О ком церковь не молится. Дошедшая до нас история строительства храма

Ком-Омбо (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Ком-Омбо, построенный в одноименном городке во время правления Птолемея VI, уникален тем, что является двойным храмом, посвященным сразу двум триадам божеств. Южное крыло храма посвящено богу изобилия Себеку, почитавшемуся в образе крокодила, его жене Хатхор и сыну Хонсу, между тем, как северное крыло посвящено сокологоловому богу неба Хоруру, его жене Тасенетнофрет и сыну Панебтауи.

Значительная часть храма была разрушена разливами Нила и землетрясениями, а позже здесь была устроена каменоломня, но, тем не менее, до наших дней в храме сохранились удивительные барельефные рисунки с полихромной окраской.

Одной из главных достопримечательностей Ком-Омбо считается гипостильный зал с 15 колоннами - в разрушенном двойном святилище и сейчас высятся каменные пьедесталы, на которых покоились когда-то священные ладьи богов.

В древности Нил был переполнен крокодилами, считавшимися в те времена священными животными. Крокодилов содержали прямо в храме и хоронили на кладбищах. Сегодня же некоторые из обнаруженных в окрестностях мумий крокодилов можно увидеть во время экскурсии по Ком-Омбо.

Храм Ком-Омбо

Одной из главных достопримечательностей Ком-Омбо считается гипостильный зал с 15 колоннами - в разрушенном двойном святилище и сейчас высятся каменные пьедесталы, на которых покоились когда-то священные ладьи богов. Верхняя часть колонн украшена геральдическими лилиями Верхнего Египта и папирусом - символом дельты Нила.

Далее расположены три последовательных прямоугольных вестибюля без крыши. В первом изображена сцена основания Ком-Омбо с богиней письменности Сешат, производящей замеры стен будущего храма, во втором, предназначавшемся только для священников, - Себек, принимающий подношения. Широкая дверь зала ведет в параллельные храмы, где сохранилось изображение Птолемея в македонском плаще рядом с супругой со стеблем в руке, символизирующим годы его царствования. Мало что осталось от святилища, но можно увидеть тайный коридор, ведущий через подземный склеп в центральный храм. Считается, что именно отсюда оракулы говорили вместо богов с людьми, находящимися за пределами основной части храма.

Уже много лет меня непрестанно мучают вопросы, связанные с очень сложными и тяжелыми ситуациями: самоубийствами и смертями некрещеных людей. Для членов моей семьи обе эти беды очень личные.

23 года назад запутался в своей жизни и из-за этого повесился родной брат моей мамы. А в прошлом году у двоюродного племянника неожиданно умер сынишка, которого еще даже не успели окрестить. В обоих случаях с похоронами возникали проблемы. Точнее, не с самими похоронами, а с их церковным, так сказать, сопровождением. Ведь принято у гроба усопшего читать акафисты, потом необходимо отпевание в церкви, предание тела земле по христианскому обряду. А еще обычно по покойникам заказывают сорокоусты и прочие поминальные службы. Мои дядя и племянник, увы, были похоронены лишь по светскому обычаю, представители храма нам оба раза отказали в совершении церковных погребальных обрядов.

И я наконец решила обстоятельно разузнать причины такого отказа. Мне показалось обидным, что безгрешная душа маленького Ванечки не удостоилась необходимого упокоения. Ладно уж дядя Дмитрий, самоубийца (хоть, я считаю, его до этого просто довели, так что его вина спорная), а причем абсолютно невинное дитя, его почему нельзя даже в службах церковных ? Взялась я за разные специальные книги, поговорила с одним знакомым семинаристом, а потом еще с монахом в монастыре Серафима Саровского. И вот о чем из этих источников узнала.

И в самом деле, есть целая категория усопших, о которых Церковь действительно по всем канонам молиться не должна и не может. И неважно, повинны ли эти покойные в своем смертельном грехе или же нет. Существующее правило одинаково для всех таких людей – и точка.

Первая категория – это самоубийцы.


Христианская вера запрещает любое убийство, считая его одним из семи тяжких грехов. Самоубийство же считается самым что ни на есть ужасным прегрешением человеческим, к тому же оно всегда было большой бедой и позором для всей семьи, в которой произошло. Ведь жизнь подарена Богом, и только Он в праве ее отнять. Поэтому человек, получивший жизнь свыше, не волен в своей кончине и не смеет нарушать Божье провидение . Каждый христианин должен стремиться к успению «непостыдному и мирному», чтобы смиренно предстать перед ликом Господним и удостоиться вечного блаженства или быть наказанным посмертными муками. Самоубийцы же отвергаются не только Богом, но и земной Церковью .

Тех, кто лишил жизни самого себя, никогда не отпевали, не хоронили на освещенной земле и не упоминали в молебнах. В наши времена кладбища отделены от Церкви и там погребают всех. Достаточно получить от светских властей разрешение на захоронение. Так что эта часть религиозного запрета нынче, что называется, не работает. А вот заказать обряд отпевания лишившего себя жизни все так же невозможно. Нельзя и идти на обман священника, не сообщив ему правду об обстоятельствах кончины. Эта страшная неправда падает несмываемым прегрешением уже на душу солгавшего, а покойному он все равно не поможет, ибо Бог видит все. Поэтому лучше здесь не лгать.

При этом родственникам вовсе не возбраняется молиться за самоубийцу

самостоятельно – и дома, и в церкви.

Многие считают возможным ставить заупокойные свечи, сопровождая их молитвой о прощении и покое. Сами святые старцы говорят о том, что даже в этом печальном случае не нужно отчаиваться, так как до конца следует уповать на Божью милость. Правда, они же утверждают, что лучше всего молиться за душу самоубийцы не в храме, а дома.

Некрещеные

тоже лишены церковной молитвы. И совершенно неважно, почему эти люди не были приобщены к вере. К одинаковому результату приводит как нерасторопность родителей, так и несчастный случай (например, внезапной младенческой смерти), или сознательное нежелание окреститься взрослого уже человека. Во всех случаях эти люди считаются мертвыми членами, которые отсечены от цельного церковного тела, ведь они при жизни не были переданы Богу и не воцерковились. И тут бесполезно рассуждать о какой-либо справедливости, так как правило это нерушимо.

Однако и за некрещеных тоже можно творить личную молитву (естественно, она должна исходить только от христианина), но на нее необходимо получить благословение у священника. При этом молитва должна быть только домашней! Кстати, существует каноническое объяснение того, почему личное моление подобного рода не только возможно, но и способно принести облегчение некрещеной душе. В житии Макария Египетского есть рассказ о том, как святой однажды в пустыне увидел череп языческого жреца. Между ними состоялась беседа как раз о воздействии святой молитвы. Череп сказал преподобному, что от нее даже души язычников ощущают некое утешение.

Еще я нашла в одной книге информацию о святом мученике Уаре, который принял истязания и смерть во славу Христа в 307 году. При жизни он был очень добрым и милостивым, и на Небесах Господь дал ему право ходатайства перед Ним за души усопших язычников, о чем Уар рассказал блаженной святой Клеопатре в ее сне. И с этих времен все христиане обращаются к мученику Уару, чтобы он был предстоятелем перед Богом за их родных и близких, умерших без крещения в православную веру.

Кстати, очень хорошо считается подавать за упокой родных милостыню.

Причем, оказывается, это не обязательно должны быть деньги или вообще что-то материальное. Можно просто оказать ближнему любую посильную помощь. Да хотя бы и дорогу подсказать, вещи старушке помочь поднести. Все подобные действия, направленные на помощь тому, кто в ней нуждается, тоже являются милостыней. Главное при этом помолиться про себя: «Господи, прими это малое дело за … (такого-то)». Иная милостыня может оказаться важнее и действеннее всех прочих поминаний и просьб о прощении.

Отступники


считаются еще хуже некрещеных . Поэтому никогда не совершаются православные обряды по тем людям, которые изначально были крещены, но потом как-либо отреклись от христианства. Например, отошли от веры, а тем более – стали насмешничать над Святым Писанием, Церковью , враждовать с ней. Видимо, под враждой понимается не какая-нибудь критика или разовые нелицеприятные высказывания в сторону каких-то священников, а более серьезные попытки подорвать устои веры. Таким же отречением считается приверженность восточным мистическим учениям, магии и – тем более! – к любым сатанинским культам. Здесь уже вообще ничьи молитвы не будут услышаны, они даже могут повредить самим молящимся.

Все эти правила и строгости сама Церковь неуклонно соблюдает и весьма не рекомендует их нарушать тем, кто истинно верует. Из огромного потока найденной информации меня больше всего вдохновила та ее часть, которая касается силы личного (не соборного) обращения к Господу. Многие величайшие церковные отцы-просветители (да тот же Блаженный Августин или Иоанн Златоуст) неоднократно говорили о том, что молитва за представителей другой веры (например, мусульманина ) не просто возможна – это великий подвиг. Наверное, таким же подвигом становятся и горячие просьбы за души скончавшихся самоубийц и некрещеных младенцев. Так что я буду за них просить Господа – и дома, и в церкви . А Ваничкино имя и в поминальный список обязательно включу. Пусть Господь сам решает, простить их или нет.

Вам стоит прочесть:

Удивительный храм находится прямо на берегу реки Нил. По одну сторону дворца расположен город Асуан, а с другой стороны – Эдфу. Удивителен Храм Ком Омбо тем, что он двойной, и создан сразу двум разным триадам божеств. Первая половина вам может напомнить Крокодила. Она создана в честь бога розлива Нила Себеку, жене Хатхор и сыну Хонсу. Вторая половина храма выполнена в виде птицы Сокола. Это бог Неба Хоруру со своей женой Тасенетнофретой и сыном Панебтауи.

Храм Ком Омбо. Мифы и реалии

Через весь храм можно наблюдать два прохода, соединяющие одну часть с другой. Начало и конец этих туннелей ознаменованы святилищами двух божеств.

В древние времена Нил был переполнен крокодилами. Именно это животное стало одним из символов Египта. Тогда люди поклонялись этим земноводным, и дабы услужить им, они держали их в храмах, а по окончании жизни хоронили их мумии на кладбищах. В храме Ком Омбо тоже были обнаружены останки мумифицированных крокодилов.

Храм строился на протяжении нескольких веков. Каждый правитель добавлял, что то своё. Так, Птолемей 6 начал строить это «чудо света» в период с 191 г. до 146 г. до н.э. Спустя век, Птолемей 13 построил в храме гипостильные залы, а через много лет император Траян возвёл необычные стены, и обустроил двор. Приложил к древнему комплексу руку и отец самой Клеопатры. Он возвёл центральные ворота храма. Несмотря на все старания древнейших египетских правителей, до наших дней дожила лишь часть дворца. И та, выглядит словно руины. Всему виной, протекающий Нил, который на протяжении многих веком размывал конструкцию строения своими водами.

Храм Ком Омбо сегодня

На сегодняшний день туристы со всего мира регулярно посещают этот памятник древности. Особый интерес у них вызывает необыкновенный гипостильный зал с множеством колонн, а также с карнизом и резными солнечными дисками. Небольшая часть крыши, сохранившаяся до нас, полностью исписана древними надписями. Возможно, люди пытались, что-то донести до нас, но у них это не вышло, т.к. учёные до сих пор не смогли расшифровать рукописи.

Однако некоторые моменты из художеств египтян более чем ясны. На стенах, всюду изображены правители, звери и фараоны. В разных частях храма имеются тематические рисунки с подношениями богам и противоборствами двух богов.

Если пройти ещё глубже внутрь, то можно попасть в прямоугольные вестибюли, каких здесь три.

  1. Стены в первой комнате тоже исписаны и имеют выгравированные рисунки;
  2. Второй зал был создан только для священнослужителей. Здесь люди хранили свою одежду и святые письмена. Стены также рассказывают о легендах прошлого;
  3. Третья комната, по-видимому, была часто посещаема Птолемеем. Здесь имеется его изображение на стене. Помимо этого, на других стенах нарисован Себек со своим Сыном и Женой. Данная комната очень плохо сохранилась, но здесь можно разглядеть тайный проход в центральную часть храма. Туннель ведёт через склеп. Повсюду в стенах отверстия для глаз и ушей. Согласно легенде, именно отсюда древние оракулы вели беседу с людьми, находившимися за пределами стен дворца.

Неподалёку от гипостильного зала расположен странный колодец. С каждым шагом вниз его ступени становятся всё меньше и меньше. Создан он был для изучения глубины Нила, и чего рассчитывался налог на год.

Время работы

Храм Храм Ком Омбо может посетить каждый желающий. Он работает ежедневно с 7 часов и до 17:00. Цена входа: чуть более 4 евро.

Чтобы добраться до храма, вам потребуется ехать на поезде Асуан-Луксор. Он останавливается на станции города Ком Омбо. Сам храм расположен всего в 4 километрах от города. Если вы находитесь в городе Асуан, то от него до храма 45 километров. Также можно воспользоваться услугами такси или доплыть до Ком Омбо по Нилу.

Храм Ком-Омбо, расположенный прямо на берегу Нила между Эдфу и Асуан, уникален тем, что является двойным храмом, посвященным сразу двум триадам божеств. Одна часть - Себеку в образе крокодила (бог разлива Нила и изобилия), его жене Хатхор и сыну Хонсу, вторая часть - Хоруру в образе сокола (Хор Старший, бог неба), его жене Тасенетнофрет и сыну Панебтауи.

Мифы и факты

Симметричную конструкцию двух святилищ соединяют два параллельных прохода, ведущие через внешние части храма, от святилища Хорура к святилищу его противника Себека, союзника злого бога Сета. В древнеегипетском мифе, Хор принял образ крокодила, чтобы сбежать от коварного Сета.

Во времена, когда Нил был переполнен крокодилами, древние египтяне почитали их как тотемное животное и поклонялись, чтобы умилостивить их свирепость. Крокодилов содержали в храме, на кладбищах были найдены их мумии, некоторые из них можно увидеть в Ком-Омбо и сегодня.

Храм в Ком-Омбо основан во время правления Птолемея VI (191-146 гг. до н.э.). Гипостильные залы были добавлены Птолемеем XIII (51-47 до н.э.), римский император Траян (53-117 н.э.) устроил двор и внешние стенки.

Ворота у входа в храмовый комплекс, построенные Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом Клеопатры, сохранились лишь наполовину. Как и другие , Ком-Омбо имел большой пилон (массивные трапециевидные башни у входа), но он давно смыт Нилом. Большинства сооружения больше нет, остались лишь руины низких стен и пни столбов, добавленных в римскую эпоху.

Что посмотреть

Главная достопримечательность храма Ком-Омбо - красивый космический гипостильный зал с 15 толстенными колоннами и карнизом с двумя резными крылатыми солнечными дисками. Колонны венчают геральдические лилии Верхнего Египта и папирус - символ дельты Нила. Сохранилась значительная часть крыши, украшенная астрономическими изображениями.

На внешней стене слева от ворот Неоса Диониса изображено исцеление Хора Тотом, справа - сцена с Себеком, покровителем храма. Образ Себека также вырезан на внутренней стене справа (на востоке). В западной части внутренней стены представлена Исида и Хор Старший, возглавляемые Львом (в Древнем Египте Лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов). В глубине зала фараон делает подношения божествам.

Дальше находятся три последовательных прямоугольных вестибюля без крыши. В первом рельеф показывает сцену основания храма с Сешат (богиня письма, дочь Тота, бога мудрости), которая проводит измерения (левая стена) и приношения Себека (правая стена).

Второй зал предназначался только для священников, здесь хранились их одежды и священные тексты. Рельефы на южной стене включают подношения Хорура (восток), рожениц (в центре) и преданность Себека (запад).

Широкая дверь зала ведет в параллельные . На стене - рельеф Птолемея, одетого в македонский плащ, его жена держит стебель, представляющий годы его царствования. На рельефе присутствуют Себек, его сын Хонсу и Хорур. Мало что осталось от святилища, но можно увидеть тайный коридор, ведущий через подземный склеп в центральный храм, с отверстиями для "слушанья" и "священными глазами". Считается, что отсюда оракулы говорили вместо богов с людьми, находящимися за пределами основной части храма.

Внешний коридор между храмом Птолемеев и стены римского корпуса содержит рельефы Марка Аврелия и изображения довольно сложных хирургических инструментов. Стоит посмотреть также священный колодец к западу от гипостильного зала. Ступени внутренней лестницы уменьшаются соответственно глубине - их использовали для измерения глубины Нила, чтобы рассчитать размер налога на текущий год.

Храм Ком-Омбо (Temple of Kom Ombo) открыт ежедневно с 7.00 до 17.00
Стоимость: 40 LE (около 4.2 €).
Как добраться: находится в 4 км от города Ком-Омбо, в 45 км от Асуан. Поезда сообщением Асуан-Луксор останавливаются в Ком-Омбо (30 мин. из Асуана), далее на такси (10 мин.) Можно также добраться по Нилу на лодке-фелюке.

Храм в Ком Омбо был построен при Птолемеях с 180 по 47 гг. до нашей эры, однако, возможно, он имеет и более древние корни. Расположился храм на правом берегу Нила в 40 километрах севернее Асуана. Обычно его посещают туристы, которые в обязательном порядке останавливаются тут, путешествуя по Нилу на теплоходе.

Себек - бог, изображаемый с головой крокодила, считается богом-создателем и защитником от злых сил. Его женой (по одной из версий) считается Хатхор - богиня любви и красоты, а сыном - Хонсу - бог луны и мудрости. Правда, Хатхор считается и женой Гора. Главным местом поклонения Себеку считается Фаюмское озеро на севере Египта, где находился город Крокодиполь (Шедит), но от него практически ничего не осталось, кроме нескольких тысяч мумий крокодилов. Поэтому храм Себека, да еще и в Верхнем Египте, он единственный, а потому уникален.

Однако уникальность храма Ком Омбо не заканчивается на этом, это двойной храм, правая сторона которого посвящена богу Гору, то есть богу солнца и неба, одному из главных богов в египетском пантеоне. Как и в случае с Себеком, место в храме нашлось и его жене, и его сыну. По некоторым мифам Гор и Себек - братья, что объясняет такое наполнение храма.

После постройки храма о нем почти ничего не известно, после распространения в Египте христианства его какое-то время использовали копты, но затем он был окончательно заброшен. Так как храм находился вблизи от Нила, река во время разливов разрушила ворота храма и часть фасада. А в 1893 году его случайно обнаружил французский археолог, храм был по самую крышу занесен песком.


С другой стороны храма все еще приличного размера бархан


Справа остатки ворот


На переднем плане все, что осталось от пилона

На всякий случай даю вам рисунок плана храма

От двора с колоннами по периметру остались только основания колонн


Вход в храм, как видно, двойной - слева для Себека, справа для Гора

Как видно на плане и по первым фото фасада храма - храм достаточно сильно разрушен, для Египта это достаточно плохая сохранность, хотя центральные залы, потеряв крышу, все-таки, более или менее сохранились. Но что сохранилось точно хорошо - это рисунки и изображения на стенах, некоторые вырезаны будто вчера.


Вход в часть храма Себека


Угол Гора


Себек

Основная часть надписей на стенах рассказывает о богах, а в некоторых частях идет перечисление того, что было пожертвовано святилищу


Коридор справа


Гипостильный зал


Слева от изображения богини Сехмет находится календарь, в кадр попал только небольшой кусочек, а так там целая стена


Календарь


На некоторых частях крама, в основном потолочных балках, остались следы оригинальной цветной росписи


Вестибюль перед алтарной частью


Вид с конца храма

В конце храма находились, как я понимаю, два алтарных камня. До наших дней сохранился только один. Расположен он в части Себека

В самом конце храма находится ряд небольших помещений, закрытых железной решеткой, но туда можно заглянуть

Как и положено египетским храмам, по внешнему периметру их огораживала стена, здесь на стенах храма хорошо сохранились рельефы


Проход слева от храма


Проход за храмом


Звезда. Похожими украшали своды гробниц в пирамидах за 2.5 тысячи лет до постройки этого храма


Проход справа от храма

Слева от основного задния храма и за храмом активно ведутся какие-то раскопки, но, если за храмом на холме походить нельзя, то на площадке слева можно. Тут есть маленький храм Себека (развалины), а также два нилометра.

Нилометры играли важную функцию в жизни древних египтян, во-первых, глубокая яма четко показывала уровень воды в реке, а во-вторых, исходя из этого взимались налоги - засуха - меньше, разлив - больше.

Еще один нилометр, похоже, был и у входа в комплекс

Назначение этих сооружений (ступеней) и небольшого домика позади него неизвестно, некоторые считают, что это источник воды, другие считают, что здесь жили священные животные, то есть, крокодилы.


Храм, вид слева

Справа от храма у небольшого храма Хатхор была найдена голова римского императора Марка Аврелия и статуя без головы


Мини-храм Хатхор


Вид на на храм справа

Из интересных рисунков в храма можно отметить изображение хирургических инструментов, но я, к сожалению, не обратил на них внимания

Но в мою коллекцию интересных изображений попал вот этот зверь - смесь пчелы, кошки и козы

На фото видно, что в храме дежурит несколько полицейских и смотрителей. Но тот редкий случай, когда конкретно нам они не пытались впарить свои услуги гида.

Как и все другие объекты в Египте, храм открыт до заката. Цена билета - 80 египетских фунтов, для студентов 40 фунтов. В стоимость билета входит и музей Собека, это небольшой зал, где выставлены мумия крокодилов и ряд ритуальных принадлежностей. Цена съемки тут - 50 фунтов, но никто особо не следит.

В Новое царство проживание тотемных животных при храмах было частой традицией. В случае с крокодилами они жили при храмах всю жизнь, о них заботились и хорошо кормили, а когда они умирали, их мумифицировали и хоронили. Крокодилы из этого музея были найдены в храме Хатхор при основном храме, а также в некрополе El-Shatb неподалеку


Бронзовая статуэтка Себека


Приспособления для мумификации крокодилов


Мумии крокодилов


Мумии крокодилов - макет


Крокодильи яйца

На набережной теплоходы с туристами ждут толпы торговцев. Меня один активно пытался развести на покупку. Предложил футболку за 5 фунтов (30 центов), цена отличная, думал прибарахлиться, сказал, какой размер нужен и ушел смотреть храм. На выходе продавец меня ждал, только теперь он за майку хотел 200 фунтов (12 долларов). А про 5 фунтов он сознался, что типа британских фунтов. Такой себе развод для простачков в надежде на то, что, типа, я оценю его старания и все равно куплю. В итоге последняя цена, которую он мне предлагал, была, по-моему - 80 фунтов - 5 долларов. Можно купить, если она тебе нужна, но мне была не нужна.


Круизный теплоход пришвартован у берега


Набережная перед храмом

Если будете останавливаться в Асуане, то для проживания рекомендую небольшой отель в нубийском стиле

Loading...Loading...