле нынешнего года принимал патриарха Кирилла. Особняк окружает участок площадью 2500 кв. метров с кадастровым номером 16-50-172118-9. Формально вся эта недвижимость, оцениваемая казанским изданием «Бизнес-Online» в 150 млн рублей, принадлежит Самойленко Татьяне Викторовне - казначею епархии и супруге секретаря Феофана протоиерея Владимира Самойленко. Эта супружеская чета переезжает вместе с митрополитом из епархии в епархию.

Группа клириков и мирян Татарстанской митрополии обратилась в «Новую» с жалобой: «Со сменой митрополита епархиальный налог вырос в 5 раз. Для многих это неподъемная ноша. К тому же г-н Ашурков распорядился прекратить всякую самостоятельность в вопросах приобретения церковной утвари и литературы, монополизировав этот рынок. Теперь все и всё централизованно закупают в епархиальном магазине с тройной накруткой. Также и подписываются все и на всю церковную периодику. Стоит отметить, что оплата товара покупателями, т.е. приходами и монастырями, производится строго по полной предоплате. А вот поставщики товара вынуждены ожидать оплаты неделями, а то и месяцами».

Сравнивая этот текст с жалобами бывшей паствы Феофана из Челябинска, можно заметить, что «ставки растут»: «Он [Феофан] обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана. - Ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас - 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги. Все решения принимает единолично. При Иове был епархиальный совет, там решались конфликтные вопросы, сейчас совет не действует. А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе» («Ура.ру»).

Базис и надстройка

Начало бизнес-успеху Феофана было положено в начале 90-х в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской патриархии, когда весь отдел, вдохновляемый напористым председателем Кириллом, почти только бизнесом и занимался. В многочисленных публикациях СМИ того времени Феофан упоминается в связи с историями про ввоз в РФ сигарет без акцизов под видом «гуманитарной помощи для церкви», про деятельность банка «Пересвет», про алмазный бизнес компании «Артгемма», про покупку и продажу за 2 млрд супермаркета «Скобелевский» в Москве, про торговлю нефтью по квотам, которые правительство выделяло Московской патриархии. «Новая» писала и о том, как за несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал «спасать российские интересы» не кто иной, как Феофан.
Читайте также
«Пересвет» ослаб. В банке РПЦ введена временная администрация на фоне сообщений о выводе активов

Но по-настоящему Феофан поднялся на туристическом бизнесе (отчасти под видом паломнического). По сведениям доктора исторических наук Сергея Бычкова, исследовавшего эту тему, основными направлениями турбизнеса компаний, связанных с именем Феофана, были Греция, Италия и Израиль. В 1999 году, незадолго до загадочной ссоры с Кириллом, Феофан смог через него организовать письмо патриарха в правительство РФ с просьбой о передаче РПЦ под «паломнический центр» гостиницы «Университетская» на Воробьевых горах в Москве. Тогдашний Москомимущества категорически не хотел отдавать прибыльный отель, но церковные представители его все-таки отжали.

На вырученные прежде всего от туристического бизнеса капиталы Феофан купил предположительно пятикомнатную квартиру на Старом Арбате, рядом с Плотниковым переулком. Автор этих строк, проходя мимо «Плотников-паба», имел удовольствие наблюдать плотную фигуру митрополита за кружкой пива в этом уютном заведении в компании деловых партнеров. По сведениям Бычкова, Феофан якобы также выстроил по индивидуальному проекту коттедж на Николиной Горе (кооператив «Уборы»).

Очень доверенное лицо

Безусловно, Феофан является одним из богатейших иерархов РПЦ МП. В этом месте принято вспоминать о «монашеском обете нестяжания», но в случае с нашим героем монашеские обеты закончились почти 40 лет назад в Святой земле. Дело было так.

В общегражданском паспорте нашего героя написано, что зовут его Иван Андреевич Ашурков, а родился он 21 мая 1947 года в Дмитриеве-Льговском Курской области. Светское образование митрополита ограничивается ремесленным училищем, где он получил профессию слесаря-электрика. Зато духовное, помимо семинарии, включает академию, аспирантуру и степень кандидата богословия. Свою духовную карьеру Феофан начал рано и успешно: в 1973 году, в 26-летнем возрасте, он принимает постриг в Троице-Сергиевой лавре, в 1976-м рукополагается в иеромонахи у митрополита Ювеналия, тогдашнего председателя ОВЦС, а еще через год, всего в 29 лет, направляется в Израиль сотрудником Русской духовной миссии. Заметим, что в те годы СССР не имел дипломатических отношений с Израилем, а почти вел с ним войну, так что молодому человеку надо было стать очень «доверенным лицом», чтобы получить такое назначение. И аккуратно выполнять возложенные на него на вражеской территории обязанности.

Однако, как водится, «воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку». Протодиакон Андрей Кураев свидетельствует: «16.07.1982 Феофана вернули простым монахом в Лавру. Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Варвару в ее родной киевский Покровский монастырь. Причем официальная ее биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу - хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским - что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом» («Живой журнал» о. Андрея). К этой трогательной истории остается лишь добавить, что этим делом будущая игуменья занималась в заботливо купленном для этого Феофаном домике в Александрове - как раз на полпути от Троице-Сергиевой лавры до Толгского монастыря в Ярославле - места ее будущего игуменства. В романе Натальи Бабасян «Целибат», ставшем уже церковной классикой, упоминается герой под именем Феофила - архимандрита с вполне сложившейся репутацией: «Феофил у нас - человек любвеобильный. Где ни появлялся, везде деток после себя оставлял».

Кадровый вопрос и тяжелый характер

После трехлетней опалы ценный «выездной» кадр направляется в Аргентину - секретарем тамошнего экзархата РПЦ МП, состоявшего всего из 2–3 приходов, но игравшего важную церковно-политическую роль. Там он безуспешно пытался стать преемником архиепископа Платона, чтобы возглавить экзархат, но был отозван в Москву и назначен представителем патриарха в Дамаске. С 1993 года Феофан - заместитель митрополита Кирилла в ОВЦС. Однако в 1999 году в высших эшелонах ОВЦС происходит некий разлом, причины которого не до конца известны. Разлом прошел между Кириллом и его первым замом митрополитом Климентом (Капалиным), который вскоре ушел из ОВЦС и стал управляющим делами Московской патриархии. Очевидно, стареющий патриарх Алексий II искал какой-то противовес слишком жестко рвавшемуся к высшей церковной власти Кириллу и спустя 10 лет, в 2009-м, именно Климент стал единственным соперником Кирилла на заключительном туре патриарших выборов. Поссорившись с Кириллом, Феофан, вместо того чтобы получить давно ожидавшийся им архиерейский сан, опять поехал представителем патриарха в Дамаск. Такое вторичное назначение считается в РПЦ понижением.

Читайте также

За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах»

Впрочем, уже 7 октября 2000 года Феофан получает заветную епископскую панагию, правда, с назначением на отдаленную Магаданскую кафедру. Уже в мае 2003 года, когда его новый покровитель Климент стал управделами патриархии, переводится на хлебное место в Ставрополь, где сталкивается с первыми публичными протестами. Именно на Ставропольской кафедре Феофана застает кампания по выборам Патриарха всея Руси 2008–2009 гг. И он делает ошибочную ставку на Климента. Неудивительно, что после победы преданного Феофаном Кирилла опять последовала опала и череда перемещений из епархии в епархию. Немалых сил и средств стоило нашему герою восстановить добрые отношения с новым патриархом: сначала завоевал репутацию «крестителя Кавказа», погрузив в горную реку одновременно 10 тысяч осетин; потом затеял строительство кафедрального собора в Челябинске - «крупнейшего на Урале»; затем организовал визит патриарха в Ульяновск с такой помпой и роскошью, что сразу же получил назначение в престижную Казань. Ну и тут не подкачал, принимая Кирилла в июле нынешнего года на президентском уровне. В РПЦ все устроено как в средневековой системе кормлений: такая система гарантирует высокую степень неприкосновенности верным поставщикам патриаршего двора.

В Татарстане, где на 1500 мечетей всего 340 православных храмов, приходится решать довольно деликатные задачи межрелигиозного характера. И у митрополита Феофана есть методы их решения - грубоватые, конечно, но эффективные, как он считает. Авторы письма из Казани в «Новую» описывают характерный случай приезда митрополита на приход: «…Уловил в голосах говоривших характерные национальные манеры словообразования и словоупотребления. Это его оживило на мгновение, и он поинтересовался: «А ты кто?» Первым нашелся обладатель азиатского профиля: «Я в Грузии родился». «А я на Украине», - поспешил расширить географию представителей попутчик грузина. Иван Андреевич (мирское имя Феофана), хитро щурясь и беззвучно шевеля губами, вдруг обоих сразил наповал: «Так, ты едешь в Грузию, а ты на Украину. И завтра чтоб вас здесь не было».

О «решительном» характере Феофана говорится и в коллективном письме, которое было вручено патриарху Кириллу во время его визита в Казань 21 июля. «Редкая служба с его участием проходит без крика и скандала. Придирается ко всему по поводу и без повода», - жалуются на владыку авторы письма. Они обращают внимание на общественное возмущение требованием Феофана передать Татарстанской митрополии РПЦ одно из зданий президентской резиденции в Кремле: «По манере общения, по форме общения митрополит вызывает у татарстанцев прямые и неоднозначные ассоциации с чекистом сталинских времен».

Разумеется, у не худшего иерарха РПЦ есть и положительные черты. Он обладает известным дипломатическим талантом, даром слова, в нужных случаях - обаянием. Он - пылкий патриот России, сторонник ее сближения с исламским миром и бесконечно предан лично Владимиру Владимировичу Путину. Будучи Челябинским митрополитом и освящая храм в копейской колонии, назвал Путина своим «хозяином», а в конце 2011-го - начале 2012-го призывал остановить «болотный майдан» и гарантировал законность тогдашних выборов.

Недолго он пробыл в Ульяновске, но запомнился и там своим патриотизмом. Выступая на митинге 4 ноября 2014 года, призвал жителей не самого богатого города на Волге быстрее «наверстывать упущенное» и довести население РФ до 600 млн человек. В заключение самолично спел комсомольскую «Песню о тревожной молодости» Александры Пахмутовой, а видя, что его никто не поддержал, повелел населению «к следующему разу» выучить эту песню. Увы, на «следующий раз» Феофан был уже в Казани - народ зря учил песню…

В общем, хоть и строгий, но жизнерадостный. В нынешней российской «элите» распространен этот стиль. Феофан - герой своего времени, человек без провалов в биографии. Он одинаково уверенно чувствовал себя на советском спецзадании в Израиле, в лихой круговерти бизнеса 90-х и в неоимперской элите 2000-х. И все это под аккомпанемент цитат из Евангелия. Разве не талант?

Отношение большинства наших сограждан к православию, увы, теперь так или иначе зависит от показной роскоши, которую демонстрирует в первую очередь патриарх, а вслед за ним - митрополиты, епископы, наместники и игуменьи богатых монастырей и отдельные священники, у кого уж как получается. Протоиерей Всеволод Чаплин подводит под это «богословскую базу» - дескать, роскошь патриарха и архиереев - это не их личное удовольствие (наоборот - «крест»!), а явление в мире славы Христа. Ведь предсказано, что во второй раз он придет «со славою и честию великой». Вот патриарх со своим окружением и предвосхищают это Второе пришествие. На самом деле основная масса российского духовенства - в вымерших деревнях, в разваливающихся провинциальных городках, у старых кладбищ - влачит довольно жалкое существование. Достается же ему со стороны «общественного мнения» по полной программе - за наглость и безумный гедонизм их церковных начальников, которые вытягивают из приходского попа последнюю копейку. Похоже, внутри церкви растет социальное напряжение, подобное тому, какое было в начале ХХ века. Тогда оно вылилось в «церковную революцию» обновленчества, когда веками угнетаемое белое (женатое) духовенство восстало под лозунгами большевицкой революции против своих священноначальников и положило конец многовековой бюрократически-иерархической структуре Российской церкви… Сейчас, кстати, приближается вековой юбилей тех событий".

У патриарха Кирилла есть свой «золотой кадровый фонд», представители которого не только стремятся воспроизводить царский образ жизни своего владыки (вплоть до дворцов, самолетов и личной охраны), но и обладают определенной неприкосновенностью. Они считают себя представителями новой российской элиты и даже формируют особую философию - гедонизм на почве идей личной богоизбранности. Сегодня наш рассказ - об одном из самых ярких представителей патриаршего «кадрового резерва» - митрополите Казанском и Татарстанском Феофане, против которого собственная паства - с согласия властей республики - собирает масштабный митинг 30 октября.

Не учел специфику региона…

Целая пачка жалоб на нового митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) поступила на последнее заседание Синода Русской православной церкви Московского патриархата, которое состоялось 21 октября в московском Даниловом монастыре. Митрополит Феофан был назначен на Казанскую кафедру всего год назад. Но проявив себя жестким администратором и приверженцем демонстративно роскошного образа жизни, нажил себе массу врагов. И среди духовенства, которое он обложил поборами, в несколько раз превышающими те, что были при прежнем архиерее, и среди части национальной элиты. Татарстанские власти согласовали на 30 октября митинг недовольной православной общественности республики против митрополита Феофана. Спусковым механизмом нынешнего скандала в Казанской епархии стали массовые увольнения местного духовенства и особенно клинч Феофана с настоятелями крупнейших монастырей епархии, поддержанными местной властью.

Ключевой кадровый конфликт в Казанской епархии сейчас — это нежелание игумена Силуана (Хохиашвили) покидать возрожденный им Успенский монастырь в Свияжске, куда Феофан хочет назначить своего человека. «На остров-град Свияжск снизошел золотой дождь вместе с фондом «Возрождение», любовно оберегаемым председателем попечительского совета и госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым», — пишут местные СМИ. Лишь в прошлом году остров-град посетило более 260 тысяч туристов. И такие деньги пройдут мимо митрополита Феофана?

За вызывающе роскошный образ жизни Феофана критикуют практически в любой епархии, которой он управляет. А таких епархий накопилось уже пять. Так, духовенство Ставропольской епархии в августе 2007 года жаловалось тогда еще патриарху Алексию II «об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея… Чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции».

С подобной же критикой Феофан столкнулся в 2011 году в Челябинской епархии, куда, по рассказу агентства «Ура.ру», он въехал «на новенькой немецкой иномарке — Audi A8 4.2 FSI quattro». Машина была куплена в московском автосалоне «Ауди Центр Юг», на сайте которого указано, что ее стоимость начинается от 4 млн 512 тыс. 700 рублей. На первой же пресс-конференции после назначения главой Челябинской епархии Феофан предстал перед журналистами в дорогих швейцарских часах Vacheron Constantin с ремешком из кожи аллигатора за 15 тыс. евро (это было еще ДО скандала с патриаршими часами Breguet).

Сейчас татарстанская пресса с жаром описывает роскошный особняк площадью в 1600 кв. метров в элитном поселке Петровский под Казанью, где постоянно проживает Феофан и где он в июле нынешнего года принимал патриарха Кирилла. Особняк окружает участок площадью 2500 кв. метров с кадастровым номером 16-50-172118-9. Формально вся эта недвижимость, оцениваемая казанским изданием «Бизнес-Online» в 150 млн рублей, принадлежит Самойленко Татьяне Викторовне — казначею епархии и супруге секретаря Феофана протоиерея Владимира Самойленко. Эта супружеская чета переезжает вместе с митрополитом из епархии в епархию.

Группа клириков и мирян Татарстанской митрополии обратилась в «Новую» с жалобой: «Со сменой митрополита епархиальный налог вырос в 5 раз. Для многих это неподъемная ноша. К тому же г-н Ашурков распорядился прекратить всякую самостоятельность в вопросах приобретения церковной утвари и литературы, монополизировав этот рынок. Теперь все и всё централизованно закупают в епархиальном магазине с тройной накруткой. Также и подписываются все и на всю церковную периодику. Стоит отметить, что оплата товара покупателями, т.е. приходами и монастырями, производится строго по полной предоплате. А вот поставщики товара вынуждены ожидать оплаты неделями, а то и месяцами».

Сравнивая этот текст с жалобами бывшей паствы Феофана из Челябинска, можно заметить, что «ставки растут»: «Он [Феофан] обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана. Ред. ) мы отдавали епархии 10%, сейчас — 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги. Все решения принимает единолично. При Иове был епархиальный совет, там решались конфликтные вопросы, сейчас совет не действует. А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе» («Ура.ру»).

Базис и надстройка

Начало бизнес-успеху Феофана было положено в начале 90-х в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской патриархии, когда весь отдел, вдохновляемый напористым председателем Кириллом, почти только бизнесом и занимался. В многочисленных публикациях СМИ того времени Феофан упоминается в связи с историями про ввоз в РФ сигарет без акцизов под видом «гуманитарной помощи для церкви», про деятельность банка «Пересвет», про алмазный бизнес компании «Артгемма», про покупку и продажу за 2 млрд супермаркета «Скобелевский» в Москве, про торговлю нефтью по квотам, которые правительство выделяло Московской патриархии. «Новая» писала и о том, как за несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал «спасать российские интересы» не кто иной, как Феофан.

Но по-настоящему Феофан поднялся на туристическом бизнесе (отчасти под видом паломнического). По сведениям доктора исторических наук Сергея Бычкова, исследовавшего эту тему, основными направлениями турбизнеса компаний, связанных с именем Феофана, были Греция, Италия и Израиль. В 1999 году, незадолго до загадочной ссоры с Кириллом, Феофан смог через него организовать письмо патриарха в правительство РФ с просьбой о передаче РПЦ под «паломнический центр» гостиницы «Университетская» на Воробьевых горах в Москве. Тогдашний Москомимущества категорически не хотел отдавать прибыльный отель, но церковные представители его все-таки отжали.

На вырученные прежде всего от туристического бизнеса капиталы Феофан купил предположительно пятикомнатную квартиру на Старом Арбате, рядом с Плотниковым переулком. Автор этих строк, проходя мимо «Плотников-паба», имел удовольствие наблюдать плотную фигуру митрополита за кружкой пива в этом уютном заведении в компании деловых партнеров. По сведениям Бычкова, Феофан якобы также выстроил по индивидуальному проекту коттедж на Николиной Горе (кооператив «Уборы»).

Очень доверенное лицо

Безусловно, Феофан является одним из богатейших иерархов РПЦ МП. В этом месте принято вспоминать о «монашеском обете нестяжания», но в случае с нашим героем монашеские обеты закончились почти 40 лет назад в Святой земле. Дело было так.

В общегражданском паспорте нашего героя написано, что зовут его Иван Андреевич Ашурков, а родился он 21 мая 1947 года в Дмитриеве-Льговском Курской области. Светское образование митрополита ограничивается ремесленным училищем, где он получил профессию слесаря-электрика. Зато духовное, помимо семинарии, включает академию, аспирантуру и степень кандидата богословия. Свою духовную карьеру Феофан начал рано и успешно: в 1973 году, в 26-летнем возрасте, он принимает постриг в Троице-Сергиевой лавре, в 1976-м рукополагается в иеромонахи у митрополита Ювеналия, тогдашнего председателя ОВЦС, а еще через год, всего в 29 лет, направляется в Израиль сотрудником Русской духовной миссии. Заметим, что в те годы СССР не имел дипломатических отношений с Израилем, а почти вел с ним войну, так что молодому человеку надо было стать очень «доверенным лицом», чтобы получить такое назначение. И аккуратно выполнять возложенные на него на вражеской территории обязанности.

Однако, как водится, «воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку». Протодиакон Андрей Кураев свидетельствует: «16.07.1982 Феофана вернули простым монахом в Лавру. Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Варвару в ее родной киевский Покровский монастырь. Причем официальная ее биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу — хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским — что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом» («Живой журнал» о. Андрея). К этой трогательной истории остается лишь добавить, что этим делом будущая игуменья занималась в заботливо купленном для этого Феофаном домике в Александрове — как раз на полпути от Троице-Сергиевой лавры до Толгского монастыря в Ярославле — места ее будущего игуменства. В романе Натальи Бабасян «Целибат», ставшем уже церковной классикой, упоминается герой под именем Феофила — архимандрита с вполне сложившейся репутацией: «Феофил у нас — человек любвеобильный. Где ни появлялся, везде деток после себя оставлял».

Кадровый вопрос и тяжелый характер

После трехлетней опалы ценный «выездной» кадр направляется в Аргентину — секретарем тамошнего экзархата РПЦ МП, состоявшего всего из 2-3 приходов, но игравшего важную церковно-политическую роль. Там он безуспешно пытался стать преемником архиепископа Платона, чтобы возглавить экзархат, но был отозван в Москву и назначен представителем патриарха в Дамаске. С 1993 года Феофан — заместитель митрополита Кирилла в ОВЦС. Однако в 1999 году в высших эшелонах ОВЦС происходит некий разлом, причины которого не до конца известны. Разлом прошел между Кириллом и его первым замом митрополитом Климентом (Капалиным), который вскоре ушел из ОВЦС и стал управляющим делами Московской патриархии. Очевидно, стареющий патриарх Алексий II искал какой-то противовес слишком жестко рвавшемуся к высшей церковной власти Кириллу и спустя 10 лет, в 2009-м, именно Климент стал единственным соперником Кирилла на заключительном туре патриарших выборов. Поссорившись с Кириллом, Феофан, вместо того чтобы получить давно ожидавшийся им архиерейский сан, опять поехал представителем патриарха в Дамаск. Такое вторичное назначение считается в РПЦ понижением.

Впрочем, уже 7 октября 2000 года Феофан получает заветную епископскую панагию, правда, с назначением на отдаленную Магаданскую кафедру. Уже в мае 2003 года, когда его новый покровитель Климент стал управделами патриархии, переводится на хлебное место в Ставрополь, где сталкивается с первыми публичными протестами. Именно на Ставропольской кафедре Феофана застает кампания по выборам Патриарха всея Руси 2008-2009 гг. И он делает ошибочную ставку на Климента. Неудивительно, что после победы преданного Феофаном Кирилла опять последовала опала и череда перемещений из епархии в епархию. Немалых сил и средств стоило нашему герою восстановить добрые отношения с новым патриархом: сначала завоевал репутацию «крестителя Кавказа», погрузив в горную реку одновременно 10 тысяч осетин; потом затеял строительство кафедрального собора в Челябинске — «крупнейшего на Урале»; затем организовал визит патриарха в Ульяновск с такой помпой и роскошью, что сразу же получил назначение в престижную Казань. Ну и тут не подкачал, принимая Кирилла в июле нынешнего года на президентском уровне. В РПЦ все устроено как в средневековой системе кормлений: такая система гарантирует высокую степень неприкосновенности верным поставщикам патриаршего двора.

В Татарстане, где на 1500 мечетей всего 340 православных храмов, приходится решать довольно деликатные задачи межрелигиозного характера. И у митрополита Феофана есть методы их решения — грубоватые, конечно, но эффективные, как он считает. Авторы письма из Казани в «Новую» описывают характерный случай приезда митрополита на приход: «…Уловил в голосах говоривших характерные национальные манеры словообразования и словоупотребления. Это его оживило на мгновение, и он поинтересовался: «А ты кто?» Первым нашелся обладатель азиатского профиля: «Я в Грузии родился». «А я на Украине», — поспешил расширить географию представителей попутчик грузина. Иван Андреевич (мирское имя Феофана), хитро щурясь и беззвучно шевеля губами, вдруг обоих сразил наповал: «Так, ты едешь в Грузию, а ты на Украину. И завтра чтоб вас здесь не было».

О «решительном» характере Феофана говорится и в коллективном письме, которое было вручено патриарху Кириллу во время его визита в Казань 21 июля. «Редкая служба с его участием проходит без крика и скандала. Придирается ко всему по поводу и без повода», — жалуются на владыку авторы письма. Они обращают внимание на общественное возмущение требованием Феофана передать Татарстанской митрополии РПЦ одно из зданий президентской резиденции в Кремле: «По манере общения, по форме общения митрополит вызывает у татарстанцев прямые и неоднозначные ассоциации с чекистом сталинских времен».

Разумеется, у не худшего иерарха РПЦ есть и положительные черты. Он обладает известным дипломатическим талантом, даром слова, в нужных случаях — обаянием. Он — пылкий патриот России, сторонник ее сближения с исламским миром и бесконечно предан лично Владимиру Владимировичу Путину. Будучи Челябинским митрополитом и освящая храм в копейской колонии, назвал Путина своим «хозяином», а в конце 2011-го — начале 2012-го призывал остановить «болотный майдан» и гарантировал законность тогдашних выборов.

Недолго он пробыл в Ульяновске, но запомнился и там своим патриотизмом. Выступая на митинге 4 ноября 2014 года, призвал жителей не самого богатого города на Волге быстрее «наверстывать упущенное» и довести население РФ до 600 млн человек. В заключение самолично спел комсомольскую «Песню о тревожной молодости» Александры Пахмутовой, а видя, что его никто не поддержал, повелел населению «к следующему разу» выучить эту песню. Увы, на «следующий раз» Феофан был уже в Казани — народ зря учил песню…

В общем, хоть и строгий, но жизнерадостный. В нынешней российской «элите» распространен этот стиль. Феофан — герой своего времени, человек без провалов в биографии. Он одинаково уверенно чувствовал себя на советском спецзадании в Израиле, в лихой круговерти бизнеса 90-х и в неоимперской элите 2000-х. И все это под аккомпанемент цитат из Евангелия. Разве не талант?

Отношение большинства наших сограждан к православию, увы, теперь так или иначе зависит от показной роскоши, которую демонстрирует в первую очередь патриарх, а вслед за ним — митрополиты, епископы, наместники и игуменьи богатых монастырей и отдельные священники, у кого уж как получается. Протоиерей Всеволод Чаплин подводит под это «богословскую базу» — дескать, роскошь патриарха и архиереев — это не их личное удовольствие (наоборот — «крест»!), а явление в мире славы Христа. Ведь предсказано, что во второй раз он придет «со славою и честию великой». Вот патриарх со своим окружением и предвосхищают это Второе пришествие. На самом деле основная масса российского духовенства — в вымерших деревнях, в разваливающихся провинциальных городках, у старых кладбищ — влачит довольно жалкое существование. Достается же ему со стороны «общественного мнения» по полной программе — за наглость и безумный гедонизм их церковных начальников, которые вытягивают из приходского попа последнюю копейку. Похоже, внутри церкви растет социальное напряжение, подобное тому, какое было в начале ХХ века. Тогда оно вылилось в «церковную революцию» обновленчества, когда веками угнетаемое белое (женатое) духовенство восстало под лозунгами большевицкой революции против своих священноначальников и положило конец многовековой бюрократически-иерархической структуре Российской церкви… Сейчас, кстати, приближается вековой юбилей тех событий.

Митрополит Феофан родился 21 мая 1947 г. в г. Дмитриеве Курской обл. в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии.

В 1969-1970 гг. нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.

В 1970 г. поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 г. и был зачислен в Московскую духовную академию.

  • В 1973 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.

    19 декабря 1973 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Феофан в честь прп. Феофана исповедника.

    В 1976 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе г. Тулы рукоположен в сан иеромонаха.

    В 1976 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при МДА.

    В 1977 г. определением Священного Синода направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 г.

    В 1982-1984 гг. пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры. В 1984-1987 гг. нес послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки. В 1987-1989 гг. нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1989-1993 гг. - экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993-1999 гг. - заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 г. до 8 октября 2000 г. - представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

    В 1979 г. в праздник Успения Божией Матери возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями.

    В 1985 г., в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, возведен в сан архимандрита.

    Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 октября 2000 г. назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру.

    Наречен во епископа 25 ноября 2000 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве. Хиротонисан 26 ноября за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Богослужения совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Тверской и Кашинский Виктор, епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

    Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. назначен ректором Владикавказского духовного училища (журнал № 106).

    Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 12) назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру.

    Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 63) назначен главой новообразованной Челябинской митрополии.

    С июля 2012 г. по март 2014 г. - временный управляющий Троицкой епархией.

    Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 34) назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским , главой Симбирской митрополии.

    Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 44) назначен Преосвященным Казанским и Татарстанским , главой Татарстанской митрополии.

    Награды:

    Церковные:

    • 1985 г. - орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
    • 1995 г. - орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
    • 2006 г. - орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
    • 2012 г. - орден прп. Серафима Саровского II ст.;
    • награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей.

    Светские:

    • 1997 г. - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»;
    • 2000 г. - орден Дружбы;
    • 2007 г. - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Loading...Loading...