Николай федоров философ. Русский философ Николай Фёдоров

Русский космизм Н. Ф. Федорова

Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ-ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.

Здесь мы кратко остановимся только на учении Н.Ф.Федорова, давшего глубокую и оригинальную разработку идей русского космизма. В его философских взглядах переплетаются религиозно-христианский подход к пониманию основ бытия и стремление создать проект всемирного спасения - натурализм, Фантастичность, мистицизм и реализм, мечтательность и научность, утопизм и действительность. И вместе с тем все его учение пронизывает вера в мощь разума, науки и творческие возможности человека. Все главные идеи Федорова изложены в его труде «Философия общего дела».

Исходным пунктом философии Федорова является определение главной задачи человека и человечества. Он видит ее в правильном понимании смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью. Такая задача обусловливает «проективный» подход к истории, которая нуждается, по мнению Федорова, в отношении не безучастном, объективном, не сочувственном, а в проективном. Только в этом случае знания о смысле и цели жизни трансформируются в «проект лучшего дела» и в реализацию этого проекта. И философия должна стать активным проектом того, что должно быть, проектом всеобщего дела, а не ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением сущего.

Нам, людям, вручено дело спасения мира и себя.

Он утверждает, что после искупления Христом первородного греха людей дальнейшее спасение их и окружающего мира целиком зависит от людей. Нам, людям, вручено дело спасения мира и себя. И это не является противопоставлением человеческого Божественному, отмечает Федоров, ибо после искупления Христа людям открылась возможность и способность сделаться орудием реализации Божественного плана.

Федоров убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, в Космосе, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца.

Однако для реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность и холодную отчужденность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства, родственности между людьми. Причину этого отчуждения Федоров видит в том, что люди сосредоточены только на самих себе, подчеркивает несправедливость, «неправду» замыкания каждого в самом себе, отделение себя от живых и от умерших. Этим обусловлен призыв к людям: жить не для себя, ибо это эгоизм, и не для других, ибо это альтруизм, а совсеми и для всех.

Исходным пунктом «философии общего дела» является учение о родстве. Федоров убежден, что родство лежит в основы жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога и является естественной божественной основой жизни. Родство есть общество сынов человеческих, помнящих отцов. Братство, единство невозможны без сыновства, без связи поколений, каждое из которых помнит, чтит поколения предшествующие и опирается на их достижения. Он считает, что любовь к отцам, предкам, органически родовое, родственное составляет нравственное, высшее в человеке, то, что уподобляет его Святой Троице. Культ предков является, по утверждению Федорова, единственной истинной религией.

Таким образом, основой и движущей силой общего дела выступает родство как начало, имеющее свой прообраз в недрах Божественной Троицы, как стержень жизни общественной, мировой и божественной.

Религиозная основа идеи родства предопределила религиозность всей философии «общего дела». Федоров всемерно возвеличивает и пропагандирует преобразующую роль человека, вовлеченного в общее дело, внося в христианство активный антропологизм.

Для окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над «последним врагом» человека - смертью. Федоров ставит и пытается решить проблему воскрешения, рассматривая ее как важнейшую. Жизнь, сохранение и развитие человечества рассматриваются им как высшая цель и благо. Он размышляет о проблеме преодоления смерти, воскрешения всех живших на Земле, сохранения идейных трудов минувших поколений.

Проблему «воскрешения» Федоров решает в свете христианского учения о победе над смертью через воскресение в «будущей жизни», в которой человек обретает всю полноту своего бытия. Он верит в правду грядущего воскресения и непримирим к смерти. Но Федоров дает этому учению свою интерпретацию.

Процесс «воскрешения» он не трактует как непосредственно воскрешение каждого умершего человека. Полным воссозданием он считает не механическое «возрождение» умерших в прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал «воскрешение» как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. Через человека и его общую деятельность Бог воссоздает мир, воскрешает все погибшее, считает Федоров. В проблеме «воскрешения» Федоров сочетает как религиозные, и научные аспекты. Активность человечества во всеобщем деле воскрешения анализируется им с религиозных позиций. Но конкретные пути и способы этой активности Федоров рассматривает с естественно-научных, позитивно-технических позиций. При всех элементах утопичности и фантастичности учение о «воскрешении» пронизано одной идеей - идеей единства, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Николай Фёдорович Фёдоров

Фёдоров Николай Федорович - русский мыслитель, представитель русского космизма. Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощённости его слепой силой природы, выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции - воскрешение предков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» - разрыва между мыслью и делом, «учёными» и «неучёными», богатством и бедностью, городом и деревней. Философские идеи Федорова вызывали большой интерес у Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева; с ними связаны научно-философские идеи К. Э. Циолковского. Ф. оказал влияние на литературное творчество А. П. Платонова и Н. А. Заболоцкого.

Биографическая справка: Фёдоров Николай Федорович был внебрачным сыном князя П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Учился в Ришельёвском лицее в Одессе. В 1854—68 гг. учительствовал в уездных городах. В 1874—98 был библиотекарем Румянцевского музея. Николай Федорович внёс большой вклад в развитие русского книговедения. Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги, и поэтому ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Федорова под названием "Философия общего дела" (т. 1, Верный, 1906; т. 2, М., 1913) были изданы его учениками.

В России сегодня идеи Фёдорова развивает и распространяет фёдоровское движение. В Москве действует Музей-библиотека Н. Ф. Федорова (в помещении Центральной детской библиотеки N 124): ул. Профсоюзная д. 92, 335-57-22. В музее регулярно проходят философские семинары (отчёт об одном из них).

Основные идеи Николая Федорова

  1. Бог дал человеку Разум для того, чтобы управлять Природой и преодолевать стихийность ее развития.
  2. Природа несовершенна, в ней властвуют смерть и болезни.
  3. Причина несовершенства природы - отказ человека “владеть” (управлять) землей (“первородный грех”). Лишившись руководства Разума, Природа стала деградировать.
  4. Задача человека регуляция и спасение всего природного от Смерти.
  5. Современное человечество не готово к спасению Природы, т. к. само оно разрушается. Причины упадка человечества следующие:
    1. “Культ Жен” - постоянное стремление к похоти и рождению (а за рождением естественно следует смерть).
    2. “Людоедство” - круговорот веществ в Природе приводит к тому, что мы, по сути, питаемся останками своих предков.
    3. Культура - процесс вырождения. Общество разделилось на ученых и неученых, что способствовало возникновению города и деревни, а затем богатых и бедных.
  6. Только путем сплочения Человечества можно победить Смерть, овладеть Природой и воскресить Предков и получить Бессмертие. Для этого надо просвещать сельское население, соединить мысль с делом, принести Разум в управление природой.
  7. Сплочение Человечества и развитие Науки приведет к тому, что мы сможем победить Смерть и воскресить наших Отцов (все поколения Предков), избавившись, таким образом, от “культа Жен”, и рождения как источника новой смерти.
  8. Процесс воскрешения - процесс физико-химический, поскольку наше тело есть машина, а душа - продукт деятельности мозга.
  9. Процесс воскрешения невозможен без остановки процесса рождения. Чтобы стать бессмертным, надо не рождаться (“сделаться не рожденным”) и отказаться от всякого чувственного влечения.
  10. Процесс воскрешения - процесс длительный и постепенный.
  11. Воскрешенный человек становится духовно-материальным. Однако он избавляется от части физических параметров и может свободно перемещаться в межзвездном пространстве.
  12. Поскольку, если воскресить все поколения Предков, места на Земле не хватит, необходимо Освоение Космоса. Кроме того, частицы предков частично улетают в космическое пространство, поэтому необходимо организовать их поиск. Возможность нахождения таких частиц объясняется тем, что часть несет в себе свойства целого.
  13. По мере овладения законами Природы, Природа станет “органом” человека. Процесс воскрешения будет менять взаимодействие человека с Природой: будет одержана победа над Смертью, исчезнут эпидемии, человечество не будет нуждаться в пище. Кроме того, исчезнут понятия времени и пространства, поскольку человек сможет “парить” везде и всегда.
  14. Сам процесс воскрешения стал возможен благодаря жертве Христа. Именно Христос сделал возможным воскрешение и вечную жизнь. Кроме того, т.к. процесс воскрешения станет естественным, то не будет необходимости ждать Второго пришествия.
  15. “Отец наш небесный, есть Бог живых, а не мертвых”!

Имя русского философа Николая Фёдорова долгое время было сокрыто от широкой общественности, но он не был забыт, ибо его идеи вдохновили таких выдающихся учёных, как Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Николай Александрович Наумов.

И первой половины 20-го Владимир Соловьёв, Николай Бердяев, Сергей Булгаков и другие высоко оценивали идеи Фёдорова, а Владимир Николаевич Ильин в статье «Николай Фёдоров и преподобный Серафим Саровский» ставит этих двух людей на одну общую ступень, отдавая дань высокой духовности и настоящей христианской святости Николая Фёдоровича.

Детство и юность

Биография Н. Фёдорова содержит очень много белых пятен. Мы не можем сказать, был ли он женат, имел ли детей. Известно только, что родился Николай Фёдорович Фёдоров 26 мая (7 июня) 1829 года. О его матери сведения не сохранились. Он внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина. Как незаконнорожденные, ни Николай, ни его брат и три сестры не имели права претендовать на титул и фамилию отца. Фёдоровым был его крёстный отец. От него он и получил свою фамилию. Такие ситуации в то время были нередки: дворянин мог полюбить крестьянку, однако развод и женитьба на женщине более низкого сословия лишала многих привилегий как супругов, так и их детей.

Что касается фамилии, то после полёта в космос Юрия Гагарина зарубежные средства массовой информации откликнулись на это событие статьями под заголовком «Два Гагарина», подразумевая настоящую фамилию Николая Фёдоровича. Сергей Королёв имел в своём кабинете портрет философа-космиста и, безусловно, принимая решение, кого из парней первым отправить в космос, не мог не подумать о добром знаке.

Отец, князь Гагарин, не утаил своей внебрачной связи от брата - Константина Ивановича Гагарина. Тот принял участие в судьбе племянников. Он взял на себя оплату образования Николая. Про других детей информации нет. Родное село Ключи (Тамбовская губерния, ныне - Рязанская область, Сасовский район) Николай покинул, достигнув школьного возраста, - он переехал в Тамбов, где поступил в гимназию.

Лицей Ришелье

Окончив в 1849 году гимназию, Фёдоров отправился в Одессу. Там он поступил в знаменитый лицей Ришелье на юридический факультет. Это очень престижное учебное заведение. По значимости оно стояло на втором месте после знаменитого Царскосельского лицея. По составу изучаемых предметов, качеству преподаваемых знаний и правилам он был, скорее, университетом, нежели лицеем. Преподавание вели профессора. В Ришельевском лицее учились дети из самых родовитых и богатых семей. Николай проучился в нём три года. После смерти дяди, платившего за учёбу, молодой человек вынужден был оставить лицей и начать самостоятельную жизнь. Внебрачный сын, даже наделённый большими талантами и высокими добродетелями, не мог рассчитывать на государственную субсидию в таком учебном заведении. Однако три года учёбы не прошли даром. Фундаментальные знания по естественным и гуманитарным наукам, полученные в лицее, в дальнейшем очень пригодились будущему философу, положившему начало русскому космизму.

Учитель и библиотекарь

В 1854 году Николай Фёдорович Фёдоров вернулся в родную Тамбовскую губернию, получил аттестат педагога и направление в город Липецк на работу учителем истории и географии. До конца шестидесятых годов он занимался преподавательской деятельностью в уездных училищах Тамбовской, Московской, Ярославской и Тульской губерний. С 1867 по 1869 год ездил в Москву, где давал частные уроки детям Михайловского.

В 1869 году Николай Фёдорович Фёдоров окончательно перебрался в Москву и устроился помощником библиотекаря в открытую Чертковым первую в городе общедоступную библиотеку.

Фёдоров считал, что библиотека - это тот очаг культуры, который объединяет людей, не связанных родственными узами, но близких по влечению к духовным ценностям - литературе, искусству, науке. Он был против закона об авторском праве и активно пропагандировал идеи различных форм книгообмена.

Румянцевский музей и ученики

В Чертковской библиотеке Фёдоров познакомился с будущим отцом космонавтики - Константином Циолковским. Константин Эдуардович приехал в Москву с намерением получить образование в Высшем техническом училище (ныне Бауманское), но не поступил и решил заниматься самостоятельно. Николай Фёдорович заменил ему университетских профессоров. За три года под руководством Фёдорова Циолковский освоил физику, астрономию, химию, высшую математику и т. д. Не были забыты и гуманитарные науки, которым, как отдыху, посвящалось вечернее время.

Когда через несколько лет библиотеку присоединили к Румянцевскому музею, Фёдоров Н. Ф. сделал полную каталогизацию объединённого книжного фонда. В свободное от основной работы время он занимался с молодёжью. Свою скромную зарплату Николай Фёдорович тратил на студентов, а сам жил, придерживаясь строжайшей экономии вплоть до того, что не пользовался общественным транспортом и всюду ходил пешком.

Суть теории космизма

Николая Фёдорова считают отцом русского космизма. Философ утверждал, что после открытия Коперником гелиоцентрической системы должна была пересмотреть свои представления о мироустройстве. Космические перспективы поставили перед человечеством новые задачи. Как говорил Циолковский: «Земля - колыбель человечества, но не вечно же ему жить в колыбели!»

Надо отметить, что науку философию Фёдоров обозначал как мысль без дела. По его мнению, это рано или поздно приводит к обособлению от предмета изучения и отрицанию объективного знания. Теоретическое знание должно подкрепляться практикой, а его целью служить изучение природы, жизни и смерти для управления ими.

Вселенная освоена в настолько мизерном объёме, что сам собой напрашивается вывод: Господь создал такой огромный Космос с целью разместить в нем всех людей, когда-либо живших, и тех, кто ещё родится в будущем. По-другому это не объяснить. Под влиянием данного умозаключения и родился русский космизм Фёдорова. Рассматривая Вселенную как огромное пространство, лишь микроскопическую часть которого занимает человечество, философ связывал этот противоестественный дисбаланс с христианским учением о воскрешении. Свободное место приготовлено Создателем для размещения на нём миллиардов людей, когда-либо живших на Земле. Подробно об этом можно прочитать в собрании работ Николая Фёдоровича, объединённых названием «Философия общего дела». Развитие человеческой цивилизации должно быть направлено на освоение космического пространства, на возвращение к физической жизни людей, живших прежде и теперь погребённых. В связи с этим необходимо создание новой этики, позволяющей всем жить в мире и согласии.

Новая этика

Николай Фёдорович был религиозным человеком. Он участвовал в литургической жизни Церкви, соблюдал посты, регулярно исповедовался и причащался. По его мнению, новая этика должна развиваться на основе христианского учения о Триединстве Бога. Как три разные Сущности Бога - Отец, Сын и Святой Дух, гармонично взаимодействуют, так и разделённое человечество должно найти способ мирного сосуществования. Божественная Троица - антитеза восточной ментальности растворения личности в коллективе и западного индивидуализма.

Лучшей основой для выстраивания новых отношений является экология. Забота о природе, изучение её законов и управление ими должны стать основой для объединения людей разных национальностей, профессий и уровня образования. У науки и религии есть много общего. Христианская доктрина о грядущем воскрешении мёртвых должна быть осуществлена на практике учёными.

Воскрешение мёртвых

Что такое всеобщее воскрешение, по мнению Фёдорова, - это возрождение или воссоздание людей? Философ утверждал, что смерть есть зло, которое люди должны искоренить. Каждый человек живёт за счёт смерти своих предков, следовательно, является преступным. Такое положение вещей должно быть исправлено. Счета следует оплатить путём воскрешения умерших. Идея воскрешения должна стать катализатором, соединяющим представителей науки всех стран мира ради одного общего дела.

Механизм воскрешения основан на законах физики - каждое физическое тело состоит из молекул и атомов, которые удерживаются друг возле друга энергиями притяжения и отталкивания. Все предметы излучают такие волны. Эти явления должны изучаться и тщательно исследоваться на предмет восстановления физической материи, то есть для выращивания прошлых жителей планеты из сохранившегося биологического материала или для собирания энергий, из которых состояли люди, дабы материализовать их таким способом. Вариантов воскрешения может быть больше, как предполагает Фёдоров.

Философия его модели развития общества включает в себя воспитание новых отношений между людьми. Поскольку рай - это не эфемерное пространство, где обитают души праведников, и не абстрактный покой души, смирившейся с действительностью, изменить которую он не властен, а настоящий физический мир, то надо переделать или воспитать людей таким образом, чтобы они навсегда распрощались с зависимостью от пороков, известных как ненависть, зависть, сребролюбие, уныние, гордость, идолопоклонство и т. д. Также необходимо сделать, чтобы люди не страдали от физических раздражителей, как-то: болезни, холод, жара, голод и прочие. Это работа и для учёных, и для духовенства. Наука и религия должны объединиться.

Николай Фёдорович нарисовал два возможных пути развития человеческой цивилизации.

Взаимоотношение между полами

Николай Фёдоров не обошёл своим вниманием и эту сторону человеческих отношений. В нашем мире, по его мнению, царит культ женщины и плотской любви. Отношениями движет половой инстинкт. Больше чувственности и совсем мало сочувствия.

Супружеские отношения следует строить по модели Божественного Триединства, когда союз - не иго, а индивидуальность личности не повод для розни. Любовь между мужчинами и женщинами должна напоминать любовь детей к родителям. Однако не допускается не только похоть, но и её противоположность - аскетизм, как неприемлемы полный эгоизм и абсолютный альтруизм.

Деторождение будет восприниматься как отцетворение, то есть сотворение людей для новых миров. Наша половая чувственность - это инстинктивное бегство от смерти, а рождение, в нынешнем представлении, - противоположность умиранию. Любовь к предкам вытеснит страх перед собственной смертью и трансформируется в воссоздание отцов.

Первый путь, по которому может пойти человечество

Интеллигенция и учёные всего мира станут работать над воссозданием человеческого генофонда. Вооружённые силы больше не будут задействованы для агрессивных, взаимоистребляющих целей, а станут использоваться для противостояния стихийным силам природы, то есть наводнениям, землетрясениям, извержениям вулканов, лесным пожарам и т. д.

Всеобщее образование - обязательное условие для осуществления плана воскресения.

Государственное управление будет осуществляться монархом, связанным со своим народом отношениями не кесаря и его подданных, а исполнителя воли Бога ради всечеловеческого блага.

Другой путь

Николай Фёдоров предполагал и другой путь развития человеческой цивилизации, который приведет нас не к бессмертию и воскрешению мёртвых, а к Страшному Суду и геенне огненной. Русский космизм - реальная концепция, не имеющая ничего общего с утопическими фантазиями писателей-фантастов. Фёдоровская картина мира выглядит невероятно правдоподобно, хотя он жил в эпоху до научно-технической революции.

К Страшному Суду приведёт гипертрофированное чувство самосохранения, которое возобладает над здравым смыслом. Это возникнет в результате отхода от Бога, в утрате веры в Его промысел, волю, заботу и любовь к людям. Из неверно толкуемого чувства безопасности люди начнут искусственно синтезировать продукты питания. Похоть возобладает над любовью, станут появляться противоестественные браки без деторождения. Животные и растения, представляющие угрозу для здоровья, будут уничтожены. Перестанут выпускать летательные аппараты. В конце концов люди примутся истреблять друг друга. Вот тогда и наступит День гнева.

Поразительно, что всё это было написано в XIX веке - Николай Фёдоров умер 28 декабря 1903 года.

Науки, родившиеся из учения Фёдорова

Николай Фёдорович Фёдоров, сам того не подозревая, вдохновил Константина Циолковского посвятить свою жизнь созданию новой отрасли науки и техники - космонавтике.

Порядок мироустройства, сформулированный Николаем Фёдоровичем, покорил умы многих его современников. Именно идеи Фёдорова породили такие науки, как космическая и гелиобилогия, аэроионификация, электрогемодинамика и проч. По мнению учёных, занимавшихся наследием, которое оставил «московский Сократ», как прозвали Фёдорова друзья и ученики, обозначил вектор и дал импульс развитию общечеловеческих знаний на много веков вперёд. С его подачи родился новый взгляд на эволюцию человечества, как на активный процесс, производимый самими людьми, трудящимися над созданием идеальной ноосферы.

Большинство записей, которые сделал для своих учеников сохранились. Николай Фёдорович не занимался публикацией своих мыслей. Его труды сохранили многочисленные ученики. Николай Павлович Петерсон и Владимир Александрович Кожевников их систематизировали и издали в 1906 году. Весь тираж был разослан в библиотеки и бесплатно распространён среди желающих.

При жизни Николай Фёдорович никогда не фотографировался и не позволял себя рисовать. Однако Леонид Пастернак всё же тайно сделал один портрет. Его мы поместили в начале статьи.

Заключение

В годы Советской власти в СССР, когда космическая промышленность и наука добились весьма значительных показателей, о Николае Фёдорове знали только в очень узких кругах.

Высшими руководителями Коммунистической Партии Советского Союза учение Фёдорова воспринималось излишне привязанным к христианской идее о мироздании, как о творческом деянии Божественного разума Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа. Его глубоко религиозный взгляд на мироустройство вступал в противоречие с основными принципами отношения к миропорядку советского общества, которое имело целью удовлетворение лишь материальных потребностей человека. Главный лозунг социализма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду», а главный лозунг коммунизма: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Под потребностями подразумевались исключительно физиологические нужды, ведь наличие души советское общество отрицало, хотя идея воспитания нового человека, очень возможно, была позаимствована у него.

В настоящее время мы по-прежнему далеки от эпохи Всеобщего воскресения хотя и по другим причинам - потребительское отношение к жизни, а также удалённость от Бога трансформировались, но в целом претерпели не так уж много изменений.

«Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…»

А. Л. Волынский

Николай Фёдорович
Фёдоров

Русский религиозный мыслитель и философ - футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

Николай Фёдорович Фёдоров родился 26 мая (7 июня) 1829 года в Ключах, Тамбовской губернии Российской Империи. Умер философ в Москве 15 (28) декабря 1903 года.

Николай Федоров как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина получил фамилию крестного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение.

Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы. В середине 60-х годов познакомился с Н. П. Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова но через три недели освобожден.

Летом 1867 г. Федоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни - в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел.

В Румянцевском музее Федоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трех часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.

Федоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим "стипендиатам", от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Федоров обладал хорошим здоровьем, но в 1903 г. в жестокий декабрьский мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, он заболел воспалением легких, и от этого умер. Федоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет. Единственное изображение Федоров было нарисовано тайком Пастернаком.
Современники Федорова
В 1870-х гг. Федоров руководил самообразованием К. Э. Циолковского. Ф. М. Достоевский познакомился с учением Федорова в изложении Петерсона в 1878 г. . В 80-х и 90-х гг. Л. Н. Толстой и Вл. Соловьев регулярно общались с Федоровым. Вл. Соловьев называл Фёдорова "дорогим учителем", признавая его учение "первым движением вперёд человеческого духа по пути Христову"
К.Э.Циолковский, вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим "пансионером", называл Фёдорова "изумительным философом".
Философские идеи
Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров всегда был глубоко верующим христианином. Он ясно понимал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу.

Но главное в учении Христа - весть о грядущем телесном воскрешении, победе над "последним врагом" - смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную, но отнюдь не противоречащую христианскому мировоззрению мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.
Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце ХХ стали называть "экологическими глобальными проблемами". Он выдвинул замечательную идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы - смерчам, ураганам, засухам, наводнениям - которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству.

Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли.

Н.Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

Связь с Космонавтикой
Мысль Циолковского: "Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!" явно вдохновлена идеями Н.Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Идеи Н.Ф.Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики.

Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием "Философия Общего Дела", внимательно читал С.П.Королёв. Когда 12 октября 1962 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй "Два Гагарина", напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики. Но выход человечества в Космос - это лишь одно из следствий Философии Общего Дела.
Современность
В конце ХХ века в России интересе к творчеству и идеям Федорова вновь вырос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н.Ф.Фёдорова. В Музее-читальне им. Н.Ф.Фёдорова регулярно работает научно - философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н.Ф.Фёдоров и К.Э.Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения.

Николай Фёдорович Фёдоров

Фёдоров Николай Федорович - русский мыслитель, представитель русского космизма. Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощённости его слепой силой природы, выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции - воскрешение предков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» - разрыва между мыслью и делом, «учёными» и «неучёными», богатством и бедностью, городом и деревней. Философские идеи Федорова вызывали большой интерес у Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева; с ними связаны научно-философские идеи К. Э. Циолковского. Ф. оказал влияние на литературное творчество А. П. Платонова и Н. А. Заболоцкого.

Биографическая справка: Фёдоров Николай Федорович был внебрачным сыном князя П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Учился в Ришельёвском лицее в Одессе. В 1854—68 гг. учительствовал в уездных городах. В 1874—98 был библиотекарем Румянцевского музея. Николай Федорович внёс большой вклад в развитие русского книговедения. Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги, и поэтому ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Федорова под названием "Философия общего дела" (т. 1, Верный, 1906; т. 2, М., 1913) были изданы его учениками.
В России сегодня идеи Фёдорова развивает и распространяет фёдоровское движение. В Москве действует Музей-библиотека Н. Ф. Федорова (в помещении Центральной детской библиотеки N 124): ул. Профсоюзная д. 92, 335-57-22. В музее регулярно проходят философские семинары ().

Основные идеи Николая Федорова

  1. Бог дал человеку Разум для того, чтобы управлять Природой и преодолевать стихийность ее развития.
  2. Природа несовершенна, в ней властвуют смерть и болезни.
  3. Причина несовершенства природы – отказ человека “владеть” (управлять) землей (“первородный грех”). Лишившись руководства Разума, Природа стала деградировать.
  4. Задача человека регуляция и спасение всего природного от Смерти.
  5. Современное человечество не готово к спасению Природы, т. к. само оно разрушается. Причины упадка человечества следующие:
    1. “Культ Жен” – постоянное стремление к похоти и рождению (а за рождением естественно следует смерть).
    2. “Людоедство” – круговорот веществ в Природе приводит к тому, что мы, по сути, питаемся останками своих предков.
    3. Культура – процесс вырождения. Общество разделилось на ученых и неученых, что способствовало возникновению города и деревни, а затем богатых и бедных.
    Только путем сплочения Человечества можно победить Смерть, овладеть Природой и воскресить Предков и получить Бессмертие. Для этого надо просвещать сельское население, соединить мысль с делом, принести Разум в управление природой.Сплочение Человечества и развитие Науки приведет к тому, что мы сможем победить Смерть и воскресить наших Отцов (все поколения Предков), избавившись, таким образом, от “культа Жен”, и рождения как источника новой смерти.Процесс воскрешения – процесс физико-химический, поскольку наше тело есть машина, а душа – продукт деятельности мозга.Процесс воскрешения невозможен без остановки процесса рождения. Чтобы стать бессмертным, надо не рождаться (“сделаться не рожденным”) и отказаться от всякого чувственного влечения.Процесс воскрешения – процесс длительный и постепенный.Воскрешенный человек становится духовно-материальным. Однако он избавляется от части физических параметров и может свободно перемещаться в межзвездном пространстве.Поскольку, если воскресить все поколения Предков, места на Земле не хватит, необходимо Освоение Космоса. Кроме того, частицы предков частично улетают в космическое пространство, поэтому необходимо организовать их поиск. Возможность нахождения таких частиц объясняется тем, что часть несет в себе свойства целого.По мере овладения законами Природы, Природа станет “органом” человека. Процесс воскрешения будет менять взаимодействие человека с Природой: будет одержана победа над Смертью, исчезнут эпидемии, человечество не будет нуждаться в пище. Кроме того, исчезнут понятия времени и пространства, поскольку человек сможет “парить” везде и всегда.Сам процесс воскрешения стал возможен благодаря жертве Христа. Именно Христос сделал возможным воскрешение и вечную жизнь. Кроме того, т.к. процесс воскрешения станет естественным, то не будет необходимости ждать Второго пришествия.“Отец наш небесный, есть Бог живых, а не мертвых”!
Loading...Loading...